Чему учит сказка крылатый мохнатый да масляный

Предыстория сказка теремок имеет множество интерпретаций у многих народов мира. впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике

Предыстория

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.
Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:
Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева
Сказка под номером 82
Сказка под номером 83
Сказка под номером 84
Вид теремка
«Построила муха терем»
Кувшин
Лошадиная голова
 Кто жил в теремке
муха-горюха
вошь-поползуха
блоха-попрядуха
комар долгоногий
мышечка-тютюрю?шечка
ящерка-шероше?рочка
лиса Патрикеевна
заюшко из-под ку?стышка
волчище серое хвостище
муха-шумиха
комар-пискун
мышь из-за угла хмыстень
лягушка на воде балагта
заяц на поле свертень
лиса на поле краса
собака гам-гам
волк из-за кустов хап
мышка-норышка
лягушка-квакушка
заяц на горе увёртыш
лисица везде поскокиш
волк из-за кустов хватыш
Кто разрушил теремок
медведь толстоногий
медведь лесной гнёт
медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок
спустил лапой по терему и разбил его
Сел на кувшин и всех раздавил
сел на голову и раздавил всех
Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.
Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.
В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:
«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.
Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норышка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий».  Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.
Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.
Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.
В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:
— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)
— А я лесной гнёт!
Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)
— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)
Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Специфика советского понимания

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.
Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.
Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

Конспекты ООД по ЧХЛ в старшей группе ДОУ

Автор: Михайлова Ирина Георгиевна Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Содержание ООД

Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)

— Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).

— Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).

— Здравствуй маленький цветок (приседают).

— Здравствуй в поле ветерок (машут руками).

— В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).

Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).

Садятся.

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.

— Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)

А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка ?(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Кто унес мальчика от сестрицы?(гуси-лебеди)

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки?(жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

Воспитатель: Чему учат сказки?

Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может птица. Как вы думаете какая птица?

Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит

Дети: Крылатый ворон, воробей….

Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?

Дети: «Жили-были».

Воспитатель: А эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей.)

Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)

— Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

— А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.)А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

— Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры?(на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).

-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).

-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).

-Молодцы!

Заключительная часть

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке ,доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Составлено с помощью интернет источников

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444667-konspekt-ood-v-starshej-gruppe-na-temu-chteni

Конспект НООД по развитию речи «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

 Подготовила воспитатель  ГБДОУ №7 Московского района,

г. Санкт-Петербург- Гогул Надежда Ивановна

Орг. момент

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?

Дети: Клубочек.

Воспитатель: Как вы думаете, какой он?

Дети: Волшебный.

Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лере и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Дети перечисляют ласковые слова.

Основная часть:

Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— раз-два-три в стране сказок очутись (одеваю платок)

Садятся

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков,

А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка 

-Кто унес мальчика от сестрицы

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки?(жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

В:Чему учат сказки?

Д: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

— Молодцы!

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка)«мохнатый»«масляный»(ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы.

Воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Крылатыймохнатый да масляный». Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте,

Мышка хвостиком виляла (имитация движений,

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

-Можно ли было поступить по другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Д: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

В: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Д: Воробья. Взаимовыручке, терпению,

Преданности и пониманию того,что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры (дрова рубила).

-А после ссоры (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры (на охоту ходил).

-А после ссоры (дрова клевал да и клюв своротил).

-Молодцы!

Проводиться физминутка:

Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Дети садятся на стулья.

— Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку. Но вначале мы сделаем массаж лица:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Брови выведу дугой, нос потрогаю рукой.

Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!

— Ребята, как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?

-Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся).

— Почему вы думаете, что веселое?

Как вы думаете, что такое мимика (ответы детей)

Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения.

Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.

— А кто вышел навстречу блину?

Д. Лиса

— А какая лиса обычно в сказках?

Д. Хитрая.

— Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (показывает 1 ребёнок)

Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса

облизывается.

— И лиса у него спрашивает«Ты куда, блинок, бежишь?»

Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (все дети)

— А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?

Д. Он был удивлен (напуган).

— Покажите удивление (страх).

— А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными.

— Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?

Д. Мышка прыгает в горшок.

— А щи в горшке, какие: горячие или холодные?

Д. Горячие.

— Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?

— А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать.

Что случилось с воробьем?

Д. Он свернул клюв.

— Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет. (показ детьми).

— Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.

— Почему воробью стало стыдно? (потому что он позавидовал своим друзьям)

— Ребята, вы все молодцы!

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе,взаимовыручке,доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет

Автор: Михайлова Марина Александровна

Организация: МДОУ детский сад № 18 «Сказка»

Населенный пункт: Ярославская область, г. Углич

Автор: Роганова Ирина Сергеевна

Организация: МДОУ детский сад № 18 «Сказка»

Населенный пункт: Ярославская область, г. Углич

Автор: Панафидина Наталья Леонидовна

Организация: МДОУ детский сад № 18 «Сказка»

Населенный пункт: Ярославская область, г. Углич

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 1 неделя.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батон и булки,

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Я. Аким

Актуальность:

Чему отводится и отводилось во все времена главное место на нашем столе? Именно хлебу. Без него не обходится ни один приём пищи, и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.

Но далеко не все дети знают, сколько усилий затрачивается, чтобы хлеб появился на нашем столе. Сколько людей принимают участие в его изготовлении. Дети должны знать цену хлебу, относиться к нему бережно, уважать чужой труд.

Цель: Воспитание у детей бережного отношения к хлебу, уважения к труду людей, вырастивших его.

Задачи:

— воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к работникам, которые заняты в сельском хозяйстве;

— расширять знания детей о значении хлеба в жизни людей;

— дать детям знания о профессии хлебороба, о том, как хлеб выращивали в старину.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный (определение проблемы, постановка цели и задач, подбор материала, художественной литературы, иллюстраций, а так же подбор материалов для продуктивной и изобразительной деятельности, подбор атрибутов, игрушек для игровой деятельности).
  2. Практический.

Формирование знаний у детей. Практическая работа.

  1. Заключительный.

Подведение итогов. Праздник Хлеба.

Работа с детьми.

В группу вносится сноп колосьев. Рядом располагается готовое хлебобулочное изделие. Детям предлагается подумать, связаны ли эти предметы. Если да, то чем? Какой путь проходит сноп, для того чтобы стать хлебом.

Беседа «Слава хлебу на столе».

Занятие «В каждой крошке хлеба труд».

Занятие «Как превратить зерно в муку».

Совместная деятельность детей и воспитателя

  1. Изготовление печенья.
  2. Чтение художественной литературы о хлебе:

Сказки: «Колосок», «Крылатый, мохнатый, да масляный». Рассказ «Чем пахнут ремёсла». Загадки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин».
  2. Дидактическая игра «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий».
  3. Подвижная игра «Каравай».
  4. Русская народная игра «Что мы делали, не скажем…»
  5. Пальчиковая гимнастика «Колоски».

Продуктивная деятельность

  1. Лепка из солёного теста (пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр).
  2. Рисование. Иллюстрации к сказке «Колосок».

Театральная деятельность

  1. Драматизация сказки «Колобок»

Работа с родителями

  1. Стендовая информация.
  2. Папка «Что мы знаем о хлебе».
  3. Печём дома вместе с детьми хлебобулочные изделия для сюжетно-ролевых игр (из опилок) .
  4. Итог: Праздник Хлеба.

В ходе проекта дети узнали, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Мы старались привить детям уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобрели много знаний, уточнили и углубили представления о хлебе. Участвуя в проекте, ребята ощутили себя значимыми в группе, видели свой вклад в общее дело, радовались своим успехам.

Приложение 1

Беседа «Слава хлебу на столе!»

Цель: дети должны знать цену хлебу и бережно относиться к нему, уважать и ценить чужой труд.

Задачи: нравственное воспитание детей данного возраста, приобщение к культуре и традициям русского народа.

