Черевички из какой сказки

Пьеса создана по повести н.в. гоголя ночь перед рождеством.эту чудесную сказку николая васильевича, как кузнец вакула, чтобы завоевать сердце красавицы

Пьеса создана по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Эту чудесную сказку Николая Васильевича, как кузнец Вакула, чтобы завоевать сердце красавицы Оксаны, отправился к самой Царице за расшитыми золотом черевичками, знают все! Оказалось, что черевички – лишь каприз, досадное недоразумение, на самом деле и Оксана любит кузнеца, да гордыня не давала дивчине в этом признаться! К счастью, это испытание влюбленные выдержали, и больше ничего уже не могло их разлучить…

 ЧЕРЕВИЧКИ

Действующие лица:

РАССКАЗЧИК
КУЗНЕЦ ВАКУЛА
ОКСАНА
СОЛОХА
ОДАРКА
ЧЁРТ
ПЕРВЫЙ ЗАПОРОЖЕЦ
ВТОРОЙ ЗАПОРОЖЕЦ
ЦАРИЦА

      На сцене за небольшим столиком сидит РАССКАЗЧИК, на столе – настольная лампа и раскрытая книга.

РАССКАЗЧИК (включает лампу, открывает книгу, читает).  Николай Васильевич Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать м славить Христа… Морозило сильнее, чем с утра; но зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за пол версты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат, месяц один только заглядывал в них украдкой, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на сыпучий снег.

      Издалека слышится смех, колядки. А за полупрозрачным занавесом включается свет, там – ОКСАНА, она наряжается, вертится перед зеркалом.

ОКСАНА (кокетливо). Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди: я совсем не хороша! Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже нет им равных на свете? Что хорошего в этом вздёрнутом носе?.. И в щеках?.. И в губах?.. Будто хороши мои чёрные косы?.. Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. (Отодвигает зеркало, любуясь). Ах, нет, я всё-таки хороша!.. Чудо, как хороша!.. Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною муж! Он не вспомнит себя. Он заласкает меня насмерть.

      Входит ВАКУЛА. Занавес раздвигается.

ВАКУЛА. Чудная девка!.. Час стоит перед зеркалом, и всё не наглядится. Ещё и хвалит себя вслух.
ОКСАНА (увидела кузнеца, вскрикнула). Ой, Вакула!.. Зачем ты пришёл сюда? Разве хочешь, чтобы я выгнала тебя за дверь лопатою?.. Все вы мастера подъезжать к нам!
ВАКУЛА. Не сердись на меня, Оксаночка! Позволь поговорить, хоть посмотреть на тебя!
ОКСАНА. Кто же тебе запрещает?.. (Садится на лавку). Говори да гляди.
ВАКУЛА. Позволь и мне сесть подле тебя. Чудная, ненаглядная моя, позволь поцеловать тебя!
ОКСАНА (отталкивает). Поди прочь!.. У тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмазал уж сажей. (Отряхивается, крутится перед зеркалом). Правду ли говорят, что мать твоя ведьма?
ВАКУЛА. Что мне до матери?.. Ты у меня и мать, и отец, и всё, что есть дорогого на свете!
ОКСАНА. Видишь, какой ты!.. Однако что-то девчата не приходят. Давно пора идти колядовать. Мне становится скучно! С ними парубки придут, наговорят смешных историй.
ВАКУЛА. Тебе с ними весело?
ОКСАНА. Да уж веселее, чем  с тобою. (Прислушивается). Кажется, кто-то в окно стукнул, верно, девчата. Уходи, не до тебя теперь!
ВАКУЛА (у дверей). Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною! Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова.

      Вбегает ОДАРКА.

ОДАРКА (смеётся). Коляда, коляда, открывай ворота!.. Чего тут сидишь?.. Там уж все собрались, по деревне идут.
ОКСАНА. Одарка!.. У тебя новые черевички?.. Ах, какие хорошенькие! И с золотом! Хорошо тебе, подружка, у тебя такой человек есть, который всё покупает, а мне вот некому достать такие славные черевички.
ВАКУЛА. Не тужи, моя ненаглядная! Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.
ОКСАНА. Ты?..  Посмотрю я, где ты достанешь такие черевички, которые я могла бы надеть на свои ножки. Разве принесёшь те самые, какие носит царица? (Смеются вместе с Одаркой).
ОДАРКА. Видишь, каких захотела!
ОКСАНА (гордо). Да! А другие мне не нужны. Одарка, при тебе обещаю: если кузнец Вакула принесёт те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово – выйду за него замуж!
ВАКУЛА. Смейтесь, смейтесь! (Оксане). Дурачь, кого хочешь, а меня не увидишь больше на этом свете!
ОДАРКА. Куда, Вакула?
ВАКУЛА. Прощайте! Даст Бог, увидимся на том свете, а на этом уже не гулять нам вместе. Не поминайте лихом!.. (Убегает).

      Свет гаснет.

РАССКАЗЧИК. Тут через трубу Вакуловой хаты клубами повалил дым, пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась верхом на метле ведьма. Это была Солоха, мать Вакулы. Она поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькала вверху. Вдруг с противной стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и вот уж превратилось в чёрта! Мороз крепчал, стало этим двум очень холодно, и они быстро нырнули прямо в трубу.

      Зажигается свет. Хата, где живёт Вакула с матерью. В углу, возле печки,  лежат кучей мешки. Слышен шум в дымоходе, и следом выскакивает СОЛОХА с метлой, за ней – ЧЁРТ.

СОЛОХА. Ох, и крепок нынче мороз!..  Полетать в волю, душеньку отвести не пришлось.
ЧЁРТ (дрожит, к печке жмётся). Бррр…
СОЛОХА (ставит метлу в угол, замечает мешки). Вот безобразник!.. Принёс Вакула мешки да бросил. Пусть только придёт, задам же ему трёпку!..
ЧЁРТ. Поднеси чарочку, хозяйка, зуб на зуб не попадает.
СОЛОХА. Чарочку ему… а ты попроси лучше!
ЧЁРТ (увивается вокруг Солохи). Пожалуйте ручку.
СОЛОХА. Другое дело.
ЧЁРТ (целует руку). Ах, чаровница, ах, волшебница…
СОЛОХА. Уймись, больше одной всё равно не получишь.

      Стук в дверь. Это – ВАКУЛА.

ВАКУЛА. Отвори!..  Мать, открывай скорей!
ЧЁРТ (испуганно). Это кузнец!.. (Заметался по хате). Спрячь меня, Солоха, боюсь его!    
СОЛОХА (смеётся). Вот так кавалер!.. Ну, ежели душа в пятки ушла, полезай в мешок. А я пойду, дверь отопру, да сына впущу. (Уходит).

      Чёрт прячется в мешок. Через некоторое время входит ВАКУЛА.

ВАКУЛА (тоскливо). Неужели не выбьется из ума моего эта негодная Оксана? Эта насмешница?.. Не хочу думать о ней, а всё думается. Сама против воли в голову лезет!.. (Увидел мешки). Мать велела мешки выкинуть. И в самом деле, завтра праздник, а в хате лежит всякая дрянь. Отнесу-ка из в кузнецу. (Пытается поднять мешок). Чёрт!.. Какой тяжёлый… Уголь там, что ли?.. Или уж силушки у меня совсем не осталось?.. Нет, не желаю, чтобы надо мной все смеялись. Не позволю! Хоть десять мешков таких подниму!.. И… эх, ма!.. (Взваливает на плечи мешок, где сидит Чёрт). Что там сказал пузатый Пацюк: «Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами?»  

