Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Урок литературного чтения во 2 классе у страха глаза велики русская народная сказка умк начальная школа xxi века тема: у

Урок литературного чтения во 2 классе «У страха глаза   велики» (русская народная сказка)

                          УМК «Начальная школа XXI века»

            Тема: «У страха глаза велики» (русская сказка)

Цель:

 Познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора, создать условия для формирования УУД

  личностных: создать условия для  личностного   нравственного  ориентирования,  продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов). 

  познавательных: формулирование познавательной цели, умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр

 коммуникативных  : оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

Оборудование:

 карточки для работы в группе; скороговорка

-тетрадь «Литературное чтение» (I ч.),

  пословицы  ; иллюстрации к сказке.

Ход урока

I.        Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок ,                                                                            Много полезного в каждой из строк,                                                                                             Стих это будет иль сказка, рассказ —                                                                                  Вы учите их, а они учат вас!                                                                                              —  Давайте  улыбнёмся друг другу, поделимся своим теплом, добротой, хорошим настроением. Каждый урок – это урок новых открытий. Готовы ли вы к трудностям, не боитесь их? Тогда в путь!

II.  Актуализация опорных знаний                                                                                -Какие  произведения  устного народного творчества вы знаете?  (Песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки )                                     -Почему народные? (Произведения сочинял народ. Содержание передавали в устной форме. Поэтому сюжет мог различаться у разных рассказчиков)             — Почему это устное творчество? ( Потому что не записывалось, а передавалось из уст в уста)

Речевая разминка    Игра «Конфетка»                                                                                            -Кончиком языка упритесь в щёку и растяните её, а затем другую. Проделайте  упражнение 10 раз. Давайте пожуём мягкую конфетку и проглотим её.                                                                                                                            Игра «Вверх – вниз».   Упритесь кончиком языка  в верхнюю губу, а затем – в нижнюю. Для снятия напряжения сделайте жевательные движения.                                          Отработка навыка чтения                                                                                                          

              Как  на  горке,  на  пригорке  жили —  были  три    Егорки…..           –читаем тихо, громче, громко (убыстряя)

III.    Организация восприятия и усвоения учащимися материала

   Характерной  чертой  какого  литературного  жанра является  употребление  в  тексте  сочетания  «жили-были»? Что  вы  знаете  о  сказке? Высказывание детей, а затем  (обратится к кресту информатору)  Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

  Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Почему? (обратиться к выставке книг)

В мире  много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Какие  виды  сказок  вы  знаете? (высказывание детей) , а затем обратиться к кресту информатору —схема: народные,  литературные: бытовые,  волшебные,  о  животных/ .Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока. (сказка)  Мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». А , что вы хотите узнать об этой сказке. Давайте составим с вами план урока. 1.Какая это сказка? 2. О чём она? 3. Кто главные герои сказки? (план повесить на доску)

1. Первичное восприятие   сказки  «У  страха  глаза  велики».  Читает  учитель  и  хорошо  читающие  ученики.

Установка  перед    слушанием:  когда будем читать вы   представьте  события  сказки.
Выявление  первичного  восприятия  произведения.
— Какие картинки вы представили перед собой, когда слушали сказку?
Что вас больше всего рассмешило в сказке?

Словарная работа ( колода, напёрсток, схоронились, колодец)
2. Анализ сказки

Докажите  жанровую  принадлежность    прослушанного  произведения.

—  Перечитайте начало сказки вслух. Какие слова подтверждают, что это сказка?
/ Жили-были/. На  доске —
зачин
— Как вы считаете, почему внучку звали хохотушкой?
—  Почему курочку звали клохтушкой?

—  Почему мышку — норушкой?
—  А теперь найдите завязку, т.е. момент, который стал причиной событий.   (На доске:
ЗАВЯЗКА, СОБЫТИЯ).
/Бабушка, внучка, курочка, мышка пошли за водой, воды набрали и пошли домой/.
—  Какие слова показывают, что у них была вода в вёдрах?
/Трёх-плёх-плёх/.
—  Кто сидел под яблоней?
/Зайка/.

