Чему учит сказка о рыбаке и рыбке 2 класс ответы

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 100-101. укм школа россии1. каким в сказке

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.

Старик много лет зарабатывал на жизнь тем что ловил рыбу неводом. Старуха пряжу пряла и их вполне устраивала такая жизнь. Но однажды старик поймал говорящую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака отпустить ее обратно в море пообещав выполнить любое желание. Он послушал просьбу рыбки и отпустил ее обратно в море без всяких пожеланий.

Дома он рассказал о рыбке своей жене. Старухе, которой приелась нищета, не понравился его поступок, и она заставила деда вернутся к рыбке и попросить вначале просто новое корыто. Но ее жадность становилась все больше и больше. После корыта она захотела новую избу. Видя, что все ее желания легко исполняются, потребовала стать столбовой дворянкой, вольной царицей и потом владычицей, у которой золотая рыбка будет в слугах. Старуха после каждого исполненного желания становилась все более злой и привередливой. Она кричала на мужа требуя каждый раз бежать к рыбке за новым желанием. Унижала его тем что считала его недостойным ее, когда получала что все желала. Рыбка выполняла все пожелания злой старухи, жалея доброго старика.

Даже природа реагирует на настроение героев. Море тоже начинало штормить от ненасытных желаний жестокой женщины. Но рыбка рассердилась на последнее желание старухи и вернула все в то же состояние что и раньше. Остались старик ос старухой у разбитого корыта и в старой избе. Если бы не была старуха такой жестокой и жадной, то могла бы прожить со стариком еще много-много лет, но уже в богатстве. Рыбка показала, что нельзя быть чересчур ненасытным. Во всем нужно знать меру и быть благодарным за то, что получаешь от жизни в качестве подарка. Жить нужно на то что заработано честным трудом и соответственно образу жизни.

В этой детской сказке показано что нужно уметь ценить то, чем обладаешь и требовать в подарок то чего не заслуживаешь. А золотая рыбка стала символом исполнительницы любого, даже самого чудного и нереального желания.

Сюжет

Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить ее в синее море, и старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке – попросить у нее новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.

Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю, и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит – стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила жить на конюшню.

Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала ее царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила ее.

Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу, и старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.

Сказка братьев Гримм

Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со сказки братьев Гримм. Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.

Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.

Рыбка

В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.

Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.

Ведическая мудрость

В древнем индийском трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней – это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.

Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха.

