Чему учит сказка голубая чашка

В творчестве салтыкова-щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор в своем произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дикий помещик.
Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».

В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Дикий помещик»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Дикий помещик»
  • для самых компанейских — Главные герои «Дикий помещик»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Дикий помещик»
  • для самых крутых — Читать «Дикий помещик» полностью

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Летний дождь
    Школьные занятие подошли к концу, начались долгожданные каникулы, а сними и жаркое лето. Лето чудесная пора, которая открывает большое количество возможностей для отдыха
  • Сочинение Моя кухня (описание 5, 6 класс)
    Сегодня я расскажу вам об одном из помещений, в нашей квартире – кухне. Она не очень большая – папа сказал, что площадь ее составляет девять квадратных метров – но при этом тесной ее тоже не назовешь.
  • Сочинение Кирилл Троекуров из романа Дубровский (Образ и характеристика)
    Троекуров Кирилл Петрович – русский помещик. Он происходит из знатного рода и очень богат. У Троекурова много связей и возможностей. Все соседи стараются ему угодить, боясь навлечь гнев. Кирилл Петрович принимает это, как должное.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Краткое содержание

В одном государстве жил богатейший помещик. У него было всего полно, только ума недоставало. Однажды он попросил Бога забрать с его владений всех крестьян, так как много их развелось. Только Всевышний знал, что этот человек был глупцом, он не внял его молитве.

Тогда герой решил пойти по другому пути. Он вычитал в газете некий совет и решил ему последовать. Помещик стал облагать мужиков огромными штрафами и налогами. Такие действия усложнили им жизнь, сделали ее невыносимой. Крестьяне, в свою очередь, обратились к Господу, попросили забрать их из этого места. Их молитвы были услышаны, и спустя некоторое время сильнейший ветер унес с собой всех крестьян.

Сначала помещик был рад такому событию, но чуть позже заскучал. Он вызвал театр, прибыли актеры, а сцену установить было некому. Мужчина похвастался, что разогнал крестьян, на это гости обозвали его дураком и уехали обратно.

Тогда помещик решил созвать к себе друзей-генералов, чтобы сыграть с ними в карты. Мужчины обрадовались приглашению. Они приехали не только поиграть, но и отменно закусить. У хозяина дома ничего съедобного не нашлось, а готовить было некому. Генералы рассердились и уехали.

Тут хозяин поместья по привычке позвал своего слугу Сеньку, но в ответ ничего не услышал. Мужчине стало скучно. Он обошел все свои владения, перепроверил вещи. Но ему так хотелось, чтобы хоть кто-нибудь пришел к нему в гости.

Вскоре его посетил капитан-исправник, он поинтересовался, почему не приходят налоги в казну. Мужиков нет, продукты на рынок не поступают, так государство долго не просуществует. В ответ хозяин поместья похвалился ему, что прогнал крестьян. Исправник назвал его глупцом и удалился.

Мужчине было неприятно, что все его обзывают. Он считал, что прав и отступать от своих принципов не собирался. Помещик оброс, в доме все было в грязи. А немного погодя он одичал, вел себя как животное. Но даже после этого не собирался возвращать крестьян.

Вскоре губернское начальство прослышало про этого человека, прислало ему новых работников. Тогда все встало на свои места. На рынке появились продукты, а казна пополнилась налогами.

Одичавшего помещика поймали, отмыли, подстригли, привели в порядок, провели с ним воспитательную работу и поручили слуге Сеньке. С тех пор мужчина мылся по принуждению, порой мычал и тосковал по своей былой дикой жизни.

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки. Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приемам, писатель смог вскрыть все пороки общества. ППроизведение относится к направлению реализм, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Фольклорные традиции в произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина (по сказке «Дикий помещик»)

Ярким своеобразием творчества многих писателей девятнадцатого века являлось их умение продолжать в своих произведениях фольклорные традиции. Славились этим и Пушкин, и Некрасов, и Гоголь, и Толстой. Но этот ряд был бы неполным, если бы мы не поставили в него ещё одно имя – Салтыков-Щедрин. Среди огромного наследия этого писателя большой популярностью пользуются его сказки. Именно в них наиболее чётко прослеживаются традиции русского фольклора. Форму народной сказки до Салтыкова-Щедрина использовали разные писатели. В стихах или прозе они воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, народного юмора. Вспомним, например, сказки Пушкина: «О попе и о работнике его Балде», «О золотом петушке».

Творчество Салтыкова – Щедрина тоже пестрит народной поэтической словесностью. Его сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений автора. Писатель донёс их до читателя в доступной и яркой художественной форме. Слова и образы для них он брал в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы, во всей поэтической стихии живого народного языка. Подобно Некрасову, Щедрин писал свои сказки для простых людей, для самых широких читательских кругов. Поэтому и не случайно был выбран подзаголовок: «Сказки для детей изрядного возраста». Эти произведения отличались истинной народностью. Используя фольклорные образцы, автор творил на их основе и в их духе, творчески раскрывал и развивал их смысл, брал их у народа, чтобы вернуть потом идейно и художественно обогащёнными. Он мастерски использовал народный язык. Сохранились воспоминания о том, что Салтыков – Щедрин «любил чисто русскую крестьянскую речь, которую знал в совершенстве». Часто он говорил о себе: «Я – мужик». Таков в основном и язык его произведений.

