Чему учит сказка дикие лебеди андерсена

Тема. произведения зарубежных писателей.сказка х.к.андерсена дикие лебеди.цели: познакомиться с произведением х.к. андерсена дикиелебеди; знакомство детей с построением литературного произведения:

Тема. Произведения зарубежных писателей.

Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».

Цели: – познакомиться  с произведением Х.К. Андерсена “Дикие

лебеди”;

– знакомство детей с построением литературного произведения:

– развитие внимательности, памяти, умения работать с

художественным текстом, производить его анализ и делать верные

выводы;

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы!

II. Введение в тему (Работа в группах)

– Я предлагаю вам разгадать кроссворд и самим определить тему нашего урока.

Работа в группах. Самопроверка.

– А кто такой Андерсен? (Х.К. Андерсен великий датский сказочник.).

– Над каким произведением Х.К.Андерсена мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).

– К какому жанру литературы относится данное произведение? (К сказкам.)

– Любите ли вы читать сказки?

– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)

– На какие группы можно разделить сказки? (Народные и литературные – авторские).

– А ещё? (Волшебные, бытовые, о животных).

– Определите, к какой группе относится сказка Андерсена «Дикие лебеди»? (Сказка литературная, авторская, волшебная).

– Сегодня мы с вами познакомимся  с  произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.

III. Проверка домашнего задания

– Какую работу по данному произведению вы проделали дома? (Читали сказку)

Фронтальная проверка

– Озаглавливая каждую часть сказки, вы составляли простой план. А девочки из нашего класса составили дома картинный план. Я предлагаю посмотреть и на эту работу.

IV. Работа над пройденным материалом

– Прочитайте слова: экспозиция, сюжет, завязка, диалог, развязка, кульминация, монолог, содержание. Может ли кто-нибудь объяснить значение этих слов?

– Как поступить нужно в таких случаях, когда встречаем слова, значение которых не понятно? (Воспользоваться словарём.)

– Я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо найти в словаре толкование нужного слова, разобраться в нём и объяснить всему классу.

Работа в группах. Объяснение значений слов.

Эпилог – заключительная часть произведения.

Экспозиция – вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Сюжет – последовательность и связь описанных событий в произведении.

Развязка – заключительная часть произведения, концовка.

Монолог – речь одного лица, обращённого к слушателям или к самому себе.

Кульминация – точка наивысшего напряжения, подъёма, развития в произведении.

Завязка – начало каких-нибудь событий, действий, произведения.

Диалог – разговор между двумя людьми.

– Значение каких слов мы не находили в словаре? (Монолог, диалог).

– По какому признаку их можно отделить от остальных слов? (Формы речи.)

– Запишите эти слова в первую группу.

– Найдите в тексте сказки Андерсена монолог и прочитайте его. (с 123, 127)

– Найдите в тексте сказки Андерсена диалог и прочитайте его по ролям, работая в парах. Слова автора будет читать….(с 125, 127, 132)

– Вернёмся к оставшимся словам и установив их в правильной последовательности, построим композицию сказки Андерсена «Дикие лебеди».

– Где и с кем происходят события, описанные в сказке? (Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Дочь и 11 сыновей короля.)

– Что мы можем сказать о детях, о семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви.)

– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой. В литературе такое вступление называют экспозицией.

– Что следует дальше? (Завязка – начало событий.)

– С каких слов начинается завязка? Найдите и зачитайте.(с 120.)

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?

– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)

– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)

– Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой.)

– Найдите и прочитайте этот отрывок. (с 122 часть3).

– Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана.)

– Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?

– После завязки, следует развитие действий, что в литературе называют сюжетом.

– В какой момент вам было очень тревожно?

– Момент наивысшего напряжения в произведении называется кульминацией.

– Давайте посмотрим как этот момент показан в мультфильме.

Просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»

– Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, сердце её не стало злым. Испытания Элиза выдержала достойно. До конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все трудности.

– И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность. Этот момент в литературе называют развязкой. Найдите и прочитайте развязку. (с 134)

IV. Домашнее задание

– Какая часть литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)

– Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)

– Дома вам предлагается выполнить следующее задание – придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».

V. Обобщение

– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям.)

– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.)

VI. Итог урока

– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.

– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?

Сказки
Андерсена давно стали классикой детской литературы и прочно вошли в школьное
чтение. Они являются неотъемлемой частью школьного литературного канона 20-21
веков. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами анализа учебников
по литературному чтению трёх УМК начальной школы: «Школа России», «Начальная
школа
XXI века» и «Перспектива». Целью анализа было
изучение литературоведческого анализа произведений Г.Х. Андерсена в
учебной программе для школьников младших классов.

Прежде
всего были установлены произведения Г.Х. Андерсена, включенные в курс
литературного чтения в указанных УМК. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица
1. Произведения Г.Х Андерсена, изучаемые в УМК начальной школы

УМК «Начальная школа XXI века»

(Ефросинина Л.А.)

УМК «Школа России»

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)

УМК «Перспектива»

(Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.)

1 класс

2 класс

«Пятеро из одного стручка»

«Елка» (самостоятельное чтение)

«Стойкий оловянный солдатик» (самостоятельное чтение)

«Принцесса на горошине»

3 класс

«Снеговик» (в сокращении)

«Гадкий утенок»

4 класс

«Дикие лебеди» (в сокращении)

«Дети года»

(стихотворение)

«Русалочка»

«Дикие лебеди»

(в сокращении)

«Пятеро из одного стручка»

«Чайник»

В
ходе анализа УМК были сделаны следующие выводы.

1.
В 1 классе в анализируемых УМК творчество Г.Х. Андерсена не изучается;

2.
По программам УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа России» дети изучают
творчество Г.Х. Андерсена на протяжении 3-х лет. Причем «Начальная школа XXI
века» предлагает 6 сказок, а «Школа России» — 3 (по одной в год). В УМК
«Перспектива» сказки Андерсена представлены только в учебнике по литературному
чтению за 4 класс (3 сказки).

3.
В программу по литературному чтению УМК «Начальная школа
XXI века» включено больше сказок Г.Х. Андерсена, чем в программы остальных
УМК, однако учебные часы выделяются только на 3 сказки, как и в других
программах (сказки «Елка» и «Стойкий оловянный солдатик» рекомендованы для
самостоятельного чтения).

4.
Многие известные произведения Г.Х. Андерсена, такие как «Дюймовочка», «Новое
платье короля», «Снежная королева», не включены в школьную программу. Возможно,
в связи с их значительным объемом или с возможными трудностями в пересказе
содержания («Новое платье короля»).

5.
Примечательно, что сказки Андерсена, рекомендованные к чтению анализируемыми
программами обучения, абсолютно различны (совпадают только сказки «Пятеро из
одного стручка» и «Дикие лебеди» — в УМК «Начальная школа XXI века» и
«Перспектива»), тем интереснее логика подбора произведений Г.Х Андерсена в
каждой программе начальной школы.

УМК
«Начальная школа XXI века» предлагает ребятам для чтения во втором классе
сказки «Елка», «Пятеро из одного стручка» и «Стойкий оловянный солдатик».
«Пятеро из одного стручка» учит детей тому, что в жизни надо приносить пользу.
Сказка «Елка» предлагает им не столько стремиться в неизвестное будущее,
сколько обратить внимание на то, что окружает их сейчас и радоваться каждому
моменту своей жизни. Сказка о стойком оловянном солдатике показывает детям, что
такое любовь, честь и верность и что надо оставаться хорошим человеком,
несмотря ни на что и не ожидая за это наград. В третьем классе детям
предлагается познакомиться со сказкой «Снеговик», смысл которой заключается в
том, что за своими мечтами можно не увидеть того, что есть рядом, и пропустить
всю свою жизнь. В учебник по литературному чтению для четвертого класса
включены сказка «Дикие лебеди» и стихотворение «Дети года». Сказка «Дикие
лебеди» показывает детям пример стойкости и настойчивости в достижении своей цели.

В
целом можно сделать вывод, что сказки Андерсена в УМК «Начальная школа XXI
века» очень разноплановы и предлагают детям задуматься над тем, как жить, как
относиться к окружающим, чему радоваться и к чему стремиться.

В
УМК «Школа России» во 2 классе детям предлагается познакомиться со сказкой
«Принцесса на горошине». Основная идея сказки
состоит в том, что нельзя судить о человеке по внешности – его суть
раскрывается в его поведении, его отношении к определенным вещам. Примерно
такая же мысль выражается в сказке «Гадкий утенок», включенной в учебник для
3-го класса, но эта сказка глубже, чем «Принцесса на горошине», по ее прочтении
можно сделать для себя еще много полезных выводов. В учебнике 4 класса мы
находим сказку «Русалочка», воспевающую самопожертвенность во имя любимого
человека, всепрощение и доброту. Можно заметить, что подбор сказок,
предлагаемых в УМК «Школа России», имеет строгую логику: от простого к
сложному; от интереса
через сочувствие к восхищению. Но все три сказки, по сути,
проводят похожие идеи и направлены преимущественно на социализацию ребенка:
люди разные, говорят они, не обижай отличающегося от тебя; учись смотреть не на
внешность, а на то, что в душе человека, и будь добр ко всем людям, несмотря на
их отношение к тебе.

