Чему учит сказка лисичка со скалочкой

сказка ложь, да в ней намк! добрым молодцам урок! эти слова мы знаем с детства. сказка неизменный спутник

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет

Опыт работы

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы»

                                                           Подготовила:

                                                                                        воспитатель  Суслова Е.А.

Челябинск 2021

Введение.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формировать нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого, умение делать правильный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.

Воспитательные возможности русских народных сказок в нравственном развитии детей.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.      

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте.        Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Этапы работы по сказкам. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.  Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.  Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

         Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

    Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»)

План использования художественной литературы

в воспитании честности

Сказка

Формы и методы работы с детьми

«Маша и медведь»

— чтение сказки;

— беседа по сюжету сказки;

— решение проблемных ситуаций.

— рисование иллюстрации к сказке «Честная Маша».

«Лисичка сестричка и серый волк»

— чтение сказки;

— беседа по сюжету сказки;

— решение проблемных ситуаций.

— рисование персонажей сказки «Честная Лиса».

— настольно-печатная игра «Собери сказку».

— пальчиковый театр по сюжету сказки

«Мужик и медведь»

— чтение сказки;

— беседа по сюжету сказки;

— решение проблемных ситуаций.

— лепка «Медведь и репка»

— рисование по желанию детей [любой персонаж].

— разучивание песни А. Ростовского «Медведь».

— кукольный театр по мотивам сказки

«Заюшкина  избушка»

— чтение сказки;

— беседа по сюжету сказки;

— решение проблемных ситуаций.

рисование на тему «Дружба Лисы с Зайцем»

Сюжетно-ролевая игра «Честная Лиса»

Кукольный театр «В гостях у зайца»

«Лисичка со скалочкой»

— чтение сказки;

— беседа по сюжету сказки;

— решение проблемных ситуаций.

Раскрашивание раскрасок по сюжету сказки.

Настольно-печатная игра, пазлы «Лисичка со скалочкой»

Настольный театр: «Житьё-бытиё честной Лисички».

 Работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая нетрадиционные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание,  формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.   Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.  

Конспект родительского собрания в
средней группе «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

Татьяна Ларенкова 
Конспект родительского собрания в средней группе «Роль сказки в нравственном
воспитании дошкольников»

Конспект родительского собрания в средней группе на тему:
«
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Цель:
повышение педагогической компетентности 
родителей
в воспитании нравственных качеств дошкольников
 путем
введения их в культурную традицию различных 
сказок.

Предварительная работа:

• Оформление групповой комнаты.

• Подготовка памятки для родителей.

• Подготовка инсценировки сказки «Заюшкина избушка» с
детьми.

• Приготовление материалов и атрибутов для инсценировка сказки «Три поросенка» (показ сказки
родителями)

• Выставка книг на тему «Русские народные сказки»

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Сообщение воспитателя«Роль
сказки в нравственном воспитании ребенка
».

3. Инсценировка и обсуждение сказки
детьми 
«Заюшкина
избушка»
.

4. Инсценировка и обсуждение сказки
родителями 
«Три
поросенка»
.

5. Подведение итогов собрания.

6. Раздать памятки для родителей.

Ход
собрания:

1. Вступительное слово воспитателя:

Уважаемые, родители, так
наше 
родительское собрание необычное.
Посвящено оно роли сказки в нравственном воспитании детей. Но сначала я задам
вам вопросы и мы увидим — много ли сказок вы знаете и читаете нашим детям.

• Назовите русские народные сказки.

• Назовите старинные слова, встречающиеся в сказках

баюкать (укладывать спать)

очи (глаза)

девица (девушка)

кров (дом)

чело (лоб)

журить (ругать)

• Кто охраняет заставу от врагов? (Богатыри).

• Назовите самых знаменитых русских богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович,
Добрыня Никитич)
.

• Назовите героев русских сказок.
(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Хаврошечка, Емеля, Иван Царевич, Марья-искусница,
Соловей-разбойник).