Подчёркивая связь сказки с реальной действительностью Салтыков – Щедрин соединял элементы фольклорной речи с современными понятиями. Автор употреблял не только обычный зачин ( «Жили – были…»), традиционные обороты ( «ни в сказке сказать, ни пером описать, «стал жить да поживать»), народные выражения («думу думает», «ума палата»), просторечия («распостылая», «погублять»), но и вводил публицистическую лексику, канцелярский жаргон, иностранные слова, обращался к эзоповой речи. Он обогащал фольклорные сюжеты новым содержанием. В своих сказках писатель создавал образы животного царства: жадного Волка, хитрой Лисы, трусливого Зайца, глупого и злого Медведя. Эти образы читатель хорошо знал и по басням Крылова. Но Салтыков – Щедрин вводил в мир народного творчества злободневные политические темы и с помощью привычных персонажей раскрывал сложные проблемы современности.

Обратимся к сказке «Дикий помещик». Мы видим, на первый взгляд, забавную историю глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал. Тут проявилось удивительное умение автора сказать обществу такие вещи, которые в ту пору не всякий бы решился прошептать себе на ухо. Писатель смог зашифровать , спрятать истинный смысл произведения, в котором выступил против существующего общественного строя, основанного на жестокой эксплуатации народа. С самого начала «Дикого помещика» мы попадаем в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» Мы слышим сказочную лексику: «глядючи», «молвит», «кишмя-кишат». И очень часто встречаем фольклорные выражения: «сказано – сделано», «по щучьему велению», «начал жить да поживать», «много ли, мало ли времени прошло». Сохраняя дух и стиль народной сказки, Салтыков – Щедрин рассказывает о реальных событиях современной ему жизни. Всмотримся внимательно в комическую и нелепую фигуру «дикого помещика». Жизнь за счёт народного труда превратила его в паразита, а весь смысл существования свёлся к тому, чтобы «понежить своё тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Он, живущий за счёт своих Сенек, презирает их, ненавидит, боится и не выносит «холопьего духу». При этом считает себя столпом Русского государства, его опорой, его истинным представителем. Подобно сказочной Бабе Яге, которая говорит: «Фу, фу, фу, русским духом пахнет», помещик не переносит холопьего запаха и радуется, когда, благодаря его усилиям, « не стало мужика» в его владениях. Но вот что существенно: с исчезновением этого самого мужика наступают не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание. Российский дворянин превращается в дикого зверя: «вцепится в свою добычу, разорвёт ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». Это одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель и материальных, и духовных ценностей. Без него не только мясо и масло исчезают на базаре, но и наступает упадок культуры. Истинная опора государства именно он, русский мужик. Но горечью проникнуты слова автора, посвящённые народу. Терпит он притеснения помещика, терпит безропотно. Когда же становится невмоготу, обращаются мужики к богу милостивому со слезной молитвой сиротской: «Господи! Легче нам пропасть с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» А в конце сказки мы читаем: «…летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в клетушки и послали в уезд». Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена великая и горькая правда. Мужики здесь уподобляются бессловесным существам, живущим бессознательной роевой, стадной жизнью. Сердце великого писателя переполнено тоской, болью за свой народ и ненавистью к угнетателям. В этой сказке звучит призыв-вопрос, как у Некрасова: «Ты проснёшься ль, исполненный сил?»

И, как мне кажется, этой сказкой и всеми другими своими произведениями Салтыков- Щедрин пытался донести до народа те высокие идеалы, во имя которых он сам сражался острым пером сатиры. Опираясь на народную мудрость, используя богатства народной речи, русского фольклора, проникнувшись чисто народным юмором, писатель создал произведения, целью которых было пробудить в народе его великий дух, его волю и силу. Всем своим творчеством Салтыков – Щедрин стремился к тому, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

1

Первый слайд презентации: Гайдар Аркадий Петрович

22.01.1904 г. – 26.10.1941 г.

Гайдар Аркадий Петрович

Изображение слайда

2

Слайд 2: Хронологическая таблица

В 1918 году (в 14 лет) был принят в коммунистическую партию ( РКП(б) ) в качестве кандидата. В 1920 году в марте стал командиром 4 роты 303 полка 37 Кубанской дивизии.  В 1925 году опубликовал повесть «В дни поражений и побед» в ленинградском альманахе «Ковш».  С 1932 года Аркадий Петрович работал разъездным корреспондентом в газете «Тихоокеанская звезда».
В 1932 – 1938 годах увидели свет повести и рассказ «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика».
В 1939 – 1940 годах закончил работу над произведениями для детей – «Тимур и его команда», «Чук и Гек»..
Хронологическая таблица

Хронологическая таблица

Изображение слайда

3

Слайд 3: Творчество для детей

«Чук и Гек»
«Поход»
«Горячий камень»
Творчество для детей

Творчество для детей

Изображение слайда

Мир детской литературы удивителен и прекрасен. С кем только не встретится юный читатель на страницах детских книг. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с творчеством Аркадия Петровича Гайдара. В книге «Чук и Гек» представлена сказка адресованная детям от 6 лет. Сейчас мне бы хотелось прочитать небольшой отрывок из сказки «Чук и Гек».
-Какие были братья? Какой был Чук по характеру?  (запасливый, хозяйственный).
-Какой Гек?
-Что произошло?
-Правильно ли поступили Чук и Гек?
-Что же было написано в телеграмме?
-Вам было жалко героев? Кого? Почему?
Закончите предложение.
К своим близким нужно относиться так, чтобы…
Сказки Аркадия Гайдара очень интересные. А красивые иллюстрации делают процесс чтения веселым и увлекательным.
«Чук и Гек»

