Чему учит рассказ сигнал гаршина

Сказка братьев гримм сладкая каша повествует о том, как однажды девочка из одной бедной семьи пошла в лес за ягодами,

Сказка братьев Гримм «Сладкая каша» повествует о том, как однажды девочка из одной бедной семьи пошла в лес за ягодами, так как им нечего было есть.

В лесу девочка встретила старушку, и несмотря на то, что ягод у неё было немного, она угостила бабушку. А взамен та дала ей чудо – горшочек, который самостоятельно варит вкусную кашу, сколько пожелает. А для этого просто нужно сказать: «горшочек вари». А чтоб он остановился, нужно сказать: «горшочек не вари». Маленькая девочка отнесла горшочек домой, и теперь они не голодали.

Однажды девочка куда – то ушла, а мама захотела есть. Когда она вдоволь наелась, то забыла заклинание, чтоб он остановился.

Сначала каша начала заполнять весь дом, потом потекла на улицу и заполнила всю деревню. В этот момент пришла девочка и выключила горшочек. И теперь, чтоб пройти в город, всякому нужно было проедать себе дорогу.

Эта сказка учит доброте, уважению к старшим, и тому, что доброта всегда возвращается сторицей. И не надо быть жадным.

Картинка или рисунок Сказка Сладкая каша

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстая Река Оккервиль

    В произведении Татьяны Толстой Река Оккервиль повествуется о стареющем, лысоватом холостяке Симеонове, живущем в Петербурге. Его жизнь скучна и однообразна. Он живет в маленькой квартире, где иногда занимается переводами книг.

  • Краткое содержание Осеева Сыновья

    Три соседки стояли у колодца и набирали воду. Рядом сидел старичок, он слушал разговор, который завязался между ними. Женщины обсуждали своих сыновей. Первая расхваливала своего сына,

  • Краткое содержание Бунин Суходол

    Суходол — это описание жизни Хрущёвых, местных помещиков. Историю хрущёвского рода рассказывает дворовая девка Наталья, молочная сестра Аркадия Петровича.

Главная героиня сказки братьев Гримм «Горшочек каши» — девочка. Однажды она пошла в лес собирать ягоды. В лесу она повстречала старую женщину, и та попросила угостить ее ягодами. Девочка охотно поделилась ягодами с женщиной. Той понравилось угощение, и она решила отблагодарить девочку.

Женщина подарила ей горшочек и пояснила, что если сказать волшебные слова, горшочек начнет варить сладкую и вкусную кашу. А чтобы горшочек прекратил варить кашу, надо было сказать другие волшебные слова. Девочка принесла волшебный подарок домой и отдала его матери. Мать была рада такому подарку, потому что теперь у них не стало проблем с едой.

Как-то раз мать девочки решила поесть каши и сказала нужные слова. Горшочек сварил кашу, и она ее поела. Но горшочек не останавливался и продолжал варить кашу, однако женщина забыла другие волшебные слова, которые останавливали горшочек. На ее беду девочки в тот момент дома не было.

Каша стала вылезать из горшочка и, спустя какое-то время, она заполнила дом, выбралась на улицу, а потом накрыла собой дорогу. Девочка, которая была недалеко от дома, увидела что случилось, и побежала домой. Она остановила горшочек волшебными словами, но каши получилось так много, что людям на улице приходилась проедать в ней дорогу.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки братьев Гримм «Горшочек каши» заключается в том, что нужно быть внимательным, важную информацию стоит запоминать очень тщательно. Мать девочки забыла, как останавливать волшебный горшочек, и тот наварил столько каши, что люди не могли ни пройти, ни проехать.

Сказка «Горшочек каши» учит быть вежливым и доброжелательным. Девочка в лесу угостила старушку ягодами, а та отблагодарила ее, подарив волшебный горшочек.

В сказке братьев Гримм мне понравилась главная героиня, девочка, которая была вежлива с незнакомой старушкой и та отблагодарила добром, обеспечила семью постоянным источником пищи. Девочка быстро пришла на помощь матери, когда та забыла волшебные слова.

Какие пословицы подходят к сказке «Горшочек каши»?

За добро добром и платят.
Не будь тороплив, будь памятлив.
Что кому надобно, тот то и помнит.
Всё хорошо в меру.

Сказка о том, как добрая девочка получила в подарок от старухи волшебный горшочек. Когда скажешь специальные слова, горшочек начинает варить кашу. Но мама девочки забыла, как остановить его, поэтому каши наварила на целый город.

Сказка Горшочек каши скачать:

Сказка Горшочек каши читать

Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста.

На, бабушка, — говорит девочка.