Прочитаем, что случилось с зайкой!

 /Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблоко хлоп – зайке в лоб! Прыгнул зайка , да прямо нашим водоносам под ноги/

Прочитайте  слова,  которые доказывают, что водоносы испугались зайку.
/«Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка взлетела, а мышка под печку схоронилась.»/
—  Про кого думала бабушка, когда убегала? ( про медведя)
—   А внучка про кого думала?  ( волк)
—   А курочке кто показался?( лиса)
—   А зайцу кто предвиделся? ( охотники)
—   Правильно! Но почему водоносы думали о разных нападающих?
/Потому что они представляли, прежде всего своего врага и увидели в зайце того, кого больше всего боялись, а каждый из них боится своего врага (животного/ человека)/.
—  
 В какой строчке самый высокий момент напряжения!    /»Прыгнул зайка да прямо нашим водоносам под ноги»/.

Найдите,  где  происходит  развязка  действия.
На доске:
РАЗВЯЗКА.

 /»Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет — и то видят»»/

IV. Физминутка

 V.Закрепление  изученного  материала.

Вторичный синтез.
— Согласны ли вы с выводом сказки?
—  За что народ высмеивает действующие лица в сказке?
—  Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик?
/ Страх, глупость, наивность/.
—  Что вы можете сказать о зайце?
/ Он тоже был трусом и вообразил, будто за ним гнались охотники/.
— Какие люди в народе ценятся больше всего?
/ Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях/.
— Какие люди осуждаются, высмеиваются?
/ Трусливые, избегающие проблем, глупые/.

  Работа  в  парах.    

Герой

Размер вёдер

Откуда брали воду?

Кого боялись?

Бабушка

Большие

Из колодца

Медведище

Внучка

Поменьше

Из колоды

Волк

Курочка

С огурчик

Из лужицы

Лиса

Мышка

С напёрсточек

Из следа

Котище

IV. Творческая работа.                                                                                                        Открываем тетрадь на стр.36 (задание 1 – герои бабушка, внучка, курочка, мышка)

 Задание – 2; 4,5

 Работа с пословицами ( подчеркнуть)

      Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке:

  Где ум, там и толк.

  У страха глаза велики.

  Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

  Мир освещается солнцем, а человек знанием.

 Робкого и тень страшит.

  Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

 В каждой шутке есть доля правды.

VI.   Итог урока

Русских народных сказок очень много.   Сейчас вы соберёте мозаику из картинок и узнаете сказку, а затем расскажите кто здесь главные герои и чему учит эта сказка.

-Ребята, с какой новой сказкой вы познакомились сегодня? (У страха глаза велики).Какая это сказка?

 —  О чем эта сказка? (Не надо придумывать лишнего)

  — Давайте еще раз вспомним всех действующих лиц сказки.

 VII. Домашнее задание

   – выразительное чтение сказки;

 Рефлексия

Кому на уроке было интересно: поднимите вверх руки и похлопайте в ладоши.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



3



0

Каждый видит свой страх по- своему и у каждого он самый страшный, у бабки- медведь, у внучки- волк, у курочки- лиса и у мышки- котище усатый, не отстал- в описании своего ужаса — и заяц, ему охотники с собаками померещились, вот и основная мысль:»кто чего боится больше всего, тот это и видит, когда испугается».

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



3



0

Несмотря на то, что сказка «У страха глаза велики» предназначена для маленьких детей, она рассказывает нам о вещах серьезных.

Герои сказки — бабушка, внучка, их курочка и мышка, все как один испугались внезапно выскочившего навстречу зайца. Причем все они увидели то, что страшило их больше всего в жизни. Бабушке привиделся медведь, внучка боялась серого волка, курочка конечно же боялась лисы, а вот мышка увидела кота.

Но и заяц тоже перепугался, ведь сперва на него падает яблоко, потом толпа странных существ с криками бежит от него в разные стороны. Заяц подумал, что это охотники, и тоже дал стрекача.

