Чему учит рассказ судьба человека шолохов

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: викторинадипломвикторинаправила 2 слайд описание слайда: правилаза неправильный ответ с группы снимается

ВикторинаДипломВикторинаПравила

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ВикторинаДипломВикторинаПравила

    Описание слайда:

    Викторина
    Диплом
    Викторина
    Правила

  • 2 слайд

    ПравилаЗа неправильный ответ с группы снимается половина стоимости этого отве

    Описание слайда:

    Правила
    За неправильный ответ с группы снимается половина стоимости этого ответа (т.е. от 5 до 25 баллов;
    За ответ с места и вне очереди (во время ответа другой группы) снимается 10 баллов;
    Победители будут поощрены.

  • 3 слайд

    101010101020203030404050502040503020304050203040501020304050

    Описание слайда:

    10
    10
    10
    10
    10
    20
    20
    30
    30
    40
    40
    50
    50
    20
    40
    50
    30
    20
    30
    40
    50
    20
    30
    40
    50
    10
    20
    30
    40
    50

  • 4 слайд

    Назовите главного героя произведенияАндрей Соколов

    Описание слайда:

    Назовите главного героя произведения
    Андрей Соколов

  • 5 слайд

    Что произошло с семьей главного героя произведения?Жена и дочери погибли, сын

    Описание слайда:

    Что произошло с семьей главного героя произведения?
    Жена и дочери погибли, сын ушел добровольцем на фронт

  • 6 слайд

    Когда погиб сын Андрея Соколова?9 мая 1945 года

    Описание слайда:

    Когда погиб сын Андрея Соколова?
    9 мая 1945 года

  • 7 слайд

    Кому посвящено произведение?Елене Григорьевне Левицкой

    Описание слайда:

    Кому посвящено произведение?
    Елене Григорьевне Левицкой

  • 8 слайд

    Кто возглавлял страну в «первую послевоенную весну»?

    Описание слайда:

    Кто возглавлял страну в «первую послевоенную весну»?

  • 9 слайд

    Сколько лет главный герой рассказа был в плену?2 года

    Описание слайда:

    Сколько лет главный герой рассказа был в плену?
    2 года

  • 10 слайд

    Как погибли родители Андрея Соколова?Умерли от голода

    Описание слайда:

    Как погибли родители Андрея Соколова?
    Умерли от голода

  • 11 слайд

    Сколько детей было у героя произведения (до войны)?3 детей

    Описание слайда:

    Сколько детей было у героя произведения (до войны)?
    3 детей

  • 12 слайд

    О какой вещи спрашивал нового отца Ваня?О кожаном пальто

    Описание слайда:

    О какой вещи спрашивал нового отца Ваня?
    О кожаном пальто

  • 13 слайд

    Кто представлен на фотографии?Жена героя Ирина

    Описание слайда:

    Кто представлен на фотографии?
    Жена героя Ирина

  • 14 слайд

    О ком идет речь? «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то б

    Описание слайда:

    О ком идет речь?
    «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате».
    М. Шолохов
    О коменданте Мюллере

  • 15 слайд

    Как звали дочерей героя?Анастасия и Ольга

    Описание слайда:

    Как звали дочерей героя?
    Анастасия и Ольга

  • 16 слайд

    Когда и где родился Андрей Соколов?В 1900 г., в Воронежской губернии

    Описание слайда:

    Когда и где родился Андрей Соколов?
    В 1900 г., в Воронежской губернии

  • 17 слайд

    С кем сравнивает герой приемного сына Ваню?С воробьем

    Описание слайда:

    С кем сравнивает герой приемного сына Ваню?
    С воробьем

  • 18 слайд

    Кто представлен на фотографии?Шолохов Михаил Александрович

    Описание слайда:

    Кто представлен на фотографии?
    Шолохов Михаил Александрович

  • 19 слайд

    Назовите жанр произведения «Судьба человека»Рассказ

    Описание слайда:

    Назовите жанр произведения «Судьба человека»
    Рассказ

  • 20 слайд

    По какой причине у героя забрали шоферскую книжку?«Из-за аварии с коровой»

    Описание слайда:

    По какой причине у героя забрали шоферскую книжку?
    «Из-за аварии с коровой»

  • 21 слайд

    Назовите актераСергей Бондарчук

    Описание слайда:

    Назовите актера
    Сергей Бондарчук

  • 22 слайд

    Куда и с какой целью подался герой в 1922 году?В1922 году подался на Кубань «

    Описание слайда:

    Куда и с какой целью подался герой в 1922 году?
    В1922 году подался на Кубань «ишачить на кулаков, благодаря чему и жив остался»

  • 23 слайд

    Как называются исследователи творчества Михаила Шолохова?Шолоховеды

    Описание слайда:

    Как называются исследователи творчества Михаила Шолохова?
    Шолоховеды

  • 24 слайд

    О каком недуге идёт речь? «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же

    Описание слайда:

    О каком недуге идёт речь?
    «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?»
    Выбита рука, левое плечо

  • 25 слайд

    Какой поговоркой объяснил свое предательство Крыжнев?Своя рубашка к телу ближе

    Описание слайда:

    Какой поговоркой объяснил свое предательство Крыжнев?
    Своя рубашка к телу ближе

  • 26 слайд

    Как будет «по-ихнему» комендант?Лагерфюрер

    Описание слайда:

    Как будет «по-ихнему» комендант?
    Лагерфюрер

  • 27 слайд

    Заполните пропуски«Судьба человека» —рассказ советского русского писателя ...

    Описание слайда:

    Заполните пропуски
    «Судьба человека» —рассказ советского русского писателя … . Написан в … годах. Первая публикация — газета …, номера за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром …, сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека» в … году был удостоен главного приза на … и открыл режиссёру путь в большое кино.
    «Судьба человека» —рассказ советского  писателя Михаила Шолохова . Написан в 1956-1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», номера за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека» в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале и открыл режиссёру путь в большое кино.

