Учитель:
Волкова Анастасия Владимировна.
Предмет:
литературное чтение.
УМК:
«Перспектива», хрестоматия для 1-4 классов.
Класс:
2.
Тема:
«Русская народная сказка «Снегурочка». Чему учит сказка».
Тип
урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование:
хрестоматия для 1-4 классов, рабочие тетради, электронная презентация,
раздаточный материал (иллюстрации к фрагментам текста)
Цель:
научить детей понимать основную мысль текста, определять нравоучительный
аспект сказки.
Планируемые
результаты:
Предметные.
Учащиеся научатся понимать различия авторской сказки и народной. Продолжат
совершенствование техники чтения, умений работы с текстом. Научатся
сопоставлять содержание смысловых частей текста с художественными
иллюстрациями. Научатся восстанавливать хронологическую последовательность действий
литературного (фольклорного) произведения.
Метапредметные.
Обучающиеся продолжат учиться формулировать тему, цель и задачи учебного
занятия, планировать собственную деятельность на уроке в соответствии с
поставленными задачами. Будут развивать способность сопоставлять свои действия
с запланированными результатами. Продолжат работу над выстраиванием цепи
логических рассуждений и умозаключений, формулированием собственных мыслей,
построением монологических высказываний. Ученики будут развивать умение
выслушивать друг друга и критично оценивать высказывания одноклассников,
соблюдая этические нормы коммуникации.
Личностные.
Обучающиеся будут развивать художественно-эстетический вкус и интерес к
фольклору и литературе, развивать эмоционально-нравственную сферу.
Ход
урока
1. Орг.
момент.
Приветствие, настрой на учебную
деятельность.
2. Речевая
разминка.
На слайде презентации пословицы и
поговорки про сказку, которые учащиеся читают.
1.Сказка – ложь, да в ней намек.
2.Сказка от начала начинается, до конца
читается, в серёдке не перебивается.
3.Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается.
4.В сказках всё есть, да в руках ничего
нет.
5.Красна сказка складом, а песня – ладом.
После чтения
учитель обращается к классу: «Ребята, как вы понимаете значение пословицы под
номером 1?». (Вывод: В сказке описываются вымышленные события, которые не
могут произойти в реальной жизни. Но любая волшебная история, представленная в
сказке, нас чему-то учит.)
3. Актуализация
знаний, проверка домашнего задания.
Учитель: «Ребята,
давайте проверим, как хорошо вы поняли отрывок сказки, прочитанный дома. На
слайде перед вами несколько иллюстраций к тексту. Расскажите, пожалуйста,
какие события изображены на каждой из них»
Учащиеся отвечают,
вспоминают действия в сказке, главных героев, последовательность событий.
Вопросы
уточняющие, наводящие:
— Что расстраивало
деда с бабой? (всего у них было вдоволь, а самого главного – деток не было)
— Какой выход они
нашли для себя? (решили слепить они себе дочку)
— Какая дочка у
них получилась? (красивая, живая, глазки голубые, роток из алой ленточки)
— В какое время
года слепили себе дед с бабой Снегурочку? (зимой)
— Что наступило
после зимы? (весна)
— Как Снегурочка
отнеслась к приходу зимы? Почему? (заскучала, невесела стала. Все ребята
радовались, а снежная девочка все грустила, плакала. Тепло она не любила, по
зиме и холоду скучала)
4. Постановка
проблемного вопроса. Введение в тему урока.
Учитель: «Ребята
мы с вами успели узнать, что Снегурочку слепили из снега дед с бабой. Девочка
получилась ладненькая. Но вот уж очень не любила тепло, приход весны ее очень
расстроил. На последней иллюстрации мы видим, как все ребята радуются, хороводы
водят, а Снегурочка в тенечке прячется и грустит. А что же будет дальше? Как вы
думаете?»
Обучающиеся строят
свои предположения.
Учитель: «Молодцы.
Сколько много возможных вариантов развития событий. Давайте сформулируем тему
нашего урока?»
Тема урока: «Продолжение
знакомства с русской народной сказкой «Снегурочка»».
Учитель: «Скажите,
а чем отличается народная сказка от авторской?»
Обучающиеся: «У
авторской есть автор. Ее написал писатель. А народную сказку придумал народ,
коллектив. Люди, которые не были писателями»
Учитель: «Молодцы.
А теперь вспомним, какая одна из главных особенностей сказки, которая отличают
ее от любого другого литературного произведения?»
Обучающиеся:
«Сказка нас чему-то учит».
Учитель: «Отлично.
