Чему учит сказка стальное колечко

Подготовка к активному и сознательному закреплению материала анализ произведения проверка домашнего задания п: технический работа с презентацией м словесный

Подготовка к активному и сознательному закреплению материала

Анализ произведения

Проверка домашнего задания

П: технический (работа с презентацией)

М – словесный (беседа);

П – организационный (ответ с места);

М – словесный (рассказ);

М – словесный (рассказ);

П: технический

(работа с учебником)

М – практический (чтение текста)

М – словесный (беседа);

П: технический

(работа с учебником)

М – словесный
(объяснение)

М – словесный (беседа)

П: технический

(работа с учебником)

М – практический (чтение текста)

М – словесный
(объяснение)

М – словесный (беседа)

-Сейчас на слайде будут появляться вопросы и 3 варианта ответа, по данному произведению. Вам нужно будет устно ответить на эти вопросы.

-Молодцы, вы очень внимательные читатели.

-Назовите главную героиню сказки? — Скажите, где и с кем жила Варюша?

— Как вы думаете, почему Варюша жила с дедом Кузьмой? Что мы можем предположить?

-Что заставило девочку пойти в соседнее село средь суровой зимы. О каких качествах характера говорит этот поступок?

— Куда пошла Варюша, после того, как купила махорку?

— Почему Варюша пошла посмотреть на поезд? Как это ее характеризует?

— С кем она встретилась на станции?

-Давайте сейчас прочитаем этот отрывок, сколько действующих лиц нам для этого нужно?

-Открывайте учебник на странице 76. И начнем со снов «На платформе…» до конца первой главы.

— Почему Варюша угостила бойца махоркой?

-За что боец подарил Варе колечко?

— А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке?

-А как действует колечко?

-Какие чувства испытывала Варя от потери колечка?

-Что она придумала, чтобы найти место пропажи колечка?

-Как отреагировал дедушка Вари, прочитайте его слова.

-Кто такой Сидор?

-Найдите в тексте тот момент и прочитайте, когда Варя с Сидором ищет колечко.

Как Варюша узнала, что пришла весна?

— Найдите в тексте описания, передающие оживающую природу. Прочтите.

— Куда побежала Варюша с приходом весны?

— Где Варюша нашла колечко?

— На какой палец одела Варюша колечко, когда нашла его?

— Произошло ли чудо?

— На какой палец девочка одела потом, когда легла спать?

— С каким чудом встретилась девочка на следующее утро?

-Увидев такую красоту, захотела ли Варюша надеть колечко на указательный палец? Почему?

-А сейчас мы будем отвечать на вопросы.(д/з)

-Читаете вопрос и отвечаете.

-Девочка Варя. В деревне с дедушкой.

— Возможно, родители на фронте или погибли, она сирота. Рассказ написан в 1945 г., в военное время накануне окончания войны

-Кашель(болезнь) деда. О доброте, сочувствии и сострадании, заботе.

-На станцию, посмотреть поезда.

-Девочке интересно, она любознательна.

-С бойцами.

-4-автор, Варя, боец, другой боец.

Читают по ролям.

-Тяжелое было время — голод, разруха, бойцы возвращались с фронта домой. Каждый как мог помогал друг другу, старались отблагодарить бойцов.

-За доброту.

-Она, доверчивая, верит в чудеса, хочет видеть деда здоровым.

Средний палец – здоровье себе и своим близким. Безымянный палец – радость большущая. Указательный палец — увидеть весь мир.

-Сожаление, грусть, безвыходность.

-Она воткнула в это место еловую веточку.

-Ты не горюй дурочка. Где упало-там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

-Воробей.

(начало 3-ей главы)

-Сидор стучал клювом в окно.

-В лес.

-Около той самой веточки.

-На средний палец.

-Да.

-На безымянный пальчик.

-Девочка встретилась с весной.

-Нет. Варюша любила свою Родину, свои родные места.

-Ответить на вопросы 1-5 в учебнике на странице 85.

