Чему учит рассказ слепая лошадь

Инфоурок дошкольное образование презентациипрезентация интегрированного занятия по теме: чтение рассказа слепая лошадь описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Дошкольное образование
ПрезентацииПрезентация интегрированного занятия по теме: «Чтение рассказа «Слепая лошадь»»

Интегрированное занятие по развитию речи и лепке в подготовительной группе по...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Интегрированное занятие по развитию речи и лепке в подготовительной группе по

    Описание слайда:

    Интегрированное занятие по развитию речи и лепке в подготовительной группе по теме:
    «Чтение сказки К.Д. Ушинского
    «Слепая лошадь»
    Подготовила:
    Селина Е. А.,
    воспитатели
    п. Тазовский
    2020 г.

  • 2 слайд

    Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок, Нету лап, нету рук, а пр

    Описание слайда:

    Есть листок, есть корешок,
    а не куст и не цветок,
    Нету лап, нету рук,
    а приходит в дом как друг.
    На колени к маме ляжет,
    обо всем тебе расскажет.
    Отгадай загадку

  • 3 слайд

    Где живут книги?(На полках)(В библиотеке)(В книжном магазине)

    Описание слайда:

    Где живут книги?
    (На полках)
    (В библиотеке)
    (В книжном
    магазине)

  • 4 слайд

    Перед вами портрет детского писателя К.Д.Ушинского. Посмотри Какие интерес

    Описание слайда:

    Перед вами портрет
    детского писателя
    К.Д.Ушинского. Посмотри
    Какие интересные книги он
    написал для детей.

  • 5 слайд

    Чему учит рассказ слепая лошадь

  • 6 слайд

    Чему учит рассказ слепая лошадь

  • 7 слайд

    Чей там хвост и чья там грива,Словно по ветру летят?Под копытами  игривоИс

    Описание слайда:

    Чей там хвост и чья там грива,
    Словно по ветру летят?
    Под копытами  игриво
    Искры яркие блестят…
    Проскакал – и  тут же скрылся!
    Как сквозь землю провалился!
    Кто же это? Вот загадка…
    Это –  резвая …
    (Лошадь)

  • 8 слайд

    Дидактическая игра «Чье это?». Ребята, вам надо образовать притяжательные пр

    Описание слайда:

    Дидактическая игра «Чье это?». Ребята, вам надо образовать
    притяжательные прилагательные со словом «лошадь».
    Голова (чья?)
    Лошадиная голова
    Морда (чья?)
    Лошадиная морда
    Уши (чьи?)
    Лошадиные уши
    Глаза (чьи?)
    Лошадиные глаза
    Туловище (чье?)
    Лошадиное туловище
    Хвост (чей?)
    Лошадиный хвост
    Копыта (чьи?)
    Лошадиные копыта

  • 9 слайд

    Прослушайте сказку К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

    Описание слайда:

    Прослушайте сказку К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

  • 10 слайд

    Ребята, повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?

    Описание слайда:

    Ребята, повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом
    произведении? А какие?
    Роскошно –
    отличающийся
    роскошью,
    богатством.
    Соболя – мех хищного зверька (соболь).

  • 11 слайд

    Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебря

    Описание слайда:

    Парча — плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
    Рогатина — большая палка с развилиной на конце.

  • 12 слайд

    Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжн

    Описание слайда:

    Узда — часть сбруи — ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного. 
    Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел. 

  • 13 слайд

    Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.Осунувшаяся крыша – так говорят

    Описание слайда:

    Хворать — болеть, хилеть – становиться хилым.
    Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

  • 14 слайд

    Купец – богатый торговец. Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.

    Описание слайда:

    Купец – богатый торговец.
    Единодушно — полное согласие во мнениях, действиях.

  • 15 слайд

    Выполни физкультминуткуКонь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в за

    Описание слайда:

    Выполни физкультминутку
    Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
    Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
    На ветру играет гривой
    Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
    Быстро на седло вскочу,
    Не поеду — полечу, (подскоки на месте)
    Цок — цок — цок,
    Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
    Там за дальнею рекой
    Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

  • 16 слайд

    Ответь на вопросы.О ком эта сказка? Кем был для Уседома Догони – Ветер? Что о

    Описание слайда:

    Ответь на вопросы.
    О ком эта сказка?
    Кем был для Уседома Догони – Ветер?
    Что однажды приключилось с купцом?
    Кто спас Уседома?
    Что обещал хозяин своему коню?
    Сдержал Уседома свое слово?
    Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
    Как почувствовал себя Догони-Ветер?(Одиночество).
    Как вы понимаете слово «одиночество»? (Когда рядом никого нет, когда
    тебе плохо и некому помочь.)
    10. Чем закончилась сказка?
    11. Чему научила нас эта сказка?

  • 17 слайд

    А теперь, ребята, мы предлагаем вам вылепить лошадь.