• Назовите животных, птиц из русских сказок.
(Кот, собака, лошадь, баран, свинья, козел, бык, медведь, волк, лиса, журавль,
заяц, цапля, петух).

• Из каких сказок эти предметы:

Колобок (сказка «Колобок»)

Лук и стрелы (сказка «Иван Царевич»)

Рыбка (сказка «Лиса и волк»)

Яичко (сказка «Курочка Ряба»)

Скалка (сказка «Лисичка со скалочкой»

2. Сообщение воспитателя «Роль
сказки в нравственном воспитании ребенка
».

Воспитывая ребенка, и воспитатели,
и 
родители надеются вырастить из него
достойного человека. Каждый 
родитель хочет
гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Нравственное воспитание –
важнейшая сторона 
воспитания ребёнка.

Закладывать основы нравственностивоспитывать моральные
ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер,
отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории
— добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром.
Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как
зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными
требованиями общества.

Самые
элементарные и в тоже время самые важные представления– об уме и глупости, о
хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в
сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения.

Такие нравственные категории,
как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать
своим собственным примером, а также с помощью народных 
сказок.

Среди многих жанров устной прозы
(
сказки, предания, сказы,
былины, легенды) 
сказка занимает
особое место.

С древнейших времён русские народные сказки служили
верную службу в 
нравственном и эстетическом
воспитании
 подрастающего поколения потому, что сказка —
неиссякаемый источник для 
воспитания детей.

Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в
торжество добра и справедливости. 
Сказки
делятся на
:

1. Сказки о животных.

Главная задача этих сказок –
высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому,
обиженному. Учат детей тому:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса»«Заюшкина избушка»).

2. Волшебные сказки.

В этих сказках две группы героев:
добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные 
сказки должны
вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают
уверенность в торжестве добра.

Эти сказки формируют
устойчивые 
нравственные представления

Моральные ценности в волшебных сказках представлены
более конкретно, чем в 
сказках о животных.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в
достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими
физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую
ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для
мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый,
любящий 
Родину). Идеал для ребенка является
далекой перспективой, к которой он будет стремиться.

3. Бытовые сказки:
Эти 
сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников,
так как они передают народную мудрость

Несмотря на классификацию сказок,
каждая из них несет в себе огромное 
воспитательное и
познавательное значение для ребенка.

Задача
педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.

В сказке всегда
есть четкая граница:
это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш
узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает
сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в
будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказка не дает прямых наставлений
детям («Слушайся 
родителей»«Уважай старших»«Не уходи из дома без
разрешения»
, но в ее содержании всегда заложен урок, который они
постепенно 
воспринимают,
многократно возвращаясь к тексту 
сказки.

Например, сказка «Репка» учит
быть дружными, трудолюбивыми; 
сказка «Маша и медведь» предостерегает: в
лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не
отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; 
сказки «Теремок»«Зимовье зверей» учат
дружить. Наказ слушаться 
родителей,
старших звучит в 
сказках «Гуси-лебеди»«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
«Снегурочка»«Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в 
сказке «У страха глаза велики»,
хитрость — в 
сказках «Лиса и журавль»«Лиса и тетерев»«Лисичка-сестричка и серый
волк»
 и т. д. Трудолюбие в народных 
сказках всегда
вознаграждается («Хаврошечка»«Мороз Иванович»«Царевна-лягушка»,
мудрость восхваляется («Мужик и медведь»«Как мужик гусей делил»«Лиса и козел»,
забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Нравственные чувства развиваются у детей
в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную 
роль в
этом играет все же семья. 
Родители самые первые воспитатели
ребенка
. Задача воспитания у детей нравственных качеств
решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее
они относятся к детям поэтому, ваше поведение служит для детей наглядным
примером. Не забывайте, пожалуйста, об этом.

3. Уважаемые родители, мы
приготовили для вас сюрприз: Инсценировка 
сказки
детьми 
«Заюшкина
избушка»
.

