Чему учит сказка вечера на хуторе близ диканьки

Урок 24. н. в. гоголь. жизнь и творчество с обобщением ранее изученного. романтические произведения. вечера на хуторе близ диканькиурок 25.

Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

УРОКИ 31-32
Развитие речи.
Контрольное сочинение

по творчеству Н. В. Гоголя

Цель:


учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу,
опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать стремление
к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
портрет Н. В. Гоголя, черновые варианты сочинений, запись на доске, приложение.

Тип уроков:
урок развития речи; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных
произведений Н. В. Гоголя, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Под сенью дружных муз…»:

работа с портретами Н. В. Гоголя

и воспоминаниями современников о его внешности

У ч и т е л ь.

Чтобы понять душу Гоголя, а следовательно, и его произведения, давайте ещё раз обратим внимание на портреты этого уникального человека
и неординарного писателя. Что особенного заметили вы в нём, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте их
с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя (раздаточный материал; см. «Портреты Н. В. Гоголя»).

Карточка
«Его белокурые волосы… от висков падали прямо… от его покатого, гладкого, белого лба… так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась по
временам весёлость — именно весёлость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым… Какое ты умное, и странное, и больное существо! — невольно
думалось, глядя на него» (И. С. Тургенев).

«Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был
человек самого серьёзного характера, самого строгого настроения духа… Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на
свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием» (И. С. Аксаков).

«Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто… Его длинные каштановые волосы
прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие тёмные шелковистые усики чуть прикрывали полные красивые губы, под которыми была
крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное.
Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдающее и вместе добродушно-горделивое…»
(Г. П. Данилевский).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели уроков

Слово учителя

— Нам с вами уготовано жить в удивительное и трудное время — время переоценки ценностей, время болезненных перемен в общественной жизни, время
мучительных поисков духовных ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания. Труды Гоголя — настоящий
кладезь духовной мудрости, до сих пор скрытый под спудом. Действительно, как справедливо заметил К. В. Мочульский, «В нравственной области Гоголь был
гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского.
Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность
и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы».

Какой величественный пример для назидания даёт нам жизнь и творчество Н. В. Гоголя с его несравненным художественным даром и с его стремлением
к правде и к преображению жизни! Не понять нам Руси, её пути, её исканий и трагедии, если не поймём мы тайну крестного пути Гоголя, муку его души!

Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия.
Перед смертью Гоголь сказал: «Будьте живые, а не мёртвые души!» Этот обращение не только к его современникам, но и к нам, его потомкам.

IV. Работа над темой уроков

1. Постановка и решение проблемного вопроса

с привлечением фотоиллюстраций памятников Н. В. Гоголю в Москве

Скульптор Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре (1909).

Открытка почтовая. Москва. Фирма «Шерер, Набгольц и К». 1909-1910.

Скульптор Н. В. Томский. Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре (1952).

Открытка почтовая. Москва. «Госкиноиздат». 1952 .

У ч и т е л ь. Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одному и тому же
лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один —
общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой — несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце
концов своё творческое бессилие»,— писал Ю. Пелевин.

ДВА ГОГОЛЯ

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И план романов новых в голове.
Другой неподалёку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулится, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
Переселён он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира,
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.
Два Гоголя соседствуют в Москве,
Похожи и как будто непохожи:
От одного — мороз дерёт по коже,
Другой — сияет бронзой в синеве.
Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.
(А. Городницкий)

• Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения?
• Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н. В. Гоголю? При каких обстоятельствах?
• Какое впечатление производит на вас каждый из этих памятников?
• Работа какого скульптора соответствует вашему представлению о Н. В. Гоголе?
• Составьте устное сочинение-рассуждение, выразите в нём свои мысли и чувства.

Подсказка.
Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве открыт 26 апреля 1909 г. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения
писателя. Гоголь изображён в тяжёлой задумчивости. Для писателя настал последний, кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе своего
творчества и уже отрешился от жизни. Скульптор представил Н. В. Гоголя отчуждённым, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния.
Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из
лучших городских скульптур Москвы.

В 1936 году было принято решение правительства «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве». В 1952 г., теперь уже к столетию со дня смерти
писателя, на месте старого памятника поставили новый «правительственный вариант» скульптора Н. В. Томского, с торжественной надписью на постаменте:
«Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Скульптор тоже был Николай
Васильевич.

2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя

1. «Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность или развитие темы “маленького человека”?».
2. «Размышления над страницами “Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя».
3. «Горьким словом моим посмеются…» (по страницам произведений Н. В. Гоголя).
4. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…» (Н. В. Гоголь «Портрет»).