Глубокий смысл сказки о рыбаке и золотой рыбке

Когда я была еще совсем ребёнком, где-то в глубине своего существа, я чувствовала, что русские сказки несут в себе послание более серьёзное, нежели поверхностные бытовые выводы о нравственности и намёки. Но под большим грузом целых десятилетей, столетий и веков, эта информация была скрыта от нас. И теперь, когда ведическая культура постепенно расширяется и начинает проникать в каждый дом, озаряя светом знания умы выдающихся современников, многие тайны находят свои долгожданные разгадки. Сегодня мы поговорим с вами о смысле и тайне, заключенной в известной сказке о рыбаке и рыбке, которую мы хорошо знаем благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, однако прототипы ее также можно найти у многих современных народов. О чем же повествует сказка? Жил был старик со старухою, у самого синего моря. Жили они аж 30 лет и 3 года, и вот однажды приключилося чудо — бросил старик свой невод в сине море, и не раз, а три раза, да ничего не выловил, а попалась в нем рыбка одна, да не простая, а говорящая. И сказала рыбка, что исполнить готова три его желания, да и попросила его вернуть ее в море. Старике же пришел в избу, землянку свою, да рассказал все старухе своей. И жадность его старухи в конце концов привела деда к полному поражению. Захотела старуха быть владычицей морскою, да чтобы рыбка была у нее самой на службе. Так и закончилось все тем-же разбитым корытом. Сказка — ложь, да в ней намёк И услышит человек сию сказку и поймёт, что жадность до добра не доводит. Ведь если бы старуха не была такой жадной, они вместе с дедом вполне могли бы удовлетвориться и тем что есть. Также кто-то сделает вывод, что старик уж слишком полагался на свою старуху и не смог взять решение в свои руки, доверил, так сказать, стратегические вопросы неразумной жене, вот и поплатился. Но на самом деле смысл и аллегория сказки намного глубже, и как мы сейчас узнаем, происшедшее всё именно таким образом в этой сказке — имеет глубочайшее значение. Тайна, скрытая в Матсье-пуране В одной из самых древнейших по современным датировкам пуране (историческое ведическое произведение), в Матсье-пуране, есть удивительная история о старике, старухе и рыбке. Эта история рассказывается в виде аллегории. Нужно отметить, что техника аллегории очень часто применяется древними ведическими мудрецами, чтобы помочь человеческому уму, погруженному в низшие модусы материальной природы лучше усвоить более возвышенные и глубокие истины. Так вот, в этой самой истории о старике и рыбке из матсья-пураны раскрывается смысл аллегории. Старик олицетворяет наше истинное Я, или саму живую душу живого существа (джива), которая есть у человека, у животного, у дерева, растения, привидения, микроба и даже минерала. Эта душа, находясь в материальном мире, согласно Ведам, пребывает в искусственной и чуждой для нее среде, поскольку ее истинная природа — духовная и полностью отлична от материи. Душа попадает в этот мир, который в сказке назван синим морем-океаном и бросает в него невод кармических желаний. Синий океан — это огромный материальный мир, который очень сложен, очень велик и могущественен. Этот мир поглощает собою душу, которая привязывается к плодам своей кармической деятельности. Так старик, влекомый вожделением (кама) вынужден бросать в море невод, пытаясь каждый раз выловить себе счастье и удовольствие. Согласно Ведам, в материальном мире человек не может быть счастлив, поскольку как уже было сказано выше — этот мир полностью противоположен его природе. Тогда возникает вопрос, как же душа может притягиваться к нему, чем этот мир так привлекает ее и почему она не может так легко выйти из под его влияния, если ее природа на самом деле более чистая и возвышенная? И вот тут мы должны подойти ко второму герою сказки — к старухе. Согласно истории, данной в Матсья-пуране, старуха олицетворяет Ложное Эго человека. Давайте же разберемся с вами, что такое это Ложное Эго. Каждый из нас обладает индивидуальностью и может отличить себя от других объектов. Каждый обладает сознанием и считает себя причиной всех своих действий. Мы говорим — Я сделал, Я посмотрел и т.д. Это указывает на то, что находясь в сознании, человек отчетливо способен различать свою индивидуальность, приходя к понимаю собственного Я. Это собственное Я и есть наше изначальное Эго, или самоосознание. Однако когда мы попадаем в этот материальный мир, наше истинное самоосознание, чистое сознание оскверняется ложным самоотождествлением. Мы забываем свою духовную природу и начинаем переносить понятия своего Истинного Эго на материальные объекты. Наше сознание обладает духовной природой, но перенося его (сознание) на материю, мы оскверняем его. В оскверненном же виде это сознание приобретает черты ложного Эго, т.