Чему учит сказка хитрая наука

алиса в стране чудес сказочное произведение за авторством чарльза доджсона псевдоним льюис кэрролл, английского прозаика, идеолога и профессора

«Алиса в Стране Чудес» – сказочное произведение за авторством Чарльза Доджсона (псевдоним – Льюис Кэрролл), английского прозаика, идеолога и профессора математической логики. Вышло в свет в 1865 году. Является одним из образцовых в литературе абсурда, изобилующей аллюзиями и гротескными демонстрациями.

Сюжетная линия

Одним летним днем Алиса замечает говорящего кролика с карманными часами, куда-то отчаянно спешащего. Она следует за ним и попадает в протяженную нору. С этого момента начинаются ее приключения в Стране Чудес.

Девочка знакомится с местными жителями, усердно доказывает им элементарные истины, постоянно меняет свой рост и размеры, пробуя новые блюда и напитки. Героиня читает стихотворные произведения, лишенные логической составляющей, и старается найти ответы для различных загадок. В конечном итоге выясняется, что произошедшее ей привиделось.

«Философская игра»

Несмотря на свою востребованность, сказка Кэрролла оказалась трудной для перевода на различные языки. В основе авторского метода лежит неоднозначность, «обыгрываемость» протагонистами смысловых выражений и оборотов.

Переводчикам, ознакомленным с той категорией языка, где образы и их интерпретации значительно отличались, было особенно тяжело не утерять целостность произведения и в то же время умело, скрупулезно донести основную суть до читателя. В результате буквального понимания и преподнесения некоторых выражений сказка становилась скучной, лишенной жанровых особенностей.

Основная мысль

Хронологические рамки произведения – 40-70-е годы ХIХ столетия. Прослеживаются элементы романтизма: отвергается тоскливая действительность, не принимаются определенные каноны. Сохранен «культ чудачества» – ребенок отождествляется с наивностью, непокорностью и озорными поступками.

В отличие от творений Викторианской эпохи, повествование об Алисе переворачивает общепринятые нормы о морали, науке, вероисповедании. Осмеивание устаревших установок носит пародийный, отвлеченный характер.

Особенности авторского стиля

Несмотря на то, что после публикации сказка Кэрролла получила неоднозначные отзывы критиков, читателям удивительный мир, придуманный автором, пришелся по нраву. Сюрреалистические образы впоследствии многими были оценены положительно.

Писатель видит свое произведение как сложную математическую задачу, имеющую философские методы решения, специфическую композицию и сатирический подтекст.

Применяется прием детской отчужденности – привычные явления рассматриваются с точки зрения любопытного, постоянно попадающего в переделки ребенка.

Жанровые составляющие

Автор рассматривает реальный мир как неконтролируемо беспорядочный поток, противопоставляет ему приемы романтической сатиры.

Человеческие установки и взаимоотношения сводятся к «философской игре». Мир, в который попадает Алиса, фантастичен, но его пространство лишено хаотичности и бессмысленности.

Произведению свойственны комичность и пародийность изложения. Кэрролл делает акцент на фольклорном творчестве, не ограничиваясь лишь сказочными творениями. Он обращается к идеологии целого народа, превращают незатейливые старые песни в завлекающие прозаические сюжеты, не меняя при этом характер персонажей и сохраняя силу описанных обстоятельств.

Воспитательное и познавательное воздействие

Особого внимания заслуживают следующие идеологические принципы, примененные автором:

  1. Нельзя решаться на что-либо, не определив свой путь. Диалог Алисы и Чеширского Кота не лишен смысловой составляющей. Определив для себя достижение, можно добиться поставленной цели. Лишь после выбора направления нужно начинать движение. Никто, кроме самого человека, не выяснит, какое решение проблемы ему подойдет.
  2. Не нужно зря тратить силы. Говоря о том, что ради нахождения на одном и том же месте приходится бежать сломя голову, Красная Королева подразумевала многих личностей. Большинству людей настолько привычная будничная действительность, что они начинают бояться любых изменений. Не решившись на авантюру, они долго пребывают в замкнутом кругу.
  3. Не стоит терять надежду, даже если что-то кажется недостижимым. Люди часто опускают руки и лишаются веры в лучшее, между тем не прилагая ни малейших усилий для достижения цели. Необходимо двигаться к цели напролом, невзирая на невзгоды и опасения. Пустые сомнения не приведут к гармонии.
  4. Нужно тщательно следить за своими словами и мыслями. Достаточно ли точно слова человека отражают то, что он действительно имел в виду? Общение – трудоемкий процесс. Неверной интонации и неосторожных словесных оборотов достаточно, чтобы смысл сказанного исказился до неузнаваемости.

Абсурд понимается как нечто заведомо бессмысленное, лишенное объяснения. Однако автор формирует сюрреалистичное пространство с определенными логическими законами, совершенно непохожими на те, к которым привык читатель. Смысл заключается в попытке их понять и интерпретировать.

Это игра в трактовку понятий. Кэрролл делает вывод о том, что реальный мир не менее абсурден, чем вымышленный. А условности общения, мышления и взаимодействия – неотъемлемая часть игры. Разница лишь в том, что ее правила ни для кого не являются секретом.

Скачать обзор:

«Сказка о попе и работнике его Балде» — одно из самых известных детских произведений. На первый взгляд, оно простое, поучительное и смешное, но не так всё просто. Автор прибегает к иронии, создает яркие образы, смысл же сказки не так однозначен, как принято было воспринмать её до революции или после революции. При жизни Пушкина она не издавалась, после смерти поэта печаталась с изменениями по цензурным соображениям, а при советской власти авторский текст сказки пошёл на ура.

Ниже представлен краткий разбор произведения, анализ его сюжета, содержания, который можно использовать для читательского дневника.

Очень краткий пересказ

Поп хочет нанять себе работника за скромную плату. На рынке он встречается с Балдой. Тот идет на службу к попу, а в качестве платы требует раз в год давать «три щелка по лбу». Работает Балда исправно, поп и его семья не могут нарадоваться.

