Чему учит сказка лиса и котофей иванович

Перспективное планирование по ежедневному чтению художественной литературы в средней группе на 2021-2022 учебный год сентябрь 1-ая неделя русская народная сказка

Перспективное
планирование

по
ежедневному чтению художественной литературы

в
средней группе

на
2021-2022 учебный год

Сентябрь

1-ая неделя

Русская народная
сказка «Бычок – смоляной бочок»

Учить детей
внимательно слушать, следить за развитием сюжета, способствовать становлению
личностного отношения к произведению, поддерживать интерес к литературе.

Стихотворение
Т.Боковой «Праздник урожая»

Продолжать
знакомить детей с поэзией, учить выразительно рассказывать понравившиеся строки
стихотворения, отвечать на вопросы об осенних явлениях природы, представленных
в содержании произведения.

 Стихотворения
А.Барто «Золотая осень» и М.Ивенсен «Падают, падают листья»

Учить детей
понимать идею произведений, предавать в речи впечатления, эмоции, вызванные
стихотворениями, поддерживать интерес к художественному слову, учить видеть
красоту поэтических образов.

Русская народная
сказка «Жихарка» в обр. И.Карнауховой

Учить детей
внимательно слушать, понимать содержание произведения, характеризовать героев,
называть мотивы их поведения, отвечать на вопросы, формировать элементарные
представления о правилах безопасного поведения.

Рассказ
А.Введенского «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке»

Учить детей
сопоставлять фрагменты текста с иллюстрациями, пересказывать с опорой на
вопросы понравившиеся фрагменты, передавать свое отношение к героям рассказа,
оценивать их поступки, поддерживать интерес к чтению.

2-ая неделя

Русская народная
сказка «Война грибов с ягодами» в обр. В.Даля

Учить детей
внимательно слушать сказку, различать ее персонажей, с опорой на иллюстрации
рассказывать понравившиеся фрагменты.

Стихотворение
Ю.Тувима «Овощи»

Учить слушать и
драмматизировать произведение, закреплять представления детей об овощах,
воспитывать стремление к здоровому питанию, внимательное отношение к людям
старшего поколения.

Русская народная
сказка «Лиса и журавль»

Знакомить детей с
произведением, учить давать оценку поступкам героев, способствовать развитию
речи, внимания.

Стихотворение
А.Толстого «Осень»

Познакомить детей
с новым стихотворением, помочь понять содержание в целом и отдельно – трудных
фраз и слов, уточнить и обобщить знания детей об осени, пробудить у детей
чувство любви к родной природе, восхищения ее красотой.

Рассказ Е.Чарушина
«Лисята»

Учить детей
внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию произведения, давать
оценку поступкам героев, выражать свое отношение к ним, воспитывать интерес к
природе и художественной литературе.

3-я неделя

Сказка В.Сутеева
«Под грибом»

Знакомить детей со
сказкой, формировать нравственные качества доброты, отзывчивости, развивать
внимание, умение отвечать на вопросы, воспитывать усидчивость.

«Сказка о
кругленьких и длинненьких человечках» Р.Сефа

Помочь детям
понять смысл сказки, ее мораль, провести анализ поступков героев сказки,

воспитывать
нравственные качества.

Стихотворение Ю.Мориц
«Огромный собачий секрет»

Знакомить детей со
стихотворением, продолжить формировать умение анализировать произведение,
воспитывать внимательное отношение к животным.

Английская
народная сказка «Три поросенка», в пер.С.Михалкова

Побуждать детей
понимать сюжет сказки, выделять героев, объяснять понятиея “друг”, “дружба”,
развивать умение слушать, отвечать на вопросы.

Русская народная
сказка «Волк и семеро козлят»

Формировать умение
внимательно слушать сказку, побуждать детей оценивать поступки героев,
соотносить название сказки с ее содержанием.

4-ая неделя

Рассказ
В.Вересаева «Братишка»

Учить детей
слушать, отвечать на вопросы о действиях героев произведения, давать им оценку,
поддерживать интерес к чтению.

С.Михалков «Дядя
Степа»

Познакомить детей
с новым произведением, учить отвечать на вопросы, воспитывать интерес к
творчеству С.Михалкова.

Русская народная
сказка «Ворона и рак»

Знакомить детей со
сказкой, вызвать эмоциональный отклик, побуждать отвечать на вопросы, развивать
речь.

Английские песенки
«Барабек», «Шалтай-Болтай», «Скрюченная песня»

Формировать умение
детей понимать юмористический стихотворный текст, развивать внимание, слуховое
восприятие, активизировать словарный запас.

 Русская народная
сказка «Петушок и бобовое зернышко» в обр. О.Капицы

Учить детей
внимательно слушать сказку, определять характеры героев сказки, главную идею,
развивать связную речь, воспитывать чувство сострадания к ближнему, доброту,
отзывчивость.

Октябрь

1-ая неделя

Стихотворения из
цикла «Машины-силачи» О.Т.Корнеевой

Формировать умение
слушать и эмоционально воспринимать поэтический текст, расширять представления
детей о машинах, воспитывать активность.

Сказка В.Бианки
«Как муравьишка домой спешил»

Учить детей
следить за развитием сюжета, внимательно слушать, воспитывать интерес к
художественной литературе, ценностное отношение к книге.

Стихотворения
О.Григорьева «Какой дождь?», А.Тараскина «Веселые дожди», И.Брукнера «Дождь»

Формировать
представление о видах дождя, знакомить детей с новыми словами, описывающими
дождь и его действия, учить выразительному чтению, развивать память,
воображение, речь, воспитывать интерес к дождю.

Сказка Братьев
Гримм «Заяц и еж»

Формировать представление
о таких человеческих качествах, как находчивость, ум, хитрость, выделять из
текста слова, говорящие о положительных и отрицательных поступках героев,
развивать внимание, речь.

«Колыбельная
песенка» В.Майкова

Познакомить детей
с лирическим произведением В.Майкова, помочь определить близость к

народным песням и
сказкам, развивать воображение, воспитывать интерес к художественному слову.

2-ая неделя

Стихотворение
Э.Успенского «Веселая семейка»

Приучать слушать и
понимать стихотворные строки, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное
произведение.

«Сказка про кота
рукодельника» А.Степановой

Знакомить детей с
содержанием сказки, развивать память, слуховое внимание, речь, воспитывать
интерес к литературе.

Сказка В.Бианки
«Лис и мышонок»

Знакомить детей с
произведением, формировать умение слушать, развивать память, слуховое
восприятие, умение отвечать на вопросы, воспитывать усидчивость.

Стихи С.Михалкова
«Три ветра», Т.Белозерова «Кладовая ветра», Н.Шемякиной «Повелитель ветров»

Знакомить детей с
новыми стихотворениями, расширять представления о проиродном явлении – ветре,
обратить внимание на напевность языка стихотворений, обогащать словарный запас,
воспитывать любовь к художественному слову и родной природе.

Сказка В.Сутеева
«Живые грибы»

Формировать умение
слушать литературные произведения, понимать основной смысл, развивать внимание,
умение отвечать на вопросы, воспитывать интерес к сказкам.

3-я неделя

Стихотворение
В.Берестова «Про машину»

Учить слушать и
понимать стихотворные строки, вызвать эмоциональный отклик на услышанное,
развивать внимание, воспитывать усидчивость.

Украинская
народная сказка «Колосок»

Знакомить детей с
содержанием сказки, учить оценивать поступки персонажей, развивать внимание,
речь, воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду.

Стихотворение
О.Высоцкой «Холодно»

Учить детей
внимательно слушать, рассказывать об услышанном, отвечать на вопросы педагога,
формировать умение сопоставлять приводимое в стихотворении описание со своими
наблюдениями.

