Чему учит сказка город в табакерке

русские дети имеют для себя в дедушке иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций... в. г. белинский владимир

2021 02 12«Русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций…» В. Г. Белинский

Владимир Федорович Одоевский (1804–1869 гг.) – русский писатель, автор сказок, мистических рассказов и повестей, человек энциклопедических знаний, философ, музыкальный критик, литературовед, химик, просветитель и гуманист – таков не полный перечень его дарований. Влиятельный сановник, он принимал активное участие в организации училищ, детских приютов, составлял книги и учебники для народных школ. Одоевский был убежден, что невежество всегда идет рука об руку с безнравственностью. Мысли по этому поводу писатель изложил в большом труде «Наука до наук”.

Из всего многообразия литературных занятий Одоевского наибольшее признание получили сочинения для детей: «Пестрые сказки с красным словцом», «Детские песни дедушки Иринея» , «Детская книжка для воскресных дней». Свои педагогические идеи писатель в художественной форме полностью реализовал в сборнике: «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1841 г.). В нем Одоевский проповедует идеи, служению которым посвятил всю свою жизнь: просвещение, трудолюбие, доброта, уважение к человеку и ко всему живому.

Дедушка Ириней – один из многих псевдонимов писателя, придуманного им специально для для детей. Одоевский, по словам критика Белинского, воплотил в себе качества, необходимые детскому писателю: «и талант, и душу живую, и поэтическую фантазию, и знание детей».

В сборник «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» вошли произведения: «Серебряный рубль», «Шарманщик», «Разбитый кувшин», «Городок в табакерке», «Анекдоты о муравьях», «Бедный Гнедко», «Столяр», «Мороз Иванович», «О четырех глухих», «Червячок», «Житель Афонской горы», «Сиротинка», «Отрывки из журнала Маши», «Два дерева». Некоторые из сказок, такие как «Мороз Иванович» или «Городок в табакерке» приобрели широкую известность и по праву считаются золотым фондом классической русской детской литературы.

Давайте же и мы, уважаемые читатели, совершим «путешествие» по страницам сборника «Сказки и рассказы дедушки Иринея».

Детская литература тех лет не обходилась без нравоучений. Не миновал этого и Одоевский в рассказах «Сиротинка», «Шарманщик», «Столяр» и «Бедный Гнедко».

Рассказ «Сиротинка» о том, как получив образование в городе, сирота Настя вернулась в родную деревню, чтобы обучать грамоте своих юных земляков. Она учила их без принуждения, забавляя и развлекая, своим поведением показывала пример трудолюбия и доброты. Произведение заканчивается трагично: «И не стало на земле сиротинки..», но в нашей душе остается тепло, благодарное умиление силой воли, упорством, участливостью Настеньки к бедам других.

Герой рассказа «Шарманщик» спас замерзающего на улице ребенка и устроил его в детский приют. Мальчик вырос и у него обнаружился талант живописца. Став известным художником, он не забыл своего спасителя; найдя его в бедственном положении, поселил у себя.

В рассказе «Столяр» создан образ талантливого мальчика Андрея – столяра и сына столяра. Он был умным, добрым и любил учиться. Тепло и уважительно говорит о нем автор: «Наш Андрей осмелился представить Академии свое сочинение» , Академия воздавала «похвалы нашему Андрею» .

Пройдут годы и бывший столяр станет известным ученым и архитектором. Этот рассказ – прекрасный мотиватор для учебы, пример упорства, трудолюбия и умения, при необходимости, начать все с нуля.

«О четырех глухих» — рассказ о людях, не сумевших по причине глухоты понять друг друга, и потому оказавшихся в смешной ситуации. Но, как говорит писатель, хуже, «если люди и слышат, но не умеют слушать друг друга» . Такое утверждение послужила автору поводом напомнить, что каждый ученик, чтобы не вырасти «дурак дураком», должен внимательно слушать учителя. Одновременно сказка глубоко иронична: «Сделайте милость, друзья, не будьте глухи! Уши нам даны для того, чтобы слушать, слушать и понимать друг друга» .

“Городок в табакерке” – первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную табакерку. Он поражен ее красотой. Но еще больше его занимает внутреннее устройство чудесной игрушки. Миша засыпает и погружается в удивительный, фантастический сон, где кругом колесики, валики, молоточки и настоящие маленькие жители того королевства. Просыпается Миша с пониманием того, как же работает музыкальный ящик.

Сказка «Мороз Иванович» — произведение Владимира Одоевского, которое знакомо многим детям. Эта сказка о двух девочках с именами Рукодельница и Ленивица. Рукодельница ненароком обронила ведро в колодец и полезла за ним. А в этом колодце были чудеса! Печь с вкусными пирогами, яблонька с золотыми яблоками, а хозяином оказался Мороз Иванович. Рукодельница стала помогать добросердечному дедушке по хозяйству. Ленивица тоже решила спуститься в колодец, но трудиться не хотела. Прилежную и старательную девочку щедро наградил сам Мороз Иванович, чего нельзя сказать о Ленивице. История двух девочек Рукодельницы и Ленивицы наглядно показывает: «каков труд – такова и оплата».

2021 02 12 2

«Бедный Гнедко» — очень мудрая сказка, в которой показано, что всякое зло взаимосвязано — ребятишки дразнят извозчика, он вымещает зло на лошади. Извозчику все равно, что лошадь хромает. Господину все равно, что его извозчик мучает лошадь. Равнодушие, «а мне какое дело» — корень многих бед.
Рассказ о бедной лошади Гнедко, вконец замученной хозяином-извозчиком, заканчивался словами: «Не мучьте никакого животного, друзья!».

