Чему учит сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс кратко

сказка о мртвой царевне и о семи богатырях а.с. пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы. автор: гаврилюк дария

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы.

Автор: Гаврилюк Дария Васильевна

Урок-исследование

Цели урока

Содержательная: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина.

Деятельностная:  помочь учащимся научиться анализировать текст сказки; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Задачи

Образовательные:

учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературы.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Маршрутный лист урока. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.

Ход урока

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин… Трудно найти человека, который не знал бы его  замечательные произведения.  Мы с раннего детства знакомы с его сказками. Пушкин жив, пока живут его сказки.

Сегодня мы продолжим работу по знакомству со сказкой.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Я расскажу вам притчу.

– Когда-то давным-давно на свете жил Человек и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился ОН в дорогу, встретилась ему на пути гора. На ее вершине стояли  два сосуда. Один  сосуд был  невзрачный  и наполнен Добром, другой очень красивый, где было  Зло. Заинтересовало Человека содержимое  этих сосудов, и решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил кувшины, перемешалось всё их содержимое и наполнило этой смесью душу человека. Живёт человек и не знает, какова его душа и  чего в ней больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что же будет предметом нашего исследования?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, о красоте человека.

Учитель: правильно, молодцы. 

А какую цель вы для себя ставите?

Узнать: Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

А легко ли распознать добро и зло?

Легко ли и всегда ли побеждает добро?

Цель нашего исследования: Раскрыть нравственный смысл  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Да, ребята, Пушкин велик.  Он является нашим классиком, т.е. человеком, который  смог увидеть и донести до нас такое, что,  оказывается,  может быть и в нашей с вами жизни в 21 веке. Конечно, у  нас другая одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200 лет назад,  но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.

Гипотеза нашего исследования – это слова грузинского поэта Шота Руставели:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина, и вы мне в конце урока скажите: так ли это?

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

3-ий этап. Актуализация знаний.

Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята,  а я нашла определение этих понятий в разных словарях . Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)

4-ый этап.  Работа над темой урока. Изучение нового материала.  Работа с текстом.

Учитель:

– Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Работа с лексикой.   – Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь?»

Заполняем таблицу, выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)

Царица

Царевна

Внешность

Высока, стройна, бела

Белолица, черноброва, красавица

Поведение, характер

Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая

Нрава кроткого такого, душа,  милая, приветливая

Цвет

Черный

Белый, красный

Другие качества

И умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница

Невеста молодая, царевна молодая, трудолюбивая

Отношение автора

Баба гневная, царица злая, злая мачеха

моя душа, царевна молодая, милая девица

Учитель

 Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая  красота?  (нет). Мы видим, что за красивой внешностью  прячется ревность, своенравие, зависть..

Заметьте, на что указывает союз НО противопоставление красоты внешней и внутренней.

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Вот такой прием в литературоведении называется АНТИТЕЗОЙ.

Антите́за (происходит от греческого «противопоставление»)

Антитеза – прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.  Записываем в тетрадь

Учитель: Какими словами описывает автор новую героиню?

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Обратите внимание  здесь опять  союз но…

Если в описании царицы красота внешняя пративопоставлена внутренней, то,  говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю:   подчёркивает, что красота души важнее всего

А какие общие черты их соединяют? (Обе красивы, Обе царского происхождения, Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

– Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? Эпитеты

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Согласны ли вы с этим?

Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Автор напоминает нам, читателям, что красота внешняя может быть обманчива

Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремиться к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!

Физкультминутка

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

Учитель: Как можно определить добрый человек или злой?  По поступкам и по отношению к другим людям.

Работа в группах по заданному плану.

1 группа:  рассказать о поступках молодой царевны в тереме богатырей, почему не приняла  их предложение?

Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни.Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.

В тереме богатырей Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана.Мне всех милей королевич Елисей”).

