Чему учит сказка петушок золотой гребешок

Образовательная ные область и: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.тема занятия: пересказ сказки колосок с использованием серии сюжетных картин.возрастная группа:

Образовательная (ные) область (и): Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Тема занятия: «Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин».

Возрастная группа: средняя группа. (4-5 лет)


Планируемый результат: воспитанники научились составлять пересказ, внимательно слушая указания воспитателя, помогать друг другу, разработали пересказ.

Предварительнаяработа: художественное слово;  рассказ; беседа; проблемные вопросы;  слуховая и зрительная наглядность;  дидактическая игра;  практическая работа; индивидуальная работа;  пояснения;  анализ.

       №

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно — мотивационный этап

1-2 минуты

Введение детей в тему.


Здравствуйте ребята! Предлагаем Вам взяться за руки и подарить друг другу улыбки.

Словестный: вопрос-ответ

Дети приветствуют педагога и своих друзей.

Психологическая готовность детей

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

2-3 минуты

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Ребятки, посмотрите, что я вам сегодня принесла. (из корзинки достаю муляжи хлебобулочных изделий).  Как вы думаете что это? А как это назвать одним словом?

Мы знаем, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Этот путь долгий и стоит труда многих людей. Я сейчас расскажу вам украинскую народную сказку «Колосок».

Словестные: вопрос-ответ, беседа

Наглядный: показ.

Хлебобулочные изделия, изделия из теста.

Мотивация на деятельность и принятие проблемы и ее решение

2.2.

Этап восприятия материала

5-7 минут

Формирование речевых навыков.


Рассказывание сказки воспитателем с демонстрацией слайдов.

Беседа по содержанию сказки и словарная работа.

Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Про кого эта сказка?

Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста: «Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово?»

Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок?  

А что значит замесить тесто?

Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

Какую работу выполнял Петушок?

Что сделали мышата, когда пироги были готовы?

Петушок угостил мышат? А почему?

Чему нас учит эта сказка?

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

Фонопедическая   гимнастика.

«Петушок пшеницу серпом сжал,  — дети   резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Снопов навязал —  Произносят «ш-ш-ш… »  вращая кулачками по коленям.

На мельницу свозил. — Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».

Ветер летит, крылья мельницы вертит.  — Произносят  звук [у], круговые махи руками.

Получилась мука хороша, легка. — Произносят «п… п… », пальцы рук резко сжимают и разжимают.

Петушок из муки напек пироги. — Руками «пекут пирожки»,  произнося слог ля в высоком регистре.

Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. — Произносят «пых… пых… ».

Молодцы, пирожков мы напекли, а теперь садитесь. Я вам расскажу сказку еще раз, слушайте внимательно и запоминайте, чтобы вы смогли ее рассказать сами.

 Пересказ сказки детьми.

Входят «мыши» — дети старшей группы., они  грустные, в руках колосок.

Словесный метод: прочтение сказки.

Дети заинтересованно слушают сказку.

Отвечают на вопросы педагога.

Выполняют гимнастику.

Дети по очереди пересказывают сказку.

Дети заинтересованно наблюдают за мышатами.

Смотрят презентацию.

Выполняют движения по тексту.

Восприятие информации, полученной ранее, необходимой для успешного усвоения нового

2.3.

Этап практического решения проблемы

5-7 минут.

Усвоение, закрепление, расширение речевых  умений и навыков

Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?

Мышата. Круть и Верть.

Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?

Круть: «Наш дружок Петушок

Вкусных пирожков испёк

Ну, а нас не угостил,

Ведь на нас сердит он был.

Мы ему не помогали,

От работы убегали,

Стыдно очень нам теперь

За безделье и за лень».

Верть: «К Петушку мы приходили

И прощения попросили.

Обещали не лениться,

Вместе хорошо трудиться.

Снова в поле побежали,

Колосок там отыскали.

Вот пришли у вас спросить,

Что с ним делать, как нам быть?

Нам, ребята, помогите,

Пирожки печь научите!»

Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Давайте расскажем, мышатам как  колосок превратить в хлеб. Посмотрите на экран — презентация слайдов «Как делают хлеб».  