В УМК «Перспектива» творчество Андерсена представлено
также тремя сказками, но изучается оно только в 4 классе. Дети читают сказки
«Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка» и «Чайник». Все три сказки, несмотря
на их различия (одна волшебная и две бытовых; разный тип повествования: от
автора или от лица главного персонажа), говорят о том, что жизнь имеет
ценность, только когда ты нужен кому-то.

Таким образом, творчество Андерсена в УМК «Начальная
школа
XXI
века» тематически представлено более многопланово, чем в других УМК, но,
думается, глубоко проникнуть в суть всех представленных в программе сказок дети
(особенно во втором классе) не смогут. Думается, что подход к изучению сказок
Г.Х Андерсена, представленный в УМК «Школа России», наиболее разумен, чем в других
УМК: произведения писателя изучаются на протяжении 3-х классов, как уже
говорилось выше, от простого к сложному и подбор сказок направлен
преимущественно на социализацию ребенка.

Комплексное рассмотрение произведений датского
сказочника в 4 классе в УМК «Перспектива» также видится вполне логичным, но, по
нашему мнению, такой подход несколько обделяет учащихся на протяжении первых
лет обучения в начальной школе. Сказки Ганса Христиана Андерсена – это истории,
которые учат маленьких читателей доброте, состраданию, воспитывают твердость
духа, умение противостоять невзгодам. По словам писателя, нет сказок лучше тех,
которые создает сама жизнь. В своих произведениях он умно и тонко помогает
увидеть красоту обыденных вещей, воспитывает такие качества, как честность,
храбрость. Поэтому изучение его сказок должно быть в школьной программе младших
классов, и не одно произведение, а комплекс похожих между собой сказок, чтобы
показать детям со всех сторон то нравственное качество, которое нужно
воспитать. Изучать творчество Г.Х. Андерсена нужно на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.

6.
Различное распределение сказок Г.Х Андерсена в программах литературного чтения
начальной школы определило и разные приемы литературоведческого анализа,
используемые в работе на уроке.

В.И.
Влащенко в своей статье «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках
чтения» на примере методической разработки урока по сказке Г.Х. Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик» показывает, что изучение сказок в начальной школе
должно осуществляться «с помощью тщательно продуманной системы вопросов,
направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к
осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к
осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения» [Влащенко
1999].

Для
более успешного усвоения нравственных норм сказок Г.Х. Андерсена
исследователями рекомендуется применение на уроках литературного чтения в
начальной школе следующих приемов и форм работы:

·      
Составление плана произведения. Сказки Г.Х
Андерсена имеют достаточно большой объем, что осложняет их восприятие учащимися
младших классов. Поэтому составление четкого плана произведения, безусловно,
будет способствовать более успешному анализу, пересказу и осмыслению детьми
нравственной составляющей сказки.

·      
Чтение по ролям. Помогает лучше раскрыть характеры
персонажей и прочувствовать эмоциональный фон сказки, а также развивает навыки
выразительного чтения.

·      
Определение особенностей композиции сказки.
Повышает сознательность восприятия сказки учащимися.

·      
«Словесное рисование». Способствует выявлению
характерных черт персонажей и, соответственно, позволяет детям быстрее
определить нравственный посыл произведения.

·      
Составление диафильма. Развивает творческое
мышление, способствует восприятию содержания текста и облегчает его осмысление.

·      
Использование методов критического мышления
(составление синквейна, кластера; метод «Фишбоун» (Рыбий скелет); метод
«Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)» и др.).

Многие
из отмеченных выше приемов применяются в процессе литературоведческого анализа
сказок Г.Х. Андерсена в изучаемых нами УМК начальной школы.

Рассмотрим
методику литературоведческого анализа сказок в каждом УМК.

Прежде
всего необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах тексты
сказок Андерсена сопровождаются красочными иллюстрациями, позволяющими детям
проникнуться атмосферой сказки, представить ее персонажей (см. Рис. 1; Рис. 2).

image001

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

image002

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди» в учебнике по литературному
чтению УМК
«Начальная школа XXI века» (4 кл.)

Как
уже отмечалось выше, в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века»
две сказки Андерсена («Елка» и «Стойкий оловянный солдатик») выделены для
самостоятельного чтения. Для рассмотрения на уроке предлагаются сказки «Пятеро
из одного стручка» (2 класс),
«Снеговик»
(в сокращении) (3 класс) и «Дикие лебеди» (в сокращении)

(4 класс). Вопросы для анализа сказки
«Снеговик» в учебнике не представлены и требуют от учителя специальной,
тщательной подготовки к уроку.

Методика анализа сказки «Пятеро
из одного стручка» вполне стандартна и предполагает поиск в тексте ответов на
заданные вопросы («1. О чем мечтали горошины? Какие слова говорили
горошины, улетая в широкий мир? Найди и прочитай. 2. Чему радовалась больная
девочка? Как ее мать ухаживала за горошком? Найди ответ в тексте. 3*. Что стало
с другими горошинами? Расскажи или прочитай»
). Для 2-го класса это
правильная методика, поскольку дети только учатся пересказывать текст. Затем
следует вопрос, связанный с усвоением учащимися соответствующих
литературоведческих терминов («Это литературная или народная сказка?»),
и завершает работу над текстом сказки творческое коммуникативное задание: «Подготовь
рассказ о горошине, которая тебе понравилась».
Основная идея сказки на
уроке, судя по вопросам, не формулируется.

В
четвертом классе при изучении сказки «Дикие лебеди» работа над текстом
усложняется. Дети должны понять символику названия произведения («Подумайте,
почему Х.-К. Андерсен так озаглавил эту сказку»
), установить композиционное
своеобразие произведения и дать характеристику героям («2. Как начинается
сказка? Какими представляет автор принцев и Элизу? Прочитайте. 3. Какими вы
представляете героев сказки? Опишите или нарисуйте на альбомном листе. 4.
Перечитайте каждую часть и озаглавьте»
). Используются коммуникативные и
творческие задания: «Перескажите ту часть, которая вам понравилась»;
«Назовите положительных и отрицательных героев сказки. Подготовьте об одном из
них рассказ».

В
учебно-методическом комплексе «Школа России» изучение творчества Андерсена
начинается тоже во втором классе, но со сказки «Принцесса на горошине». Перед
чтением текста сказки предполагается проведение предварительной словарной
работы: непонятные для детского восприятия слова выделены в тексте ярким цветом
(см. Рис. 3), толкование их значений дается в общем словарике в конце учебника.
Вопросы к сказке наводят детей на понимание идеи сказки (внешность обманчива,
человека надо оценивать по характеру, по воспитанию): «1. Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее. 2. В какой момент все
поняли, что принцесса настоящая? 3. Как ты думаешь, в каких ситуациях можно
употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. 4. Составьте с
другом несколько диалогов на эту тему».
Как видим, каждый вопрос
сопровождается коммуникативным заданием: составить рассказ-описание, привести
примеры из собственного опыта, составить диалог.

image003

Рис. 3. Отрывок из сказки «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

Аналогично
строится работа с текстом сказки «Гадкий утенок» в учебнике за 3 класс: «1. Представь
то место, где утка высиживала своих утят. Опиши его по памяти. 2. Почему утенок
сбежал с птичьего двора? Расскажи о его приключениях. 3. Найди в тексте
описание красивых, чудесных птиц, нарисуй словесную картинку к этому эпизоду»
.
Однако литературоведческий анализ углубляется: появляются вопросы, направленные
на развитие эмоциональной сферы учащихся («4. Расскажи, когда ты
сочувствуешь утенку, переживаешь за него, а когда радуешься»),
образного и
логического мышления («Сделай иллюстрации к тексту, чтобы они помогли
передать содержание сказки подробно»; «Расскажи, как жилось гадкому утенку
среди уток и как – среди лебедей»
– логическая операция сравнения; «Как
ты думаешь, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы
обычно так называем?»
– логическая операция обобщения). Очень важно, чтобы
в сознании ребенка закрепилось не только представление об отдельно взятой
сказке, но и о ее месте в творчестве писателя. На решение этой задачи
направлены вопросы: «Вспомни, что ты знаешь о великом сказочнике
Г.-Х. Андерсене. Где и когда он жил? Какие сказки Г.-Х. Андерсена ты читал
раньше? Расскажи одну из них».

