Чему учит рассказ слово о полку игореве

Творчество александра ивановича куприна узнать несложно неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров

Творчество Александра Ивановича Куприна узнать несложно — неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров слова. Загадочность, драматичность, интерес к душе живого существа — все это можно найти у Александра Ивановича в сочинениях. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов Куприна под названием “Барбос и Жулька” по плану ниже.

История создания

Впервые рассказ был опубликован в 1897 году в приложениях к газете «Жизнь и искусство». История написания произведения «Барбос и Жулька» тесно связана с биографией писателя. В целом, период 1890-х годов был для писателя временем проб и ошибок: он не только активно занимался литературой, но и странствовал по городам родной страны, работал в разных сферах (от журналистики до стоматологии) — словом, искал свое место в этом мире. 

Повествование ведется от лица неизвестного лирического героя — подростка, так что, можно предположить, что в основу сюжета легли личные впечатления автора, рассказы  друзей или собственные наблюдения.

Жанр, направление

Благодаря маленькому объему текста, наличию всего двух главных героев и одной сюжетной линии, “Барбоса и Жульку” можно отнести к жанру рассказа. 

Направление же ближе реалистическое. Большую роль играют описания собак, благодаря им можно сделать выводы о характере животных, их жизни. Также писатель использует психологизм, наделяет своих персонажей традиционно человеческими качествами (сострадание, умение любить, заботливость). Но, несмотря на кажущуюся необычность, подобное поведение встречается и у братьев наших меньших. Не зря, например, собаку считают символом верности.

Смысл названия

В названии сразу указываются клички центральных героев, поэтому читатели сразу понимают, о ком пойдет речь. Даже не увидев словесные портреты собак, можно вообразить, какие они. 

Барбос — скорее всего, из дворовых, крупный, недобрый. Жулька — домашняя, маленькая, слабенькая. 

Суть: о чем?

Начинается повествование со знакомства с героями: сначала представляют Барбоса, затем, соответственно, Жульку. 

Они живут в разных условиях и являются противоположностями друг друга: Барбос невоспитанный, бойкий, постоянно лезет в драки, не боится красть у людей еду; Жулька же более утонченная, скромная, готова делиться с другими пищей, нежно относится к хозяевам. По странному стечению обстоятельств, между этими двумя собачками “царствует редкое согласие”. Они иногда вместе играют и веселятся.

Жизнь кажется счастливой, пока однажды не происходит трагедия. Во двор забегает бешеный пес, пугая всех вокруг, и даже Барбос не решается прогнать собаку. Тогда внезапно появляется Жулька и изо всех своих сил врезается в животное. Угроза исчезает.

Отважная Жулька не получает травм или укусов, но с тех пор ее здоровье резко ухудшается.

“На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли”

Ее относят в сарай, чтобы там она могла в спокойствии провести свои последние минуты, но Барбос рвется к своей подруге, желая попрощаться. 

“— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.”

Бедная собачка умирает.

Главные герои и их характеристика

Все главные герои (и их характеристика) поместились в одной таблице от Многомудрого Литрекона:

Барбос пес, очень отдаленно похожий на пуделя, но с не ухоженной шерстью. Независимый, решительный, имеет множество шрамов от сражений с другими собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.”Несмотря на это, оказывается очень добрым, чутким и понимающим. Заводит дружбу с Жулькой, практически до конца остается рядом с ней. Так, за его неприглядным внешним видом скрывается сострадающая душа.
Жулька деликатная, немного застенчивая, уступчивая, милая домашняя питомица. Весь вид ее говорит о хрупкости: тонкие ножки, низенький рост, изящные повадки. Но именно она находит в себе достаточно смелости, чтобы противостоять опасности, когда остальные в ужасе не могут сдвинуться с места. Поступок хоть и героический, но он приводит к печальному финалу — не справившись с напряжением, Жулька умирает.

Темы

Автор, делая основными персонажами животных, а не людей, тем не менее, поднимает очень важные и знакомые для каждого темы. Это и дружба, и смелость, и любовь к ближнему, и сочувствие, и способность прийти на помощь тогда, когда это действительно нужно.

  1. Дружба. Собаки были разными, имели неодинаковые условия жизни, но это не помешало им дружить и проявлять взаимовыручку. Противоположности притягиваются.
  2. Смелость. Героизм не зависит от внешнего вида и никак с ним не связан. Жулька была слабой и маленькой, зато отважной и решительной.
  3. Сочувствие. Барбос внешне казался сердитым и драчливым животным, способным только на агрессию. Но душа у него была нежная. Он проявил сочувствие к Жульке и болезненно пережил ее смерть.
  4. Самопожертвование. Жулька понимала, что едва ли одолеет бешеного пса, но он был источником опасности для всех окружающих. И она приняла решение спасти их, рискуя собой. Это настоящий нравственный подвиг и воплощение любви к ближнему.

Проблемы

Через Барбоса и Жульку Куприн показывает, насколько сильно может отличаться облик от внутреннего мира. Маленькая собачка без страха бросается на незнакомую дворнягу, не задумываясь о последствиях. Ею движет желание спасти других. Тогда как, казалось бы, бывалый “воин” не рискует действовать самостоятельно.

“Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал…”.

Проявляется эта двойственность и в отношениях героев. Барбос достаточно жестко относится к прочим обитателям улиц, но при этом искренне заботится о своей подруге.

Вывод можно сделать один: внешность обманчива.

Основная идея

В рассказе содержатся две основные идеи. Первая — не стоит судить о ком-то только по тому, как они выглядят. Внешность иногда бывает крайне обманчива, и только со временем можно понять, что за личность находится перед тобой. Такова главная мысль рассказа «Барбос и Жулька».

Вторая же — животные тоже имеют чувства. Порой люди забывают, что помимо них эмоциями обладают и другие существа. И они также переживают, страдают и радуются. Важно уважать это. Таков смысл рассказа «Барбос и Жулька».

Чему учит? 

Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»? Куприн учит бережному отношению ко всем живым существам. В особенности, к тем, кого сами приручили. Ведь, если они могут испытывать то же самое, что и мы, то как их можно назвать неразумными и бездушными?

