Чему учит рассказ тарас бульба

4.5средняя оценка: 4.5всего получено оценок: 5374.4.5средняя оценка: 4.5всего получено оценок: 5374.повесть николая васильевича гоголя тарас бульба является частью цикла повестей

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 5374.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 5374.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является частью цикла повестей «Миргород». К написанию этого произведения писатель подошёл весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьёзную проблематику, которая не перестает быть актуальной и в наши дни. Приведённый ниже анализ произведения «Тарас Бульба» будет весьма полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе или написании сочинения на данную тему.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.
Год написания – 1835 г.

История создания – Идею написать историческую повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал давно. Он был недоволен опубликованным вариантом, и в течение семи лет упорно работал над произведением.

Тема – Основная тема «Тараса Бульбы» – беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Композиция – В центре сюжета – непростая судьба казацкого полковника Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Завязка – возвращение молодых людей в отчий дом. Кульминаций в повести несколько. Развязка – трагическая гибель Тараса Бульбы.

Жанр – Историческая повесть.

Направление – Реализм.

Основные темы

Тематика в повести «Тарас Бульба» отражает те исторические реалии, о которых писал Гоголь:

Родина

– Долг перед Родиной, борьба за её независимость ставится Гоголем на первое место. По его мнению, ни любовь, ни семья не имеют значения в тот момент, когда речь заходит о защите отечества. Страна является высшей ценностью для человека, именно душевные узы с братьями по вере и отечеству отличают человеческую личность от животного.

Патриотизм

– Казачий патриотизм, показанный Гоголем, переходит все мыслимые и немыслимые пределы. Гоголевский патриот – это тот, кто готов отдать всё, что есть, ради дела патриотической борьбы. Например, автор описывает, как ремесленники перед войной уничтожали все орудия своего труда от презрения к ним. После боя уцелевшие люди вновь отстраивали то, что так неразумно разрушали.

Вера

– Особый акцент делается принадлежности героев к православной вере. Именно носители православия представлены автором как защитники страны и отважные воины. Вера католиков и «жидов», напротив, изображается со всевозможным посрамлением. Это было характерно для Средневековья, и автор подчеркивает данную историческую подробность.

Семья

– Не отрицая важность семейных уз, Гоголь без всяких сомнений отодвигает их в сторону перед вопросом борьбы с врагами отечества и веры. Кроме того, он показывает, что у наших предков было другое понимание семьи. Она строилась не на любви, а на долге и традициях, поэтому супруги большую часть жизни проводили порознь.

Любовь

– Любовь в повести показана как опасное чувство. Движимый любовью Андрий совершает ужасное предательство, отворачивается от боевых братьев и своей родины. Однако ее отсутствие тоже порицается автором, ведь именно жестокость отца по отношению к матери и ее чувствам накладывает первую тень отчуждения на отношения Тараса и Андрия.

История создания

Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.

Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился не только продемонстрировать свой писательский талант, но и, прежде всего, проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи.

В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объёма произведения от трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплёл в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Тарас Бульба»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Тарас Бульба»

для самых компанейских —

Главные герои «Тарас Бульба»

для самых занятых —

Читательский дневник «Тарас Бульба»

для самых крутых —

Читать «Тарас Бульба» полностью

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» — героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Тема

Основная мысль, которую автор хотел передать в своей повести – это безграничная любовь к своей родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего это способность защитить и не предать самое дорогое, и при этом остаться человеком.

Кроме того, в своей повести Гоголь затрагивает такие важные проблемы, как взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Чему учит повесть Гоголя — Тарас Бульба

Повесть «Тарас Бульба» — одно из центральных произведений в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Она содержит в себе обширный спектр тематик, а потому можно вынести не один важный жизненный урок.
Если брать в обширном плане, то повесть «Тарас Бульба» — это олицетворение, собирательный образ украинского народа, находящегося в состоянии обороны и отстаивания своих территорий и своей независимости.

Отсюда плавно вытекает тема патриотизма и любви к Родине. Красной нитью на протяжении всего произведения автор показывает нам, что нужно ценить, любить и оберегать свою Отчизну; нужно до конца бороться за ее честь, не поддаваясь на провокацию других чувств. На примере Андрия Гоголь показывает, как страшна может быть кара за предательство Родины. Пример же Остапа демонстрирует читателю, что за свою Отчизну не боязно и умереть, став при этом настоящим героем.

То есть первый урок, которому нас учит «Тарас Бульба» — это быть преданным своей Родине при любой ситуации.