Основная тема этой сказки в том, что страх возникает тогда, когда человек чего-то не понимает, когда он ошарашен неожиданностью. И тогда человек склонен преувеличивать опасность, видит не то что есть на самом деле, а то, чего боится больше всего на свете.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



3



0

Главные герои сказки «У страха глаза велики» шли домой от колодца и несли полные ведра воды. Как вдруг им под ноги бросился заяц, чем вызвал настоящий переполох. Бабушка, внучка, мышка и курочка зайца не разглядели, но испугались и даже ведра побросали. Они прибежали в избу, а далее начали делиться друг с другом впечатлениями.

Мышке показалось, что её атаковала кошка, а курочка предположила, что чудом избежала зубов лисицы. Внучке привиделся волк, а бабушке — медведище. Да и заяц, притаившийся под кустом был страшно напуган, ему показалось, что его чуть-чуть не догнали четыре охотника с собаками.

Поскольку никто из героев не разглядел, кто на них совершил нападение, то они испугались неизвестности. Каждый из них представил себе то, чего он опасался больше всего.

Главная тема сказки — это отношение к неизвестному, которое часто становится причиной страха.

Главный смысл сказки заключается в том, что в неожиданных ситуациях нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику. Это поможет правильно оценить опасность и сделать выводы. Нужно помнить, что наше воображение способно рисовать такие картинки, которых не существуют в реальности.

Страх — плохой помощник, особенно в нестандартных ситуациях, поэтому нужно не нагнетать ситуацию, а сохранять хладнокровие.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



3



0

Сказка «У страха глаза велики» весьма забавна, главные герои испугались зайца, причем сам заяц тоже очень испугался. Бабушке привиделся медведь, внучке серый волк, курочка подумала, что это лисичка, ну а мышке показалась кошка. Заяц перепугался не меньше других, он подумал, что за ним бегут охотники.

Основная тема этой сказки заключается в том, что иногда мы сами себе фантазируем и преувеличиваем, а на самом деле все не так и страшно. Каждый человек может испытывать страх, особенно если с ним произошла неожиданность, которая его испугала, при этом человек способен намного увеличить масштабы своего страха и придумать то, чего и не было на самом деле.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



3



0

Эта забавная народная сказка о том, как бабушка, внучка, мышка и курочка испугались обычного зайца, который перед ними выбежал на дорогу, когда они шли с водой домой. Каждый потом увидел свой «страх». Мышка — кота, кура — лису, бабушка — медведя, а внучка — серого волка. Главная мысль сказки в том, что все непонятное, особенно если оно произошло неожиданно, может напугать, а некоторых даже сильно. Надо не бояться всего подряд, и сначала посмотреть, а может и вообще не будет ничего страшного. Главная мысль сказки еще четко отражается в ее названии. Можно как пример привести полностью поговорку.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

То есть преувеличение у многих именно от страха. Выбежал заяц, а все понапридумывали реально чего боялись.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



2



0

Маленькая, но очень увлекательная сказка, несущая высокий смысл.

мы видим, как обычная и заурядная история стала комичной. Каждый увидел что-то свое. Так бабушка увидела медведя, внучка — волка, курочка — лису, мышка — кота, а зайчик — охотников. Каждый нарисовал в своем воображении то, что больше всего боится

Основная мысль сказки заключается в том, что стоит разобраться в ситуации, ведь иногда в мыслях человек может представить все, что угодно, а на самом деле все намного проще. Основная тема сказки — непонятное и внезапное может напугать, но если разобраться в ситуации, то будет понятно, что это все наше воображение.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



2



0

Сказка «У страха глаза велики» очень интересная. Читая сказку понимаешь, что зачастую мы преувеличиваем наши страхи, боимся того, чего нет на самом деле. Вот и главные герои испугались зайца, который испугался упавшего яблока с дерева. Каждый из героев представил себе то, чего боится больше всего. Бабушка думала, что это медведь, внучка подумала на волка, курочка — лисица, а мышка испугалась, думая о кошке. Но и заяц перепугался, решив, что за ним помчались охотники.

