Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Литературное чтение, 3 классурок 4. сказка сестрица аленушка и братец иванушка перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:волшебные сказки, их особенности, нравственное

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 — Иванушка превратился в козлёночка;

 — злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 — козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Смерть родителей

— Дорога в поле

 — Коровье копытце

 — Лошадиное копытце

 — Козье копытце

 — Встреча с купцом

 — Ведьма

 — Разговор козленка

 — Прощание козлёнка

 — Спасение Алёнушки

 — Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс


8

текст при наведении

10 ответов:

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



6



0

Сказка ложь, да в ней намёк. Мистический сюжет с перевоплощениями, магией, ведьмами и чудодейственной водой. И как положено в нормальной сказке — с хэппи-эндом. Все плохие герои сгинули, а хорошие получили ценный жизненный урок: надо быть осторожным и стараться обдумывать каждый шаг.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



4



0

Сказка ложь? Это как посмотреть. Современная очень экологически «чистая» водичка может «козленочком» кого угодно сделать, искупаться в некоторых речках будет вовсе для здоровья опасно (шерсть самое малое, что может вырасти).

А теперь по делу:

  • Надо слушаться старших.
  • Надо как следует присматривать за младшими.
  • Родители вовсе не должны оставлять младших детей на попечение старших (сами родили, сами воспитывайте: иначе очень удивитесь).
  • Не надо пить из лужи (это просто очевидно).
  • В любой сказке есть рациональное зерно.
  • Добро побеждает зло (вот этот мне более остальных выводов нравится).

Читайте сказки своим детям и сами мотайте на ус.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



3



0

Для молодого читателя этой сказки, сначала может показаться что Братец Иванушка, пострадал ни за что. Однако, перечитав эту сказку хотя бы второй раз, все для того же маленького читателя, эта сказка откроется по другому. И когда отсеиваются все второстепенные, «окрашивающие» сюжет фрагменты, на поверхность поднимается сама суть этого произведения.

А суть проста — Нужно, в первую очередь слушаться старших!!! «Не нужно идти на поводу у своих сиюминутных желаний, это трудно, но нужно стараться. Постараться обуздать в себе желание следовать слову «ХОЧУ», и постараться понять слово «НАДО!» Это трудно.., но если ты — молодой читатель, это поймешь, это значит что ты почти понял ЖИЗНЬ….

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



2



0

Эта сказка учит детей прислушиваться к старшим,это могут быть братья и сестры и родители.И когда они рекомендуют чего то не делать,не нужно ради любопытства действовать вопреки их слов,потому что это может очень плачевно закончится.

Ребенку всегда нужно быть осторожнее и не любопытничать там,где этого не рекомендуется делать.

И намек на то,что жизнь реальная штука,но в ней может быть и магия и волшебство,отрицательного порядка.

И что важно,то тут есть и правила гигиены, не нужно пить грязной воды,лучше пойти и напиться дома,потому что ребенок может заболеть, если вода будет грязной.

И намек родителям,чаще обращайте внимание и воспитывайте сами своих детей.

фото

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



2



0

На мой взгляд, сказка Сестрица Аленушка и Братец Иванушка учит нескольких важным вещам:

  • Надо слушаться старших братьев и сестер, они плохого не посоветуют
  • Даже если очень хочется сделать что-то назло старшему брату/сестре, не надо этого делать
  • Каждое решение имеет свои последствия
  • Не стоит слепо верить незнакомым людям, особенно если они ведут себя подозрительно
  • Не стоит пить воду непонятно откуда (не из чистой бутылки или фильтра), равно как и другие жидкости

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



1



0

нас-то она давно научила не пить что попало,а деткам эта сказка полезна,чтоб они как можно раньше поняли,что пить из случайных источников не нужно и ,что нужно слушать старших,чтоб в приюте не очутиться.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



1



0

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» может научить детей следующему:

