Чему учит сказка снегурочка островского

Сравнение сказки в.и.даля девочка снегурочка и русской народной сказки снегурочка. урок исследование по литературному чтению умк перспектива 3 класс

Сравнение сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».

Урок – исследование по литературному чтению

(УМК «Перспектива» 3 класс)

Тема урока: Сравнение сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».

Цели урока:

  • формировать понятие «литературная сказка», учить сравнивать литературную и народную сказку;

  • учить работать с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, основное содержание произведения; давать характеристику героям сказки; находить жанровые особенности сказки;

  • учить работать с книгой;

  • учить работать в паре, группе.

Планируемые результаты:

  • предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение;

  • метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки), находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога;

  • личностные: осмыслять понятия системы нравственных ценностей: добро побеждает зло, идеалы, которые воспевает литературная сказка;

  • коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма проведения: урок-исследования.

Оборудование: выставка книг по теме урока, раздаточный материал, презентация, мультипроектор, опорные карточки.

Ход урока:

1 этап – оргмомент.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

2 этап – актуализация знаний.

Обучающиеся называют пункты Карты знаний, повторяют известный материал (1-4).

  1. этап – операционно-исполнительный этап.

  • Постановка проблемы исследования:

  • Кто отметил в пункте № 5 «нет»?

  • Какова будет тема урока? (учащиеся формулируют тему)

  • Тема. Сравнение сказок В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».

  • Формулирование цели исследования:

  • Какую цель, каждый хотел бы поставить перед собой? (учащиеся формулируют цели)

  • Составление плана исследования:

  • Назовите главных героев сказки «Девочка Снегурочка».

  • Расскажите об отношениях Снегурочки со стариками, с Жучкой.

  • Расскажите, почему старик выгнал Жучку из дома.

  • Верно ли, что за спасение Снегурочки надо благодарить лису?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Верно ли, что внешность и характер Снегурочки можно считать особенностями сказки «Девочка Снегурочка»?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Выборочное чтение: прочитайте выразительно эпизод сказки, который относится к рисунку.

  • Назовите героев сказки «Снегурочка».

  • Расскажите об отношении Снегурочки к другим героям сказки.

  • Расскажите о поведении девушек, которые оставили Снегурочку в лесу.

  • Расскажите о финале народной сказки «Снегурочка».

  • Восстановление событий сказки «Снегурочка» по картинкам. Пересказ данного эпизода.

  • Физкультминутка:

Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнем,

Дальше в сказку мы пойдем.
Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернемся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

  • «Открытие» детьми нового знания: Работа в группах по сравнению произведений.

  • Вывод: С какой целью мы вспомнили содержание сказок (чтобы сравнить сказки)

Каждая группа должна заполнить часть таблицы. Дифференцированная работа.

милосердная: пожалела Жучку; с опаской относится к окружающим: испугалась волка и медведя, на уговоры лисы не поддалась

Отношение автора к героям

сказка народная, поэтому отношение автора не присутствует

автор сочувствует Снегурочке, любуются ею.

  1. этап – оценочно-рефлексивный этап.

  • Интепретация полученных данных:

  • Верно ли, что народная сказка «Снегурочка» и произведение В.Даля «Девочка Снегурочка» имеют одинаковый конец?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Верно ли, что по тексту сказки «Снегурочка» можно определить отношение автора к главной героине?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Можно ли утверждать, что идея сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» является авторской?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Вывод по результатам исследования:

  • Назовите отличия народной сказки и авторской сказки В.Даля.

  • Главное отличие народной сказки «Снегурочка» от сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» заключается в том, что автор в тексте… (проявляет свое отношение к героине)

  • Различия народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» заключаются в том, что каждая сказка имеет … (свою мысль, своих героев, свой вариант появления главной героини, свое окончание)

  • Проверка понимания изученного материала и его первичное закрепление.

  • Попытайтесь объяснить, почему В.И.Даль изменил конец сказки. (Создателю сказки было жаль свою героиню. Поэтому он изменил конец сказки.)

  • Итоги урока. Самооценка обучающимися собственной деятельности.