Ну что, мышата, вы все поняли?

Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим пирожки печь.

Динамическая пауза: «Петя – Петушок».

«Петя, Петя – петушок,

Золотой гребешок, (делают гребень над головой),

Маслена головушка, (гладят голову),

Шёлкова бородушка, (гладят подбородок),

Что ты рано встаёшь, (хлопают в ладоши),

Голосисто поёшь, (Поют «ку-ка-ре-ку»),

Деткам спать не даёшь? (поют «ку-ка-ре-ку»).

Игра «Назови ласково».

Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.

Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос.

«Булка – булочка.

Батон – батончик.

Пряник – пряничек.

Пирог – пирожок.

Хлеб – хлебушек.

Сушка – сушечка.

Баранка – бараночка.

Сухарь – сухарик.

Лепешка – лепешечка.

Пышка – пышечка».

Наглядный: демонстрация,
Игровой метод

Играют в игру.

Укрепление артикуляционного аппарата детей, формирование умения, внимание.

3.

Заключительный этап

2-3 минуты

Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта

Наше занятие и подошло к концу…

Чему вы учились на занятии?  Что вам понравилось?

Входят мышата, вносят пирожки.

Мышата. Вы нас научили печь пирожки, мы хотим угостить вас, и обещаем больше не лениться.

Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.

Ребята, а какой вам фрагмент больше всего понравился?
Давайте, я вам ещё раз его прочитаю.

Словесный: вопрос-ответ

Дети делятся своими впечатлении о проведенных опытах, вступают в диалог с воспитателем, что было для них более интересно.

Воспроизведение полученной информации.

На чтение 8 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Сказка о золотом петушке Александра Пушкина читать сюжет

Эта сказка начинается с описания не очень легкого положения, в которое попала целая страна. А всё дело в том, что государство это одолевали злые соседи. То с одной стороны нападут, то с другой. К одной границе все силы бросит царь Дадон, но армия уже с другой стороны нужна.

Замучился царь, никто не мог дать ему дельный совет. Но вот обратился царь-старик к одному волшебному мудрецу, тоже старику. Тот помог царю, подарив ему удивительного петушка – золотого. Это магическая птица взлетела на самый высокий шпиль, стала сторожить границы. Как только враг подходил, петушок будил всю армию, указывал, с какой стороны опасность… И всё наладилось в стране. Тут бы и сказке конец, но не всё так оказалось просто.

Всё-таки появился сильный враг у границ – не из соседей, хоть и злых, но привычных. Отправил царь туда свою армию. Силен враг, пришлось подкрепление царь послать под руководством сына. А после – ещё армию с другим сыном. И нет вестей.

Забеспокоился Дадон, засобирался сам он на войну. Приехал – видит поле боя. И вот его сыновья, убитые. Такое ощущение, что они друг друга убили в бою друг против друга… Но как такое возможно? Царь зарыдал от ужаса, от своей одинокой старости – никого у него не осталось больше. И свита его заплакала. Почему же погибли царевичи?

И тут увидел царь шатёр. Видимо, главный враг там. Поспешил царь туда, но увидел лишь прекрасную девице. Это была царица из дальних краёв. Тут же утешился царь, забыл о погибших сыновьях! Влюбился, как никогда… Девица эта прекрасна, а ещё и добра, и вежлива. Царица себе на уме, но старику, вроде бы не отказывает, а он и рад.

Обещает ей рай на земле, везёт её, будто жену, к себе во дворец. На пути счастливый царь встретил того самого волшебника, который ему подарил золотого петушка. Приблизился мудрец к царю с просьбой важной. И попросил вдруг, чтоб царь ему отдал эту девицу. Возмущенный царь сказал, что тот может просить всё, что угодно… Хоть полцарства! Но мудрецу нужна была только девица.

Разозлился старый царь ужасно, в гневе стал кричать на того, кто помог ему… И стукнул его своим жезлом по голове. Из старика и дух вон. Подарок его – золотой петушок вдруг снялся со своего «насеста», подлетел к царю Дадону и клюнул того по голове. От удара мстительной птицы царь и скончался. А царица рассмеялась лишь и растаяла. Что это было за наваждение?  Шамаханская царица то была. 

