Чему учит сказка синяя борода

Поэма руслан и людмила это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. все мы знаем ее

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

Внеклассное
мероприятие по литературному чтению «Литературное путешествие к великим
сказочникам»

Автор: Карпушкина Елена Егоровна

Организация: МБОУ «Школа № 29 г. Енакиево»

Населенный пункт: ДНР, г. Енакиево

Цель: обобщить и закрепить знания детей
о творчестве великих сказочников.

Задачи:

— выявить знания прочитанных
произведений;

— способствовать приобщению учащихся к
чтению, поддерживать интерес к художественной литературе;

— расширять представления детей о
странах, в которых жили великие писатели – сказочники;

— развивать связную речь, правильно
отвечать на поставленные вопросы, расширять словарный запас;

— развивать творческие способности,
внимание, память, воображение;

— воспитывать любовь к литературному
чтению, культуру речевого общения.

Оборудование: мультимедийный проектор,
художественная литература, карточки, фломастеры.

Ход мероприятия

Введение

— Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить. (Слайд 1)

— Чему полезному учат сказки? (Ответы
детей)

— Сказки учат делить мир на хороших и
плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.

— Сказки учат не бояться трудностей.
Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была.

— Сказка учит помогать людям в нужный
момент. У главных героев сказок всегда много друзей – птицы, животные, растения
и т. д.

-Сказка учит не судить по внешности о человеке. Царевна-лягушка
– Царевна, Иван-дурак – Иван царевич. — Сказка учит, что не все всегда
получается с первого раза. Смелостью и упорством можно достичь результата.

-Главное чему учит сказка – добро всегда
возвращается добром.

— За прекрасные литературные сказки мы
обязаны великим писателям — сказочникам

Основная часть

— Сегодня мы отправляемся в путешествие,
но оно будет необычным. Мы посетим те страны, где жили великие писатели –
сказочники, подарившие миру свои замечательные сказки. И так в путь!

(Звучит музыка)

— Наш самолёт взлетает и берёт курс на
Францию.

Слайд 2. Герб и флаг Франции

Слайд 3. Франция на карте Европы.
Столица – Париж. Знаменитая постройка- Эйфелева башня

— Мы в гостях у французского писателя –
сказочника Шарля Перро

Слайд 4. Портрет писателя. Самые
знаменитые его сказки. (Иллюстрации)

— С какими его сказками мы уже знакомы?

( «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя
борода», «Красная шапочка» и др.)

— А сейчас игра « По иллюстрации узнай
сказку Ш. Перро»

( Учитель показывает иллюстрации, дети
отгадывают)

— Какая иллюстрация лишняя? (
«Дюймовочка») Почему? Кто автор этой сказки? ( Андерсен)

— И мы отправляемся на Родину Ханса
Кристиана Андерсена – Данию.

(Звучит музыка)

— Наш самолёт приземлился в Дании

Слайд 5. Герб и флаг Дании

Слайд 6. Дания на карте Европы. Столица
– Копенгаген. Знаменитые постройки – Старая набережная.

— Мы в гостях у Х.К. Андерсена.

Слайд 7. Портрет писателя. Самые
знаменитые его сказки. (Иллюстрации)

— Давайте вспомним замечательные сказки писателя.
По моему описанию узнайте героя и назовите сказку.

1. На птичьем дворе его никто не любил.
Все его били и обижали. Он вырастет и превратится в прекрасного лебедя. (
Гадкий утёнок «Гадкий утёнок»)

2. Он не любил солнце, потому что был
слепым и жил под землёй. Его соседкой была старая крыса. ( Крот «Дюймовочка»)

3.
Она отправилась на поиски своего друга, которого увезла с собой в да-

лёкую страну Снежная королева. (Герда
«Снежная королева»)

4.
Он шёл домой с войны. На спине у него был ранец, на боку сабля. Ему
повстречалась на пути старая колдунья. ( Солдат «Огниво»)

5. Она стояла на пороге дома, дождевая
вода бежала по её волосам и платью. Никто не узнал бы в ней принцессу.
(Принцесса «Принцесса на горошине»)

— Молодцы! Хорошо знаете сказки Х.К. Андерсена

— Наше путешествие продолжается. Мы
летим в Великобританию.

