Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

7 11 ответов: 6 0 мне кажется, тому, что не обязательно отправляться в дальние странствия, чтобы найти настоящую принцессу. такая

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс


7

11 ответов:

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



6



0

Мне кажется, тому, что не обязательно отправляться в дальние странствия, чтобы найти настоящую принцессу. Такая принцесса может совершенно случайно ненастным вечером постучаться в двери вашего замка. Пусть и выглядеть она будет не самым блестящим образом, ведь она так долго шла, устала, пусть и одежда у неё не самая королевская, как подобает настоящей принцессе, возможно, она и не совсем и настоящая принцесса, но это покажет небольшое испытание, которому не забудет подвергнуть её ваша матушка, а, может быть, эта девушка попросту так нежна и деликатна, что с честью выполнит это испытание, будучи и просто самой обычной девушкой. Да какая разница. Сердце у неё доброе, она воспитанная и хорошая девушка, разве этого не достаточно, чтобы быть названной принцессой.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



2



0

Из этой сказки можно для себя выделить главное, почти что по пословицам:

Eb2n13FBrw2g33He0xwdBuKnaPtv5BS.png

никогда не верь первому впечатлению, оно всегда обманчиво. Только немного больше узнав о человеке, можно делать какие-либо выводы. Так и в этой сказке: просто одетую девушку нельзя было сразу назвать принцессой, однако жизненные привычки в любой ситуации расскажут сами все о человеке, ведь то, к чему человек привык, трудно скрывать.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



1



0

Она учит быть милосерднее и внимательнее по отношению к людям, наверное. Оценивать их по уму и разным качествам характера, а отнюдь не по одёжке.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



1



0

Сказка, название которой-Принцесса на горошине,учит людей милосердию и сочувствию.И не обязательно такой человек,который к вам обратиться за помощью,будет благополучным и богатым,и даже если он совсем неказисто одет или совсем нищий,обратите на него внимание и окажите ему посильную помощь.

Сказка учит тому,что доброта является всегда востребованной и в итоге всегда победит зло.

И еще мораль сказки такова, что не нужно оценивать людей только по их одежке или внешнему виду,потому что этот может быть обманчивым и суть человека будет иной на самом деле.

И истинное лицо человека невозможно сразу определить,для этого нужно время.

фото

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



1



0

Мне кажется мораль этой сказки очень проста — настоящее сокровище не спрячешь под неказистой оберткой, настоящий алмаз будет сверкать даже в грязной оловянной оправе. Так и в этой сказке, промокшая грязная девушка постучав в ворота замка объявила себя принцессой, по ее одежде этого сказать было нельзя, как и отсутствие слуг настораживало — откуда взялась в такую погоду настоящая принцесса одна?

I08YwKoxRxmxXYtezXDwIqEGxUUceRQ.png

Но проверка горошиной показала, что девушка действительно принцесса, ведь свои привычки не спрячешь от внимательного взгляда. Ну а второй урок совсем простой — иногда настоящее сокровище, или удача, само просится к вам в руки и надо только не зевать и не упустить свой шанс.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



1



0

Практически любая сказка имеется в своём содержании поучительный смысл. Если мы говорим конкретно о сказке под названием «Принцесса на горошине», то про неё можно сказать следующее. Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по одёжке — это совсем неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире. Доброе человеческое сердце всегда должно победить любое зло и любую повстречавшуюся на пути к достижению поставленной цели несправедливость.

Также эта сказка учит и тому, что к любому человеку нужно проявлять отзывчивость и доброту.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



1



0

Внешность обманчива — вот ключевая мысль сказки. А еще история о принцессе, которая не смогла уснуть на горошине, покрытой двадцатью тюфяками, проводит разграничивающую черту между представителями царских семей и обычными людьми, акцентируя внимание читателя на том, что только настоящие принцессы могут быть такими неженками. Ребенок сразу поймет, что самое твердое, что попадалось под руку (точнее, под тело) принцессы — это горошина, что ей чужды такие вещи, как, допустим, лежать на голых половицах и орудовать мотыгой.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



1



0

Как же меня удивляла эта сказка, а в частности как принцесса смогла почувствовать горошинку даже через десятки одеял.

Сказка учит тому, что даже несмотря на грязную одежду, нужно видеть в человеке прежде всего человека, ведь не зря же придумали поговорку «Встречают по одежке». Вот так же и с принцессой встретили ее то по одежке, а оказалась, что девушка она очень даже непростая, а царских кровей.

Также никогда не нужно терять достоинства и терпения и тогда ваши старания будут награждены.

Ну и конечно, никогда не отказывать в помощи, если вас просят об этом, все мы люди и должны помогать друг дружке.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



1



0

Как и все сказки, «Принцесса на горошине» учит быть внимательным и доброжелательным, учит любить людей не за какие-то там заслуги (настоящие или вымышленные), а просто за то, что они — люди.

А еще сказка учит тому, что нужно верить в добро, что желания, даже самые потаенные, могут быть исполнены, если вести себя честно и благородно.

Человек — ценность сам по себе, не важно, как он выглядит и во что одет. Это аксиома, которую должен принять каждый добропорядочный гражданин. В конце концов, в жизни каждого из нас бывают подъемы и падения, главное — оставаться при этом добрым и отзывчивым человеком.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



1



0

Сказка «Принцесса на горошине» великого сказочника и философа Ганса Христиана Андерсена учит, что удача и счастье могут явиться к вам неожиданно, тогда когда вы, как и принц из этой сказки, уже отчаялись найти свое счастье. Главное не проглядеть и не упустить эту удачу. Девушка постучалась в ворота королевства случайно, надеясь найти приют в ненастье и ее встретила королева приветливо, не прогнала, увидев промокшую одежду и несчастный вид девушки. Проверка, которую устроила ей королева, показала, что несмотря на все обстоятельства прихода девушки в королевский дом, она оказалась настоящей нежной принцессой, которая стала невестой принцу. Не надо встречать людей по одежде и судить по первому впечатлению, оно может оказаться ошибочным.

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс



0



0

Встречай по одежке, но делай выводы опосля. «Принцесса на горошине» — это сказка о любви, доброте. Принцесса в образе нищей девушки осталась той же принцессой с доброй душой. Скитания не испортили девушку. За терпение, кротость, доброту она получила главную награду — любовь. Мораль проста, добро побеждает зло.

Читайте также

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

Если брать положительный аспект, то : самостоятельности; умение решать собственные проблемы самому, а не перекладывать на других; Способности находить решение в неизвестной местности

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

Ты должна всю жизнь пахать, как тягловая лошадь, терпеть все упреки, делать всю самую грязную работу, быть со всеми доброй, учтивой, ласковой, и тогда однажды прилетит добрая фея, одарит тебя подарками и отвезет на бал, где в тебя без памяти влюбиться прекрасный принц, за которого ты и выйдешь замуж.

Вот такая вот нехитрая история.

Представляется эдакая хозяйственная серая мышь, которая с молоком матери впитала непоколебимую уверенность в том, что достаточно быть безотказной тряпкой, о которую все вытирают ноги, и хорошо хлопотать по хозяйству, чтобы найти себе хорошего мужа. Точнее, чтобы он сам тебя нашел.

Нет, дорогие мои, так не бывает.

Без ухода за собой, наличия собственного мнения, характера, твердой жизненной позиции и упорства — принца вам не сыскать. По крайне мере, любящего, благородного и достойного.

А подтирать всю жизнь за хамоватым алкоголиком и гулякой — это уже не сказка, а жестокая правда жизни, которая случается с такими вот «Золушками».

текст при наведении

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

«Счастье сейчас — и всегда», «Сказки Эльфики» Ирины Семиной

После многих хороших отзывов решил почитать. Пишет она простыми словами, не витиевато.

Есть более интересные сказки, есть те, что второй раз точно не почитал бы. Местами весело, иногда что-то хочется применить в жизни, сравниваешь, анализируешь. Но в целом, по-моему, весьма посредственно. Может быть, я просто избалован хорошей литературой, трудами по психологии итд. :) ?

