Чему учит сказка голубая змейка

Жанр: литературная сказкачитайте краткое содержание других сказок эрнста гофмана:щелкунчикглавные герои сказки золотой горшок и их характеристикаансельм. поэт и студент. честный,

Жанр: литературная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Эрнста Гофмана:

«Щелкунчик»

Главные герои сказки «Золотой горшок» и их характеристика

  1. Ансельм. Поэт и студент. Честный, верный, влюблённый.
  2. Серпентина. Красивая змейка, дочь Саламандра.
  3. Вероника. Дочь Паульмана. Честолюбивая, расчетливая.
  4. Паульман. Конректор. Простой, меркантильный.
  5. Линдгорст. Он же Саламандр. Дух огня. Таинственный и справедливый.
  6. Ведьма Рауэрин. Злобная, завистливая. Дочь пера чёрного дракона и свекольницы.
  7. Геербранд. Чиновник. Влюблён в Веронику.

План пересказа сказки «Золотой горшок»

  1. Яблоки ведьмы.
  2. Змейки в бузине.
  3. Исступление Ансельма.
  4. На лодке.
  5. В доме Паульмана.
  6. Ручка двери.
  7. Встреча у куста бузины.
  8. Советы подруг.
  9. Чудесный сад.
  10. Переписка манускриптов.
  11. Чёрный обряд.
  12. Рассказ Серпентины.
  13. Любовная магия.
  14. Клякса.
  15. В бутылке.
  16. Искушение ведьмы.
  17. Схватка с ведьмой.
  18. Судьба Вероники.
  19. Жизнь в Атлантиде.

Кратчайшее содержание сказки «Золотой горшок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В ветвях бузины Ансельм увидел прекрасную змейку и влюбился.
  2. Он узнал, что змейка дочь Линдгорста и её зовут Серпентина.
  3. Ансельм переписывает манускрипты, а Серпентина ему помогает.
  4. Вероника пытается приворожить Ансельма и тот оказывается в бутылке.
  5. Ведьма погибает в схватке с Линдгорстом и Ансельм женится на Серпентине.
  6. Вероника выходит замуж за Геербранда и обретает счастье.

Главная мысль сказки «Золотой горшок»

Верь, люби, надейся.

Чему учит сказка «Золотой горшок»

Сказка учит не предавать свою любовь. Учит верности и настойчивости. Учит не пытаться причинить зло другому человеку ради своей выгоды. Учит самоотверженности и умению пожертвовать собой.

Отзыв на сказку «Золотой горшок»

Мне очень понравилась эту удивительная сказка и её герои. Ансельм мне понравился за его верность, он сумел устоять перед искушением и не поддался чарам. Он оказался в очень странной ситуации, но боролся и победил. Ведь им двигала любовь, которая побеждает всё.

Пословицы к сказке «Золотой горшок»

Вечная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Делая зло на добро не надейся.

Верен — в деле проверен.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Золотой горшок»

В тот день Ансельм наткнулся на лоток и рассыпал яблоки. Ему пришлось отдать все деньги старухе, но она всё равно была недовольна и обещала студенту, что тот окажется в стекле.

Грустный Ансельм присел возле бузины и услышал чудесную песню. Он увидел в ветвях трёх змеек и одна из них посмотрела на него голубыми глазами.

Страшный голос позвал змеек и они исчезли, а Ансельм стал в исступлении кричать и бить дерево. Его приняли за сумасшедшего.

Конректор Паульман позвал Ансельма кататься на лодке и студент принял отражения фейерверка в воде за змеек. Он чуть не прыгнул в воду.

Вероника заступилась за студента и после обеда они распевали песни в доме Паульмана.

Паульман сказал студенту, что архивариус Линдгорст ищет переписчика, обещая щедрую плату.

Ансельм отправился к архивариусу, но не успел постучать, как дверная ручка превратилась в ведьму с рынка и он потерял сознание.

Ансельм часто вспоминал змейку и ходил к кусту бузины. Там его встретил Линдгорст. Архивариус сказал, что эти змейки его дочери, а ту, которая полюбилась студенту, зовут Серпентина.

Студент рассказал про ведьму и Линдгорст дал ему пузырёк с жидкостью.