В
учебнике за 4 класс УМК «Школа России» представлена сказка Г.Х.Андерсена
«Русалочка». Вопросы к тексту направлены на формирование у учащихся самых
разных коммуникативных умений и навыков: выражение собственного мнения («1.
Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи свое мнение».
);
аргументация собственной позиции («2. Почему русалочка решила проститься со
своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что ее
мечты не
сбылись?
Объясни свою точку зрения. 3. Как ты относишься к героине? А как автор
относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста»
);
устное сочинение (4. Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану:
где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я
отношусь к ее поступку)
; составление плана (5. Раздели текст на части,
составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь»)
; включение произведения в
контекст творчества писателя (6. Найди в библиотеке книгу сказок Г.-Х.
Андерсена. Какие другие произведения ты читал или хотел бы прочитать? Составь
список. Запиши его в «Рабочую тетрадь»
).

Таким
образом, в работе с текстами Г.Х Андерсена в УМК «Школа России» наблюдается
постепенное углубление литературоведческого анализа, а также расширение и
усложнение коммуникативных заданий.

В
учебно-методическом комплексе «Перспектива» учащиеся знакомятся с творчеством
Г.Х. Андерсена только в 4 классе. Поэтому литературоведческий анализ
произведений строится на основе разнообразных и достаточно сложных заданий.
Изучаются три сказки Г.Х. Андерсена: «Дикие лебеди», «Пятеро из одного
стручка» и «Чайник».

В
послетекстовых вопросах к сказкам «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка»
детям предлагается определить и охарактеризовать героев: «<…>
прочитайте до конца сказку «Дикие лебеди». О чем и о ком рассказывается в ней?»

(«Дикие лебеди»); «Кого мы можем назвать героем сказки? Только ли девочку и
ее мать? Объясните свое мнение»; «Какие горошины, по мнению Андерсена, были
самыми замечательными? Как считаете вы?»
(«Пятеро из одного стручка»). При
характеристике персонажей дети учатся выражать свое мнение. В вопросах по обеим
сказкам детям предлагается также сформулировать «суть сказки».
Формируются навыки выразительного чтения.

При
изучении сказки «Пятеро из одного стручка» внимание детей концентрируется на
приеме иносказания («Посмотрите на людей вокруг и попробуйте применить смысл
сказки к ним»)
. Сказка «Чайник» сопровождается творческим заданием на
реализацию этого приема:  «Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о
каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки. Представьте, что предмет
ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с
ним происходить. Какими чертами характера вы наделите предмет?».

Параллельно повторяются другие литературоведческие понятия: «Какие
особенности сказок вы используете (зачин, троекратные повторы, развитие
действия, концовка, сказочные устойчивые выражения, волшебные превращения)?»

Изучение
сказки «Дикие лебеди» также сопровождается творческим заданием коммуникативного
плана: «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план». На
следующей после текста сказки странице дан план написания отзыва (см. Рис. 4),
по которому учащиеся пишут отзыв. Вопросы имеют воспитательный характер,
направлены на выявление нравственных аспектов: «в чем мудрость сказки?», «чему
она научила?» и т.д.

image004

Рис. 4. План написания отзыва в
учебнике литературного чтения УМК «Перспектива» (4 кл.)

Интересное
задание коммуникативного типа предлагается после чтения сказки «Пятеро из
одного стручка»: «Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке. Не
забудьте использовать мимику, жесты и интонацию».

Проведенный
анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению
дает возможность выделения следующих особенностей изучения сказок Г.Х.
Андерсена в начальной школе:

·      
Представленные в программах произведения Г.Х.
Андерсена различаются, как и их количество.

·      
Биография автора на уроках литературного чтения не
изучается. Представляется, однако, что биография при изучении творчества
Г.Х. Андерсена важна, т.к. его сказки – это отражение его жизни, некоторые
герои его сказок – это олицетворение самого Андерсена;

·             
К произведениям предлагаются комплексы различных
вопросов и заданий, помогающих раскрытию основной идеи произведения и
способствующих развитию творческого мышления. Можно выделить несколько групп
вопросов:

o          
вопросы, направленные на выявление основного
замысла произведения, его проблемы: «О чем эта сказка?», «Почему автор так
назвал сказку?», «Какое главное событие сказки?»;

o          
вопросы на воспроизведение содержания: «Что стало с
другими горошинами? Расскажи или прочитай», «В какой момент все поняли, что
принцесса настоящая?», «Представь то место, где утка высиживала своих утят.
Опиши его по памяти»;

o              
вопросы, связанные с образом героя: «Как автор
говорит о каждом месяце, какие слова подбирает для этого?», «Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее», «Как ты относишься к
героине? А как автор относится к ней? Почему?»;

o              
вопросы, направленные на развитие творческого
мышления: «Перечитайте каждую часть и озаглавьте»,
«Составьте с другом несколько диалогов на эту тему», «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план», «Придумайте,
подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете».

·             
Не все учебно-методические комплекты достаточно
полно раскрывают авторскую идею произведений и целесообразно используют
потенциал сказок Андерсена для литературного развития учащихся. В УМК
«Начальная школа XXI века» задания, направленные на литературоведческий анализ,
во втором классе охватывают только композицию произведения, а смысл сказки
остается невыясненным; в 4 классе к композиционному добавляется анализ образной
системы, выявляется смысл произведения, но акцентирования на его нравственном
посыле не делается (нет творческих заданий). В УМК «Школа России» литературоведческие
задания усложняются в зависимости от уровня развития младшего школьника, но они
достаточно стандартны, а подобранные сказки несколько односторонне раскрывают
тему нравственности. В УМК «Перспектива» изучение творчества Г.Х. Андерсена
представлено только в четвертом классе и литературоведческие задания хотя и
сложные, но интересные, творческие, способствующие тому, чтобы дети поняли
смысл произведений. Однако творчество Андерсена представлено, по сути, в конце
курса литературного чтения для начальной школы, тогда как знакомство с
произведениями этого писателя у детей происходит гораздо раньше

На
наш взгляд, произведения Г.Х. Андерсена должны изучаться на протяжении всего
курса литературного чтения для начальной школы (как в УМК «Школа России»), с постепенным
усложнением литературоведческого анализа и с применением разнообразных приемов,
нацеленных на развитие творческого мышления учащихся (как в УМК «Перспектива»).

ВЫВОДЫ

Сказки
Андерсена давно и прочно вошли в практику уроков литературы в школе. В
начальной школе изучение сказок Андерсена зависит от программы, по которой
учатся школьники.

По
итогам анализа программ можно сделать вывод, что творчество Г.Х. Андерсена в
начальной школе изучается не достаточно широко. Работа над сказками Андерсена
позволяет использовать разные виды заданий, направленных на развитие
коммуникативной и литературоведческой компетенций учащегося, а также на
развитие его творческого мышления.

Детских авторов надо знать, детских иллюстраторов надо покупать. Причем не раздумывая, так как детишки не только святое для любых любящих родителей. но и действительно наши вложения. В будущее нашей страны, в будущего всего мира, если когда-нибудь до людей дойдет простая мысль о том, что мы все братья и сестры, и что нам незачем убивать друг друга.

Вроде бы уже взрослые люди. Но нет. Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, и поговорить адекватно, мы продолжаем улучшать оружие, выращивать фанатиков из наших детей, и ненавидеть соседей.

Я понимаю, что один человек не способен изменить мир. И даже несколько. На это не способен даже самый светлый фильм или очень трогательная история. Но хотя бы попытаться вернуть это странное ощущение детского счастья взрослому мы можем. Хотя бы попробовать.

А подобные книги позволяют это сделать. Ребенку оставаться светлым. А нам? Да что нам. Снять свои дежурные маски циника, и вспомнить каково это было раньше.

Очень надеюсь, что эта история именно в таком формате понравится вам также сильно, как и мне. И может быть сможет заставить даже чуточку улыбнуться.

Несмотря на грустный контекст, в конце ведь все было хорошо.

Андерсен Ханс Кристиан

Художник: Гилберт Энн Ивонн

Переводчик: Ганзен Анна Васильевна

Издательство: Качели, 2017 г.

Серия: Коллекция

Страниц: 48 (Мелованная)

Масса: 438 г

Размеры: 235x293x5 мм

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»

Аннотация к книге “Дикие лебеди”

“Дикие лебеди” – одна из самых известных волшебных сказок великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена.

Злая мачеха изгнала свою прекрасную падчерицу из замка, а одиннадцать ее братьев-принцев превратила в лебедей.

Нелегко придется Элизе, но она не только спасет братьев, но и встретит свою любовь – ведь в настоящей сказке справедливость всегда торжествует, а добро побеждает зло.Для младшего и среднего школьного возраста.

В детстве я обожал сказки этого грустного детского писателя, который затрагивал очень серьезные темы. Многие его произведения я смог найти в полном объеме уже значительно позже, так как некоторые фрагменты его сказок вырезались из-за политического курса против религии и так называемого оболванивания детей.