После просмотра сказки дети и родители принимают
участие в обсуждении 
сказки по
следующим вопросам:

• Кто в этой сказке хороший герой?

• Какая в этой сказке лиса?

• Какой в этой сказке петушок?

• Кого можно пожалеть в сказке?

• Кого
нужно учить правильным поступкам?

4. Инсценировка родителями сказки «Три поросенка».

После просмотра сказки дети и родители принимают
участие в обсуждении 
сказки по
следующим вопросам:

• Чему учит нас эта сказка?

• Кого можно пожалеть в сказке?

• Какой в этой сказке волк?

5. Подведение итогов собрания.


Качества необходимые вашему ребенку, как человеку?

• Вы
хотели, чтобы ваш ребенок стал?

• В
хорошей семье всегда?

• Нельзя
прожить без?

• Если бы
я нашел клад, то?

• Если бы
я все мог, то?

Воспитатель :

Спасибо за то, что сегодня вы смогли найти время и прийти на
наше 
собрание.

Родителям предлагается чай с медом.

6. Памятка для родителей раздается
для ознакомления с ней дома.

Памятка для родителей

• Читайте
вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.

• Прежде
чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

• Если
ребенок устал, проведите физкультминутку.

• При
знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и
инициалы автора, название книги.


Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

• До и во
время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

• Спросите, чем понравилась книга ребенку,
что нового из нее он узнал.

• Попросите ребенка рассказать
о главном герое
, событии.

• Какие
слова или выражения запомнились ему?

• Чему
учит эта книга?


Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить
его наизусть.

Мы подготовили для Вас несколько вариантов сочинений о том, чему учит сказка «Маленький принц» А. Экзюпери. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на эту тему.

Сочинение 1

Нет такого произведения, которое бы оставило человека полностью равнодушным и не тронутым душевно. Каждый автор, о ком бы ни шла речь, всегда пытается написать такое литературное произведение, которое зацепило бы струны души читателя и ни в коем случае не оставили бы читателя полностью равнодушным. Конечно, если речь идет об определенных литературных произведениях, которые были написаны для детей, то желание автора почему-то научить подрастающее поколение просто зашкаливает. Писателям очень приятно осознавать, что они приносят кому-то большую пользу, влияют на духовное и нравственное улучшение читателя.

«Маленький принц» является именно произведением для детей, а потому он, конечно, содержит такие идеи, которые стремятся научить молодежь чего-то. Стоит отметить, что Сент-Экзюпери вполне удается научить читателя многому полезному, ведь образы, которые он использует в собственном произведении очень ценные, с многих точек зрения. Я нередко слышал от тех, кто прочитал эти произведения, что оно дает прочитавшему его большую пользу, действительно учит некоторым истинам, что в итоге становится чрезвычайно полезным. Именно по этой причине и я тоже решил ознакомиться с этим известным на весь мир произведением этого прославленного французского писателя.
Что же, по результатам прочтения я могу с уверенностью сказать, что я действительно научился кое-чему новому.

Первое, чему оно меня научило, это умение определять в жизни самое важное и второстепенное. В произведении показаны множество примеров людей, которые не умели правильно ориентироваться в жизни, для них главное было то, что они сами себе придумали, а не то, что является истинным. Истинным в жизни есть чистые человеческие чувства, красота окружающего мира, красота отношений с близкими людьми и друзьями. В то же время мало кто из людей это понимает, и живет какими-то условностями, жаждой денег и тому подобным.

Это произведение научил меня ценить простые истины в этой жизни, уметь радоваться каждому дню и получать удовольствие от простых и распространенных вещей. Кроме того, это произведение научило меня находить взаимопонимание с разными людьми, даже самыми сложными личностями по той причине, что маленькому принцу это очень хорошо удавалось.

Произведение под названием «Маленький принц» научило меня сразу нескольким очень важным вещам. Я рад, что мне удалось получить такую полезную информацию из данного произведения. Благодаря получению такой информации сегодня я уверен в том, что жизнь моя стала более полезной, приятной, последовательной и в целом правильной. Я думаю, что те, кто ищет в литературе возможность стать умнее, мудрее и грамотнее, должны обязательно прочитать это произведение. Оно, безусловно, может многому научить.