Сказка Е.Агинской
«Бобры-помощники»

Учить понимать
содержание сказки, поддерживать речевую активность, воспитывать интерес к
художественной литературе.

Сказка В.Квашина
«Как море заселилось»

Знакомить детей с
произведением, учить детей задавать вопросы, развивать внимание, расширять представления
детей о воде и морских обитателях.

4-ая неделя

Немецкая народная
песенка «Три веселых братца»

Формировать умение
слушать стихотворный текст, проговаривать слова, поддерживать интерес к чтению.

Стихотворение
К.Чуковского «Айболит и воробей»

Расширять
представления детей о работе врача (ветеринара), формировать умение выбирать из
текста янеобходимую информацию, отвечаь на вопросы педагога, рассказывать о персонажах,
их действиях, поддерживать интерес к чтению.

Рассказ Л.Толстого
«Спала кошка на крыше»

Учить слушать
текст без наглядного сопровождения, развивать внимание, речь, воспитывать

интерес к
художественной литературе.

Стихи Б.Заходер
«Переплетчица», «Сапожник», З.Александрова «Мой мишка»

Воспитывать
уважение к труду через ознакомление с художественными произведениями, учить
слушать, отвечать на вопросы.

Русская народная
сказка  «Лиса-лапотница» в обр. В.Даля

Учить детей
понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, ее
мораль, оценивать характеры и поступки героев, развивать умение отвечать на
вопросы по содержанию развернуто, обосновывая свой ответ, воспитывать
стремление к добру, эмоциональную отзывчивость.

5-я неделя

Сказка Т.Крюкова
«Паровозик Пых»

Знакомить детей с
новой сказкой, развивать умение слушать, отвечать на вопросы, воспитывать
бережное отношение к дружбе.

Потешки «Заяц
Егорка», «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Знакомить детей с
потешками, совершенствовать умение понимать вопросы, вести диалог, воспитывать
интерес к устному народному творчеству.

Мордовская
народная сказка «Как собака друга искала»

Формировать умение
проводить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и
названием произведения, побуждать проводить оценку поступков героев.

Сказка Д.Биссета
«Лягушка в зеркале»

Помочь детям
понять смысл произведения, развивать умение слушать, внимание, поддерживать
интерес к чтению.

Стихотворение
Я.Райниса «Наперегонки»

Учить детей
понимать авторский замысел юмористического произведения, способствовать
развитию чувства юмора, воображения, создать радостное, веселое настроение.

Ноябрь

1-ая неделя

Стихотворение
Ю.Морица «Дом гнома, гном – дома»

Формировать умение
осмысливать сюжет литературного текста, развивать внимание, речь, воспитывать
интерес к поэзии.

Рассказ М.Горького
«Воробьишко»

Помочь детям
правильно понять содержание произведения, создать условия для развития речи,
внимания, воспитывать уважительное отношение к советам взрослых.

Фольклорные
песенки о домашних животных «Ой, бычок, мой бычок», «Уж как я свою коровушку люблю»,
«Ходит конь по бережку»

Познакомить детей
с песенками, развивать слуховое восприятие, память, речь, воспитывать интерес к
устному народному творчеству.

Рассказ М.Зощенко
«Глупая история»

Формировать умение
детей отвечать на вопросы по прочитанному, развивать способность к целостному
восприятию текста, пониманию поступком героев, расширять “читательский” опыт
детей.

2-ая неделя

Сказка М.Москвиной
«Что случилось с крокодилом?»

Учить детей
высказывать суждения о прочитанном, рассказывать о действиях героев, отвечать
на вопрос, стоящий в заглавии сказки, обсудить, как крокодил заботился о
птенце, развивать

связную речь,
воображение.

Рассказ Я.Тайца
«Кубик на кубик»

Развивать интерес
к чтению и рассказыванию взрослыми художественного произведения, вызвать
желание высказываться, вступать в речевое общение.

Стихотворение
Я.Акима «Первый снег»

Формировать у
детей представление о снеге как одном из признаков зимы, помочь запомнить и
выразительно прочесть стихотворение, приобщать детей к поэзии.

Сказка В.Степанова
«Домик для воробья»

Вырабатывать
умение слушать, понимать основной смысл произведения, развивать эмоциональную
отзывчивость, желание участвовать в беседе.

Сказка С.Маршака
«Усатый-полосатый»

Развивать слуховое
восприятие, эмоциональную отзывчивость, воспитывать интерес к чтению
художественной литературы.

3-я неделя

Стихотворение
Е.Серова «Похвалили»

Учить детей
понимать смысл стихотворения, совершенствовать умение слушать, связно
рассказывать о своих впечатлениях, формировать навыки анализа, сравнения,
сопоставления, воспитывать интерес к поэзии.

Сказка Ш.Перро
«Красная шапочка»

Учить детей видеть
и различать в сказках добро и зло, соотносить действия персонажей с действиями
реальных людей, развивать внимание, речь, воспитывать осторожное отношение к незнакомым
людям, умение сопереживать героям.

Стихотворение
И.Демьянова «Три друга»

Знакомить детей со
стихотворением, создать условия для развития внимания, усидчивости,
активизировать словарный запас, воспитывать стремление к опрятности.

Сказка Н.Киселевой
«Котенок и щенок»

Поддерживать
интерес к сказкам, знакомить с элементарными правилами дорожного движения,
развивать умение слушать, воспитывать послушание.

Стихотворение
Н.Забила «Карандаш»

Учить детей
внимательно слушать большое по объему поэтическое произведение, продолжать
формировать интерес к книгам.

4-я неделя

Чтение шотландской
песенки «Купите лук»

Знакомить детей с
фольклором народов мира, формировать интерес к поэзии, учить отвечать на вопросы
по содержанию произведения.

Рассказ А.Седугина
«Трудные пуговки»

Формировать умение
внимательно слушать, высказывать свое отношение к прочитанному, воспитывать
стремление к самостоятельности.

Рассказ
К.Чуковского «Так и не так»

Расширять
представления детей о творчестве писателя, учить слушать и отвечать на вопросы
по содержанию, развивать речь, память, мышление, поддерживать интерес к чтению.

Стихотворение
С.Михалкова «А что у вас?»

Познакомить детей
со стихотворением, помочь понять его содержание, учить высказывать свое
впечатление о прочитанном, формировать представление детей о труде взрослых,
его важности и

значении,
активизировать и обогатить словарь детей.

Сказка
О.Емельяновой «Лучшая мама»

Помочь детям
понять содержание сказки, развивать слуховое восприятие, внимание, умение
отвечать на вопросы, воспитывать любовь и уважение к маме.

Декабрь

1-ая неделя

Стихотворение
С.Маршака «Где обедал воробей?»

Приучать слушать и
понимать стихотворные строки, развивать эмоциональное восприятие, внимание.

Сказка Г.Циферова
«Когда не хватает игрушек»

Учить детей следить
за развитием сюжета, понимать побуждения героев сказки, видеть последствия их
действий, обсудить с детьми заключительные слова произведения, подвести к
пониманию их смысла, проиллюстрировать примерами из жизни.

Стихотворение 
Г.Виеру «Ежик и барабан»

Приучать слушать
произведение, эмоционально откликаться на него, побуждать повторять за
воспитателем строки стихотворения, развивать речь, внимание.

«Зимняя сказка»
С.Козлова

Формировать у
детей нравственные качества доброты, заботы, внимания, учить проводить
простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и названием.

Сказка С.Маршак
«Тихая сказка»

Учить детей
внимательно слушать, следить за развитием действия, выразительно воспроизводить
фрагменты сказки, регулируя громкость голоса, поддерживать интерес к чтению.

