Чему учит сказка рукавичка русская народная сказка

Урок литературного чтения. сказка рукавичка. 1-й класс умк школа россии тип урока: открытие новых знаний. фляум оксана валерьевна учитель

Урок литературного чтения. Сказка «Рукавичка». 1-й класс УМК « Школа России»

Тип урока: открытие новых знаний.

Фляум Оксана Валерьевна

учитель начальных классов

Цели:

Метапредметные:

формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

формирование навыка чтения;

формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;

формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

формирование умения формулирования собственного мнения и позиции

развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.

Предметные:

формирование представлений об особенности жанра сказки;

формирование представлений учащихся о народной сказке;

формирование умений характеризовать сказочный персонаж;

формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

Занимайте все места, 
Да послушайте меня:

Слушайте внимательно, 
Это обязательно!
 
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
 
Поиграть и потрудиться.

Артикуляционная гимнастика

БУ – БЮ БА – БЯ

ВУ – ВЮ ВА – ВЯ

ГУ – ГЮ ГА – ГЯ

ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ

РУ – РЮ РА — РЯ

— Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной

  • Читают хором

  • Читают по цепочке

  • Читают мальчики, потом девочки

  • Читают шепотом.

  • Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Прочитайте стихотворение на партах

— Для чего нужны уроки чтения в школе?

— Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

(Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)

4.Речевая разминка

ЛИ – РУ – ЛЮ – ЛЯ – ЛО – У-ЖЕ НА У-ЛИ-ЦЕ ТЕП-ЛО

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГ-РУШ-КИ У МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОС-ТО ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК – НА ЛИСТ У-СЕЛ-СЯ МАЙ -СКИЙ ЖУК

— Какие слоги в каждой строке были лишние? Постройте из лишних слогов слово.

Что получилось? (Рукавичка)

— Сегодня мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка»

— Откройте учебник. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой?

Попробуйте определить, кто автор?

— Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем русскими -народными?

Какие — авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете?

Попробуйте предположить, о чём эта сказка?

Итак, сегодня мы будем слушать и читать народную сказку «Рукавичка».

а). Подготовка к чтению.

— В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

По-скре-буш-ка — поскребушка

По-бе-гай-чик – побегайчик

— Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.

Об-ро-нил

Спра-ши-ва-ет

Бре-дёт (спросить о значении этого слова)+ поработать с толковым словарём

Не по-вер-нуть-ся [ца]

Под-хо-дит

Ра-зор-вёт-ся [ца]

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца]

Бро-си-лись врас-сып-ну-ю (спросить о значении

б). Первичное знакомство со сказкой.

аудиозапись

Работа по теме урока. — в сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла.

Объясните значение слов:

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

Физминутка

V. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ВСЛУХ

Кто обронил рукавичку?

Кто первым стал жить в рукавичке?

Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

Назовите героев сказки «Рукавичка»

Доскажи второе имя.

На какие особенности указывают вторые части имен?

Мышка поскребушка

Лисичка сестричка

Кабан клыкан

Волчок серый бочок

Лягушка попрыгушка

Медведюшка батюшка

Зайчик побегайчик

2. Самостоятельное чтение сказки.

3) Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.

Шѐл дед с собачкой полем? (Лесом.)

Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Мышка-поскребушка.)

С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)

После волка там спрятался медведь? (Кабан)

Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)

Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на

зверей.)

Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)

Дед пришѐл и забрал рукавичку? (Да)

б) Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

— Найдите в тексте и прочитайте:

Кто пришѐл первым и поселился в рукавичке?

Как просился в рукавичку кабан?

Кто пришѐл за мышкой?

Почему дед вернулся в лес?

г). Повторное (выборочное) чтение сказки в). Проверка понимания прочитанного.

Понравилась вам сказка? О ком она?

Докажите, что это сказка?

— Назовите героев.

— С чего начинается сюжет?

-Кто первым поселился в рукавичке?

— Кто был последним?

— Пустили ли звери медведя в рукавичку?

— Кто испугал зверей?

(На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки

(разные по размерам) со словами (героями сказок).

(1- я часть — сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка»)

— Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек.

(Работа выполняется в группах, выполняют на доске)

Проверим, как ребята выполнили задание.

— В чём заключалось задание? Какая была цель?

— Тебе удалось достичь поставленной цели?

-Ты справился правильно или с ошибкой?

— Справился полностью сам или с чьей-то помощью? Оцени свою работу.

— Сравните свои результаты с тем, что получилось у ребят. Какой вы можете сделать вывод?

(Герои сказки похожи, но отличаются количеством и кличками).

Чтение сказки по цепочке

Задайте друг другу вопросы по тексту.

д). Закрепление изученного.

Итог урока

С какой сказкой познакомились?

— Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.

  1. Не учись разрушать, а учись строить.

  2. Сила сломит всё, а ум – силу.

  3. Жить – Родине служить.

  4. Учение – свет, а неученье – тьма.

  5. В тесноте, да не в обиде.

  6. -Чему учит сказка «Рукавичка»?

  7. 7. Оценка деятельности

  8. Оцените свою работу на уроке. ( Самооценка с помощью смайликов и рукавичек)

  9. — — Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.

Сочинение по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»
материал по литературе (9 класс) на тему

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Рассказ с незатейливым названием и глубоким содержанием «Рукавичка» заставляет подумать, прочувствовать многое.

Сразу очень трудно сказать, о чём он: речь идет о конкретных людях, конкретных ситуациях, но сразу понимаешь, что за всем этим что-то большее, стоящее вне времени. Как будто запутывая еще больше, Костюнин и время в рассказе «размножил» и обобщил (начинает с настоящего, затем вспоминает детство «…тридцать лет прошло…», после переходит к «роковым девяностым», заканчивает настоящим). Автор созерцает события жизни, себя, переоценивая прошедшее, чувствуя заново, переживая: « Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…».

