Чему учит сказка баранкин будь человеком

Краткое содержание, краткий пересказ повести баранкин, будь человеком! по главамчасть первая баранкин к доске.1. две двойки. юра баранкин и его

Краткое содержание, краткий пересказ повести “Баранкин, будь человеком!” по главам
Часть первая “Баранкин к доске”.
1. Две двойки.
Юра Баранкин и его друг Костя Малинин получают двойки по геометрии. Староста класса Зинка Фокина стыдит их, фотограф Алик Новиков снимает их физиономии и прикрепляет к стенгазете, редактор стенгазеты злится на мальчиков, что те испортили такую газету.
В общем, все пошло как-то не так с самого начала учебного года.
2. Не дают даже опомниться.
После уроков одноклассники собрали собрание. Большинство ребят возмущалось и особенно Юра и Костя.
3. Как в опере получается.
На собрании ребята ругают мальчиков и называют их оболтусами, тунеядцами, трутнями. Используют стандартные клише из газет. Баранкина злит, что громче всех орет Венька Смирнов, тоже двоечник и оболтус. Но оказывается. Венька орет за Баранкина, о том, что нельзя сразу после каникул к доске вызывать.
Юра и Костя обещают исправить двойки в четверти, но староста Фокина требует, чтобы они исправили двойки завтра. Им дают на помощь отличника Яковлева.
4. А если я устал быть человеком?
После собрания ребята расходятся, а Юра и Костя сидят потрясенные за партой. К ним подходит Фокина и начинает требовать от Баранкина, чтобы он стал человеком, чтобы он был человеком, чтобы он по-человечески разговаривал.
Баранкин думает о том, что сильно устал быть человеком.
5. Лопаты все-таки вручают И Мишка вот-вот появится.
Утром в воскресенье Юра и Костя сидят на лавочке и ждут Мишку Яковлева. Погода стоит прекрасная. Во дворе появляется староста Фокина и фотограф Новиков. Фокина несет лопаты и вручает их Баранкину. Она требует, чтобы позанимавшись, мальчики пришли озеленять школьный двор.
6. Семь выходных в неделе, вот что поразило мое воображение
Юра смотрит как вокруг порхают воробьи и бабочки, как по земле снуют муравьи и сильно завидует всем этим животным, у которых выходит не жизнь, а сплошной выходной. И вот Баранкин решает именно в этот день осуществить гениальную идею, которую давно обдумывал.
7. Единственная в мире инструкция.
Юра рассказывает Косте о том, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно случится. Он предлагает превратиться в воробьев, и провести хоть один выходной по-человечески.
Юра протягивает Косте тетрадь, на которой написано “Инструкция”.
8. Не хочу учиться, хочу быть птицей.
Ребята начинают решать как лучше и в кого превратиться. Костя предлагает в бабочек, но Юра настаивает на воробьях. На прошлом уроке он слышал, что воробьи очень хорошо живут. Костя соглашается, говоря что играл в спектакле ворона, и в воробья ему превратиться будет легко.
Ребята тренируются скакать по земле и начинают читать заклинание.
Часть вторая. Чик-чирик! Жизнь прекрасна!
9. Стоит захотеть по-настоящему и
Юра зажмурился и сильно захотел стать воробьем. Он почувствовал, что у него появились странные желания – вспорхнуть на веточку, полетать по воздуху. Потом он захотел овса.
Наконец Юра открыл глаза и осмотрел себя. Он действительно превратился в воробья.
А вот Костя Малинин так и сидел в образе человека.
10. Что на воробьином языке означает
Костя видит воробья-Баранкина и пытается поговорить с ним. Но воробей только чирикает. Костя обижается, что воробей называет его чепчиком
Костя снова начинает твердить заклинание. В этот момент из-за угла показывается Яковлев на велосипеде, но когда он подъезжает к скамейке там никого нет. Только лопаты и учебники. Мишка берет учебники и идет к Юре домой.
Баранкин и Малинин счастливы.
11. Встреча с бесхвостым.
Юра превратился в воробья с курносым клювом, а у Кости остались необычные голубые глаза. Мальчики-воробьи попили воды из лужи и стали искать овес.
Почему-то семечки их не устроили.
Костю прогоняет от овса большой бесхвостый воробей. Потом он начинает напрыгивать на Юру. Но Юра тоже распушил перья и подставил большому воробью подножку. Тот упал и испуганно притих.
Но ребята предложили ему овса, ведь лежачих не бьют. Воробей улетел, а Костя закричал Юре, что рядом кошка.
12. Кошка Муська хочет меня съесть.
Баранкин обернулся и увидел любимую мамину кошку Муську. Он не испугался и даже начал говорить с кошкой, не обращая внимания на крики Кости, который предусмотрительно улетел на дерево.
В итоге кошка прыгнула на Баранкина и подмяла под себя. Юра успел вывернуться и взлетел, оставив в когтях кошки несколько перьев.
13. О чем чирикают бабушки.
К Юре и Косте подлетел старик-воробей и начал их отчитывать. Он возмущался, что мальчики так легкомысленно себя вели с кошкой. Говорил, что у воробьев не может быть знакомых кошек. Требовал назвать родителей.
Костя и Юра спешно улетели, недовольные воробьиной жизнью. Они сели на пустое дерево и мимо Юры что-то просвистело.
14. Дальнобойная рогатка с оптическим прицелом.
Юра видит, что в него целится из рогатки его сосед по квартире, Венька Смирнов. Причем эту рогатку сделал сам Баранкин.
Они с Костей спешно улетают и с высоты птичьего полета замечают, что в городе полно кошек и мальчишек с рогатками. Это открытие их удручает. Они устают и вдруг их окликает воробьиха.
15. Что бывает, когда сыновья отрекаются от своей матери.
Толстая воробьиха называет ребят своими деточками и зовет вить гнездо. Костя и Юра говорят воробьихе, что она ошиблась, и они не ее дети. Воробьиха негодует, призывает в свидетели других воробьев и задет мнимым детям хорошую трепку.
Костя и Юра соглашаются быть ее детьми и летят вить гнездо.
16. Мы с Костей учимся вить гнездо.
Воробьиха учит ребят вить гнездо, время от времени клюет их, а мальчики удивляются. Оказывается воробьям тоже приходится учиться и работать.
В это время прилетает толстый рыжий воробей, который оказывается папой мальчиков – Чикой.
17. Драка за скворечник.
Чика увлекает все свое семейство в драку за скворечник, из которого улетели на юг стрижи, Малинин не умеет драться, но Баранкин тащит его за собой.
Воробьи сходу врезаются в стаю дерущихся воробьев.
Малинин цепляется за хвост Баранкину и Юра вытаскивает его из драки.
18. Костя Малинин начирикался.
Ребята пытаются улететь с места боя, но их преследует четверка воробьев, которые кричат, что эти двое громче всех чирикали.
Баранкин применяет хитрый прием – переворачивается в полете на спину и лягается ногами. Так он раскидывает преследователей и ребята улетают.
Уставший и озлобленный Костя предлагает сейчас же превратиться в бабочек, которых не едят кошки, которые не строят гнезд.
Юра сомневается, но решает поддержать друга. К ним подкрадываются три кошки и мальчишки спешно читают переделанное заклинание.