      На мгновение гаснет свет, а когда вновь зажигается, то ЧЁРТ сидит на загривке у Вакулы.

ЧЁРТ. Это я, твой друг. Знаю твою беду. Всё сделаю: денег дам, сколько хочешь. Оксана сегодня же твоей будет!
ВАКУЛА. Подслушал, чёрт старый?.. Что ж, изволь. За такую цену готов возить тебя, поганец. (Хватает Чёрта за хвост и стаскивает со спины). Будешь знать, как честных христиан на грех подбивать!.. (Вскакивает чёрту на загривок). Теперь я – хозяин!
ЧЁРТ (стонет). Помилуй, Вакула! Всё сделаю, только отпусти душу на покаяние…
ВАКУЛА. Вот каким голосом запел!.. душа у него, видишь, покаяние захотела. Знаю, что мне с тобою делать. Вези меня сей же час в Петербург! Прямо во дворец к царице!.. (Свистит, погоняет Чёрта).

      Чёрт с Вакулой за спиной убегает.

РАССКАЗЧИК. И кузнец от страха, чувствуя себя поднимающимся в воздух. Однако ж немного спустя он ободрился и уже стал подшучивать над Чёртом. Всё было светло в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. И вдруг заблестел перед ним Петербург, весь в огнях.

      Появляются ЧЁРТ с ВАКУЛОЙ за спиной.

ЧЁРТ. Приехали, слезай: Петербург.
ВАКУЛА. Э, нет, чёрт рогатый. Мне к царице надо.
ЧЁРТ. Показывай, куда: направо, налево?..
ВАКУЛА. А я знаю?..
ЧЁРТ. Так спроси: вон два запорожца сидят, чубаками дымят.
ВАКУЛА. И то верно, посоветоваться надо.  А ты, сатана, полезай ко мне в карман, да сиди тихо, не то перекрещу!..
ЧЁРТ (обречённо). Сразу грозить!.. Открой пошире!..

      Чёрт заходит за спину Вакулы и исчезает (залезает в карман). Вакула подходит к ПЕРВОМУ и ВТОРОМУ ЗАПОРОЖЦУ, что сидят на скамье.

ВАКУЛА (кланяется). Здравствуйте, панове! Помогай вам Бог, вот где увиделись!..
ПЕРВЫЙ. Что там за человек?
ВАКУЛА. Неужели не признали?.. Это я, Вакула, кузнец. Когда вы проезжали через нашу Диканьку, то славно у нас погостили, а я новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки.
ВТОРОЙ. Верно, это тот самый кузнец, который малюет важно.
ПЕРВЫЙ. Здорово, земляк. После с тобой потолкуем, а сейчас нам некогда.
ВТОРОЙ. Сейчас к царице едем, торопимся.
ВАКУЛА. К царице!.. Будьте ласковы, панове, возьмите меня с собою!
ПЕРВЫЙ. Да что ты будешь там делать?.. Нет, не можно!
ВТОРОЙ. Мы, брат, будем с царицей толковать про своё. Важное у нас дело. Мешать будешь.
ВАКУЛА. Возьмите, очень прошу! (Ударяет по карману). Проси, чёрт!

      Чёрт пищит, что-то бормочет.

ВТОРОЙ (чешет в ухе). Может, возьмём кузнеца?
ПЕРВЫЙ (расчихался). Пожалуй… возьмём… Место в карете для хорошего парубка всегда найдётся…

      Запорожцы обнимают Вакулу, и все трое уходят.

РАССКАЗЧИК. Чудно снова показалось кузнецу, когда понёсся он в огромной карете, качаясь на рессорах, когда с обеих сторон бежали мимо дома и мостовая, гремя, казалось, сама катилась под ноги лошадям. Карета остановилась перед дворцом. Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени и начали подниматься на блистательно освещённую лестницу. Робко следовал за ними кузнец, опасаясь на каждом шагу поскользнуться на паркете. Прошли три залы. Вдруг запорожцы пали ниц и закричали в один голос. Кузнец, не видя ничего, растянулся и сам со всем усердием на полу.

      Появляется ЦАРИЦА со свитой.

ЗАПОРОЖЦЫ и ВАКУЛА. Помилуй, мамо! Помилуй!..
ЦАРИЦА (властно). Встаньте.
ЗАПОРОЖЦЫ и ВАКУЛА. Не встанем, мамо! Не встанем. Умрём, а не встанем!
ЦАРИЦА. А у, встать! Я велю!

      Запорожцы и Вакула поднимаются.    

ЦАРИЦА. Светлейший князь обещал познакомить меня с моим народом, которого я до сих пор ещё не видела. Чего вы хотите?.. Простите, пока я добрая.
ВАКУЛА. Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать. Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны ваши черевички?.. Я думаю, ни один швец ни в одном государстве не свете не сумеет так сделать. Боже, до чего хороши!.. Вот бы моей жинке такие же!.. Вот бы она была счастлива!..
ЦАРИЦА (удивлённо). Тебе нравятся мои черевички?.. Если это твоё единственное желание, то его не трудно исполнить. (Слугам). Принесите казаку такие же башмаки, самые дорогие, золотом расшитые!.. (Запорожцам). А вы чего просите?.. Хорошо ли вас здесь содержат?
ПЕРВЫЙ. Спасибо, мамо!.. Провиант дают хороший…
ВТОРОЙ. Хотя бараны у нас в Запорожье куда как лучше.

      Слуга выносит атласную полушку, на которой стоят черевички.

ЦАРИЦА. Возьми, добрый человек, черевички для свой жены. И будьте счастливы.
ВАКУЛА (прижимая черевички к груди, кланяется). Спасибо, мамо! Благослови тебя, Господи!.. (Задом пятится, исчезает).
ЦАРИЦА. Одно желание выполнено. А вы, доблестные запорожцы, чего хотите?
Второй. Нам бы, мамо, свободы побольше, да землицы прибавить… Вот и бумагу привезли, тут всё изложено (передаёт свиток).
ЦАРИЦА. Ишь, какой у вас аппетит. Ну, об этом мы ещё потолкуем, а пока не пора ли нам за стол праздничный сесть?.. Приглашаю!..

      Царица в сопровождении свиты и запорожцев удаляется.

ВАКУЛА (наклоняется к карману). Чёрт, вынеси меня отсюда поскорее!

      Свет гаснет.

РАССКАЗЧИК. Ещё быстрее в остальное время ночи нёсся Чёрт с кузнецом назад, и мигом очутился Вакула около своей хаты. Тут, схвативши хворостину, отвесил он Чёрту три удара, и бедный Чёрт пустился бежать. После чего Вакула вошёл в сени и проспал до утра.

      Кричит петух. ОКСАНА ходит по комнате, выглядывает в окна.