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

Ну как же никто не назвал, странно же это и удивительно … китайскую анимацию вспоминают какую-то … Ослик Иа-Иа, конечно … вспомните серию Винни-Пуха (только — нашего, а не диснеевского), так и называется — «День рождения ослика», когда потерял хвост. И горшок пустой ему, бедненькому, подарили, и шарик лопнул. И вот, он непрерывно там рассуждает, что всё идёт плохо и очень плохо, а будет — ещё значительно хуже, и смиренно так рассуждает, не планируя что-либо для исправления ситуации предпринимать. Переживает, что про день рождения никтоне вспомнил — а сам никого же не пригласил. ( Смотреть на всё это, честно говоря, страшненько, слушать — тоже)

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

У царя Шахрияра был визирь.

Шахерезада была рождена от брака визиря и умной матери.

Эта умная женщина научила свою дочь 4-м правилам общения с мужчинами.

Первое правило: Играть всегда по правилам, что предлагает ей мужчина, но

быть очень мягкой и пластичной в разговоре, и сделать так чтобы,

игра обернулась в пользу женщины.

Второе правило: Увлекать мужчину своей игрой. Пока мужчина в процессе игры с женщиной, он увлечён ею. Ибо мужчина хочет продолжения игры и всегда увлечён той женщиной, которая ему интересна.

Правило третье: Когда мужчина приходит в гневе и чем -нибудь разозлён, то

светить ему ярче небесного солнышка, чтобы гнев мужчины растворился и растаял.

Мягкость души и сердца женщины владеют мужчиной в большей степени, чем обратный гнев и агрессия. Нужно быть нежной, мужчинам не нужна сильная женщина. Нужно проявлять себя так, чтобы он чувствовал себя сильным , но спокойным.

Правило четвёртое: Если мужчина уходит куда-то, то отпускай его с верой, с доверием.

Отпускать его так, словно он уходит в другую комнату,

Не переживать, что он найдёт лучшую и другую. Помнить, что женщин, которая умеет играть с мужчиной, очень мало. Ибо мужчин удерживает лишь ЗАГАДКА. Не раскрываться до конца, быть таинственной, интересной, загадочной и верить в себя , в свои силы, независимо от возраста.

И еще о царе Шахрияре и Шахерезаде.

Когад царю изменила его собственная жена, то он стал приводить в дом на одну ночь девственниц и убивать их. Шахерезада узнала про это и попросила свою сестру познакомить его с ней.

Она смогла рассказывать ему сказки всю ночь, но к утру сказку обрывала на самом интересном месте. Поэтому царь не убил Шахерезаду, ибо хотел знать продолжение сказки.

Шахерезада своей мудростью спасла других девушек, которых мог бы убить царь Шахрияр.

Шахерезада смогла 1001 ночь рассказывать сказки Шахрияру. Успев за это время родить ему трёх сыновей.

А сказки она искала в библиотеке царя и в жизни. И потом она была хорошей сказочницей и

выполняла заветы своей матери.

Статья тут

Чему учит сказка принцесса на горошине 2 класс

Андерсен Г-Х. сказка «Принцесса на горошине»

Главные герои сказки «Принцесса на горошине» и их характеристика

  1. Принц, молодой и красивый, ищет себе в жены настоящую принцессу, но видимо и сам не знает, какая принцесса настоящая.
  2. Принцесса, молодая и красивая, привыкшая спать на самых мягких перинах, изнеженная и непривычная к другим условиям.
  3. Королева, мудрая женщина, которая придумала интересный способ испытания принцесс.

План пересказа сказки «Принцесса на горошине»

  1. Поиски принцессы
  2. Грусть
  3. Гроза
  4. Задумка королевы
  5. Горошина
  6. Плохой сон
  7. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Принцесса на горошине» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Принц ищет настоящую принцессу, но нигде не может ее найти
  2. Принц грустит
  3. Страшная гроза и принцесса у ворот замка
  4. Королева кладет горошину под перину
  5. Принцесса жалуется, что не могла уснуть
  6. Принц женится на принцессе.

Главная мысль сказки «Принцесса на горошине»

Настоящая принцесса способна почувствовать горошину даже под большим количеством перин.

Чему учит сказка «Принцесса на горошине»

Эта сказка учит нас тому, что привыкнув к очень хорошим условиям жизни, человек становится изнеженным и не может уснуть даже на мягких перинах, потому что они кажутся ему твердыми. Эта сказка учит тому, что все в мире относительно.

Отзыв на сказку «Принцесса на горошине»

Эта сказка мне очень понравилась, не потому что в ней какой-то особенный сюжет, а потому что она написана с юмором. В ей описано забавное испытание, которое призвано определить настоящую принцессу и после этой сказки многие наверняка проверяли, способны ли они почувствовать горошину под периной или подушкой.

Пословица к сказке «Принцесса на горошине»

Отведаешь сам — поверишь и нам.
Не испытав — не узнаешь.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Принцесса на горошине»

Жил в одной стране красивый молодой принц, который очень хотел найти себе красивую принцессу. Он везде искал настоящую принцессу, но никак не мог такую найти.
Он вернулся домой и очень грустил.
Но вот однажды разразилась страшная гроза и в ворота замка кто-то постучал.Там оказалась принцесса, очень мокрая принцесса.
Ее провели в замок и королева решила проверить, настоящая она принцесса или нет. Для этого королева положила на кровать горошину, а сверху двадцать тюфяков и двадцать перин.
Потом принцесса пошла спать.
Утром ее спросили, как ей спалось и принцесса принялась жаловаться, что всю ночь не могла уснуть, потому что лежала на чем-то твердом.
Так все поняли, что перед ними самая настоящая принцесса.
Принц женился на этой принцессе, а горошина хранится с тех пор в музее.

Иллюстрации и рисунки к сказке «Принцесса на горошине»

2002 года), я внезапно — и в этом давно нет ничего удивительного, — начал размышлять. Так бывает, когда в детстве смотришь, и даже мысли не возникает о подтексте и вменяемости сюжета. А тут видишь ли, задумался, в чём же смысл столь странной истории о принцессе, которая под перинами почувствовала сухую горошинку? Как оказалось, не я один задавался этим вопросом. Ниже представлены (от обстоятельных до кратких) мнения из комментариев, не все — но этих достаточно.

(1)


Не всё золото, что блестит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Никогда не верь первому впечатлению, оно всегда обманчиво.

Только немного больше узнав о человеке, можно делать какие-либо выводы.

Так и в этой сказке: просто одетую девушку нельзя было сразу назвать принцессой, однако жизненные привычки в любой ситуации расскажут сами все о человеке, ведь то, к чему человек привык, как он сформировался умственно, трудно скрывать.

(2)


Смысл сказки в том, что люди, оказывается, не все одинаковы, а отличаются друг от друга своим уровнем интеллигентности, развития нравственности, природной мудрости. Всего на одной странице, Андерсен определил всю философию нового времени. Принцесса пришла в рубищах, босая и замерзшая. За ней стелется шлейф необыкновенной истории, которую мы не знаем. Но она принцесса, и в этом ее суть. И достаточно всего одной горошины, чтобы понять это.

(3)


Способ проверки подлинности принцессы всего лишь образ. Очарование принцессой происходит ещё до проверки горошиной. Если бы она не понравилась королевскому семейству, королева не пошла бы на такой риск — вручить судьбу сына и свою воле случая. То есть, мнение о незнакомке сперва таково: девушка хороша, но не обманулись ли мы? Чтобы удостовериться в том, что избранница действительно достойная, в жизни понадобились бы годы жизни с ней. В сказке же всё можно проверить горошиной. Сказочное свойство горошины — дать подтверждение — да, это именно та. А коль подтверждение получено, вот вам и доказательство, что и в лохмотьях может быть золотая, благородная, чистая душа.

