Чему учит сказка муму

Анализ произведения жанр произведения рассказ. главные герои: дворник герасим, собачка муму, барыня. второстепенные персонажи: дворецкий гаврила, прачка татьяна, башмачник

Анализ произведения

Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера­сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец­кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес­кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.

Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос­калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.

В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы­вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.

Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич­тожить.

Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст­ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».

Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро­той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.

«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ­ная.

Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.

Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев­ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп­ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы­полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни­будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя­занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук­нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль­шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.

Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот­ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си­лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Барыня велела истребить последнюю отраду крепост­ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима­ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска­зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто­го русского народа.

План

1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.

2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.

3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

6. Герасим находит Муму.

7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.

Анализ произведения

Жанр произведения – рассказ. Главные герои: дворник Гера­сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец­кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес­кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.

Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос­калила зубы на барыню – это кульминация

рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.

В рассказе “Муму” с большой художественной правдой описы­вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.

Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич­тожить.

Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому

не нужная. “День ее, нерадостный и ненаст­ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи”.

Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро­той дворник Герасим – такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.

“Безответная душа” прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы, трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ­ная.

Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.

Подробно следует остановиться на образе главного героя – глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев­ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье “креп­ко не полюбилось ему сначала”. Всю положенную работу он вы­полнял в шутку за полчаса и поначалу “вдруг уходил куда-ни­будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь”. Но все-таки привык к городскому житью и обя­занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук­нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль­шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу – такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.

Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот­ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си­лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Барыня велела истребить последнюю отраду крепост­ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима­ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска­зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто­го русского народа.

План
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.

2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.

3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

6. Герасим находит Муму.

7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.

8. Встреча Муму и барыни.

9. Барыня требует уничтожить собаку.

10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

11. Сразу после гибели Муму он в знак протеста уходит из города в родную деревню.

Глоссарий:

  • план рассказа муму
  • план муму
  • тургенев муму анализ
  • анализ муму
  • анализ рассказа муму

Другие работы по этой теме:

  1. Жанр произведения – рассказ. Главные герои: дворник Герасим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворецкий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодические персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни….
  2. В своем произведении “Муму” И. С. Тургенев представил Герасима, как главного героя. Герасим родился и жил в деревне. Барыня забрала его в город, где Герасим…
  3. Герасим находит Муму в трудный момент своей жиз­ни – по воле барыни выходит замуж Татьяна, его люби­мая девушка из дворовых. К Татьяне глухонемой очень привязался….
  4. Герасим является положительным героем рассказа “Муму”. К этому герою я отношусь с уважением. Герасим – деревенский мужик одаренный необычайной силой и глухонемой от рождения. Когда…
  5. Муму в жизни Герасима Рассказ русского писателя И. С. Тургенева “Муму” был написан в 1852 году. Главными героями являются глухонемой дворник Герасим и его собака…
  6. ­Любовь к Татьяне В своем рассказе “Муму” Иван Сергеевич Тургенев рассказывает об истории жизни бедного, глухонемого дворника по имени Герасим. Известно, что автор основывался на…

Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». Анализ произведения позволит лучше понять глубину социальных проблем, раскрытых писателем. К тому же, тщательный разбор по плану «Муму» поможет ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе, а для выпускников станет важным подспорьем к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания
– 1852 год.

История создания
– Материалом для написания рассказа послужили личные воспоминания Тургенева. Главные герои в произведении имели свои прототипы в реальной жизни.

Тема
– Центральная тема — беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы.

Композиция
– Композиция рассказа отличается логической последовательностью. В экспозиции автор знакомит читателей с главными героями рассказа. В завязке сюжета Герасим вынужден отказаться от своей любви к прачке Татьяне, но находит отраду в спасенной им собачке по кличке Муму. Кульминация рассказа потрясает своей силой – Герасим вынужден утопить свою любимицу. В развязке он покидает усадьбу и отправляется в родную деревню, и остаток своих дней проводит в одиночестве.

Жанр
– Рассказ.

Направление
— Реализм.

История создания «Муму»

Рассказ Тургенева «Муму» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.

В основу рассказа легли реальные воспоминания Тургенева о своем детстве и юношеских годах. Мать писателя, Варвара Петровна, имела славу тяжелой, бескомпромиссной женщины. Именно с нее была списана модель поведения барыни, вобравшая все отрицательные черты помещичьего класса.

Прототипом Герасима был крепостной Варвары Петровны, дворник Андрей по прозвищу Немой. Он также был крупным, трудолюбивым мужчиной с недюжинной силой.

Имела место быть и история с собакой по кличке Муму, однако финал ее был несколько иным. По приказу Варвары Петровны Андрей утопил свою любимицу, однако не покинул жестокую барыню, продолжая и далее безропотно служить ей.

В своем произведении Иван Сергеевич, всегда тяжело переживавший за тяжелую судьбу крепостных, сделал главного героя более сложным и драматичным. В нем он видел весь простой народ, угнетенный помещичьим режимом, и мечтал, что рано или поздно он скинет оковы рабства.

Тема

Главная тема произведения
— тяжелое положение крепостных в России. Сейчас трудно себе это представить, но всего полтора века назад крепостной крестьянин был собственностью помещика, и находился в полной зависимости от него: его могли продать, проиграть в карты, подарить, а побег зачастую карался смертью.

По сути, Герасим — это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения
и смысл названия
— крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».

История жизни Герасима в поместье барыни и его трогательная привязанность к Муму заканчивается трагично: Герасим, не способный пойти на конфликт, собственноручно топит собаку. В этом поступке заключена рабская привычка беспрекословно подчиняться господской воле. И лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Тем самым автор наталкивает читателей на вывод — только потеряв все самое дорогое, можно обрести свободу.