Сочинение 2

Многие люди пытались научить своих собратьев, как надо жить на нашей планете. Но мало кто из них сумел это сделать так, как Антуан де Сент-Экзюпери, писатель и летчик, один из первых увидевший Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней. И содрогнувшийся от осознания того, что люди не понимают, не видят и не верят этой хрупкости; что драма Земли для них так же недоступна, как чувства слона, проглоченного удавом, или как чувства удава, проглотившего слона, — они видят не это, а лишь шляпу на рисунке мальчика.

В повести-сказке «Маленький принц» Экзюпери отстаивает доброту и человечность в человеке по отношению ко всему живому: Лису, Розе, Планете. Он выразил эту главную свою мысль фразой, ставшей почти лозунгом, послужившей названием для многих статей о «братьях наших меньших»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе.

Маленький принц любил именно Розу (с большой буквы — это имя, а не название, и дальше будет ясно, почему это так), свою Розу, она стала для него чем-то неповторимым. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего ее и самоотверженно ухаживающего за ней. Но она была его Розой, он знал ее привычки и глупости, ее обиды и радости. Он любовью своей сделал ее неповторимо прекрасной и единственной, И все другие розы для него — скучные, потому что их никто не любит, они стали бы для него прекрасны, лишь освещенные любовью человека, делающего живым все, что он полюбит истинной любовью. Все это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда ее не покидать.

Так же, как Розу, принц любит и свою планету. Ему очень нравится на Земле, но он так тоскует по своей родной планете и по своей Розе, что готов к ним вернуться даже ценой смерти. Да, он боялся смертельного укуса змеи, боялся даже не физической боли, а чего-то неизвестного, что должно случиться с ним и чего он не знает. Змея объяснила ему, что тело слишком тяжелое, что вместе с телом ему никогда не попасть вновь на свою планету, которую тоже надо было бы писать с большой буквы, потому что она для него — единственная, возлюбленная, обихоженная его руками и нуждающаяся в нем, и только в нем. Он очень хотел жить и боялся умереть, но жить он мог и хотел только на своей планете, только рядом со своей Розой. Он не верил, что его желание может исполниться.

Лис тоже верил, что Маленький принц не может умереть, что он будет жить, и жить счастливо, на своей планете. И все-таки Экзюпери против их расставания, против расставания близких сердец. Он показывает глубокую грусть Лиса, когда тот прощается с принцем. Лис говорит принцу: «Я часто буду смотреть на звезды, и звезды будут напоминать мне твои волосы».

Экзюпери говорит: не надо расставаний, нужны только встречи близких сердец, нужны любовь и человечность на нашей такой большой и в то же время такой маленькой и хрупкой планете.

Сочинение 3

Настоящей жемчужиной мировой литературы ХХ столетия по праву считается произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Невероятно трогательная история учит не только детей, но и взрослых любви, дружбе, ответственности, сопереживанию. В повести автор напоминает о вечных жизненных ценностях, показывает две картины восприятия мира – чувственную и разумную. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен при подготовке к ЕГЭ и урокам литературы в 6 классе.

История написания

Необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всём мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.

В 1935 году, перелетая из Парижа в Сайгон, Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу. Авария произошла на территории Ливийской пустыни и оставила глубокий след в душе Сент-Экзюпери. Поздние воспоминания об этом инциденте, а также глубокие переживания о судьбе мира, оказавшегося во власти фашизма, вылились в повесть-сказку, главным героем которой стал маленький мальчик.

В этот период писатель на страницах своего дневника делился сокровенными мыслями о будущем человечества. Он переживал за поколение, получившее материальные блага, но утратившее духовное содержание. Сент-Экзюпери поставил перед собой непростую задачу – вернуть миру утраченное милосердие и напомнить людям об ответственности за Землю.
Впервые произведение было напечатано в 1943 году в США и было посвящено другу писателя – Леону Верту, известному еврейскому журналисту и литературному критику, терпевшему бесконечные преследования во время войны. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери хотел поддержать своего товарища и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.