Кроме того, на примере трогательных приятельских отношений двух собачек, писатель заставляет задуматься о важности дружбы и взаимопомощи. Мораль книги «Барбос и Жулька» заключается в том, что нужно воспитывать в себе смелость и доброту, чтобы защитить своих близких и все то, что тебе дорого. Столь же важно уметь сочувствовать и сострадать.

Художественные особенности

В тексте не так много прямой речи — все строится на описаниях, поэтому создается ощущение, что лирический герой просто рассказывает какую-то историю из прошлого. В связи с этим прост и понятен язык повествования. Это помогает приблизить действие к читателям.

Используются эпитеты. В основном, для создания образов персонажей и отображения их связи друг с другом: “приземист”, широкогруд”, “буйный”, “бешеная”, “нежная любовь”, “тревожный” и др.

Используется множество глаголов, придающих рассказу динамичность: “лежал”, “скатывался”, “одерживал”, “покатилась”, “бросился” и др.

С помощью этих средств выразительности писатель добивается образности, яркости в рассказе «Барбос и Жулька».

Критика

Современники отзывались о Куприне тепло, подмечали удивительный литературный талант.

“При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант…” — пишет О. Н. Михайлов.

И действительно, хоть автор и стремится к драматизму, в его произведениях есть некая надежда, которая делает рассказы и повести такими светлыми. “Барбос и Жулька” — не исключение, поэтому рассказ до сих пор любят и читают не только дети, но и взрослые.

Автор: Инна Колокольникова

На сегодняшний день у нас есть крайне мало образчиков древнерусской литературы. Единицы литературных творений наших далёких предков смогли дожить наших дней. Большинство из них были навсегда утрачены, они исчезли в исторических катаклизмах, потрясших нашу древнюю родину. В этом плане «Слово о полку Игореве» представляет собой поистине бесценный памятник древнерусской литературы, который проливает свет на особенности культурной жизни той эпохи. Многомудрый Литрекон представляет разбор «Слова».

История создания

История написания «Слова о полку Игореве» весьма туманна. До сих пор доподлинно неизвестно, кто же является автором «Слова». Рукопись слова была обнаружена в конце 18 века обер-прокурором Синода Мусиным-Пушкиным в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Хоть рукопись и сгорела в московском пожаре 1812 года, копии были сохранены. Именно поэтому к обер-прокурору впоследствии появился вопрос об авторстве произведения: зачем он оставил ценнейшую рукопись в занятом французами городе, если дворяне выехали накануне оккупации со всеми наиболее дорогими вещами? Не он ли сам, обладая знаниями церковно-славянского языка, взялся за сочинение этого труда? Есть две версии, по-разному объясняющие создание поэмы «Слово о полку Игореве»:

  1. Мусин-Пушкин сам сочинил произведение, чтобы поддержать мнение о том, что русская цивилизация не менее богата и развита, чем европейская. Тогда общество преклонялось перед западными веяниями, говорило на французском языке и не интересовалось родной культурой. В Синоде этим были недовольны, и обер-прокурор решил «найти» и «потерять» снова рукопись. Так объясняется происхождение «Слова о полку Игореве» такими «скептическими» критиками, как М.Т. Каченовский, О.И. Сенковский, А. Мазон и др. Также некоторые критики называли другие версии авторства, но все они относились ко времени, когда рукопись была найдена. Основной аргумент: несоответствие языка «Слова» и более поздних памятников литературы, например, «Задонщины». Авторская манера первого образца была явно совершеннее того, что появилось после.
  2. Иную версию выдвигали многие критики и писатели, в том числе знаменитый советский филолог Д. Лихачев. Они делали анализ средств выразительности и стиля написания работы, чтобы доказать ее подлинность. По их мнению, автор явно участвовал в походе Игоря и был хорошо знаком с описанными территориями. Кроме того, лингвисты вроде А.А. Зализняка посвятили целые ученые труды тому, чтобы на уровне языка доказать подлинность памятника.

«Слово о полку Игореве» многократно переводилось с древнерусского языка на русский. На данный момент наиболее актуальным считается перевод советского учёного Дмитрия Лихачёва.

В основе сюжета лежит поход сына Святослава – князя Игоря с группой верных ему князей против половцев. Эти события русской истории получили свое отражение в «Слове».

Направление, жанр, размер

Поскольку «Слово» является образчиком древнерусской литературы двенадцатого века, оно не может быть отнесено ни к какому общепринятому литературному направлению. Самое первое из них – классицизм, появилось лишь в начале семнадцатого века. Именно этим обусловлено жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве».

Жанр произведения – эпическая поэма. Повествование охватывает длительный промежуток времени, который включает в себя множество важных событий, в которых участвует великое множество людей. Также «Слово» представляет собой стихотворное произведение большого объёма. Кроме того, к нему применимы средневековые представления о жанре, более того, он даже указан в названии поэмы. Это «Слово» — эпическое произведение среднего объема.

Неоднократно предпринимались попытки точно определить стихотворный размер произведения. Однако все эти попытки были неудачными. Ритм «Слова» постоянно меняется в зависимости от описываемых в тексте событий.

Композиция

В первую очередь стоит отметить обращение автора к своей аудитории в самом начале произведения, в котором он рассказывает о своём намерении отобразить описываемые события максимально правдиво и достоверно.

В остальном же композиция «Слова о полку» достаточно проста. Она делится на вступление, в котором князь Игорь собирает своих соратников в поход, на основную часть, в которой происходят все главные события, и эпилог, в котором создатель подводит итоги произошедшего.

Если делить композицию «Слова о полку Игореве» на части по содержанию, то получится следующая структура:

  1. Авторский зачин.
  2. Завязка: Игорь собирает войско.
  3. Кульминация: битва с половцами.
  4. Стенания автора о междуусобицах на Руси.
  5. Золотое слово Святослава.
  6. Плач Ярославны.
  7. Развязка: Побег Игоря.
  8. Финал: Возвращение Игоря.
  9. Эпилог автора.

Сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве» выражаются в том, что внутри произведения расположены части, являющиеся самостоятельными произведениями. В средневековье Плач и Слово были жанрами литературного творчества. Они на правах автономных, но все же взаимосвязанных частей располагаются в тексте «Слова».

Важную роль произведении играет славянский фольклор, выражающийся в одушевлении окружающей природы.