  • 28 слайд

    Назовите героевВаня, герой-слушатель (первое лицо), комендант Мюллер

    Описание слайда:

    Назовите героев
    Ваня, герой-слушатель (первое лицо), комендант Мюллер

  • 29 слайд

    Заполните пропускиНаум Лейдерман считает, что главные черты Андрея Соколова —

    Описание слайда:

    Заполните пропуски
    Наум Лейдерман считает, что главные черты Андрея Соколова — его … и … . Андрей Соколов — трагический персонаж, сумевший сохранить силу духа несмотря на тяжелое ранение, плен, побег, гибель семьи, и, наконец, гибель сына … . А. Б. Галкин сравнивает его судьбу с историей книги Иова.  Виктор Васильевич Петелин в книге «Михаил Шолохов: страницы жизни и творчества», М., 1986, С.13) писал: «В трагическом образе Андрея Соколова Шолохов увидел человека-…, обладающего титаническими душевными силами, много испытавшего и пережившего, надломленного мучительными страданиями, оставившими нестираемый след в его душе».

    Наум Лейдерман считает, что главные черты Андрея Соколова — его отцовство и солдатство. Андрей Соколов — трагический персонаж, сумевший сохранить силу духа несмотря на тяжелое ранение, плен, побег, гибель семьи, и, наконец, гибель сына 9 мая 1945 года. А. Б. Галкин сравнивает его судьбу с историей книги Иова.  Виктор Васильевич Петелин в книге «Михаил Шолохов: страницы жизни и творчества», М., 1986, С.13) писал: «В трагическом образе Андрея Соколова Шолохов увидел человека-борца, обладающего титаническими душевными силами, много испытавшего и пережившего, надломленного мучительными страданиями, оставившими нестираемый след в его душе».

  • 30 слайд

    Какова композиция произведения «Судьба человека»? Рассказ имеет кольцевую ком

    Описание слайда:

    Какова композиция произведения «Судьба человека»?
    Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми.

  • 31 слайд

    Кто столь нелестно отозвался о произведении Шолохова «Судьба человека»? «Судь

    Описание слайда:

    Кто столь нелестно отозвался о произведении Шолохова «Судьба человека»?
    «Судьба человека» — очень слабый рассказ, где бледны и неубедительны военные страницы.
    Во-первых: избран самый не криминальный случай плена – без памяти, чтобы сделать это бесспорным, обойти всю остроту проблемы…
    Во-вторых: главная проблема представлена не в том, что родина нас покинула… а в том, что там среди нас объявлялись предатели…
    В-третьих: сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: «СМЕРШ-проверочно-фильтрационный лагерь».

    Александр Исаевич Солженицын

  • 32 слайд

    За какую фразу героя его вызвали к коменданту Мюллеру?«Им по 4 кубометра выра

    Описание слайда:

    За какую фразу героя его вызвали к коменданту Мюллеру?
    «Им по 4 кубометра выработки надо, а нам по 1 кубометру за глаза хватит»

  • 33 слайд

    Сюжет «Судьбы человека» основан на реальных событиях. А рассказы каких писате

    Описание слайда:

    Сюжет «Судьбы человека» основан на реальных событиях. А рассказы каких писателей вдохновили Шолохова при создании собственного шедевра и за сколько дней был написан рассказ?
    Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк и др., рассказ был написан за 7 дней

  • 34 слайд

    С кем Шолохов не хотел быть сравненным?12 декабря 1968 г . Шолохов писал Бреж

    Описание слайда:

    С кем Шолохов не хотел быть сравненным?
    12 декабря 1968 г . Шолохов писал Брежневу: «Ко всем прочим неудобствам мне лишь не хватает одного: чтобы в «Нью-Йорк Таймс», или какой-либо газете на Западе, появилась хлёсткая статья, в которой я был бы причислен к лику находящихся в оппозиции писателей и стоял бы в одной шеренге с … и пр».
    С А. И. Солженицыным

  • 35 слайд

    Чему учит рассказ судьба человека шолохов

  • 36 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) в 2-х частях», Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Тема:
Война 1941—1945 годов в произведениях русских писателей и поэтов

Похожие материалы

  • Мероприятие Путешествие в страну Читалия

  • Мероприятие по сказкам А.С.Пушкина

  • Сценарий мероприятия «Человек, который любил слова»

  • Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Классицизм

  • Контрольная работа по русской словесности(6 класс)

  • «Мода на чтение» (развитие навыков осмысленного чтения)

  • Презентация по литературе «Черная курица, или подземные жители» А. Погорельского (иллюстрации и цитаты), 5 класс

  • Рабочая программа по предмету «Литература (10-11 класс)»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456288 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

На чтение 11 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Где купитьОписаниеФотогалерея172703.jpg

без слез читать невозможно

22.03.2014Достоинства:мужество и героизмНедостатки:нетВспоминая школьную программу, перечитала известный рассказ Шолохова «Судьба человека». Рассказ настолько трогателен, что невозможно не почувствовать слезы на глазах. Здесь перед нами проходит жизнь Андрея Соколова, принимавшего участие в войне и волею судеб оказавшегося в…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:9293212.jpg

Мое незаконченное сочинение

05.05.2014Достоинства:огромный смыслНедостатки:нетПомню, что когда-то писал сочинение по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». Я уже не помню какое это было сочинение, помню лишь то, что расписывал жизнь Андрея Соколова и сделал вывод о том, что образ Андрея…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:64

Отличный рассказ о войне

01.02.2017Достоинства:Классика, хороший язык автора, интересно читать, драма о войнеНедостатки:НетуВсем привет! На днях прочла этот рассказ Шолохова. Давно его приметила, но всё откладывала — почему-то думала, что это большая повесть или даже роман и требует много времени для прочтения, но это оказалось не так!…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:109

Отличная книга

11.07.2013Достоинства:Яркий и интересный сюжет, поучающая книгаНедостатки:нетКнига Шолохова «Судьба человека» произвела на меня очень сильное впечатление. Во время чтения книги на меня накатывало много разных чувств. Книга рассказывает о войне, о том как она изменила жизнь русского человека. Современные школьники очень…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:51