Примечательно, что все рисунки в повести сделаны собственноручно самим писателем, что ещё больше подчеркивает его идеи, изложенные в книге.

Сочинение 4 (кратко)

Сказка «Маленький принц» — это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Сказка учит нас жить по нравственным законам:

• Маленький принц учит нас смотреть в суть вещей, а не поверхностно.
• Учит преданости и ответственности.
• Учит дорожить дружбой и любовью, быть верным, помнить друзей.
• Не быть лживым, честолюбивым, эгоистичным. Отдаваться своим занятиям.
• Учит верить в себя и в чудеса, ведь если верить — это обязатьльно случиться. Стоит только захотеть.

Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

Итог: произведение учит читателей таким прекрасным качествам, как настоящая дружба и забота о ближнем, добру и преданности, любви к окружающему миру. А фраза из этого произведения стала крылатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и известна каждому.

Автор: Саврасова Надежда Викторовна

Организация: МДОУ Старомайнский детский сад №5

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна

Цель:

Формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи:

1.Учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знакомые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логическое мышление.

3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Доброе отношение к животным.

Оборудование:

Интерактивная доска, игрушка лисы, декорации ( деревья), фонограмма «Звуки леса», коррекционная дорожка ( для профилактики плоскостопия0, канат, скамья. мнемотаблицы.

Предваврительная работа:

Чтение сказки « Заюшкина избушка»; наблюдения в природе, дидактические игры « Кто в домике живет?, « Кто что ест?», « Кто как кричит?»; рассматривание книг про животных; чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных; работа с мнемотаблицами.

Методы и приемы:

Наглядный метод: слайды животных, игрушка лисы, декорация леса, мнемотаблицы.

Словесный метод: вопросы, художественное слово.

Практический метод: подвижная игра, моделирование сказки.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— Ребята, вы любите сказки? ( ответы детей).

-Я тоже люблю сказки, т.к. в них происходят чудеса.

— Вы хотите отправиться в волшебный мир сказок? ( ответы детей).

— Мы сегодня с вами отправимся в сказочный лес, он волшебный. А путь наш очень сложный , мы пойдем по болоту. Нужно наступать строго на камешки (идем по коррекционной дорожке). А вот и волшебная река течет, пройдем по мосту ( по скамье), а теперь по узкой тропинке ( приставным шагом). Вот мы и в лесу ( звучит фонограмма « Звуки леса), послушайте, как поют птицы.

Воспитатель: Ой, смотрите, кто – то спрятался за елкой.

(из-за елки виднеется лисий хвост)

Воспитатель: Чей это хвост?

Дети: Лисий.

Воспитатель: Как вы догадались, что это лисий хвост?

Дети: У нее длинный, пушистый , рыжий хвост.

Лиса: Здравствуйте, ребята. Вы молодцы, меня угадали, узнали, что это мой лисий хвост. А, если бы это был хвост моего соседа зайца? Чей это был хвост? ( заячий). А, если бы моей соседки белки? Чей это был бы хвост? (беличий). Я прибежала сюда из сказки. А вы знаете, как меня в сказках называют?

Дети: Лисичка – сестричка, лисонька, лиса – всему лесу краса, Лиса – Патрикеевна).

Лиса: Я такая красивая, а кто меня сможет описать?

Воспитатель: А теперь, ребята, присаживаемся на лесную полянку и давайте попытаемся описать нашу гостью.

-Саша, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? ( шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая).

— Владик, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы? ( мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

— Молодец! А Илюша расскажет нам о хвосте лисы? ( хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).

-Вадим, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? ( хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).

— А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? ( лиса в сказках хитрая, обманщица).

Воспитатель: Лисичка, а наши ребята умеют по схемам описывать животных.

(работа с мнемотаблицами).