Вероника мечтала, что выйдет замуж за Ансельма, а тот станет надворным советником. Подруги рассказали ей про пророчицу и Вероника отправилась к ведьме. В ней она узнала старую няню. Ведьма обещала приворожить Ансельма.

Ансельм пришёл в дом архивариуса и был поражён красивым садом, полным цветов и птиц. Он увидел золотой горшок, в котором отразилась Серпентина. Линдгорст дал ему переписывать старинные манускрипты и Серпентина помогала студенту магией.

Вероника ночью отправилась к ведьме и на пустыре они совершили магический обряд. Вероника получила волшебное зеркало, через которое могла управлять чувствами Ансельма.

Серпентина рассказала Ансельму историю своего отца, духа стихии Саламандра. Саламандр был влюблен в золотую лилию, но погубил её своим огнём. Повелитель духов Фосфор лишил Саламандра силы и изгнал в мир людей. Там Саламандр должен был пребывать, пока не выдаст замуж трёх дочерей и не подарит каждой золотой горшок.

Ансельм поклялся вечно любить Серпентину.

Зеркало ведьмы начало действовать и Ансельм решил, что Серпентина лишь плод его воображения. Он стал думать, что любит Веронику и весело проводил время в её доме.

Паульман и Геербранд напились пунша и стали творить безумства.

Утром Ансельм пришёл в себя и отправился к Линдгорсту. Но он не мог переписывать и поставил кляксу на важный манускрипт.

Линдгорст поместил Ансельма в бутылку. Студент раскаивался в своём неверии и клялся в любви к Серпентине. В соседних бутылках сидели другие писцы, вполне довольные своим существованием.

Появилась ведьма и стала рвать манускрипты. Ей помогал чёрный кот. Но явились Линдгорст и попугай. Завязалась битва. Архивариус победил и простил раскаявшегося студента, который доказал свою верность.

Он выпустил Ансельма из бутылки.

Прошло три месяца. Геербранд получил должность надворного советника и посватался к Веронике. Та вышла за него и её мечта осуществилась.

Ансельм и Серпентина обрели счастье в Атлантиде, среди чудесной природы, где всегда царит праздник любви. В их золото горшке расцвела золотая лилия, символ их любви.

Линдгорст мечтает выдать замуж двух других дочерей.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Золотой горшок»

1

Заполненный читательский дневник по произведению здесь

Другие читательские дневники здесь

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Сказка о двух друзьях, прошедших проверку на жадность, на сочувствие и ставших хорошими людьми.

Краткое содержание произведения «Голубая змейка» для читательского дневника

Однажды два друга Ланко и Лейко испортили сестре Лейка гадание на жениха. Сестра пожелала, чтобы мальчишкам привиделась голубая змейка.
Оказалось, если змейку увидит кто-то один, она укажет на золото в земле, если ее увидят несколько человек, то могут убить друг друга из-за золота.
Два раза являлась змейка к ребятам, и они дрались. В третий раз ребята прошли проверку, и змейка дала им по кошельку с золотым песком.
Ланко решил, что змейка дала им мало золота, а Лейко, что по заслугам.
У Лейка кошелек потяжелел, у Ланко нет — Ланко понял, что нельзя считать, сколько богатства тебе дали даром.
Больше ребята никогда не звали змейку, поняли: когда надо, она сама одарит — и стали удачливы во всех делах.
598 знаков без пробелов