1. Варя, девочка из простой семьи, которая пошла в соседнее село купить махорку для своего деда Кузьмы, который сильно кашлял. И на обратном пути, когда она пошла смотреть железную дорогу увидела двух бойцов. Боец попросил продать им махорку, но Варя даёт им сколько они хотят. За доброту боец дарит стальное колечко. Оно имеет своё обозначение на каждом пальце.

Да, похожа, потому что в реальной жизни кольцо не обладает никакими магическими свойствами.

2. За то что Варя не продала им махорку боец назвал её » цветок — лепесток в валенках «, а когда посмотрел в её глаза , то сказал » Анютины глазки с косичками «. Боец назвал её так , как она выглядела. (+чтение из учебника)

3. Варя мечтала о том, чтобы ее дедушка выздоровел. Она не надела кольцо на указательный, потому что боец объяснил что будет если надеть колечко на все пальцы, кроме мизинца. (+чтение из учебника)

4.Приход весны (прочитать из текста). Автор сравнивает весну с хозяйкой. Прием-олицетворение, когда неодушевленные предметы и явления наделяются человеческими способностями, качествами.

5. (чтение из учебника) Другие воробьи осуждали Сидора за его дурной нрав, вспыльчивость.

П – умение структурировать знания;

П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П – умение выдвигать гипотезы;

П – умение искать и выделять необходимую информацию;

П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Слайды 2-6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Закрепление материала

Работа синтетического характера

М – словесный
(объяснение)

М – словесный (беседа)

П: технический (работа с презентацией)

-А сейчас на слайде вы видите части плана, нужно их поставить в правильном порядке.

1). Суровая зима в Моховом

2). Дедушка Вари заболел.

3). Варя отправилась за махоркой.

4). Старый боец дарит Варе волшебное колечко за горсть махорки.

5). Варя потеряла колечко.

6). Поиски колечка не имели успеха.

7). Дедушка заболел сильнее.

8). Пришла весна.

9). Варя нашла колечко.

10). Дедушка выздоровел благодаря колечку.

11). Варя считает, что Моховое- самое лучшее место на земле.

Разбираем каждый пункт плана, сопровождая небольшим пересказом. (Смотрите, первый пункт плана» Суровая зима в Моховом». Расскажите).

Второй пункт плана» Дедушка Вари заболел». Ачем он заболел?

Третий пункт плана…зачем дедушке нужна махорка? Что такое махорка?

Четвертый…Варя отдала ему всю махорку? А почему она решила отдать ему горсть махорки?

Пятый…Как Варя потеряла колечко? Что она сделала, чтобы не потерять место, где упало колечко?

Шестой…С кем Варя пошла искать колечко? Что сделал Сидор?

Седьмой…Как проявилось то, что дедушка Вари заболел сильнее?

Восьмой…Как Варя узнала о том, что пришла весна?

Девятый…Где Варя нашла колечко?

Десятый…Когда Варя заметила, что дедушка выздоровел?

Одиннадцатый…Почему Варя решила не надевать колечко на указательный палец?

Ответы детей.

П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Слайд 10-11

Подведение итогов урока и информация о домашнем задании

М – словесный (беседа)

П – организационный (ответ с места);

— Скажите, так прав ли был писатель, что назвал свое произведение сказкой? Почему?

-Было ли волшебство в сказке, какое?

-Счастлива ли наша героиня?

-А действительно ли колечко было волшебным? Ведь зимой многие болеют, а с приходом весны выздоравливают. И боец видел, что девочка маленькая и наивная. И Варе хотелось верить в силу кольца, чтобы надеяться, что ее дедушка выздоровеет.

-А чему учит нас эта сказка?

-Теперь посчитайте свое количество жетонов (выбираем самых активны)

-Домашнее задание: пересказ по плану

-Да, потому что только в сказке есть волшебное колечко.

-Варя нашла колечко, дедушка Вари выздоровел.