Медведев, В. Баранкин, будь человеком / В. Медведев. – М. : РОСМЭН, 2001. – 189 с. : ил.

Сказочная повесть о том, как самым обыкновенным мальчишкам, Юре
Баранкину и Косте Малинину, вдруг надоело получать двойки, выслушивать
нотации и все время делать то, что им говорят. “Это только людям
приходится учиться и работать, а если бы мы превратились в кого-нибудь
другого – жизнь тут же стала бы веселая и интересная”.
Своими впечатлениями о книге делится читательница
детской библиотеки-филиала им. А.П. Бринского
Позднякова Аня, 11 лет
Недавно я прочитала повесть-сказку В. Медведева “Баранкин, будь
человеком!”, она сразу мне понравилась. Тема этой книги – это быть на
земле ЧЕЛОВЕКОМ.
Юра и Костя, обычные школьники, два друга отправляются в опасное
путешествие, превращаясь сначала в воробьев, потом в бабочек и в
муравьев. Мне понравился в книге такой смешной момент, когда
превратившись в воробья, Юра встречается со своей кошкой Муськой. Юра
совсем забыл, что он уже не человек, а воробей, что ему сейчас надо
опасаться кошку, спасаться от нее, и, если бы не помощь друга,
путешествие Юры могло бы закончиться.
Самое трудное испытание выпало на долю Кости и Юры когда они в роли
маленьких муравьев, безнадежно отрезанные от главных сил “своей” армии,
отчаянно сражались с огромными рыжими муравьями – мирмиками. Костя и
Юра, будучи муравьями, оказались в ситуации героической и слова
произносят чисто человеческие и геройские: “Держись, Малинин! Сейчас мы
покажем этим мирмикам, как умирают настоящие ребята!”. Фраза серьезная,
но в этом месте мы всей семьей смеялись, потому что произносят ее всего
лишь маленькие черные муравьи.
Костя и Юра устояли в выпавших на них испытаниях не только потому,
что, будучи муравьями, сохранили человеческое сознание, но прежде всего
потому, что сохранили человеческое сердце. Именно оно звало их прийти
на помощь друг другу в трудную минуту, оно же заставляло их сражаться до
последней возможности.
Я всем советую прочить повесть В. Медведева “Баранкин, будь
человеком!”, потому что она не только смешная, но учит любви и уважению
ко всему живому!

Юсупова Резеда Минсаидовна, учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №125»
Внеклассное чтение по книге В. Медведева
«Баранкин, будь человеком!»
Цель: обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного:
расширение знаний о литературных произведениях;
развитие интереса к художественной книге;
развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
формирование информационной культуры личности учащихся;
Воспитание бережного отношения к природе.
Форма занятия: литературная игра; обсуждение.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: групповая;
Оборудование: мультимедиа; книжная выставка;
детские иллюстрации и сочинения-рассуждения.
Ход занятия:
Разминка
Кто написал книгу «Баранкин, будь человеком!»?
Назовите главных героев. (Юра Баранкин, Костя Малинин).
Кто из героев вам запомнился еще?
(Эра Кузякина, главный редактор стенгазеты;
Алик Новиков, специальный фотокорреспондент классной стенгазеты;
Венька Смирнов, стрелок из рогатки, разрушитель муравейников;
Зина Фокина, староста класса;  Миша Яковлев, отличник).
Об авторе
Загадочно складывается порой писательская судьба. Только
начинающий свой путь писатель с первой же попытки создаёт,
можно сказать, классическую книжку, а потом долго не может
создать ничего равноценного – хотя и пишет и печатается много.
Именно так случилось с весёлым детским писателем Валерием
Владимировичем Медведевым.
Валерий Владимирович Медведев очень интересный человек. Он
работал в театре, снимался в кино, писал сценарии. Когда он
служил в армии, то обратил внимание на то, что солдаты всегда
собираются вокруг жизнерадостного, неунывающего человека.
Вокруг него всегда смех, улыбки. Такие люди дарят окружающим
энергию, силу, помогают преодолевать трудности. Валерий
Владимирович решил, что он должен подарить ребятам такого
неунывающего героя.
Так появилась повесть-сказка «Баранкин, будь человеком» И
сразу же завоевала чуть не всемирную известность. Уже через
несколько лет после своего появления она в одной только Японии
выдержала больше десятка изданий. А потом, хотя Медведев
выпускал одну книгу за другой: (повести «Тире-тире-точка»,
«Капитан Соври голова»), ни одна из них не смогла подняться до
первой книги писателя. И Медведев так и остается пока автором
нестареющего Баранкина.
Беседа.
– А отчего же повесть Медведева оказалась лучшей в его творчестве?
В весёлой и непринуждённой форме писатель поднял такую важную тему: КАК ЭТО ЗДОРОВО, КАК ЭТО ПРЕКРАСНО, НО И КАК ОТВЕТСТВЕННО – БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ  ЧЕЛОВЕКОМ.
Причём, показано это очень естественно.
Что лежит в основе повести? Мечты, фантазии?
Да, события. Вся повесть построена на действии.
Сколько всего событий? (36)
Каждое событие имеет своё название.
Каждая глава, строка, абзац – действие, столкновение.
И в результате – повседневное обращение  БУДЬ человеком!
заиграло по-новому, словно Медведев первым произнёс эти слова.
Но что это значит – быть человеком, мы попробуем ещё раз
разобраться.
Но чтобы начать говорить о книге, давайте вспомним некоторые имена героев, с которыми мы встретились, читая книгу.
1 вопрос. Почему Баранкин завидовал стайке воробьёв, муравьям, бабочкам?
Событие шестое. Каждый день – воскресенье, вот что поразило мое
воображение.
Подвопрос.
В чем замечательность жизни воробьёв?
Жизнь птиц и разных насекомых была беззаботной и просто
замечательной: никто из них никого не ждал, никто ничему не
учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотаций,
никому не давали в руки лопаты. Каждый жил сам по  себе и делал
всё, что вздумается. И так всю жизнь. Все дни раскрашены розовой
краской. Всё время праздник. 7 дней в неделю – и все воскресенья.
2 вопрос.  О какой жизни мечтали Баранкин и Малинин, сидя на лавочке?
3 вопрос. Что, по-вашему, означают слова мамы Юры Баранкина: «Если по-настоящему захотеть, то и курносый нос может стать орлиным»?
4 вопрос. Почему каждый раз, когда Баранкин и Малинин превращались в какое-нибудь насекомое, им грозила смертельная опасность?
-Когда появляется Муська, Юрка думает … просто не привык к
тому, что я воробей.
Оказывается не только дети, но и все живые существа чему-то
учатся. Каждый раз, когда ребята превращались в кого-нибудь, они делали открытие.
5 вопрос.Что за открытие сделал Баранкин- бабочка?
Бабочки – должны уснуть когда-нибудь.
А что ответил Костя Малинин?
– Мы с тобой человекообразные бабочки – вот какие.
6 вопрос. Что означает выражение «работать под управлением инстинкта»?
Муравьи – самые трудящиеся насекомые на всём свете. И что их каждый день заставляет работать этот, как его «инстинкт»?
Баранкин думал: инстинкту можно не подчиняться, даже если он
существует на самом деле. Но вдруг ему неожиданно захотелось
работать. Это желание было сильным и непреодолимым. «Работать
под управлением инстинкта» – работать с одной мыслью «Давай,
тащи и т.д.
Инстинкт переключил нас с одной скорости на другую. (КОГДА?)
Когда Венька ткнул черенком лопаты в муравейник.
Что думали ребята о муравьях?
Необразованные личности. Наверное, даже не знают, что такое
воскресенье. А мы с тобой образованные.
7.Вопрос. Пояснить мысль Баранкина о том, что когда Малинин был разными насекомыми, он всё равно оставался человеком? И какое это чудо человек: его руки, ноги, голова.
И на помощь муравьям Костя бросился как человек. И меня в
беде не оставил. И один без меня не захотел ни в кого превращаться.
И перед «мимриками» не струсил. И погиб как человек! И не надо было
ему шептать никаких волшебных слов, чтобы превратиться в человека.
Даже думал по- человечески.
К. Малинин – Скучал по нашему классу.
Ю. Баранкин – Мне и самому хотелось увидеться с ребятами,
пролететь мимо школы.
7 вопрос. Что значит, жить среди людей и быть человеком?
Ещё раз зададим этот вопрос?
Часто употребляют это выражение и очень по-разному.
Купил автомобиль – стал человеком. Занял высокий пост – тоже
иногда так говорят. Мы с вами тоже попытались ответить на этот
вопрос.
Давайте опять обратимся к нашей повести.
Если взглянуть на события Баранкина, то станет ясно, что настоящими людьми Юра и Костя были только тогда, когда помогали чёрным муравьям бороться с огромными рыжими захватчиками или, когда под угрозой смерти, не захотели разлучаться друг с другом.
Как вы думаете, всё ли содержание книги посвящено этой теме?
У Евгения Шварца в пьесе «Два клена» двух мальчиков-
братьев Баба-Яга превращает в маленькие деревца. Когда их мать
Василиса-работница сумела вернуть им человеческий облик,
настоящие деревца дают им такой наказ «Прощайте, братцы
клёны! Не обижайте нас!
ВЫВЕСИТЬ ЗАГОЛОВОК «НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО МЫ ЖИВЫЕ»
В книге Медведева нет такого прямого наказа, но между строчек
оно звучит.
Итог:
-ЧЕМУ ЖЕ УЧИТ КНИГА?
Учит любви ко всему живому. Писатель заставляет героев на
собственном опыте увидеть каково же приходится настоящим
воробьям, бабочкам и т.п., когда они имеют дело с жестокими
мальчишками.
Получилось так! Что друзья отправились в своё самое отважное
путешествие, как самые обыкновенные лентяи, а потом уже в ходе
своих приключений, они доросли до звания человека. Заслужили
себе право вернуть человеческий облик.
Но чего же в этом облике не хватает?
ВЫВЕСИТЬ ЗАГОЛОВОК «И ДОЛЖНО БЫТЬ СЕРДЦЕ, СЕРДЦЕ
ЧЕЛОВЕЧЬЕ». «Доброе и храброе сердце – направит «голову и
руки в одну сторону, а злое и трусливое ……Вот и здесь в повести
Медведева Юра и Костя выстояли в выпавших на них испытаниях и
не только потому, что будучи муравьями сохранили человеческое
сознание, но прежде всего потому, что сохранили ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
СЕРДЦЕ. И именно оно призвало прийти на помощь другу в
трудную минуту, оно же заставило их сражаться до последней
возможности.
КАКИЕ МОМЕНТЫ ПОКАЗАЛИСЬ ВАМ СМЕШНЫМИ?
ЧЕМУ ВАС КНИГА НАУЧИЛА? ИЛИ НЕТ?
Давайте сосредоточимся, и сильно-сильно пожелаем себе быть человеком на всю жизнь. Настоящим человеком.
Жить среди людей и для людей.