(4)


Принцесса не замуж шла, просто попросилась на ночлег, голодная и холодная, а коварная королева подсунула ей горошину в виде испытания. Принцесса утром разохалась от синяков, оставленных градинами (накануне она забегалась, промокла, разволновалась + твёрдые осадки побили), а потенциальная свекруха решила, что заполучила невестку голубых кровей. Сказка на внимательность.

(5)


Способность почувствовать горошину дает право предполагать в человеке возможность почувствовать и состояние находящегося рядом человека, его боль, радость, сомнения. А там рядом и сочувствие, и соучастие. А еще и то, что принцесса сказала о том, что ей плохо спалось — это же ведь открытость!

(6)


Главный смысл сказки состоит в том, что, если человек хочет что-то узнать, он обязательно придумает, как это сделать. Сказка учит быть сообразительным и находчивым, придумывать оригинальные решения для достижения цели.

(7)


Смысл в том, что люди высшего общества привыкли к самому лучшему. Это стиль жизни принцессы не спят на тюфяках они не служанки. Поэтому и подвох чувствуют сразу. Без таких принцесс в реальной жизни не было бы класса люкс.

(8)


Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по одёжке — неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире.

(9)


Данная сказка — насмешка над королевскими кровями. Автор высмеивает знать, ржет над родителями принца и их критериями поиска жены своему сыну.

(10)


Смысл в том, что сейчас принцесс настоящих не осталось. Спим на своих жестких кроватях с ортопедическим матрацем и ни одного синяка с утра.

(11
) Горошина символизирует нечистую совесть.
Как ее не прикрывай, настоящая принцесса не сможет спать спокойно.

(12
) Конечно же, всё может быть, но вот для меня мораль сказки такая: если чувствуешь себя принцессой, даже драные лохмотья тебе не будут помехой.

(13
) Мне кажется… просто им нужна была «породистая» жена, а не какая-нить самозванка деревенская с улицы, вот в этом смысл, наверное.

(14
) Мораль — оказаться в нужное время в нужном месте, подслушать и подсмотреть, как тебя будут испытывать. PS: Добавил не знаю зачем… а вдруг?

(15
) У сказки нет морали. Мораль бывает у БАСНИ! Для этого данный жанр и создавался. А сказка — это отражение действительности, созданное творчеством. И Андерсен не морализирует, он показывает мир во всем его многообразии.

Такие дела, некоторые мнения в чём-то похожи, многие чисто домыслы — воображение рисует детали. Вы как думаете, какой номер близок к истине? Возможно, у кого-то включился СПГС. Что касается меня, то я склоняюсь к варианту 15 и 9.

    Как же меня удивляла эта сказка, а в частности как принцесса смогла почувствовать горошинку даже через десятки одеял.

    Сказка учит тому, что даже несмотря на грязную одежду, нужно видеть в человеке прежде всего человека, ведь не зря же придумали поговорку quot;Встречают по одежкеquot;. Вот так же и с принцессой встретили ее то по одежке, а оказалась, что девушка она очень даже непростая, а царских кровей.

    Также никогда не нужно терять достоинства и терпения и тогда ваши старания будут награждены.

    Ну и конечно, никогда не отказывать в помощи, если вас просят об этом, все мы люди и должны помогать друг дружке.

    Сказка, название которой-Принцесса на горошине,учит людей милосердию и сочувствию.И не обязательно такой человек,который к вам обратиться за помощью,будет благополучным и богатым,и даже если он совсем неказисто одет или совсем нищий,обратите на него внимание и окажите ему посильную помощь.

    Сказка учит тому,что доброта является всегда востребованной и в итоге всегда победит зло.

    И еще мораль сказки такова, что не нужно оценивать людей только по их одежке или внешнему виду,потому что этот может быть обманчивым и суть человека будет иной на самом деле.

    И истинное лицо человека невозможно сразу определить,для этого нужно время.

    Мне кажется мораль этой сказки очень проста — настоящее сокровище не спрячешь под неказистой оберткой, настоящий алмаз будет сверкать даже в грязной оловянной оправе. Так и в этой сказке, промокшая грязная девушка постучав в ворота замка объявила себя принцессой, по ее одежде этого сказать было нельзя, как и отсутствие слуг настораживало — откуда взялась в такую погоду настоящая принцесса одна?

    Но проверка горошиной показала, что девушка действительно принцесса, ведь свои привычки не спрячешь от внимательного взгляда. Ну а второй урок совсем простой — иногда настоящее сокровище, или удача, само просится к вам в руки и надо только не зевать и не упустить свой шанс.

    Внешность обманчива — вот ключевая мысль сказки. А еще история о принцессе, которая не смогла уснуть на горошине, покрытой двадцатью тюфяками, проводит разграничивающую черту между представителями царских семей и обычными людьми, акцентируя внимание читателя на том, что только настоящие принцессы могут быть такими неженками. Ребенок сразу поймет, что самое твердое, что попадалось под руку (точнее, под тело) принцессы — это горошина, что ей чужды такие вещи, как, допустим, лежать на голых половицах и орудовать мотыгой.

    Практически любая сказка имеется в свом содержании поучительный смысл. Если мы говорим конкретно о сказке под названием quot;Принцесса на горошинеquot;, то про не можно сказать следующее. Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по оджке — это совсем неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире. Доброе человеческое сердце всегда должно победить любое зло и любую повстречавшуюся на пути к достижению поставленной цели несправедливость.

    Также эта сказка учит и тому, что к любому человеку нужно проявлять отзывчивость и доброту.

    Мне кажется, тому, что не обязательно отправляться в дальние странствия, чтобы найти настоящую принцессу. Такая принцесса может совершенно случайно ненастным вечером постучаться в двери вашего замка. Пусть и выглядеть она будет не самым блестящим образом, ведь она так долго шла, устала, пусть и одежда у не не самая королевская, как подобает настоящей принцессе, возможно, она и не совсем и настоящая принцесса, но это покажет небольшое испытание, которому не забудет подвергнуть е ваша матушка, а, может быть, эта девушка попросту так нежна и деликатна, что с честью выполнит это испытание, будучи и просто самой обычной девушкой. Да какая разница. Сердце у не доброе, она воспитанная и хорошая девушка, разве этого не достаточно, чтобы быть названной принцессой.

    Встречай по одежке, но делай выводы опосля. quot;Принцесса на горошинеquot; — это сказка о любви, доброте. Принцесса в образе нищей девушки осталась той же принцессой с доброй душой. Скитания не испортили девушку. За терпение, кротость, доброту она получила главную награду — любовь. Мораль проста, добро побеждает зло.

    Она учит быть милосерднее и внимательнее по отношению к людям, наверное. Оценивать их по уму и разным качествам характера, а отнюдь не по оджке.

Главная мысль сказки (мораль сказки):

Настоящие принцессы очень чувствительны. А если смотреть шире, то уменее тонко чувствовать определяет настоящую женщину.

Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую. Вот он и объездил весь свет, а такой что-то не находилось. Принцесс-то было вволю, да были ли они настоящие? До этого он никак добраться не мог; так и вернулся домой ни с чем и очень горевал, — уж очень ему хотелось достать настоящую принцессу.

Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое!

Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл отворять.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая принцесса!

«Ну, уж это мы узнаем!» — подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а ещё сверху двадцать пуховиков.

На эту постель и уложили принцессу на ночь.

Утром её спросили, как она почивала.

— Ах, очень дурно! — сказала принцесса. — Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках! Просто ужасно!

Тут-то все и увидали, что она была настоящею принцессой! Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков, — такою деликатною особой могла быть только настоящая принцесса.

И принц женился на ней. Теперь он знал, что берёт за себя настоящую принцессу! А горошину отдали в кунсткамеру; там она и лежит, если только никто её не украл.

Знай, что история эта истинная!

Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью Ардзинба Виктория Анатольевна

«Принцесса на горошине»

Находясь в поисках своего возлюбленного или возлюбленной, мы стремимся найти не просто «свою половинку», мы пытаемся найти того, кто больше всего подходит под наш идеальный образ. У каждого он свой, но существуют определенные параметры, диктуемые нам, в частности, семьей и обществом в целом. Так, мужчина в поисках «настоящей» женщины становится похож на андерсеновского принца, странствующего по всему свету в поисках настоящей принцессы.

В сказке «Принцесса на горошине» принц мечтает только о знатной коронованной особе, причем она должна быть «настоящей», а не какой-нибудь серийной подделкой. Но, похоже, что и сам принц в начале своих поисков не мог понять, какая же она – настоящая принцесса: «этого он никак не мог распознать до конца». Так или иначе, отметая «подделки» друг за другом, чувствуя, что с заморскими принцессами «что-то не в порядке», он ни с чем возвращается домой. Но тут судьба, в буквальном смысле, сама стучится к нему в дверь. Девушка, промокшая до нитки, стоя на пороге его родительского замка, утверждает, что она самая, что ни на есть, настоящая принцесса. Глядя на ее плачевный вид, в это трудно поверить. Она и сама это чувствовала, иначе, зачем же еще ей, бедолаге, сразу было рассказывать о своем царском происхождении?! Показательно, что дверь ей открыл сам царь, хотя и не царское это дело – путников на пороге своего замка встречать! Получается, что, знакомясь, девушке сначала необходимо понравиться родителям, а в данном случае – отцу, который должен одобрить выбор сына. Боясь сразу не приглянуться, она начинает оправдываться прямо с порога. Ну, конечно, она просто промокла, а вообще-то она «белая и пушистая»! Королева-мать встречает ее подозрительным молчанием и сразу решает устроить испытание (а как же иначе – она же сыночка должна в надежные руки передать!). Королева подкладывает в постель, предназначенную для принцессы, маленькую горошину, накрывая ее сверху кучей пуховых перин. Для чего все это делалось? Для того, чтобы узнать, действительно ли она «голубых кровей»! Ведь только принцесса обладает такой чувствительностью, что способна ощутить малейшее неудобство – она необычайно изнеженна и деликатна.

Другими словами, мать стремится подобрать сыну невесту, способную чутко улавливать малейшие изменения настроения жениха, к тому же она должна быть нежной и скромной. В сказке девушка не устраивает скандала за столь «жесткий» прием, утром она просто рассказывает о своих ночных «муках». Принц, естественно, хочет жениться на изнеженной барышне, которая нуждается в защите. Ведь рядом с ней – он настоящий герой! Девушка в такой ситуации даже может быть немного капризной, как-никак принцесса, но тут главное не переборщить, ведь слишком привередливая и чересчур глупая невеста может лишиться принца и остаться ни с чем.

У Андерсена и об этом есть сказка (поистине, какой кладезь житейской мудрости!) – «Свинопас». Отвергла такая вот принцесса подарки принца: прекрасную розу и сладкоголосого соловья, а за свинопасом (которым был тот же переодетый принц) кругами ходила, чтобы заполучить обычные безделушки – кувшинчик с бубенчиками и трещотку. Согласилась даже ради них на поцелуи со всякой «чернью». Неизвестно, чем бы это закончилось, только вот батюшка прищучил ее за этим постыдным занятием и выгнал обоих со двора: и принцессу, и свинопаса-принца. Когда принц предстал перед горе-принцессой в своих богатых одеждах, она, конечно, обрадовалась, понадеявшись, что все-таки сможет достойно выйти замуж. Только не тут-то было, принц решил отомстить и был непреклонен – бросил принцессу и «след его простыл», а бедняжке только и осталось, что всхлипывать, да приговаривать: «Ах, мой милый Августин! Все прошло, все прошло!»
Мораль, по всей видимости, такова – капризничай, но знай меру!

Со сказкой «Принцесса на горошине» хорошо работать в тренинговой группе: можно ее разыгрывать, и тогда каждый привносит в полученную роль собственные черты, можно ее пересказывать или даже переписывать заново, и в этом случае участники добавляют в сюжет свои актуальные проблемы. Несколько примеров новой трактовки сказки, получившихся в результате индивидуальной работы на тренинге, я привожу ниже.

Жили-были царь с царицей, и был у них сын. Родители очень его любили. Принц рос смышленым и добрым мальчиком. В королевстве царили мир да любовь. Годы летят быстро, и вот пришло ему время жениться. Как-то позвали его родители к себе и сказали, что ему нужно найти себе невесту. Принц распрощался с отцом и матерью и поехал на поиски своей возлюбленной. Он объездил много королевств, знакомился с разными принцессами, но никто ему так и не приглянулся. Однажды, когда принц еще странствовал по свету, в замок пришла незнакомка. На улице лил дождь, и когда царица увидела на пороге девушку, всю промокшую и озябшую, тотчас ее впустила. Царь с царицей дали ей сухую одежду и усадили в зале у камина. Девушке заварили чай с травами, чтобы она не простудилась. Когда принцесса отогрелась, царица стала ее расспрашивать, кто она и откуда. Девушка рассказала, что она – принцесса и живет в соседнем королевстве. Она решила немного попутешествовать. Как-то, остановившись у небольшого родничка, решила выйти из кареты, умыться и попить родниковой воды. Погода была хорошая, и она решила прогуляться, но заблудилась. Девочка никак не могла отыскать место, где осталась ее карета, и когда пошел дождь, решила просто дойти до какого-нибудь жилья. Так она и попала к ним. Они мирно беседовали и не заметили, как время перевалило за полночь, и пора было ложиться спать. Принцессе отвели отдельную спальню, где стояла большая кровать со множеством перин. Царица решила проверить, настоящая все-таки принцесса или нет, и подложила под перины горошину. Наутро, когда все проснулись, вернулся из странствий принц. Родители очень обрадовались возвращению сына. В парадном зале накрыли стол с яствами, и все вместе сели завтракать. Принцу с первого взгляда понравилась принцесса, и он все время на нее поглядывал. Когда принц рассказал о том, что видел в путешествии, царица спросила девушку, как ей спалось. Принцесса грустно покачала головой и сказала, что она совсем не выспалась, потому что ей всю ночь казалось, что она спит не на пуховых перинах, а на камнях. Тут царь с царицей переглянулись – они поняли, что перед ними настоящая принцесса. Через некоторое время сыграли свадьбу. И все они жили долго и счастливо!»

Как вы думаете, кто написал эту сказку: мужчина или женщина? Какой приблизительно возраст рассказчика? Что можно о нем сказать, анализируя данный сюжет?

Эту сказку рассказала «на свой лад» женщина средних лет. Между тем, фраза «годы летят быстро» свойственна людям пожилого возраста, а в середине рассказа, описывая, как заблудилась принцесса, она называет ее «девочка», явно испытывая материнские чувства. То, что это женщина, можно заметить по основным действиям, которые выполняет именно женский персонаж – царица. Ей уделяется достаточно много времени: она, вместе с мужем, призывает к себе сына, а потом отправляет его на поиски невесты. Сразу можно подметить, что женщина привыкла командовать в семье и хочет, чтобы дети ее беспрекословно слушались. По сказке, принц без лишних слов воспринимает новость, что ему «пора жениться», и отправляется на поиски принцессы. Раз мама сказала пора, значит, пора! О странствиях принца рассказывается совсем немного, основное действие разворачивается вообще без него. Принц возвращается только тогда, когда мама уже устроила девушке испытание. Интересно, что и впускает в дом принцессу именно мать, а не отец, как у Андерсена. Царица проявляет заботу – усаживает девушку возле камина, дает сухую одежду, поит чаем. По всей видимости, женщина, рассказывающая эту сказку, чуткая и внимательная, готовая приласкать и обогреть. Да и испытание она устраивает как бы между прочим, вдоволь наговорившись и узнав у девушки всю нужную информацию – кто она и из какой семьи. Принц приезжает ближе к развязке, и, как только выясняется, что девушка – настоящая принцесса, сразу говорится о свадьбе. Матери уже не интересны сами чувства, главное – она выяснила, что дети подходят друг другу. Мимоходом рассказывается, что принцу девушка понравилась – это все-таки важно для матери, а вот про чувство самой невестки – ни слова. Главное, что потом ВСЕ они жили «долго и счастливо».