Краткое содержание произведения «Голубая змейка» можно прочитать ниже

Дружили два мальчика по прозвищу Ланко Пужанко и Лейко Шапочка. Их семьи жили одинаково, и мальчики не хвастались друг перед другом.
Ланко не нравилось его прозвище, а Лейко под прозвище даже просил у мамы новую шапочку.
Летом ребята играли в разные игры, ходили за грибами и ягодами, гуляли. Зимой было скучно: одежда у них была бедная, поэтому мальчики прибегали друг к другу домой и играли на полатях.
Перед Новым годом к сестре Лейка, Марьюшке, пришли подружки гадать на женихов. Мальчишкам было интересно, но Марьюшка дала им подзатыльники и прогнала обратно на полати.
Марьюшка расстраивалась, что женихи к ней не шли, так как она была косоротенькая.
Одна подружка сказала, что надо вечером повесить свой гребешок на поветях, а рано утром снять и посмотреть, есть ли на нем волос: если есть, то в этом году выйдешь замуж.
Мальчишки подслушали это и решили Марьюшке отомстить.
Марьюшка ночью повесила гребешок, а ребята вычесали этим гребешком коня и повесили гребешок обратно.
Утром Марьюшка забрала гребешок, увидела волосы, обрадовалась и пошла подружкам показывать. Подружки разглядели, что это конский волос и стали смеяться над Марьюшкой.
Марьюшка поругалась с подружками и пожаловалась матери. Мать поняла, что это мальчишки подстроили и отругала их. Ребятам стало стыдно. А Марьюшка от злости пожелала, чтобы мальчишкам привиделась голубая змейка. Мать на нее сильно заругалась.
Стало интересно ребятам, что это за голубая змейка, но никто им не хотел рассказывать.
Но однажды отец Ланка решил им рассказать про змейку, чтобы больше не спрашивали.
Водилась в тех краях маленькая голубая змейка. Если ее увидит кто-то один, то змейка укажет, где есть золотая струя в земле. Если же увидят ее несколько человек, то обязательно рассорятся из-за этого золота так, что могут убить друг друга.
Приказал отец мальчишкам ни за что про змейку вдвоем не разговаривать. Мальчишки сначала очень старались.
Весной они играли у ручейков. Вдруг Лейко запел песенку про голубую змейку, и она ему показалась на горке. В это же время Ланко закричал Лейко, что видит змейку из-под горки. Змейка быстро пропала.
Мальчишки стали рассказывать друг другу, что разглядели у змейки. Лейко решил золото копать, где змейка указала. Ланко его оттолкнул, чтобы не случилось беды. Мальчишки подрались, потом успокоились и поняли, что змейка их задурила.
Решил каждый про себя в одиночку искать змейку, но потом стало стыдно перед другом, и мальчики договорились вдвоем снова позвать змейку. Змейка опять появилась — ребята опять подрались. Тогда они договорились никогда не говорить про змейку.
Пошли как-то ребята за ягодами, присели отдохнуть и увидели голубую змейку в образе женщины, отвернулись, но женщина не отставала. Мальчишки стали просить их отпустить, но она решила их испытать еще раз: дала каждому по половинке черно-золотого камня и сказала, что если загадать другому хорошее, камень станет золотым, если пустяк, то станет обычным камнем. Ребята загадали, чтобы Марьюшка вышла замуж. За это женщина дала ребятам по кошельку с золотым песком, но приказала взрослым сказать, чтобы не спрашивали, где взяли золото.
Мальчики пошли домой. Ланко сказал, что змейка дала им мало золота, а Лейко сказал, что по заслугам.
У Лейка кошелек стал тяжелее, а у Ланка нет. Лейко решил поделиться с другом, но его золотой песок не перекидывался в кошелек Ланка: превращался в черную пыль. А в кошелек Лейка Ланко мог пересыпать золотой песок. Ланко понял, что это змейка учит его, что нельзя считать, сколько богатства тебе дали даром. И сразу у него кошелек тоже потяжелел.
Дома у ребят все обрадовались змейкиным подаркам. К Марьюшке посватался жених. Больше ребята никогда не звали змейку, так как поняли, что, когда надо, она сама одарит. Так и стали мальчики удачливы в своих делах.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова


Бажов П., сказка «Голубая змейка»

Жанр: литературный сказ

Главные герои сказки «Голубая змейка» и их характеристика

  1. Ланко Пужанка. Веселый сорванец, задира, выдумщик и балагур. Но слегка жадный.
  2. Лейко Шапочка. Такой же веселый озорник, но более бескорыстный и справедливый.
  3. Марьюшка. Сестра Лейко. Переживала, что долго никто замуж не брал.
  4. Отец Лейко. Знаток легенд и преданий, любитель выпить.
  5. Голубая змейка, женщина. Волшебное существо, справедливое, могущественное, требовательное.

