Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Из истории созданияна творчество александра сергеевича во многом повлияли рассказы его няни арины родионовны. именно она поведала писателю много русских

Из истории создания

На творчество Александра Сергеевича во многом повлияли рассказы его няни Арины Родионовны. Именно она поведала писателю много русских народных сказок, на основе которых тот создал свои волшебные шедевры. Интерес к народному творчеству подтолкнул Пушкина к написанию следующих сказок: «Золотой петушок», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке».

В мастерстве сказочника Александр Сергеевич соревновался с известным В. А. Жуковским. Написание произведений для детей стало удовольствием для писателя. Полное название книги — «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она стала итоговым творением среди сказочных произведений писателя. Сказка вошла в сборник стихотворений Пушкина 1832 года.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Жанровое своеобразие

Перед тем как составить краткий рассказ «О царе Салтане» нужно внимательно прочитать книгу и определить её жанр. Так как у произведения есть автор, то оно относится к литературным сказкам в стихотворной форме. Вот его жанровые особенности:

  1. Присутствует волшебство.
  2. Герои попадают в невероятные приключения: плавают в бочке, превращаются в лебедя, летают за море в царство Салтана.
  3. Оказывается сторонняя помощь. Герои помогают друг другу взаимно.
  4. Троекратно повторяются некоторые моменты.
  5. Добро побеждает зло.

Ребята с удовольствием следят за приключениями юного князя Гвидона, превращениями царевны Лебеди, добрыми деяниями царя-батюшки.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царь Салтан – государь, отважный воин, добрый и справедливый правитель.
  • Князь Гвидон – сын царя Салтана, решительный, мужественный юноша.
  • Царевна-лебедь – прекрасная девушка, мудрая волшебница.

Другие персонажи:

  • Царица – жена Салтана, добрая, любящая и терпеливая женщина.
  • Ткачиха и повариха – злые сестры царицы, которые из зависти к ней совершают подлые поступки.
  • Сватья баба Бабариха – такая же злая и завистливая, как и сестры царицы.

Герои произведения

В книге Пушкина много ярких образов. Вот основные персонажи:

  1. Царь Салтан. Царь-батюшка, управляющий государством. Он добрый, справедливый, доверчивый, милосердный. Его легко обманули придворные.
  2. Князь Гвидон. Обладает прекрасной внешностью: высокий, сильный, ловкий. Умный и воспитанный князь беспокоится о других, проявляет заботу. Проявляет благородство, защищает царевну Лебедь, радушно встречает гостей заморских.
  3. Царевна Лебедь. Показана прекрасной волшебницей. Чтобы отблагодарить князя Гвидона за спасение, она творит различные чудеса. Ею были созданы город на острове, волшебная белочка, «тридцать три витязя прекрасных». Девушка чуткая, ласковая, воспитанная, благородная, бескорыстная и очень красивая.
  4. Мать-царица. Очень любит своего сына, прекрасно его воспитала. Она благословляет Гвидона на княжество и женитьбу.
  5. Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Отрицательные герои, отличающиеся коварством, злобой, завистливостью. Они приказали бросить мать с царевичем в море и лгали великому Салтану.

Отрицательные герои:

1. Ткачиха

Одна из трех сестер, мечтавших выйти замуж за царя. Она собиралась наткать полотна на весь мир, если бы стала царицей. Царь женился на другой сестре, но ее желание быть ткачихой исполнил. Завидуя сестре-царице, она подстроила все так, чтобы избавиться от нее и от ее сына. Гвидон в образе мошки укусил ее за левый глаз. В конце была прощена царем.

2. Повариха

Третья сестра из сказки. Она собиралась наготовить еды на весь мир, если бы стала царицей. Как и ткачиха, она очень завидовала сестре, ставшей царицей. Она тоже участвовала в кознях и помогла избавиться от царицы и ее сына Гвидона. Гвидон в образе комара укусил ее в правый глаз. В конце сказки была прощена царем Салтаном.

3. Бабариха

Сватья баба Бабариха не участвовала в изгнании царицы и ее сына Гвидона, однако, она всячески препятствовала воссоединению царской семьи. Она отговаривала царя Салтана от поездки на остров Буян. За это Гвидон в образе шмеля укусил ее прямо в нос. В конце была прощена царем.

4. Коршун

Коршун является чародеем в образе птицы. Он напал на царевну Лебедь и хотел ее погубить. Но князь Гвидон выстрелил в него из своего самодельного лука и серьезно ранил, тем самым спас царевну от гибели.

Сюжет сказания

Если пересказывать кратко «Сказку о царе Салтане», то нужно начать с того, как три девушки сидели в светлице и пряли пряжу. Каждая мечтала о прекрасном суженом. По очереди они высказались о том, что могли бы сделать для своего любимого. Царь подслушал их беседу. Больше всего ему понравилось обещание самой юной девушки, готовой родить ему сына. Её он взял себе в жёны, а другие стали придворными ткачихой и поварихой.

Зависть — недобрый советчик

Дальше вкратце следует сказать о том, что девушки очень завидовали невесте царя и решили её оговорить. Как только государь отправился на войну, жене пришёл срок рожать ребёнка. На свет появился прекрасный царевич, а злые сёстры написали царю, что родилась «неведома зверушка». Доказать что-то не было возможности. Обман привёл к тому, что царь-батюшка приказал засмолить царицу с сыном в бочке и бросить в море.

Судьба была милостива к героям, их бочку выбросило волнами на остров. Молитвы матери были услышаны Богом. Мальчик рос очень быстро, стал сильным и выдавил ногами дно бочки. Так они освободились.