Рекомендации.

Воспитатель подбирает иллюстрации, подкрепляющие его беседу. Они помогут ребятам ответить на заданные вопросы, а также закрепить в памяти полученную информацию. Так, например, иллюстрации с изображением маленького пшеничного зёрнышка, распаханной земли, посевной, ростка пшеницы и уборки урожая дают возможность проследить за «Ростом» пшеничного колоска. А картинки с изображением агронома, хлеборобов, пекаря или кондитера за их работой наглядно покажут детям процесс превращения зерна в хлеб, мучные изделия и т. п.

После беседы можно предложить ребятам поиграть в агрономов: прорастить и посадить в пластиковую коробочку с землёй (из-под йогурта) пшеничное зёрнышко, вести наблюдение за его ростом. Для этой цели необходимо завести «дневник наблюдения» и зарисовать малейшие изменения «хлебного» зёрнышка. Таким образом, беседа на данную тему отложится в памяти детей и подтолкнёт их к «научно-исследовательской деятельности».

А при помощи пластилина каждый ребёнок может попробовать себя в роли кондитера или пекаря. Из «выпеченных» детскими руками «хлебобулочных изделий» можно организовать целую выставку творческих работ. Можно также поиграть в сюжетно-ролевую игру: открыть кукольный «магазин-кондитерскую». Мальчики, исполняя роль дизайнеров, оборудуют в отведённом воспитателем уголке «кондитерскую»; изготавливают из подручных материалов столы и стулья, и прочую необходимую мебель для данного «заведения». Девочки из лоскутков, обрезков клеёнки шьют «скатерти» и т. п. «Продавец», «официант», «покупатели» — почти всё, как во взрослой жизни, но гораздо интереснее и увлекательнее, а самое главное – познавательно.

Таким образом, обычная плановая беседа может перерасти в масштабное праздничное мероприятие, которое надолго запомнится детям. Например, почему бы не устроить масштабное праздничное мероприятие, которое надолго запомнится детям. Например, почему бы не устроить праздник хлеба? Как полагается, со стихами, песнями, инсценировками и заключительным чаепитием, с вкусной домашней выпечкой?

Ход беседы

Воспитатель рассказывает

— Каждый год 22 апреля во всём мире отмечается День Земли. Этот день является напоминанием всем живущим о том, что они всецело зависят от земли, которая кормит их. Люди должны помнить об этом и бережно относиться к своей кормилице.

С древних времён человечество неразрывно связано с миром растений. Вначале первобытные люди собирали и употребляли растения в пищу, потом научились из них строить себе жильё, изготавливать одежды. Со временем люди стали переходить от собирательства, рыболовства и охоты к земледелию и разведению скота. Много лет назад возникло мировое земледелие. И началось оно с вырубки и выжигания леса, выкорчевывания пней, обработка земли мотыгами. Потом засевали землю рожью и ячменём, позднее овсом, просом, пшеницей, гречихой. Урожаи зерновых помогали пережить зиму. Запасы сена шли на прокорм скоту. Большим подспорьем в хозяйстве были и огороды. В старину на Руси были сёла, где выращивался один какой-нибудь овощ. Например, в одном селе занимались выращиванием гороха. В другом – огурцами и так далее. Огородами в основном занимались женщины. У каждой русской огородницы был свой секрет выращивания овоща, который передавался от матери к дочери.

Хорошим кормильцем для человека был лес: его деревья шли на дрова для топки печей, а ягоды и грибы употребляли в пищу, ловили дичь. Река кормила рыбой, родники поили водой. Наши предки верили в силы природы, поклонялись им. В далёкие-далёкие времена самым главным и всемогущим считался хозяин урожая – бог плодородия и покровитель семян Род. Его имя и сейчас звучит во многих замечательных русских словах. Это такие слова, как «родина», «родник», «родинка», «родители», «урожай» и другие.