«Чук и Гек»

Изображение слайда

Мир детской литературы удивителен и прекрасен. С кем только не встретится юный читатель на страницах детских книг. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с творчеством Аркадия Петровича Гайдара. В книге «Поход» представлена сказка адресованная детям от 6-7 лет. Сейчас мне бы хотелось прочитать вам сказку «Поход».
-Как зовут главного героя рассказа?
Куда ушел отец Альки?
Что хотел сделать Алька? Что сказала мама ?
Как Алька стал готовиться к походу?
Что помешало ему отправиться в поход? Кто вернулся домой?
Что сказал отец сыну?
Чему учит этот рассказ?
Закончите предложение.
Алька хотел идти в поход, потому что…
Я хотел бы похож на Альку, потому что…
Сказки Аркадия Гайдара очень интересные. А красивые иллюстрации делают процесс чтения веселым и увлекательным.

«Поход»

Изображение слайда

6

Слайд 6: Горячий камень»

Мир детской литературы удивителен и прекрасен. С кем только не встретится юный читатель на страницах детских книг. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с творчеством Аркадия Петровича Гайдара. В книге «Горячий камень» представлена сказка адресованная детям от 6-7 лет. Сейчас мне бы хотелось прочитать вам сказку 2 главу сказки.
-Как зовут главного героя рассказа?
Зачем он полез в колхозный сад?
Что случилось с Ивашкой ?
Закончите предложение.
Старик сжалился над Ивашкой, потому что…
Сказки Аркадия Гайдара очень интересные. А красивые иллюстрации делают процесс чтения веселым и увлекательным.
«Горячий камень»

«Горячий камень»

Изображение слайда

Технологическая карта по ознакомлению с художественной литературой
в старшей группе
Тема: «Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: ознакомление детей с рассказом Аркадия Гайдара  «Чук и Гек»
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с творческом Аркадия Гайдара
и произведением «Чук и Гек»;
Развивающая: развивать связную речь, мышление, воображение;
Воспитательная: воспитывать усидчивость, дружелюбность.

Гайдар Аркадий Петрович

Изображение слайда

8

Последний слайд презентации: Гайдар Аркадий Петрович: Фрагмент занятия по ознакомлению с художественной литературой

– Я сегодня пришла в группу и обнаружила вот эту коробочку. Вам интересно, что в ней? Тогда я вам предлагаю познакомиться с одним очень интересным произведением, может быть тогда мы поймём, что это за коробочка и что в ней находится….
– Ребята, однажды писатель Аркадий Гайдар написал очень интересный рассказ про двух братьев, а называется он  «Чук и Гек».
– Это Чук. Ему 6 лет. Это Гек. Он на год младше своего брата.
– Ребята, они жили в городе Москва – столице нашей Родины России.
– А что такое Родина?
– Жили вместе со своими родителями. Но папа очень часто уезжал в командировку в разные далекие места. По профессии он был геологом.
– Кто такие геологи?
Часто и подолгу отца не было дома, ребята его очень ждали и скучали. В этот раз его не было уже целый год. И вот однажды почтальон принес телеграмму от отца: он писал, что не может приехать и звал их к себе в гости. Но дорога, ребята, была трудной: сначала на поезде, потом на санях с лошадями по морозу по тайге.
– Ребята, а что такое тайга?
– Сейчас я вам зачитаю отрывок из рассказа, вы внимательно послушайте и подумайте: какие по характеру были Чук и Гек, как они относились друг к другу. Итак, мама и братишки собираются в гости к отцу….
Фрагмент занятия по ознакомлению с художественной литературой

Фрагмент занятия по ознакомлению с художественной литературой

Изображение слайда

Рассказ Куприна «Слон» — очень доброе произведение. Он пропитан любовью к детям и заботой о них, заботой о том, о чем они мечтают.

Рассказ и его герои излучают положительную энергию на протяжении всей истории, несмотря на то, что рассказ начинается с описания заболевшей девочки.

Врачи, пытавшиеся помочь девочке, не могли определить причину её болезни, и только лишь один из них предполагает, что корень болезни лежит в том, что девочка потеряла интерес к жизни. Он дал родителям совет исполнять любое пожелание их дочери. Однако, было понятно, что девочка является смыслом жизни для своих родителей. Она ни в чем не нуждалась и ей нечего было хотеть. Девочка выглядит так, как будто на неё давит не её болезнь, а жизненный опыт, который выматывает её с каждым днём все больше и больше.

Тогда автор как бы предложил выход из ситуации, напомнив всем о связи человека с природой и животным миром. Тогда девочка делает неожиданное заявление о том, что хочет видеть в своем доме настоящего, живого слона.

Слон в рассказе является символом спасения. Автор, таким образом, подчеркивает, насколько люди взаимосвязаны с природой, и какие чудеса она может творить.

Куприн не случайно сделал слона символом рассказа. Слон — большое и сильное животное, которое дружелюбно относится к людям, и особенно к детям.

