НОД по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки «Кукушка»
Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текста
Задачи:
Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;
развивать образность речи, мышление, память, творческое воображение;
воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
Воспитание взаимопомощи …..
Оборудование: книга сказок, иллюстрации, запись аудио пение кукушки, унты, костюм малица
Ход занятия
- Приветствие детей воспитателем
— Здравствуйте, ребята.
2) Включаю детям прослушать аудио звуки леса – голос кукушки.
— Ребята, вы узнаете чей это голос? (Кукушка)
— Расскажите, что вы знаете о кукушке? А я знаю такую особенность … Кукушка подкидывает яйца в гнезда других птиц…и никогда не воспитывает своих птенцов.
— Откуда мы можем с вами узнать информацию о кукушке? (Книги, интернет, спросить у взрослого…)
— Ребята, как вы думаете, о ком будет наше занятие?
— Сегодня я хочу познакомить вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка»
— А как вы понимаете слово «народная»?
— Чем отличается “сказка” от других литературных жанров? (Учит, элементы волшебства)
— У каждого народа есть свои сказки. У ненцев ненецкая сказка, у русских – русские народные сказки. И все мы живем на разных частях планеты, поэтому и климат у нас разный. Ненцы- народ живущий на крайнем Севере, где всегда холода.
— Теперь я предлагаю вам послушать ненецкую народную сказку и подумать, о чем эта сказка и почему эта сказка называется «Кукушка»?
3) Жила на земле бедная женщина.
Было у неё трое детей. Не слушались дети матери.
Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
— Как вы понимаете значение «бедная женщина»?
— Правильно ли вели себя дети? Как они себя вели?
— Что можно сказать о маме? Какая она?
От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт,
Чум (показать иллюстрацию) – традиционное жилище народов севера.
Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
— Как вы думаете, почему заболела мать?
Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает, унты обувает.
Малица (показать костюм) – мужская одежда народов Севера.
Поднимаю уголки костюма к верху, имитируя крылья
— На что похожи рукава малицы? (На крылья)
— Вот и у нее рукава превратились в крылья
— Унты сделаны из оленьей шкуры, потрогайте, обратите внимание на узор — это орнамент народов севера.
— Продолжаем
И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
— Если бы дети вели себя по-другому, наоборот, улетела бы мама?
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.
(Выдвигаю экран и включаю на нем минутный отрывок, как дети бегут за матерью)
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется. (Выключаю экран)
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
— Тундра – это вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности.
— В сказке говорится о красном мхе, но и на самом деле мох бывает красный, в «народе» его называют кукушкин лен, его использует человек для утепления своих жилищ и название дали по этой сказке.
4) Вопросы после чтения
— 1. Как бы вы назвали эту сказку? Какое бы вы дали название этой сказке?
— 2. По вашему мнению о чем эта сказка?
— 3. Почему в сказке женщину называют бедной?
— 4. Сколько у неё было детей?
— 5. Нужна ли была помощь маме?
— 6. Как нужно относиться к своей маме?
— 7. Почему женщина заболела?
— 8. Могла бы быть эта история, если дети помогали маме, поступили наоборот?
— А как бы вы закончили эту сказку?
— 9. Как называется жилище ненцев? Какую одежду они носят?
— 10. Что вы узнали о красном мхе? Как его называют и для чего он нужен?
5) Творческое задание
— Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание. Прошу вас подойти ко мне и вытянуть каждому по одному жетону.
— Теперь пройдите каждый к кино-ленте своего цвета.
— Вот мы и разделились на 2 команды.
-Ребята, я предлагаю вам стать операторами и составить свою настоящую кино-ленту с изменением концовки сказки «Кукушка»
— На столах лежат кадры из разных сказкок , среди них есть сказка “Кукушка”. Вам необходимо: найти кадры сказки “Кукушка” раставить их в правильном порядке при этом составить покадрово сказку.
6) Рефлексия
— Вам было интересно, понравилось?
— Чему научила вас эта сказка?
— Какое чувство испытывали вы, когда слушали эту сказку?
7) Ребята я хочу подарить вам эти киноленты.
До свидание!
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру
Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о своей стране — России.
2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Содержимое разработки
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру
Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о своей стране — России.
2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума, образцы национальной одежды.
Материал: Физическая карта России, Картина «Дети севера» из серии «Наши маленькие друзья» (автор Л.А. Пеньевская, Е.И.Радина.), иллюстрации с изображением природы севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображение чума; изделия из меха, расшитые бисером.
