Чему учит сказка пиноккио

Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о

Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.

011

Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.

Традиционно сказки делят на:

  • Волшебные.
  • Сказки о животных.
  • Бытовые.

Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.

Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»

Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.

022

История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.

Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.

Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.

Другие сказки

033

Сказка Чему она учит
Маленький принц Маленький принц — милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком.
 
История учит тому, что счастье — состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств.
 
Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах — выращивании цветов или в восходе солнца.
 
Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами.
Аленький цветочек История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее.
 
Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила.
 
Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа.
Премудрый пескарь Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира.
 
Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной.
 
История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким.
12 месяцев 12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой.
 
Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев.
Кладовая солнца «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди.
 
История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение.
 
Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее.
Снежная королева «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце.
 
Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.
Кот в сапогах «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях.
 
В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот.
 
Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро.
Гадкий утенок В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них.
 
Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных.
 
Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек.
 
История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь.
Бременские музыканты История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации.
 
В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах.
 
В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника.
 
Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой.
Царевна лягушка «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким.
 
Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею.
 
История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть.
 
Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации.
Красная шапочка «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
Дюймовочка Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он.
 
Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой.

055

Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.

При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.

Чему учит сказка пиноккио


2

Чему учит сказка про храброго зайца Мамин-Сибиряк?

10 ответов:

Чему учит сказка пиноккио



8



0

Сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка учит нас быть смелыми, верить в себя и в свои силы, и хорошо если при всем при этом есть у вас поддержка близких, но не стоит никогда зазнаваться.

Главные герои «Сказки про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»:

  • заяц, который хвастался, что не боится волка, а потом заручившись поддержкой близких и впрям перестал его бояться;
  • зайцы, которые сначала смеялись над зайцем, а потом восхищались им;
  • волк, который хотел съесть зайца, но оказался не таким бесстрашным на самом деле.

Чему учит сказка пиноккио



6



0

Сказка про храброго зайца это сказка о том, как заяц начал хвастаться своей храбростью, а потом и поверил в нее.

Произведение учит быть смелыми, но не только на словах, но и на деле.

Главные герои сказки:

заяц, который хвастался, что волка не боится,

зайцы, которые слушали его

и волк, хотевший съесть храбреца.

Чему учит сказка пиноккио



5



0

Главными героями «Сказки про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка являются следующие персонажи :

  • Заяц — которому надоело вечно дрожать от страха, и бояться всего вокруг ;
  • Зайцы — какие сначала смеялись над бравадой зайчишки, а потом хвалили его за «смелость» и восхищались им ;
  • Волк — хотел, как и положено, полакомиться зайчатиной, но оказался сам далеко не бесстрашным.

Главная мысль. Многое в нашей жизни происходит по воле его величества случая, но стоит поверить в свои силы, и добавить к этому поддержку близких людей, тогда сможешь сам и горы свернуть. Вот только зазнаваться после сего дела не стоит…

Главная мысль "Сказки про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

Главная мысль "Сказки про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

Главная мысль "Сказки про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

Чему учит сказка пиноккио



2



0

Д.Н. Мамин-Сибиряк написал когда-то давно «Сказку про Храброго зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» такое полное название этой сказки.

Чему учит сказка пиноккио

В ней рассказывается зайчике, который всего и всех боялся будучи маленьким, а когда он вырос, то решил никого не бояться. Однажды с ним произошел комичный случай: он хвастался всем зверям, что никого не боится, но вдруг увидел волка, подпрыгнул от страха и упал под пень. Волк от неожиданности тоже испугался и подумал, что заяц бешеный и убежал. Звери стали хвалить зайца, что он такой смелый и волка испугал. С тех пор заяц поверил в себя и правда перестал бояться.

Сказка учит нас верить в самих себя, работать над своими страхами и комплексами. Нужно хотя бы раз перебороть себя, а дальше будет легче.

Также храбрым нужно быть не только на словах, но и на деле. Если уж говоришь что-то про себя, то нужно этому соответствовать и подтверждать действиями.

Чему учит сказка пиноккио

Чему учит сказка пиноккио



2



0

В сказке Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» имеется два главных героя — это сам Храбрый заяц и это Волк. Также роль статистов, толпы, играют многочисленные зайцы.