2группа: как характеризуют поступки царицу-мачеху? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте, а кроме пригожести её ничего не интересует. «…Она, Черной зависти полна…» приказывает Чернавке избавиться от царевны, отдать ее на съедение волкам, дает ей отравленное яблоко)

—  А почему все-таки злые люди хотят уничтожить красоту?  (Она мешает им, на фоне красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)

Что Пушкин имел в виду, говоря, что царица ломлива? Дело здесь не только в «кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана», «исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем не повинных людей.

3 Группа: Рассказать о героях, которые борются со Злом, не хотят, чтобы Зло торжествовало? Соколко, он не пускает Чернавку в терем богатырей, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Не хочет торжества злых сил и Королевич Елисей, который спасает свою невесту, потому что по-настоящему любит царевну. Он поцеловал ее, и царевна ожила, вот на что способна ЛЮБОВЬ.Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая её от вечного сна.

Любовь героев,  их красота и доброта могут творить ЧУДЕСА

Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

За что она наказана?

Учитель: А сейчас, ребята, вернемся к гипотезе нашего исследования…

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

– Каковы главные нравственные идеи сказки?

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

Автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как: зависть, злость, бесчестие.

Поэт возвышает человечность, доброту, душевность, честность, верность, благородство, способность любить.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

Мир будет добрее, если….

Мы будем счастливее, если…

Россия будет успешной страной и мы будем счастливы, если…

Учитель: Это, ребята, в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице:

1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?

а) очень доволен;

б) доволен;

в) не доволен;

г) остался безразличным.

2. На уроке я работал

в группе,

отвечал на вопросы.

Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас.

Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.Идите дорогою добра

Песня «Дорогою добра» (Слова Юрия Энтина,  музыка Марка Минкова) 

Домашнее задание:

  1. Составить Синквейн царица, царевна, поэт.
  2. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки для себя вы извлекли, прочитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Популярные сегодня темы

  • Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Тургенева

    Одно из произведений Тургенева Ивана Сергеевича, которое он назвал «Отцы и дети» является культовым. Многие люди, даже далёкие от литературы знают и даже читали эту книгу. Многие критики оценивают её очень высоко.

  • Сочинение Доброта и красота

    Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот

  • Сочинение на тему Мудрость

    Мудрость – это способность человека обдуманно принимать верные решения с учётом возникших жизненных обстоятельств.

  • Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

    Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья

  • Сочинение Мой любимый спортсмен

    Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой и американскими бегунами за «выход» из десяти секунд на стометровой дистанции

На чтение 5 мин Обновлено

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

«Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)

Австор — Пушкин А.С.

Год написания — 1833

Сколько страниц — 13

Жанр: волшебная сказка

Признаки волшебной сказки: говорящее зеркальце, так же говорящие солнце, месяц и ветер, превращение мачехи в нищенку, оживление Царевны, добро побеждает зло..

Герои сказки о мертвой царевне

  • Царевна — дочь царя. Внешне очень красивая, а по характеру добрая, застенчивая, честная и трудолюбивая. Любила королевича Елисея
  • Царь — погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице ставшей мачехой царевне.
  • Царица — мачеха — красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
  • Королевич Елисей —  искал свою невесту не жалея сил везде где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра.
  • Чернавка — служанка царицы. Она исполнила её приказ: отвела царевну в лес, чтобы её съели волки. Но пожалела девушку и отпустила ее.
  • Семь богатырей — витязи, которые полюбили царевну за её красоту кротость и трудолюбие. Семь богатырей были сильными, смелыми, честными и справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль

 Такие человеческие пороки как зависть и гордыня совсем не красят человека, а порой даже приводят к смерти. Основная мысль сказки в том, что добро побеждает зло, а истинная любовь не знает никаких преград.

План сказки о мертвой царевне

1) Рождение царевны
2) Смерть любимой жены и новая женитьба.
3) Диалог Царицы с чудо-зеркалом.
4) Зависть Царицы.
5) Приказ Чернавке.
6) Царевна знакомится с богатырями.
7) Царица дарит яблоко
8)  Отравление Царевны.
9) Хрустальный гроб
10) Елисей находит гроб и целует любимую.
11) Смерть царицы
12) Свадьба.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях кратко1) После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.

2) Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.

3) Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей и живет у них как сестра.

4) Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, откусив от него умирает.

5) Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе. Елисей разбивает гроб и царевна оживает

6) Мачеха-царица с тоски умирает,  а королевич Елисей женится на ожившей царевне.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

 Сказка учит быть добрым и справедливым и никому не завидовать. Внутренняя красота гораздо важнее внешней.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась, у нее интересный и захватывающий сюжет. Не смотря на то, что она написана в стихотворной форме, ее очень легко читать.  Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?

Мертвая царевна и семь богатырей план сказкиЦарица рожает дочь и вскоре после этого умирает. Скоро Царь жениться снова и у царевны появляется мачеха. Мачеха своенравная и горделивая женщина, у неё в приданном лишь одно волшебное зеркальце, оно ей говорит, кто на свете всех краше. Однажды зеркальце говорит, что царевна краше и милее царицы. Разгневанная царица повелевает Чернавке свести царевну в лес и привязать к дереву. Та выполняет её веление, но, пожалев, царевну отпускает.

Бродя по лесу, царица видит на терем. Там она прибралась и легла отдыхать. Возвратясь домой, семь богатырей обрадовались гостье, и предложили её жить с ними, назвали ее своей сестрой. Богатыри полюбили девушку, даже попросили стать для одного из них женой. Но та отказывает, признаваясь, что у неё уже есть жених.

Тем временем царице зеркальце говорит, что царевна жива и она ещё краше. Злая царевна снова отправляет Чернавку, убить царевну. Переодетая в старуху Чернавка даёт волшебное яблоко царевне. Царевна откусывает яблоко и засыпает мёртвым сном. Богатыри положили царевну в стеклянный гроб, который подвесили на высоких столбах.

Королевич Елисей, ища царевну, спрашивает у солнца и месяца, где ему найти любимую, и только ветер указывает ему дорогу. Королевич Елисей разбивает гроб, целует ее и царевна оживает.

Возвратясь домой, они встречают царицу. Которая, как только завидев царевну, умирает от тоски. Королевич и царевна закатывают пир в честь своего венчания.

Краткое содержание

1) Через год после смерти первой жены царь женится на красивой, но своенравной новой царице, у которой было необычное волшебное зеркальце.

2) Оно заявило царице, что теперь не она «всех красивей и милее», а падчерица, поэтому царица решила погубить девушку, поручила служанке Чернавке завести царевну в лес и оставить её там «на съедение волкам».

3) Царевна обнаружила в лесу терем, в котором жили братья-богатыри, они полюбили добрую и милую девушку как свою сестру.

4) Через какое-то время царица от зеркальца узнала, что падчерица жива, дала Чернавке отравленное яблоко и отправила её в лес, чтобы избавиться от царевны.

5) Опечаленные богатыри не поверили, что их названая сестра умерла, поэтому соорудили ей хрустальный гроб, где и обнаружил «спящую» невесту царевич Елисей.

6) Царевна ожила, счастливые влюбленные отправилась во дворец, чтобы сыграть свадьбу, а царица-мачеха при виде их так разозлилась, что разбила зеркальце и умерла.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — читательский дневник по сказке А. Пушкина

«

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была написана великим русским писателем Александром Пушкиным осенью 1833 года.

Описание книги для читательского дневника

Автор:

Пушкин Александр Сергеевич
Название произведения: «
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Жанр:
сказка в стихах
Год написания:
1833
Издательство:
РОСМЭН
Год издания:
2009

Главные герои и их краткая характеристика

Царевна — дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой. Царь — после смерти старой царицы женился на молодой красавице Царица — очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная. Семь богатырей — витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья Королевич Елисей — жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра. Чернавка — прислуга царицы, пожалела царевну.