Кроме того, автором поднята и проблематика
человека в социуме (немота Герасима сделала его изгоем в обществе), любовь и преданность (сильная любовь Герасима к Татьяне и привязанность к Муму, которой он не изменил на протяжении всей жизни). Но, несмотря на все пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, не перестал быть добрым и отзывчивым человеком. Это то, чему учит произведение — при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

Композиция

Проводя в «Муму» анализ композиции произведения, следует отметить, что сюжет характеризуется логической последовательностью. Достаточно большое место в рассказе занимает экспозиция
, в которой автор дает общую характеристику месту, в котором некогда происходили события. Он рисует образы челяди, среди которых особенно сильно выделяется немой дворник Герасим, привезенный барыней из деревни в поместье. Огромной силы богатырь, тосковавший по родному краю, исправно выполняет свою работу, но среди дворовых слывет нелюдимым затворником.

В завязке
центральной сюжетной линии сумасбродная барыня решает женить прачку Татьяну на пропойце-башмачнике. Эта новость становится настоящим ударом для Герасима, тайно влюбленного в молодую беззащитную женщину. В этот же период он спасает маленькую собачку, которой дает прозвище Муму. Герасим всей силой своего большого доброго сердца привязывается к собачке, в которой видит отраду своей безрадостной жизни.

В произведении несколько кульминационных моментов
, и все они неразрывно связаны с образом Герасима. Эмоционально тяжелым становится эпизод прощания главного героя с Татьяной — становится понятно, что их личное счастье навсегда разрушено по барской прихоти.

Трогает сердце и сцена, в которой проданная по приказу барыни Муму перегрызает веревку и возвращается к любимому хозяину. Однако по-настоящему сильным кульминационным моментом рассказа является трагическая гибель собаки: повинуясь капризу истеричной барыни, Герасим вынужден утопить своего единственного верного друга.

Развязка
не менее печальна: Герасим, никого не предупредив, отправляется в родную деревню, где доживает свой век бобылем, чураясь женщин и собак.

Главные герои

Жанр

«Муму» обладает всем признаками, характерными для рассказа. Это краткость произведения, наличие одной главной сюжетной линии и небольшое количество героев.

Рассказ написан согласно всем канонам классического реализма, традиционного для того времени. В подтверждение тому является реальность описанной истории, в которой все герои имели прототипов и в действительности.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2
. Всего получено оценок: 1209.

План

1. Экспозиция: дом барыни.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Барыня решает женить пьяницу Капитона Климова.
4. Привязанность Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Герасим находит Муму и выхаживает ее.
7. Барыня велит прогнать собачку.
8. Герасим прячет Муму от барыни.
9. Барыня велит убить собаку, Герасим обещает это сделать сам.
10. Герасим сдерживает свое обещание.
11. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Пересказ

На одной из отдаленных улиц Москвы в окружении многочисленной дворни проводила последние годы своей скупой и скучающей старости барыня. Самым примечательным лицом из всех ее слуг был глухонемой от рождения дворник Герасим. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых, причем с усердием и на совесть.

Герасима привезли в Москву из деревни помимо его воли. Его занятия в новой должности казались ему слишком легкими. За полчаса он выполнял всю свою работу… Но порой он в растерянности останавливался посреди двора и замирал, а то уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и часами лежал, как пойманный зверь. Все в округе, в том числе дворовые, боялись его. Однажды ночью, поймав двух воров, он стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води.

Однажды старая барыня надумала остепенить пьяницу Капитана Климова — женить его на Татьяне. Татьяна была прачкой. С самого детства она не видела ласки, поскольку родни у нее не было. Нрава она была весьма смирного. Когда из деревни привезли Герасима, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры и старалась избегать встреч с ним. Герасим сначала не обращал на Татьяну особого внимания, потом стал посмеиваться, когда встречался с ней. Кротким ли выражением лица, робостью ли движений, но Татьяна полюбилась ему. Как-то раз Герасим угостил Татьяну пряничным петушком с сусальным золотом на хвосте и крыльях.

Скоро все узнали о привязанности немого дворника и стали подшучивать над Татьяной. Герасим же шуток над нею не позволял. Однажды Герасим заметил, что Капитон слишком любезно раскланялся с Татьяной, он подозвал его к себе, отвел в каретный сарай, а там, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, многозначительно пригрозил им Климову. С тех пор никто уже не заговаривал с Татьяной.

Татьяна поневоле дала согласие выйти замуж за Капитона, хотя и опасалась гнева Герасима. Барыня торопила подготовку к свадьбе. Дворецкий Гаврила собрал совет, на котором было принято решение обмануть Герасима, который терпеть не мог пьяниц: научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной. Татьяна поддалась уговорам, и хитрость удалась. Герасим поверил, что Татьяна напилась. Он привел ее в комнату, толкнул прямо к Капитону, а сам ушел к себе в каморку. Целые сутки не выходил Герасим из каморки. На следующий день он не обращал ни на Татьяну, ни на Капитона никакого внимания.

Через неделю состоялась свадьба. Герасим не изменил своего поведения ни в чем. Прошел год. Капитон спился и за это вместе со своею женой был отправлен в дальнюю деревню. На прощание Герасим подарил Татьяне бумажный платок, который хранил для нее все это время. Женщина расчувствовалась, поцеловала Герасима по-христиански три раза. С отъездом Татьяны Герасим лишился единственного близкого ему человека.

Герасим на берегу реки нашел собачонку (щенка), принес ее к себе в каморку и стал за ней ухаживать. Назвал ее Муму. Дворовым понравилась эта собачка. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам любил ее без памяти, ему даже было неприятно, когда другие ее гладили. Собачка помогала охранять дом по ночам, но попусту никогда не лаяла. Куда бы ни пошел Герасим, она бежала за ним. В господский дом Муму не входила, но в каморке Герасима чувствовала себя хозяйкой.