Следующую сказку рассказала молодая девушка, не имеющая собственной семьи – мужа и детей.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король с королевой. И был у них принц – хороший да пригожий. И вот, как-то решил этот принц жениться. Пришел он к отцу и матери и сказал, что отправляется на поиски невесты. Родители его благословили, и он поскакал на своем коне на поиски принцессы. Долго искал принц, но никак не мог встретить ту, что станет любовью всей его жизни – настоящую принцессу.

В это время в одном королевстве жила-была принцесса. Стало ей скучно во дворце сидеть, и отпросилась она у родителей мир посмотреть да себя показать. Снарядили ей золоченую карету, запрягли самых лучших лошадей. Много ездила принцесса, любовалась разными странами и чужими королевствами. Однажды, устав от дальней поездки, решила она ножки поразмять, остановилась на опушке леса. Вышла из кареты, захотела по полю побродить, полевые цветы пособирать. Вдруг из леса донесся страшный рык какого-то дикого зверя. Лошади, запряженные в карету, испугались и понеслись в неведомом направлении. Принцесса осталась одна и решила выбраться на дорогу. Воруг набежали тучи и пошел дождь, девушка решила где-нибудь укрыться от непогоды и вдруг увидела замок. Она поспешила туда. Постучавшись, она попросилась на ночлег, переждать непогоду. Это как раз был замок принца, который никак не мог отыскать принцессу. К тому моменту он уже вернулся из странствий. Как только она взглянула на принца, у нее екнуло сердце, она поняла, что перед ней ее суженый. Принц тоже влюбился в нее с первого взгляда. Родители принца решили проверить, настоящая ли она принцесса, и положили ей на постель горошинку, накидали перин и одеял, чтоб заметно не было. Девушка всю ночь ворочалась, не могла заснуть, как будто не на перине лежала, а на голых досках. Когда наутро король с королевой спросили, как она спала, то ответила, что «глаз не сомкнула», так ей жестко было! Обрадовались король с королевой, потому что почувствовать горошину могла только настоящая принцесса. Принц и принцесса были счастливы, сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо и умерли в один день.

Сравнивая эти две сказки, сразу можно найти основные различия. Главное – это то, что во второй сказке рассказывается больше всего о принцессе, а не об исканиях принца и семейной жизни во дворце. Проведя краткий анализ, можно сказать, что девушка, описывающая принцессу, вовсе не стремится поскорее «выдать» свою героиню замуж, она отправляет ее посмотреть мир. Да и «себя показать» она тоже не прочь, но это не самоцель. Можно предположить, что девушке нравятся путешествия, новые приключения, она довольно романтичная натура – с удовольствием любуется природой, собирает цветы. И в смелости ей не откажешь! Она не пугается «рыка» неизвестного животного, способна трезво рассуждать в экстремальной ситуации. Описывая встречу с принцем, она говорит, что у нее «екает сердце» – а как же еще такая романтическая натура поймет, что встретила настоящую любовь? Принц тоже влюбляется в нее с первого взгляда и совсем не собирается устраивать ей испытание. Этим занимаются родители принца, о которых, кстати, практически ничего не рассказывается в сказке. Девушке не важны родители возлюбленного в данный момент, ее интересуют только чувства. Она с честью проходит испытания, доказывая, что и есть та самая «настоящая» принцесса, которую так долго искал принц. Взаимная любовь – это настоящее счастье для девушки (причем слово «счастье» в конце сказки повторяется два раза).

Появление на тренингах и психологических консультациях мужчин – явление довольно редкое, и потому сказки, написанные ими, слушать и анализировать очень интересно.

В далеком-далеком королевстве жил-был царь с седой бородой и золотой короной (какой же царь без бороды и короны?). И была у него дочка – капризная-прекапризная. А в другом королевстве жил такой же царь с бородой, и был у него сын – принц. Царь подумал, что принцу надо женушку найти – большой он уже стал, с боярами на охоту ходит. Вот и решил царь найти ему жену. Объявил конкурс по всем близлежащим королевствам: «Все принцессы должны явиться во дворец, чтобы из них можно было выбрать невесту для принца». Король решил устроить испытание – поставил в комнате кровать, положил на нее горошину, а на горошину положил тысячу матрасов. Про горошину он никому не сказал, но решил, что, какая девушка эту горошину почувствует, та и станет женой его сыну. По мнению короля, будущая жена принца должна всегда чувствовать неладное и в ее хозяйстве все должно быть на своем месте. И вот стали прибывать в королевство принцессы, и каждая из них ночевала по одной ночи во дворце на кровати с подвохом. Наутро король, между делом, у каждой претендентки спрашивал: «Как тебе спалось?» Принцессы, ничего не зная о горошине, отвечали: «Все хорошо. Нормально. Мягонько». После подобных ответов король отбрасывал их кандидатуры. Так продолжалось до тех пор, пока не приехала капризная принцесса из соседнего королевства. Когда она легла спать, все ей было не так, она ворочалась, все время просыпалась, ей было неудобно. Наутро, когда король, по своему обыкновению, спросил: «Как спалось?», она ответила, что ей было очень неудобно и она почти не спала. Король, услышав такой ответ, сказал: «Эта девушка нам подходит!» И принц с принцессой сыграли свадьбу. Жили они долго и счастливо и умерли в один день.

После пересказа сказочного сюжета молодой человек прокомментировал: «Сказку я читал очень давно, в детстве. Естественно, что я плохо помню сюжет. Но, помню, что меня всегда удивляло – почему принцесса всегда должна быть такой капризной и почему она ДОЛЖНА почувствовать горошину? И еще мне всегда не нравилось, что принца даже не спрашивают о том, какую принцессу хочет выбрать он».

Сказка, рассказанная юношей, значительно отличается и от оригинального сюжета, и от «женского» изложения истории. Интересно, что начинается она с рассказа о принцессе, и по его сюжету не принц едет искать невесту, а ему их приводят. Мало того, король «с седой бородой и золотой короной» (атрибуты мудрости и власти) устраивает испытание, напоминающее некий квест – вереница принцесс по очереди ночует в спальне на кровати «с подвохом», а утром им задаются вопросы. При этом король придумал хорошее объяснение этому испытанию: принцесса должна быть настолько чувствительна, что могла бы предугадать «неладное», и (до кучи, наверное) «в ее хозяйстве все должно быть на своем месте!»

Молодой человек, рассказывающий сказку, считает, что хозяйством, пусть даже и царским, должна заниматься жена и там должен быть полный порядок. В результате – самая капризная побеждает, король выносит вердикт, что такая принцесса «им подходит», и история заканчивается свадьбой. А как же иначе? Принц-то уже совсем взрослый стал и охотиться научился.

Вариаций на тему «Принцесса на горошине» за время моей работы накопилось много, но есть одна сказка, которая была изложена с удивительным поворотом событий и непривычной концовкой.