Одно из любимых произведений современных выпускников

06.09.2017Достоинства:Небольшой объем, подходит для итогового сочинения и сочинения ЕГЭНедостатки:НетВпервые рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» я, как и большинство россиян, прочитала во время учебы в выпускном классе, когда проходят курс современной литературы. Это не особое светлое время давно прошло, но обращаться к незабвенному…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:53

Отличный рассказ о простом человеке с нелегкой судьбой

07.06.2018Достоинства:Легко читается и заставляет думатьНедостатки:нет и быть не можетСыну недавно задали сочинение, что -то на тему «Считаете ли вы, что смелость — это преодоление страха». В качестве примеров можно было привести цитаты из нескольких произведений, в том числе «Судьба человека». Сын, как большинство…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:48

Правдиво, грустно и красиво

21.05.2013Достоинства:Глубокий смысл в таком небольшом рассказе.Недостатки:Минусов просто нет.На выходных, которые проходили довольно скучно, мне посчастливилось прочитать замечательный рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», который приобрёл большую популярность после публикации в газете «Правда» в 1957 году. Рассказ повествует нам о тяжёлой судьбе простого…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:32

Впечатляет!

25.09.2016Достоинства:Отлично показано, как нужно бороться и любить людейНедостатки:Не выявленыЗахотелось мне на днях перечитать что-нибудь из собрания сочинений Шолохова. «Тихий Дон» перечитывал много раз, «Поднятую целину» не люблю»… И попался мне на глаза рассказ «Судьба человека». «То, что надо!» — подумал я и принялся…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:66

Судьба судьбой, но выбор всегда за тобой (с)

30.05.2020Достоинства:Содержание, слог автора, чёрно-белые иллюстрацииНедостатки:НетНикогда я так много не плакала над книгой! Мои слёзы были такими же горькими, как судьба главного героя, Андрея Соколова. История этого человека не выдумана писателем, а взята из реальной жизни; читая, понимаешь, что таких…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:81

Достойное произведение о войне.

31.05.2020Достоинства:Сюжет, смысл, эмоциональность произведенияНедостатки:нетПриветствую вас, друзья! Книга «Судьба человека» потрясает до глубины души. Она не просто пощекочет вам нервы и выдавит парочку слез, а попадет в самое сердце и оставит комок в горле. А это значит, что автору…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:57

Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце высохли. Может, поэтому оно так и болит? (с)

03.04.2015Достоинства:Стиль, язык, сюжет, героиНедостатки:НетНа сегодняшний день рассказ Шолохова “Судьба человека» считается классикой военной прозы. На мой взгляд, это лучшее произведение о Великой Отечественной войне. Мое первое знакомство с рассказом произошло еще в школе. Уже тогда он вызвал во…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:84

Настольная,вместе с «Повестью о настоящем человеке»…Best moments

04.11.2016Достоинства:вдохновляетНедостатки:не нашлаНаверное, многие читатели моего отзыва знакомы с одноименной кинолентой с Бондарчуком в главной роли. Но волею судеб в мои руки попала книга, по которой снят фильм. Сказать, что книга сильна-не сказать ничего. Я просто со…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:52

Русский солдат Русь отстоял. Русский солдат Насмерть стоял.

01.10.2013Достоинства:Потрясающая, человечная судьба русского солдата.Недостатки:НетШолохов целину поднимал Шолохов Дон расплескал. А Андрей Соколов Землю русскую защищал. У Михаила Александровича Шолохова была трудная писательская судьба, с первых творческих трудов у него появились проблемы. Всю жизнь его обвиняли в плагиате…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:16

Великий автор!очень сильное произведение!

18.11.2014Достоинства:сюжет очень хорошийНедостатки:нетВсем доброго времени суток. «Судьба человека»-это сильный рассказ. Без слёз читать невозможно! Итак подробнее… В 1917 году была Великая Октябрьская революция. Это время перемен. Перемены произошли не только в самом обществе, но и в литературе…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:17

Не люблю читать произведения о войне, но это…

16.12.2014Достоинства:Рассказ глубокий и правдивыйНедостатки:НетуОбычно я не читаю произведения про войну, т. к. мне это просто не интересно … плюс к тому же, там всегда очень много слов, которые мне непонятны, и вместе того, чтобы думать о смысле книги…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:241234>

Отзывы на аналоги:

Книга «Тихий Дон» — Михаил ШолоховАудиокнига «Тихий Дон» — Михаил ШолоховМузей-усадьба великого писателя М.А. Шолохова (Россия, Ростовская область)Книга «Родинка» — М. А. ШолоховКнига «Поднятая целина» — Михаил Шолохов

в рецензияхПожаловаться

11 января 2021 г. 12:19

136

5

Маленькое произведение, но насколько оно емкое. История рассказывает нам про героя, который прошел через войну и остался жив. Страшно осознавать, что выжить в войне игра на везунчика. Если повезет — будешь жить, не повезет –…

Развернуть

6

в рецензияхПожаловаться

12 января 2021 г. 20:06

97

5

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы. Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского…

Развернуть4

в рецензияхПожаловаться

1 ноября 2020 г. 09:42

885

5

Очень небольшой по размеру, но удивительно ёмкий по сути рассказ вряд ли может оставить равнодушным. Я не помню своих ощущений от него в школьные годы, а ведь наверняка читала. Но сейчас он «пробил» меня буквально до слёз.…

Развернуть

23

в рецензияхПожаловаться

25 ноября 2020 г. 14:42

411

4.5

Насколько просто, буднично, без пафоса, а от этого более страшно, показана судьба обычного рядового, шофера Андрея Соколова, прошедшего через все ужасы войны. Случайному человеку он рассказывает свою жизнь без прикрас, вместе с…

Развернуть11

в рецензияхПожаловаться

27 декабря 2020 г. 19:21

144

5 Апофеоз войны

Развернуть41

в рецензияхПожаловаться

17 ноября 2020 г. 12:31

404

5

Рассказ человека, пережившего тяготы войны, и в после ее завершения узнавшего, что его жена с детьми погибла в первые ее годы. Оставшийся в живых сын оказался нечаянной радостью, но и его жизнь забрала война. И вот один,…

Развернуть9

в рецензияхПожаловаться

6 декабря 2020 г. 14:26

212

5

Развернуть3

в рецензияхПожаловаться

8 октября 2020 г. 16:19

547

5 Вот, когда трогает настолько, что на слезу прошибает

Действительно достойное произведение, которое точно не оставит равнодушным. Читать обязательно. Соединение двух одиноких сердец, торжество человеческой воли, хорошее раскрытие персонажей и непростой человеческой судьбы.