В большом почёте был и бог грома и молний – Перун. Люди считали, что он просыпался рано весной, пробуждая ото сна поля и нивы. Перуна считали покровителем земледелия, творцом урожая и подателем пищи.

Со временем покровителем земледельцев стал пророк Илья. В народе говорили: «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет». Чтобы задобрить пророка, крестьяне ставили на ворота своего дома посудины с рожью и овсом. Просили о ниспослании на землю дождей и хороших урожаев. Когда же, наконец, дожидались дождя, говорили:

Слава богу!

На нашей нивке

Сегодня дождинки!

Слава богу!

Первый день жатвы на Руси считался большим праздником для земледельца. От того, какой урожай будет собран, зависел и достаток крестьянской семьи.

Жали мы, жали,

Жали, пожинали, —

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долговая,

Постать широкая;

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

В краю не бывали,

Людей не видали.

В этот день жницы брали с собой в поле хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него. Угощались и пели песни. В других деревнях первый сноп украшали цветами и лентами, проносили по деревне и ставили в избе в почётный угол со словами: «Вот тебе, Илья, борода! А на будущий год уроди нам хлеба города!»

Из муки первого урожая выпекали первый каравай и ставили его на середину праздничного стола, чтобы умилостивить Илью-пророка. Заканчивалась жатва в конце августа.

Ох и слава богу,

Что жито пожали!

Что жито пожали

И в копы поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А с печи – пирогами.

На поле оставляли небольшую полоску несжатых колосьев, перевязывая их лентами, сплетая в венок и приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». Венок из колосьев пригибали к земле, слегка присыпая землёй. Под него клали хлеб с солью и, низко кланяясь, благодарили Илью и просили, чтобы на будущий год урожай был не хуже.

… Хлебушко расти!

Времечко лети, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков… Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Но кто из вас, ребята, знает, какой путь приходится проделывать хлебу, чтобы оказаться на вашем столе? (Ответы детей). Что такое хлеб? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно ребята, это продукт человеческого труда. Буханка хлеба или пряники не растут на хлебном дереве. Необходимо затратить много сил, времени и приложить немалого труда и мастерства, умения, чтобы мы могли отведать вкусный и хрустящий хлебушек.

Воспитатель. Так откуда же берётся хлеб? (Ответы детей). Правильно, молодцы. Из маленького пшеничного зёрнышка. Его нужно посеять, взрастить, сохранить от непогоды полученный урожай, просушить, помолоть, чтобы получилась мука, замесить тесто, испечь. Вот такой трудный и долгий путь у нашего хлебушка.

Вопросы:

  1. Как называют людей, выращивающих хлеб? (Хлеборобами.)
  2. Кто руководит посевной, наблюдает за созреванием урожая? (Агроном.)
  3. Кто готовит землю для посева семян зерновых культур, распахивая её? (Тракторист.)
  4. Кто собирает на поле урожай зерновых культур? (Комбайнёр.)
  5. Кто занимается просушкой и хранением урожая? (Колхозник.)
  6. Как называют человека, который занимается выпечкой хлеба? (Пекарь.)
  7. Кто для нас выпекает вкусные пирожные и торты? (Кондитер.)

Рассказ воспитателя

Хлеб стали выращивать очень давно. Пшеницу возделывали ещё тысячу лет до нашей эры. Самая ранняя пшеница появилась на Арабском Востоке (пять тысяч лет назад), в Азии она известна восемь тысяч лет. На Руси – три века. Славяне проявляли большой интерес к сельскому хозяйству восточных народов. Рис к нам пришёл из далёкой Аравии. За этим диковинным зерном посылал купцов Пётр 1. Родиной гречихи является Индия, к нам она попала из Греции.

Исстари на Руси в каждом доме угощали гостей вкусной кашей. Она не только вкусна, но и полезна для здоровья. Недаром дети с младенческих лет после материнского молока переходят на каши. А какие каши, вы знаете ребята? (Ответы детей. Гречневую, манную, рисовую, пшенную и другие).