Особый интерес представляет небольшой очерк «Анекдоты о муравьях» — результат интересных наблюдений над жизнью муравьев, этих, по словам автора: «трудолюбивых и смышленых насекомых». Одновременно писатель рассказывает об остроумных опытах, которые помогут изучить жизнь муравьев и их способности.

Своими удивительными наблюдениями делится с нами внимательный и мудрый дедушка Ириней в сказке «Червячок». Она о появлении на свет маленького червячка, его краткой жизни и перерождении в бабочку. Автор передает нам не только факт рождения червячка, но и его «ощущение» жизни: «…светло, хорошо, и солнышко греет…» . Но разве только для этого он появляться на свет?: «Может быть, я на что и другое гожуся?.» Именно это нам интересно: на что же сгодится червячок?. Природа мудра, щедра, бесконечна в своем развитии. И вот у червячка появились «большие, радужные крылья, он жив, свободен; он гордо поднимается на воздух…» Короткая, изящная зарисовка — представление о гармонии, источник полезных знаний о жизни природы, о взаимозависимости всего живого.

Произведение «Отрывки из журнала Маши» написано в жанре дневника от лица десятилетней девочки. На день рождения Маша получает подарок – книжку в сафьяновом переплете, где записывает все, что происходит с ней в течение дня. Мы видим, как родители воспитывают у девочки чувство ответственности, как они помогают ей научиться вести хозяйство. Благодаря ее записям мы получаем возможность узнать о воспитании детей в дворянских семьях. Родители Маши умны и дальновидны. Они не скрывают от детей трудностей реальной жизни, дают им возможность проявить свою самостоятельность, внушают детям необходимость учиться, получать образование.

В сказке Владимира Одоевского «Серебряный рубль» дедушка обещает своей внучке Лидочке подарить серебряный рубль, если она будет хорошо учиться. Рубль, по тем временам, довольно большая сумма. Смысл этой сказки в том, что надо стараться учиться не ради денег или иного поощрения, а ради знаний. В ней поднимается вопрос о необходимости самоанализа своих поступков: сам человек должен судить себя строже, чем окружающие, и не давать себе поблажек. Так же, сказка учит добру, отзывчивости, умению признавать свои ошибки, быть внимательными к тем, кто ниже тебя по социальному положению.

Небольшая поэтическая зарисовка – притча Владимира Одоевского «Житель Афонской горы», так же вошла в сборник «Сказки и рассказы дедушки Иринея». Не случайно автор выбрал именно Афонскую гору. В переводе с греческого языка она означает «Святая гора». Именно на этой горе, рассматривая прекрасный цветок, лекарь, добрые поступки которого не всегда находят отклик в сердцах тех, на кого они направлены, вновь обретает твердость духа. Он понимает, что даже цветок приносит пользу и не ждет благодарности. Ведь к нему прилетают пчелы, собирают мед и не ждут награды за верность своему делу, очень нужному для других. И тогда на лекаря снисходит озарение, что жить нужно не только для себя. Поняв это, отчаявшийся было человек, вновь обретает смысл жизни и продолжает ходить по хижинам и помогать больным. Читая притчу, ребенок приобщается к миру взрослых, их знаниям, ценностям, моделям поведения.

«Разбитый кувшин» – рассказ о женщине,которая воспитывала свою дочь и племянницу Машу – дочь умершей сестры. Девочке не сладко жилось в семье тетки. Маша выполняла всю работу по дому, как служанка. Однажды Маша случайно разбила кувшин. Чтобы не привлечь гнев тетки на себя, девушка решила найти такой же кувшин. Что увидела по дороге Маша, когда отправилась на поиски, сумела ли найти кувшин и вернуть его тетке? Ответы на эти вопросы – в сказке «Разбитый кувшин». Она учит ребят доброте, вежливости, щедрости.

У одного помещика, в сказке «Два дерева», родились сыновья-близнецы. В честь этого отец посадил две яблони. Когда мальчикам минул третий год, отец дал Петруше и Мише по дереву, чтобы они ухаживали за ними. Миша быстро утратил интерес к своему дереву. Петруша оказался терпеливым, любознательным мальчиком и скорее всего, будет вознагражден. Его дерево не погибло, хоть и висела над ним масса угроз. Видно, что из него вырастет настоящий хозяин, заботливый и трудолюбивый. Сказка учит терпению и объясняет, что каждый труд может дать плоды , и не только в виде яблок.

2021 02 12 10

Писатель обращается к нам, надеясь, что мы услышим его: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление» .

Познакомиться с книгами Владимира Федоровича Одоевского можно в нашей библиотеке.

На чтение 5 мин Обновлено

«Стойкий оловянный солдатик» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» читательский дневник (Анализ)

Автор: Ханс Кристиан Андерсен

Сколько страниц: 32
Жанр: Сказка
Год написания: 1838 год

Главная мысль сказки — жизнь бессмысленна без любви.

«Стойкий оловянный солдатик» главные герои

  • Оловянный солдатик – одноногая игрушка, мужественный и бесстрашный, немногословный, с большим любящим сердцем. Он мужественно стоял в кораблике, во время того как тот мчал в пропасть, он спокойно смотрел на крысу и на рыбу, которая проглотила его. Даже пламя не испугало солдатика. Он мужественно принял смерть. Лучшие человеческие качества воплощены в образе оловянного солдатика —
    мужество и терпение.
  • Танцовщица – нежная и красивая бумажная девушка.
  • Тролль – злобное существо, снедаемое ревностью. Он живет в табакерке
  • Мальчик – веселый и озорной хозяин солдатика.