е. мы считаем себя тем, чем на самом деле не являемся. Для примера давайте посмотрим на себя: у нас есть материальное тело. Мы приобретаем его в один прекрасный момент и затем расстаемся с ним. Некоторые люди способны выходить в сознании из своего тела во время сна, тем самым доказывая, что источник нашего сознания отличен от тела. Тело появляется и уничтожается, но сознание остается. Если наше сознание отлично от нашего тела, то почему же мы упорно считаем себя — своим телом? Мы делаем это потому, что наше сознание осквернено Ложным Эго. Стоит также отметить, что дословный перевод понятия Ложное Эго с санскрита звучит как [ахамкара] — ахам — я, кара — делаю. Таким образом ложное понятие о своей индивидуальность распространяется далеко за пределы нашего физического тела и охватывает наши действия и поступки. Согласно Ведам человеческая душа не способна двигаться, совершать поступки и различные действия в материальном мире, но она способна думать об этом и желать этого под воздействием материального осквернения. Частичная экспансия Бога приводит в действие все желания души и полностью отвечает за работоспособность как всего организма в целом, так и за полную функциональность всех тонких материальных тел живого существа. Именно Сверхдуша, Парам-атма, частичная экспансия Бога открывает наши глаза, переваривает нашу пищу, заставляет наше сердце биться и т.д. Сама же душа не прикасается к этой деятельности, но наслаждается или страдает от ее плодов. Когда же душа считает, что сама делает это, сама жует, сама ходит, сама разговаривает — она проявляет свое невежество, демонстрируя свое Ложное Эго (я — делаю). Теперь становится понятным, что именно благодаря осквернению материей душа получает оболочку Ложного Эго, и эта оболочка скрывает истинное знание о душе и о Боге. Олицетворением этой самой тонкой материальной оболочкой — является старуха. Третье лицо в этой сказке — это золотая рыбка. Даже в Шримад Бхагаватам мы читали о воплощении Бога в образе золотой рыбы — Матсье. Именно ее именем названа пурана, описывающая эту аллегорическую историю. Точно также в этой сказке золотая рыбка олицетворяет Бога, Верховную Личность, которая всегда пытается спасти каждую душу из океана рождений и смертей. Так давайте же теперь посмотрим что же произошло там, у берега синего моря… Старик, олицетворяющий живое существо бросает невод кармической деятельности в синее море, олицетворяющее океан перерождений и смертей, океан материальной жизни — самсару. Старик бросает свой невод, т.е. сеть (кармическая деятельность подобно сети запутывает душу так, что из нее уже невозможно выбраться наружу самостоятельно). И все броски старика не приносят ему ничего. Все плоды кармической деятельности — преходящи, они не могут принести нам должного удовлетворения и вечного счастья. В этот момент на помощь старику (душе) приходит сам Бог (в облике Золотой рыбки) и предлагает ему исполнить три его желания (обратите внимание, что Бог обращается к нашей душе, ведь именно с нашей душой Он связан самыми тесными узами). Так Бог всегда готов осыпать благословениями каждого, но мало кто знает, о чём же стоит просить у Бога. В ту минуту старик отпускает рыбку и идёт к старухе. Старуха, ложное материальное Эго старика тут же берётся за дело: проси, говорит, того, проси этого и так далее. Но что бы не просила старуха — все это только больше делает ее зависимой от Золотой рыбки. Теперь становится совершенно ясно, что генератор нашего вожделения, материальной привязанности — это наше материальное Эго. Дальше сказка подробно описывает природу этого материального Эго — Ложное Эго заставляет человека стремиться к ложным ценностям, которые сначала основываются на удовлетворении его материальных потребностей, а затем на удовлетворении его потребности быть Богом на земле. Эта потребность быть властителем есть ни что иное, как искаженное сексуальное желание. Так чистое, бескорыстное любовное стремление служить Богу, обмениваться с ним любовью (которое изначально присутствует в нас, в глубине нашей души) трансформируется до самых отвратительных форм, в которых живое существо мнит себя Богом. И здесь нужно сказать пару слов о том, что это в принципе невозможно по своей природе. Потому что джива, живое существо, является неотъемлемой частицей Бога, которая по качествам сходна с ним, но количественно или потенциально не может сравниться с ним никогда. Бог является сарва-шакти-маном, т.е. обладателем всех энергий в их полной мере, но джива по своей природе находится всегда под их властью. Сказка описывает крах, к которому приводит материалистическое сознание Дживы (души), попавшей во власть материального Эго. Золотая рыбка приходит к душе, чтобы помочь ей выбраться из могучего океана материальной жизни, но вместо того, чтобы прислушаться к голосу своего разума, душа, находящаяся во власти своего ложного самоотождествления с материей, пытается получить от Бога только материальные блага, не думая об истинном благе в духовной жизни…

