Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

5 11 ответов: 2 0 сказка удивительная. злая мачеха как бы ни старалась, но ничего у не не выходит. доброта

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс


5

11 ответов:

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



2



0

Сказка удивительная. Злая мачеха как бы ни старалась, но ничего у неё не выходит. Доброта и верность царевны настолько велики, что все злые козни оканчиваются крахом. Значит, зло не всесильно, хоть и доставляет массу неприятных, а иногда и страшных моментов. Красота сама по себе без прекрасных душевных качеств ничто, пустота и зависть.

А ещё каковы семеро богатырей! Они настолько деликатны, что просто диву даешься.

Их отношение к незнакомой, а кто её знает, вообще какой-то неизвестной забредшей к ней девице настолько уважительное, нежное, подчеркнуто деликатное, что …добрым молодцам урок. Как они отреагировали на то, что ей милей королевич Елисей!

О верности в любви, доброте, незлобивости, порядочности — об этом сказка.

И такой же избранник царевны — королевич Елисей.

Замечательная история, сказочная.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



2



0

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, учит нас многому, но только не всегда получается учиться на чужих ошибках, все чаще наступаем на собственные грабли. Царевна очень добрая и доверчивая девушка, а в современном мире все же надо быть не на столько доверчивой, чтобы кушать еду от абсолютно не знакомого человека. Но все же справедливость в данной сказке восторжествовала и добро в очередной раз победило зло.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

Главная мораль любой сказки уже по определению в том, что добро всегда сильнее зла. Но это только один момент. Мне бы хотелось заострить наше внимание на нескольких других уроках этой сказки. Прежде всего самовлюбленность и самолюбование, то что называют нарциссизмом, до хорошего не доводит. Когда человек слишком уверен в своей исключительности и внезапно оказывается это не так, возможно всякое, такая тоска возьмет, что хоть на месте умирай. Далее, эта сказка учит никогда не терять надежду. Царевич Елисей долго искал царевну, справлялся о ней у солнца, месяца и ветра и даже услышав о ее смерти, решил все равно добраться до гроба, чтобы хотя бы попрощаться. А в жизни все-таки случаются чудеса и это еще один урок сказки. Гроб разбивается, царевна оживает, мачеха-царица умирает от тоски. И наконец самый окончательный вывод: красота великая сила. Краса и кротость царевны спасли ее когда ее вела в лес Чернавка, сделали семерых богатырей ее преданными поклонниками, даже собака полюбила царевну и как могла пыталась предостеречь ее от отравленного яблока.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

Наверное, каждый может найти что-то для себя в «Сказке о мёртвой царевне…» — лично я помню, что сначала прочла «Белоснежку», поэтому пушкинскую сказку воспринимала как пересказ данного сюжета, но только в стихах и с добавлением национальных особенностей… Чему учит? Скорее всего, учит осмотрительности, осторожности — коварный враг может находиться гораздо ближе, чем ожидаешь. Учит вере в хороших людей, в любовь — всегда найдутся те, кто выручит и поможет. Учит благодарности — никогда нельзя забывать даже одного доброго дела, которое кто-то сотворил в твой адрес… Вот замечательный старый мультфильм, посмотрите.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

эта сказка не стала исключением и как во многих здесь добро побеждает зло , так что можно сказать в первую очередь она учит нас доброты а так же не мало важно справедливости , так же здесь можно найти осторожность

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» гласит, что чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости, лжи, лицемерия. Человек всегда должен стремиться к развитию наиболее благодатных качеств.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

Как и любая другая русская сказка,эта учит нас тому,что в людях должно быть милосердие и сочувствие.И в любой сказке всегда есть противостояние добрых и злых сил, но ведь в итоге добро будет всегда побеждать зло.

Потому что добрых людей вокруг нас гораздо больше,чем злых.И сказка нас учит тому,что добро это благодетель и оно всегда будет вознаграждено,а вот зло является грехом и оно на самом деле будет наказуемо.

И что мир состоит из людей,которые могут вовремя оказать посильную помощь,не прося за это какой то награды.