Краткое содержание и сюжет

Старая царица ждала возвращение царя девять месяцев и когда тот вернулся, родила дочь и умерла. Через год царь женится на другой. Новая царица оказывается очень красивой, но при этом очень злой. Она постоянно спрашивает у зеркальца, кто красивей всех.

Молодая царевна подросла, у нее появился жених с хорошим приданным, и зеркальце сказало царице, что теперь царевна всех красивей. В ярости царица велит Чернавке увести царевну в лес и погубить там. Чернавка уступает просьбам царевны и отпускает ее.

Царевна не пропадает в лесу, а находит красивый терем. Она прибирается в нем и топит печку. Возвращаются семь богатырей и видят наведенный порядок. Они приглашают незнакомца жить с ними. Выходит царевна, богатыри ее узнают и оказывают разные почести.

Царевна живет у богатырей и те влюбляются в нее. Они спрашивают, не выберет ли царевна одного из них, но царевна признается, что у нее есть жених. Между тем, царица узнает, что царевна жива, и горит желанием извести ее. Она переодевается в старушку и идет к терему. Собака лает на нее, но царевна бросает старушке хлеба. В ответ царица бросает яблоко. Царевна кусает яблоко и умирает.

Так ее находят богатыри и кладут в хрустальный гроб. Между тем, королевич Елисей ищет свою любимую. Он спрашивает о ее судьбе у солнца и месяца, но те не могут ему помочь. Тогда Елисей обращается к ветру и ветер рассказывает ему про хрустальный гроб.

Елисей находит гроб и в горе ударяется о него лбом. Гроб разбивается и царевна оживает. В это время царица, как обычно беседует с зеркальцем, и зеркальце говорит о молодой царевне. Царицу берет тоска и она умирает. Елисей женится на царевне.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Царь женится на царице и та считает себя самой красивой на свете, а потому мечтает извести царевну. Она отправляет царевну в лес, но Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей. Царица узнает о том, что царевна жива и дарит ей яблочко, откусив от которого царевна умирает. Елисей по всему свету ищет царевну и ветер подсказывает ему, как ее найти. Елисей разбивает гроб и царевна оживает. Мачеха-царица с тоски умирает, а молодые играют свадьбу.

План пересказа

  • Рождение царевны и смерть матери
  • Новая супруга царя
  • Чудо-зеркальце
  • Зависть царицы
  • Чернавка в лесу
  • Царевна у семи богатырей
  • Царица дарит яблоко
  • Хрустальный гроб
  • Солнце, месяц и ветер
  • Елисей находит гроб
  • Смерть царицы
  • Свадьба

Основная мысль

Зависть и гордыня являются очень страшными человеческими пороками.

Чему учит

Эта сказка учит нас добру, тому, что добро все равно окажется сильнее зла. Она учит нас настойчивости и верности. Она учит нас, что главное в человеке — его душа, и если душа уродливая, то никакая внешняя красота не сделает человека красивым.

Отзыв и что понравилось

Эта сказка мне очень понравилась. В ней главная героиня, царевна, такая красивая и добрая, что все вокруг ее любят и жалеют. А ее мачеха-царица такая злая и завистливая, что умирает с тоски от того, что кто-то оказывается красивей ее. Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом. Очень красиво в ней представлены образы богатырей, которые занимались защитой Родины от врагов.

Вывод и мое мнение

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

Признаки волшебной сказки

  • Волшебный помощник — зеркальце
  • Волшебные существа — солнце, месяц, ветер
  • Победа добра над злом.

Главные герои

1) Царевна – дочь царя и его умершей первой жены. Красивая, добрая, спокойная, работящая девушка.

2) Царица – вторая жена царя, мачеха царевны, красивая, коварная, самовлюблённая женщина.

3) Чернавка – служанка царицы-мачехи. Не желает зла царевне, но вынуждена выполнить приказ царицы.

4) Королевич Елисей – жених царевны, в поисках возлюбленной обращается за помощью к силам природы.