План пересказа сказки «Голубая змейка»

  1. Лейко и Ланко — два друга
  2. Марьюшкин гребень
  3. Страшные слова
  4. Рассказ отца
  5. Запруда весной
  6. Первая встреча с Голубой змейкой
  7. Вторая встреча с Голубой змейкой
  8. Тяжесть золота
  9. По ягоды в лес
  10. Женщина, которая не пригибает траву
  11. Два круга
  12. Испытание 
  13. Два кошелка
  14. Жадность Ланко
  15. Раскаяние.

Кратчайшее содержание сказки «Голубая змейка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили два друга, Ланко и Лейко, и подшутили нехорошо над сестрой Марьюшкой
  2. Отец рассказал друзьям, что Голубая змейка сулит золото, но может и беду навлечь.
  3. Как-то раз позвали друзья Змейку, а потом нашли золото, но не смогли унести тяжелые самородки.
  4. Летом снова встретили друзья женщину, под которой не пригибалась трава.
  5. Женщина решила испытать друзей и мальчишки пожелали Марьюшке выйти замуж.
  6. Голубая змейка дали им по кошельку золотого песка, но Ланко от жадности, чуть было не лишился своего золота.

Главная мысль сказки «Голубая змейка»
Только тем, кто честен и добр, золото может принести пользу. Жадным и злым от него только вред.

Чему учит сказка «Голубая змейка»
Эта сказка учит быть добрым, честным, отзывчивым, во всем помогать товарищу. Не завидовать и не требовать от судьбы большего. Учит проявлять умеренность. Учит тому, что шутки бывают разными.

Отзыв на сказку «Голубая змейка»
Мне очень понравился этот красивый сказ. Его герои, мальчики Ланко и Лейко вызывают искреннюю симпатию. Они простые и добрые мальчики, которые ради дружбы готовы были бросить любое богатство, любое золото. Ну а образ Голубой змейки мне кажется волшебным и сказочным. И вместе с тем в нем отражена вера простого народа в то, что удача улыбается только тем, кто ее действительно достоин.

