Чему учит сказка стрекоза и муравей

Воспитатель группы капельки, семенова людмила николаевна приветствуют вас на своей страничке!!! зимние прогулки безопасность детей в новогодние праздники и каникулы.уважаемые

Воспитатель группы «Капельки», Семенова Людмила Николаевна приветствуют Вас на своей страничке!!!

Зимние прогулки

Безопасность детей в новогодние праздники и каникулы.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Новый год и Рождество – долгожданные праздники, любимые всеми. Игры, забавы вокруг зеленой красавицы надолго остаются в памяти детей. Мы искренне надеемся, что они будут радостными. Но не стоит забывать, что именно в период праздничных дней дома, на прогулках и в гостях вас могут поджидать самые неожиданные опасные ситуации. Чтобы избежать их или максимально сократить риск воспользуйтесь следующими правилами…..Читать дальше

Чему учит сказка стрекоза и муравей

Зима –– долгожданная и любимая пора для детей. Ведь все кругом превращается в сказочную страну: деревья запорошены снегом; снег блестит, сверкает на солнце, а в морозную погоду скрепит под ногами. Можно долгое время стоять и любоваться этой красотой. Прогулки зимой – не только прекрасное время для наблюдений за красотой природы, но и время развлечений на открытом воздухе и замечательный способ оздоровления. Во время прогулки дети получают заряд бодрости и хорошего настроения,поддерживается интерес к физическим упражнениям, к тому же совместная деятельность развивает социальные навыки и воспитывает дружелюбие, чувство ответственности, учит быть терпимыми друг к другу. Румяные щечки, блестящие глаза и отличное настроение – такой результат прогулок зимой.

Чему учит сказка стрекоза и муравей

С 6-го по 10-е декабря в группе «Капельки» прошла тематическая неделя  «Зимние изменения в природе».  Детям были предложены:

— беседы и загадки о зиме;

— художественная литература — «Снежная королева», «Приключения снежинки», «Пропавшая буква», «На горке» ;

— дидактические игры — «Четвертый-лишний», «Горячо-холодно», «Разрезные картинки»;

— рисование солью» Снегопад» ;

— аппликация «Укрась варежку» ;

-разучивание песни «Вот зима — кругом бело». 

Чему учит сказка стрекоза и муравей

День матери — праздник добра и тепла,

Для каждого мама нужна и важна,

За труд ваш нелегкий — земельный поклон,

Пусть будет безоблачным ваш небосклон!

Пусть радуют дети любых возрастов

И в праздник подарят охапку цветов

И пусть вся любовь, что ребенку дана,

Заботой и лаской вернётся сполна!

Воспитанники группы «Капельки» в игровой программе «Мамочка милая, мама моя».

Чему учит сказка стрекоза и муравей Чему учит сказка стрекоза и муравей

С 8-го по 12-е ноября в группе «Капельки» прошла тематическая неделя «Вырасту здоровым». В течение недели проводились беседы «Режим дня», «Путешествие в страну здоровья», «Как помочь больному в детском саду?». Играли в сюжетно-ролевую игру «Больница», в дидактическую игру «Правильно, правильно, совершенно верно».Рассматривали иллюстрации «Строение человека», «Сердце и кровеносная система», «Пищеварительная система». Отгадывали загадки о спорте и продуктах, составляли рассказ «Я и моё здоровье». Рисовали «Виды спорта», выполняли лепку «Дети на зарядке». Играли на прогулке в подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Выше ноги от земли», «Палочка-выручалочка». Читали с воспитателем художественную литературу «Мойдодыр», «Мимоза», «Тепличное создание», «Дедушка и мальчик».

Чему учит сказка стрекоза и муравей

С 18-го по 22-е октября в группе «Капельки» прошла тематическая неделя «Труд взрослых».

По данной теме с детьми были проведены:                  

— загадки о профессиях;

-беседа о труде взрослых;

— дидактические игры: «Кем быть?», «Угадай профессию»; «Кто лучше расскажет о своей профессии»;

— сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад»;

-рисование «Моя будущая профессия», лепка из солёного теста «Испеку я калачи;

— просмотр презентации «Люди всякие нужны, люди всякие важны»;

— разучивание скороговорок о труде;

— чтение художественной литературы: И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?» и др.

Чему учит сказка стрекоза и муравей

С 11-го по 15-е октября прошла тематическая неделя «Дикие и домашние животные осенью».

С детьми были проведены —

— беседа: «Как звери и птицы готовятся к зиме?»;

— отгадывание загадок о животных;

— словесные игры: «Назови ласково», «Назови детёныша»;

— дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кто, чем питается?»

— составление рассказа по картинкам;

— рисование «Белочка грызёт орешки»;

— разучивание скороговорок;

— аппликация «Жители леса»;

— подвижно-речевая игра «Маша и медведь»;

— подвижные игры: «Зайцы и волк», «Хитрая лиса»; «Волки и овцы»;

-изготовление плаката «Берегите лес»;

— чтение художественной литературы: сказки «Маша и медведь», «Звери в яме», «Серая Шейка», «Три медведя», «Лиса и журавль», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Е. Чарушин «Что за зверь?», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Чему учит сказка стрекоза и муравей

С 4-го по 8-е октября прошла тема «Овощи и фрукты». По данной теме была проведена деятельность с детьми:

— отгадывание загадок об овощах и фруктах;

-игры «Вершки-корешки», «Посчитаем фрукты», «Чудесный мешочек»; «Четвёртый лишний»;

— рисование «Овощи и фрукты», лепка «Овощи лежат на тарелке»;

-беседа «Что растёт в огороде и в саду?»,

— чтение художественной литературы: С. Михалков «Овощи», М. Боков «Урожай», Я. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», Г. Андерсен «Принцесса на горошине», сказка «Вершки-корешки»;

— рассматривание картины «Собираем урожай» и беседа по ней;

— пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»;

— сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Чему учит сказка стрекоза и муравей

С 13-го по 19-е сентября дети вместе с родителями приняли  участие в традиционной творческой  выставке-конкурсе поделок из овощей  и природного материала «Волшебный сундучок Осени». Всем большое спасибо за интересные работы, творчество и фантазию. Также по теме «Осень. Сезонные изменения» дети узнали об изменениях в природе, инсценировали рассказ А.Тайц «По грибы», слушали музыку П.И.Чайковского «Времена года», выполняли рисунки и аппликацию по теме, наблюдали на прогулке за изменениями погоды.

