Чему учит сказка мужик и медведь

Автор: медведкова татьяна михайловна организация: гбдоу центр развития ребенка детский сад 44 населенный пункт: г. санкт-петербург, выборгский район

Автор: Медведкова Татьяна Михайловна

Организация: ГБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 44

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, Выборгский район

«Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического …
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды».
И.А.Ильин

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно это очень благоприятно для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни.

На этом этапе закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения, когда ребенок входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. В этот период происходит формирование дружеских отношений между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Данная проблема является очень актуальной для современных детей. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

  • Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читать сокращенные;
  • Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются;
  • Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
  • Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой.

Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: «Сказка — символ единства народов».

Проблема ещё состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.

Сказки помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Ценность в воспитании нравственных качеств у детей представляют сказки великого русского поэта А. С. Пушкина. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания нравственных качеств. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его сказок всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка.

В ходе работы со сказкой, следует использовать различные формы педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

При работе со сказкой можно выделить несколько этапов:

— Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

— Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки, чему та или иная сказка учить.

Например:

  • сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
  • сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
  • Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
  • Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»;
  • хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк»;
  • Трудолюбие и доброта в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка «Золушка»);
  • Честность, справедливость, мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел»);
  • Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».

Подведение итога такой деятельности состоит в том, что дети приходят к следующим умозаключениям:

  • «Нельзя обижать других»;
  • «Нужно вежливо разговаривать друг с другом»;
  • «Надо заботиться друг о друге»;
  • «Надо играть дружно, не ссориться»;
  • «Не хорошо жадничать».

Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки дети самостоятельно могут выбирать детей на роль героев сказки, разучивание ролей и подготовку костюмов следует проводить совместно с детьми, это дополнительно стимулирует интерес к сказке. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложится в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сказка имеет большое влияние на детей, а также является очень действенным инструментом в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,8 КБ

Опубликовано: 16.12.2021

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаил Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Впервые опубликована сказка была в этом же году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Название произведения: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Жанр: сатирическая сказка
Год написания: 1869
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2017

Главные герои и их краткая характеристика

Два генерала – глупые, недалекие, жадные и совершенно бесполезные для общества господа.
Мужик – толковый, сноровистый, трудолюбивый, но рабски покорный мужик, не осознающий своей истинной силы.

Краткое содержание и сюжет

Жили в одной регистратуре два генерала. Там родились, выросли и состарились. И ничего делать не умели, даже слов нормальных не знали.

Но вот закрыли регистратуру и выпустили генералов на волю. Жили они в Петербурге, получали пенсию, а однажды очутились под одним одеялом на необитаемом острове.

Вскочили генералы, испугались. Перед ними море, позади клочок суши и никого вокруг. Стали думать генералы, что делать. Хотели было пойти на один на восток, другой на запад, но где восток, а где запад не знали. Пришлось просто разойтись один налево, другой направо.

И вот идет один генерал, видит яблони с яблоками. А яблоки высоко растут, не достать. Идет дальше, видит ручей полный рыбы. Дальше идет — лес полный дичи. Еды вокруг много, а в руки не дается.

Вернулся генерал, а второй генерал за это время только номер «Московских ведомостей» нашел. Хотели генералы спать лечь, да сон на голодный желудок не идет. Только глаза закроют — еда кажется. Удивляются, генералы, что в естественном виде еда на деревьях растет, да по лесам бегает.

И вот остервенились генералы, да друг на друга набросились. Клочья так и полетели. Но вид крови образумил генералов. Перекрестились они и развлечься хоть как-то решили. Стали о солнце думать, почему оно сперва восходит, а потом заходит. Потом один генерал вспомнил, что можно своими соками питаться, но для этого сперва перекусить нужно.
Стали генералы «Московские ведомости» читать, да что ни статья, то про обед, про осетров или про налимов.

И вот одного генерала вдруг осенило. Понял он, что надо найти мужика. Пошли они по острову бродить и под деревом увидели огромного мужика. Заругались генералы, потребовали, чтобы мужик их накормил.

