Чему учит сказка как коза избушку построила

Тема занятия: рассказываем сказку как коза избушку построилацели занятиявоспитательные продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать

Тема занятия: рассказываем сказку «Как коза избушку построила»Цели занятияВоспитательные — продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.Развивающие — развивать слуховую и зрительную память детей.Оснащение:

вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза;фланелеграф;изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);изображения деревьев (см. рис. 39);шапочка козы;индивидуальные зеркала для каждого ребенка;большое зеркало;картинка «Деревья и листочки» (см. рис. 41);карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «осина», «шиповник», «береза»;цветные карандаши.■Ход занятияОрганизационный момент. Предложите детям отправиться в путешествие по лесу на лошадках. Попросите детей-лошадок ехать галопом, цокая копытцами. Останавливайтесь около деревьев, встречающихся на пути. Предложите детям их называть. Спросите: «В какой сказке вам уже встречались эти деревья?» («Как коза избушку построила».)^ Рассказывание сказки. Предложите детям всем вместе рассказать сказку. Скажите, что вы начнете рассказывать сказку, а ребенок, на которого вы укажете рукой, продолжит рассказ.Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложите сопровождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.Поставьте на пол вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза.Если у детей возникает затруднение, то можно предложить повторить текст вместе с вами (сопряженно) или задайте наводящий вопрос, который поможет ребенку продолжить рассказ.^ Запомни и повтори. Предложите одному из детей стать «козой», наденьте ему шапочку козы и посадите на пенек. Предложите детям назвать все деревья, которые коза с козлятами встретили на своем пути. Расскажите правила игры: «Я буду называть два дерева, а вы внимательно слушайте и запоминайте их названия. Потом назовите их козе.» Игру можно усложнить, предложив детям запомнить и повторить название трех деревьев, повстречавшихся козе в лесу.^ Артикуляционная и мимическая гимнастика. Попросите детей вспомнить о характере старухи-говорухи (сердитая, всем недовольная старуха). Предложите детям взять индивидуальные зеркала и изобразить сердитую старуху-говоруху — сдвинуть брови, насупиться, выражение глаз суровое. Предложите по очереди показать всем, какая у него получилась старуха.Вспомните с детьми, какая была коза (грустная). Предложите взять зеркало и изобразить грустную козу — вытянуть губы «трубочкой», тихо и длительно произносить звук [у-у-у].Вспомните вместе с детьми, какие были козлята (веселые козлята). Попросите детей взять индивидуальные зеркала и изобразить веселого козленка — на губах улыбочка, глаза веселые.Предложите детям сесть у большого зеркала и вместе со взрослым выполнить пантомиму по 2 раза. Попросите детей загибать по одному пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.^ 5. Развитие зрительного внимания. Положите перед детьми картинку «Деревья и листочки» (см. рис. 41). Предложите назвать все изображенные на картинкедеревья. Рассмотрите листочки, упавшие с деревьев. Предложите детям вернуть листочки потерявшим их деревьям (березовый лист, дубовый, еловая ветка, лист яблони) — провести карандашом дорожку от листочка к дереву, которое этот листочек потеряло.Для детей с более низким речевым развитием задание можно упростить. Предложите им найти «такой же» листочек на деревьях.Покажите на картинке лист березы. Предложите всем детям найти на картинке лист березы. Спросите: «Какое дерево потеряло этот лист?» (Береза.) Предложите найти на картинке березу и подарить лист дереву — соединить карандашом дерево с листочком. Предложите детям выполнить остальные задания самостоятельно.Если задание вызывает у ребенка затруднение, предложите провести по контуру листочка указательным пальцем, затем повторить движение с листочком, висящим на дереве.^ Глобальное чтение. Проведите работу так же, как в занятии 1, только увеличьте количество карточек.Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите детей.ЗАНЯТИЕ 3^ Тема занятия: показываем сказку «Как коза избушку построила»Предварительная работа: подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.^ Цели занятияВоспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).Развивающие — продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.Оснащение:поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя (большие и маленькие);«Чудесный мешочек»;карты «Какого дерева нет?» (см. рис. 42);мнемокарта (см. рис. 43).Ход занятия^ 1. Организационный момент. Предложите детям встать в круг. Прочтите рифмовку:Встанем дружно мы в кружок,Встанем мы тихонько.Ждем, кто в гости к нам придет, Кто подарки принесет?Попросите детей пройти на носочках на ковер и тихонько сесть.^ 2. Развитие тактильных ощущений. Вспомните вместе с детьми, какие деревья росли в лесу, через который шла коза с козлятками. Предложите вспомнить и рассказать о том, что эти деревья дарят людям и животным (яблоки, шишки, ягоды, желуди).Предложите поиграть в игру «Чудесный мешочек». Поставьте на стол поднос с яблоками (большим и маленьким), шишками (большой и маленькой), желудями (большим и маленьким). Предложите детям назвать каждый предмет на подносе, определить и назвать его величину. Например: большое яблоко, маленькая шишка… Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал имя существительное и прилагательным в роде.Предложите каждому ребенку взять по одному предмету с подноса, назвать его величину и спрятать в «чудесный мешочек». Потрясите мешочек, приговаривая.Крутись, вертись, На место ложись.Предложите каждому ребенку по очереди опустить руку в мешочек. Попросите взять предмет, ощупать его и назвать. Затем — вынуть из мешочка и проверить правильность своего ответа.Если ребенок ошибся, предложите ему ощупать предмет, называя его форму и тактильные особенности вместе с вами.^ 3. Что изменилось? Положите перед каждым ребенком карту «Какого дерева нет?» (см. рис. 42) стороной с тремя деревьями вверх. Предложите рассмотреть деревья, назвать их. Расскажите, что в лесу часто работают лесорубы. Они рубят деревья.Предложите детям перевернуть картинку. Попросите рассмотреть изображенные на ней деревья и назвать то, которое срубил лесоруб. Например, первая сторона — елка, береза, дуб; вторая сторона — береза, дуб. Попросите ребенка назвать дерево, которого на картинке нет (елки).Аналогично проведите игру со второй картой (яблоня, шиповник, осина — яблоня, шиповник).^ 4. Рассказывание сказки по мнемокарте. Положите перед каждым ребенком мнемокарту (см. рис. 43).Предложите детям рассмотреть ее. Попросите назвать символы, изображенные на ней.Предложите детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросите вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.^ 5. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите детей.Рис. 40. Образец выкладывания елки, елочки, еловой ветки