Чему учит сказка стрекоза и муравей Чему учит сказка стрекоза и муравей

Повести

В списке произведений Крылова есть также и повести: «Каиб», восточная повесть, в которой баснописец верен себе и подвергает осмеянию современные пороки в завуалированной форме. Интересен прием, которым писатель характеризует царя – главного героя: он щедро наделяет его эпитетами «великий», «мудрый», «справедливый», пишет о нем в уважительном тоне, но все поступки Каиба доказывают читателю, что Крылов над ним жестоко надсмехается. Так, царь говорит, что он готов прислушаться к мнению своих советников, учесть их пожелания. Но каждый, кто желает возразить воле монарха, должен получить 500 ударов плетью, после чего его предложение действительно будет выслушано. Конечно, перечить царю не желал никто. В подобном духе и строится все повествование этого малоизвестного в широких кругах произведения Крылова.

Автор и рассказчик

Показывая объективный взгляд на проблему, автор не проявляет себя в тексте прямо. На первый план выходит рассказчик, который находится рядом с героями, проникнут их чувствами, знает их не понаслышке.

В конце лукавый рассказчик приводит героев к полному посрамлению, так как знает все их слабости и достоинства.

Своеобразие басен и новаторство Крылова

«Мужицкий» взгляд на действительность – вот то новое, что внес Крылов в современную ему эстетическую мысль и в литературу. Это обусловило его необычный подход ко всем бытовавшим тогда философско-эстетическим и художественным воззрениям от классицизма до романтизма включительно. Этим же определено своеобразие его басен и его новаторство в жанре басни. Жанр басни под пером Крылова заметно изменился. В нее вошло такое глубокое философское, этическое, социальное содержание, которое было под стать комедии или роману. Крылов решал в басне задачи национального масштаба и серьезного литературного значения. Басня благодаря Крылову стала жанром, сравнимым с большими и «важными», как тогда говорили, литературными формами.

В баснях Крылова ожила национальная история, отлившаяся в проясненные баснописцем национальные моральные нормы, и русская нация в них нравственно осознала себя. Раздвигая содержательные границы басни, фабулист не выходил за пределы жанра и не превращал басню в сатиру, в лирическое стихотворение или в бытовую новеллу. Крылов использовал внутренние возможности жанра, не нарушая его строения и строго соблюдал законы, согласно которым басня состоит из морального поучения и рассказа. Он не отказывается от морали в пользу рассказа или от рассказа в пользу морали, а сохраняет и живой рассказ, комедийную сценку и нравоучительность. Поэтому басня Крылова – это художественное произведение, в котором закреплен способ народного мышления, сохраняющий признаки простодушно-лукавого, не прямого проникновения в суть вещей, и сгусток народной мудрости, и эпический рассказ, и драматический эпизод, в котором персонажи действуют самостоятельно, в соответствии с их характерами. Через их непосредственные отношения проступают зримые черты того общества, в котором они обитают. В свою очередь, этот мир в их поведении и их устами выносит себе приговор. Басня Крылова не столько указывает на порок, сколько показывает его.

Не изменяя классических басенных правил, Крылов перестраивает соотношение между рассказом и моралью, наполняет рассказ живописными подробностями, создает характеры персонажей и образ рассказчика.

Свою личную позицию Крылов скрывает, преподнося ее как мнение самого народа, возникшее в его историческом опыте. Конечно, такое сокрытие умышленное и художественно рассчитанное: Крылов дает возможность говорить и действовать самим басенным персонажам, но так освещает конфликт и такие моральные следствия извлекает из него, что читатель догадывается об участии мысли писателя. Однако, даже произнесенная от лица рассказчика-баснописца, она не предстает только его личным мнением. Нравственному выводу придана форма пословиц, поговорок, воспроизводящих мнения «молвы» или напоминающих их. Моральные сентенции снова возвращаются в ту же народную среду, в ту же житейскую практику, из которой они изошли. Все это доказывает, что Крылов решительно избегал «теоретической» субъективности и стремился представить свои басни как объективный результат познания, извлеченного из жизненного опыта народа.

«Рыбья пляска»

Здесь стоит отметить, прежде всего, басню «Рыбья пляска». В ней повествуется о Царе-Льве, решившем в ответ на поступившие жалобы по поводу творящегося беззакония самостоятельно съездить на место и посмотреть на существующие порядки. По дороге ему встречается Мужик-староста, который собирается развести костер и поджарить на нем рыб, пойманных в воде. А на вопрос Льва о том, что он здесь делает, Мужик с наглостью отвечает, что он является «старостой над водяным народом» и пришел сюда, чтобы поздравить Царя с приездом.

Подобное сходство было отмечено даже в правительственных кругах, которые запретили басню и разрешили публиковать ее лишь при том условии, чтобы Лев был описан как справедливый радетель за судьбы народа. Однако смысл басни намного шире, чем просто обличение отдельного государя. Крылов хотел показать характерную для всего общественного строя ситуацию, когда царь опирается на своих наместников и равнодушен к тяготам и лишениям народа.

Чему учат нас басни? (сочинение)

Басня — один из любимых жанров литературы. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена, Л. Боровиковского, Есть. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова, Кантемира, Тредиаковського, И. Крылова знают, любят и ценят во всем мире. Почему же байка есть такой популярной и любимой в народе? Не потому ли, что в этих коротеньких байковых рассказах изображаются необычные герои? Здесь мы видим хищных Волков и Медведей, хитрых, коварных Лисиц и беззащитных Ягнят… «Звери мои за меня говорят», — не раз повторял известный русский писатель И. А. Крылов. О чем же говорят эти необычные герои? Чаще всего они наглядно демонстрируют глупость, невежество, жадность, лукавство, хвастливость, самодурство и жестокость. И совсем нетрудно догадаться, что в этих смешных, а иногда и грустных историях из басен говорится о людях, об их пороки и недостатки.

Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.

Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.

Школьное сочинение для младших классов на примере басен

Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чего учит нас басня?

Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как правило, очень хорошо понимает аллегорические образы этих произведений. Герои басни И. Крылова «Квартет» «выдумщица Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка взялись не к своему делу и потому имеют очень смешной и жалкий вид. Эта басня учит нас, что каждый должен выполнять ту работу, к которой имеет дарование, особенно когда это касается такой утонченной сферы деятельности, как искусство. Басня И. Крылова «Свинья под дубом» показывает, что бывает с неблагодарными людьми, которые не хотят ничего видеть дальше своего носу.

Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают дерева, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать, и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью, которая уничтожает Дуб, который ее кормит.

А Демьян из басни И. Крылова «Демьянова похлебка», который переугощал своего соседа Фоку очень вкусной похлебкой, наглядно доказывает нам, что во всем должен быть мера. Так вот, хотя басни отчасти и «смешные», в них речь идет о серьезных и поучительных вещах. Басни предостерегают людей от глупых поступков. Они, словно через увеличительное стекло, показывают разные стороны человеческой жизни, заставляя читателя задуматься над тем, какой вид он имеет в той или другой ситуации. Басни помогают людям избавиться своих недостатков. И в этом, по моему мнению, секрет долголетия этого литературного Жанра.

Характеристика «Квартета»

Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.

Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом. Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.

«Пестрые овцы»

В басне «Пестрые овцы» Иван Андреевич не менее ядовито иронизирует по адресу Александра I, обличает его притворство, благодаря которому он жестоко и коварно разделывается с вольнодумцами, при этом лицемерно выражает сочувствие своим же жертвам! Авторская позиция в басне весьма прозрачна, поэтому из политических соображений ее также запретили, она была издана только после смерти Крылова.

Иван Андреевич, высмеивая жестокое самоуправство и произвол государя и его приближенных, не восставал, однако, против самого этого несправедливого строя, против монархии как таковой, а предпочитал оставаться на просветительских позициях, считая, что и монархия может быть честной при условии, что правит умный и справедливый государь. Как истинный просветитель, он пытался улучшить существующий строй путем воспитания народных масс. Авторская позиция в баснях Крылова всегда выражается открыто, хотя и иносказательно.

Второй пласт

Не все задумывались о том, что произведения Крылова – басни – гораздо сложнее в содержательном плане. Этот великий писатель сумел в одном небольшом тексте выставить на осмеяние публики сразу несколько пороков. Так, на первый взгляд «Стрекоза и муравей» показывает нам легкомысленную плясунью и трудолюбивого старательного муравья, который все лето занимался заготовкой провизии. И кажется, что симпатия автора на его стороне. Но если подумать, то Стрекоза – символ искусства и красоты, которые ценны сами по себе. Поэтому высмеян и муравей, который не смог оценить прелесть Стрекозы и помочь ей обрести «кров и дом».

Второй пример – «Ворона и лисица». Поверхностное чтение позволит сделать логичный вывод о том, что не стоит быть столь глупой и доверчивой, как ворона. Но если продвинуться дальше, мы поймем, что и лисица автором не одобряется. Эта льстивая особа – пример того, как многие люди времен Ивана Андреевича (да и более поздних эпох тоже) добивались чинов и положения, умея говорить людям то, что те желали услышать.

Пьесы

Несмотря на то что Крылов вошел в историю как баснописец, к числу его литературного наследия можно отнести и пьесы. Поэтому список произведений Крылова был бы неполон без упоминания в нем драматических произведений. Прежде всего следует назвать «Модную лавку», «Подщипу», «Бесстрашную семью», где писатель выступает в роли обличителя современных нравов. Есть среди его произведений и трагедия «Филомена», в основу которой положен античный сюжет. Здесь драматург использует особенности драматургии классицизма.

«Разборчивая невеста»

В баснях Крылова звучат живые голоса различных сословий и социальных слоев, каждый из которых имеет свои собственные интонации и краски, особенности речи. Баснописец изобразил представителей множества профессий, различного положения в обществе: крестьян, помещиков, купцов, мещан, пастухов, извозчиков и др. При характеристике некоторых из них используется профессиональная терминология. Например, в басне «Купец» герой в своей речи использует профессионально-жаргонные слова, а также мещанское просторечие («конец», «сотняжка», «запал», «олушек» и др.). Однако подобные примеры у Ивана Андреевича все же довольно редки, в основном используется общенациональный язык, богатство которого достигается использованием различных форм и фразеологии.

Крылов одним из первых заслужил мировую известность (имеются в виду писатели). Многие его басни еще при жизни Ивана Андреевича были переведены на европейские языки. Сейчас их знают и любят множество народов СНГ, говорящие более, чем на пятидесяти различных языках. Басни Крылова читают и взрослые, и дети.

Источник

Разделы:


Литература

Цель: Познакомить учащихся с басней
И.А. Крылова “Лягушки, просящие царя”.
Продолжить развивать умение понимать
иносказательный смысл басен и их мораль.

Оборудование: книги с Крылова,
портреты баснописца, иллюстрации к басням.

Методические приемы: лекция с
элементами беседы, прослушивание аудиокассет,
разбор прослушанных басен, выразительное чтение,
анализ текста, беседа по вопросам.

I. Вступительное слово учителя.

В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает
свое отношение и к самому ходу истории, и к
сознательному вмешательству “теории” в
историческую практику человечества.
Теоретическое вмешательство в ход событий
Крылов отвергает начисто, оно может привести
только к еще большему злу.