С темы Отечества перейдем к семейной проблематике, потому как в данном произведении они тесно взаимосвязаны. Семью Тараса Бульбы можно сопоставить с Родиной. По большому счету они становятся практически тождественными понятиями. Потому как, например, Андрий, предавая Родину, предает и свою семью, за что его и настигает кара. В частности он предал и своего отца, и этот грех не менее тяжкий, чем предыдущий. Андрий отрекся от заветов отца и родного семейства, посчитав личные интересы превыше. Он умирает от руки своего же отца, потому как те связи, которые были между ними раньше, порваны, причем самим Андрием.

Отсюда второй урок повести «Тарас Бульба» — нужно ценить и уважать свою семью, прислушиваться к советам тех, кто старше и априори мудрее; нужно почитать институт семьи, порою пренебрегать своими личными чувственными интересами во благо своего семейства.

Теперь перейдем как раз-таки к чувствам. Извечный вопрос, стоящий перед людьми, и перед поэтами и писателями в частности: что же важнее, что должно преобладать в человеке — разум или его чувства? Исходя из повести «Тарас Бульба», мы понимаем, что Николай Васильевич Гоголь делает выбор в пользу первого — разума. Опять же на примере Андрия, по большому счету его пылкая любовь к девушке и стала причиной его погибели. Как пишет сам автор, с самой юности Андрий был пылким и чувственным и рано начал думать о девушках. Он не смог укротить в себе эти позывы чувств, он отдавался во власть эмоций, позволяя им управлять его поступками. Любовь к женщине в нем победила любовь к Родине, хотя вторая вполне очевидно имеет более рациональную природу. Она более осознана, а значит больше склоняется в сторону разума.

Значит третий урок повести «Тарас Бульба» можно сформулировать так: нужно уметь укрощать свои чувства, нельзя жить сиюминутно и только своими эмоциями; разум должен хотя бы немного довлеть над эмотивной стороной человеческой личности.

Это далеко не все мудрости, которые можно вынести из данной повести. И наверняка после прочтения у каждого человека появятся свои мысли и свои собственные выводы.

Источник

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев – Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями – практически сразу они попадают в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюблённого в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.

Ещё одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

В повести «Тарас Бульба» анализ образов двух братьев прослеживается очень чётко. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

Образы персонажей повести

Концепция действующих лиц повести составлена весьма лаконично. Всех персонажей можно разделить на мужские и женские образы. Ещё одним критерием классификации является противоборствующая сторона — лях или казак.

Характеристики главных героев:

  1. Тарас Бульба — старый казачий полковник, участвовавший во многих сражениях. Он весьма зажиточен, имеет собственную усадьбу и прислугу. На вид довольно толст и груб, но при этом обладает тонким умом, благодаря чему умеет разрешать сложные жизненные задачи. Не мыслит свою жизнь без войны, дома ему скучно и нудно. Автор наделил героя жестокостью, фанатизмом, мстительностью, но в то же время настойчивостью и патриотизмом. Ради отчизны и веры Тарас не щадит ничьей жизни, будь то враг, родной сын или даже он сам.
  2. Остап — старший сын Бульбы, недавно окончивший духовную семинарию бурсак. Попадая на войну, он проявляет себя отважным воином и героем, который готов сложить голову за родную веру. Отец очень гордится своим отпрыском, видя в нём продолжение себя. Оказываясь в плену, Остап без колебаний идёт на унизительную и мучительную казнь.
  3. Андрий — младший сын, также семинарист, отличается от своего брата более мягким характером, склонен к философствованию на тему родины и свободы выбора. В отличие от Тараса, он ставит на первое место не войну, а любовь. Ради чувств к дочке польского воеводы предаёт своих соратников и вступает с ними в бой на стороне врага. Убит собственным отцом.
  4. Жена Тараса — пожилая и несчастная, не имеющая права голоса женщина, удел которой — прислуживание мужу и уход за детьми. Собирательный образ матери впитал в себя трагизм того жестокого времени, когда люди жестоко убивали друг друга на многочисленных войнах.
  5. Панночка — прекрасная дочь польского воеводы. Её жизнь была наполнена роскошью, а отношение к жизни отличалось легкомыслием. Однажды столкнувшись с ней в Киеве, Андрий влюбился раз и навсегда. Девушка сгубила казака, толкнув на предательство и смерть.
  6. Янкель — хитрый жид, выживший во время еврейского погрома на Запорожской Сечи. Его пощадил Тарас Бульба, за что впоследствии попросил об услуге. Персонаж отличается предприимчивостью, умеет найти выгоду даже от войны и являет собой квинтэссенцию антисемитских стереотипов.

Писатель сумел гениально изобразить основные типажи того века и великолепно раскрыл образы своих героев. Каждый персонаж повести буквально оживает и навсегда остаётся в памяти читателя.

Жанр

По своему жанру произведение «Тарас Бульба» относится к исторической повести, для которой характерна невероятная многоплановость действующих лиц. Но, несмотря на большое количество задействованных персонажей и важных исторических событий, в центре сюжета всё-таки находится старый казак Тарас Бульба и его сыновья, общая характеристика которых прекрасно отображена в повести.