Вот такая загадочная сказка Александра Пушкина.

<glav>Другие тексты:</glav>← Полтава↑ Пушкин АлександрМоцарт и Сальери →

Отзыв о сказке о золотом петушке

Чему учит сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке — Александр Сергеевич Пушкин

  Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя. Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать! Справят здесь, — лихие гости Идут от моря… Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочёту и скопцу. Шлёт за ним гонца с поклоном.   Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. “Посади ты эту, птицу, — Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся”. Царь скопца благодарит, Горы золота сулит. “За такое одолженье, — Говорит он в восхищенье, — Волю первую твою Я исполню, как мою”.   Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: “Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!” И соседи присмирели, Воевать уже не смели: Таковой им царь Дадон Дал отпор со всех сторон!   Год, другой проходит мирно; Петушок сидит всё смирно. Вот однажды царь Дадон Страшным шумом пробуждён: “Царь ты наш! отец народа! — Возглашает воевода. — Государь! проснись! беда!” — “Что такое, господа? — Говорит Дадон, зевая, — А?.. Кто там?.. беда какая?” Воевода говорит: “Петушок опять кричит; Страх и шум во всей столице”. Царь к окошку, — ан на спице, Видит, бьётся петушок, Обратившись на восток. Медлить нечего: “Скорее! Люди, на конь! Эй, живее!” Царь к востоку войско шлёт, Старший сын его ведёт. Петушок угомонился, Шум утих, и царь забылся.   Вот проходит восемь дней, А от войска нет вестей; Было ль, не было ль сраженья, — Нет Дадону донесенья. Петушок кричит опять; Кличет царь другую рать; Сына он теперь меньшого Шлёт на выручку большого. Петушок опять утих. Снова вести нет от них! Снова восемь дней проходят; Люди в страхе дни проводят; Петушок кричит опять; Царь скликает третью рать И ведёт её к востоку, — Сам, не зная, быть ли проку.   Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. “Что за чудо?” — мыслит он. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шёлковый шатёр. Всё в безмолвии чудесном Вкруг шатра; в ущелье тесном Рать побитая лежит. Царь Дадон к шатру спешит… Что за страшная картина! Перед ним его два сына Без шеломов и без лат Оба мёртвые лежат, Меч вонзивши друг во друга. Бродят кони их средь луга По притоптанной траве, По кровавой мураве… Царь завыл: “Ох, дети, дети! Горе мне! попались в сети Оба наши сокола! Горе! смерть моя пришла”. Все завыли за Дадоном, Застонала тяжким стоном Глубь долин, и сердце гор Потряслося. Вдруг шатёр Распахнулся… и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя. Как пред солнцем птица ночи, Царь умолк, ей глядя в очи, И забыл он перед ней Смерть обоих сыновей. И она перед Дадоном Улыбнулась — и с поклоном Его за руку взяла И в шатёр свой увела. Там за стол его сажала, Всяким яством угощала; Уложила отдыхать На парчовую кровать, И потом, неделю ровно, Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищён, Пировал у ней Дадон.   Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала. Под столицей, близ ворот, С шумом встретил их народ, — Все бегут за колесницей, За Дадоном и царицей; Всех приветствует Дадон… Вдруг в толпе увидел он, В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый, Старый друг его, скопец. “А! здорово, мой отец, — Молвил царь ему, — что скажешь? Подь поближе! Что прикажешь?” — — Царь! — ответствует мудрец, — Разочтёмся наконец, Помнишь? за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою. Подари ж ты мне девицу. — Шамаханскую царицу… — Крайне царь был изумлён. “Что ты? — старцу молвил он, — Или бес в тебя ввернулся? Или ты с ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский, Хоть коня с конюшни царской, Хоть полцарства моего”. — Не хочу я ничего! Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу, — Говорит мудрец в ответ. Плюнул царь: “Так лих же: нет! Ничего ты не получишь. Сам себя ты, грешник, мучишь; Убирайся, цел пока; Оттащите старика!” Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон. — Вся столица Содрогнулась; а девица — Хи-хи-хи! да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха. Царь, хоть был встревожен сильно, Усмехнулся ей умильно. Вот — въезжает в город он… Вдруг раздался лёгкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы; К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился… и в то же время С колесницы пал Дадон — Охнул раз, — и умер он. А царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.  