Главная мысль этой сказки в том, что необязательно бывает быть храбрецом, чтобы считаться таковым. Иногда для этого достаточно просто воспользоваться случаем.

Сказка «Про храброго зайца» учит нас:

  1. Не хвастать попусту.
  2. Не бояться всего на свете
  3. Любой может испугаться, если его напугать неожиданно
  4. Тому, что жить в постоянном страхе невозможно.
  5. Если уж назвался смелым, то надо быть смелым до конца.
  6. Не всегда похвалы оказываются заслуженными.

Чему учит сказка пиноккио



2



0

Сказка Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» даёт читателю изображение двух главных героев. Первый гепой- Храбрый заяц, а второй герой — Волк. В произведении есть и другие зайчики, но это просто слушатели главного героя.

Главная мысль поучительной сказки состоит в том, что храбрецом можно называться, но не быть им на самом деле. Главное оценивать себя обьяктивно, а не делать вид, что ты такой храбрый, а таковым на деле не являться.

Сказка «Про храброго зайца» учит не быть хвастливым, не бояться, так как всю жизнь нельзя жить в преддверии того, что что-то произойдет и бояться этого. А если решил проявлять смелость, то быть смелым надо до конца.

Чему учит сказка пиноккио



2



0

В забавной сказке Мамина-Сибиряка мы знакомимся с главным героем — храбрым Зайцем, который прежде был трусливым. Причем он боялся не только волка, но даже треска веток и звука падающего комочка снега.

Но однажды надоело зайчику бояться и он решил стать смелым, что и объявил своим сородичам. Маленькие зайчата, взрослые зайцы и старые зайчихи были свидетелями бахвальства Зайца, и все они являются второстепенными героями сказки.

Главным героем можно назвать и Волка, который подслушал хвастливые речи Зайца и решил отобедать именно этим глупым зайчишкой. Но Заяц сумел убежать от свирепого хищника, хотя на самом деле ему было очень страшно. Волк решил со странным зайцем не связываться и убежал прочь с лесной полянки.

Сородичи вскоре нашли храброго Зайца и стали верить в то, что он бесстрашный и смелый. Да и сам хвастунишка поверил в то, что отныне он никого не боится.

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно верить в себя и в свои возможности. Хорошо, если поддержать веру помогают близкие родственники и друзья.

Сказка учит читателей, что хвастать и важничать не следует, лучше, если вас похвалят другие люди. Это будет означать, что вы и в самом деле чего-то стоите.

Чему учит сказка пиноккио

Чему учит сказка пиноккио



2



0

Сказка Дмитрия Мамин-Сибиряк «Про храброго зайца» очень поучительная, учит тому, что хвастаться всем, какой ты храброй не надо, а надо в своих поступках показывать свою храбрость, решительность и смелость. В этой сказке два героя. Один из них Заяц с длинными ушами, косыми глазами и коротким хвостом, который хвастался, что волка не боится. Другой герой — Волк, который оказался не таким уж храбрым, когда заяц прыгнул ему на спину, подумав, что ему стрельнули чем-то, убежав прочь. Сказка написана простым языком, поэтому легко читается и воспринимается, рекомендую её прочитать, так как в ней много поучительных моментов.

Главная мысль этой сказки состоит в том, что надо всегда верить в свои возможности, но соизмерять свои силы, а если не можешь что-о сделать сам, то обратиться за помощью к своему окружению, друзьям и близким людям.

Чему учит сказка пиноккио



1



0

Главные герои сказки про храброго зайца:

  • Заяц-хвастун.
  • Зайцы, которые слушали главного героя.
  • Волк, который охотился на зайца.

Эта сказка учит приходить на помощь, быть смелым, храбрым, не бояться опасности, преодолевать трудности, ну и, конечно же, не хвастаться и не разбрасываться пустыми словами, совершать добрые и хорошие поступки и верить в себя несмотря ни на что.

Чему учит сказка пиноккио



1



0

Сказка весьма поучительная. Ее полезно прочитать всем детям.

Герои сказочной истории:

  1. Свирепый сердитый Волк охотился на Зайца, однако легко оказалось напугать самого серого хищника.
  2. Большой хвастун Заяц, который аовсюду называл себя храбрым, но больше всего он боялся волка.