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»

Иллюстратор прекрасно угадал с образами. Сказка словно ожила, и у нее появилась другая жизнь. Самостоятельная, и насыщенная.

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»

Кроме красивого оформления истории мне хотелось бы напомнить всю глубину самой сказки. Вспомните какое тяжелое испытание и бремя опустилось на плечи маленькой девочки, которая больше всего на свете хотела лишь спасти своих братьев.

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди» Многие ли из нас готовы пойти на меньшее ради своего близкого? Не хочу навязывать никому свое мнение, но в этой сказке, как мне кажется. автор прекрасно изобразил и воплотил идею жертвенной любви. Когда ты готов пойти даже на смерть ради того, кого просто любишь. Не требуя ничего взамен, и полностью отдавая себя. Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»

Когда ты готов забыть про свое “я”. Когда ты смиренно принимаешь удары судьбы, думая лишь о том, каково сейчас твоим братья. Это замечательный урок для каждого.

Перечитывая сказку, я словно читал её впервые.

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»

Замечательный писатель. В детском формате суметь воплотить настолько глубокую историю, которая может расшевелить даже циника, если он, разумеется, вообще читает сказки.

Если нет, то мне жаль такого человека. Он теряет слишком много тепла.

И хочу напомнить. Это ведь сказка. Настоящая сказка. А в них добро всего побеждает зло. Да, в нашей реальной жизни все немного иначе. Но это тоже своего рода ценный урок о том, что рано или поздно все получат по заслугам. Нет, это не очередная байка фанатика про возмездие или награду после смерти.

Просто жизненное наблюдение о том, что каждый получает действительно то, что он заслуживает на самом деле. И если у человека началась сплошная черная, то может быть надо остановиться и просто подумать – кого он мог обидеть недобрым словом, оклеветать или случайно подвести под удар?

Замечательная сказка, которую подарил нам Гилберт Энн Ивонн.

Настаиваю, рекомендую, навязываю.

Читать все отзывы 5

Другие отзывы

Читать все отзывы 5

Смотрите также

  • Оле-Лукойе. Ганс Христиан Андерсен Про гнома с зонтиком и сны, что нам снятся Сказка Ганса Христиана Андерсена “Оле-Лукойе” могла бы быть очень длинной, ведь она про сны, а сниться нам может огромное количество вещей и событий, но сказочник обошелся вступлением и еще семью главами, названными по дням недели – от понедельника до воскресения включительно.
  • Сказочная страна Андерсена. Ганс Христиан Андерсен Недавно пополнила свою библиотеку очередным шедевром издательства РООССА. И это самое точное определение. Книга очень приятно оформлена: иллюстрации великолепны, оформление в сказочном стиле, очень приятные глазу пастельные тона, и хочется разглядывать бесконечно.
  • Сказки. Ганс Христиан Андерсен Книга великого сказочника с отличными иллюстрациями… А что, если она в ужасном состоянии… Оформляем детскую комнату с минимальными затратами… Здравствуйте. Отзыв на сказки Андерсена я писать не собиралась до того момента, пока по акции Списанные книги не попалась мне книга с рисунками В.Алфеевского.   Книга в плохом состоянии, обложку даже фотографировать не буду. Ну прямо очень в плохом…
  • Популярные отзывы
  • «Девочка была худа и бледна. Ей было восемь лет, но на вид можно было дать только шесть… Одета она была в лохмотья, и сквозь дыры одежды виднелось голое тело, покрытое синяками. Ей всегда было холодно…» Много лет я искренне люблю книгу о малышке Козетте – душевную историю, вызывающую ассоциации и со сказкой Шарля Перро, и со знаменитым романом Шарлотты Бронте, и много с чем ещё. Давно хотела рассказать об этом замечательном произведении, но всё как-то не складывалось.
  • Нечистая сила. Василий Королив-Старый «Если бы люди не выдумывали всякого вздора, то было бы больше проку и от нас, и от другой невидимой силы» Сборник сказок Василия Королива-Старого мне приспичило перечитать в преддверии Хэллоуина. Прошлогоднего. Тогда же создала и черновик – дабы сразу, не откладывая в долгий ящик, написать об этой книге. Угу. Ну, лучше почти через год опубликовать, чем вообще никогда, чего уж там.
  • Милый кролик Лапин Юлии Симбирской, но почему ж книга стоит 750 рублей и выше? Ради ребенка ничего не жалко, ага Здравствуйте!   Лапин. Юлия Симбирская О Юлии Симбирской я слышала давно, но как-то в хотелках ее книги не присутствовали. Меня чаще всего останавливала стоимость ее книг – обычно от 400 рублей и выше.
  • Превращение Карага. К. Брандис Дочь сказала телефону: “Давай, до свидания!” и уселась читать книгу, забыв про все остальное Последнее, что читала моя дочь, – комикс про Соника. Там много красочных картинок и очень мало текста . Так что я с грустью констатировала факт – ребенок страшно далек от художественной литературы. Мне срочно нужна книга, которая сможет отвлечь дочку от телефона!
  • история о девочке, которая победила своих “драконов” ★ как хороший триллер, читается на одном дыхании ★ Коралина, Нил Гейман Приехала в гости племянница с ворохом своих книжек в нарядных обложках. За чашкой чая разговорились о прочитанном, и она предложила мне прочесть одну из своих самых любимых книг: Коралина, Нил Гейман Цена: от 350 руб. и выше в разных магазинах Издательство: Издательство “АСТ”, 2021 г.
  • Ежик и море. Сергей Козлов Книга, о покупке которой вы никогда не пожалеете Чем является для меня эта книга Бывают истории и сказки, актуальные лишь на время на месяц, год, на десять лет.А бывают истории и сказки, о которых невозможно этого сказать.
  • Я МОГУ находить решения! 4-5 лет. Лялина Наталья, Лялина Ирина Я МОГУ пособия для детей, которые не хотят заниматься – с Я МОГУ можно играть! Любимые пособия моей дочери Здравствуйте! Я МОГУ находить решения! 4-5 лет. Лялина Наталья, Лялина Ирина Моя дочь по пособиям Я МОГУ занимается уже не первый год и они ей очень нравятся. Даже к Кумонам она так не бежит делать задания, как к этим тетрадкам. Именно поэтому, мною были скуплены все, что есть для возраста 4-5 лет.

Андерсен Г-Х. «Дикие лебеди»

Жанр: волшебная авторская сказка.

Братья Гримм “Шесть лебедей”

Братья Гримм “Двенадцать братьев”
Рекомендуем почитать:

Андерсен Г-Х. Отзыв к сказке “Дикие лебеди”

Главные герои сказки “Дикие лебеди” и их характеристика

  1. Элиза, принцесса у которой было 11 братьев. Очень добрая и ответственная девушка. Очень любила своих братьев и готова была пойти за них на смерть. В своих поисках уповала на бога и на чудо.
  2. Одиннадцать братьев, превращенных злой мачехой в лебедей. Также сильно любили свою сестру
  3. Злая королева, мачеха Элизы, преисполнилась зависти увидев красоту девушки и хотела ее погубить.
  4. Фея Моргана, владычица воздушного замка, могущественная чародейка, которая рассказа Элизе о том, как она может спасти своих братьев.
  5. Король неведомой страны, который был влюблен в Элизу, но поверил злым наветам и чуть не казнил любимую
  6. Архиепископ, заподозрил в Элизе колдунью и ведьму.

План для пересказа сказки “Дикие лебеди”

  1. Смерть матери Элизы
  2. Злая королева
  3. Одиннадцать братьев – одиннадцать лебедей.
  4. Жабы в купальне
  5. Элиза покидает дом
  6. Старушка в лесу
  7. Встреча с братьями
  8. Перелет через море
  9. Фея Моргана
  10. Рубашки из крапивы
  11. Встреча с королем
  12. Свадьба
  13. Козни архиепископа
  14. Казнь
  15. Чудесное спасение.

Кратчайшее содержание сказки “Дикие лебеди” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Король женится вторично и мачеха превращает братьев Элизы в лебедей
  2. Элиза идет искать братьев и находит лебедей на берегу моря
  3. Братья переносят Элизу и фея Моргана рассказывает, как Элизе освободить братьев
  4. Элиза шьет рубашки из крапивы и встречает короля
  5. Элиза становится королевой, но ее обвиняют в колдовстве
  6. Элиза спасает братьев.

Главная мысль сказки “Дикие лебеди”

Любовь и верность – вот настоящие чудеса, которые помогли Элизе вернуть своих братьев.

Чему учит сказка “Дикие лебеди”

Эта сказка учит нас быть добрыми и отзывчивыми. Она учит верить в лучшее и не сдаваться ни перед какими трудностями. Эта сказка учит самоотверженности.