Мужик в голове почесал, видит генералы строгие и за работу принялся. Яблок нарвал, рябчиков поймал, костер разжег, еды столько приготовил, что генералы даже подумали не дать ли и мужику маленький кусочек. Стал мужик отдохнуть проситься. Генералы заставили его сперва веревку свить, да той веревкой мужика к дереву привязали.

Прошел день. Мужик уже наловчился в пригоршне суп варить. Живут генералы сытые и веселые, о потопе рассуждают, да столицу вспоминают. И вот стало генералом скучно. Потребовали генералы от мужика доставить их на Подъяченскую. Думал, мужик, думал и корабль построил. Настелил в лодку лебяжьего пуха, сели генералы и поплыли. Страху по дороге натерпелись, на мужика ругались, мужик их селедкой кормил и к Неве наконец доставил.

Удивились кухарки, какие генералы толстые, да белые приехали. А генералы в Казначейство пошли, денег загребли и про мужика не забыли, выслали ему рюмку водки, да серебра пятак — веселись мужик.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Два бестолковых генерала проснулись однажды на необитаемом острове. Вокруг было много еды, но генералы сидели голодные. Они мучились от голода и даже чуть друг друга не съели. Генералы нашли мужика и заставили его накормить их. Генералы заставили мужика построить им лодку и отправились в Петербург. Генералы получили много денег и дали пятак мужику.

План пересказа

  • Генералы на пенсии
  • Генералы просыпаются
  • Генералы исследуют остров
  • Муки голода
  • Чтение газеты
  • Гениальная мысль
  • Мужик под деревом
  • Сытая жизнь генералов
  • Ностальгия о столице
  • Лодка
  • Снова в Петербурге.

Основная мысль

В сатирической сказке Салтыков-Щедрин наглядно показал, как «генералы», презирающие «мужиков», абсолютно беспомощны без них и сами по себе не представляют никакой ценности.

Чему учит

Сказка учит, что каждый должен получать по заслугам, учит самому уметь добывать себе пищу. Учит работать, учит быть находчивым. Учит не лениться и освоить какую-нибудь нужную профессию. Учит не сидеть у другого на шее.

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась эта сказка, написанная в жанре острой социальной сатиры. В аллегорической форме Салтыков-Щедрин описал угнетение простого народа правящими классами. Показал, что без народа не может существовать никакое государство, что именно на простом народе зиждется благосостояние нации. И показал, что без нахлебников легко можно обойтись. Мне очень понравилась гениальная мысль, отправить всех «генералов» на необитаемый остров.

Вывод и мое мнение

Как весело, привольно, сытно, счастливо мог бы жить мужик, если бы не необходимость обслуживать генералов, под которыми сатирик разумеет эксплуататорские классы в широком смысле этого слова.

Пословицы

  • Один с сошкой, а семеро с ложкой.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Что потрудился, то и поел.
  • Без труда меду не едят.
  • Ест руками, а работает брюхом.

Сказка Михаила Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» была написана и впервые опубликована в 1869 году в журнале «Отечественные записки».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Название произведения: «Дикий помещик»
Жанр: сатирическая сказка
Год написания: 1869
Издательство: ОЛМА-ПРЕСС
Год издания: 2012

Главные герои и их краткая характеристика

Помещик – богатый и очень глупый, недалекий мужчина, изнеженный, ленивый самодур.
Мужики – крестьяне помещика, которые мечтали избавиться от его власти.
Актер Садовский, друзья-генералы, капитан-исправник – люди, которые считали помещика дураком.

Время и место действия

Действие сказки происходит в некотором царстве, в некотором государстве, но становится очевидным, что это – царская Россия образца XIX века. Основные события происходят в имении глупого помещика.

Краткое содержание и сюжет

Жил-был богатый помещик, у которого было все, кроме ума. Как-то раз попросил он бога, чтобы тот забрал с его земель всех крестьян – уж слишком много расплодилось их. Но бог знал, что помещик был беспросветным глупцом, и молитве его не внял.

