Чему учит сказка кавказский пленник

алиса в стране чудес сказочное произведение за авторством чарльза доджсона псевдоним льюис кэрролл, английского прозаика, идеолога и профессора

«Алиса в Стране Чудес» – сказочное произведение за авторством Чарльза Доджсона (псевдоним – Льюис Кэрролл), английского прозаика, идеолога и профессора математической логики. Вышло в свет в 1865 году. Является одним из образцовых в литературе абсурда, изобилующей аллюзиями и гротескными демонстрациями.

Сюжетная линия

Одним летним днем Алиса замечает говорящего кролика с карманными часами, куда-то отчаянно спешащего. Она следует за ним и попадает в протяженную нору. С этого момента начинаются ее приключения в Стране Чудес.

Девочка знакомится с местными жителями, усердно доказывает им элементарные истины, постоянно меняет свой рост и размеры, пробуя новые блюда и напитки. Героиня читает стихотворные произведения, лишенные логической составляющей, и старается найти ответы для различных загадок. В конечном итоге выясняется, что произошедшее ей привиделось.

«Философская игра»

Несмотря на свою востребованность, сказка Кэрролла оказалась трудной для перевода на различные языки. В основе авторского метода лежит неоднозначность, «обыгрываемость» протагонистами смысловых выражений и оборотов.

Переводчикам, ознакомленным с той категорией языка, где образы и их интерпретации значительно отличались, было особенно тяжело не утерять целостность произведения и в то же время умело, скрупулезно донести основную суть до читателя. В результате буквального понимания и преподнесения некоторых выражений сказка становилась скучной, лишенной жанровых особенностей.

Основная мысль

Хронологические рамки произведения – 40-70-е годы ХIХ столетия. Прослеживаются элементы романтизма: отвергается тоскливая действительность, не принимаются определенные каноны. Сохранен «культ чудачества» – ребенок отождествляется с наивностью, непокорностью и озорными поступками.

В отличие от творений Викторианской эпохи, повествование об Алисе переворачивает общепринятые нормы о морали, науке, вероисповедании. Осмеивание устаревших установок носит пародийный, отвлеченный характер.

Особенности авторского стиля

Несмотря на то, что после публикации сказка Кэрролла получила неоднозначные отзывы критиков, читателям удивительный мир, придуманный автором, пришелся по нраву. Сюрреалистические образы впоследствии многими были оценены положительно.

Писатель видит свое произведение как сложную математическую задачу, имеющую философские методы решения, специфическую композицию и сатирический подтекст.

Применяется прием детской отчужденности – привычные явления рассматриваются с точки зрения любопытного, постоянно попадающего в переделки ребенка.

Жанровые составляющие

Автор рассматривает реальный мир как неконтролируемо беспорядочный поток, противопоставляет ему приемы романтической сатиры.

Человеческие установки и взаимоотношения сводятся к «философской игре». Мир, в который попадает Алиса, фантастичен, но его пространство лишено хаотичности и бессмысленности.

Произведению свойственны комичность и пародийность изложения. Кэрролл делает акцент на фольклорном творчестве, не ограничиваясь лишь сказочными творениями. Он обращается к идеологии целого народа, превращают незатейливые старые песни в завлекающие прозаические сюжеты, не меняя при этом характер персонажей и сохраняя силу описанных обстоятельств.

Воспитательное и познавательное воздействие

Особого внимания заслуживают следующие идеологические принципы, примененные автором:

  1. Нельзя решаться на что-либо, не определив свой путь. Диалог Алисы и Чеширского Кота не лишен смысловой составляющей. Определив для себя достижение, можно добиться поставленной цели. Лишь после выбора направления нужно начинать движение. Никто, кроме самого человека, не выяснит, какое решение проблемы ему подойдет.
  2. Не нужно зря тратить силы. Говоря о том, что ради нахождения на одном и том же месте приходится бежать сломя голову, Красная Королева подразумевала многих личностей. Большинству людей настолько привычная будничная действительность, что они начинают бояться любых изменений. Не решившись на авантюру, они долго пребывают в замкнутом кругу.
  3. Не стоит терять надежду, даже если что-то кажется недостижимым. Люди часто опускают руки и лишаются веры в лучшее, между тем не прилагая ни малейших усилий для достижения цели. Необходимо двигаться к цели напролом, невзирая на невзгоды и опасения. Пустые сомнения не приведут к гармонии.
  4. Нужно тщательно следить за своими словами и мыслями. Достаточно ли точно слова человека отражают то, что он действительно имел в виду? Общение – трудоемкий процесс. Неверной интонации и неосторожных словесных оборотов достаточно, чтобы смысл сказанного исказился до неузнаваемости.

Абсурд понимается как нечто заведомо бессмысленное, лишенное объяснения. Однако автор формирует сюрреалистичное пространство с определенными логическими законами, совершенно непохожими на те, к которым привык читатель. Смысл заключается в попытке их понять и интерпретировать.

Это игра в трактовку понятий. Кэрролл делает вывод о том, что реальный мир не менее абсурден, чем вымышленный. А условности общения, мышления и взаимодействия – неотъемлемая часть игры. Разница лишь в том, что ее правила ни для кого не являются секретом.

«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.

История создания

Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.

Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.

Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.

Темы и проблемы

Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.

Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.

Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.

Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.

Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.

В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.

Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.

От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.

Композиция

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.

Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.

В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.

Жанр, направление, размер

«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.

Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.

Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.

Средства выразительности

Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»

Образы и символы

Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».

Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.

Проблематика и основная идея произведения

Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.

История нашей страны наполнена войнами и кровопролитием, и многие писатели затрагивали эту тему в своих книгах, показывая, что никакие трудности не способны сломить дух русского человека. Одним из таких произведений стал рассказ Толстого “Кавказский пленник”, основанный как раз на противостоянии человеческого духа и превратностей судьбы.

История создания

В основе рассказа лежит реальный случай из жизни Льва Николаевича Толстого, произошедший с ним во время службы на Кавказе.

Во время Кавказской войны середины 19 века, Николай 1 решил отправить войска на кавказские земли с целью завоевания и покорения. Но горный народ не хотел так просто сдаваться, стали создаваться засады для русских солдат, многие в итоге были пленены. Толстому едва удалось избежать похожей участи, благодаря сослуживцу, спасшему его от погони.

Жанр, направление

Данное произведение считается рассказом, но некоторые литературоведы называют его повестью. Все же по количеству героев и сюжетных линий, по объему эта книга ближе к жанру рассказа.

Направление, в русле которого работал автор, называется «реализм». Оно характеризируется изображением настоящей жизни, основные события из такой книги никогда не выходят за рамки действительности.

Суть

В данном рассказе мы знакомимся с жизнью молодого офицера, служащего в горах Кавказа. Главный герой, Жилин, получив письмо от больной матери, отправляется в путь вместе с Костылиным, богатым наследником. На пути встает преграда в лице горцев, они пытаются пленить молодого офицера. Напарник подвел его, попытавшись сбежать, из-за этого оба оказываются в плену. Волею судьбы, оба молодых человека снова встречаются в плену у нового владельца.

Офицерам дают шанс спастись, попросив выкупа. Костылин решил воспользоваться этим и попросил у родных денег взамен за свою жизнь, Жилин же схитрил, указав не верный адрес дома своей матери. Она слишком бедна, чтобы дать необходимую сумму.

Они пытаются бежать, но из-за неловкости, нытья и слабости Костылина их снова ловят и помещают в более строгие условия содержания.

В конечном итоге Жилину удается бежать с помощью молодой девушки Дины, дочери их похитителя. Они подружились, ведь пленник заинтересовал ее своей добротой. И вот, молодой офицер уже добрался до родины, в то время как Костылина только выкупили родственники.