  • слушаться старших, даже если это старшая сестра, и внимательнее следить за младшими;
  • терпению (мальчик мог потерпеть до колодца и ничего бы не случилось);
  • берешь с собой ребенка — бери попить и поесть, мало ли что в дороге случится;
  • нельзя пить воду из неизвестных источников;
  • нельзя доверять незнакомым или малознакомым людям (особенно ведьмам);
  • злые дела и поступки всегда будут наказаны.

smV7Fwfs5MWYyQzvohBNh0zhPphVuPvp.png

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



1



0

Почти все русские народные сказки поучительные. В них на примере сказочных героев детям преподносится како-либо жизненный урок. Сказка сестрица Аленушка и братец Иванушка учит маленьких детей слушаться старших, в этой сказке сестрицу Аленушку. Последствия непослушания могут быть очень печальными, как в этой сказке брат превратился в козлёночка. Старших детей эта сказка учит быть терпеливыми по отношению к младшим, сколько раз Аленушка просила младшего брата не пить воду из лужи, терпеливо объясняя почему не надо этого делать. Сказка эта о любви, не бросила, не оттолкнула сестра братца, который ее не послушался и превратился в козлёнка.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



1



0

Сказка про Сестрицу Аленушку и братца Иванушку была написана Алексеем Толстым. Вообще все его сказки, и не только его, носят поучительный характер.

В данном произведении также есть мораль и поучение.

Здесь рассматривается несколько аспектов.

Во-первых, добро и зло. В конце добро побеждает и справедливость восторжествует.

Во-вторых, вопрос послушания детей. Дети должны слушаться старших, ведь они опытнее, мудрее, больше знают.

В-третьих, нельзя сильно доверять незнакомым прохожим людям, мало ли что у них на уме.

В-четвертых, нельзя пить грязную воду, чревато последствиями.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс



0



0

Когда была маленькая, очень любила такие сказки.

Эта сказка учит конечно следующему, что младшие дети обязательно должны сушатся старших.

Но в то же время я не могу представить, что бы в наше время кто-то оставил маленьких детей на старших детей, которые еще сами дети.

Нужно остерегаться незнакомых людей, и не разговаривать с ними без взрослого.

Читайте также

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Эту сказку написал русский писатель 19 века Всеволод Гаршин. Гаршин получил известность как мастер короткой новеллы, жанр, который впоследствии развивал Чехов, но к сожалению писатель прожил недолгую жизнь — он умер когда ему исполнилось всего 33 года. Буквально за год до смерти Гаршин и опубликовал одну из самых известных своих сказок о лягушке-путешественнице. Сказка эта была дважды экранизирована, вернее по ее мотивам было снято два мультфильма, первый в 1965 году, а второй в 1996.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Пока вспомнила только две сказки. Вот и третью вспомнила.

  1. Сказка о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше. Мальчик Малыш очень сильно заболел, родители бегают , переживают за него, а он все о собаке мечтает.
  2. Сказка о дяде Федоре. Когда дядя Федор заболел в деревне Простоквашино, а Матроскин с Шариком его лечили. Помню, как пес Шарик все Матроскина ругал, что тот виноват, что холодное молоко мальчику давал пить. Лечить с города приезжают родители дяди Федора и привозят с собой малиновое вареньнье.
  3. Сказка об Эльзе «Холодное сердце». Эльза заболела ангиной, уже кашляла, но Анне не давала о себе заботиться говоря, что все в порядке. Ведь у Анны был день рождения и сестра не хотела ее растраивать и портить праздник своей хандрой. Но все же Анна настояла и стала ее лечить.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Перу Николая Носова принадлежат три книги о неугомонном Незнайке и его друзьях-коротышках. В этих сказках главный герой — Незнайка, любитель приключений и постоянный источник фантазий. Без этого персонажа жизнь коротышек была бы скучной и унылой, но Незнайка заставляет друзей постоянно находиться в тонусе.