Тогда помещик, начитавшись газеты «Весть», решил последовать совету «Старайся!», и стал душить мужиков страшными штрафами и поборами. Жизнь крестьян стала такой тяжелой, что взмолились они господу, и попросили забрать их из этого гиблого места. Прислушался бог к их молитвам и ниспослал сильный вихрь, который унес с собой всех мужиков.

Поначалу помещик очень обрадовался тому, что все мужики вдруг разом исчезли, но спустя время заскучал. Вызвал он к себе театр – приехал актер Садовский с актрисами, а устанавливать сцену то некому. Похвалился им помещик, что всех холопов разогнал, а актеры назвали его дураком, и уехали восвояси.

Тогда хозяин решил позвать к себе друзей-генералов, поиграть в карты. Те рады были проведать старого друга, но планировали они не только сыграть в карты, но и отменно закусить. Да вот только закуски у помещика никакой не оказалось – исчезли мужики, и некому было куховарить. Рассердились голодные генералы, и уехали по домам, назвав хозяина дураком.

Позвал помещик по старой привычке своего слугу Сеньку, но никто не отозвался. Заскучал хозяин – он уже и все сны пересмотрел, и все земли свои обошел, и проверил каждую вещь в доме. Начал он мечтать, чтобы хоть кто-нибудь навестил его.

Вскоре пожаловал капитан-исправник, который поинтересовался, кто же теперь, после пропажи мужиков, будет платить налоги? Помещик наотрез отказался платить в казну. В свою очередь, исправник пожаловался, что государство не просуществует без монополии на соль и вино, а на базаре уже теперь не сыщешь продуктов. Назвав помещика дураком, исправник удалился.

Хозяину неприятно было слышать, что его в который раз назвали дураком, но он не собирался отступать от собственных принципов. Он страшно оброс волосами, стал бегать на четвереньках и ловить диких зверей, но даже тогда не хотел возвращать мужиков.

Узнав об этой беде, губернское начальство прислало помещику новых мужиков, и все вернулось на круги своя: на базаре появились продукты, а казна стала пополняться налогами. Одичавшего помещика отловили, вымыли, подстригли, привели в порядок. Капитан-исправник провел с ним воспитательную беседу, отнял газету «Весть» и поручил заботам верного Сеньки. С тех пор помещик мылся по принуждению, иногда мычал, и тосковал по своей прежней дикой жизни.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жил в достатке и довольстве помещик, но не желал мужиков видеть и обложил их штрафами. Помолились мужики богу и унесло их с мякинным вихрем. Гости помещика называли его глупым, но помещик лишь мечтал и упрямо стоял на своем. Помещик стал дичать, оброс и стал очень сильным, завел дружбу с медведем. Начальство приказало вернуть мужика и сделать помещику внушение. Поймали рой мужиков, поймали помещика и наступило благоденствие.

Композиция

Композиция — стандартная: завязка, основная мысль, развязка. С элементами гротескной ситуации в основе сюжета.

План пересказа

  • Богатый помещик.
  • Мольба помещика богу
  • Штрафы
  • Мольбы мужиков
  • Мякинный вихрь
  • Чистота и свежесть
  • Актер Садовский
  • Четыре генерала
  • Мечты помещика
  • Капитан-исправник
  • Одичание помещика
  • Дружба с медведем
  • Решение начальства
  • Рой мужиков
  • Всеобщее благоденствие.

Основная мысль

Простой рабочий народ является движущей силой любого государства.

Чему учит

Сказка учит не брать пример с глупых статей в газетах, а думать своей головой. Учит уважать чужой труд. Учит тому, что труд почетен, а безделье и лень вредны. Учит не быть упрямым, учит прислушиваться к чужому мнению. Учит иметь свою голову на плечах. Учит не быть эгоистом. Учит тому, что труд сделал обезьяну человеком.

Отзыв и что понравилось

Мне очень нравится эта красивая сказка. Ее главный герой — не просто дикий, а очень глупый помещик, который считал, что все вокруг появляется само собой. Он презирал мужика, но оставшись один не мог себя прокормить, не мог за собой следить, стал дикарем, превратился в животное. Он был слишком упрям, чтобы признавать свои ошибки. Но как ни странно, дикая жизнь помещика вполне устраивала. Зато такое положение вещей не устроило государство, которое тоже без мужиков не могло существовать.