Главная мысль сказки о золотом петушке

БЕСЕДА

О ПРОЧИТАННЫХ СКАЗКАХ

с
детьми старшей группы

Программное содержание :

·       
Закрепить
знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров.

·       
Развивать
интонационную выразительность речи, умение строить диалог.

·       
Воспитывать
интерес к сказкам, умение понимать воспитательное значение сказки.

Виды детской деятельности:

·       
Игровая

·       
 коммуникативная.

Материалы и оборудование:

·       
портреты
сказочников, книги со сказками, ковролин, сказочные персонажи на липучке, ширма
с кукольным театром, маски, сказочные отребуты, мультимедиа.

Предварительная работа:

·       
чтение
сказок

·       
 просмотр
мультфильмов

·       
 разучивание
сценок,

·       
отображение
впечатлений в изобразительной деятельности.

-Дети, я знаю, что все вы любите сказки. Скажите мне,
за что вы их любите? ( В сказках происходят разные превращения; добро побеждает
зло; они учат быть добрыми, находчивыми, справедливыми, смелыми. )

-Какая сказка вам нравится больше всех?

-Кто пишет сказки для детей? ( писатели-сказочники).

-Каких писателей-сказочников вы знаете? (Андерсен,
Гримм,Чуковский, Перро.)

-Скажите какой русский поэт сочинил много сказок для
детей? ( показываю портрет Пушкина).

-Какие сказки Пушкина вам знакомы? ( <Сказка о
рыбаке и рыбке>, <Сказка о золотом петушке>, <Сказка о царе Салтане>.)

-А какие русские народные сказки вы знаете? (<Кот
петух и лиса>, <Три медведя>, <Лиса и волк>, <Маша и медведь>.)

-Почему сказки называются русские народные? ( их
сочинил русский народ).

-Русские народные сказки сочиняли в глубокой древности
талантливыелюди, но их имён мы не знаем, потому что сказки эти не записывались,
а передавались от одного человека к другому, от одного поколения к другому.
Рассказывая сказку, каждый рассказчик добавлял что-то своё, что-то изменял,
чтобы сказка стала ещё интереснее и занимательнее. Вот почему мы и говорим, что
автор сказок — народ, а сказки эти называются русскими народными.(обращаю
внимание детей на выставку книг.)

-Какие из сказок вам знакомы? (<Аленький цветочек>,
<Царевна-лягушка>, <Семь Семионов>.

-Вы узнали сказки по обложкам книг, а сейчас
попробуйте узнать сказку, отрывок из которой покажут вам ваши товарищи. (На
ширме двое детей показывают отрывок из сказки <Маша и медведь>, используя
персонажей кукольного театра.)

-Как называется сказка? <Маша и медведь>.

-Как вы догадались? (Так Маша говорила медведю в
сказке.)

Удалось ли ребятам передать характеры героев? (он
говорил грубым голосом, ходил в развалку; она говорила тихим голосом, но
хитреньким.)

-Как вы думаете почему эта сказка заканчивается хорошо?
Вот как важно уметь не растеряться в трудную минуту, проявить находчивость.

-Ребята, послушайте и вспомните, кто кому и в какой
сказке так говорит? <Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко
дам тебе горошку>. (<Кот петух и лиса>).

-Что вы думаете о характере кота — главного героя
сказки? (смелый, умный, не бросил в беде.)

-Какая лиса в этой сказке?( очень хитрая). Покажите
какая лиса на примере той песенки, которой она выманивала петушка из домика.(дети
исполняют роль поочерёдно, используя куклу из пальчикового театра).Чья лиса
понравилась вам больше?

Физкультурная минутка.

-Предлагаю посмотреть на экране домики и избушки из
разных сказок.