Приближается время расплаты, поп начинает переживать и ищет способ, как не рассчитаться с Балдой. Он решает дать работнику невыполнимое задание — собрать оброк с чертей, которые обязались платить его попу до самой его смерти, но «есть на них недоимки за три года». Черти не собираются просто так отдавать дань и придумывают Балде хитрые испытания. Если он выиграет – получит оброк, если проиграет – уйдет ни с чем.

Прибегая к хитрости, Балда побеждает во всех испытаниях и собирает полный оброк. Приносит его попу и дает ему три сильнейших щелчка в лоб, от которых поп сходит с ума. Так Балда проучил своего нанимателя.

Оброк – во времена Российской империи так именовалась одна из повинностей крестьян. Оброк мог выплачиваться деньгами или натурой, то есть продукцией.

Место и время действия событий в сказке

В тексте сказки нет прямых указаний ни на эпоху, когда разворачивается действие, ни на населенный пункт или географическую область. Сказка стилизована под стародавние времена, тем не менее, временем действия принято считать современную Пушкину эпоху.

Сюжет сказки актуален для любого времени: и для древней Руси, и для пушкинского периода, и для современности, поэтому время и место действия не имеют особого значения. Основные события разворачиваются на базаре, в доме попа и на берегу моря.

Персонажи сказки и их характеристика

Два главных героя отражены в названии произведения — это поп и Балда. В сказке есть ещё несколько второстепенных персонажей.

Поп

Поп

Поп — человек неразумный, скуповат (в одном лице хочет получить повара, конюха и плотника). Думает перехитрить Балду, получить себе хорошего работника даром, а в результате сам оказывается в дураках.

Герой Пушкина — служитель церкви, священник, который поддался меркантильному желанию жить безбедно, и вступил в сделку с чертями.

Поп — просторечное название священника. Главный герой сказки Пушкина — представитель духовенства, одного из привилегированных сословий.

Балда

Балда

Балда — работящий мужик, смекалистый, умный и хитрый, но, в отличие от попа, свою хитрость он направляет «во благо».

В этом образе видится олицетворение русского народа и сила народного характера.

Балда — имя собственное тюрского происхождения. В просторечии словом «балда» часто называют недалекого, несуразного человека, простофилю, иногда используется как синоним слова «дурак».

Герой Пушкина совсем не дурак и не простофиля, а как раз наоборот. В старину словом «балда» также называли орудие труда — большой молоток или кувалду. Это значение также важно для понимания сказки и образа героя, подчеркивает одну из граней пушкинского персонажа — его трудолюбие.

Через образ Балды и его имя показано, что обычный мужик из народа не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он умен, хитер, и может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.

Попадья

Поп и попадья

Попадья – жена попа, хозяйка, в тексте характеризуется как сообразительная и хитрая женщина. «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Женщина довольна работой Балды, поначалу хорошо к нему относится.

«Попадья Балдой не нахвалится». Но, желая спасти мужа от расплаты, она предлагает план, как извести Балду:

Закажи Балде службу, чтоб ему стало невмочь.

Также в тексте упоминаются другие члены семьи попа — поповна и попенок — дочь и младший сын. Попенок привязался к Балде, называет его «тятей».

Тятя – один из старорусских синонимов слова отец.

Старый бес и бесёнок

Бес и бесёнок

Бес и бесенок живут в море, не хотят отдавать Балде оброк для попа.

Старый бес — опытный, мудрый, но в силу возраста физически слабый, чтобы соревноваться с Балдой: «Где тебе тягаться со мною, с самим Балдою».

Бесенок — внук старого беса, юркий, энергичный, чересчур самоуверенный и недалекий.  Дед призывает его на помощь.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

Жил был поп
Толоконный лоб .
Пошел поп до базару
Поискать кой-какого товару.

Словосочетание «Толоконный лоб», использованное Пушкиным для характеристики попа, стало фразеологизмом. Понимается и используется в нескольких значениях. «Толок» в старорусском языке — часть головы выше лба. В этом случае «толоконный лоб» означает всего-навсего то, что поп был лысоват.  Определение «поп-толоконный лоб» также может указывать на традицию «бить челом», то есть прикладываться лбом к полу. Фразеологизм «толоконный лоб» означает глупого человека.

Чему учит сказка хитрая наука

На рынке он встречает Балду. Простолюдин слоняется без дела. «Идет, сам не зная куда». Поп говорит ему, что хочет найти «работника не слишком дорогого». Балда соглашается работать на него и «служить исправно».

В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

Чему учит сказка хитрая наука

Полба — крупа из крупных зерен пшеницы, вареная полба — каша, блюдо старорусской кухни. В полбе намного больше протеина, чем в бычной пшенице. Это свойство каши придавало сил работнику Балде.

Балда поселяется у попа на подворье, спит на соломе, много и качественно работает, пашет землю, топит печь, готовит еду, нянчится с ребенком. Семья попа не может нарадоваться на такого работника.

Чему учит сказка хитрая наука

Только поп его невзлюбил, и причиной тому — приближающийся срок расплаты. Поп боится, переживает за свой лоб.

Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.

Жена советует ему дать Балде такое задание, которое бы он не смог выполнить:

Тем ты и лоб от расправы избавишь,
И Балду без расплаты оставишь.

Поп зовет Балду и говорит, что черти обязались платить ему оброк и задолжали уже за три года. Он приказывает Балде пойти и забрать причитающееся.

Балда не спорит с хозяином, отправляется к морскому берегу, начинает «крутить веревкой», нарушая покой чертей. Появляется Старый бес и спрашивает Балду, чего ему надобно. Балда говорит, что сжил бы со свету всех бесов, но в данном случае он пришел за оброком.