Основная тема сказки: нашу воображение часто играет с нами, рисуя страшные картины. Мы фантазирует и боимся того, чего нет на самом деле. Стоит реально оценивать ситуацию, а не давать волю воображению.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



1



0

Сказка «У страха глаза велики» является русской народной сказкой.

В сказке говорится о бабушке, её внучке, курочке, зайчике и мышке. Все вместе они ходили за водой и у каждого из них были свои вёдра.

Однажды возвращаясь домой с полными вёдрами воды им под ноги выскочил напуганный, упавшим на него яблоком зайчик. Испугались и все герои сказки, побросав вёдра с водой они побежали, что есть мочи домой, а дома рассказали кто кого увидал. Оказалось, что кто-то из них видел медведя, кто-то волка, кто-то лисицу, а кто-то кота.

Зайчик же вернувшись домой рассказывал, что на него напали четыре охотника с ружьями.

Основной темой сказки является страх, который очень пугает, особенно если он неожиданный.

Страх порождает образ того, кого мы больше всего боимся и пережив его зачастую преувеличиваем то, что произошло на самом деле.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



1



0

Забавная сказка о том, как бабушка, внучка, курочка и мышка пошли за водой, но их напугал зайчишка. Прибежали водоносы домой, попрятались и стали рассказывать кто за ними гнался. Причем каждой показалось разное. За бабушкой гнался волк, за внучкой — медведь, за курочкой — лиса, за мышкой — котище. А зайке, который всех напугал привиделись 4 охотника.

Основная мысль сказки — неожиданный испуг преувеличивает врага. С испугу может показаться то, чего не на самом деле. Паника не дает здраво мыслить и разобраться в ситуации.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс



1



0

В сказке «У страха глаза велики» основная мысль заключается в том, что испугавшись, можно представить себе такое, что маленький зайчик, неожиданно появившийся под ногами, покажется кому медведем, кому волком, то есть тем, кого на самом деле боишься.

Страх мешает реальному восприятию действительности. При страхе все видится в больших масштабах, преувеличенно, недаром так сказка называется.

На самом деле шли с ведерками воды бабушка, внучка, курочка и мышка, напугал их заяц, они запаниковали и от страха им почудилось совсем другое. Заяц тоже испугался, ему тоже от страха показалось, что за ним гнались охотники.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Герои сказки «Девушка и Месяц»:

Девушка

Месяц

Олень

Однажды чукотская девушка пасла оленей, ее увидел Месяц, и спустился с неба, так как захотел девушку украсть к себе на небо.

Но украсть Месяцу ее не удалось, потому что один из оленей оказывается волшебным, и спрятал от Месяца девушку в снежный сугроб.

Потом Олень превратил свою хозяйку и в светильник, когда та была дома, и Месяц опять не смог утащить девушку.

Девушка дразнила Месяц, у окошка принимая прежний облик, а когда Месяц ее видел, и вбегал в дом, то опять никакой девушки, только светильник горит.

И так Месяц набегался, что похудел, устал, потерял силы, что чукотская девушка его поймала.

В обмен на свободу Месяц пообещал быть мерилом года, восходить каждую ночь, сменяя день, и теперь так и происходит, Солнце заходит, Месяц всходит.

Мысль сказки — объясняется откуда пошла смена суток и как складывается год)

И как тебе могут помочь в трудную минуту те, от кого и не ждешь помощи, ведь девушка не ожидала, что обычный олень вдруг окажется волшебным и будет помогать. Поэтому будь добр со всеми своими друзьями и с теми, кто с тобой рядом. даже с животными.

А еще, что при помощи хитрости и ума можно и себя спасти, и сделать большое дело, ведь девушка могла просто спрятаться от Месяца, а она нет, решила помочь своему народу! И это замечательно, такими и нужно быть, не только о себе думать.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Русские сказки обладают особой мудростью, они назидательны.

