Чему учит сказка двенадцать месяцев

Конспект по развитию речи чтение сказки с. маршака двенадцать месяцев цель: познакомить со словацкой сказкой в обработке с. маршака. уточнить

Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

 Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке СМаршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Развивать умение, подбирать признаки предметов.

Задачи. Формировать умение видеть красоту, добро в литературных произведениях и следовать положительному примеру. Развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию отрывками из текста. Грамматически правильно строить предложения, чётко проговаривая слова.

Словарь: падчерицей, полоскать белье в реке, огребать лопатой, бровастый, приобретёшь.

Ход

Двенадцать месяцев (словацкая сказка в обр. С. Маршака)

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Д. и. «Подбери признаки».

Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, снежная, весёлая, суровая, студёная, длинная…

Снег (какой) белый, пушистый, мягкий, чистый…

Весна (какая) тёплая, красивая, яркая, ранняя, зелёная…

Воспитатель: Я очень люблю сказку СМаршака «Двенадцать месяцев». Не забыли, какой сейчас месяц? Январь – середина зимы. До весны еще далеко, чтобы до весны дожить, надо? Февраль пережить. А потом первый месяц весны наступит. Какой? Правильно, март. А разговор я этот затеяла, потому что хочу, чтобы вы вспомнили сказку.

Воспитатель: Вам понравилась сказка? В какое время года происходило действие сказки? А главный признак зимы какой? Правильно снег. Давайте немного отдохнём.

Логоритмическое упражнение«Снег».

Как на горке снег, снег,

(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.

(сначала ладошки под щёчку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!

(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

 Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Быть трудолюбивыми, послушными, вежливыми, скромными.

 Какой была падчерица в сказке? А какой мачехина дочка?

Дети: (дети составляют сравнительный рассказ о мачехиной дочке и падчерице).

 Почему падчерица оказалась ночью в зимнем лесу?

Дети: Потому что мачеха послала ее за подснежниками для своей дочери. Да еще сказала, что если пропадешь, то плакать за тобой никто не будет.

 Как встретили братья-месяцы падчерицу у костра? О чем говорили?

Дети: Братья-месяцы увидели падчерицу, а она испугалась и хотела убежать. Они спросили у нее, откуда она пришла и что ей в лесу нужно. Девочка ответила, что прислала ее в лес за подснежниками мачеха и домой без них не пустит.

Сначала братья-месяцы ей не поверили. А потом стали говорить друг с другом. Но падчерица слышала только шум деревьев и не понимала, о чем они говорили. Братья-месяцы договорились помочь падчерице. Они пропустили вперед месяц Март, и девочка набрала целую корзину подснежников.

 Вспомните все времена года? Назовите месяцы каждого времени года.

Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Весенние месяцы – март, апрель, май. Летние месяцы – июнь, июль, август. Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Как встретили падчерицу мачеха с дочкой?

Дети: Они сразу спросили ее: «Где подснежники?». Падчерица ничего не ответила им, а высыпала подснежники на лавку. Мачеха и сестра очень удивились и спросили у нее где она их взяла.

Падчерица все им рассказала. Мачеха с сестрой назвали ее глупой за то, что на ничего кроме подснежников не выпросила.

 Как встретили братья-месяцы мачехину дочку у костра?

Дети: Мачехина дочка пришла на ту же полянку, подошла к братьям-месяцам, не поклонилась, не поздоровалась и стала греться у костра.

Январь-месяц спросил у нее кто она и зачем пришла? Она ответила, что пришла по следам сестры и пришла сюда за подарками. У июня попросила землянику, у июля огурцов и грибов, у августа яблок да груш, у сентября орехов. Она еще сказала, что Январь сердитый и ничего от него не дождешься. Тогда он сказал, что ищи лета зимой и поднял сильную метель. Свалилась мачехина дочка в сугроб и ее там замело снегом.

 Чем закончилась сказка?

Дети: Мачеха ждала свою дочку и не дождалась. Она пошла в лес ее искать, да и замерзла. А падчерица выросла, вышла замуж и вырастила детей. И был у нее около дома сад. Расцветали в саду цветы и поспевали фрукты и ягоды раньше, чем у всех. В жару там было прохладно, а метель тихо. Люди говорили, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.

Дети: Добро победило зло.

 Как вы думаете, почему месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни?

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает т отрывок из сказки : «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

«Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надёжных приобретёшь».

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 5 августа 2018 г.