Отзыв на сказку “Дикие лебеди”

Сказка “Дикие лебеди” не может оставить никого равнодушными. Это прекрасная история с волшебными превращениями и множеством приключений. Главная героиня сказки проявляет чудеса самоотверженности и веры, и побеждает чары злой королевы. Она спасет своих братьев. Мне очень понравилась сказка “Дикие лебеди” и я рекомендую ее для прочтения всем.

Пословицы к сказке “Дикие лебеди”

Кто любит бога – добра получит много.
Терпенье и труд все перетрут.
Вода и камень точит.
Краткое содержание сказки “Дикие лебеди” читается за 3 минуты.

У одного короля была дочь Элиза и одиннадцать сыновей. Жена короля умерла и он женился на другой, которая оказалась злой. Она превратила братьев в лебедей. Когда Элизе исполнилось 15 лет, королева решила лишить ее красоты и подкинула в купальню жаб. Но жабы превратились в красные маки.

Тогда королева измарала лицо Элизы и ее перестали узнавать. Эдиза ушла из дворца и много плакала.

Она встретила старушку, которая сказала, что видела лебедей и отвела Элизу к обрыву. Там девушка нашла лебединые перья.

Прилетели братья Элизы и узнали свою сестру. Они предложили перенести Элизу через море, чтобы не расставаться с ней.

Во время полета Элиза чуть не гибнет, но оказывается у замка феи Морганы. Фея подсказывает Элизе как спасти братьев – ей надо связать 11 рубашек из крапивы и молчать, пока работа не будет сделана.

Элиза начинает вязать рубашки. Ее встречает король той страны и влюбляется в девушку. Он женится на Элизе.

Архиепископ обвиняет Элизу в том, что она ведьма, а девушка не может оправдаться, не нарушив обет молчания.

Элизу ведут на костер.

Налетают лебеди и защищают Элизу. Элиза накидывает на братьев рубашки и те превращаются в принцев. Все счастливы.

Иллюстрации и рисунки к сказке “Дикие лебеди”

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»

Отзыв о сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»

Сочинение-отзыв по сказке Ганса Андерсена «Дикие лебеди»Главная героиня сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди» — королевская дочь Элиза. Хорошо ей жилось у отца в замке вместе с одиннадцатью братьями. Но когда король женился во второй раз, мачеха невзлюбила его детей. Элизу она отправила на воспитание в деревню, а братьев так оклеветала в глазах короля, что он их видеть не хотел. Тогда мачеха превратила принцев в диких лебедей и выгнала из родного дома.

Когда Элизе исполнилось пятнадцать лет, она вернулась во дворец. Мачеха не смогла превратить ее в лебедя, потому что король любил свою дочь. Колдовство королеве не помогло.

Тогда она измазала принцессу разными соками и мазями, так что отец перестал узнавать свою дочь. Опечаленная, Элиза покинула замок, и ушла в дальний лес.

В лесу она нашла озеро с чистой водой и смыла с себя все мази и соки, что делали ее дурнушкой. Она стала красивой, как раньше.

Вскоре девушка повстречала в лесу старушку и спросила ее о своих братьях-принцах. Та ответила, что видела лишь одиннадцать лебедей на реке, что впадает море. Элиза пошла по указанному пути и вышла к морю.

Вечером на берег моря прилетели одиннадцать лебедей. Когда зашло солнце, они превратились в принцев. Элиза выбежала к своим братьям.

Они рассказали ей, что могут быть людьми только от заката и до восхода, а прилетать в родные края им позволено только на несколько дней.

Братья сплели большую сетку и вскоре унесли свою сестру в далекую страну, в которой жили постоянно. Они принесли ее к большой пещере, в которой жили. Ночью Элизе приснилась фея, которая сказала, что крапива, растущая возле этой пещеры или на кладбищах, может освободить ее братьев, если сплести из нее рубашки. Но только Элиза все время, пока не сплетет рубашки, должна молчать.

Утром, проснувшись, девушка нашла возле себя пучок крапивы. Не медля ни минуты, она приступила к плетению рубашек. Когда братья ее вернулись вечером домой, они испугались молчания девушки, но, увидев, что она делает, поняли, что сестра нашла способ расколдовать их.

А вскоре к пещере, где жила Элиза с братьями, вышел король той страны. Восхищенный красотой девушки, он забрал ее в свой замок и женился на ней, несмотря на ее немоту. Элиза со временем тоже полюбила короля.

Но она не бросила своего занятия и продолжала плести рубашки для братьев. Вскоре крапива, привезенная от пещеры, кончилась, и ей пришлось ходить за крапивой на кладбище. Об этом донесли королю, и подумал он, что взял в жены ведьму.

Король повелел судить Элизу, а ей оставалось сплести всего одну рубашку.

Заточенная в темницу, она упорно продолжала работу. Даже когда наступил день казни, она не останавливала плетение рубашки. И уже в самый последний момент, перед казнью, Элиза завершила свой труд.

Она набросила рубашки на лебедей, которые кружили вокруг места казни и пытались защитить ее. Колдовство мачехи потеряло свою силу и лебеди превратились в принцев.

Элиза наконец-то смогла говорить! Все разъяснилось, и радостное шествие отправилось к королевскому замку.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Дикие лебеди» состоит в том, что в трудных ситуациях нельзя опускать руки, надо обязательно пытаться исправить положение дел.

Мне понравилась главная героиня сказки, Элиза, которая терпеливо плела рубашки из жгучей крапивы, чтобы спасти своих братьев. Она соблюдала обет молчания даже под страхом смерти, настолько ей хотелось, чтобы братья ее снова стали людьми. И Элиза победила силы зла. Колдовство отступило, лебеди снова стали принцами.

Сказка Андерсена «Дикие лебеди» учит терпению, упорству и трудолюбию.

Какие пословицы подходят к сказке «Дикие лебеди»?

Терпение и труд все перетрут.
Давши слово, крепись.

Слово – серебро, а молчание – золото.

Книга «Дикие лебеди»

Вот, решил вспомнить старую сказку Андерсена, знакомую всем с детства, тем более, что есть повод – “Гадкий утёнок” впервые был опубликован 11 ноября 1843 года, так что, можно сказать, у сказки сегодня День Рождения. Правда, не круглая дата, ей исполняется сегодня 187 лет, но, юбилея ждать еще долго, поэтому предлагаю торжественно отметить 187-летие.

Особенность этой сказки в том, что большинство исследователей творчества Андерсена считают её автобиографической. В образе “гадкого утёнка” писатель изобразил самого себя – крупного, неуклюжего и застенчивого.

Действительно – параллель, бросающаяся в глаза, более того, есть сходство между пустырем и родным для автора Оденсе, между птичьим двором и столичным Копенгагеном, между домом старушки и семьей, приютившей Андерсена.

Всё это так, но…

Развернуть

Многослойность восприятий и смыслов свойственна любому символическому произведению, в том числе и сказкам. И хорошие сказки, конечно, предназначены не только для детей, но и для взрослых. Дети постигают лишь верхний уровень понимания, а их родители могут разглядеть и более глубокие смыслы.

На мой взгляд, эта сказка о кризисе идентичности, настигающем многих из нас в период становления (или же изменения) личности. Результат во многом зависит и от самого человека, и от его окружения.

Если поддержки близких нет, то неизбежны глубокие психологические травмы, отчаяние, депрессия, потеря смысла жизни и даже мысли о суициде.

Но кризис этот может стать и стартовой площадкой для познания себя, поиска своего истинного Я и позитивных внутренних преобразований, которые неизбежно отразятся и…

Развернуть

– Бабуска, мне папа вцела цитал сказоцьку пло волсебную фею. Мне оцень-оцень понлавилось.

Я тозе хоцю быть феей, стобы делать много-много иглусек!
– Машенька, а как звали фею?
– Фея! Она была оцень холосая и оцень доблая, но её злая мацеха её всю измазала вонюцькой и плогнала.

А её блатцев она закодовала в птицек, и они улетели далеко-далеко, за моля и за леса, и сестлица Фея оцень скуцяла. А потом блатцы плилетели к Фее и сказали, сто они больсе не хотят быть птицами…
– Машенька, братья Феи были лебедями.

Знаешь, есть такие большие красивые белые птицы с длинной шеей?
– Знаю, нам в садике показывали мультик пло такую птицьку. Она была некласивая, и её никто не любил. А потом она вылосла и улетела со своими подлусками далеко-далеко, за моля и за леса!
– Да, Машенька, получается, что этот…

Развернуть

Одна из самых загадочных историй Андерсена. Обычно, прочитав сказку, я спрашиваю детей: -Как думаете, чему она нас учит?
Над этим текстом ребята зависают. Самый частый, пусть и неуверенный ответ:
-Добро всегда побеждает зло.