Сказка про кашу из топора учит юных читателей тому, что можно найти выход из любой ситуации, если применить смекалку. Солдат придумал, что сделать, чтобы можно было пообедать у старухи. Он наверно же понял, что она врала, что у нее ничего нет и она сама голодна.

Он увидел топор и предложил старухе сварить кашу из него. Та, конечно, удивилась, но не отказалась. В процессе она дала солдату и соль, и крупу и даже масло. А ведь если бы он прямо попросил у нее эти продукты, она бы ему их не дала.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

В русской народной сказке «Безручка» рассказывается о девушке, которая была несправедливо оклеветана и родной брат отрубил ей руки. но вышла Безручка замуж и родила мужу красавца сына. Но опять вмешалась жена ее брата и подменила письмо от мужа Безручки, который воевал на войне. Выгнали Безручку и пошла она скитаться. Потому уже ее сын пошел на войну и там встретил отца. Все кончилось хорошо и даже руки у Безручки отросли новые. А вот брат ее и злодейка его жена погибли.

Главная мысль этой сказки кончено в том, что добро всегда победит, и что благодетель будет вознаграждена, а пороки наказаны.

Лучше всего к этой сказке подойдет пословица:

RJhunQQUtUcvfy22Z0D4BMmYWSuq6a.png

Главные герои сказки «Безручка»:

Безручка, сперва просто сестра, потом жена, потом мать

Ее брат, который любил сестру, но отрубил ей руки

Жена брата, завистливая обманщица и злодейка

Муж Безручки, полководец

Сын Безручки, великий воин.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Сказка Киплинга «Как было написано первое письмо» — это занимательная история из жизни первобытных людей. В те далекие времена люди еще не знали азбуки и писать не умели, но рисовали достаточно хорошо. Этим и воспользовалась девочка Таффи, придумавшая самое первое рисованное послание.

В сказке рассказывается как Таффи и её отец Тегумай собрались удить рыбу, да сломался багор. В пещере был запасной черный багор, но отец не отпустил дочку за ним. А в это время на берегу появился незнакомый человек из другого племени и сообразительная Таффи решила использовать его в качестве посланника.

Поскольку языка племени чужак не знал, то девочка нарисовала на бересте рисунок и отправила его к своей матери. Незнакомец добрался к пещере и даже вручил послание Тешумай, маме Таффи. Но возникла неразбериха: члены племени, разглядывая рисунок, неправильно поняли его смысл. В результате они предположили, что чужак убил копьем Тегумая, а затем заставили незнакомца вести людей к месту преступления.

История завершилась хорошо: члены племени обнаружили Тегумая и Таффи живыми и невредимыми. С письмом тоже разобрались и сделали вывод, что рисованные картинки расшифровать точно невозможно.

Вождь племени резюмировал произошедшее и высказал мысль, что только когда люди научатся читать и писать, то можно будет передавать информацию точно.

Главная мысль сказки состоит в том, что письменность — великое открытие, поскольку с помощью слов можно написать любой текст, который будет правильно истолкован. Если бы Таффи знала алфавит и умела составлять из букв слова, то она бы не рисовала, а написала бы свое первое письмо. А его смысл члены племени истолковали бы точно.

Автор призывает нас учиться писать и читать, что очень пригодится в жизни. Кроме того, сказка учит нас быть сообразительными и предприимчивыми, и искать выход из казалось бы безнадежных ситуаций.

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Чему учит сказка у страха глаза велики 2 класс

Сказка про Иванушку дурачка учит нас тому, что когда нанимаешь человека на работу, то смотри, а сможет ли он с ней справиться. И когда обьясняешь ему что нужно делать, то обьясняй подробно, чтобы он понял как надо делать и ничего не перепутал. И чтобы не пришлось плакать, то самое дорогое детей доверять надо проверенным людям. Хорошо что Иван оказался ответственным человеком и детей нашёл и привёл домой и ничего страшного не случилось.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Сказка У страха глаза велики

В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.

Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.

А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»

А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»

Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Читательский дневник по русской народной сказке «У страха глаза велики»

Название: «У страха глаза велики»
Главные герои: бабушка, внучка, курочка, мышка.