Так прошел год. Как-то барыня была в духе, смеялась и шутила. В доме не очень любили, когда на барыню находил веселый час, потому что эти вспышки продолжались у нее недолго и сменялись мрачным и кислым расположением духа. Глядя в окно, барыня увидела собачку и велела привести ее к себе. Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась. Барыня приказала покормить собачку. Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму, дрожа и озираясь вокруг, даже не принюхалась. Барыня подошла к собачке и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку… Внезапное движение собаки ее испугало.

— Отнесите ее вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! Какая она злая!

До самого вечера старая барыня быта не в духе… Утром она спросила Гаврилу: «Что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? мне спать не дала?» Гаврила отвечал, что, может быть, это собака немого. Барыня велела сделать так, чтобы ее сегодня же здесь не было. Гаврила велел слуге Степану увезти собаку. Степан поймал Муму и отвез ее в Охотный ряд. Там он продал собачку за полтинник.

Герасим искал собачку до позднего вечера, спрашивал у людей, но никто не знал, где находится Муму. На другой день Герасим не вышел из каморки. Лишь через день Герасим показался. Лицо его словно окаменело. Ночью он вдруг почувствовал, что кто-то дергает его за полу… Перед ним в каморке стояла с оборванной веревкой на шее Муму. Герасим схватил собачку, стиснул ее в своих объятиях: она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду… Герасим догадался, что собака не по своей воле пропала. Он понял по объяснениям людей, что Муму оскалилась на барыню… Чтобы сохранить возвращение Муму в тайне, он решил днем оставлять ее в каморке. Он закрыл армяком дырку в двери, чтобы собачка не могла выходить из нее. Глухому было невдомек, что собака своим визгом выдаст себя!

Возвращение Муму изменило настроение дворника. Он с большим старанием и усердием выполнял всю работу. В течение дня Герасим несколько раз ходил к своей затворнице, а ночью выводил ее погулять. Как-то ночью он уже собирался вернуться с Муму в каморку, как вдруг за забором раздался шорох. Муму принюхалась и залилась громким и пронзительным лаем. Какой-то пьяный человек вздумал устроиться переночевать. Барыня в это самое время собиралась уснуть. Внезапный лай разбудил ее… Она приказала послать за доктором и стала жаловаться, что собаки не дают ей покоя. Весь дом был поднят на ноги. Герасим увидел замелькавшие огни и тени в окнах, схватил Муму под мышку, вбежал в каморку и заперся.

Через несколько минут пять человек ломились в его дверь, но, почувствовав сопротивление засова, остановились. Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму. На следующее утро Герасим сам открыл дверь. Люди сначала испугались его. Но потом Гаврила знаками стал показывать, что барыня требует убрать его собаку. Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи и, как бы затягивая петлю, с вопросительным лицом посмотрел на дворецкого. Потом, посмотрев на Муму, он ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берется уничтожить Муму. Спустя час дверь каморки отворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан, он вел на веревочке Муму. Гаврила послал Ерошку проследить за глухим дворником. Ерошка увидал, что тот вошел в трактир вместе с собакой.

В трактире все знали Герасима и понимали его знаки. Он попросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла рядом с его стулом и спокойно поглядывала на него. Когда Герасиму подали щей, он накрошил туда хлеба, изрубил мелко мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась аккуратно есть. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на лобик собачки, другая — в щи. Он заслонил свое лицо рукой. Муму, съев полтарелки, отошла, облизываясь. Герасим, заплатив за щи, вышел из трактира. Он отправился к Крымскому броду. По дороге он зашел во двор дома и вынес оттуда два кирпича под мышкой.

От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до лодки и вскочил в нее вместе с Муму.

Герасим принялся сильно грести против течения реки. Когда уже позади осталась Москва, он положил весла, приник головой к Муму. Через несколько минут он выпрямился, опутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой и последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… «Ерошка, как только Герасим скрылся у него из виду, вернулся домой и донес все, что видел».

В течение дня никто не видел Герасима. Не пришел он к обеду и ужину… Герасим отправился домой, в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, взял кое-какие пожитки и ушел со двора. Дорогу он запомнил, когда его везли из деревни. Через два дня он был уже дома, в своей избенке.

В Москве же, на другой день барыня, узнав об исчезновении Герасима, разгневалась, расплакалась и велела отыскать его во что бы то ни стало. Она не хотела признать, что велела погубить Муму.

Герасима в конце концов оставили в покое, в родной деревне. Всю оставшуюся жизнь он прожил бобылем.

Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера-сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец-кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес-кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.

Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос-калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.

В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы-вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.

Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич-тожить.

Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст-ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».

Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро-той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.

«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ-ная.

Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.

Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев-ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп-ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы-полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни-будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя-занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук-нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль-шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.

Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот-ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си-лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Материал с сайта
Барыня велела истребить последнюю отраду крепост-ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима-ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска-зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто-го русского народа.

План

  1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.
  2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
  3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.
  4. Любовь Герасима к Татьяне.
  5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
  6. Герасим находит Муму.
  7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.
  8. Встреча Муму и барыни.
  9. Барыня требует уничтожить собаку.
  10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
  11. Сразу после гибели Муму он в знак протеста уходит из города в родную деревню.

История создания

Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни. Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми. И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх. Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.

Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья. Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума. Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде. В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.

Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.