Жизнь на острове

Дальше идёт описание того, как молодой царевич пошёл охотиться. Вдруг он заметил, как коршун нападает на белую лебедь. Он стреляет в хищника и спасает Лебёдушку. На самом деле герой убил чародея, за что спасённая птица пообещала его отблагодарить. За такой отважный поступок спаситель получил город с монастырями, церквями, волшебную белку, грызущую орешки с золотой скорлупой и ядрами-изумрудами. А также князю Гвидону стали служить тридцать три витязя и дядька Черномор, выходящие из вод морских.

Счастливый конец

Со временем прекрасная Лебедь стала женой Гвидона. Царь-отец услышал о сказочном городе на острове и чудесах, которые там происходят. Решил он навестить это княжество. Злые сестрицы препятствовали ему, но тот всё-таки ответил на приглашение Гвидона и поплыл к нему. Там он увидел все чудеса, свою жену и сына.

Завистниц он отправил назад домой, а сам остался в заморском городе. Вся семья была счастлива.

Читать краткое содержание Сказка о царе Салтане Пушкина

Однажды поздним вечером три сестры как обычно сидели в своей маленькой избе за любимым делом-рукоделием. И тут у сестер зашел разговор, все они хотели побыть царицами. Первая мечтала выйти замуж за царя, то организовать пир,чтобы по всему миру гуляли, вторая бы наткала полотна для всех людей, а третья хотела бы родить сына для царя. Пока каждая думала о своём, под их окнами стоял царь Салтан и подслушивал. Он вошел в избу, ему сразу же понравилась третья девушка, которая говорила о том, чтобы родить сына. Салтан предлагает этой девушке стать его женой и родить богатыря. Другим сестрам он также предлагает поехать во дворец, только в качестве поварихи и ткачихи.

Этот разговор обидел двух сестер, они считали несправедливым, что младшей самое лучшее достается и обиделись на Салтана.

Через определенное время после свадьбы младшая сестра всё же родила первенца-сына, но на момент рождения царь был на войне. Сестры решили пойти на подлость, они отправили письмо Салтану, в котором сказано, что девушка родила непонятную «зверушку». После таких новостей вышел приказ сбросить царевну и её сына в море, заколотив их в бочках.

Бочка плывет в море долгое время и в конце попадает на неизвестный остров. Из бочки выбралась царица, и взрослый сын-Гвидон. Гвидон заботится о матери, и чтобы её покормить идет на охоту, взяв с собой стрелы. Он направляется к морю, дабы поймать птицу. Но там он замечает, что большой коршун напал на белую лебедь.

Гвидон бросается помочь и убивает коршуна. Спасенная лебедь благодаря своего героя говорит Гвидону, что готова оказать помощь в любой просьбе или вопроск. В одно мгновенье на острове вырастет город,править которым должен Гвидон. Купцы часто проплывали вдоль этого острова и всё никак не могут налюбоваться сказочным новым видом. И вот однажды вернувшись к царю Салтану, купцы повествуют о новом граде на ранее неизвестном острове и зовут его туда от имени Гвидона. Когда на остров должен прибыть царь, то сын его на это время превращается в комара, чтобы можно было подслушать о чем говорят отец и купцы.

Двое старших сестер решили рассказать Салтану, о так называемом чуде: белке, которая под елью обитает, танцует, поет и орешки непростые грызет. Салтан узнав об этом не хочет ехать к Гвидону. Гвидона лебедь превращает в комара и он летит и кусает свою тетку в глаз. Гвидон идет к белому лебедю и рассказывает про белку, и после этого под елью Гвидона появляется белка.

Спустя некоторое время купцы вновь приглашают Салтана посетит остров, и поведали царю о белке. Царевич снова хочет подслушать разговор и превращается в муху, после чего летит, чтобы подслушать о чем будет идти речь. Сестры поведали об еще одном чуде, о богатырях, в главе которых грозный Черномор. Салтан в очередной раз не едет на остров. Муха снова укусила тетку в глаз. Гвидон идет к лебеди и рассказывает ей о богатырях, и после этого на острове появляются все богатыри и дядька Черномор.

В который раз купцы поведали Султану о непонятных чудесах, которые происходят на Буяне и вновь приглашают его погостить. Царевич в очередной раз превращается в шмеля и полетел послушать купцов и отца. На этот раз злые сестры поведали о том, что на острове якобы царевна прекрасная живет, и Салтан отказывается ехать.

Шмель укусил тетку за нос. Гвидон рассказал лебедю о царевне, и на острове тут же является царевна. В результате Салтан все же соглашается плыть в новый гррод и отправляется в дорогу. Прибыв на остров он встречает свою жену и сына, узнает их. И-за огромной радости он забывает про обиду на злых сестер и прощает их. После этого царь приказал устроить празднование на весь мир. В конце сказки все счастливые веселятся, и конечно же живут долго и счастливо.

Оцените произведение:

  • 3.62

Голосов: 471
Читать краткое содержание Сказка о царе Салтане. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

План для пересказа

Коротко в аннотации можно сказать, что в сказке описаны приключения князя Гвидона, который чудом спасся от смерти, вырос красивым смельчаком и взял в жёны царевну Лебедь. Более последовательно пересказать книгу поможет ребятам следующий план:

  1. Разговор трёх сестёр.
  2. Женитьба на младшей сестрице.
  3. Заговорщицы.
  4. Обманутый царь Салтан.
  5. Путешествие в бочке по морю.
  6. Чудо-остров.
  7. Спасение царевны Лебедь.
  8. Гвидон — князь.
  9. Посещение города корабельщиками.
  10. Князь превращается в комара.
  11. Чародейка-белочка.
  12. Превращение в муху.
  13. Тридцать три морских богатыря.
  14. Чудо-шмель.
  15. Появление царевны Лебедь.
  16. Приезд Салтана.
  17. Пир на весь мир.