3

в рецензияхПожаловаться

31 мая 2020 г. 01:13

3K

5 Тот случай, когда Человек — это звучит гордо

Честно говоря очень сложно писать отзыв на такую книгу, все слова кажутся пустыми и пафосными, независимо от того, сколько чувств в них вкладываешь. Все-таки иногда слова просто излишни, поступки и события говорят сами за себя,…

Развернуть47

Показать ещё

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Популярные книги

Всего 1K

  • Быстро падаяПоделитьсяКупить
  • Тетрадь в клеточкуПоделитьсяКупить
  • СимонПоделитьсяКупить
  • Восемь белых ночейПоделитьсяКупить
  • Эхо поющих песковПоделитьсяКупить
  • Невероятное. История преступления, в которое никто не поверилПоделитьсяКупить
  • Тот самыйПоделитьсяКупить
  • Любовь не по сценариюПоделитьсяКупить
  • Золото в тёмной ночиПоделитьсяКупить
  • Сбежавшие сестрыПоделитьсяКупить
  • Свет между намиПоделитьсяКупить
  • Книга ангеловПоделитьсяКупить
  • Мара и Морок. Особенная ТеньПоделитьсяКупить
  • Нелюбовь сероглазого короляПоделитьсяКупить
  • Тихие гостиПоделитьсяКупить
  • Маленькое кафе в КопенгагенеПоделитьсяКупить
  • АспидПоделитьсяКупить
  • Дотянуться до звездПоделитьсяКупить
  • Не говори никому. Реальная история сестер, выросших с матерью-убийцейПоделитьсяКупить
  • Среди тысячи словПоделитьсяКупить
  • Гнев ангеловПоделитьсяКупить
  • Зажечь небесаПоделитьсяКупить
  • Непосредственный человекПоделитьсяКупить
  • Пустые ХолмыПоделитьсяКупить
  • Белый фрегатПоделитьсяКупить

Новинки книг

Всего 361

  • Trillion Dollar Coach. Принципы лидерства легендарного коуча Кремниевой долины Билла КэмпбеллаПоделитьсяКупить
  • Люди нашего двораПоделитьсяКупить
  • Кольцо времён. Проклятие СетаПоделитьсяКупить
  • Я так не хотела. Они доверились кому-то одному, но об этом узнал весь интернет. Истории борьбы с шеймингом и преследованиемПоделитьсяКупить
  • БратствоПоделитьсяКупить
  • Абсолютный доступПоделитьсяКупить
  • Эмиль и Марго. Монстры повсюду!ПоделитьсяКупить
  • Последнее путешествие девочек. Том 2ПоделитьсяКупить
  • Этой кнопке нужен текст. O UX-писательстве коротко и понятноПоделитьсяКупить
  • Осеннее преступлениеПоделитьсяКупить
  • Море воспоминанийПоделитьсяКупить
  • Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романаПоделитьсяКупить
  • Звёздные войны. Мандалорец. АртбукПоделитьсяКупить
  • Мой сосед Хаяо. Артбук по мотивам творчества МиядзакиПоделитьсяКупить
  • На месте ВалерииПоделитьсяКупить
  • Неоновый убийцаПоделитьсяКупить
  • АспидПоделитьсяКупить
  • Хороший доктор. Как найти своего врача и выжитьПоделитьсяКупить
  • АполлонПоделитьсяКупить
  • Битва за Uber. Как Трэвис Каланик потерял самую успешную компанию десятилетияПоделитьсяКупить
  • Любить. Учиться. ТворитьПоделитьсяКупить
  • С широко открытыми глазами. 131 способ увидеть мир по-другому и найти радость в повседневностиПоделитьсяКупить
  • Тишина моих словПоделитьсяКупить
  • Эра медведейПоделитьсяКупить
  • Раны. Земля монстровПоделитьсяКупить

Отзыв на рассказ «Судьба человека» М.Шолохов

.Плюсы:

  • Рассказ написан простым и понятным языком.
  • История о человеке, достойно вынесшем удары судьбы.
  • В основе сюжета, биография реального человека.
  • Автор показывает в лице героя ровесника века.

Минусы:

  • Не обнаружены.

М.Шолохов написал свой знаменитый рассказ «Судьба человека» в 1956г. Сюжет основан на реальных событиях жизни человека, из простого народа, который прошёл всю войну, каторжные условия плена, и благодаря своей жизнестойкости вернулся домой. В 1959. рассказ был экранизирован и поставлен фильм, который был удостоен главного приза на Московском кинофестивале. В литературном произведении, автор открывает страницу жизни простого русского солдата Андрея Соколова, который в мирное время зарабатывал на жизнь работая на грузовике. Он был трудягой и работягой, жил с любимой женой и растил детей. Когда началась война, ушёл воевать на фронт, перенёс голод, два ранения, пытки, попал в плен, и работал в лагере возле Дрездена на каменном карьере. Волею судьбы, он остался жив, а все его близкие погибли. Благодаря силе духа, жизнестойкости он возвращается в родные края, где его никто не ждёт, а по дороге встречает беспризорного мальца сироту, которого усыновляет. Два осиротевших человека, заброшенные ураганом военного времени, нашли друг друга, чтобы стать родными людьми. Рассказ «Судьба человека» — вершина литературного мастерства М.Шолохова, показавшего лучшие черты и характер русского человека в образе героя. Именно благодаря таким людям как А.Соколов, типаж которых описал автор, наша страна смогла одержать победу над врагом. Книга сильная и впечатляющая, читается на одном дыхании, и заставляет переживать вместе с главным героем его нелёгкую судьбу.