Суть

Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почёта, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и даже солнечное затмение (знак беды), молодой князь остаётся непоколебимым.

Ожидаемо поход заканчивается разгромом Игоря и его пленением. Сначала он одержал победу, но потом хитрые половцы напали в самый неподходящий момент. Более того, кочевники в ответ на нарушение перемирия атакуют ослабленную и раздробленную Русь, сея смерть и разрушение.

Близкие Игоря очень тяжело переживает эти события. Старый князь Святослав досадует на горячность молодых князей и разобщённое состояние Руси. Жена Игоря – Ярославна — мучается, не зная судьбы своего возлюбленного.

Тем временем пленённый Игорь признаёт все свои ошибки и раскаивается. Он не поддаётся на соблазны половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удаётся. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу.

Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.

Главные герои и их характеристика

Система образов в «Слове о полку Игореве» отражена в таблице:

герои «слова о полку игореве» статус характеристика
игорь молодой новгород-северский князь отважный, но неразумный воин. проходит путь от самоуверенного, тщеславного наглеца до человека, который осознаёт ответственность перед своей страной и народом. этот образ органично вплетается в мифологический контекст. игорь обнаруживает связь с историческими корнями и пользуется поддержкой сил природы. «внук даждьбога» находит тропу домой и радует подданных своим возвращением.

святослав киевский князь мудрый старик. уязвлён раздробленным состоянием руси. его «златое слово» — призыв к древнерусским феодалам отложить свои междоусобные склоки и объединиться против внешнего врага.
ярославна молодая княжна. жена игоря главный женский образ всего произведения. её плач по судьбе игоря символизирует плач всей руси по погибшим дружинникам. она же является основным носителем фольклорных традиций, ведь обращается к языческим силам природы, и они ее слушаются.
боян певец и сказитель мимоходом упоминается во вступлении. воспринимается автором негативно, как любитель приукрасить и исказить реальные исторические события.
рассказчик автор образ настоящего патриота, который, тем не менее, не настолько знатен, чтобы повлиять на исторические события. но это человек, наделенный мудростью, эрудицией и знанием традиций, поэтому он может предугадывать будущее и обозначать мрачные предзнаменования. он явно осуждает игоря и соглашается со святославом, ведь русь, по его мнению, должна объединиться, иначе погибнет.

Темы

Тематика «Слова о полку Игореве» весьма богата и насыщенна.

  • Народный эпос – «Слово о полку Игореве» ставит на первое место судьбу всего русского народа. По мнению автора, настоящий князь должен прежде всего думать о благе простых людей, а не о себе. Игорь шел за славой, а не за процветанием для Руси.
  • Патриотизм – Автор осуждает человеческий эгоизм. Каждый, кто считает себя достойным человеком, должен думать о благе своей родины. Так, отражением темы является князь Святослав, который призывает князей объединиться.
  • Тема природы – Природа является полноценным действующем лицом в повествовании. Солнечное затмение предостерегает Игоря от его затеи. Вокруг дружины Игоря тревожно шумят деревья и воют звери. Когда же молодой князь сбегает из плена, природа затихает, помогая ему спастись. Это отражение фольклорных традиций, в которых языческие силы окружающего мира человек ставил очень высоко.
  • Родина – По мнению автора, отчизна — самое важное, что есть у человека. Тема родины-матери раскрывается в образе Ярославны, которая плачет и пытается вызволить своего мужа. Русь всегда ассоциировалась с женщиной, а князь — это ее защитник.
  • Русь – Автор вырисовывает очень противоречивый образ Древней Руси. С одной стороны, эта земля населена отважными, добрыми и преданными людьми. С другой же, она ослаблена междоусобицами и уязвима перед внешним врагом.
  • Родная земля – Внутри каждого хорошего человека живёт любовь в родной земле. Разлука с Родиной — самое жестокое наказание, возвращение на неё -великая радость, что и продемонстрировал нам Игорь.
  • Любовь и верность – Любовь к близкому человеку и верность Родине представлены как величайшие человеческие добродетели. Именно они и спасли героев: любовь Ярославны и преданность Руси помогли Игорю бежать.
  • Героизм и смелость – Автор показывает, что зачастую бездумная смелость приводит лишь к бедам и несчастьям. В то время, как настоящим героем является только тот человек, который способен думать не только о себе, но и о благе большинства.
  • Единство – Автор показывает всю пагубность политической раздробленности Древней Руси. Именно из-за междоусобиц и эгоизма князей Русь подвергается чудовищному разорению. Это и есть основная тема произведения «Слово о полку Игореве».

Проблемы

Проблематика «Слова о полку Игореве» не менее интересна.

  • Тщеславие – Именно тщеславие двигало князем Игорем в начале повествования, именно оно в итоге едва не погубило и его, и всю Русь.
  • Разобщённость – «Слово о полку Игореве» в какой-то степени можно считать политическим манифестом того времени. Ведь оно содержит открытый призыв к объединению княжеств против внешних угроз.
  • Эгоизм — Игорь, как и многие князья, думает лишь о себе и своей славе, а судьба дружины его не беспокоит. Это осуждается автором.
  • Но основная проблема произведения — жадность и властолюбие князей. Автор подробно описывает хронику тех лет: брат идет на брата, лишь бы присвоить лишнюю деревню. Это и является погибелью Руси, ведь сами русские друг для друга хуже, чем внешние враги.

Основная идея

«Слово о полку Игореве» позволяет нам понять контекст времени, в которое была написана эта поэма. Раздробленная Русь с трудом противостояла натиску степных народов с Востока.

Автор предостерегает князей, предсказывает, что, если военная аристократия не попытается найти компромисс и не создаст надёжного военного союза, она будет неизбежно сметена натиском кочевников. Характерно, что спустя век именно так и случилось.

Таким образом, главная мысль произведения заключается в призыве к единению, а идейный смысл текста — в подробном историческом доказательстве этой необходимости. 

Идейно-тематический комплекс «Слова о полку Игореве» дублирует многие средневековые эпосы, где в центре повествования был сильный и смелый герой, который учится на своих ошибках и спасает родину. Однако памятник древнерусской литературы отличается от них колоритом, фольклорными нововведениями и главной идеей.

Чему учит?