Русским народом сложено много пословиц и поговорок о пользе зерновых культур и ценности хлеба. Дети, а вы можете назвать пословицы и поговорки? Ответы детей.

  • Хлеб да каша – еда наша.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не красна изба углами, красна пирогами.
  • У кого хлеб народится, тот всегда веселится.

Воспитатель. Молодцы! А я ещё, вот такие пословицы и поговорки знаю.

  • Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.
  • Даже глыба золота не заменит крошки хлеба.

На Руси издавна владели мастерством хлебопечения. Старинные пекари держали в большом секрете рецепты и способы своей выпечки. Например, саратовские умельцы выставляли на ежегодную Нижегородскую ярмарку калач просто огромных размеров. Он славился не только своим изумительным вкусом, но и тем, что не черствел и имел способность восстанавливать свою форму. Калач застилали чистой материей, и любой желающий мог попрыгать на нём, как на перине, матрасе, чудо-калач пружинил и не терял ни вкуса, ни формы.

Раньше, кто имел кусок хлеба, считал себя богатым человеком, бедные люди обходились одной овощной похлёбкой. В старину похлёбкой называли суп. Ребята, вы знаете сказку «Репка»? (Ответы детей.) Посадил дед репку и выросла репка большая-пребольшая… Раньше репка во время неурожаев заменяла крестьянам хлеб. В те времена люди ещё не знали про картошку. Она появилась позже.

Нелегко доставался хлебушек крестьянам. Чтобы прокормиться, работали они с раннего утра и до поздней ночи. Помогали взрослым и дети. Как только им исполнялось пять лет, они уже работали в поле.

Ребята, и вы все должны помнить о том, с каким трудом достаётся хлеб хлеборобу. К хлебу должны относиться с большим почтением, уважать и ценить труд многих людей. У некоторых народностей, сохранился такой хороший обычай: просить прощение у хлеба.

Если взрослый или ребёнок по неосторожности уронит кусок хлеба, то он должен немедленно поднять его, сдуть пыль, поклониться хлебу, а затем только положить на стол.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!…

Запомни!

Хлебные крошки, оставшиеся после еды, можно скормить птицам. Также можно и поступить с остатками каши. Птицы будут тебе благодарны за вкусное угощение.

С хлебом обращайся бережно и с уважением. Не забывай о том, что в маленьком кусочке хлеба заключён труд многих людей.

Не бросайся хлебом и не играй им – это очень плохо!

Приложение 2

Праздник Хлеба «Славится он первым на Земле»

Звучит песня «О хлебе».

(музыка Фельдцмана, слова Дюкова)

Входит Осень в костюме.

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

На ветру шумят колосья

Будет урожайной осень!

— Ребята, послушайте загадку

Рос сперва на воле, в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда меня сломали

То в муку я превратился.

(Колос)

Осень: Правильно! И сегодня наш разговор пойдёт о хлебе.

Песня «Золотая рожь»

Стихи

  1. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятка рук.

  1. Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе.

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел трудов и сил!

  1. Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома

Всему он голова!

Осень: А поможет нам сегодня один гость!

Выходит Дедушка: Здравствуйте, желаннушки мои, доброхотушки! Вот и снова пришла к нам осень золотистая – хлебом колосистая. Настала пора – хлеб в полях убирать – это пора в народе жатвою зовётся. Пойдут скоро девчата молодые в поле пшеницу жать.

Работы и ребятишкам хватит: погрузить копны на телеги, перевезти на ток. Там цепами зерно обмолотить, просушить, пересыпать в мешки, потом на мельницу.

Ой, заговорился я, вон молодежь идёт – песни поёт.

Дети идут по кругу и поют «Осень, осень в гости просим»

Осень, осень, погости недель восемь,

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Дети: Здравствуйте, Дедушка.

Дедушка: Здравствуйте молодые люди, куда путь держите?

Дети:

1.А вы разве не знаете, жатва наступила.

2. Время дорогое, никому нет покоя!