Второстепенные герои: зайка.

Характеристика главных героев:

Бабка, внучка, курочка и мышка — трусливые и пугливые.

Испугались неизвестно чего.

Характеристика второстепенных героев:

Заяц — быстрый и ловкий.

Обрадовался, что успел убежать.

Краткое содержание сказки «У страха глаза велики»

Герои ежедневно ходили по воду.

Однажды к ногам водоносов прыгнул зайка.

Все перепугались и быстро убежали.

Бабка охала, что медведь напал, внучка — что волк наскочил, курочка — что лиса чуть ли не съела, а мышка — что кота увидела.

Зайчик тоже убежал в лес и подумал про себя, что встретил очень страшных охотников.

План сказки:

Основная мысль произведения «У страха глаза велики»

Главная мысль сказки в том, что неизвестное пугает больше всего.

Основная идея сказки в том, что наше воображение рисует картины, которых на самом деле нет.

Чему учит сказка

Сказка учит держать себя в руках в любых ситуациях, не паниковать и сохранять спокойствие.

Учит не спешить с выводами.

Краткий отзыв по сказке «У страха глаза велики» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любого человека можно напугать, если сделать что-то неожиданное.

В непонятном каждому представляется то, чего он больше всего опасается.

Это интересная, смешная и поучительная история.

Мне понравились её герои, несмотря на то, что они напугались простого зайца.

Но они так смешно представляли себе неведомую опасность, что не улыбнуться было невозможно.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что непонятное всегда кажется пугающим.

Но разгадка часто оказывается смешной.

Пословицы к произведению:

У страха глаза велики.

Не так страшен чёрт, как его малюют.

На всякую беду страха не напасёшься.

У страха глаза — что плошки, а не видят ни крошки.

Пуганная ворона и куста боится.

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Источник

Синонимы

В народном сознании страх доблестью никогда не считался. Пословицы о нём если и не высмеивают людей пугливых, то, по крайней мере, относятся к ним с сочувствием. Вот некоторые синонимичные идиомы:

  • Страх глаза застит;
  • Трус и таракана примет за великана;
  • Не так страшен чёрт, как его малюют;
  • На трусливого и уж – змея.

Чтобы не попасть в нелепое положение, стоит подумать о закалке души, её стойкости и бесстрашии. Тогда и то, чего действительно стоит бояться, будет принято с твёрдостью и достоинством.

В каком темпе следует читать вторую часть сказки?

Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?

Указанная часть произведения требует смены темпа на очень быстрый.

При этом произносить слова нужно чётко, выразительно, не глотая звуков.

Указанную смену интонации можно наблюдать, когда зайчишка прыгнул к ногам водоносов.

«Прыгнул зайка да прямо к нашим водоносам к ногам. Испугались они, ведра побросали и домой побежали…»

Другие пословицы

Ученье – свет, а неученье – тьма

Жизнь без просвещенья ограничена, темна, лишена ярких красок.

Встречают по одёжке, а провожают по уму

При первом столкновении с человеком в первую очередь в глаза бросается внешняя сторона, а только потом нам приоткрывается внутренняя суть.

Век живи – век учись

Открытия подстерегают нас на каждом шагу. Мы не знаем, какие знания понадобятся завтра.

Старый друг лучше новых двух

Надёжный друг не может сравниться с приятной, но незнакомой компанией.
Все пословицы

Книга от авторов этой статьи!

Сборник: «100 популярных фразеологизмов русского языка»

Подробнее

Русская народная сказка «У страха глаза велики». 2-й класс

Класс: 2

Цель. Формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты.

Предметные. Познакомить со сказкой. Учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.

Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка. Формировать умение работать в малой группе (в парах).

Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, аудиозапись сказки «У страха глаза велики», толковые словари, маски животных.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинаем наш урок. Тихо сели, ноги вместе. Книги, ручки – всё на месте? Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать И учиться лучше всех.