В трилогию о Незнайке авторства Николая Носова входят такие сказки:

BETNg0UQ4f7qWNWynNODguvFbCRJe07U.png

Продолжил дело свое деда Игорь Носов, внук детского писателя. Он тоже написал немало детских произведений, в том числе — о Незнайке. Правда, ему пришлось неоднократно судиться с другими авторами, которые сделали своим главным героем этого известного персонажа.

На сегодняшний день список произведений других авторов с участием Незнайке выглядит так:

yN7OfnsPRJ0ykmeuePD7jbyAsaSxme0.png

Если посчитать, то получается всего 11 произведений о Незнайке было написано авторами, из них 3 — авторства Николая Носова.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

bP8w7kLpG4skUCh3fZFGBtDyUbo4Afw.png

Трудно представить себе детство без произведений Ирины Петровны Токмаковой , ее переводов. Она подружила нас с Винни-Пухом, познакомила с героем шведских народных песенок Вилли-Винки, который не снял ботинки .

Есть у нее замечательная сказка про Асю, Кляксича и букву А. Но первое, что мне вспоминается при упоминании Токмаковой,- это стихотворение про рыбку, которое очень любили в раннем детстве мои дети.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Точных данных нет. В обычную лодку может поместиться зайцев 50. Если тощие, то 70.

Чему учит сказка сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс

Данный урок разработан в соответствии с
Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (ФГОС
НОО). На уроке формируется совокупность
универсальных учебных действий (УУД),
используются технологии, которые способствуют
формированию и развитию у обучающихся умения
учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Урок построен по технологии развития
критического мышления. В нём можно выделить 3
основных стадии. Стадия вызова, осмысления,
рефлексия.

В стадии вызова из памяти актуализируются
имеющиеся знания и представления об изучаемой
теме, формируется личный интерес, определяются
цели. Дети нашли буквы и узнали тему урока, с
помощью опорных слов поставили задачи. На этот
момент мы использовали приём критического
мышления. Дети включились в активную
деятельность.

В стадии осмысления, дети вступили в контакт с
новой информацией. На этом этапе, дети прослушали
аудиозапись с целью отслеживания процесса
познания и понимания текста. Детям было
предложено придумать свои вопросы. Это помогает
детям читать более внимательно, превращает
чтение в увлекательное путешествие.

В стадии осмысления идёт непосредственная
работа ребёнка с текстом направленная и
осмысленная.

Дети отвечали на тонкие вопросы (вопросы,
которые требуют ответ “да”, “нет”), на толстые
вопросы (вопросы, которые требуют полного
ответа), а также работали над текстом.

Работа шла по развитию критического мышления
через уточняющие вопросы, с помощью которых дети
пришли к выводу. При анализе произведения шла
работа над смысловым чтением.

В процессе работы по развитию критического
мышления вырабатываются умения работать в паре.
Работа в паре прошла при составлении пословиц.

Рефлексия была проведена с использованием
приёмов развития критического мышления через
синквейн, это требует от ученика в кратких
выражениях рассказать самое главное по теме
урока.

Работа шла по развитию критического мышления
через вопросы – интерпретации. Эти вопросы учат
детей осознавать причины тех или иных поступков.

На протяжении всего урока у детей шло развитие
не только критического мышления, но и развитие
коммуникативных, личностных, познавательных,
регулятивных УУД.

Этапы урока Задача этапа Планируемое время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Мотивация к уроку. 30 сек Видеоролик. (Нажать на слово “Пусть
новый день принесёт только хорошее)

Чудесным
пусть будет у вас настроение,
легко и прелестно даётся учение.

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют
учителя

II. Речевая разминка Развитие артикуляционного
аппарата
3 мин На доске речевая разминка

На опушке в
избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

 
-Прочитайте, что написано на доске?

-Какой
звук повторяется в скороговорке?

-Прочитайте хором.

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте обиженно.

-Прочитайте весело

Прочитайте быстро.

-Для чего вы выполняли эту работу?

Для чего вы выполняли эту работу?