ОКСАНА. Очень на душе неспокойно. Вдруг Вакула и в самом деле ушёл навсегда?.. И никогда не вернётся?.. А что если он задумал что-то страшное совершить над собой?.. Господи, сохрани1.. Не отела я над ним смеяться. Так, пошутила, а он и впрямь отчаялся. Вот гордость проклятая!.. Если вернётся, обещаю, не буду так сурова с ним!..

      Появляется ВАКУЛА.

ВАКУЛА. Здравствуй, ненаглядная моя!
ОКСАНА (радостно). Ой, Вакула!..
ВАУКЛА. Погляди, что я тебе принёс (протягивает ей черевички).
ОКСАНА. Боже… Какая красота!..
ВАКУЛА. Те самые, какие царица носит.
ОКСАНА. Не нужны мне черевички!
ВАКУЛА. Как не нужны?.. Ты же обещала…
ОКСАНА. Я и так люблю тебя, глупый…

РАССКАЗЧИК. Кузнец подошёл ближе, взял её за руку, красавица и очи потупила. Ещё никогда не была Оксана так чудно хороша. Восхищённый кузнец тихо поцеловал её, и лицо её пуще загорелось, и она стала ещё краше.

      Влюблённые обнимаются. Свет гаснет. А на улице молодёжь пошла колядовать. Среди девчат и парубков – ВАКУЛА, ОКСАНА и ОДАРКА. Все смеются, танцуют, празднуют Рождество.

Конец.

Но Пацюк взглянул и снова начал хлебать галушки. Ободренный кузнец решился продолжать:

– К тебе пришел, Пацюк, дай боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции! – Кузнец иногда умел ввернуть модное слово; в том он понаторел в бытность еще в Полтаве, когда размалевывал сотнику дощатый забор. – Пропадать приходится мне, грешному! ничто не помогает на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что ж, Пацюк? – произнес кузнец, видя неизменное его молчание, – как мне быть?

– Когда нужно черта, то и ступай к черту! – отвечал Пацюк, не подымая на него глаз и продолжая убирать галушки.

– Для того-то я и пришел к тебе, – отвечал кузнец, отвешивая поклон, – кроме тебя, думаю, никто на свете не знает к нему дороги.

Пацюк ни слова и доедал остальные галушки.

– Сделай милость, человек добрый, не откажи! – наступал кузнец, – свинины ли, колбас, муки гречневой, ну, полотна, пшена или иного прочего, в случае потребности… как обыкновенно между добрыми людьми водится… не поскупимся. Расскажи хоть, как примерно сказать, попасть к нему на дорогу?

– Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами, – произнес равнодушно Пацюк, не изменяя своего положения.

Вакула уставил на него глаза, как будто бы на лбу его написано было изъяснение этих слов. «Что он говорит?» – безмолвно спрашивала его мина; а полуотверстый рот готовился проглотить, как галушку, первое слово. Но Пацюк молчал.

Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, – говорил он сам себе, – как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

«Вишь, какое диво!» – подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже вымазал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила, заметя притом, что один только Пацюк может помочь ему. «Поклонюсь ему еще, пусть растолкует хорошенько… Однако что за черт! ведь сегодня голодная кутья, а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле, за дурак, стою тут и греха набираюсь! Назад!» И набожный кузнец опрометью выбежал из хаты.

Однако ж черт, сидевший в мешке и заранее уже радовавшийся, не мог вытерпеть, чтобы ушла из рук его такая славная добыча. Как только кузнец опустил мешок, он выскочил из него и сел верхом ему на шею.

Мороз подрал по коже кузнеца; испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься… Но черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал:

– Это я – твой друг, всё сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, – пискнул он ему в левое ухо. – Оксана будет сегодня же наша, – шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо.

Кузнец стоял размышляя.

– Изволь, – сказал он наконец, – за такую цену готов быть твоим!

Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! – думал он про себя, – теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Что теперь скажут мои товарищи, когда узнают, что самый набожнейший из всего села человек в моих руках?» Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде всё хвостатое племя, как будет беситься хромой черт, считавшийся между ними первым на выдумки.

– Ну, Вакула! – пропищал черт, всё так же не слезая с шеи, как бы опасаясь, чтобы он не убежал, – ты знаешь, что без контракта ничего не делают.

– Я готов! – сказал кузнец. – У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! – Тут он заложил назад руку – и хвать черта за хвост.

– Вишь, какой шутник! – закричал, смеясь, черт. – Ну, полно, довольно уже шалить!

– Постой, голубчик! – закричал кузнец. – А вот это как тебе покажется? – При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. – Постой же, – сказал он, стаскивая его за хвост на землю, – будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! – Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.

– Помилуй, Вакула! – жалобно простонал черт, – всё, что для тебя нужно, всё сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

– А, вот каким голосом запел, немец проклятый! Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час на себе, слышишь, неси, как птица!

– Куда? – произнес печальный черт.

– В Петембург, прямо к царице!

И кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух.

Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца. Уже внутри ее что-то говорило, что она слишком жестоко поступила с ним. Что, если он в самом деле решится на что-нибудь страшное? «Чего доброго! может быть, он с горя вздумает влюбиться в другую и с досады станет называть ее первою красавицею на селе? Но нет, он меня любит. Я так хороша! Он меня ни за что не променяет; он шалит, прикидывается. Не пройдет минут десять, как он, верно, придет поглядеть на меня. Я в самом деле сурова. Нужно ему дать, как будто нехотя, поцеловать себя. То-то он обрадуется!» И ветреная красавица уже шутила со своими подругами.

– Постойте, – сказала одна из них, – кузнец позабыл мешки свои; смотрите, какие страшные мешки! Он не по-нашему на-колядовал: я думаю, сюда по целой четверти барана кидали; а колбасам и хлебам, верно, счету нет! Роскошь! целые праздники можно объедаться.

– Это Кузнецовы мешки? – подхватила Оксана. – Утащим скорее их ко мне в хату и разглядим хорошенько, что он сюда наклал.

Все со смехом одобрили такое предложение.

– Но мы не поднимем их! – закричала вся толпа вдруг, силясь сдвинуть мешки.

– Постойте, – сказала Оксана, – побежим скорее за санками и отвезем на санках!

И толпа побежала за санками.

Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках, несмотря на то что дьяк проткнул для себя пальцем порядочную дыру. Если бы еще не было народу, то, может быть, он нашел бы средство вылезть; но вылезть из мешка при всех, показать себя на смех… это удерживало его, и он решился ждать, слегка только покряхтывая под невежливыми сапогами Чуба. Чуб сам не менее желал свободы, чувствуя, что под ним лежит что-то такое, на котором сидеть страх было неловко. Но как скоро услышал решение своей дочери, то успокоился и не хотел уже вылезть, рассуждая, что к хате своей нужно пройти по крайней мере шагов с сотню, а может быть, и другую. Вылезши же, нужно оправиться, застегнуть кожух, подвязать пояс – сколько работы! да и капелюхи остались у Солохи. Пусть же лучше дивчата довезут на санках. Но случилось совсем не так, как ожидал Чуб. В то время, когда дивчата побежали за санками, худощавый кум выходил из шинка расстроенный и не в духе. Шинкарка никаким образом не решалась ему верить в долг; он хотел было дожидаться, авось-либо придет какой-нибудь набожный дворянин и попотчует его; но, как нарочно, все дворяне оставались дома и, как честные христиане, ели кутью посреди своих домашних. Размышляя о развращении нравов и о деревянном сердце жидовки, продающей вино, кум набрел на мешки и остановился в изумлении.