Ключевым моментом рассказа стала покупка отцом девочки заводного слона. Слон не понравился Наде, но она не говорит об этом отцу, не желая его обидеть и оскорбить, и благодарит его. Однако это не меняет ситуации и девочка по-прежнему страдает. Неживых игрушек в её доме было много, но они уже не приносили ей удовольствия, а скорее раздражали её.

Отец, человек взрослый, понял, чего на самом деле хотела его дочь. Он обращается к владельцу животных в городе. Сначала он не воспринимает всерьёз просьбу отца Нади, но после долгих уговоров, соглашается, видимо поставив себя на место отца Нади.

Дальше все проходило спокойно. Слон, наконец, осчастливил Надю своим появлением. Настоящий, большой, но безгранично добрый слон провёл с девочкой весь день. После появления такого гостя ей сразу стало гораздо легче. А буквально на следующий день Надя уже чувствует себя абсолютно здоровой.

Данный рассказ представляет общество людей, готовых прийти на помощь в самых разных ситуациях. Конечно, картина мира в данном рассказе утопична. Но автор выражает надежду на лучшее.

Сюжет — краткое содержание

Маленькая девочка Надя сильно больная и ни один доктор не может понять, что с ней и как ее вылечить.

Надя просит настоящего живого слона, и ее отец решает выполнить просьбу дочери, которая может быть является последней в ее жизни.

Отец Нади идет в зверинец и уговаривает немца, хозяина слона, привести слона в гости к девочке, обещая договорится с полицией и расширить двери.

Слона ведут по городу среди толпы зевак, заводят в дом и уговаривают подняться на второй этаж.

Утром Наде сообщают, что у них в гостях слон, девочка знакомится с Томми, обедает с ним и играет.

На следующий день, Надя просыпается почти здоровой, она бодра и хочет кушать.

Сочинение по произведению Куприна Слон

Александр Иванович любил животный мир, он часто включал в свои произведения моменты и случаи с животными, будь какая-то интересная выдумка или рассказ, основанный на реальных событиях.

Рассказ «Слон» насыщен положительными эмоциями. Основная мысль рассказа укладывается в проблеме человека, который перестаёт ценить то, что имеет, в частности природный мир, который существует с рождения.

Одна из проблем, воспитание детей, проявляется в этом рассказе во время общения родителей с девочкой. Девочка была окружена различными игрушками самых разных видов и форм, однако они все были бездушные, неживые. Отсутствие внимание родителей для ребенка стало одним из ключевых моментов, из-за этого у девочки начала развиваться апатия и равнодушие к жизни. Куприн раскрывает данную проблему, описывая все эмоции и чувства родителей по отношению к Наде. Их волнения, опасения и прочие чувства показывают родителей, как заботливых и добрых людей.

Главным героем является девочка Надя, у которой нет никаких желаний у неё полная апатия ко всему происходящему, её родители пытаются найти решение данной проблемы и находят его в связи с природой. Надя попросила слона, который смог бы спасти её от апатии. Конечно же, родители могли исполнить любое желание любого ребенка, но достать слона было достаточно трудновато. Однако папа собрался с мыслями и приступил к решению проблемы. В этом месте рассказа раскрывается тема связи ребенка и родителя.

Отец девочки сначала принёс игрушку в виде слона, которая была подвижной. Однако ни одна игрушка не способна заменить настоящее живое существо, которое излучает тепло и заботу.

На этом моменте раскрывается название данного рассказа, родители приводят уже настоящего серого слона к Наде. Слон являлся неким целителем для спасения Нади. После появления удивительного животного в доме, Надя начала проявлять интерес к жизни, и апатия начала отступать. Девочка всячески общалась со своим новым другом, рассказывала про свои сны и игрушки, поддерживала некий контакт. Слон был достаточно спокойным и послушным, он с удовольствием проводил время с Надей, ему это нравилось.

Пословицы к произведению

Хочу того, не знаю чего.

У каждого свое желание.

У ребенка болит пальчик, а у матери — сердце.

Трудное не есть невозможное.

Обещать легко, да нелегко исполнить.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Анализ рассказа Куприна

Произведение отличается динамичностью. С первого же абзаца начинается завязка. Читателю становится понятно, что девочка заболела. Но доктора, постоянно посещающие ее, не могут найти способ избавить ее от страданий. Мучения Нади — а именно так зовут героиню рассказа — имеют не физический, а психологический характер. Ведь доктор говорит родителям о том, что диагноз ее — равнодушие к жизни.

В чем особенность произведения «Слон» Куприна? Краткое содержание дальнейших событий, которые легли в сюжет, изложены ниже. Но прежде стоит сказать, что этот рассказ является типичным произведением деткой литературы. В нем присутствует поучительность, доброта. И Надя, и ее родители, и хозяин зверинца — герои положительные. История имеет счастливый конец. Но главная мысль рассказа заключается в том, что для счастья человеку, будь то ребенку или взрослому, нужно совсем немного. Итак, на какие части можно разбить произведение, которое написал А. Куприн?

Слон. Рассказ Куприна, какие имена у главных героев рассказа?

Слон.Рассказ Алесандра Ивановича куприна. Практически все школьники знают эту замечательную историю о том, как девочка заболела и захандрила и состояние её было ужасным, она попросила привести ей слона.Все домашние были в ужасе, но папа смог устроить это дело, хотя и потратил много денег. К девочке приходит слон, ои общаются, ужинают и девочка поправляется после этого.