Жили-были царь с царицей, и был у них сын. Когда принц вырос, было решено его женить – царский род должен продолжаться. Конечно, жениться он должен был не на простой девушке, а на самой настоящей принцессе. Принца снарядили в дорогу, и он отправился на поиски достойной невесты. Он ездил из королевства в королевство, но так и не нашел «настоящей» принцессы. Вот и вернулся домой ни с чем. Но однажды, когда за окном разыгралась непогода, к ним в дверь постучали. На пороге стояла девушка, промокшая настолько, что вода ручьями стекала с нее. Она уверяла царя с царицей, что она принцесса. Девушку впустили обогреться. Принц в это время спокойно спал в своей опочивальне. И вот, царица решила устроить девушке испытание, чтобы проверить, действительно ли она принцесса. Она постелила ей постель, взбила пуховые перины, но под низ этих перин положила маленькую горошину. Девушка отправилась спать. Она была настоящей принцессой, любила комфорт, и вполне естественно, что на горошине ей было спать очень неудобно. Наутро она рассказала об этом царице. Во дворце все обрадовались, что наконец-то нашлась настоящая принцесса для их сыночка. Но принцесса поставила условие: «она выйдет замуж за принца, если тот тоже пройдет испытание». Девушка решила, что выйдет замуж только за достойного ее мужчину, который должен быть не только сильным и мужественным, но и терпеливым, имеющим сильную волю и стойкий характер. Она насыпала слой гороха на постель принца и, накрыв сверху простынь, предложила ему лечь и заснуть. Если он сможет провести всю ночь в таких условиях, то она готова выйти за него замуж. Принц лег на приготовленное «гороховое ложе», а принцесса села за дверью и стала ждать, чем дело кончится. Некоторое время юноша пытался заснуть, но ему было очень неудобно – горошины впивались в спину и в бока. Наконец, он не выдержал и вскочил с постели. «Ну что ж, – сказала принцесса, – ты не выдержал испытания, и я не выйду за тебя замуж!» Она тут же собралась и уехала из замка.

Примечательно, что на тренинговых занятиях, когда речь заходила о взаимоотношениях мужчин и женщин, девушка, написавшая эту сказку, совсем не жаловала мужчин. Возмущалась, сколько требований предъявляют женщинам. Она говорила о том, что очень трудно в нашей жизни встретить нормального мужчину – сильного не только телом, но и духом, умного, с открытым сердцем и широкой душой. И удивлялась, почему чаще всего на пути попадаются какие-то слабаки, больные «на голову» или «маменькины сынки».

Из книги
Могущество духовного интеллекта
автора

Бьюзен Тони

Конкретная История. Диана, принцесса Уэльская
Разделявшееся людьми всего мира излияние общественной скорби по случаю смерти Дианы, принцессы Уэльской, погибшей в 1997 г., было воспринято некоторыми наблюдателями как вызывающее беспокойство проявление властной тяги

Из книги
Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить]
автора

Вемъ Александр

История о том, как прекрасная принцесса снизошла до лягушонка
Они тоже учились вместе, но поженились в более «почтенном» возрасте. Оля была из провинциального городка, но очень «продвинутая и образованная», вернее, такой могла казаться. Гена был коренным питерцем,

Из книги
Книга сказочных перемен
автора

Соколов Дмитрий Юрьевич

34. Буйство природы
Принцесса-коза
Жила-была прекрасная королева, которая любила красивые наряды, приятную беседу и вкусную еду. Дни и ночи свои она проводила в пирах и развлечениях. И вот однажды она поехала со своей свитой в далекий лес. Там они расстелили скатерти на

Из книги
Лунные дорожки или Приключения принца Эно
автора

Соколов Дмитрий Юрьевич

57. Проникновение
Продолжение сказки «Принцесса на горошине»
Когда принц и принцесса поженились, они продолжали спать на той же постели и на той же горошине, где провела свою первую ночь принцесса.От тепла и любовного пота горошина проросла.Она росла долго-долго,

Из книги
Забудь о комплексах как мужчина, будь счастлива как женщина
автора

Лифшиц Галина Марковна

Продолжение сказки «Принцесса на горошине»
– Ай-ай-ай, что вы говорите, – качал головою король. – Какая прелесть… Пятьсот двадцать восемь детей… Это здорово! Знаете, вот это бы мне понравилось: пятьсот двадцать восемь детей. Это то, что нужно. Ради этого можно и жениться,

Из книги
Голая правда о женщине
автора

Скляр Саша

Из книги
10 рецептов хорошего сна
автора

Курпатов Андрей Владимирович

2. Принцесса
А вот это совсем другое дело. Здесь пылинки сдувать придется самим. Раз по сто на дню. И периодически протирать влажной ветошью. И все это в перерыве между уборкой, готовкой, походами по магазинам и штопкой собственных носков. «Принцессе» этим заниматься не

Из книги
Макиавелли для женщин. Искусство управления мужчинами для Принцессы
автора

Рубин Гарриет

Принцесса на горошине (или как успокоить себя и свое тело)
День выдался непростым, казалось бы, теперь только в постельку — и спать, спать и спать. Но вот мы ложимся в постель и начинаем ворочаться — нам не улечься. То рука затекает, то на спине лежать некомфортно, на живот

Из книги
Бог в твоей жизни. Аналитическая психология. Сэлф-маркетинг
автора

Покатаева Оксана Григорьевна

Принцесса
Эта книга – о войне… не кровавой, не вызванной ненавистью Цезаря, или коварством Сан Тцу, или эгоманией Наполеона. Эта книга о войнах интимных, где враг достаточно близко, для того чтобы травмировать, предать, неправедно выступить против, – будь это супруг,

Из книги
автора

I. Принцесса обнаруживает истинную силу, когда узнает своего

Из книги
автора

VIII. Как одна принцесса стремилась целиться повыше
Благоразумная Принцесса всегда следует по следам великих предшественниц. Она – мудрый ученик, умеющий подражать. Но мы часто следуем по следам тех, кто к нам ближе всего по времени. Мы забываем о величии тех, кто жил в

Из книги
автора

Сказка от клиентки О. «Принцесса и Дикий Медведь».
О. Г. взяла книжку, которую клиентка О. принесла ей на рецензию. Эта клиентка написала сказки и рассказы. И они как-то были очень похожи на то, что она оставила ей почитать. Вот эта сказка точно из этого репертуара:»Как-то раз

Характеристика основных персонажей

Главная мысль сказки «Принцесса на горошине» заключается в том, что не стоит делать выводы о человеке по первому впечатлению. Анализ его смысла жизни и различных привычек помогут раскрыть правду. Молодой принц умел ждать и никогда не отчаивался, поэтому в один из дней смог отыскать собственное счастье.

Главными героями «Принцессы на горошине» Андерсена являются:

  • принцесса — красивая девушка, очень нежная и благородная особа;
  • принц — юноша, который хотел жениться лишь на настоящей принцессе;
  • король — добрый и совершенно не гордый папа принца;
  • королева — мама принца, справедливая и умная женщина.

Сказка «Принцесса на горошине» учит тому, что кто ищет, тот обязательно найдет. Мораль произведения такова, что внешность бывает очень обманчивой, поэтому необходимо узнать, что у человека внутри.

Королева, которая придумала испытание, тоже проходила его, поэтому искала для принца равную по положению невесту. Эта традиция передавалась из поколения в поколение. Молодая принцесса сама призналась, что не смогла нормально выспаться, и оказалась честной девушкой.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка — охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

Описание поиска невесты

На страницах произведения Андерсена рассказывается о молодом принце, который мечтал жениться только на настоящей принцессе. Это был очень трудный выбор, потому что очень сложно не ошибиться и понять, настоящая ли она, потому что вокруг было огромное количество ложных персон королевских кровей.

Однажды принцу помог счастливый случай. За окном была страшная непогода, и шел проливной дождь. В ворота королевского дворца постучала красивая девушка и сказала, что она принцесса. Однако она была совершенно непохожа на представительницу благородного сословия. Молодая особа была насквозь мокрой, а ее платье испачкалось в грязи и с него текла вода. Но королева пустила ее в жилище и захотела проверить, не врет ли заблудившаяся гостья.

Поздним вечером королева приказала собственным слугам собрать сколько можно подушек из королевства и уложить их на кровать, на которой будет спать девушка. Когда ее указ был исполнен и все мягкие изделия перенесли в помещение, в каком будет ночевать гостья, королева без лишних глаз положила под нижнюю перину небольшую горошину.

Что хотел донести Андерсен?

Бывает, что увлекшись сюжетом или главными героями, зрители (или читатели) забывают о деталях, которые играют самую важную роль в истории. Горошина: что имел в виду Ганс Христиан, говоря о том, что принцесса прочувствовала давление горошины через двадцать (!) перин?