Чему учит сказка хитрая наука

Бес обещает ему выплатить всю дань, если он выиграет в состязании — кто первый обежит вокруг берега моря, а в качестве соперника предлагает Балде бесенка. Герой смекнул, что его хотят обмануть. Он отправился в лес, изловил двух зайцев и выставил одного из них вместо себя на состязание против бесенка.

Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.

Бесенок побежал вокруг моря, а заяц в лес. Тем временем Балда достал из мешка второго зайца, и когда бесенок вернулся, зайка был у него на руках. Так он хитростью беса одолел.  Бесенок идет к деду «рассказать про Балдову победу».

Чему учит сказка хитрая наука

Бесы придумывают Балде новое состязание — бросить палку. У кого она дальше полетит, тот и победит. Балда собирается забросить палку в приближающуюся тучу. И в этом состязании он оказывается хитрее.

Чему учит сказка хитрая наука

Чего ты ждешь?” — “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку”.

Третье состязание предлагает сам Балда. Дает бесенку задание поднять лошадь и пронести её полверсты.

Чему учит сказка хитрая наука

Как ни старался бес, это ему не удалось.

Балда говорит ему:

Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног.

Балда сел на лошадь верхом да и поехал, проскакал целую версту.

В очередной раз оказался он хитрее чертей, и те выплатили ему оброк.

Чему учит сказка хитрая наука

Вернулся Балда к попу и платы требовать стал. Попу ничего не оставалось, как подставить лоб.

Чему учит сказка хитрая наука

От первого щелка подпрыгнул он до потолка, после второго — «лишился поп языка» (потерял дар речи), а «с третьего щелка вышибло ум у старика» (вовсе сошел с ума).

А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

История создания

Известно, что существенное влияние на Пушкина и его творчество оказала его няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, принадлежащая роду Ганнибалов. Ей Пушкин посвятил одно из своих известных стихотворений «Подруга дней моих суровых». Из уст няни он услышал многие фольклорные сюжеты. Один из них был положен в основу «Сказки о попе и работнике его Балде». Это произведение – авторская интерпретация Пушкина русской народной сказки «Поп и Балда». Она была записана им от Арины Родионовны во время пребывания в Михайловском. Краткое изложение сюжета в записях Пушкина датировано 1824 годом.

Авторское произведение на его основе создавалось в 1830–1831 годах, когда поэт находился в Болдино. Этот период в биографии Пушкина именуется «Болдинской осенью».

Сказке не было суждено выйти в печати при жизни автора. Она была опубликована в 1840 году В. А. Жуковским. В его редакции «поп» заменен «Кузьмой Остолопом». Оригинальный текст автора был издан в собрании сочинений Пушкина в 1880 году. Изначально сказка была длиннее. В фольклорном произведении, например, был эпизод о том, как Балда излечил царевну. В итоговую версию сказки Пушкина он не вошел, хотя присутствовал в первоначальных вариантах.

Поскольку в сказке Пушкина поп выставлен в неприглядном свете, его произведение в разные годы подвергалось критике со стороны церкви.

Анализ произведения

Художественные особенности

Сказка Пушкина имеет фольклорную основу, но характеризуется как литературная сказка. Связь с фольклором определяет её художественные особенности, сказка стилизована под народную традицию.

Начинается произведение с привычного для русских сказок зачина «Жил- был».

В сказке использованы просторечные старорусские слова «тятя», «полба» и т.д.

Сюжет о простом русском мужике, слуге, который выполняет прихоти хозяина, противопоставляется ему и оказывается умнее и хитрее, типичен для русских сказок.

Сказка преисполнена юмора. Пушкин прибегает к иронии и даже к сатире, то есть высмеиванию и обличению пороков. Образ попа нарочито комичный и контрастирует с образом Балды.

Какие темы поднимает?

Через простой сюжет Пушкин раскрывает свойства человеческого характера, пороки и их последствия.

Жадность — страсть, присущая многим людям. Она проявляется как скупость и желание наживы. И то, и другое демонстрирует пушкинский герой Поп. Страсть к наживе проявляется у него уже в том, что он соглашается на условия расплаты с Балдой, хотя до смерти боится его щелчков, предчувствуя неладное. Сельские попы  жили скудно, и герой Пушкина не устоял перед соблазном : заключил уговор с чертями, которые должны платить ему оброк до его смерти. Автор подчёркивает, что этот порок связан с нечистой силой — миром тёмным.

Хитрость сама по себе — полезное качество, но только в том случае, когда она направлена во благо, а не для достижения корыстных целей. Поп и бесы пытаются прибегнуть к хитрости, чтобы не платить, и у них ничего не получается.  Балда тоже хитер, но в его случае хитрость становится инструментом для достижения справедливости.

Честность и трудолюбие воплощены в образе Балды, который добросовестно выполняет работу, согласившись на «смехотворную плату» и тяжелые условия. Он не ищет уловок, чтобы отлынивать, он не обманывает попа, а лишь требует честно выполнить условия договора.

У Балды хитрость соседствует с честностью, а у попа и бесов — с глупостью.

Глупость — не порок, но может причинить немало бед, особенно когда глупый человек думает, что он умнее другого и пытается схитрить. Так это и произошло с попом. Обычный работяга, которого, на первый взгляд, легко принять за простофилю, оказался умнее и смекалистей попа.

Воздаяние за содеянное. Щелчки Балды, здорового молодца, которые выбивают ум у попа, — не слишком ли суровое наказание за желание сэкономить на дармовом работнике? Но дело-то здесь, оказывается, гораздо серьёзнее, как показывает литературовед Е. М. Неёлов в статье «Сказка А. Пушкина о попе и его работнике Балде». Поп совершил страшный грех, продав душу чертям за оброки», стал у них хозяином до конца своих дней, чем нарушил долг священника. Балда послан высшими силами, чтобы наказать отступника. Недаром после третьего щелчка поп назван просто стариком: он предал своё священство.

Чему учит?

Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.

На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами.

Аудиокнига

Экранизации

По мотивам сказки советские мультипликаторы в разные годы создали 4 мультфильма.