Если говорить о главный героях рассказа, то это девочка Надя, доктор Михаил Петрович, папа девочки по имени Александр, мама девочки по имени Мария, слон Томми, есть ещё директор зверинца, который в произведении именуется просто- немец.

Слон. Очень известный рассказ Александра Куприна. Для описания слона Томми, необходимо ознакомиться с текстом произведения. Фактически, Томми является одним из главных героев, хотя и не является человеком. Можно описать слона со слов отца, передав его впечатления, а также со слов девочки, передав уже её впечатления. Кроме всего прочего, автор тоже даёт своё описание слона.

Говоря проще, слон Томми является большим, умным и добрым животным, он хорошо дрессирован, умеет выполнять команды. любит хорошо и много поесть.

Ниже в своём ответе привожу несколько цитат из текста рассказа, которые дополнят мой ответ.

Это были впечатления отца Нади от посещения зверинца. Далее беседа отца и хозяина зверинца..

Будем держать перед глазами рассказ Куприна о «Собачьем счастье», чтоб ничего не упустить, делая план для пересказа.

История создания описана в самом же рассказе «Чудесный доктор».

Автор написал услышанную им историю, которая произошла много лет назад на самом деле. Если рассказ написан в 1897, то история выходит произошла примерно в 1867 году.

Слон. Прекрасный рассказ Александра Куприна. Совершенно очевидно, на мой личный субъективный взгляд, что девочка Надя, в возрасте шести лет, болела и слабела, причём доктора не могли точно установить причину недуга.Для того, чтобы подтвердить это, привожу отрывок в виде цитаты из текста, где отец Нади общается с хозяином зверинца и рассказывает ему о том, в какой тяжёлой ситуации находится его дочь.

После визита слога Томми к Наде, возможно, что она получила очень хорошую и добрую эмоциональную встряску для себя, после чего вновь почувствовала интерес к жизни. Для подтверждения этих слов вновь приведу отрывок из текста.

Короткий рассказ Александра Куприна «Чудесны доктор» относят к рождественским рассказам. Все так чудесно устроилось в этот чудный вечер накануне Рождества.

Семейство Мерцаловых попало в тяжелую ситуацию, как сейчас говорят. А в тн времена говорили, что обнищали они до последней черты.

Хозяин не мог найти работу. После тяжелой болезни с прежнего места его выгнали. Он, казалось бы, прилагал все свои усилия, но становилось только хуже. Его никуда не брали, в доме было продано все, что можно было продать.Временами он просил милостыню и за это его гоняли, но ничего не давали. Один ребенок умер от болезней и голода. Дочь Машутка лежала с жаром. Жена ухаживала за ней, нянчила другого младенца и еще брала домой стирку. Двое старших мальчиков ходили в обносках и всегда были голодны.

В этот отчаянный вечер Мерцалов совсем упал духом. Он сидел на скамейке в общественном саду и уже принял решение покончить с собой и не мучиться больше. Холодный вечер, сумерки, страх и ужас гложет сердце несчастного Мерцалова и друг рядом с ним на скамью садится незнакомец.

Чему учит?

Рассказ «Слон» учит тому, что в семье необходимо проявлять понимание и чуткость. Всегда необходимо иметь рядом близких людей, которые всегда помогут вернуться на истинный путь, если ты с него сбился. Нужно уметь ценить тех, кто находится рядом с нами и постоянно оказывает поддержку.

Каждый человек и сам должен быть готов исполнить любую прихоть, лишь бы увидеть вновь улыбку на лице близких людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Одним из самых известных российских писателей является А.И. Куприн. «Слон» (краткое содержание для читательского дневника поможет школьникам понять смысл и идею повести) — это небольшой рассказ автора, созданный в 1907 году. Это трогательная наивная история о дружбе маленькой девочки и большого слона из зверинца. Небольшое произведение отличается неторопливым повествованием, выразительным языком и оригинальной развязкой. Данное сочинение традиционно включается во все сборники детских произведений и является одной из лучших книг для учеников среднего школьного возраста.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Носов Огурцы
    Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой.
  • Краткое содержание Перро Синяя борода
    Жил на свете богатый человек с синей бородой. Эта особенность пугала и отталкивала от него женщин. Как-то он предложил соседке, матери двух дочерей, выдать одну из них за него замуж.
  • Краткое содержание Собачье счастье Куприн
    Это случилось в сентябре. Пес пойнтер Джек отправился с кухаркой Анной на базар. Он знал дорогу, ходит не в первый раз. Именно по этой причине он бежал впереди своей спутницы, обнюхивая тротуар. Периодически останавливался посмотреть, где идет кухарка
  • Краткое содержание Берестяная трубочка Пришвина
    Если люди вырежут небольшой кусочек коры на берёзе, то рядом расположенная часть, начинает сворачиваться в микротрубочку. Высыхая, она ещё плотнее сворачивается.

Увлекательные и затейливые истории, которые автор воссоздает в своих произведениях, всегда очень красноречиво отражают суть и неповторимость каждого персонажа, особенно в поэтическом свете Куприн изображает мир животных

.