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Сказки А. С. Пушкина являются примером того, как простонародный сюжет может стать шедевром высокого литературного языка. Поэт сумел в стихотворной форме передать не только характеры героев, но и обязательное условие любого подобного повествования – поучение, то есть то, чему учит сказка. «О рыбаке и рыбке» – это сюжет о человеческой жадности. Сказка «О царе Салтане» о том, что зло и коварство наказуемы, а побеждает всегда добро. Так в сюжетах всех сказок, написанных поэтом.

Краткое содержание произведения

Когда учителя объясняют школьникам, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс), они опираются на сюжет произведения. Это правильно, так как дети должны понимать, какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказки помогают детям разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра.

В сказке о Золотой рыбке сюжет начинается с того, что на берегу синего моря жили-были старик со старухой. Он ловил рыбу, она пряла пряжу, но лачуга у них старая и даже корыто разбитое.

чему учит сказка о рыбаке и рыбке

Старику повезло поймать Золотую рыбку, которая взмолилась вернуть ее в море и даже предложила за себя откуп.

Добрый рыбак отпустил ее, но старухе его благородный поступок был не по нраву, вот и потребовала, чтобы он вернулся к морю и попросил у рыбки хотя бы корыто. Старик так и сделал. Рыбка дала то, что пожелала старуха, но той захотелось большего – новую избу, затем быть столбовою дворянкой, потом свободной царицею, пока не решила стать Владычицей, у которой сама рыбка на посылках.

Мудрая рыбка выполняла просьбы старухи, пока та не потребовала невозможного. Вот и осталась старуха вновь у разбитого корыта.

Дети, читая об истории старика, понимают, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Власть и богатство каждый раз изменяли старуху, делая ее все злее. Школьники делают правильный вывод, что жадность наказуема, и можно вновь остаться ни с чем.

Сам автор вкладывал в свою сказку более глубокий смысл, особенно если учесть, что лежит в его основе.

Сказка братьев Гримм

Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со сказки братьев Гримм. Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.

Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.

Ведическая мудрость

В древнем индийском трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней – это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?

чему учит сказка о рыбаке и рыбке ответы

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.

Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха.

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

чему учит сказка о рыбаке и рыбке анализ

Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Рыбка

В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.

чему учит сказка о рыбаке и рыбке пушкина

Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.

Борьба духовного и эгоистического начала

Об этой борьбе написано немало философских, религиозных, художественных и психологических книг. Оба начала – чистая душа (в сказке Пушкина старик) и эгоизм (старуха) ведут борьбу между собой. Поэт очень хорошо показал, к чему приводит покорность и потворство эгоистическим желаниям.

Его главный герой даже не пытался сопротивляться старухе, а каждый раз покорно ходил к рыбке на поклон с новым требованием от нее. Александр Сергеевич как раз и показал, к чему приводит подобное попустительство собственному эгоизму, и чем заканчиваются его ложные, ненасытные потребности.

Сегодня фраза «остаться у разбитого корыта» применяется на бытовом уровне, когда говорят о человеческой жадности.

чему учит сказка о рыбаке и рыбке 2 класс

В философии ее смысл много шире. Не материальные блага делают людей счастливыми. Поведение старухи говорит об этом. Только она стала столбовой дворянкой, как пожелала быть царицею, а дальше – больше. Она не излучала счастье и довольство с появлением новых видов власти и богатства.

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: помнить о душе, что она первична, а материальный мир вторичен и коварен. Сегодня человек может быть у власти, а завтра станет нищим и безвестным, как старуха у того злополучного корыта.

Так детская сказка русского поэта передает глубину извечного противоборства между эго и душой, о которой люди знали еще в далекой древности.

Урок __        Литературное чтение

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: учить сравнивать авторскую и литературную сказки; учить определять последовательность событий; учить характеризовать героев на основе их поступков; учить определять главную мысль сказки; учить находить слова, которые рисуют образ моря в сказке, сравнивать море на разных этапах повествования; прививать интерес к чтению, к авторской сказке.

Планируемые результаты:

Предметные:

— определять главную мысль сказки;

— находить и анализировать описание моря в сказке;

— создавать текст в форме рассуждения на основе художественного текста.

Метапредметные:

— определять главную мысль произведения;

— находить в тексте средства выразительности.

Личностные:

-проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина;

— осознавать, что А.С. Пушкин – это великий русский писатель и поэт, гордость русского народа.

Оборудование: учебник (часть 1 , 2 класс), аудиоприложение к учебнику,  карточки  «Собери пословицы», конверты с раздаточным материалом, таблицы для групповой работы, фразы  «Закончи».

                       Ход урока.

1.Организационный момент.

Наш урок мы начинаем.

Всех мы в сказку приглашаем.

Будем думать, рассуждать,

Обязательно читать.

Героев характеризовать.

Ну, давайте начинать!

2.Актуализация опорных знаний.

  1. Выставка рисунков к сказке А. С.Пушкина.
  2. Пересказ отрывка к рисунку либо выразительное чтение отрывка.

— Почему вы выбрали именно этот отрывок?

— Чем он вам понравился?

— Почему именно эти  герои находятся на вашем рисунке?

— Дайте им характеристику.

— К какому жанру относится произведение, к которому вы приготовили рисунок?

