Конспект
урока по литературному чтению для 4 класса на тему: П.П.
Бажов. Серебряное копытце
Цель урока: Продолжать
знакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова, «Серебряное копытце».
Задачи: • Отрабатывать навыки
правильного выразительного чтения, чтению по ролям; • Отрабатывать навыки
определения жанра произведения, умения составлять характеристику героев, план
произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицами; • Развивать
память, речь, мышление; • Обогащать словарный запас учащихся. •
Совершенствовать умение работать в группах.
1.
Организационный момент
Доброе
утро (руки в стороны)
Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И
тогда весь день будет веселее.
Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)
А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись
снова
Будьте
все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы
садитесь.
Звенит
звонок,
Зовёт
нас на урок.
Урок
сейчас пойдёт,
В
мир знаний поведёт.
— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем
хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа
со скороговоркой:
На
окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
—
О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все
расселись по местам? Никому не тесно?
По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?
—
Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
—
Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?
2.
Речевая разминка.
—
Ребята, вспомним главное правило.
Дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
•
Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
—
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.
Прозвенел уже звонок,
Он позвал нас на урок
Тогда время не теряем,
Работу начинаем.
— Работа всегда идет хорошо, если
человек все делает с хорошим настроением. Желаю вам хорошего настроения и
успехов, чтобы урок для вас
получился полезным, увлекательным,
поучительным, весёлым.
Интерактивное упражнение «Ожидание»
— Дети, чего вы ждете от сегодняшнего
урока?
-Я желаю вам всем хорошего настроения,
активности, работоспособности.
Слайд 3
-Девиз нашего урока такой:
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что нужно под рукой!»
Слайд 4
Проверка домашнего задания
— Посмотрим на выставку ваших
книжек-самоделок. Интересные формы вы придумали! Послушаем несколько ваших
сказок.
Слайд 5
Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
Вводная беседа
В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно
лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это ….
Вы узнаете с каким писателем познакомитесь
сегодня, если разгадаете кроссворд.
- Как
называется место, где мы можем купить и овощи, и фрукты, и одежду, и
посуду и т.д. БАЛАГАН; (а ещё так называют временную деревянную постройку
для жилья ) - «Знает
она, чьё мясо съела» — Кто это? ( КОШКА) - Как
называются 2 маленьких выроста на голове у телёнка или козлёнка? – (РОЖКИ) - Как
называют ребёнка, у которого умер один или оба родителя – СИРОТА; - К
слову «грустный» подберите слово с противоположным значением ВЕСЁЛЫЙ )
Получилось слово Бажов-это фамилия
писателя.
Сообщение темы и задач урока
Слайд 6
— Сегодня мы познакомимся с рассказом П.
Бажова «Серебряное копытце»
— Какие задачи можно на уроке поставить?
(познакомиться с творчеством Бажова, его
биографией, его произведениями и конкретно прочитать его произведение «Серебряное
копытце »).
Работа над новой темой.
Слайд 7
Знакомство с жизнью и творчеством
писателя.
Павел Петрович Бажов
родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879
года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители,
Августа Стефановна и Петр Васильевич, узнали в жизни много горя и нужды. В
Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982
году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в
которых рос П. Бажов. Слайд 8
Когда Павел немного подрос, мать
показала ему буквы, а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился
отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не
забывалось им никогда, в том числе рассказы своей бабушки. От неё впервые он
услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов.
Много сказов узнал Павел от своего дедушки, Василия Алексеевича Хмелинина –
дедушки Слышко, как еще его звали. Через много лет он вернётся к сказам дедушки
Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.
Когда пришло время
учиться, Павла отдали в школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого
мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не
позволяла мечтать о гимназии и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное
училище. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию.
После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от
духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык.
Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края,
народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.
Бажову было около 60
лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга
“Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая
шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них
оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и
неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка”
пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56
произведений.
Слайд 9
- “Огневушка – Поскакушка”
- “Малахитовая шкатулка”
- “Хозяйка медной горы”
- “Серебряное копытце”
- “Каменный цветок”
- “Горный мастер”
- “Хрупкая веточка”
- “Голубая змейка”
- “Синюшкин колодец”
- “Иванко Крылатко” и т. д.
Главной темой его
сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова
принесли ему заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные “Имени Павла Бажова”
и “Малахитовая”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают
пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”. В
Екатеринбурге Бажову поставлен памятник.
Павла Петровича Бажова
часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался
колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя,
который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем
знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из его сказов «Серебряное
копытце»
Слайд 10
Работа с жанром «сказ»
Именно сказом, а не сказкой.
В чем же различие сказки от сказа?
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование
ведется от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально
происходили когда-то давно.
Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и
фантастики. В сказках добро побеждает зло.
Здесь нужно вспомнить и о рассказе – прозаическом произведении, в основном
повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один
эпизод, в котором происходят реальные события.
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.
«Серебряное копытце» —
это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
И рассказ ведется от лица деда ….Слышко. Кто такой дед Слышко, вы уже знаете.
Слайд 11
Словарная работа
Давайте выясним значение некоторых слов.
Пособник – помощник
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Горюн – горевать
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Очаг — устройство для разведения и поддерживания огня
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Душной – запах, идущий от животного (о козле)
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь
Слайд 12
-Кто такой серебряное
копытце?
Сдайд 13
Работа по учебнику
Чтение сказки
Игра «Дождь»
Слайд 14
Физкультминутка
Слайд 15
Закрепление. Работа в паре. Выполнение
тестов.
Тест
по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»
1.
Как звали отца Дарёнки?
А)
Григорий Б) Георгий В) Гаврила
2.Сколько
веточек на рогах у волшебного козла?
А)
3 Б) 4 В) 5
3.
Какого цвета была шерсть у кошки Мурёнки?
А)
белая Б) бурая В) серая
4.
Сколько раз показывался волшебный козёл Дарёнке?
А)
1 Б) 2 В)3
5.
Что выбивал копытцем козлик?