Введение

Конспект урока будет удобен для 5 класса
на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, работа в тетради, актуализация знаний, сообщение о
писателе, изучение нового материала, работа в группах, физкультминутка, беседа,
нравоучительное содержание сказки, итог урока, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 5 класса на тему:  «А.
Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель
урока:
формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков
главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»;
 развитие   навыков   выразительного  
чтения.   Сказочное   и
реальное
в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести
ответственность за свои поступки.

Задачи
урока:


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;


показать, в чем нравоучительный смысл сказки;


повторить знания учащихся о сказке;


развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;


развивать умение обобщать проанализированный материал;


продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;


духовно – нравственное воспитание учащихся.

Ход
урока

  1. Орг.
    момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок
попадём.

Слушай, думай,
наблюдай,

Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно
закрывайте.

Сказку в душу
пропускайте.

8. Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими
руки,

Навстречу солнцу и
ветрам.

Он свят в любое время
суток,

Открыт для нас в жару и
стынь,

Входи сюда, будь
сердцем чуток,

Не оскверняй его
святынь. (С.Смирнов)

Оформление
записей в тетради. Работа с эпиграфом.
Откройте тетради, запишите число и
тему:
«Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные
жители.
 Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф :
«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С.
Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать?
В чём состоит
главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных
сказок?

(Добро всегда
побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете,
почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование
учащимися целей урока)

3.      Актуализация
знаний.

Что такое
сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях.)

·        
Какие
виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие
народные сказки знаете?

4.
Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской
литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков.
Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры
возникает в России со второй половины 18 века.
Сказочная
стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков
— Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

— Со
сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло
ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

— Что
вы знаете об авторе этой сказки?

5.
Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в
имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич
Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
пансионы?
      Существительное пансион образовано
от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые
живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для
крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в
губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того
времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа
тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы,
оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне,
которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой
главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился
племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829
году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но
опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным
псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось
«Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу
пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония
Погорельского.

– В какое время происходят
события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех
пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения
незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае
затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же
 главный герой этого произведения?

Кто
такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша
оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с
ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью 
иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем
 в группах.

1
группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

1.      Расскажите
о любимых занятиях Алеши.

2.      Почему
Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

3.      Кого ждали
в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

4.      Как Алёша
спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке,
и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

5.      Чего
испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под
неё вышла курочка)

6.      Куда
Чернушка повела Алешу?

7.      Кого
испугался Алеша и почему?

8.      Как
Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась
большая, и отбивалась от рыцарей)

9.      Почему в
первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном
городе»

10.  Как Алеше все –
таки удалось попасть в Подземное царство?

11.  Кем оказалась
Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

12.  Что увидел мальчик
в подземном царстве?

13.  Какое желание
загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

14.  Какой предмет
подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

15.  Какое условие
поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

16.  Как отнёсся к
Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители
Подземного города»

17.  Найдите в тексте и
прочитайте описание сада в Подземном царстве

18.  Какие диковинные
звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

19.  На кого охотятся в
Подземном царстве?

20.  Что узнал Алеша о
жителях Подземного царства?