И что каждый человек должен развивать в себе лучшие качества,которые всегда будут ценны в жизни.

фото

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

Сказка учит и тому, что надо терпеливо относиться к ударам судьбы,быть добрым и милосердным. Именно за такой нрав. характер девушка-царевна получает в конце концов счастье, любовь. Учит верить в доброту людей.Тому, что злые люди в конце концов получат по заслугам.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

Злость перемешанная с так называемой хобби, суть которой по пакостничать, это сверх бесчеловечность, которую подчеркивает автор в своем прекрасном стихотворном произведении.

Главная черта человеческого характера, которой пронизана сказка, это искренность и вера в добро.

В конечном счете, как это бывает добрых сказках, добро побеждает зло.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



0



0

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях учит справедливости, зло наказывается, а добро торжествует и все живут в мире и гармонии. Как ты отнесешься к миру, так мир отнесется к тебе, если любишь природу, под дубом найдешь местечко спрятаться от дождя, любишь людей — каждый будет рад тебе помочь.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



0



0

Конечно же учит добру и справедливости. Что всегда добро побеждает зло, все придет со временем если быть порядочным человеком. Ещё сказка показывает как может закончить жизнь самовлюбленный человек если будет себя так вести. Злая мачеха наказана.

Читайте также

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Возможно она учит о том, что если ты добрый и порядочный, то в случае, когда тебе будет нелегко, тебе могут начать помогать сами боги или открыться какие-нибудь секреты. Ведь всем понятно, что месяцы — это просто период в году, а не какие-то люди. И того, кого главная героиня увидела, были на самом деле не месяцами, а некими ангелами, которые перед ней сыграли олицетворение месяцев. Они спустились на Землю, для того, чтобы помочь ей в трудную минуту, не дать пропасть в зимнюю стужу.

Сказка это о том, что главную героиню послали в лес за подснежниками в ту пору, в которую они не растут. Девушка уже отчаялась, как вдруг увидела сидящих кругом 12 человек. Они сказали, что они 12 месяцев. Вообщем они ей помогли, быстро поменяв сезоны, от чего выросли подснежники.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Сказка «Царевна Несмеяна» на самом деле мало говорит о самой царевне. Ее главный герой простой трудолюбивый мужичок, который не покладая рук трудился на богатого мужика, и при этом был настолько скромен, что за все труды брал лишь одну денежку в год, которую тотчас ронял в колодец. Так продолжалось три года и на третий год мужичок деньгу не только не уронил, но и предыдущие две всплыли. Однако мужичок оказался настолько добр, что раздал денежки мыши, жуку и сому. В итоге именно эта троица рассмешила печальную царевну. То есть данная сказка учит тому, что труд есть основа всего на этом свете, что тот кто трудится, будет награжден по заслугам, что труд есть высшее счастье. А доброта и щедрость помогают человеку обрести друзей, которые в свою очередь окажут и ему необходимую услугу.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Сказка Андерсена «Цветы маленькой Иды» учит взрослых, что у детей есть свой особый мир, который не очень понятен взрослым. Студент рассказал девочке историю, которую он придумал, чтобы объяснить ребенку почему цветы поникли. Они были на прекрасном балу, где танцевали всю ночь и устали. Девочке приснился чудесный сказочный сон про цветочный бал. Конец у этой сказки, как и у многих сказок Андерсена, печальный. Девочка хоронит увядшие цветы вместе со своими кузенами в саду, но она верит, что в следующем году цветы вновь вырастут и будут еще прекраснее. Прекрасные, свежие цветы были только во сне маленькой Иды.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

«Премудрый пескарь» не столько сказка, сколько назидательная притча. Ее главный герой пескарь, хоть и слыл премудрым, на самом деле был дурак дураком. Всю жизнь он только и делал, что прятался от тех кто крупнее и сильнее его. Даже жениться не стал, чтобы никто его не заметил лишний раз. И прожил пескарь жизнь долгую, но абсолютно не примечательную. Пришло время помирать, а у него и воспоминаний только как он дрожал и прятался. И понял пескарь, что не жизнь у него была, а существование. Вот именно эту мораль и следует вынести из этой истории. Лучше прожить короткую, но насыщенную событиями жизнь, сгореть как метеор, но осветить своим пламенем путь многим тысячам, чем пролежать всю жизнь на диване, не оставив после себя даже малого следа. Жизнь человека слишком уникальное явление, чтобы растрачивать ее попусту.

Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Сказки в моей жизни занимают верхние строчки в моей жизни. Сам вырос на сказках. Читал их и в школе и на досуге, и сейчас каждый вечер читаю свои детям. Ведь без сказок жить нельзя. В них заложена вся энергетика русского народа. На сказках люди учатся, познают себя и окружающий мир. Незря очень-очень давно начали сочинять и рассказывать сказки. С тех давних пор и пошло выражение «Сказка лож, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Краткое содержание

1) Через год после смерти первой жены царь женится на красивой, но своенравной новой царице, у которой было необычное волшебное зеркальце.

2) Оно заявило царице, что теперь не она «всех красивей и милее», а падчерица, поэтому царица решила погубить девушку, поручила служанке Чернавке завести царевну в лес и оставить её там «на съедение волкам».

3) Царевна обнаружила в лесу терем, в котором жили братья-богатыри, они полюбили добрую и милую девушку как свою сестру.

4) Через какое-то время царица от зеркальца узнала, что падчерица жива, дала Чернавке отравленное яблоко и отправила её в лес, чтобы избавиться от царевны.

5) Опечаленные богатыри не поверили, что их названая сестра умерла, поэтому соорудили ей хрустальный гроб, где и обнаружил «спящую» невесту царевич Елисей.

6) Царевна ожила, счастливые влюбленные отправилась во дворец, чтобы сыграть свадьбу, а царица-мачеха при виде их так разозлилась, что разбила зеркальце и умерла.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Главные герои

1) Царевна – дочь царя и его умершей первой жены. Красивая, добрая, спокойная, работящая девушка.

2) Царица – вторая жена царя, мачеха царевны, красивая, коварная, самовлюблённая женщина.

3) Чернавка – служанка царицы-мачехи. Не желает зла царевне, но вынуждена выполнить приказ царицы.

4) Королевич Елисей – жених царевны, в поисках возлюбленной обращается за помощью к силам природы.

5) Семь богатырей – сильные, смелые, справедливые братья. Живут в тереме, ведут общее хозяйство.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Краткое содержание «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя говорят своей красотой и дородством, а младшая молчит. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял ее замуж. Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя — в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая пообещала родить для батюшки-царя богатыря-сына. Все это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет решение: жить всем троим во дворце, старшей быть поварихой, средней — ткачихой, а младшей — царевой женой. Царь ушел с младшей сестрой, а две другие да Бабариха стали советоваться, как расстроить счастье удачливой дурочки, и задумали они обмануть Салтана.

Царь уехал на войну, а тем временем родился у молодой царицы Милитрисы сын. Мирно течет жизнь на широком царском дворе. Одна лишь царица не знает покоя: тревожит ее, что долго нет гонца с ответным письмом от Салтана. Напрасно Скоморох пытается равлечь ее своими прибаутками; не веселят ее ни сказки Старого деда, ни притворная доброта сестер, приносящих ей подарки. Но вот появляется развязный и болтливый Гонец; ловкие заговорщицы успели, подпоив его, подменить Салтанову грамоту. Дьяки в смущении читают приказ: «Царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод». Народ мнется в нерешительности, но отступает перед угрозами торжествующих сестер и Бабарихи. Бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море.

Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Милитриса жалобно сетует на судьбу, а заметно подросший царевич весело резвится, радуясь светлому миру. Сделав лук, он отправляется на поиски дичи, но внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя, и метко пущенной стрелой убивает его. К изумлению царицы и царевича Лебедь-птица вышла из моря и заговорила человечьим языком. Она пообещала отплатить добром за добро и исчезла. Незаметно наступила ночь. Мать и сын уснули. А с первыми лучами утренней зари из тумана, по волшебству, возник город. Под праздничный колокольный перезвон и пушечную пальбу из ворот его появилась торжественная процессия. Радостно приветствуют Гвидона жители сказочного города Леденца и просят стать их правителем.