«Тарас Бульба» является довольно сложным литературным произведением как по своей конструкции, так и по сюжету. Невзирая на относительно небольшой объём, в нём присутствуют характерные признаки эпической прозы больших жанров: подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. Таким образом, «Тарас Бульба» является исторической повестью, в котором яркой чертой проходит драматическая судьба Бульбы и его семьи.

Главные проблемы

Нравственный выбор

– Судьба ставит Андрия и Тараса перед непростым выбором: чувства или долг. Андрий выбирает между долгом перед казачьим братством и любовью к панне, а Бульба между любовью к сыну и своим долгом перед родиной, которую Андрий предал. Андрий выбирает чувства, а Тарас — долг. Как и в реальной жизни, сложно оценить, кто же из них в итоге выбрал правильно.

Отцы и дети

– Остап становится гордостью своего отца, его молодой копией. В то время, как Андрий кардинально отличается и от старого Бульбы, и даже от других казаков. Гоголь демонстрирует конфликт поколений, в котором угадывается дальнейшая история бунта. Именно молодой военачальник казаков (автор делает акцент на его возрасте) принимает мировое соглашение с Польшей, а вот старик Бульба продолжает набеги. Оба поколения смотрят на мир по-своему, поэтому казакам не удалось завершить свое дело победоносно.

Предательство

– Самое ужасное, что может совершить человек, по мнению Гоголя, – предательство. А за измену необходимо карать решительно и беспощадно. Конечно, нельзя сказать, что автор во всем оправдывает Тараса. Но он дает понять, что герой был заложником своей кровавой эпохи и не мог мыслить и поступать иначе.

Жестокость

– Персонажи Гоголя очень часто творят по-настоящему жестокие вещи. Гоголь был склонен оправдывать жестокость борьбой за веру и отечество, но все же он не раз подчеркивал, что кровожадность его героев — закономерное явление того времени, а не норма. Это было логично и обыденно тогда, но не сейчас.

Долг

– По мнению писателя, перед человеком стоит, прежде всего, долг перед родиной, верой и товарищами. И не может быть никакой пощады тем, кто его нарушит. Однако тот же долг может быть источником трагедии в жизни человека. Тарас сам накликал войну и был раздавлен ею, потому что видел свой долг не в мирном процветании народа и страны, а в битве и походе, даже если вере и отечеству ничего не угрожает.

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба – главный герой произведения. Это отнюдь не условно-богатырский образ. Этому герою присущи конкретные исторические черты. Николай Васильевич правдиво изображает образ казака тех суровых лет. Только в редкие промежутки затишья он может вернуться к мирной жизни, к своей семье. Все остальное время Тарас Бульба – воин, который посвящает свою жизнь служению отчизне.

Этому герою не свойственны колебания. Тарас всегда видит перед собой цель. Он считает, что его долг – безупречное служение отчизне. Именно отсюда истоки его мужества и бесстрашия. Тарас Бульба характеризуется «грубой прямотой нрава», которая противопоставлена в произведении изнеженности польской шляхты, а также казакам, перенимавшим ее привычки.

Вывод

Писатель вырисовывает образ патриота, который готов пожертвовать даже семьёй и чувствами, если на другой стороне весов будет его страна. Чему он учит? Конечно же, страстной любви к отечеству и уважению к его истории.

Гоголь осуждает предательство, вероотступничество, жадность и разобщённость общества. Он учит человека всегда ценить единство русского народа и хранить своё человеческое достоинство. Мораль в повести «Тарас Бульба» — нравственный урок верности своему идеалу. Все герои книги остались преданы своим принципам, даже Андрий, который принял справедливое наказание отца, но сохранил в сердце любовь к полячке.

Источник

Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

История создания

Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».  

Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

Жанр, направление

Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

Смысл названия

Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

Суть: о чем рассказ?

Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

  1. Яшка — деревенский мальчик, желающий показать приятелю, что такое рыбалка. Привык к местным нравам, знаком с работой, достаточно самостоятелен, так как занимается приготовлениями без помощи родителей. Кажется немного обидчивым и грубым, так как все утро задевает Володю неприятными словами в отместку за испорченное настроение. Тем не менее, отважно прыгает в воду, спасая товарища. Он вовремя раскаивается в недостойном поведении и исправляет ошибку, рискуя собой, чтобы спасти товарища.
  2. Володя — мальчик, приехавший из Москвы. Ему любопытно все, что происходит вокруг, потому что в городе такого не увидишь и не попробуешь. Хочет казаться более значимым, умелым, чем есть на самом деле. «Ладно, пусть…  Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться!» — думает он, когда задетый небрежным отношением, когда Яшка язвит насчет неопытности Володи в рыболовном деле. Но, несмотря на размолвки, он уважает друга и старается перенимать его знания.