В данный момент нет в продаже.</li>Сообщить о поступлении в продажу!</li>

Интересные посты

В Астрахани «Братья Карамазовы» заговорят стихами армянского поэта XI века

   Астраханский драмтеатр отметит 200-летие Фёдора Достоевского премьерой «Братья… Читать далее

Ksenia_1004

C 10-м годом на проекте

Айсон врать не будет :)Я, конечно, отзывы теперь пишу только в телеграме/инстаграме (если кому… Читать далее

Phanta

18 января — 24 января 2021 года

18 января — понедельникВсем привет! В очередной понедельник опят пришла моя очередь обзорить… Читать далее

X_Tasha_X

Автор: · Опубликовано 18.06.2020 · Обновлено 18.06.2020

(259 слов) Мне понравился рассказ М. Шолохова «Судьба человека», потому что автор описывал не только историю главного героя, но и судьбу всего народа в военные и послевоенные годы. Рассказ заставляет очередной раз задуматься о цене Великой Победы.

Главная мысль рассказа «Судьба человека» — всегда в любых обстоятельствах нужно оставаться Человеком. Несмотря на войну и все тяготы судьбы, нужно уметь сохранять свою человечность, уметь любить и оставаться справедливым. Рассказ учит читателей сохранять стойкость и силу духа даже когда, казалось бы, нет сил идти дальше. Помимо этого, автор показал бесстрашный характер всего русского народа, выраженный в образе главного героя – Соколов не согласился пить за победу Рейха и предпочёл умереть за свою Родину, а также сострадание к ближнему — Андрей усыновил и взял на воспитание совершенно чужого для него мальчика. Именно эти главные качества хочется выделить из данного рассказа.

Чему учит М. Шолохов? Автор показывает последующим поколениям реальную цену Победы, которую пришлось заплатить каждому человеку. Он призывает нас не забывать, через что прошли наши деды и прадеды ради мирного неба над нашими головами. Автор приводит в пример главного героя своего рассказа, как человека сильного душой, которого не сломала ни война, ни плен, ни потеря семьи. Принимая все испытания судьбы, он идет дальше, следуя совести. Таким образом, автор учит милосердию, храбрости и вере.

Моё впечатление от книги «Судьба человека» очень сильное, заставляющее задуматься об истории судеб людей того времени. Справедливость, скромность, стойкость, борьба, — все это описывает народных дух того времени. Такая литература всегда заставляет нас вспомнить вечные подвиги героев Великой Отечественной Войны, и невольно учит нас высоким моральным качествам, которых зачастую так не хватает в наше время.

Автор: Полина Чернышова

Используемые источники:

  • https://otzovik.com/reviews/kniga_sudba_cheloveka-m_a_sholohov/
  • https://www.livelib.ru/book/1001440002/reviews-sudba-cheloveka-mihail-sholohov
  • https://forexdengi.com/threads/155668-otziv-na-rasskaz-sudba-cheloveka-m.sholohov
  • https://bookmix.ru/discussion.phtml
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/otzyv-o-rasskaze-sudba-cheloveka-m-sholohov/

Тема: М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека».

Цели:

Образовательные :познакомить обучающихся с биографией писателя, способствовать формированию обучающихся анализировать художественное произведение, работать с текстом, строить монологическое высказывание.

Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь,развивать навыки выразительного чтения, развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: знакомство с биографией М.А. Шолохова, с историей написания  рассказа  М.А Шолохова « Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.
  2. Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественногопроизведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  3. Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, формировать  чувство патриотизма.
  4. Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: портрет М. Шолохова, видеопрезентация, тексты художественного произведения, карточка для рефлексии.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель:Здравствуйте!  Мы рады видеть друг друга и сотрудничать на уроке, потому что в сотрудничестве и понимании можно творить. А  урок- это и есть наше с вами совместное творчество.

  1. Актуализация знаний

слайд

  1. Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва «Условия задачи»

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

Учитель:Действительно, во все времена человек спрашивал себя: « Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?» Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. Сегодня нам с вами предстоит поговорить о страницах жизни Шолохова и об одном из его рассказов.

 Ребята, как вы думаете, над  каким произведением мы будем сегодня работать?(«Судьба человека»)

 Итак, тема нашего урока… («М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»).слайд

— Давайте вместе сформулируем цели урока. Обратимся к теме нашего урока ( читаю тему). Знакомы ли мы с биографией писателя?(нет)

— Значит, мы должны познакомиться со страницами жизни писателя.

— Мы  выяснили, что сегодня будем работать над рассказом М.А. Шолохова « Судьба человека». Так как работа над рассказом рассчитана на несколько уроков, то сегодня мы более подробно остановимся на изучении одного из эпизодов.

-Как обычно мы работаем с текстом произведения?  (анализ, выразительное чтение)

— Итак, обобщая всё выше сказанное, определим цели урока.слайд

Учитель:О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою»(эпиграф).Эти слова я предлагаю вам в качестве эпиграфа к уроку.

Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов – академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда (слайд).Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».  Шолохов – лауреат Нобелевской премии (1965)Слайд

  1. Этап реализации новых знаний

Учитель: Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

 1)- Ребята получили творческое задание. Тема«Интересные факты из жизни М. Шолохова».Им нужно было найти в дополнительной литературе интересные сведения из биографии Михаила Шолохова. Давайте посмотрим на результаты.

1 биограф. Михаил Александрович Шолохов —  выдающийся писатель и общественный деятель.

Слайд

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

         Мать – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на казачьей земле, был управляющим мельницей.

Слайд

 Перед нами фото из семейного альбома. Родители с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища. Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

          В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Потом зачислен помощником бухгалтера заготконторы.

        В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Несмог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

        Здесь встречается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия».

2 биограф. В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Бухановскую, и женился на Марии Петровне Громославской. Некоторое время они жили в Москве, Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Слайд

Шолоховы прожили вместе 60 супружеских лет, вырастив и воспитав четверых детей, у них много внуков и правнуков.

       В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А. Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих учителей.

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон.    