До французской революции Крылов
возлагал, как и другие просветители, большие
надежды на разум, широкое образование и
воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных
общественных понятий. Такое умственное
просвещение способно было, по его мнению,
преобразовать все общество. Если большинство
дворян поймет выгоды разумного поведения, не
будет притеснять крепостных, позаботится о
социальных нуждах бедняков, поставит
общественный долг выше эгоистических, корыстных
вожделений и т. д., то возникнет государство
справедливости и процветания.

Но вот свершилась французская
революция. Крылов, как и другие передовые люди,
столкнулся с тем, что предсказания просветителей
не сбылись. Надо было пересмотреть прежние
позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним
встал вопрос: почему история «не
послушалась» просветителей, почему она
обманула их надежды?

В начале XIX века Крылов обратился к
жанру басен, связанному с народной культурой. В
своих баснях он дал ответы на злободневные
жизненные проблемы.

Крылов прояснил ту истину, что история
движется по своим законам, а не по
«логическим», «головным» предписаниям
людей, что попытки навязать истории некие
«разумные» требования, не учитывающие всего
предшествующего исторического опыта, обречены
на провал и приводят к гораздо худшим
последствиям, чем те, которые являются
следствием естественного движения.

В этом отношении очень показательна
крыловская разработка известного и популярного
басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя”
(1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном,
сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в
своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь
правлением народным попросили себе царя.

2. Чтение и анализ басни


Лафонтен


Лягушки, просящие царя

Некогда в далекой
древности Лягушки просили Юпитера послать им
государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал
царя болотному племени. С неимоверным шумом тот
царь упал в болото, переполошив всех его
обитателей. В страшном испуге все лягушки
попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил.
Поначалу они и взглянуть не смели на своего
нового повелителя — ведь он был такой огромный,
такой величавый. Это был здоровенный осиновый
чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и,
одна за другой, стали собираться вокруг своего
царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь
величественно молчал.

Тогда лягушки расхрабрились еще
больше. Они теребили своего владыку, тормошили
его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих
пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки,
вконец разошедшись, стали вскакивать ему на
спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель
и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих
верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека,
он не покарал их за дерзость. Однако и
благодеяний никаких он него лягушкам так и не
воспоследовало.

Недовольные лягушки сказали тогда
Юпитеру:
— Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней!

Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то
была куда как расторопна! Такая изящная, такая
подвижная, и очень красивая! Настоящая
императрица! Быстро скользила она по своему
царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и
власть, строго карая подданных — и за дерзость, и
за неуместное своемыслие, и за прочие
провинности, и даже без оных. Она так ловко и
быстро глотала лягушек, что вскоре последние
снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так:
— Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и
терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же
свою новую правительницу, и не утомляйте меня
больше вашим кваканьем, а не то будет вам
повелитель и того хуже.

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
А сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство.
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер им на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:

Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, что расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В лягушках каждый день великий недочет.

И всякого, кого не встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее их засух.
Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, —
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!

– Какое сомнение выражено в этой
басне? (глубокое сомнение в договорной теории
государства, особенно в том ее варианте, который
был разработан Руссо и применен на практике
якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что
возможно строить историю сознательно, на основе
предвзятых, головных Теорий).

– Но в крыловской разработке этого
сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему
самому. В чем состоит отличие басни Крылова?
(подробное, гораздо более развернутое, чем у
Лафонтена, описание царствования Журавля. У
Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками
именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все
это описание действий журавля занимает у
Лафонтена две строки. У Крылова правление
Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.

– Какими чертами наделяет Журавля
Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем
появляется в басне только один раз; далее он
всюду именуется Царь и все его действия
изображены в двойном плане: как журавль он
лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и
всех приговаривает к казни).

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)

– За что были наказаны лягушки?
(лягушки были наказаны за свою страсть к
переменам, за нежелание считаться с существующим
положением вещей, за стремление изменить свой
образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же
опыт)

И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.

Последних слов у Лафонтена нет.
Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова,
который в своем переводе-переделке Лафонтена дал
подробную критику демократического правления. У
него лягушки так жалуются Юпитеру:

Живем мы своевольно; Неправд у нас довольно,
У нас
На всякий час
Друг дружку ненавидят;
Бессильных сильные обидят;
А сильный сильного считает за врага. 1

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в
теоретическом характере их стремлений, в их
убеждении, что надо попробовать другую власть.

Путь испытаний, который проходят
лягушки, – это опровержение просветительского
оптимизма с его убеждением, что в конечном счете
на земле установится владычество “чистого
разума” (Карамзин). 2

– Какой вывод мы можем сделать,
прочитав басню Крылова? Чему она нас учит?
(история движется по своим законам, а не по
«логическим», «головным» предписаниям
людей, что попытки навязать истории некие
«разумные» требования, не учитывающие всего
предшествующего исторического опыта, обречены
на провал и приводят к гораздо худшим
последствиям, чем те, которые являются
следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие
действительности и строить прогнозы, то,
спрашивается, какова же роль разума? Крылов
отвечает так: равно опасно как преувеличение
роли разума, так и пренебрежение им.
Невмешательство разума в практическую
деятельность приводит к застою, косности, рутине.

Домашнее задание.

Составить цитатный план басни
“Лягушки, просящие царя”.

Русская историческая библиотека 2018

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно.
На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,

Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шёпотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашек,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,

Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царём ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком,
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые ещё поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит всё по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.

img 1

В три дня наскучило с таким Царём житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам тёплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля,
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Чтo? завтрак, чтo? обед, чтo? ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит чёрный год.
В Лягушках каждый день великий недочёт.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почтo? ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, – вещал им с неба глас, —
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан – так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

Басня Крылова И. Иллюстрации

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»позволяет подчеркнуть негативное восприятие правителей и руководителей в обществе. Произведение, написанное более 200 лет назад, в определённых случаях может являться примером для некоторых и сегодня.

От Эзопа до Крылова

Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.

Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» — басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».

Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.

Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.

Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.