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Главная мысль

Главная тема книги Пушкина — вечная борьба добра со злом, благородства с коварством. Ребятам важно также разобраться, чему учит сказка Пушкина «О царе Салтане». Её краткое содержание подтверждает, что её основная идея — восстановление справедливости. Плохие и тайные дела в итоге раскрылись, а наказание настигло виновных. А вот добрый нрав и высокие моральные ценности Гвидона были вознаграждены волшебными подарками, воссоединением с отцом. Хорошие люди меняют мир к лучшему, даже если они не ждут от него волшебства.

Царь изначально был доверчивым, поверил в ложь, и это повлекло за собой ряд нежелательных событий. Нельзя слушать сплетни, важно доверять своим глазам, всегда проверять информацию. А также смысл сказания ещё в том, что только решительные и смелые действия помогают преодолевать трудности.

Александр Сергеевич ещё и певец любви. Его сказка озарена божественным высоким чувством Гвидона к царевне Лебедь. Стихотворное сказание строится на тонком лиризме, кротком, нежном чувстве, вызывающем восхищение и поклонение. Прекрасная царевна становится идеалом женской красоты и мудрости.

С любовью тесно связана тема семьи.

Салтан долго выспрашивал у заморских гостей о жизни в других странах, тоскуя по своей жене. Он не спешит выбирать новую спутницу жизни. В конце произведения вся семья воссоединилась.

Подходящие пословицы

Читать сказку очень легко, значение всех неизвестных слов объясняются в сносках. Язык очень яркий, певучий, встречается много эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Вот самые подходящие пословицы, раскрывающие главную мысль сказки:

  1. Доверяй, но проверяй.
  2. Ложью свет пройдёшь, да назад не вернёшься.
  3. Ужасна подлость, тяжела коварность.
  4. С хотением и терпением и гору своротишь.
  5. Каков мастер, таков и успех.
  6. До трёх раз прощай!

Небольшие отзывы

Поистине увлекает пушкинское произведение. Многие читатели оставляют о нём благодарные отзывы, значит, оно актуально и сейчас. Вот некоторые из них:

В этом волшебном произведении соединились чудеса, любовь, зависть, справедливость, возмездие. В самом начале приходится немного попереживать за мать и сына, которых отправили в бочке по морю. А потом становится легче от того, что они таким чудесным образом оказались на острове. Больше всего нравится эпизод, когда появляется из лебедя прекрасная царевна. Она «величава, словно пава, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Очень женственный образ.

Светлана, Омск

Особой поэтичностью и увлекательностью отличается «Сказка о царе Салтане». Сюжет в ней с крутыми поворотами, заставляет пристально следить за всеми приключениями персонажей. Больше всего нравятся волшебные превращения. Такой необычной выступает здесь волшебная белочка, которая раскалывает золотые орешки и вынимает изумрудные ядра. Она ещё и мастерица напевать песенки. Книга учит бороться за благополучие близких людей.

Елена, Иркутск

Вера в любовь, терпение и упорство помогли героям воссоединиться. Мать даже вдали воспитала своего сына в любви к отцу, тот три раза отправляется под видом насекомых к нему, чтобы хоть глазком взглянуть. У Салтана было хорошее предчувствие, и он всё-таки отправился на остров. Сказка Пушкина учит не только благородству, состраданию, но и семейным ценностям. А также книга демонстрирует то, что искреннее прощение своих врагов очень важно.
Ольга, Калуга

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ


5

10 ответов:

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



6



0

Учит эта сказка «иметь свою голову на плечах», не верить сплетням и наговорам, пока сам не убедишься, не увидишь своими глазами. Сколько судеб было разрушено из-за подобных ситуаций, когда человек больше верит сплетням, обману недоброжелателей, чем любимым и родным людям.

А ещё сказка учит тому, что справедливость всегда восторжествует рано или поздно. И будешь потом локти кусать, когда судьба накажет за недоверие и мнительность. И за жестокость тоже. Ведь не думал ли царь, что его жена с сыном выживут после такого путешествия. Явно отправлял их на смерть. Ведь не всё могло сложиться так удачно, как обычно бывает в сказках.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



2



0

Сказка о царе Салтане Пушкина А. С. поучительна и вывод таков, что не стоит верить на слух тому, кто говорит глупости и нелепости, а надо только верить в лучшее и убедиться в правоте, не доверять плохим новостям. Тогда не придется не глядя на сына и поверив во все дурное отправлять его в бочке с царевной-матерью.

Но добро в сказках восторжествует, так как всегда побеждает тот, кто удачлив и помогает другим. Царевич оказывает поддержку лебеди, защищая от коршуна и это дает ему шанс самому прожить.

Лишь в сказках всегда все оказывается благополучно: царевич и царевна снова вернутся, а виновные будут наказаны за их злой язык и недобрые намерения. Но в жизни всегда приходится выпутываться самому! А вот сказка учит справедливости и тому, что добрые поступки выручают!

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



1



0

В первую очередь не слушать чужое мнение и доверять только тому что сам увидел или проверил . Как правило, большинство людей заботит лишь собственное положение, да и каждую ситуацию они трактуют по-своему, поэтому лучше делать выбор исходя из собственного видения ситуации и не верить различным сплетням .

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



1



0

Сказка «О царе Салтане…» А. С. Пушкина очень поучительна.

В сказке восторжествовало добро, а зло справедливо понесло наказание.