Совершать хорошие добрые поступки, помогать в нужную минуту учит эта сказка.

https://text.ru/anti­<wbr />plagiat/5b955f65cc053

Читайте также

Чему учит сказка пиноккио

Совсем коротенькая сказка. Повествующая о том как Лиса зазевалась считая ворон и провалилась в колодец. Там было немного воды, утонуть она не могла. Но и вылезти тоже. Так и сидела. Мимо проходил Козёл и спросил её «Кумонька, что ты там делаешь»?

-От жары спасаюсь, Сказала Лиса.

-Прыгай сюда, вместе посидим.

Простодушный козёл поверил плутовке и прыгнул в колодец. А Лиса была ещё недовольна:

-Чуть не задавил….

После чего вскочила козлу на спину, дальше на рога и выпрыгнула из колодца

А доверчивого козла люди нашли только через три дня. И не дали умереть от голодной смерти вытащив из колодца.

Сказка учит не быть доверчивым. Особенно к посторонним. И особенно к таким как Лиса. Которая известна своей хитростью и коварством.

Не подумав, не надо совершать опрометчивые действия и поступки. В частности здесь: прежде чем в колодец прыгать, надо было знать как из него выбираться. Про что конечно простодушный Козёл не сообразил. Во что то «влезая» подумай о выходе, можно и так сказать. Ну и Лиса конечно… Считая «ворон» на забывай смотреть под ноги.

Не быть наивным, простодушным, слишком доверчивым и невнимательным. Не влезать в непонятные истории и ситуации.

Чему учит сказка пиноккио

«Серая шейка»- удивительная сказка Дмитрия Наркисовича ! Весь сюжет настолько захватывает и держит тебя в постоянном напряжении до тех пор, пока не узнаешь развязку истории милой уточки со сломанным крылом. И всё же, хочется выделить в ней не один, а два момента, и вот почему.

Впервые я услышал эту сказку от родителей, когда мне было года четыре. Тогда самым волнующим для меня было развитие действий — с замиранием сердца я слушал о том, как день ото дня полынья становилась всё меньше, и лиса вот-вот должна схватить Серую Шейку…

А когда уже немного подрос мой сын, и я открыв эту книгу, моментально погрузился в сюжет -сразу же почувствовал не только осеннюю прохладу и неприятное дуновение северного ветра, но и страшное безысходное материнское горе старой Утки, каждая слезинка какой неимоверно сильной болью пронзала моё сердце…

Великим всё же мастером пера был Мамин-Сибиряк !

Что понравилось в сказке "Серая Шейка".

Что запомнилось в сказке "Серая Шейка".

Чему учит сказка пиноккио

«Русалочка»- очень известная и любимая сказка датского писателя Ганса Христиана Андерсена. В ней рассказывается о молодой русалке, которая отказалась от своей жизни в море, чтобы получить бессмертную душу и любовь принца, которого она спасла от гибели после крушения корабля. Самые главные герои этой сказки Русалочка и Принц. Также можно назвать главной героиней Морскую ведьму, что дала Русалочке зелье, чтобы обрести ноги, но забрала ее прекрасный голос. А также соперницу Русалочки Принцессу с храма, которая завоевала любовь Принца и стала причиной гибели Русалочки.

Чему учит сказка пиноккио

Чему учит сказка пиноккио

Данная сказка автора входит в сборник «Аленушкины сказки». Дмитрий был прекрасным русским писателем, прозаиком, драматургом и сказочником. Среди его произведений встречались также : романы(около 15), и около тринадцати рассказов,очерков и повестей.

Чему учит сказка пиноккио

В сказке Теремок присутствуют мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Получается всего шесть персонажей. Очень часто читаю эта сказку своему 9-месячному малышу, а он делает вид, что понимает))

Чему учит сказка пиноккио

Текст: Павел Басинский

Седьмого июля 1881 года в римской «Газете для детей» началась публикация книги Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». А в 1935 году «красный граф» Алексей Толстой сдал в издательство «Детгиз» переделку, или, как сказали бы сегодня, ремейк, «Пиноккио» – сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Параллельно она печаталась в газете для советских детей «Пионерская правда».