Темы

Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

  1. Дружба. Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.
  2. Сострадание. Яша поставил это качество выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь человеку в самых затруднительных обстоятельствах. Герой проявил сострадание и был вознагражден спасением Володи и его благодарностью.
  3. Моральная ответственность. Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию во имя других.
  4. Проверка на прочность. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. Яша понял, что он способен на добрые и отважные поступки, что он силен и готов сразиться с жизненными преградами.

Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

  1. Обидчивость и высокомерие. Яшка ведет себя достаточно высокомерно по отношению к Володе. Негативные чувства вызваны неприятным столкновением утром. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища
  2. Совесть и борьба с собой. Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека. 
  3. Несоответствие менталитетов. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга.
  4. Смелость и трусость. Яше было очень не просто побороть свои страхи и нырнуть в воду. Однако он смог пересилить себя ради высшей цели.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека. 

Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

Чему учит?

В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

Художественные особенности

Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

Автор: Инна Колокольникова

Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко, к сожалению, не слишком знакомо широкому читателю. Его юмористические и сатирические произведения интересны тем, что показывают общество начала XX века со всеми его недостатками и пороками. И поднимаемые проблемы, несмотря на сменившуюся эпоху, остаются актуальными и по сей день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “Специалист” по плану ниже.

История создания

“Специалист” вместе с другими произведениями вошел в сборник “Рассказы (юмористические). Книга первая”. Напечатан он был одним из Санкт-Петербургских издательств в 1910 году. Данный сборник сделал автора известным массовому читателю. За ним закрепилось прозвище «Король смеха».

В ту пору Аверченко уже издавал свой журнал «Сатирикон», открытый в 1907 году. Он работал со знаменитыми писателями, которые трудились в юмористическом направлении. Острая политическая направленность СМИ часто доводила редактора до скамьи подсудимых, но от этого популярность журнала только росла. «Сатирикон» продолжал свое существование вплоть до революции. После переворота его закрыли, как и все оппозиционные СМИ. Аверченко негативно воспринял приход советской власти, а потому эмигрировал.

Жанр, направление

Относится произведение «Специалист» к жанру сатирического рассказа.

О том, что это рассказ, можно судить по небольшому размеру текста. Помимо этого, в основном сюжете задействованы всего два центральных героя, остальные лишь помогают раскрывать характеры персонажей. Также события даются короткими эпизодами, но относятся к одной линии — отражают несостоятельность Усатова как специалиста во всех сферах.

Из сатирического же здесь: наличие обличаемых пороков (самоуверенность, заносчивость, горделивость), насмешка над поведением героя, преувеличение ситуаций. 

В целом, можно сказать, что произведение реалистическое. Ведь таких людей вокруг нас очень много. Смотря на окружающих свысока, они мнят себя самыми умными, знающими, но на самом деле ничего собой не представляют. Описываемые эпизоды бытовые: замена звонка, стрижка, лечение от болезней и другие. Язык приближен к тому, как общаются люди в реальной жизни.

Смысл названия

Заголовок рассказа очень ироничен. Специалистами называют тех, кто достиг высокого уровня мастерства в какой-либо сфере. Усатов — один из главных героев — безусловно, считает себя таковым, раз предлагает свои услуги каждому — независимо от того, что нужно сделать. И читатель настраивается на повествование о каком-либо профессионале в своем деле. Вот только все эти предположения оказываются полностью разрушены.

Так, с помощью неожиданного обмана ожиданий, Аверченко и создает комический эффект.

Суть: о чем?

Начинается рассказ с личного мнения повествователя о необычном друге, который постоянно пытается всем помогать, но оборачивается это каждый раз какой-нибудь маленькой трагедией.

Например, Усатов — так зовут деятельного мужчину — отговаривает рассказчика от похода к парикмахеру и навязывает свои услуги. В итоге он случайно ранит “клиента”. Стрижку приходится отложить.

Далее, находясь в гостях у семьи повествователя, Усатов вызывается настроить пианино, починить горелку и очистить скатерть от пятна. Естественно, разбираться с последствиями его работы потом приходится настоящим профессионалам и самим хозяевам квартиры. Но горе-мастера уже не остановить: затем он пытается поставить в квартире товарища новый дверной звонок и заменить лампочку. Ожидаемо, что достойных результатов нет. 