Несмотря на всю клевету, злобу и желание погубить их, царевна с царевичем остались не только живы, но достигли процветания на острове благодаря Лебеди (а это в свою очередь благодаря доброму и мужественному сердцу Гвидона, который защитил Лебедь от нападающего на нее коршуна). Клеветники (повариха, ткачиха) были в итоге справедливо наказаны. Любовь восторжествовала: царь Салтан и его царица вновь обрели друг друга, а сын их, царевич Гвидон, и царевна Лебедь нашли свою любовь друг в друге.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



1



0

«Сказка о царе Салтане» прежде всего учит супругов доверять друг другу. Не послушай Салтан чужих людей, не было бы в его семейной жизни и неприятностей. Если уж выбрал сам себе свою половину, то ее и надо слушать.

Сказка показывает последствия сплетен в нашей жизни и неумения жить своим умом.

Сказка учит, что правда и справедливость в итоге победят, а зависть и ревность будут наказаны.

А еще сказка учит, что нет худа без добра. Ну где бы Гвидон искал свою царевну-Лебедь, не попади он в бочку и не спаси ее от коршуна? Мог бы, конечно, узнать про нее от купцов заезжих да сватов заслать, да Лебедь могла и отказать — князя она не видела, характера его не знает, жизнью ему не обязана.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



1



0

Пушкин сам по себе светлый человек, и его сказки посвящены добру.

Так и в сказке «О царе Салтане» побеждает добро.

Царь сам по себе вроде как добрый человек, но он сильно внушаем, что мешает ему наслаждаться любовью жены. Он слышит плохие отзывы о ней, верит им и устраняет ее от двора.

Но сама жизнь не позволяет погибнуть незаконно изгнанным матери с ребенком, и спасает их. Помогает несчастным и Лебедь, которую спасло доброе сердце царевича Гвидона.

И в результате Добро побеждает.

Сплетницы наказаны, царь Салтан вернул жену и сына, и Гвидон с Лебедью нашли одну на двоих любовь.

Сказка учит — не отчаивайтесь, творите добро, и будете вознаграждены.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



1



0

В сказке «О царе Салтане» можно обнаружить много интересных моментов. Прежде всего уже в само начале мы видим совет никогда не совершать опрометчивых поступков, о которых в последствии пожалеешь. Не надо делать что-то сгоряча, на скорую руку, лучше подумать, успокоится и только тогда принимать решение. А то получится как с царем Салтаном, который велел утопить любимую жену и красавца сына. Тут же можно добавить, что не следует верить наветам, а лучше самому проверить факты, чтобы не сделать глупости. Далее мы видим, что если помочь человеку в трудную минуту, спасти его, как царевич, спас лебедя, то и благодарность его будут соответствующей. Поэтому не надо боятся проявить свое участие и протянуть руку помощи, тому, кто в ней нуждается. В итоге в сказке все заканчивается хорошо и даже сватья, ткачиха и повариха остались в живых, их просто отпустили домой. Вывод: если уж виниться, признаваться в чем-то, то лучше сперва рассказать приятную новость, сделать что-то хорошее, тогда и плохое может проститься.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



1



0

Данная сказка имеет поучительный аспект,который говорит человеку о том,что даже если ты доверяешь,то всегда проверяй услышанное,и верить нужно своим глазам,а не тому,что одна баба сказала.

И там красной нитью для читающих идет сообщение о том,что поклеп и клевета очень популярны среди людей в нашем мире,но не смотря на это нужно учится отделять истину от вымысла.

И не стоит давать возможность вами манипулировать,как это делали с царем в сказке.

Нужно свою жизнь проживать своей головой и никогда не слушать подстрекателей,которые хотят своей выгоды и из за этого готовы на любое зло.

И еще о том сказка,что в любом случае добро сильнее и всегда побеждает и берет верх над злом.

фото

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



0



0

Сказка учит тому, что зло всегда будет наказано, а тайное всегда становится явным. И какие бы козни не творили злые сестры, царь Салтан всё равно узнал правду, а злые тетки получили по заслугам. И опять же в сказке говорится о том, что делай добрые дела, они вернуться к с лихвой. Главное не ждать благодарности, а делать все от чистого сердца.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ



0



0

Сказка учит тому что любое зло рано или поздно откроется

А вот понесет ли злодей наказание — это зависит от человека

Только действительно сильные люди умеют прощать.

А еще сказка заставляет не слушать чужих мнений и советов

Ну а злые тетки были, есть и будут всегда

Тут увы ничего не изменить)

Читайте также

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Сказка Джанни Родари «Путешествие «Голубой стрелы» невероятно трогательная, а рассказывается в ней о чудесах, которые иногда случаются под Новый год. Игрушки решили отправиться в путешествие на поезде «Голубая стрела» для того, чтобы найти мальчика Франческо и сделать ему подарок. Мальчик беден, а потому купить игрушку не может, вот обитатели магазина и устремляются к нему и другим бедным ребятам, пытаясь подарить им радость.

Игрушки встречают бедных детей и добровольно остаются с ними, они осуществляют их заветные мечты. Мальчик Франческо в конце сказки тоже получает игрушку — собачку Кнопку, которая становится настоящим живым щенком.

Главная мысль сказки заключается в том, что доброта, бескорыстие и самопожертвование способны совершать чудеса. Родари учит нас не проходить мимо чужих страданий и боли, быть чуткими и милосердными. А кроме того, он призывает нас твердо идти к осуществлению своей мечты, преодолевая препятствия и невзгоды.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Уже из названия сказки Родари «Джельсомино в стране Лжецов» мы узнаем, что главный герой этой сказочной истории юноша Джельсомино оказывается в странной стране лжецов, в которой все люди вынуждены постоянно врать, в которой хлеб называют чернилами, и даже кошки лают, а собаки мяукают.