Стал Гвидон князем, но мучает его тоска по отцу. Он смотрит с грустью вслед кораблю, который держит путь в царство Салтана. На зов Гвидона из моря появляется Лебедь-птица. Узнав причину его печали, она превращает князя в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть отца.

Корабль приплыл к Салтанову царству. Царь приглашает корабельщиков в гости, угощает их и расспрашивает о чудесах, которые они видели, путешествуя по белу свету. Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на пустынном острове, о белке, грызущей золотые орешки, о тридцати трех морских витязях и о славном могучем князе Гвидоне, правителе этого города. Салтан удивлен; он хочет посетить чудесный город; обеспокоенные Ткачиха и Повариха отговаривают его. Бабариха рассказывает о чуде, какого нет в городе Леденце, — о заморской царевне неописуемой красоты. Обозленный кознями заговорщиц, шмель по очереди жалит их и, вызвав всеобщий переполох, улетает.

Снова печальный Гвидон бродит у моря. Рассказ Бабарихи не идет у него из памяти. В тоске призывает Гвидон Лебедь-птицу и, поведав ей о своей горячей любви к неизвестной красавице, просит помочь ему. Волнение Гвидона трогает Лебедь-птицу, и она оборачивается прекрасной Царевной, о которой он так пылко мечтал. Царица Милитриса благословляет молодую чету.

В радостном нетерпении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Наконец вдали показался его флот. Под колокольный звон и приветствия народа царь со свитой вступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумленными взорами царя и гостей предстает в хрустальном домике волшебная белочка, проходят тридцать три морских богатыря, показывается прекрасная царевна Лебедь, и наконец, возлюбленная Салтанова жена — царица Милитриса. Царь со слезами обнимает ее и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается буйный пир.

Главная мысль

Добро, даже если на его пути встречается множество препятствий, побеждает несправедливость. Настоящая любовь преодолеет все преграды, она творит чудеса. А зло и козни, которые человек причинил другим, со временем возвращаются к нему и приводят к гибели.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Царь простился со своей женой-царицей и отправился в дальний путь. Сидя у окна, царица долго ждала любимого мужа. Через девять месяцев, ночью накануне Рождества, у царицы родилась дочь. Рано утром вернулся царь, и царица, не вынеся сильной радости, умерла.

Целый год царь горевал, а потом женился снова.

Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

Продолжение после рекламы:
В приданом у молодой царицы было волшебное говорящее зеркальце. Красуясь перед ним, она спрашивала: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». И каждый раз зеркальце уверяло гордую царицу, что она самая красивая на свете.

Между тем царевна выросла и стала белолицей и чернобровой девушкой с кротким нравом. Вскоре нашёлся для царевны жених — королевич Елисей.

Однажды, собираясь на девичник, царица снова спросила у зеркальца, она ли самая красивая. На этот раз зеркальце ответило, что царица «прекрасна, спору нет», но молодая царевна красивее всех. Полная чёрной зависти, царица поручила служанке завести свою падчерицу в лес, связать и оставить на съедение волкам.

Служанка завела царевну в такую глушь, что та обо всём догадалась и стала умолять оставить её в живых Служанка сжалилась и не стала связывать царевну, а царице доложила, что приказ её исполнен.

Вскоре стало известно, что пропала царская дочь. Королевич Елисей отправился искать свою красавицу-невесту.

Царевна тем временем набрела на лесной терем, вошла и очутилась в богато обставленной горнице. По висевшим в углу образам девушка догадалась, «что тут люди добрые живут». Пока хозяев не было дома, царевна прибрала терем и уснула.

Брифли существует благодаря рекламе:

К обеду вернулись хозяева терема, семь братьев-богатырей. Им понравилась хозяйственная девушка, они сразу признали в ней царевну, оставили у себя и отнеслись к ней как к сестре.

День за днем идёт, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей.