Русская сказка «Колобок»

Русская народная сказка «Колобок»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Колобок» и их характеристика

  1. Дед с Бабой, старики, которые хотели полакомится Колобком.
  2. Колобок, веселый, бесшабашный, глупый, самоуверенный, хвастливый.
  3. Заяц, Волк, Медведь. Звери простые, бесхитростные.
  4. Лиса. Хитрая и умная. Съела Колобок.

План пересказа сказки «Колобок»

  1. Дед просит колобок
  2. Баба печет колобок
  3. Колобок убегает из дома
  4. Колобок и Заяц
  5. Колобок и Волк
  6. Колобок и Медведь
  7. Колобок и Лиса
  8. Конец Колобка.

Кратчайшее содержание сказки «Колобок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Попросил дед испечь колобка
  2. Набрала баба муки, испекла колобка
  3. Колобок спрыгнул с окна и из дома выкатился
  4. Колобок обманул Зайца, Волка и Медведя
  5. Колобок встретил Лису
  6. Лиса обманула Колобок и съела его.

Главная мысль сказки «Колобок»
Не надо считать себя умнее всех, всегда найдется кто-то более умный.

Чему учит сказка «Колобок»
Учит слушаться родителей, не убегать из дома без спроса, не гулять одному. Учит не разговаривать с незнакомцами, учит не верить незнакомым людям. Учит не хвастать и не насмехаться над другими.

Отзыв на сказку «Колобок»
Одна из самых известных русских сказок о Колобке, который поплатился за то, что считал себя самым хитрым. Мне почему-то совершенно не было жаль Колобка, которого съела Лиса, потому что я считаю, что он это заслужил своим поведением.

Пословицы к сказке «Колобок»
Можно перехитрить одного, но нельзя перехитрить всех.
И на старуху бывает проруха.
Чему быть, того не миновать.
На одной хитрости далеко не уйдешь.
Всякому свой крест.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Колобок»
Жили были старик со старухой. И вот раз просит дед испечь колобок, а старуха отвечает, что муки нет. Но дед настаивает, просит по сусекам поскрести.
Взяла старуха крылышко, поскребла по ларю, набрала муки две пригоршни. Испекла деду колобок, на окно положила остывать.
А Колобок покатился с окна на лавку, с лавки на тапки, с тапок на пол и вон из избы.
Катится по тропинке, а навстречу Заяц. Съесть Колобка хочет. А Колобок ему песню поет, про то, что умный он Колобок, от деда ушел, от бабы ушел и от Зайца уйдет.
И укатился от Зайца. Дальше катится.
А навстречу Волк. Тоже на Колобок пасть разевает. А Колобок и Волку свою песню поет, да в конце добавляет, что и от Волка уйти не хитро.
Укатился Колобок от Волка, дальше катится. Медведь навстречу, тот еще сластена. Тоже мечтает Колобок откушать. Но и ему Колобок свою песню спел и укатился.
И вот навстречу Колобку Лиса бежит. Колобок и ей взялся свою песню петь. А Лиса говорит, что глуха стала, просит на мордочку ей вскочить и погромче спеть. Заскочил Колобок Лисе на мордочку, спел песню. А Лиса все равно не слышит. Просит на язычок сесть и снова спеть. Вскочил Колобок на язычок, только петь, а Лиса его съела.

Другой конец сказки «Колобок»
Укатился Колобок от медведя, а навстречу уже Лиса спешит, съесть Колобок мечтает. А Колобок ей свою песню поет. Лиса притворяется, что не слышит и просит на мордочку заскочить. Но Колобок смеется над Лисой и катится дальше.
Катился, катился, устал, задумался. Что же это такое получается, кого не встретит, все съесть его хотят. Видно такова судьба Колобка. И решил Колобок тогда к старикам вернуться, пусть хоть они его съедят. Все-таки старуха его испекла, а у лесных зверей никакого права на Колобок нет.
И вернулся Колобок, и съел его дед, да нахваливал.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Колобок»

«Колобок — это же смайлик!» Культуролог — о новых смыслах знаменитой сказки

8fa29379aa4682f254666b93cdb29f58

vk gray

fb gray

ok gray

tw gray

mail gray

print

В ходе прямой линии Владимир Путин заявил, что сказка «Колобок» входит в число его любимых художественных произведений. Он попросил «коллег, которые занимают то или иное высокое должностное положение», обратить на неё внимание. «Почему? Потому что, как только вы, уважаемые коллеги, начнёте принимать за чистую правду льстивые речи и будете погружаться в соответствующее состояние под воздействием того, что вам говорят, то рискуете быть съеденными», — сказал президент.

c488320eb27889bb9908ca3f80d89f1dО глубинных смыслах одной из самых популярных русских сказок АиФ.ru поговорил с культурологом, старшим научным сотрудником факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидатом филологических наук Мариной Князевой.