Виной этого оказывается власть пирата Джакомона, который некогда захватил самую обычную страну, но чтобы заставить людей забыть о том, кем он является, велел переделать все словари и запретил говорить правду.

Но правду невозможно скрывать вечно и вот в этой стране появляется Джельсомино. Он силой своего голоса разрушает сперва сумасшедший дом и выпускает на свободу людей, которые во все времена говорили правду, а затем точно также крушит дворец Джакомона.

Правда торжествует, а лжецы и обманщики бегут куда глаза глядят.

Именно в торжестве правды над ложью я вижу главную мысль этой сказки. Как бы не пытался кто-либо скрыть истину, она все равно откроется, потому что невозможно врать вечно.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Смысл сказки в том, что любовь не подвластна общественному мнению, и стандартам, которые навязывает общество. Что любить будем того, кто ляжет на душу. Но еще есть и такой момент, что любовь может не возникнуть сразу, а постепенно нарастать, особенно такое случается с девушками. Женский пол проникается чувствами к тем, кто заставляет их чувствовать, эмоционировать.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Самая первая мысль, что не все так страшно как кажется. Крошка Енот боялся того, кто сидит в пруду, а оказалось, все намного проще.

А более глубокая мысль, на мой взгляд, в том, что каково будет твое отношение к другим, таков ты и получишь ответ. Будешь, пугаться грозить палкой, и в ответ получишь агрессию, а попробуешь улыбнуться, то получишь улыбку в ответ.

Чему учит сказка о царе салтане 3 класс ответ

Главные герои сказки:

Пастух, которого звали Пер. Пер трудолюбивый, порядочный, смелый, добрый.

Принцесса, которая не могла говорить правду.

Король. Несчастный старик.

Краткое содержание:

Решил Король выдать замуж свою дочь, но при одном условии, что ее жених научит её говорить правду. Женихи сватались к принцессе, но не смогли Принцессу отучить лгать. Тогда пастух Пер решается спасти Принцессу. Однажды Пер в лесу встретил девушку звезду, которая решила исполнить его желания. И Пер сказал, что хочет вылечить Принцессу лгунью. Девушка дала Перу волшебную воду, которой надо было брызгать на Принцессу, когда она будет врать. Перу Король дал три попытки. Первые две попытки Пер потерпел неудачу и Король решил казнить Пера. Перу разрешили поговорить с Принцессой на третий день. Принцесса назвала Пера другом, но Король все равно не поверил дочери и решил казнить Пера. Но Принцесса в этот раз твердо сказала, что любит Пера и что он научил говорить ее правду. Так же сказала, что готова идти на казнь вместе с пастухом Перу. Король поверил Принцессе и свадьба состоялась.

Главная мысль сказки в том, что однажды сказав неправду, тебе уже будут верить с трудом, а если и поверят, то все равно будут оглядываться и сомневаться в правдивости твоих слов. Если человек солгал, то что ему стоит солгать еще раз.

Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

  • используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
  • развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
  • воспитывать нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.

3. Работа над сказкой

— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).

— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

— Что такое жанр произведения?

Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

  • Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
  • Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
  • Слайд 6. Обман царя.
  • Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
  • Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
  • Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
  • Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
  • Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
  • Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
  • Слайд 13. Встреча с отцом.

— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

— Что такое сюжет?

Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.

Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)

— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

Слайд 16. Прочитайте об этом.

С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

Гипербола – это преувеличение.

Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)

— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

Слайд 23. Физкультминутка.

Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)

— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.

— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)

— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)

Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный

Слайд 33.

— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

Сказка близится к развязке.

— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)

— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

— Кого – к миру зла?

— Каких героев в сказке больше?

— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

«Сказка о царе Салтане…»

Волшебные сказки

1. Нет зачина.

1. Начинается с зачина.

2. Троекратный повтор событий.

2. Троекратный повтор событий.

3. Волшебные события, герои.

3. Волшебные события, герои, предметы.

4. Сказочный язык.

4. Сказочный язык.

5. Зло прощено.

5. Зло наказано.

6. Сказочная концовка.

6. Сказочная концовка.

Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».

Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

  • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
  • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
  • Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
  • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
  • Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
  • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
  • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
  • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.

4. Заключительная часть

Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

5. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Слайд 38. Спасибо за урок!

На чтение 7 мин. Опубликовано

Произведения Александра Сергеевича Пушкина, написанные в жанре сказки, любят и читают с детства. Они учат правильным поступкам, проявлению доброты, а также погружают в завораживающий мир чудес. Одну из самых популярных сказок для детей проходят в начальной школе — это «Сказка о царе Салтане». Читательский дневник по этому произведению составить сравнительно просто.

Знаменитая сказка А. С. Пушкина

Писатель скрупулезно трудился над созданием книги на протяжении десяти лет, в течение которых он побывал в нескольких ссылках. Но, несмотря на видимые трудности, поэт все же сумел завершить написание одной из лучших сказок русской литературы.

История создания

Перед тем как приступить к непосредственному прочтению произведения, будет интересно коротко изучить историю его создания.

Сказка о царе салтане читательский дневник

Александр Сергеевич Пушкин трудился над ним достаточно долго. Общий замысел сюжета и картины пришел к нему в 1822 году. Приблизительно тогда же и были сделаны первые наброски. Далее сказка записывалась до 1824-го, когда поэт находился в южной ссылке, в Кишиневе. Работа продолжилась и в селе Михайловском, уже до 1828 года. Летом 1831-го Пушкин закончил легендарное творение, тогда он был вдохновлен своей возлюбленной и женой Натальей Гончаровой.

Последующие 6 месяцев сказка неоднократно дорабатывалась. Так, вместо богатырей перед читателем предстали уже морские витязи, а вместо злой мачехи появились вредные сестры. Последний вариант сказки понравился царю Николаю 1, и в 1832 году произведение было опубликовано в сборнике самого автора под названием «Стихотворения А. Пушкина».