Главные герои и их характеристика

Автор дал своим героям говорящие фамилии. Так, «Жилин» происходит от слова «жила», это сухожилия, которые отвечают за силу конечностей. Поэтому данный персонаж отличается силой, упорством и мужеством. А вот Костылин – производное от «костыля». Это намек на немощность и болезненность молодого человека, он как будто не в состоянии нормально жить. Более подробную сравнительную характеристику офицеров вы найдете здесь.

  1. Жилин — русский офицер, из небогатой семьи, старается всего в жизни добиваться самостоятельно. Очень смелый, принципиальный и сильный герой, по ходу рассказа мы можем наблюдать, что даже люди, взявшие его в плен, прониклись уважением к молодому человеку. Характеристика Жилина видна по его поступкам. Он заботится о матери, выше своей жизни ставит ее благополучие. В любых условиях он трезво мыслит и не теряет надежды на достижение цели. В отношениях проявляет доброту и дружелюбие.
  2. Костылин — русский офицер, так же попавший в плен. Данный герой полная противоположность Жилина, он трусливый, неповоротливый, слабый, ему сложно ориентироваться в опасных ситуациях. В отличие от Жилина, Костылин смирно ждал выкупа. Он всегда надеется на других, сам же ничего сделать не в состоянии. Он избалован жизнью в роскошных апартаментах, где деньги положение в обществе решают все проблемы, а ума, силы и целеустремленности человеку просто не нужно. Он получает все блага по наследству и ничего не делает, чтобы их приумножить. Вот характеристика Костылина.

Темы и проблемы

  1. Основной темой рассказа послужила смелость и отвага русского офицера, что в широком смысле можно рассматривать как силу русского народа. Какие бы трудности не встречались на пути, человек сможет собрать всю свою отвагу и выбраться из самых сложных ситуаций. Противоположный герой показывает, что может произойти, если позволить трусости взять вверх.
  2. Также, в рассказе присутствует проблема предательства. Жилин доверился Костылину, но при побеге это сыграло с ним злую шутку, и офицеру пришлось использовать все свои таланты и храбрость, чтобы все-таки выбраться на свободу. Также Костылин стал виновником всей произошедшей несправедливости, так как именно он струсил и не прикрыл товарища. Это основная проблема в книге.
  3. Кроме того, Л. Н. Толстой затрагивает тему сословного неравенства. Богач привык жить на всем готовом, ему не нужно трудиться и развиваться. А человек бедный просто вынужден вкладывать все свои силы в то, чтобы удержаться на плаву. Автор осуждает высший свет в лице Костылина за его инфантильность и неприспособленность к жизни.
  4. Писатель говорит и о доброте, как обязательном качестве каждого человека, вне зависимости от национальности. Дина хоть и воспитывалась среди работорговцев, не успела перехватить их повадки и нравы. Она оценивала человека по достоинствам, а не по деньгам, происхождению или этнической принадлежности. В ее поступке скрыта мудрость женщины, которая презирает войну и хочет мира.
  5. Проблема войны также волнует Толстого. Русские солдаты нарушили мирное течение жизни горных народов, император захотел подчинить их своей воле ценой кровопролития и вечной борьбы, ведь горцы не сдавались, а русские люди продолжали отдавать свои жизни. Эта политическая грызня вынудила местных жителей жестоко и мстительно пленить тех, кто пришел на их землю с мечом.

Главная мысль

Писатель призывает людей стать проще и ближе к народу и к реальным жизненным потребностям, в этом основная идея всего его учения, которое он объяснял в небольших и несложных книгах. На примере Жилина и Костылина он показывает, что излишества и праздность жизни губят добродетель и ум. Настоящий человек должен иметь лишь необходимые вещи, отказываться от излишков, и тогда его дух окрепнет, а природные способности раскроются в полной мере. Героям приходится сталкиваться со страшными испытаниями, плен проверяет их дух на силу, их разум на изворотливость и хитрость. И в этой борьбе выигрывает тот, кто действительно достоин победы. Деньги, ценности, звания и ранги бессильны, не ими нужно мерить достоинство личности.

