Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль

Конспект урока по литературе в 5 классе.тема: царевна-лягушка. народная мораль в характере и поступках героев. образ невесты-волшебницы. ритмичность сказочного повествованияцели:

Конспект урока  по литературе  в 5 классе.

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования»

Цели:  повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умение пересказа.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: анализ произведения, беседа, выразительное чтение, пересказ.

Средства обучения: компьютер, презентация, иллюстрации,

План урока:

І. Начало урока.

ІІ. Артикуляционная разминка.

ІІІ. Постановка цели и задач.

ІV. Проверка домашнего задания (беседа).

V. Основная часть урока. Раскрытие темы урока.

VІ. Домашнее задание.

VІІ. Итог урока.

Ход урока

І. Начало урока.

ІІ. Артикуляционная разминка.

   Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

                      Шел Прокоп, кипел укроп.
                     Как при Прокопе кипел укроп,
                     Так и без Прокопа кипел укроп.

Соблюдается методика работы над скороговоркой.

ІІІ. Постановка цели и задач.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой. Нам предстоит определить мораль в характере героев, поговорить об одной из особенностей сказки – ритмичности, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІV. Проверка домашнего задания (беседа).

— Какие особенности сказки вам известны?

( Работа по теоретическому материалу на стр. 12-13)   

       — Какой фразой начинается сказка?

       —  В каких еще сказках вы встречали такое выражение?

       — Как называется такое начало сказки?

       — Какие постоянные эпитеты вы нашли в данной сказке?
       Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.  

      — Кто главные герои сказки?

       — Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26.)
      (Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича).
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос предлагается  прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор…».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.

V. Основная часть урока. Раскрытие темы урока.

1. Народная мораль в характере и поступках героев.

      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке
(с. 15).

      —Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича.

       —Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

       — Итак, ответьте на вопрос, какова народная мораль  в характере и поступках героев? Чтение словарной статьи и разъяснение понятия.

Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение человека. Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики.

Мораль в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление художественного произведения.      2. Образ невесты-волшебницы.

Поработаем над образом главной героини.

    Образ — воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов,     объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира.

Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
      Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике
(с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
      Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
      — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
      Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир…» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»
(с. 18—20 учебника).

      3. Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
4. Ритмичность сказки.

      — Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
      Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
      
Примеры
      Отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам…

      Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
      Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик.

      VІ. Домашнее задание.

           Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26).

VІІ. Итог урока.

    — Итак, наш урок заканчивается. Скажите, пожалуйста, что вы узнали для себя нового из этого урока?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Царевна-лягушка — анализ сказки

Одна из самых любимых народных сказок детства.  Наверное, нет ребёнка, который бы не знал этой чудесной сказки.

Сказка «Царевна Лягушка»  полна волшебства и магии, но в, то, же время автор, как бы иронизирует над, главным героем. Ведь из всех братьев именно Иван попал в то ужасное болото, в котором живёт теперь его жена-лягушка.

Весь сюжет построен на трёх братьях.  Старший был самым сильным и умным, младший уступал по всем качествам старшему брату, а вот на третьего никто не замечал, будто и не было Ивана вовсе на белом свете. И вот наступает время, когда молодым людям нужно вступить в брак. Но и тут всё не просто.  Жену  им должно выбрать стрела, которую они запустят. Куда стрелы упадут на той, и женится царевич. Двум старшим повезло. Им достались красавицы и умницы, а вот стрела Ивана упала в болото. Не могло это не расстроить царевича, ибо теперь свою жизнь придётся связать с мерзкой лягушкой.

Эта сказка полна морали и нравственности. Автор хорошо показал, что нельзя судить ни одно живое существо по виду. Люди не должны судить по одёжке другого человека, а так же недооценивать способности людей, которые порой кажутся глуповатыми.  Никто не может знать до конца, что из себя, представляет тот или иной  знакомый. Ведь в итоге царевна –лягушка оказалась не только красавицей, но и мастерицей, рукодельницей. Она превзошла других жён царевича. А сам юный принц полон новых идей и возможностей. Порой люди не понимают мысли и поступки других потому, что не дано. Иван – не был похож на остальных, его можно назвать уникальным.

Сказка рассказывает о русском народе, жизни, культуре, о психологии Руси. Это немало важно, ведь надо понимать, какие люди жили в те года, как они мыслили и что делали. Этот рассказ учит добру и терпению, а ещё великодушию. Царевна- лягушка не обижается на Ивана, она понимает его и жалеет.

Так же эта сказка учит, что всегда нужно добиваться своего, какие бы преграды стояли на пути. Иван никогда не сдавался и получил от жизни хорошую награду, а вот его старшие браться получили всё просто, но никто не знает, что рано или поздно то, что давалось легко станет даваться труднее. Иван всегда старался достичь лучших результатов, а вот браться потихоньку стали тупеть и скучнеть. Человек сам по себе должен верить в хорошее и упорно трудиться, чтобы достичь желаемого. Без труда и упорства ничего не выйдет.  Ведь человек должен всегда учиться, чтобы развивать ум и мышление, смотреть шире на происходящие события.