А) золото Б) серебро В )дорогие камни
Беседа по прочитанному.
-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели
увидеть серебряное копытце?
Я никак не могу определиться, может
быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо или герои были
бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато?
-Почему всё-таки произошло чудо с
Дарёнкой и Кокованей?
У Коковани с Дарёнкой не было корыстных
побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они
не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не
синоним счастья.
-За что же герои были награждены? (они
награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)
-Сказка ложь да в ней намёк, добрым
молодцам урок.
-А какой урок извлекли вы?
-Какие выводы сделанные на этом уроке
вам пригодятся в жизни?
Выразительное чтение отрывка сказки.
— Ребята, мы очень много говорили о
сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который
особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.
— Ваше мнение, помогло ли чтение ваших
товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)
Слайд 16
1.
Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на
самом деле? Обрати внимание на название.
Волшебное и
сказочное — серебряной копытце козлика. Когда он им
бил, летели драгоценные камни.
Все остальное могло произойти на самом деле — Кокованяи и Даренка, обычные
люди, Муренка — обычная кошка, они могли увидеть козла с рожками зимой, даже
могли найти россыпи драгоценных камней возле избушки, так как действие
сказки происходит на Урале, где на самом деле добывали и находят по сей
день драгоценные и полудрагоценные камни.
2.
Почему, по твоему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему
девочка согласилась идти жить к Коковане?
Кокованя жил один и
захотел взять к себе сиротку. Ему нужен был кто-то рядом, да и сиротке мог
бы помочь. Вот и пошла Даренка к Коковане. В доме, где она жила, к
ней относились как к служанке, да и девочка сразу поняла, что
Кокованя был добрым человеком. К тому же дедушка рассказал о
Серебряном копытце, и девочке очень захотелось его увидеть.
3.
Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
Почему ты так думаешь? Подтверди своё мнение словами из текста.
Кокованя, Даренка и
Муренка жили дружно, и у всякого своё дело было. «Кокованя с утра на
работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка
Муренка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им».
4.
Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце: каждый из
героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись
продать драгоценные камни и зажить богато? Объясни.
Коковане и Даренке хотелось
увидеть Серебряное копытце, потому что каждый из героев верил в сказки
и хотел увидеть чудо. Они жили бедно, но дружно, помогали друг другу. Они
не мечтали о богатстве. Когда они не нашли утром драгоценных камней, они
не огорчились. Только грустно было расставаться с Серебряным
копытцем да Муренкой, которых они считали своими друзьями.
5.
Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
Чудо с Даренкой и Кокованей
произошло потому, что они искренне в него верили, а еще потому что они
были добрыми и бескорыстными, а доброта всегда вознаграждается.
6.
Каким нарисовал Серебряное копытце художник? А каким представляешь себе его ты?
Запиши в «Рабочую тетрадь».
Художник нарисовал Серебряное
копытце краивым оленем с большими рогами, а по описанию Бажова это
молодой олененок с маленькими рожками.
7.
Как автор относится к героям? А что думаешь о них ты?
Автор относится к своим
героям с симпатией и любовью. Мне тоже понравились Дарёнка и Кокованя. Они
добрые, дружные, верят в чудеса ценят друг друга больше, чем богатства.
8.
Обсудите с другом, какими мыслями хотел поделиться со своими читателями Бажов.
Бажов хотел поделиться с
читателями своими мыслями о чистоте человеческих взаимоотношений. Он
рассказывает о дружбе, привязанности, доброте и щедрости простых людей,
которые нашли друг друга.
9.
Вместе с одноклассниками прочитайте сказку по ролям….
Читаем по ролям.
Рефлексия
1.
На этом уроке я похвалил бы себя за …
2.
Мне было сложно…
3.
После урока мне захотелось…
4.
С каким настроением вы заканчиваете урок…
5.
Сегодня я сумел(а)…
Итог урока
— Чему учит сказка Бажова? Слайд
17
— Как вы думаете какова дальнейшая
судьба этих героев?
-Что вы запомнили об авторе?
Комментирование оценок
За урок получают….
Слайд 18
Домашнее задание
Перечитать сказку, дать характеристику
главным героям
Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник. Он родился на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей.
В детстве мальчик Паша Бажов любил слушать истории дедушки-сторожа завода, который свои рассказы никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела – это вот помню…Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются». Так Паша мальчишкой услышал интересную историю о тайнах Медной горы.
Прошли годы… Павел вырос. Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал… А, когда стал писателем, подарил людям чудо – «Малахитовую шкатулку» — книгу сказов-самоцветов.
Сказ – это не сказка, а быль с элементами сказки, то есть в его основе лежат реальные события. Все события сказов Бажова происходят в его родном крае в горах и лесах Урала. Несметные богатства хранит в себе уральская земля: руды и уголь, золото и различные самоцветы. Неслучайно слово «самоцветы» родилось на Урале.
А еще славен Урал людьми мастеровыми, которые здесь живут. Именно таких людей мы встречаем в сказах Бажова, уральских рабочих – рудокопов и мастеров – камнерезов. Встречаются в сказах Бажова чудесные персонажи: бабка Синюшка, Огневушка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Малахит в качестве основного драгоценного камня для своего повествования Бажов выбрал не случайно, говорил, что в камнях этой горной породы «вся радость земли собрана».
Интересные факты
Девочки ‒ ученицы женского училища соблюдали традицию: любимым преподавателям они прикалывали на пиджаки бантики, сделанные из атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова таких отличительных «значков» было больше, чем у остальных.
Анализ сказки «Серебряное Копытце»
«Серебряное копытце» – сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце.
Главные герои
- Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.
- Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.
- Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.
- Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.
Сюжет
Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.
Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.
С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Даренка упросила взять ее и Муренку с собой. Так они стали жить в лесу втроем.
Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.
Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.
План
- Кокованя забирает к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку.
- Жизнь втроем.
- Сказки Коковани.
- История про Серебряное копытце.
- Жизнь в лесной избушке.
- Зимняя охота.