Предостережение Зевса

Не только Лафонтен написал о недовольстве теми, кто стоит у власти, к этой теме обращается и Крылов, «Лягушки, просящие царя»
басня, которая имеется и в его сборнике. Под лягушками у имеются в виду люди. У Крылова по-прежнему первым бессловесным правителем становится осиновый чурбан, которого сменил Журавль.

Для того чтобы внести контрастность в процесс правления и ярче обрисовать положение лягушек, авторы басен выбирают в качестве вторых царей змею и журавля, потому что оба они любят полакомиться лягушками. Был дан тихий и спокойный царь, его недооценили, тихой и спокойной жизни не захотелось, слишком скучной и неинтересной показалась она лягушкам. А другой-то ещё хуже оказался. Недаром говорится: «От добра добра не ищут». «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» — предостерегает лягушек Зевс.

Проведённыйанализ басни «Лягушки, просящие царя»поможет определить, в чём в этой басне мораль. А она проста: нельзя всё изменить сразу. Необходимо учитывать, что в природе всё имеет своё развитие, но оно происходит постепенно. Если бы лягушки потерпели, они приспособились к чурбану и даже научились извлекать из общения с ним огромную пользу. Суть басенной морали не утеряла своей актуальности.

1099241

О рифме, характерах героев

Басня, которую написал Иван Андреевич Крылов («Лягушки, просящиецаря»), в стихах. У автора очень чёткая рифма: бочком — ничком, рядом — задом, державу — славу.

Главный недостаток, царящий в обществе и отмеченный автором -болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Лягушкам стало «не угодно правление народно», «не понравилось жить вольно и свободно».

Наиболее яркими запоминающимися фразами у автора являются: «треснулся на царство», «показалось совсем неблагородно».

Главными героями басни являются лягушки, они находятся в постоянном контакте с Зевсом и меняющимися царями. Из-за характерных черт характера можно назвать их:

  • трусливыми;
  • подобострастными перед теми, кто намного выше их по статусу.

1099231

Но как только они чувствуют безнаказанность, они тут же демонстрируют своё пренебрежение к царю, повернувшись к нему спиной. Зевс же очень внимательно относится ко всем просьбам, обращённым к нему.

  • Царь чурбан степен, молчалив, огромного роста.
  • Журавль иного нрава, не любит никого баловать и делать кому-то снисхождения. Он имеет два образа. Это птица, пожирающая лягушек. Грозный царь, который наказывает своих подданных без разбору.

Народность произведения

В басне«Лягушки, просящие царя» моральможно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».

Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.

Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж — почему».

1099217

Взгляды Крылова и их выражение в баснях

В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!». Таким образом, анализ басни «Лягушки, просящие царя» позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: «Лягушка, просящая царя», «Обоз» и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.

1099214

Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.

Главная » Артикли » Лягушки просящие царя. Анализ басни «Лягушки, просящие царя»

Мы не только сейчас сделаем анализ басни «Лягушки, просящие царя», но и увидим, какая мораль басни. Автор этого замечательного произведения — Иван Андреевич Крылов . Конечно, произведение было написано два века тому назад, но и сегодня оно не потеряло своей актуальности. Чтобы убедиться в этом, для начала рассмотрим сюжет басни, а он достаточно короток.

Чтобы подчеркнуть главную тему, автор прибегает к аллегории, то есть главные герои — это животные. Жительницы болот как-то захотели, чтобы у них появился царь. Они стали просить об этом Зевса, и тот в свою очередь поставил над ними правителя, которым оказался осиновый чурбан. Хотя лягушки побаивались его, очень скоро они поняли, что царь безобиден — он даже не сделал им ни одного упрека и не мешал их жизни, все позволяя. Однако и пользы от такого царя было мало. Тогда лягушки решили, что другой правитель окажется лучше, и высказали Зевсу соответствующую просьбу.

Чтобы увидеть мораль басни «Лягушки, просящие царя», посмотрим, что случилось дальше. Действительно, на смену первому пришел новый царь — Журавль, и оказался он куда проворнее, но Журавль съедал даже невиновных ни в чем лягушек, от чего их жизнь превратилась в настоящий кошмар. Снова попросив правителя, уже третьего по счету, лягушки получили отказ.

В чем мораль басни

Мораль басни — это самое главное в таком роде произведений. Другими словами, прочитав басню, надо задуматься, чему она может научить и как не повторять ошибок в своей жизни. Здесь, когда мы говорим о морале басни «Лягушки, просящие царя», видно, что перемены не происходят на пустом месте и мгновенно. Природа устроена так, что все планомерно развивается и всему свое время. Не стоит торопить события и ради неведомого отказываться от того, что есть сейчас.

Например, подождав немного, когда царем лягушек был чурбан, они бы поняли, что и общение с ним и его правление может быть полезным. По сути, требовалось время, чтобы приспособиться к этому правителю и новым обстоятельствам. Постоянно желая перемен, появляется ненасытимость, и человек никогда не получит желаемое, он всегда будет чем-то недоволен. Это видно благодаря анализу басни «Лягушки, просящие царя».

Общество всегда имело серьезный недостаток, и автор басни смог замечательно его подчеркнуть. Люди постоянно хотят перемен, они не принимают существующий порядок, им не нравится текущий уклад, они стремятся к новой жизни. Разве этой плохо? С одной стороны, нет. Но плохо не сама тяга к лучшему, а неумение замечать то хорошее, что есть на данный момент. К тому же баснописец Крылов хотел ярко выразить мысль о том, что царя, который бы идеально всех устраивал — не бывает. Вполне возможно, что следующий царь, пришедший на смену предыдущему, будет намного хуже.

Итак, анализ произведения и мораль басни «Лягушки, просящие царя» очень понятны. Легко запомнить главное. Прочитайте басню целиком, если вам еще не удалось этого сделать, чтобы убедиться в правильности сделанного нами вывода. Рекомендуем к прочтению другие статьи нашего литературного

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»позволяет подчеркнуть негативное восприятие правителей и руководителей в обществе. Произведение, написанное более 200 лет назад, в определённых случаях может являться примером для некоторых и сегодня.