Бойтесь жалобщиков!

Марина Леонидовна, можно ли сказать, что «Колобок» — это главная русская сказка?

— Она не главная, но входит в костяк сказок, представляющих русскую народную философию. В основе нашей культуры лежит несколько философских притч (а сказка — это и есть философская притча), имеющих универсальный характер. В них на очень простом, лапидарном языке объясняются законы жизни. Помимо сказки о Колобке, это «Курочка Ряба», «Репка», «Петух и бобовое зёрнышко» и другие. Всего их около двух десятков. В них содержатся ответы на многие вопросы нашей жизни.

Вообще, то, что называется сказками, — это аллегории или метафорическое изложение статических законов Вселенной. Они проявляются на большом материале, в отличие от динамических законов. Вот на большом материале народ отсмотрел логику жизни и изложил её в виде маленьких притч.

Владимир Путин посоветовал читать «Колобка» людям, занимающим высокое положение в обществе. А на ваш взгляд, кому эта сказка может быть полезна?

— Она имеет универсальный смысл, и знать её должен каждый. Я бы сказала, что она предназначена людям всех возрастов: её надо рассказывать детям, её следует читать подросткам, помнить о ней взрослым и, наконец, властителям. В ней содержится очень много поучений.

46cdd698b8fcc85f7af8e353b4038683

— Во-первых, есть воспитательный посыл, обращённый к детям: надо слушаться взрослых, нельзя убегать из дома. Во-вторых, посыл поведенческий, связанный с психологией. В русских сказках всегда присутствует логика реализации личности. О чём речь? Вот есть бедная семья: дед и бабка. Дед просит бабку испечь что-нибудь, она скребёт по сусекам, набирает немного муки, готовит Колобка и кладёт его на подоконник. А он оттуда убегает, то есть уклоняется от своей миссии, предназначения. Его миссия была порадовать стариков, устроить им праздник. Но он решил от неё сбежать.

И вот он катится по дороге и встречает разных героев. Каждый из них является метафорой, представляя собой определённый тип испытания, соблазн. Это краткая формула его судьбы. Сначала Колобок встречает зайца, который символизирует нежность. Потом — волка: он олицетворяет власть. А медведь — это сила. Колобок проходит все эти испытания, но в конце ему попадается лиса.

Обычно говорят, что лиса — это хитрость. Но это не совсем так. Тут не только хитрость, но и мнимая слабость, такой приём манипуляции. Лиса притворяется слабой и уязвимой, прибедняется, говорит, что она плохо слышит, просит Колобка сесть ей на нос, а потом — на язык. Это самая опасная поведенческая модель на нашем пути: встретить того, кто жалуется, преследуя при этом цель нас обмануть. Так народная мудрость предостерегает нас от этого приёма манипуляторов. Здесь предупреждение не только для людей, облечённых властью, но и для любого человека. Вообще, русская культура таких жалобщиков, которые постоянно прибедняются, не приветствует.

И самодовольный Колобок не проходит это испытание. В один миг он исчезает в чреве хитрой манипуляторши-лисы. А ведь мог бы быть на празднике у деда с бабкой и тем самым исполнить своё предназначение!

8259ccb5efbf549304c4fa920e312cf3

Ничего себе предназначение. Его бы и там съели!

— Но там бы он порадовал стариков, людей, которые еле сводят концы с концами. Это благородная миссия. А тут его съедает какой-то проходимец, который ему случайно на дороге попался. В самом высшем, космическом смысле идея сказки такова: каждый хорош (я бы даже сказала — велик) на своём месте. Надо найти это место и следовать своему предназначению, иначе можно прийти к погибели.

В русской культуре есть очень тонкая грань между неуязвимостью и безнаказанностью, её нельзя переходить. Неуязвимость у нас связана с правотой. Если я следую своему высшему предназначению, то я прав. А если я прав, то неуязвим, в этом проявляется мировая справедливость. Но стоит уклониться от своей задачи, от предназначения, и возникает чувство безнаказанности. Одно подменяется другим. Вот Колобок катится по дороге и чувствует себя хозяином мира: не только неуязвимым, но и безнаказанным. И это ведёт его к гибели. Вот о чём предупреждает нас сказка. У нас же сейчас торжество безнаказанности: можно делать всё, что не является наказуемым.