Пословицы к сказке «Голубая змейка»
Вода у друга лучше чем у врага мед.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Что мне золото, светило бы солнышко.
Правда дороже золота.
Жадность покою лютый враг.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Голубая змейка»
Жили на горном заводе два мальчишки, Лейко Шапочка и Ланко Пужанка. Оба похожие, и умишком и силой, да и житье у них одинаковым было. Вот только Ланко на свое прозвище обижался, а Лейко вроде как гордился, все у матери шапочку новую выпрашивал.
Росли мальчишки дружно, вместе играли, друг за друга в драках заступались. Летом привольно им жилось, зимой скучновато. И вот раз под Новый год к Лейковой сестре Марьюшке подруги набежали и ворожбу затеяли. Мальчишкам тоже интересно, а Марьюшка их гонит. Сердитая она была. Вроде и красивая, но немножко косоротенькая, вот ее парни и браковали.
И вот гадают девки, веселятся, а мальчишки на полатях помалкивают. И услышали они как подружка Марьюшке советовала гребешок на ночь над дверью повесить, да коли в нем к утру волос окажется, быть девушке замужем в тот же год.
Ну и решили мальчишки посмеяться. Подсмотрели вечером где Марьюшка гребень повесила, да воткнули в него волос от мерина Голубко. А Марьюшка утром гребень снимает, волос видит и бежит к подружкам хвастаться. А те пригляделись — волос-то конский. И давай смеяться, Голубковой невестой дразнить.
Смекнула Марьюшка, чьих рук это дело и в сердцах пожелала ребятам с Голубой змейкой встретиться. Но тут уж на дочь мать заругалась, разве можно такое желать?
А ребятам Голубая змейка в голову попалась, они у всех спрашивают, но никто не отвечает. И только отец Лейко, выпивши, отвел их на берег и рассказал легенду. Есть в этих краях якобы маленькая Голубая змейка, легкая, словно и весу в ней нет, по траве идет — трава не шелохнется. И вправо от змейки золотая струя сыпется, а влево — черная-пречерная.
И будто увидеть змейку к счастью — золото верховое окажется, но с подвохом. Если взять его много и хоть кусочек выкинуть по дороге, все в камень обратится.
Ну а если Змейка двоим, троим покажется — беде быть. Перессорятся все, передерутся .
А еще может Голубая змейка человеком показываться, но узнать ее все равно можно, трава под ней не пригибается.
И велел отец никогда не звать Змейку, если вдвоем где окажутся.
И вот весной, строили как-то мальчишки запруду, а Лейко возьми и сложи стих, в котором просил Голубую змейку явиться. Только пропел, смотрит катится колечком Голубая змейка, в одну сторону золотые искры сыпятся, а в другую — черные. И Ланко ту змейку увидел.
Бежит Лейко с лопатой, хочет золото накопать, а Ланко ему кричит, что там беда черная сыпалась, на другое место показывает. Но там копать Лейко не дает, он видел как именно туда черная пыль падала. До драки у них дошло. Но быстро опомнились мальчишки.
Через какое-то время решили мальчишки еще раз Змейку позвать и с одной стороны на нее посмотреть.
Позвали ребята Змейку, а та тут как тут, катится прямо на них. Встали ребята один впереди другого, но Змейка у них между ног прокатилась, да так, что одна штанина у мальчишек черной стала, а вторая золотой.
Тут ребята и золото увидели, но веса камней не знали. Схватил Ланко один камень, чувствует тяжело, не донести, и советует Лейко поменьше брать. Тот поменьше взял, а все равно тяжелый. Нес Лейко, нес, чуть не надорвался, но все равно бросить пришлось. И все остальные камни сразу исчезли.
Обиделись мальчишки, решили, что никогда больше Змейку звать не станут. И слово свое держали.
Но раз летом уже дело было. Собирали мальчишки ягоду и вдруг видят женщина к ним идет, а под ней трава не колышется. Сели они спина к спине и глаза закрыли, чтобы на женщину не смотреть. Только чувствуют, что поднимает их неведомая сила. Глядь, а трава поднялась и их держит. А вокруг два круга — золотой и черный. Хотели ребята убежать, да золотой круг их не пускает, поднимается, отталкивает.
А женщина смеется, говорит, что пока сама не отпустит, не выбраться ребятам. И говорит, что помнит, как они дрались два раза, но по хорошему дрались, не из корысти. Друг друга защищали. Вот и хочет женщина еще испытание мальчишкам устроить. Подала им плитку, в которой золотой песок с пылью смешан, и говорит, что у того, кто хорошее задумает вся плитка золотой станет, а у того, кто плохое замыслит — простым камнем обернется.
А мальчишки давно про обиду, которую Марьюшке нанесли думали. И вот оба пожелали, чтобы Марьюшка замуж вышла, да чтобы прозвище ее обидное забылось.
И стали у них плитки золотыми.
А женщина улыбнулась и два кошеля мальчикам протягивает в награду. А в них золотой песок. А потом в змейку обратилась и укатилась.
И пошли ребята домой. Да только Ланко вдруг говорит, что мало им песка дала Змейка. А Лейко отвечает, что столько, сколько заслужили. И вдруг кошелек Лейко тяжелее стал. Смотрит он, а в нем песка прибавилось. Решил Лейко другу отсыпать, чтобы снова поровну стало. Но только достанет горсть, как песок в пыль превращается. Решил Ланко свой кошелек проверить, обычный золотой песок, спокойно он его в кошелек Лейко пересыпал.
И понял Ланко, что обделила его Змейка, за то что пожадничал, а как только сказал про это другу, то и его кошелек прибывать стал.
Вернулись ребята домой, все конечно обрадовались. Да тут как раз к Марьюшке жених посватался из другого села.
Не встречали больше ребята Голубой змейки, но в делах всю жизнь удачливы были. Не забыла видать их Змейка, от неудач оберегала.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Голубая змейка»

Чему учит сказка голубая змейка

Чему учит сказка голубая змейка

Жанр: приключенческая повесть

Читайте краткое содержание других сказок о первобытных людях:

Рони Старший «Борьба за огонь»

Главные герои сказки «Приключения доисторического мальчика» и их характеристика

  1. Крек. Первобытный мальчик. Смелый, ловкий, решительный и добрый.
  2. Гель. Его друг. Лучший пловец и рыболов. Верный друг.
  3. Рюг. Обладал очень хорошим слухом. Верный друг.
  4. Старейший. Честный и добрый старик. Чувствовал ответственность за мальчиков.
  5. Ожо. Самый младший мальчик. Легкомысленный и импульсивный.
  6. Маб и Он. Сёстры Крека.