Вывод и мое мнение

В своем произведении писатель, будучи ярым противником крепостничества, в наглядной, сатирической форме показал значимость простого народа. Угнетая и всячески подавляя крестьянство, государство само роет себе могилу – без крепкой рабочей силы ни одна держава не способна долго продержаться на плаву. Дворянство же, как бы ни гордилось своим знатным происхождением, без поддержки народа способно деградировать в кратчайшие сроки.

Пословицы

  • Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
  • Глупость не порок, а несчастье.
  • Мужик работает плачучи, а собирает хлеб скачучи.
  • Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
  • Дурака учить, что мертвого лечить.

Цитаты из текста

«…Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой…»
«…Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!..»
«…Видит помещик, что его уж в другой раз дураком чествуют, и хотел было уж задуматься, но так как в это время на глаза попалась колода карт, то махнул на все рукою и начал раскладывать гранпасьянс…»

Словарь новых и незнакомых слов

Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Портки – предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть тела, в том числе каждую ногу отдельно, и закрывающий колени.
Холоп – крепостной крестьянин, слуга.
Вершок – старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.
Исправник – глава полиции в уезде в Российской империи, подчиненный губернатору.
Гранпасьянс – карточная игра для одного человека.
Либералы – это люди, для которых права и свободы людей являются большой ценностью.
Регалии – исключительные права.

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Чему учит сказка мужик и медведь

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Чему учит сказка мужик и медведь

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 5 августа 2018 г.

Русская сказка «Колобок»

Русская народная сказка «Колобок»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Колобок» и их характеристика

  1. Дед с Бабой, старики, которые хотели полакомится Колобком.
  2. Колобок, веселый, бесшабашный, глупый, самоуверенный, хвастливый.
  3. Заяц, Волк, Медведь. Звери простые, бесхитростные.
  4. Лиса. Хитрая и умная. Съела Колобок.

План пересказа сказки «Колобок»

  1. Дед просит колобок
  2. Баба печет колобок
  3. Колобок убегает из дома
  4. Колобок и Заяц
  5. Колобок и Волк
  6. Колобок и Медведь
  7. Колобок и Лиса
  8. Конец Колобка.

Кратчайшее содержание сказки «Колобок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Попросил дед испечь колобка
  2. Набрала баба муки, испекла колобка
  3. Колобок спрыгнул с окна и из дома выкатился
  4. Колобок обманул Зайца, Волка и Медведя
  5. Колобок встретил Лису
  6. Лиса обманула Колобок и съела его.

Главная мысль сказки «Колобок»
Не надо считать себя умнее всех, всегда найдется кто-то более умный.

Чему учит сказка «Колобок»
Учит слушаться родителей, не убегать из дома без спроса, не гулять одному. Учит не разговаривать с незнакомцами, учит не верить незнакомым людям. Учит не хвастать и не насмехаться над другими.

Отзыв на сказку «Колобок»
Одна из самых известных русских сказок о Колобке, который поплатился за то, что считал себя самым хитрым. Мне почему-то совершенно не было жаль Колобка, которого съела Лиса, потому что я считаю, что он это заслужил своим поведением.