2-ая неделя

Сказка Н.Павловой
«Земляничка»

Формировать умение
производить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и
названием произведения, воспитывать интерес к миру литературы.

Стихотворение
Э.Мошковской «Жадина»

Приучать слушать и
понимать стихотворные строки, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное
произведение, воспитывать желание побороть чувство жадности.

Сказка
Л.Петрушевской «Все непонятливые»

Помочь понять
содержание и идею произведения,  совершенствовать умение детей вести беседу по
содержанию, описывать характер и настроение героев, воспитывать интерес к
художественной литературе.

Рассказ М.Зощенко
«Умная птичка»

Вырабатывать у
детей умение слушать, понимать основной смысл произведения, развивать
эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в беседе по прочитанному.

Стихотворение А.Усачева
«Снеговик»

Познакомить детей
со стихотворением, помочь запомнить его, развивать внимание, память,
восприятие, пробудить эмоциональную отзывчивость детей.

3-я неделя

«Сказка о
высунутом язычке» С.Прокофьевой

Вырабатывать
умение слушать, понимать основной смысл произведения, развивать эмоциональную
отзывчивость, воспитывать стремление к преодолению вредных привычек.

Русская народная
сказка «Котофей Иванович»

Учить детей
отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать описание персонажей по

иллюстрациям,
рассказывать об их поступках, побуждениях, способствовать развитию интереса к
народному творчеству, учить понимать урок, который дает нам сказка.

Сказка Т.Александровой
«Медвежонок Бурик»

Знакомить детей с
содержанием сказки, учить выделять героев, отвечать на вопросы, воспитывать
интерес к авторской сказке.

Рассказ
Г.Скребицкого «Белочка-хлопотунья» (отрывок)

Знакомить детей с
рассказами о природе, формировать элементарные экологические представления,
воспитывать желание помогать животным в зимний период.

Сказка О.Альфаро
«Козлик-герой» в пер.Т.Давитьянц

Учить детей
воспринимать художественный текст без наглядного сопровождения, активизировать
словарь, развивать внимание, воспитывать уважение к смелым и отважным, желание
быть похожими на них.

4-я неделя

Стихотворение
В.Берестова «Курица с цыплятами»

Учить выразительно
декламировать стихотворение, передавать разное настроение, познакомить с
различными средствами выразительности речи, учить выступать в роли курицы и
цыплят.

Стихотворения
А.Прокофьева «Снегири», А.Барто «Синица», А.Блока «Ворона»

Учить внимательно
слушать стихотворные тексты, сопоставлять свои наблюдения с содержанием литературных
произведений, развивать связную речь, воспитывать эмпатию, знакомить с
правилами безопасного для себя и для птиц наблюдения.

Сказка Г.Циферова
«Кто кого добрее»

Познакомить детей
со сказкой, довести до сознания детей замысел сказки (хорошо быть большим, но
лучше быть добрым, страшным и злым быть плохо), побуждать к участию в беседе,
способствовать пониманию и употреблению в речи слов, обозначающих эмоциональное
состояние (хитрый, добрый и т.п.), способствовать установлению добрых отношений
между детьми.

Эскимосская
народная сказка «Как лисичка бычка обидела»

Формировать умение
понимать главную идею произаедения, правильно оценивать поступки героев,
расширять кругозор детей, дать понятие о том, что бычок – это рыба, развивать
внимание, познавательную активность.

Стихотворение
Ю.Мориц «Пони»

Формировать умение
детей выполнять элементарный анализ произведения, развивать умение слушать,
воспитывать доброту и отзывчивость по отношению к животным

Сказка В.Сутеева
«Палочка-выручалочка»

Учить детей
внимательно слушать, пересказывать понравившиеся эпизоды с опорой на
иллюстрации, развивать речь, активность, поддерживать интерес к чтению.

Стихотворение
Б.Заходера «Что красивее всего?»

Познакомить детей
со стихотворением, учить называть главных героев, помочь понять, о чем
произведение, расширять знания детей об окружающем мире.

Январь

2-ая неделя

Сказка Г.Остер
«Гирлянда из малышей»

Знакомить детей с
произведением, учить задавать вопросы, развивать внимание, речь.

Стихотворения
М.Клоковой из цикла «В лесу»

Знакомить детей с
произведением, создать условия для развития общих речевых навыков, воспитывать
интерес к природе и художественному слову.

Э.Блайтон
«Знаменитый утенок Тим»

Учить детей
следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, отвечать на вопросы по
тексту, выражать эмоции от услышанного, давать оценку действий персонажей,
поддерживать

интерес к чтению.

Рассказы В.Бианки
«Белкина сушильня» и Г.Скребицкого, В.Чаплиной «Как белочка зимует»

Вырабатывать
умение внимательно слушать, понимать основной смысл, развивать эмоциональную
отзывчивость, умение отвечать на вопросы.

Сказка М.Велтхейса
«Квак зимой»

Формировать умение
проводить простейший анализ сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и
названием произведения, побуждать высказывать мысли по поводу прочитанного.

Стихотворение
Е.Мигунова «Зимние забавы»

Знакомить детей со
стихотворением, развивать восприятие, речь, воспитывать интерес к зимним
забавам.

Сказка «Как волк
службу искал»

Формировать умение
проводить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и
названием произведения, воспитывать усидчивость.

Потешки
«Лень-потягота», «Сегодня целый день»

Формировать у
детей способность улавливать ритм потешки, развивать слуховое восприятие,
воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3-я неделя

Рассказ
Е.Бехтерева «Капустный лист»

Учить детей
следить за развитием событий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа,
способствовать формированию интереса к книгам как источнику информации,
впечатлений и опыта.

Рассказ
К.Ушинского «Бодливая корова»

Формировать умение
внимательно и заинтересованно слушать рассказ, описывать корову, опираясь на
вопросы воспитателя, развивать связную речь, формировать нравственное отношение
к миру.

«Песенка про
сказку» Ю.Мориц

Знакомить детей с
произведением, учить выделять отличительные черты сказки, развивать внимание,
речевую активность, воспитывать чувство доброты, интерес к сказкам.

Сказка Г.Циферова
«Жил на свете слоненок»

Развивать
эмоционально-образное восприятие сказки, воспитывать интерес к литературе,
усидчивость.

Сказка Братьев Гримм
«Горшочек каши»

Учить понимать
содержание произведения, правильно оценивать поступки героев, поддерживать
речевую активность, интерес к художественной литературе.

4-я неделя

Стихотворение
С.Маршака «Багаж»

Формировать у
детей слуховое внимание, чувство юмора и побуждать понимать смысл веселых
стихов.

Сказка Н.Павловой
«Зимняя пирушка»

Знакомить детей со
сказкой, вызвать эмоциональный отклик, побуждать отвечать на вопросы, развивать
речь.

Сказка
Н.Баттерворт «Однажды зимней ночью»

Знакомить детей с
произведением, приучать внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию,
развивать усидчивость, вызвать чувство сопереживания к замерзающим животным

и птицам.

Стихи М.Яснова
«Вышла чашка погулять», «Чашка заболела»

Познакомить детей
со стихами, учить определять эмоциональный настрой произведений, развивать
слуховое внимание, образное мышление, воспитывать любовь к художественному
слову.

Сказка С.Михалкова
«Заяц-обманщик»

Развивать
способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально
откликаться на прочитанное, воспитывать нравственные качества – вежливость,
честность.

Февраль

1-ая неделя

Потешка «На улице
три курицы»

Продолжать
знакомить детей с произведениями устного народного творчества, формировать
интерес к нему, учить выразительно повторять строки потешки.