Основные герои

Главное содержание произведения, отражение ее смысла и идеи — это ее герои. Благодаря им читатель проникается чувствами, учится сопереживать. Анализируя героев, человек задумывается о таких вечных истинах, как добро и зло, дружба и вражда, верность и предательство, любовь и ненависть.

В повествовании дается полная характеристика каждого персонажа. Главные герои сказки:

Чему учит сказка о царе салтане

  • Гвидон — молодой князь, умный, красивый, смелый и отважный. Отличился изрядной долей благородства, всегда помогая слабым.
  • Царевна Лебедь — молодая девушка, славилась невероятной красотой и способностями к волшебству. Характер добрый и отзывчивый. По сюжету сказки влюбляется в Гвидона.
  • Царь Салтан — правитель огромного царства. Характер мягкий и спокойный, поэтому его легко провели корыстные сестры.
  • Царица — мать Гвидона, любящая, добродушная, заботливая мама.
  • Остальные герои — Ткачиха, Повариха, баба Бабариха. Коварные, злые и эгоистичные.

Сюжет произведения

Произведение состоит из нескольких важных эпизодов. Они показывают ключевые моменты сказки:

О чем сказка о царе салтане

  • Салтан случайно услышал разговор трех сестриц и женился на последней из них, так как она обещала родить ему наследника.
  • Во время военного похода царя Ткачиха, Повариха и Бабариха составили заговор против царицы, после чего ее вместе с сыном отправили в море в засмоленной бочке.
  • Очутившись на острове, повзрослевший Гвидон спас от смерти лебедя, который пообещал помочь ему.
  • На следующий день на острове появилось царство, правителем которого назначили Гвидона.
  • Однажды к острову прибыли корабельщики.
  • Царевна Лебедь помогла Гвидону три раза слетать в царство Салтана, творя при этом чудеса.
  • Совершив свое последнее чудо, царевна предстала перед князем прекрасной царевной. Состоялась помолвка.
  • Царь, прибыв на остров к сыну и жене, простил заговорщиц.

Пересказ: краткое содержание произведения

Чтобы успешно заполнить читательский дневник, нужно просмотреть аннотацию произведения для лучшего понимания текста. Изложенный кратко сюжет позволит восстановить в памяти ключевые моменты книги.

Салтан случайно подслушал разговор трех девиц. Одна говорила о том, что если вышла бы замуж за царя, то устроила бы пир на весь мир. Вторая же изъявила желание нашить столько полотна, чтобы его хватило на все царство. Третья сказала, что если бы она оказалась замужем за царем, то непременно родила бы ему богатыря. Последняя речь больше всех пришлась по нраву царю, и он решил взять в жены последнюю из сестер .

Анализ сказки о царе салтане

Вскоре после женитьбы царь отправился в военный поход. Завистливые и злобные сестры с мачехой решили известить Салтана о том, что царица родила ему вовсе не богатыря, а неизвестную зверушку. Царь приказал ждать его. Но Ткачиха, Повариха и Бабариха не захотели мириться с таким положением дел и отправили боярам ложное письмо от царя. После чего царицу с младенцем закупорили в бочку и отправили в открытое море.

Во время несчастья женщина молила море о спасении и, наконец, очередная волна выбросила бочку на берег. За это время маленький царевич возмужал и превратился в настоящего мужчину. Чтобы прокормить себя и мать, князь создал стрелы и отправился с ними на охоту. Там он подстрелил орла, который терзал белого лебедя. За спасение жизни птица пообещала Гвидону помочь ему.

На следующий день перед взором путников появился чудесный город, жители которого признали Гвидона своим правителем. Однажды, прознав о царе, мужчина захотел навестить его. Он превратился в комара и улетел в царство. А Салтан захотел навестить Гвидона, но Бабариха, Ткачиха и Портниха сделали все, чтобы царь не отправился в путь, рассказав ему о чудесной белочке с золотыми орешками.

Главная мысль сказки о царе салтане

Царевна Лебедь, стараясь помочь Гвидону, подарила ему белочку с золотыми орешками. Спустя некоторое время остров вновь посетили корабельщики. На этот раз Гвидон превратился в муху и отправился вместе с ними в царство Салтана.

Коварные сестры рассказали царю о существовании богатырей и дядьки Черноморе. Муха укусила Ткачиху и улетела.

Желая помочь горю князя, царевна Лебедь попросила Черномора и богатырей служить ему. Корабельщики рассказали Салтану о самом главном чуде на свете — прекрасной царевне, у которой «во лбу звезда горит». На этот раз Гвидон, перевоплощенный в шмеля, сильно ужалил Бабариху прямо в нос.

Теперь царевна Лебедь предстала перед Гвидоном в своем настоящем обличии прекрасной девы. После чего Князь и царевна повенчались, а Салтан направился к заморским гостям. Приплыв на остров, царь узнал свою жену и раскаялся перед ней. В финале сказки царь устроил знатный пир и по причине радости помиловал Ткачиху, Повариху и Бабариху. Так наступил конец истории про царя Салтана.

Главная мысль и идея

Как и в любом другом произведении, главная мысль «Сказке о царе Салтане» учит уважительному отношению к окружающим, доброте и альтруизму, дает ответы на «вечные» вопросы бытия. Она позволяет взглянуть на привычные вещи по-новому. Мораль художественного текста проста: нужно любить жизнь во всех ее проявлениях и ценить то, что имеешь.

Также автор старается убедить людей в том, что зависть приводит к плачевным результатам. Не нужно бояться трудностей, лучше преодолевать их, всегда ценить друзей и стараться прощать врагов.