– Вишь, какие мешки кто-то бросил на дороге! – сказал он, осматриваясь по сторонам, – должно быть, тут и свинина есть. Полезло же кому-то счастие наколядовать столько всякой всячины! Экие страшные мешки! Положим, что они набиты гречаниками да коржами, и то добре. Хотя бы были тут одни паляницы, и то в шмак[5]: жидовка за каждую паляницу дает осьмуху водки. Утащить скорее, чтобы кто ни увидел. – Тут взвалил он себе на плеча мешок с Чубом и дьяком, но почувствовал, что он слишком тяжел. – Нет, одному будет тяжело несть, – проговорил он, – а вот, как нарочно, идет ткач Шапуваленко. Здравствуй, Остап!

На чтение 8 мин. Опубликовано

Гоголь написал свою повесть «Ночь перед Рождеством» в 1832 году, она основана на множестве народных поверий. Одно из них является основой произведения. Согласно сюжету, люди верили, что накануне праздника Чёрт способен украсть месяц с неба, и лукавый не преминул этим воспользоваться. Это и стало началом приключений главных героев «Ночи перед Рождеством». Характеристика некоторых персонажей довольно забавная, события происходят на фоне безудержного веселья.

Кузнец Вакула

Вакула — сельский кузнец, очень мужественный и крепкий парень. Он без памяти влюблён в красавицу Оксану, которая насмехается над его чувствами и не принимает ухаживания.

Вакула

В свободное время герой занимается живописью, расписывая храмы. Это смелый мужчина, готовый бороться за свою любовь до конца. Накануне Рождества он впал в отчаяние. Пока местные жители активно готовились к предстоящему празднику, бедняга не находил себе места, всё время думая о возлюбленной.

Вышло так, что за плечами у него оказался Чёрт, и парень, будучи настроенным на погибель собственной души, уже был готов уйти из жизни. Однако всё же он проявил находчивость и оседлал представителя нечистой силы. На нём мужчина добрался до Санкт-Петербурга, где получил туфельки царицы для своей избранницы. Он так и не отдал душу лукавому, оставшись православным.

После того как Чёрт выполнил свою задачу, доставив парня до нужного места, Вакула отходил его хворостиной и прогнал из деревни.

Вакула и Оксана

Кузнецу удалось добиться ответных чувств от Оксаны, но не привезёнными черевичками, а своими мужскими качествами.

В произведении Гоголя характеристика Вакулы положительна. Несмотря на то что он впал в искушение, ему всё же удалось выйти из затруднительного положения и добиться своей главной цели. В этом герое Гоголь сосредоточил лучшие мужские черты:

  • трудолюбие;
  • преданность;
  • искренность;
  • целеустремлённость.

Также следует отметить такое важное качество, как умение держать своё слово.

Красавица Оксана

Оксана — дочь Чуба. Главной героине повести семнадцать лет. Смазливая красотка привлекает внимание многих мужчин. Однако её капризность отталкивает их, заставляя жениться на других жительницах села. Это горделивая и самовлюблённая девушка, привыкшая на всех глядеть свысока. Ей нравится внимание ухажёров, однако она ни в кого из них не влюблена. Девушка проводит много времени перед зеркалом, упиваясь красотой собственной внешности.

Оксана

Характеристика Оксаны из «Ночи перед Рождеством» позволяет понять, что это избалованная, своенравная и привередливая красавица. Девушка отвергает ухаживания кузнеца, так как, по её мнению, он недостоин такой, как она.

Оксана убеждена, что её избранник должен всё время приходить в восторг от её красоты и исполнять любую прихоть. Высокомерие является главным качеством личности героини. Она смеётся над кузнецом, ранит его сердце, а затем обещает выйти за него замуж, если он доставит ей черевички, как у самой царицы.

Когда до девушки доходит слух о том, что Вакулы больше нет, она понимает, что неравнодушна к нему, и сожалеет, что плохо относилась к парню. В итоге гордячка становится примерной женой и образцовой матерью.

Мистическая персона

Чёрт — хитрый, изворотливый и мстительный персонаж, злобное создание ада с уродливым пятачком вместо носа и рожками на голове. Описывая его портрет, Гоголь упоминает тонкие ножки и длиннющий хвост. Спереди он выглядит «совершенно немец», а сзади походит на губернского стряпчего в мундире. Характер такой же скверный, как и внешность.

Вакула и черт

Чёрт был не светлее трубочиста, он умел превращаться в коня, уменьшаясь до мизерных размеров.

По сюжету у этого героя оставалось совсем немного времени, чтобы «шататься по белу свету». Накануне Рождества он всеми силами пытался напакостить:

  • украл месяц с неба;
  • вызвал вьюгу, которая замела все дороги;
  • пытался отомстить кузнецу за то, что он уничижительно изобразил его на своей картине.

Чёрт весел и умён, он любит кокетничать и заигрывать. Описание этого персонажа вызывает, скорее, улыбку, нежели отвращение или какие-либо другие негативные чувства. Герой выглядит проказливым, забавным и смешным, в особенности когда обхаживает ведьму Солоху.

Деревенская ведьма

Солоха

Солоха — мать Вакулы. Она является второстепенным персонажем сказки, однако при этом женщина выступает центром всеобщего внимания проживающих в деревне мужчин. Это ведьма со смелым и весёлым нравом, умеющая обольщать представителей сильного пола и стремящаяся к наживе. Другие жительницы хутора завидуют этой хитрой и коварной особе. Умело задействуя своё обаяние, Солоха сумела привлечь одновременно нескольких ухажёров, в том числе и самого Чёрта. Каждый из поклонников даже не подозревал о том, что у него есть соперники.

Цель героини — покорить Чуба и завладеть его имуществом. Женщина очаровывает мужчин своим обаянием и хозяйственностью.

Будучи изворотливой и расчётливой, она не теряется, когда перед Рождеством к ней в хату заходит то один ухажёр, то другой. Находчивая ведьма заставляет каждого из них прятаться в мешках. Это хорошая хозяйка, остроумная и бойкая баба.

Свидание

Главными чертами героини можно назвать:

  • жадность;
  • хитрость;
  • блудливость;
  • говорливость.

Солоха переживает о том, что если её сын станет мужем Оксаны, то богатый дом достанется только ему. Поэтому она стремится поссорить Вакулу и Чуба.

Чуб, Пацюк и Дьяк

Чуб

Чуб, отец Оксаны, — вдовец, самый состоятельный мужчина на всём хуторе. Жители деревни относятся к нему с большим уважением. Чуб испытывает неприязнь к Вакуле, поэтому не хочет, чтобы дочь выходила за него. Кузнец беден, а это не по душе зажиточному казаку. К тому же его подогревает Солоха, под воздействием любовных чар которой он находится.

Мужчина степенен и немного ленив. Подобно другим казакам, он любит устраивать шумные застолья с приятелями, ведёт разгульный образ жизни.