Рис. 41. Деревья и листочки

Рис. 42. Какого дерева нет? Рис. 42. Какого дерева нет?Рис. 43. Мнемокарта 

Скачать

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

Тема: РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ «КАК КОЗА ИЗБУШКУ
ПОСТРОИЛА» занятие по ознакомлению детей с художественной
литературой.

Цель:

Формирование у детей способности понимать содержание сказки с
наглядным сопровождением.

Я считаю, что такие занятия способствует
развитию у детей творческих проявлений, самостоятельности их
речевых действий, суждений. Большое значение в этом процессе имеет
способ преподнесения — чтение или рассказывание. Но прежде чем
рассказать детям, я сама проанализировала произведение: определила
идейную направленность сказки, уяснила соответствие содержания и
формы, выделила сюжетно-логические, смысловые части, общее
настроение, отметила, что хотел сказать автор в каждой из них.

Мною были определены задачи:

Задачи:

Образовательная: — Учить определять большой, маленький с помощью
обследования на ощупь; закрепить название геометрических фигур —
круг, квадрат. На занятии мы успешно ее решили в ДИ «На что похоже
яблоко» и в упражнении на классификацию орехов.

— Совершенствовали тактильное восприятие
(гладкий, колючий)

Обучение было проблемным, наглядным,
познавательным, доступным, систематическим и последовательным,
прочным, развивающим внимание, память, мышление, эмоции,
воображение.

Развивающая: Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Выставить образ козы — доброй и мудрой матери, оберегающей своих
детей. Развивать чувство эстетического восприятия;

Старалась регулировать дыхание, тембр голоса,
его силу, следила за четкостью дикции, за правильностью ударений.
Интонационно разнообразила рассказывание, передала через
эмоциональную окраску голоса смысловое значение, свое отношение к
изображенным событиям. Только выразительное рассказывание
способствует полноценному восприятию произведения ребенком,
побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их
действий. Наибольшая полнота восприятия была достигнута в сочетании
своего рассказа с показом театра. Действовать с фигурками театра
наиболее удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает
плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов
активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а
также способствует припоминанию ребенком текста сказки при
последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.

Воспитательная: Воспитывать заботливое отношение к животным. На
протяжении всего занятия старалась показать заботливое отношение
козы к своему козленку.

В ходе занятия использовала методы:

Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные,
частично-поисковые.

К занятию была готова, использовала наглядный
материал, аудиозапись, присутствовали декорации для рассказывания
сказки, использовала театр.

Я считаю, что целевая установка занятия
соответствовала программному содержанию первой младшей группы и
возрастным особенностям детей.

Санитарно-гигиенические нормы соблюдены,
групповая комната проветрена, длительность занятия не превышала
установленную норму.