Смысл названия

Почему Тургенев назвал рассказ «Муму»? Если рассматривать рассказ с точки зрения целей и задач автора, то он направлен против крепостного права. В те времена крепостное крестьянство хоть и было великой силой, но у этой силы не было никаких прав, оно было безмолвно, так же, как был безмолвен Герасим. Оно не противоречило приказам и молчаливо терпело жестокое отношение. Герой вобрал в себя все основные черты обычного работящего мужика, и это его «Муму» — единственное противоречие и единственное слово, которое он способен вставить «поперек» воли своей хозяйки.

Писатель проводит ужасающую параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, так и участь самого Герасима целиком зависела от барской воли. Поэтому в названии скрыт намек на то, что главный герой – та же Му-му, только в человеческом обличии, и эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Жанр и направление

«Му-му» — это рассказ. Доказательством служит то, что в основе повествования лежит одна сюжетная линия, в действии участвуют всего лишь 4 героя: Герасим, барыня, Татьяна и Капитон. Объем произведения мал, что тоже соответствует жанру.

Тургенев творил в рамках направления, традиционного для его времени – классического реализма. Это подтверждает тот факт, что его история взята из реальной жизни, все герои имели прототипов в действительности.

Анализ рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Анализ рассказа «Муму» И. С. Тургенева

Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». Анализ произведения позволит лучше понять глубину социальных проблем, раскрытых писателем. К тому же, тщательный разбор по плану «Муму» поможет ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе, а для выпускников станет важным подспорьем к ЕГЭ.

История создания «Муму»

Рассказ Тургенева «Муму» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.

В основу рассказа легли реальные воспоминания Тургенева о своем детстве и юношеских годах. Мать писателя, Варвара Петровна, имела славу тяжелой, бескомпромиссной женщины. Именно с нее была списана модель поведения барыни, вобравшая все отрицательные черты помещичьего класса.

Прототипом Герасима был крепостной Варвары Петровны, дворник Андрей по прозвищу Немой. Он также был крупным, трудолюбивым мужчиной с недюжинной силой.

Имела место быть и история с собакой по кличке Муму, однако финал ее был несколько иным. По приказу Варвары Петровны Андрей утопил свою любимицу, однако не покинул жестокую барыню, продолжая и далее безропотно служить ей.

В своем произведении Иван Сергеевич, всегда тяжело переживавший за тяжелую судьбу крепостных, сделал главного героя более сложным и драматичным. В нем он видел весь простой народ, угнетенный помещичьим режимом, и мечтал, что рано или поздно он скинет оковы рабства.

Тема

Главная тема произведения

– тяжелое положение крепостных в России. Сейчас трудно себе это представить, но всего полтора века назад крепостной крестьянин был собственностью помещика, и находился в полной зависимости от него: его могли продать, проиграть в карты, подарить, а побег зачастую карался смертью.

По сути, Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения

и
смысл названия
– крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».

История жизни Герасима в поместье барыни и его трогательная привязанность к Муму заканчивается трагично: Герасим, не способный пойти на конфликт, собственноручно топит собаку. В этом поступке заключена рабская привычка беспрекословно подчиняться господской воле. И лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Тем самым автор наталкивает читателей на вывод – только потеряв все самое дорогое, можно обрести свободу.

Кроме того, автором поднята и проблематика

человека в социуме (немота Герасима сделала его изгоем в обществе), любовь и преданность (сильная любовь Герасима к Татьяне и привязанность к Муму, которой он не изменил на протяжении всей жизни). Но, несмотря на все пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, не перестал быть добрым и отзывчивым человеком. Это то, чему учит произведение – при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

Композиция

Проводя в «Муму» анализ композиции произведения, следует отметить, что сюжет характеризуется логической последовательностью. Достаточно большое место в рассказе занимает экспозиция

, в которой автор дает общую характеристику месту, в котором некогда происходили события. Он рисует образы челяди, среди которых особенно сильно выделяется немой дворник Герасим, привезенный барыней из деревни в поместье. Огромной силы богатырь, тосковавший по родному краю, исправно выполняет свою работу, но среди дворовых слывет нелюдимым затворником.

В завязке

центральной сюжетной линии сумасбродная барыня решает женить прачку Татьяну на пропойце-башмачнике. Эта новость становится настоящим ударом для Герасима, тайно влюбленного в молодую беззащитную женщину. В этот же период он спасает маленькую собачку, которой дает прозвище Муму. Герасим всей силой своего большого доброго сердца привязывается к собачке, в которой видит отраду своей безрадостной жизни.

В произведении несколько кульминационных моментов

, и все они неразрывно связаны с образом Герасима. Эмоционально тяжелым становится эпизод прощания главного героя с Татьяной – становится понятно, что их личное счастье навсегда разрушено по барской прихоти.

Трогает сердце и сцена, в которой проданная по приказу барыни Муму перегрызает веревку и возвращается к любимому хозяину. Однако по-настоящему сильным кульминационным моментом рассказа является трагическая гибель собаки: повинуясь капризу истеричной барыни, Герасим вынужден утопить своего единственного верного друга.

Развязка

не менее печальна: Герасим, никого не предупредив, отправляется в родную деревню, где доживает свой век бобылем, чураясь женщин и собак.

Жанр

«Муму» обладает всем признаками, характерными для рассказа. Это краткость произведения, наличие одной главной сюжетной линии и небольшое количество героев.

Рассказ написан согласно всем канонам классического реализма, традиционного для того времени. В подтверждение тому является реальность описанной истории, в которой все герои имели прототипов и в действительности.

Характеристика героев «Муму»

В рассказе Тургенева «Муму» герои представлены очень ярко и живо, с полными характеристиками, которые будут наиболее полезны при написании сочинения на заданную тему. Для читательского дневника любознательных учеников полезно будет знать, что в творческой копилке Ивана Сергеевича Тургенева есть не только повести и рассказы, но также замечательные сказки для детей.