(Звучит музыка)

— Нас встречает туманный остров
Великобритания

Слайд 8. Герб и флаг Великобритании

Слайд 9. Великобритания на карте Европы.
Столица – Лондон. Знаменитая посройка – башня Биг- Бен.

— Мы в гостях у автора сказки «Винни –
Пух и все- все-все» Алана Милна

Слайд 10. Портрет писателя. Самые
знаменитые его сказки. (Иллюстрации)

— Назовите друзей Винни – Пуха? (Кролик,
Пятачок, Сова, Ослик Иа) Почему вам нравится Винни – Пух? Вспомните его
«ворчалки» — песенки.

(Дети поют)

— Хорошо мы повеселились. Пора в дорогу.

(Звучит музыка)

— Следующая наша остановка – Германия.

Слайд 11. Герб и флаг Германии.

Слайд 12. Германия на карте Европы.
Столица – Берлин. Знаменитая постройка — здание Рейхстага.

— Мы в гостях у немецких сказочников
Братьев Гримм – Якоба и Вильгельма.

Слайд 13. Портреты писателей. Знаменитые
их сказки. ( Иллюстрации)

— Нас встречает оркестр Бременских
музыкантов из одноимённой сказки Братьев Гримм. (Дети слушают песни из мультфильма
«Бременские музыканты»)

— Назовите ещё самые известные сказки
этих авторов. ( «Белоснежка и семь гномов», «Золотой гусь», «Пряничный домик»)

А теперь, ребята, давайте отгадаем
сказки братьев Гримм
 по
началу сказки, а правильный ответ вы увидите на экране. (слайды на экране с
картинками из сказок)

1.Однажды, летним утром сидел человек у
окна на своем столе для шитья. Ему было весело, и он шил изо всех сил. (Храбрый
портняжка)

2.Было у одной вдовы две дочери: одна
была красивая, работящая, другая – уродливая и ленивая. (Госпожа Метелица)

3.Был у одного хозяина осёл, и много лет
подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к
работе так непригоден, как раньше. (Бременские музыканты)

4.Жила-была в деревне бедная старуха.
Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. (Соломинка, уголёк и боб)

5.Жила-была маленькая, милая девочка. И
кто, бывало, не взглянет на нее, всем она нравилась, но больше всех любила ее
бабушка и готова была ей все отдать. Подарила она ей однажды… (Красная шапочка)

6.Жил когда-то на свете
крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела
и пряла. Вот и говорит он жене: «Как жаль, что у нас нет детей. Уж так у нас
тихо, а в других домах, погляди, как шумно да весело. (Мальчик-с-пальчик)

7.Жил был человек. Было у него 3 сына.
Звали младшего ДУРНЕМ; его презирали, смеялись над ним и всегда обижали.
Собрался раз старший идти в лес – дрова рубить, и дала ему мать в дорогу
вкусный сдобный пирог и бутылку вина, чтоб не знал ни голода, ни жажды.
(Золотой гусь)

И так, Германия у нас позади. (Звучит
музыка)

— Наш самолёт держит курс на солнечную
Италию

Слайд 14. Герб и флаг Италии

Слайд 15. Италия на карте Европы.
Столица- Рим. Знаменитая постройка- Колизей, памятник древней культуры.

— Мы в гостях у итальянского писателя
Джанни Родари.

Слайд 16. Портрет писателя. Знаменитые
его сказки. (Иллюстрации)

— Самая известная сказка Джанни Родари «
Приключения Чиполлино», а начинал он свою литературную деятельность как поэт.
Давайте послушаем стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» в исполнении
ребят нашего класса. (Дети рассказывают стихотворение)

— Отправляемся снова на север Европы.
(Играет музыка) Перед нами Швеция.

Слайд 17. Герб и флаг Швеции.