-Да, ведь, по ее мнению, она живет на самом прекрасном месте на белом свете, и ее окружают любящие люди.

-Сказка К.Г.Паустовского «Стальное колечко» учит нас уважению к старшим, любви к природе, любви к Родине. И показывает нам, что счастье у каждого человека свое, только надо его увидеть и почувствовать.

Р – уметь оценивать свои результаты работы на уроке

П – умение осознанно и произвольное строить речевое высказывание;

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Слайд 12

Раздел
долгосрочного плана: Литературная сказка

КГУ
«Специализированный
IT лицей» г. Актау

Дата:

Ф.И.О.
учителя Булетаева К.Д.

Класс: 5

Количество
присутствующих:
 

отсутствующих: 

Тема урока

Знакомство
с биографией и творчеством  К.Г. Паустовского

ЦО, которые достигаются на данном уроке

5.1.6.1
Давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.2.2.1
Определять основную мысль при поддержке учителя;

Цели урока

-давать краткий и полный ответ на вопрос;

-участвовать в обсуждении, выражая свои мысли и чувства;

Критерии успеха

Учащийся:


анализирует видеоматериал, связанный с темой урока;


выдвигает свое понимание текста и выявляет проблемы, предложенные в вопросе;


подтверждает собственную позицию аргументами;


делает соответствующие выводы.

Языковые цели

Развивать и обогащать
речь

Привитие ценностей

Способствовать
развитию патриотизма и любви к Родине, сотрудничество при работе  индивидуально
через содержание текстов и видеоматериала.

Межпредметные связи

Межпредметные
связи прослеживаются с «Всемирной историей», «Историей Казахстана», «Русским
языком» и «Изобразительным искусством»

Навыки использования ИКТ

На
уроке будут использованы презентация и видеоматериал.

Предварительные знания

Обучение
производится на базе знаний и ресурсов, полученных в процессе изучения
произведений литературы на предыдущих уроках.

Ход урока

Заплани-

рованные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало
урока

5 мин.

I.Знакомство с темой
и целями урока.

1.Вступительное
слово.

-Константин
Георгиевич Паустовский…

С этим
именем мы встречались ещё в начальной школе, когда читали его произведения с
удовольствием, с улыбкой; «Акварельные краски», «Заячьи лапы», «Стальное колечко»
и еще много других произведений, прочитав которые, мы постигали силу добра и
красоту природы.

— Итак,
какова тема нашего урока?


Правильно, знакомство с биографией и творчеством Паустовского.

2. —
Запишите в тетрадях дату и тему урока.

Дифференциация

Презентация

Портрет
писателя

Слайд 1-2

Середина
урока

6
мин.

4мин.

1мин.41
сек

5
мин.

1
мин

4
мин

II. Работа
с видеоматериалом.

Задание:
просмотреть видеоролик и выписать информацию

. – чему
учит рассказ «Теплый хлеб»

 — чему
учит рассказ «Корзина с еловыми шишками»

 — чему учит
рассказ «Стальное колечко».

 — чему учит рассказ
«Растрепанный воробей».

 – чему
учит рассказ «Заячьи лапы».

2. Выступление
учеников
.
Запись в тетрадь.

 – чему учит рассказ «Теплый хлеб».

 — чему учит рассказ «Корзина с еловыми шишками»

 — чему учит рассказ «Стальное колечко».

 — чему учит рассказ «Растрепанный воробей».

 – чему учит рассказ «Заячьи лапы».

Физминутка

3. Записываем вывод: чему учат произведения  Паустовского.

Сначала постарается сделать вывод более сильный ученик.
Зачитывает ученик с диф.подходом. Диктует учитель.

1 ученик. Сказки и рассказы Константина Паустовского учат доброте,
заботе о ближних, любить и понимать животных, не обижать слабых.

2 ученик. Также умению прощать и помнить добро, забывая зло. О
том, что родные места и родная природа самые лучшие.