Кроме того, в сказке про Колобка заложен этический смысл: как ни хитри, всегда найдётся кто-то, кто тебя перехитрит. Если ты живёшь по этим законам, если пошёл по кривой дорожке, тебе обязательно встретится кто-то другой, кто будет «кривее», чем ты.

19f89ed7485c5e0e40c41b6fdab25ccf

Неправедный путь впавшего в гордыню

Нет ли в этой сказке христианского подтекста? Старики являют пример добродетели: дед не поддаётся унынию, бабка выполняет послушание. А Колобок мало того что сбегает от своих создателей, как человек из рая, так ещё и впадает в гордыню. А она, как известно, корень всех грехов.

— Несмотря на то, что сказка про Колобка, конечно же, уходит корнями в дохристианскую, языческую Русь, в ней, безусловно, имеется христианский подтекст. Это и аллегория бегства из рая, уход от Творца. Это и присвоение себе главным героем статуса вседержителя: он такой неподражаемый, он всех обманул и словно бы возомнил себя Богом.

Но и то, о чём я уже говорила, тоже перекликается с христианской этикой. Следовать своему предназначению — это путь праведника. А следовать соблазнам — неправедный путь. Колобок соблазнился дважды: сначала он решил сбежать из дома, а потом поддался на лесть. И при этом действительно предавался гордыне, постоянно нахваливая себя как самовлюблённый нарцисс.

Вы преподаёте студентам. Доводилось ли слышать от них необычные мнения и интерпретации сказки про Колобка?

— Доводилось. Самая интересная такая: Колобок — это же смайлик! Привычный и хорошо знакомый нам теперь кружок с улыбающимся лицом. Он сейчас по всему интернету катается.

Вообще, Колобок — вроде бы позитивный персонаж. Он беззаботный, весёлый, при этом наивный и недалёкий. А ведь, по сути, именно такими учит нас быть современная массовая культура. Учит, что можно плевать на родителей, что ты без них проживёшь, что сам себе голова, что умнее всех. А уж с разного рода манипуляциями, в том числе очень опасными, человек сталкивается ежедневно.

Так что Колобок — это, можно сказать, герой нашего времени. И его жертва, которая получает то, что заслужила.

Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

590

Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?

Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

1. Астрономическая

590

При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

  • Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем — это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
  • «Пришёл волк — весь народ умолк» — так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк в сказках всегда серый — символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.

590

  • Встреча с медведем — это первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права — дни становились длиннее ночей.
  • Последний лесной зверь, лиса, на пути Колобка съедает его — в её образе зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.

Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

2. Юнгианская интерпретация

590

Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

  • Заяц — это комплексы, которые сформировались от страха за свою жизнь, неуверенность, тревожность.

590

  • Волк — символ агрессии и воплощение комплексов ребёнка, сталкивающегося с грубостью в жизни.
  • Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся.
  • Лиса — «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обида.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

3. Мистическая

590

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

96

Что скрывают русские народные сказки

Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

4. Архетипная

590

Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

  • Заяц — символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии.
  • Волк — символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами.
  • Медведь — символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем».
  • Лиса — это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер.

590

Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

5. Личностного роста

590

Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…»

«В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!“»

В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.

Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.

590

  • Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
  • Орлов В. Причастие солнцем: history-ryazan.ru.
  • Мершавка В. Колобок. Юнгианская интерпретация: psyoffice.ru.
  • Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
  • Цивьян Г. Роковой путь Колобка: proza.ru

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чему учит сказка про колобка?

Сказка о Колобке учит детей, что лживые комплименты могут навлечь беду. Не всегда слова оказываются правдой, а те, кого считали друзьями могут оказаться страшными врагами. Доверие к незнакомцам и малознакомым людям может привести к катастрофическим последствиям.

Чему учит русская народная сказка Колобок?

Чему учит сказка «Колобок»

Учит слушаться родителей, не убегать из дома без спроса, не гулять одному. Учит не разговаривать с незнакомцами, учит не верить незнакомым людям. Учит не хвастать и не насмехаться над другими.

Какая мораль у колобка?

Мораль сказки Колобок и ее уроки можно трактовать в разных ключах. И она учит тому,что нельзя доверяться каждому встречному поперечному,и нужно иметь свою голову на плечах для принятия какого либо решения. … А для детей это урок-что нужно слушать своих родителей,и никогда их не огорчать и не убегать из дома.

Чему учит сказка про теремок?

Русская народная поговорка «В тесноте, да не в обиде» является моралью поучительной детской сказки. Чему учит сказка Теремок? Она учит детей жить в коллективе, проявлять заботу о товарищах, помогать людям, относиться с добром к другим.