Хочется отметить, что на занятии была обратная
связь, дети не смотря на присутствие гостей вели себя не
принужденно, отвечали на поставленные вопросы, делились своими
впечатлениями. Пыталась организовать сое занятие таким образом,
чтобы детям было интересно слушать, запоминать, участвовать в
рассказывании сказки, и это получилось. В планировании и проведении
занятия я опиралась на личностно-ориентированую технологию,
здоровьесберегаюшие технологии, Бородич «Методика развития речи
детей», работы М. Монтессори, Алексеева М.М., Яшина Б.И.

Словарная работа:

Активизировать слова: колючая, гладкий, круглое, инструменты.

Развивающая среда:

Деревья: ёлка, дуб, береза, яблонька. Театр: старуха-говоруха,
коза, козленок. Набор для тактильного развития: гладкая
поверхность, колючая, бархатная; тарелочки с набором орех: грецкие,
желуди.

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковых игр, знакомство с козой и козленком,
рассматривание деревьев.

Дети были готовы к восприятию произведения. Для
этого я проводила различные беседы, в которых он обращается к
личному опыту каждого ребенка, вызывала в детской памяти
соответствующие ассоциации. Во время прогулки так же занимались
рассматриванием деревьев.

Итак, с помощью различных приемов, методов я
старалась передать детям необходимые сведения об окружающем мире,
ввести в активный и пассивный словарь новые слова, сформировать
важнейшие речевые умения и навыки и способность понять содержание
сказки с наглядным сопровождением.

Программное содержание:

  • Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам.
  • Развивать память, выразительность речи.
  • Воспитывать желание слушать сказки и испытывать от этого удовольствие, желание самим рассказывать отдельные эпизоды.

Предварительная работа:

Рассказывать детям сказки, рассматривать к ним иллюстрации. Разучить стихотворения.  Приготовить фланелеграф с картинками к сказке, маски к игре-драматизации, русскую шаль, сундучок, фею с волшебной палочкой, игрушки.

Ход занятия

Воспитатель:

— Здравствуйте, дети! Посмотрите, перед нами на столе сюрприз. Сюрприз спрятан под скатертью. А скатерть просто так нам не открыть, нужно сказать волшебные слова!

Дети читают волшебное стихотворение:

Столик, столик, послужи,

Нам сюрприз покажи,

Всё что ты покажешь,

Мы потом расскажем!

Дети с помощью волшебной палочки открывают скатерть.

Воспитатель: Ой, какой сундучок под скатертью! Давайте, мы вместе его откроем, и узнаем, что же там внутри!

Из сундука воспитатель достаёт русскую шаль.

— Дети, посмотрите какой красивый, большой нарядный платок! Его ещё называют шаль! А кто такие платки и шали носит?

 Дети: Бабушки!

Воспитатель: Я накину на плечи эту шаль,  и, превращусь в сказочницу! А затем узнаю, проверю, вспомните ли вы сказки, которые мы с вами когда-то читали!

Воспитатель просит одного из детей достать из сундучка игрушки. Ребёнок достаёт курочку с яичком.

 Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Дед бил, бил, не разбил!

Баба била, била, не разбила! (золотое яичко)

Дети: Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Следующий ребёнок достаёт из сундучка персонажей сказки.

Воспитатель:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Я коза, на лугу была,

Ела травку шёлковую,

Пила воду студёную….

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

С копыт – на зщелёную травку!

Дети: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Достают ещё иллюстрации с персонажами.

Воспитатель: Жила в лесу старая Медведица и было у неё два маленьких сына. И решили сыновья-медважата пойти по свету, поискать счастья. Собрала их медведица в дорогу и наказала жить в дружбе и согласии. Долго они шли и увидели под соснами ….. –

— Что увидели медвежата?

Дети: головку сыра!

-Как заканчиватся сказка?

Дети: Медвежата жадничали и им достался крошечный кусочек! А Лиса наелась досыта!

Воспитатель:

Правильно! Медвежата жадничали и остались ни с чем! А как называется эта сказка?

Дети: «Два жадных медвежонка»!

Воспитатель: Эту сказку детям рассказывают в другой стране – в Венгрии! Это венгерская сказка!

Дети вытаскивают следующих персонажей. («Лиса и Коза»)

 Воспитатель:

Сидела Лиса в яме и не могла выбраться наверх. В это время подошла Коза, которая бродила в поисках воды. Лиса ей рассказала, что в степи зной и жара, а в яме прохладно и водичка под боком.

-Из какой это сказки?

Дети: Казахская народная сказка «Лиса и Коза».