ФО. Тест по биографии писателя и по рассказу «Тёплый хлеб»:

1. В каком городе родился К.Г. Паустовский?
А) Киев; Б) Москва; В) Петербург; Г) Одесса.

2. В каком городе прошло детство К.Г. Паустовского?
А) Киев; Б) Москва; В) Петербург; Г) Одесса.

3. Как называется деревня, в которой происходят события
рассказа «Теплый хлеб»?
А) Выселки; Б) Трёхозерка; В) Капустино; Г) Бережки.

4. Как звали мельника, который вылечил коня?
А) Панкрат; Б) Игнат; В) Данила; Г) Матвей.

5. С кем из родственников жил мальчик Филька?
А) с тетей; Б) с дедом; В) с бабкой; Г) с дядей.

6. Какая птица жила у мельника в сенях?
А) ворона; Б) сорока; В) воробей; Г) галка.

7. Как звали мальчика, который держал деревянную солонку во
время примирения Фильки с конем?
А) Николай; Б) Федор; В) Алексей; Г) Степан.

8.  Какое прозвище было у Фильки?

4. Слово учителя

Много
путешествует по Европе. Но сердце его всегда занимал Мещерский край.
Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в
лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле».

Константин
Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько
инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на
кладбище Тарусы.

интересные факты

·        
Константин Паустовский был награжден большим количеством медалей
и премий, среди которых: Орден Трудового Красного Знамени ( 1939 и 1962),
Орден Ленина (1967), Медаль «За отвагу» и «За оборону Одессы» (обе
посмертно).

·        
В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю, на
котором он, по задумке скульптора, изображен в виде загадочного сфинкса.

·        
Памятник К.Г. Паустовскому в Тарусе был
установлен на набережной Оки в 2012 году к 120-летию со дня рождения
писателя. Жизнь и творчество Паустовского тесно связаны с Тарусой, здесь
писатель прожил более двадцати лет, здесь же он был похоронен.

Ученики
с диф.подх. получают карточки с выводом, готовятся выразительно прочитать.

5мин.45сек.

https://www.youtube.com/watch?v=Nb8vnZGmlfc

Презентация

Портрет
писателя

Слайд 3

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=k5cbrQn9ryU&feature=emb_logo

Слайд
4-5

Слайд
6

Слайд
7-10

Конец
урока

5
мин.

 VI. Рефлексия «Пять пальцев» (Раздать)

«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

— Что нового я сегодня
узнал?

«Б» (безымянный) – близость к цели.

— Что я сегодня сделал
и чего достиг?

«С» (средний) – состояние духа.

— Каким было моё
настроение, расположение духа?

«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

— Улучшились ли мои
взаимоотношения с окружающими?

«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

— Что я сегодня сделал
для моего здоровья?

Учитель
помогает учащимся с диф.подх.

Диф.
дом. задание:

Выучить
отрывок из рассказа на выбор со слов: «…Филька нехотя встал..» до слов
«..ничего такого не было..» стр.135; «…Слеза скатилась у коня…» до
«…перегоняя друг друга…» стр. 136 в учебн.

Приложение 2

image001

Дифференциация – каким образом
Вы планируете оказать больше поддержки?

При выполнении заданий учитель должен
оказать индивидуальную поддержку учащимся, в подборе учебного материала и
ресурсов с учетом индивидуальных способностей учеников: раздача карточек с
выводом для выразительного прочтения.

Оценивание – как Вы
планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

ФО в виде теста

Здоровье
и соблюдение техники безопасности

Использовались активные методы обучения, физминутка.

Критерии
оценивания, наблюдение, комментарии учащихся

Следить
за осанками учащихся

Рефлексия по
уроку

Были
ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если
нет, то почему?

Правильно
ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны
ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и
почему?

Общая
оценка

Какие
два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об
обучении)?

1:

2:

Что
могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и
об обучении)?

1:

2:

Что
я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных
учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

План – конспект урока литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе.

Цели урока:

— формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

— формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

— создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

— учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.