5) Семь богатырей – сильные, смелые, справедливые братья. Живут в тереме, ведут общее хозяйство.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Падение из Эдема

В Ветхом Завете описано падение человечества, в лице Адама и Евы, из Эдема – духовного мира, где наши прапредки были в тонкоматериальном состоянии, в физический мир, мир твердых форм. Очень хорошо это преображение можно отследить по трем состояниям воды: газообразное — пар, жидкое — вода и твердое – снег, лед.

Мы уже знаем, что человек состоит из Духа, Души и Тела. Материя всех составляющих человека тел одна: Отец наш Небесный создал Вселенную и все, что в ней, из Себя. Почему же все такое разное? Да все дело в частотных состояниях: молекулы льда – жесткая молекулярно – кристаллическая решетка (соответствует нашему физическому миру), пригрело солнышко – связь между молекулами льда ослабевает, молекулы становятся более подвижными – вода (соответствует миру нашей души – тонкоматериальному), при более сильном нагреве молекулы еще отдаляются друг от друга – пар (мир духа). И получается, что материя наших «кожаных одежд» отличается от того состояния, в котором находился Адам в Эдеме, лишь частотой. А частота состояния материи зависит от чистоты наших эмоций и помыслов, от искренности чувств, идущих из сердца. Наигранность не меняет состояния материи: «быть или казаться» — «да – да, нет – нет, все остальное от лукавого» (Новый Завет).

«Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна»

.Царь – Дух, царица – материя земли. В кожаных одеждах мы перестали слышать голос Духа в себе. Он как бы уехал далеко.

..« Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля, Вся белешенька земля».

Холодно, холодно на земле без Отцовской любви. Выпав из Эдема, мы оказались в холодном застывшем мире.

Главная мысль

Добро, даже если на его пути встречается множество препятствий, побеждает несправедливость. Настоящая любовь преодолеет все преграды, она творит чудеса. А зло и козни, которые человек причинил другим, со временем возвращаются к нему и приводят к гибели.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

Зло человека от юности его

Переход из 4 большого Эона в пятый, ознаменовался Ноевым потопом. После чего: « И сказал Господь в сердце Своем: не буду проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его». (Бытие гл.8, ст. 21) Генетики в 21 веке изучили геном человека и обнаружили, что он содержит в себе всю биологическую цепочку от простейших организмов до птиц и животных (Все шесть дней Творения). И только небольшое количество генов (венец творения) выделяет человека из мира животных. Человечество нарабатывало это понимание долго: через боли и страдания, переходя от одного социального строя к другому, более прогрессивному, всегда держа в глубинах памяти ту любовь, которую дал нам Отец Небесный при нашем творении.

…«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

…Поднялась и расцвела,

…И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.»

«Елисей – объединяющий дух и материю, создающий триединство на Земле для мысленного восхождения в жизни после рождения, соединяя прошлое, настоящее,и будущее духоматериальностью бытия». Такое определение имени Елисей я нашла в Ведах. Имя это слявянское. Из чего можно сделать вывод, что Александр Сергеевич описал в сказке события, которые происходят и будут происходить на нашей славянской земле, в России матушке. А королевич Елисей, по всей вероятности, это Господь наш Иисус Христос: сыскался, то есть Россия приняла веру христианскую.

Главная заповедь, которую принес Сын Божий на землю – да любите друг друга. И любовь медленно прорастает в наших сердцах.

Сват – Дух Святой, а приданое — семь Рас (или Эонов) человечества и те, кто уверовав, спасутся — «сто сорок теремов». В настоящее время завершается переход из 5 большого временного периода в 6. Если в длительность 4 Эона человечество осваивало свои «кожаные одежды» — жизнь в физическом мире, в 5 Эоне мы развили свои чувства и постарались преобразовать их из состояния животных инстинктов до уровня высших человеческих эмоций. В наступающем 6 Эоне, как сообщают нам эзотерики, человечеству предстоит развить Разум, то есть научиться самостоятельно мыслить.