Добро воплощает оловянный солдатик и балерина, а зло — троль, который убеждает мальчика бросить солдатика в огонь, и крыса, которая хочет догнать и проверить паспорт.

«Стойкий оловянный солдатик» план

  1. Подарок на день рождения.
  2. Одноногий солдатик
  3. Дворец и танцовщица.
  4. Игры игрушек
  5. Месть злого тролля.
  6. Солдатик на мостовой.
  7. Плаванье по канаве.
  8. Встреча с крысой.
  9. В животе у рыбы.
  10. Чудесное возвращение домой.
  11. Смерть солдатика и танцовщицы.

Чему учит сказка «Стойкий оловянный солдатик»?

Сказка учит нас никогда не сдаваться, никогда не опускать руки перед лицом опасности и стойко переносить все тяготы и сложности жизни. Учит верить в лучшее и идти к своей цели. Также автор показывает, что внешний вид — это не главное, намного важнее внутренние качества.

«Стойкий оловянный солдатик» отзыв для читательского дневника

стойкий оловянный солдатик главные героиМне очень понравилась сказка «Стойкий оловянный солдатик» даже не смотря на ее печальный конец. У нее захватывающий сюжет и произведение очень интересно читать. Солдатик в сказке является настоящим образцом мужества и стойкости. За небольшое время он сумел преодолеть многие трудности, но судьба была к нему не благосклонной. Произведение заставляет нас сочувствовать главным героям.

Пословицы

  • Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
  • Одному не страшно, а двоим веселее.
  • Любовь в огне не горит, и в воде не тонет.
  • Два сапога пара.
  • Любовь кольцо, а у кольца нет конца.

Что понравилось?

В этой сказке мне понравилась стойкость и мужественность солдатика, верность и преданность друг другу до конца, даже до смерти. Но мне хотелось бы, чтобы в сказке был счастливый финал, и после всех испытаний солдатик был счастлив с танцовщицей.

«Стойкий оловянный солдатик» краткое содержание для читательского дневника

Мальчику на день рождения подарили 25 одинаковых оловянных солдатиков. Но у одного из них была только одна нога, поскольку на него не хватило олова. Мальчик играл с солдатиками и одноногий солдатик увидел красивый замок и в нем танцовщицу на одной ножке, он сразу влюбился в неё и мечтал о том, чтобы она стала его женой.

Ночью игрушки начали играть сами по себе, а солдатик все смотрел на танцовщицу. В это время из табакерки, стоявшей на столе, вылез тролль и угрожающе предупредил солдатика.

Утром дети поставили солдатика на окно и он упал на мостовую, где его нашли мальчишки и посадили в бумажную лодку. Дети отправили солдатика в плавание по сточным водам. Солдатик стойко переносил это плавание и мечтал о танцовщице. Злая крыса под мостом потребовала показать паспорт, потому что он проплывал по её территории, затем он попал в пасть рыбе, которую поймали рыбаки.

Стойкий оловянный солдатик краткое содержание Позже кухарка, разделывая рыбу находит оловянного солдатика и приносит его в ту самую комнату, откуда он выпал. Один из мальчиков хватает солдатика и бросает его в печку, где он начинает плавится. Поднимается ветер и кидает бумажную танцовщицу туда же — в печку, где она сразу же вспыхивает.

Утром кухарка, выметая золу, нашла маленький кусочек олова в виде сердца и блестку, которой когда-то скреплялась лента танцовщицы.

«Стойкий оловянный солдатик» вопросы к сказке

  1. Сколько всего было оловянных солдатиков? (25)
  2. Какими качествами обладал стойкий оловянный солдатик? (Мужеством и смелостью)
  3. Из какого металла был выплавлен стойкий солдатик? (Олово)
  4. Из какого предмета отлили оловянного солдатика? (Старая оловянная ложка)
  5. Почему солдатик был одноногим? (его отливали последним,не хватило олова).
  6. Чем было зеркальце на столе? (озером).
  7. Кем была красавица из домика? (танцовщицей).
  8. Кого полюбил стойкий оловянный солдатик? (Бумажную танцовщицу)
  9. О чём подумал стойкий солдатик, когда увидел танцовщицу? (Вот бы мне такую жену!)
  10. Во что играли игрушки по ночам? (в гости,в войну,устроили бал).
  11. Кто был в табакерке с фокусом? (Маленький чёрный тролль)
  12. Как стойкий солдатик оказался на улице? (Упал в окно)
  13. Что сделали с солдатиком уличные мальчишки? (Отправили его в плаванье)
  14. На чем мальчишки отправили солдатика в плавание? (на кораблике из газеты).
  15. Кто потребовал паспорт у стойкого оловянного солдатика? (Крыса)
  16. Кто проглотил солдатика? (Рыба)
  17. Как он выбрался из брюха рыбы? (рыбу поймали и вспороли брюхо).
  18. Кто швырнул солдатика в печку? (Один из мальчиков)
  19. Что осталось от солдатика и танцовщицы? (комочек олова и обгоревшая брошка).
  20. Чему учит сказка «Стойкий оловянный солдатик»? (Мужеству, смелости и любви)
  21. Почему солдатик стойкий? (Потому, что, кроме того, что он стоит на одной ноге, солдатик мужественно проходит через все злоключения).