Скороговорка

Повторяется звук [ш]

Дети читают все вместе.

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Чтобы красиво, выразительно, правильно
говорить.

III. Постановка цели урока Соблюдают правила
взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют
свои ответы, используя полученную информацию и
имеющиеся знания.
5 мин Послушайте песню и скажите, чему будет
посвящён наш урок.

Аудио “Сказка гуляет по
свету” В. Толкунова (Нажать на солнышко).

Наш урок будет посвящён сказкам.
Ребята, в одной сказочной стране Злой
Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все
сказки исчезли, разлетелись по свету. Названия
сказок стёрлись. Остались картинки. Не поможете
ли вы мне расколдовать сказки, вспомнить как они
называются.

Какие вы молодцы! Расколдовали
сказки.

– Сказки называют народной мудростью. Их
сочинил народ. Сказки передавались из уста в
уста. Автора народной сказки нельзя определить.
Есть научное толкование слова сказка. Из
предложенных мной вариантов выберите верный.

Гуси-лебеди,
Лиса и Заяц,
По щучьему велению,
Волк и семеро козлят,
Царевна-лягушка
Сказка – это…


научно-фантастическое произведение;

• произведение о вымышленных событиях, чаще с
участием волшебных сил, в котором добро всегда
побеждает зло.

— Найдите самое главное в этом определении.

Всегда ли добро побеждает зло?

Докажите.

Проблема.

В нашем учебнике есть замечательная сказка,
которая поможет ответить на этот вопрос.

Предлагают варианты ответов.

Добро
всегда побеждает зло

Прочитайте название сказки на доске.

СGЕСIТ1РИDЦSА
АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А И БQРNАRNJТ5ЕVЦ ИJВIА7НGУFШSКZА

Сформулируйте цели урока.

— Познакомимся…

— Будем развивать…

— Обогащать…

— Пополнять…

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

…со
сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

… навыки осознанного, выразительного чтения.

…свою речь.

…свой багаж новыми сказками

IV. Изучение нового материала Соблюдают правила
взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют
свои ответы, используя полученную информацию и
имеющиеся знания.
8 мин

6 мин

1. Первичное чтение сказки.

(Аудиоприложение
к учебнику Л.Ф. Климановой 3 класс (нажать на
картинку “Алёнушка и козлёнок”)

Прослушайте сказку, представьте героев.
Придумайте вопросы к сказке.

2. Первичная проверка понимания.

— Понравилась ли вам сказка?

Назовите героев сказки и опишите их. Можете
пользоваться “Словариком прилагательных”.

— Что помогло нам дать характеристику героям?

Для чего мы давали характеристику героям?

Кто больше понравился? Почему?

У вас на столах листочки разного цвета.

Зелёный – высокий уровень.

Жёлтый – средний уровень.

Красный – низкий уровень.

Оцените себя на этом этапе работы.

 

Эпитеты

Мы узнали, что все герои разные.

Минута самостоятельной работы.

Придумайте
свои вопросы к сказке. Запишите в тетрадь.

Что мы сейчас проверили?

Продолжим работу над текстом.

— Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых
строк сказки?

Внимательно ли прослушали сказку.

Алёнушка и Иванушка были брат и сестра.
Родители их умерли и остались они одни —
одинёшеньки.

Куда пошла Алёнушка и почему она братца
взяла с собой?

В кого превратился Иванушка? Как
это случилось?

Найдите эти стоки и прочитайте.

Алёнушка пошла на работу. Иванушку не с
кем было оставить дома.

Он превратился в
козлёночка, потому что напился водицы из козьего
копытца.

Как вы думаете, почему мальчик не
послушался свою старшую сестру?

Как отнеслась
Алёнушка к брату, ставшему козлёночком.

Хорошо ли это не слушать старших – и почему вы
так считаете?

Было очень жарко. Иванушка очень хотел
пить.

Алёнушка его любила, как раньше.

Старших надо слушать. Они лучше знают, что может
случиться, т. к. у них больше опыта.