Пословицы к сказке «Колобок»
Можно перехитрить одного, но нельзя перехитрить всех.
И на старуху бывает проруха.
Чему быть, того не миновать.
На одной хитрости далеко не уйдешь.
Всякому свой крест.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Колобок»
Жили были старик со старухой. И вот раз просит дед испечь колобок, а старуха отвечает, что муки нет. Но дед настаивает, просит по сусекам поскрести.
Взяла старуха крылышко, поскребла по ларю, набрала муки две пригоршни. Испекла деду колобок, на окно положила остывать.
А Колобок покатился с окна на лавку, с лавки на тапки, с тапок на пол и вон из избы.
Катится по тропинке, а навстречу Заяц. Съесть Колобка хочет. А Колобок ему песню поет, про то, что умный он Колобок, от деда ушел, от бабы ушел и от Зайца уйдет.
И укатился от Зайца. Дальше катится.
А навстречу Волк. Тоже на Колобок пасть разевает. А Колобок и Волку свою песню поет, да в конце добавляет, что и от Волка уйти не хитро.
Укатился Колобок от Волка, дальше катится. Медведь навстречу, тот еще сластена. Тоже мечтает Колобок откушать. Но и ему Колобок свою песню спел и укатился.
И вот навстречу Колобку Лиса бежит. Колобок и ей взялся свою песню петь. А Лиса говорит, что глуха стала, просит на мордочку ей вскочить и погромче спеть. Заскочил Колобок Лисе на мордочку, спел песню. А Лиса все равно не слышит. Просит на язычок сесть и снова спеть. Вскочил Колобок на язычок, только петь, а Лиса его съела.

Другой конец сказки «Колобок»
Укатился Колобок от медведя, а навстречу уже Лиса спешит, съесть Колобок мечтает. А Колобок ей свою песню поет. Лиса притворяется, что не слышит и просит на мордочку заскочить. Но Колобок смеется над Лисой и катится дальше.
Катился, катился, устал, задумался. Что же это такое получается, кого не встретит, все съесть его хотят. Видно такова судьба Колобка. И решил Колобок тогда к старикам вернуться, пусть хоть они его съедят. Все-таки старуха его испекла, а у лесных зверей никакого права на Колобок нет.
И вернулся Колобок, и съел его дед, да нахваливал.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Колобок»

«Колобок — это же смайлик!» Культуролог — о новых смыслах знаменитой сказки

8fa29379aa4682f254666b93cdb29f58

vk gray

fb gray

ok gray

tw gray

mail gray

print

В ходе прямой линии Владимир Путин заявил, что сказка «Колобок» входит в число его любимых художественных произведений. Он попросил «коллег, которые занимают то или иное высокое должностное положение», обратить на неё внимание. «Почему? Потому что, как только вы, уважаемые коллеги, начнёте принимать за чистую правду льстивые речи и будете погружаться в соответствующее состояние под воздействием того, что вам говорят, то рискуете быть съеденными», — сказал президент.

c488320eb27889bb9908ca3f80d89f1dО глубинных смыслах одной из самых популярных русских сказок АиФ.ru поговорил с культурологом, старшим научным сотрудником факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидатом филологических наук Мариной Князевой.

Бойтесь жалобщиков!

Марина Леонидовна, можно ли сказать, что «Колобок» — это главная русская сказка?

— Она не главная, но входит в костяк сказок, представляющих русскую народную философию. В основе нашей культуры лежит несколько философских притч (а сказка — это и есть философская притча), имеющих универсальный характер. В них на очень простом, лапидарном языке объясняются законы жизни. Помимо сказки о Колобке, это «Курочка Ряба», «Репка», «Петух и бобовое зёрнышко» и другие. Всего их около двух десятков. В них содержатся ответы на многие вопросы нашей жизни.

Вообще, то, что называется сказками, — это аллегории или метафорическое изложение статических законов Вселенной. Они проявляются на большом материале, в отличие от динамических законов. Вот на большом материале народ отсмотрел логику жизни и изложил её в виде маленьких притч.

Владимир Путин посоветовал читать «Колобка» людям, занимающим высокое положение в обществе. А на ваш взгляд, кому эта сказка может быть полезна?

— Она имеет универсальный смысл, и знать её должен каждый. Я бы сказала, что она предназначена людям всех возрастов: её надо рассказывать детям, её следует читать подросткам, помнить о ней взрослым и, наконец, властителям. В ней содержится очень много поучений.