Главные герои:

Герасим

Замкнутый нелюдимый мужчина средних лет, чей непростой характер объясняется врожденным недугом – Герасим с рождения глухонемой. Это настоящий русский богатырь, обладающий недюжинной силой, усердием и трудолюбием. Он невидимыми нитями связан с землей, матушкой-природой, но по прихоти барыни вынужден жить в непонятном ему и ненавистном городе. Спокойный и покладистый по своей натуре, он отваживается на проявление бунта после всех несчастий, случившихся с ним по вине барыни.

Муму

Ласковая и преданная собачка, спасенная Герасимом от неминуемой гибели. Единственное утешение главного героя в его безрадостной жизни. Пользуясь большой любовью всех дворовых, Муму опасается и откровенно недолюбливает лишь старую сердитую барыню. Случайно попав ей на глаза, Муму отказывается ей подчиниться и тем самым навлекает на себя страшный гнев. По приказу барыни Герасим вынужден утопить свою питомицу, и это событие накладывает большой отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Второстепенные герои:

Суть

О чем повествует Тургенев? Сюжет нам всем смутно знаком. Немой крепостной мужик Герасим приглянулся барыне, которая во время визита в деревню решила взять его в Москву, чтобы он убирал территорию. Несчастный крестьянин не прижился в большом городе, все избегали его, опасаясь грозной наружности. Он же влюбляется в крепостную девушку Татьяну, которая тоже дичится его, но все же принимает ухаживания, хотя все остальные смеются над неуклюжей парой. Однако помещица не хотела «женить убогого», поэтому выдает героиню замуж за пьяницу Капитона. Такова жизнь в доме барыни.

Тем временем Герасим спас щенка из воды. Он выходил его, выросла ласковая и красивая собачка. Но ее лай не нравился хозяйке дома, и она отдала приказ отнести и сбыть собаку с рук втайне от ее покровителя. Умное животное нашло путь домой, но и его возвращение не остановило упрямую помещицу. Она отдала крестьянину приказ избавиться от собаки. Тогда мужчина топит ее, но на этом запас его терпения исчерпывается. Он пешком уходит обратно в деревню и доживает жизнь в одиночестве.

Краткое содержание рассказа «Муму»

Барыня решила женить пьяницу Капитона на возлюбленной Герасима. Решив, что такая женщина сможет отвадить башмачника от спиртного. А чтобы Герасим, в порыве чувств не подрался с Капитоном, дворецкий Гаврила подговорил Татьяну, для смеха, изобразить пьяную. Для Герасима пьяные люди были ненавистны. Увидев шатающуюся Татьяну Герасим был потрясен. В его мире без звука, все перевернулось. Целый день провел Герасим в дворницкой переживая и страдая. А потом смирился и перестал обращать внимание на Татьяну и ее мужа Капитона.

Через год, окончательно спившегося Капитона с женой барыня отправила в деревню. И тут становиться понятно, что чувства Герасима угасли не окончательно. Отправившись провожать Татьяну с мужем и на прощанье подарил ей красный бумажный платок. Возвращаясь Герасим подобрал щенка. Голодный и мокрый щенок был так беззащитен, что Герасим, одинокий и несчастный, решил позаботиться о собаке. Глухонемой Герасим назвал щенка Муму, и заботился о нем, как о родном ребенке.

Он полюбил ласковую Муму всем сердцем. Привязался к ней и жизни без нее не представлял уже. Но барыня решила что собака агрессивна и велела прогнать ее со двора. Животные не подчиняются чьей-то воле, они или преданно любят или боятся и проявляют агрессию. Барыня хотела погладить Муму, а собака незнакомого человека испугалась и оскалилась. Люди на дворе у барыни были подневольные, поэтому пришлось выполнить приказ. Муму отнесли на базар и продали. Второй раз потерял Герасим дорогое его сердцу. Душа его разрывалась, но Муму нигде не было. Спустя время собака вернулась к любимому хозяину.

Прибежала, с обрывком веревки на шее. Стараясь защитить Муму от барыни Герасим не выпускал собаку из каморки, гулял с ней только ночью и всячески старался скрыть факт существования Муму. Но однажды собака лаяла и барыня все узнала. Со злости приказала она убить собаку. Герасим был человеком подневольным и приказ барыни исполнил. Накормив в харчевне в последний раз Муму он отвез ее на лодке на середину реки, привязал камень и бросил в воду. Что творилось в этот момент в душе этого несчастного человека трудно себе представить. Вернувшись он собрал свои вещи и уехал в родную деревню. Барыня возвращать его не стала, так как была на него зла.

Это интересно: Рассказ «Барбос и Жулька» Куприн написал в 1897 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Барбос и Жулька» для читательского дневника, который расскажет об удивительной дружбе двух, таких разных по характеру и поведению, собак. Пересказ произведения будет полезен для подготовки к уроку литературы.

Главные герои и их характеристика

Барыня

— хозяйка более трехсот крепостных душ. В произведении она предстает перед нами незамужней помещицей с непростым характером. Иногда с ней случаются нервные припадки. Важная деталь, нам не дается ее имя, — это часто используемый прием в произведении, когда автор обезличивает героя, давая понять, что в его роли может выступить кто угодно, такой же тираничный и пугающий.

Герасим

– глухой, но необыкновенно сильный крепостной мужик, ставший при барыне дворником в Москве. Обычно он был замкнут и иногда угрюм, даже по его лицу сложно определить, что он переживает. Наверное, его суровый характер, был таким же незыблемым, как и глухота. Несмотря на угрожающий внешний вид, он имел чувствительный и добрый характер, умел преданно и сильно любить. Например, он раз и навсегда полюбил Татьяну, просто не смог ее заменить. То же отношение у Герасима к Му-му. Вы можете найти более подробную характеристику героя здесь.