Смысл рассказа в том, что в жизни люди всегда сталкиваются с разными трудностями, поэтому надо использовать все свои умения, чтобы справляться с превратностями судьбы, а не надеяться на то, что можно будет откупиться. Человек должен избавиться от иллюзий, которые дают ему деньги и чины, и наживать реальные богатства – ум, отвагу и доброту.

Чему учит?

Мораль Толстого такова, что какие бы трудности не вставали на пути, нельзя поворачивать назад, нужно собраться и действовать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Нельзя позволять обстоятельствам и людям тянуть тебя вниз, но в то же время нужно проявлять милосердие и доброту по отношению к окружающим. Только такого человека можно оценить по достоинству, ведь оно у него есть, и не одно.

Вывод из рассказа следует простой: богатства и чины не являются мерилами человеческого благородства. Реальным его преимуществом может быть признана лишь добродетель. А деньги и связи только портят личность, ведь внушают ей ложную уверенность в ее превосходстве.

Автор: Камилла Шарапова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

Конспект урока по литературе в 5 классе

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.

Цели урока:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации.

                                              Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Работа над композицией рассказа.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

— Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

— Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Основное противопоставление это, конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

3. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

 Два героя рассказа — это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ «кавказский пленник» может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН!) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!                               

  — Что общее у героев и что их различает? Давай найдем в учебнике портретные характеристики Жилина и Костылина.

  Костылин: «Грузный» — тяжёлый

                        «Толстый » — полный

                        «Красный» — вспотевший.

Какой вывод мы можем сделать? Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа 

   — Как повели себя офицеры при первой встрече?

   — Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?

   — Как характеризует поведение героев в плену?

   — Почему   Костылин   просит   прислать   за   него   выкуп,  а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

 —  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения?       

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

  — А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? (Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

— Найди  в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                  Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                      спит

всматривается                                     скучает

выпытывает информацию                   считает дни

рукодельничает                                     ждет ответ на письмо

   — Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

—  Как завоевывает Жилин симпатию горцев?  (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;  

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?   (Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.)

— А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Итак, мы видим,  как живут два наших героя в плену.

— Сравним Жилина и Костылина. Делаем выводы из наших наблюдений.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

 — Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина?

Вывод: При описании Жилина — глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, сильный, упругий. Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных.

— Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа? В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости.)

4. Итог урока.

— Чему учит рассказ? Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? (Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.)

5. Домашнее задание. Мы  целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома по плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

             План.

1. Портрет.

2. Поведение героев.

3. Речь.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

6. Отношение автора.

Тема урока:

Л.Толстой «Кавказский пленник»

Характеристика героев.

Школа-гимназия Сарыкемер

Учитель: Сбанкулова Н

Класс 7 «Б»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Ч 6.7.3.6.1 Анализ художественного произведения.

П3.7.4.3.1 Представление информации в виде таблицы.

Языковая цель

Учащиеся могут:

— строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы: литературный герой, персонаж, быль, рассказ, антитеза.

Вопросы для обсуждения: Чему учит нас рассказ «Кавказский пленник», какие нравственные уроки преподносит?

Предыдущее обучение

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на любви и уважении ,формировании толерантного отношения к друг другу.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: география

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используется.

Предварительные знания

Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста.

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–2 мин

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Приветствие.

Деление на группы:

1.Горы.

2.Равнина.

(Деятельность учащихся) Учащиеся составляют предложения по картине.

Высокие горы покрыты снегом.

Высокие горы красивы из далека.

Начало урока

II. Актуализация знаний. Слово учителя.

К На доске портрет Л.Н. Толстого.

Как вы думаете, о чём пойдет речь на данном уроке.

(Деятельность учащихся) К Учащиеся определяют тему урока. Учитель сообщает цели урока.

Записывают число в тетрадях.