А что скажет взрослый человек? Может тут восхваляется трудолюбие (попробуйте просто нарвать крапивы голыми руками, не говоря уж о её прядении)? Или забота о родных, вопреки собственному благополучию (девушка братьев 15 лет не видела, а тут такой шанс -стать королевой безо всяких усилий, ну или отправится на костер). Нет, наверное, подчеркивается всепрощение (сомневаюсь, что Элиза и братья вернуться в свой родной замок и отомстят злобной мачехе и отцу-подкаблучнику).
Все герои какие-то безынициативные. И хотя история добрая, хорошо заканчивается и оставляет приятный…

Развернуть

Эта книга в большей степени для малышей, она красочная, яркая, красиво оформлена. Сказка для чтения детям родителями, и для младшего школьного возраста. Учит доброте.

Эта очень грустная сказка. Она рассказывает о братьях и сестре , которая ради них готова была пожертвовать собой. В не как и во всех сказках имеется поучение: берегите свою семью и любите ближних.

На самом деле “Гадкий утёнок” – сказка-притча и очень необходимая для поколения современных детей. Душевные качества, доброта, жертвенность уже давно не в моде. Красота внешняя выходит на передний план в нашем обществе.

Об этом трубят рекламы, глянцевые картинки журналов и фильмы.
Гадкий утёнок на самом деле это и белая ворона и розовый слон, иными словами то, что составляет контраст привычному и стандартному. Он вне толпы.

За это его призирают, унижают и в конечном итоге пытаются уничтожить.
Таков закон этого мира: “Если ты не такой как все – жить тебе будет сложно”. Но в этой сказке очень добрый и оптимистический финал. Справедливость однажды восторжествует.

Больше всего меня восхищает в финале, что гадкий утёнок, превратившись в прекрасного лебедя, имеет не только шикарный внешний…

Развернуть

Начали с дочерью штурмовать список внеклассной детской литературы на лето. Список понравился, сказки чудесные все. Правда не уверена, что сможем за лето все освоить, читаем медленно пока. Но будем стараться. Попались несколько произведений, которые я и сама хотела прочитать. Начали с Гадкого утенка.

В детстве читала конечно, но подробности уже совершенно стерлись, поэтому перечитала с большим удовольствием. Эта такая обычная история про маленького ребенка, оказавшегося после рождения не со своей семьей, а с приемной. Понятно, что большинство подобных историй о детях-сиротах очень грустные. И эта тоже не исключение.

Дочь, кстати, очень эмоционально восприняла проблемы Утенка, очень ему сопереживала и сочувствовала. На моменте с охотой даже поплакала, гусаков было жалко. Эти гусаки,…

Развернуть

Сказки, это не всегда забавные и смешные приключения. Есть сказки, навеянные грустью, печалью и даже трагизмом. Но все сказочные истории – это отличная наука для жизни, они дают море полезной информации.
У Диких Лебедей оригинальный сюжет. Читать книгу интересно.

События в ней описываются с интригой. Сказка с очень глубоким смыслом и воспитательным подтекстом. Учит она нас быть добрее к друг другу, милосерднее, отличать добро от зла.

В своей сказочной истории Ганс Христиан Андерсен злобе и зависти ставит в противоположность доброту и бескорыстие.

В этом произведении показано то, что своим трудолюбием и стремлением можно добиться в жизни очень многого, только надо идти к намеченной цели и не останавливаться ни перед какими препятствиями и не пасовать перед трудностями.
Сюжет жизненный,…

Развернуть Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

«Дикие лебеди»: разбор сказки

Иногда я делаю разбор сказок ( доступных у меня по тегу “Сказка”), и вот теперь пришло время сказки Ганса Христиана Андерсена “Дикие лебеди” – помните Элизу и её 11 братьей-лебедей?Спору нет, сказка замечательная, как и все сказки Андерсена, и очень любимая нашими советскими идеологами за идею “труд обрагораживает человека”. Вообще, все сказки такого рода, где главная героиня трудится а-ля Золушка очень любили именно за эту мораль и всячески рекламировали, как идею трудиться во благо государства и человека ( и чукча даже видел этого человека:)) На деле – Элиза королевская дочь, и ей в страшном сне не пришло бы в голову трудиться ради труда. Эта сказка – об освобождении от злых чар посредством квеста девушки. Об этом и поговорим.

Вообще, напомню сюжетную линию: у короля 12 детей – 11 мальчиков-принцев и дочь Элиза.

Он берёт в жёны мачеху, которая начинает ему наговаривать гадости про этих детей, да так, что “король и слышать про принцев не захотел”, а дальше превращает принцев в диких лебедей и они улетают ( и папа, заметим, детей не ищет – он их видеть не хочет:)) Элизу мачеха отдаёт в крестьянскую семью(!) до совершеннолетия ( видимо, чтобы приучить к труду) и папа опять молчит, заметим. Когда же Элиза вырастает и является ко двору отца, мачеха сначала сажает на неё жаб, чтобы сделать её безобразной, а поскольку номер не проходит, она пачкает Элизу соком грецкого ореха и отец-король её не узнаёт.Далее Элиза уходит из замка, отмывается от сока, находит братьев-лебедей ( они – лебеди только днём, ночью опять превращаются в принцев), и летит с ними в другую страну за морем. Ей снится фея, которая говорит, как расколдовать братьев – нужно сплести из крапивы 11 рубашек, размяв крапиву руками, и накинуть на братьев. Но, пока плетёшь, нужно одно условие: не произнести ни слова.Элиза начинает плести, но тут в лес приезжает молодой король, влюбляется и берёт Элизу в жёны, она же не говорит ни слова, и лишь плетёт те рубахи. Крапиву, когда она кончается, можно достать лишь на кладбище, и Элизу обвиняют в колдовстве. Когда её везут на костёр, ей удаётся накинуть на лебедей рубахи, и чары с братьев падают, только младший любимый брат остаётся с крылом вместо руки – один рукав Элиза всё же не доплела:)Вообще, сказка с самого начала поражает нелогичностями:1. Что такого можно наговорить отцу про родных сыновей, что он настолько “не захочет их видеть”, что не пожелает искать законных наследников государства?2. Зачем мачехе борьба с Элизой, которая возвращается ко двору? Мачеха хочет остаться единственной наследницей трона и власти?Попутно сразу же возникает вопрос – зачем мачеха это делает? Предполагается, что она расчищает дорогу к трону своему наследнику ( братья-лебеди улетели, а Элизу она отдала в крестьянскую семью…лишила прав на трон?), однако своего ребёнка у мачехи нет и в процессе сказки так и не появляется, даже когда Элиза вырастает. Давайте допустим, что на момент появления мачехи Элизе – 10 лет, и она младшая сестра, раз об её устранении мачеха сначала особо не заботится ( иначе тоже в лебедя превратила бы). Об этом косвенно говорит и тот факт, что на момент второго брака папы Элиза уже настолько большая, что они с братьями играют “в гостей” и просят у мачехи пирожные и печёные яблоки ( она даёт им взамен чашечку песку, как будто они сами его набрать не в состоянии). Тогда старшему принцу – 21 год ( если братья погодки) или чуть меньше, если братья близнецы. Тревога мачехи вполне оправдана, перед ней – готовый наследный принц и претендент на престол, и если не он, то любой его брат способен послужить ему заменой. Поэтому она и устраняет неугодных принцев, и тут же всплывает вопрос – а папе это разве тоже на руку? Или он надеется, что мачеха родит кого-нибудь?Значит, когда Элизе минуло 15 лет и её отправили из крестьянского дома домой, с исчезновения братьев миновало 5 лет. Я уже не беру тот факт, что подумали крестьяне, когда получили на воспитание королевскую дочь и зачем это делалось. В сказках и мифах часто наличествует момент, что ребёнок королевского рода втайне воспитывается в другой семье, как это было с королём Артуром. Но-во-первых, не в крестьянской: это уж слишком большая сословная разница, во-вторых, с Артуром всё понятно, Утер умирает, Игрейн уходит в монастырь и ребёнка прячут от других претендентов на трон у соседнего графа, хотя даже и там странно, почему они не воспользовались властью регента при малолетнем сыне. Ну а здесь вовсе нонсенс: папа и мачеха живут во дворце, а у Элизы нет даже игрушек, и она играет у крестьянки с зелёными листьями. Получается, крестьянке этой они даже не приплатили, что ли?Итак, Элиза возвращается ко двору, детей у мачехи своих нет, а превратить Элизу в лебедя она не может: отец желает время от времени видеть дочь. Видать, папа уже одумался и сообразил, что сразу 11 принцев он потерял, а от мачехи в смысле детей ему ничего не светит. Однако и тут сыновей своих король не ищет, хотя учитывая такое их количество, искать их было бы достаточно несложно. ТО ли уверен, что их уже нет в живых, то ли рассчитывает в смысле продолжения рода на Элизу. И тут начинается самое интересное – Элиза, судя по сказке, очень набожна, а мачеха пытается её заколдовать, обратить ко Злу. Первое испытание ждёт девушку в купальне: мачеха сажает на неё трёх жаб – на голову, лоб и сердце. Казалось бы, ну и что тут удивительного? Жаба – символ уродства, а мачеха хочет сделать падчерицу уродиной. Но есть и ещё одно значение этого символа: Например, считалось, что на гербе Сатаны размещено изображение трех жаб.