Комментарий.
Темы учитель записывает на доске и организует обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

3. Консультация учителя: обращение к записи на доске
(или раздаточный материал)

Вспомогательный материал для написания сочинений

«Горьким словом моим посмеются…» — слова надписи на надгробии Н. В. Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в каноническом
переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о насилии, воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне
и в повседневное посмеяние». Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу: «Поэзия — это незримая ступень
к христианству».

Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь — это путь
любви. В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста. Убеждённостью Гоголя в возможность преображения и бессмертия человека через
веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.

План к сочинению

«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»

I. Изображение «маленького человека» — одна из основных тем русской литературы XIX в.
II. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя — развитие или закономерность?
 1. Судьба «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»).
 2. «Шинель» Н. В. Гоголя — закономерность и развитие темы «маленького человека».
 3. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского — продолжение традиций и новый аспект в изображении «маленького человека».
III. «Всемирность и человечность русской души».

Тезисный план сочинения
«Размышления над страницами
“Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя»

I. «Выбранные места…» — одно из самых загадочных творений Н. В. Гоголя.
 1. Причины, побудившие автора обратиться к этой книге. «Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?»
 2. «…И всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала…»
II. «…Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…»

 1. Темы и жанр «Переписки…». Сочетание публицистической страстности с высокой художественностью.

 2. Спор Белинского и Гоголя об истинном пути России:

 а) «Брожение внутри не исправить никакими конституциями…» (Н. В. Гоголь);

 б) человек — «вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства» (Н. В. Гоголь);

 в) «опровергайте чужие мнения, несогласные с вашими, но не преследуйте их с ожесточением» (В. Г. Белинский);

 г) «литератор… вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не ожесточение или ненависть» (Н. В. Гоголь).

 3. «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» (Н. В. Гоголь).

 4. «Гоголю суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии» (К. В. Мочульский).

III. «…Сердце моё говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).

Памятка

«Определение роли портрета

в литературном произведении»

Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении, необходимо соблюдать пять правил:

1) необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя;

2) объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя;

3) найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило,
показывают происходящие с героем изменения — динамику образа героя;

4) портрет способен передавать внутренний мир героя;

5) следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Прочитать роман И. А. Гончарова «Обломов».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец сочинения
«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” – закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»

В литературном энциклопедическом словаре термин «маленький человек» трактуется как «обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что
они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное положение» (приниженность,
соединяемую с ощущением несправедливости, уязвлённую гордость). Поэтому «маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, «значительному
лицу». Развитие сюжета строится как история какой-либо обиды, несчастья, оскорбления. «Маленький человек» — человек униженный, бесправный, беззащитный,
одинокий, забитый, жалкий.

В русской литературе XIX в. прослеживаются общие приёмы типизации «маленького человека»: имя, портрет, поступки, сопоставления и противопоставления жизни
героев произведений в определённых ситуациях, а также отношение автора к своему герою. Проза А. С. Пушкина оказалась предтечей Н. В. Гоголя,
Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей русской литературы.

Каждый из них ставит вопросы бытия, представляя авторскую концепцию мира и положение в нём человека. У героев произведений есть свои достоинства: доброта,
кротость, протестующее и примиряющее начало, горечь раздумий о своей судьбе.

Повестью «Станционный смотритель» фактически начат в русской литературе путь «натуральной школы», продолженной Гоголем. По этому пути пошли
затем многие русские писатели, в том числе и Ф. М. Достоевский. Личная трагедия «маленького человека» приобретает социальный характер.

Горечь раздумий А. С. Пушкина, протестующие и примиряющие начала нашли своё отражение в творчестве Н. В. Гоголя.

Герои «Станционного смотрителя» и «Медного всадника», «Шинели» близки при всём различии их характеров и самих произведений. Интонация сострадания объединяет
произведения Пушкина и Гоголя, их «чувствительность» и «лелеющая душу гуманность». Обман, одиночество и беззащитность «маленького человека», его
трогательный и жалкий образ «перешли» со страниц произведений А. С. Пушкина на страницы Н. В. Гоголя.

В. Г. Белинский отметил, что повесть «Шинель» — «одно из глубочайших созданий Гоголя». В отличие от Пушкина, Гоголь увидел в А. А. Башмачкине
страдающего человека, достойного большого сочувствия и сожаления, в его повести звучит протест против угнетения человека, протест против тех общественных
порядков, которые порабощают человека морально, духовно и материально.

