Чему учит сказка паустовского теплый хлеб

История написания рассказ теплый хлеббыл написан г.к. паустовским в 1954 году. он больше обращен к детской аудитории. хотя война была

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема: Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»

Триединая цель урока: 

1. Образовательная:


— формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
— обучение обобщению прочитанного, услышанного.

2. Развивающая:

— развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

— развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

— развивать речь при составлении устного рассказа.

3. Воспитательная

— формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
— формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Этапы урока:

  1. Вызов
  2. Осмысление содержания
  3. Рефлексия

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: текст сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), таблица-кластер (приложение 2), плакат «Солнышко», кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб.

Словарная работа: добро, зло, теплый.

                                                 ХОД УРОКА

  1. Вызов

Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали?

Слово учеников: Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине.

Слово учителя: Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока.

    1. Сообщение темы, цели и задач урока

Кроссворд  (слайд 1-12)

Вопросы кроссворда:

  1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)
  2. Как называет автор спасенного коня? (вороной) 
  3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)
  4. Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)
  5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)
  6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (мороз)
  7. Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)
  8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)
  9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)
  10.  Кто по мнению бабушки мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)

Слово учителя: Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема сегодняшнего урока Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб» (слайд 13).

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться. Как вы понимаете эти слова? (слайд 14).

Учащиеся: Доказывают, приводят аргументы

Постановка цели

Цель урока доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька. (слайд 15)

Учитель:  Молодцы! А давайте, ребята, вспомним типы сказок.

Учащиеся: Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка.

Учитель:  К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?

Учащиеся: Социально-бытовая сказка

Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой – мальчик Филька. Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит (слайд 16-17)

Учащиеся: Филька-мальчик, который проживает со своей бабушкой, он невежда, эгоист. Филька совершает зло- прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. После этого деяния всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и решает загладить свою вину.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после.

  1. Осмысление содержания

Анализ образа главного героя.

Учитель: Для начала давайте найдем в тексте легенду, которую рассказала Фильке бабушка. (стр.69) (учащиеся зачитывают легенду) (слайд 18)

Перед вами лежат заготовленные кластеры таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу? (слайд 19)

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

Отношение к лошади:

Речевая характеристика:

Вывод:

Учащиеся: (примерные ответы) 

Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

 Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод:  научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

Учитель: Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.

3. Релаксация (включается музыка) (слайд 20)

 Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

Учитель: А теперь давайте вернемся к нашим эпиграфам. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка? (слайд 21)

Учащиеся: Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба». Как же произошло примирение? (слайд 23)

Учащиеся: зачитывают сцену примирения (стр.75)

Учитель: Дома вам нужно было подобрать пословицы и поговорки о хлебе. Как вы думаете, почему сказка названа «Теплый хлеб»? Что олицетворяет собой хлеб? Что значит эпитет «теплый»? (слайд 24)

Учащиеся: Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению. Учитель: Когда хлеб становится теплым?

Учащиеся: Когда все согреты теплом души, общая радость

Рефлексия

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый. (слайд 25)

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем кружочек.

     Учитель:

  Немало встречается злого
  В любой человечьей судьбе.
  А скажут лишь доброе слово –
  И легче на сердце тебе.
  Но доброе слово такое
  Не каждый умеет найти,
  Чтоб справиться другу с тоскою,
  Невзгоды осилить в пути.
  Нет доброго слова дороже,
  Заветного слова того,
  Но редко, друзья мои, все же
  Мы вслух произносим его.

  Марк Шехтер

 Задание на дом: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?» Учитель: Всем спасибо за внимание! До свидания!

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Поделиться

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   
ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ                               ДЕТСКИЙ
САД № 9 «ЛАСТОЧКА» Г.РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

(МДОУ
«Детский сад № 9 «Ласточка» г. Ртищево Саратовской области)

Россия, 412034, Саратовская область, г. Ртищево, ул.
Образцова,2,

Конспект
НОД

по
речевому развитию

Тема:
Чтение рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»

подготовительная
группа «Буратино»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/108b/00094bd2-5d2f9f77/img18.jpg

Выполнила:
воспитатель

Семенова
Наталья Васильевна

Цель:
Познакомить
детей с рассказом К. Паустовского «Теплый хлеб».

Задачи:
Познакомить
детей с рассказом К. Паустовского «Теплый хлеб». Формировать целостное
восприятие текста. Развивать интерес к художественной литературе. Совершенствовать
умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Учить
отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширять словарный запас,
совершенствовать грамматический строй речи. 

Развивать
речь
, мышление, слуховое восприятие, память. Воспитывать доброту,
вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их,
бережное отношение к природе.

Материал: Портрет
К. Паустовского, презентация, иллюстрации и музыка.

Ход
занятия:
Дети встали в круг.
Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг
другу частичку добра.

Игра «Назови ласково соседа».
Дети передают мяч соседу и говорят

ласковое слово.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку
Вот он –
Тёплый, золотистый. 
В каждый дом, 
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем – 
Здоровье, наша сила, 
В нем – 
Чудесное тепло. 
Сколько рук
Его растило, 
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Показываю. Одним
из даров, выращенных человеком, является хлеб.