Рассказ
Н.Соколова-Микитова «Зима вьюжная»

На примере данного
рассказа показать детям, как писатели изображают зиму в художественном
произведении, расширять представления детей о жизни животных в лесу в холодное
время года, создать условия для развития познавательной активности, умения
рассуждать, делать выводы, воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

Стихи И.Токмаковой
из цикла «Деревья»

Знакомить детей с
творчеством И.Токмаковой, развивать поэтический слух, способность образного
видения окружающего, воспитывать умение видеть и наслаждаться красотой родной
природы, желание ее сохранить.

Сказка
Е.Каргановой «Тошка»

Учить детей
следить за развитием сюжета, помочь понять основнуюидею произведения, выразить
свое мнение, воспитывать нравственные качества.

Рассказ
Г.Снегирева «Проша»

Помочь детям
понять содержание рассказа, вызвать желание высказываться, вступать в речевое
общение, воспитывать интерес к художественной литературе.

2-ая неделя

Рассказ В.Бианки
«Холодно в лесу, холодно!»

Учить детей на
основе прочитанного рассказа составлять характеристику природных явлений зимой,
совершенствовать знания о рассказе, способствовать развитию речи, расширять
кругозор.

Стихотворение
А.Усачева «Божья коровка»

Формировать умение
детей слушать текст, выделять главное, осуществлять элементарный анализобраза
персонажа, расширять представления о разнообразии насекомых.

Сказка В.Сутеева
«Разные колеса»

Учить детей
следить за развитием сюжета, предложить детям рассказать о своих впечатлениях,
об отношении к персонажам, развивать внимание, речь, поддерживать интерес к
чтению.

Кабардино-балкарская
потешка «Кто сильнее всего на свете?»

Закреплять знания
детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм, учить
понимать переносное значение образных выражений, воспитывать интерес к устному
народному творчеству.

Рассказ Н.Сладкова
«Неслух»

Предлодить детям
прослушать рассказ, обсудить, почему медвежонок все время попадал в опасные
ситуации, за что его ругала мама, учить понимать суть опасности определенных
ситуаций, предвидеть варианты их развития, вызвать эмпатию к герою рассказа.

3-я неделя

Сказка
«Коза-дереза»

Учить детей
следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей,
развивать эмоциональную сферу, поддерживать интерес к чтению.

Рассказ Е.Чарушина
«Утка с утятами»

Учить детей
внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию, расширять
представления детей о птицах.

Русская народная
сказка «Маша и медведь»

Учить детей следить
за развитием сюжета, сопоставлять фрагменты сказки с иллюстрациями, отвечать на
вопросы по содержанию.

Стихотворение
В.Берестова «О чем поют воробушки»

Помочь детям
понять основную мысль стихотворения, учить выразительно декламировать его,
передавать свое отношение к персонажам, обогащать опыт восприятия информации в
образной и чувственной форме.

Латышская народная
сказка «Лесной мишка и проказница мышка»

Учить детей
следить за развитием сюжета, высказывать свое мнение о поступках героев,
развивать эмоциональную сферу.

4-ая неделя

Стихотворение
Ю.Мориц «Ежик резиновый»

Знакомить детей с
произведением, учить делать элементарный анализ, формировать умение выражать
свое отношение к прочитанному, развивать воображение, речь, мышление, прививать
любовь к поэзии.

Русская народная
сказка «Привередница» в обр.В.Даля

Формировать у
детей умение понимать образное содержание и идею произведения, развивать
эмоциональную восприимчивость, творческое воображение, воспитывать интерес к
народным сказкам.

Рассказ К.Ушинского
«Васька»

Учить детей
внимательно слушать произведение, сопереживать героям, высказывать свое
отношение к прочитанному, поддерживать интерес к чтению.

Русская народная
сказка «Бычок – черный бочок, белые копытца»

Совершенствовать
умение детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по
содержанию, прививать любовь к чтению.

Март

1-я неделя

Стихотворение
Я.Акима «Мама»

Помочь детям
понять смысл стихотворения, учить выразительно декламировать его, воспитывать
доброе отношение и уважение к маме.

Стихотворение
Л.Квитко «Бабушкины руки»

Учить внимательно
слушать стихотворный текст, выполнять элементарный анализ произведения,
воспитывать любовь и уважение к близкому человеку.

Сказка Е.Агинской
«Хомячок и мышка»

Учить детей
следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей,
развивать эмоциональную сферу.

Стихотворение
Г.Виеру «Мамин портрет»

Учить детей
внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы о действиях главного
героя, о его отношении к маме, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

«Сказка о
невоспитанном мышонке» С.Прокофьевой

Развивать
эмоциональный мир детей средствами художественной литературы, воспитывать
желание быть вежливыми.

2-ая неделя

Стихотворение
А.Майкова «Уходи, Зима седая!»

Учить узнавать реальные
признаки зимы в их поэтическом выражении, наблюдать образные слова и выражения
в стихах, учить воспринимать настроение поэтического произведения, воспитывать
эстетическое отношение к природе.

Рассказ
Л.Воронковой «Как Аленка разбила зеркало»

Учить детей
отвечать на уточняющие вопросы по ходу чтения, выражать свое отношение к героям
рассказа, их поступкам, обсудить, как на месте Алены поступил бы каждый из
детей, формировать осознанное отношение к собственной безопасности, обогащать
социальный и коммуникативный опыт.

Сказка Г.Циферова
«В медвежий час»

Учить детей
различать жанры произведений, пересказывать понравившиеся эпизоды с опорой на
иллюстрации, развивать внимание, речь.

Стихотворения
А.Вишневской «Капель», Л.Алейниковой «Капель», Ю.Поляков «С деревьев – кап»

Знакомить детей со
стихотворениями о весенней капели, воспитывать чуткое отношение к
художественному слову, умение замечать яркие описания, сравнения, чувствовать
ритм и мелодику стихотворений, воспитывать литературно-художественный вкус.

3-я неделя

Рассказ С.Вангели
«Подснежники»

Учить детей
следить за развитием сюжета, пресказывать отрывки произведения с опорой на
вопросы воспитателя, развивать внимание, воспитывать интерес к стихам о
природе.

Сказка Б.Поттер
«Ухти-пухти»

Познакомить детей
с литературным произведением, учить следить за развитием сюжета, высказывать
свое мнение о прочитанном.

Стихотворение
Э.Мошковской «Лед тронулся»

Продолжать
знакомить детей с признаками весны, учить сопоставлять содержание стихотворения
со своими наблюдениями, отвечать на вопросы, поддерживать интерес к чтению.

Русская народная
сказка «Три калача и одна баранка»

Учить эмоционально
воспринимать содержание сказки, совершенствовать умение детей отвечать на
вопросы к тексту связными полными предложениями, воспитывать умение слушать
ответы других детей, не перебивать.

Рассказ Л.Толстого
«Птица свила гнездо»

Учить детей
следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей,
формировать представление о книге как источнике знаний и впечатлений.

4-я неделя

Русская народная
сказка «Снегурочка»

Формировать умение
понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев,
расширять кругозор детей, развивать внимание, усидчивость.

Стихотворение
И.Пивоваровой «Картина ясна – пришла весна»

Продолжать
знакомить детей с признаками весны, учить сопоставлять произведение со своими
наблюдениями, отвечать на вопросы по содержанию, формировать интерес к чтению.

Рассказ
Х.Ланглесии «Крокодиловы слезы»

Продолжать
знакомить детей с зарубежной литературой, учить следить за развитием сюжета,
отвечать на вопросы по содержанию рассказа, развивать любознательность.