- Появление волшебного козла.
- Дружба Серебряного копытца и Муренки.
- Россыпь самоцветов.
Главная мысль
Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.
Чему учит
Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.
Отзыв
Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.
Пословицы
Дареному коню в зубы не смотрят.
В каждой шутке есть доля правды.
Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.
Что понравилось
Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.
Вопросы
- Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?
- Почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
- Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка? Как они относились друг к другу?
- Можно сказать, что они были счастливы?
- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
- Почему все-таки «чудо» произошло именно с Даренкой и Кокованей?
- Почему «Серебряное копытце» названо сказом? Это быль или небыль?
- Что в сказке волшебного?
- А что было в действительности?
Словарная работа
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь
Пособник – помощник
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Очаг — устройство для разведения и поддерживания огня
Горюн – горевать
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет
Душной – запах, идущий от животного
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Автор На чтение 17 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Здесь даны основные сведения о сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого сказа.
Краткие сведения о произведении
Сказ «Серебряное копытце» Бажова впервые был опубликован в 1938 году. Это сказ о доброте и ожидании чуда.
Главные герои сказа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Старик Кокованя взял на воспитание сироту — девочку Дарёнку. Стали они жить втроём — дед, Дарёнка и кошка Мурёнка. Кокованя рассказал девочке о козлике с серебряным копытцем, живущем в лесу. Хотела Дарёнка посмотреть на него и попросила Кокованю взять её с собой в лес на охоту. Пришли они в балаганчик, который построил дед около покосных ложков. С ними туда прибежала и Мурёнка.
Когда Кокованя ушёл по делу в посёлок, к балаганчику прибежал козлик и вскочил на крышу. Стал он бить передней ножкой с серебряным копытцем. Из-под ноги посыпались разноцветные блестящие камешки.
Вернулся Кокованя и увидел, что весь балаганчик сверкает от камней. Набрал он немного самоцветов в шапку.
К утру выпал снег и укрыл камни. Разгребал Кокованя снег, но камешков не нашёл. Мурёнку и Серебряное копытце они больше не видели.
Через несколько лет старик заболел и не смог ходить на охоту. Камешки они продали. Дарёнка не знала, где взять деньги на еду, когда продадут последний камешек. И только подумала об этом, послышалось ей, будто кошка фыркнула. А в сундучке, где хранились камешки, послышалось шуршание. Посмотрели — а он полон самоцветными камнями.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Жил в заводском посёлке старик Кокованя. Жил он один, и решил усыновить сиротку. Хотел взять мальчика, чтобы потом обучить его своему делу. Но соседи посоветовали взять осиротевшую маленькую девочку. Кокованя раньше знал её родителей, были они ловкие и весёлые. Подумал старик, что если девочка на них похожа, с ней будет не тоскливо.
Девочку звали Дарёнкой. Спросил Кокованя у неё, пойдёт ли она к нему жить. Девочка спросила, кто он. Старик сказал, что он летом золото добывает, а зимой по лесу за козлом бегает — хочет посмотреть, в каком месте он топнет правой ножкой. Дарёнка спросила, для чего это ему нужно. Кокованя ответил, что расскажет ей, если она пойдёт к нему жить. Девочке интересно стало, она и согласилась, только попросила взять с собой кошку Мурёнку.
Стали они дружно жить вместе. Дед утром уходил на работу, девочка прибирала в избе и варила обед, а кошка мышей ловила.
Часто просила Дарёнка деда рассказать про козла. Узнала она, что у него рожки «на пять веточек», а на правой передней ноге серебряное копытце. Где топнет он этим копытцем, там появляются самоцветные камешки.
Зимой собрался старик на охоту за лесными козлами. В лесу у него был зимний балаган с очагом и окошечком. Дарёнка уговорила деда взять её с собой — очень хотела она поглядеть на Серебряное копытце.
Кошке девочка сказала дома сидеть, мышей ловить. Но Мурёнка побежала за Кокованей и Дарёнкой в сторонке. Так и добралась до балаганчика. Кокованя охотился на лесных козлов, много насолил козлиного мяса. Дарёнка посоветовала ему сходить в посёлок за лошадью, чтобы солонину перевезти домой. Сказала девочка, что не забоится остаться в лесу, ведь балаган крепкий, волки не доберутся.
Ушёл дедушка. Вечером увидела Дарёнка, что из леса бежит к покосным ложкам козёл с рожками «по пяти веточек». Выбежала девочка посмотреть — никого нет. Подумала она, что это ей показалось.
Второй день прошёл, не вернулся Кокованя. Хотела Дарёнка спать ложиться да вдруг услышала топоток по стенам, а потом и сверху. Как будто кто-то лёгонький быстро ходит. Девочка подумала, что это козёл прибежал, которого она вчера видела.
Открыла Дарёнка дверцу и увидела совсем близко козла с пятью ответвлениями на рожках. Стоит он и правую ножку с серебряным копытцем поднял. Девочка позвала его, как домашнего козла: «Ме-ка!» А козлик рассмеялся и побежал по покосу.
Вернулась Дарёнка в балаган и рассказала Мурёнке, что видела Серебряное копытце.
Третий день прошёл, Коковани всё нет. Девочка запечалилась. Хотела поговорить с Мурёнкой, а её нет. Выбежала девочка из балагана кошку искать.
Месяц ярко светил, и Дарёнка увидела, что на покосном ложке сидит Мурёнка, а перед ней козлик с поднятой ножкой с серебряным копытцем. Оба головами покачивают, будто разговаривают. Потом стали бегать по покосным ложкам. Убежали далеко, потом вернулись к балагану. Козлик вспрыгнул на крышу и стал по ней бить копытцем. Из-под ножки посыпались сверкающие разноцветные камешки.
Вернулся Кокованя и не узнал своего балагана — весь он был засыпан блестящими камнями. Наверху стоял козлик и бил серебряным копытцем, а камешки сыпались да сыпались.
Вдруг Мурёнка заскочила на крышу, мяукнула, и она, и козлик исчезли.