  • Обучающиеся повторно заполняют «Карту знаний»

  • Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов. Показ иллюстрации. Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

  • На картине «Снегурочка» великого живописца В.М.Васнецова изображена милая молодая девушка. Она юна и прекрасна. В русской народной сказке Снегурочка – дитя Весны и Мороза. Она также чиста как первый снег, и ее сердце должна зажечь любовь, о которой она еще ничего не знает. Только в тот момент, когда в ее душе зажжется огонь любви, Снегурочка погибнет. Автор очарован ей, со всей силой своего таланта он показал нам образ этого почти неземного существа.

  • Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, представим, что мы в XIX веке и послушаем отрывок из оперы. (Прослушивание арии Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова)

  • Домашнее задание с элементами выбора: выберете сказку, текст которой вы будете пересказывать, составьте план и перескажите подробно.

«Девочка Снегурочка» — краткое содержание для читательского дневника

Дата создания: 1832 г.
Жанр: авторская сказка.
Тема: любовь и верность.
Идея: любовь способна сотворить чудо.
Проблематика. Настоящая преданность поможет перенести обиду.
Основные герои: старик, старуха, Снегурочка, Жучка.

Сюжет. У старика со старухой не было детей. Это причиняло им большое горе. Стариками оставалось только смотреть на веселые забавы других детей и завидовать. Один раз старик увидел, как ребятишки катают из снега шарики. Старик поднял один из них и с горечью сказал, что было бы хорошо, если бы у них была такая же белая и круглая девочка. Старухе только и оставалось ответить, что раз уж нет детей, то ничего уже не поделаешь. Но старик взял этот снежный комочек домой, положил его в горшок, накрыл тряпочкой и подставил у окна под солнечные лучи.
Солнце грело все сильнее, и постепенно снег в горшке начал таять. Вскоре старики услышали, как в нем что-то запищало. Сняли они тряпку и видят, что внутри лежит маленькая кругленькая девочка. Она сказала старикам, что зовут ее девочка Снегурочка. Только любовь и надежда смогли сотворить такое чудо.
Старики очень обрадовались. Старуха сразу же принялась шить одежду для своей обретенной дочки, а старик закутал ее в полотенце и начал петь колыбельную песню. Снегурочка очень быстро подрастала и радовала стариков своим умом и сообразительностью. С этого времени у стариков и хозяйство наладилось, потому что все делалось с любовью.
Наступила весна. На дворе стало тепло, и старики перевели домашнюю птицу из дома в хлев. У стариков был верный сторож — собака Жучка. Хитрая лиса узнала, что куры переведены в хлев, и решила обмануть Жучку. Притворившись больной, она стала упрашивать собаку пустить ее погреться в хлеву. Жучка еще не знала, что в хлеву куры. Пожалев лису, она впустила ее туда. Лисе только это и надо было. Она задушила двух куриц и быстро утащила их в лес. Пришел старик и очень сильно рассердился на Жучку. Побив собаку, он прогнал ее. Жучку пожалели лишь старуха и Снегурочка.
Наступило лето. Пришло время собирать ягоды. К старикам пришли подруги их дочки и стали просить отпустить Снегурочку с ними в лес. Старики боялись, как бы с их любимой дочкой ничего не случилось. Но в конце концов поддались на уговоры девочек. К тому же дочка также начала их упрашивать отпустить ее погулять по лесу. Пришли девочки с кузовами, увидели сколько ягод поспело и, забыв обо всем, кинулись в разные стороны. Набрали все полные кузова, а Снегурочку найти не смогли.
Ходит девочка Снегурочка по лесу, плачет, аукает, но никто из подруг не откликается. Попробовала она залезть на дерево и сверху позвать на помощь. На голос Снегурочки вышел из лесу медведь и спросил, почему она плачет. Ответила девочка, что слеплена она из снега, жила у старика со старухой. Пошли они с подругами собирать ягоды, а она потерялась. Медведь уговаривал ее слезть и обещал довести до дома. Но Снегурочка не поверила и сказала, что боится, как бы медведь ее не съел. Пришлось ему уйти ни с чем. Точно такой же разговор произошел у Снегурочки с волком.
Следующей на зов девочки откликнулась лиса-обманщица. Чтобы сманить Снегурочку слезть с дерева, она стала называть ее ласковыми именами: «красавица», «умница». Но девочка была действительно умница и не поверила хитрым уговорам лисы.
А лиса, в отличие от медведя с волком, уходить не собиралась. Она стала ходить вокруг дерева и ждать, когда Снегурочка сама слезет. Вдруг неподалеку залаяла Жучка. Снегурочка обрадовалась и стала ее звать, рассказывая о своей беде. Лиса услышала, что собака лает и бежит к этому месту, и от страха бросилась наутек. Снегурочка слезла, обнялась с Жучкой, и пошли они вместе домой. Жучка лает, и ни один лесной зверь не осмеливается тронуть Снегурочку.
Привела Жучка Снегурочку домой. Старики так обрадовались, что заплакали. Уложили они ненаглядную дочку спать, а Жучку на радости простили и вновь поставили сторожить двор.
Отзыв о произведении. В.И. Даль, взяв за основу народную сказку, значительно ее переработал в целях правильного детского воспитания. В начале очень жалко стариков. Снегурочка появляется на свет в награду за их многолетнее ожидание. Но самое главное в сказке — преданность Жучки, которая перенесла обиду и выручила девочку из беды.