Что предложил Алёнушке купец? Найдите
эти строки.

Хорошо ли им жилось вместе?

Кто помешал их счастью? Как это случилось?
Найдите эти строки и прочитайте.

Он предложил выйти за него замуж.

Да,
жили они хорошо.

Им помешала ведьма. Она утопила Алёнушку, а сама
превратилась в неё.

Кто знал об её обмане?

Стал ли
козлёночек снова мальчиком? Как это случилось?

Что сделали с ведьмой?

Козлёночек.

Да. Он от радости
перекинулся через голову 3 раза.

Её привязали к лошадиному хвосту и пустили в
чистое поле.

Зачем я вам задавала вопросы?

Сделайте
вывод.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Чтобы ещё лучше понять сказку

Отношения
близких людей одинаковы и в радости и в горе.

V. Физкультминутка   1 мин Сейчас мы с вами отдохнём и продолжим
работу дальше (нажать на слово “ФИЗМИНУТКА”).
Выполняют движения под музыку.

Лиса

Дети называют сказки

VII. Работа в парах Учатся полно и точно выражать
свои мысли. Владеют навыками самостоятельной
работы
12 мин Работа в парах.

Продолжим работу над
проблемным вопросом. поработаем в паре.

Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

Что такое пословица?

Минутка самостоятельной работы.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добро не лихо – ходит тихо.

За добро добром и платят.

Выполняют задание самостоятельно.

Краткое
народное изречение, в котором отражается
народная мудрость, жизненный опыт.

– Прочтите собранные пословицы.

– Что
их объединяет?

Какие пословицы о добре вы знаете?

— Итак, вернёмся к сказке “Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка”.

– Какие из собранных пословиц можно отнести к
нашей сказке.

— Докажите, что они подходят.

— Почему именно пословицы собирали?

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Мудрые изречения, которые учат жизни.
VIII. Итог урока Принимают и сохраняют учебную
задачу.
2 мин 30 сек – Чему учит эта сказка?

— Как мы должны
жить, чтобы жить в добре?

Вернёмся к проблемному вопросу.

Всегда ли добро побеждает зло.

К сожалению, в жизни не всегда так бывает.

От кого это зависит?

Слушаться старших, любить друг друга, не
бросать в беде.

Да и это мы доказали на примере сказки
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

Сейчас составим синквейн.

Выберите
самую главную тему.

— Закончите предложения.

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Поставьте себе общую оценку.

 

Добро.

IX. Домашнее задание Учатся выбирать задание по своим
возможностям.
1 мин Разноуровневое задание.

1. Нарисовать
иллюстрацию к сказке.

2. Подготовить выразительное чтение сказки по
ролям.

3. Составить кроссворд к сказке.

Записывают задание в дневник. Задают
вопросы.
X. Рефлексия Владеют Навыками самоанализа 1 мин Два дерева “Чёрное” и “Зелёное”.

Приклейте
листочек на одно из деревьев. Дерево выберите
сами.

Как вы думаете, почему одно дерево чёрное?

Видео приложение (нажать на картинку).

img1

Осуществляют самоанализ учебной
деятельности.

2. Интернет-ресурсы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Конспект открытого урока литературного чтения

«Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Составила и провела: Борзова Наталия Геннадиевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2018год

Тема: Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • учить характеризовать героя сказки по его поступкам;
  • учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты

Предметные:

  • рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;
  • знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • характеризовать героя произведения по его поступкам

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
  • находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;
  • Учить работать в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению русских народных сказок;
  • ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.

« Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога

Лучами солнца мир отогревать,

И отдавать, и не считать,

Что отдал много.»

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

Личностные:

— настроить на работу;

— организация рабочего места.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

2. Актуализация необходимых знаний

  • Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

 Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется…

(«По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь»).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный…

(Колобок).

—  О ком эти стихи? (О героях сказок.)