«Стойкий оловянный солдатик» почему такое название? Потому, что главным героем сказки является оловянный солдатик, крепко стоящий на единственной ноге и стойко переносящий выпавшие на его долю злоключения.

Возле моей комнаты была другая, в которой никто не жил. В сей последней стоял на окне ящик с землёй, приготовленной для цветов. Земля была покрыта обломками обвалившейся с верху стены штукатурки. Окошко было на полдень и хорошо защищено от ветра; в некотором расстоянии находился амбар; словом, это место представляло все возможные удобства для муравьёв.

Действительно, когда мне вздумалось посадить в этот ящик тюльпанную луковицу, я нашёл в ящике три муравьиные гнезда. Здесь муравьям такое было привольное житье, так весело они бегали по стенам ящика; мне показалось, что было бы слишком жестоко для цветка нарушать спокойствие этих смышлёных насекомых; я приискал другое место для моей луковицы, а ящик с муравьями избрал предметом моих наблюдений. Эти наблюдения доставили мне столько наслаждений, сколько бы никогда не могли мне доставить все цветы на свете.

Прежде всего я постарался моим гостям доставить все возможные удобства, и для сего я снял с ящика всё то, что могло мешать или вредить им. По нескольку раз в день приходил я смотреть на их работу, а часто и ночью, при лунном свете: мои гости работали беспрестанно. Когда все другие животные спали, они не переставали бегать снизу наверх и сверху вниз, — можно было подумать, что отдых для них не существует.

Как известно, главное занятие муравьёв — это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что муравьи прячут в земле собранные ими зёрна ночью, а днём выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зёрен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали совершенно противное: они держали свои зёрна под землёю в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их наружу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зёрна на лунный свет, но я ошибся, — мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

В небольшом расстоянии от окна находилась голубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зёрна, попадавшиеся им на глаза: следовательно, мои муравьи поступали очень благоразумно, скрывая своё сокровище и не доверяя его похитителям. Как скоро я догадался, в чём дело, то решился избавить моих постояльцев от их беспокойных соседей; я навязал несколько лоскутков бумаги на небольшие палочки и рассадил их вокруг ящика; движение этих бумажек пугало голубей; когда же какой-либо смельчак из них подлетал к ящику, несмотря на взятые мной предосторожности, тогда я криком и шумом заставлял похитителя оставлять свою добычу; вскоре голуби отучились прилетать на окошко. Несколько времени спустя, к величайшему моему удивлению, муравьи вынесли наружу в продолжение дня два или три зерна хлеба; заметив, что эти зёрна остались невредимыми и что им нечего бояться, мои постояльцы вынесли на солнце и весь свой запас, подобно другим муравьям. Во всяком муравьином гнезде находится узкое отверстие в вершок глубиною и посредством подземного канала соединяется с житницами муравейника; семена в сих житницах могли бы легко прорасти, что было бы очень невыгодно для муравьев; дабы предупредить эту неприятность, они всегда откусывают несколько зерна, делая его через то неспособным к произрастанию.

Но другие беды грозят их житницам: от сырости, находящейся в земле, зёрна могут загнить и сделаться негодными к употреблению; чтобы предотвратить и это несчастие, они с большим рачением стараются собирать совершенно сухую землю. Зерно, находясь в такой земле, не гниёт и не прорастает, и потому муравьи стараются иметь столь же сухую землю, как и сухие зёрна. Вот как они поступают в сём случае: сперва они устилают пол сухой землёй, потом кладут на неё ряд зёрен, которые покрывают тонким слоем земли и всякий день два раза вытаскивают свои зёрна для просушки. Если вы обратите на это внимание, то увидите, что муравей прежде всего старается дотащить в нору небольшой комок земли, и это продолжается до тех пор, пока из сих комков не образуется небольшой слой, тогда они начинают сносить в нору самые зёрна, кои снова покрывают землёй.

Эту сушку производят они в хорошую, но не в дождливую погоду, и, что всего страннее, они как будто предчувствуют её перемену, ибо никогда не выставляют на воздух зёрен своих перед дождём.

Я заметил, что мои муравьи ходили за запасом большей частью в близстоящий амбар, в котором находились разного рода хлебы; муравьи таскали обыкновенно пшеницу. Желая испытать, до какой степени простирается смышлёность и терпение моих постояльцев, я велел не только затворить амбар, но даже заклеить бумагой все могущие быть в нём отверстия. В то же время я положил кучку зёрен в моей комнате; я знал уже давно смышлёность моих муравьёв, но и не подозревал, чтобы между ними могло быть соглашение, и не ожидал также, чтобы они вдруг бросились на мою кучку зёрен: мне любопытно было знать, чем всё это кончится. В продолжение нескольких дней они, по- видимому, находились в крайнем смущении; они бегали взад и вперёд по всем направлениям, некоторые из них возвращались очень поздно, из чего заключаю, что они очень далеко ходили за провизиею. Иные не находили того, чего искали, но я заметил, что они совестились возвращаться с пустыми руками. Кому не удавалось найти пшеничное зерно, тот тащил ржаное, ячменное, овсяное, а кому ни одного зерна не попадалось, тот притаскивал комок земли. Окошко, на котором они жили, выходило в сад и было во втором этаже дома; несмотря на то, муравьи, отыскивая зёрна, часто доходили до противоположной стороны сада; это была тяжёлая работа: пшеничное зерно совсем не легко для муравья; только что только может он тащить его, и доставить такое зерно в муравейник часто стоит четырёхчасовой работы.