Татьяна

– крестьянка, которая тоже служит в дворне. Это робкая, тихая, симпатичная девушка, которую отличает скромность. Этим она и привлекла Герасима. Героиня сначала относится к обожателю со страхом, ее смущает его грозный вид. Но когда ее сосватали за Капитона, Татьяна понимает, что немой дворник действительно заслуживал ее внимания, в отличие от мужа.

Капитон Климов

— дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Именно Татьяна была последней связью Герасима с людьми, которая оборвалась после того, как ее выдали замуж. Важно понимать, что это была прихоть барыни, которая привыкла решать все проблемы быстро, и не задумываясь о чьих-либо чувствах. Так и пьянице Капитону было все равно на чувства других людей, он был человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству.

МумуТекст

В одной из отдаленных улиц Москвы в сером доме с белыми колоннами, антресолью[1] и покривившимся балконом жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.[2] Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста,[3] сложенный богатырем и глухонемой от рождения.

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.[4] Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и, как рычаг, опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.[5] Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле… Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги, и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них разрешения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью. Дела у него было немного: вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни copy; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не веди, все в околотке[6] очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики. Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, – они его побаивались, – а коротких; он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! – увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака. Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие.

Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-нибудь захолустье, и если пил, как он сам выражался, с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя. Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким,[7] Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице.

– А что, Гаврило, – заговорила вдруг она, – не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.

– Отчего же не женить-с! можно-с, – ответил Гаврило, – и очень даже будет хорошо-с.

– Да; только кто ж за него пойдет?

– Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Все же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.

– Кажется, ему Татьяна нравится?

Гаврило хотел было что-то возразить, да сжал губы.

– Да!.. пусть посватает Татьяну, – решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, – слышишь?

– Слушаю-с, – произнес Гаврило и удалился.

Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками), Гаврило сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался. Неожиданное распоряжение барыни его, видимо, озадачило. Наконец он встал и велел кликнуть Капитона. Капитон явился… Но, прежде чем мы передадим читателям их разговор, считаем нелишним рассказать в немногих словах, кто была эта Татьяна, на которой приходилось Капитону жениться, и почему повеление барыни смутило дворецкого.

Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно только тонкое белье), была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни… Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо; жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник,[8] оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей да другие дядья у ней в мужиках состояли, вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного; к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других – боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала. Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную. Герасим сперва не обращал на нее особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему: кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает! Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… кто-то вдруг сильно схватил ее за локоть; она обернулась и так и вскрикнула: за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка с сусальным золотом на хвосте и крыльях. Она было хотела отказаться, но он насильно впихнул ей пряник в руку, покачал головой, пошел прочь и, обернувшись, еще раз промычал ей что-то очень дружелюбное. С того дня он уж ей не давал покоя: куда бывало она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит. Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать. Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника; насмешки, прибауточки, колкие словечки посыпались на Татьяну. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил, да и ее при нем оставляли в покое. Рада не рада, а попала девка под его покровительство. Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним или над ней смеялись. Однажды за обедом кастелянша,[9] начальница Татьяны, принялась ее, как говорится, шпынять и до того ее довела, что та, бедная, не знала, куда глаза деть, и чуть не плакала с досады. Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу, наложил ее на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо, что та так и пригнулась к самому столу. Все умолкли. Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. «Вишь, глухой черт, леший!» – пробормотали все вполголоса, а кастелянша встала да ушла в девичью. А то в другой раз, заметив, что Капитон, тот самый Капитон, о котором сейчас шла речь, как-то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им. С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной. И все это ему сходило с рук. Правда, кастелянша, как только прибежала в девичью, тотчас упала в обморок и вообще так искусно действовала, что в тот же день довела до сведения барыни грубый поступок Герасима; но причудливая старуха только рассмеялась несколько раз, к крайнему оскорблению кастелянши, заставила ее повторить, как, дескать, он принагнул тебя своей тяжелой ручкой, и на другой день выслала Герасиму целковый. Она его жаловала, как верного и сильного сторожа. Герасим порядком ее побаивался, но все-таки надеялся на ее милость и собирался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней, как вдруг этой самой барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона.

Темы

Сострадание

. Герасим умел проявить милосердие и доброту, хоть его в этом всегда обделяли. Но, несмотря на жестокосердие помещицы и равнодушие дворни, он не разучился сопереживать чужому горю: жалел Татьяну, спас собаку и т.д. Это и есть главная тема рассказа.

Любовь и преданность

. Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После ее утраты он всю жизнь прожил один. То есть, это чувство, по Тургеневу, незаменимо: если мы теряем любимого, то эту утрату не восполнить. Только тогда можно говорить об истинной нравственности.

Человек и общество

. Герасим не прижился среди людей и избегал их, потому что видел в их глазах отражение собственного недуга. Будучи непохожим на других, он стал изгоем, которого не брали в расчет. Именно из-за его немоты барыня не приняла в расчет его намерение жениться, ведь в ее мировоззрении он – убогий, значит, и плодить потомство ему не стоит. Но автор уравнивает в правах всех людей. Его Герасим добрее, милосерднее и сильнее, чем здоровые мужики, чей потолок – пьянство в кабаке.

Отношение к братьям нашим меньшим

. По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил.

Город и деревня

. Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что лучше для физической и духовной жизни. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот «мегаполис» заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.

Образ Герасима

Каким же был этот деревенский крестьянин?

Во-первых, добрым и способным на искренние чувства. Несмотря на внешнюю серьёзность и могучесть, столь пугающую окружающих людей, Герасим всегда оставался положительным героем. Как нельзя лучше это показывает эпизод спасения собаки. Его способность любить очевидна: он приличное количество времени ухаживал за Татьяной, хотя та и боялась его, а к Муму он привязался сильнее, чем к кому бы то ни было.