21.  О чём
попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит
быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после
подарка короля»

22.  Как 
ведёт себя Алёша  после подарка короля?

23.  Что
произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

24.  Как
был наказан мальчик?

25.  Расскажите
о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

26.  Что
произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после
предательства Алеши?

Физкультминутка

Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй
глазами треугольник.

Теперь
его переверни

Вершиной
вниз.

И
вновь глазами

ты
по периметру веди.

Рисуй
восьмерку вертикально.

Ты
головою не крути,

А
лишь глазами осторожно

Ты
вдоль по линиям води.

И
на бочок ее клади.

Теперь
следи горизонтально,

И
в центре ты остановись.

Зажмурься
крепко, не ленись.

Часики
Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте
глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                    
Проведем, друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы
не будем циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи
же буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что
ты видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К
ним ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!

Аналитическая
беседа.
Фантастическое
и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили
обсуждение содержания произведения Погорельского.
— Как вы
докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII
века?

— Какие
события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?
, (волшебное
число “3” – три сна

волшебный предмет
– конопляное зёрнышко

чудесные
превращения

курица
разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие
этой сказки от народной?

У нашей сказки
есть автор, а у народной его нет.

Это
литературная сказка

Ребята,
еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными,
бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…»
Почему? (ответы детей)

— Какие
особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а
реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам
действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание
реального и фантастического — одна из особенностей литературной
сказки.
            — Похож
ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки
однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который
могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки
(домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы
текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок
и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало
в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда
главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная
истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том,
чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего
нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно
развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий
педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся
сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное
семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять,
от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу
или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь
опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (
Человек
должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
трудом может приносить радость и счастье.
)

— Автор в
этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в
которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала,
и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не
полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно
и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя
необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся
к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица,
или подземные жители»?

Выставление
оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее
задание

Сочинение
– миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

На чтение 17 мин. Опубликовано

Сказка русского писателя Аксакова Сергея Тимофеевича. Была написана в 1857 году.

По сюжету сказки отец уезжает в далекие края и интересуется у своих дочек, что подарить им по приезду домой. Старшие дочки просят богатые и роскошные подарки, младшая же хочет цветочек, красивее которого не сыскать на белом свете. Двум страшим дочкам отец обещает привезти подарки, младшей же обещает поискать. Ведь откуда ему знать, что краше больше нигде нет.

Закончив дела и купив подарки старшим дочерям но не найдя цветочка, купец держит путь домой. Но их по пути грабят преступники, и ему приходится скрыться в тёмном лесу. Бродя по лесу, он натыкается на богатый замок, зайдя вовнутрь, он обнаруживает разнообразные богатства и яства на столе. Перекусив, он направляется осмотреть двор, и находит тот самый цветочек. Он решает сорвать его, и как только он это делает, появляется гневное чудовище и хочет убить купца. Но тот рассказывает, что все это ради дочери. И чудовище решает отпустить его, одарив богатствами, но с одной условностью. Кто-то из трёх дочек должен явиться к нему и жить рядом с ним. Если же этого не случится, то купца ждет смерть.

После прибытия домой отец делится с дочками о том, что случилось. Две дочки заявляют, что никуда не поедут и велят сделать это младшей. Ведь для неё был сорван тот несчастный аленький цветочек. Младшая дочка решается поехать и надев перстень переносится в замок к чудовищу.

Во дворце девушка живет в богатстве и ласке. Поначалу чудовище не появлялось перед девушкой, и общались они лишь голосами. Через некоторое время она привыкает к зловещему голосу, и чудище решает показаться ей, пред этим вернув перстень и дав разрешение уехать домой. Но со временем страшный облик чудовища становится привычным для неё. Вскоре ей снится, что её отец болеет, и чудовище отпускает её, предупредив, что если та не прибудет по пришествию трех дней, то он умрёт.

Девушка приезжает домой, делится со всеми рассказами о своей жизни в замке. Сестры, позавидовав ей, делают так, чтобы та опоздала во дворец. Вернувшись, девушка обнаруживает чудовище мертвым. Заплакав, она признаётся ему в любви, и он оживает только уже в облике прекрасного принца.

Чему учить сказка?

Рассказ учит любви детей к родителям, ведь ради нее отец сорвал этот цветок. И ради того чтобы отец жил девушка отправилась в страшный замок. Рассказ учит любить, видеть прекрасное и хорошее даже в самых страшных чудищах. Даже в самом страшном теле может жить доброта и любовь. Нужно быть добрым, чутким человеком ведь только благодаря этому чудовище оказалось прекрасным принцем. Именно любовь может, обладает волшебными качествами и может разрушить даже самые злые чары.

Еще рассказ учит не завидовать и не делать зла. Ведь сёстры позавидовали своей младшей сестре и подстроили, так что бы та опоздала в замок.

Со стороны отца, рассказ учит выполнять обещанное. Хотя он и не обещал найти аленький цветочек, но он все-таки его привез. И девушка, как бы ни пытались её обмануть сёстры, все равно вернулась обратно в замок.

Чему учит сказка «Аленький цветочек»? 4 класс изучая это произведение Аксакова должен определить не только главную мысль и смысл сказки, но и выделить то, чему хотел научить автор читателя. Хотя это детская сказка, но она будет поучительная и для взрослых.

«Аленький цветочек» чему учит?

Сказка Аксакова учит каждого из нас сдерживать обещания при любых обстоятельствах. Также она учит обращать внимание на душу и качества человека, а потом только смотреть на его внешний вид.

Это произведение учит тому, что ради родных людей, иногда, нужно идти на жертвы, а за страшной внешностью может находиться доброе и любящее сердце. Доброта, честность и отзывчивость достойна самой высокой награды.

Вообщем, это очень поучительная сказка. На примере главной героини мы понимаем, что нужно быть добрыми и честными, что нужно любить родителей (когда просила младшая дочь привезти аленький цветочек, а не золото и наряды), что нужно учить сопереживать.

Главная мысль сказки «Аленький цветочек» — внешность может быть обманчива. Не во внешней красоте счастье.

Главные герои сказки:

  • купец,
  • Настенька,
  • старшие дочки,
  • заколдованное чудище, которое является, на самом деле, принцем).

По сюжету, купец уезжает в дальние страны. Он обещает дочерям вернуться с заморскими подарками. Старшим дочерям он легко находит, что привезти, а младшей и самой любимой, попросившей отыскать Аленький цветочек, долго не может найти. Только в одном месте есть дивное растение, но его приходится украсть. Этот поступок отца Настеньки вызвал немилость хозяина владений. Дочка, узнав, о требованиях чудовища отправляется к хозяину сада вместо отца .

Настенька считает себя виноватой, что заставила дорогого человека искать ценный подарок, а тот оказался из-за нее в сложной ситуации. Девушка сама отправляется туда, где ждут ее отца, вместо него. Чудище хорошо относится к Настеньке и тепло обращается с нею, поэтому, несмотря на страшную и отвратительную внешность, представляется благородным и чутким. Настя не любит своего хозяина, но привязывется к нему, в результате всеми силами спешит вернуться, как обещала, когда уехала погостить домой. Чудовище не хотело отпускать ее, но все же понимая переживания девушки отпустило к отцу.