—  По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

  • Элементы разных сказок
    Мы собрали в кузовок.
    Отгадай названье сказки
    Будь внимателен, дружок.

3.В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. — “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. — “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

4Сформулируйте цели урока:

познакомиться …

учиться читать……

учиться отвечать на вопросы…

  • Самостоятельно определяют цели урока.

Коммуникативные:

— владение диалогической речью.

Познавательные:

— формирование умения извлекать информацию из текста;

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Регулятивные:

— планировать свои действия.

Физминутка. Упражнения для глаз.

5.Мотивация познавательной деятельности

  • Организация чтения русской народной

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

— Прочитайте начало сказки.

— Какие сказки начинаются так же? Как они называются?

— Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?

— С какого действия начинается сказочное повествование?

— Прочитайте, что случилось в сказке?

— Чем закончилась сказка?

— Как можно объяснить такой конец?

6.Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)

  • Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.
  • Выясняют, чем похожи сказки.

Коммуникативные:

— работа в парах;

— контроль оценки действия партнера;

— сотрудничество с товарищем;

— умение читать выразительно.

— самооценка.

Познавательные:

— развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.

Личностные:

— формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

7.Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.. Чтение по ролям.

—  Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

9.. Выборочное чтение.

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.) 

— Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.) (Дети зачитывают предложения.)

—  Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

10.   Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)

—  А какая была ведьма? Расскажите о ней.

—  Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                       добрая

                                                       злая

АЛЕНУШКА                                ласковая

                                                       преданная

                                                       доверчивая

                                                       заботливая

ВЕДЬМА                                       грубая

                                                       хитрая

                                                      жестокая

Познавательные:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

— умение формировать собственное мнение.

11.Первичное закрепление нового знания.

1. Определение вида сказки.

—  К какому виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой сказке волшебного?

—  Какие волшебные предметы есть в сказке?

—  Найдите в сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке добро, а где зло? Что победило?

Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

2. Беседа по иллюстрации

—  Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова «Алёнушка».

Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

«Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет».

— Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

— Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

— Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал.).

Таким образом, — вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода — волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).

— Так что же роднит сказку и картину?

— Грустное настроение, лирическая тональность.( Пояснение: «лирический», «поэтический» могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек «лирически» настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

— Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение — словом. Картина — красками.

12.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

13.Подведение итогов

— Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?

— Вспомните другие волшебные сказки.

— Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

  • Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.
  • Ответы детей.

Личностные:

— подведение итога урока;

— самооценка критериев успешности.

Коммуникативные:

— выражение своих мыслей;

— использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные:

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

— умение сформировать вывод по всему уроку.

Домашнее задание:

  1. Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.
  2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
  3. Выразительное чтение сказки.

Класс 3

познакомиться с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учиться делить текст на части; обогащать словарный запас, развивать внимание, память, творческие способности.

Личностные: мотивация к обучению.

Метапредметные:

Регулятивные: овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь слушать учителя, сотрудничать с учителем и классом.

Основные понятия

Волшебная сказка.

Используемое оборудование

Литературное чтение 3 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; мультимедийное сопровождение урока.

Межпредметные связи

Русский язык; культура речи; ИЗО; окружающий мир; ИКТ

Организация пространства

Индивидуальная, коллективная работа; групповая (парная) работа; проблемный метод

Сценарий урока

— Ребята, встаньте, урок начинается. Здравствуйте, меня зовутЮлия Витальевна сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

Проверим готовность к уроку

— Давайте проверим, все ли у вас лежит на партах: учебник, дневник, пенал.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Умение слушать и понимать других.

Актуализация знаний

— Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

— Какие сказки называются докучными? С каких слов они начинаются?

— А как они заканчиваются?

— Какие сказки вы запомнили?

— Молодцы, а сейчас откройте учебники на странице 18 и давайте еще раз прочитаем первую сказку.

— О чем говорится в этой сказке?

-Кто главные герои? Охарактеризуйте их.

— Чему учит сказка?