Отзывы о книге

Несомненно, эта сказка заслужила признание многих читателей. Вот лишь некоторые отзывы о ней.

Сказки А. С. Пушкина, конечно, классика, и читать их детям надо, а начала бы я именно со «Сказки о царе Салтане». Мне кажется, у нее самый простой язык, какой только может быть для детского восприятия.

Ася Знаменская, любящая мама

Есть такие книги, которые переходят из поколения в поколение, и на них воспитываются очень многие. Их передают друг другу бережно, их ценят, любят, читают и знают! Вот как раз к такому избранному виду книг принадлежит сказка А. С. Пушкина о царе Салтане.

Анастасия Загребенюк, учительница начальных классов

В книге повествуется славном и могучем богатыре князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди. Очень интересный сюжет, не утративший своей актуальности и в наши дни. Думаю, что и современным детям данная поэма будет интересна. Обязательно попробуйте почитать своим деткам эту сказку.

Александр Царев, любитель литературы

Прочитав книгу, можно сделать вывод: наследие, оставленное после себя Пушкиным, было актуальным во все времена. Сказки писателя наставляют детей на верный духовный путь, а становясь старше, каждый человек с особым трепетом вспоминает страницы любимых пушкинских сказок, а затем передает это культурное наследие своим детям.

Творение Александра Сергеевича стало толчком к созданию других шедевров. Например, Николай Андреевич Римский-Корсаков написал целую оперу по тексту, а в 1967 по произведению был снят фильм режиссером Андреем Птушко.

Полноценный анализ сказки Пушкина о царе Салтане позволяет написать хорошее сочинение по русскому языку или привести аргумент к итоговому сочинению по литературе, а также написать качественный реферат на тему пушкинских произведений.

Итак, давайте попытаемся понять, что нам хотел сказать Пушкин, написав эту сказку? Чему он нас хотел научить?

Свою первую сказку Пушкин пишет в 1831 году, вскоре после женитьбы. В основе сюжета  лежит история семьи.

Как вы считаете, почему Пушкин взялся за  сказку, услышанную в детстве, именно сейчас, когда он стал  мужем и главой семьи?

Так кто же счастлив в нашей сказке? Давайте вернемся к системе образов.

На дом вам было дано задание – подумать, о чем могли мечтать  главные герои сказки, в чем заключается их счастье? Давайте спросим у героев сказки.

Мы с вами говорили, что в сказке Пушкина, как и в других сказках, все герои делятся на две группы: положительные и отрицательные.

Итак, отрицательные герои. Слово предоставляется Ткачихе и Поварихе.

Повариха : — Мне хочется, чтобы сыто, тепло жилось, чтобы дом был —  полна чаша.

Ткачиха: А мне хочется, чтобы нарядов было много, больше даже, чем у заморских принцесс.

Ребята, к чему привело такое представление о счастье? (Царицу решили погубить, царя не пускали на остров к Гвидону, придумывая каждый раз все новое и новое чудо.)

Пушкин в конце сказки наказывает героинь?(В конце сказки им было очень стыдно). (Поэт их не наказывает, а прощает, он хочет показать, что они не плохие, у них просто неправильное представление о счастье)

В чем заключается их неправильное  представление? (Счастье искали не в своей душе, а в материальных благах и когда они увидели, что у царевны их больше, то в их сердце закралось чувство зависти.)

И к чему же привело их это чувство? Они стали счастливыми. (Другим стало плохо, а им хорошо)

Но жили они как все это время? (В постоянном страхе и в конце испытали чувство стыда).

Вам знакомо чувство зависти? Как вы с ним боретесь?

Давайте сделаем вывод: Такое представление о счастье, зависть к благополучию других, могут  сделать несчастными не только людей, которым вы завидуете, но и вас самих.

О том же говорит нам Господь в 10 заповеди? Как вы ее понимаете? Радуйся тому, что у тебя есть, спокойно относись ко всем своим неудачам, а за все хорошее, что у тебя есть, не забывай благодарить Бога. Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это и будет дар Божий. Только не завидуй, зависть всегда за собой тянет много грехов и неприятностей.

Не жалей ничего, что у ближнего твоего.

Итак, Ткачиха и Повариха, может ли человек найти счастье в материальных благах жизни?

Физминутка

Теперь давайте вспомним, где же искали счастье и в чем оно заключается у тех, кому так завидовали Ткачиха с Поварихой?

Как вы, Царица и Гвидон,  себе представляете счастье?

Царица: Я б для батюшки царя родила богатыря. И хочу я воспитать настоящего богатыря – воспитать доброго, сильного, смелого, любящего   защитника семьи и своей Родины.

Вспомните, кто такой богатырь?

( Идеал русского мужчины).

Как вы считаете, ей удалось осуществить свою мечту? Почему? (из бочки вышел и тем самым спас свою мать, убивая коршуна, вступает в борьбу со злом и спасает  Царевну, жертвуя своим ужином)

Как Гвидон  и Царица были вознаграждены? (Целый город увидели с утра).

Царица достигла своего счастья?

Город-это материальное благополучие? Они к нему стремились?

Вывод: Получается, что они  не стремились к материальному благополучию, а получили в награду за свою доброту.

А теперь предоставим слово Гвидону.

Гвидон: А для меня было бы счастье, если бы отец и мать встретились, никогда не расставались и весь свой век прожили в согласии и любви.

Что дается ему в награду за заботу  и любовь к своим родителям? (Любовь Царевны Лебеди).

За что она его полюбила? Пушкин дает нам его портрет? (она полюбила его за внутреннюю красоту, за то, что он добрый, смелый, не побоялся встать за силу добра).