3. Хочешь, есть калачи – не сиди на печи!

4. День прозевал – урожай потерял!

5. Ребята, нашу народную запевай!

Расти рожь большая – вот такая,

Расти копна золотая – вот такая,

Нива золотая, добра, медовая.

Принеси нам хлеба, стебелёк до неба.

Мальчик из круга

Жнеи молодые, серпы золотые!

Дети перестраиваются, встают друг против друга

Мальчики по очереди

  1. Вам в поле оставаться, рожь жать, а у нас своя работа.
  2. Нам телеги наладить.
  3. Нам косы заточить!
  4. Нам мешки залатать!
  5. Нам цепы смазать!

Дедушка: Пойдём, пойдём (уводит мальчиков выполнять разные работы).

Девочка: Ой, подружки! Посмотрите за лесом туча!

Девочки хором: Где? Где?

Девочка: Вон там!

Девочка: У-у-у! Ползёт, дождь несёт, помешать нашей работе хочет!

Русская народная закличка «Уйди туча грозовая»

Уйди туча грозовая

У нас нива трудовая

Ей зелёною быть

Нам с серпочками ходить,

Жито, рожь пожать,

И в снопочки повязать.

Девочки:

— Девчата, что стоим? Рожь поспела, берись за дело.

— А где наши серпы?

— Да вот они!

Девочки берут серпы, выполняют движения под музыку «Ой ты рожь»

Девочка: Ой, девчата, утомились мы, пойдём, отдохнём немного.

Поют «Серпы золотые»

Серпы золотые

Жнеи молодые

Весёленько жали

Серпочки мелькали

Жили-поживали

Стали с пирогами!

Девочки возвращаются, мальчики их встречают.

Мальчики:

Велико ли поле сжали?

Много ли стогов собрали?

Девочка:

Мы то, жнеюшки,

Всё наше сжито сжали!

А там, где жница ленива,

Стоят несжатые нивы!

Мальчики:

— А мы тоже в поле работать умеем.

Будем жито на ток возить

Цепами молотить.

Девочки: А ну-ка мы посмотрим!

Игра «Кто с нами» (мальчики в две шеренги)

1 команда

Кто с нами, кто с нами?

Пашенку пахать!

2 команда

Мы с вами, мы с вами

Пашенку пахать!

1 команда

Кто с нами, кто с нами

Жито рассевати?

2 команда

Мы с вами, мы с вами

Жито рассевати!

1 команда

Кто с нами, кто с нами

Жито косить?

2 команда

Мы с вами, мы с вами

Жито косить!

1 команда

Кто с нами, кто с нами

Жито колотить?

2 команда

Мы с вами, мы с вами

Жито колотить!

1 команда

Кто с нами, кто с нами

Муку просевати?

2 команда

Мы с вами, мы с вами

Муку просевати!

Девочки: Ой, труженики вы наши (подбегают, обнимают мальчиков).

Дедушка: Хлеб – всему голова!

Осень: А без хлебушка, нет и небушка!

Дедушка: Горька работа, да хлеб сладок!

Труд человека кормит, а лень портит!

Осень: Да, лодырю достаётся –

Народ над ним смеётся!

Сценка

Выходит Лень ребёнок

Ты меня работушка не бойся!

Я тебя не трону!

Дети по очереди

  • Не колода лодырь, а пень, лежит целый день!
  • Не жнёт, не косит, а обедать просит!

Дедушка: А ну-ка, ребята, пойдём, спросим!

Лень – ребёнок (его окружают дети )

Лень лежит на полу, подложив руки под голову

Дети: Что тебе надобно?

Лень: Масляных блинов, сладких пирогов!

Дети (с укором):

Кто спину не гнёт,

Тому ложка не в рот,

А гнутая спина

Там рожь густа.

Густа колосиста,

Добра ядрениста.

Из зерна – то – пирог!

С колоска – весь мешок!