— Молодцы, вы помните о чём была эта сказка и смогли сказать чему она учит. Тем, кто активно отвечал на вопросы, я ставлю «5».

— На прошлом уроке мы узнали о докучных сказках.

— Докучные сказки начинаются со слов: «Жили-были».

— Они заканчиваются неожиданно.

— «Жил-был карась…»; «Жил-был журавль…»; «Жил-был старичок…»; «У нашего Гришеньки»

— О том, что жили-были карась, два налима, три гуся.

Учащиеся дают разные варианты ответа.

Каждый учащийся высказывает свою точку зрения на счёт того, чему учит данное произведение.

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Проблемная ситуация

— А какие еще жанры сказок вы знаете?

— А вы знаете такой жанр сказок – волшебные сказки?

— А чем волшебные сказки отличаются от обычных?

— Ребята, кто догадался, о чем будет сегодняшний наш урок.

Правильно. Сегодня мы будем с вами разговаривать о сказках. Тема нашего урока «Волшебные сказки»

— Ответы детей.

— Ответы детей.

— В волшебных сказках присутствуют повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

— О волшебных сказках.

Овладевают способностью планировать этапы своей работы.

Построение выхода из затруднения

— А как вы думаете, чем волшебные сказки отличаются от остальных сказок ?

— Молодцы. Главные особенности волшебной сказки: присутствует волшебство, герои-злодеи, герои-помощники, необычные испытания и волшебные предметы.

— Откройте свои учебники на странице 22.

— Прочитайте название сказки.

— А есть ли у этой сказки автор?

— Значит какая это сказка?

— Молодцы !

Ответы детей.

— Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

— У этой сказки нет автора.

— Эта сказка русская народная.

Умение извлекать нужную информацию из беседы.

Физминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Мы попрыгали на месте. Ах! Ах! Ах!

Теперь руками хлопнем вместе. Бах! Бах! Бах!

А потом прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

А затем нагнулись ниже,

Наклонились к полу ближе.

Повертелись очень ловко,

В этом нам нужна сноровка.

Ну что, понравилось, дружок?

И работать начинаем.

Повторяют движения за учителем.

Реализация проекта выхода из затруднения

— Дети, я прочту вам сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», а вы слушайте внимательно.

Первичное чтение сказки учителем, с постановкой проблемного вопроса.

— Можно ли назвать эту сказку волшебной ?

— Почему её можно так назвать ?

— Давайте прочитаем эту сказку и обсудим её содержание.

— Но сначала узнаем значение некоторых слов, например: Булатные(ножи), купец, слуга. Что эти слова означают ?

— Итак, теперь будем читать эту сказку по цепочке, по одному предложению каждый.

(Останавливает учащихся после прочтения 1 абзаца)

— Скажите, про кого говорится в сказке?

— Читаем дальше.

(После прочтения 1 страницы)

— Что случилось с родителями Алёнушки и Иванушки?

— Куда они шли?

— Что захотел Иванушка?

— Откуда он хотел попить?

— Разрешила ему Алёнушка?

— Что она ему сказала?

— Хорошо, продолжаем дальше.

(После прочтения 4 абзаца на стр.23)

— Что сделал Иванушка?

(После прочтения 6 абзаца стр.24)

— Что делала Аленушка?

— Кто проезжал мимо?

— Что он предложил ей?

(После прочтения 14 абзаца на стр.24)

— Кто пришел под Алёнушкино окно, когда купца не было дома?

— Куда она ее позвала?

— Что ведьма сделала с Алёнушкой?

— Что дальше сделала ведьма?

— Кто распознал ведьму?

— Куда он ходил каждое утро и вечер?

— Что он там делает?

— Что сделала ведьма, когда узнала про это?

— Что значит «разложить костры»?

— Что на это ответил купец?

(После прочтения всей стр.25)

— Что делала ведьма, когда купец согласился зарезать козленочка?

— Что попросил козленочек перед смертью?