Анализ 2

Сказка «Царевна-лягушка» является народной, поэтому определенного автора у нее нет. Предположительно, она создавалась на протяжении десятилетий и веков. Переходя из уст в уста, текст переносил существенные изменения. Поэтому нельзя отрицать того, что сегодня мы можем прикоснуться только к адаптированному изданию. Возможно, утеряны какие-то важные и существенные элементы, поэтому восстановить изначальный смысл сказки невозможно.

Согласно сохранившейся версии, отец дал своим трем сыновьям по стреле. Информации о матери, как и  во многих других народных и авторских сказок, нет.

Эти орудия должны были указать им на нахождение невесты. Старший и средний сын нашли хороших девушек, а стрела младшего указала на болото. Лягушка приказала Ивану-царевичу взять себя в жены.

Отец решил проверить таланты своих невесток, задавая им задания разной сложности. Царевна-лягушка справилась с ними лучше всех, так как оказалась Василисой Прекрасной. Иван не знал о человеческом обличии своей супруги до тех пор, пока отец не устроил большое застолье, где должны были собраться все три молодые семьи. И там Царевна-лягушка становится лучше всех.

Иван совершает большую ошибку, когда сжигает в печке шкуру лягушки. Таким образом, Василиса Прекрасная оказывается в плену у Кощея Бессмертного. Ивану приходится преодолеть много препятствий, чтобы  освободить супругу.

В сказке поднимается несколько проблем. Во-первых, о соотношении внешности и поступков человека. Нельзя судить по внешности, необходимо анализировать поступки, характер человека. Во-вторых, сказка приводит читателя к мысли, что нельзя никому завидовать и нужно принимать все жизненные сюрпризы. В-третьих, необходимо отстаивать интересы своей семьи и защищать ее. Это выражено в храбрости, которую проявил Иван-царевич в поиске и спасении Василисы Прекрасной.

Василиса Прекрасная выигрывает на фоне своих соперниц. В ней выражен идеал жены, женщины для русского народа. Василиса трудолюбивая, умелая, мудрая, красивая, любящая, нежная, по-хорошему хитрая. Она не хочет показаться лучше, чем она есть. Василиса просто выполняет свою работу как супруги.

Сказка «Царевна-лягушка» известна каждому читателю с самого детства. Подобные произведения кажутся порой очень простыми, понятными, но при тщательном анализе можно выявить другой, глубокий, сакральный смысл, непонятный до процесса.

Также читают:

Картинка к сочинению Царевна-лягушка — анализ сказки

Царевна-лягушка - анализ сказки

Популярные сегодня темы

  • Диалектика души Толстого в повести Юность сочинение

    Тема души и её интерпретации волновала, и волнует, по сей день людей с незапамятных времён. Почти с самого начала существования религии люди начали бурно обсуждать душу и её значение, материальную форму и так далее.

  • Сочинение Смысл рассказа Крыжовник Чехова (главная мысль)

    Рассказ «Крыжовник» раскрывает роль человека в общем строе жизни. Повествование ведется от лица Ивана Ивановича, он рассказывает историю жизни своего брата Николая. Оба они выросли в деревне

  • Сочинение Человек в тоталитарном государстве

    Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.

  • Анализ Сказки о Красной шапочке Маяковского

    Владимира Маяковского всегда вдохновляли идеи революции, поэтому свержение царского режима он воспринял крайне позитивно. Поэт считал нормальными расправы крестьян над бывшим дворянским сословием

  • Сочинение Слуги в пьесе Вишневый сад Чехова

    В пьесе Вишневый сад А.П. Чехов рассуждает на тему прошлого, настоящего и будущего России. Герои произведения характеризуют определенный исторический этап. Так Раневская и Гаев остаются приверженцами старых традиций

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль


3

В чем особенность и мораль русской народной сказки Царевна-лягушка?

6 ответов:

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль



1



0

В любой сказке или поговорке есть мораль, данная сказка не является исключением. Эта сказка должна научить малышей тому, что никогда не нужно торопиться и делать все обдуманно, второй аспект в том, что добро всегда будет стоять во главе угла и будет побеждать зло.

Там ясным образом показывает автор, что может творить любовь , и даже не играет значения какой внешний облик будет у этого существа.

фото

И если полюбить даже жабу, то впоследствии она может стать самой любимой и нужной,т.е превратиться в красавицу. Потому что каждый человек должен раскрыться душой.

Также там есть мораль о том, что все желания сбываются, главное сильно этого хотеть.

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль



1



0

Народная мудрость в сказке «Царевна лягушка», как и в других русских сказках, заключается в том, что она учит детей доброте и тому, что добро всегда побеждает зло. За доброе отношение платят добрым отношением. Так Иван царевич пожалел диких зверей и они отплатили ему добром, помогли справиться с Кощеем.