В 1932 году начинает работать над романом «Поднятая целина».

Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.…  Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать.

3 биограф. В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передает на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».На слайде вы видите, как шведский король Густав Адольф вручает Шолохову Нобелевскую премию. А так выглядит сам диплом.слайд

21 февраля 1984 года Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей – заповедник М.А. Шолохова.

слайд

        Закончить наш рассказ о жизни знаменитого писателя хотелось бы словами Константина Федина, произнесенными в честь 60 –летия Михаила Александровича: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

Учитель: Спасибо! Молодцы, справились с заданием. Мне бы хотелось вам рассказать за что была присуждена Нобелевская премия Шолохову.

Слайд

-«За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа». Тогда М. Шолохов ответил: «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой – то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»

         Учитель:  Да, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

  1. История создания рассказа «Судьба человека».

 Учитель: Один из его рассказов основан на реальных событиях.Вы догадались, о каком рассказе идёт речь?( «Судьба человека»)

Слайд

—   В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. И 1 января 1957 г. в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».

Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.

3) Работа над содержанием рассказа

Учитель: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова —  «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

Мы видим с вами, ребята, что в разные времена  воспринимали этот рассказ по-разному, о нем  спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него нет, потому что проблема этого произведения близка каждому. «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье», — говорил писатель.

слайд

-И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам  воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

-Так вот об  этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

— Кому Шолохов посвятил свой рассказ?

4)Реализация индивидуального задания.

Об этом нам расскажет…

Слайд

Ученик:  Свой рассказ Михаил Шолохов посвятил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Григорьевне Левицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принёс в издательство рукопись «Тихого Дона». Евгения Григорьевна  прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.

5) Беседа по вопросам

Учитель:Ребята, как вы считаете, чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей?

 Как восприняли рассказ вы?

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?( О судьбе героя мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе.)

— А весь ли рассказ ведётся от первого лица? (Нет.В начале и конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

    — Что мы можем сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

Автор пользуется особым композиционным приёмом (кольцевая композиция) – рассказ в рассказе. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.

6) Деление рассказа на основные этапы

Учитель:Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной.В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же  основные этапы судьбы А.Соколова?

 На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова?

Слайд

  • Довоенная жизнь
  • Уход на фронт и прощание с семьёй
  • Плен
  • Гибель семьи
  • Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

7) Довоенная жизнь

– Довоенная жизнь, какая она?

— Как жил до войны наш герой?Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.( «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты обуты, стало быть, всё в порядке.»)

– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

— А почему именно так?

— Да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом.

       —  Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

8)Уход на фронт и прощание с семьёй

— Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

— Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени.Эпический план изображения переходит в драматический)

— Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

— В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»

— Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

9)Плен

-Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? Как Соколов попал в плен?Найдите в тексте этот эпизод.

— Как ведёт себя герой?  (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

-В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа — всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

— Давайте обратимся к сцене в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Солдат- христианин, взводный доктор, Крыжнёв? ( в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные жизненные позиции.)

— Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления  своей жизни чужим герой не приемлет)

-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

-Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

10)Анализ эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Учитель: Как вы думаете, кто такой лагерфюрер?

Слайд

-Давайте обратимся к словарной статье

 Словарная работа

Лагерфюрер – комендант лагеря

— Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

-С какой целью ввёл Шолохов описание плена? (он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели)

—  Какие испытания выпали на долю солдата Соколова в плену?

— За что его вызывают к коменданту лагеря Мюллеру?

— Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идёт по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?( К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять её можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека)

-Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

— Сергей Бондарчук по этому рассказу снял одноименный фильм. Я предлагаю вам просмотреть фрагмент из этого фильма «Поединок Мюллера и Соколова»

— Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода?

11) Отрывок из фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»

Учитель:Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.

— О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

— Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

— Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?(Автор подчёркивает его моральную стойкость)

— Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Вывод:Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

— Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере.Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

— В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

— Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

12)Гибель семьи

Учитель: Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

— Ещё одно испытание – гибель семьи.

— Ребята, найдите в тексте отрывок с описанием гибели семьи героя.

— Что помогло пережить, вынести всё это?  (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

-Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений.

13)Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном

Учитель: всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Но там он встречает чудесного мальчишку Ванюшку и сердце его оживает.

15) Анализ эпизода Встреча Соколова с Ванюшкой

Учитель: почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

 После встречи с мальчишкой, у которого « глазёнки- как звёздочка после дождя», у Соколова « сердце отходит, становится мягче», « на душе стало легко и как-то светло. Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак, Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?

Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев?

— Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы — человек несгибаемой воли)

Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

— Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

16) Смысл названия рассказа

— Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»?   (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова,  Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные «не одному какому – либо социальному слою, но – народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата», а «Судьба человека».)

-Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы.

17. Итоги урока

Учитель:Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом.

    -Чему научил вас сегодняшний урок?

   — Сегодня мы рассмотрели только один из этапов жизни Андрея Соколова. Не менее         важным является и эпизод встречи главного героя и Ванюшки.

  — Этот эпизод и будет вашим домашним заданием

  1. Домашнее задание

Слайд  

анализ эпизода встречи А. Соколова с Ванюшкой,

творческое задание: продолжите одно из предложений:

  1. Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о (….
  2. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)(…
  3. Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в(…
  1.  Рефлексия

 Слайд

Учитель:  Перед вами на столах лежит анкета « Как вы оцениваете свою работу на уроке» ( подчеркните нужное слово)

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

— Зачитайте свои итоги

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 биограф. Михаил Александрович Шолохов —  выдающийся писатель и общественный деятель.

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

         Мать – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на казачьей земле, был управляющим мельницей.

         Перед нами фото из семейного альбома. Родители с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища. Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

          В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Потом зачислен помощником бухгалтера заготконторы.

        В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

        Здесь встречается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия».

2 биограф. В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Бухановскую, и женился на Марии Петровне Громославской. Некоторое время они жили в Москве, Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Шолоховы прожили вместе 60 супружеских лет, вырастив и воспитав четверых детей, у них много внуков и правнуков.

       В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А. Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих учителей.

