Чему учит сказка кукушка ненецкая сказка

Нод по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки кукушкацель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текстазадачи: учить работать с

НОД по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки «Кукушка»

Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текста

Задачи:

Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;

развивать образность речи, мышление, память, творческое воображение;

воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

Воспитание взаимопомощи …..

Оборудование: книга сказок, иллюстрации, запись аудио пение кукушки, унты, костюм малица

Ход занятия

  • Приветствие детей воспитателем

— Здравствуйте, ребята.

2) Включаю детям прослушать аудио звуки леса – голос кукушки.

— Ребята, вы узнаете чей это голос? (Кукушка)

— Расскажите, что вы знаете о кукушке? А я знаю такую особенность … Кукушка подкидывает яйца в гнезда других птиц…и никогда не воспитывает своих птенцов.

— Откуда мы можем с вами узнать информацию о кукушке? (Книги, интернет, спросить у взрослого…)

— Ребята, как вы думаете, о ком будет наше занятие?

— Сегодня я хочу познакомить вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка»

— А как вы понимаете слово «народная»?

— Чем отличается “сказка”  от других литературных жанров? (Учит, элементы волшебства)

— У каждого народа есть свои сказки. У ненцев ненецкая сказка, у русских – русские народные сказки. И все мы живем на разных частях планеты, поэтому и климат у нас разный. Ненцы- народ живущий на крайнем Севере, где всегда холода.

— Теперь я предлагаю вам послушать ненецкую народную  сказку и подумать, о чем эта сказка и почему эта сказка называется «Кукушка»?

3) Жила на земле бедная женщина.

Было у неё трое детей. Не слушались дети матери.

Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

— Как вы понимаете значение «бедная женщина»?

— Правильно ли вели себя дети? Как они себя вели?

— Что можно сказать о маме? Какая она?

От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт,

Чум (показать иллюстрацию) – традиционное жилище народов севера.

Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

— Как вы думаете, почему заболела мать?

Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает, унты обувает.

Малица (показать костюм) – мужская одежда народов Севера.

Поднимаю уголки костюма к верху, имитируя крылья

—  На что похожи рукава малицы?  (На крылья)

— Вот и у нее рукава превратились в крылья

— Унты сделаны из оленьей шкуры, потрогайте, обратите внимание на узор — это орнамент народов севера.

— Продолжаем

И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Если бы дети вели себя по-другому, наоборот, улетела бы мама?

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.

(Выдвигаю экран и включаю на нем минутный отрывок, как дети бегут за матерью)

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется.  (Выключаю экран)

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

— Тундра – это  вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности.

— В сказке говорится о красном мхе, но и на самом деле мох бывает красный, в «народе» его называют кукушкин лен, его использует человек для утепления своих жилищ и название дали по этой сказке.

4) Вопросы после чтения

— 1. Как бы вы назвали эту сказку? Какое бы вы дали название этой сказке?

— 2. По вашему мнению о чем эта сказка?

— 3. Почему в сказке женщину называют бедной?

— 4. Сколько у неё было детей?

— 5. Нужна ли была помощь маме?

— 6. Как нужно относиться к своей маме?

— 7. Почему женщина заболела?

— 8. Могла бы быть эта история, если дети помогали маме, поступили наоборот?

—    А как бы вы закончили эту сказку?

— 9. Как называется жилище ненцев? Какую одежду они носят?

— 10. Что вы узнали о красном мхе? Как его называют и для чего он нужен?

5) Творческое задание

— Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание. Прошу вас подойти ко мне и вытянуть каждому по одному жетону.

— Теперь пройдите каждый к кино-ленте своего цвета.

— Вот мы и разделились на 2 команды.

-Ребята, я предлагаю вам стать операторами и составить свою настоящую кино-ленту с изменением концовки сказки «Кукушка»

— На столах лежат кадры из разных сказкок , среди них есть сказка “Кукушка”. Вам необходимо: найти кадры сказки “Кукушка” раставить их в правильном порядке при этом составить покадрово сказку.

6) Рефлексия

— Вам было интересно, понравилось?

— Чему научила вас эта сказка?

— Какое чувство испытывали вы, когда слушали эту сказку?

7) Ребята я хочу подарить вам эти киноленты.

 До свидание!

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру
Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о своей стране — России.
2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Содержимое разработки

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру

Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»

ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА

Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о своей стране — России.

2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума, образцы национальной одежды.

Материал: Физическая карта России, Картина «Дети севера» из серии «Наши маленькие друзья» (автор Л.А. Пеньевская, Е.И.Радина.), иллюстрации с изображением природы севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображение чума; изделия из меха, расшитые бисером.