У Н. В. Гоголя незаметная жизнь «маленького человека» оказывается лицом к лицу со всем окружающим его миром и даже всемирной историей. В надгробном слове
Акакию Акакиевичу Гоголь утверждает, что несчастие обрушивается на Башмачкина, «как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

Герой «Шинели» — человек, который, кажется, не занимает никакого места среди людей. Его унизительное положение начинается прямо с имени, которое
означает «незлобливый», не способный обидеть другого человека. Он родился «против ночи». «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как
будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», «…родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». У него
и слов нет, чтобы заявить о себе, так как высказывается только предлогами и частицами; лишь на «невыносимые шутки» чиновников он произносил фразу:
«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Незрелая, с точки зрения Белинского, «манера» Девушкина «говорить» была новаторским приёмом, позволявшим осветить изнутри процесс становления личности,
утвердить достоинство «маленького человека».

Однако Акакий Акакиевич обладает «внутренним голосом». Ведь усмехнулся Башмачкин, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством
перед освещённым окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак,
обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошёл своею дорогою».

Гоголь даёт понять, что и в жизни «маленького человека» есть таинственная глубина, закрытая от внешнего мира, как закрыты друг от друга петербургский
внешний мир и неизвестный внутренний мир Башмачкина.

Гоголь нигде не хочет подтвердить или опровергнуть показания своих персонажей, что таинственный мертвец — это Акакий Акакиевич. Для автора важнее
показать, что в жизни зло будет всё равно наказано. «В жизни часто торжествует зло — это правда… Чтобы зло оказалось злом, начальник Акакия Акакиевича
должен хотя бы на минуту почувствовать, что он не прав. Накажи его Гоголь, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться — вышла бы
ложь»,— отметил А. И. Герцен.

«Шинель» — крупная веха в творческом пути Н. В. Гоголя, вершина петербургского цикла. Раскрыв трагическую судьбу «маленького человека», повесть
эта указала тем самым дорогу последующим писателям в изображении «униженных и оскорблённых».

«Мы все вышли из гоголевской “Шинели”». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали
«крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

И сегодня, и в будущем проблемы, поднятые великими русскими гениями, тема «маленького человека» — всё это остаётся и будет волновать умы поколений, так
как отношения личности и государства всегда злободневны. Это закономерное развитие темы, основоположником которой был А. С. Пушкин, а продолжателями — все
русские писатели, в том числе и Н. В. Гоголь.

__________________

Места, связанные с именем

Николая Васильевича Гоголя

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но всё-таки есть несколько мест
на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он
стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там написал
«Мёртвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребёнок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это
не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда

Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.

Быт родового имения Гоголь изобразил позднее в повести
«Старосветские помещики». Неподалёку от Васильевки находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя.

Нежин

В XVIII–XIX вв. Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 г. И. Безбородько основал Нежинскую Гимназию высших наук,
которая по уставу приравнивалась к университету.

В ХIХ в. в этой Гимназии высших наук получили образование Н. Гоголь, Е. Гребинка и много
других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это — один из корпусов педагогического института.

Санкт-Петербург

В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут
великую борьбу со злом — и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде
быстро опустошающегося кошелька, казавшегося в Нежине неистощимым!

С 1831 до 1836 гг. Гоголь почти всё время жил в Петербурге. Это был период его самой усиленной литературной деятельности. Не считая разных журнальных статей
и неоконченных повестей, в эти годы он выпустил 2 части «Вечеров
на хуторе…» и подарил нам такие произведения, как «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Портрет», «Женитьба», «Ревизор», первые главы «Мёртвых душ».

Москва

В статье «Петербургские записки 1836 года» Гоголь сказал о двух столицах Русского государства — новой и древней: «Москва нужна для России; для
Петербурга нужна Россия…». Петербург, по словам Гоголя,— «немец, Москва — русская борода».

Первым постоянным обиталищем Гоголя в Москве был дом Погодина на Девичьем поле. Место Погодин выбрал тихое, патриархальное — как раз то, что
любил Гоголь. В его доме Гоголь продолжал работать над первым томом «Мёртвых душ».

Кремль — любимое место прогулок Гоголя. Он бывает здесь один, бывает и в обществе Берга, Островского, Анненкова. Гоголь любит бывать на Кремлёвском холме
и в дни гуляний, праздников, когда можно лучше рассмотреть московскую толпу, и в ранние часы после заутрени, когда пустынны каменные
плиты на тесной площади, обнесённой соборами.

Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей
— графа Александра Петровича Толстого и его супруги Анны Георгиевны.

Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель. Гоголь занимал две комнаты первого этажа: одна служила приёмной, другая, выходившая
окнами на Никитский бульвар,— кабинетом, который сообщался дверью с людской. Поэт Николай Берг вспоминает: «Здесь за Гоголем ухаживали как
за ребёнком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет». Сейчас
в доме находится библиотека-музей «Дом Гоголя».

Рим

В Риме Гоголь был счастлив. Он провёл в Италии почти десять лет.