Рассказ М.Пришвина
«Ребята и утята»

Учить детей
слушать рассказы, сопереживать героям, способствовать становлению личностного
отношения к произведению, поддерживать интерес к чтению.

Небылицы
К.Чуковского «Путаница», С.Козлова «В сладком морковном лесу»

Учить детей
выявлять в содержании произведений то, чего не может быть на самом деле,
обогащать литературный багаж, поддерживать интерес к чтению.

Апрель

1-ая неделя

Сказка Е.Чарушина
«Теремок»

Учить детей
следить за развитием сюжета, характеризовать героев сказки, прививать интерес к
чтению.

Рассказ В.Бианки
«Подкидыш»

Учить целостно и
эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, показать
детям, что у злых поступковплохие последствия и наоборот, стимулировать интерес
детей к получению новых знаний.

Стихотворение
В.Инбер «Сороконожки»

Формировать у
детей эмоциональную отзывчивость к восприятию поэтических произведений, учить
вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, воспитывать умение
сопереживать героям.

Рассказ Н.Сладкова
«Медведь и солнце»

Знакомить детей с
художественным произведением о весне, продолжать формировать представления
детей о характерных признаках весны, активизировать словарь, воспитывать
интерес и любовь к природе.

Стихотворение
Ю.Тувима «Чудеса»

Учить понимать
юмористический стихотворный текст, побуждать отвечать на вопросы, воспитывать
интерес к литературе.

2-ая неделя

Стихотворение
А.Степанова «Космонавт»

Знакомить детей с
произведением, помочь понять содержание, вызвать познавательный интерес к
космосу, воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением
космоса.

Главы «Необычная
школа» и «Тренировки» из книги В.Бороздина «Звездолетчики»

Обогащать
представления детей о космонавтах, о трудностях, которые им приходится
переносить в процессе подготовки к полету, вызвать интерес и уважение к людям –
покорителям космоса, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Главы «Поехали!» и
«Первый в космосе» из книги В.Бороздина «Звездолетчики»

Дать детям
первоначальное представление о космонавтах, о Юрии Гагарине, развивать умение
правильно воспринимать содержание рассказов, активно участвовать в беседе по их
содержанию, воспитывать патриотические чувства.

Рассказ А.Леонова
«Я выхожу в космос»

Расширять знания
детей об освоении человеком космического пространства, развивать внимание,
познавательную активность, воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Рассказ
К.Ушинского «Чужое яичко»

Создать условия
для проявления речевой и познавательной активности, развивать внимание,
активизировать словарный запас, пробудить интерес к домашним птицам.

3-я неделя

Сказка И.Чапик
«Трудный день»

Учить детей
следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о том, что задумали герои
сказки, что им не удается, что им необходимо для воплощения задуманного,
развивать чувство юмора, поддерживать интерес к чтению.

Стихотворение
С.Михалкова «Где очки?»

Расширять знания
детей о творчестве С.Михалкова, создать условия для развития устной речи детей
и расширения словарного запаса, развивать познавательную активность,воспитывать
интерес к художественной литературе.

Рассказ Ю.Дмитриева
«Синий шалашик»

Учить целостно и
эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием,
развивать внимание, умение отвечать на вопросы.

Сказка Г.Цыферова «Паровозик
из Ромашкова»

Продолжать
формировать умение слушать художественное произведение, следить за развитием
сюжета, закреплять у детей представления о природных явлениях, значении природы
в жизни человека,  создать условия для развития связной, грамматически
правильной речи, формировать основы экологической культуры.

Рассказ Е.Чарушина
«Волчишко»

Развивать умение
вести беседу по литературному произведению, подвести к пониманию основной идеи,
формировать умение видеть авторское отношение к герою, воспитывать бережное
отношение к природе, сочувствие к животным, попавшим в беду.

4-ая неделя

Сказка Г.Юдина
«Как варить компот»

Закреплять умение
детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию,
пересказывать близко к оригиналу, воспитывать умение слушать товарища.

Чтение отрывков
рассказов В.Бианки «Лесная газета»

Учить детей
выделять по ходу рассказа описание характерных признаков весны, сопоставлять
слова автора с собственными наблюдениями, воспитывать усидчивость.

Стихотворение
З.Александровой «Салют весне»

Обогащать
представления об изменениях, происходящих в природе весной, помочь детям
запомнить стихотворение, учить выразительно его рассказывать, передавать
радостное настроение.

Рассказ
Н.Калининой «Разве так играют?»

Учить понимать
содержание рассказа, вызвать желание высказываться, вступать в речевое общение,
воспитывать желание играть дружно, делиться игрушками с товарищами.

Рассказ Б.Житкова
«Храбрый утенок»

Формировать
эмоциональное отношение к произведению, учить понимать характер героя,
оценивать его поступки, воспитывать уважение к смелым, желание самому стать
смелым.

5-ая неделя

Сказка А.Шевченко
«Как ловили уголька»

Средствами
художественной литературы закреплять знания детей о том, к чему может привести
неосторожное обращение с огнем, развивать внимание, речь, воспитыватьчувство
осторожности, самосохранения.

Стихотворение
А.Крестинского, Н.Поляковой «Заколдованная девочка»

Учить детей
следить за развитием сюжета, обсудить, что изменилось в поведении главной
героини, почему важно быть самостоятельными, помогать старшим, развивать умение
детей,

анализируя
поступки героев, делать для себя правильные выводы.

Рассказ Э.Шим
«Брат и младшая сестра»

Учить детей давать
характеристику героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, высказывать
свое отношение к прочитанному, воспитывать добрые взаимоотношения между
братьями и сестрами в семье, желание проявлять заботу по отношению к близким
родственникам.

Стихотворение
Л.Зубкова «Ох и Ах»

Знакомить детей с
произведением, создать условия для развития речи, внимания, умения сравнивать и
делать выводы, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Май

1-ая неделя

Сказка В.Бианки
«Первая охота»

Формировать
эмоционально-ценностное отношение к природе через внутреннее переживание детьми
взаимоотношений главных героев произведения, развивать умение выражать
собственные мысли и чувства в ходе беседы по произведению, воспитывать желание
охранять природу и «братьев наших меньших».

Главы из книги
Л.Кассиля «Твои защитники»

Формировать
представления детей о том, кто такие защитники Отечества, расширять
представления об армии, развивать внимание, познавательную активность,
воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к
воинам-защитникам.

Стихотворение
А.Усачева «День Победы»

Знакомить детей с
содержанием стихотворения, учить отвечать на вопросы, активизировать
эмоциональную сферу детей, воспитывать патриотизм, уважение к людям-защитникам
Родины.

2-ая неделя

Рассказ Е.Пермяка
«Хитрый коврик»

Создать условия
для развития познавательного интереса, учить высказывать свое отношение к
героям и рассказу, развивать связную речь, внимание, воспитывать интерес к
природе.

Стихотворение
П.Воронько «Лучше нет родного края»

Знакомить детей со
стихотворением, помочь запомнить, развивать слуховое внимание, память,
формировать положительное отношение к родному краю.

Русская народная
сказка «Кораблик»

Учить детей
эмоционально воспринимать русские народные сказки и выражать свое отношение к
ее персонажам, побуждать детей к участию в игре-драматизации по сказке,
развивать внимание, выразительность речи, артистические способности.

Стихотворения
В.Приходько «Торт», Я.Бжехва «Муха-чистюха»

Учить видеть
смешное в стихах, продолжать развивать слуховое восприятие, умение отвечать на
вопросы, воспитывать усидчивость.

3-я неделя

Сказка
Е.Каргиновой «Желтячок»

Формировать умение
детей понимать главную идею произведения, правильно оценивать посупки героев,
вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Стихотворение
В.Орлова «Живой букварь»

Знакомить детей со
стихотворением о природе, предложить самостоятельно найти в тексте места,
говорящие о том, чему нас учит природа, развивать слуховое внимание, память,
мышление, воспитывать желание беречь и охранять природу.