А чего стоило бедному муравью взбираться с зерном по стене во второй этаж, головою вниз, задними ногами вверх? Нельзя себе вообразить, что делают эти маленькие насекомые в сём положении! Часто в удобном месте они останавливаются для отдыха, и число этих отдыхов может дать меру, до какой степени они приходят в усталость. Случается, что иные едва могут достигнуть своей цели; в таком случае сильнейшие из их собратий, окончив собственное дело, снова спускаются вниз, чтобы подать помощь своим слабым товарищам. Я видел, как один маленький муравей тащил пшеничное зерно, употребляя к тому все свои силы. После тяжкого путешествия, почти в ту минуту, когда он достиг ящика, поспешность или что другое заставило его оборваться, и он упал в самый низ. Подобные случаи отнимали у других мужество. Я сошел вниз и нашёл, что муравей всё ещё держит в лапках своё драгоценное зёрнышко и собирается снова подняться.

В первый раз он упал с половины дороги, в другой раз несколько выше, но во всех сих случаях он не расстался ни на минуту с своей добычей и не потерял мужества. Наконец, когда силы его совершенно истощились, он остановился, и уже другой муравей пришёл к нему на помощь. И в самом деле, пшеничное зерно стоило этих усилий: оно было белое, полное.

Если этот рассказ вам понравился, то когда-нибудь расскажу вам побольше об этих интересных тварях, потому что я наблюдаю их с давнего времени и всегда нахожу что-нибудь новое, любопытное, которое вполне вознаграждает меня за мои усилия. Мне очень было весело доставлять моим муравьям разные маленькие удобства, и с тех пор я никогда не прохожу мимо муравейника, не вспоминая, что то, что нам кажется просто кучей сора, содержит в себе целое общество тварей деятельных, промышленных, которых сметливость и постоянство в исполнении своих обязанностей могут служить образцом для всего мира. Эта мысль не позволяет мне никогда трогать муравейник и нарушать спокойствие его жителей. Посмотри, ленивый мальчик, посмотри на муравья и старайся последовать его примеру.

Пепперштейн: Хочу начать с благодарностей: я обожаю Кирилла и группу «СБПЧ», поэтому мне было очень приятно и радостно услышать предложение о сказке. Я не задумываясь, немедленно согласился.

Иванов: Знаете, что я вспомнил: мы снимали клип, в котором было задействовано много-много разных девчонок, а вы приходили к нам на съемки.

Пепперштейн: Да-да, помню! Где девчонки в кафе тусовались (клип на песню СБПЧ «Тайна». — Esquire). Да, я присутствовал на съемках клипа, очень красивого и творческого. Так что можно сказать, что у нас давние творческие связи. (Смеется.)

Иванов: Я когда стал думать о сочинении сказки, представлять, как бы это все организовать, знал, что нужен современный текст. Паша, я ваш давний поклонник и был на многих выставках. Помню, меня очень впечатлил «Проект: Россия». Понятно, что все книжки Ad Marginem c вашими сочинениями мне очень нравились. Кроме того, от своих товарищей я слышал, что ваша фамилия овеяна разными мифами, ходили невероятные легенды, как вы пропадали в Симеизе на полгода и высылали оттуда работы. Меня эта тайна пленила, уж не знаю, насколько она правдива.

Пепперштейн: До какой-то степени. Я действительно очень много жил в нулевые годы в Крыму, в Симеизе. Не то чтобы пропадал, но действительно была мифологическая версия обо мне как о загадочном крымском отшельнике.

Иванов: Да-да, о человеке, которого можно найти только в кафе «Ежики»!

Пепперштейн: Надо сказать, что у меня там были более излюбленные кафе, но тем не менее да. Я сам, конечно, не создавал такую мифологему, мне было совершенно безразлично в тот момент, но она образовалась сама.

Иванов: Насколько я знаю, «Потерянное зеркальце» вы написали для вашего папы, Виктора Пивоварова, в 1980-х годах, он делал иллюстрации к детским книгам. Читал ли он первую версию «Потерянного зеркальца»?

Кирилл Иванов.

Кирилл Иванов.

Пепперштейн: Конечно. Я написал его в 1988 году, когда папа уже особо не рисовал иллюстрации к детским книгам и жил в Праге. В преддверии 14 января — папиного дня рождения — я размышлял, что ему подарить? Я дарил рисунки, рисованные книжечки. «Нужно написать ему сказку в подарок», — подумал я. И конечно, поскольку он замечательный иллюстратор Андерсена, я решил обратиться к андерсеновской традиции автобиографии неодушевленных предметов, вещей. И, вдохновившись андерсеновскими сказками, стал писать историю Потерянного зеркальца. Но сказка стала увеличиваться у меня под рукой, и я не успел ко дню рождения, закончил в общем-то потом. Он был ею очень доволен. Потом сказка вошла в мой первый прозаический сборник «Диета старика», выпущенный издательством Ad Marginem в 1997 году, а потом в другой сборник — «Весна», вышедший тоже в Ad Marginem в 2009 году, что ли. А потом уже по твоей просьбе я написал детскую версию сказки специально для мюзикла. Вы с соавтором, Олегом Глушковым, очень сильно изменили текст, так что в итоге это некое тесто.

(Смеются.)

Иванов: В детстве я слушал много аудиосказок и любил не столько их, сколько пластинки с ними. И меня осенило, что одну из них иллюстрировал ваш папа.