       В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон.    

         В 1932 году начинает работать над романом «Поднятая целина».

Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.…  Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать.

3 биограф.В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передает на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

21 февраля 1984 года Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей – заповедник М.А. Шолохова.

        Закончить наш рассказ о жизни знаменитого писателя хотелось бы словами Константина Федина, произнесенными в честь 60 – летия Михаила Александровича: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

  Свой рассказ Михаил Шолохов посвятил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Григорьевне Левицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принёс в издательство рукопись «Тихого Дона». Евгения Григорьевна  прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ?

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Рассказ Николая Семёновича известен каждому школьнику. В основе его лежит грустная история любви крепостной актрисы и парикмахера – «тупейного художника».

История создания

Данный рассказ был впервые опубликован в 1883 году во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Рассказ имеет посвящение: «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 г.», (то есть дня отмены крепостного права и субботы «поминовения усопших»), а также подзаголовок – «рассказ на могиле».

В качестве эпиграфа Н. С. Лесковым были выбраны слова погребальной песни «Души их во благих водворяются». Этим приемом автор показывает нам, что произведение посвящено жертвам крепостного права, прошедшим через мучительную судьбу и погибшим от рук тиранов-господ.

Рассказ «Тупейный художник» связан с тяжелой судьбой простого народа в эпоху крепостного права (что подтверждается и в процессе чтения:

Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели.

Прототипами героев произведения – Любови Онисимовны и Николая Каменского — стали реально существовавшие личности – Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и Николай Шереметьев. Также в рассказе фигурирует брат графа – Сергей Каменский (вероятно, прототип внука графа Шереметьева).

Жанр, направление

Произведение представляет собой «рассказ на могиле» и является чем-то вроде поминальной речи по усопшему. Данное произведение может быть причислено к исповедальной и агиографической литературе, о чем говорит, в частности, исследователь Л. И. Вигерина.

Рассказ «Тупейный художник» можно отнести к литературному направлению реализма. История, о «художнике, который «работал над мертвыми» можно счесть вставной мини-новеллой, хотя по сути своей она лишь показывает, как может пострадать человек из-за своего мастерства и только за то, что он выполняет волю своих господ (хотя они и жестоки с теми, кто находится у них в подчинении).

Суть

Повествование в рассказе «Тупейный художник» начинается издалека, с упоминания особой категории «художников», которые достигли величайшего мастерства в самых разных сферах деятельности (в шитье, живописи, чеканке монет и т. д.). На Руси, по утверждению рассказчика, тоже был мастер «в таком же необычайном художественном роде». Умельца звали Аркадий Ильич, и был он парикмахером и гримером («тупейным художником») при графе Каменском. О нем ведет свой рассказ няня повествователя и его брата, Любовь Онисимовна, служившая в молодости крепостной актрисой при том же графе. Вот, о чем говорится в рассказе.

Монолог пожилой женщины представляет собой историю любви между ней самой и «тупейным художником». Это было запретное чувство, так как оба героя были крепостными, и в результате им приходилось всячески скрывать это. Однажды юной талантливой Любви Онисимовне довелось заменять на сцене больную актрису, и граф, зная, что «Люба роль не испортит», велел передать девушке «камариновые серьги», что было знаком особой милости графа по отношению к девушке. Но в этом было мало приятного – таким образом, девушек возводили в «одалиски», то есть наложницы владыки.

Параллельно с этим брат графа Каменского, Сергей Каменский, просит прислать парикмахера побрить его. Однако граф Каменский не сразу соглашается. Убедив брата, что ему нужно остричь пуделя, Сергей Каменский дожидается Аркадия у себя. У него наготове пистолет, заряженный черкесскими пулями, и десять золотых монет на случай выигрыша. Тем не менее, Аркадий не боится погибнуть, так как знает о том, что ждет его любимую. Он не боится дерзить, сказав, что даже если бы граф посмел потянуться за пистолетом, то он бы перерезал бы ему горло бритвой. А далее Аркадий решается на отчаянный поступок. Он решает увезти Любовь Онисимовну в соседнюю деревню, чтобы тайно обвенчаться с ней, а после того отправиться в турецкий Хрущук, куда бежали многие люди от графа Каменского.

К сожалению, побег завершился провалом. Едва успев добраться до дома священника и заплатив за то, чтобы их тайно обвенчали, молодые люди услышали звук дверного кольца, и осознали, что погоня нагнала их. Хотя они и спрятались, поп выдал их местонахождение, в результате чего Аркадия и Любовь Онисимовну рассадили по саням и повезли обратно к графу Каменскому.

В итоге Аркадия стали мучить прямо под комнатой Любови Онисимовны, а когда она попробовала задушиться собственной косой, то упала в обморок, и очнулась уже на скотном дворе. Там ее взяла под свое покровительство тетушка Дросида, у которой Любовь Онисимовна жила три года. Все это время Аркадий воевал на фронте, куда его отправил граф. Но к тому моменту, когда «тупейный художник» вернулся в чине офицера и готовился выкупить Любу из крепостных, случилось несчастье – ночью Аркадия зарезал постоялый дворник. После похорон возлюбленного героиня начинает пить, и впоследствии это превращается в привычку. Могила, на которую она постоянно приводит своих воспитанников, и есть та самая могила «тупейного художника» Аркадия, чья судьба сложилась весьма несчастливо, заодно сделав несчастной и его любимую девушку. Более подробно основные события описаны в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.