Рассказ Э.Шим
«Муравейник»

Знакомить детей с
произведением, расширять знания о муравьях, развивать внимание, речь,
воспитывать интерес к жизни насекомых.

Стихотворение
А.Крылова «Как лечили петуха»

Формировать умение
сопереживать героям, совершенствовать диалогическую речь, дать детям
представлениеоб элементарной медицинской помощи.

Русская народная
сказка «Двое из суммы» в обр.И.Котовской

Формировать у
детей умение внимательно слушать, следить за развитием действия, сопереживать
героям произведения, учить кратко пересказывать понравившиеся отрывки с опорой
на иллюстрации и вопросы педагога.

4-ая неделя

Стихотворение
М.Садовского «Доброе сердце»

Закреплять у детей
знания о правилах доброй, совестливой жизни с окружающими людьми и с природой,
формировать в сознании детей понятие “доброта”, воспитывать чувство
сопереживания, милосердия, стремление помогать нуждающимся в помощи.

Рассказ
В.Берестова «Как найти дорожку»

Знакомить детей с
содержанием сказки, помочь понять ее основную мысль, развивать творческую
мыслительную деятельность, коммуникативные навыки, продолжать формировать
интерес к чтению.

Сказка Э.Орса
«Находчивый лягушонок»

Создать условия
для развития общих речевых навыков, воспитывать интерес к природе и
художественному слову.

Рассказ
К.Ушинского «Четыре желания»

Учить передавать
художественный текст последовательно, близко к тексту, понимать смысл
произведения, развивать образное воображение, активизировать речь,  воспитывать
интерес к природе, уважительное отношение к ответу товарища.

Д.Самойлов «У
слоненка день рождения»

Знакомить детей с
произведением, продолжать развивать монологическую речь, знакомить с правилами
этикета, способствовать приобретению положительного опыта

поведения.

Тимофеенко Лариса
Юрьевна,

учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №75

Введение

Вопрос, на который пытаются ответить
ученые и педагоги уже много лет, звучит так: «Какой же наш современный младший
школьник?». Действительно, портрет современного ученика составить довольно
сложно, ведь все дети разные, каждый по-своему индивидуален, к каждому нужен
определенный подход. Одни схватывают материал «на лету», другим нужны
дополнительные занятия и разъяснения.

Мир глазами ребенка выглядит иначе,
чем взрослого. Дети воспринимают все гораздо эмоциональнее и ярче. К сожалению,
у всех случаются страхи, переезды, потери близких людей и другие события,
которые еще сложно осознать правильно. Часто в стрессовых ситуациях требуется
помощь, чтобы поменять восприятие текущих событий в разных жизненных ситуациях.

Первое «научное пособие», с которым
ребенок знакомится в своей жизни – это сказка. Еще не научившись читать, он уже
слышит от родителей сказки, и в его сознании запоминаются сказочные персонажи и
способы их поведения. Сказка действует незаметно, на бессознательном уровне. В
сказке можно найти несколько смысловых слоев, каждый из которых важен.

Сказка – это не просто литературное
произведение, это инструмент развития фантазии, творчества, планирования своей
деятельности в разных обстоятельствах. В сказках в метафорической форме можно
найти все современные жизненные ситуации: битва Добра со Злом, где Добро
закаляется в испытаниях, а Главный Герой развивается, обретает Силу и быстроту
мышления.

Основываясь на этом, на уроках
педагоги используют сказку как средство формирования определенных способов
действия в учебной и повседневной жизни. 

1.1.    Сущность понятия сказки

Сказка является одним из жанров фольклора.
Существует множество трактовок данного понятия. Мы рассмотрим наиболее полное
определение, которое дал составитель «Толкового словаря русского языка» С.И.
Ожегов [6]:

Сказка, -и, ж.

1.              
Повествовательное, обычно
народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с
участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки
Пушкина.

2.              
Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки
(пустые слухи, сплетни; пренебр.).

3.              
сказка. Тоже, что чудо (в 3 знач.)
(разг.). Костюм получился — с.! * Ни в сказке сказать, ни пером описать — в
народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. II уменьш.
сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С.
жанр. Сказочные герои.

Сказка существует в течение многих
веков. Впервые слово «сказка» как термин встречается в
XVII
веке и обозначает виды вымышленной устной прозы. До середины
XIX
века сказку не воспринимали как серьезный литературный жанр, считалось, что
сказки читают только низшие слои общества или дети. Позднее, лишь в
XX
веке, на основании исследований Б. Беттельхейма [1], К. Юнга [12] и филолога-фольклориста
В. Проппа [7] была построена современное теоретическое построение работы над
сказкой.

Не случайно и то, что в процессе
коррекции поведения используется именно сказка, ведь произведения, входящие в
мир детской литературы, написаны не только для детей, но и для взрослых.
«Первые сказки также не являли своим адресатом ребенка, дети слушали их вместе
со взрослыми, а впоследствии сказка видоизменялась и адаптировалась специально
для юных слушателей». [5]

В настоящее время сказка, бесспорно,
является самым популярным видом литературы для детей. Сказки нравятся детям
потому, что суть истории всегда проста, понятна и наполнена житейской
мудростью. После прочтения сказка оказывает полезное психологическое действие –
освобождает от негативных эмоций и различных переживаний.

Работа со сказкой –  «это открытие
знаний и опыта, что скрыт внутри нашей души. Сказку можно представить огромным
пирогом, каждый кусочек которого пропитан своим индивидуальным смыслом». [9]
Волшебные истории часто используют педагоги начальной школы, преподнося их в
игровой форме. Это объясняется тем, что у младших школьников в первые годы
обучения еще преобладает ведущая игровая деятельность. Используя сказку,
учитель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и
последовательность выхода из проблемной ситуации. Сказки могут иметь несколько
частей, связанных одними и теми же героями, с которыми происходят различные
приключения. Это удобно, потому, что ребенок быстрее привыкает к сказочным
героям, легче сравнивает себя с ними и накапливает опыт действия в различных
жизненных ситуациях. Сказка также может использоваться «как форма сочинения,
изложения с продолжением (вариациями текста), как форма работы над ошибками и
т. п. на уроках русского языка (чтения). На уроках чтения упражнения по
сочинению сказок могут стать хорошим упражнением на умение создать стилизацию,
подражание тому или иному писателю, его манере (авторской сказке) или сказке
народной». [11] Работу со сказкой можно использовать как метод эмоциональной
разгрузки после тяжелой контрольной или, чтобы поднять мотивацию к учению и
получению новых знаний.

Сказка эффективна при работе с детьми
младшего школьного возраста, потому что, во-первых, ведущей деятельностью
ребенка первые годы обучения остается игра. Как мы знаем, в процессе игры дети
часто мечтают и фантазируют, во время восприятия сказки дети делают то же
самое. Сказка становится для ученика не только выдумкой или фантазией, но и
другой реальностью, которая позволяет глубже смотреть на явления обычной жизни,
сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной сказочной форме
познавать мир взрослых.

Во-вторых, у младшего школьника в
сильной степени развит механизм отождествления себя с другим человеком или
положительным героем истории, положение которого более привлекательно по
сравнению с другими. Он без труда присваивает правильные моральные нормы,
ценности, образцы поведения любимого персонажа. В процессе восприятия сказки
ученик сравнивает себя с героем. Это позволяет понять ребенку, что многие
сталкиваются с такими же проблемами и переживаниями. При этом ему предлагаются
разные способы выхода из сложившейся ситуации, пути решения ссор и
эмоциональная поддержка.