Рinocchio в буквальном переводе – «сосновый глаз», круглый след от сучка в бревне или полене. Burattino – «кукла», «марионетка». Не только сюжет, но и имя героя Алексей Толстой позаимствовал у Коллоди, ведь на итальянском название его сказки звучит как «Le avventure di Pinocchio. Storia d’un burattino».

Но на сюжетной схеме и имени главного героя сходство двух сказок и кончается. Это две совершенно разные и самостоятельные вещи – и по содержанию, и по морали, и даже по смыслу.

Толстой писал своего «Буратино», на некоторое время оторвавшись от работы над «Хождением по мукам». Перед этим он перенес инфаркт. Можно понять, почему ему хотелось превратить назидательную и в целом грустную сказку Коллоди в веселую, жизнерадостную сказочку о счастливом деревянном человечке. Ведь «Приключения Пиноккио» – это тоже своего рода «хождение по мукам», потому что в сказке деревянная кукла проходит целый ряд мытарств и испытаний, и все для того, чтобы из дерева стать живым мальчиком. В сказке Толстого дерево так и остается деревом, и это, пожалуй, самое главное различие двух книг.

Чему учит сказка пиноккио

Иллюстратор Mattotti Lorenzo — Приключения Буратино/Пиноккио/kids-pix.blogspot.com

Так случилось, что в детстве первой мне попала в руки книга Коллоди в изумительно красочном болгарском издании на русском языке. Да, сперва заинтересовался картинками. Но сказку я читал со слезами и потом, читая «Буратино», возмущался: здесь все не так, зачем Толстой врет!

Я и сегодня остаюсь фанатом «Пиноккио». Кстати, во Флоренции, родном городе Карло Коллоди, стоит памятник Пиноккио с надписью: «Бессмертному Пиноккио — благодарные читатели в возрасте от 4 до 70 лет».

Да, книга Коллоди, в отличие от сказки Толстого, назидательна. Коротко ее мораль можно сформулировать так: слушайся отца своего, не ленись, учись, трудись в поте лица, не верь тем, кто обещает тебе быстрый успех и дармовое богатство, ухаживай за больными, и тогда есть шанс, что ты станешь человеком. В противном случае ты станешь ослом или, в лучшем случае, так и останешься деревянным болваном. Но согласитесь, что мораль эта очень актуальна для нашего времени.

Чему учит сказка пиноккио

Иллюстратор Mattotti Lorenzo — Приключения Буратино/Пиноккио/kids-pix.blogspot.com

В сказке Толстого мораль иная. Будь веселым и беспечным, не слушай никого, живи по своей воле, будь смекалистым и ловким, если нужно, обманывай, за это все тебя полюбят, и в конце концов ты поймаешь птицу удачи за хвост. А то, что при этом так и останешься деревом, не важно.

Я благодарен судьбе, что первым прочитал «Пиноккио». Может, где-то на уровне подсознания эта книга меня чему-то научила. Так же, как безумно талантливая сказочка Толстого чему-то научила других.

«Пиноккио» – книга весьма сложная. В ней постоянно присутствуют библейские мотивы. Чего стоит огромная рыба, которая проглотила сначала создателя Пиноккио старого Джеппетто, а потом и самого Пиноккио. Это явный отсыл к библейской Книге пророка Ионы. В ней Иона не послушался Господа, призвавшего весь город раскаяться в грехах, и бежал на корабле, но на море поднялась страшная буря. С помощью жребия моряки узнали, в этой каре повинен Иона и бросили его в море, где его проглотил кит. Пиноккио часто оказывается в море и не тонет, потому что деревянный. Его пытаются утопить – тоже бесполезно.

В сущности, оставаясь деревом, Пиноккио практически неуязвим, да и бессмертен. Став человеком из плоти и крови, он становится уязвимым и смертным.

Но именно к этому кукла шла через ряд испытаний, и в этом она обретает свое счастье.

Счастье Буратино – Золотой Ключик, которым открывается потайная дверца в стене хижины Папы Карло (прозрачный намек на создателя «Пиноккио» Карло Коллоди), где находится волшебный театр, где всем будет весело.

Только не думайте, что я занижаю значение сказки Толстого. Просто это разные книги.

Я выбираю «Пиноккио».

Пять отличий сказки Коллоди от сказки Толстого:

– Хозяин кукольного театра Манджафуоко (буквально – «огнееед») – добрый и щедрый. Карабас Барабас – злой и жадный.