Не надо быть чтобы понять, что это не было растение из семейства бобовых. Никакая, даже самая нежная и потомственная принцесса с идеальной родословной просто физически не могла почувствовать семечко гороха сквозь кровать. Значит, горошина — это метафора? Что же хотел ею донести великий сказочник?

Не зря у «Принцессы на горошине» краткое содержание — автор не счел нужным распространяться о подробностях истории, а выделил суть: характер никуда не спрячешь!

Сказки Андерсена

Рассказ девушки

Всю ночь девушка не могла найти себе места. Ей казалось, что она никогда еще так плохо не спала. После пробуждения королева спросила у девушки, как ей спалось и удобно ли ей было в постели. На что та призналась, что за всю длинную ночь она не смогла нормально уснуть. Она думала, что спит не на мягчайших пуховых подушках, а на чем-то очень твердом и некомфортном.

Тело девушки сильно болело и было покрыто синяками. После этого королева убедилась, что она не врет и что действительно является настоящей благородной персоной. Принц сразу же взял ее в жены, а горошину отнесли в королевский музей.

Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план пересказа сюжета «Принцессы на горошине» для читательского дневника:

  • поиски принца настоящей принцессы и их полный провал;
  • появление в королевском замке таинственной незнакомки;
  • признание девушки и испытание королевы;
  • рассказ незнакомки про ночные мучения и свадьба с принцем.

Эта сказка учит читателя отличать настоящее от хорошей подделки и подлинное состояние души от обычного притворства.

Автор говорит, что первое впечатление бывает обманчивым. За скромной и неказистой оболочкой может прятаться настоящий бриллиант. После ознакомления с аннотацией произведения стоит прочитать книгу полностью. Это поможет подобрать подходящий для ее иллюстрации рисунок и описать суть повествования.

Краткое содержание

В одном королевстве жил принц, который однажды решил жениться. Он хотел, чтобы его невеста была самой настоящей принцессой, и для этого «объехал весь свет».

Принц повидал немало принцесс, но он до конца не был уверен в том, «настоящие ли они». Каждый раз, при знакомстве с новой принцессой он понимал, что с ней что-то не так. Вернулся принц в родное королевство в глубокой печали – «уж так ему хотелось настоящую принцессу».

И вот однажды, во время страшной бури, в городские ворота кто-то постучал, «и старый король пошел отворять». Он увидел прекрасную девушку, которая назвалась принцессой. Но, по правде сказать, вид у нее был совсем не королевский – проливной дождь испортил прическу и наряд незнакомки. Струйки воды стекали по ее одежде, и выглядела принцесса весьма жалко.

Впрочем, это совершенно не смутило старую королеву, которая решила проверить самозванку. Никому не сказав ни слова, она прошла в спальню, сняла с кровати все пуховые перины, тюфяки и подушки. На доски кровати королева положила обычную горошину, а поверх нее – двадцать тюфяков и еще столько же перин.

Королева предложила девушке снять мокрое платье и уснуть на подготовленной кровати. Поутру она спросила ее, каково ей спалось. В ответ принцесса пожаловалась, что всю ночь не могла сомкнуть глаз, поскольку лежала на чем-то твердом и неудобном, и теперь у нее «все тело в синяках».

Так все поняли, что перед ними была самая настоящая принцесса, ведь только истинная особа королевской крови могла почувствовать крошечную горошину под толстым слоем тюфяков и перин.

Принц с радостью взял принцессу в жены. Теперь он ни капли не сомневался, что его супруга – настоящая принцесса, нежная и чувствительная. А горошина, которая помогла ему устроить семейное счастье, попала в кунсткамеру, где хранится и поныне, «если только никто ее не стащил».

Отзывы читателей

Андерсен написал за всю жизнь огромное количество сказок, но «Принцесса на горошине» вызывает бурю положительных эмоций и поднимает настроение. В ней он высмеивает традиционное мнение о том, что благородные люди чем-то отличаются от простого люда. Всем рекомендую прочитать ее на досуге.

Олег, Москва

Это произведение я хорошо помню с самого детства. Мне всегда было интересно, как девушка смогла почувствовать маленькую горошину сквозь огромное количество подушек. У меня до сих пор осталось много вопросов по этой сказке, на которые я надеюсь вскоре найти ответы, чтобы понять основной ее смысл.

Светлана, Саратов

«Принцесса на горошине» считается одной из самых популярных сказок в мире. По ней сняты художественные фильмы и созданы мультики. Сюжет произведения довольно замысловатый, но любой человек на планете знает историю испытания принцессы при помощи маленькой горошины. Особенно эту книгу обожают дети, потому что она очень добрая.
Елизавета, Пермь

Характеристика героев сказки

Принцесса на горошине — это главная героиня истории. А вот кем была девушка в действительности: капризной принцессой, неженкой и охотницей за приданым, недовольной гостеприимством и оказанными почестями (отчего же еще было жаловаться на недостаточно мягкие перины и твердую кровать), или разорившейся сиротой голубых кровей, случайно попавшей в грозу и оказавшейся у дверей богача-принца?

Из краткого содержания «Принцессы на горошине» становится ясно, что дверь принцессе открывает старый король. Как же так? Богатое королевство все же было, если принц мог позволить себе поиски жены по всему свету, а вот отец исполняет роль дворецкого. От скуки или безысходности (хлеб отрабатывать, например)? Ведь ясно, что всем в дворце заправляла королева-мать. Если нет — то зачем ей было лезть в отношения молодых с проверками?

Принцесса на горошине читать

Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую. Вот он и объездил весь свет, а такой что-то не находилось. Принцесс-то было вволю, да были ли они настоящие? До этого он никак добраться не мог; так и вернулся домой ни с чем и очень горевал, — уж очень ему хотелось достать настоящую принцессу.

Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое!

Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл отворять.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая принцесса!

«Ну, уж это мы узнаем!» — подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а ещё сверху двадцать пуховиков.

На эту постель и уложили принцессу на ночь.

Утром её спросили, как она почивала.

Ах, очень дурно! — сказала принцесса. — Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках! Просто ужасно!

Тут-то все и увидали, что она была настоящею принцессой! Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков, — такою деликатною особой могла быть только настоящая принцесса.

И принц женился на ней. Теперь он знал, что берёт за себя настоящую принцессу! А горошину отдали в кунсткамеру; там она и лежит, если только никто её не украл.

Знай, что история эта истинная!

Добрый сказочник Андерсен подарил миллионам детей волшебное детство, краткое содержание сказки «Принцесса на горошине» для читательского дневника поможет вспомнить одно из его самых прекрасных произведений.

Сюжет

У принца была мечта — взять в супруги настоящую принцессу. Он объездил весь свет, но подходящей кандидатуры так и не встретил. В дождливый вечер на пороге замка оказалась промокшая насквозь девушка. Она заявила, что является самой подлинной принцессой. Однако её внешность совсем с этим утверждением не совпадала.
Девушку впустили и обогрели. А, когда укладывали спать, настелили 20 перин, причём под последнюю положили крохотную горошинку.

Утром все жители дворца поверили в слова незнакомки. Маленькая горошинка под толстым слоем перин не дала бедняжке нормально выспаться. Такой неженкой может быть только особа чистых королевских кровей. Так принц нашёл свою суженую.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Конспект урока литературного чтения

Дата проведения: 15. 05. 2019

Школа: МБОУ СШ №16 городского округа – город Камышин

Класс: 2 «А»

Учитель: Флеер Татьяна Викторовна

Тема раздела: Литература зарубежных стран

Тема урока: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Педагогические цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе.

Планируемые предметные результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; пересказывать сказку по составленному плану; придумывать окончание сказки; инсценировать сказки.