Как мы помним, стоило жабам коснуться Элизы, и они превратились в цветы – по одной версии, в розы, по другой – в маки. И опять же имеет место символизм: роза символизирует тайну ( а Элиза достаточно долго потом будет скитаться, и её королевское происхождение станет тайной), а красный мак – французы называют цветком ангелов и используют для  украшения церквей ( как противопоставление “символу дьявола”) http://dovosm.ru/318029419-krasnyy-mak-simvol-pamyati/

Ну а о превращении жаб в цветы ( правда, не в маки, а в лилии) есть другая очень интересная легенда:

По преданию в Иль-де-Франс символом королевской власти стала лилия, остававшаяся традиционным знаком французской монархии до самой революции.

Согласно легенде это произошло в лесу Марли, неподалеку от замка Монжуа, где любил останавливаться Хлодвиг. В один из приездов короля его супруга Клотильда, известная своей набожностью, обнаружила в лесу отшельника, жившего в полном уединении.

Привлеченная простотой и святостью его жизни, королева нередко приходила к отшельнику для того, чтобы совершить совместную молитву и получить совет.

В одну из таких встреч, Клотильде явился ангел и попросил её заменить изображение трех лягушек на гербе супруга изображением трех лилий, золотистые цветки которых сияли на равнине перед замком. Вняв просьбам ангела, Клотильда якобы убедила франкского короля изменить вид своего герба.

Основатель – Меровиг (448-458), потомок Хлогиона (Первым легендарным королем франков счиатеся Фарамон (420-428), именно у него встречаются в гербе три жабы, вероятно, тотемы языческого племени, пришедшего из заболоченных земель Восточной Европы. Эти жабы, приснившись королю Хлодвигу, превратились в золотые лилии – символ королевской власти Франции (позже их станет семь) .- https://otvet.mail.ru/question/59773126

Итак, здесь мы видим в сказке Андерсена отголоски древних легенд и средневековых преданий.

Мачеха же, не сумев извести Элизу, решила просто “очернить” девицу перед отцом: пока та спала, её тело было смазано соком грецкого ореха ( а он имеет свойство темнить кожу),  лицо – какой-то чёрной мазью, а волосы были спутаны.

И  почему Элиза, проснувшись, не посмотрела перед визитом к папе в зеркало, для меня и сейчас вопрос вопросов:) То ли в замке не было зеркал совсем, то ли Элиза была страшной неряхой  – не умываясь и не причёсываясь, бежала за стол к отцу.

Но факт остаётся фактом – отец не узнал такую чернавку и девушка, обидевшись, ушла из дворца. И здесь, заметим. история повторяется: отец, потерявший уже 11 сыновей и не приобретший от мачехи наследника, не ищет “потерявшуюся” дочь.А Элиза находит лесное озеро, купается в нём и принимает свой настоящий облик.

Казалось бы: увидев, что её “очернили”, а она отмылась и стала самой собой, она должна была бы вернуться к папе во дворец: теперь-то он её узнает. Но нет, девушка решает отправиться на поиски братьев. И, в отличие от ленивого папы,  сразу же выходит на их след.Здесь, конечно, девушке помогает старушка, собирающая ягоды, которая впоследствии оказывается феей Фатой Морганой.

Она говорит Элизе о лебедях в коронах, та идёт по их следам, выходит к морю, где братьев и встречает.  Братья ночью становятся людьми, днём летают лебедями, живут они в другой стране “за морем”, куда перелетают через большое морское простанство, чтобы побыть на родине. Никому из них даже в голову не приходит сунуться в замок к папе: видать, прекрасно понимают, что это бессмысленно.

Элизу братья решили взять с собой в другую страну, для этого плетут сеть, которую и  несут по воздуху.Куда именно они держат путь, по сказке непонятно, однако по наличию в королевском дворе такого персонажа, как архиепископ, рискну предположить, что братья отправляются в Англию, и речь – об одном из английских королей Эдуардов и архиепископе Кентерберийском.

  Да и в мульфильме изображено эдакое стилизованое Вестминстерское аббатсво:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=2p5xyfJKIqw

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»: краткое содержание, характеристика героев и основная мысль

Главные герои

  • Элиза – прекрасная принцесса, добрая девушка.
  • Братья Элизы – одиннадцать родных братьев, превращенных злой мачехой в белых лебедей.
  • Королева – мачеха Элизы и ее братьев, злая и завистливая женщина.
  • Фея Моргана – добрая могущественная волшебница.
  • Король неведомой страны – молодой правитель, влюбленный в Элизу.
  • Архиепископ – злой, подозрительный священник.
  • Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «Дикие лебеди»

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Элиза – добрая, юная, красивая принцесса, добрая и самоотверженная.

Другие персонажи:

  • Королева-мачеха – злобная, завистливая женщина, коварная колдунья.
  • Король-отец – бесхарактерный, слабовольный человек, попавший под влияние второй жены.
  • Одиннадцать лебедей – заколдованные братья Элизы.
  • Молодой король – добрый и отзывчивый человек, супруг Элизы.
  • Архиепископ – влиятельный священнослужитель, возненавидевший Элизу.

Сюжет

После смерти любимой жены король, у которого было одиннадцать красавцев-сыновей и дочь по имени Элиза, женился во второй раз на красивой, но очень злой женщине. Она превратила братьев в прекрасных белых лебедей, а девочку отдала на воспитание сельским жителям.

Когда Элизе исполнилось пятнадцать лет, слава о ее красоте достигла ушей злой мачехи. Она так вымазала лицо девушки грязью, что даже родной отец не узнал ее и выгнал из королевства. Скитаясь по лесу, Элиза повстречала своих братьев, которые днем были птицами, а с заходом солнца вновь принимали человечье обличье.

Братья очень обрадовались сестре и предложили отправиться с ними в теплую страну. Благополучно перелетев бушующее море, братья принесли Элизу к пещере, где жили сами.

Ночью девушке приснилась добрая фея Моргана, которая подсказала, как освободить братьев от заклятья – нужно сплести из крапивы одиннадцать рубашек и накинуть их на лебедей.

Но во время работы нельзя произнести ни слова, иначе братья тут же погибнут.

Не жалея себя, Элиза принялась за трудную работу. Однажды во время охоты ее заметил король той страны. Он так влюбился в красивую девушку, что тут же женился на ней. Однако архиепископ, заметив, какое сильное влияние молодая королева оказывает на правителя, обвинил ее в колдовстве. Элиза не могла раскрыть правду королю, ведь она еще не доплела все рубашки.

Король, поверив наветам архиепископа, приказал сжечь Элизу на костре. Но в день казни на площадь прилетели лебеди. Элиза набросила на них рубашки из крапивы, и те сразу превратились в принцев.

Дикие лебедиТекст

Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза.

Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать, хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! Сестрица их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было заплачено полкоролевства.

Да, хорошо жилось детям, только недолго!

Отец их, король той страны, женился на злой королеве, которая невзлюбила бедных детей. Им пришлось испытать это в первый же день: во дворце шло веселье, и дети затеяли игру в гости, но мачеха вместо разных пирожных и печеных яблок, которых они всегда получали вдоволь, дала им чайную чашку песку и сказала, что они могут представить себе, будто это угощение.

Через неделю она отдала сестрицу Элизу на воспитание в деревню каким-то крестьянам, а прошло еще немного времени, и она успела столько наговорить королю о бедных принцах, что он больше и видеть их не хотел.

  Краткое содержание повести «Котлован» А. Платонова

– Летите-ка подобру-поздорову на все четыре стороны! – сказала злая королева. – Летите большими птицами без голоса и промышляйте о себе сами!

Но она не могла сделать им такого зла, как бы ей хотелось, – они превратились в одиннадцать прекрасных диких лебедей, с криком вылетели из дворцовых окон и понеслись над парками и лесами.

Было раннее утро, когда они пролетали мимо избы, где спала еще крепким сном их сестрица Элиза. Они принялись летать над крышей, вытягивали свои гибкие шеи и хлопали крыльями, но никто не слышал и не видел их; так им пришлось улететь ни с чем. Высоко-высоко взвились они к самым облакам и полетели в большой темный лес, что тянулся до самого моря.

Бедняжечка Элиза стояла в крестьянской избе и играла зеленым листочком – других игрушек у нее не было; она проткнула в листе дырочку, смотрела сквозь нее на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев; когда же теплые лучи солнца скользили по ее щеке, она вспоминала их нежные поцелуи.