Писал из Рима: «Никогда я не чувствовал себя так погружённым в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето — не лето, весна — не весна, но лучше
весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью — не напьюсь, гляжу — не нагляжусь. В душе небо и рай! Никогда я не был так весел,
так доволен жизнью».

Годы жизни в Риме — это годы писания «Мёртвых душ».

Абрамцево, имение Аксаковых

Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры, но чаще других здесь бывал Гоголь,
знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 г.

Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась
двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 г. Оно полюбилось ему.

«Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по
которой я должен был возвращаться домой»,— рассказывает С. Т. Аксаков.

Следующий урок: 33. Обзор: основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики. Мировое значение русской классической литературы >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Анализ повести Пропавшая грамота

Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.

Повествование в повести ведется от лица красноречивого дьяка по имени Фома Григорьевич, рассказывающего увлекательную историю в стиле украинских традиций с использованием фантастического сюжета и оригинального писательского стиля, сочетающего страшное, интересное, необычное.

Композиционная структура повести выстраивается посредством рассказа о жизни отдельно взятых героев, которые в целом создают единый собирательный образ, при этом завязка повести представляется в виде пропажи важного послания для императрице.

Сюжетная линия произведения разворачивается вокруг путешествия казака к потусторонним силам с целью возврата украденной шапки, в которую зашит ценный документ в виде грамоты, представленного писателем в юмористической форме.

Отличительной особенностью повести является мастерское использование писателем фольклорных традиций, создающих живые картины, зримые, ощутимые, самобытные, захватывающие читательское воображение. При этом автор применяет яркий пафос, колоритные зарисовки, а также принцип романтизма, позволяющий разделить реальную действительность с вымыслом.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении простого человека, любящего жизнь, верящего в торжество справедливости, умеющего бороться со злом и заслуживающего уважения даже при наличии отдельных пороков и отрицательных качеств.

Своеобразием повести является использование фантастических элементов, которые приближаются автором к реальной действительности и народному быту. Кроме того, применение авторских лирических и философских отступлений позволяет писателю охарактеризовать запорожское население, а также отдельных украинцев, представляющих собой уникальное явление.

Средствами художественной выразительности в повести представляются прибаутки, присказки, подчеркивающие оригинальность и колоритность произведения, ярко демонстрирующие бесовские происки, являющиеся мотивом договоренности человека и нечистой силы.

2 вариант

Повесть “Пропавшая грамота” была написана Н.В.Гоголем предположительно в 1828-1831 голах. Рукописный вариант произведения значительно превышал по размеру печатную редакцию. Писатель исключил из повести некоторые фрагменты, описывающие путешествие деда дьячка, при этом Гоголь полностью сохранил рукописный сюжет и стиль повествования. Первая публикация повести состоялась в 1831 году в первой книге “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

Жанр: повесть

Тема:

Повесть учит держать свое слово, ответственно подходить к поручениям. В произведении показано, что сперва нужно сделать дело, а потом уже можно гулять.

Сюжет:

Диканьский дьяк Фома Григорьевич рассказывает историю, которая приключилась с его дедом.

Однажды вельможный гетман посылал к царице грамоту с дедом рассказчика. Дед не любил долго собираться, зашил грамоту в шапку, вывел коня, да и поехал по поручению. На другой день он уже был в Конотопе, где в ту пору стояла ярмарка. Дед решил раздобыть себе огниво и табаку. На ярмарке герой повстречал запорожца, вместе они устроили попойку. Дальнейший путь уже продолжили втроем: запорожец, дед и приставший к ним гуляка.

Вечером запорожец рассказал приятелям о том, что продал душу нечестивому. Он попросил их не поспать одну ночь и не выдать его черту. Казаки с готовностью согласились. Однако ночью всех сморил мертветский сон. Наутро они увидели, что запорожец пропал, а вместе с ним исчезли конь деда и шапка.

Дед сильно сокрушался о пропаже шапки, в которой была зашита грамота. Но никто не могу ему помочь. Обратился тогда он за советом к шинкарю. Тот научил деда, как отыскать черта, чтобы потребовать у него назад гетманскую грамоту. Шинкарь посоветовал казаку в глухую ночь отправиться в лес. Ночью цыгане выходят из нор и куют железо. Однако дед должен не обращая внимание на стук идти по узкой тропинке, никуда не сворачивая. В конце наказал шинкарь деду взять собой золото, которое нечисть любит.

Сделал дед все, что советовал ему старик. Набил карманы золотом и отправился в лес, как-только начало темнеть. Узкая тропинка привела казака к реке, на берегу которой вокруг костра сидели мрачные, страшные люди. На его приветствия они не обращали внимание. Тогда достал дед деньги и кинул им. Все сразу переменилось. Оказался дед в пекле, вокруг него черти и ведьмы плясали. Нечисть пригласила его за стол, уставленный яствами. Но не одно блюдо, за которое брался казак, не попадало ему в рот.