Завершается все разговором Усатова со страдающей ревматизмом бабушкой. Услышав, что врачи не могут справиться, мужчина тут же составляет список рекомендаций. В него входят прогулки на три-четыре квадратных версты, цианистый калий внутрь по четыре килограмма и многое другое. О последствиях такого “лечения” читатель уже не узнает — рассказ обрывается на многообещающей фразе Усатова: “Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!”.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Специалист» и их характеристика представлены Многомудрым Литреконом в таблице:

Усатов активный человек, который считает, что умеет делать все гораздо лучше настоящих мастеров. Отзывчивый, готов прийти на помощь в любую секунду, как только услышит, что у кого-то есть трудности. Несмотря на это, его действия приводят только к плачевным результатам, так как настоящих знаний у него нет (советует пить цианистый калий при ревматизме; выводит пятна камфорным маслом, хотя оно наоборот только пачкает ткань и пр.). Также он не терпит критики, не принимает замечаний. Как только люди пытаются ему возразить, Усатов тут же находит множество причин, почему именно он прав, и быстро приступает к выполнению задуманного.
Рассказчик можно сказать, друг Усатова, еще один объект его бесконечных советов. Постоянно несет потери (как моральные, так и физические) от действий своего приятеля. Тот ранит его, когда стрижет, портит фортепиано при настройке, и приходится вызывать профессионалов за свои деньги; случайно обливает сына горячим супом, когда пытается прикрепить звонок к висячей лампе. Несмотря на множество сложностей, герой продолжает общаться с Усатовым и даже приглашает его в гости.

Темы

Темы, описываемые автором, различны. В основном, он говорит о чрезмерной уверенности в себе и своих силах. Помимо этого, затрагиваются темы отзывчивости, желания бескорыстно помогать ближнему. 

  1. Самоуверенность. Это качество может быть и положительным, и отрицательным, но в данном случае оно играет против героя. Он не терпит критики, не сомневается в себе, поэтому не может научиться делать что-то по-настоящему хорошее.
  2. Отзывчивость. Усатов по-настоящему добр к людям и способен на сочувствие, но эти качества бесполезны, потому что этот человек не может сделать ту работу, за которую берется.
  3. Дружба. Рассказчик хорошо знает о недостатках своего друга, но не прекращает общение с ним.
  4. Желание сэкономить. Чтобы не тратить деньги на помощь специалистов, герои соглашаются на услуги Усатова, и потом скупой платит дважды.

Проблемы

Главные проблемы, безусловно, связаны с образом Усатова. Конечно, он стремится делать добро людям, но за этим сочувствием скрывается желание ощутить себя умнее и лучше других. Он хочет самоутвердиться над «неумехами» и доказать, что специалистов не существует: любой может выполнить их работу, для этого не нужно образования и опыта. Усатов так выражает свое высокомерие.

“Усатов всё знал, всё мог сделать и на всех затрудняющихся и сомневающихся смотрел с чувством затаённого презрения и жалости…”

Собственно, поэтому методы достижения целей и итоги всегда крайне неудачные. Например, Усатов очень грубо обращается с музыкальным инструментом, уверенный, что так сможет починить его. Хотя пианино требует бережного, мягкого отношения:

“Он долго возился, стуча по пианино кулаками, прижимал к деке ухо так сильно, что даже измял его, а потом долго для чего-то ощупывал педаль…”

Кроме того, центральный персонаж не слишком доверяет остальным, считая себя экспертом во всех вопросах. Это является признаком высокомерия, причем, совершенно не оправданного и даже комичного.

“Вы говорите, что доктора не могут изгнать вашего застарелого ревматизма? Я не удивляюсь… К сожалению, медицина теперь — синоним шарлатанства…”

Основная идея

На примере Усатова писатель показывает, что помощь будет полезна только тогда, когда предлагающий ее человек на самом деле понимает, что необходимо делать. И дополнительно осознает ответственность за возможные ошибки. А самоуверенность иногда способна привести к очень плохим результатам. Такова главная мысль рассказа «Специалист».

К сожалению, отзывчивость часто становится формой выражения высокомерия и тщеславия. Люди хотят самоутвердиться, а не помочь по-настоящему. Для них это шанс почувствовать себя более значимыми, чем они есть на самом деле. Таков смысл рассказа «Специалист».

Чему учит?

В первую очередь, рассказ «Специалист» заставляет задуматься о своем поведении тех людей, которые хотят запомниться самыми знающими и опытными, но на деле ими не являются. Они называются мастерами любого дела, думают, что могут ответить на любой вопрос, но, по сути, лишь выставляют себя глупцами. 

Мораль рассказа «Специалист» заключается в том, что человек может взять на себя ответственность за плоды своих усилий только тогда, когда реально разбирается в этой сфере, имеет опыт и знания. Если их нет, то помощь обернется вредом и плохими последствиями. Особенно опасно давать такие непрофессиональные советы в медицине, как делает это герой.

Художественные особенности

Текст «Специалист» преимущественно состоит из диалогов и редких размышлений рассказчика. Это позволяет взглянуть на персонажей не через авторское описание, а через их собственные слова. 

Встречается множество восклицательных предложений, которые передают настроение героев: “К тебе не дозвонишься!”, “Дружище!”, “Видишь, как просто!”. 