Ребята, какой бывает хлеб(Душистый, свежий, мягкий,
пышный, вкусный, теплый, черный,
белый
)

Одним из даров,
выращенных человеком, является хлеб.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с писателем
Константином Георгиевичем Паустовским.
Показываю портрет. Родился он в Москве. У него было 2 брата и сестра. Его отец
был железнодорожником, и они часто переезжали с места на место. Первый свой
рассказ
он написал в последнем классе. Писал Константин
Георгиевич
о природе. Свои рассказы он посвятил детям. Его
книги учат любить природу, быть наблюдательными, уметь фантазировать, быть
добрыми и честными.

Сегодня
мне хочется познакомить вас с мудрым рассказом, которую написал К. Паустовский
«Теплый хлеб», а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…

— Рассказ «Теплый хлеб» был написана после победы в Великой
Отечественной Войне спустя 9 лет. События, описанные в ней, происходят во время
Гражданской войны. Это было очень трудное и голодное время.

Словарная работа:

В этом
рассказе вы услышите слова

Кавалеристы.
Кто это такие? род войск, в котором для ведения боевых
действий или передвижения использовалась верховая лошадь.

Что
такое окрик?громкий крик

Что
такое округа?окружающая местность (всё что нас окружает)

Что
такое ломоть?отрезанный ножом плоский кусок хлеба

Что
такое полынья?незамёрзшее или растаявшее место на поверхности реки
или другого водоёма.

Что
такое околица? — край деревни.

Что
такое плотина? – (Плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и
т. п., устраиваемое поперек реки для поднятия уровня воды или поперек оврага
для образования искусственного пруда).

Водяная
мельница? -(механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через
водяное колесо для размола зерна).

Чтение рассказа
с показом презентации.

Краткое
содержание рассказа

Командир
кавалеристского отряда оставил в Бережках (так называлась деревня) коня,
раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат,
мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся
в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог,
и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

По деревне
говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый
считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь —
раненый, пострадал от врага.

В той же
деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька
по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька
хмуро отвечал: «Да ну тебя!».

Зима
в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже
собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.

Однажды
во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо
посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его
по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул
на животное.

И вот
после этого злорадного окрика и случились ‹…› те удивительные
дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что
сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Из глаз
коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул
хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе,
перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит
конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

Метель
затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка,
застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз —
все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые
брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.

Бабка
расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» —
колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать
не будет, потому что река промёрзла до дна.

От бабки
мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто
лет назад.

Десять
лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена
в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал
её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

А случилось
это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека
с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб,
а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил
перед ним на землю заплесневелую корку. Тогда свистнул солдат,
и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения
сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик,
и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё
не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.

Ночью
Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы
и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику

«изобрести
спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым
конём.

Разговор
этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она
наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру
собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка.
Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет
свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать
в помощь ребятам деревенских стариков.

На следующее
утро все собрались, разложили костры и работали до полудня.
А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер, и земля
начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы
появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала —
хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний
ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.

Всем
известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому
вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот,
мол, опять завралась старая.

Панкрат
намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся
хлеб.

Утром
Филька с мальчишками притащил к мельнице буханку тёплого хлеба
и угостил им коня. Но конь хлеба не взял, а попятился назад. Тогда Филька
сильно заплакал перед всей деревней. Ребята притихли, а Панкрат потрепал коня
по шее и сказал: «Не пужайся! Филька не злой человек. Бери хлеб, мирись! Конь
съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза
от сытости и удовольствия».

Все
радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно,
хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто
не слушал.

Воспитатель: Ребята, я хочу,
чтобы ваши глазки немного отдохнули. Посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на
несколько секунд станут бабочками.

Релаксация со зрительной гимнастикой «Бабочка»

• «Бабочки летят» — поморгайте глазами сначала
медленно, потом быстро

• Закройте глаза, откройте.

• «Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.

• Закройте глаза, откройте.

Физминутка.
Колосок

Вырос в поле колосок, (Дети
сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель:
Присаживайтесь ребята на свои места, и мы попробуем с вами
разобраться чему учит нас этот рассказ.

Воспитатель:

Ребята
вам понравился рассказ?

Как
называется рассказ? («Теплый
хлеб»
).

Кто
автор? (Паустовский
Константин Георгиевич.)

Где
происходит действие? (в Бережках)
Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой
человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
Кто был свидетелем разговора? (сорока)
Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню?
(буханку свежего хлеба)
Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
Чему учит нас рассказ «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и
жестоким)
Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают
растопить «охлаждённое
сердце»
 и побеждают «злобу людскую»

Константин Георгиевич Паустовский показывает нам,
что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В самом начале
произведения «зима
стояла тёплая»
, затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде
произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым
оттого, что Филька согрел его теплом своей душиПаустовский учит нас не совершать плохих поступков.