Сейчас на земле уже есть люди, умеющие мыслить свободно. Для них вся планета дом родной. После того как в нашем сознании высокие чувства соединятся с развитым разумом, мы сможем вернуться в Эдем, где продолжим обучение уже в иных, светлых мирах, чтобы стать со-творцами Отцу нашему Небесному.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Рождение Спасителя

« Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь».

Сочельник. Ночь перед Рождеством. Родился Спаситель. Принес в мир Любовь.

…«Издалеча наконец

Воротился царь – отец.

На него она взглянула,

Тяжелехонько вздохнула

«Восхищенья не снесла

И к обедне умерла».

Материя физического мира, времен Ветхого Завета, оплодотворенная Духом, взрастила в себе Божье зерно и родила Любовь. Родила своего младенца и ушла: зерно в земле как бы погибает, давая жизнь новому ростку. Это закон жертвы: если семя в земле не погибнет, то не взойдет новое растение. Ветхозаветное время – время освоения нашего физического тела: «кожаных одежд». Человек адаптировался к жизни в физическом мире. Оно закончилось рождением в мир Спасителя. Главная заповедь, которую Он принес в мир – Да Любите друг друга!

Истоки формирования сказочного сюжета/ 1pushkin.ru

Еще находясь в ссылке в Михайловском имении (1824 год), Пушкин Александр Сергеевич активно занимается сбором материала для написания сказочных повествований. Он много читает. Русские и зарубежные авторы дают темы, как для размышления, так и для частичного заимствования сюжетных линий.

Однако наиболее весомый вклад оказывает народное творчество. Ссылка обуславливает ограничение в передвижении. Поэт живет в замкнутом пространстве, следовательно, и круг общения для него также ограничен. Поэтому Пушкин досконально изучает как крестьянский быт, так и духовное народное начало. Песни, былины, сказки, старинные обряды, поверья – все служит неисчерпаемым источником для формирования последующих творческих замыслов. Крестьянская жизнь незамысловата, однако, очень богата духовно. Поэты из народа не знали грамоты, поэтому свои произведения они передавали в устной форме.

Многое для своего творчества Пушкин заимствовал из рассказов своей няни-крестьянки. Увлекательные сказочные повествования Арины Родионовны, украшенные присказками и поговорками, завораживали. В детстве загадочные нянины рассказы будоражили воображения. В зрелости – заставили оценить прелесть и богатство народной мудрости, красоту и самобытность русской словесности.

Сказочный сюжет пушкинской сказки не нов. Заимствованные сюжетные линии можно найти как в русских, так и в иностранных произведениях. Наиболее узнаваемые из отечественных произведений – это сказки:

  1. «Морозко»,
  2. «Волшебное зеркальце» («Самоглядное зеркало») или «Мертвая царевна»,
  3. «Падчерица».

В народном сказочном повествовании «Падчерица», главная героиня умирает после того, как одевает на себя отравленную нательную рубаху. Хоронят «заснувшую» девушку ее названные братья (разбойники) в хрустальном гробу, в лесной чаще, привязав гроб цепями, серебряными, к высокому дубу. И только влюбленный в падчерицу юноша смог впоследствии разбудить ее.

Аналогичное сюжетное развитие прослеживаются в сказках «Тысячa и oдной нoчи». А так же в произведениях европейских авторов, в частности, в произведении немецких авторов Я. и В. Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Много общего можно найти между сказкой Пушкина и народными сказаниями или иностранными произведениями. Однако, гениальный поэт смог создать свое уникальное творение, собрав воедино все самое лучшее. Реалистичные картины русской природы и быта. Лиричное описание героев. Ирония и сатира. Русские идеалы. Вот основные критерии, которые превратили сказочное пушкинское повествование в шедевр мировой литературы.(статья принадлежит сайту 1pushkin.ru)

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.

Видео краткое содержание Мёртвая царевна

Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

  • Чему учит сказка о рыбаке и рыбке для читательского дневника
  • Чему учит сказка о колобке
  • Чему учит сказка о молодильных яблоках и живой воде 6 класс сочинение
  • Чему учит сказка незнайка и его друзья
  • Чему учит сказка о животных