А старшие девушки, которые позавидовали младшей сестре, предстают в худшем свете, своими нечестными поступками показывая, как не следует поступать. Так что, произведение учит быть добрыми, любящими, преданными, беречь тех, кто рядом, не оказаться завистливыми и черствыми.

Жанр: авторская волшебная сказкаПохожие по сюжету сказки: Французская сказка «Белый волк» Лев Толстой «Ореховая ветка»Главные герои сказки «Аленький цветочек» и их характеристика

  1. Младшая дочь купца, самая добрая и красивая. Обладала добрым и отзывчивым сердцем, очень любила отца и полюбила чудище
  2. Чудище, а на само деле заколдованный королевич, на лицо ужасное, но доброе и благородное.
  3. Купец, вдовец, который готов был на все ради любимых дочерей
  4. Старшие сестры, жадные и завистливые, но по своему любили своего отца и сестру.

План пересказа сказки «Аленький цветочек»

  1. Купец собирается в дорогу
  2. Заказы дочерей
  3. Нападение разбойников
  4. Волшебный замок
  5. Аленький цветочек
  6. Обещание вернуться
  7. Младшая дочь
  8. Огненные письмена
  9. Беседы в саду
  10. Облик чудища
  11. Снова дома
  12. Переведенные часы
  13. Мертвое чудище
  14. Королевич
  15. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Аленький цветочек» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Купец отправляется в путь и дочери заказывают ему подарки
  2. Купец находит подарки старшим дочерям, но на караван нападают разбойники и купец спасается с волшебном замке
  3. Купец срывает аленький цветочек и обещает чудищу вернуться сам, если дочери не согласятся отправится к чудищу
  4. Младшая дочь отправляется к чудищу и живет в волшебном дворце, разговаривает и видит чудище
  5. Младшая дочь навещает отца и опаздывает вернуться из-за сестер
  6. Младшая дочь любит чудище и то превращается в королевича.

Главная мысль сказки «Аленький цветочек» Верность и доброта являются самыми дорогими вещами в мире.

Ответы к учебнику «Литературное чтение» Климанова, Горецкий для 4 класса можно посмотреть по ссылке.

Чему учит сказка «Аленький цветочек» Сказка эта учит всегда держать данное слово, учит не обращать внимания на внешний вид и верить своему сердцу. Учит тому, что даже в самом страшном теле может жить прекрасная и добрая душа. Учить тому, что зависть — это плохо, а отзывчивость — хорошо. Учит тому, что всегда следует верить в лучшее.Признаки волшебной сказки в сказке «Аленький цветочек»

  1. Волшебный помощник — перстень для перемещений
  2. Заколдованный королевич — чудище
  3. Сказочный замок, невидимые слуги
  4. Победа добра над злом

Отзыв на сказку «Аленький цветочек» Сказка «Аленький цветочек» мне очень понравилась. Это необычайно красивая и трогательная история о том, как красавица полюбила чудище и тем самым расколдовала его. Мне очень понравился образ младшей дочери, которая была и верная и добрая, и готова на все ради любимых. Она не желала золота и драгоценностей, но хотела чтобы те, кто ей дорог были счастливы.Пословица к сказке «Аленький цветочек» Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу Добрый конец всему делу венец.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Аленький цветочек» Жил богатый купец и было у него три дочери, которых любил он больше жизни. Собирается раз купец в путешествие и спрашивает у дочерей, каких подарков привезти им с дальних краев. Просит старшая сестра венец драгоценный, средняя сестра просит туалет хрустальный,а младшая дочь просит цветочек аленький. Поехал купец в путь-дорогу. Нашел и венец драгоценный, и туалет хрустальный, цветочка аленького найти не может. Напали на караван разбойники и убежал купец в лес дремучий, да дорожка его ко дворцу золотому вывела. Ходит купец по дворцу, удивляется. Поел, поспал, в сад чудесный вышел. И видит купец цветочек аленький. Сорвал цветок, да тут чудище лесное появилось, да грозить стало. Взмолился купец, рассказал зачем цветочек сорвал, а чудище и отпустило его, но с условием, что приедет либо дочь его по собственной воле, либо сам купец на смерть лютую. Надел купец на правый мизинец волшебный перстень и дома очутился. Обрадовались дочери, только младшая задрожала. День веселились все, а на следующий купец позвал дочерей и рассказал им про чудище. Отказались старшие сестры к чудищу ехать, а младшая согласилась. Надела она перстень и во дворце очутилась. Любовалась она дворцом, а чудище ей письма огненные на стене мраморной писало. Даже девушку сенную любимую из дома вытянул,чтобы младшей дочери прислуживала. Захотелось младшей дочери с чудищем говорить, согласилось чудище, стали они в беседке беседовать. Потом захотелось девушке чудище увидеть, и показалось ей чудище. Испугалась сперва девушка, но привыкла потом и снова беседовать они стали. Но вот захотелось младшей дочери домой, отца больного проведать, и отпустило ее чудище на три дня, но сказало, что не вернется девушка вовремя, то умрет чудище от любви. Надела младшая дочь перстень и дома оказалась. Все ей радовались, а сестры завидовали и часы на час перевели, чтобы к чудищу она опоздала. Вернулась к чудищу младшая дочь, а чудище уже мертвое лежит. Заплакала девушка и сказала, что любит чудище, и гром и молния тут случилися. Очнулась девушка, а сидит она на троне царском, а рядом принц молодой стоит, да батюшка с сестрами. Оказалось расколдовала она чудище, вот и стало оно снова королевичем. Сыграли они свадьбу и пир великий устроили.Иллюстрации и рисунки к сказке «Аленький цветочек»

«Аленький цветочек» – красивая сказка о любви. Она учит тому, что ради близких людей, порой, приходится идти на жертвы, а за чудовищной внешностью может скрываться большое любящее сердце. Только добрые, честные и отзывчивые люди достойны самой высокой награды.

alenkiy-cvetochek-chitatelskiy-dnevnik-63599.jpg

Краткое содержание «Аленького цветочка» для читательского дневника

ФИО автора: Аксаков Сергей Тимофеевич

Название: «Аленький цветочек»

Число страниц: 12. Аксаков С. Т. «Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи». Издательство «Детская литература». 1989 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1858 год

Главные герои

Младшая купеческая дочь – добрая, красивая девушка, которая ради спасения отца отправилась к чудищу.

Чудище – ужасное страшилище, которое на деле было заколдованным королевичем.

Купец – честный торговец, отец трех дочерей.

Старшие дочери купца – жадные, завистливые, эгоистичные девицы.

Сюжет

Однажды купец отправился по своим торговым делам, и каждая из дочерей попросила привезти ей какой-то подарок. Старшие заказали дорогие наряды и украшения, а младшая – аленький цветочек. Купец купил гостинцы старшим дочерям, но никак не мог отыскать подарок для младшей дочери.