Дни шли за днями, один как другой. Колыхал ли ветер розовые кусты, росшие возле дома, и шептал розам: «Есть ли кто-нибудь красивее вас?» – розы качали головками и говорили: «Элиза красивее».

Сидела ли в воскресный день у дверей своего домика какая-нибудь старушка, читавшая псалтырь, а ветер переворачивал листы, говоря книге: «Есть ли кто набожнее тебя?» книга отвечала: «Элиза набожнее!» И розы и псалтырь говорили сущую правду.

Но вот Элизе минуло пятнадцать лет, и ее отправили домой. Увидав, какая она хорошенькая, королева разгневалась и возненавидела падчерицу. Она с удовольствием превратила бы ее в дикого лебедя, да нельзя было сделать этого сейчас же, потому что король хотел видеть свою дочь.

И вот рано утром королева пошла в мраморную, всю убранную чудными коврами и мягкими подушками купальню, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой:

– Сядь Элизе на голову, когда она войдет в купальню; пусть она станет такою же тупой и ленивой, как ты! А ты сядь ей на лоб! – сказала она другой. – Пусть Элиза будет такой же безобразной, как ты, и отец не узнает ее! Ты же ляг ей на сердце! – шепнула королева третьей жабе. – Пусть она станет злонравной и мучится от этого!

Затем она спустила жаб в прозрачную воду, и вода сейчас же вся позеленела. Позвав Элизу, королева раздела ее и велела ей войти в воду.

Элиза послушалась, и одна жаба села ей на темя, другая на лоб, а третья на грудь; но Элиза даже не заметила этого, и, как только вышла из воды, по воде поплыли три красных мака.

Если бы жабы не были отравлены поцелуем ведьмы, они превратились бы, полежав у Элизы на голове и на сердце, в красные розы; девушка была так набожна и невинна, что колдовство никак не могло подействовать на нее.

Увидав это, злая королева натерла Элизу соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ей личико вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Теперь нельзя было и узнать хорошенькую Элизу. Даже отец ее испугался и сказал, что это не его дочь. Никто не признавал ее, кроме цепной собаки да ласточек, но кто же стал бы слушать бедных тварей!

Заплакала Элиза и подумала о своих выгнанных братьях, тайком ушла из дворца и целый день брела по полям и болотам, пробираясь к лесу. Элиза и сама хорошенько не знала, куда надо ей идти, но так истосковалась по своим братьям, которые тоже были изгнаны из родного дома, что решила искать их повсюду, пока не найдет.

Недолго пробыла она в лесу, как уже настала ночь, и Элиза совсем сбилась с дороги; тогда она улеглась на мягкий мох, прочла молитву на сон грядущий и склонила голову на пень. В лесу стояла тишина, воздух был такой теплый, в траве мелькали, точно зеленые огоньки, сотни светлячков, а когда Элиза задела рукой за какой-то кустик, они посыпались в траву звездным дождем.

Всю ночь снились Элизе братья: все они опять были детьми, играли вместе, писали грифелями на золотых досках и рассматривали чудеснейшую книжку с картинками, которая стоила полкоролевства.

Но писали они на досках не черточки и нулики, как бывало прежде, – нет, они описывали все, что видели и пережили.

Все картины в книжке были живые: птицы распевали, а люди сходили со страниц и разговаривали с Элизой и ее братьями; но стоило ей захотеть перевернуть лист, – они впрыгивали обратно, иначе в картинках вышла бы путаница.

Когда Элиза проснулась, солнышко стояло уже высоко; она даже не могла хорошенько видеть его за густою листвой деревьев, но отдельные лучи его пробирались между ветвями и бегали золотыми зайчиками по траве; от зелени шел чудный запах, а птички чуть не садились Элизе на плечи.

Невдалеке слышалось журчание источника; оказалось, что тут бежало несколько больших ручьев, вливавшихся в пруд с чудным песчаным дном. Пруд был окружен живой изгородью, но в одном месте дикие олени проломали для себя широкий проход, и Элиза могла спуститься к самой воде.

Вода в пруду была чистая и прозрачная; не шевели ветер ветвей деревьев и кустов, можно было бы подумать, что и деревья и кусты нарисованы на дне, так ясно они отражались в зеркале вод.

Отзыв

На долю Элизы пришлось немало испытаний, но сердце ее не ожесточилось. Ради спасения любимых братьев она была готова пожертвовать своей жизнью, и лишь благодаря ее самоотверженности они вернули себе человеческое обличье.

Рисунок-иллюстрация к сказке Дикие лебеди.

«Дикие лебеди» очень краткое содержание

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди» краткое содержание для читательского дневника:

Желая избавиться от детей мужа, мачеха превратила пасынков в диких лебедей. Элиза отличалась небывалой красотой. Мачеха измазала ее лицо грязью, отец не узнал дочь и прогнал со двора. Элизу отправили в лес, где она познакомилась с доброй старушкой.

Старушка рассказала красавице, где обитают 11 лебедей с коронами на головах. Элиза нашла братьев. Старушка объяснила, что для снятия заклятия ей нужно связать рубахи из крапивы для каждого из братьев. Ее замечает король и женится.

Советник короля и простонародье видят, как Элиза ночью ходит на кладбище нарвать крапивы, и принимают ее за ведьму. По пути на костер Элиза вяжет последнюю рубаху и накидывает одежду на лебедей, прилетевших, чтобы защитить ее. Они превращаются в статных юношей.

Вывод:

Стойкость и терпение Элизы спасли ее и братьев. Она преодолевала трудности, не позволяя своему сердцу ожесточиться, и упорно вязала рубахи из жгучей крапивы. Самоотверженность ради близких людей окупается счастьем и духовным покоем. Она сделала все, что могла, чтобы помочь любимым братьям, как и они, готовые вместо нее ступить в костер. Такие поступки восхищают и возвышают человека.

Короткий пересказ «Дикие лебеди»

Краткое содержание «Дикие лебеди» Андерсен:

У короля было одиннадцать сыновей и одна дочь. Жилось королевским детям хорошо и беззаботно, пока не появилась мачеха, которая отдала Элизу на воспитание в деревню, а братьев превратила в лебедей — они и улетели.

Красавица Элиза с каждым днём все хорошела, но все время вспоминала братьев. Когда она вернулась в замок, мачеха решила сделать ее уродливой с помощью трёх жаб, но те поплыли по воде красными маками, едва прикоснулись к невинной девушке. Тогда мачеха-колдунья обезобразила падчерицу грязью; даже король-отец не признал родную дочь и выгнал ее.

Ночь девушка провела в лесу, во сне видела себя и братьев в былые времена, а утром умылась в пруду и опять стала красавицей. На следующий день встречная старушка дала горсть ягод и указала реку, где видела одиннадцать лебедей в золотых коронах. Элиза вышла к дельте реки — на закате туда прилетели лебеди, которые превратились в ее братьев.

Утром они улетели, а через день в корзинке из ивовой коры унесли с собой Элизу. Переночевав на маленьком уступе, утром лебеди опять полетели. Весь день Элиза любовалась облачным замком Фата-Морганы, а ночь провела в пещере, заросшей зелёными растениями.

Ей снилось, что фея замка, похожая на старушку из леса, рассказала о том, как можно спасти братьев: нужно нарвать крапивы у пещеры или на кладбище и сплести одиннадцать рубашек для братьев, но при этом не произносить ни слова, иначе братья умрут.

Вернувшись утром и заметив немоту сестры, братья сначала приняли это за очередное колдовство мачехи, но потом все поняли. Как только Элиза взялась за вторую рубашку, ее нашёл король, который охотился в тех краях. Он взял лесную красавицу в жены и увёз в свой замок, и даже перевёз в специальную комнатку ее крапиву.

Но архиепископ шептал королю, что его жена — колдунья, и однажды ночью увидел, как королева рвала крапиву на кладбище. Обо всем этом архиеписком доложил королю; тот собственными глазами убедился, что это правда. Когда Элиза в очередной раз пошла на кладбище, ее словили на горячем; народ присудил «колдунье» быть сожженой на костре.

В заточении девушка доплетала последнюю рубашку. Братья пришли к королю, пытаясь заступиться за сестру, но не успели — с рассветом опять превратились в лебедей. Утром, пока старая кляча везла Элизу к костру, толпа хотела разорвать рубашки, но прилетели братья.

Палач уже схватил девушку за руку, но она успела набросить рубашки на братьев, а значит, смогла произнести: «Я невинна!» — и упала в обморок. Братья все рассказали, а бревна для костра превратились в куст алых роз с единственной белой розой, которую король положил Элизе на грудь, и она очнулась, а «в сердце ее были покой и счастье».

  • Чему учит сказка крошечка хаврошечка для читательского дневника
  • Чему учит сказка иван зеленый
  • Чему учит сказка два ивана солдатских сына 5 10 предложений
  • Чему учит сказка верный трезор
  • Чему учит рассказ сыновья осеева