Состояние людей передается и через эмоционально окрашенные глаголы (“вооружился щипцами”, “всплеснул руками”), наречия (“сухо сказал”, “робко спросил”).

Так как рассказ сатирический, ситуации преувеличиваются за счет гиперболизации (Усатов советует принимать теплые ванны температурой по 40-50 градусов, хотя это, очевидно, очень горячо и др.). Комическое создается с помощью противопоставлений (“Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен — и это наполовину сокращало долголетие его ближних”).

Критика

Многие сравнивали рассказы А. Т. Аверченко с произведениями М. Твена и А. П. Чехова. Все они показывали общество, можно сказать, “в срезе”: с проблемами, пороками, недостатками. С тем, что обычно скрывается под маской внешнего благополучия и идеальности. 

Современники отмечали и острый язык, которым повествуется о событиях, и яркие образы героев. Писатель не боялся указывать на слабости людей, и в “Специалисте” это отчетливо проявилось.

Автор: Инна Колокольникова

Обучение по дистанционным образовательным технологиям

08.12.2021

Тема. Николай Васильевич ГОГОЛЬ. 

1. Краткий рассказ о писателе.

2. «Тарас Бульба». Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести
«Тарас Бульба». 

3. Связь повести с фольклорным эпосом. 

4. Патриотический пафос
произведения. 

— сделать запись в тетрадь (дата,тема,вопросы 1-4);

ДЗ: читать,пересказывать; знать содержание повести.

08.12.2021

Тема. Деепричастный оборот; знаки препинания при
деепричастном обороте.

— сделать запись в тетрадь (дата,тема);

 — изучить материал учебника *29;

— вып упр. 186,187,стр. 80

ДЗ: изучить материал учебника *29, вып. упр.191,стр.81

19.11.2021

Тема. Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их
особенности. Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

1. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы.

2. Группы архаизмов по степени устарелости.

3. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов.

4. Актуализация устаревшей лексики в новом
речевом контексте.

— сделать запись в тетрадь (дата,тема,вопр.1-4);

— изучить материал учебника *3,*4,стр.19-

АКТУАЛИЗАЦИЯ знаний.

-вып.упр.28,29 (УСТНО);стр.19-20;

-вып.упр.36,стр. 22.

Работа с текстом.

-вып.упр. 42,стр.25

Словарная работа.

-вып.упр. 48,50 (УСТНО),стр.31-33.

ДЗ: изучить ТМ*3,*4 ; вып.упр. 44,стр.26, упр.54 ,стр.35.

18.11.2021

Тема.Образование страдательных причастий настоящего
времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. 
Образование страдательных причастий прошедшего
времени.

— сделать запись в тетрадь (дата,тема);

Актуализация знаний.

— ознакомиться с материалом видео, перейти по ссылке

— изучить материал учебника *20,*21 стр.52 — 57 ;

— вып. упр. 122,стр.54; упр.126,стр.56.

ДЗ: знать ТМ*20,*21; вып.упр. 127, стр.57.

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

17.11.2021

Литература

Тема. А. С. ПУШКИН  «Барышня-крестьянка». 

1. Сюжет и
герои повести. 

2. Приём антитезы в сюжетной организации повести. 

3. Пародирование
романтических тем и мотивов.

4. Лицо и маска. 

5. Роль случая в композиции
повести. 

—  сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема,вопросы 1-5);

Актуализация знаний

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

ДЗ: написать тезисный план 

» Барышня-крестьянка»-последняя повесть из цикла…,

опираясь на материал видео(ссылка выше)

!!! сделать фото ПЛАНА,отправить lararakitova@mail.ru

!!! ЧИТАТЬ А. С. ПУШКИН  «Станционный смотритель».

 ( см.учебник стр.121- 134)

17.11.2021

Тема. Образование действительных причастий настоящего
времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 
Образование действительных причастий прошедшего времени.

!!! учесть рекомендации по выполнению контрольного изложения(см индивидуально);

— сделать запись в тетрадь (дата,тема);

Актуализация знаний.

— ознакомиться с материалом видео ,перейти по ссылке

— изучить материал учебника *18,*19 стр.47-51;

— вып. упр. 109,стр.49.

ДЗ: знать ТМ*18,*19; вып.упр.113, стр.51.

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

16.11.2021

Тема. Контрольная работа.  Изложение
текста с описанием действия.

1. Работа над текстом изложения.

2. Обсуждаем прочитанное.

3. Деление текста на части.

4. Составление плана.

— ознакомиться с материалом документа,перейти по ссылке

!!!  сделать запись в тетрадь (дата, контрольная работа,тема);

!!! составить и записать план;

!!! НАПИСАТЬ изложение!!!