О чем? О том, как легко приклеить человеку ярлык и этим перевернуть его жизнь, загубить жизнь. О том, как переворачивают учителя сознание детей, подстраивая их под свои уродливые правила. О том, что для детей становится чудом обыкновенная рукавичка, толкнувшая одного из них, не самого счастливого, на воровство. О том, как люди, испытывая нужду, теряют способность прощать, жалеть. О заповедях, перевернутых людьми с ног на голову.

И герои рассказа такие же неоднозначные, вернее отношение к ним двоякое, если оценивать с обывательской позиции и позиции Высшего.

Юрка – фактически вор, украл рукавичку. Но, зная то немногое, что написал автор о его жизни («Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас», «Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали.), учитывая сам предмет воровства («кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало…»), уже хочется его оправдать. Автор и делает это: подробно описывает состояние детей, созерцающих чудо: « Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки». Вырывает детей из этого состояния резко прогремевший звонок. («Звонок прогремел резко. Нежданно»). Юрка, державший в этот момент в своих руках чудо, сам не зная, не понимая, каким образом это произошло, вырвал рукавичку из альбома. Это его состояние, как во сне, и выливается потом в –« Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык».

Как его судить по земным законам? Э то и поступком не назовешь: ребенок душой тянулся к чему-то, отсутствующему в его жизни, интуитивно.

А осудили ребенка, резко, жестко: « А, не знаешь. Ты не знаешь. Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!»

« Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.

Он стал изгоем». Учитель, на которого смотрели дети, открыв рот, ожидая и веря, что этот человек всегда прав, он самый умный, сломал жизнь одного из них. «Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки» — точно так же из-под руки её слетела сломанная жизнь Юрки и не его одного.

«Его по-человечески унижали, считалось подвигом» поиздеваться над изгоем. Вот они перевертыши. По-человечески поддержать, понять, пойти против всех – быть вместе, но нет, «биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».

Дальше больше, Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы. Люди , как крысы в бочке , зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте. Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла».

Учинив расправу над бандой воров , « Мы пили за победу над злом». То, что автор часто прибегает к оксюморону, еще раз наводит на мысль о перевернутых заповедях: люди придумывают свои законы, по ним судят, учиняют расправу над другими людьми – зло порождает зло…

Замкнутый круг. И композиция рассказа кольцевая, словно бумеранг, возвращающий все на круги своя. «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт». Юрка с тавром вора, поставленным навечно, Леха Силин, червоточину которого пропустили, не заметили. А он тогда, в детстве, один смеялся над унижением своей одноклассницы. Почему-то не кажется удивительным, что он был в числе тех пяти воров, над которыми тоже учинили самосуд.

Тяжелый рассказ. Говорит в нем каждое слово, в каждом слове подтекст, в каждой цифре. И разговор о нем долгий и выстроить его логично тяжело. Поэтому прочитав со своими учениками «Рукавичку», не просила их писать сочинение: мыслей много, все они сходятся к тому, что словами трудно высказать – жить по законам Божьим, по-человечески.

Рада была, когда после урока дети пошли в библиотеку искать рассказы Костюнина.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Рукавичка»

Число страниц: 4

Главные герои: дед, собака, лесные звери.

Характеристика главных героев:

Дед — Рассеянный охотник, забывший своё имущество.

Собака — Громкоголосая.

Лесные звери — мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.

Всем хочется домашнего тепла и уюта.

Краткое содержание сказки «Рукавичка»

Потерял дед в лесу свою рукавичку.

Приглянулась рукавичка мышке, и осталась попрыгушка в ней жить.

Следом прискакала лягушка, а за ней припрыгал зайчик.

Стали они жить втроём.

Но потом к ним добавились лиса и волк, и уже пять зверей живут в рукавичке.

Потом пришёл кабан и звери боялись, что он не войдёт к ним в домик.

И наконец пришёл медведь, который сел на рукавичку сверху.

Тут вернулся дед, натравил на зверей собаку, и забрал свою потерю.

План сказки:

  1. Потеря.
  2. Первые жильцы.
  3. Новые жильцы.
  4. Медведь на крыше.
  5. Дед с собакой.

Основная мысль сказки «Рукавичка»

Главная мысль сказки в том, что хозяин свою вещь всегда найдёт.

Основная идея произведения в том, что вместе всегда лучше.

Чему учит сказка

Сказка учит уметь жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь.

Учит тому, что дома лучше, чем где бы то ни было.

Учит не быть рассеянным и не терять свои вещи, а если потерял, искать их и находить.

Учит не брать чужое.

Краткий отзыв по сказке «Рукавичка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мы часто не ценим того, что имеем.

И понимаем цену вещи только после того, как потеряем её.

Вот и старик не знал цены рукавичке.

А для зверей она оказалась хорошим домом.

Это интересная и весёлая сказка.

В неё рассказывается о том, как различные животные выбрали своим домом потерянную рукавицу.

Мне понравились звери, потому что они были дружными.

Они были согласны жить в тесноте, зато в тепле.

И вместе им было весело.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно жить в дружбе и согласии с окружающими.

Пословицы к произведению:

  • В тесноте, да не в обиде.
  • Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Вместе — тесно, врозь — тошно.
  • Вместе мокли, вместе сохли.

Словарь неизвестных слов

Незнакомых слов нет.

Отрывок, поразивший больше всего:

А тем временем дед хватился — нет рукавички.

Он тогда вернулся искать её.

А собачка вперёд побежала.

Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.

Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.

Сочинения по сказке «Рукавичка»

По заснеженной дороге, ехал герой русской народной сказки «Рукавичка» — Дед. Устало погоняя измученную лошадь, мечтает об одном, скорее добраться до дому и согреться. Задумавшись, не заметил старый, как упала с возу его здоровенная шерстяная рукавица…

Сочинения по сказке «Рукавичка»

Анализ сказки «Рукавичка»

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Сюжетная линия сказки является незамысловатой, а также распространенной, и состоит в поиске зверями дома, где они могут согреться и жить в дружбе с соседями.

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Прозвища главных героев сказки имеют двойную структуру, поскольку состоят из названия зверя, а также его внешних признаков, повадок, мест обитания. К примеру, мышка называется серым шалунишкой, поскребушкой, норушкой, а кабан именуется зубаном, клыканом.

Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.