Потребовал дед у нечисти свою шапку с грамотой. Предложила одна ведьма ему сыграть на нее в дурня три раза с условием, что если казак выиграет хоть раз, то ему ее вернут, а если нет, то навсегда в пекле останется. Дет согласился. Два раза он проиграл. На третий, незаметно перекрестив карты, выиграл. Упала тут шапка деду прямо в лицо. Потребовал тогда он коня своего, но нечисть показала ему лишь кости. Казак уговорил чертей и ведьм вернуть его на землю. Дьявольский конь вынес его из пекла. Не удержавшись в седле, казак упал на крышу своего дома. Отдохнув несколько дней, герой снова отправляется с грамотой. Ехал он и день, и ночь не останавливаясь, пока не доехал до самой царицы и не отдал ей грамоту.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Пропавшая грамота

Анализ повести Пропавшая грамота

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Детство – это огромный край, откуда приходит каждый

    У каждого человека свои воспоминания о детстве. У кого-то это было время, насыщенное множеством разных событий, у других просто спокойный период роста и развития рядом с самыми близкими людьми — родителями

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье 5 класс

    Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.

  • Почему доктор Старцев стал Ионычем? сочинение по Чехову

    Дмитрий Ионыч Старцев – главный герой повести А.П.Чехова «Ионыч». В начале произведения сообщается, что совсем недавно его назначили врачом в Дялиже, который находился в близи небольшого городка С. В С. Старцев познакомился с семьей Туркиных

  • Сочинение на тему Наивность

    Все мы в детстве были наивными, у нас горели глаза, мы мечтали, с горящими глазами смотрели на все возможности, не видя проблем, препятствий и подвохов. Это, может быть, самое светлое и прекрасное время в жизни

  • Анализ произведения Алешкино сердце Шолохова сочинение

    Бескорыстные взаимоотношения между людьми, чувство сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту всегда ценились в обществе. Жаль только, что некоторым людям эти качества чужды

Другие персонажи

Рассказчик – дьячок, который рассказал историю из своего детства.

Семья рассказчика – отец, торговавший табаком, мать и трое братьев.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Заколдованное место»
  • для самых компанейских — Главные герои «Заколдованное место»
  • для самых крутых — Читать «Заколдованное место» полностью

Воспоминания деда Фомы

Сказка отсылает читателя к воспоминаниям деда Фомы, которого очень любили за истории и рассказы. Всё время рассказчика умоляли поведать что-нибудь интересное. Отказаться от просьб ему было сложно. И вот в очередной раз он решил попугать народ, а начал с того, что если захочет нечистая сила кого-нибудь обмануть, то обязательно это сделает.

Когда дед был еще маленьким и имел 11 лет от роду, отец отправился в Крым на продажу табака, прихватив с собой трехгодовалого сына. Дома остались Фома, его брат Остап, мать и дед.

Дедушка Максим засеял баштан (участок с арбузами, дынями) и отправился из дома жить в курень (шалаш) около посева, а детей взял с собой для компании. Деду нравилось, что мимо его места частенько останавливались проезжающие обозы купить арбуз или дыню, а взамен приносили что-то съестное:

  • яйца;
  • курицу;
  • хлеб и т. д.

Как-то раз проходившие мимо чумаки оказались давними знакомыми деда. Пригласил их старик в шалаш, закурили трубку с табаком и начали вспоминать о былых временах. Дед дал им дыню, а пока возчики ели, он попросил детей показать национальный танец «Казачок». Глядя на развеселившихся внуков, дед Максим не утерпел и тоже пошел плясать.

Было в его огороде одно гладкое место, где находилась грядка с огурцами. Никак не получалось здесь у хозяина его любимое занятие по выращиванию овощей. Он считал это проделками нечисти. Так произошло и в этот раз. Выругавшись, услышал он чей-то громкий хохот за спиной. Обернулся посмотреть: ни друзей, ни детей, только сплошь и рядом поле.

Посмотрел по сторонам дед Максим, увидел старую голубятню и участок земли волостного писаря. В стороне вспыхнула свеча на могиле. Издалека старику показалось, что это клад. Протёр глаза, но не почудилось — горит свеча вдалеке. Собрался было туда пойти, да смекнул, что лопаты с собой не было.

Краткое содержание

Рассказчик, дьячок одной церквушки, рассказал историю, которая произошла с ним в раннем детстве. Отец его вместе с трехлетним братом отправился в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех сыновей и старика-деда стеречь баштан. Это было прибыльное дело: «проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею». Жители соседних хуторов часто носили в обмен индеек, кур, яйца. Словом, семье жилось весьма неплохо.