    Описание слайда:

    А теперь, ребята, мы предлагаем вам вылепить лошадь.

  • 18 слайд

    Рефлексия. С произведением какого автора мы познакомились? Как называется ска

    Описание слайда:

    Рефлексия.

    С произведением какого автора мы познакомились?
    Как называется сказка?
    Чему учит нас эта сказка?

  • 19 слайд

    Спасибо всем за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо всем за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Чему учит рассказ слепая лошадь

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Чему учит рассказ слепая лошадь

  • Сейчас обучается 569 человек из 77 регионов

Чему учит рассказ слепая лошадь

  • Сейчас обучается 2913 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Буклет «игры и упражнения для домашних занятий»

  • Сценарии праздника ко Дню Защитника Отечества. «Нашей Родины сыны»

  • Презентация дидактического пособия для детей раннего дошкольного возраста

  • Доклад на тему реабилитация детей с ОВЗ

  • Доклад на тему план работы с детьми ОВЗ

  • Статья на тему: «Роль игры в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

  • Доклад на тему логопеда.

  • Доклад на тему совет логопеда

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456288 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.

Развивающие:

Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.

Воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям.

Словарная работа.

Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.

Оборудование.

Портрет К. Д. Ушинского, иллюстрации к произведению,презентация.

Методы.

Наглядные, словесные, практические.

Приёмы.

Показ, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.

I.Вводная часть

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и подарим теплоту дружеских рук друг другу.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Мотивационный период:

Педагог показывает детям потрет писателя. Сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним детским писателем. А зовут его Константин Дмитриевич Ушинский.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД 1)

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет писателя К. Д. Ушинского.

— Много лет тому назад в городе Тула, родился Константин Дмитриевич Ушинский. (ПОКАЗ СЛАЙДА 2)

Родители: Отец К. Д. Ушинского Дмитрий Григорьевич Ушинский происходил из обедневших дворян. Много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса.

Мать К. Д. Ушинского Любовь Степановна Ушинская (Капнист) сама руководила первоначальным обучением сына, пробудив в нем любознательность и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания. (ПОКАЗ СЛАЙДА 3)

К.Д.Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей. (ПОКАЗ СЛАЙДА 4)

После окончания гимназии в 1840 г. Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 г., сдал магистерский экзамен и получил степень кандидата юриспруденции.

В 1846 году стал преподавать в Ярославском юридическом лицее. В 1850 г. был вынужден уйти в отставку. Через 1,5 года переезжает в Петербург. (ПОКАЗ СЛАЙДА 5)

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом. (ПОКАЗ СЛАЙДА 6)

Переехал в Санкт-Петербург, устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Стал сотрудничать в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855) (ПОКАЗ СЛАЙДА 7)

В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». (ПОКАЗ СЛАЙДА 8)

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию.

После возвращения в Россию, он прожил не долго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. (ПОКАЗ СЛАЙДА 9)

У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинскому Славу народного учителя. Его произведения помещены в учебные книги. (ПОКАЗ СЛАЙДА 10)

Вот ещё некоторые рассказы К. Д. Ушинского:

  • «Вместе тесно, а врозь скучно»

  • «Гадюка»

  • «История одной яблоньки»

  • «Как рубашка в поле выросла»

  • «Курица и утята»

  • «Проказы старухи-зимы»

  • «Утренние лучи»

  • «Четыре желания»

К. Д. Ушинский писал не только рассказы, но и сказки для детей. Он считал важным не объём сюжета, а наличие в них поучительного «зёрнышка». В своих сказках К. Д. Ушинский всегда учит маленьких читателей добру, честности и любви к животным.

  • «Ветер и солнце»

  • «Слепая лошадь»

  • «Лиса и козёл»

  • «Петух да собака»

  • «Мышки»

  • «Лиса и гуси»

  • «Петушок с семьёй»

  • «Лиса Патрикеевна»

  • «Ворона и рак»

  • «Козлятки и волк»

Помимо рассказов и сказок, К. Д. Ушинский писал для детей и басни:

  • «Гусь и журавль»

  • «Ворон и сорока»

  • «Лес и ручей»

  • «Храбрая собака»

В городе Санкт-Петербурге ему возведен памятник, он установлен на против главного входа Педагогического института имени А.И.Герцена. (ПОКАЗ СЛАЙДА 11)

А какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вот несколько книг с произведениями Ушинского.( ПОКАЗ СЛАЙДА 12)

Воспитатель: Все произведения Ушинского про животных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». (ПОКАЗ СЛАЙДА 13)

Перед тем, как я начну вам читать рассказ, давайте отдохнем немножко. Становитесь в круг и повторяйте все за мной.

Физкультминутка:

Мы шагаем, мы шагаем,

Дружно ноги поднимаем.