Методы обучения:

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный.

Средства обучения:

  • учебник

  • мультимедиа проектор

  • наглядные пособия

Формы организации учебной деятельности:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

  3. Групповая.

Ход урока.

  1. Организационный момент. ( Эмоциональный настрой на работу).

Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Давайте — улыбнемся друг другу и нашим гостям , как солнышко нам улыбается. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам.

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока.

1 слайд:

“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

_ Прочитайте слова.

— Кто их автор?

2 слайд:

-Посмотрите, к какому произведению подобраны иллюстрации?

— С каким произведением мы будем работать , сформулируйте тему урока…

3 слайд ( тема)

— Знакомы ли мы с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского?

— Дома самостоятельно вы знакомились с произведением. К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

— В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

— Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова сформулируйте цели урока.

4 слайд (цель)

-Начнём работу над 1 частью цели урока: познакомимся с краткой биографией К.Г.Паустовского.

-Теперь переходим ко 2 части цели и будем разбираться: произведение К. Г.Паустовского сказка или рассказ?

— Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

— Даша получила задание , найти определение в толковом словаре.

  • Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

  • Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

— Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения, а также мы совершим мысленно, путешествие в деревушку, где жила главная героиня Варюша с дедом.

3. Совместное исследование и решение проблемы.

— Дома вы были в роли читателей.

— Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем? Сейчас мы это проверим.

1. Где жила Варюшка с дедом?

2. Как звали деда?

3. Куда Варюшка пошла за махоркой?

4. Кто такой Сидор?

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?

6. Какой подарок она получила?

7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время?

— Для того чтобы ответить на наш главный вопрос — это рассказ или сказка, давайте вспомним отличительные особенности начала сказки и рассказа.

— Как называется начало в рассказе? (вступление)

— Как называется начало в сказке? (зачин)

— Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»

 — Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?

( эпизод повествовательного характера, первое предложение похоже на зачин сказки)

-Далее работу с текстом мы проведём по группам. Каждая команда выберите капитана, представьте…( объяснение работы)

1 группа

Задание.

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами со слов « На платформе сидели два бойца…». Прочитайте эту часть текста по ролям.

Вопросы для всех:

— Что вы можете сказать о поступке Варющи в этом эпизоде?

— Как бойцы называют её? Как в литературе называется этот приём?

— Ребята, в данном эпизоде, для Вари предмет – колечко – простое или волшебное?

— Посмотрите на правую ладонь.

— Повторите, название пальцев на руке?

— Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

— Называем палец и соответствующее чудо.

  • Средний — здоровье

  • безымянный — большущая радость

  • указательный — увидишь весь мир

— Введение этого эпизода- появление колечка- элемент сказки или рассказа?

— Про какой пальчик боец не сказал девочке? Как вы думаете почему?

2 группа

Задание.

Перескажите эпизод , как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Ответьте на вопрос: Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?

— Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?

— Что вы о нём узнали?

— Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.

— Как вы думаете, это сказочный персонаж или нет?

— О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?

3 группа.

Задание.

Подготовьте выразительное чтение отрывка, в котором описывается приход весны.

Ответьте на вопросы:

— С кем автор сравнивает Весну?

-Как называется этот художественный приём?

— Введение автором образа весны, приёма олицетворения ближе к какому жанру?

4 группа

Задание.

Составьте рассказ по опорным словам на тему: « Как Варюше удалось найти стальное колечко,»

  • нашла

  • начала отгребать

  • блеснул

  • вскрикнула

  • присела

  • не заржавело

  • схватила

  • надела

  • побежала

(просмотр фрагмента фильма)

Что она увидела, когда прибежала домой?

— Ребята, значит, колечко волшебное? Как думала Варя?

— А что сказал дед?

-Как вы думаете, почему выздоровел дед Кузьма?

— Для себя Варюшка, что выбрала: большую радость или повидать свет?

— От чего она испытала большую радость?

— А почему она не захотела повидать белый свет?

-Как об этом говорит дед Кузьма.