– Пиноккио помогает Добрая Фея. У Толстого кукла Мальвина сама постоянно нуждается в помощи.

– В книге Коллоди нет Золотого Ключика. В сказке Толстого – это главный двигатель сюжета.

– Характер Пиноккио меняется на протяжении книги. Буратино как был куклой, так и остается.

– Действие «Пиноккио» занимает 2 года и 8 месяцев, примерно 1000 дней. Приключения Буратино – 6 дней.

ПОСЛЕСЛОВИЕ МИХАИЛА ВИЗЕЛЯ

Чему учит сказка пиноккио

Я обычно не позволяю себе дополнять коллегу Басинского, но итальянская литература отчасти входит в число моих профессиональных интересов. И я, естественно, немало размышлял об одном из самых известных ее персонажей, давно ставшим нарицательным, как Дон Кихот или Остап Бендер. Разумеется, речь идет именно о Пиноккио: Буратино за пределами русского языка неизвестен до такой степени, что однажды в 2002 году я поставил в неловкое положение американского итальянца, профессора соответствующей кафедры ведущего американского университета, который написал монографию о Пиноккио как о первом андроиде и похвастался мне, что собрал упоминания о нем во всех культурах – но, как выяснилось, о русском Буратино от меня услышал впервые. Что, подозреваю, стоило мне академической американской карьеры, да и бог бы с ней.

Чему учит сказка пиноккио

Иллюстратор Mattotti Lorenzo — Приключения Буратино/Пиноккио/kids-pix.blogspot.com

Сейчас я понимаю, что был категорически неправ – не только потому, что не удержал язык за зубами, сам проявив наивность, достойную Буратино в начале его пути, но, главное, потому, что Пиноккио и Буратино – персонажи действительно совершенно разные. И книги, главными героями которых они являются, — тоже.

«Приключения Пиноккио» — это, я совершенно согласен с Павлом Валерьевичем, «Хождение по мукам»: долгая и мучительная эпопея, в ходе которой герои набираются экзистенциального опыта и нравственно совершенствуются. При этом, несмотря на игривое вступление, одно из самых известных в европейской литературе («Жил-был… «Король!» — немедленно воскликнут мои маленькие читатели. Нет, дети, вы не угадали. Жил-был кусок дерева».) – эпопея непомерно затянутая и чудовищно дидактичная, если не сказать «морализаторская». Особенно если читать ее не до, а после остроумной и стремительной авантюрной истории, «пикарески», говоря языком Премудрого Сверчка, про Буратино.

Даже если не вчитывать, что рыдающий по кукле с голубыми волосами декадентствующий Пьеро – это утрированный Александр Блок (Бессонов в «Хождении по мукам»), а «доктор кукольных наук, директор знаменитого театра» Карабас, деспотичный режиссер с кнутом в руках – народный артист республики Мейерхольд (хотя отчего же не вчитать?), несомненно: Буратино – это не персонаж-страдалец, а персонаж-трикстер, взбаламучивающий пространство вокруг себя. Попав в театр, против своей воли срывает представление. Попав в болото – буквально взбаламучивает и болото. И умудряется при этом выходить сухим из воды именно потому, что он как бы деревяшка – то есть не склонен к рефлексиям, как Пьеро, и совершенно неутомим и неуязвим, в отличие от доблестного Артемона.

Чему учит сказка пиноккио

Иллюстратор Mattotti Lorenzo — Приключения Буратино/Пиноккио/kids-pix.blogspot.com

Он и впрямь не развивается нравственно, а только набирается житейского опыта. Но его счастье – это всё-таки не просто место, где ему и его друзьям «будет весело», как коллодиевская «страна игрушек», а театр – место, где они смогут реализовывать свои таланты. На пользу общества, между прочим. «Мы свое призванье не забудем – смех и радость мы приносим людям», – мог бы спеть Буратино. Развитие через нравоучение – девиз века XIX, века Пиноккио и Коллоди. Развитие через игру, через энтертейнмент – девиз века XX. Нетрудно прикинуть, какой из них oкaзaлся ближе к нам, людям века ХХI. К добру ли? Судить нашим потомкам.

«Волшебник страны Оз» и «Волшебник Изумрудного города» плагиат?