Во-вторых, честным и открытым, способным сдержать своё слово. Пусть нам это показывается лишь в том моменте, когда он после обещания утопить собаку действительно сделал это, но, судя по остальным людям, они все были уверены, что Герасим не обманет. Они как один твердили, что раз мужчина сказал – значит, сделает.

В-третьих, трудолюбивым, сильным и работящим. Переезд в город не понравился ему изначально вовсе не из-за того, что придётся жить среди городских людей, а из-за отсутствия большого количества работы. Герасим привык вкалывать, более того, он любил это делать. Ко всему прочему, после возвращения в родную деревню он только и делал, что работал.

Проблемы

Против чего направлен рассказ? Без сомнения, против крепостного права. Пока люди от рождения становятся рабами, самодурства и жестокости их хозяев не победить никакими законами. Увы, само положение крестьян провоцировало своеволие помещиков, которые относились к человеку, как к скотине, не считаясь с его чувствами и мнениями. Пока господствует крепостное право на Руси, народ, ее опора и основа, будет страдать – таков посыл Тургенева.

Безнравственность и порочность крестьян. Капитон компенсировал свое горе пьянством и дебоширством. Он отчаялся найти достойное применение своим силам, страдал от ощущения бессмысленности жизни, так что это трагический образ. В нем отразилась болезнь порабощенного и угнетенного народа – тяга к разврату и алкоголю. Это обратная сторона крепостного права.

Смысл

В образе главного героя заключен весь русский народ. Он изображается со всей своей честностью, порядочностью и болью. Герасим умел, и любить, и жалеть, и заботиться. Он трудился не покладая рук, даже если и знал, что его труд не оценят. Душа его была чистой и честной, даже после вех унижений и грязи, единственное, что он сделал, это закрылся от всех. Герасим был достойным человеком, именно эти качества Тургенев и воспевал. То есть главная идея рассказа в том, чтобы передать правящему классу (тогда читателями были только дворяне) всю глубину страдания народа, который кормит страну, а получает лишь жестокое и несправедливое отношение «хозяев».

Но есть и другая мысль, которая, как многие считают, является основной в произведении. Она и отвечает на частый вопрос: почему Герасим утопил Му-му? А дело в том, что Муму — это единственное слово, которое может сказать Герасим. Это все лучшее, что есть у него в жизни. Все добро, все счастье, единственное дорогое ему существо. Так вот, если не убить свое «Му-му» свободным человеком стать нельзя. Первый акт освобождения – это убить все, что ты любишь, что держит тебя. Если ты убил – ты свободен. Пока у Герасима есть Муму, он не может уйти от барыни, но и остаться он не в силах, потому что собаку у него отбирают. Эту дилемму немой дворник разрешает по-своему: он избавляется от всего, что любимо и важно, чтобы рискнуть жизнью (барыня могла наказать его за побег, как угодно) и покинуть дом, где его тиранят. Теряя любовь, он обретает независимость. Это сложнейшая тургеневская мысль, которую никакому ребенку в школе не объяснишь, убить душу, по Тургеневу, значит стать свободным. И лучшие любимые тургеневские герои не свободны.

Но независимость – не синоним счастья. Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но финал произведения не жизнеутверждающий, а вовсе наоборот:

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.

Этапы работы


(Дом-музей Тургенева на Остоженке. Photo: Wikipedia / Shakko, 2013 г.)

Предпосылкой к написанию этого и других произведений стало детство Тургенева. По отзывам современников, мать Тургенева – Варвара Петровна была женщиной с трудным характером. Ее юность прошла под властью деспотичного дяди, после смерти которого она стала богатой невестой. Однако, трудные годы юности не сделали ее мягче или терпимее к людям, напротив, заставили раскрыться самые дурные черты натуры. Крепостных она за людей не считала, полагая себя вправе наказывать их любую вину так жестоко, как только душа изволит.

Не одних лишь крепостных на конюшне секли в вотчине Тургеневых. П.В. Анненков в своих воспоминаниях рассказывает о том, что хотя до собственноручных экзекуций дворни Варвара Тургенева не унижалась, но с сыном не считала нужным себя сдерживать. Писатель всячески избегал возвращаться воспоминаниями в свое детство, в котором по его же словам, ни дня не могло пройти без розог из рук матери. Родом из детства прототипы главных героев рассказа «Муму». В своевольной барыне легко угадываются черты Варвары, а в Герасиме – немого дворника по имени Андрей, на самом деле служившего в имении в Спасском.

Чему учит?

Произведение Тургенева учит тому, что не стоит употреблять свою власть во зло людям, мы – не боги, чтобы управлять чьими-то судьбами. Автор показывает, как далеко может зайти властный человек, если ему не перечить, а также то, насколько безразлично мы порой относимся к чужим жизням и ценностям. Эти пороки – равнодушие и деспотизм – нужно искоренить в себе.

Произведение учит нас и тому, что существуют добрые и светлые люди, которые, правда, из-за своей доброты и преданности теряют последнее. Таким образом, нужно быть сильными, когда это требуется, и быть слабыми с теми, кому это необходимо.

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — Древнерусская литература. Используйте наши примеры для написания школьной сочинений по этой теме.

Сочинение 1 (кратко)

Употребляя термин «литература», мы вкладываем в это совершенно определённый смысл – это какие-то книги, которые мы читаем для развлечения, для удовольствия, для эстетического наслаждения. Ничего подобного, никаких таких целей древнерусская литература не знала. С этой точки зрения её не точно называть литературой, а правильнее было бы говорить «древнерусская книжность» или «древнерусская письменность». Но это обозначение (древнерусская литература) утвердилось, и мы будем им оперировать.