Отличительной особенностью произведения является авторское отношение к героям сказки, заключающееся в ласке и добром внимании, которые выражаются путем использования в прозвищах зверей уменьшительно-ласкательных слов и фраз.

События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает ее место развития повествовательного действия.

Финал сказки отличается грустью, поскольку животные вынуждены покинуть вновь обретенный дом по причине обнаружения пропавшей рукавички собакой деда.

Смысл сказки заключается в проявлении дружелюбия и гостеприимства, заботясь о ближних и преодолевая трудности и испытания совместными усилиями.

О чем сказка Рукавичка – сюжет

Однажды холодным зимним утром дед отравляется в лес рубить дрова вместе со своей собачкой. На лесной тропинке от теряет своего рукавицу, но не замечает этого. Рукавицу обнаруживает мышка — о, это же прекрасный теплый дом! — и залезает в нее, теперь она там будет жить.

Мимо проходит лягушка, и она тоже остается жить в рукавице вместе с мышкой, потом к этой компании добавляется заяц, лиса, кабан и медведь.

Рукавица растет вместо с жителями, всем тепло и хорошо, всем хватает места(!). Но тут вдруг на другом краю леса дед обнаруживает пропажу и отправляется на поиски, собачка убегает вперед и находит рукавицу, начинает громко лаять, а все животные от страха разбегаются.

Дед подошел, поднял рукавичку, собачку свою погладил, да похвалил.

Мне очень нравится тема волшебства, которая не доступна человеку. Собака лает, когда хозяин теряет рукавицу, «словно хочет что-то сказать» и в конце, когда находит ее и возвращает хозяину. Хозяин хвалит собаку за найденную рукавичку, а она гавкает снова «словно хочет что-то сказать».

Таким образом, все, что произошло, эта такая мистерия, которая возможна только в мире животных, не доступная и не постижимая человеческому глазу. И было это или нет, мы не знаем, ибо язык животных нам не доступен.

Сочинение о сказке Рукавичка

Потерял дед в лесу рукавичку, и в ней мышка поселилась. Вскоре пустила мышка к себе лягушку, а потом и зайчика жить. Следом поселились в рукавичке лисичка, волк и кабан.

Медведь не мог залезть в рукавичку и сел на нее сверху. Вспомнил дед про рукавичку и вернулся в лес. Собака залаяла, звери разбежались, и забрал дед рукавичку.

Мне понравилась эта смешная сказка про зверей, которые вздумали все вместе жить в потерянной рукавчике. Им было хорошо, но они не сумели защитить свое имущество, и дед вернул себе рукавичку. Это кажется справедливым, все-таки рукавичка была его.

Главная мысль сказки «Рукавичка» – свое не теряй, чужое не отбирай.

Русская народная сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим. Учит делиться тем, что имеешь. Учит не желать чужого.

Читайте также: «Бедная Лиза» герои повести Карамзина – характеристика образов.

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства. Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 5 августа 2018 г.

Русская сказка «Колобок»

Русская народная сказка «Колобок»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Колобок» и их характеристика

  1. Дед с Бабой, старики, которые хотели полакомится Колобком.
  2. Колобок, веселый, бесшабашный, глупый, самоуверенный, хвастливый.
  3. Заяц, Волк, Медведь. Звери простые, бесхитростные.
  4. Лиса. Хитрая и умная. Съела Колобок.

План пересказа сказки «Колобок»

  1. Дед просит колобок
  2. Баба печет колобок
  3. Колобок убегает из дома
  4. Колобок и Заяц
  5. Колобок и Волк
  6. Колобок и Медведь
  7. Колобок и Лиса
  8. Конец Колобка.

Кратчайшее содержание сказки «Колобок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Попросил дед испечь колобка
  2. Набрала баба муки, испекла колобка
  3. Колобок спрыгнул с окна и из дома выкатился
  4. Колобок обманул Зайца, Волка и Медведя
  5. Колобок встретил Лису
  6. Лиса обманула Колобок и съела его.

Главная мысль сказки «Колобок»
Не надо считать себя умнее всех, всегда найдется кто-то более умный.

Чему учит сказка «Колобок»
Учит слушаться родителей, не убегать из дома без спроса, не гулять одному. Учит не разговаривать с незнакомцами, учит не верить незнакомым людям. Учит не хвастать и не насмехаться над другими.

Отзыв на сказку «Колобок»
Одна из самых известных русских сказок о Колобке, который поплатился за то, что считал себя самым хитрым. Мне почему-то совершенно не было жаль Колобка, которого съела Лиса, потому что я считаю, что он это заслужил своим поведением.

Пословицы к сказке «Колобок»
Можно перехитрить одного, но нельзя перехитрить всех.
И на старуху бывает проруха.
Чему быть, того не миновать.
На одной хитрости далеко не уйдешь.
Всякому свой крест.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Колобок»
Жили были старик со старухой. И вот раз просит дед испечь колобок, а старуха отвечает, что муки нет. Но дед настаивает, просит по сусекам поскрести.
Взяла старуха крылышко, поскребла по ларю, набрала муки две пригоршни. Испекла деду колобок, на окно положила остывать.
А Колобок покатился с окна на лавку, с лавки на тапки, с тапок на пол и вон из избы.
Катится по тропинке, а навстречу Заяц. Съесть Колобка хочет. А Колобок ему песню поет, про то, что умный он Колобок, от деда ушел, от бабы ушел и от Зайца уйдет.
И укатился от Зайца. Дальше катится.
А навстречу Волк. Тоже на Колобок пасть разевает. А Колобок и Волку свою песню поет, да в конце добавляет, что и от Волка уйти не хитро.
Укатился Колобок от Волка, дальше катится. Медведь навстречу, тот еще сластена. Тоже мечтает Колобок откушать. Но и ему Колобок свою песню спел и укатился.
И вот навстречу Колобку Лиса бежит. Колобок и ей взялся свою песню петь. А Лиса говорит, что глуха стала, просит на мордочку ей вскочить и погромче спеть. Заскочил Колобок Лисе на мордочку, спел песню. А Лиса все равно не слышит. Просит на язычок сесть и снова спеть. Вскочил Колобок на язычок, только петь, а Лиса его съела.