По дороге мы пойдем,

Клад чудесный мы найдем. (шаг на месте)

Влево – шаг, вправо – шаг,

Шаг вперед и шаг назад. (движения по тексту)

Мы по мостику шагаем,

Ножку к ножке приставляем, (приставной шаг)

Мы торопимся за кладом,

Все быстрее мы идем.

Воспитатель: А сейчас ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь». После чтения.

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с новыми словами, которые встретились нам в рассказе «Слепая лошадь». Посмотрите на экран все.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД 14)

Роскошно — отличающийся роскошью, богатством.

Соболя – мех хищного зверька (соболь).

Парча — плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Рогатина — большая палка с развилиной на конце.

Узда — часть сбруи — ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.

Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.

Хворать — болеть, хилеть – становиться хилым.

Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

Князь — правитель города.

Стреха — нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.

Единодушно — полное согласие во мнениях, действиях.

Воспитатель:Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы по тексту.

— О ком эта сказка?

— Кем был для Уседома  Догони – Ветер?

— Что однажды приключилось купцом?

— Кто спас Уседома?

— Что обещал хозяин своему коню?

— Сдержал Уседом свое слово?

— Как получилось, что Догони — Ветер остался слепой?

— Как чувствовал себя Догони — Ветер? (одиночество)

— Как вы  понимаете слово «одиночество»?

(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

— Чем закончилась сказка?

— Чему же научила нас эта сказка?

Рефлексия:

— С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?

-Как называется это произведение? («Слепая лошадь»).

— Чему научило вас это произведение?

Я знаю очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!». Спасибо всем.

Биография

Ушинский Константин Дмитриевич — основоположник русской педагогики, автор книг для детей. Появился на свет в 1823 в Туле, позже семья перебралась в Новгород-Северский.

После окончания новгород-северской гимназии Константин Дмитриевич получал образование в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова на юридическом отделении. Ушинский защитил кандидатскую диссертацию в 1844, а спустя два года стал профессором Демидовского юридического лицея в городе Ярославле.

В 1849 Ушинский оставил преподавательскую деятельность и перебрался в Санкт-Петербург. Проработав некоторое время на незначительной чиновничьей должности, Ушинский был принят в Гатчинский Сиротский институт в качестве учителя русской словесности, а через год был повышен до инспектора классов. В это время Ушинский начал писать статьи по педагогике и сотрудничал с такими печатными изданиями, как «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения» и «Современник».

С конца 1850-х гг. Константин Дмитриевич трудился в Смольном институте благородных девиц в качестве инспектора. В 1862 он отправился в путешествие по Европе с целью изучения школьного дела. Результатом поездки стала статья «Педагогическая поездка по Швейцарии», а также учебники «Родное слово» и «Детский мир».

Константин Ушинский известен также своими произведениями для детей: «Четыре желания», «Плутишка кот», сборниками сказок. Константин Дмитриевич ушел из жизни в 1871 году.

Читать полностью Свернуть текст

Книги

Новинки   (6)

Серии   (8)

Все книги   (15)

Отзывы

Ушинский – это сказки из детства. Они проникают в сердце и остаются там на всю жизнь, наполняя его добротой, смекалкой и немного хитростью. Так хочется, чтобы и наши дети имели возможность читать эти произведения. Эта книжка – потрясающий пример современного издания, которое ничуть не испортило, но даже сделало более красочными впечатления детства. Это те же добрые, любимые сказки: «Бишка», «Жалобы зайки», «Два козлика»…, — от которых веет детством, маминым голосом и всем теплым, родным и настоящим. Иллюстрации Ксении Павловой органично вписываются в мое представление об этих сказках, шрифт крупный, удобный для чтения ребенком. Пусть моя дочка тоже наслаждается этими прекрасными сказками! Читать далее