Теперь сформулируйте цели нашего урока, пожалуйста»
Обучающиеся:
«1.Дочитать сказку до конца. 2.узнать то, чему нас учит сказка «Снегурочка»»
5. Работа
по теме урока.
Подготовка
к чтению:
На
слайде список слов, встречающихся в сказке. Словарная работа.
Лето
красное – красивое лето
Пуще
– сильнее
Велят
– говорят, что делать
Кузовок
– корзинка
Венки
плетут – украшение на голову из живых цветов
Хворост
– засохшие и опавшие ветки деревьев
6. Физкультминутка.
Наши
ручки
Руки
кверху поднимаем,
А
потом их отпускаем.
А
потом их развернем
И
к себе скорей прижмем.
А
потом быстрей, быстрей
Хлопай,
хлопай веселей.
7. Продолжение
работы по теме урока.
Чтение сказки (по
две строки по цепочке, жужжащее чтение).
После чтения
сказки, на экране появляется новый слайд с иллюстрациями к смысловым отрывкам
текста в хаотичном порядке.
Учитель: «Ребята,
обратите внимание на иллюстрации. Подумайте, какие события они отражают»
Дети объясняют
своими словами каждый эпизод, после обсуждения ищут изображенные действия в
тексте.
Вопросы к
обсуждению гибели Снегурочки:
— Ребята, что
случилось со Снегурочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и растаяла)
— Хотела ли
Снегурочка прыгать? (нет, она не хотела, боялась)
— Почему же она
тогда решилась прыгнуть? (ее уговорили девочки. Все прыгали, веселились.
Снегурочка не хотела отличаться от подруг, как-то выделяться)
— К чему привело
ее желание, быть похожей на подруг? (к ее гибели)
— Как вы думает,
чему учит нас сказка? (Сказка учит меня быть самим собой, не смотреть на других
людей)
Вывод о том, чему
учит нас сказка, дети записывают в тетрадь под диктовку.
8. Подведение
итогов.
— Ребята, вы
согласны с тем, что мы разные? Человек должен сохранить свою индвидиуальность,
иначе, в погоне за всеобщим признанием мы можем потерять себя.
— Какую сказку мы
сегодня с вами дочитали? Кто ее автор?
— Наша сказка
подтвердила народную мудрость, с которой мы встретились вначале урока? (Сказка
– ложь, да в ней намек.)
9. Рефлексия.
Выберите и
продолжите предложение:
— Сегодня я
сумел…..
— После урока мне
захотелось….
— На этом уроке
мне было трудно…..
10. Домашнее
задание.
Ученики получают
листы с иллюстрациями из урока, расположенными в хаотичном порядке. Дома нужно
их вырезать и вклеить в тетрадь в правильном порядке. (Приложение 1)
Приложение
1.
2
Чему учит сказка про храброго зайца Мамин-Сибиряк?
10 ответов:
8
0
Сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка учит нас быть смелыми, верить в себя и в свои силы, и хорошо если при всем при этом есть у вас поддержка близких, но не стоит никогда зазнаваться.
Главные герои «Сказки про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»:
- заяц, который хвастался, что не боится волка, а потом заручившись поддержкой близких и впрям перестал его бояться;
- зайцы, которые сначала смеялись над зайцем, а потом восхищались им;
- волк, который хотел съесть зайца, но оказался не таким бесстрашным на самом деле.
6
0
Сказка про храброго зайца это сказка о том, как заяц начал хвастаться своей храбростью, а потом и поверил в нее.
Произведение учит быть смелыми, но не только на словах, но и на деле.
Главные герои сказки:
заяц, который хвастался, что волка не боится,
зайцы, которые слушали его
и волк, хотевший съесть храбреца.
5
0
Главными героями «Сказки про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка являются следующие персонажи :
- Заяц — которому надоело вечно дрожать от страха, и бояться всего вокруг ;
- Зайцы — какие сначала смеялись над бравадой зайчишки, а потом хвалили его за «смелость» и восхищались им ;
- Волк — хотел, как и положено, полакомиться зайчатиной, но оказался сам далеко не бесстрашным.
Главная мысль. Многое в нашей жизни происходит по воле его величества случая, но стоит поверить в свои силы, и добавить к этому поддержку близких людей, тогда сможешь сам и горы свернуть. Вот только зазнаваться после сего дела не стоит…
2
0
Д.Н. Мамин-Сибиряк написал когда-то давно «Сказку про Храброго зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» такое полное название этой сказки.