-Из каких сказок домики и какие сказочные герои в них
живут?(это ледяная избушка лисы из сказки <Заяц, петух и лиса>; это
пряничный домик, это домики трёх поросят, это теремок, это избушка на курьих
ножках.)

-Три домика для поросят выставляю на ширму в качестве
декораций. Дети, подготовленные заранее, показывают отрывок из сказки.

Кто вам в этой сказке нравится больше всех? Почему?
Как поступил Наф-наф, когда с братьями случилась беда? А что можно сказать о
Ниф-нифе и Нуф-нуфе?

Чему учит эта сказка?( трудолюбию, доброте, не
откладывать дело на потом, не бросать в беде.)

Вы мне сказали,что в сказках добро сильнее зла. Зло и
глупость в сказках наказывается, давайте вспомним, как называется сказка, где
хитрая лиса проучила глупого волка.Как она это сделала? ( в сказке <Лисичка-сестричка
и серый волк>).

-Жалко вам волка в этой сказке? (он глупый).

Предлагаю двум детям, надев маски, показать встречу
волка с лисой. Дети оценивают работу артистов.

-Дети,ведь почти не одна сказка не обходится без
волшебства и превращений. А они свершаются с помощью волшебной палочки или
волшебных слов. Вот сейчас я попробую свершить волшебство, только волшебной
палочки у меня нет,ой, волшебные слова, которые говорил Емеля, я забыла.Назовите
мне их.

-Закройте все глаза и скажите: < По щучьему велению,
по моему хотению — появись сказочный сундучок>. Это не простой сундучок, в
нём много волшебных вещей. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кому из сказочных
героев они принадлежат (золотой ключик, горошина, яблоко, корона, хрустальная
туфелька.)

-Вот сколько сказок сегодня мы с вами вспомнили. Мы
хорошо поработали и выяснили за что любим сказки. Сказки учат добру
, справедливости, трудолюбию.

Урок литературного слушания в 1 классе

Тема:   Русская народная сказка «Кот, лиса и петух»

Цель.  Создать условия для восприятия, усвоения и осмысления

              сказки “Кот, петух и  лиса”.

Задачи:

  • расширить круг чтения первоклассников;
  • учить выделять особенности народной сказки;
  • учить сравнивать сказки по авторской принадлежности;
  • формировать умение определять жанр и тему прослушанного произведения;
  • учить составлять модель обложки;
  • развивать читательские навыки  детей;
  • учить выражать свое отношение к сказке и ее героям;
  • развивать творческие способности детей.

Оборудование: 

  • мультипроектор, интерактивная доска, магнитофон, презентация;
  • аудиозапись песни лисицы из сказки; песня-заставка к телепередаче «В гостях у сказки»;
  • выставка книг-сказок: Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», русские народные сказки «Репка», «Теремок»., «Гуси-лебеди», «Кот, лиса и петух»
  • картинки с иллюстрациями сказок(6);
  • маски: кот, лиса, петух.

Ход урока.

  1. Введение в урок

-Здравствуйте, ребята. Как обычно по пятницам, у нас урок литературного слушания. Чем мы занимаемся на этом уроке. (Слушаем произведение, определяем жанр, тему, моделируем обложку, отвечаем на вопросы.)

— А давайте сегодня отойдем от привычно плана. Пошалим.

— Тогда я предлагаю вам послушать отрывок из песни.

Звучит отрывок песни – заставки к телепередаче «В гостях у сказки»

Если вы так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.

Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.

— Куда зовет нас песенка?

— Правильно, в сказку. Пойдем? Встали, сделали 3оборота вокруг себя. Сели. Ну вот, мы и в сказке.

II. Работа в группах.

— А какие вы знаете сказки?  Назовите.

— Перед вами иллюстрации сказок. Поработайте в «тройке»,  определите название сказки.

Проверка: дети показывают картинку, называют сказку — учитель показывает  аналогичную книжку, дети с помощью учителя называют автора.

— Подумайте, на какие группы их можно разделить. Разделите. (авторские и народные)

Проверка на интерактивной доске (ИД)

Почему вы так разделили?(есть автор, нет автора)

— Молодцы, надеюсь это поможет нам в дальнейшей работе на уроке.