От Эзопа до Крылова

Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.

Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» — басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».

Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.

Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.

Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.

Предостережение Зевса

Не только Лафонтен написал о недовольстве теми, кто стоит у власти, к этой теме обращается и Крылов, «Лягушки, просящие царя»
басня, которая имеется и в его сборнике. Под лягушками у имеются в виду люди. У Крылова по-прежнему первым бессловесным правителем становится осиновый чурбан, которого сменил Журавль.

Для того чтобы внести контрастность в процесс правления и ярче обрисовать положение лягушек, авторы басен выбирают в качестве вторых царей змею и журавля, потому что оба они любят полакомиться лягушками. Был дан тихий и спокойный царь, его недооценили, тихой и спокойной жизни не захотелось, слишком скучной и неинтересной показалась она лягушкам. А другой-то ещё хуже оказался. Недаром говорится: «От добра добра не ищут». «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» — предостерегает лягушек Зевс.

Проведённыйанализ басни «Лягушки, просящие царя»поможет определить, в чём в этой басне мораль. А она проста: нельзя всё изменить сразу. Необходимо учитывать, что в природе всё имеет своё развитие, но оно происходит постепенно. Если бы лягушки потерпели, они приспособились к чурбану и даже научились извлекать из общения с ним огромную пользу. Суть басенной морали не утеряла своей актуальности.

1099241

О рифме, характерах героев

Басня, которую написал Иван Андреевич Крылов («Лягушки, просящиецаря»), в стихах. У автора очень чёткая рифма: бочком — ничком, рядом — задом, державу — славу.

Главный недостаток, царящий в обществе и отмеченный автором -болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Лягушкам стало «не угодно правление народно», «не понравилось жить вольно и свободно».

Наиболее яркими запоминающимися фразами у автора являются: «треснулся на царство», «показалось совсем неблагородно».

Главными героями басни являются лягушки, они находятся в постоянном контакте с Зевсом и меняющимися царями. Из-за характерных черт характера можно назвать их:

  • трусливыми;
  • подобострастными перед теми, кто намного выше их по статусу.

1099231

Но как только они чувствуют безнаказанность, они тут же демонстрируют своё пренебрежение к царю, повернувшись к нему спиной. Зевс же очень внимательно относится ко всем просьбам, обращённым к нему.

  • Царь чурбан степен, молчалив, огромного роста.
  • Журавль иного нрава, не любит никого баловать и делать кому-то снисхождения. Он имеет два образа. Это птица, пожирающая лягушек. Грозный царь, который наказывает своих подданных без разбору.

Народность произведения

В басне«Лягушки, просящие царя» моральможно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».

Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.

Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж — почему».

1099217

Взгляды Крылова и их выражение в баснях

В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!». Таким образом, анализ басни «Лягушки, просящие царя» позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: «Лягушка, просящая царя», «Обоз» и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.

1099214

Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.

Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к “низким” жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.

В басне “Лягушки, просящие царя” героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя.

Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал.

Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, “подлинно на славу”, они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, “а на суде его нет правых никого”. Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, “что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно”.

Но теперь уже Юпитер не идет на уступки.

Заключительные слова Юпитера – это мораль

Басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

“… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!”

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог.

В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: “треснулся на царство”, “со всех Лягушки ног в испуге пометались”, “вот пуще прежнего и кваканье, и стон”, “глотает их, как мух”. Многие слова и выражения устарели. Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

(No Ratings Yet)

Related posts:

  1. В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […]…
  2. Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня “Обоз”. Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных […]…
  3. Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. Басни И. Хемницера, И. Крылова и Л. Толстого похожи сюжетом […]…
  4. Басни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, “одной бровью подмигивают на людей”. Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню “Демьянова похлебка”, […]…
  5. При общей оценке басен Крылова надо сказать, что главные художественные достоинства их заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а” во-вторых, в поразительной выпуклости и реализме. Крылов говорит чисто-русским, народным языком; он употребляет часто уменьшительные, – “куманек”, “светик”, – или такие выражения и обороты речи, которые свойственны только простонародному, бытовому языку: “невеста-девушка смышляла жениха”, “отколе […]…
  6. Басни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми. Народный взгляд на жизнь, мужицкий дух определили его басенное творчество. За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Они […]…
  7. С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […]…
  8. 1. Мастерство баснописца Крылова. 2. Русский колорит басен. 3. Новаторство Крылова. 4. Аллюзия в басне. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. В. Г. Белинский Первая книга басен И. А. Крылова появилась в 1809 […]…
  9. Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова – это “ларчик с секретом”. В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне […]…
  10. Почему же Крылов не выступил в жанре басни в то время, когда она была уделом третьестепенных литераторов, т. е. когда обращение к басне больше соответствовало его литературному положению? Теперь же, получив признание в качестве комедиографа, он навсегда оставляет театр, делая выбор в пользу другого жанра. Весь путь Крылова в литературе представляет движение к жанрам, которые […]…
  11. Крылов в своей басне рассказывает нам про Мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться ими она тоже не умела. Когда Очки Попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на […]…
  12. Крылов Иван Андреевич – знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений – это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича “Квартет” учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема […]…
  13. Художественное мастерство Крылова в его баснях поистине совершенно. Но отточенный стих давался Крылову ценой огромного труда. Тщательно отделывая свои басни, Крылов многие строки переписывал по десять, двадцать раз, подбирая единственные, незаменимые выражения и слова для каждой строки и фразы. Да и написав басню, он продолжал совершенствовать ее текст. “Я до тех пор читал мои новые […]…
  14. Басня – это короткий рассказ, в котором заключен иносказательный смысл. Иносказание, аллегория появляются, когда отвлеченную мысль, понятие писатель заменяет изображением конкретного предмета, живого существа или явления реальной жизни. Действуют в баснях обычно звери, птицы, насекомые, имеющие человеческие черты в своих действиях и речах. В Древней Греции басни известны с V-VI веков н. э. Бытовали басни […]…
  15. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из ” обер-офицерских детей”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто менял место жительства. Когда родился будущий баснописец, отец жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со […]…
  16. В баснях Крылова отчетливо проявился мужицкий демократизм, симпатии автора к народу-труженику. Поэт выступает обличителем пороков, смело бичует царей и их прислужников, изрекает истину, не боясь кары. А. А. Бестужев, отмечавший подвижничество писателей-сатириков, подчеркнул народность и национальную самобытность творчества Крылова: “…Самобытный, неподражаемый Крылов обновлял повременно и ум, и язык русский во всей их народности. Только у […]…
  17. Произведения замечательного русского баснописца И. А. Крылова имеют всемирную известность. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Что же является причиной такой удивительной живучести этих коротких стихотворных историй? Гоголь не зря называл басни Крылова “книгой мудрости самого народа”, ведь в них отразились те человеческие качества, которые […]…
  18. Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […]…
  19. Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера – басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой […]…
  20. Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня – короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как […]…
  21. “Рыбьи пляски” – известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, “черновой”, ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, “в духе” прогрессивной русской литературы. У первого, “чернового”, варианта неблагоприятная для властей развязка. […]…
  22. Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий, действуют животные, […]…
  23. К 1811 году относится “Вороненок” с “моралью”, утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор – вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и “взманило” Вороненка, подбило его на подвиг. […]…
  24. “Пчела и Мухи” – басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню “Муха и Пчела”, где характер “трудолюбивой” хвастуньи 1808 года (“Муха и дорожные”) будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне “Пчела и Мухи” поэт рассматривает […]…
  25. Что называется басней, и каковы ее главные признаки? Басня – это небольшое, большей частью стихотворный рассказ поучительного характера, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Главная мысль называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце басни. Обязательным для басни является использования аллегории, сатиры, иронии. Аллегория (в переводе с греческого означает […]…
  26. Решение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов) И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление: “Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза”. Мораль: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” И. А. Крылов говорит о […]…
  27. Как вы объясните, почему басня названа “Вороненок”, а не “Орел и Вороненок”? Басня названа “Вороненок” потому, что в ней именно Вороненок получает заслуженный и суровый урок. Басня говорит о глупом подражании, при котором герой стремится быть равным тому, кто не равен ему по силам. Чем можно объяснить неудачу Вороненка: неумением рассчитать силы, жадностью, заносчивостью, просто […]…
  28. 1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у […]…
  29. Казалось бы, приятно находиться за столом, когда тебя от души потчует сосед. Тем более, если, как он говорит: “Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” Однако с Фоки уж давно катился градом пот, а все потому, что пребывание за столом для него стало хуже тяжкой, изнурительной работы. “Соседушка, я сыт по горло…” – умоляет он. В басне […]…
  30. И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года “Листы и Корни” находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория […]…
  31. Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […]…
  32. “Совет Мышей” – басня о совете хвостатых, куда не следует допускать бесхвостых. И наконец в мучном ларе Открыто заседанье… Хвостатых. На котором тем не менее оказалась бесхвостая крыса. Что и взволновало молодого мышонка. “Где ж делся наш закон?” – спрашивает он седую Мышь. На этот голос возмущения молодого мышонка последовал успокоительный ответ старой Мыши: …”Молчи! […]…
  33. Басни Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления. Читая басню “Демъянова уха”, понимаешь: история, которую рассказывает автор, вовсе не про конкретных Демъяна и Фоку и не об ухе и избыточном гостеприимстве. Демъян […]…
  34. Басня “Гуси” – одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип “первородства”, родовитости, […]…
  35. Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […]…
  36. В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […]…
  37. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […]…
  38. В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […]…
  39. Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова. Эзоп – легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание отводится стычке между […]…
  40. Древнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил на острове Самосии, был рабом с физическими недостатками, со временем стал свободным, писал басни. Сборник Эзопа содержит 426 басен, написанных прозой. Произведения его краткие, мораль довольно прямая и лаконичная. Например, мораль басни “Ворон и Лисица” […]…

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Тема: Басни русских баснописцев.

Цель: Познакомить с баснями русских баснописцев.

Задачи:

Предметные:

Дать понятие о бродячих сюжетах в баснях баснописцев разных стран.

Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец». «олицетворение».

Учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

Учить сравнивать басни разных баснописцев: форма, содержание, сюжет, мораль.

Читать по ролям диалоги героев.

метапредметные:

Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся.

личностные:

Способствовать формированию желания читать, стремлению к познанию через организацию работы в сотрудничестве.

Воспитывать негативное отношение к легкомыслию, беспечности, лени, черствости и эгоизму.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитные карточки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Задаёт эмоциональный настрой.

Морально готовятся к началу урока.

2.Речевая разминка

Учитель предлагает детям собрать рассыпавшиеся пословицы:

Труд человека кормит, а лень портит.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Делу время – потехе час.

(Они записаны на магнитных листах и в хаотичном порядке прикреплены на доске.)

Проводит беседу о смысле пословиц.

Выходят трое учащихся и каждый на своей стороне доски собирает пословицу.

Принимают участие в работе над смыслом пословиц.

3. Подготовка детей к восприятию произведения

Предлагает учащимся в парах заполнить карточки, в которых нужно соединить животное качество, которое ему присуще.

Лиса

грубость

Медведь

Хитрость

Осёл

жадный

Волк

беззащитность

Ягнёнок

упрямство

Выводит учащихся на беседу о том, в каких случаях в животных мы узнаём людей?

Попробуйте определить тему урока. А кто помнит, что такое басня? Если забыли, то откройте с.38 и прочитайте.

-Попробуйте дать определение: что такое басня?

-Чем отличается басня от сказки? (есть мораль).

-Так же в баснях присутствует аллегория, а что это такое прочитайте сами на с 40.

-Каких баснописцев вы знаете?