В ней рассказывается зайчике, который всего и всех боялся будучи маленьким, а когда он вырос, то решил никого не бояться. Однажды с ним произошел комичный случай: он хвастался всем зверям, что никого не боится, но вдруг увидел волка, подпрыгнул от страха и упал под пень. Волк от неожиданности тоже испугался и подумал, что заяц бешеный и убежал. Звери стали хвалить зайца, что он такой смелый и волка испугал. С тех пор заяц поверил в себя и правда перестал бояться.
Сказка учит нас верить в самих себя, работать над своими страхами и комплексами. Нужно хотя бы раз перебороть себя, а дальше будет легче.
Также храбрым нужно быть не только на словах, но и на деле. Если уж говоришь что-то про себя, то нужно этому соответствовать и подтверждать действиями.
2
0
В сказке Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» имеется два главных героя — это сам Храбрый заяц и это Волк. Также роль статистов, толпы, играют многочисленные зайцы.
Главная мысль этой сказки в том, что необязательно бывает быть храбрецом, чтобы считаться таковым. Иногда для этого достаточно просто воспользоваться случаем.
Сказка «Про храброго зайца» учит нас:
- Не хвастать попусту.
- Не бояться всего на свете
- Любой может испугаться, если его напугать неожиданно
- Тому, что жить в постоянном страхе невозможно.
- Если уж назвался смелым, то надо быть смелым до конца.
- Не всегда похвалы оказываются заслуженными.
2
0
Сказка Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» даёт читателю изображение двух главных героев. Первый гепой- Храбрый заяц, а второй герой — Волк. В произведении есть и другие зайчики, но это просто слушатели главного героя.
Главная мысль поучительной сказки состоит в том, что храбрецом можно называться, но не быть им на самом деле. Главное оценивать себя обьяктивно, а не делать вид, что ты такой храбрый, а таковым на деле не являться.
Сказка «Про храброго зайца» учит не быть хвастливым, не бояться, так как всю жизнь нельзя жить в преддверии того, что что-то произойдет и бояться этого. А если решил проявлять смелость, то быть смелым надо до конца.
2
0
В забавной сказке Мамина-Сибиряка мы знакомимся с главным героем — храбрым Зайцем, который прежде был трусливым. Причем он боялся не только волка, но даже треска веток и звука падающего комочка снега.
Но однажды надоело зайчику бояться и он решил стать смелым, что и объявил своим сородичам. Маленькие зайчата, взрослые зайцы и старые зайчихи были свидетелями бахвальства Зайца, и все они являются второстепенными героями сказки.
Главным героем можно назвать и Волка, который подслушал хвастливые речи Зайца и решил отобедать именно этим глупым зайчишкой. Но Заяц сумел убежать от свирепого хищника, хотя на самом деле ему было очень страшно. Волк решил со странным зайцем не связываться и убежал прочь с лесной полянки.
Сородичи вскоре нашли храброго Зайца и стали верить в то, что он бесстрашный и смелый. Да и сам хвастунишка поверил в то, что отныне он никого не боится.
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно верить в себя и в свои возможности. Хорошо, если поддержать веру помогают близкие родственники и друзья.
Сказка учит читателей, что хвастать и важничать не следует, лучше, если вас похвалят другие люди. Это будет означать, что вы и в самом деле чего-то стоите.
2
0
Сказка Дмитрия Мамин-Сибиряк «Про храброго зайца» очень поучительная, учит тому, что хвастаться всем, какой ты храброй не надо, а надо в своих поступках показывать свою храбрость, решительность и смелость. В этой сказке два героя. Один из них Заяц с длинными ушами, косыми глазами и коротким хвостом, который хвастался, что волка не боится. Другой герой — Волк, который оказался не таким уж храбрым, когда заяц прыгнул ему на спину, подумав, что ему стрельнули чем-то, убежав прочь. Сказка написана простым языком, поэтому легко читается и воспринимается, рекомендую её прочитать, так как в ней много поучительных моментов.
Главная мысль этой сказки состоит в том, что надо всегда верить в свои возможности, но соизмерять свои силы, а если не можешь что-о сделать сам, то обратиться за помощью к своему окружению, друзьям и близким людям.
1
0
Главные герои сказки про храброго зайца:
- Заяц-хвастун.
- Зайцы, которые слушали главного героя.
- Волк, который охотился на зайца.
Эта сказка учит приходить на помощь, быть смелым, храбрым, не бояться опасности, преодолевать трудности, ну и, конечно же, не хвастаться и не разбрасываться пустыми словами, совершать добрые и хорошие поступки и верить в себя несмотря ни на что.
1
0
Сказка весьма поучительная. Ее полезно прочитать всем детям.
Герои сказочной истории:
- Свирепый сердитый Волк охотился на Зайца, однако легко оказалось напугать самого серого хищника.