Немалую роль в воспитании детей оказывает роман Л.Ф. Баума «Волшебник страны Оз» и её пересказ «Волшебник Изумрудного города».

Ведь в основу обоих произведений заложена замечательная идея: каждый в состоянии стать самому себе волшебником.

Чему учит сказка пиноккио«Волшебник страны Оз» тоже относится к заимствованию. Но в плане воспитания весьма полезна.

И действительно, в трудных и опасных ситуациях Страшила демонстрирует незаурядную изобретательность, Железный Дровосек – чудеса самопожертвования, а Трусливый Лев в минуты опасности проявляет поразительное бесстрашие.

И то, чем наделил их Гудвин (у Баума – Оз), – всего лишь плацебо, позволившее им обрести уверенность в себе.

Тот же посыл можно рассмотреть в прекрасной сказке С. Прокофьевой «Приключения жёлтого чемоданчика». Помните, как Петя, боявшийся собственной тени, храбро защищает Тому от Гришки и его друзей?

Сатира в сказках

Однако сказка не только учит добру.

Во многих сказках присутствует и сатирический подтекст. А в эпоху цензуры жанр сказки давал автору отличную возможность выразить отношение к существующим реалиям.

Правда, цензоры всё равно чувствовали скрытый смысл, и когда А.С. Пушкин написал свою «Сказку о золотом петушке», они были, мягко говоря, не в восторге.

Чему учит сказка пиноккио«Сказка о золотом петушке» — образец тонкой сатиры.

Однако «состава преступления» тут не было: ведь в сказке говорилось не о правившем в то время монархе и не о его предшественниках.

И в советское время в сказках присутствовал элемент сатиры. Вспомним тот же «Золотой ключик»: когда сыщики-доберманы схватили Буратино, на его вопрос, в чём дело, они ответили: «Там разберут».

Пиноккио и Буратино в чем отличие?

Став постарше, дети зачитываются приключениями Буратино и его литературного прототипа Пиноккио. Трудно сказать, какая версия лучше, у каждой есть свои достоинства.

Так, например, главный враг Буратино Карабас Барабас действует на протяжении всей книги А.Н. Толстого и гораздо ярче и интереснее, чем его литературный прототип Манджафоко, который в книге К. Коллоди показан совсем мало.

Чему учит сказка пиноккиоКак не крути, а Буратино не оригинальный персонаж, хотя книга очень интересная. Но авторские права явно нарушены

Кроме того, в «Приключениях Буратино» есть и такие яркие персонажи, как Дуремар и черепаха Тортилла, а местами присутствует и сатирический компонент (об этом мы поговорим позже).

Но книга о Пиноккио глубже, чем её литературный ремейк. Ведь если цель Буратино – добыть золотой ключик, то цель Пиноккио – стать настоящим мальчиком из плоти и крови (проще говоря – стать человеком).

И главный враг Пиноккио – он сам. Поначалу К.Коллоди планировал завершить сказку гибелью Пиноккио, повешенного грабителями (а грабителями, как известно, были Кот и Лис).

Но, к счастью, передумал завершать книгу на столь грустной ноте, и в данном конкретном случае она от этого только выиграла.

В противном случае это была бы очередная назидательная история о том, что бывает с плохими мальчиками, когда они не слушаются старших и не следуют добрым советам.

Напрашивается сравнение Пиноккио с Сизифом (правда, Пиноккио в отличие от Сизифа, выполнявшего абсолютно бесполезную работу, стремился к вполне определённой цели): почти достигнув желаемого, он срывается.

К сожалению, не во всех экранизациях эта идея озвучивается, не является исключением и великолепный мультфильм Диснея.

«Королевство Кривых Зеркал» как пример сатиры

Ярким примером является и сказочная повесть В. Губарева «Королевство Кривых Зеркал», как и снятый по ней фильм А. Роу.

В этой книге, как и в фильме, двойной смысл. Прочитав «Королевство…», юные читатели осознают, что не бывает абсолютно мелких недостатков, что лень, эгоизм и рассеянность, неприятные в повседневной жизни, в экстремальных обстоятельствах могут привести к куда более тяжёлым последствиям.

Чему учит сказка пиноккио«Королевство Кривых Зеркал» учит детей быть внимательными к жизни и судьбе, своей и других людей.