7главная мысль рассказа снегурочка

Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище

Снегурочка — краткое содержание для читательского дневника

Основная информация:
  • Русская народная сказка;
  • Название: Снегурочка;
  • Год написания: неизвестно;
  • Жанр: Сказка;
Главные герои:
  • Снегурочка; снежная девочка;
  • Старик и Старуха; отец и мать снегурочки;
План пересказа:
  • Одинокие старики, лепка доченьки из снега.
  • Ожившая снежная девочка, радость стариков.
  • Весна, загрустившая доченька стариков.
  • Лето, прогулка в лес с друзьями.
  • Растаявшая девочка от костра.



Краткое содержание рассказа

chemu uchit skazka snegurochka 1

Когда-то жили старик и старуха, которые всегда сожалели о том, что у них нет детей. В один прекрасный зимний день они сделали девушку из снега. Снегурочка ожила и стала дочерью, которой у них никогда не было. Они звали ее Снегурочка. Она была очень красивой и милой. Но когда весна начала греть землю, девушка впала в депрессию. Когда наступило лето, ей стало еще грустнее. Однажды она пошла в лес с группой деревенских девушек, ее отпустила мать, чтобы собрать цветы. Она хорошо провела время впервые с зимы. Началось темнеть, и другие девушки разожгли огонь и начали игриво прыгать через пламя. Снегурочка тоже подпрыгнула, но неожиданно растаяла и испарилась в белое облако.

Главная мысль

Главной мыслью сказки Снегурочка является легкомысленность, зная, что снегурочка растает старуха ее отпускает в лес, и сама Снегурочка зная, что может растаять прыгнула через костер. Так же следует относиться к тому, что у тебя есть бережно.


Чему учит сказка? ,,снегурочка» автор островский

Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище

Я перечитал давно знакомую мне сказку «Снегурочка», где рассказывается о том, как старик со старухой, волшебным образом, слепили из снега живую дочь.
Снегурочка выросла за одну зиму. У неё появились подруги. Когда наступила весна, она большую часть времени стала проводить в доме, прячась от солнца. А летом почти не выходила на улицу. Но однажды подруги уговорили её пойти в лес погулять. Там они начали прыгать через костёр и подзадоривать Снегурочку тоже прыгнуть. Она не хотела, но подруги не отставали. В конце концов Снегурочка прыгнула и тут же растаяла над огнём.
В связи с этой сказкой мне вспомнился один из наших уроков по основам безопасности жизнедеятельности. Мы рассматривали ситуацию, в которой к мальчику пришли друзья и стали уговаривать сходить вместе в дом, где, по слухам, обитают привидения. Мальчик не хотел туда идти. Друзья стали его дразнить. Но он не пошёл, и был прав. Даже если в доме нет никаких привидений, нельзя без взрослых ходить в безлюдные и глухие места.
Если бы Снегурочка тоже сделала разумный выбор, она была бы жива
Как я понял, мораль сказки «Снегурочка» такова: нельзя в подражание друзьям делать то, что угрожает жизни и здоровью. Даже если человека будут уговаривать и дразнить, он должен поступить правильно.

На главную

  • Чему учит сказка путешествие гулливера
  • Чему учит сказка птица кахна
  • Чему учит сказка рассеянный волшебник шварца
  • Чему учит сказка пушкина о царе салтане 3 класс
  • Чему учит сказка приключения желтого чемоданчика