II. Проверка домашнего задания

На дом было задано нарисовать иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Затейники» и подготовить пересказ текста от первого лица первой группе и от третьего лица – второй группе учащихся.

1. Работа с иллюстрациями

Значение выражения

Когда говорят, «у страха глаза велики», это значит, что испуганный человек сильно преувеличивает масштабы трагедии.

Помните мультфильм про Крошку Енота? Испугавшись собственного отражения, зверёк бросился наутёк от «того страшного, кто живёт в пруду».

Пугливому представляется катастрофой любой шорох, любая тень. Он дрожит, словно заяц под кустом, или, будто страус, прячет голову в песок.

Герои комедии Гоголя «Ревизор» подавлены страхом перед грядущим проверяющим. Парализованные ужасом, они принимают за ревизора пустого, ничего не значащего молодого человека – Хлестакова.

Если бы совесть чиновников была чиста, никакого страха они бы не испытывали. Свои «грехи» они пытаются искупить взятками и обедами, но напрасно: настоящий ревизор всё-таки грядёт.

Гоголь задумывал не столько социальную драму, сколько разговор о душе человеческой и её отношениях с Богом.

Пословица про страх и его глаза передаёт свойство воспалённого воображения, когда мы преувеличиваем то, что пугает нас.

Кстати, психологи утверждают, что больше всего страшит неизвестность. Вывод прост: избежать ненужных опасений поможет сбор информации

Обратимся внутрь себя

Предлагается выяснять, почему говорят, что у страха глаза велики, на примерах. Вспомните ситуацию, когда вами овладело это негативное чувство. Рекомендуется разбить ситуацию на несколько моментов. Первый: получение известия или вход в ситуацию. Второе: собственная на нее реакция. Третье: выяснение причин ее возникновения. Четвертое: сравнение реальности и собственного к ней отношения. Если самостоятельно проделаете все это, то объяснять смысл пословицы «у страха глаза велики» будете уже на профессиональном уровне.

Допустим, человеку сказали на работе, что начальник очень зол. И спустя несколько минут этот «тиран» пригласил этого работника к себе. Его реакция: сейчас станет ругать (унижать, увольнять и так далее). Бедолага потеет, на ватных ногах идет к начальнику. А тот просто решил прояснить, к примеру, пару моментов из отчета этого специалиста. Поговорили и разошлись. Все в порядке. Теперь применяем к ситуации идиому «у страха глаза велики». Смысл ее, по-видимому, состоит в том, что под влиянием этой эмоции человек преувеличивает опасность. То есть в голове своей он строит ужасающие мыслеформы, а на самом деле ничего такого нет и в помине. Его восприятие затуманено страхом. Он не в состоянии адекватно воспринимать полученную информацию.

Читайте также: топ-3 методов запоминания информации

Как понять пословицу, выражение: У страха глаза велики…

Заглянем во фразеологические, толковые словари — они помогают понять смысл того или иного выражения, дают объяснение в лаконичной форме:

  • Так говорят в разговорной речи об испугавшемся человеке, который преувеличивает опасность. (Большой словарь русских поговорок).
  • Трусу повсюду видится опасность. (Словарь синонимов)

Кроме того, есть одноименный мультфильм и сказка под названием «У страха глаза велики».

Герои сказки: бабушка, внучка, курочка и мышка. Пошли они все вместе за водой, яблоко в саду упало прямо зайке в лоб, он бросился всем под ноги. И каждому герою в нем почудился свой страх: бабушка увидела медведя, внучка — волка, курица — лису, мышка — кота, а зайка и вовсе подумал, что это 4 охотника на него накинулись. Завершается сказка пословицей: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Таким образом, сказка показывает нам пример ситуации, когда страх преувеличен.

А как понимаете вы смысл пословицы «У страха глаза велики». Делитесь мнением в комментарии

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Чему учит сказка три богатыря
  • Чему учит сказка тимур и его команда
  • Чему учит сказка сутеева яблоко
  • Чему учит сказка старик годовик
  • Чему учит сказка спящая царевна жуковский 5 класс 5 7 предложений