!!! сделать фото КОНТРОЛЬНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ,отправить lararakitova@mail.ru

15.11.2021

Литература

Тема. А. С. ПУШКИН  

1. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга
(цикл) повестей.

2. Повествование от лица вымышленного автора как художественный
прием. 

—  сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема,вопросы 1,2);

— изучить материал учебника стр.119-120;

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

ДЗ: написать  конспект,опираясь на материал видео(ссылка выше)

! Обратить внимание:

— кто такой Иван Петрович Белкин;

— перечислить повести, входящие в цикл;

— чему учит цикл?

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

15.11.2021

Тема. Развитие речи. Изложение текста с описанием
действия.

1. Сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема).

2. Изучить материал презентации,перейти по ссылке

!!! в данной презентации представлены образцы изложений текста с описанием действия

 » Как создать дымковскую игрушку», » Как я готовлю борщ».

ДЗ: написать изложение текста с описанием действия » Как я готовлю…»(процесс описания Вашего любимого блюда)

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

16.11 Контрольная работа.  Изложение
текста с описанием действия.

12.11.2021

РОДНАЯ русская литература

Тема. Города земли русской. Сибирский край

1. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск»)

2. А. И. Солженицын. «Колокол Углича»

— сделать запись в тетрадь(дата,тема,вопросы 1- 2);

— изучить материал учебника стр.27-44;

! обратить внимание на СЛОВАРЬ.

Размышляем над прочитанным

Текст » СИБИРЬ- это…» ( чит.,переск..; стр.28-30,отв. на вопр.1,стр.30(устно))

Проблемный вопрос!

Что я знаю о ТОБОЛЬСКЕ?

— ознакомиться с представленными произведениями(чит., переск.; отв. на вопр.1,стр.42(устно))

ДЗ на 26.11.2021: стр.43-47 чит., переск.; 

отв. на вопрос. 1 или 2, стр.47( по выбору! ПИСЬМЕННО)

!!! подгот. к ПРОВЕРОЧНОЙ работе (повторить материал учебника стр.6-47)

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

11.11.2021

Тема. Полные и краткие страдательные причастия.

1. Сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема);

2. Изучить теоретический материал *17; стр.45-46.

3. Выполнить упр.104, стр.46.

ДЗ: знать ТМ *17; вып упр105, стр.46(списать+подчеркнуть причастный оборот в тексте волнистой линией, т.е. как определение)

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

10.11.2021

Литература

Тема. Внеклассное чтение . А. С. ПУШКИН «Борис Годунов» (сцена в
Чудовом монастыре). 

1. Образ летописца как образ древнерусского писателя.

2.  Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. 

3. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

— сделать запись в тетрадь(дата,тема,вопросы 1- 3);

-ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

— изучить материал учебника стр.109-118 (выразит.чтение).

ДЗ: ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ читать А. С. ПУШКИН«Станционный смотритель».

10.11.2021

Тема. Действительные и страдательные причастия.

1. Сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема);

2. Изучить теоретический материал *16; стр. 43 -45

3.Размышляем! Выполнить упр.100, стр.44-45(списать+орфография).

ДЗ: знать ТМ *16; вып упр99, стр.44

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

09.11.2021

Тема. Развитие речи. Диалог как текст. Виды
диалога. 

1.Углубление знаний(ознакомиться с материалом,перейти по ссылке)

— сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема);

2. Изучить теоретический материал *8,*9; стр. 23 -26

3.Размышляем! Выполнить упр.53, стр.23-24 (УСТНО).

ДЗ: знать ТМ *8,*9; вып упр.54, стр.24

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

08.11.2021

Литература

Тема. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос
сопоставительного характера.

Цель: учимся писать аргументированный развернутый ответ на проблемный вопрос.

ПАМЯТКА

1. Письменный аргументированный развернутый ответ на проблемный вопрос небольшого объема — одна из самых распространенных форм контроля на уроках литературы. Часто такой вид работы используется на этапе подведения итогов анализа литературного произведения.

!!! ВАЖНО научиться анализировать прочитанное произведение.

ОШИБКИ обучающихся:

— рассуждают поверхностно, упрощенно понимают вопрос; 

— подменяют анализ текста пересказом; 

— искажают проблематику произведения;

 — не умеют аргументировать свои утверждения.

2. Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений, раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения, то есть провести анализ текста, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. Причем иногда вопрос в задании содержит скрытую проблему, которую необходимо выявить и сформулировать самостоятельно.

3. При проверке такой работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста; нет ли подмены анализа пересказом; есть ли фактические ошибки и неточности.

4. Требуется построить ответ как текст-рассуждение, соблюдая его традиционную композицию: тезис (прямой ответ на вопрос) — доказательства (суждения, основанные на анализе текста и понимании авторской позиции) — вывод.

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС!