Первый  — 1936 года — пострадал в пожаре во время Великой Отечественной войны, в 1940-м был создан черно-белый мультик режиссера Пантелеймона Сазонова,  в 1956 году вышел кукольный мультфильм.

Поздний и самый известный музыкальный мультфильм вышел в 1973 году. Режиссер – Инесса Ковалевская. Сюжет немного отличается от оригинальной сказки: например, Балда выманивает чертей из моря, играя на балалайке, а не при помощи веревки, как в тексте Пушкина.

Визуальное воплощение «Сказка о попе и его работнике Балде» получила и в формате диафильма. По мотивам произведения ставились любительские и профессиональные театральные постановки, радио-спектакли.

Скачать обзор:

2 декабря 2021 г. 16:28

1 декабря 2021 года в Москве открылась V Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: теория, история, практика межрелигиозного и межкультурного диалога в ситуации глобальных вызовов». К участникам форума обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион.

Уважаемые участники конференции!

Хотел бы начать со слов, которые прозвучали сегодня в приветствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Замечательно, что организация данной конференции, подводящей итоги года, стала уже доброй традицией. Минувшие пять лет были ознаменованы значительными достижениями в развитии теологии как новой отрасли гуманитарного знания в нашей стране: расширилось профессиональное научно-педагогическое сообщество, активизировалась работа диссертационных советов, пополнился корпус учебной и научной литературы».

Все эти достижения, на которые указал в своем приветствии Святейший Патриарх, были бы невозможны без согласованной работы очень многих людей. Это и представители преподавательского и научно-педагогического сообщества, это и представители различных религиозных традиций, это и представители различных органов государственной власти.

Не было бы этих успехов, если бы не было запроса на теологию. А запрос этот появился сразу после того, как Церковь и религиозные традиции в нашей стране обрели свободу. Уже 90-е и 2000-е годы были ознаменованы постепенным вхождением теологии в научно-образовательное пространство — не только конфессиональное, но и светское.

Последние годы были отмечены, я бы сказал, определенным прорывом в этой области, потому что после долгих лет дискуссий удалось, наконец, всем доказать, что теология имеет такое же право на существование в светском образовательном пространстве, как и другие гуманитарные науки. Теология была признана государством в качестве научной области. Мы теперь имеем возможность выдавать дипломы государственного образца по теологии, которые признаются государством.

Конечно, все это было бы невозможно без той огромной работы, которая велась и продолжает вестись на протяжении всех этих лет.

Надо сказать, что с самого начала теология существовала в нашей стране как межконфессиональный и межрелигиозный проект. Мы всегда говорили о том, что теология не может существовать вне конфессионального пространства. Теология может быть только межконфессиональной. Но в каком смысле она может быть межконфессиональной? Когда мы обсуждали вопрос о том, как нам создавать диссертационные советы, кафедры теологии, то звучали отдельные предложения о том, что надо создавать межрелигиозные диссертационные советы или межрелигиозные кафедры.

Кафедры теологии, на которых преподается и Православие, и ислам, и другие религиозные традиции, существуют. А что касается диссертационных советов, мы все же пришли к тому пониманию, что они, прежде всего, должны создаваться по принципу научной компетентности членов диссертационных советов и, во вторую очередь, должны учитывать их конфессиональную принадлежность. Но вряд ли мы можем создавать диссоветы по межконфессиональному принципу. Иначе каждый диссовет может превратиться в потенциальный очаг межрелигиозных конфликтов, что менее всего нам нужно.

Представьте себе диссертанта, который пришел в диссертационный совет, где, допустим, семь человек представляют Православную Церковь, пять человек — исламское сообщество, два человека — иудаизм. Он защищает диссертацию по той или иной дисциплине и проваливается на защите. Такие случаи имеют место, ведь на то и существуют диссертационные советы, чтобы давать оценку диссертационным исследованиям. И тогда соискатель может сказать, что его завалили на защите, потому что там было недостаточно представителей его конфессии.

Мы решили с самого начала исключить этот элемент и строить диссертационные советы по конфессиональному принципу, при том понимании, что научная компетентность членов диссертационного совета — это первый и основной признак.

Но экспертный совет ВАК по теологии является межконфессиональным органом, где присутствуют представители всех наших традиционных конфессий. Это очень важно, потому что мы все должны друг друга поддерживать. Мы заинтересованы в том, чтобы теологическое образование развивалось во всех наших традиционных конфессиях. Думаю, это очень важный фактор развития теологии в нашей стране.

Часто задают вопрос: для чего нужна теология в светском образовательном пространстве? Понятно, для чего она нужна в духовных учебных заведениях, где мы готовим служителей культа, и они без теологии никак не могут обойтись. А зачем теология, например, ядерщикам, математикам, физикам или представителям других естественных наук?

Ответ очень простой. Например, русская литература в школе или в университете изучается не только для того, чтобы все школьники и студенты потом стали литературоведами. Для этого они могут поступить в Литературный институт. Но, тем не менее, считается правильным, чтобы все изучали русскую литературу. Считается правильным, чтобы все — и физики, и лирики — изучали историю государства Российского.

Почему же теология должна оставаться в стороне? Конечно, мы не собираемся навязывать теологию в качестве некой обязательной дисциплины, как в свое время навязывался научный атеизм или история коммунистической партии. Такого, надеюсь, в нашей стране никогда не будет. Но почему же не предоставить возможность всем желающим изучать теологию, чтобы разбираться в религиозных вопросах, иметь полноценное универсальное образование, которое должны давать университеты? Ведь уровень безграмотности в религиозных вопросах иногда оказывается просто поразительным. Люди могут быть продвинутыми в самых разных областях, но как только они касаются религиозных вопросов или религиозной терминологии или тематики, они допускают такие грубые и нелепые ошибки, что диву даешься, как человек не знает таких элементарных вещей. Поэтому, хотя бы с целью ликвидации безграмотности в религиозной области необходимо давать нашим учащимся возможность изучать теологию.