.

  1. Работа со сказкой.
  1. Словарная работа.

— А сейчас я расскажу вам … ой, чуть не проговорилась. А что я вам расскажу – вы определите сами. В рассказе встретятся такие слова — прочитайте их.

(Работа со слайдами: дремучие боры, онемел, лавка, гусляр.

дремучие боры — густой хвойный лес;

онемел — не разговаривал;

лавка — деревянная скамейка

гусляр – музыкант, народный певец, играющий на гуслях)

  1. Слушание сказки.

Слушайте: жили-былив лесу , кот да петух. Кото ходил в лес  в лес на работу, а петуха дома сидел да за домом глядел. Вот проведала лиса, что петушок один дома остается и захотела его унести. Пришла она к избушке, уселась под окошко и запела:

Аудиозапись

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку,

Петушок открыл окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поет? А лиса схватила его в когти и бежать. Лиса бежит, а петух кричит:

— Понесла меня лиса за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Котик-братик, спаси  меня!

Кот услыхал крик , бросился в погоню, настиг лису, отбил петуха и принес его домой.

— Смотри же, Петя, — говорит ему кот, — не выглядывай в окошко, не верь лисе: она съест тебя и косточек не оставит.

На другой день кот опять  ушел в лес на работу и велел петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Как только кот ушел, лиса опять пришла к избушке и запела:

Аудиозапись

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку,

Петух ходит по избе, молчит, не отзывается. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит:

— Нет, лиса, не обманешь! Ты хочешь меня съесть… и косточек не оставишь.

— Полно, Петя! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтобы ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел, на мое добро поглядел!

И она запела сладким голосом:

Аудиозапись

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку,

Петух выглянул в окошко, а лиса его в когти. Закричал петушок:

— Понесла меня лисаза темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Котик-братик, выручай меня!

Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

— Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко — съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же, слушай меня! Я завтра далеко уйду.

Вот опять кот ушел на работ, а петушок дома сидит.  Лиса подкралась под окошко и тут же песенку запела. Три раза пропела, а петух все молчит.

— Что это, — говорит лиса, — ныне Петя совсем онемел!

— Нет, лиса, не обманешь меня! Не выгляну в окошко.

Лиса бросила в окно горошку да пшенички и снова запела:

Аудиозапись

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку,

— Да, посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня всяких диковинок! Полно, не верь коту! Если бы я хотела тебя съесть, то давно бы это сделала. А то видишь — я тебя люблю, хочу тебя в люди показать да уму-разуму научить, как надо на свете жить. Да покажись же, Петя! Вот я за угол уйду!

И притаилась за стеною…

Петух вскочил на лавку, высунул голову в окошко, а лиса его в когти — и была такова! Петух закричал во все горло, но старик и кот были далеко и не слыхали его крика.

Долго ли, коротко ли, воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать. Кот тотчас же нарядился гусляром, захватил в лапы дубинку и отправился к лисицыной избушке. Пришел и начал наигрывать на гуслях:

— Стрень-брень, гусельцы, золотые струночки! Дома ли Лисафья, дома ли с детками, одна дочка Чучелка, другая Подчучелка, третья Подай-челнок, четвертая Подмети-шесток, пятая Трубу-закрой, шестая Огня-вздуй, а седьмая Пеки-пироги!

Лиса говорит:

— Поди, Чучелка, посмотри, кто такую хорошую песню поет?

Чучелка вышла за ворота, а гусляр стук ее в лобок — да в коробок и снова запел ту же самую песню. Лиса посылает другую дочку, за другою — третью, за третьей — четвертую, и так дальше. Какая ни выйдет за ворота — гусляр свое дело сделает: стук в лобок — да в коробок! Перебил всех Лисицыных деток поодиночке.

Лиса ждет их и не дождется. “Дай, — думает, — сама посмотрю!”

Вышла за ворота, а кот размахнулся дубинкой, как хватит ее по голове — из нее и дух вон! Петушок обрадовался, вылетел в окно и стал благодарить кота за свое спасение. Воротились они домой и стали себе жить-поживать да добра наживать. А лиса больше ни ногой к коту и петуху.