Как лиса обманула колобка?

Ей он тоже спел песню и хотел уже покатиться дальше, но ловкая лиса его обманула. Она похвалила колобка, пожаловалась, что плохо слышит, и попросила его сесть ей на мордочку и ещё раз спеть свою песню. Колобок обрадовался, что его песня понравилась, и прыгнул к ней на мордочку. Тут лиса и проглотила колобка.

Какая главная мысль в сказке теремок?

Основная мысль сказки «Теремок»

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нём. Основная идея произведения в том, что лучше жить в тесноте, да всем вместе.

Какие герои были в сказке теремок?

Построила муха терем и стала там жить. Далее к ней подселяются блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище — серый хвостище. Но тут приходит медведь косолапый, который не помещается в теремке и поэтому решает жить на крыше, вследствие чего домик рушится.

Как начинается сказка про колобка?

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц: — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Кто написал сказку про Колобка?

Какие пословицы подходят к сказке Колобок?

Можно перехитрить одного, но нельзя перехитрить всех. Лису хитрость кормит. Кто всему верит, того часто обманывают.

Сколько героев было в сказке теремок?

Главными героями русской народной сказки Теремок являются обитатели леса: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь.

Чему учит сказка рукавичка?

Свое не теряй, чужое не отбирай. Сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим.

Сколько героев было в сказке рукавичка?

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Как Лиса съела Колобка?

Все герои сказки хотели съесть Колобка, но удалось это только лисе. Деду со старухой не удалось по случайности, потому что, когда старуха испекла колобок и положила его остывать на окошко, он укатился. … А Лиса оказалась умнее всех — обманом заманила Колобка себе на носок и съела его.

Сколько лет сказки Колобок?

Герою русской сказки Колобку исполнилось 500 лет.

Что стало с колобком?

Колобо́к — персонаж одноимённых восточнославянских народных сказок, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.

Сакральный смысл русских народных сказок. «Колобок»

37499d0963151cbd1f26e4a179417ba8

«Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же — сказана не совсем Правда, т. е. Ложь. «Ложь» и «ложе», «ложа» имеют однокоренное происхождение. То, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете.

И всё же, почему к Сказам применено слово «ложь», в смысле «поверхностная правда», «неполная правда»? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави — те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т. о., можно сказать, что Сказка — это всё-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.

Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), «вытаскивает» Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живём. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: «Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что». Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? До поры нет. Хотя у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

«Урок» у славян означает нечто, стоящее У Рока, т. е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощённого на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить прежде, чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т. о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намёк на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Колобок

В старых сказках вы нигде не найдёте, чтобы кто-то заблудился в лесу или в дороге. Картами и компасами раньше не пользовались. А как же тогда ориентировались в пути? Некоторые утверждают, что у людей была способность чувствовать силовые линии Земли, и они просто шли по этим линиям и поэтому не могли заблудиться. Да, были и такие люди, но не все. Какими же ориентирами пользовались люди? Звёздами и созвездиями (Чертогами). Уместно было бы спросить, а кто им тогда преподавал, скажем, так, астрономию? Да вот дед и отец и преподавали. И первый наглядный пример астрономии, который дети видели наяву — это сказка «КОЛОБОК».

9fd11f5053d5b83001375528d69cf2fe

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобок», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и вам всё будет понятно.

Читаем неискаженную сказку Колобок

Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок».

И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады.

И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку.

Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял.

Волк в своём Чертоге почти пол-колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.

Или в другом изложении:

Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок».

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке.

Тут навстречу ему Медведь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Схватил Колобка поперёк живота да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унёс.

Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.

Но Путь его ещё не закончился. Катится он дальше, уж совсем маленький кусочек от Колобка остался.

А тут навстречу Колобку Лиса выходит: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» — «Не ешь меня, Лисонька», — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его: «Ам», — и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса) до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается: Мидгард-Земля (по-современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): «Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». — Это про Небеса и Ярило-Солнце.

29b9c8494283bcda5be18b45227cef38

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

  1. новолуние,
  2. первая четверть,
  3. полнолуние,
  4. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе

Луна проходит следующие фазы освещения:

  1. новолуние — состояние, когда Луна невидна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  2. первая четверть — состояние, когда освещена половина луны
  3. полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком
  4. последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны.

Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие правила: если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий Месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора Месяц всегда виден «лёжа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке. Без знаний звездочтения наши Предки не обходились в повседневной жизни. Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности. Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности. Всё это учитывалось в воспитании детей.