Так, Оля часто теряет ключ от квартиры, и бабушке приходится вновь и вновь заказывать новый ключ, а когда её подруга-отражение Яло потеряла ключ от кандалов зеркальщика Гурда, последствия могли быть фатальными.

Но более взрослый читатель уловит в этой чудесной сказке и острую сатиру на тогдашние реалии.

После выхода книги в печать у В.Губарева возникли проблемы, несмотря на то, что ему пришлось делать реверансы.

Например, Оля часто повторяет: «Я же пионерка, я не могу бросить человека в беде», Нушрок срывается с башни и разбивается насмерть при виде Олиного красного галстука, а сама Оля на предложение жителей остаться в их стране отвечает, что она должна вернуться в свою замечательную страну и хочет, чтобы они построили у себя такую же счастливую жизнь…

«Вниз по волшебной реке» как тонкая аллегория

Остросатирической является и сказочная повесть Э. Успенского «Вниз по волшебной реке», по ней был снят фильм «Там, на неведомых дорожках…», в котором роль Кащея блистательно сыграл Александр Филиппенко (тем, кто не видел, настоятельно рекомендую посмотреть).

Вообще тема Кащея неоднократно возникала в отечественном кино, но если фильм А. Роу «Кащей Бессмертный», где сыграл Г. Милляр, – отсылка к Гитлеру, то Кащей в исполнении А.Филиппенко явно напоминает Сталина: он не стремится к захвату чужих земель, но устанавливает диктатуру в своём царстве.

Чему учит сказка пиноккиоКадр из фильма «Там на неведомых дорожках…»

И, конечно же, сказки Е. Шварца, особенно «Каин Восемнадцатый» и «Убить дракона». Обе были экранизированы: первая – Н. Кошеверовой, вторая – М. Захаровым (правда, в Московском театре им. Ленинского комсомола до этой экранизации шла пьеса Г. Горина).

Однако фильм М. Захарова с О. Янковским и А. Абдуловым в главных ролях получился ещё острее.

Так что, как сказал А.С. Пушкин, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Диана Анатольевна Уманская, специально для проекта «Символистика».

Алексей ФИЛИППОВ

24.11.2021

«Я буду играть самого себя и прославлюсь на весь свет»: Коллоди, Толстой и деревянные человечки

Двадцать четвертого ноября 1826 года, 195 лет назад, родился Карло Коллоди (настоящее имя — Карло Лоренцини), автор повести «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы».

В 1881-м, 140 лет назад, его повесть начала публиковаться в «Газете для детей». В начале января 1936-го, 85 лет назад, написанная по мотивам «Пиноккио» сказка Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» продолжала печататься в «Пионерской правде». В декабре 1936-го спектакль по «Золотому ключику» вышел в театре Наталии Сац.

Алексей Толстой начал переводить «Пиноккио», затем написал самостоятельное произведение по мотивам повести Коллоди. «Золотой ключик» издавался и переиздавался, он стал любимой книгой советских детей. В предисловии Толстой рассказал о том, что Буратино приходится роднее итальянскому деревянному человечку:

«Когда я был маленький — очень, очень давно, — я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио или похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски — буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».

Читать «Пиноккио» в детстве Толстой не мог, зато в эмиграции он редактировал перевод. Но это была не единственная литературная мистификация. Детская книга оборачивается изощренной литературной игрой и актуальной для 1936-го полемикой, — обо всем этом много написано.

…Карабас Барабас — Мейерхольд. Пьеро, Мальвина и Арлекин – любовный треугольник Блок, Белый и Любовь Дмитриевна Блок. Золотой ключ был на фамильном гербе графов Толстых. На «занавеси» «чудной красоты кукольного театра», находке Буратино и его друзей, блестит «золотой зигзаг молнии», напоминающий чайку на занавесе Художественного театра. Мейерхольд был в немилости с 1934-го, когда Сталину не понравилась его «Дама с камелиями». Государственный театр имени Мейерхольда закроют в 1938-м, в 1940-м его расстреляют. Одна из последних фраз «Золотого ключика имеет отношение к Карабасу Барабасу: тот «увидел, как последние из его актеров удирали через лужи в новый театр, где весело играла музыка, раздавался хохот, хлопанье в ладоши». Она точно вписана в попахивающую кровью околотеатральную полемику тех лет.