Коррекционная разминка для самораслабления, зрительная ориентировка в окружающем пространстве.

Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную музыку:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем –

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко…, ровно…, глубоко…

Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело.

Будто мы лежим на траке,

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Крепче кулочки сжимаем!

Их повыше поднимаем!

Потянулись!…..Улыбнулись!…. (Дети открывают глаза)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз!

А теперь по кругу смотрим,

Что бы лучше видеть мир!

Воспитатель: Как называется следующая сказка, вы узнаете от Полины:

Шёл, шёл медведь и устал, и говорит:

Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька отвечает: Вижу, вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! (показывает детям иллюстрацию)

Дети: Это русская народная сказка «Маша и Медведь»!

Воспитатель: В этой сказке две избушки: одна ледяная, светлая, другая деревянная, тёмная (показывает иллюстрацию)

Дети: Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух»!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили, что сказки могут быть написаны народом и передаваться из уст в уста. И такие сказки называются «народные».

Физминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп!…Сели!…

Травку покушали,

Тишину послушали!

Выше, ….выше, …высоко!

Прыгай на носках легко!

Дети выполняют энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что осталось на дне сундука!

Выкладывает маски для игры-драматизации.

Дети рассматривают.

Воспитатель: Из какой сказки эти маски?

Дети: «Как коза построила избушку»!

Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами сыграем в эту сказку!

Воспитатель начинает предложение, дети продолжают, заканчивают его.

— Жила когда-то Старуха-говоруха, и была у неё Коза с козлятами. Утром люди встанут и за работу принимаются, а Старуха всё на печки полёживает. Только к обеду она поднимается, поест, попьёт, поговорит с прохожими и сама с собой. А Коза с козлятами в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать!

Вот как-то раз и говорит Коза своим козлятам: «Козлятушки-детушки, не житьё нам у Старухи-говорухи!

Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как только выпустила Старуха Козу с козлятами из хлева – они побежали.

Прибежали в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к яблоньке:

konspekt-otkrytogo-zanyatiya-v-srednej-gruppe-po-xudozhestvennoj-literature-kak-koza-izbushku-postroila (1)

Коза: Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими веточками избушку построить?

Яблонька: Не строй подо мной избушку! Яблоки с меня упадут, твоих козляток ушибут! Ступай ещё куда-нибудь!

Воспитатель: Пошла Коза к дубу.

Коза:  Дуб, дубок! Можно мне под тобою избушку построить?

Дуб: Не строй подо мной избушку. По осени с меня жёлуди упадут,  твоих козляток ушибут! Сама горевать будешь!

konspekt-otkrytogo-zanyatiya-v-srednej-gruppe-po-xudozhestvennoj-literature-kak-koza-izbushku-postroila (2)

Воспитатель: Пошла Коза к осине.

Коза: Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Осина: Мои листочки и днём и ночью шумят, твоим деткам спать не дадут. Найди место другое!

Воспитатель: Нечего делать, отправилась Коза с козлятами дальше. Пришли они к шиповнику.

Коза: Шиповник, шиповник! Можно под тобою избушку построить?

Закачался шиповник: Что ты, что ты, Коза! Будут твои козлятки прыгать-скакать, всю шёрстку свою повыдерут! Ступай Коза дальше, ищи местечка получше!

Воспитатель: Пришла Коза к берёзе.

Коза: Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Воспитатель: Качнула берёзка ветками, отвечает:

Берёза: Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку!

Воспитатель: Обрадовалась Коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

Воспитатель:

У каждого зверя домик есть свой!

С тёплой печкой, высокой трубой!

В нём они принимают гостей!

С друзьями на свете жить веселей!

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Воспитатель: Дети, посмотрите, что-то под берёзкой лежит!

Дети: это мешочек!

Воспитатель: А мешочек не пустой! Что здесь? Кто здесь?

Дети: Зайчик!

Воспитатель: А зайчик не простой! Поющий! Теперь он будет жить у нас в группе, радовать нас песенками, а мы будем читать ему сказки!

Автор: Базлиева Ляззат Тельмановна, воспитатель cпециального детского сада № 1 (для детей с нарушением зрения) г. Актау, Мангистауская область, Республика Казахстан.

Статья размещена в авторской редакции

ПЛАН
проведения конкурсов для педагогов
на 2015 год

План конкурсов
для детей на 2015 год

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

  • Чему учит сказка карась идеалист
  • Чему учит сказка каменное сердце
  • Чему учит сказка илья муромец и соловей разбойник
  • Чему учит сказка иван царевич и серый волк для читательского дневника
  • Чему учит сказка капризка воробьева