Дед рассказчика больше всего любил, когда по дороге проезжали возы чумаков. Это были видавшие виды путешественники, пересмотревшие немало на своем веку. Любой из них «пойдет рассказывать — только уши развешивай».

Однажды у деда Максима на привал остановились знакомые ему чумаки. На радостях он угостил каждого медовой дыней и велел внукам развлечь гостей веселыми танцами. Вскоре старик сам не выдержал и принялся выделывать такие коленца, что чумаки только диву давались. Но неожиданно, дойдя до определенного места, ноги его словно деревенели и сами собой останавливались. Упрямый дед Максим «пустился снова и начал чесать дробно, мелко, любо глядеть; до середины — нет! не вытанцовывается, да и полно!».

Услышав смех, дед оглянулся и понял, что нечистая сила сыграла с ним злую шутку и перенесла на самый конец села, в огород попа. Заметив зажженную свечку подле могилки, Максим смекнул, что там, должно быть, зарыт клад. Он отметил место большой веткой дерева и отправился домой. На следующий день старик пришел сюда с лопатой, но так и не нашел заветное место, как ни старался. Нечистая сила водила его кругами, а после начался сильный дождь.

Тогда Максим подошел к заколдованному участку на своем огороде, и «ударил в сердцах заступом». Он вновь оказался возле могилки и принялся копать землю. Но нечистая сила не оставляла в покое старика – кто-то постоянно чихал, гудел, трещал под самым его ухом, из темноты появились звериные головы, которые его дразнили. Максим не на шутку испугался: «боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него». Однако он продолжал настойчиво копать, и вскоре отрыл котел с кладом.

Максим схватил свою добычу и что есть силы припустил домой, прочь от страшного места. Когда же довольный старик принес котел домой, то оказалось, что в нем лежало не золото, а «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое». После этого случая дед это место «загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана». При малейшем же подозрении на странные явления он осенял все крестным знамением и шептал слова молитвы. Позже соседи арендовали у Максима огород, но на том проклятом месте ничего хорошего у них не росло.

Читать краткое содержание Заколдованное место Гоголя

Главным рассказчиком этого произведения является дьяк Фома. Он вместе с читателями в своем рассказе отправляется в далекое прошлое, где с его близким родственником произошли удивительные вещи, природу которых Фома, даже спустя такой длительный промежуток времени, не сумел объяснить.

Однажды, когда Фома был еще совсем ребенком, произошла очень странная и одновременно интересная история. Его отец отправился на заработки вместе с сыном, поэтому они некоторое время жили с матерью, дедом и братьями. Его дед был человеком своеобразным, он значительно отличался от других, видимо, поэтому именно с ним приключилась такая история.

Дед в свое свободное время стеречь баштан. Дело это весьма прибыльное, не отнимает много сил, всегда можно развлечь себя разговорами с прохожими и покупателями. Так и случилось в один из вечеров. В один из дней, за разговором с покупателями, дед Фомы пустился в пляс. Видимо, среди проезжавших людей оказалось много его знакомых и товарищей. Мало того, дед еще и заставил участвовать внуков в этом маскараде.

Войдя во вкус, дед продолжал активные движения ногами, но вдруг он понял, что он не смог двигаться дальше. Внезапно, он оказался совершенно в другом месте. Те, кто принимали участие в разговоре и внуки куда-то непонятным образом исчезли. Дед запаниковал, место было совершенно не знакомым ему ранее. Он слышал какой-то непонятный смех, шел мимо старого кладбища, видел ужасающие картины. Поздно ночью он вернулся домой.

На следующий день он взял с себя слово понять, где находится это место и разобраться, что здесь не так.

Происки лукавого

На следующий день взял дед с собой лопату и уже ближе к вечеру, как только солнце зашло, отправился в поле искать могилку. Было так темно, что мог он разглядеть только голубятню.

Отойдя в сторону, дед не видел уже ничего, даже месяца на небе. И тут пошел дождь, да такой сильный, что пришлось вернуться. Утром Максим пришел к заколдованному месту и в сердцах выругался, ударил ступом по земле и опять очутился на том поле, где была могила со свечкой.

На могиле был камень. Старик, воодушевленный тем, что прихватил лопату, принялся за работу. Его не покидали мысли о золоте. Он достал табак и решил закурить. Тут начались совсем необъяснимые вещи:

  • кто-то сильно чихнул за спиной, обрызгав старичка с ног до головы;
  • с дерева эхом раздавались голоса;
  • виделись птичий клюв, баранья голова и медведь.

Страшно стало не на шутку, решил герой бросить это дело и пуститься наутек, но жалко стало сокровища. Выкопал он ко­тёл и бросился бежать что есть силы.