Кокованя нагрёб полшапки камешков, а Дарёнка попросила, чтобы больше не брал, чтобы ещё завтра полюбоваться на гору самоцветов.
Ночью был снегопад, все камни оказались под снегом. Утром дед и Дарёнка искали камни, но не нашли. Да им хватило и тех, что Кокованя в шапку набрал.
Серебряное копытце и Мурёнку они больше видели и очень скучали по кошке.
Через несколько лет Кокованя заболел, и Дарёнке пришлось трудно. Камешки они продавали, и девушка загоревала. Что делать, когда деньги за последний камешек закончатся? Только подумала об этом, как услышала, будто кошка фыркнула.
Когда Дарёнка рассказала деду о своей печали, он сказал, что есть поговорка: «Лениться да унывать не будешь — завсегда хлеба добудешь».
И услышали они, как в сундучке, где лежали камешки, что-то зашуршало. Посмотрела Дарёнка — а он полнёхонек. И новые камешки появились, каких ещё не видела. Кокованя объяснил, что эти дорогие камни гранильщики называют кошачьим глазком.
А по покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить камешки. Больше было зелёных, которые называются хризолитами.
Заключение к краткому пересказу
В сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) сказа «Серебряное копытце»: доброта, милосердие, вера в чудеса помогают людям стать счастливыми.
Краткое содержание сказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:«В Стране невыученных уроков: волшебное происшествие» — краткое содержание и пересказ повести Л. Б. …«Волшебник Изумрудного города» — краткое содержание и пересказ по главам сказочной повести А. М. Вол…«Майская ночь, или Утопленница» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина
Жанр: сказка Год: 1938
Герои: дед Кокованя, девочка-сирота Дарёнка и её кошка.
Действие происходит в старые давние времена в одном уральском заводском поселении. Главными героями произведения являются дед Кокованя, девочка Дарёнка, кошка Мурёнка и лесной козлик. В сказке прослеживается авторская мысль о доброте человеческих отношений.
Старик Кокованя забирает к себе на попечение маленькую девочку 6 лет отроду, оставшуюся сиротой. Вместе с девочкой старику пришлось взять к себе в дом и кошку Мурёнку, которую та очень ласково любила. Мурёнка любила повторять фразу: «Пр-равильно…». Дарёнке нравились интересные и увлекательные истории деда Коковани. Она искренне, по-детски, очень верила в них. Часто старик своей маленькой девочке рассказывал о козлике, на правой ноге у которого, было серебряное копытце. От ударов ногой о землю этим копытцем получались драгоценные разноцветные камни.
На зиму старый охотник уходил для промысла в лес, где селился в балагане у покосных ложков. Не знал он, что делать на этот раз, ведь как оставить маленькую Дарёнку дома совсем одну. Но девочка сама попросилась идти с ним жить в лес, не испугавшись разных трудностей. По дороге увязалась за ними в путешествие и кошка Мурёнка.
По преданию писателя, на том месте, где пробегал козлик с серебряным копытцем, люди и сейчас находят разноцветные красивые камешки.
Главная мысль сказки Серебряное копытце Бажова
Все детские мечты, все наилучшие мысленные пожелания, имеют свойства когда-нибудь сбываться. Пожалуй, это главное, что пытался передать нам автор сказки Павел Бажов.
Оцените произведение: Голосов: 776
Читать краткое содержание Серебряное копытце. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Бажов. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Серебряное копытце
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- История создания повести Тарас Бульба Гоголя кратко
Идея создания великого произведения «Тарас Бульба» появилась у писателя примерно в 1830 годах. Стоит отметить, что на создание данного произведения ушло более десяти лет
- Краткое содержание Чехов Пересолил
Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера.
- Краткое содержание Сухово-Кобылин Дело
Прошло около 6 лет с момента несостоявшегося бракосочетания Кречинского. С того момента помещик Муромский с сестрой и дочерью Лидочкой переехали в деревню. С недавнего времени семья переехала в Петербург
- Краткое содержание Горячий камень Гайдара
Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте
- Краткое содержание Бунин Кукушка
В глухом лесу стояла маленькая покосившаяся избушка. По приказу барина в ней поселился старый солдат по прозвищу Кукушка, который привёз с собой кота, петуха и двух собак.
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Название произведения: Серебряное копытце
Автор: Бажов Павел Петрович
Жанр произведения: сказка
Первая публикация: 1938
Герои: вдовый дед Кокованя, девочка-сирота Дарёнка и её кошечка.
Литературный труд Павла Бажова — это кладезь доброй мудрости для детей и взрослых, убедиться в этом поможет краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника.
Сюжет
Под конец жизни дед Кокованя остался совсем один. Узнал он, что в деревне живёт ещё одинокий человечек — сирота-девочка Дарёнка. Подумал дедушка, что хорошо будет взять девчонку к себе. Пришёл за ней, а у неё друг — кошечка Мурёнка. Пришлось деду и её пригреть. Чтобы ребёнок Кокованю не боялся, рассказал он сироте легенду о козлике с серебряным копытцем. Дарёнка доверилась старичку и они втроём очень хорошо зажили: дедушка подрабатывал, а девочка по хозяйству хлопотала.
Однажды дедушка взял с собой своих домочадцев на охоту. Остановились они в лесном домике. Кокованя ушёл в лес, а сиротка увидела в окно, как её кошка играет с козликом. Девочка вышла из дома, чтобы взглянуть поближе и увидела, что козлик бьёт своим копытцем и выбивает драгоценные камешки. Когда Кокованя вернулся, он вместе с Дарёнкой собрал полную шапку самоцветов. Кошка Мурёнка куда-то пропала, а дедушка с названной внучкой зажили безбедно.
Вывод (моё мнение)
Сказка бажова учит тому, что добро всегда будет вознаграждено, и тому, что нужно верить в чудеса.