(Один ребенок рассказывает)

Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. У нее 4 лапы. Тело покрыто рыжей шерстью. Хвост пушистый. У лисы есть детеныши – лисята. Лиса – хищное животное, она ест кур, мышей.

Лиса: А вы только обо мне умеете рассказывать?

Воспитатель: Нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.

(второй ребенок рассказывает)

Заяц— это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него 4 лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом серой. У него два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, капусту.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а в каких сказках мы с вами встречали лису? ( « Колобок», «Теремок», « Лисичка со скалочкой», « Лиса и волк».)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. ( Заюшкина избушка).

— Ребята, лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

1.Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? (Заяц).

( показ слайда)

— А кто назовет мне семью зайца? ( папа – заяц, мама- зайчиха, детеныши – зайчата).

2.Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. ( Медведь).

(показ слайда)

— Что делает медведь на картинке? ( ответы детей).

3.Посмотрите по дорожке

Ходят маленькие ножки

На головке гребешок

Кто же это? (Петушок).

(показ слайда)

— Назовите всю его семью ( папа – петух, мама – курица, детеныши – цыплята).

4.В тени пол деревом

И двор и сад наш сторожит.

Не то что настоящий вор-

Прохожий не зайдет во двор.

А нас он любит, признает,

Учтиво лапу подает. ( Собака).

(показ слайда)

— Как называют детенышей собаки? ( Щенята).

5.Скачет по болоту

Зеленая квакушка

Зелененькие ножки

Зовут меня (Лягушка).

( показ слайда)

— Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки « Заюшкина избушка».

— Нет, лягушка из другой сказки.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть.

Хотите поиграть?

Дети: Да.

-Тогда встаем в круг.

— Мы заходим с вами в лес

( Дети маршируют на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

( Удивились, развели руками)_.

Сколько елочек зеленых.

Столько выполним наклонов

( Раз, два, три).

Сколько здесь у нас игрушек?

Столько сделаем прыжков.

( Раз, два, три).

Впереди из – за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лису обхитрим,

На носочках убежим

(Бег на носочках)

Все вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Моделирование сказки.

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а сейчас лисичка, наши ребята расскажут сказку про тебя ( присаживайтесь на полянке).

(на доске лист с кругами)

Воспитатель: Какие геометрические фигуры нарисованы на доске? ( круги).

На них мы с вами будем рисовать героев сказки.

Из какой сказки к нам прибежала лиса?

Ребята давайте вспомним сказку» Заюшкина избушка».

Алена, расскажи как можно начать сказку?

Правильно, давайте на первом круге покажем, что это лиса.

А что отличает лису от других животных?

Правильно у нее острые уши и длинная мордочка.

Саша выйдет к доске и нарисует лису.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

Настя, что же произошло дальше?

А что отличает собаку в нашей сказке?

Правильно, давайте дорисуем нашей собачке хвост колечком.

Расскажет нам сказку дальше Дима.

Дима, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Камилла.

Камилла, а что есть у петушка особенного?

Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Какими словами можно закончить сказку?

Подведение итогов.

— Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку « Заюшкина избушка». А чему она нас учит? ( быть добрыми, честными, учит дружить со всеми).

Лиса: Я все поняла, я стану лучше, я буду дружить со всеми зверями.

Воспитатель: Ну а нам пора прощаться, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, лиса!

Список использованной литературы:

1.От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям. – Издание пятое ( инновационное) – М.; Мозаика – Синтез 2019г.

2.В.П. Герасимов « Животный мир нашей родины» — М.; Просвещение .1977г.

3.Е.И. Золотова « Знакомим дошкольников с миром животных». Под редакцией Н.Ф. Виноградовой – М.; Просвещение , 1982г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,6 КБ

Опубликовано: 04.12.2021

  • Чему учит сказка винни пух
  • Чему учит сказка кубок
  • Чему учит сказка баранкин будь человеком
  • Чему учит сказка как собака друга искала
  • Чему учит рассказ тайна лидии чарской