Пепперштейн: Я прекрасно помню эту пластинку, ее конверт…

Иванов: Та, на которой Юрский читает рассказы: «Во-первых, во‑вторых». Она так невероятно оформлена! Сам рассказ о том, как идут в город несколько странных людей — маленький человек, высокий человек, к ним еще кто-то присоединяется, — их приключения меня в детстве очень впечатляли. И я слушал это, как многие дети, по тысяче раз, и в каком-то смысле сказка про зеркальце — из той же оперы: как зеркальце объединяет вокруг себя все больше и больше существ, меняет их жизни. Как будто бы это одиссея, глубоко из детства проросшая во мне.

Пепперштейн: Это то, что нас с вами действительно объединяет, Кирилл: я тоже обожал пластинки с аудиосказками и песнями, до сих пор помню многие наизусть. У меня было огромное количество виниловых пластинок — их вкладывали в каждый номер прекрасного детского журнала «Колобок».

Иванов: Голубого цвета обычно.

Пепперштейн: Да, еще иногда розового, иногда зеленого — их можно было из журнала вырезать и ставить в виниловый проигрыватель. Это были невероятные продукции: «Алиса в Стране чудес», например, созданная Высоцким.

Еще были невероятные «Три толстяка», «Волшебник Изумрудного города». До сих пор помню песню Железного дровосека, она меня поражала трагизмом: какой-то человек, железный, полностью схваченный ржавчиной, песни еще поет. Психоделическая аудиальная продукция. Мой папа, о котором нельзя не говорить в этом контексте, ведь сказка была изначально для него написана в подарок и он сделал конверт пластинки Хармса, которая вас, Кирилл, инспирировала, — он в своих воспоминаниях и рассказах, письмах всегда говорил, что его собственное творчество было вдохновлено радиопостановками послевоенных лет. Фактически это было единственное развлечение, ведь не было ни книг, ни игрушек, ни фильмов. Только радио, радиопостановки. И папа ощущал психоделический трепет, как он говорил, когда Мария Бабанова в «Оле Лукойе» сладким и зловещим голосом произносила: «А теперь, маленький Яльмар, я расскажу тебе сказку». Мне кажется, что это очень важный момент — соединение сладости и жути. Это то ощущение, которым действительно обладали детские сказки в радиопостановках. То, что в современной культуре для детей не учитывается. Ведь дети любят жуткое, их нельзя только развлекать, их нужно нежно подпугивать. Они это обожают.

Иванов: Я вспоминаю это детское ощущение, когда одновременно жутко и интересно…

Пепперштейн: Очаровывающая жуть!

Иванов: Со всех сторон обволакивает сладкое, не отпускающее ощущение. Голоса — ласковые, но в них всегда какая-то угроза. Конечно, дети любят страшное, просто обожают эти страшилки.

Пепперштейн: Я помню до сих пор эти фразы, которые произносились так, что холодок пробегал по спине. Как на пластинке «Три толстяка», когда кто-то говорил: «У нее дыра в груди!» — про куклу Суок, которую прокололи саблями гвардейцы Трех толстяков. Когда я это слышал, меня охватывал озноб от ужаса, но я хотел услышать это снова и снова. Это, конечно, очень мощная психоделическая продукция, как я и говорил.

Иванов: Ваша мама тоже была детским писателем и иллюстратором. Получается, вы выросли среди сказок, наверняка вам родители многое читали, в том числе и собственного сочинения. Есть ли, если так можно выразиться, «главная сказка вашей жизни», в которую вы влюбились в детстве и можете перечитывать или пересматривать до сих пор?

Пепперштейн: Да, я действительно рос в такой гуще.

Любимых сказок у меня много. Одна из самых — «Алиса в Стране чудес». Недавно у меня получилось исполнить давнюю мечту — проиллюстрировать эту сказку, чему я несказанно рад. Люблю очень и «Алису в Зазеркалье». Я был невероятным фанатом сказок о муми-троллях шведской писательницы Туве Янссон. В моем детстве не все эти сказки были переведены, и я помню, что мой фанатизм достигал таких размеров, что я покупал их на польском языке, и ходил к подруге своей мамы, переводчице с польского, и она синхронно переводила. Еще я обожал «Властелина колец» — он ходил в самиздате (официально была издана только книга «Хоббит. Туда и обратно»). Можно сказать, что в детстве я был поклонником англо-скандинавской традиции сказок; Винни Пух, Питер Пэн, Карлсон — мои любимые близкие друзья. Но и русскую сказочную традицию я любил, конечно, народные сказки — цепенел в каком-то блаженстве от иллюстраций Ивана Билибина, это максимальный психодел. Все эти мультики по сказкам… Ну и авторские сказки, начало которым было положено в XIX веке, такие как «Черная курица» Антония Погорельского и еще более замечательная сказка князя Одоевского «Городок в табакерке». Одоевский — совершенно невероятный писатель, недооцененный отец российской фантастики — у него есть сочинение, посвященное невероятному далекому будущему, написанное в пушкинские времена. Из советской традиции сказок люблю «Старика Хоттабыча», «Незнайку на Луне». Сказки в советской традиции вовлекли в себя некоторые социальные темы о революции, к ним относится уже упомянутая «Три толстяка» — одна из самых мистических и загадочных сказок, заканчивающаяся словами Туба, которые меня тоже всегда вгоняли в состояние мистического озноба: «Прости меня, Тутти, — что на языке обездоленных значит: «Разлученный». Прости меня, Суок, — что значит: «Вся жизнь»…».