Это произведение учит нас во время принятия решений руководствоваться не собственной выгодой, а потребностями большинства. «Слово» показывает нам, что такое настоящий патриотизм. Оно осуждает эгоизм, глупость и подлость, и превозносит сострадательность, ум и честность.

Нравственные ценности, заложенные в произведении, направлены на все слои общества, ведь и князь, и его дружинник должны одинаково сильно любить отечество и одинаково смело защищать его интересы.

Мораль «Слова о полку Игореве» может быть выражена в «Золотом слове Святослава»:

Не с честию вы победили,
С нечестием пролили кровь неверную!
Ваше храброе сердце в жестоком булате заковано
И в буйстве закалено!

Таким образом, смелость не должна выражаться в жестокости. Бесчестно проливать кровь ради славы. Отвагу нужно беречь для защиты, а не для нападения. Таковы выводы Святослава и рассказчика из этой истории.

Критика

С самого своего обнаружения «Слово о полку Игореве» вызывало бурный интерес, как со стороны историков, так и со стороны литераторов.

«Слово о полку Игореве»,– писал поэт П. Антокольский, – представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее. Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства… Из памятника старины оно преврашается в живое достояние созидательной культуры»

Великий поэт А. С. Пушкин, всегда симпатизирующий образам Древней Руси, настолько проникся эти произведением, что даже намеревался сделать свой собственный перевод этой поэмы.

Реминисценции из «Слова» широко использовали А. С. Пушкин, М. Ю . Лермонтов, Н. В. Гоголь. Древнерусскую поэму Пушкин помнил от начала и до конца наизусть.

Виссарион Белинский видел в «Слове» образец русской культуры, ещё не осквернённой монголо-татарским игом. Он подчеркнул особую значимость книги для культуры. Наиболее высоко критик оценил Плач Ярославны, отметив поэтичность и искренность этой главы.

Критики не раз комментировали роль автора в «Слове о полку Игореве»:

«Автор поэмы, – писал П. Павленко, – воин, политик и поэт, образ живой и близкий нам». Политический, гражданский пафос в «Слове о полку Игореве» органически слит с его художественным пафосом, что и делает это произведение бессмертным, позволяет ему постоянно «сохранять характер современности», как отмечал знаменитый польский поэт Адам Мицкевич.

Классические сочинения А. П. Чехова остаются популярны и любимы по сей день. Исследуя человеческую душу, автор раскрывает все ее тайны, тревожит самые скрытые ее уголки. Его сюжеты хоть и кажутся обычными, все же имеют непредсказуемое развитие, а герои кажутся близкими, реальными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать рассказ «Скрипка Ротшильда» по предложенному ниже плану.

История создания

«Скрипка Ротшильда» входит в число 42 произведений, созданных Чеховым во время пребывания в поместье Мелихово. Относится к позднему периоду литературного творчества автора, так как написана в 1893-1894 годах. Печатается впервые в одном из выпусков журнала «Русские ведомости», но особой популярности ни среди читателей, ни среди критиков не находит. Тем не менее, впоследствии деятели искусства высоко оценили авторскую задумку и ее прекрасную реализацию. Так, Корней Чуковский в отдельной книге, посвященной писателю, утверждает следующее:

«В ней сконцентрированы – и притом в самом сильном своем воплощении – все основные черты мировоззрения Чехова и главные особенности его мастерства…» (1967 год)

А Многомудрый Литрекон продолжает анализ рассказа «Скрипка Ротшильда» по плану и переходит к жанровым особенностям произведения.

Жанр, направление

Произведение «Скрипка Ротшильда» относится к жанру рассказа. Об этом можно судить по небольшому размеру текста, наличию одного центрального героя и, соответственно, одной сюжетной линии. Второстепенные персонажи, в первую очередь, раскрывают характер основного действующего лица, а не развиваются самостоятельно.

Литературное направление, в котором работал автор – реализм. Ситуации вполне бытовые, повседневные; личности, попадающие в них – типичные. Особое место отведено психологизму, достоверности при описании. Кроме того, отображаются важные общественные проблемы.

Смысл названия

Поначалу читатель может не понять, почему именно такое название дано рассказу «Скрипка Ротшильда», так как главным героем является совершенно другой человек.

Ротшильд – флейтист из оркестра, в котором иногда выступает Яков. Между мужчинами существует некоторая неприязнь из-за беспричинных придирок Иванова, на которые еврей очень обижается. 

«Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке» — произносит он. 

В связи с этим, заголовок вызывает недоумение, а истинная задумка раскрывается лишь к финалу. 

Подавленный произошедшими несчастиями, Яков отдает свой музыкальный инструмент именно этому персонажу, и тот вскоре становится известен печальной песней, которая вызывает у слушателей слезы. Мелодию же эту изначально играл Яков в момент эмоционального потрясения, а Ротшильд лишь находился рядом. И он решил таким образом сохранить память о трагической судьбе знакомого.

Суть: о чем рассказ?

В небольшом населенном пункте проживает гробовщик Яков Иванов со своей женой Марфой. Дом у них старый, чувства между ними давно угасли, но уж слишком привыкли они друг к другу, чтобы расставаться.

Помимо работы, Яков увлекается музыкой – иногда его зовут выступать в коллективе. Там же играет еврей Ротшильд, отношения с которым не ладятся.

Радуется Иванов редко – покоя не дают заботы о материальном благополучии, так как вместо прибыли у него одни убытки. Городок мал, люди умирали редко. А тут серьезно заболевает супруга, и шансов поправиться у нее почти нет, что подтверждается заключением местного доктора. Он даже не потратил времени на лечение, несмотря на уговоры Якова. Однако умирала Марфа со счастливым выражением на лице, что сильно смутило Якова.

Но даже в эти часы Яков думает не о том, как проститься, а о том, сколько денег придется потратить на похороны, и на чем можно получить выгоду. По-настоящему он осознает свою потерю только тогда, когда возвращается с кладбища, и впервые серьезно задумывается над тем, а правильно ли он распорядился своей жизнью? Сожалеет и о том, что не подарил Марфе достаточно любви.

Вдруг появляется Ротшильд с вестью о том, что Иванова зовут в гости, но тот его прогоняет. Весь вечер и всю ночь его не оставляют печальные воспоминания. Наутро решает сходить в больницу. Вернувшись затем домой, герой берется за скрипку, чтобы выплеснуть скопившуюся в душе боль. Тут снова появляется еврей, но на этот раз ему разрешают остаться.