Другой конец сказки «Колобок»
Укатился Колобок от медведя, а навстречу уже Лиса спешит, съесть Колобок мечтает. А Колобок ей свою песню поет. Лиса притворяется, что не слышит и просит на мордочку заскочить. Но Колобок смеется над Лисой и катится дальше.
Катился, катился, устал, задумался. Что же это такое получается, кого не встретит, все съесть его хотят. Видно такова судьба Колобка. И решил Колобок тогда к старикам вернуться, пусть хоть они его съедят. Все-таки старуха его испекла, а у лесных зверей никакого права на Колобок нет.
И вернулся Колобок, и съел его дед, да нахваливал.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Колобок»

«Колобок — это же смайлик!» Культуролог — о новых смыслах знаменитой сказки

8fa29379aa4682f254666b93cdb29f58

vk gray

fb gray

ok gray

tw gray

mail gray

print

В ходе прямой линии Владимир Путин заявил, что сказка «Колобок» входит в число его любимых художественных произведений. Он попросил «коллег, которые занимают то или иное высокое должностное положение», обратить на неё внимание. «Почему? Потому что, как только вы, уважаемые коллеги, начнёте принимать за чистую правду льстивые речи и будете погружаться в соответствующее состояние под воздействием того, что вам говорят, то рискуете быть съеденными», — сказал президент.

c488320eb27889bb9908ca3f80d89f1dО глубинных смыслах одной из самых популярных русских сказок АиФ.ru поговорил с культурологом, старшим научным сотрудником факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидатом филологических наук Мариной Князевой.

Бойтесь жалобщиков!

Марина Леонидовна, можно ли сказать, что «Колобок» — это главная русская сказка?

— Она не главная, но входит в костяк сказок, представляющих русскую народную философию. В основе нашей культуры лежит несколько философских притч (а сказка — это и есть философская притча), имеющих универсальный характер. В них на очень простом, лапидарном языке объясняются законы жизни. Помимо сказки о Колобке, это «Курочка Ряба», «Репка», «Петух и бобовое зёрнышко» и другие. Всего их около двух десятков. В них содержатся ответы на многие вопросы нашей жизни.

Вообще, то, что называется сказками, — это аллегории или метафорическое изложение статических законов Вселенной. Они проявляются на большом материале, в отличие от динамических законов. Вот на большом материале народ отсмотрел логику жизни и изложил её в виде маленьких притч.

Владимир Путин посоветовал читать «Колобка» людям, занимающим высокое положение в обществе. А на ваш взгляд, кому эта сказка может быть полезна?

— Она имеет универсальный смысл, и знать её должен каждый. Я бы сказала, что она предназначена людям всех возрастов: её надо рассказывать детям, её следует читать подросткам, помнить о ней взрослым и, наконец, властителям. В ней содержится очень много поучений.

46cdd698b8fcc85f7af8e353b4038683

— Во-первых, есть воспитательный посыл, обращённый к детям: надо слушаться взрослых, нельзя убегать из дома. Во-вторых, посыл поведенческий, связанный с психологией. В русских сказках всегда присутствует логика реализации личности. О чём речь? Вот есть бедная семья: дед и бабка. Дед просит бабку испечь что-нибудь, она скребёт по сусекам, набирает немного муки, готовит Колобка и кладёт его на подоконник. А он оттуда убегает, то есть уклоняется от своей миссии, предназначения. Его миссия была порадовать стариков, устроить им праздник. Но он решил от неё сбежать.

И вот он катится по дороге и встречает разных героев. Каждый из них является метафорой, представляя собой определённый тип испытания, соблазн. Это краткая формула его судьбы. Сначала Колобок встречает зайца, который символизирует нежность. Потом — волка: он олицетворяет власть. А медведь — это сила. Колобок проходит все эти испытания, но в конце ему попадается лиса.

Обычно говорят, что лиса — это хитрость. Но это не совсем так. Тут не только хитрость, но и мнимая слабость, такой приём манипуляции. Лиса притворяется слабой и уязвимой, прибедняется, говорит, что она плохо слышит, просит Колобка сесть ей на нос, а потом — на язык. Это самая опасная поведенческая модель на нашем пути: встретить того, кто жалуется, преследуя при этом цель нас обмануть. Так народная мудрость предостерегает нас от этого приёма манипуляторов. Здесь предупреждение не только для людей, облечённых властью, но и для любого человека. Вообще, русская культура таких жалобщиков, которые постоянно прибедняются, не приветствует.

И самодовольный Колобок не проходит это испытание. В один миг он исчезает в чреве хитрой манипуляторши-лисы. А ведь мог бы быть на празднике у деда с бабкой и тем самым исполнить своё предназначение!

8259ccb5efbf549304c4fa920e312cf3

Ничего себе предназначение. Его бы и там съели!

— Но там бы он порадовал стариков, людей, которые еле сводят концы с концами. Это благородная миссия. А тут его съедает какой-то проходимец, который ему случайно на дороге попался. В самом высшем, космическом смысле идея сказки такова: каждый хорош (я бы даже сказала — велик) на своём месте. Надо найти это место и следовать своему предназначению, иначе можно прийти к погибели.

В русской культуре есть очень тонкая грань между неуязвимостью и безнаказанностью, её нельзя переходить. Неуязвимость у нас связана с правотой. Если я следую своему высшему предназначению, то я прав. А если я прав, то неуязвим, в этом проявляется мировая справедливость. Но стоит уклониться от своей задачи, от предназначения, и возникает чувство безнаказанности. Одно подменяется другим. Вот Колобок катится по дороге и чувствует себя хозяином мира: не только неуязвимым, но и безнаказанным. И это ведёт его к гибели. Вот о чём предупреждает нас сказка. У нас же сейчас торжество безнаказанности: можно делать всё, что не является наказуемым.

Кроме того, в сказке про Колобка заложен этический смысл: как ни хитри, всегда найдётся кто-то, кто тебя перехитрит. Если ты живёшь по этим законам, если пошёл по кривой дорожке, тебе обязательно встретится кто-то другой, кто будет «кривее», чем ты.