Приведу один пример из своей практики. Начиная учить немецкий язык, я воспользовался учебным пособием, которое называется Assimil. Это серия учебных пособий на разных языках. И там я прочитал на немецком языке одну историю. Один художник предложил своему ученику нарисовать ангела. И тот нарисовал ангела в ботинках. Учитель спросил: «Где же ты видел ангела в ботинках?» На что ученик возразил: «А где Вы видели ангела без ботинок?» Это шуточная история, но она имеет некоторое отношение к теологии. Почему? Хотя бы потому, что в христианской традиции существует определенный иконографический канон, в соответствии с которым изображаются ангелы. У них есть крылья, одежды, обувь.

Когда человек, не знающий элементарных основ теологии, видит перед собой, например, иконы или средневековую живопись, или даже живопись эпохи Возрождения, то он смотрит на все это по-дилетантски. Он не видит, не понимает и не способен понять очень многих вещей.

Приведу еще один пример, который касается, опять же, иконографии. Мы, наверное, все помним, как изображается Благовещение на фресках, мозаиках — византийских, древнерусских, балканских. Мы видим на фресках изображение ангела и Пресвятой Богородицы, которая в руках держит пряжу красного цвета. В Евангелии ничего не говорится о том, что Матерь Божия держала что-то в руках, когда Ей явился ангел. Но существует апокрифический памятник «Протоевангелие Иакова», где многие евангельские сюжеты расписаны более подробно. В нем рассказывается, что в тот момент, когда к Деве Марии явился ангел, Она вышивала пурпурное полотно для завесы Иерусалимского храма, и потому у Нее в руках была пряжа. Но более того, из этой пряжи потом была создана целая богословская концепция. Когда мы, например, в начале Великого поста читаем Великий покаянный канон Андрея Критского, то видим некий образ: подобно этой пряже плоть Богочеловека Христа была создана, исткалась в Твоем чреве, Пресвятая Богородица.

Все это изучается теологами и всеми, кто изучает теологию. Вне зависимости от религиозной принадлежности человека, знания в этой области помогают по-новому взглянуть не только на произведения искусства, письменности, но и вообще на окружающий мир. Потому что очень многие вопросы, над которыми бьется человеческая мысль, так или иначе связаны с религией, в том числе и вопросы, касающиеся безопасности, нашего будущего, сосуществования религий.

Здесь я хотел бы обратиться к словам нашего Президента, который сказал, что «теология как наука выполняет ответственную воспитательную, мировоззренческую миссию, содействует сбережению традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны, помогает сформулировать ответы на глобальные вызовы. Среди них — такие, как терроризм и экстремизм. И чтобы им противостоять, важна не только эффективная работа правоохранительных органов и силовых структур, но и неустанная просветительская деятельность, глубокие исследования современных социальных, общественных, этнокультурных проблем». А это именно то, чем занимается теология.

Мы видим, что религиозный фактор очень часто используется проповедниками экстремизма или терроризма. Свои преступные деяния они иной раз облекают в псевдорелигиозные формулировки или лозунги. Некоторые люди, становящиеся жертвами пропаганды экстремистов и террористов, воображают, что тем самым они, участвуя в этих организациях, выполняют чуть ли не особую миссию от Бога.

Наша просветительская работа нужна для того, чтобы каждый человек понимал, чему учит конкретная религиозная традиция: призывает ли она к терроризму или экстремизму или учит миру, любви и добрососедству.

Если бы у нас не было такого, к сожалению, высокого уровня безграмотности в религиозных вопросах, то и не было бы людей, которые вовлекаются в террористические организации или увлекаются экстремистскими идеями, думая при этом, что они находятся в религиозном поле. К сожалению, они находятся в антирелигиозном поле и выполняют не волю Всевышнего, а волю диавола. И мы должны им прямо говорить об этом. Думаю, что это позиция всех наших традиционных конфессий, и здесь нет и не может быть никаких исключений.

Теология выполняет очень важную, объединительную и охранительную функцию, помогает нам понять, где добро, а где зло, где черное, где белое, где настоящая религия, а где псевдорелигия.

За последние годы были созданы новые кафедры теологии, развиваются новые учебные курсы. Мы создаем учебные пособия для бакалавриата теологии. Ведь до недавнего времени современных учебных пособий у нас практически не существовало: и в духовных учебных заведениях, и на кафедрах теологии в светских вузах использовалась в качестве учебной литературы либо литература XIX века, либо учебные пособия, изданные в эмиграции в XX веке.

Сейчас у нас есть возможность создавать новые учебные пособия. В Русской Православной Церкви под непосредственным наблюдением Святейшего Патриарха мы ведем такую работу. Мы издали уже около 30 учебников и еще, по крайней мере, столько же находится у нас в работе. Практически через эти учебники мы должны покрыть своим вниманием весь спектр дисциплин, входящих в научную отрасль «теология».

Почему я говорю, что проект осуществляется под наблюдением Святейшего Патриарха? Не только потому, что он дал на это благословение, но и потому, что буквально каждый учебник, выходящий в основной серии, проходит через его руки. Он читает эти учебники на стадии после рецензирования их в духовных школах, делает свои пометки, замечания, то есть проявляет личное внимание к этому проекту. И иногда по замечаниям Патриарха нам приходится полностью переписывать учебники.

Теология — это мощный международный и межкультурный ресурс. Религиозные деятели, который обладают высоким уровнем образования, имеют возможность выступать на международных площадках по религиозным вопросам. Но это касается не только религиозных деятелей. Это касается всех, кто изучает теологию, поскольку теологические дисциплины во всем мире очень востребованы. Только в нашем Отечестве в течение 70 лет в образовательном пространстве не было теологии, а во многих других странах теология присутствовала. Когда мы общаемся с нашими партнерами в других странах, в частности, в западных университетах, мы видим, какой высокий уровень теологического образования существует в этих университетах. Но наша задача заключается не в том, чтобы копировать достижения иностранных учебных заведений, а в том, чтобы в нашем отечественном образовательном пространстве создать возможности для изучения теологии на качественно высоком уровне.