46cdd698b8fcc85f7af8e353b4038683

— Во-первых, есть воспитательный посыл, обращённый к детям: надо слушаться взрослых, нельзя убегать из дома. Во-вторых, посыл поведенческий, связанный с психологией. В русских сказках всегда присутствует логика реализации личности. О чём речь? Вот есть бедная семья: дед и бабка. Дед просит бабку испечь что-нибудь, она скребёт по сусекам, набирает немного муки, готовит Колобка и кладёт его на подоконник. А он оттуда убегает, то есть уклоняется от своей миссии, предназначения. Его миссия была порадовать стариков, устроить им праздник. Но он решил от неё сбежать.

И вот он катится по дороге и встречает разных героев. Каждый из них является метафорой, представляя собой определённый тип испытания, соблазн. Это краткая формула его судьбы. Сначала Колобок встречает зайца, который символизирует нежность. Потом — волка: он олицетворяет власть. А медведь — это сила. Колобок проходит все эти испытания, но в конце ему попадается лиса.

Обычно говорят, что лиса — это хитрость. Но это не совсем так. Тут не только хитрость, но и мнимая слабость, такой приём манипуляции. Лиса притворяется слабой и уязвимой, прибедняется, говорит, что она плохо слышит, просит Колобка сесть ей на нос, а потом — на язык. Это самая опасная поведенческая модель на нашем пути: встретить того, кто жалуется, преследуя при этом цель нас обмануть. Так народная мудрость предостерегает нас от этого приёма манипуляторов. Здесь предупреждение не только для людей, облечённых властью, но и для любого человека. Вообще, русская культура таких жалобщиков, которые постоянно прибедняются, не приветствует.

И самодовольный Колобок не проходит это испытание. В один миг он исчезает в чреве хитрой манипуляторши-лисы. А ведь мог бы быть на празднике у деда с бабкой и тем самым исполнить своё предназначение!

8259ccb5efbf549304c4fa920e312cf3

Ничего себе предназначение. Его бы и там съели!

— Но там бы он порадовал стариков, людей, которые еле сводят концы с концами. Это благородная миссия. А тут его съедает какой-то проходимец, который ему случайно на дороге попался. В самом высшем, космическом смысле идея сказки такова: каждый хорош (я бы даже сказала — велик) на своём месте. Надо найти это место и следовать своему предназначению, иначе можно прийти к погибели.

В русской культуре есть очень тонкая грань между неуязвимостью и безнаказанностью, её нельзя переходить. Неуязвимость у нас связана с правотой. Если я следую своему высшему предназначению, то я прав. А если я прав, то неуязвим, в этом проявляется мировая справедливость. Но стоит уклониться от своей задачи, от предназначения, и возникает чувство безнаказанности. Одно подменяется другим. Вот Колобок катится по дороге и чувствует себя хозяином мира: не только неуязвимым, но и безнаказанным. И это ведёт его к гибели. Вот о чём предупреждает нас сказка. У нас же сейчас торжество безнаказанности: можно делать всё, что не является наказуемым.

Кроме того, в сказке про Колобка заложен этический смысл: как ни хитри, всегда найдётся кто-то, кто тебя перехитрит. Если ты живёшь по этим законам, если пошёл по кривой дорожке, тебе обязательно встретится кто-то другой, кто будет «кривее», чем ты.

19f89ed7485c5e0e40c41b6fdab25ccf

Неправедный путь впавшего в гордыню

Нет ли в этой сказке христианского подтекста? Старики являют пример добродетели: дед не поддаётся унынию, бабка выполняет послушание. А Колобок мало того что сбегает от своих создателей, как человек из рая, так ещё и впадает в гордыню. А она, как известно, корень всех грехов.

— Несмотря на то, что сказка про Колобка, конечно же, уходит корнями в дохристианскую, языческую Русь, в ней, безусловно, имеется христианский подтекст. Это и аллегория бегства из рая, уход от Творца. Это и присвоение себе главным героем статуса вседержителя: он такой неподражаемый, он всех обманул и словно бы возомнил себя Богом.

Но и то, о чём я уже говорила, тоже перекликается с христианской этикой. Следовать своему предназначению — это путь праведника. А следовать соблазнам — неправедный путь. Колобок соблазнился дважды: сначала он решил сбежать из дома, а потом поддался на лесть. И при этом действительно предавался гордыне, постоянно нахваливая себя как самовлюблённый нарцисс.