19f89ed7485c5e0e40c41b6fdab25ccf

Неправедный путь впавшего в гордыню

Нет ли в этой сказке христианского подтекста? Старики являют пример добродетели: дед не поддаётся унынию, бабка выполняет послушание. А Колобок мало того что сбегает от своих создателей, как человек из рая, так ещё и впадает в гордыню. А она, как известно, корень всех грехов.

— Несмотря на то, что сказка про Колобка, конечно же, уходит корнями в дохристианскую, языческую Русь, в ней, безусловно, имеется христианский подтекст. Это и аллегория бегства из рая, уход от Творца. Это и присвоение себе главным героем статуса вседержителя: он такой неподражаемый, он всех обманул и словно бы возомнил себя Богом.

Но и то, о чём я уже говорила, тоже перекликается с христианской этикой. Следовать своему предназначению — это путь праведника. А следовать соблазнам — неправедный путь. Колобок соблазнился дважды: сначала он решил сбежать из дома, а потом поддался на лесть. И при этом действительно предавался гордыне, постоянно нахваливая себя как самовлюблённый нарцисс.

Вы преподаёте студентам. Доводилось ли слышать от них необычные мнения и интерпретации сказки про Колобка?

— Доводилось. Самая интересная такая: Колобок — это же смайлик! Привычный и хорошо знакомый нам теперь кружок с улыбающимся лицом. Он сейчас по всему интернету катается.

Вообще, Колобок — вроде бы позитивный персонаж. Он беззаботный, весёлый, при этом наивный и недалёкий. А ведь, по сути, именно такими учит нас быть современная массовая культура. Учит, что можно плевать на родителей, что ты без них проживёшь, что сам себе голова, что умнее всех. А уж с разного рода манипуляциями, в том числе очень опасными, человек сталкивается ежедневно.

Так что Колобок — это, можно сказать, герой нашего времени. И его жертва, которая получает то, что заслужила.

Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

590

Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?

Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

1. Астрономическая

590

При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

  • Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем — это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
  • «Пришёл волк — весь народ умолк» — так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк в сказках всегда серый — символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.

590

  • Встреча с медведем — это первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права — дни становились длиннее ночей.
  • Последний лесной зверь, лиса, на пути Колобка съедает его — в её образе зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.

Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

2. Юнгианская интерпретация

590

Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

  • Заяц — это комплексы, которые сформировались от страха за свою жизнь, неуверенность, тревожность.

590

  • Волк — символ агрессии и воплощение комплексов ребёнка, сталкивающегося с грубостью в жизни.
  • Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся.
  • Лиса — «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обида.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

3. Мистическая

590

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

96

Что скрывают русские народные сказки

Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

4. Архетипная

590

Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

  • Заяц — символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии.
  • Волк — символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами.
  • Медведь — символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем».
  • Лиса — это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер.

590

Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

5. Личностного роста

590

Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…»

«В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!“»

В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.

Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.

590

  • Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
  • Орлов В. Причастие солнцем: history-ryazan.ru.
  • Мершавка В. Колобок. Юнгианская интерпретация: psyoffice.ru.
  • Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
  • Цивьян Г. Роковой путь Колобка: proza.ru

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чему учит сказка про колобка?

Сказка о Колобке учит детей, что лживые комплименты могут навлечь беду. Не всегда слова оказываются правдой, а те, кого считали друзьями могут оказаться страшными врагами. Доверие к незнакомцам и малознакомым людям может привести к катастрофическим последствиям.

Чему учит русская народная сказка Колобок?

Чему учит сказка «Колобок»

Учит слушаться родителей, не убегать из дома без спроса, не гулять одному. Учит не разговаривать с незнакомцами, учит не верить незнакомым людям. Учит не хвастать и не насмехаться над другими.

Какая мораль у колобка?

Мораль сказки Колобок и ее уроки можно трактовать в разных ключах. И она учит тому,что нельзя доверяться каждому встречному поперечному,и нужно иметь свою голову на плечах для принятия какого либо решения. … А для детей это урок-что нужно слушать своих родителей,и никогда их не огорчать и не убегать из дома.

Чему учит сказка про теремок?

Русская народная поговорка «В тесноте, да не в обиде» является моралью поучительной детской сказки. Чему учит сказка Теремок? Она учит детей жить в коллективе, проявлять заботу о товарищах, помогать людям, относиться с добром к другим.

Как лиса обманула колобка?

Ей он тоже спел песню и хотел уже покатиться дальше, но ловкая лиса его обманула. Она похвалила колобка, пожаловалась, что плохо слышит, и попросила его сесть ей на мордочку и ещё раз спеть свою песню. Колобок обрадовался, что его песня понравилась, и прыгнул к ней на мордочку. Тут лиса и проглотила колобка.

Какая главная мысль в сказке теремок?

Основная мысль сказки «Теремок»

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нём. Основная идея произведения в том, что лучше жить в тесноте, да всем вместе.

Какие герои были в сказке теремок?

Построила муха терем и стала там жить. Далее к ней подселяются блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище — серый хвостище. Но тут приходит медведь косолапый, который не помещается в теремке и поэтому решает жить на крыше, вследствие чего домик рушится.

Как начинается сказка про колобка?

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц: — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Кто написал сказку про Колобка?

Какие пословицы подходят к сказке Колобок?

Можно перехитрить одного, но нельзя перехитрить всех. Лису хитрость кормит. Кто всему верит, того часто обманывают.

Сколько героев было в сказке теремок?

Главными героями русской народной сказки Теремок являются обитатели леса: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь.

Чему учит сказка рукавичка?

Свое не теряй, чужое не отбирай. Сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим.

Сколько героев было в сказке рукавичка?

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Как Лиса съела Колобка?

Все герои сказки хотели съесть Колобка, но удалось это только лисе. Деду со старухой не удалось по случайности, потому что, когда старуха испекла колобок и положила его остывать на окошко, он укатился. … А Лиса оказалась умнее всех — обманом заманила Колобка себе на носок и съела его.