Добавить в избранноеБажов Павел сказ «Серебряное копытце» Жанр: авторский волшебный сказ.Смотри также: Ответы к сказке «Серебряное копытце» по учебнику Климановой, Горецкого для 4 класса.Главные герои сказа «Серебряное копытце» и их характеристика
- Кокованя, старик охотник, без семьи, летом моет золото, зимой козлов стреляет. Добрый и веселый.
- Даренка, сиротка, 6 лет, любит животных и сказки, ко всему относится восторженно, все ей кажется чудесным.
- Муренка, бурая кошка, рассудительная и умная, охотилась на мышей, подружилась с козлом.
- Серебряное копытце, волшебный козел, который мог выбивать драгоценные камни.
План пересказа сказа «Серебряное копытце»
- Кокованя ищет сиротку
- Ему советуют девочку
- Он знакомится с Даренкой и Муренкой
- Сказка про козла
- Осень настала
- Зимний балаган
- Обильная охота
- Даренка остается одна.
- Первый вечер, девочка видит козла
- Второй вечер, встреча с козлом.
- Третий вечер, фонтан драгоценных камней
- Шапка хризолитов.
Кратчайшее содержание сказа «Серебряное копытце» для читательского дневника в 6 предложений
- Искал себе старый охотник Кокованя сиротку и взял маленькую девочку Даренку, да кошку ее Муренку.
- Кокованя рассказал Даренке про чудесного козла с серебряным копытом.
- Кокованя с Даренкой отправляются в зимний балаган, да кошка за ними увязалась.
- Кокованя уходит за лошадью, а Даренка видит козла и старается его приманить.
- Муренка убегает в лес и знакомится с козлом, козел запрыгивает на крышу балагана и стучит копытом.
- Возвращается Кокованя, набирает полшапки драгоценных камней, а остальные к утру снег засыпал.
Главная мысль сказа «Серебряное копытце» Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин.Чему учит сказ «Серебряное копытце» Этот сказ учит нас относится к природе с любовью, учит восторгаться красотой природы, удивляться ее чудесам. Учит быть добрыми с животными, учит тому, что веселье в трудную минуту помогает, учит не быть жадным и не брать больше необходимого.Отзыв на сказ «Серебряное копытце» Это очень красивая история придуманная замечательным писателем. Мне очень нравится девочка Даренка, которая видела как прекрасна природа вокруг. Мне нравится старик Кокованя, который не очерствел сердцем. Мне нравится умная кошка Муренка, которая нашла себе настоящего друга.Пословицы к сказу «Серебряное копытце» Дареному коню в зубы не смотрят. В каждой шутке есть доля правды. Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.Краткое содержание, краткий пересказ сказа «Серебряное копытце» Жил на заводе старик Кокованя и не было у него семьи. Вот и надумал Кокованя сиротку в дом взять. Поспрашивал у соседей, а ему девочку шестилетнюю и посоветовали. Хотел Кокованя мальчонку, но решил на девочку посмотреть. Пришел в дом, смотрит народу много, а у печки девочка маленькая сидит и кошку бурую гладит, а та мурчит на всю избу. Спрашивает Кокованя девочку, пойдет ли подаренка к нему жить, а девочка удивляется, откуда старик узнал, что ее Даренкой кличут. Согласилась она со стариком идти, только чтобы и кошку Муренку с собой взять. Стали вместе жить охотник Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка. А Кокованя все сказки рассказывал. И рассказал он про козла с серебряным копытом на правой ноге. Ростом невеликого, а рога о пяти веточек. Осенью пошел Кокованя в лес, посмотреть где козлов много. Вернулся, сказал, что будет в лесной балаган перебираться, козлов стрелять. Упросила его Даренка ее с собой взять. Пошли они по заводу, а собаки лай подняли. Смотрят, Муренка за ними бежит. Так стороной до самого балагана и бежала. Опять стали они втроем жить. Козлов много Кокованя настрелял, надо было ему за лошадью на завод съездить. Оставил он Даренку одну в балагане. В первый день не тоскливо было девочке. Только видит от леса комочек катится — козел с пятью веточками рогов. Выбежала Даренка, а козла нет. Решила, что почудилось ей. На второй день тоскливо Даренке стало. Слышит стук за дверью. Вышла она, смотрит — а то козел вчерашний. Позвала она его, а козел фыркнул и убежал. На третий день совсем грустно девочке стало. Глядь, а и Муренки рядом нет. Побежала девочка в лес кошку искать. Вдруг видит, Муренка и Козел вместе стоят, словно разговаривают. Потом козел побежал, остановится. копытом бьет, а Муренка за ним. Заскочил козел на крышу балагана, да давай копытом стучать. А камни драгоценные так и сыпятся. Тут и Кокованя пришел, своего балагана узнать не может — весь в драгоценных камнях. А козлик стукнул ногой и вдруг вместе с Муренкой исчез. Набрал Кокованя полшапки драгоценных камней, хотел еще собрать, да Даренка его остановила. Хотела с утра на эту красоту посмотреть. Только за ночь снег прошел, не нашли больше они камней. Впрочем им и собранного хватило. А в лужках, где козел скакал, люди потом стали хризолиты находить.Рисунки и иллюстрации к сказу «Серебряное копытце»
«Серебряное копытце» – сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце.
Краткое содержание «Серебряное копытце» для читательского дневника
ФИО автора: Бажов Павел Петрович
Название: Серебряное копытце
Число страниц: 56. П. П. Бажов. «Серебряное копытце». Издательство «Акварель». 2017 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1938 год
Главные герои
Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.
Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.
Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.
Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.
Сюжет
Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.
Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.
С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Даренка упросила взять ее и Муренку с собой. Так они стали жить в лесу втроем.
Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.
Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.
План пересказа
- Кокованя забирает к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку.
- Жизнь втроем.
- Сказки Коковани.
- История про Серебряное копытце.
- Жизнь в лесной избушке.
- Зимняя охота.
- Появление волшебного козла.
- Дружба Серебряного копытца и Муренки.
- Россыпь самоцветов.
Главная мысль
Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.
Чему учит
Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.
Отзыв
Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.
Рисунок-иллюстрация к сказке Серебряное Копытце.