Оптимистичные взгляды на жизнь у Куприна складывается особенно рельефно по отношению к природе, как к единому живому. Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Проблематика произведения

создана очень убедительно и довольно проста: необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденьке очень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери со слоном, пусть даже и жили они на втором этаже.

Сюжетная линия

рассказа довольно динамична. Завязка начинается с первого же абзаца. Нам становится известно, что девочка заболела. Ежедневно ее посещали доктора, которые проводили тщательный осмотр и недоумевали в чем же дело.

Основная часть приходится на разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.

Кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты – момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла. Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть.

Развязка у этого рассказа счастливая. Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.

Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.

Образ Нади

— это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.

Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное – не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.

Рассказ Куприна получился добрым, светлым, наполненным безграничной любовью к детям.

Куприн А.И. сказка «Слон»

Жанр: литературная сказка-быль

Главные герои сказки «Слон» и их характеристика

  1. Надя, девочка 6 лет. Больна равнодушием к жизни, маленькая и грустная.
  2. Мама Маша и отец Александр, родители девочки, готовы на все, чтобы их дочь выздоровела
  3. Томми, большой слон, добрый и умный.

План пересказа сказки «Слон»

  1. Врачи и больная девочка
  2. Равнодушие к жизни
  3. Куклы и подруги
  4. Папа курит
  5. Хочу слона
  6. Игрушечный слон
  7. Пусть слон будет настоящим
  8. Папа в зверинце
  9. Уговоры немца
  10. Слон на улице
  11. Слон в доме
  12. Знакомство со слоном
  13. Томми обедает
  14. Наденька просыпается.

Кратчайшее содержание сказки «Слон» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Маленькая девочка Надя болеет и врачи ничего не могут сделать
  2. Надя ничего не хочет и родители страдают от своего бессилия.
  3. Надя просит настоящего слона и не интересуется игрушечным слоном
  4. Отец договаривается в зверинце и приводит домой настоящего слона
  5. Надя играет со слоном, кормит его и знакомит с куклами
  6. Надя просыпается совершенно здоровой.

Главная мысль сказки «Слон»
Исполнения заветного желания иногда оказывается самым лучшим лекарством.

Чему учит сказка «Слон»

Сказка учит любит жизнь, радоваться всему, что нас окружает, дарит счастье другим людям, особенно близким. Учит тому, что любое препятствие можно преодолеть, что ради ребенка можно совершить невозможное. Учит тому, что общение с природой, с животными лечит любые болезни.

Отзыв на сказку «Слон»

Мне очень нравится эта история, так похожая на сказку. И хотя мне странно, что столь юная девочка страдает от того, что ей ничего не хочется и ничто ее не интересует, я все равно радовалась, когда она выздоровела. Меня восхищает поступок ее отца, который сумел исполнить заветное желание дочери и привести в дом настоящего слона.

Пословицы к сказке «Слон»

Трудное не есть невозможное. Глядя на лес не вырастешь. У всякого свое желание. Хочу того, не знаю чего. У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Слон»

1. Маленькая девочка была больна. Почти каждый день к ней приходят врачи и внимательно осматривают ее, переворачивают, прослушивают. Потом они выходят в большую комнату и девочка видит как главный доктор что-то серьезно говорит маме. Мама слушает его с заплаканными глазами Доктор говорит, что девочку надо развлечь, развеселить, но мама отвечает, что девочка ничего не хочет. Но доктор настаивает, что смех в этом случае лучшее лекарство, ведь у девочки просто полное равнодушие к жизни. 2. Мама предлагает Наде ее любимых кукол, предлагает позвать подруг, предлагает шоколаду, но девочка от всего отказывается. Она неподвижно лежит, худеет и угасает день за днем. Иногда она видит в раскрытые двери кабинет отца и то, как он ходит из стороны в сторону и постоянно курит. Иногда папа приходит к ней, гладит ей ноги и долго стоит у окна, вытирая украдкой глаза. 3. Но однажды Надя просыпается более оживленной. Она вспоминает свой сон и просит слона. Мама говорит папе про слона и тот быстро выходит. Он скоро возвращается и приносит игрушечного огромного слона с красным седлом и человечками в палатке. Но Надя говорит, что хочет живого слона, а этот мертвый. Папа заводит слона и тот идет, покачивая хоботом, но Наде это совсем не интересно. Она просит настоящего слона, хотя бы самого маленького. Папа говорит, что это совершенно невозможно, все равно что достать солнце с неба, но Надя грустно улыбается и говорит, что знает, что нельзя достать солнце или луну, а ей хочется всего лишь слона. Папа бегает по комнате и курит, потом просит подать пальто. Он говорит, что будет видно, сошел он с ума или нет, но он постарается привести настоящего слона. 4. И вот в зверинце папа смотрит на собак,обезьянок, тюленя и наконец выводят слонов. Их три. Они исполняют различные трюки, а самый большой слон даже читает книги, и обедает как человек. После представления отец подходит к немцу, хозяину зверинца, и просит слона на дом. Немец удивляется и отказывает. Но отец рассказывает про больную девочку, говорит, что таково ее желание и со слезами умоляет, говоря, что если девочка не дай бог умрет, его всю жизнь будет мучить мысль о том, что он не исполнил ее последнего желания. Немец вспоминает свою маленькую дочь и уже не столь категоричен. Он говорит, что слона придется вести ночью и он потеряет целый день. Отец готов возместить все убытки, договориться с полицией и даже расширить двери. Немец наконец соглашается. 5. Ночью слона ведут к Наде и вокруг него большая толпа. Слон идет спокойно и лишь однажды срывает шляпу с мальчишки, который кривлялся у него под ногами, и зашвыривает ее за забор. Жандарм уговаривает толпу разойтись, увещевая, что смотреть абсолютно не на что. Слон входит в двери, но перед лестницей упрямится. Немец просит что-нибудь сладкое, например булку. Отец приносит фисташковый торт и слон поднимается в столовую. Там его привязывают к кольцу в полу, дают моркови, капусты и репы и все ложатся спать. 6. Утром Надя с нетерпением спрашивает про слона, но мама заставляет ее умыться. позавтракать и одеться. А потом везет в коляске в столовую. Слон оказывается больше, чем думала Надя, но девочка не напугана. Она знакомится с Томми и начинает светскую беседу. Потом Надя угощает слона булками и знакомит со своими куклами. Затем Надя показывает слону картинки в книжке и нарисованных слонов. Но Томми не нравится эта картинка и он переворачивает страницу. Потом слон садится, ему повязывают скатерть и все обедают. Надя ест суп и котлетку, а слон овощи и салаты, а потом торт. Немец пьет в гостиной пиво. Какие-то знакомые приходят в гости, но увидев слона жмутся по углам и быстро уходят. Ночью Наде снится сон, что вышла замуж за слона и у них много маленьких слоняток, и она просыпается веселая и бодрая. Она спрашивает про слона и ей отвечают что слон ушел к своим деткам и просил передать, что ждет ее в гости, когда она будет здорова. А Надя весело смеется и просит передать слону, что она уже здорова.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Слон»