Вскоре от тоски умирает и Яков, а музыкальный инструмент свой завещает Ротшильду. С тех пор Ротшильд исполняет мелодии только на нем, пытаясь повторить то, что сочинил его знакомый тем траурным утром. И жалобные песни эти очень нравятся публике.

Главные герои и их характеристика

Яков Иванов – семидесятилетний житель маленького городка, который изготавливает гробы на заказ. В своей профессии достиг определенных высот. Иногда играет на скрипке в составе оркестра. Очень бережлив, так как дело не приносит особого дохода: доходит до того, что ему приходится экономить на похоронах жены. Имеет прозвище Бронза, но его происхождение не раскрывается. Герой резко переосмысляет все свои поступки после смерти Марфы, и приходит к выводу, что жизнь его прошла напрасно.

Марфа — жена Иванова. Она всю жизнь была грустна и робка. Ее выражение лица стало счастливым только накануне смерти. Бедность, бесперспективность и скука сильно подорвали психологическое состояние женщины. Ее очень тяготило осознание, что Бог не дал им детей. Все пятьдесят лет брака Марфа заботились о муже, но в ответ получала лишь равнодушие.

Ротшильд — любезный и общительный человек, которого все окружающие дискредитируют из-за его еврейского происхождения. У него было бледное и «жалкое» лицо. Ему грубят, его дразнят, а он сильно обижается. Только Иванов перед смертью осознал, что без всякой пользы и надобности испугал и отогнал этого человека, который в сущности относился к нему по-доброму. Из-за вечной травли герой вечно боится нападения и грубого слова. Но он наделен даром сострадания, поэтому он смог посочувствовать Иванову в минуты скорби. После смерти Иванова к Ротшильд приходит успех: песня покойного пользуется спросом.

Темы

Темы, затрагиваемые автором в рассказе «Скрипка Ротшильда», напрямую связаны с личностью и ее самоощущением в мире. Это и переоценка мировоззрения, и межличностные отношения, и вина, которую испытывает человек за то, что не успел сделать или сказать до того, как стало слишком поздно; а также вопрос о смысле существования в целом.

  1. Тема поиска своего места в мире. Герой на склоне лет осознал, что так и не нашел своего места в мире. Его мучают мысли о том, что он мог многое сделать в жизни, но не сделал, потому что вел себя неправильно. Это раскаяние пришло слишком поздно: Иванов умирает в отчаянии, так и не реализовав свои мечты.
  2. Тема семьи. Яков понимает, что совершенно напрасно был равнодушен к семье. Жена всегда заботилась о нем, не упрекала, покорно терпела его пьяные выходки и поздние приходы домой. А он лишь обижал жену или не замечал ее вовсе. Поэтому Марфа умирала с выражением счастья на лице, не без сожалений покидая бедную избу и жадного мужа.
  3. Тема сострадания и милосердия. Ротшильда многие обижали и даже били за его происхождение, а ведь он был неплохим человеком. Но несмотря на такое обращение окружения, он научился сочувствовать людям и относиться к ним без ответной злобы. Поэтому ему удалось уловить и сыграть мелодию отчаяния Иванова, которая впоследствии принесла ему успех.
  4. Тема искусства. Только игра на скрипке давала Якову силы для того, чтобы терпеть невыносимые условия жизни. В горе его утешала музыка. Он даже клал скрипку с собой в постель, чтобы утешиться во время ночных бдений. Только творчество питало бедняка на протяжении всей жизни.
  5. Тема экологии. Авто вскользь упоминает о том, что вокруг города рубят лес, и совсем неясно, зачем. Он считает это бессмысленным и вредным явлением, которое только ухудшает атмосферу в городах и селах.

Чего-то недостает? Многомудрый Литрекон дополнит тематику рассказа «Скрипка Ротшильда», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.

Проблемы

Проблематика рассказа «Скрипка Ротшильда» представлена в списке:

  1. Одна из проблем, поднимаемых писателем, – это черствость души. Сперва главный герой предстает перед нами скупым и злобным – заботы о количестве денег затмевают для него все остальное, потому что для выживания приходится сильно экономить. Также Якова можно назвать озлобленным: практически ни за что он ненавидит Ротшильда и унижает свою жену. Чтобы измениться, ему потребовался сильный толчок в виде личной трагедии. 
  2. Также раскрывается проблема упущенных возможностей. За плечами у героя почти 70 лет, но большая их часть потрачена впустую. Вспоминая, он осознает, что так и не насладился ничем сполна, не занимался тем, чем действительно хотелось. Размышляет он и над тем, что люди настолько увлечены соперничеством, что совсем не замечают прекрасного. «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?» – таким вопросом он задается.
  3. Проблема равнодушия. Увы, Яков был безразличен к жене, которая любила его. Он мог бы сделать ее счастливой, но все его время занимали заботы о деньгах. Поэтому герой встретил смерть с разочарованием и раскаянием, ведь был равнодушен к самой жизни и не смог достичь счастья из-за этого.
  4. Проблема жестокости. В городе царит мрачная атмосфера упадка и взаимной неприязни. Даже дети оскорбляют и гоняют еврея просто потому, что он еврей. Они же оскорбляют Якова за спиной. И сам Яков лишь злится и выражает агрессию. Даже местный врач безразличен к пациентам, говоря: «Пожила и будет!». Врач даже отказывается лечить больную, потому что, по его мнению, она старая, а значит, и так умрет.

Основная идея

Через образ главного героя передается главная мысль рассказа «Скрипка Ротшильда» о том, что, увлекшись повседневными заботами, человек может совершенно забыть об окружающем его мире. И в то мгновение, когда, наконец, очнется, он вдруг поймет, что совсем не помнит хорошего. Будто и не жил вовсе. 

«…но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» — проносится в голове Якова.

Смысл рассказа «Скрипка Ротшильда» заключается в том, что человек не должен зацикливаться на деньгах и прибыли, на материальных ценностях и своих амбициях, иначе он может упустить нечто очень важное в жизни — саму жизнь с ее радостями и красотами. Яков, стремясь заработать больше, не видел ни красивой реки рядом с домом, ни лесов и полей, ни своей преданной жены. Все самое хорошее прошло мимо него. Человек должен сделать все возможное, чтобы не повторить ошибки Якова — вот основная идея рассказа «Скрипка Ротшильда».