Воспитатель:
показываю рисунок сердца, одна половина которого — черная, другая — красная. Ребята,
каким сердце было у Фильки в начале сказки, а потом? Чему учит сказка, каким
должен быть человек?
Предлагаю детям нарисовать и раскрасить сердце.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

Чему учит сказка паустовского теплый хлеб

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Чему учит сказка паустовского теплый хлеб

  • 2 слайд

    Чему учит сказка паустовского теплый хлеб

  • 3 слайд

    К.Г. Паустовский Сказка «Теплый хлеб»

    Описание слайда:

    К.Г. Паустовский
    Сказка «Теплый хлеб»

  • 4 слайд

    Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

    Описание слайда:

    Добро и зло в сказке
    К.Г. Паустовского
    «Теплый хлеб»

  • 5 слайд

    Цели:Рассмотреть, как в сказке К. Паустовского решае

    Описание слайда:

    Цели:

    Рассмотреть, как
    в сказке К. Паустовского решается проблема «добра» и «зла»?

    Определить, какие образы помогают раскрыть её содержание?

    Понять, чему учит сказка К. Паустовского
    «Теплый хлеб»?

  • 6 слайд

    Персонажи сказки «Теплый хлеб"СорокаКонь МальчикТеплый ветер Старики РебятаБ

    Описание слайда:

    Персонажи сказки «Теплый хлеб»

    Сорока
    Конь Мальчик
    Теплый ветер

    Старики
    Ребята
    Бабушка
    Мельник
    Панкрат
    Филька

  • 7 слайд

    Правила работы в группеЧётко формулировать свои мысли. Высказывать

    Описание слайда:

    Правила
    работы
    в группе
    Чётко формулировать свои мысли.

    Высказывать свою точку зрения.

    Не перебивать друг друга.

    Активно участвовать
    в обсуждении.

    Высказывания подтверждать текстом.

  • 8 слайд

    Чему учит сказка паустовского теплый хлеб

  • 9 слайд

    Чему учит сказка паустовского теплый хлеб

  • 10 слайд

    Чему учит сказка паустовского теплый хлеб

  • 11 слайд

    Чему учит сказка паустовского теплый хлеб

  • 12 слайд

    Как исправить ошибку?Преодоление… Исправление… Раскаяние… Осознание…

    Описание слайда:

    Как исправить ошибку?
    Преодоление…
    Исправление…
    Раскаяние…
    Осознание…

  • 13 слайд

    4 ступень3 ступень 2 ступень1 ступень Осознание ошибки

    Описание слайда:

    4 ступень
    3 ступень
    2 ступень
    1 ступень
    Осознание ошибки
    Преодоление стыда и страха наказания.
    Раскаяние
    Исправление

  • 14 слайд

    Символика цвета в повести.

    Описание слайда:

    Символика цвета в повести.

  • 15 слайд

    Какое из высказываний, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль

    Описание слайда:

    Какое из высказываний, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.
    Живи добрее, будешь всем милее (пословица).
    Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
    Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).
     

  • 16 слайд

    2 группа. Составить синквейн к слову Филька.  

    Описание слайда:

    2 группа.
    Составить синквейн к слову Филька.
     

  • 17 слайд

    3 группа. – Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, кото

    Описание слайда:

    3 группа.
    – Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.

  • 18 слайд

    Домашнее задание. Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовско

    Описание слайда:

    Домашнее
    задание
    .

    Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

  • 19 слайд

    Уважаемый Константин Георгиевич,я понял Вас…я хочу сказать…

    Описание слайда:

    Уважаемый
    Константин
    Георгиевич,

    я понял Вас…
    я хочу сказать…
    я почувствовал…
    я узнал…
    мне бы хотелось…

  • 20 слайд

    Стихотворение-подарок Умейте управлять собой, Во всем ищите добрые начала. И

    Описание слайда:

    Стихотворение-подарок Умейте управлять собой,
    Во всем ищите добрые начала.
    И споря с трудною судьбой,
    Учитесь жизнь начать сначала.
     
    Споткнувшись – самому вставать,
    В себе самом искать опору,
    А если двигаетесь в гору –
    Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.
     

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Цель: обучающая: выявить идею и основную мысль произведения; развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы; воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Тёплый хлеб

Похожие материалы

  • Презентация по литературе на тему Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев

  • «К.Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан» Революционный и патриотический пафос произведений. Тема жертвы во имя Родины и свободы. Традиции классицизма в поэзии Рылеева».

  • Рабочая программа элективного курса по литературе «Серебряный век» русской поэзии»

  • Рабочая программа элективного курса по литературе «Золотой век» русской литературы»

  • Урок. «Викторина по литературе»

  • Презентация Противоречивость характера Раскольникова как молодого человека 60-х годов

  • Любовь и дружба в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»

  • Литературная гостиная » Мои стихи — дневник»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454931 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Чему учит сказка оле лукойе
  • Чему учит сказка перышко финиста ясна сокола
  • Чему учит сказка петушок золотой гребешок
  • Чему учит сказка падчерица краткий ответ
  • Чему учит сказка о рыбаке ирыбке