Когда Чуб узнаёт о проделках Солохи, то это его нисколько не возмущает. Напротив, он восхищается острым умом и изобретательностью этой великолепной женщины.

Пацюк

Пацюк — несколько загадочный герой, на протяжении нескольких лет он проживает на хуторе. Никому из односельчан неизвестно, как он здесь очутился. Он знахарь, который может исцелить от любого недуга. Мужчина обленился от сытой жизни, постоянно сидит дома, ведь он так растолстел, что ему уже сложно пройти через дверь. Он не хочет даже пошевелить руками, чтобы поесть.

Люди сами приходят к нему, когда им нездоровится. Хуторяне уверены, что Пацюку помогает нечистая сила. По слухам, когда-то давно он был обычным казаком. Именно он помог кузнецу отыскать Чёрта. Парень застаёт его за поеданием галушек, этим Гоголь подчеркивает непреодолимую тягу персонажа к чревоугодию под влиянием нечисти.

Дьяк

Дьяк Осип Никифорович — священнослужитель, любящий выпить. Это худощавый мужчина с длинными пальцами. В речи он часто использует церковно-славянскую лексику. Герой предпочитает видеть в своём окружении обеспеченных людей. Он хитёр, стремится занять достойное место в обществе. Мужчина тоже любит наведываться в гости к Солохе. Накануне Рождества он ждал гостей, но из-за того, что чёрт украл месяц, ни один человек не пришёл. Тогда служитель церкви принял решение провести вечер у Солохи, к которой он и раньше любил наведываться.

В доме у деревенской ведьмы он хочет казаться солидным и важным, но вместе с другими любовниками попадает в мешок. Выбравшись на свободу, мужчина стремится сохранить своё человеческое достоинство и пытается выглядеть пристойно. В произведении этот персонаж смешон, так как не соответствует должному образу священнослужителя.

Анализ повести

Солоха принимает гостей

Главным героем «Вечеров на хуторе близ Диканьки» является Вакула, это положительный персонаж. К отрицательным можно отнести Черта, Солоху и Чуба. Благодаря всем им читатель знакомится с культурой украинского народа.

Взаимодействие кузнеца и нечисти, которое осуществляется на протяжении всего произведения, сопровождается забавными эпизодами, где Солоха устраивает одновременно несколько свиданий, капризничает кокетка Оксана, трусливо ведут себя Чуб и Голова.

Простым и интересным языком Гоголь повествует о повседневном быте народа, традициях проведения Рождества. Речь автора изобилует просторечиями.

Украинская деревня

Он с лёгкостью высмеивает отрицательные качества людей, от которых те сами же и страдают. Он это делает посредством объединения сказочных элементов с реальными негативными чертами героев. Это и эпизоды, когда односельчане оказываются в мешках, опасаясь из них выйти.

Произведение имеет счастливую концовку. Своего счастья добивается тот, кто честно зарабатывает и искренне любит. Так, Вакула получает не только черевички царицы, но и любовь дочки Чуба, что оказывается для него самой желанной наградой. Невзирая на сказочность событий, в душе читателя поселяется надежда на то, что мечты осуществляются. Нужно лишь в них верить и творить добрые дела.

Оксана ждет Вакулу

В ходе рассказа автор наводит читателя на мысль, что стремление к материальному несовместимо с духовными ценностями. Система образов в произведении представлена персонажами с различными качествами, что позволяет показать мышление и образ жизни людей.

Гоголь высмеивает трусость, жадность и стремление к наживе. Зато прославляет такие качества, как искренность, отвага и великодушие.

П.И. Чайковский опера «Черевички»

Черевички

Творчество выдающегося классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя всегда привлекало композиторов, однако начало традиции использовать произведения великого писателя в оперном искусстве положил Пётр Ильич Чайковский. Весёлая волшебная повесть «Ночь перед Рождеством» так увлекла маэстро своей поэтичностью и незлобным юмором, что он написал на этот сюжет чудесную лирико-комическую оперу «Черевички» — настоящую зимнюю сказку, в которой переплетается волшебство и красивая романтическая история любви.

Краткое содержание оперы Чайковского «Черевички» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Вакула тенор кузнец
Солоха меццо-сопрано мать Вакулы, моложавая вдова, про которую идёт слух, что она ведьма
Бес баритон нечисть из преисподней
Чуб бас пожилой казак
Оксана сопрано дочь Чуба, возлюбленная Вакулы
Панас тенор кум Чуба
Пан Голова бас кум Чуба
Школьный учитель тенор прибыл в Диканьку после обучения в бурсе
Светлейший князь Потёмкин баритон фаворит императрицы Екатерины II
Церемониймейстер бас придворный чиновник, следящий за порядком церемоний

Краткое содержание «Черевичек»

опера Черевички

События оперы происходят в XVIII веке в украинском посёлке Диканьке и столице России Санкт-Петербурге.

Диканька. Вечер накануне Рождества. Чистое небо, покрытое яркими звёздами, украшает рогатый месяц. На улицу выходит Солоха, за ней тихонечко крадётся Бес. Заметив сатану, вдова заигрывает с ним, а затем уходит в хату. Остановившись возле двери, Бес размышляет о том, что прибыл из пекла, чтобы свести счёты с сыном Солохи Вакулой. Дело в том, что проклятый кузнец очень неприглядно разрисовал его на стенах церкви. Теперь черти в аду издеваются над ним и хохочут. Бес решил устроить вьюгу, чтобы помешать влюблённому Вакуле встретиться с красавицей Оксаной.

Из трубы дома на помеле вылетает ведьма – Солоха, за ней в поднебесье устремляется сатана, по пути воруя месяц. На землю опускается непроглядная тьма, которая мешает казаку Чубу и его куму Панасу найти дорогу к хате Дьяка.

В это время дочь Чуба Оксана, поджидая подруг, нарядилась и любуется собой, глядя в зеркало. Незаметно в хату входит Вакула и восхищённым взглядом смотрит на любимую девушку. Увидев кузнеца, Оксана начинает подтрунивать над ним, Вакула же признаётся ей в любви. Капризная красавица уходит в другую комнату. Между тем домой возвращается Чуб, но Вакула не узнаёт его в темноте и выпроваживает из собственного дома. Оксана тоже выгоняет кузнеца, но оставшись одна, загрустила: она поняла, что любит Вакулу.

Солоха с Бесом после прогулки по небу вернулись в хату. У них прекрасное настроение, однако как только начинается веселье раздаётся стук в дверь, и один за другим в доме вдовушки появляются гости: Пан Голова, Учитель и Чуб. Чтобы поклонники Солохи не встретились друг с другом, предприимчивая хозяйка прячет их в мешки. Домой возвращается Вакула, увидев расставленные кули, кузнец не замечая тяжести, взгромоздив их на спину, уносит из хаты.

Черевички краткое содержание

В рождественскую ночь парубки и девушки, колядуя, разгуливают по улице. К ним присоединяется Оксана вместе с подружкой Одаркой. Навстречу веселой толпе идёт Вакула с мешками за плечами. Своенравная красотка вновь начинает подшучивать над кузнецом, при всех заявляя, что если Вакула принесёт черевички от самой царицы, то она, не раздумывая, станет его женой. Обиженный укорами любимой девушки, кузнец бросает на снег тяжёлые мешки, оставляя только один небольшой, прощается с хлопцами и направляется к реке. Любопытные юноши развязывают кули и весело хохочут, когда из них один за другим вылезают пан Голова, Чуб и Учитель.