Одним из самых известных российских писателей является А.И. Куприн. «Слон» (краткое содержание для читательского дневника поможет школьникам понять смысл и идею повести) — это небольшой рассказ автора, созданный в 1907 году. Это трогательная наивная история о дружбе маленькой девочки и большого слона из зверинца. Небольшое произведение отличается неторопливым повествованием, выразительным языком и оригинальной развязкой. Данное сочинение традиционно включается во все сборники детских произведений и является одной из лучших книг для учеников среднего школьного возраста.

Сон

Так можно назвать один из пунктов, из которых состоит план рассказа «Слон» Куприна. Однажды Надя видит во сне слона. Девочка впервые за долгое время заговорила. Надя хочет увидеть слона, но не того, который изображен на картинке, а самого что ни на есть настоящего. Отец, услышав о желании дочери, надевает шляпу и уезжает. Возвращается он с дорогой и очень красивой игрушкой. Слона заводят с помощью маленького ключика, и он начинает медленно передвигаться по комнате. Однако это не то, о чем мечтала Надя. Девочка хотела настоящего слона. И тогда отец отправляется в зверинец.

Далее речь идет о встрече Надиного отца с дрессировщиком. «В зверинце» — так можно назвать следующий пункт плана. Отец Нади знакомится с дрессировщиком и просит отвести слона всего на один день к нему домой. Странная просьба приводит хозяина зверинца в недоумение. Но когда мужчина рассказывает о болезни своей маленькой дочки, дрессировщик соглашается помочь. Конечно, при условии, что отец Нади возместит убыток от столь странного мероприятия.

Затем в произведении рассказывается о шествии слона по улицам города. Главной частью рассказа является глава, в которой идет речь о знакомстве девочки со слоном.


Жанр: рассказ

Главные герои рассказа «Голубая чашка» и их характеристика

  1. Папа. 32 года. Бывший красноармеец. Добрый, умный, ласковый.
  2. Маруся. Его жена. 29 лет. Добрая, горячая, торопливая.
  3. Светланка. Девочка 6 лет. Веселая, добрая, любопытная.
  4. Санька Карякин. Просто мальчик. Озорной, глупый.
  5. Пашка Букамашкин. Пионер.
  6. Косматый старик. Добрый человек, сторож.
  7. Валентина. Его дочь. Деловая, хозяйственная.
  8. Федор. Ее сын. Проказник и обжора.

План пересказа рассказа «Голубая чашка»

  1. На даче
  2. Друг летчик
  3. Вертушка на крыше
  4. Обида
  5. Разбитая чашка
  6. Куда глаза глядят
  7. Санька прячется
  8. Дурак Санька
  9. Учебный бой
  10. Косматый старик
  11. По полям и лугам
  12. В болоте
  13. На речке
  14. У Валентины
  15. Рассказ папы
  16. Домой
  17. Примирение

Кратчайшее содержание рассказа «Голубая чашка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Маруся обвинила папу и дочь в том, что они разбили голубую чашку.
  2. Папа и дочь пошли куда глаза глядят, и встретили Саньку и Пашку.
  3. Они посмотрели за учениями красноармейцев и пошли дальше.
  4. Они чуть не пропали в болоте, но дошли до речки, а потом пошли к Валентине.
  5. Папа рассказал Светланке, как познакомился с Марусей во время гражданской войны.
  6. Они вернулись домой, где их ждала Маруся и все помирились.

Главная мысль рассказа «Голубая чашка»
Любовь важнее глупых ссор и обид.