В завершение своего выступления я хотел бы сказать о востребованности теологов, получающих образование в светских вузах, и о преподавании религиозных дисциплин в школе.

Те, кто обучается в духовных учебных заведениях, хорошо видят свое будущее, понимая, для чего они получают духовное образование. Большинство выпускников затем становятся священнослужителями или церковными работниками, или работниками в соответствующей религиозной конфессии.

Когда речь идет о теологах, изучающих теологию в светских вузах, то вопрос их последующей востребованности далеко не всегда ясен. Чем они смогут дальше заниматься? Где смогут применить полученные ими знания? Где в конце концов они будут работать?

Это, конечно, вопрос, который нам еще предстоит решить. Нам удалось с Божией помощью и с помощью нашего Президента, и в целом Российского государства выстроить очень, на мой взгляд, прочную систему преподавания теологии на уровне высших учебных заведений. Но мы должны прямо признать, что на уровне средних и начальных учебных заведений в нашей стране религия и теология практически отсутствуют. Более того, нас, религиозных деятелей, не допускают в школы, чтобы мы могли рассказать детям о наших религиозных традициях. Это, на мой взгляд, серьезная проблема. Потому что когда выпускник школы поступает в вуз, это, как правило, человек уже со сложившимся мировоззрением, у которого есть определенный багаж знаний, и если в этом багаже наличествует такая серьезная лакуна, как знание религиозных традиций, то ее будет трудно восполнить на уровне высшего образования.

Поэтому вопрос о востребованности теологов имеет прямое отношение и к вопросу о том, кто и как у нас преподает религиозные дисциплины в школах. Недавно Святейший Патриарх встречался с преподавателями Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Но преподаватели ОРКСЭ должны обладать специальными компетенциями и иметь мандат на преподавание от своих религиозных традиций. Кроме того, преподавание ОРКСЭ в одном только четвертом классе в течение лишь одного учебного года и лишь одного часа в неделю — это, конечно, капля в море. Во многих странах, в том числе, где мне довелось служить, преподавание религиозных дисциплин в светской школе осуществляется служителями соответствующих религиозных традиций. Например, в Австрии (я часто привожу этот пример) достаточно, чтобы в классе было два православных ученика, чтобы к ним каждую неделю приходил православный священник и преподавал основы православной религиозной традиции. Почему в Австрии это возможно, а в нашей стране нет?

Мне бы хотелось, чтобы мы все вместе поразмышляли и над этим вопросом, потому что от него в конечном счете во многом зависит будущее нашей теологической науки.

И, конечно, вопрос о том, насколько в нашем Отечестве известны литературные памятники религиозных традиций. Приведу пример. Выступая в одном из наших московских вузов на тему «Достоевский и Евангелие», я спросил: кто читал Достоевского? К моей радости практически все, кто сидели в зале, подняли руки. Затем я спросил: кто читал Евангелие? И, к сожалению, быть может, четвертая или пятая часть зала подняла руки. То есть Евангелие даже как литературный памятник многим людям неизвестно. Оно не входит в учебную программу. Мы читаем «Слово о полку Игореве», различные древние эпосы, но мы не читаем Евангелие. А почему бы не включить его в школьную программу по литературе? Разве этот литературный памятник не заслуживает изучения нашими школьниками?

Хотел бы всем нам пожелать успехов в тех трудах, которые мы несем, каждый на своем посту, а также успехов в развитии научной отрасли «теология».

Благодарю вас за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтение «Сказка «Лиса и журавль».»(2 класс)

Орг. момент.Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Орг. момент.Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте

    Описание слайда:

    Орг. момент.
    Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
    Много жанров есть на свете:
    Басня, повесть и рассказ,
    Но с рожденья любят дети
    Волшебство и мир прикрас.
    — О каком жанре эта загадка?
    — Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?
    — Почему сказки называются народными?
    — Как создавались народные сказки?

  • 2 слайд

    Актуализация знаний- На какие группы делятся народные сказки? С какой русской

    Описание слайда:

    Актуализация знаний
    — На какие группы делятся народные сказки?
    С какой русской народной сказкой мы познакомились на прошлом уроке? К какому жанру она относится?

  • 3 слайд

    Постановка проблемы

    Описание слайда:

    Постановка проблемы

  • 4 слайд

    Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -А вот о каких животных мы будем чи

    Описание слайда:

    Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
    -А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете, отгадав ребус.
    А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
    Загадка .
    Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса.
    Кто это? Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ? Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? Могут ли они встретиться вместе в природе? В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

  • 5 слайд

    Как называется жанр? Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в

    Описание слайда:

    Как называется жанр?
    Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса.
    Опишите характер лисички в разных народных сказках.
    -Кто главные герои русских народных сказок?
    -Чему учит сказка?
    -Какую пословицу об этом вы знаете? Составьте пословицу из слов на доске.
    -И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль

  • 6 слайд

    Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

    Описание слайда:

    Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

  • 7 слайд

    Сказка-молодцам ложь, намек, урок. добрым да в ней

    Описание слайда:

    Сказка-молодцам ложь, намек, урок.
    добрым да в ней

  • 8 слайд

    Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    Описание слайда:

    Сказка-ложь, да в ней намек,
    добрым молодцам урок.

  • 9 слайд

    Чему учит сказка хитрая наука

  • 10 слайд

    1. Посмотрите и послушайте, пожалуйста, сказку, ( включить запись)обратите вн

    Описание слайда:

    1.Посмотрите и послушайте, пожалуйста, сказку, ( включить запись)обратите внимание, с какой интонацией будут общаться лиса и журавль.
    — Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась? Какие слова были не понятны?