-Ребята, а это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?

— Как вы думаете произведение Паустовского-это рассказ или сказка?

5. Обобщение.

Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

— Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему, о любви к окружающему миру — к природе).

Давайте закончим сегодняшний разговор словами:

Жизнь прекрасна. Не проживи её зря. Постарайся оставить след на земле. Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.

5. Рефлексия. Оценивание.

Что получилось на уроке? Какие испытывали трудности? Что понравилось?

( работа с колечками)

6. Домашнее задание.

1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация по родной литературе на тему «К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»(5 класс)»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ паустовский дремучий медведь.pptx

Она ложь,Но в ней намёк,Добрым молодцам урок? О чем говорится в загадке?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Она ложь,Но в ней намёк,Добрым молодцам урок? О чем говорится в загадке?

    Описание слайда:

    Она ложь,
    Но в ней намёк,
    Добрым молодцам урок?
    О чем говорится в загадке?

  • 2 слайд

    Как народные пословицы и поговорки говорят о сказке? Кашу кушай, а сказку слу

    Описание слайда:

    Как народные пословицы и поговорки говорят о сказке?
    Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.

    Красна сказка складом, а песня — ладом.
    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
    Какие вы знаете крылатые фразы, мудрые мысли из сказок (про сказки)?
    Какая сказка изображена на иллюстрации?
    Что вы о ней знаете?

  • 3 слайд

    Сказка "сказывается" – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по

    Описание слайда:

    Сказка «сказывается» – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку

    Сказка состоит из 3-х основных частей:
    1. Зачин (Жили- были….)
    2. Содержание сказки
    3. Концовка (Вот и сказке конец…)
    Вспомните , какие бывают зачины и концовки у русской народной сказки?
    Какая сказка изображена на иллюстрации?

  • 4 слайд

    Сказки делятся на три большие группы:1. Сказки о животных. 2. Бытовые. 3. В

    Описание слайда:

    Сказки делятся на три большие группы:

    1. Сказки о животных.
    2. Бытовые.
    3. Волшебные.

    Вспомните примеры различных видов сказок
    Какая сказка изображена на иллюстрации?
    К какому виду сказок она относится?

  • 5 слайд

    Как называется сказка, изображенная на иллюстрации? Чем она отличается от рус

    Описание слайда:

    Как называется сказка, изображенная на иллюстрации?
    Чем она отличается от русских народных сказок?
    Есть ли автор у этой сказки?

  • 6 слайд

    К.Г.Паустовский«Дремучий медведь»Тема урока.

    Описание слайда:

    К.Г.Паустовский
    «Дремучий медведь»
    Тема урока.

  • 7 слайд

    На этом уроке мы:Узнаем , что такое литературная(авторская) сказка и чем она

    Описание слайда:

    На этом уроке мы:
    Узнаем , что такое литературная(авторская) сказка и чем она отличается от фольклорной сказки;
    поговорим о жизни и творчестве К.Г.Паустовского;
    Прочитаем и проанализируем сказку «Дремучий медведь»

  • 8 слайд

    Русская литературная сказка (русская авторская сказка) — литературный жанр в

    Описание слайда:

    Русская литературная сказка (русская авторская сказка)
    — литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию русской фольклорной сказки, и соединяющий авторскую самобытность и русские народные традиции.

  • 9 слайд

    Отличие литературной сказки от фольклорнойФольклорнаяФольклорная сказка не им

    Описание слайда:

    Отличие литературной сказки от фольклорной
    Фольклорная
    Фольклорная сказка не имеет строго устоявшегося текста, каждый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в неё или убрать.
    В фольклорной сказке отражаются идеалы и ценности всего народа

    Литературная
    Литературная сказка всегда записана и её вид неизменен

    В литературной сказке отражается личный взгляд автора на мир, его представление о жизни и справедливости.

  • 10 слайд

    Константин Георгиевич Паустовский."Я не променяю Среднюю Россию на самые про

    Описание слайда:

    Константин Георгиевич Паустовский.