Чему учит рассказ «Голубая чашка»
Рассказ учит не обижаться на своих близких и не обижать их. Учит относиться друг к другу с доверием и пониманием. Учит помнить о своих любимых и не покидать их. Учит не спешить никого обвинять. Учит любить природу и радоваться жизни. Учит тому, что вокруг очень много добрых и хороших людей.

Отзыв на рассказ «Голубая чашка»
Мне понравился этот рассказ и понравились отношения, которые царили в семье главных героев. Папа, мама и дочка любили друг друга, а если и ссорились иногда, то старались как можно быстрее помириться. Они умели прощать и забывать обиды, а это самое главное для счастливой семейной жизни.

Пословицы к рассказу «Голубая чашка»
На что и клад, когда в семье лад.
В родной семье и каша гуще.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Согласную семью и горе не берет.
Лучше самому терпеть, чем обижать другого.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Голубая чашка»
В тот год герою было 32 года, его жене Марусе 29, а дочери Светланке шесть с половиной. Жили они на даче под Москвой.
Три дня дачники чинили заборы, натягивали веревки и выполняли все задания Маруси. На третий день приехал старый товарищ Маруси, летчик, а папа со Светланкой ушли к сараю делать вертушку. Вечером Маруся пошла провожать летчика, а папа с дочкой залезли на крышу, чтобы установить вертушку. Они засиделись на крыше, мечтая о завтрашнем дне и разглядывая округу, и не заметили, как вернулась Маруся.
Маруся заругалась на них, и отец с дочкой обиделись на маму. А утром Маруся стала спрашивать, кто разбил ее голубую чашку. И хотя ни отец, ни дочь чашки не разбивали, Маруся им все равно не поверила. Она собралась и уехала в город, а отец с девочкой пригорюнились. Посидели они, подумали, и решили идти куда глаза глядят.
Взяли они продуктов, положили в сумку, прихватили палку от собак отбиваться, и пошли.
Пошли они через желтую поляну к мельнице, а навстречу им мальчик бежит, а в него комья земли летят. Добежал мальчик до папы и Светланы, и оказалось, что то сосед их, Санька Карякин, стоит, слезы утирает. Рассказал Санька, что пионер Пашка Букамашкин на мельнице сидит и его драть хочет.
Пошли папа с дочкой на мельницу, и Санька с ними. Пришли, а там Пашка огурец жует, Саньку нехорошими словами обзывает. Оказалось, играли ребята в чижа и девочка Берта, сбежавшая из города Дрезден, попала чижом по макушке Саньке. А тот возьми и назови Берту нехорошим словом. Вот ребята и решили Саньку проучить.
Жалко стало Светланке Саньку, сказала она, что мальчик просто дурак.
Тут за рощей выстрел грохнул, потом пулемет застрочил — бой идет. Побежали все туда, посмотреть, а Санька сзади бежит, сандалии Светланкины несет.
Добежали до поля, никого нет, только красноармеец с трубкой в кустах притаился. Тут как бабахнет где-то батарея.
И старик косматый рядом оказался с дубинкой и собакой огромной. А поле ожило, красноармейцы с винтовками забегали, ура закричали. А потом отбой сыграли.
Услышал старик, как Саньку называют, удивился. Потребовал рассказать всю историю. Помирились мальчики и Полкан их всех за своих признал.
А папа со Светланкой дальше заторопились. И старик посоветовал им в дом за озером зайти, там его дочь Валентина с сыном жила.
Пошли папа и Светланка дальше. Посмотрели как люди из ям белый камень достают, букеты из цветов наделали, могилы посмотрели. Много чего встретили по дороге, песни пели, с чижом разговаривали, и все голубую чашку вспоминали, которую не разбивали.
Потом решили искупаться и заблудились в болоте. Но выбрались к реке, отмылись и искупались. А потом и до озера добрались, где в бревенчатом доме жила Валентина.
Сама Валентина ругала сына Федора, который попрятал всю утварь для своих нужд. А Федор поедал малину. Валентина пригласила гостей в дом и они прилегли отдохнуть. Вдруг над домом пролетел самолет. Светланка решила, что это пролетел тот летчик, что приходил к ним в гости, и стала просить рассказать про маму.
Папа рассказал, как встретился с семнадцатилетней Марусей. Город ее захватили белые, отца арестовали, осталась Маруся одна. И хотела к красным убежать. Да только красные уже рядом были. Папа в дозор поехал и девчонку в поле встретил, Марусю. А когда город освобождали папу ранили и остался он в лазарете. И Маруся к нему пришла и больше не уходила.
И решили папа со Светланкой домой возвращаться. потому что вспомнили, что Маруся их любит.
Муж Валентины довез их до мельницы, а сын Федор подарил котенка. А там скоро и дом родной показался, над которым крутилась вертушка. И поняли папа со Светланкой, что без них Маруся сама на крыша лазала и вертушку доделала. А теперь стояла Маруся на крыльце и улыбалась. И видно было, что ждала она гуляк своих долго. А потом сидели они все вместе и рассказывали друг другу, что видели. Пока Маруся Светланку спать не погнала.
И жизнь была хороша.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Голубая чашка»

Чему учит сказка голубая чашка

  • Чему учит сказка город в табакерке
  • Чему учит сказка волшебное слово
  • Чему учит сказка гофмана щелкунчик и мышиный король
  • Чему учит сказка гензель и гретель
  • Чему учит сказка голубая змейка