Но тут есть и другое: те, кто читал «Пиноккио» в детстве, наверняка помнят, какое впечатление производила книга. Это на редкость мрачное и достаточно странное произведение. Коллоди несколько раз пытался закончить повесть, но мешали требовавшие продолжения читатели, и почившие было герои оживали. В первом варианте повествование заканчивалось тем, что героя повесили.

«Пиноккио» жесток: главный герой убивает молотком сверчка, откусывает лапу коту. У Пиноккио сгорают ноги. Фея с лазурными волосами умирает. Позже она снова объявится в виде немолодой женщины, но читателя-ребенка это не утешает. Умрет от непосильных трудов и голода превращенный в ослика озорной и непослушный ребенок Фитиль. Исправившийся Пиноккио превратится в чудесного живого мальчика – но тогда будет жалко безжизненную деревянную куклу, его бывшее тело: «Голова его была свернута набок, руки безжизненно висели, а скрещенные ноги так сильно подогнулись, что нельзя было понять, каким образом он вообще может держаться в вертикальном положении».

«Пиноккио» — характерная для XIX века книга воспитания. За каждым поступком обязательно следует воздаяние, плохие получают по заслугам, хорошие и трудолюбивые люди оказываются вознаграждены. Всюду видна жесткая мораль, встающая за страницами книги жизнь чрезвычайно сурова. Это сказка, но за ее сюжетом ощутима куда более безжалостная и безнадежная, чем в нашем 2021-м году, реальность. Надо соблюдать раз и навсегда установленные правила и усердно трудиться. Жизнь — это испытание. Мир несправедлив: Пиноккио не попадает под амнистию, потому что он не преступник. Удовольствия строго дозированы – в Стране развлечений у Пиноккио и Фитиля вырастают ослиные уши. Они не делают из этого верных выводов и превращаются в ослов.

«История деревянной куклы» полна аллегорий. Книга Толстого проще и веселее, она не пугает, не предлагает задуматься, не учит жить правильно. При желании в ней можно увидеть нечто на тему классовой борьбы: Карабас Барабас собственник, на его стороне власть и полиция, гонимые и неимущие куклы выходят из столкновения с ними победителями. Но в ноябре 2021-го интереснее взглянуть на веселого и никогда не сдающегося Буратино и с другой стороны: он чрезвычайно напоминает самого «красного графа», Алексея Николаевича Толстого.

Деревянному человечку интересно решительно все. Буратино подвержен соблазнам, его влечет к приключениям, по сравнению с Пьеро и Мальвиной он циничен. Герой не тонет в воде, его невозможно победить, в конце концов, он находит чудесный кукольный театр – теперь Буратино и его друзья будут счастливы и богаты, деньги им принесет искусство.

О житейской ловкости Толстого и его умении выходить из трудных обстоятельств ходили легенды и в среде литературной эмиграции, и в Союзе писателей СССР: вольно или невольно он написал автопортрет. К тому же в «Золотом ключике» ощутимо толстовское ощущение жизни — это веселое, увлекательное приключение. Жизнь полна опасностей, но сдаваться нельзя.

В конце тридцатых годов Советский Союз жил мечтой, а повседневность была тяжела, порой невыносима – и советские люди не стали бы читать рассказывающую о том же самом повесть Коллоди. Книга Толстого заканчивалась изображением кукольного рая, и это наверняка способствовало ее феноменальному успеху:

«На маленьких деревьях с золотыми и серебряными листьями пели заводные скворцы величиной с ноготь. На одном дереве висели яблоки, каждое из них не больше гречишного зерна. Под деревьями прохаживались павлины и, приподнимаясь на цыпочках, клевали яблоки. На лужайке прыгали и бодались два козленка, а в воздухе летали бабочки, едва заметные глазу».

Прочитав такое, не хочется унывать – ведь впереди счастье.

А слова Буратино «Чудаки, в комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь свет!» можно отнести и к автору «Золотого ключика». 

  • Чему учит сказка оле лукойе
  • Чему учит сказка перышко финиста ясна сокола
  • Чему учит сказка петушок золотой гребешок
  • Чему учит сказка падчерица краткий ответ
  • Чему учит сказка о рыбаке ирыбке