Скороговоркой говорят:

Поскачи, попляши лень,

Тогда дадим пить-есть! (Лень нехотя пляшет)

Дети: А теперь не зевай, нас скорее догоняй!

Дедушка: Вижу здорово, вы играете!

Да что-то притомился я (берёт стул, усаживается, опускает голову на клюку и дремлет).

Игра «Здравствуй дедушка седой»

Дети: Здравствуй, дедушка седой, с длинной белой бородой.

Дедушка: (кряхтит) Здравствуйте детки, здравствуйте малолетки!

Где вы бывали, чего вы видали?

Дети: Где мы были, мы не скажем?

А что делали, покажем!

(Дети договариваются, что будут делать, и изображают разные виды работ: пилят дрова, режут капусту, стирают бельё и т.д.)

Дедушка пытается отгадать, как только отгадывает, дети разбегаются.

Осень: Заканчивалась жатва, убирали хлеб на полях, и начиналось веселье.

  • Кончил дело – гуляй смело!
  • Делу время – потехе час!
  • Ну а где пир – там гульба на весь мир!

Дети выстраиваются в две шеренги, исполняют песню.

Песня «Ой, жур – журавель»

  1. Долговязый журавель

Пятачок раздобыл

Сапоги себе купил.

  1. Ой, жур – журавель,

Долговязы

й журавель.

В сапожках щеголял

По дубравушке гулял.

  1. Ой, жур – журавель,

На сучок наступил

Каблучок переломил.

  1. Ой, жур, не журишь,

Долговязый не журишь,

Каблучок мы набьём,

Танцевать с тобой пойдём.

Песня о Родине

  1. Солнце золотое светит над страной,

Это край любимый,

Это край Родной.

Стал он светлым садом

Всё ему цвести.

Краше лучше края

В мире не найти.

  1. Краше, лучше края

Нет на всей земле

Хорошо живётся

В городе, в селе.

Хорошо ребятам

Жить в родном краю.

Всей душой мы любим

Родину свою.

  1. Будем же верны мы

Родине своей,

И за ласку скажем

Мы «спасибо» ей.

За тепло и ласку,

И за детский сад.

Родине спасибо,

Ото всех ребят!

Осень:

Собирайся народ в хоровод, в хоровод!

Кто работы не боится, тот и пляшет и поёт.

Хоровод «Осенний»

Песня «Хлеб да соль» (музыка Захлевного, слова Кранчака)

Дедушка: Ай да молодцы! Умеете трудиться, умеете и веселиться. А я вам вот что принёс – смотрите! (Выносит сноп).

Дети: Дедушка, что это?

Дедушка: Это последний сноп, который остался в поле. Значит жатва закончена и всё зерно убрано.

Дети: Хлебушко расти!

Времечко лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Осень: Берите ваши шумелки, бренчалки, хлопушки, свистульки. Пойдём в село весело, с музыкой.

Песня «Васёнушка – осень»

  1. Васёнушка – осень

Сноп последний носим,

Возвращайся в наш край,

Приноси урожай!

  1. Будет село весело,

Будет село весело,

Мы не сами идём,

Мы веночки несём!

Дети обращаются к взрослым

Дорогие господа, отворяйте ворота, выкупайте венок из пшенички!

Дедушка: Вот вам угощенье. Пирог из новой муки! Угощайтесь труженики!

       Дети: Спасибо за угощенье!

       Осень: Хлеб на стол,

       И стол престол!

       Дети: Хлеб ногами топтать – народу голодать!

       Дедушка: Кушайте жнецы и жнеи молодые,

       Поправляйтесь, крепкого здоровья набирайтесь.

Праздник заканчивается чаепитием с пирогами.

Приложения:

  1. file0.docx.. 41,5 КБ

Опубликовано: 16.11.2021

  • Чему учит сказка кот в сапогах 2 класс
  • Чему учит сказка кот в сапогах шарль перро
  • Чему учит сказка кот ворюга паустовский
  • Чему учит сказка король дроздобород
  • Чему учит сказка конек горбунок ершова