План пересказа сказки «Приключения доисторического мальчика»

  1. Крек и Старейший на берегу.
  2. За кремнями.
  3. Два гиганта на льдине.
  4. Муки голода.
  5. Переселение крыс.
  6. Погасший огонь.
  7. Возрождённый огонь.
  8. Крек на дереве.
  9. Встреча с друзьями.
  10. Пещера у реки.
  11. На плоту.
  12. Озёрные люди.
  13. Нападение.
  14. Встреча с Ожо.

Кратчайшее содержание сказки «Приключения доисторического мальчика» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Первобытный мальчик Крек хотел помочь племени и бросил огонь.
  2. Огонь погас и Крека изгнали, хотя он и помог возродить огонь.
  3. С Креком ушли его друзья и Старейшина.
  4. Они встретили озёрных жителей и остались жить с ними.
  5. Крек и его друзья помогли отразить нападение и заслужили уважение.
  6. Через много лет они встретили Ожо, который сказал, что их племя погибло.

Главная мысль сказки «Приключения доисторического мальчика»

Жизнь первобытного человека была тяжела и опасна, но люди уже тогда были людьми.

Чему учит сказка «Приключения доисторического мальчика»

Сказка учит дружбе и взаимовыручке. Учит быть честными и добрыми, не забывать добро и бороться с трудностями. Учит никогда не отчаиваться и не сдаваться.

Отзыв на сказку «Приключения доисторического мальчика»

Мне очень понравилась эта книга. Она рассказывает об очень далёких временах, когда люди ещё жили в пещерах и выживали в борьбе с голодом, холодом и зверями. Её герои честные и мужественные люди, мальчики, которые не сдались перед трудностями и добились первобытного счастья. Мне очень понравился решительный и отзывчивый Крек, а также его друзья Рюг и Гель.

Пословицы к сказке «Приключения доисторического мальчика»

Человек сам кузнец своего счастья.

Сталь закаляется в огне, а человек — в борьбе.

Терпенье и труд всё перетрут.

Умелым и смелым трудности не страшны.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Приключения доисторического мальчика» по главам:

Глава 1. На берегу реки.

На берегу реки сидел девятилетний мальчик и резал тростник. Его звали Крек,что значит птицелов. 

Из пещеры, расположенный рядом, вышел старый мужчина. Он позвал Крека, сказав, что надо идти за кремнями. Это был Старейший.

Вскоре группа детей присоединилась к ним. Там были Гель, ловкий рыболов и Рэг Большеухий, способный услышать малейший шорох.

Дети и Старейший отправились в путь.

В пещере остались их матери, две девочки Маб и Он, и самый маленький мальчик Ожо, которому выпал черёд сторожить огонь.

Глава 2. Один из дней первобытных времен.

Голодные дети собирали кремни и попутно искали хоть какую-нибудь еду. Им попалось всего несколько корней, пауков и одна змейка.

Когда Старейший скомандовал привал, они быстро съели найденные продукты. Потом легли спать.

Крек наблюдал, как Старейший обтёсывает кремень, делая его острым.

Вдруг они услышали ужасающее рычание. Дети забрались на скалу и только Крек остался внизу, вместе со Старейшим.

Они испуганно смотрели на огромную льдину, где лежали два тела — носорог и мамонт. Гиганты убили друг друга.

Глава 3. Вечный враг.

Главным врагом первобытных людей был голод. Взрослые ушли на охоту и долго не возвращались. Племя съело всё что было, даже старые кости и кожу. Наконец Старейший увёл всех в лес, чтобы поискать пищу.

Только Крек остался в пещере, караулить огонь.

Глава 4. 

Неожиданно прибежал Ожо. Он держал в руках убитую крысу-пеструшку и кричал, что там ещё много этих зверей.

Крек подкинул в костёр побольше дров и побежал за Ожо, мечтая убить как можно больше крыс и спасти племя от голода.

Но мальчики оказались в окружении огромной стаи кочующих пеструшек. Им самим грозила опасность быть съеденными. Они сумели забраться на дерево и там провели ночь.

Глава 5. Огонь погас.