Сказки Константина Ушинского детям очень нравятся, слушают внимательно, вопросы задают, а главное протягивают тебе книгу и просят: «Почитай!». В сборнике «Плутишка кот: любимые сказки» собраны самые-самые любимые сказки. На сказках К. Ушинского можно воспитывать, причем так, что ребенок даже не заметит, что его воспитывают! Оформлены книги серии «Книги – мои друзья» замечательно: формат удобный, обложка твердая, бумага качественная (плотная и белая), иллюстрации красочные и привлекательные. Сказки Константина Ушинского небольшие по объему, и дети хорошо их понимают и воспринимают. Всего в сборнике «Плутишка кот: любимые сказки» двадцать одна сказка: 1. ДВА КОЗЛИКА 2. ВЕТЕР И СОЛНЦЕ 3. ДВА ПЛУГА 4. СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ 5. ЛИСА И КОЗЁЛ 6. ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ 7. НЕЛАДНО СКРОЕН, ДА КРЕПКО СШИТ 8. ПЕТУХ ДА СОБАКА 9. ОХОТНИК ДО СКАЗОК 10. ПЛУТИШКА КОТ 11. БИШКА 12. ХРАБРАЯ СОБАКА 13. МЫШКИ 14. КОЗЁЛ 15. ЛИСА И ГУСИ 16. ПЕТУШОК С СЕМЬЁЙ 17. КОРОВКА 18. ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА 19. ВОРОНА И РАК 20. УМЕЙ ОБОЖДАТЬ 21. ВАСЬКА В этой книге иллюстрирована каждая страничка, рисунки словно окантовывают текст, это удобно когда взрослый читает книгу маленькому ребенку. Животные симпатичные, узнаваемые. Дошкольникам и даже младшим школьникам, сказка необходима, она нужна, что бы почувствовать себя бесстрашным участником событий. Читая сказку ребенок сможет многому научиться: на добро надо отвечать добром, а зло стоит справедливо наказать, что бы впредь неповадно было))) А еще, сказка потрясающе развивает воображение ребенка, учит фантазировать. Книга «Плутишка кот: любимые сказки» мобильна, небольшой размер позволяет взять её с собой на дачу, например. И по цене книги серии «Книги – мои друзья» довольно демократичны. Читать далее

Все отзывы

Голосование за переиздание книги

Сказки (ст. изд.)

Сказки (ст. изд.)

6 причин подарить ребёнку книгу из серии «Читаем сами»: Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребенком. Слова с ударениями – выделение ударного слога помогает ребенку избежать трудностей при определении места ударения. ОЧЕНЬ плотная белая бумага — страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных «листаний», текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст– ребенок обязательно захочет узнать, «чем все закончится». Гармоничное соотношение текста и иллюстраций – ребенок не будет спешить перелистнуть страницу, …

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Аннотация …

Сказки (ил. К. Павловой)

Сказки (ил. К. Павловой)

Герои этих коротких рассказов педагога и писателя Константина Ушинского — звери и птицы, Солнце и Ветер, Огонь и Вода. Маленький читатель не только легко прочитает простой и увлекательный текст, но и познакомится с временами года, законами природы, основами логики и морали. Пятнадцать небольших рассказов и сказок прекрасно иллюстрированы рисунками Владимира и Марины Белоусовых и Анастасии Басюбиной. Они-второй язык книги, помогают ребёнку представить себе самые невероятные сказочные ситуации. Книги серии «Читаем сами» необходимы каждому дошкольнику и школьнику начальных классов для …

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Четыре желания. Сказки (ил. М. Белоусовой)

Четыре желания. Сказки (ил. М. Белоусовой)

В книгу известного русского писателя и педагога К.Д. Ушинского»Четыре желания» вошли рассказы и сказки о природе, зверях и птицах, истории вещей и явлений. Как и все произведения Ушинского, они учат добру и заставляют задуматься. Прекрасные и образные иллюстрации М.Белоусовой—на каждой …

Плутишка кот: любимые сказки (ил. К. Павловой)

Плутишка кот: любимые сказки (ил. К. Павловой)

Плутишка кот: сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Плутишка кот: сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

В сборник сказок выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского вошли «Плутишка кот», «Васька», «Лиса Патрикеевна» и другие известные …

Четыре желания. Рассказы и сказки (с крупными буквами, ил. А. Басюбиной, В. и М. Белоусовых)

Четыре желания. Рассказы и сказки (с крупными буквами, ил. А. Басюбиной, В. и М. Белоусовых)

В сборник вошли рассказы и сказки: «Бишка», «Лиса Патрикеевна», «Проказы старухи зимы», «Ласточка», «Сумка почтальона» и другие известные …

Четыре желания. Рассказы

Четыре желания. Рассказы

В книгу вошли рассказы выдающегося русского педагога К. Ушинского «Четыре желания», «Проказы старухи зимы», «Чужое яичко», «Леший», «Гадюка», «Ласточка», «Дети в роще», «Как рубашка в поле …

Четыре желания: рассказы

Четыре желания: рассказы

В сборник вошли рассказы выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания», «Проказы старухи зимы», «Гадюка», «Дети в роще» …

Сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Самые известные сказки выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1832-1870) впервые были изданы в сборниках «Родное слово» и «Детский мир». Эти книги стали первыми общедоступными российскими учебниками для массового начального …

Сказки

Сказки

В данное издание вошли сказки Константина Ушинского в красочном …

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания 

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

Жанр и направление 

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

Композиция 

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

Суть

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Темы

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

  1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
  2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
  3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
  4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
  5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

  1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
  2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
  3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

Основная идея 

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Автор: Виктория Комарова

  • Чему учит рассказ фантазеры носова для читательского дневника
  • Чему учит рассказ русский характер а толстого
  • Чему учит рассказ потомок джима
  • Чему учит рассказ принц и нищий
  • Чему учит рассказ перехвалили