К тому времени семья закончила трапезу, и мать, ничего не подозревавшая, вышла на улицу выбросить мусор. Вдруг ей почудилось, будто котел по дорожке сам движется, она со страху и выплеснула на него все. Долго же ругался дед, а когда успокоился, решил, наконец, вскрыть свой клад. Детям пообещал купить новые кафтаны, хотел похвастаться, а оказалось, не было в помине золота — один мусор только.

Прошло время, дед запретил подходить к проклятому месту, огородил забором и приказал скидывать туда помои, а если кто-то пытался рассказать про нечистых, сразу же крестился.

“Заколдованное место”

Гоголь Н. В. сказка “Заколдованное место”

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки “Заколдованное место” и их характеристика

  • Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  • Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  • Мать рассказчика. Вылила на деда помои.
  • План пересказа сказки “Заколдованное место

  • Дьячок начинает рассказ
  • Дед и его курень
  • Приезд чумаков
  • Танцы
  • Заколдованное место
  • Могила со свечой
  • Поиски могилы
  • Снова у могилы
  • Страх и ужас
  • Извлечение котла
  • Горячие помои
  • Мусор в котле.
  • Не верь нечистой силе.
  • Кратчайшее содержание сказки “Заколдованное место” для читательского дневника в 6 предложений

  • Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  • Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  • Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  • Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  • Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  • Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.
  • Главная мысль сказки “Заколдованное место”

    Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

    Чему учит сказка “Заколдованное место”

    Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

    Отзыв на сказку “Заколдованное место”

    Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

    Пословицы к сказке “Заколдованное место”

    Силен черт, да воли нет. Было бы болото, а черти будут. Связался с чертом – пеняй на себя. Богу молись и черту фиги не показывай. Не так страшен черт, как его малюют.

    Незнакомые слова в сказке “Заколдованное место”

    Чумак – возчик Баштан – бахча Кавун – арбуз Левада – огород Хустка – платок Кухва – бочка Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Заколдованное место”

    Дьячок рассказывает случай из молодости. Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата.

    На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами. Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать.

    Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит – не получается. Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку.

    Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась – клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился. На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти.

    А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами. На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.

    Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал. Поворачивается дед – никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. “Вот ты где, голубчик” – говорит.

    И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют. Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная – ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице.

    Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало. Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился. А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед.

    Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает. Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь – а это дед. Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает.

    Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать. Хорошие там арбузы выросли.

    Рисунки и иллюстрации к сказке “Заколдованное место”

Анализ произведения Гоголя Заколдованное место Помощь по литературе

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько.

Повести «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта.

Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов.

В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча.

Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки». «курень». «баштан». «хлопцы» . ..

Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства.

Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести — дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми». но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести — само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу…«возле грядки с огурцами». так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер». Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается.

В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда.

В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Природа, растения и животные исландии

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.


Жанр: цикл мистических рассказов и повестей.

Содержание цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»:

  1. «Сорочинская ярмарка»
  2. «Вечер накануне Ивана Купала»
  3. «Майская ночь или Утопленница»
  4. «Пропавшая грамота»
  5. «Ночь перед Рождеством»
  6. «Страшная месть»
  7. «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
  8. «Заколдованное место»

Главные герои цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» и их характеристика

  1. Грицько Голопупенко. Находчивый, веселый, решительный парубок, нанявший цыган.
  2. Петр-Петрусь. Красивый парубок, поддавшийся нечистой силе и убивший Ивася.
  3. Басаврюк. Дьявол в человеческом обличии.
  4. Левко. Ловкий и находчивый парубок, сын Головы. Помог утопленнице.
  5. Дед Максим. Не побоялся пойти к чертям за пропавшей грамотой, и побывал в заколдованном месте.
  6. Вакула. Силач кузнец, слетавший на черте в Петербург.
  7. Оксана. Капризная красавица.
  8. Колдун. Последний потомок человека, убившего брата и его маленького сына. Страшный злодей.
  9. Шпонька Иван Федорович. Тихий и робкий хозяйственник, боявшийся женитьбы.

Главная мысль цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Смелому и ловкому сам черт ни страшен.

Чему учит цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Эти повести учат быть смелыми, решительными, настойчивыми и находчивыми. Учат не отступать перед преградами и всегда добиваться поставленной цели. Учат не связываться с сомнительными личностями и с нечистой силой, не верить заманчивым обещаниям, не прельщаться богатством. Учат всегда оставаться самим собой, быть добрым и честным.

Отзыв на цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Это очень интересный и занимательный цикл повестей, с большим количеством искрометного юмора и небольшой толикой мистики. Мне очень понравились эти повести, понравились их веселые и смелые герои, которые не отступали даже перед нечистой силы, понравилось красивое описание природы и народных обычаев.