Погружённый в горькие раздумья, Вакула приходит к реке. Он сбрасывает с плеч мешок, из которого выскакивает бес. Забравшись кузнецу на спину, сатана обещает парню, что любимая девушка будет его, если тот взамен отдаст свою душу. Однако Вакула перехитрил Беса, оседлал его и приказал лететь прямо в Санкт- Петербург во дворец к царице.

Черевички из какой сказки

Сатана вместе с кузнецом приземлился во дворцовой приёмной. Бес спрятался, а Вакула разговорился с только что пришедшими запорожцами, которым соизволил оказать приём сам Светлейший.

Все проходят в тронный зал. Потёмкин извещает о новой славной победе русской армии, а затем благосклонно беседует с казаками. За разговором, между делом, Вакула просит у Светлейшего царские черевички для своей невесты. Получив подарок, счастливый кузнец вместе с Бесом устремляется домой, к своей ненаглядной невесте.

Праздничное рождественское утро. Убитая горем Солоха у кузни оплакивает своего сына, который, как говорят, наложил на себя руки. Рядом стоит страдающая по Вакуле Оксана. Звучит колокольный перезвон и народ выходит из церкви. Девчата и хлопцы зовут Оксану с собой погулять, но она заплаканная уходит прочь. Вдруг появляется Вакула, и, поднеся подарки Чубу, просит руки его дочери. Задобренный отец соглашается. Подошедшая Оксана не верит своим глазам, ей ничего не нужно, ведь она и так очень сильно любит кузнеца. Все собравшиеся радостно поздравляют невесту и жениха.

Продолжительность спектакля 
I-II Акт III-IV акт
80 мин. 60 мин.

Чайковский «Черевички» Черевички краткое содержание

Чайковский опера «Черевички» Чайковский «Черевички» содержание

Интересные факты

  • Черевики или черевички — на старославянском языке это слово обозначало кожаную обувь. Позднее так назывались женские башмачки с острыми носами и на каблуке.
  • Своё либретто по мотивам повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Яков Полонский посвятил памяти Великой Княгини Елены Павловны, выдающейся женщине, внесшей огромный вклад в развитие Российского государства.
  • «Ночь перед Рождеством» — это произведение Николая Гоголя вошло во второй том циклического сочинения, которое автор назвал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все повести, составляющие сборник основаны на сказках и легендах народа, населяющего Малороссию. Писателя всегда интересовали народные предания и суеверия, он даже просил своих родных записывать различные сказания и поверья, чтобы потом на их основе создавать свои волшебные творения.
  • Чайковский всегда с большим интересом относился к сочинениям Николая Васильевича Гоголя, но, к сожалению, опера «Черевички» стала единственным творением композитора, в основу которой было положено произведение великого русского писателя.

Николай Васильевич Гоголь

  • «Черевички» были седьмой из десяти опер, которые написал Чайковский. Однако именно с этим произведением связано важное событие в жизни композитора. Пётр Ильич так беспокоился за своё любимое детище, что сам изъявил желание впервые выступить в роли оперного дирижёра. Композитор из-за неудачного юношеского опыта не любил вставать к дирижёрскому пульту и, хотя делал это, но весьма редко. Именно после премьеры «Черевичек», прошедшей с большим успехом, Чайковский стал регулярно заниматься дирижёрской деятельностью.
  • После успешно прошедшего премьерного исполнения оперы «Черевички» Пётр Ильич получил много подарков, но два из них особенно запомнились композитору. Артисты, занятые в опере, преподнесли Чайковскому веники (якобы помело ведьмы). Этот шутливый презент автор принял с большим восторгом. Вторым сувениром, восхитившим маэстро, были серебряные туфельки, на которых выгравированы музыкальные темы главных героев оперы.
  • Пётр Ильич Чайковский в Большом театре продирижировал только тремя премьерными спектаклями «Чародейки», а затем передал оперу Ипполиту Карловичу Альтани. Возможно, это послужило причиной тому, что постановка выдержала всего семь спектаклей, а затем и вовсе была снята с репертуара.

Популярные номера

Песня кузнеца Вакулы «Слышит ли, девица, сердце твоё»

Ария Оксаны «Цвела яблонька в садочке»

Дует Солохи и Оксаны «Кто говорит…»

История создания «Черевичек»

Петр Ильич Чайковский

1 февраля 1871 года российская музыкальная культура понесла тяжёлую утрату. Из жизни ушёл Александр Николаевич Серов – замечательный композитор, автор опер Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». За год до его кончины правление Русского музыкального общества г. Петербурга поручило маэстро сочинить оперу на либретто, которое специально для этого проекта написал прославленный литератор Яков Полонский по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед рождеством». Однако из-за внезапной смерти композитора данный замысел не был осуществлён. В 1873 году РМО объявило конкурс на написание этой оперы, в котором Пётр Ильич Чайковский решил принять участие.

Композитора к новой работе побуждали и другие причины. Пётр Ильич, часто бывавший в Украине, хорошо знал культуру и быт проживающего там народа: его привлекал мелодизм местного фольклора. Сочинять оперу Чайковский уехал в Каменку, к своей любимой сестре Александре Ильиничне Давыдовой. Работа над новым произведением, которое называлось «Кузнец Вакула»  началась в июне, а закончилась уже в августе 1874 года. В конкурсную комиссию, возглавляемую светлейшим князем Константином Николаевичем, входили такие авторитетные музыканты, как Н.А. Римский-Корсаков, Э.Ф. Направник и А.Г. Рубинштейн. Претендентов на получение главной премии в размере 1500 рублей насчитывалось шесть человек, однако жюри в своём мнении было единодушно и вознаграждение присудило Петру Ильичу. В этом творческом состязании композитора прельщало то, что постановку оперы обещали поставить в Мариинском театре.

Черевички из какой сказки

Премьерный спектакль готовили тщательно, но то, что Чайковский увидел на сцене во время первого представления в ноябре 1876 года, его совершенно не порадовало. Публика тоже недоумевала, так как ожидала услышать лёгкую музыку в жанре комической оперы, а увидела серьёзное произведение, где на первый план была выведена любовь Оксаны и Вакулы. Сценическая жизнь «Кузнеца Вакулы» была весьма непродолжительной: в течение нескольких сезонов было сыграно всего 18 спектаклей.

В дальнейшем Петра Ильича не покидало чувство неудовлетворённости от того, что его любимое детище — опера «Кузнец Вакула» не оправдала ожиданий. Мысль о переделке произведения стала будоражить композитора ещё в начале восьмидесятых годов: ему было досадно при мысли о том, что опера канула «в реку забвения». В конце 1884 года Чайковский составил план переработки, в начале следующего года, находясь в усадьбе «Майданово, начал его осуществлять и в марте уже завершил. В спектакль он добавил новые сцены и вокальные номера, а также значительно облегчил оркестровую фактуру сочинения. Изменения коснулись и названия произведения: теперь оно стало именоваться «Черевичками».