III. Беседа после чтения.

1. Выявление первичного восприятия;

-Понравилось вам произведение?

-Чем  понравилось?

-Что не понравилось?

— Когда было весело?

— Когда было грустно?

IV. Физкультминутка «Имитационные упражнения»

-Хотите побыть в роли наших героев?

«Лисичка»

-Девочки, покажите, как лисичка кралась, какие глазки хитрые сощурила, как подпрыгивала, в окошко заглядывала.

«Смелый котик»

Мальчики, покажите, какой котик смелый, отважный. Шёл котик по лесу, шагал, никого не боялся. Храбрый котик.

«Петушок»

Покажите все вместе, каким голосистым был петушок, как он кукарекал.

V. Упражнение в моделировании и работа в тетради .

— Определите жанр этого произведения? (сказка)

— Докажите, что это сказка?

— Какая геометрическая фигура заменит слово “сказка” на модели? (круг)

— О ком эта сказка? (о животных)

— Какого цвета будет круг? (коричневого)

Откройте тетради, запишите число, нарисуйте часть модели обложки.

— Кто автор этой сказки? Посмотрите на книжку.

— Почему же у этой сказки нет одного автора? (Давным-давно многие люди не умели писать и читать, но они были хорошими выдумщиками. И вот один человек придумал сказку и рассказал другому, другой добавил своё и рассказал следующему. Так сказка дошла до нас.)

-Как на модели обложки показываем автора произведения? Надо сегодня рисовать?

– Как называется эта русская народная сказка? (Кот, петух и лиса.)

– Обозначьте в тетради название сказки.

Проверка на ИД.(1 ученик у доски)

— Ребята, назовите правильно произведение, которое мы слушали.

— Закройте тетради, положите на край парты.

VI. Работа с текстом.

— А сейчас вернёмся к сказке. Назовите главных героев сказки. (кот, лиса, петух).

— Возьмите книжки, откройте по закладке. Прочитайте начало сказки.

Слушайте: жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот понёс ему есть, а петуха оставил стеречь дом.

— Каким был петушок? (глупый, простодушный, наивный, благодарный.)

-Что же случилось с петушком? Почему?

— Что можно сказать про лисичку?  Какая она? (хитрая, коварная, подлая)

— Как вы понимаете «льстивая»?

(Льстивая произошло от слова «лесть». Лиса любила красиво говорить о ком-то, но не всегда это было правдой.)

— Зачем приходила лисичка к петушку? Что хотела лиса?

— Что в сказке повторяется? (песенка лисы)

— Какой была песенка лисы?

— Для чего она так пела?

— Прочитаем песенку лисы .

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку,

— Давайте ее выучим.

— Кто же помог петушку? Ребята, а какой котик? (храбрый, верный, трудолюбивый)

— Кого бы вы взяли в друзья? Почему?

— А с кем бы не стали дружить? Почему?

— Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

— Что хотел донести до нас русский народ?

— Какой урок мы возьмём из неё? (Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.)

VII. Работа с иллюстрациями. Инсценировка.

Рассмотрите книжку. В ней много иллюстраций-картинок. Расскажите, что происходит.

— Посмотрите на слайд и расставьте правильно иллюстрации.

 — Давайте, инсценируем первую  иллюстрацию.

(Выбираются актеры: кот, лиса, петух, избушка (2 ч.), кулисы (6 ч.), зрители.)

VIII. Подведение итогов.

–Какое произведением вы сегодня слушали? (Русскую народную сказку «Кот, лиса и петух»)

– Чему учит нас эта сказка?

-Ну что ж пора возвращаться в школу. Встали, сделали 3 оборота вокруг себя  на месте. Мы опять в школе. Урок окончен.

.

  • Чему учит сказка падчерица краткий ответ
  • Чему учит сказка о рыбаке ирыбке
  • Чему учит сказка о царе салтане для читательского дневника 1 класс
  • Чему учит сказка о царе салтане пушкина для читательского дневника
  • Чему учит сказка о царе берендее жуковский