Когда на караван купца напали разбойники, он лишь чудом спасся в волшебном замке. Обнаружив в саду заветный аленький цветок, он сорвал его, чем вызвал гнев хозяина – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но с одним условием – вместо него в замок должна по доброй воле явиться одна из его дочерей.

Узнав о страшной беде, нависшей над батюшкой, к чудищу отправилась младшая, самая любимая дочь. Оказавшись в волшебном замке, она стала жить, словно госпожа. Чудище исполняло малейшее ее желание, было очень добрым и приветливым, и вскоре девушка всем сердцем полюбила его. Ее чистая любовь поборола злые чары, и чудище лесное превратилось в прекрасного королевича.

План пересказа

  1. Купец отправляется в путь.
  2. Поиск подарков для дочерей.
  3. Нападение разбойников.
  4. Спасение в волшебном замке.
  5. Аленький цветочек.
  6. Гнев хозяина замка.
  7. Встреча с дочками, рассказ о данном обещании вернуться к чудищу.
  8. Младшая дочь спасает отца от смерти.
  9. Знакомство с чудищем лесным.
  10. Дружба с хозяином замка.
  11. Возвращение дочери домой.
  12. Тоска чудища.
  13. Крах злых чар.
  14. Пышная свадьба королевича и купеческой дочери.

Главная мысль

Любовь, доброта и верность – самое ценное, что есть в этом мире.

Чему учит

Сказка учит держать свое слово при любых обстоятельствах. Кроме того, она учит в первую очередь видеть душу и качества человека, не обращая внимания на его внешний облик.

Отзыв

Сказка очень тронула меня. Особенно поразила верность и преданность младшей дочери, которая ради спасения отца пожертвовала собой.

chitatelskiy-dnevnik-63599-risunok-illyustraciya-k-skazke-alenkiy-cvetochek.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Аленький цветочек.

Пословицы

  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Добрый конец всему делу венец.

Что понравилось

Понравилось, что купеческая дочь смогла разглядеть в чудище добрую душу, ее не испугала его внешность, и все закончилось хорошо.

Тест по сказке

  1. Вопрос 1 из 10

    К какому литературному жанру принадлежит произведение «Аленький цветочек»?</h3>

    • <label>Новелла</label>
    • <label>Сказка</label>
    • <label>Притча</label>
    • <label>Пьеса</label>

(новая вкладка)

Добрый день дорогие читатели. Сегодня мы обратимся к сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». У одного отца  — сознание человека,- было три дочери: три ступени развития души, три жажды.

0_125b90_cc0300ea_orig.png

Жажда тела

 Первая  ступень – Вера.  Самое старшее на земле – физическое тело. Физиологические необходимости мы выполняем в первую очередь и хотим быть уверенными, что это для нас всегда будет возможно. Но  иногда наступает очень темное время и нелегко бывает выжить.  И появилась необходимость в уверенности, что мир не ограничен только лишь видимым нами. Человек внутренним своим чувством прозревает, что есть какой-то иной мир – светлый, где нет тьмы: «…Привези мне венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого…» Вспомним у Пушкина: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Символ раннего христианства.

0_125b88_8fc2ab54_orig.jpg

Есть горний мир – Небесный, истинный, есть мир зеркальный – наш мир физический, в котором мы живем. У нас, в отличие от Небесного, все наоборот: что у нас хорошо, то для горнего мира не годится. Мы стремимся к тому, чтобы у нас на земле было как на Небесах. А есть еще мир зазеркальный – нижний, куда свет небес почти не доходит, там живут силы тьмы.

Жажда души

Мы не хотим стариться, не хотим терять красоту, энергичность молодости. Жаждем познать как нам этого достичь.  Душа, страдая , обучаясь в физическом мире, прозревает, что есть мир  тонкий, мир эмоций (астральный) и ума (ментальный), где время течет иначе и человек в этих мирах молодой. Мы всегда чувствуем, что мы внутри себя моложе, чем наше физическое состояние: «А привези ты мне зеркало из хрусталя восточного, цельного, беспорочного, чтобы глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота моя девичья прибавлялася». Это Надежда на вечную молодость. И видит купец во сне, что старшие дочери получили, что хотели и радуются, собираются выйти замуж, не дождавшись его благословения отцовского. Его это опечалило.

Жажда духа

Но самая младшенькая дочь и самая любимая – это сама Любовь: «А привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете». По славянской мифологии Ал – Дух Святой, то есть сама Любовь. Это чувство, к которому стремится все живое даже не осмысленно. А красный цвет символ света, тепла, огня.  Так человек ощущает любовь. Купец, в поиске цветочка аленького, прозрел и почувствовал тонкий мир: вокруг нас идут своим чередом какие-то события, в природе как-то все происходит вне зависимости от нашей воли. До какой-то  поры мы об этом не задумываемся. В наше время это особенно заметно: синоптики очень часто стали ошибаться в своих прогнозах, да и в социуме как-то невесело, сумрачно, как будто что-то темное надвигается.

0_125b8e_7a097f0b_orig.jpg

Но любовь земная, какой мы ее знаем, несовершенна. Этот «цветочек аленький охраняет чудище страшное и мохнатое». Генетики в 21 веке открыли геном человека. Он состоит из 1млрд 200 млн генов. Но только примерно 25 тысяч из них принадлежит непосредственно человеку. Все остальное – это гены предшествующих появлению человека на земле биологических видов. Весь опыт, накопленный ими – это наше подсознание, то чем мы не владеем. Мы не знаем что в наших генах заложено. Мы склонны к прогнозированию своей реакции в каких –то ситуациях, но очень часто поступаем совершенно иначе, порой к своему удивлению и разочарованию: а я то думала, а оно оказалось. А главное, непонятно откуда во мне все это. Ученые наконец-то внесли ясность в этот вопрос. А теперь что делать? Принять и полюбить себя со всеми своими негораздами, выявлять их (это возможно только в проявлении) и сознательно волевым усилием изменять, стараясь все это делать внутри себя, чтобы не ранить ближних. Это и есть покаяние. Изменения происходят вплоть до генного уровня. (Б.Липтон Умные клетки, П. Шпорк Читая между строк ДНК). В такой работе нам очень помогают близкие любящие люди: именно младшая дочь согласилась вместо отца отправиться к зверю, охраняющему аленький цветочек. Постепенно она постаралась сблизиться с ним, увидеть его и полюбить. Ее любовь изменила всю его звериную сущность, превратила в прекрасного принца.

«Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною.

0_125b87_58f09110_orig.jpg

Злая волшебница прогневалась на моего родителя, короля славного и могучего, украла меня (падение из Эдема), еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим (одела в кожаные одежды), силой нечистою, оборотила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари, пока не найдется красная девица, какого бы роду и званья не была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, — тогда колдовство все кончится, и стану я опять по – прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, ты была двенадцатая (двенадцать месяцев – двенадцать разных качеств характера). Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем». 

А далее возвращение в Эдем.            