  • 11 слайд

    Чему учит сказка хитрая наука

  • 12 слайд

    Чему учит сказка хитрая наука

  • 13 слайд

    Чему учит сказка хитрая наука

  • 14 слайд

    Пир – большой званый обед, обильное угощение. Потчева

    Описание слайда:

    Пир – большой званый обед,
    обильное угощение.
    Потчевать – угощать.
    Не обессудь – не отнесись
    строго, не осуди.
    Несолоно хлебавши – ни с чем.
    СЛОВАРЬ

  • 15 слайд

    Анализ содержания сказки. – Как начинается сказка? Прочитайте. Чем понрави

    Описание слайда:

    Анализ содержания сказки.
    – Как начинается сказка? Прочитайте.
    Чем понравилась вам сказка? Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.
    -Что показалось забавным?- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?- Чем нравится вам конец сказки? -Как можно помирить героев?-Что вы посоветуете героям сказки? – Если бы журавль не ответил лисе тем же, стало бы лисе стыдно за свой поступок?

  • 16 слайд

    ФИЗМИНУТКА У лисицы острый нос У неё пушистый хвост Шуба рыжая лисы Несказанн

    Описание слайда:

    ФИЗМИНУТКА
    У лисицы острый нос
    У неё пушистый хвост
    Шуба рыжая лисы
    Несказанной красоты.
    Лиса важно похаживает
    Свою шубу поглаживает.
    Я охотница до птицы
    Кур хватать – я мастерица
    Как увижу, подкрадусь
    И тихонько затаюсь.
    После прыгну и схвачу
    Деткам в норку отнесу.

  • 17 слайд

    Закрепление (включение новых знаний в систему знаний ребенка 1. -Сейчас мы п

    Описание слайда:

    Закрепление
    (включение новых знаний в систему знаний ребенка
    1.-Сейчас мы прочитаем эту сказку по ролям, выбираем лису и журавля, автор будет меняться.

  • 18 слайд

    .Характеристика героев. - Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лис

    Описание слайда:

    .Характеристика героев.
    — Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске прикрепите к картинке качества каждого героя.
    — упрямый(а я) умный(а я) смешной(а я) несговорчивый(а я) капризный(а я) жадный (а я) придирчивый(а я) нерешительный(а я) хвастливый(а я) добрый(а я) четный(а я)
    -Сделайте вывод–Какие герои сказки?

  • 19 слайд

    Самостоятельная работа. А сейчас вы будете работать в парах. Соберите картинк

    Описание слайда:

    Самостоятельная работа.
    А сейчас вы будете работать в парах.
    Соберите картинку к сказке, назовите эпизод. Собирают показывают и рассказывают.

  • 20 слайд

    Чему учит сказка хитрая наука

  • 21 слайд

    Как аукнется, так и откликнется.На что звать, коли нечего давать.Не потчуй м

    Описание слайда:

    Как аукнется, так и откликнется.
    На что звать,
    коли нечего давать.
    Не потчуй меня тем,
    что я не ем.
    -Определите главную мысль сказки (чему она учит).

  • 22 слайд

    Чему учит сказка хитрая наука

  • 23 слайд

    Чему учит сказка хитрая наука

  • 24 слайд

    Рефлексия С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - Могла л

    Описание слайда:

    Рефлексия
    С каким произведением познакомились? — О ком эта сказка? — Могла ли эта история приключиться с людьми?
    -Определите главную мысль сказки (чему она учит). -Какой мудрый совет дает нам сказка? Удалось решить поставленную задачу?Каким способом?Где можно применить новые знания?

  • 25 слайд

    Домашнее задание. Подробно пересказать сказку от имени лисы или журавля, нар

    Описание слайда:

    Домашнее задание.
    Подробно пересказать сказку от имени лисы или журавля, нарисовать рисунок. С 40-41, вопросы, р.т.с. 23

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете, отгадав ребус А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ? Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? Могут ли они встретиться вместе в природе? В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи. Беседа Как называется жанр? Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. Опишите характер лисички в разных народных сказках. -Кто главные герои русских народных сказок?-Чему учит сказка? -Какую пословицу об этом вы знаете? Составьте пословицу из слов на доске. -И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и ЖуравльПосмотрите и послушайте, пожалуйста, сказку, обратите внимание, с какой интонацией будут общаться лиса и журавль. Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась? Какие слова были не понятны? -Словарная работа. Обсудите значение слов) Пир — большой званый обед, а также вообще обильное угощение. Потчевать — угощать. Не обессудь — не отнесись строго, не осуди, не обижайся Несолонохлебавши – остаться ни с чем. -Анализ содержания сказки. – Как начинается сказка? Прочитайте. Чем понравилась вам сказка? Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение. -Что показалось забавным?- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?- Чем нравится вам конец сказки? -Как можно помирить героев?-Что вы посоветуете героям сказки? – Если бы журавль не ответил лисе тем же, стало бы лисе стыдно за свой поступок?

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Лиса и журавль.

Похожие материалы

  • Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс

  • Презентация на тему»Детские поэты и писатели»

  • Презентация по литературному чтению»Сказка «Каша из топора».»(2 класс)

  • Календарно-тематическое планирование по родному литературному чтению 1 класс

  • Презентация по литературному чтению»Сказка «Лиса и тетерев».»(2 класс)

  • А.С.Пушкин_Сказка о мёртвой царевне презентация

  • Пушкин. Биография. Стихи презентация литературное чтение

  • Ершов_Конёк-горбунок презентация по литературному чтению

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454931 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Русская народная сказка «Хитрая наука»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Хитрая наука» и их характеристика

  1. Старик отец. Простой, бесхитростный, крестьянин.
  2. Сын. Добрый молодец, который научился различному волшебству. Хитрый и пронырливый.
  3. Колдун. Хитрый, умелый, жадный, обманщик.

План пересказа сказки «Хитрая наука»

  1. Старик ведет сына в город
  2. Нет денег на учебу
  3. Предложение чужака
  4. Три года учебы у колдуна
  5. Маленькая птичка
  6. Условия возвращения сына
  7. Испытания колдуна
  8. Сын — собака
  9. Собака сбежала
  10. Продажа птички
  11. Продажа коня
  12. Преследование с превращениями
  13. Конец колдуна.