Чему учит?

Только потеряв супругу, Яков понимает, что слишком привык к ее постоянному присутствию возле себя. Он жалеет, что недостаточно тепло относился к ней, не говорил ласковых слов. Увидев ошибку, герой раскаивается, но исправить ничего уже не может. Писатель в рассказе «Скрипка Ротшильда» заставляет задуматься о том, что иногда стоит уделять больше внимания тому, кто нас окружает, чтобы затем не горевать об утерянном времени и утраченном навек шансе. 

Чему учит рассказ «Скрипка Ротшильда»? Автор призывает он и к гуманизму, бережному отношению к тем, кто рядом. Ведь куда легче будет жить, если вместо вражды люди будут испытывать друг к другу симпатию. Мы должны помогать друг другу и жить так, чтобы не было стыдно и горько за бесцельно прожитые годы.

Художественные особенности

С помощью речи передается характер персонажей, их эмоции. В связи с этим употребляется множество восклицательных предложений с негативным посылом: «Поговори мне еще!», «Ироды!», «Отстань!», «Прочь с глаз долой!».

Встречается стилизация речи Ротшильда под еврейский акцент: «Господин Шаповалов выдают дочку жа хорошего целовека…». 

Несмотря на это, диалогов в тексте мало, а внимание сосредоточено на внутренних монологах центрального персонажа, в которых и видно его духовное развитие (мысли об убытках, переживания насчет потраченных лет и др.). 

Из художественных средств выразительности можно выделить эпитеты, относящиеся к описанию внешности героев: «длинная, тощая спина», «рыжий тощий жид», «белокурые волосики». Это помогает читателю представить образы более точно и ярко.

Краткое содержание книги «История России в рассказах для детей» для читательского дневника в 6 предложений

Родина — мать, умей за неё постоять.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Пример героев зовёт на подвиг.

Русский молодец — басурманам конец.

Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Читать краткое содержание, пересказ книги «История России в рассказах для детей» по главам:

Древнерусское государство 6-12 века.

В те далёкие времена не было городов, а были лишь болота и непроходимые леса. В них жили гордые и смелые люди, дорожащие своим словом. Их называли Славяне.

Чтобы избежать ссор, славяне пригласили править собой варягов.

Князь Рюрик правил в Новгороде, а его сын Игорь уже в Киеве. Киев был захвачен и сделан столицей Олегом, прозванным Вещим. Он правил как опекун Игоря.

Игорь много воевал, но был убит древлянами. За смерть мужа отомстила Ольга. Эта княгиня первой приняла христианство.

Святополк не разделял веру матери и был убит. А вот Владимир, начав как язычник, стал христианином и крестил Русь.

После смерти Владимира много раз случались ссоры и войны между князьями, делившими власть. Объединить Русь пытались Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Но после их смертей ссоры продолжались. 

Русь удельно-вечевая 12-13 века.

В это время была основана Москва, тогда мелкий и невзрачный городишко. Но столицей в разные годы побывали Киев, Суздаль и Владимир.

Прославились в это время князья Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский. Первый правил в Суздале, второй — во Владимире-Залесском.

В это же время случился и знаменитый поход против половцев Игоря, князя Новгород-Северского, про который рассказывает «Слово о полку Игореве».

А на северо-западе создавался Ливонский орден меченосцев, немецких рыцарей, покоривших латышей и чудь.

Русь покорённая. 13-14 века.

В 1223 году у границ Руси появились татары. Они разбили половцев и русские князья решили выступить им навстречу. У реки Калка произошла битва, в которой русские рати потерпели сокрушительное поражение.

В 1237 году на Русь вторглись орды Батыя. Первой пала Рязань. Там прославил себя Евпатий Коловрат. Потом Батый сжёг Москву, Владимир и другие русские города. Батый рвался к Новгороду, но его силы сковал Козельск, пятьдесят дней сопротивлявшийся татарам. После его разрушения Батый вернулся в степь.

На следующий год Батый взял Киев и отправился в Европу. Русские князья покорились Батыю.

Только Новгород оставался свободным. Но его ждала другая беда. По Неве пришли шведы, а с запада — рыцари. И тех и других разгромил великий полководец князь Александр Невский.

После смерти Александра Невского Русь ждали тяжёлые времена — мор, засуха, голод. Князья ездили за ярлыками к татарам.

В это время начало усиливаться Московское княжество. Некоторое время оно соперничало с Тверью, но заручившись помощью татар, победило соперников.

Прославился князь московский Иван Калита, при котором Москва стала столицей Руси. При нём был построен дубовый Кремль.

Но в 1352 году случилась эпидемия чумы, уничтожавшая целые селенья.

От Куликова поля до реки Угры. 14-15 века.

Когда великим князем стал Дмитрий Иванович, он решил положить конец зависимости Руси от татар. Татарские ханы дрались между собой и момент был благоприятным.

В 1380 году он разгромил войска хана Мамая и получил прозвище Донского.

Но через два года Москва снова оказалась в руках татар, которых возглавил хан Тохтамыш. Город был разорён, погибло более 24 тысяч жителей.

Едва справившись с последствиями нашествия, Дмитрию Донскому пришлось усмирять Новгород.

Много славных дел было совершено в годы его правления: появились серебряные монеты — деньги, была крещена Литва и Пермь, появилось на Руси огнестрельное оружие.

После смерти Дмитрия правил его сын Василий и много бедствий происходило в те годы. Враги грозили Руси со всех сторон. В конце правления мятежные бояре под руководством Шемяки ослепили Василия. Так появилось выражение Шемякин суд.

После Василия правил Иван 3, усмиривший Новгород и женившийся на Софье Палеолог, византийской принцессе.

При Иване 3 завершилось освобождение Руси от татар. Русские войска и татарские рати простояли три дня на Угре, но в битву не вступили. После чего татары бежали.

Московская Русь 15-16 века.

После смерти Ивана 3 князем стал Василий 3, а другой сын Ивана Дмитрий был заключён в темницу. Василий начал правление с покорения вольного Пскова. Двадцать семь лет правил Василий, занимаясь государственными делами.