Иванов: Я в детстве тоже обожал «Городок в табакерке», да и «Черную курицу». Интересно, что все, что вы перечислили и назвали, Паша, сказки не только для детей. Мы сейчас можем их прочесть, и нам масса всего откроется. Там есть взрослая неизбежная тоска, особенно в сказках о муми-троллях. Герои довольно часто размышляют о внутреннем долге, о небе над головой, о причинно-следственных связях. Они не придуманы специально для детей, не написаны особым языком (с детьми вообще не стоит разговаривать иначе, чем со взрослыми). И все это сочинили до того, как Януш Корчак сформулировал, что детская система восприятия сопоставима со взрослой.

Пепперштейн: Сказки были носителем практической информации, составной частью очень важных ритуалов, перехода из одного состояния в другое. Еще, мне кажется, мы забыли упомянуть книгу Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки» — одну из моих любимейших ever-forever. Она произвела просто колоссальное впечатление на меня в свое время. Мы можем гордиться, что наш соотечественник сыграл важнейшую роль в классификации сказочных сюжетов, в их исследовании. Имя Проппа в мировом масштабе является непревзойденной инстанцией в отношении понимания сказки — как она возникла, как функционировала в магическом пространстве. Кирилл, а ты говорил, что любишь сказки Гофмана и братьев Гримм, когда ты их впервые прочитал и полюбил?

Иванов: Лет в пять или шесть. Я ребенок, который рос среди книг, и все чтение было достаточно хаотичным: манили корешки. Было жутко, особенно Гофман.

Пепперштейн: Я обожал Гофмана до исступления.

Иванов: Есть очень классный двухтомник сказок Гофмана, который вроде бы оформили Трауготы…

Пепперштейн: Да-да, есть. У них еще был прекрасный двухтомник сказок Андерсена, в котором было наиболее полное собрание его сказок. В том числе очень интересные и малоизвестные, например «Ледяная дева».

Иванов: Книги были замечательные, но, конечно, меня просто завораживали иллюстрации. Трауготы — потрясающие художники!

Пепперштейн: Меня тоже, согласен.

Иванов: Детская советская иллюстрация — обратная сторона всех недостатков Советского Союза. Поправьте меня, Паша, если я не прав: от невозможности работать в чем-то взрослом часто со всех сторон лучшие умы и силы собирались в детской литературе, потому что там свободнее. И в иллюстрации, и в журналах, в текстах. Это было такое место, где можно спрятаться от власти, ведь давления было меньше. Как-то подспудно понималось, что детский мир — фантазийный, его нельзя ультимативно ограничить.

Пепперштейн: Конечно, да. Советская детская культура была очень богатой, яркой и при этом многоуровневой. Вся ее продукция с двойной адресацией, часто с тройной, четверной. Это очень важно и круто. Современная идеология, не менее репрессивная, но иная, все время повторяет нам: «Будь самим собой». Всем вменяется обязанность — быть искренними и тождественными себе. В этом посыле содержится все та же идеологическая ложь: человек не может быть самим собой, потому что не знает, кто он такой. Мы тайна и для себя, и для других. Говорить от лица самого себя — совершенно фальшивая, надуманная вещь, про которую надо забыть.

Иванов: Мне кажется, что любая сказка учит и показывает сложность мира и то, что разные существа могут являться кем угодно. И в общем-то все не то, чем кажется.

Пепперштейн: Конечно. Поэтому я не совсем согласен, что в сказках присутствует тоска. Скорее, ужас и блаженство тайного знания. Сказка функциональна, она несет в себе тайное, магическое знание, запретное знание, которое невозможно открыто выставить, кроме как в таких завуалированных формах. Любая сказка — шифр. Восприятие магической информации сопровождается очень глубокими реакциями физических организмов, в том числе ужасом, радостью, дрожью, трепетом и так далее. Сказка содержит базовые вещи, которые сейчас не менее актуальны, чем когда-либо. Мы видим, что центральные произведения современной культуры как раз и есть сказки. Такие, как «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер», «Властелин колец» — эпические мощные сказки, которые в гораздо большей мере описывают наше время и структурируют его, нежели реалистические произведения.

Павел Пепперштейн.

Павел Пепперштейн.

Иванов: Потерянное зеркальце постоянно обвиняют в том, что оно всем врет, показывая нереалистичные вещи. Но по факту это тот же шифр: зеркальце показывает смотрящим в него то, о чем они в глубине души мечтают и что хотели бы видеть. Как вы думаете, что бы вы увидели, посмотрев сейчас в зеркальце из сказки, кого или что бы оно вам показало?

Пепперштейн: Судя по последнему варианту текста, зеркальце проходит моральную эволюцию: сначала отражает все как есть, потом начинает украшать действительность, ему начинает хотеться понравиться людям и принести пользу. И по сюжету эти упреки выглядят необоснованными, так как это все действительно приносит пользу. Все герои преображаются, в частности, под влиянием украшательской деятельности зеркальца.

Что бы я увидел? Не знаю. Мне кажется, что общение с зеркалами — я имею в виду не только сказки, сколько обычную жизнь — говорит о том, что каждое зеркало отражает по‑разному. И если мы хотим составить какое-то представление о нашем облике, одного зеркала недостаточно. Нужно отразиться во многих зеркалах и понять, что все они говорят отчасти правду, отчасти искажают ее, и, чтобы некое подобие правды вычислить, нужна сумма впечатлений, которые мы можем получить, сопоставляя данные различных зеркал. Только так мы можем составить приблизительное представление о нашем облике.