Кратчайшее содержание сказки «Хитрая наука» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик решил отдать сына в обучение, но взялся его учить только колдун.
  2. Через три года сын прилетел к старику в образе птицы, и рассказал, как тому узнать его.
  3. Старик узнал сына среди голубей, жеребцов и молодцов, и повел его домой.
  4. Сын превратился с собаку и старик продал его барину, а сын сбежал.
  5. Сын превращался в птицу и коня, а старик продавал его колдуну.
  6. Колдун гнался за сыном, они превращались в разных животных, и сын победил колдуна.

Главная мысль сказки «Хитрая наука»
Хороший ученик должен обязательно превзойти своего учителя.

Чему учит сказка «Хитрая наука»
Сказка учит тому, что без учебы, без учения не видать человеку своего счастья. Учит хорошо учиться и уметь применять полученные знания на практике. Учит тому, что любое ремесло почетно и может принести доход. Учит также тому, что нельзя обманывать покупателя, продавать что-то нужно честно.

Отзыв на сказку «Хитрая наука»
Мне не очень понравилась сказка. Старик был каким-то никаким, совсем без характера. Сын вырос обманщиком, которому только и нужно было кого-нибудь обмануть ради наживы. Колдун тоже не был положительным героем. А если в сказке нет героя, который нравится, то и сама сказка не кажется интересной.

Пословицы к сказке «Хитрая наука»
Учение лучше богатства.
Чему учился, тому и пригодился.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Напоролся плут на мошенника
Не солгать, так и не продать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Хитрая наука»
Решили как-то старик со старухой отдать своего сына в науку. Отвел старик сына в город, водил, водил, никто без денег не берется учить мальчика. Опечалился старик, вернулись они с сыном назад в деревню.
Через год снова отправляется старик в город, и опять никто не хочет брать сына на обучение. Совсем приуныл старик, но тут встретился ему какой-то человек. И этот человек предложил старику взяться учить его сына, но с одним условием. Учеба продлится ровно три года, и если старик через три года узнает своего сына, то тот вернется домой, а нет, так навсегда с тем человеком останется.
Старик на радостях согласился и даже не спросил, чему учить его сына будет странный человек.
А тот оказался колдуном.
И вот приближается срок. Старик совсем забыл в какой день надо идти за сыном. Но за день до срока прилетает к нему в дом маленькая птичка и превращается в его сына. Сын рассказывает отцу, что завтра тому следует идти к колдуну и найти его. Сделать это будет не просто, ведь в обучении у колдуна было еще одиннадцать учеников.
Сын рассказал, как будет проходить опознание. Сперва колдун выпустит двенадцать голубей и сын будет летать чуть выше. Потом выведет двенадцать жеребцов, и сын будет притопывать правой ногой. Под конец колдун выведет двенадцать одинаковых молодцов, а у сына на щеке будет мушка.
Рассказал это сын, превратился в птичку и улетел.
На следующий день приходит старик к колдуну. Стал колдун путать старика, испытания проводить. Но старик крепко помнил наставления своего сына. Он отыскал в небе нужного голубя, нашел топнувшего ногой жеребца и выбрал молодца, которому на щеку села муха.
Отдал колдун старику его сына. Пошли они довольные домой. А навстречу барин едет. Сын сказал старику, что сейчас превратится в собаку, а барин захочет ее купить. Но предупредил, чтобы собаку старик продал, а ошейник нет, иначе не сможет он назад вернуться.
Превратился сын в собаку. Увидел собаку барин, но особенно понравился ему ошейник. Вот и стал он торговать собаку. За двести рублей продал собаку старик, и начал было ошейник снимать. А барин уперся, я говорит собаку с ошейником покупал.
Старик и отдал собаку вместе с ошейником, а сам грустный домой поехал.
А барин ведет собаку домой и видит заяц бежит. Пустил собаку за зайцем, а та в лес убежала, в доброго молодца превратилась и старика догнала.
Упрекнул сын старика, зачем тот собаку с ошейником продал, если бы не заяц, не смог бы он вернуться.
Вернулись они домой, стали жить, не тужить.
Но вот предлагает сын превратиться в птичку, чтобы старик продал ее на базаре. Но предупреждает, чтобы клетку старик не продавал. Понес старик птицу на базар и купил ее тот самый колдун. Но клетку старик не продал. Завернул колдун птицу в платок, домой понес, пока донес, улетела птица.
Вскоре превратился сын в жеребца, чтобы старик продал его на базаре. Но предупредил, чтобы старик уздечку не продавал.
Увидел колдун коня, стал покупать. Не хотел дед продавать коня с уздечкой, но все барышники на него накинулись, требуя с уздечкой продать, и уступил дед.
Привел колдун коня домой, в конюшне привязал. Похваляется дочери, что вернул беглеца. А дочка решила на коня посмотреть и случайно отпустила повод, а конь и пошел версты насчитывать.
Колдун как узнал про этой, в волка превратился и за конем бросился. А конь в ерша обернулся и в реку нырнул. Колдун в щуку превратился и следом. А ерш превратился в золотое кольцо и к ногам девушки, что белье мыла, подкатился. Девушка кольцо подобрала, но колдун уже человеком стал и потребовал вернуть его золотое кольцо. Девушка бросила кольцо на землю и то рассыпалось на множество зерен. Колдун превратился в петуха и стал зерно клевать. А одно зернышко стало ястребом и ястреб петуха задрал.
Вернулся сын к отцу и зажили они счастливо.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Хитрая наука»

Чему учит сказка хитрая наука

Чему учит сказка хитрая наука

  • Чему учит сказка царевна лягушка коротко
  • Чему учит сказка царевна лягушка 5 класс сочинение
  • Чему учит сказка царевна лягушка для читательского дневника
  • Чему учит сказка царевна несмеяна
  • Чему учит сказка терешечка