Закончив новую редакцию оперы, Пётр Ильич рассчитывал, что с её постановкой не будет никаких проблем, однако, несмотря на доброжелательное отношение директора императорских театров Всеволожского, премьерное исполнение спектакля по различным причинам оттягивалось. Чайковский так переживал за постановку, что сам встал за дирижёрский пульт, хотя делать этого очень не любил. И вот, в Большом театре 19 января 1887 года, сопровождаемая оглушительными овациями, состоялась долгожданная премьера. Однако из-за отсутствия сборов, выдержав всего семь спектаклей, «Черевички» были сняты с репертуара и при жизни Чайковского более не исполнялись. 

Постановки

Несмотря на то, что первая постановка оперы «Черевички» триумфально прошла в Большом театре, её судьба на сцене поначалу складывалась не очень удачно. После премьерных спектаклей это произведение Петра Ильича вернулось на театральные подмостки только через год, и то по случаю гастролей в Москве именитых артистов из Мариинского театра Мидеи и Николая Фигнер.

опера Черевички эскизы костюмов

Несколько представлений были успешно даны с 15 февраля по 6 марта 1888 года. Более «Черевички» при жизни великого маэстро не ставились ни в одном театре. Про оперу вспомнили лишь через четырнадцать лет, и в 1902 году поставили в «Московском товариществе артистов частной русской оперы». Премьера состоялась в конце января, оркестром дирижировал Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Успех спектакля привлек внимание дирекции Мариинского театра, и «Чародейка» в 1906 году под управлением Эдуарда Францевича Направника была поставлена в Санкт- Петербурге, однако в репертуарный список театра она всё же не вошла. Опера обрела счастливую жизнь лишь на сценах советских театров. Её успешно ставили в разных городах, но особенно удачным был спектакль Большого театра в 1941 году. Оркестром руководил выдающийся музыкальный деятель Александр Шамильевич Мелик-Пашаев. Сегодня «Чародейка» входит в репертуар многих театров. В последнее время особенно яркими были постановки Камерного музыкального театра под управлением режиссера Бориса Покровского в 2009 году, а также Нижегородского театра оперы и балета в 2013 году.

Опера Петра Ильича Чайковского «Черевички» — это светлая рождественская сказка, которая не могла не полюбиться зрителям. Открывшая лирико-комический жанр в русской опере, она прочно вошла в репертуар музыкальных театров, впечатляя слушателей не только красивой музыкой, но и дивным изображением красивейшей природы, а так же яркими воплощениями персонажей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Петр Ильич Чайковский «Черевички»

  • Будем искать среди персонажей фандома

Андрей

0
0
0

1212 1541255426

Лихой казак, побратим Василя. Влюбился в ведьму Одарку и был готов пожертвовать своей душой, чтобы спасти её.

Басаврюк

0
0
0

То ли человек, то ли дьявол в человечьем обличье. Гулял, спаивал казаков, приставал к красивым девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда! Те кто не брал — на того Басаврюк глядел так жутко, что взять было проще. А если взять — то по ночам к взявшей являлась нечисть и истязала несчастную жертву. Предложил Петрусю искать цветок папоротника, чтобы обрести вожделенное богатство.

Вакула

1
0
1

1212 1541255417

Кузнец, главный герой повести «Ночь перед Рождеством», сын ведьмы Солохи. Влюблен в дочь Чуба, Оксану и даже готов ради неё связаться с чертом и полететь в Петербург за царскими черевичками.

Василиса Кашпоровна Цупчевська

0
0
0

Тетя Ивана Федоровичка, добрейшей души женщина, посылала племяннику во время службы сушеные груши и чистое белье. На момент повествования имела лет около пятидесяти. Замужем она никогда не была и обыкновенно говорила, что жизнь девическая для нее дороже всего. Впрочем, сколько мне помнится, никто и не сватал ее. Это происходило оттого, что все мужчины чувствовали при ней какую-то робость и никак не имели духу сделать ей признание.

Ведьма-картежница

1
0
0

1212 1541255422

Ведьма, игравшая с казаком Василем (дедом дьяка Фомы) в карты, когда в закладе была его шапка. Знатно шельмит при игре.

В фильме приняла обличье жены Василя.

Влас

0
0
0

1212 1541255408

Цыган, который помог Грицько напугать Солопия Черевика, чтоб он согласился на свадьбу с его дочерью. Выторговал у Грицько волов подешевле, за счет оказанной услуги. Подкинул Солопию красный рукав свитки.

Ганна

0
0
0

1212 1541255409

Возлюбленная Левко, козачка, которая приехала в родную деревню после того как некоторое время жила у дальней родни.

Голова (Отец Левко)

0
0
0

1212 1541255413

Отец Левко, деревенский голова, пользуется в своей деревне большим уважением. Не хотел, чтобы Левко женился на Ганне и на все эти просьбы обычно притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».

Сам сватался к Ганне. Вдов; но у него живет в доме свояченица, которая варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница.

Горобець

0
0
0

Старый есаул, персонаж повести «Страшная месть». Во время свадьбы сына выносит иконы, чтобы благословить ими молодых. Один из гостей казаков вдруг превращается в чудовище, отчего есаул догадывается, что перед ними колдун. С помощью икон нечестивца изгоняют.

Григорий Григорьевич Сторченко

0
0
0

Помещик того же Гадячского повета, что и Иван Федорович Шпонька, его сосед. Жил в пяти верстах от хутора Вытребеньки, в селе Хортыще.

Грицько Голопупенко

0
0
0

1212 1541255406

Щеголеватый парубок, «Голопупенков сын» влюбившийся в Параську Черевик и затеявший авантюру, вместе с цыганом ради того, чтобы Солопий Черевик согласился на их женитьбу.

Данило Бурульбаш

0
0
0

Названый брат есаула Горбеца, муж Катерины, дочери колдуна.

Екатерина II

1
0
0

1212 1541255421

Русская царица, очарованная простодушием Вакулы, подарившая ему свои старые туфли для его невесты.

Иван

0
0
0

Казак, брат Петро, более удачлив и более щедр. Был сброшен своим же братом на столе и его душа пребывала на земле, дожидаясь свершения мести, установленной небесами.

Иван Фёдорович Шпонька

0
0
0

Центральный персонаж однодоменной незаконченной повести, племянник Василисы Кашпоровны. Юноша, 38-ми лет, поручик в отставке. Был в детстве благонравным и послушным мальчиком, на службе — не куролесил и практически не пил. Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз.

Ивась

0
0
0

Шестилетний брат Пидорки. Любил Петруся, просил отца чтоб тот не бил его за поцелуй с Пидоркой, передавал сообщения двух влюбленных.

Подробнее »

Катерина Бурульбаш

0
0
0

Жена Данилы, белокожая и чернобровая, дочь колдуна. Когда прибыл на их хутор её отец — ей снились вещие сны.

Корней Корнеич Чуб

0
0
0

1212 1541255415

Казак, отец Оксаны, один из любовников Солохи — матери кузнеца Вакулы. Ненавидит кузнеца, после того как тот сгоряча побил его. Ленив.