Книжность, письменность появилась на Руси вместе с принятием христианства. Отсюда и назначение, которое имела эта литература. Прежде всего, она имела в виду распространение христианства в только что окрещённых массах древних славян. Задача была перевести, прежде всего, книги священного писания (Ветхий и Новый Заветы), богослужебные песнопения, а также жития святых, то есть людей, которые церковью были признаны и канонизированы.

Древнерусская литература совершенно не знала вымысла. Русскому книжнику в Средние века в голову бы не пришло сочинять какие-то выдуманные истории о выдуманных, никогда не существовавших людях. Это было равносильно греху лжи.

Поэтому даже когда в средневековых произведениях речь идёт о совершенно невероятных с нашей точки зрения вещах (например, воскрешение умерших), то для древнерусского писателя это было в порядке вещей. Он верил, что так оно и было на самом деле. И только в XVII веке возникнут в русской литературе повести с вымышленными героями, с вымышленными сюжетами. И то первоначально это будут произведения переводные.

Сочинение 2

В предыдущих классах изучалась «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о «летающем змее» и о «мудрой деве», которые талантливо объединены в одно литературное произведение. Повесть легко распадается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел. Во второй части рассказывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра. Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел оставить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией. Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои правили честно, при их правлении город процветал.

«Повесть о Петре и Февронии» заканчивается рассказом об их смерти в один день. Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому. Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что главной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму. В её лице был показан образ идеального правителя. Повесть интересна и сегодня, её легко читать, она имеет занимательный сюжет. Кроме того, многие идеи повести важны и сегодня.

Авторов древнерусской литературы привлекали прежде всего подвиги воинские, а также духовные. Они описывали в своих произведениях идеальные характеры и идеальную жизнь. Но в XVII веке литература отказывается изображать только подвиги, обращается к литературному вымыслу. Героями литературных произведений становятся не только князья и бояре, но и простые люди.

Жанр житий святых

Жития святых ни в коем случае не предназначались для какого-то увеселительного чтения. Это прежде всего было чтение назидательное, душеполезное, душеспасительное. На примере жизни святых человек учился нормам поведения. Читателям предлагалось следовать примерам святых и подражать им. С этой точки зрения жанр житий святых – самый канонизированный в древнерусской литературе. То есть этому жанру придавались какие-то строго определённые формы (и композиционные, и лексические).

Жанр житий ни в коем случае не предполагает биографизма. Один из исследователей очень точно и тонко заметил, что житие так же относится к биографии, как икона к портрету. Житие – это чтение назидательное. И только с этой точки зрения нам будут понятны все труды древнерусского книжника.

Житие имело очень строгую композицию и представляло собою трёхчастное произведение. Начиналось оно всегда со вступления, потом следовал рассказ о жизни святого, который завершался, естественно, его смертью, и заканчивалось житие славой, хвалой святому, о котором шла речь.

Первыми русскими житиями, то есть житиями канонизированных русских мучеников, стали «Жития Бориса и Глеба». Это было очень важно и с политической точки зрения, потому что, если появляются свои святые, значит, русская церковь (ещё очень молодая) становится как бы вровень с церковью греческой, приобретает самостоятельное значение, повышается в своём значении.

Сочинение 3

Древнерусская литература, возникшая в конце 10 века, сочетает в себе литературу русского, украинского и белорусского народов. Появившаяся в период принятия христианства, древнерусская литература сохранила в себе церковные сведения и христианские ценности общества. Литература Древней Руси заслуженно признана уникальным памятником истории, культуры, общественного развития.

Особенности древнерусской литературы

Древнерусская литература, насчитывающая несколько веков с момента своего возникновения, имеет несколько примечательных особенностей, свойственных только ей:

Отсутствие вымышленных персонажей и событий
Все события и персонажи литературы Древней Руси не были придуманы преднамеренно. Зачастую в литературе 10 века описывались реальные исторические события, а образы главных героев были взяты с реальных людей.

• Сохранение обычаев, традиций, ценностей того времени

• В древнерусской литературе нашли своё отражение традиции, культурные ценности, нравственные идеалы того периода. Страницы литературы Древней Руси веют духом 10 века. Благодаря этой особенности древнерусской литературы понять образ жизни людей, правила общественного порядка, морально-нравственные нормы.

• Отражение исторических фактов

Так как древнерусская литература, в основном, заключает в себе описание реальных событий, то современные учёные и исследователи могут установить достоверную хронологию исторических фактов, оценить эпоху Древней Руси.

• Воспитание чувства патриотизма

•  Древнерусская литература неразрывно связана с историческим развитием русского государства. Книги времён Древней Руси пропитаны патриотизмом, любовью к родине, гордостью за свою страну.

Значение древнерусской литературы в наши дни

В современное время нельзя недооценивать роль древнерусской литературы. Литература Древней Руси на сегодняшний день является уникальным культурно-историческим памятником русского народа, помогающим понять и оценить его достижения.

Значение древнерусской литературы заключается также в том, что она воплотила в себе идейность Древней Руси, красоту и богатство родного языка, разнообразие жанров (повесть, фольклор, слово и др.). Лучшие произведения литературы Древней Руси стали классическими и считаются литературным достоянием русского народа («Слово о полку Игореве», «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»).

Неоспоримо влияние литературы Древней Руси на становление русской литературы в целом. Древнерусская литература – источник неразрывной связи прошлых поколений с будущими.

  • Чему учит сказка лисичка со скалочкой
  • Чему учит сказка винни пух
  • Чему учит сказка кубок
  • Чему учит сказка баранкин будь человеком
  • Чему учит сказка как собака друга искала