  1. Любовь Онисимовна – «художник», как и Аркадий, но только в актерском мастерстве. Это талантливая и красивая девушка, которая могла бы многого добиться в жизни. Судьбы тетушки Дросиды и Любви Онисимовны – схожи (обе пострадали из-за несчастной любви). Жизнь героини чем–то напоминает житие святой. Многое испытав и познав горе, она так и не смогла обрести счастье с любимым, но зато сохранила удивительную красоту, подобную святой: «Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки».
  2. Имя Аркадий в переводе означает «житель страны Аркадии», то есть исторической области Греции, где преобладало скотоводство; в переносном значении переводится как «пастух». Таким образом, получаем отсылку к буколикам, идиллическим произведениям. Имя Любовь означает светлое, искреннее чувство любви. Аркадий жертвует собой ради любимой, а это большая цена за счастье. Ко всему прочему Аркадий – смельчак (не боится смерти от пуль графа Сергея, поскольку жизнь его возлюбленной в опасности, и ему самому не страшно умереть). Быть может, если бы Аркадий и Любовь признались в своей любви графу, все вышло бы иначе, и их бы помиловали? Увы, мы этого не можем знать. Действия Аркадия с точки зрения графа бессмысленны и противозаконны, но с точки зрения фольклорной традиции «умыкания невесты» в краже девушки «тупейным художником» нет ничего предосудительного.
  3. Роль автора также немаловажна, но оценить ее мы можем только после прочтения всего произведения целиком. Повествователь говорит нам, что не всех мастеров в свое время признавали, и особенно не любили тех, кто совершал нечто нечестное (такова история «художника, который «работал над мертвыми»), хотя придание лицу банкира «выражения блаженного собеседования с богом» было совершено без злого умысла, а лишь по приказанию его «осчастливленных наследников». Он страдает от рук народа, так как пошел вразрез с их интересами и не учел, что банкир «обобрал весь город». Мы видим, что, украв Любу, Аркадий также нарушил устоявшийся закон жизни и вышел из подчинения. Его действия можно понять и оправдать, но в то же время очевидно, что, избрав для себя собственное благополучие, он мог тем самым возмутить своих братьев по несчастью, таких же крепостных, которые и хотели бы сбежать, но не могли (вспомним несчастных, посаженных на цепи в подвале вместе с медведями), и поэтому он невольно обрекает себя и свою возлюбленную на страдания.
  4. Графы Николай и Сергей Каменские – представители знати и, соответственно, власти в рассказе. Из роль в произведении далеко не последняя. Оба они жестоки и любят держать людей в страхе (Николай держит крестьян в подвалах, а Сергей пугает их пистолетами, которые явно свидетельствуют о том, что в случае чего граф может вызвать нечаянного обидчика на дуэль).
  5. Тетушка Дросида, вероятно, тоже прожила несчастливую жизнь, раз пристрастилась к «плакону» с водкой. О ней нам мало что известно, она сама не хочет говорить о былом: «Я тебе, девушка, все открою. Будь что будет, если ты меня выскажешь, а я тоже такая, как и ты, и не весь свой век эту пестрядь носила, а тоже другую жизнь видела, но только не дай бог о том вспомнить, а тебе скажу: не сокрушайся, что в ссыл на скотный двор попала, — на ссылу лучше, но только вот этого ужасного плакона берегись…». Она добрая женщина, поскольку старалась как можно дольше уберегать Любовь Онисимовну от злого зелья, поддерживала ее, но как только выяснилось, что Аркадий убит, то после его похорон Дросида позволила девушке «облить уголь».

Темы и проблемы

  • Основная тема данного рассказа — тяжелая участь крепостных до отмены крепостного права. Их жизнь можно сравнить с рабством: за людей их никто не считал.
  • Проблематика основана на безволии русских крестьян, находящихся под властью помещика. Из-за этого возникают проблемы сексуального рабства русской женщины, жестокости вышестоящих лиц по отношению к нижестоящим людям, продажности священников и социальной несправедливости.
  • Также остро стоит тема творчества. Не все и не всегда могут по достоинству оценить талант «художников» своего дела, зато, напротив, очень легко можно осудить, не зная истинного положения вещей (Люба и Аркадий пострадали ни за что). Рассказ не случайно начинается историей о том, как относятся к «художникам» за рубежом и на Руси. Судьба творческих талантливых людей всегда тяжела и несчастна, и мало кто может по достоинству оценить старания таких умельцев, а также их творчество.
  • Еще одна важная тема – это неправильные приоритеты наших предков. Человека во времена Н. С. Лескова ценили не по его качествам, а по его принадлежности к тому или иному сословию, и это совершенно несправедливое отношение.
  • И еще одна не менее значимая тема – любовь. Любовь Онисимовна и Аркадий не могли жить друг без друга, но их побег, а стало быть, бунт против устоявшихся правил, не мог быть не замечен графом и окружающими людьми. Любовь как великое и благородное чувство оправдывает их действия, но, так или иначе, обрекает героев на страдание. Общество не принимает людей, решивших действовать по воле любви, не хочет быть на их стороне. Поэтому идея ограничения твоего личного счастья так остро встает в данном произведении.

Главная мысль

Смысл рассказа «Тупейный художник» — это необходимость равенства в обществе и протест против социальной несправедливости, которая развращает и рабов, и господ. Расслоение общества ведет к деградации всех сословий. Дворяне становятся жестокими, эгоистичными и бессовестными рабовладельцами, невежество и порочность которых негативно отражается на жизни страны. Крестьяне спиваются под гнетом ужасной и безрадостной участи.

Еще одна важная идея текста – даже если ты мастер своего дела, всегда найдутся люди, которые будут тебя использовать и ограничивать твою свободу, разрушая тем самым твое право на счастье. В такой ситуации существует лишь два пути – либо путь смирения, либо бунт. При этом оправдать любое действие, любой даже, казалось бы, неправильный поступок может только искренняя любовь к человеку или делу. Художник, который «работал над мертвыми», работал ради работы, он был мастером своего дела, он прилежно трудился, но в итоге, так как пошел вразрез с представлениями о морали и придал «выражение блаженного собеседования с богом» фальшивому банкиру, то пострадал и стал жертвой народного гнева. Но он любил свое дело, исполнял его с усердием, как и всякий человек, который искренне любит свою работу, так в чем же он виноват?!

Чему учит?

Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.

Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.

Автор: Маргарита Гуськова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Тупейный художник» (Н. С. Лесков)

  • Чему учит рассказ слепая лошадь
  • Чему учит рассказ фантазеры носова для читательского дневника
  • Чему учит рассказ русский характер а толстого
  • Чему учит рассказ потомок джима
  • Чему учит рассказ принц и нищий