Сколько лет сказки Колобок?

Герою русской сказки Колобку исполнилось 500 лет.

Что стало с колобком?

Колобо́к — персонаж одноимённых восточнославянских народных сказок, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.

Сакральный смысл русских народных сказок. «Колобок»

37499d0963151cbd1f26e4a179417ba8

«Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же — сказана не совсем Правда, т. е. Ложь. «Ложь» и «ложе», «ложа» имеют однокоренное происхождение. То, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете.

И всё же, почему к Сказам применено слово «ложь», в смысле «поверхностная правда», «неполная правда»? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави — те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т. о., можно сказать, что Сказка — это всё-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.

Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), «вытаскивает» Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живём. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: «Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что». Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? До поры нет. Хотя у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

«Урок» у славян означает нечто, стоящее У Рока, т. е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощённого на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить прежде, чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т. о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намёк на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Колобок

В старых сказках вы нигде не найдёте, чтобы кто-то заблудился в лесу или в дороге. Картами и компасами раньше не пользовались. А как же тогда ориентировались в пути? Некоторые утверждают, что у людей была способность чувствовать силовые линии Земли, и они просто шли по этим линиям и поэтому не могли заблудиться. Да, были и такие люди, но не все. Какими же ориентирами пользовались люди? Звёздами и созвездиями (Чертогами). Уместно было бы спросить, а кто им тогда преподавал, скажем, так, астрономию? Да вот дед и отец и преподавали. И первый наглядный пример астрономии, который дети видели наяву — это сказка «КОЛОБОК».

9fd11f5053d5b83001375528d69cf2fe

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобок», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и вам всё будет понятно.

Читаем неискаженную сказку Колобок

Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок».

И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады.

И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку.

Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял.

Волк в своём Чертоге почти пол-колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.

Или в другом изложении:

Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок».

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке.

Тут навстречу ему Медведь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Схватил Колобка поперёк живота да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унёс.

Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.

Но Путь его ещё не закончился. Катится он дальше, уж совсем маленький кусочек от Колобка остался.

А тут навстречу Колобку Лиса выходит: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» — «Не ешь меня, Лисонька», — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его: «Ам», — и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса) до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается: Мидгард-Земля (по-современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): «Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». — Это про Небеса и Ярило-Солнце.

29b9c8494283bcda5be18b45227cef38

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

  1. новолуние,
  2. первая четверть,
  3. полнолуние,
  4. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе

Луна проходит следующие фазы освещения:

  1. новолуние — состояние, когда Луна невидна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  2. первая четверть — состояние, когда освещена половина луны
  3. полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком
  4. последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны.

Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие правила: если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий Месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора Месяц всегда виден «лёжа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке. Без знаний звездочтения наши Предки не обходились в повседневной жизни. Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности. Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности. Всё это учитывалось в воспитании детей.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 998»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЛИТЕРАТЕРНОМУ ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

Русская народная сказка

 «Рукавичка»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

ВЫПОЛНИЛА И ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

               УСАЧЕВА Т.В.

2015 Г.

Конспект урока

Тема: Русская народная сказка « Рукавичка».

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать целыми словами и по ролям,  делить текст на части, различать народные и авторские сказки.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Рукавичка»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок рукавички.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с произведениями нового раздела. Вспомните, как он называется? Сказки, загадки, небылицы.

– А что же такое сказка? – мудрость народа, его мечты и желания? 

– Прочтите  записанную  на  доске  пословицу.

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

– Объясните смысл этой пословицы.

Во всех РНС встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели, можем получить урок. Каждая сказка учит чему – то. Нужно только присмотреться и прислушаться к ней.

—  Как называется  произведение, которое  Вы начали самостоятельно читать  на прошлом уроке?   «Рукавичка»

— К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

— Какие бывают сказки? (народные и авторские)

— К какой группе отнесём сказку «Рукавичка»? (народная или фольклёрная)

 — Давайте вспомним,  на какие виды делятся сказки?  (волшебные, бытовые,

о животных).

— К какому виду относится эта сказка? (о животных)

— Прежде чем  мы продолжим изучать эту сказку, давайте решим, какие качества необходимо нам проявить сегодня на уроке. Выберите из предложенных, на карточке качеств,  обсудите в паре и можете добавить, что-то своё (работа в паре).

Быстрота, уныние, веселье, сосредоточенность, внимание, медлительность, уверенность, страх, трудолюбие, взаимоподдержка, усидчивость – 1 мин.    

— От каких качеств вы отказались?

Изучение нового материала.

Гимнастика для глаз.

  1. Речевая разминка.

— Проведём речевую разминку. Прочитайте скороговорку.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

— В каких сказках действующее лицо – Мышка?

Прочтите слова сначала по слогам, затем целыми словами.

Об-ро-нил                        обронил

Поп-ры-гуш-ка                попрыгушка

По-скре-буш-ка               поскребушка

Спра-ши-ва-ет                 спрашивает

По-бе-гай-ка                    побегайка

Сест-рич-ка                     сестричка

Бре-дёт                            бредёт

Не по-вер-нуть-ся           не повернуться

Врас-сып-ну-ю               врассыпную

Ра-зо-рвёт-ся                  разорвётся

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся     пошевеливается  

  1. Словарная работа.

— Давайте объясним значение выделенных слов.

Обронил — уронил

Бредёт – идёт медленно, с трудом

Врассыпную – в разные стороны

  1. Чтение сказки по цепочке.

5. Беседа по –прочитанному.

— Давайте вспомним действующих лиц сказки и запишем их в порядке поселения героев сказки в домике-рукавичке (работа в паре). 

— Все герои поселились в рукавичке? (сверим с доской, кто лишний)

— Кто за кем появлялся в сказке?

— Кто был последним?

— Пустили ли звери в рукавичку медведя?

— Давайте дадим характеристику каждому животному.

-Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленькой рукавичке?

(наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.)

— Кто испугал зверей?

-Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)

-Что такое дружба?