СРАВНИМ РЕАЛЬНОГО КНЯЗЯ ИЗ ЛЕТОПИСИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СОЗДАННЫЙ ПУШКИНЫМ.

ПРАВИЛЬНО рассуждай!

1. Найти отрывки, в которых изображен сам князь Олег.

2. Найти и выделить интонационно те строки, где говорится о трагической судьбе Олега.

3.Как поэт воспевает силу и мужество Олега, его человеческое достоинство и величие? 

4. ОСНОВНАЯ ТЕМА ! 

Пушкин воспевает силу и мужество Олега, говорит о его непобедимости, и в то же время жизнь князя заканчивается трагически. ПОЧЕМУ? 

5. КАКОВА ОСНОВНАЯ ТЕМА «ПЕСНИ…» ?

ТЕМА неотвратимости судьбы. Проблема столкновения человека и судьбы.

ДЗ: написать развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

« РЕАЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ИЗ ЛЕТОПИСИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СОЗДАННЫЙ ПУШКИНЫМ».

! сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема, проблемный вопрос);

!сделать фото,отправить lararakitova@mail.ru

08.11.2021

Тема. Причастный оборот. Выделение причастного оборота
запятыми.

— сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема);

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

— изучить ТМ *14,стр. 37- 38 ;

— выполнить упр. 85,стр.38.

ДЗ: изучить ТМ *14

!!! сделать фото,отправить lararakitova@mail.ru

Литература

03.11.2021

Тема. Александр Сергеевич ПУШКИН.  «Песнь о вещем Олеге». 

1. Летописный источник «Песни…». 

2. Поэтическое изображение быта и нравов Киевской
Руси. 

3. Столкновение человека со своей судьбой. 

4. Образы князя Олега и кудесника. 

5. Возвышенность поэтического языка произведения.  

— сделать запись в тетрадь(дата,тема,вопросы 1- 5);

— изучить материал учебника стр. 102-109( выразительное чтение,пересказ,отв на вопр.)

ДЗ: для заучивания наизусть Пушкин А.С.
 «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).

!!! СДАТЬ ОНЛАЙН с 04.11 по 07.11 !!!

( Viber WhatsApp 095-53-58-507,предварительно сообщить о выходе на связь)

03.11.2021

Тема. Склонение полных причастий и правописание гласных в
падежных окончаниях причастий.

— сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема);

— изучить ТМ *13,стр. 35- 37 ;

 — выполнить упр. 80,81,стр.36.

ДЗ: изучить ТМ *13, вып.упр.82,стр.36.

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

Русский язык

02.11.2021

Тема. Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и
глаголов у причастий. Синтаксическая роль
 причастий в предложении.

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке;

— сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема);

— изучить ТМ *12,стр 32-35 ;

— выполнить упр. 73,стр.33; упр.77,стр.34

ДЗ: *12 ТМ, вып.упр.78, стр.34- 35 

!!! сделать фото ДЗ,отправить lararakitova@mail.ru

Литература

01.11.2021

Тема. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Александр Сергеевич ПУШКИН. 

1. Краткий рассказ о писателе.

2.  «Медный всадник» (вступление «На берегу
пустынных волн…»).

3.Интерес Пушкина к истории России.

— сделать запись в тетрадь(дата,тема,вопросы 1,2,3)

— изучить материал учебника стр.94; Проверьте себя?! стр.95;

— выразительное чтение«Медный всадник» , отвечать на вопросы стр.98-101.

Русский язык

01.11.2021

Тема.Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке;

ВНИМАНИЕ! Завести тетрадь № 2.

— сделать запись в тетрадь(дата, классная работа,тема);

— выполнить упр.43,стр.19; упр.46,стр.20.

ДЗ: знать теоретический материал о глаголе; вып.упр. 44,стр.19.

!сделать фото ДЗ, отправить lararakitova@mail.ru

В дни школьных каникул

        Это интересно!              

Русский язык

Занимательная ГРАММАТИКА

Занятие 3.

Лингвистическая задача.

— перейти по ссылке

Проверь себя!

Занятие 2.

Ребусы по русскому языку.

— перейти по ссылке

Проверь себя!

Занятие 1.

Игра » Познавательная грамматика»

Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку 

— перейти по ссылке

— ознакомиться с материалом

                                                         ЛИТЕРАТУРА

Занятие 3.

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

 — перейти по ссылке;

— ознакомиться с материалом.

Занятие 2.

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

— перейти по ссылке;

— ознакомиться с материалом.

Занятие 1.

Предания.

— перейти по ссылке;

— ознакомиться с материалом.

  • Чему учит рассказ темные аллеи
  • Чему учит рассказ старосветские помещики
  • Чему учит рассказ синяя птица
  • Чему учит рассказ станционный смотритель сочинение рассуждение
  • Чему учит рассказ слава ивана козловского драгунский