Куць

0
0
0

1212 1541255428

Странный человек, утверждает что он добрый Чёрт. Увивается вокруг казака Василя, часто обгоняет его, и не то помогает, не то чинит препоны… Староста деревни Василя заплатил ему, чтоб за убийство гонца к царице. Однако Василя он так и не убил, даже помог ему во время игры в карты с ведьмой.

Персонаж экранизации «Пропавшей грамоты», в произведениях Гоголя лично не фигурировал.

Левко

0
0
0

1212 1541255412

Молодой казак, персонаж истории «Майская ночь или утопленница». Влюблен в Ганну, после того как узнал, что его отец тоже к ней сватается, решил проучить его. Встретил мавку-панночку.

Максим (Василь)

0
0
0

1212 1541255414

Дед дьячка * * ской церкви, Фомы Григорьевича, персонаж повести «Пропавшая грамота». Был послан гетманом к царице с грамотой. Взялся помочь одному из запорожцев, который нехотя сознался что продал душу дьяволу. Лишился важной грамоты и ходил к нечисти, чтоб её вернуть.

Единственный персонаж, который появляется в двух рассказах кряду.

Подробнее »

Мачеха панночки

0
0
0

1212 1541255411

Ведьма, вышедшая замуж за сотника, отца панночки, изводившая падчерицу как в жизни, так в посмертии.

Одарка

0
0
0

1212 1541255402

Подруга Оксаны. Та самая, красивые новые черевички которой глянулись Оксане и стали причиной для насмешки над Вакулой.

Одарка

0
0
0

1212 1541255425

Ведьма, в которую влюбился Сатана. Обитала в заколдованной корчме, от взгляда на неё путники только сильнее хотели выпить. Полюбилась Андрею, побратиму Василя. Он за нее даже душу продал.

Оксана

1
1
1

1212 1541255419

Дочь Чуба, возлюбленная кузнеца Вакулы, самая красивая девушка на селе, но капризна и горгда сверх меры. Насмехается над влюбленным кузнецом, посылает его за черевичками царицы, из-за чего тот едва не решает утопиться.

Осип Никифорович

0
0
0

1212 1541255416

Дьяк в Диканьке, один из любовников Солохи и близкий друг Чуба, приглашал его на кутью.

Отец Афанасий

0
0
0

Поп, который хотел было причастить Басаврюка к церкви. Впоследствии заявил, что всякий кто с Басаврюком знается будет отлучен от церкви.

Отец Василя

0
0
0

1212 1541255429

Старый казак, живет вместе с сыном, его женой и детьми. Дал Василю в дорогу крепкий табак, от которого всякая нечисть расчихается.

Отец Катерины

0
0
0

Потомок казака Петро, колдун-злодей, каковых не было, который был наказанием для Петра. Поднимал мертвецов из могил, вызывал душу своей дочери и вообще хотел на ней жениться.

Отец панночки

0
0
0

1212 1541255424

Сотник, чья жена умерла. Женился второй раз на ведьме, которая изводила его дочь. Выгнал дочь из дому на четвертый день после свадьбы, панночка пеняла, что ведьма извела его душу.

Панночка

1
0
0

1212 1541255410

Мавка-утопленница, некогда была дочерью сотника, утопилась сгоря после того, как отец вторчино женившись на ведьме, выгнал её из дома. Даже на том свете её истязает ведьма-мачеха, поэтому мавка просит помощи у Левко.

Параська Черевик

0
0
0

1212 1541255403

Красавица-дочка Солопия Черевика, персонаж повести «Сорочинская ярмарка». В свои осьмнадцать лет первый раз выпросилась с отцом на ярмарку.

Пацюк

1
0
0

1212 1541255420

Колдун из Диканьки, знахарь, про него ходят слухи что он немногим лучше черта. Довольно ленив — даже галушки ест с помощью колдовства, однако в своих делах дока — сразу узнает, что черт находится в мешке за плечами Вакулы.

Петро

0
0
0

Казак, брат Ивана, предок отца Катерины Бурульбаш. Король Степан предложил большую награду за поимку турецкого паши, который сам с десятью янычарами мог порубить целый полк. Более удачливый Иван получает награду и великодушно разделяет её с Петром. Поехали Иван и Петро на жалованные королём земли и, проезжая по горной тропе в Карпатах, столкнул Петро Ивана вместе с лошадью в пропасть. Иван же зацепился за сук и сумел удержать сына-младенца, которого вёз с собой. И стал Иван просить спасти хотя бы сына, но Петро скинул пикой в пропасть обоих.

Подробнее »

Петрусь Безродный

0
0
0

Красивый, но бедный парубок, влюбленный в Пидорку, дочь своего хозяина. Главный герой повести «Вечер накануне Ивана Купала».

Пидорка

0
0
0

Красавица-дочка Терентия Коржа, сестра Ивася, возлюбленная Петруся.

Подробнее »

Потемкин

0
0
0

1212 1541255400

Фаворит Екатерины, человек которого запорожцы ставили повыше царя.

Сатана

0
0
0

1212 1541255427

Нечистый, питавший страсть к Одарке и уговаривавший её продать ему душу. Охотился на Василя и Андрия строя им препоны. Утверждал, что любит народное пение.

Персонаж экранизации «Пропавшей грамоты», в произведениях Гоголя лично не фигурировал.

Свербигуз

0
0
0

1212 1541255401

Один из казаков диканьки, собирался к дьяку на кутью, однако из-за метели, устроенной чертом, добрался только на Солохи. И свалился к её ногам в усмерть пьяный.

Свояченица головы

0
0
0

1212 1541255423

Живет в доме отца Левко, деревенского головы, варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница. Банда Левко дважды подставляла её в лапы людей головы, искавших смутьяна. Голова даже предлагал её сжечь, за что ему потом досталось, как и за сватовство к Ганне.

Солопий Черевик

0
0
0

1212 1541255404

Солидный казак, отец Параськи. Находится под пятой второй своей жены Хавроньи, хотя дочку очень любит.

Солоха

0
2
3

1212 1541255418

Мать Вакулы, ведьма, которая в Рождественскую ночь покрала все звезды с неба. Привечает многих степенных казаков. А также черта и дьяка — главное чтоб сына дома не было.

Терентий Корж

0
0
0

Старый казак, у которого работал Петрусь Безродный. Отец Пидорки и Ивася. Не желал даже слышать о любви дочки с бедным безродным сиротой.

Хавронья Черевик

0
0
0

1212 1541255405

Неугомонная жена Солопия Черевика, мачеха Параськи, строила препоны замужеству падчерицы. Выучилась держать сожителя в ежовых рукавицах, а падчерицу — в черном теле.

Муж звал её Хиврей.

Черт

2
0
2

1212 1541255407

Один из обитателей ада. Встречается в разных произведениях цикла, с разными историями.

Подробнее »

Яга

0
0
0

Ведьма. Персонаж повести «Ночь накануне Ивана Купала». Одна из союзниц Басаврюка, помогала Петрусю отсыкать цветок папоротника. Привела ему Ивася, который стал жертвой за обретаемое Петрусем богатство.

  • Чему учит сказка шабарша
  • Чему учит читателя классическая литература сочинение по литературе
  • Чему учит сказка шелковая кисточка
  • Чему человек может научиться в путешествии сочинение вывод
  • Чему учит сказка цветик семицветик катаева