Вы преподаёте студентам. Доводилось ли слышать от них необычные мнения и интерпретации сказки про Колобка?

— Доводилось. Самая интересная такая: Колобок — это же смайлик! Привычный и хорошо знакомый нам теперь кружок с улыбающимся лицом. Он сейчас по всему интернету катается.

Вообще, Колобок — вроде бы позитивный персонаж. Он беззаботный, весёлый, при этом наивный и недалёкий. А ведь, по сути, именно такими учит нас быть современная массовая культура. Учит, что можно плевать на родителей, что ты без них проживёшь, что сам себе голова, что умнее всех. А уж с разного рода манипуляциями, в том числе очень опасными, человек сталкивается ежедневно.

Так что Колобок — это, можно сказать, герой нашего времени. И его жертва, которая получает то, что заслужила.

Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

590

Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?

Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

1. Астрономическая

590

При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

  • Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем — это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
  • «Пришёл волк — весь народ умолк» — так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк в сказках всегда серый — символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.

590

  • Встреча с медведем — это первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права — дни становились длиннее ночей.
  • Последний лесной зверь, лиса, на пути Колобка съедает его — в её образе зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.

Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

2. Юнгианская интерпретация

590

Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

  • Заяц — это комплексы, которые сформировались от страха за свою жизнь, неуверенность, тревожность.

590

  • Волк — символ агрессии и воплощение комплексов ребёнка, сталкивающегося с грубостью в жизни.
  • Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся.
  • Лиса — «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обида.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

3. Мистическая

590

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

96

Что скрывают русские народные сказки

Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

4. Архетипная

590

Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

  • Заяц — символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии.
  • Волк — символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами.
  • Медведь — символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем».
  • Лиса — это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер.

590

Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

5. Личностного роста

590

Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…»

«В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!“»

В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.

Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.

590

  • Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
  • Орлов В. Причастие солнцем: history-ryazan.ru.
  • Мершавка В. Колобок. Юнгианская интерпретация: psyoffice.ru.
  • Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
  • Цивьян Г. Роковой путь Колобка: proza.ru

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чему учит сказка про колобка?

Сказка о Колобке учит детей, что лживые комплименты могут навлечь беду. Не всегда слова оказываются правдой, а те, кого считали друзьями могут оказаться страшными врагами. Доверие к незнакомцам и малознакомым людям может привести к катастрофическим последствиям.

Чему учит русская народная сказка Колобок?

Чему учит сказка «Колобок»

Учит слушаться родителей, не убегать из дома без спроса, не гулять одному. Учит не разговаривать с незнакомцами, учит не верить незнакомым людям. Учит не хвастать и не насмехаться над другими.

Какая мораль у колобка?

Мораль сказки Колобок и ее уроки можно трактовать в разных ключах. И она учит тому,что нельзя доверяться каждому встречному поперечному,и нужно иметь свою голову на плечах для принятия какого либо решения. … А для детей это урок-что нужно слушать своих родителей,и никогда их не огорчать и не убегать из дома.

Чему учит сказка про теремок?

Русская народная поговорка «В тесноте, да не в обиде» является моралью поучительной детской сказки. Чему учит сказка Теремок? Она учит детей жить в коллективе, проявлять заботу о товарищах, помогать людям, относиться с добром к другим.

Как лиса обманула колобка?

Ей он тоже спел песню и хотел уже покатиться дальше, но ловкая лиса его обманула. Она похвалила колобка, пожаловалась, что плохо слышит, и попросила его сесть ей на мордочку и ещё раз спеть свою песню. Колобок обрадовался, что его песня понравилась, и прыгнул к ней на мордочку. Тут лиса и проглотила колобка.

Какая главная мысль в сказке теремок?

Основная мысль сказки «Теремок»

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нём. Основная идея произведения в том, что лучше жить в тесноте, да всем вместе.

Какие герои были в сказке теремок?