Пословицы
- Дареному коню в зубы не смотрят.
- В каждой шутке есть доля правды.
- Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.
Что понравилось
Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.
Тест по сказке
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Серебряное копытце»?</h3>
- <label>Николай Гоголь</label>
- <label>Павел Бажов</label>
- <label>Максим Горький</label>
- <label>Александр Пушкин</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://blmb.ru/serebryanoe-kopytce-kratkoe-soderzhanie/
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bazhov/serebryanoe-kopytce
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1566-serebryanoe-kopytce.html
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_6.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/serebryanoe-kopytce.html
Автор На чтение 14 мин. Просмотров 25 Опубликовано
«Серебряное копытце» – сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце.
Краткое содержание «Серебряное копытце» для читательского дневника
ФИО автора: Бажов Павел Петрович
Название: Серебряное копытце
Число страниц: 56. П. П. Бажов. «Серебряное копытце». Издательство «Акварель». 2017 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1938 год
Главные герои
Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.
Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.
Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.
Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.
Сюжет
Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.
Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.
С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Даренка упросила взять ее и Муренку с собой. Так они стали жить в лесу втроем.
Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.
Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.
План пересказа
- Кокованя забирает к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку.
- Жизнь втроем.
- Сказки Коковани.
- История про Серебряное копытце.
- Жизнь в лесной избушке.
- Зимняя охота.
- Появление волшебного козла.
- Дружба Серебряного копытца и Муренки.
- Россыпь самоцветов.
Главная мысль
Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.
Чему учит
Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.
Отзыв
Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.
Рисунок-иллюстрация к сказке Серебряное Копытце.
Пословицы
- Дареному коню в зубы не смотрят.
- В каждой шутке есть доля правды.
- Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.
Что понравилось
Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.
Тест по сказке
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Серебряное копытце»?</h3>
- <label>Николай Гоголь</label>
- <label>Павел Бажов</label>
- <label>Максим Горький</label>
- <label>Александр Пушкин</label>
(новая вкладка)
Здесь даны основные сведения о сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого сказа.
Краткие сведения о произведении
Сказ «Серебряное копытце» Бажова впервые был опубликован в 1938 году. Это сказ о доброте и ожидании чуда.
Главные герои сказа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Старик Кокованя взял на воспитание сироту — девочку Дарёнку. Стали они жить втроём — дед, Дарёнка и кошка Мурёнка. Кокованя рассказал девочке о козлике с серебряным копытцем, живущем в лесу. Хотела Дарёнка посмотреть на него и попросила Кокованю взять её с собой в лес на охоту. Пришли они в балаганчик, который построил дед около покосных ложков. С ними туда прибежала и Мурёнка.
Когда Кокованя ушёл по делу в посёлок, к балаганчику прибежал козлик и вскочил на крышу. Стал он бить передней ножкой с серебряным копытцем. Из-под ноги посыпались разноцветные блестящие камешки.
Вернулся Кокованя и увидел, что весь балаганчик сверкает от камней. Набрал он немного самоцветов в шапку.
К утру выпал снег и укрыл камни. Разгребал Кокованя снег, но камешков не нашёл. Мурёнку и Серебряное копытце они больше не видели.
Через несколько лет старик заболел и не смог ходить на охоту. Камешки они продали. Дарёнка не знала, где взять деньги на еду, когда продадут последний камешек. И только подумала об этом, послышалось ей, будто кошка фыркнула. А в сундучке, где хранились камешки, послышалось шуршание. Посмотрели — а он полон самоцветными камнями.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Жил в заводском посёлке старик Кокованя. Жил он один, и решил усыновить сиротку. Хотел взять мальчика, чтобы потом обучить его своему делу. Но соседи посоветовали взять осиротевшую маленькую девочку. Кокованя раньше знал её родителей, были они ловкие и весёлые. Подумал старик, что если девочка на них похожа, с ней будет не тоскливо.
Девочку звали Дарёнкой. Спросил Кокованя у неё, пойдёт ли она к нему жить. Девочка спросила, кто он. Старик сказал, что он летом золото добывает, а зимой по лесу за козлом бегает — хочет посмотреть, в каком месте он топнет правой ножкой. Дарёнка спросила, для чего это ему нужно. Кокованя ответил, что расскажет ей, если она пойдёт к нему жить. Девочке интересно стало, она и согласилась, только попросила взять с собой кошку Мурёнку.
Стали они дружно жить вместе. Дед утром уходил на работу, девочка прибирала в избе и варила обед, а кошка мышей ловила.
Часто просила Дарёнка деда рассказать про козла. Узнала она, что у него рожки «на пять веточек», а на правой передней ноге серебряное копытце. Где топнет он этим копытцем, там появляются самоцветные камешки.
Зимой собрался старик на охоту за лесными козлами. В лесу у него был зимний балаган с очагом и окошечком. Дарёнка уговорила деда взять её с собой — очень хотела она поглядеть на Серебряное копытце.
Кошке девочка сказала дома сидеть, мышей ловить. Но Мурёнка побежала за Кокованей и Дарёнкой в сторонке. Так и добралась до балаганчика. Кокованя охотился на лесных козлов, много насолил козлиного мяса. Дарёнка посоветовала ему сходить в посёлок за лошадью, чтобы солонину перевезти домой. Сказала девочка, что не забоится остаться в лесу, ведь балаган крепкий, волки не доберутся.
Ушёл дедушка. Вечером увидела Дарёнка, что из леса бежит к покосным ложкам козёл с рожками «по пяти веточек». Выбежала девочка посмотреть — никого нет. Подумала она, что это ей показалось.
Второй день прошёл, не вернулся Кокованя. Хотела Дарёнка спать ложиться да вдруг услышала топоток по стенам, а потом и сверху. Как будто кто-то лёгонький быстро ходит. Девочка подумала, что это козёл прибежал, которого она вчера видела.
Открыла Дарёнка дверцу и увидела совсем близко козла с пятью ответвлениями на рожках. Стоит он и правую ножку с серебряным копытцем поднял. Девочка позвала его, как домашнего козла: «Ме-ка!» А козлик рассмеялся и побежал по покосу.