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/chemu-uchit-skazka-alenkij-cvetochek/
  • https://kratkoe.com/chemu-uchit-skazka-alenkiy-tsvetochek/
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/alenkiy-cvetochek.html
  • http://chudoskaz.ru/ezotericheskij-smysl-skazki-alenkij-cvetochek

Сказка немецких сказочников братьев Гримм «Золотой гусь» была написана в 1812 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Братья Гримм

Название произведения: Золотой гусь

Жанр: сказка

Издательство: Махаон

Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

  • Дурень. Младший сын крестьянина. Добрый и сострадательный, помогал другим, а потому и ему помогали.
  • Старшие братья Дурня. Жадные и эгоистичные. За жадность наказаны были.
  • Седой человек, лесной человек. Волшебник, добрый и справедливый, благодарный.
  • Король. Важный и сердитый. Не хотел отдавать принцессу за Дурня и задавал ему задачки.
  • Принцесса. Сперва задумчивая и грустная, потом веселая и счастливая.

План пересказа

  • Крестьянин и три его сына
  • Старший сын идет в лес
  • Средний сын идет в лес
  • Дурень идет в лес
  • Обед с лесным человеком
  • Золотой гусь
  • Сестры в трактире
  • Пастор и причетник
  • Смеющаяся принцесса
  • Погреб вина
  • Гора хлеба
  • Корабль
  • Свадьба

Краткое содержание и сюжет

Жил-был крестьянин, у которого было три сына и младшего все звали Дурнем. Однажды старший сын отправился в лес за дровами и мать дала ему с собой пирога и вина. Встретил старший сын в лесу седого человека и тот попросил угостить его. Но отказал жадный старший сын. Рубанул он топором по ветке, а попал по руке, и пришлось ему домой возвращаться.

Пошел в лес средний сын и тоже встретил седого человека. Опять тот попросил пирога и вина, а средний сын отказал ему. Рубанул средний сын по стволу, а попал по ноге.

Тогда стал проситься в лес Дурень. Дала ему мать лепешку на воде и кислого пива. Встретил Дурень седого человека и пригласил его разделить с ним обед. Развернул котомку, а там пирог и вино.

А седенький старичок говорит, что за доброту его будет Дурню награда. И советует дерево срубить. Срубил Дурень дерево, а под ним золотой гусь.

Пошел Дурень домой, да в трактире остановился. А у трактирщика было три дочери. Увидели они золотого гуся, захотели перышек отщипнуть. Схватила старшая гуся и приклеилась к нему. Подбежала средняя, только за сестру схватилась и к ней приклеилась. Тут и младшая не выдержала, подбежала, за сестер схватилась и тоже приклеилась.
А Дурень взял гуся и дальше пошел, а сестры за ним побежали.

Увидел это пастор, заругался, зачем девушки за парнем бегут. Схватил младшую за руку и приклеился.
Увидел это причетник, схватился за пастора и тоже прилип.

Встретили они еще двух мужиков, которые хотели пастора освободить, да тоже приклеились.
Пришел дурень в столицу, а там у короля дочь была, такая задумчивая, что никогда не смеялась. И обещал король выдать ее за того, кто принцессу рассмешит.

Увидела принцесса как семеро за Дурнем идут и рассмеялась. А Дурень стал требовать ее себе в жены.
Не хотел король принцессу за Дурня отдавать, потому задал ему задачу — одному выпить весь погреб.

Пошел Дурень обратно в лес и увидел седенького человека. Тот сказал Дурню, что мучает его жажда. Отвел его Дурень во дворец и выпил человек весь погреб.

Король рассердился и потребовал, чтобы один человек гору хлеба съел.
Опять Дурень в лес идет, человека видит, который голод сильный испытывает. Привел его в дворец и съел лесной человек всю гору хлеба.

Задал тогда король третью задачу — корабль создать, чтобы одинаково свободно и по земле и по воде двигался.
Снова Дурень в лес идет и седого человека видит. А тот ему обещает за его доброту и сострадание такой корабль сделать.
Привел Дурень корабль королю и выдал тот за него принцессу. И жили Дурень с принцессой счастливо.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Было у крестьянина три сына и младший был Дурнем. Старшие сыновья пожадничали и лесной человек их наказал. Дурень угостил лесного человека и тот дал ему золотого гуся. К золотому гусю приклеивались все, кто его касался, и собралось так семь человек. Принцесса засмеялась, увидев Дурня, но король начал давать Дурню задачи, чтобы не выдавать за него принцессу. Дурень выполнил все задания и женился на принцессе.

Основная мысль

Будь добрым и отзывчивым и тебе помогут в трудную минуты те, кому ты помог сам.

Чему учит

Эта сказка учит быть добрым, щедрым, сострадательным и отзывчивым. Учит делиться с нуждающимися. Учит отвечать добром на добро. Учит тому, что жадность сама себя наказывает. Учит держать свое слово. Учит тому, что счастье не зависит от богатства.

Что понравилось

Мне очень нравится эта интересная сказа немецких сказочников. Главный герой сказки — Дурень, который тем не менее был достаточно умен, чтобы не жадничать и помогать другим. А за свое доброе сердце он получил награду и стал мужем красивой принцессы. А вот те, кто были жадными и скупыми, так и остались ни с чем.

Признаки волшебной сказки

  • Волшебное существо — золотой гусь
  • Три задачи герою
  • Победа добра над злом.

Вывод и мое мнение

Готовность оказать помощь ближнему — всегда найдёт свою награду. Лишь помогая друг другу, люди смогут достойно пройти свой жизненный путь.

Пословицы

  • При скупости, да при жадности проживешь век без радости.
  • Ищешь помощи — сам другим помогай.
  • Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Дорогие мои юные читатели!

Вы у меня уже совсем большие и скоро нас ждут новые
открытия и приключения,

а к ним нужно быть готовыми!

В течении лета просьба оформлять ваше
внеклассное чтение в читательском дневнике  следующим образом:

1. ФИО автора.

2. Название произведения.

3. Ответы на вопросы.

4. Рисунок.

Список книг для
летнего чтения:

1. Пермяк Евгений Андреевич. Волшебные краски.

1. С чем автор сравнивает  руки трудолюбивого,
настойчивого человека? Найди в тексте и напиши.

2. Кому предназначались подарки, которые
пытался нарисовать мальчик? Напиши.

3. А кому и какой подарок хотел бы нарисовать
ты? Напиши.

2. Волков Александр Мелентьевич. Урфин Джюс и его
деревянные солдаты.

1. Каких дел мастером был Урфин Джюс?

2. Какая еда положена по закону злым волшебникам?

3. Что первым ожило от волшебного порошка?

4. Из чего Урфин сделал порошок?

5. Сколько дней ушло у Урфина на изготовление генерала из
палисандрового дерева?

6. Что делали жевуны, когда плакали?

7. Каким способом новости из столицы попадали в Голубую страну?

8. Какая должность была у Кагги Карр при дворе?

9. Кто был послан для того, чтобы вызвать Элли на помощь?

10.Чем была вооружена полиция в Изумрудном городе при Урфине?

11. Какие ягоды спасали путников в пустыне, помогли им победить силу
камней Гингемы и добраться до Волшебной страны?

12. Что придумал Чарли Блек ,чтобы пройти через лес с саблезубыми
тиграми?

13. Какое чудище встретилось путникам в подземном ходу?

14. Что сделал Урфин Джюс с начальником полиции, который не справился с
задачей поимки беглецов?