Слайд 18. Швеция на карте Европы.
Столица – Стокгольм. Швеция знаменита своими озёрами, которые связаны между
собой каналами.

— Мы в гостях у шведской сказочницы
Астрид Линдгрен

Слайд 19. Портрет писательницы.
Знаменитые её сказки (Иллюстрации)

— Это она подарила миру сказки «Пеппи
Длинный чулок», «О Малыше и Карлсоне». Хорошо вы знаете эти сказки? Тогда дайте
ответы на следующие вопросы:

— Какое слово нашла Пеппи? (Кукарямба)

— Как звали друзей Пеппи? (Томми и
Анника)

— Какая должность была у фрекен Бок?
(Домоправительница)

— Что больше вcего любил поесть Карлсон?
(Сладкое)

— Где жил Карлсон? (На крыше)

— Молодцы! Карлсон любит пошалить и
повеселится. Он приглашает нас поиграть. ( Игра « Кто быстрее перенесёт
конфеты»)

— Вот и пришло время возвращаться домой.
(Играет музыка) Мы снова на родной земле.

Слайд 20. Герб и флаг России

Слайд 21. Россия на карте. Столица –
Москва. Знаменитая постройка –

Московский Кремль.

— Кого мы можем назвать самым знаменитым
русским писателем – сказочником? ( Александр Сергеевич Пушкин)

Слайд 22. Портрет писателя. Знаменитые
его сказки (Иллюстрации)

— У каждого возраста свой Пушкин. Для
маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт – сказочник. Но знаете ли вы, что
специально для детей Пушкин сказок не писал? Однако все его сказки любимы
детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а, кто
станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

— Нас встречает кот учёный. ( Слайд 23)

Он приготовил интересные вопросы:

1. Сколько лет прожили старик и старуха
у синего моря? (5, 20, 33)

2. Кого поймал старик неводом? (русалку,
рака, рыбку)

3. Какой волшебный предмет был любимым у
царицы в «Сказке о мертвой царевне»? (кольцо, зеркало, венец).

4. Кто помог королевичу отыскать
невесту? (солнце, месяц, ветер)

5. Сколько девиц пряли поздно вечерком в
«Сказке о царе Салтане»? (семь, две, три)

6. Кто жил в хрустальном доме под окном?
(сурок, белка, гусь)

7.Как звали работника попа в «Сказке о
попе и о работнике его….»? (Иван, Балда, Егор).

8. Чем должен заплатить за работу поп
Балде? (золотом, серебром, щелчком).

— Молодцы, справились с заданием.

— Посмотрите внимательно на эти
объявления. Кто бы мог их написать? Отгадайте. ( Слайд 24)

1. Предлагаю свои услуги: работаю за
семерых. Могу: запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь
яйца, варить кашу, нянчить детей. (Балда)

2. Школа целителей и экстрасенсов
проводят ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как: укусы
правого и левого глаза, волдыри на носу. (Сватья баба Бабариха)

  1. Тем,
    кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести
    петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. (Царь
    Дадон)

4. Кто желает поменять старое, разбитое
корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к… (Золотая рыбка)

(Ответы детей)

Заключительная часть

— Вот и завершилось наше путешествие. (
Слайд 25)

— Какие страны мы сегодня посетили?

— У каких писателей побывали в гостях?

— Какие впечатления остались у вас после
путешествия?

— Нарисуйте дома иллюстрацию к любимой
сказке.

Список использованных источников

  1. Андерсен
    Х.К. Пьесы – сказки. – М., 1963

2. Братья Гримм Полное собрание сказок и
легенд в одном томе. – Альфа- книга, 2009

6. Милн Алан, Заходер Борис Вини- Пух и
все- все- все. — АСТ, 2007

7. Перро Шарль Сказки. – С – П, Азбука,
2008

8. Родари Джанни Приключения Чиполлино.
– Эксимо, 2011

  • Чему учит сказка серая звездочка
  • Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс
  • Чему учит сказка салтыкова щедрина богатырь
  • Чему учит сказка серебряное копытце бажов
  • Чему учит сказка русалочка андерсена