- Большой хвастун Заяц, который аовсюду называл себя храбрым, но больше всего он боялся волка.
Совершать хорошие добрые поступки, помогать в нужную минуту учит эта сказка.
https://text.ru/anti<wbr />plagiat/5b955f65cc053
Читайте также
Совсем коротенькая сказка. Повествующая о том как Лиса зазевалась считая ворон и провалилась в колодец. Там было немного воды, утонуть она не могла. Но и вылезти тоже. Так и сидела. Мимо проходил Козёл и спросил её «Кумонька, что ты там делаешь»?
-От жары спасаюсь, Сказала Лиса.
-Прыгай сюда, вместе посидим.
Простодушный козёл поверил плутовке и прыгнул в колодец. А Лиса была ещё недовольна:
-Чуть не задавил….
После чего вскочила козлу на спину, дальше на рога и выпрыгнула из колодца
А доверчивого козла люди нашли только через три дня. И не дали умереть от голодной смерти вытащив из колодца.
Сказка учит не быть доверчивым. Особенно к посторонним. И особенно к таким как Лиса. Которая известна своей хитростью и коварством.
Не подумав, не надо совершать опрометчивые действия и поступки. В частности здесь: прежде чем в колодец прыгать, надо было знать как из него выбираться. Про что конечно простодушный Козёл не сообразил. Во что то «влезая» подумай о выходе, можно и так сказать. Ну и Лиса конечно… Считая «ворон» на забывай смотреть под ноги.
Не быть наивным, простодушным, слишком доверчивым и невнимательным. Не влезать в непонятные истории и ситуации.
«Серая шейка»- удивительная сказка Дмитрия Наркисовича ! Весь сюжет настолько захватывает и держит тебя в постоянном напряжении до тех пор, пока не узнаешь развязку истории милой уточки со сломанным крылом. И всё же, хочется выделить в ней не один, а два момента, и вот почему.
Впервые я услышал эту сказку от родителей, когда мне было года четыре. Тогда самым волнующим для меня было развитие действий — с замиранием сердца я слушал о том, как день ото дня полынья становилась всё меньше, и лиса вот-вот должна схватить Серую Шейку…
А когда уже немного подрос мой сын, и я открыв эту книгу, моментально погрузился в сюжет -сразу же почувствовал не только осеннюю прохладу и неприятное дуновение северного ветра, но и страшное безысходное материнское горе старой Утки, каждая слезинка какой неимоверно сильной болью пронзала моё сердце…
Великим всё же мастером пера был Мамин-Сибиряк !
«Русалочка»- очень известная и любимая сказка датского писателя Ганса Христиана Андерсена. В ней рассказывается о молодой русалке, которая отказалась от своей жизни в море, чтобы получить бессмертную душу и любовь принца, которого она спасла от гибели после крушения корабля. Самые главные герои этой сказки Русалочка и Принц. Также можно назвать главной героиней Морскую ведьму, что дала Русалочке зелье, чтобы обрести ноги, но забрала ее прекрасный голос. А также соперницу Русалочки Принцессу с храма, которая завоевала любовь Принца и стала причиной гибели Русалочки.
Данная сказка автора входит в сборник «Аленушкины сказки». Дмитрий был прекрасным русским писателем, прозаиком, драматургом и сказочником. Среди его произведений встречались также : романы(около 15), и около тринадцати рассказов,очерков и повестей.
В сказке Теремок присутствуют мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Получается всего шесть персонажей. Очень часто читаю эта сказку своему 9-месячному малышу, а он делает вид, что понимает))
Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.
Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.
Традиционно сказки делят на:
- Волшебные.
- Сказки о животных.
- Бытовые.
Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.
Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»
Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.
История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.
Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.
Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.
Другие сказки
Сказка | Чему она учит |
Маленький принц | Маленький принц — милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком. История учит тому, что счастье — состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств. Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах — выращивании цветов или в восходе солнца. Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами. |
Аленький цветочек | История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее. Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила. Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа. |
Премудрый пескарь | Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира. Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной. История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким. |
12 месяцев | 12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой. Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев. |
Кладовая солнца | «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди. История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение. Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее. |
Снежная королева | «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце. Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви. |
Кот в сапогах | «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях. В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот. Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро. |
Гадкий утенок | В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них. Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных. Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек. История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь. |
Бременские музыканты | История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации. В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах. В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника. Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой. |
Царевна лягушка | «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким. Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею. История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть. Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации. |
Красная шапочка | «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду. |
Дюймовочка | Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он. Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой. |
Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.
При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.