15. В «Волшебнике Изумрудного города» мигуны одарили своих
спасителей подарками. И в этот раз они тоже остались благодарны и предподнесли
всем дары. Что получила Кагги Кар?

16. Какой титул утвердил для себя Урфин Джюс?

17. Как Вы думаете, кто был вторым по значимости и влиянию в
королевстве Урфина Джюса?

18. Какое несоответствие вы заметили во время последней битвы Урфина
Джюса?

19. Каким образом свирепые дуболомы были переделаны в лесников и
садовников?

20. Составьте Ваш вопрос по повести «Урфин Джюс и его деревянные
солдаты».

3. Волков Александр Мелентьевич. Семь подземных
королей.

1. Как называлась столица Подземного Королевства?

2. Почему Шестипалые дрались с драконами?

3. Чем отличались башни семи королей?

4. Почему уснул ловчий Ортеги?

5. Что предложил Беллино королям?

6. Почему люди благодарили Беллино?

7. Что было сделано для того, чтобы спящих королей и свиту не съели
мыши?

8. Что сначала нашёл Руф Билан в подземелье, сделанное руками человека?

9. Какое волшебство призывали у Элли совершить короли?

10. В какой стране Тотошка стал разговаривать?

11. Что задумал каждый из семи королей, когда источник священной воды
был восстановлен?

12. Что помогло Элли не заснуть около священного источника?

13. Где проходил лечение от сырости Страшила?

14. Кто отправился за помощью из Подземного царства?

15. Что происходило со Страшилой, когда он долго и усиленно думал?

16. Кто такой Гуррикап?

17. Почему Гиррикап сначала не увидел людей?

18. Какая фамилия была у Элли?

19. Кем стал подземный король Ментахо?

20. Как звали хранителя времени?

4. Александрова Татьяна Ивановна. Домовёнок Кузька.

Кому принадлежат крылатые фразы?

1. Ох, беда, беда, огорчение!

2. Где была, там меня уже нету.

3. Что ни скажешь — не по разуму, что ни молвишь — всё попусту, что ни
спросишь — всё без толку.

4. Счастье — это когда у тебя все дома!

О ком идёт речь?

5. Руки — ноги похожи на корни, волосы на сухую траву, борода на мох, а
глаза — как ясное небо.

6. Для медвежонка слишком голый. Для лягушонка — слишком лохматый. На
кикимору не похож.

Что означают слова?

7. жваркнешь

8. дряпать

9. свориться

10. олелюшечки

11. тюря

Ответьте на вопросы:

12. Чем угощал Диадох Кузьку?

13. Какое угощение Диадоха пришлось по вкусу Домовёнку?

14. Как называется день рождения дома, и сколько раз в жизни оно
бывает?

15. У какого героя сказки было два дома: один для плохого настроения,
другой — для хорошего?

16. Что делал Кузька, когда Лешик сказал убегать из избы?

17. Что служило Бабе Яге кораблём?

18. Кто помог забрать сундучок Кузьки у Кикимор?

19. В чём была волшебная сила сундучка?

20. В роли кого ещё, кроме домового, побывал Кузька?

5. Линдгрен Астрид. Мио, мой Мио.

1. Что объявили в Стокгольме по радио 15 октября?

2. О чём больше всего мечтал Мио, когда он ещё был просто Буссе?

3. Кто помог Буссе попасть в страну Дальнюю?

4. Как выглядела страна Дальняя?

5. Кто такой Юм-Юм?

6. Кто такая Мирамис?

7. Какая птица отличалась от всех в саду короля?

8. Самое сказочное место в стране Дальней?

9. Кто такой рыцарь Като?

10. Откуда у Мио и Юм-Юм появились флейты? Когда они им пригодились?

11. Почему Мио оправился сражаться с рыцарем Като?

12. Что за чёрные птицы кружили над самым чёрным над свете озером?

13. Как Мио раздобыл меч? Что это был за меч?

14. Как дети спаслись от стражников в Мёртвом лесу?

15. Что было у рыцаря Като вместо руки?

16. Почему волны Мёртвого озера не разбили лодку Мио и Юм-Юма?

17. Как помогли мальчикам птицы?

18. Кто достал меч со дна озера?

19. Что спасло Мио и Юм-Юма в заточении у рыцаря Като от голода?

20. Какой особенный плащ был у Мио?

21. Что случилось в конце поединка между Мио и рыцарем Като? Что
показалось странным Мио?

22. Как Вы думаете, откуда в покоях рыцаря Като после поединка
появилась маленькая серая птичка, радостно выпорхнувшая на волю?

23. Что сделал Мио с мечом?

24. Что происходило в утро после гибели рыцаря Като?

25. Почему и теперь, когда все похищенные дети вернулись домой, в саду
по-прежнему пела птица горюн?

6. Медведев Валерий Владимирович. Баранкин, будь человеком!

1. Благодаря чему с героями повести
произошли невероятные и фантастические события?

2. О каком событии рассказывал Баранкин? «Я
взмывал вверх по всем правилам, падал на крыло, взлетал свечкой, входил в
штопор, и наконец-то на бреющем полете мне удалось выйти из воробьиного
окружения».

3. Чего испугались кошки, когда охотились
на Баранкина и Малинина?

4. Кому завидовал Баранкин? «…никто
из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали,
никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты…»

5. Как назывался раздел газеты, в котором
поместили фотографии Баранкина и Малинина?

6. За кого приняла воробьиха Баранкина и
Малинина?

7. «У него была нарядная белая грудка
с галстуком, сам он был весь чистенький, аккуратненький, с приглаженными перышками,
как будто он только из парикмахерской вылетел».

8. Кто такие мирмики?

9. Как Баранкину и Малинину удалось
спастись от мирмиков?

10. Почему Костя Малинин считал, что ему
будет легче превратиться в воробья?

11. Чему учились Баранкин и Малинин у воробьихи?

12. В какую бабочку превратился Малинин?

13. В какую бабочку превратился Баранкин?

14. Что хотели сделать одноклассницы
Баранкина с бабочкой – Малининым?

15. Какое «открытие» просто
ошеломило Баранкина после встречи с бабочкой – крушенинницей?

16. Что понял Баранкин, побывав и
воробьем, и бабочкой, и муравьем?

17. Какой аппарат мечтал изобрести
Баранкин?

18. Что помешало Баранкину и Малинину
превратиться в трутней?

19. Кто это? «Он весь блестел так,
словно его начистили сапожным кремом, и талия у него была очень смешная –
тонюсенькая – претонюсенькая, как у девчонки…».

20. Кто помешал Баранкину и Малинину,
когда они были бабочками, наесться нектара?

21. Чем были заняты на уроке Баранкин и
Малинин, когда учительница Нина Николаевна рассказывала про трутней?

22.Что предпринял Баранкин, чтобы
окончательно разбудить Малинина?

23. Перечислите, что обнимал Баранкин от
радости, когда вновь стал человеком.

  • Чему учит сказка как собака друга искала
  • Чему учит рассказ тайна лидии чарской
  • Чему учит рассказ носова милиционер
  • Чему учит рассказ рыцари драгунский
  • Чему учит рассказ буратино