Иванов: Мне кажется странным, что мы живем в таком мире, где есть ничего не значащие максимы, как то, что «надо быть собой», «нельзя никого обманывать и привирать». Хотя жизнь показывает обратное. Мне хотелось бы, чтобы не было однозначной назидательности. Сам человек каждую секунду очень разный, и то же самое с отражением. У меня почему-то в сознании присутствует образ человека, который посмотрел на себя в зеркало и не узнал. Глубинный страх — не узнать самого себя в зеркале. Поэтому сам не знаю, что бы я там увидел. Может, ужаснулся бы.

Городок в табакерке
Я прочитала сказку Одоевского «Городок в табакерка». Она мне очень понравилась . В ней рассказывается про мальчика по имени Миша. Папа подарил ему музыкальную шкатулку которая очень понравилась мальчишке. Мише очень захотелось узнать как же она устроена, что у неё внутри. Это желание исполняется во сне. Оказавшись внутри табакерки и путешествуя по сказачному городу,Миша знакомится с тем,как взаимодействуют части музыкального механизма ,как рождаются звуки.Всё это ново для него и интересно.А когда Миша просыпается ,он понимает,как работает музыкальная шкатулка.Миша — очень любознательный, вежливый,добрый мальчик.Главная мысль сказки заключается в том,что все в мире взаимосвязано. Из сказки можно сделать вывод: когда ты думаешь о какой то проблеме и загадке, то решение рано или поздно придет к тебе ,пусть даже во сне. В этой сказке я узнала немного себя,мне тоже всегда хотелось узнать ,как сделаны игрушки.Советую прочитать эту замечательную сказку всем.

Черная курица или подземные жители

Это произведение о том что, только то знание, что добыто трудом, остаётся крепко в голове, только его ни кто не может отнять у человека, только она ему на пользу.
Мне понравилось что Алёша спас чёрную курицу.
По вине Алёши подземные жители покинули своё пристанище, Зато в конце концов Алёша осознал свои ошибки.
Я советую прочитать тем кто мечтает отвечать уроки, не уча их.

Спящая царевна

Я прочитала «Спящую царевну » и она мне очень понравилась.
У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась дочка. По этому случаю они закатили пир, пригласив на него 11 из 12 волшебниц, которые жили в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, очень обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-ая и сказала, что царевна умрет в 15 лет, уколов палец веретеном. Тогда вперед вышла 11-ая, которая не успела ничего пожелать, и сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет.
Царь, испугавшись, запретил в королевстве прясть вообще. Но царевна в возрасте 15 лет все-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные.
Через 300 лет ее разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные.
Советую прочитать эту сказку, она очень интересная.

Малахитовая шкатулка

В сказке «Малахитовая шкатулка» повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина. В Малахитовой шкатулке, автор Бажов, выразил свой восторг и восхищение теми людьми, которые не продадут свою совесть и душу ни за какие богатства. Человеческая честь – неподкупна!

Смысл сказа кроется в чистой и неприкосновенной совести многих уральских женщин. Это произведение Бажова наставляет будущее поколение жить верой и правдой. А ложь, непременно вылезет наружу. Честь и достоинство человека в этом произведении оказалось превыше всего.

Синичкин календарь

Я в этом году прочитала очень много книг Виталия Бианки. Он пишет сказки детям. Но больше всех мне понравилась сказка «Синичкин календарь».Сказка учит тому, что быть любопытненьким даже очень хорошо, учит пониманию, дружбе, смелости , отваге.
Мне нравится эта сказка потому, что Виталий Бианки очень хорошо описывает все месяца и жизнь животных и их любопытство.
Советую ее прочитать тем, кто любит животных и хочет узнать, как они живут.

Морские истории

Сборник рассказов Бориса Житкова «Морские истории» рассказывает о замечательных людях, не растерявшихся в трудную минуту в море.
Каждый герой из рассказа — яркая личность, готовая пойти на подвиг, рискуя собственной жизнь ради спасения других. Иногда кажется, что герои совершают невозможное, но именно так проявляется их мужество.
Самым интересным для меня из этого сборника был рассказ «Механик Солерно». В трюме судна начался пожар и капитан понимает, что корабль в любую минуту может пойти ко дну. Капитан героически сражается за жизнь каждого человека, находившегося в трудную минуту на судне. И происходит чудо — спасены все люди!
И только одного человека не удалось спасти — это то самый механик, по чьей вине и загорелся корабль. Но механик признался капитану, что это из-за него произошёл пожар, так как ему заплатили и он согласился незаметно провезти в трюме опасный груз. Его признание тоже стало мужественным поступком, поэтому мне было жалко, когда он погиб.

Сказки Следопыта

Открывает небольшой рассказ-воспоминание. Автор, будучи маленьким мальчиком, отправился с мамой в лес собирать землянику. Денек выдался замечательный: даже небольшой дождик не испортил его, а только придал особое очарование. Встреча с пастухом, играющим на дудочке, которого мальчик сперва принял за лесное эхо, навсегда запечатлелась в его памяти.

Больше не помещается:(
Сделай, пожалуйста, другой вопрос с таким же текстом, я допишу.

  • Чему учит сказка гофмана щелкунчик и мышиный король
  • Чему учит сказка гензель и гретель
  • Чему учит сказка голубая змейка
  • Чему учит сказка волшебная иголочка
  • Чему учит сказка госпожа метелица