«Специалисты утверждают, что метафора
обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга». [3] Функции у
полушарий в процессе восприятия сказки различны: левое извлекает из сюжета
логический смысл, а с помощью правого ребенок фантазирует, мечтает и
воображает. В процессе урока педагогу сложно отследить, каждый ли понял сказку
целиком, однако, положительный эффект от работы остается на подсознательном
уровне. Также стоит отметить, что одна и та же сказка по-разному влияет на
детей – каждый находит разные смыслы, актуальные для него, созвучные его
проблемам. Опытным путем выяснилось, что у детей без особых проблем
целенаправленная работа со сказкой не находит чувственного отклика. Они
воспринимают ее просто как интересную историю, которая не приводит к изменениям
в их поведении.

Приемы работы со сказкой вполне могут
освоить не только педагоги, но и родители младших школьников. Зачастую родители
просто читают своим детям сказки перед сном, или потому что ребенок просит их,
но они не всегда осознают, почему и зачем они это делают, поэтому не обсуждают
прочитанный текст. Тем не менее, чтобы правильно использовать сказки и не
навредить ребенку, им необходима помощь: помощь учителя, консультации или
рекомендации. Освоив приемы работы со сказкой, родители смогут лучше понимать
своего ребенка – через сказку можно узнать о таких переживаниях, которые дети
не до конца осознают или о которых стесняются говорить напрямую. Это также
прекрасный вид совместного досуга с ребенком, так как сказки можно сочинять, рассказывать
и даже разыгрывать представления. Следовательно, сказка укрепляет доверие и
улучшает взаимопонимание родителей и детей. Если родители будут использовать
свою интуицию и наблюдательность, то сложные ситуации, с которыми сталкивается
ребенок, можно будет решить в самом начале, не доводя это до проблемы.

Наша жизнь – большая сказка.
Родители, общаясь с детьми сразу, не дожидаясь пока они вырастут, воспитывают
их и сами меняются в лучшую сторону. Работа со сказкой в свою очередь помогает
избежать скучного воспитания и учит правильно пользоваться всеми возможностями,
которые дает каждый день, помогает раскрыть таланты и способности ребенка и
взрослого.

1.2.    Виды сказок и их функции

Исследователи классифицировали
народные сюжеты, чтобы было легче и удобнее работать со сказкой. Данная
классификация совпадает с литературоведческой и включает в себя:

1.                 
Бытовые сказки, сказки-басни, истории о
жизни (например: «Каша из топора», «Заяц и черепаха» Эзопа);

2.                 
Сказки про животных (например, «Лиса и
Котофей Иванович» или басни про животных);

3.                 
Волшебные сказки («Двенадцать
месяцев», «Летучий корабль», «Морозко»).

Из всех перечисленных видов волшебные
сказки чаще всего пробуждают воображение и надолго остаются в памяти младших
школьников. Тем не менее, при работе со сказкой наиболее удобны для проекции
бытовые истории и басни. Чем волшебнее, нереальнее текст, тем сложнее
установить связь между историей и опытом ребенка.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева обобщила
данную классификацию и создала собственную типологию сказок, которая сейчас
хорошо известна каждому практикующему специалисту. По ее мнению, сказки делятся
на художественные (народные и авторские), психотерапевтические,
психокоррекционные, дидактические, медитативные [4].

Рассмотрим каждый вид по отдельности
с педагогической точки зрения:

1.     
Художественные сказки создавались вовсе не
для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Эти сказки не имеют
конкретных авторов, так как создавались веками. Народные сказки несут
чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные
сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех
случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять
внутренние переживания;

2.     
Дидактические сказки создаются педагогами
для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы,
арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором
они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;

3.     
Психокоррекционные сказки создаются для
деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается
замена неадекватного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение
ребенку смысла происходящего. Данные сказки эффективны в работе с детьми
младшего школьного возраста;

4.     
Психотерапевтические сказки раскрывают
смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют
счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки часто оставляют
ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста.
Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти,
отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки
помогают там, где другие психологические техники бессильны (например, сказки
самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, некоторые
сказки Г.-Х. Андерсена);

5.     
Медитативные сказки создаются для
накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального
напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений. Задачей таких сказок
является создание в бессознательном позитивных «идеальных» моделей
взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной
чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот
вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления.
Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию
ситуации.

Всем видам сказок присуще
определенные функции. Учителя чаще всего используют воспитательную функцию
сказки на своих уроках. Сказка способна оказать воспитательное воздействие, так
как не содержит руководящих указаний, обязательных для исполнения. Она
позволяет в мягкой форме объяснить ребенку, как следует поступать, чтобы не
нанести вреда себе и окружающим.

Также существуют еще две функции
сказок – диагностическая и терапевтическая. Первая позволяет использовать
сказку как методику, чтобы опытный педагог определил причину проблемы, с
которой столкнулся ученик. Вторая психологически готовит ребенка к сложным
эмоциональным ситуациям, учит не стесняться своих эмоциональных переживаний и
предлагает способы действия в кризисных ситуациях.

1.3.    Знакомство младших школьников со сказкой.
Направления работы со сказкой

Чтобы заинтересовать детей младшего
школьного возраста, многие учителя придумывают разные формы работы со всеми
видами сказок, основываясь на популярных направлениях:

1.     
Интерпретация сказки

2.     
Рассказывание сказки

3.     
Сочинение сказки

4.     
Переписывание сказки

5.     
Изготовление героев и постановка сказки

6.     
Рисование сказки

Рассмотрим первое направление –
интерпретацию сказки. Еще А.С. Пушкин писал «Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок». [8] Данный метод хорошо помогает развить умственную
сферу человека, так как целью является найти несколько смысловых слоев и
выбрать наиболее важный, который поможет решить сложную жизненную ситуацию и
выйти из нее.

Младшим школьникам обычно дается сказочная
ситуация, в которой нет готового ответа, чтобы побудить отслеживать
самостоятельно причинно-следственные связи. История в сказке должна содержать
актуальную проблему. Например, если у ребенка есть страх проявить себя, то
стоит подобрать сказку, где главный герой успешно преодолевает препятствия. 

Анализируя мотивацию героев, способы
их поведения в разных ситуациях, младший школьник развивает свое критическое
мышление, развивает фантазию и воображение, учится чувствовать настроение
других и сопереживать.

Второе направление – это
рассказывание сказки, которое может осуществляться группе или одному человеку
от третьего лица. В младшей школе роль рассказчика достается учителю. Смысл
данной формы в том, чтобы делать акцент на тех моментах, которые помогут
слушателю в решении его проблем.

Если работа со сказкой осуществляется
в группе, то здесь появляется несколько вариации как историю можно рассказать:

·       
В первом случае каждый участник группы
рассказывает по очереди маленький кусочек сказки;

·       
Во втором – можно придумать продолжение к
уже известной сказке, причем обязательно нужно закончить сказку;

·       
Придумать сказку всей группой можно в
третьем случае, продолжая фразу первого говорящего – здесь также важно
закончить сказку и дать поучаствовать всем желающим;

·       
Четвертый вариант – это рассказать сказку
от первого лица или от имени персонажа, так дети встают на место другого и
способны в процессе сказки решить сложную ситуацию героя и свою собственную.

Сказку можно преподнести в качестве
притчи. Некоторые дети не любят долгих историй. Они воспринимают лучше короткие
тексты с простыми выводами. Притчи могут научить многому, ведь младший школьник
пока не имеет достаточного жизненного опыта, поэтому ему сложно отличать плохое
от хорошего, добро от зла и др.