После его смети регентшей стала его жена Елена Глинская, жестокая и своевольная княжна.

Но вскоре на трон вступил Иван 4. 

Царство Грозного царя и последние Рюриковичи. Конец 15 века.

В 17 лет Иван Грозный короновался, став первым русским царём. Первое время всё в стране было отдано Глинским, но их бесчинства вызвали небывалый гнев народа. Иван Грозный отказался от поддержки Глинских, а потом и сам обратился к вере, как основе государства.

Вскоре он задумался о покорении Казани, для чего поставил крепость Свияжск.

Южные границы страны стали охранять казаки, присягнувшие на службу Руси, но сами выбиравшие себе атаманов.

Вскоре Казань была взята и Иван Грозный обратил свой взор на Астрахань, а потом и на Ливонский орден, вернув Руси много потерянных ранее земель.

Но с кончиной царевны Анастасии нрав Ивана Грозного переменился. Он основал опричнину, которая чинила террор и несправедливость.

При Грозном Ермак покорил Сибирь, но сам погиб при этом.

А после смерти Грозного править стал его сын Фёдор, человек слабый. При нём в силу вошёл Борис Годунов. Его обвиняли в убийстве царевича Дмитрия, ещё одного сына Ивана Грозного.

Смутное время. Начало 17 века.

После смерти Фёдора царём стал Борис Годунов. В его правление случилось несколько неурожаев и крестьянских восстаний. А вскоре появился и первый самозванец, Григорий Отрепьев, объявивший себя царевичем Дмитрием. Поляки поддержали Отрепьева и посадили его на Московский трон. Борис Годунов был убит.

Однако Лжедмитрий 1 был очень скоро убит заговорщиками. Царём был назван Василий Шуйский.

Но появился Лжедмитрий 2 и поляки вновь захватили Москву.

В это время на спасение Отечества поднялся народ. Его вождями стали князь Пожарский и мещанин Козьма Минин.

Народное ополчение освободило Москву и изгнало поляков. А вскоре был избран новый царь. Им стал Михаил Романов.

Россия в годы правления первых Романовых. 17 век.

Начало царствования Михаила было тяжёлым. Последствия Смутного времени долго давали о себе знать. Было заключено несколько невыгодных для России мирных договоров. Однако военные неудачи на западе компенсировались успехами на востоке. Русские казаки добрались уже до Камчатки и присоединили этот край к России.

А в 1654 году к России присоединилась и Малороссия. Большую роль в этом сыграл гетман Богдан Хмельницкий. Произошло это уже во время царствования сына Михаила Алексея Михайловича.

В 1672 году случилось ещё одно важное для страны событие — родился царевич Пётр.

После смерти Алексея царём стал его сын Фёдор, больной и слабый. Он правил недолго и умер в 1682 году в возрасте 21 года.

Россия накануне перемен.

Стать царицей мечтала старшая сестра Петра, Софья. Она заручилась поддержкой стрельцов, которые в результате бунта возвели Софью на трон.

Пётр вынужден был жить в Преображенском дворце, где создал два потешных полка, ставших позднее основой его гвардии. Он очень скоро вошёл в силу и низвергнул Софью, отправив её в монахини. С этого времени начались военные победы Петра.

Вскоре у Турции был отнят Азов, давший России выход к Чёрному морю. Но Пётр мечтал о море Балтийском.

Он посетил многие страны Европы, изучая различные науки. А вернувшись победил шведов и велел отмечать новый год с 1 января.

Россия во времена реформ Петра.

В 1703 году в устье Невы Пётр основал Санкт-Петербург, который сделал новой столицей России. Шведам это не понравилась и началась новая война. Её исход решился на полях Полтавы, где армия Петра разбила наголову армию шведского короля Карла 12.

Потом последовал мир с Турцией и Швецией.

Пётр стал императором и совершил много великих дел, совершенно изменив образ России.

Его кончину с горестью оплакивал весь народ.

Рисунки и иллюстрации к книге «История России в рассказах для детей»

1

Сочинение на тему “Слово о полку Игореве”

В “Слове о полку Игореве” известный князь Игорь, до сих пор любимый герой, в маленьком историческом городке Новгороде-Северском, его портреты без претензий на историческую достоверность украшают местный краеведческий музей.

Честолюбивый и очень храбрый сын князя Святослава, как и многие другие князья в то время, мечтал о славе на поле боя и громких подвигах на благо родины. Князь Игорь был красноречивым оратором, он смог убедить не только брата прийти к нему на помощь и вместе выступить против многочисленного войско половцев во главе с ханом Кончаком, но он также смог убедить своих воинов пойти против дурного предзнаменования – затмение солнца.

Игоря считают храбрым до безрассудства. Молодость, отсутствие должного опыта помешали князю Игорю правильно оценить свои силы. Князь Игорь храбро сражался вместе со своими воинами, но войско его было не таким огромным как половецкое. Междоусобицы раздирали Русь у Игорь и не было хорошо подготовленных военных союзников кроме брата его Всеволода. Гибель брата и потери верных и отважных, как и он сам воинов были тяжелым ударом для князя Игоря. Он потерял в бою брата, князь и сам попал в плен, но это страшное испытание он преодолел. Игорь смог бежать из плена с помощью слуги. Несомненно, это свидетельствует о непреклонной воле и силе духа князя Игоря.

Любовь к жизни, свободе и родине несмотря на трагическую стратегическую ошибку характеризуют князя как настоящего доблестного воина, пусть и не самого мудрого правителя, но именно князь Игорь стал героем исторического литературного произведения, в ценности которого не приходится сомневаться. На первом месте для любого правителя должны быть не личные амбиции и поиски славы для себя, но интересы и независимость, и процветание государства.

Вариант №2. Образ и характеристика княгини Ярославны
в «Слове о полку Игореве».

Князь Игорь был женат на Ярославне, в «Слове о полку Игореве» есть отдельная глава, посвященная ей и называется она «Плач Ярославны» Начинается она в третьей части и представляет собой песню. В ней говорится о том, что такое быть матерью и женой, как тяжело, когда рядом нет близких людей, например, мужа, брата которые не вернулись с поля боя.