Бизнес

Морские и железнодорожные перевозки стали дорогими и медленными

Евгений Разумный / Ведомости

Резкое восстановление экономики после пандемийного 2020 года выявило серьезные проблемы в глобальной логистике. И морской транспорт, и железные дороги в 2021 г. с большим трудом покрывали растущий спрос грузоотправителей. В результате во второй половине года ситуацию в портах и на погранпереходах все чаще характеризовали как коллапс.

В России на железной дороге следствием сокращения перевозок в 2020 г. стала оптимизация персонала и парка вагонов в исправном состоянии. Резкий рост перевозок в 2021 г. ожидаемо привел к дефициту. Подвижной состав, ранее отставленный от перевозок и не прошедший своевременный ремонт, было невозможно оперативно вернуть на сеть, так как вагоноремонтные мощности в 2020 г. тоже были «оптимизированы». Продолжающееся увеличение транзитных контейнерных перевозок в 2021 г. вызвало дефицит фитинговых платформ, резкий рост спроса на новый подвижной состав и, как следствие, подъем закупочных цен на вагоны и операторских ставок.

Растущий спрос на морские грузоперевозки в 2021 г. привел к тому, что ставки фрахта вышли на исторические максимумы. К примеру, контейнерный сегмент, начав год с $20 000 в день, непрерывно рос, пока в октябре ставки не достигли $78 000 в день, что в семь раз выше среднего исторического уровня, отмечалось в ноябрьском обзоре «ВТБ капитала». Только в ноябре впервые за год они показали снижение на 1% месяц к месяцу.

В 2020–2021 гг. композитный индекс WCI Drewry, отражающий стоимость морских контейнерных перевозок, непрерывно рос. В начале 2020 г. его значение было меньше $2000 за FEU (эквивалент 40-футового контейнера), в первой половине 2021 г. колебалось между $4500 и $5500 за FEU, а к концу сентября 2021 г. индекс уже превысил $10 000 за FEU. На некоторых направлениях WCI Drewry достигал $15 000–17 000 за FEU. Позже произошла некоторая коррекция, с середины ноября индекс стабилизировался в районе $9100–9200 за FEU.

Но основные проблемы в транспортной отрасли лежат не в области спроса или ценовой конъюнктуры, а в первую очередь в сфере ограниченности инфраструктурных мощностей.

В 2021 г. железнодорожные перевозки в России снова уперлись в пропускную способность Восточного полигона (БАМа и Транссиба) и подъездных путей к портам (в первую очередь к дальневосточным и черноморским). Негативным фактором была и несвоевременность выполнения инфраструктурных работ, связанных в основном с расшивкой узких мест на сети. Рост перевалки контейнеров в портах и увеличение отгрузок угля привели к пробкам на подходах к портам и проблемам с вывозом каботажных грузов в северные порты Дальнего Востока. Основные заторы в портах произошли осенью 2021 г. на фоне коронавирусных ограничений в Китае.

Несмотря на все сложности, грузовые железнодорожные перевозки уже вполне восстановились. По итогам января – ноября 2021 г. погрузка на сети РЖД на 3,3% выше, чем в том же периоде 2020 г., и на 0,3% больше, чем за 11 месяцев допандемийного 2019 года, – 1,17 трлн т. Перевалка в портах в 2021 г. (11 месяцев – 763,7 млн т) также находится в плюсе, она на 1,7% выше, чем за 11 месяцев 2020 г.

Эксперты и участники рынка прогнозируют, что погрузка на сети РЖД в 2021 г. может превысить и показатель 2019 г., чему будет способствовать благоприятная конъюнктура внешнего рынка на основные экспортные товары (прежде всего уголь). Как говорил на декабрьском брифинге первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов, монополия ждет роста грузооборота в 2021 г. на 3,7%.

В 2022 г. в первую очередь ожидается рост погрузки и перевалки основных экспортных грузов ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь) ввиду сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры, отметил управляющий директор сектора транспорта «Открытие Research» Александр Полыгалов Он уточнил, что в плане перевалки нефти ситуация будет зависеть также от договоренностей ОПЕК+ в течение 2022 г. Рост контейнерных перевозок по железной дороге и перевалки контейнеров в портах продолжится благодаря уходу части грузов на железнодорожный транзит из-за стоимости фрахта, которая, по оценке Полыгалова, в 2022 г. останется высокой. Кроме того, будет позитивно влиять рост контейнеризации перевозок в России, что потянет за собой и рост контейнерной перевалки в портах, пояснил эксперт. При этом аналитики «ВТБ капитала» отмечают, что ставки на перевозку контейнеров по морю останутся высокими и в 2022 г.

Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук прогнозирует, что в 2022 г. дефицит фитинговых платформ сократится с одновременной стабилизацией ставок на них. Кроме того, перевозки угольной продукции на экспорт сохранят свою востребованность, считает он. То есть уголь фактически продолжит конкурировать с контейнерами и другими грузами за дефицитную пропускную способность железных дорог, пояснил Савчук.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин полагает, что в целом достижения доковидного уровня в транспортной отрасли следует ждать к 2023–2024 гг., но только в случае снижения интенсивности протекания коронавирусной пандемии и отсутствия иных глобальных шоков.

Вместе с зимним волшебником в резиденции гостей встретят Снегурочка, добрая Баба-яга, Снеговички и Шуршики.

На юго-востоке столицы в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» работает Московская усадьба Деда Мороза. Гости со всей страны приезжают сюда загадать желание, получить подарки и посмотреть, как живет сказочный волшебник.

В этом году в усадьбе полностью обновили интерьеры теремов, расписали фасады построек и поставили новые елку и инсталляции. Как чувствует себя Дед Мороз в обновленной резиденции, чему учат ребят помощники волшебника и как написать письмо дедушке — в материале mos.ru.

Путешествие со Снеговичком

Московская усадьба Деда Мороза встречает гостей веселой музыкой и нарядной 12-метровой елкой на главной площади. Вокруг деревянные терема, каждую деталь которых хочется неспешно разглядывать. В этом году постройки расписали уличные художники, которые буквально повторили морозные узоры на окнах. Отовсюду слышится детский смех и голоса сказочных персонажей.

Основная экскурсия по усадьбе начинается возле терема творчества. Здесь ребят встречает Снеговичок-Пуховичок, который потерял свое заветное желание и просит помочь ему. Дети отзываются на просьбу и отправляются в путешествие.

IVA 3132

Сначала участники видят, как помощники Деда Мороза сортируют письма. Здесь же детям показывают пневмопочту. Сразу после запуска тубы с письмом по прозрачной трубе на весь зал раздается голос Деда Мороза: «Письмо принято!» По словам помощников волшебника, это производит большое впечатление на детей (впрочем, как и на некоторых взрослых).

Следующие пункты маршрута — кладовая Деда Мороза, где развешаны костюмы дедушки и его внучки, и оранжерея. Последнюю украсили подсвеченными скульптурами деревьев и живыми растениями, а стены в комнате отделали настоящим мхом.

В тереме Снегурочки на первом этаже ее светелка. Там внучка Деда Мороза показывает ребятам игрушки и вместе с ними вышивает новогодние узоры. «Радостно, когда приходят дети, которых все интересует, когда они задают много вопросов», — говорит Снегурочка.

IVA 3343

На втором этаже в тереме Снегурочки хозяйничает Баба-яга. Но в усадьбе Деда Мороза она добрая и заведует библиотекой, в которой собраны разные сказки. Украшенные стеллажи и елка из книг приковывают внимание гостей. Но только пока они не поднимут взгляд наверх и не увидят проекцию звездного неба — волшебный портал Бабы-яги.

«В звездном небе портальчик у меня волшебный, но я его никому не показываю. Это только для нас с метлушечкой дорога к далеким звездам, посчитать, полетать, — рассказывает Баба-яга. — Здесь мы с детьми говорим об их предназначении, мультфильм с глубоким смыслом смотрим. Некоторые ребята вспоминают мои прошлые проделки. Могут и за нос потягать, спросить, настоящий ли он. Объясняю, что за эти резиночки нос поддерживаю, а то тяжелый сильно и может отвалиться».

Энергичные актеры не выходят из образа, даже когда рядом нет детей. Как рассказали в пресс-службе усадьбы, на все позиции аниматоров проводили кастинг. «Кандидаты должны быть обаятельными, без этого нельзя получить внимание детей. Озорство тоже важно, чтобы общаться с детьми на одном языке. И конечно, профессионализм. Бывают разные истории, человек должен не растеряться и импровизировать в случае непредвиденных ситуаций», — говорят в пресс-службе.