Формируемые УУД

  • личностные — дети учатся осознавать свои эмоции и эмоции других людей, воспринимать красоту художественного слова;

  • регулятивные — учатся самостоятельно определять цели своей деятельности, работать по плану, определять степень успешности своей работы;

  • познавательные — учатся вычитывать из текста всю необходимую информацию, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • коммуникативные — учатся оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и слышать других, задавать вопросы.

Тип урока: урок знакомства с новым произведением.

Оборудование: портрет Г.Х. Андерсена, выставка его книг, презентация, карточки с записью пунктов плана на доске.

ХОД УРОКА

Наименование

этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Организация класса

Здравствуйте, ребята.

Тише, тише ,тишина !
Разговаривать нельзя
Тихо сядет первый ряд,
Остальные постоят.
Тихо сядет ряд второй,
Подружившись с тишиной.
Сядет третий ряд у нас,

Тишиной наполнив класс
Мы урок начнем сейчас.

Дети выполняют требования учителя, настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания

— Скажите, каким было ваше домашнее задание?

— Кто готов пересказать сказку Ш. Перро «Красная Шапочка»?

— Давайте послушаем, как вы справились с этим заданием.

(Спрашиваю 3-х учеников, оцениваю качество их ответов с помощью класса)

— Чьё исполнение сказки является самым удачным?

— Пересказ «Красной Шапочки».

Дети пересказывают сказку.

Слушают и оценивают ответы одноклассников.

Дети аргументируют свои оценки.

Подготовка к встрече с новым

произведением

— Посмотрите на экран.

(Демонстрация портрета Г.Х. Андерсена)

— Вам знаком этот писатель?

— Кто может назвать его имя и фамилию?

— Да, имя этого писателя Ганс Христиан Андерсен.

— О чём вы сразу подумали, увидев на экране его портрет?

— Какие произведения Андерсена вы уже читали?

— Какие они все по своему характеру, по настроению?

— Послушайте рассказ о жизни и творчестве этого автора.

— 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Маленький Ганс рос очень пугливым ребёнком. И после того, когда другие дети рассказывали, как в обычных школах их бьют учителя за непослушание, он напрочь отказался туда вступать. Уговоры матери, крики отца ни к чему не привели. И тогда сына отдали в благотворительную школу. С раннего детства Ганс Христиан увлекался кукольным театром. Из всевозможных подручных материалов мастерил кукол и приглашал на представление соседских детей. Отец мальчика прожил недолго, и Гансу пришлось в раннем возрасте зарабатывать себе на пропитание. Сначала будущий писатель работает помощником портного, потом судьба заносит его на сигаретную фабрику. В 14 лет юноша едет покорять столицу Дании – Копенгаген. Он мечтает стать знаменитым. Работает там в театре, но вскоре его увольняют. Ганс был не привлекателен внешне и главных ролей ему не досталось. Нос помощью добрых людей, Ганс поступает в известную датскую школу. Учёба давалась парню не очень легко. Он даже не полностью осилил письмо. Но это не сломило его на пути к славе. В 1833 году он выпускает свой первый фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет Андерсена, и он решает связать свою жизнь с литературой. Начинает писать всевозможные произведения, среди которых огромное количество сказок, принёсщих автору мировую известность.

— Как вы думаете, с какой сказкой мы познакомимся?

— Сегодня мы познакомимся с этой сказкой.

— Чего вы ждёте от встречи с ней?

— Как вы думаете, кто будет героями произведения?

— Г. Х. Андерсен.

Дети высказывают своё мнение.

— Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Русалочка.

Дети внимательно слушают рассказ учителя о писателе.

Дети делают предположения, ставят учебную задачу.

Работа над новым произведением

Работа с текстом до чтения

— Ребята, давайте вспомним героев сказок Андерсена, отвечая на вопросы викторины.

Крошечная девочка,

Я сошла с цветка.

Жизнь казалась дивною

В алых лепестках.

Только душу нежную

Заперли во тьму.

Звери злые, жадные,

Вам она к чему?

Мне б на небо синее

Хоть разок взглянуть.

Попрощаться с солнышком

И навек уснуть.

Слышу: в небе звонкая

Песенка твоя.

Ласточка родимая!

Ты нашла меня.

Стойкий маленький солдатик,

Он стоит, как акробатик,

На единственной ноге

В оловянном сапоге.

Стойкий, маленький, прямой,

Всё снесёт он, как герой.

От судьбы не убежит,

В жарком пламени сгорит.

Нежная девочка с рыбьим хвостом,

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не предав,

Жизнь за неё отдав.

— Откройте учебники на странице 197.

— Рассмотрите иллюстрацию к сказке.

— Кто на ней изображён?

— Посмотрите на экран. Прочитайте глазками ключевые слова.

— А теперь, как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке? Кто будут её герои?

— Что надо сделать, чтобы проверить правильность наших предположений?

— Давайте приступим к чтению.

Работа с текстом во время чтения

— Читать будем вслух по цепочке, громко и отчётливо, чтобы все ребята в классе вас слышали. И как всегда будем комментировать прочитанное.

(После чтения каждой части задаю детям вопросы)

— На ком хотел жениться принц?

— Какой должна быть принцесса?

— С какой проблемой столкнулся принц?

— Почему принц был огорчён?

— Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса?

— Как выглядела эта принцесса?

— Кто решил проверить принцессу?

— Сколько тюфяков положили на кровать?

— А сколько было было перинок?

— В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?

— Что было с принцессой той ночью?

— Куда попала горошина?

— А теперь объясним значение некоторых слов:

  • тюфяк – мешок, набитый сеном и служащий матрасом;

  • перина – мешок, набитый пухом или перьями;

  • почивала – спала;

  • гагачий пух –пух, собираемый в гнёздах утки гаги;

  • кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

Дети внимательно слушают задания учителя.

— Дюймовочка.

— Оловянный солдатик.

— Русалочка.

Рассматривают иллюстрацию.

Читают ключевые слова.

Делают повторные предположения.

Формулируют учебную задачу.

Дети читают по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают толкование слов.

Физкультурная пауза

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Дети выполняют упражнения синхронно с учителем.

Продолжение работы над сказкой

Работа с текстом после чтения

— Давайте проверим, насколько вы поняли, осознали главную мысль произведения. Нам помогут в этом вопросы:

— Мог ли кот иначе отнестись к своему хозяину?

— Когда люди заботятся о других, жертвуя собой?

— Чему же учит эта сказка?

— Какие качества помогли героям?

— А сейчас мы поиграем с вами в игру «Я режиссёр». Её задача –восстановить последовательность событий сказки при помощи демонстрационных сюжетных картинок, которые видите на доске.

— Молодцы! Вы без труда с этим справились!

Формулируют главную мысль сказки.

Воссоздают последовательность событий.

Итог урока

— Подведём итог урока.

— Какую сказку читали на уроке?

— К какому типу сказок относится «Принцесса на горошине»?

— Какой вы себе представили прицессу?

— А вы уверены в том, что принцесса была настоящей?

— Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?

— В каких жизненных ситуациях можно употреблять выражение «Принцесса на горошине»? Приведите примеры.

— Чему учит сказка Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»?

— Посмотрите на экран и продолжите эти предложения.

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я хочу похвалить себя за…

Я могу поблагодарить … за …

— А сейчас внимание на экран. Предлагаю послушать сказку в исполнении актёров.

(Прослушивание аудиозаписи сказки «Принцесса на горошине» )

— Принцесса на горошине.

— Бытовая сказка.

— Дети описывают героиню.

— Нет.

Дети рассуждают.

Дети приводят примеры.

Дети делают выводы.

Дети осуществляют самооценку своей деятельности на уроке.

Дети слушают аудиозапись сказки.

Задание на дом

— Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 197-200, пересказ.

— Спасибо вам за активную работу. Урок окончен.

Дети записывают задание в дневник.

  • Чему учит сказка погорельского черная курица или подземные жители
  • Чему учит сказка приключения васи куролесова
  • Чему учит сказка про емелю и щуку
  • Чему учит сказка по щучьему веленью
  • Чему учит сказка по щучьему велению 3 класс