В толковом  словаре С.И. Ожегова говорится, что

  Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

6. Игра «Найди пару»

— Давайте подберём вторые части имён.

Мышка                            попрыгушка

Лягушка                          побегайчик

Зайчик                            серый бочок

Лисичка                        поскребушка

Волчок                         батюшка

Кабан                         Клыкан

Медведюшка            сестричка                

7. Физминутка

Мы летим, летим, летим.

В страну знаний прилетим.

Много знать мы все хотим и поэтому летим.

8. Сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка» (тетрадь стр.32)

— Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка»

_ Чем отличаются?

Название

Главные герои

Содержание сказки

Конец сказки

9. Работа с пословицами.

— Соберём пословицы и выберите пару.

— Выберем к какой сказке больше подходит каждая из пословиц.

_ Не учись разрушать,     а учись строить.(т)

— Дружно не грузно,         а врозь — хоть брось.(р)

— Сила сломит всё,                  а ум- силу.(т)

Дружба и братство –              дороже богатства.(к обеим)

— Объясните смысл этих пословиц.

Чему можно поучиться у героев?

Дети:

— дружелюбию

-взаимовыручке

-умению уступать

-желанию помочь

— Какой урок мы вынесли из этой сказки?

— Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей , надо быть терпимым к ним, учиться уступать , договариваться друг с другом, уживаться в согласии.

Физминутка

10. Чтение сказки по ролям (8 человек)

11. Рефлексия. На экран проецируется:
На уроке я узнал…
Я запомнил …
Мне понравилось…
Похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
9.Итог урока.
-С какой сказкой мы познакомились?
-Что понравилось на уроке?

Качества необходимые на уроке

Нужное подчеркнуть

трудолюбие  уныние     веселье       сосредоточенность         внимание    медлительность  быстрота уверенность  страх        взаимоподдержка         усидчивость   

Качества необходимые на уроке

Нужное подчеркнуть

трудолюбие  уныние     веселье       сосредоточенность         внимание    медлительность  быстрота уверенность  страх        взаимоподдержка         усидчивость   

Качества необходимые на уроке

Нужное подчеркнуть

трудолюбие  уныние     веселье       сосредоточенность         внимание    медлительность  быстрота уверенность  страх        взаимоподдержка         усидчивость   

План  урока

1.Сказки  (пословица, деление на группы и виды, выбираем качества)

2.Речевая разминка (поговорка, чтение слов, толкование слов)

3.Чтение по цепочки

4.Вспоминаем действующих лиц

5. Запись в порядке поселения героев

6. Даём им характеристику

7.Толковый словарь Ожегова «Дружба»

8.Игра «Найди пару»

9. Сравнение сказок

10. Работа с пословицами.

11. Чему можно поучиться у героев

12. Чтение по ролям

13. Рефлексия

               

Конспект урока

Тема: русская народная сказка «Рукавичка»

Цель  урока: познакомить с русской  народной  сказкой «Рукавичка»

Задачи:

— обучать  плавному, выразительному, осознанному  чтению целыми  словами;

— учить  соотносить   иллюстрацию  с  содержанием  текста;

— учить  пересказывать  сказку  на  основе самостоятельно построенной   схемы-цепочки;  определять  главную   мысль  сказки;  отвечать  на  поставленные  вопросы  учеников  и  учителя; развивать  речь, мышление.

Оборудование:

 — На  доску:     таблички   СКАЗКИ

                             АВТОРСКИЕ    НАРОДНЫЕ      

 Карточки :   дед , мышка,  лягушка,  зайка, лисичка,  волк,  кабан, медведь

Пожелание – напутствие  на  парты

“Учись читать”
Чтоб  умным  человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг

Распечатки с пословицами , карточками  —  названиями  героев, таблицами, толковый  словарь.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  знаний.  Постановка  целей  урока.

-Прочитайте  (ШЕПОТОМ)  стихотворение…

  Чтоб  умным  человеком  стать-

Учись  читать, учись читать.

И   помни:  каждый   ученик
Не   может  жить  без  добрых  книг.

— Для  чего  нужны  уроки  чтения в школе?

 — Чему  мы  учимся  на  уроках  литературного  чтения?  (Учимся  плавному, красивому  чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
— Итак, в добрый  путь!  

  1. Подготовительные упражнения

Дыхательная гимнастика

-А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе

        На счет 1-2-3-4-5

        Вдох носом, выдох ртом.

        Вдох носом, выдох ртом.

        Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

        Выдох толчками.

        На одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф! – ф!…

        Помните, что при вдохе «надуваем воздушный шарик» в животике, а при выдохе – «сдуваем»

Артикуляционная гимнастика        

        БУ – БЮ          БА – БЯ

        ВУ – ВЮ         ВА – ВЯ

        ГУ – ГЮ         ГА – ГЯ

        ЛУ – ЛЮ         ЛА – ЛЯ

        РУ – РЮ         РА —         РЯ

— Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной

  • Читают хором
  • Читают по цепочке
  • Читают мальчики, потом девочки
  •  Читают шепотом, радостно, грустно

Физминутка

        «Вперед четыре шага…» (игра на формирование положительных эмоций)

Дети становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:

        Вперед четыре шага,

        Назад четыре шага,

        Ножками потопали,

        Ручками похлопали,

        Глазками помигали,

        А теперь попрыгали (вокруг себя).

(С каждым поворотом темп ускоряется)

  1. Сообщение темы урока

Речевая  разминка  

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ  —                      О-ПА-ДА-ЮТ  ЛИС-ТЬЯ  В  СЕН-ТЯБ-РЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО –                      ЕСТЬ   ИГРУШКИ  У  МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –       ЧИ-ТА-ЕМ  МЫ  НЕ  ПРОСТО  ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК –                      НА  ЛИСТ  УСЕЛСЯ  МАЙ- СКИЙ  ЖУК

 — Какие  слоги  в  каждой  строке  были  лишние? Почему вы  так  считаете? Постройте из  лишних  слогов  слово. Что получилось?  (Рукавичка)

 — Сегодня мы  будем  знакомиться со сказкой «Рукавичка»

— Откройте  учебник. Кто-нибудь из вас знаком  с этой  сказкой?  Попробуйте  определить,  кто  автор?