Вернулась Дарёнка в балаган и рассказала Мурёнке, что видела Серебряное копытце.
Третий день прошёл, Коковани всё нет. Девочка запечалилась. Хотела поговорить с Мурёнкой, а её нет. Выбежала девочка из балагана кошку искать.
Месяц ярко светил, и Дарёнка увидела, что на покосном ложке сидит Мурёнка, а перед ней козлик с поднятой ножкой с серебряным копытцем. Оба головами покачивают, будто разговаривают. Потом стали бегать по покосным ложкам. Убежали далеко, потом вернулись к балагану. Козлик вспрыгнул на крышу и стал по ней бить копытцем. Из-под ножки посыпались сверкающие разноцветные камешки.
Вернулся Кокованя и не узнал своего балагана — весь он был засыпан блестящими камнями. Наверху стоял козлик и бил серебряным копытцем, а камешки сыпались да сыпались.
Вдруг Мурёнка заскочила на крышу, мяукнула, и она, и козлик исчезли.
Кокованя нагрёб полшапки камешков, а Дарёнка попросила, чтобы больше не брал, чтобы ещё завтра полюбоваться на гору самоцветов.
Ночью был снегопад, все камни оказались под снегом. Утром дед и Дарёнка искали камни, но не нашли. Да им хватило и тех, что Кокованя в шапку набрал.
Серебряное копытце и Мурёнку они больше видели и очень скучали по кошке.
Через несколько лет Кокованя заболел, и Дарёнке пришлось трудно. Камешки они продавали, и девушка загоревала. Что делать, когда деньги за последний камешек закончатся? Только подумала об этом, как услышала, будто кошка фыркнула.
Когда Дарёнка рассказала деду о своей печали, он сказал, что есть поговорка: «Лениться да унывать не будешь — завсегда хлеба добудешь».
И услышали они, как в сундучке, где лежали камешки, что-то зашуршало. Посмотрела Дарёнка — а он полнёхонек. И новые камешки появились, каких ещё не видела. Кокованя объяснил, что эти дорогие камни гранильщики называют кошачьим глазком.
А по покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить камешки. Больше было зелёных, которые называются хризолитами.
Заключение к краткому пересказу
В сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) сказа «Серебряное копытце»: доброта, милосердие, вера в чудеса помогают людям стать счастливыми.
Краткое содержание сказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:«В Стране невыученных уроков: волшебное происшествие» — краткое содержание и пересказ повести Л. Б. …«Волшебник Изумрудного города» — краткое содержание и пересказ по главам сказочной повести А. М. Вол…«Майская ночь, или Утопленница» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина
«Серебряное копытце» главная мысль сказки Бажова
«Серебряное копытце» главная мысль — если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся.
Главная тема — жизнь и быт рабочих Урала
Бажов ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами.
Автор сказки показал, что если очень сильно постараться, то можно обязательно добится своей цели. Также автор учит нас, что что чудеса со злом и жадностью несовместимы.
О чем сказка «Серебряное копытце»?
Сказка «Серебряное копытце» была написана Павлом Бажовым в 1938 году. Она включена в сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». На этом произведении выросло уже не одно произведение читателей. По мотивам «Серебряного копытца» в 1977 году был снят одноимённый мультфильм, который известен множеству людей с самого детства. Несмотря на то, что сказка была написана так давно, она остаётся любима читателями и зрителями, и она того заслуживает. Обязательно прочитайте эту зимнюю историю.
События разворачиваются в одном из рабочих посёлков вблизи Уральских гор. Там один-одинёшенек живёт дед Кокованя, которому приходится взять к себе сиротку Дарёнку с кошкой Мурёнкой. На зиму они уходят в лес, где дедушка охотится и так зарабатывает. Они живут душа в душу. Дарёнка любит слушать волшебные истории Коковани, которые он с удовольствием ей ведает. И вот однажды дедушка рассказывает ей старую уральскую легенду. В ней говорится о волшебном козлике Серебряное копытце, из-под копытца которого сыплются драгоценные камни. Действия происходят в посёлке горняков: искателей золота и драгоценностей, поэтому неудивительно, что легенда появилась именно там. А Дарёнка загорается мыслью о Серебряном копытце, только и мечтает его увидеть.
Когда Кокованя уходит в деревню за лошадью, к лесной избушке, в которой осталась Дарёнка с кошкой, подходит лесной козлик. Три дня и три ночи ходит он вокруг дома. А на третий день, когда возвращается Кокованя, вспрыгивает на крышу домика, ударяет копытцем, и всё вокруг покрывается драгоценными мерцающими камнями. Внучка с дедом любуются сиянием, а Кокованя набирает шапочку горсть камней.
Да, «Серебряное копытце» — очень красивое и радостное произведение. Но в чём же смысл сказки? Безусловно, в первую очередь автор рассказывает нам о тёплых человеческих взаимоотношениях. Дедушка с Дарёнкой и Мурёнкой живут тихо и мирно, не ссорятся, поддерживают друг друга во всём. Павел Бажов описывает их быт с большой любовью, видно, как любит он своих героев, как ставит в пример их семью. Да, эта семья не идеальна, но как любят друг друга её члены!
Итак, первая цель автора — показать теплоту взаимоотношений.
Но это не всё, о чём говорится в сказке. Несколько раз говорится, что люди хотят найти Серебряное копытце, чтобы с его помощью заполучить драгоценности и разбогатеть. В сказке упоминается мастер-горняк, который хотел поймать Серебряное копытце, чтобы стать очень-очень богатым. К этому стремилось большинство жителей деревни.
Именно поэтому никто не мог его увидеть. Никто, кроме Дарёнки и Коковани. Девочка мечтала увидеть козлика, чтобы просто поглядеть на него и насладиться красотой. Дедушка о такой встрече даже и не мечтал, не собирался получать выгоду, не искал наживы во всяком действии. А первой с козликом подружилась кошка Мурёнка. А у кошки тем более не могло быть никаких денежных интересов! Таким образом Серебряной копытце смогли увидеть только совершенно бескорыстные люди, не ищущие выгоду в каждом действии.