— Какие виды сказок вы знаете?

— Чем отличается авторская и народная сказки?

— Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?

3.  Мотивация познавательной деятельности.

1) Работа в парах  «Собери пословицы»

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

— Что объединяет все эти пословицы?

— К какому герою сказки они подходят?

2) Определение темы и цели урока.

— Как вы думаете,  чем мы будем сегодня  заниматься на уроке?

— Правильно. Мы охарактеризуем главных героев и их поступки, обсудим самые интересные моменты сказки, которые усиливают её содержание и смысл, определим главную мысль произведения.

4. Организация познавательной деятельности.

1)Блиц-опрос.

— Сколько лет вместе прожили старик со старухой?

— Как называется жильё, в котором жили старик со старухой?

— Чем была необычна пойманная стариком рыбка?

-Чем старик ловил рыбу?

-Что предложила рыбка за свободу старику?

— Сколько раз старик закидывал невод в море, пока не поймал золотую рыбку?

— Каким было первое желание старухи?

— Кто такой простофиля?

—  Где жили старик со старухой в начале сказки?

— Где в конечном итоге хотела жить старуха?

—  С чем в  итоге осталась старуха?

5. Физминутка «Море волнуется раз».

2) Работа над загадкой.

Здесь — куда не кинем взор —
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?    (Море)

В сказке А.С.Пушкина уделяет особое внимание морю. Давайте найдём отрывки и прочитаем их. Но при чтении вы из конвертов на своём столе будете выбирать и в нужной последовательности выкладывать картинки о состоянии моря.

3)Выборочное чтение  с практической работой. На доске параллельно появляются картинки.

4)Анализ произведения

— Как вы думаете, почему море от раза к разу меняло своё настроение?

— Почему это происходило?

— Море в сказке А. С. Пушкина – как живое существо. Почему?

Вывод: В «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина цвет моря меняется и ветер на море усиливается по мере того, как растут желания старухи.

Хотела корыто-море слегка разыгралось.

Хотела избу-море помутилось.

Хотела быть дворянкой — море стало неспокойно.

Хотела быть царицей — море почернело

Хотела быть владычицей морскою — на море поднялась чёрная буря, ходят и воют волны.

Таким образом, Пушкин предупреждает старуху о том, что она слишком стала жадной и корыстной. Ведь она хочет всё больше и больше.

Состояние и цвет моря передают напряжение в сказке, чем больше хочет старуха, тем больше волнуется море и меняет цвет.

5)Работа в группах.

В сказке есть главные герои – это…

На партах у вас таблицы  со словами – качествами героев. Ваша задача распределить эти качества и доказать , что вы правы отрывками из текста.

В результате должна получиться такая таблица:

старик

старуха

рыбка

покладистый

алчная

справедливая

бескорыстный

жадная

добрая

безвольный, бесхарактерный

скупая

благодарная

— Кто является в сказке отрицательным героем? Почему?

— Чему учит нас сказка?

— Какова главная мысль произведения?

6) Составление небольшого текста рассуждения к пословице  «Жадность всякому горю начало». (Выслушать варианты детей, дать наводки и подсказки)

5. Домашнее задание.

Составить свой текст-рассуждение к пословице  «Жадность всякому горю начало» (устно), по желанию к нему нарисовать рисунок. В тетрадь по литературному чтению записать 2-3 пословицы о жадности.

6. Итог урока.

Вот и сказке конец, а кто слушал…(молодец)

И, вы, сегодня молодцы,

Вы, ребята, удальцы.

Представьте, что вам тоже посчастливилось поймать золотую рыбку. Какое бы вы загадали желание? Почему?

7. Рефлексия.

Закончите фразу.

На уроке мне понравилось…

Я понял, что…

Я решил, что…

Я посоветую ….

Урок заканчивать пора,

Скажу вам до свидания.

Читайте книги, детвора,

В них мудрость, опыт, знания.

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

Много захочешь

добра на видать.

Много желать

всё мало.

Ненасытному

последнее потерять.

Кто малым не доволен,

тот большого не достоин.

  • Чему учит сказка никита кожемяка
  • Чему учит сказка муха цокотуха
  • Чему учит сказка мешок яблок
  • Чему учит сказка мальчик с пальчик русская народная
  • Чему учит сказка мена