— Как  догадались, что  эта  сказка  русская народная? Какие  сказки  мы  называем русскими -народными?  Какие  — авторскими? Какие  ещё  русские народные  сказки  вы  знаете? Попробуйте  предположить, о чём  эта  сказка?

-Посмотрите,  как  записан  текст  сказки. Что вы заметили? (  Есть  запись  диалога)

-Что такое  диалог? Что  бы  это  значило? ( Герои  много   разговаривают)

Проблемная  ситуация  

-Ребята,  сегодня  к  нам на урок  пришли  гости. Внимательно  послушайте  их  разговор .    

(Две  ученицы  переодеты в  костюмы  лисичек.)

Разыгрывается  проблемный  диалог

1 лисичка:  -Привет!

2 лисичка: — Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо)  — Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка  ( с возмущением):  — Удивительно! А где ты  живёшь?

2 лисичка:  — Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: — А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

2  лисичка:   (удивлённо) — Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

  — Как  вы  думаете, одинаковые  ли  сказки  предлагают  для  изучения  авторы  учебника?  

—  Какие  цели  вы  ставите перед  собой?  

—  Какую  работу  вы  должны   провести,  чтобы   достичь  поставленных  целей? (Прочитать  сказку  и  сравнить её со  сказкой  «Теремок»)

Что  можно    сравнить? (героев, события, чему  учит сказка)

  1. Работа  по  теме  урока.

а).  Подготовка  к  чтению.

— В сказке  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать.

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

По-скре-буш-ка —  поскребушка

По-бе-гай-чик – побегайчик

— Прочитайте  сначала по  слогам, затем  целыми  словами.

-Прочитайте   шёпотом, затем  вполголоса.

Об-ро-нил

Спра-ши-ва-ет

Бре-дёт   (спросить о  значении этого  слова)+  поработать  с толковым  словарём

Не  по-вер-нуть-ся  [ца]

Под-хо-дит

Ра-зор-вёт-ся [ца]

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся  [ца]

Бро-си-лись    врас-сып-ну-ю   (спросить о  значении этого  слова)+ поработать со  словарём

Гимнастика для глаз

Игра «Дрессированный кузнечик»

Цель: коррекция зрения учащихся

Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног.., поиграйте пальчиками рук.., пошевелите ушками…, а теперь – носиком, глазками…. Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться.

         Сидим, смотрим, слушаем.

        Наш волшебный кузнечик может выполнить команды.

Задания:

  • Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз. Где, в каком домике наш кузнечик?
  • Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
  • Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученик соотносит жест учителя с местоположением учителя).

б).  Первичное  знакомство со  сказкой.

Читает  учитель.

в). Проверка  понимания  прочитанного.

Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

  Докажите, что это  сказка?

— Назовите  героев.

— С  чего  начинается   сюжет?

 -Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

— Кто  был  последним?

— Пустили ли  звери  медведя  в  рукавичку?

— Кто  испугал  зверей?

(На  партах  лежат  листы  бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со  словами  (героями сказок).

  (1- я часть —  сказка «Теремок»,   2-я часть – сказка «Рукавичка»)

—     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек.  

(Работа выполняется   в  парах ,  2   ученика  выполняют  на доске)

Сказка  «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка

Сказка  «Рукавичка»

 дед

мышка        

лягушка  

зайка        

лисичка    

волк  

кабан    

медведь

Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

— В  чём  заключалось задание? Какая  была  цель?

— Тебе удалось достичь  поставленной  цели?

-Ты  справился  правильно  или  с  ошибкой?

— Справился  полностью  сам  или  с  чьей-то  помощью? Оцени  свою  работу.

— Сравните  свои  результаты с тем, что получилось  у  ребят.  Какой  вы  можете  сделать  вывод?  (Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками).

Физминутка

(Учитель  называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )

 Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.  

г).   Повторное  (выборочное)  чтение  сказки

Чтение сказки по цепочке

Задайте  друг  другу  вопросы  по тексту.

 — Можно ли эту  сказку назвать  сказкой-цепочкой?  Почему?

-Какие  ещё  сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)

д). Закрепление   изученного.

Игра  «Найди  нужный  сюжет в сказке»

Учитель  показывает   иллюстрации, дети  зачитывают  нужный  сюжет  в  учебнике)

  1. Итог урока

С какой сказкой познакомились?

— Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит  к  сказке.

  1. Не  учись  разрушать, а  учись  строить.
  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу.
  3. Жить – Родине  служить.
  4. Учение – свет,  а неученье – тьма.
  5. В  тесноте, да не в обиде.

-Чему  учит  сказка  «Рукавичка»?

     7.  Оценка деятельности

Оцените  свою  работу на уроке.

 — Если вам понравился наш урок,  поднимите одну руку, если очень — две руки, а если вы   ставите нашему уроку  оценку «отлично» — похлопайте!  

— Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.

1 лисичка:  -Привет!

2 лисичка: — Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо)  — Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка  ( с возмущением):  — Удивительно! А где ты  живёшь?

2 лисичка:  — Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: — А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

2  лисичка:   (удивлённо) — Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

1 лисичка:  -Привет!

2 лисичка: — Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо)  — Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка  ( с возмущением):  — Удивительно! А где ты  живёшь?

2 лисичка:  — Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: — А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

2  лисичка:   (удивлённо) — Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

дед

мышка        

лягушка  

зайка        

лисичка    

волк  

кабан    

медведь

мышка

лягушка

заяц

лисичка

Не  учись  разрушать, а  учись  строить.

Сила сломит всё, а ум –силу.

Жить – Родине  служить.

Учение – свет,  а неученье – тьма.

В  тесноте, да не в обиде.

Сказка  «Рукавичка»

Сказка  «Теремок»

  • Чему учит сказка соловей андерсена
  • Чему учит сказка снежная королева андерсена
  • Чему учит сказка стойкий оловянный солдатик андерсена
  • Чему учит сказка синяя звезда
  • Чему учит сказка рикки с хохолком