Вторая цель автора — показать необходимость бескорыстных действий, мотивируемых исключительно добротой и искренностью.
Но смысл сказки не только в этом. Давайте посмотрим на всю картину в целом. Вот деревушка, вот заснеженная избушка, еле видная, уходящая вдаль тропинка. Рядом любящие друг друга люди, кошка и яркие самоцветы. Перед нами прекрасная зимняя, новогодняя история. Зимние праздники не обходятся без экранизации этой истории.
Она говорит нам о том, что детские, светлые и чистые мечты всегда сбываются. Главное — верить в них и добиваться осуществления.
В этой статье мы рассказали, в чём смысл сказки «Серебряное копытце» Павла Бажова. Читайте эту и другие истории из цикла «Малахитовая шкатулка».
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Название произведения: Серебряное копытце
Автор: Бажов Павел Петрович
Жанр произведения: сказка
Первая публикация: 1938
Герои: вдовый дед Кокованя, девочка-сирота Дарёнка и её кошечка.
Литературный труд Павла Бажова — это кладезь доброй мудрости для детей и взрослых, убедиться в этом поможет краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника.
Сюжет
Под конец жизни дед Кокованя остался совсем один. Узнал он, что в деревне живёт ещё одинокий человечек — сирота-девочка Дарёнка. Подумал дедушка, что хорошо будет взять девчонку к себе. Пришёл за ней, а у неё друг — кошечка Мурёнка. Пришлось деду и её пригреть. Чтобы ребёнок Кокованю не боялся, рассказал он сироте легенду о козлике с серебряным копытцем. Дарёнка доверилась старичку и они втроём очень хорошо зажили: дедушка подрабатывал, а девочка по хозяйству хлопотала.
Однажды дедушка взял с собой своих домочадцев на охоту. Остановились они в лесном домике. Кокованя ушёл в лес, а сиротка увидела в окно, как её кошка играет с козликом. Девочка вышла из дома, чтобы взглянуть поближе и увидела, что козлик бьёт своим копытцем и выбивает драгоценные камешки. Когда Кокованя вернулся, он вместе с Дарёнкой собрал полную шапку самоцветов. Кошка Мурёнка куда-то пропала, а дедушка с названной внучкой зажили безбедно.
Вывод (моё мнение)
Сказка бажова учит тому, что добро всегда будет вознаграждено, и тому, что нужно верить в чудеса.
Добавить в избранноеИспользуемые источники:
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/serebryanoe-kopytce.html
- https://blmb.ru/serebryanoe-kopytce-kratkoe-soderzhanie/
- https://kratkoe.com/serebryanoe-kopyittse-glavnaya-myisl/
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-serebryanoe-kopytce/
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1566-serebryanoe-kopytce.html
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Сказка
Серебряное копытце
П.П. Бажова -
2 слайд
Описание слайда:
Павел Петрович Бажов родился 15 января в Пермской губернии Екатеринбургского уезда. Бажов – фольклорист, русский писатель. Именно он выполнил впервые литературную обработку уральских сказов. Бажов заслужил звание лауреата Сталинской премии.
-
3 слайд
Описание слайда:
Жанр
Сказ -
4 слайд
Описание слайда:
Тема произведения
О людях -
5 слайд
Описание слайда:
Главные герои
Очень добрая и поучительная сказка Бажова «Серебряное копытце». В сказке несколько главных героев и каждый обладает своей чертой характера.
-
6 слайд
Описание слайда:
Кокованя
Заботливый старик, знающий и умеющий рассказывать сказки, он очень заботливый и весёлый. -
7 слайд
Описание слайда:
Дарёнка
Очень добрая, послушная и заботливая, любящая животных. Дарёнка сирота, которую взял к себе старик Кокованя. -
8 слайд
Описание слайда:
Мурёнка
Кошка у которой звонкий голос, она очень добрая и всегда готова прийти на помощь. -
9 слайд
Описание слайда:
Серебряное копытце
Красивый козёл, умеющий разговаривать с котами и обладающий волшебным даром, на его правой ножке есть серебряное копытце и когда он им стучит, то появляются красивые камни. -
10 слайд
Описание слайда:
Главная мысль
Успех и богатство нужно заслужить, и они не придут к корыстному человеку. Только чистый сердцем может увидеть настоящее чудо. -
11 слайд
Описание слайда:
Чему учит эта книга
Сказ учит любить природу, трудиться, быть честным и бескорыстным. Не брать больше, чем нужно, делиться с другими людьми. Учит добру и дружбе. -
12 слайд
Описание слайда:
План произведения для пересказа
Кокованя ищет сиротку.
Даренка и Муренка.
Дружные соседи.
Сказка про козла.
Переезд в балаган.
Кокованя идет за лошадью.
Волшебный козел.
Пропажа Муренки.
Поиски кошки.
Возвращение Серебряного копытца.
Драгоценный водопад. -
13 слайд
Описание слайда:
Пословицы к произведению
Доброе дело два века живет.
Добро делай и добра жди.
Лучше в малом удача, чем в большом, но провал.
Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет.
Доброе слово и кошке приятно.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Серебряное копытце
Похожие материалы
-
Презентация по чтению на тему «Русские народные сказки» (2-3 класс0
-
Методический материал Характеристика героев сказки Серебряное копытце П.П.Бажова
-
Внеклассное мероприятие «Деревенские «вирши» Некрасова»
-
Презентация по литературному чтение на тему » Обобщение Загадки.Небылицы. «(2 класс)
-
Рабочая программа Комплекс упражнений по развитию эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения
-
Презентация на тему: «Формирование читательской грамотности в начальной школе»
-
Презентация по азбуке «Буква Т»
-
Разработка урока литературного чтения в 1 классе»Веселые стихи К.Чуковского»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454931 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»