Построила муха терем и стала там жить. Далее к ней подселяются блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище — серый хвостище. Но тут приходит медведь косолапый, который не помещается в теремке и поэтому решает жить на крыше, вследствие чего домик рушится.

Как начинается сказка про колобка?

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц: — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Кто написал сказку про Колобка?

Какие пословицы подходят к сказке Колобок?

Можно перехитрить одного, но нельзя перехитрить всех. Лису хитрость кормит. Кто всему верит, того часто обманывают.

Сколько героев было в сказке теремок?

Главными героями русской народной сказки Теремок являются обитатели леса: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь.

Чему учит сказка рукавичка?

Свое не теряй, чужое не отбирай. Сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим.

Сколько героев было в сказке рукавичка?

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Как Лиса съела Колобка?

Все герои сказки хотели съесть Колобка, но удалось это только лисе. Деду со старухой не удалось по случайности, потому что, когда старуха испекла колобок и положила его остывать на окошко, он укатился. … А Лиса оказалась умнее всех — обманом заманила Колобка себе на носок и съела его.

Сколько лет сказки Колобок?

Герою русской сказки Колобку исполнилось 500 лет.

Что стало с колобком?

Колобо́к — персонаж одноимённых восточнославянских народных сказок, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.

Сакральный смысл русских народных сказок. «Колобок»

37499d0963151cbd1f26e4a179417ba8

«Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же — сказана не совсем Правда, т. е. Ложь. «Ложь» и «ложе», «ложа» имеют однокоренное происхождение. То, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете.

И всё же, почему к Сказам применено слово «ложь», в смысле «поверхностная правда», «неполная правда»? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави — те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т. о., можно сказать, что Сказка — это всё-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.

Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), «вытаскивает» Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живём. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: «Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что». Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? До поры нет. Хотя у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

«Урок» у славян означает нечто, стоящее У Рока, т. е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощённого на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить прежде, чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т. о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намёк на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Колобок

В старых сказках вы нигде не найдёте, чтобы кто-то заблудился в лесу или в дороге. Картами и компасами раньше не пользовались. А как же тогда ориентировались в пути? Некоторые утверждают, что у людей была способность чувствовать силовые линии Земли, и они просто шли по этим линиям и поэтому не могли заблудиться. Да, были и такие люди, но не все. Какими же ориентирами пользовались люди? Звёздами и созвездиями (Чертогами). Уместно было бы спросить, а кто им тогда преподавал, скажем, так, астрономию? Да вот дед и отец и преподавали. И первый наглядный пример астрономии, который дети видели наяву — это сказка «КОЛОБОК».

9fd11f5053d5b83001375528d69cf2fe

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобок», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и вам всё будет понятно.

Читаем неискаженную сказку Колобок

Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок».

И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады.

И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку.

Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял.

Волк в своём Чертоге почти пол-колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.

Или в другом изложении:

Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок».

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке.

Тут навстречу ему Медведь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Схватил Колобка поперёк живота да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унёс.

Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.

Но Путь его ещё не закончился. Катится он дальше, уж совсем маленький кусочек от Колобка остался.

А тут навстречу Колобку Лиса выходит: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» — «Не ешь меня, Лисонька», — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его: «Ам», — и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса) до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается: Мидгард-Земля (по-современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): «Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». — Это про Небеса и Ярило-Солнце.

29b9c8494283bcda5be18b45227cef38

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

  1. новолуние,
  2. первая четверть,
  3. полнолуние,
  4. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе

Луна проходит следующие фазы освещения:

  1. новолуние — состояние, когда Луна невидна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  2. первая четверть — состояние, когда освещена половина луны
  3. полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком
  4. последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны.

Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие правила: если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий Месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора Месяц всегда виден «лёжа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке. Без знаний звездочтения наши Предки не обходились в повседневной жизни. Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности. Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности. Всё это учитывалось в воспитании детей.

  • Чему учит сказка паустовского дремучий медведь
  • Чему учит сказка по колено ноги в золоте
  • Чему учит сказка муму
  • Чему учит сказка лисичка со скалочкой
  • Чему учит сказка винни пух