Богатыри уезжали то на охоту, то на войну с татарами, а царевна вела хозяйство. Братья полюбили милую девушку и предложили ей выбрать одного из них в мужья. Царевна отказалась, ведь у неё уже был жених, и они снова стали жить в мире и согласии.

Царица же долго сердилась на своё зеркальце, но однажды снова достала его и спросила, они ли самая красивая. Зеркальце сообщило, что царевна, живущая у семи богатырей, по-прежнему красивее царицы. Вызвав служанку, царица пригрозила ей смертью и велела погубить царевну.

Притворившись старой монахиней, служанка отправилась к терему богатырей. Верный пёс не подпустил её к дому, но добрая царевна пожалела старуху и бросила ей ломоть хлеба. Взамен монахиня бросила девушке спелое, наливное яблоко. Царевна надкусила его и тут же упала замертво.

Обнаружив бездыханную девушку, братья не решились её похоронить.

Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала.

Они положили тело царевны в хрустальный гроб, отнесли его в пещеру и подвесили на чугунных цепях к шести столбам. В тот же день злая царица задала зеркальцу свой вопрос и в ответ услышала, что она «всех милее, всех румяней и белее».

Королевич Елисей тем временем бродил по свету в поисках любимой невесты, но о пропавшей царевне никто ничего не слышал. Наконец, царевич спросил у солнца, не видело ли оно царевну. Красное солнце девушку не видело и посоветовало обратиться к месяцу.

Продолжение после рекламы:

Месяц тоже не встречал девушку и отправил Елисея к ветру, который рассказал царевичу о хрустальном гробе в глубокой пещере — там и лежит его невеста. Королевич зарыдал и пошёл в последний раз взглянуть на царевну. Войдя в пещеру, он изо всех сил стукнул по крышке гроба, хрусталь разбился и девушка вдруг ожила.

И встаёт она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!

В это время злая царица беседовала с зеркальцем. Услышав, что царевна всё же красивее, она разбила зеркальце, выбегая из комнаты, в дверях столкнулась с царевной и умерла от тоски и зависти.

После похорон царицы Елисей обвенчался с царевной. Состоялся пышный пир, на котором и рассказчик был, «мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы.

Автор: Гаврилюк Дария Васильевна

Урок-исследование

Цели урока

Содержательная: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина.

Деятельностная:  помочь учащимся научиться анализировать текст сказки; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Задачи

Образовательные:

учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературы.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Маршрутный лист урока. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.

Ход урока

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин… Трудно найти человека, который не знал бы его  замечательные произведения.  Мы с раннего детства знакомы с его сказками. Пушкин жив, пока живут его сказки.

Сегодня мы продолжим работу по знакомству со сказкой.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Я расскажу вам притчу.

– Когда-то давным-давно на свете жил Человек и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился ОН в дорогу, встретилась ему на пути гора. На ее вершине стояли  два сосуда. Один  сосуд был  невзрачный  и наполнен Добром, другой очень красивый, где было  Зло. Заинтересовало Человека содержимое  этих сосудов, и решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил кувшины, перемешалось всё их содержимое и наполнило этой смесью душу человека. Живёт человек и не знает, какова его душа и  чего в ней больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что же будет предметом нашего исследования?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, о красоте человека.

Учитель: правильно, молодцы. 

А какую цель вы для себя ставите?

Узнать: Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

А легко ли распознать добро и зло?

Легко ли и всегда ли побеждает добро?

Цель нашего исследования: Раскрыть нравственный смысл  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Да, ребята, Пушкин велик.  Он является нашим классиком, т.е. человеком, который  смог увидеть и донести до нас такое, что,  оказывается,  может быть и в нашей с вами жизни в 21 веке. Конечно, у  нас другая одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200 лет назад,  но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.

Гипотеза нашего исследования – это слова грузинского поэта Шота Руставели:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина, и вы мне в конце урока скажите: так ли это?

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

3-ий этап. Актуализация знаний.

Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята,  а я нашла определение этих понятий в разных словарях . Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)

4-ый этап.  Работа над темой урока. Изучение нового материала.  Работа с текстом.