— С кем он разговаривал на бережку?

— О чем он ее просил?

— Что она ответила?

— Что тем временем делала ведьма?

— Кого она отправила на поиски?

— Что увидела слуга, придя на берег?

(После прочтения стр.26)

— Что сделала слуга, подслушав разговор козленочка и Алёнушки?

— Что сделал народ?

— Что после произошло с Аленушкой?

— Что произошло с козленочком?

— Молодцы !

Слушают внимательно сказку, которые читает учитель.

— Можно.

— Её можно так назвать потому, что в ней присутствуют вымышленные персонажи, которые участвуют в необыкновенных событиях.

Ответы детей.

— В сказке говорится про старика, старуху, их дочку Аленушку и сына Иванушку.

— Они умерли.

— На работу к Алёнушке

— Иванушка захотел пить.

— Он хотел попить из копытца.

— Нет, не разрешила.

— Она сказала: «Не пей, братец, жеребёночком станешь».

— Не послушался Алёнушку и попил с копытца.

— Она плакала.

— Мимо проезжал купец.

— Выйти замуж за него и жить с ним и козленочком.

— Под Алёнушкино окно пришла ведьма.

— Она позвала её на реку.

— Привязала ей на шею камень и бросила в реку.

— Она оборотилась Алёнушкой.

— Ведьму распознал козлёночек.

— На бережок около воды.

— Он зовёт свою сестрицу.

— Попросила купца зарезать козлёночка.

Ответы учащихся.

— Что привык к нему, но согласился.

— Велела разложить костры, греть котлы, точить ножи.

— Сходить на речку испить водицы.

— На бережку он разговаривал с Алёнушкой.

— Он попросил её чтоб она выплыла.

— Камень тяжелый на дно тянет.

— Ведьма искала козлёночка.

— На поиски она отправила слугу.

— По берегу бегает козлёночек и жалобненько зовёт Алёнушку.

— Побежал домой и рассказал купцу

— Закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень, одели в нарядное платье

— Она ожила.

— От радости 3 раза перекинулся и обернулся мальчиком Иванушкой.

Обобщение беседы по уроку

— Дети, какую сказку мы сегодня прочитали?

— Кто автор этой сказки?

Работа с иллюстрациями:

— Ребята, посмотрите на иллюстрацию на странице 23. Какой момент из сказки здесь показан ?

— Взглянув на Алёнушку и Иванушку, можно ли определить, что они живут одни без родителей ?

Характеристика главных героев.

— Скажите, какая Алёнушка по характеру ? Добрая или злая ? заботливая или безразличная ?

— А какой по характеру Иванушка ?

— Чему учит детей народ в своей сказке?

— (На случай, если учащиеся будут говорить не особо подходящие ответы) Ваши варианты ответов интересны, но мне кажется, что эта сказка учит быть послушными, учит не пить грязную воду и не верить первому встречному.

/

— (На случай, если учащиеся будут говорить верные варианты ответа) Правильно, именно этим вещам и учит эта сказка.

— Сегодня мы прочитали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

— У неё нет автора, это народная сказка, её автор – народ.

— Здесь показан момент, в котором Алёнушка говорит Иванушке, чтобы он не пил из козьего копытца.

Дают разные варианты ответов.

— Алёнушка добрая и заботливая.

— Немного глупый и непослушный.

Ответы детей.

Умение объективно оценивать результаты труда.

Итог урока

— Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Активно отвечали на все вопросы и выполняли задания.

Умение подводить итоги и делать выводы из проделанной работы.

Рефлексия

на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

— Дома еще раз прочитайте сказку на странице 22-26,разделите на смысловые части.

— Встаньте. Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание.

Встают и прощаются с учителем.

  • Чему учит сказка салтыкова щедрина богатырь
  • Чему учит сказка серебряное копытце бажов
  • Чему учит сказка русалочка андерсена
  • Чему учит сказка серая шейка мамин сибиряк
  • Чему учит сказка рапунцель