Ход занятия:Вывешивается карта России.

— Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать границу России? (вызывает желающих и помогает им провести указкой вдоль границы России).

— Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете?( Дети вспоминают названия городов).

— В России много рек. Давайте вспомним названия и найдем их на карте.

(2 слайд)- — Мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная: когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, на севере (показывает) лежит снег. В нашей стране живет много народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах севера, которые живут с нами на одной территории. Вот здесь. (показывает на карте)

(3 слайд)- — На севере бывает долгая полярная ночь, когда круглые сутки на улице темно. На небе можно наблюдать совершенно необыкновенное явление – северное сияние, переливающееся разными цветами. (Показывает иллюстрацию с изображением северного сияния.)

(4 слайд)- На севере есть районы, где на много километров тянетсятундра. Если в тайге и средней полосе растут высокие ели, сосны, пихты, березы, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайником (показывает иллюстрацию). Еще в тундре можно встретить березу, но не простую, а карликовую (показ иллюстрации). Как вы думаете, почему ее так назвали? (ответы детей). Да, потому что она маленькая, низкорослая.

(5 слайд)- — Какие ягоды можно собирать в лесу? (ответы детей) А кто знает, какие ягоды можно собирать у нас в тундре? (ответы детей) У нас растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы, потому что границы тундры подходят к северным холодным морям. – брусника, голубика, морошка.

(6 слайд)- — Каких животных, проживающих на севере, вы знаете? (ответы детей) Конечно же, это знаменитый белый медведь, и морж, и тюлень. А еще в снегах можно увидеть белоснежного песца. (показывает иллюстрации).

(7 слайд)- Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки, манси. Их профессия – оленеводы. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле.

(8 слайд) Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

Дети отвечают. Это длинный шест. Зачем он ему? Дети. Чтобы погонять оленей.

Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?Дети. На них теплая одежда.

(9 слайд)- Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Д е т и. Из меха.

Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя.

Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.

(10 слайд)- Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.

Игра «Что лишнее?»

Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.

Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.

Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.

(11 слайд)- — Живут они здесь с давних пор. Это очень милые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. Место, где они останавливаются, называется стойбище. Живут они в чумах. Эти жилища они делают из оленьих шкур. Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

— Олень для северных народов кормилец. Мясо оленя употребляют в пищу, а из шкур шьют одежду и строят чумы. Кроме оленеводства северные народы занимаются рыболовством. Ловят рыбу в морях, реках.

— Посмотрите на картину, кого вы видите?(рассматривание картины «Дети севера»)

— Что делают дети? (Катаются на санях) Эти легкие длинные сани называются нарты. Олени пробегут по снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. А управляет оленями каюр. В руке у него длинный шест чтобы погонять оленей. Ребятам не холодно в санях. Они одеты в непростую одежду. Она сшита из шкур оленя, а называется малица. Шьется она из оленьего меха, мехом внутрь. В ней северные жители зимой и ходят и работают. Рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь и головные уборы тоже шьют из меха оленей. Олень не только кормит и одевает северян, но и является для них основным видом транспорта.

— Северные народы очень талантливы. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и красивые поделки. (показ работ вышитых бисером)

— Каждый народ славится своими песнями, танцами, сказками. Есть они и у северян. Сегодня я расскажу вам одну из них. Называется она «Кукушка».

( Чтение сказки) Кукушка -ненецкая сказка

Жила бедная женщина. Было у нее четверо непослушных детей. От тяжелой работы заболела мать, лежит в чуме, просит детей принести ей воды попить. Но дети были ленивые и непослушные, не несли ей воды…Обработка Шаврова

Кукушка.Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на сне­гу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум — целые сугробы снега на пи­мах натащат, а мать — убирай.

Одежду промочат, а мать — суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от ра­боты тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит: — Я без пимов.

Другой говорит: — Я без шапки.

Третий говорит: — Я без одёжи. А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотелось старшему есть — заглянул в чум.

Релаксация.— Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? Надо заботиться о своих мамах. Беречь их, особенно когда они болеют.- Мы сегодня узнали много интересного. И сейчас предлагаю вам нарисовать то, что вы узнали нового и интересного. Рисование животных, ягод, украшение малиц по выбору.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475999-kraevedenie-znakomstvo-s-zhiznju-narodov-seve

  • Чему учит сказка краденое солнце
  • Чему учит сказка иван быкович
  • Чему учит сказка красавица и чудовище
  • Чему учит сказка идэ
  • Чему учит сказка котенок