Война принесла много бед каждой семье, она не пощадила никого, ее последствия сказались на каждом проживающем в княжестве Игоря. Ярославна – собирательный образ русских женщин, которые потеряли родных и близких во время битвы. Она – олицетворение их плача и скорби. Ярославна обращается к силам природы, она не сдается и не отчаивается, она готова на все, чтобы вернуть тех, кто ей дорог, но не знает, как осуществить задуманное вера в то что она увидит самых дорогих людей еще жива.
Именно ей уготована роль самопожертвования. Она способна искренне любить. Ярославна ждет своего мужа не зная даже, жив он или нет,
верит в его возвращение, а также её не покидает надежда на то, что даже в самых сложных жизненных ситуациях обязательно есть выход. Её сравнивают с птицами, чаще всего с кукушкой, символом одиночества.

Через ее образ показаны страдания женщин и самой земли русской, которая скорбит о своих сынах ушедших и не вернувшихся, она взывает к силам природы, к ветру, солнцу, спрашивает у них совета, ищет у них поддержку, хочет выяснить что случилось с ее мужем, есть ли выход из сложившейся ситуации, даже думая, что Игорь может быть мертв, она продолжает верить в обратное и надеется всей душой, что он обязательно вернется. Мысленно она пытается восстановить с ним связь, чтобы передать ему свои мысли, чувства и переживания.

Вариант №3. Образ природы в «Слове о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» произведение, в котором акцент делается на окружающий героев мир, а именно на природу. Она выступает не в роли какой-то декорации, она является действующим лицом произведения.

Например, солнечное затмение, которое увидел князь, символизирует то, что задуманное им мероприятие не осуществится.
Игорь Святославич не обратил на этот знак никакого внимания и это привело к его поражению в битве с половцами. Другой пример, во время побега Игоря дятлы указывают ему правильный путь, а зеленая трава прячет его от врагов. Природы отражает настроение автора и его отношение к происходящим событиям в произведении. Так трава печалится вместе с Игорем во время его неудачи или нагнетаются тучи во время набега половцев. Грядущее бури также являются примером настроения автора и это также отражается на героях и дальнейших событиях.

Плач Ярославны – это особый эпизод, в котором супруга князя обращается к высшим силам: к ветру и солнцу, а также к Днепру.
Она просит их о помощи и защите, тем самым возвращаясь к своим истокам. Также в произведении много сравнений животными и птицами, такими как кукушка, сокол, ворон и другими, но в основном это сравнение касается птиц. Таким образом, с природой в «Слове о полку Игореве» тесно связан каждый из персонажей, она играет ключевую роль в этом произведении.
Основное значение и смысл, который хочет донести автор своему читателю, это то что человек и природа – это одно целое.

Сочинение по произведению Слову о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» считается первым литературным русским произведением. Произведение окружено тайнами и загадками. Его автор неизвестен, но есть несколько теорий.

Вероятнее всего произведение было создано монахом, так как события описываемые в слове, происходили в 1185-1188 годах. В это время грамотой владели лишь священнослужители. Однако, оригинальной рукописи произведения не сохранилось. Человечество владеет лишь копиями, созданными Мусиным-Пушкиным в XVIII веке. По преданию, этот дворянин нашел рукопись, но позднее она была уничтожена при пожаре. Это позволяет выдвинуть теорию о том, что Мусиным-Пушкин — автор слова.

В произведении описаны события похода князя Игоря против половцев в XII веке. Образ князя негативно оценивается автором. Он предстает горделивым, эгоистичным, тщеславным человеком. Игорь твердо стоит на своем мнении, не прислушивается ни к чему. В поход он отправился лишь для того, чтобы доказать свою смелость, доблесть и решительность.

Поход заканчивается неудачно. Князь попадает в плен. Этим моментом автор подчеркивает, что нельзя идти в поход лишь для того, чтобы показать себя во всей красе. Воевать надо лишь для того, чтобы освободить свое Отечество от захватчиков.

В XII Русь была раздроблена. Автор в образе Святослава призывает всех князей к объединению своих сил. Святослав читает речь о том, что нельзя добиться одной большой цели одному. Только единое государство может противостоять захватчикам. Эти слова актуальны и сегодня. В единстве сила — такую мысль пытается донести автор до читателя.

Ярославна, жена Игоря, тяжело переживает разлуку с мужем. В ее образе сосредоточены чувства, которые испытывают жены и матери, чьи мужья и сыновья воюют на чужбине. Ярославна обращается к природе и просит прощение у богов за супруга. Ей хочется побыстрее увидеться с ним. Жена просит, чтобы он пришел к ней целым и невредимым.

«Слово о полку Игореве» признано не только оставить память о походе Игоря, но и вывести из прошлого уроки, которые необходимо усвоить будущим поколениям: нельзя разъединяться перед лицом опасности, нужно быть верной женой и ждать супруга.

По произведению Слову о полку Игореве

Популярные сочинения

Несмотря на то, что многие люди убедительно доказывают, что ясная погода в летний день гораздо лучше, чем прохладный день, например, осенней порой, мне это не понятно.

Пискарев является одним из центральных персонажей в произведении. Он является молодым и застенчивым мастером художественных дел, который живет в Петербурге. Как и типичный представитель

Пасха – это религиозный праздник. Этот праздник считается самым важным в христианстве. День, когда Иисус Христов воскрес из мёртвых, поэтому люди, встречаясь друг с другом в это воскресенье, говорят: «Христос воскресе!»

Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.

В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.slovo o polku igoreve 19

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. «Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как «сведоми къмети», воины-богатыри черниговцы «бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу». В «Слове о полку Игореве» описаны страдания простого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин:

«Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

«Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.»

Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.slovo o polku igoreve 05

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу. Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев (смотри сочинение «Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»). И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О река. Немало в тебе величья!». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением.Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

3 Комментарии

Основная идея «Слово о полку Игореве» — единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения. . Механика построения отношений

сpacibo sa xorosoe sohinenie isBinite hto angliiskimi bykBami a prosto inostranec

  • Чему учит рассказ серебряное копытце
  • Чему учит рассказ сигнал гаршина
  • Чему учит рассказ специалист аверченко
  • Чему учит рассказ соня татьяны толстой
  • Чему учит рассказ срезал шукшина