Между тем, Старейшина встретил в лесу возвращавшихся охотников. Те несли богатую добычу. На радостях они устроили пиршество и только потом отправились к пещере.

Там их ждало неприятное известие — огонь погас, а Крека и Ожо нигде не было.

Страшное горе охватило людей, ведь они не могли разводить огонь и им грозила смерть от холода и голода.

Глава 6. Осуждение.

Утром Крек и Ожо отправились домой. На полпути их перехватил Рюг и посоветовал уходить, иначе взрослые их убьют. Но тут подошёл Старейший и отвёл маленьких преступников в пещеру.

Мужчины недолго судили ребят. Каменный топор занесся над их головами. В последний миг Крек выкрикнул, что знает, как возродить огонь.

Он рассказал, что когда к племени прибился Фо-чужестранец, он видел у того палочки, с помощью которых Фо добывал огонь. Но Фо умер, а Крек забыл про эти палочки. И только теперь вспомнил.

Старейший сходил к жилищу Фо и нашёл палочки. Он сумел возродить огонь.

Мужчины снова стали думать, как поступить с мальчиками. Они решили простить Ожо, а Крека изгнать из племени.

Глава 7. Изгнанник.

Целый день Крек шёл, а вечером устроился на ночлег в ветвях большого дерева. Ночью его разбудил шорох. Это была рысь.

Завязалась смертельная схватка. Креку удалось нанести рыси смертельный удар топором. Рысь сорвалась с дерева. 

Крек поднялся повыше и снова заснул. Утром он нашёл на земле труп врага и испустил ликующий вопль. Неожиданно ему ответили. И вскоре к дереву вышли Гель, Рюг и Старейший. Они покинули племя и решили последовать за Креком.

Глава 8. В неведомый мир.

Много дней изгнанники шли по лесам и равнинам. Наконец они нашли небольшую пещеру и поселились в ней.

Когда стало тепло, Крек придумал кататься по реке на бревнах. Мальчики веселились, но Старейший что-то напряжённо обдумывал.

Потом он подозвал ребят и стал скреплять несколько брёвен вместе. Получился небольшой плот, на котором изгнанники поплыли вниз по течению.

Глава 9. Озёрные жители.

Через неделю плавания, плот достиг озера и мальчики увидели на берегу людей, которые собирали камни. Камни они грузили в большие лодки.

Люди оказались миролюбивыми и с интересом осматривали путников. Старейший объяснился с ними жестами и озёрные люди позвали путников к себе.

Они жили посредине озера в хижинах, стоящих на помосте. Помост поддерживали сваи и для укрепления этих свай и требовались камни.

У озёрных людей жили собаки, они только-только приручились и помогали людям на охоте.

Крек с мальчиками тоже стали помогать своим новым друзьям.

Однажды на охоте Крек заметил незнакомца и проследил за ним. Он рассказал об этом остальным и вожди поняли, что на деревню готовится нападение. Они устроили засаду.

Когда враги забрались на помост, на них напали со всех сторон и всех убили. Гель преследовал одного врага в воде, но тот сумел убежать. Гелю удалось лишь выбить ему глаз.

Глава 10. Слепой вожатый.

Прошло несколько лет. Крек стал сильным и ловким охотником, его прочили в вожди.

Однажды на охоте Крек увидел трёх путников, стоящих возле умершего старика. Незнакомцы говорили на языке, который Крек знал с детства.

Это были Ожо и две девушки, Маб и Он. Они обрадовались и удивились, увидев Крека и его друзей. 

Ожо рассказал, что слепой старик вёл их к озеру, где жили добрые люди. Когда-то он воевал с ними, но лишился глаза. По пути старик ослаб и умер.

Ещё Ожо рассказал, что возле пещеры их племени поселились другие люди и стали убивать соплеменников Крека. Остались только они трое и сумели сбежать.

Крек повёл Ожо и сестёр к озеру. Время мучительных странствий для них прошло.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Приключения доисторического мальчика»

1

  • Чему учит сказка волшебная иголочка
  • Чему учит сказка госпожа метелица
  • Чему учит сказка бычок смоляной бочок
  • Чему учит сказка берестяная трубочка
  • Чему учит сказка беляночка и розочка