Учитель:

– Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Работа с лексикой.   – Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь?»

Заполняем таблицу, выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)

Царица

Царевна

Внешность

Высока, стройна, бела

Белолица, черноброва, красавица

Поведение, характер

Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая

Нрава кроткого такого, душа,  милая, приветливая

Цвет

Черный

Белый, красный

Другие качества

И умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница

Невеста молодая, царевна молодая, трудолюбивая

Отношение автора

Баба гневная, царица злая, злая мачеха

моя душа, царевна молодая, милая девица

Учитель

 Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая  красота?  (нет). Мы видим, что за красивой внешностью  прячется ревность, своенравие, зависть..

Заметьте, на что указывает союз НО противопоставление красоты внешней и внутренней.

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Вот такой прием в литературоведении называется АНТИТЕЗОЙ.

Антите́за (происходит от греческого «противопоставление»)

Антитеза – прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.  Записываем в тетрадь

Учитель: Какими словами описывает автор новую героиню?

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Обратите внимание  здесь опять  союз но…

Если в описании царицы красота внешняя пративопоставлена внутренней, то,  говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю:   подчёркивает, что красота души важнее всего

А какие общие черты их соединяют? (Обе красивы, Обе царского происхождения, Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

– Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? Эпитеты

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Согласны ли вы с этим?

Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Автор напоминает нам, читателям, что красота внешняя может быть обманчива

Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремиться к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!

Физкультминутка

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

Учитель: Как можно определить добрый человек или злой?  По поступкам и по отношению к другим людям.

Работа в группах по заданному плану.

1 группа:  рассказать о поступках молодой царевны в тереме богатырей, почему не приняла  их предложение?

Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни.Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.

В тереме богатырей Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана.Мне всех милей королевич Елисей”).

2группа: как характеризуют поступки царицу-мачеху? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте, а кроме пригожести её ничего не интересует. «…Она, Черной зависти полна…» приказывает Чернавке избавиться от царевны, отдать ее на съедение волкам, дает ей отравленное яблоко)

—  А почему все-таки злые люди хотят уничтожить красоту?  (Она мешает им, на фоне красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)

Что Пушкин имел в виду, говоря, что царица ломлива? Дело здесь не только в «кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана», «исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем не повинных людей.

3 Группа: Рассказать о героях, которые борются со Злом, не хотят, чтобы Зло торжествовало? Соколко, он не пускает Чернавку в терем богатырей, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Не хочет торжества злых сил и Королевич Елисей, который спасает свою невесту, потому что по-настоящему любит царевну. Он поцеловал ее, и царевна ожила, вот на что способна ЛЮБОВЬ.Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая её от вечного сна.

Любовь героев,  их красота и доброта могут творить ЧУДЕСА

Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

За что она наказана?

Учитель: А сейчас, ребята, вернемся к гипотезе нашего исследования…

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

– Каковы главные нравственные идеи сказки?

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

Автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как: зависть, злость, бесчестие.

Поэт возвышает человечность, доброту, душевность, честность, верность, благородство, способность любить.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

Мир будет добрее, если….

Мы будем счастливее, если…

Россия будет успешной страной и мы будем счастливы, если…

Учитель: Это, ребята, в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице:

1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?

а) очень доволен;

б) доволен;

в) не доволен;

г) остался безразличным.

2. На уроке я работал

в группе,

отвечал на вопросы.

Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас.

Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.Идите дорогою добра

Песня «Дорогою добра» (Слова Юрия Энтина,  музыка Марка Минкова) 

Домашнее задание:

  1. Составить Синквейн царица, царевна, поэт.
  2. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки для себя вы извлекли, прочитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Предыдущая

СочиненияГерои повести Прощание с Матерой Распутина сочинение

Следующая

СочиненияЗачем Чичиков скупал мертвые души?

  • Чему должны учить в школе развлекательная речь сочинение на тему
  • Чему бы я хотела научиться сочинение
  • Чемпион мира как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Чемпионат мира по футболу как пишется
  • Чемодан сказок в ганновере