    «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара.. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу»

  • 11 слайд

    Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) родился в Москве, в семье желез

    Описание слайда:

    Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете.
    Переменил много профессий — был вожатым и кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром в старой армии во время первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом.
    В гражданскую войну воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте.
    Константин Георгиевич много путешествовал. Он бывал в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Но особенно горячо полюбил он Мещёру — сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, — куда приехал впервые в 1930 году.
    Во время всех своих поездок Паустовский неукоснительно соблюдал данное самому себе правило: всегда записывать в тетрадь впечатления от увиденного и услышанного. Эти впечатления и легли в основу многих его произведений о животных и природе. Это, в основном, детские тексты: «Кот Ворюга», «Заячьи лапы», «Стальное колечко» и многие другие повести, рассказы и сказки

  • 12 слайд

    Дремучий медведь – очень опасный зверь. Он ходит-бродит и только и мечтает ко

    Описание слайда:

    Дремучий медведь
    – очень опасный зверь. Он ходит-бродит и только и мечтает кого-нибудь съесть! Вот и пастушонок Петя с телятами чуть было не попались такому злому медведю на зуб.
    Но птицы и звери, зная Петину доброту и хороший нрав, помогли ему одолеть медведя.

    Толковый словарь Ожегова дремучий ДРЕМУЧИЙ, ая, ее; уч. 1. О лесе: густой и тёмный, труднопроходимый.
    2. перен. О носителе каких-то отрицательных качеств: совершенный, полный. Д. невежда.

  • 13 слайд

    Как животные и птицы относились к мальчику? Почему? Постепенно и звери и пт

    Описание слайда:

    Как животные и птицы относились к мальчику?
    Почему?

    Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.
    Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.
    Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щелкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.
    – Вот и я! – говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. – Здравствуйте!
    – Дра! Дра! – отвечала за всех ворона. Никак она не могла выучить до конца такое простое человеческое слово, как «здравствуйте». На это не хватало у нее вороньей памяти.

  • 14 слайд

    Петя в то время лежал под кустом, а телята – глупые они еще были – подняли го

    Описание слайда:

    Петя в то время лежал под кустом, а телята – глупые они еще были – подняли головы, наставили уши и смотрят: что это за старый пень плывет по реке? А у медведя одна морда торчит над водой. И такая корявая эта морда, что с непривычки не то что телок, а даже человек может принять ее за трухлявый пень.
    Первой после телят заметила медведя ворона.
    – Карраул! – крикнула она так отчаянно, что сразу охрипла. – Звери, воррр!
    Всполошились все звери. Петя вскочил, руки у него затряслись, и уронил он свой рожок в траву: посредине реки плыл, загребая когтистыми лапами, старый медведь, отплевывался и рычал. А телята подошли уже к самому крутояру, вытянули шеи и смотрят.
    Закричал Петя, заплакал, схватил длинный свой кнут, размахнулся. Кнут щелкнул, будто взорвался ружейный патрон. Да не достал кнут до медведя ударил по воде. Медведь скосил на Петю глаз и зарычал:
    – Погоди, сейчас вылезу на бережок – все кости твои пересчитаю. Что выдумал – старика кнутом бить!
    Что же случилось дальше?
    Кто помог мальчику-пастушку и почему?

  • 15 слайд

    Но не успел он это подумать как ежевика вцепилась колючими своими плетями в м

    Описание слайда:

    Но не успел он это подумать как ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала. Держит, а сама говорит: «Не-ет, брат, шутишь!»
    Старая ива наклонила самую могучую ветку и начала изо всех сил хлестать ею медведя по худым бокам.
    – Это что ж такое? – зарычал медведь. – Бунт? Я с тебя все листья сдеру, негодница!
    * * *
    Ползет, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил медведя в омут.
    * * *
    Доплыл до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали ее грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке.
    Как только подплыл медведь к назначенному месту, старый бобер крикнул:
    – А ну, нажимай!
    Бобры дружно нажали на ольху, шпенек треснул, и ольха загрохотала обрушилась в реку. Пошла пена, буруны, захлестали волны и водовороты. И так ловко рассчитали бобры, что ольха самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к иловатому дну.
    Почему животные, птицы, рыбы и растения помогли Пете?