-Какие басни уже читали? Сегодня будем работать с новыми тремя баснями. А почему сразу с тремя вы узнаете чуть позже.

Договариваются о совместной работе. Работают на листках в парах.

Участвуют в беседе.

Определяют и озвучивают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

4. Этап первичного чтения текста

Включает аудиозапись басни.

Организует беседу по прочитанному:

-Что произошло со стрекозой? Почему?

-Как повел себя муравей? Во всем ли он прав?

-Радужная или мрачная картина возникает? Почему?

-За что злится на стрекозу автор?

(за беспечность, легкомыслие)

-Перечитайте диалог стрекозы и муравья.

-Как автор их называет?

(кумушка, голубчик

-Почему у автора меняется настроение?

(жалеет стрекозу, дает ей надежду)

-Какой нам показывает Крылов стрекозу? (легкомысленная и безответственная).

-А муравей? Какой он?

-Чему учит эта басня?

(Басня учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Есть ли мораль? Какая? (всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться).

Запишите в тетрадь мораль этой басни.

Перед чтением басни Хемницера организует словарную работу. С.42

Читает басню И.И. Хемницера « Стрекоза».

Организует беседу по прочитанному:

-Отличается ли эта басня от басни И.А. Крылова?

-Какая здесь стрекоза? (глупая, ленивая).

-А какой муравей?

-Какими словами автор рисует картину жизни стрекозы?

(жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки).

— Чему учит эта басня?

(учит помогать в трудную минуту, даже глупому человеку).

Знакомит с третьей басней Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи». Для этого предлагает хорошо читающему ученику прочить басню.

Проводит беседу по прочитанному:

— А в этой басне какая стрекоза? (легкомысленная и беспечная).

-А какие муравьи?

-Чему учит эта басня?

(учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Организует работу в группах для знакомства с биографиями баснописцев.

Предлагает детям разделиться на 3 группы и получить задания.

— Мы прочитали три басни разных авторов, которые жили в разное время и что общего вы заметили?

Подводит к определению «бродячего» сюжета.

«Бродячими» сюжетами литературоведы называют те сюжеты, которые встречаются в разных эпохах, в различных странах в устном народном творчестве, в литературных произведениях. Бродячие сюжеты из басен Эзопа переработал И,И. Хемницер, потом И.А. Крылов, а потом и Л.Н. Толстой. Из выступлений своих одноклассников вы увидели, что баснописцы жили в разное время.

Слушают.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Зачитывают слова о стрекозе (попрыгунья ползет, пропела, не успела)

Находят описание (помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет)

Находят в басне описание жизни стрекозы летом (без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило.

Записывают в тетрадь мораль басни.

Высказывают свои мнения о том, какая мораль в этой басне.

Принимают участие в беседе по прочитанному, отвечают на вопросы.

Работают в группах, выходят к доске и читают биографии баснописцев.

5.Этап вторичного чтения текста.

Предлагает учащимся организоваться в группы по 3 человека и потренироваться в чтении по ролям басни И.А. Крылова.

Отрабатывают чтение по ролям.

6.Этап первой ступени анализа произведения.

Предлагает заполнить таблицу.

Работают в паре. Договариваются о распределении ролей и заполняют таблицу.

7.Этап второй ступени анализа произведения. Анализ эмоционально образного содержания текста.

Организует учащихся на чтение по ролям. Предлагает троим ученикам прочитать басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» у доски.

Выходят к доске и читают выразительно по ролям.

8. Этап обобщения прочитанного.

С какими произведениями мы сегодня познакомились? Что вы узнали про эти басни? В начале урока мы записали три пословицы. Скажите, подходят ли они к теме урока?

Участвуют в заключительном диалоге.

9. Домашнее задание

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть.

Биография Ивана Андреевича Крылова.

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. Родился в 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. Крылов не получил хорошего образования, так как рано начал работать, потому что семья жила очень бедно. В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, где начал заниматься литературой и иностранными языками. В 1805 г. Иван Андреевич перевел на русский язык две басни Лафонтена, а в 1809 г. он выпустил свою первую книгу басен и сразу стал знаменитым.

Биография Ивана Ивановича Хемницера.

Иван Иванович Хемницер родился в 1745 году. Отец его, штаб-лекарь, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. На шестом году мальчик уже был отдан в обучение пастору в Астрахани. В 1755 году семья переехала в Петербург. Здесь молодой Хемницер был помещен к одному из учителей врачебного училища. Но врачом он не стал, а поступил солдатом в пехотный полк и прослужил 12 лет. После службы занялся литературной деятельностью. Он любил читать басни древнегреческого баснописца Эзопа, сам их переводил и сочинял свои в стихах. В 1779 году появился первый сборник басен Хемницера. Всего существует 28 изданий его басен.

Биография Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в родовом имении Толстых ‒ Ясной Поляне.

Родители умерли рано, и с 13 лет Лев жил у тети в Казани. Первое образование он получил дома, его учили грамоте, иностранным языкам. В 1844 стал учиться в Казанском университете, но не окончил его и по совету брата отправляется служить в армию. Во время службы он начал заниматься писательским творчеством. После военной службы он вернулся в Ясную поляну. Там он сам сеял на полях урожай, помогал крестьянам бороться с голодом, участвовал в строительстве школ для крестьянских детей. Писатель очень любил детей. Он собирал крестьянских ребятишек воле себя, читал им сказки, мастерил поделки из шишек и палочек, даже ходил с ними купаться на речку. Для детей он написал «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Филиппок», «Лев и собачка», «Три медведя

Заполни таблицу.

Название басни, фамилия автора, заголовок

Форма записи текста (стихотворная, прозаическая)

Мораль басни

Стрекоза

Муравей

(муравьи)

  • Чему учит сказка спящая царевна жуковский 5 класс литература
  • Чему учит сказка стальное колечко
  • Чему учит сказка руслан и людмила пушкина
  • Чему учит сказка снежная королева 5 класс кратко
  • Чему учит сказка слон и муравей по д биссету