 Часто бывает в жизни, ребята, что семьи рушатся по навету чужих людей? 

Какое чувство остается в душе обычно? А Гвидон был обижен на отца?

Чтобы вернуть отца, какое чувство нужно было побороть  Гвидону в своей душе? (Обиды) Ему трудно это было сделать?

Что помогло ему это сделать? (Мать не будет счастлива, если он будет держать обиду в душе, и отец не будет счастлив, испытывая тоску по любимой жене и ребенку).

 —Почему первым, кого встретил князь Гвидон, были коршун и Царевна Лебедь? (Желание увидеть отца не возникнет, если в душе останется обида)

Так кто же такой коршун?

Какое чувство воплощено в образе Лебедя? (Любви).

Что же помогло Гвидону вернуть отца и воссоединить семью? (Любовь).

Когда в вашей жизни возникают размолвки с родными людьми, обида может помочь?

А во время ссоры, испытываете вы чувство счастья? Вам обидно? Легко ли расстаться со своей обидой?

Давайте подумаем, если бы Гвидон остался с обидой, он был бы счастлив?

Вывод. Какой мы сделаем вывод? Чтобы быть счастливым, нужно прощать своих обидчиков. Обида не дает раскрыться любви, а это единственное чувство, которое может соединить людей.

Однажды у Господа тоже спросили: «Сколько раз нужно прощать своим обидчикам? Довольно ли будет простить ему до семи раз?»». Кто помнит эту притчу?

На что Он ответил:

«Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз».

Остался еще один герой – царь Салтан – глава семьи. Он отрицательный или положительный герой?

-В чем вина Салтана?

Как к нему автор относится, а в итоге он царя награждает?

 — О чем он будет мечтать? В чем счастье видит царь Салтан?

Салтан: А я мечтаю увидеть свою любимую жену и своего ребенка.

Диалог учителя и Салтана.

Хочешь, мечтаешь, так почему же не едешь, когда князь Гвидон зовет тебя в гости?

-Но я же не знал, что там мои жена и сын.

Как вы думаете, почему Гвидон выпрашивает у Царевны то белку, то витязей, а потом царевну? Он хочет, чтобы это у него было, чтобы  он мог похвастаться? (Хочет привлечь царя).

Действительно, он только необычным мог привлечь царя Салтана.

что же заставило царя Салтана отправиться в путь, ведь он не знал, что там его сын?

Диалог.

-Я же не знал, что там.

Но тебе же рассказали, что там

                 Град на острове стоит,

                 Со златоглавыми церквами,

                С теремами и садами;

                А сидит в нем князь Гвидон;

               Он прислал тебе поклон.

У меня свой город богатый.

Но там же

Белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает

-Ну и что, у меня свое золото в сундуках лежит.

Там же

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря

-Да у меня свое войско имеется.

И только тогда, когда ему говорят про чудо — Царевну Лебедь, царь Салтан отправляется в путь.  Чудо в сказке всегда появляется тогда, когда герой не может сам что-то сделать.

Давайте посмотрим, как Пушкин описывает Лебедь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава… (стр. 136-137)

Пушкин прописывает нам,  какое у нее лицо, глаза? (Описывает как что-то материальное?)

Она описывается как свет какой-то, как чудо.

А мы только что говорили, что царевна-любовь у Пушкина. Нельзя было материальными благами увлечь царя, но на зов любви его сердце сразу откликнулось, 

Что я? Царь или дитя? –

Говорит он не шутя. –

Нынче ж еду!» Тут он топнул,

Вышел вон и дверью топнул.

Совершенно верно, царь Салтан почувствовал, что родное там, что это – Божий промысел.

Вспомните, как встречает князь Гвидон отца. (Гвидон-богатыри-белка-княгиня-царица). Княгиня и именно она ведет свекровь.

Почему не Гвидон, а царевна Лебедь? Воплощение любви. Этим Пушкин хотел показать, что царица всегда любила царя, все ему простила, в ее сердце не осталось обиды.

Чем заканчивается сказка? (Царь Салтан простил, не наказал обидчиков.)

А автор как к нему относится? (награждает, прощает)

Но обычно в сказках, зло наказывается ? Почему здесь Пушкин эту традицию нарушает, и царь прощает Ткачиху, Повариху и сватью бабу Бабариху? В его сердце была любовь, а там, где истинная любовь, там нет места чувству мести.  Любовь в этот момент не дает мстить. Все же счастливы. Кроме того, Ткачиха с Поварихой, сватьей бабой Бабарихой наказаны чувством стыда.

Как об этом говорится в сказке?

Почему они пошли на грех? Они же плохие были не всегда.

— Салтан увидел их раскаяние и понял, что их не нужно уже наказывать. Зло в обычных сказка – зло, оно с самого начала зло, а в сказках Пушкина – обычные люди, чувство зависти заглушило эту любовь, и поэтому они совершили зло. А когда они раскаялись, то чувство покаяния уничтожило эту зависть, они вновь стали добрыми людьми.

Где они искали счастье? (Во внешних, материальных благах, а нужно было в душе)

Где же скрывается истинное счастье?  (в душе человека)

А в чем оно заключается? ( В любви)

Поняли бы это  ткачиха с поварихой, если бы царь их наказал? (Никогда).

Мы можем с вами только надеяться, что они больше такими не будут.

Вывод: если бы Салтан не помиловал, они почувствовали бы, что такое любовь и что любовь — основа счастья?

  • Чему учит сказка орел меценат
  • Чему учит сказка огниво андерсена для читательского дневника
  • Чему учит сказка ослиная шкура
  • Чему учит сказка огниво андерсен
  • Чему учит сказка о медведихе пушкина