  • 16 слайд

    Выскочил медведь на поляну, девушки увидали его – все враз завизжали и так гр

    Описание слайда:

    Выскочил медведь на поляну, девушки увидали его – все враз завизжали и так грохнули палками по бидонам, что медведь упал, ткнулся мордой в сухую траву и затих. Девушки, понятно, убежали, только пестрые их юбки метнулись в кустах.
    А медведь стонал-стонал, потом съел какой-то гриб, что подвернулся на зуб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в свое логово. Залег с горя спать на осень и зиму. И зарекся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса. И уснул, хотя и побаливало у него то место, где был оторванный хвост.
    Кто участвует в схватке лесных жителей с медведем?
    Как в действиях животных проявляются их природные особенности?
    В чем проявляется сказочность?

  • 17 слайд

    Как вы оцениваете этот поступок Пети?Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся,

    Описание слайда:

    Как вы оцениваете этот поступок Пети?
    Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся, потом взглянул на телят. Они мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за ухом.
    Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.
    – Спасибо вам! – сказал Петя.
    Но никто ему не ответил.
    Тихо было на реке. Сонно висела листва ив, не трепетали осины, даже не было слышно птичьего щебета.

  • 18 слайд

    Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье:

    Описание слайда:

    Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье: боялся, что не поверят. А бабка Анисья отложила недовязанную варежку, сдвинула очки в железной оправе на лоб, посмотрела на Петю и сказала:
    – Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились, Петруша!
    Ребята, как вы понимаете слова бабушки Анисьи

  • 19 слайд

    Чему учит эта сказка?- сказка формирует образ положительного героя: доброго,

    Описание слайда:

    Чему учит эта сказка?
    — сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, наблюдательного, верного своему слову;
    — сказка учит не бояться трудностей;
    — сказка учит беречь природу, уважительно относиться к животным;
    — искренней благодарности за любую помощь.

  • 20 слайд

    "Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь" (Г. Х. Андерсен) "Сказки

    Описание слайда:

    «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь» (Г. Х. Андерсен)

    «Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются». (Д. Еникеева)

  • 21 слайд

    Благодарю за внимание!

    Описание слайда:

    Благодарю за внимание!

  • 22 слайд

    Использованные материалы:К.Г.Паустовский «Дремучий медведь» Материалы интерне

    Описание слайда:

    Использованные материалы:
    К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»
    Материалы интернета в свободном доступе
    Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

    Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm

    Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Чему учит сказка стальное колечко

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Чему учит сказка стальное колечко

  • Сейчас обучается 894 человека из 81 региона

Чему учит сказка стальное колечко

  • Сейчас обучается 1014 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • План урока на тему «Жүсіпбек Аймауытұлының «Ақбілек» романына өз пікірім

  • Презентация «Русская народная сказка»

  • Проект по сказке «Курочка ряба»

  • «Çут çанталăк тата çын. (В.Туркайăн «Айăп» калавĕ тăрăх»

  • Урок родной (русской) литературы для 8 класса «Выразительное чтение стихотворения В. А. Степанова «Золотое кольцо». Анализ стихотворения И. И. Кобзева «Поездка в Суздаль»»

  • Презентация «Д. Григорович. Пахарь»

  • Программа «Родная литература (русская)»

  • Х.Тагьир. Уьмуьр ва яратмишунар.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456288 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Чему учит сказка руслан и людмила пушкина
  • Чему учит сказка снежная королева 5 класс кратко
  • Чему учит сказка слон и муравей по д биссету
  • Чему учит сказка самоотверженный заяц
  • Чему учит сказка снегурочка русская народная сказка