Письма Деду Морозу

Следующий терем — самый заветный для гостей, он принадлежит Деду Морозу. Сначала дети видят «оперативный штаб подготовки к Новому году» зимнего волшебника. Сказочный пункт управления оборудован как в фантастическом фильме. На стене — часы, которые показывают время в разных городах, и экраны со статистикой, на приборной панели много светящихся кнопок и рычагов. Но главное — за дверью, которая ведет в кабинет Деда Мороза. Дедушка в синей шубе, с серебристой бородой сидит за письменным столом, вокруг него — стеллаж с конвертами, камин и волшебная книга. Здесь ребята находят желание Снеговичка, и экскурсия завершается.

IVA 3407

По словам Деда Мороза, дети по-разному реагируют на встречу, от переполняющих эмоций могут и расплакаться. А некоторые хотят проверить, настоящий он или нет, поэтому украдкой дергают за бороду.

«Дети — отражение своих родителей, только маленькое. Их интересует жизнь так же, как и взрослых. Ребята очень быстро вырастают, мы часто не замечаем этого. Они очень умные, сообразительные, — говорит Дедушка Мороз. — В подарок дети просят гаджеты, телефоны, планшеты, игрушки. А вам я желаю, дорогие мои, чтобы в вашей жизни все было ладно да складно, чтобы были вы здоровы и, самое главное, счастливы. Если человек счастлив, значит, все в жизни хорошо».

Рассказать о своем заветном желании Деду Морозу можно из любой точки мира с помощью письма. В среднем за год в усадьбу поступает около 50 тысяч писем, и ни одно не остается без ответа, главное — указать верный обратный адрес и индекс. Кстати, принимают и электронные письма, написать Деду Морозу можно на сайте усадьбы.

«Много трогательных историй. Один мальчик просил братика, другой ребенок из Челябинской области — новый аэропорт для своей мамы (тот, в котором она работала, был совсем старым). Практически каждый делится своими переживаниями с Дедом Морозом. Дедушка старается всех поддержать добрым словом и сказать: “Не сдавайся, все хорошо”», — говорят в пресс-службе усадьбы.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Сказка круглый год

Одной экскурсией программа Московской усадьбы Деда Мороза не ограничивается. Для ребят сделали новую интерактивную площадку — «Игрушечное королевство “Щелкунчика”», где впервые за долгое время вновь полчища крыс во главе с коварным Крысиным королем пытаются захватить пространство. Остановить их могут только юные гости, которым предстоит пройти опасные испытания и найти орех-кракатук! Именно с его помощью Щелкунчику уже удалось однажды спасти королевство.

Участники посетят карманную мастерскую дядюшки Дроссельмейера, где благодаря заклинанию волшебника дети уменьшаются до размеров игрушек. После команды отправляются к чудо-машине по производству игрушек, которая поможет создать подмогу для ребят, с которой они потом вместе будут оборонять королевство. Им также вместе предстоит отправиться к Шоколадному морю, а после в чулан чудес, где они должны будут найти орех-кракатук. Финальным этапом станет осада Марципанового замка.

В «Игрушечном королевстве “Щелкунчика”» гостей ждут увлекательные интерактивные пространства, разработанные специально для Московской усадьбы Деда Мороза.

При посещении резиденции также можно прогуляться по сказочной тропе и увидеть более 40 скульптур, созданных по мотивам сказок «Алиса в Стране чудес», «Двенадцать месяцев», «Волшебник Изумрудного города», «Золушка» и «Щелкунчик».

IVA 3532(2)

Кроме того, в усадьбе есть детские аттракционы и каток, они работают по выходным и в течение всех новогодних праздников. Еще в этом году появились новые здания: сувенирная лавка, фудкорт и зал для чаепитий.

Сейчас в усадьбе Деда Мороза высокий сезон, поэтому в условиях пандемии все должны строго соблюдать санитарные правила. Взрослых пускают только по QR-коду и в масках, а группы детей не пересекаются в теремах.

Помимо экскурсий, Дед Мороз и Снегурочка проводят личные встречи. Ребята могут рассказать стихотворения, поделиться мечтами, получить подарок и сфотографироваться на память. А в прошлом году появился новый формат — видеозвонок от Деда Мороза. Теперь поговорить с глазу на глаз с зимним волшебником можно не выходя из дома.

В этом году Московская усадьба Деда Мороза переходит на новый режим работы, она будет открыта круглый год. Сейчас составляют программу и продумывают мероприятия, чтобы попасть в сказку можно было в любой день.

  • Чему учит сказка даля что значит досуг
  • Чему учит сказка гуси лебеди кратко
  • Чему учит сказка два клена
  • Чему учит сказка две сестры письменно сформулируй вывод
  • Чему учит сказка горячий камень