Самые важные и полезные маленькие
истории — это притчи о семье и семейных ценностях, ведь это самое близкое в
нашей жизни. Особенно полезно детям читать притчи о матери, о любви, о правде и
лжи. В этом случае сказка должна стать моделью
поведения.  Закрепление эффекта сказки в школе
происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто
из персонажей понравился и почему.

Используя различные формы
рассказывания сказок, можно не только развить воображение, память, внимание и
фантазию младшего школьника, но и выявить актуальные проблемы ребенка, развить
способность к децентрированию и сплотить класс.

Третье направление – сочинение сказок
– уже само по себе оказывает лечебное действие, так как является продуктом
творческого акта. Сочиняя сказку, младший школьник отражает в ней свои
внутренние мысли и переживания. Шелби Б. отмечает, что ребенок, слушая,
повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу
природной агрессивности. [10] Опытному учителю авторская сказка подскажет пути
работы по решению проблем ученика.

Четвертое направление в работе со
сказкой – это ее переписывание. Изменить сказку младший школьник может в том
случае, когда ему чем-то не понравился сюжет, ситуация или конкретный поворот
событий. Стоит заметить, что тот кусок, с которым ученик не согласен, чаще
всего свидетельствует о проявлении отрицаемой, вытесняемой или нерешенной им
проблемы. Смысл переписывания сказки в том, чтобы освободиться от внутреннего
напряжения, поэтому не стоит торопить или помогать ребенку в процессе выбора
наиболее соответствующего решения истории.

Образы героев и место действия
понравившейся сказки прочно закрепляются в сознании ребенка, поэтому
естественным для него является проигрывать вновь и вновь любимую историю. Однако,
если этот ребенок – младший школьник, у него не всегда найдется время для игр.
Учитель, зная возрастные и психические особенности своих подопечных, может
предложить поставить сказку. Тем не менее, не все дети обладают актерским
талантом, чтобы играть на сцене. Это можно обыграть постановкой сказки с
помощью кукол. Младшие школьники могут использовать готовые варианты:
куклы-марионетки, куклы для теневого театра и пальчиковые куклы или сделать их
самостоятельно. Куклы могут быть либо с лицом, либо без. Если выбрана кукла без
лица, то это позволяет ребенку проявить свою фантазию: придумать, в каком
настроении находится кукла, помогает ему определить его собственную важную
проблему.

Очень полезно изготавливать куклы
самостоятельно – это развивает мелкую моторику рук, образное мышление и
фантазию, концентрацию внимания.

 Младший школьник выступает здесь
творцом и волшебником – он способен «оживить» куклу, заставить ее двигаться
так, как считает нужным. Такая работа позволяет осознать причинно-следственные
связи между своими действиями и изменением состояния куклы, нести за нее
ответственность.

 Для создания пальчиковых кукол и
декораций можно использовать обычный плотный картон. Картон темного цвета
понадобится на изготовления куклы для теневого театра. Постановка сказки в
таком театре предназначена для работы с детскими страхами. Исследователь И.Е.
Кулинцева пишет: «Встречаясь лицом к лицу с опасностью и даже побывав в “шкуре”
злодея, ребенок перестает его бояться, но нужно непременно его похвалить, подчеркивая
смелость и отвагу». [7] Каждый участник может подойти к экрану и спроецировать
на него свой страх. Учителю стоит заметить, что в зависимости от ракурса
проекция «страха» меняется – чем ближе к экрану «страх», тем он меньше. Играя
так со своим страхом, младший школьник бессознательно запоминает то, что может
сам им управлять. Когда спектакль проигран, куклы-страхи уничтожаются.

Более того, любая постановка сказки –
это всегда праздник для детей. Поэтому задача учителя – это умело организовать
постановку истории, чтобы ученики получили положительные эмоции от процесса и
избавились от возможных депрессивных состояний.

Такое направление работы как
рисование сказки предполагает изображение по мотивам прочитанной истории или
спонтанное рисование. В первом случае учитель предлагает каждому ученику
выбрать определенный фрагмент сказки, который хочется изобразить или
понравившегося героя. В спонтанном рисовании темы для рисунков и картин могут
быть самыми разнообразными. Главное — выразить себя. Данный метод успешно
использовал на практике М. Е. Бурно [2]. Такое рисование помогает исследовать
отношение ребенка к себе, к семье и своему месту в ней.

Выводы

В результате изучения различных
источников мы пришли к выводу, что сказка – это продуктивное и полезное средство
обучения и воспитания младших школьников. 

В этой главе мы дали определение
понятию «сказка», рассмотрели виды сказок и возможности применения данного
средства на практике. Для успешной работы учитель должен учитывать возрастные
особенности и сферу интересов младшего школьника. Если данный метод используют
родители, то желательно, чтобы они ознакомились с особенностями работы со
сказкой и учитывали характер и эмоциональные проявления своего ребенка.

Такая форма взаимодействия с детьми
действительно является развивающей, эффективной и формирует личностные
универсальные учебные действия. Во время работы со сказкой ребенок находится в
волшебном, творческом мире, что позволяет ему выйти за рамки его обычного
восприятия и легко обнаружить пути решения проблем, с которыми он столкнулся,
или научится чему-то новому.

1.     
Беттельхейм, Б.О пользе колдовства
[Текст]
/ Б. Беттельхейм. 
 Нью-Йорк,
1982.  — 330 с.

2.     
Бурно, М.Е. Терапия творческим
самовыражением: учебно-практическое пособие по психотерапии и психологической
консултирования
[Текст] / М.Е. Бурно.
— М.: Альма-Матер: Академический Проект, 2012. — 487 с.

3.     
Дубровина, И.В. Психокоррекционная и
развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
[Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под
ред. И.В.Дубровиной – М.: Издательский центр «Академия», 1998 — 160 с.

4.     
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы
сказкотерапии
[Текст]
/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — М.:
 Лань,
СПБ, 2006. — 345 с.

5.     
Кулинцева, И.Е. Коррекция детских страхов
с помощью сказок. [Текст] / И.Е. Кулинцева. — М.:
ООО
«Речь», СПБ, 2011. — 170 с. – С.101.

6.     
 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского
языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений  [Текст] /
С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. — М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012.
— 1376 c.

7.     
 Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки
[Текст] / В.Я. Пропп; Научная ре­дакция, текстологический комментарий И. В.
Пешкова. — М.: Издательство “Лабиринт”, 2001 — 192 с.

8.     
 Пушкин,  А.С. Сказка о золотом петушке
[Текст] /  А.С. Пушкин. — М.: Издательство “АСТ”, 2016 — 80 с.

9.     
 Силантьева, М. Сказкотерапия как метод
воспитания младших школьников  [Текст] // Тенденции развития науки и
образования. Сборник научных трудов, по материалам международной научно-практической
конференции 31 мая 2016 г. Часть 4. — М.: Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2016 – Вып. 14-4. – 52 с. –
С. 41-43.

10.   Шелби,
Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. [Текст] /  Б. Шелби. — М.:
«Скорпион», Тюмень, 1995. – 128 с.

11.   Шошина,
С.И. Сказкотерапия в детском клубе, детском саду, семье и начальной школе. 
[Текст] //  Бюллетень науки и практики,
2016 – Вып. 5-6. – 294 с. – С. 283-294.

12.   Юнг,
К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. [Текст] / К.Г. Юнг. — М.: Государственная
библиотека Украины для юношества, 1996. – 384 с.

  • Чему учит сказка живая шляпа
  • Чему учит рассказ про обезьянку житкова
  • Чему учит рассказ про томку чарушина
  • Чему учит рассказ фотография на которой меня нет
  • Чему учит рассказ послевоенный суп погодина