Ход занятия:Вывешивается карта России.
— Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать границу России? (вызывает желающих и помогает им провести указкой вдоль границы России).
— Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете?( Дети вспоминают названия городов).
— В России много рек. Давайте вспомним названия и найдем их на карте.
(2 слайд)- — Мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная: когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, на севере (показывает) лежит снег. В нашей стране живет много народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах севера, которые живут с нами на одной территории. Вот здесь. (показывает на карте)
(3 слайд)- — На севере бывает долгая полярная ночь, когда круглые сутки на улице темно. На небе можно наблюдать совершенно необыкновенное явление – северное сияние, переливающееся разными цветами. (Показывает иллюстрацию с изображением северного сияния.)
(4 слайд)- На севере есть районы, где на много километров тянетсятундра. Если в тайге и средней полосе растут высокие ели, сосны, пихты, березы, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайником (показывает иллюстрацию). Еще в тундре можно встретить березу, но не простую, а карликовую (показ иллюстрации). Как вы думаете, почему ее так назвали? (ответы детей). Да, потому что она маленькая, низкорослая.
(5 слайд)- — Какие ягоды можно собирать в лесу? (ответы детей) А кто знает, какие ягоды можно собирать у нас в тундре? (ответы детей) У нас растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы, потому что границы тундры подходят к северным холодным морям. – брусника, голубика, морошка.
(6 слайд)- — Каких животных, проживающих на севере, вы знаете? (ответы детей) Конечно же, это знаменитый белый медведь, и морж, и тюлень. А еще в снегах можно увидеть белоснежного песца. (показывает иллюстрации).
(7 слайд)- — Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки, манси. Их профессия – оленеводы. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле.
(8 слайд) Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?
—Дети отвечают. Это длинный шест. Зачем он ему? Дети. Чтобы погонять оленей.
Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?Дети. На них теплая одежда.
(9 слайд)- Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?
Д е т и. Из меха.
Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя.
— Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.
(10 слайд)- Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.
Игра «Что лишнее?»
Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.
Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.
Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.
(11 слайд)- — Живут они здесь с давних пор. Это очень милые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. Место, где они останавливаются, называется стойбище. Живут они в чумах. Эти жилища они делают из оленьих шкур. Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
— Олень для северных народов кормилец. Мясо оленя употребляют в пищу, а из шкур шьют одежду и строят чумы. Кроме оленеводства северные народы занимаются рыболовством. Ловят рыбу в морях, реках.
— Посмотрите на картину, кого вы видите?(рассматривание картины «Дети севера»)
— Что делают дети? (Катаются на санях) Эти легкие длинные сани называются нарты. Олени пробегут по снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. А управляет оленями каюр. В руке у него длинный шест чтобы погонять оленей. Ребятам не холодно в санях. Они одеты в непростую одежду. Она сшита из шкур оленя, а называется малица. Шьется она из оленьего меха, мехом внутрь. В ней северные жители зимой и ходят и работают. Рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь и головные уборы тоже шьют из меха оленей. Олень не только кормит и одевает северян, но и является для них основным видом транспорта.
— Северные народы очень талантливы. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и красивые поделки. (показ работ вышитых бисером)
— Каждый народ славится своими песнями, танцами, сказками. Есть они и у северян. Сегодня я расскажу вам одну из них. Называется она «Кукушка».
( Чтение сказки) Кукушка -ненецкая сказка
Жила бедная женщина. Было у нее четверо непослушных детей. От тяжелой работы заболела мать, лежит в чуме, просит детей принести ей воды попить. Но дети были ленивые и непослушные, не несли ей воды…Обработка Шаврова
Кукушка.Вот что было.
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.
Вернутся к себе в чум — целые сугробы снега на пимах натащат, а мать — убирай.
Одежду промочат, а мать — суши.
Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит: — Я без пимов.
Другой говорит: — Я без шапки.
Третий говорит: — Я без одёжи. А четвёртый и совсем не отвечает.
Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.
Наконец захотелось старшему есть — заглянул в чум.
Релаксация.— Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? Надо заботиться о своих мамах. Беречь их, особенно когда они болеют.- Мы сегодня узнали много интересного. И сейчас предлагаю вам нарисовать то, что вы узнали нового и интересного. Рисование животных, ягод, украшение малиц по выбору.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475999-kraevedenie-znakomstvo-s-zhiznju-narodov-seve