Сказка учит нас борьбе за свое счастье, проявлять упорство и никогда не отчаиваться. Если мы будем бороться до конца, то найдем то, что потеряли. Кроме этого сказка учит не судить людей по внешности, нужно оценивать в первую очередь поступки. За некрасивой внешностью может скрывать прекрасный и добрый человек. Главнее всего внутренняя красота, а не внешняя оболочка. А сильная и настоящая любовь способна побороть все испытания.

Сказка «Царевна лягушка» показала нам, какие огромные у человека появляются силы, когда он любит. Философский смысл сказки в том, что если полюбить кого-то безобразного и некрасивого, как лягушка, он станет самым прекрасным существом на земле, но это может произойти не сразу и нужно подождать.

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль



0



0

Сказать честно, морали я там не вижу. Получается, если бы лягушка не превратилась бы в красавицу, то и не был бы «жили долго и счастливо». В этом плане в «Шреке» морали и то больше, где Фиона осталась троллем, но при этом обрела свою истинную любовь.

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль



0



0

Мораль сей басни такова, что даже если ты по жизни не фартовый (лузер) но если имеешь терпение и упорство, трудится и дождаться своего счастья, то ты его дождешься, пусть и не сразу.

Ну и что сходу младшему сыну не повезло запустить стрелу куда нужно, зато потом с красавице женой остался.

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль



0



0

В каждом произведении или сказке есть мораль, которую до нас хочет донести автор произведения. Так что многие из нас читали русскую народную сказку Царевна лягушка. Царевна нам предстала в облике лягушки. Иван конечно был раздасован что ему попалась такая жена. Так вот не стоит всех судить по одежке, главное что у тебя в душе. Что из некрасиво жабы может получится красавица жена.

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль



0



0

Мораль такая, надо быть терпеливым по жизни, Ваня сжег шкурку лягушки и потом сам себе принес кучу проблем на ровном месте.

Подождал бы не много и не было бы тех самых проблем.

Ну и плюс надо верить во всякую ерунду (как в сказке, лягушка превратилась в красавицу) так легче жить.

Ещё не «клеймить» людей по одёжке под ней может быть прекрасный человек.

Читайте также

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль

Краткое содержание сказки Шарля Перро «Смешные желания»:

  1. Бедный дровосек недоволен судьбой и однажды встречает в лесу Зевса, который обещает ему выполнить три его желания
  2. Дровосек рассказывает об этом жене, и та уговаривает дровосека повременить с желаниями до утра.
  3. Дровосек сел в кресло и сказал, что сейчас бы хорошо колбаску и тут же его желание исполнилось.
  4. Жена начала ругать дровосека за даром потраченное желание и дровосек в сердцах пожелал, чтобы колбаса повисла на носу жены.
  5. Колбаса тут же прилипает к носу жены дровосека и та становится очень страшной
  6. Дровосек переэживает, что не может пожелать стать королем, ведь тогда у него будет такая страшная королева.
  7. Дровосек последним желанием возвращает своей жене первоначальный вид.

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль

Произведение «У Лукоморья дуб зелёный» написано А.С.Пушкиным, к поэме «Руслан и Людмила».

Так вот этот кот учёный, который ходил на лево, ни позировал и не песнь заводил, а сказку говорил.

Песнь заводил, только когда на право шел.

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль

Если вы имеете в виду «маленького принца» из повести А.-С.-Экзюпэри, то он, насколько мне помнится, «любовался закатом солнца». Насчёт интересных фактов, могу сказать, что при этом явлении Солнце выглядит необычно-красным, и что при этом явлении на него можно смотреть невооружёнными глазами.

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль

По моему мнению,самая короткая сказка из всех сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о попе и его работнике Балде».

Сказка повествует нам о том,как поп искал себе работника на все руки,а денег хотел платить за эту работу по меньше.В итоге поп попал в ловушку к хитроумному Балде и вскоре пожалел о своей жадности,ведь казавшийся простачком Балда на деле оказался вовсе не так и прост!

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль

Чему учит сказка царевна лягушка какова ее мораль

Главными героями сказки Джоэля Чандлера Харриса под названием «Братец Лис и Братец Кролик», которая входит в цикл произведений » Сказки дядюшки Римуса » , являются два персонажа — Лис и Кролик.

Оба героя обладают весьма схожим набором, приобретённых в борьбе за выживание, черт характера : изворотливостью, изобретательностью, ловкостью и хитростью. Различия незначительны, но они имеются. Так как Братцу Кролику необходимо быть всегда начеку ( не ведая точно какую на этот раз придумает ловушку Братец Лис), ему присуща внутренняя напряжённость и постоянная осмотрительность. А рыжему хищнику, которому любой ценой нужно добраться к своей добыче, характерны решительность и настойчивость без каких невозможно достижение заветной цели.

Кто является главными героями сказки "Братец Лис и Братец Кролик"?

  • Чему учит сказка хозяйка медной горы хозяйка
  • Чему учит сказка у лукоморья дуб зеленый для читательского дневника
  • Чему учит сказка царевна змея
  • Чему учит сказка умный мужик
  • Чему учит сказка чемодан чепухи