Пословицы к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Не так страшен черт, как его малюют.
Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
Богу молись, да и черту фиги не показывай.
Милые бранятся, только тешатся.

Кратчайшее содержание сказки «Сорочинская ярмарка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Грицько знакомится с Параской, и ее отец Солопий не возражает против свадьбы.
  2. Мать Параски против брака, и Солопий берет свое слово назад.
  3. Цыган обещает помочь Грицько, в обмен на скидку на волов.
  4. Солопия и кума пугают свиные рыла, и они бегут куда глаза глядят.
  5. Солопия хватают и обвиняют в воровстве собственной кобылы.
  6. Грицько спасает Солопия и тот выдает за него Параску.

Кратчайшее содержание сказки «Вечер накануне Ивана Купала» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Простому парню Петрусю нравилась дочь Коржа Пидорка.
  2. Корж выгнал Петруся, а дочь хотел за ляха выдать.
  3. Басаврюк пообещал Петрусю золото и отправил искать цветок папоротника.
  4. Петрусь нашел папоротник, и ослепленный золотом убил Ивася.
  5. Петрусь женился на Пидорке, но стал диким и озлобленным.
  6. Петрусь сгорел, а Пидорка ушла в монахини.

Кратчайшее содержание сказки «Майская ночь или Утопленница» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сын Головы Левко мечтает жениться на Ганне, но к той ходит сам Голова.
  2. Левко решает проучить отца и подговаривает парубков.
  3. Парубки хулиганят на улице и поют про Голову оскорбительные песни.
  4. Голова ловит зачинщика, но каждый раз это оказывается его свояченица.
  5. Левко помогает утопленнице найти ведьму, и та дает ему письмо от комиссара.
  6. Голова, прочитав письмо, решается женить сына на Ганне.

Кратчайшее содержание сказки «Пропавшая грамота» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дед Фомы берется отвезти грамоту царице.
  2. Он встречает запорожца, продавшего душу дьяволу.
  3. Утром дед не видит ни запорожца, ни грамоты.
  4. Он отправляется к чертям и садится играть в карты.
  5. Деду удается выиграть одну игру, и ему возвращают грамоту.
  6. Дед оказывается дома, и наконец отвозит грамоту царице.

Кратчайшее содержание сказки «Ночь перед Рождеством» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Капризная Оксана просит у Вакулы черевички, которые носит царица, и кузнец обещает их достать.
  2. Его мать Солоха прячет многочисленных гостей в мешки, а Вакула роняет мешки по дороге.
  3. Вакула идет к Пацюку и тот указывает ему на черта в мешке.
  4. Вакула летит в Петербург и вместе с казаками проникает во дворец к царице.
  5. Царица дарит Вакуле свои черевички и кузнец возвращается на хутор.
  6. Он дарит черевички Оксане, и женится на красавице.

Кратчайшее содержание сказки «Страшная месть» для читательского дневника в 6 предложений

  1. На свадьбу к Данило является злой колдун, а Данило хочет отыскать его золото.
  2. Катерине снится, что колдун ее отец, а Данило видит, что это правда.
  3. Данило ловит колдуна и садит его в подвал, но Катерина выпускает отца.
  4. Колдун убивает в сражении Данило, а потом убивает сына Катерины.
  5. Он бежит от страшного рыцаря, но нигде ему нет спасения.
  6. Рыцарь убивает колдуна и бросает его в пропасть, к озлобленным мертвецам.

Кратчайшее содержание сказки «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Иван Федорович рос робким и тихим мальчиком.
  2. Он отслужил в армии и по просьбе тетушки вышел в отставку.
  3. По дороге домой он познакомился с соседом, а потом занялся хозяйством.
  4. Тетушка хотела прибрать к рукам соседский лес, и отправила Шпоньку за дарственной.
  5. У Сторченко Шпонька видит Машу, и тетушка решает его женить.
  6. В кошмарах Шпонька окружен женами, которые хотят звонить им с колокольни.

Кратчайшее содержание сказки «Заколдованное место» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дьячок рассказывает о своем детстве.
  2. Его дед встретил чумаков, и оказался в незнакомом месте.
  3. Дед увидел свечу на могиле, и понял, что там спрятан клад.
  4. Он снова встал на заколдованное место и выкопал клад.
  5. Деда пугала нечистая сила, но он потащил котел домой.
  6. Бабка окатила деда помоями, а в котле оказался сор.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Чему учит сказка вечера на хуторе близ диканьки

  • Чему учит роман капитанская дочка сочинение
  • Чему учит рассказ шинель гоголь
  • Чему учит сказка бажова хозяйка медной горы
  • Чему учит сказка белая уточка 3 класс
  • Чему учит рассказ юрина война