III. Изучение нового материала.

К Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

К (Деятельность учащихся) просматривают презентацию и рассказывают о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Оценивание .Раскрыта ли тема ?

Лев Николаевич Толстой стал участником опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». 

Просматривают художественный фильм «Кавказский пленник» (по мотивам рассказа Л.Н. Толстого).

-Кого вы увидели?

-Кто взял их в плен? 

Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен?

Кто главный герой?

В каком жанре написан рассказ?

Проанализируем, узнаем что такое литературный герой ,рассказ-быль.

Словарная работа. Работа по учебнику. стр 98-99

К (Деятельность учащихся ) Читают и разбирают слова.

Задание. Раскрыть понятие литературный герой ,рассказ-быль.

Дескриптор:

-раскрывает значение слова литературный герой ,рассказ-быль.

-находит ключевые слова.

Оценивание друг друга.

Действительно, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого основан на реальных событиях.    В процессе работы с текстом мы будем наблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратим внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения.

К Работа по тексту. Задание чтение 1 части.

  1. Чтение 1-й части рассказа «Кавказский пленник». Упр 144 стр 89

На основе прочитанного произведения ответим на вопросы , находя ответы в тексте на заданные вопросы.

2.Приём «Веер» (листочки в виде веера, на них вопросы) учащиеся выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке, подкрепляют свои ответы словами из текста. Сами задают вопросы, ищут ответы на них.

Критерий оценивания

Дескрипторы

+ —

анализирует художествееное

произведение

-Отвечает на вопросы

подкрепляет свои ответы словами из текста

1Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?

2.Где происходит действие рассказа?

3.Кого из героев рассказа можно назвать «кавказским пленником?

4.Какова причина, заставившая Жилина отправиться в путь?

5.В чём заключалась опасность пути?

1.Где служил офицер Жилин?

2.Ка договорились вести себя герои ,уезжая от обоза ,и как себя вели, столкнувшись с горцами?

3.Расскажите о том ,как были захвачены в плен Жилин и Костылин?

4.Как определилась судьба Жилина и Костылина в плену?

5.Что заставляет Жилина торговаться с татарами ,написать письмо на несуществующий адрес?

Учебник

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%

Л.Н. Толстой

Презентация

«Кавказский пленник» (по мотивом рассказа Л.Н. Толстого).

https://www.youtube.com/watch?v=mDcVLA8-7rI.

Отрывок из фильма

https://www.google.com/search?q=%D0%B9%D1%84%

Середина урока

IV. Освоение изученного материала.

Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор? (Дети выдвигают предположения)

  • А что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать? ( Дети предлагают сравнить героев)

— Что значит сравнить героев художественного произведения?

Сравнить героев – установить положительные и отрицательные черты сходства и различия.

Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают. Перейдем к характеристике главных героев. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником.?

Г. Работа в группах. Характеристика героев.

Приём «Фишбоун»

Задание для первой группы:

1. Характеристика Жилина.

Задание для второй группы:

  1. Характеристика Костылина.

Фишбоун ФИ………………………………………..

Критерий оценивания

Дескрипторы

+ —

Представляет информацию в виде таблицы

Составляет таблицу

Находит черты характера героя

Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин — два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой

— Зачем Толстой противопоставляет героев?

  • Автор — носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к окружающим, родным, Жилину.

  • Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.

Учебник 7 класс

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BA%D0%BE%

Конец урока

Домашнее задание.

Составить синквейн к слову герой.

Рефлексия
«ХИМС»

Хчто было хорошего
Ибыло интересного…
Мчто мешало мне…
Сс собой возьму…

  • Чему учит сказка иван крестьянский сын и чудо юдо 5 класс краткий ответ
  • Чему учит сказка иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение
  • Чему учит сказка золотой гусь
  • Чему учит сказка золотая рыбка пушкина
  • Чему учит сказка иван бесталанный и елена премудрая