Поела старушка ягод и сказала:

bratya grimm gorshochek kashi 1

Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

«Раз, два, три,
Горшочек, вари!»

и он начнет варить вкусную, сладкую кашу.

А скажешь ему:

«Раз, два, три,
Больше не вари!»

И он перестанет варить.

Спасибо, бабушка, — сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.

bratya grimm gorshochek kashi 2

Обрадовалась мать этому горшку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.

Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:

«Раз, два, три,
Горшочек, вари!»

bratya grimm gorshochek kashi 3

Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить? Нужно было сказать:

«Раз, два, три,
Больше не вари!»

Да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит.

bratya grimm gorshochek kashi 5

Уже вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он все варит и варит.

Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу — горячая каша рекой течет.

bratya grimm gorshochek kashi 6

Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:

«Раз, два, три,
Больше не вари!»

И перестал горшочек варить кашу.

А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.

Только никто не жаловался. Уж очень вкусная и сладкая была каша.

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка — это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть — “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках — звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну — спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм — величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», — всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что — то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик — семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen — волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского — «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. — русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико — всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) — датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский — советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни — и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964) — русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов — советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 — 2009) — литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев — русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. — русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910) — один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение — толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка — всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.

      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных — это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • В ответ на доброту старушка преподносит ей в подарок чудесный горшочек, который варит вкусную кашу, и научила, как им пользоваться. Однажды мать девочки взяла горшочек в отсутствие дочери. Она произнесла волшебные слова и горшочек начал варить кашу, наевшись досыта, она решила остановить кашу, но забыла волшебные слова. И заполнила каша весь дом, и даже на улицу вытекла, прохожим мешала. Но скоро прибежала девочка домой и остановила горшочек.

    Потом всем поселком кашу ели, чтобы пройти можно было. Сказка учит доброте и отзывчивости и конечно, что не стоит брать чужое, особенно когда не знаешь, как этим пользоваться.

    Картинка или рисунок Горшочек каши

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Кто чем поет? Бианки

      Произведение замечательного писателя Бианки повествует о лесной чаще, в которой расположился так называемый лесной оркестр, с самыми разными музыкантами. Там находится и всем известная лягушка

    • Краткое содержание Саша и Шура Алексина

      В книге рассказывается о мальчике по имени Саша. Саша мечтал о путешествиях в дальние страны и города. Больше всего он хотел уехать куда-нибудь без матери и отца. Для Саши было в тягость, когда кто – то ему запрещал и указывал что делать

    • Краткое содержание Ледяной дом Лажечников

      В середине 18 века в период правления Анны Иоанновны негласно страной руководил фаворит императрицы Бирон, окрыленный мечтой получить полную власть в государстве.

    • Краткое содержание Гаршин Сигнал

      Железнодорожный сторож Семен увидел поврежденные завистливым соседом Василием рельсы, а вдали приближающийся поезд. Решил Семен предупредить машиниста

    • Сорокалетний Чередниченко отдыхал в небольшом городе на курорте. Николай Петрович работал на мебельной фабрике в плановом отделе и учился заочно в сельскохозяйственном институте. Он радовался своему положению и верил

    На чтение 18 мин. Просмотров 22 Опубликовано

    Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

    Вернулся в родную деревню — хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.

    Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

    Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье — и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

    Продолжение после рекламы:

    Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.

    Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие — богачи и начальники, все они — кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.

    Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно — тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

    Бросил Василий будку на жену — и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

    Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки — будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена — и прочь бежать.

    Брифли существует благодаря рекламе:

    Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия — но сколько не звал его Семен вернуться — не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

    «Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, — думает Семен, — а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые…» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно — вон уже и свисток дальний слышен — скоро поезд.

    Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) — и поднял красный флаг — сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

    Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку — кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».

    Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг — другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке…

    Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

    Пересказала А. Н. Латынина. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

    Читайте также

    Жанр: рассказГлавные герои рассказа «Сигнал» и их характеристика

    1. Семен Иванов. Старый ветеран, ответственный, трудолюбивый, добрый.
    2. Василий Степанович. Старик-сторож. Озлобленный, совестливый.
    3. Арина. Жена Семена.
    4. Дорожный мастер. Грубиян и хам.

    План пересказа рассказа «Сигнал»

    1. Семен в денщиках.
    2. Семен в сторожах
    3. Знакомство с Василием.
    4. Обида из-за капусты
    5. Поиски правды.
    6. Ветки для дудок
    7. Отвороченный рельс
    8. Окровавленная тряпка
    9. Признание Василия.

    Кратчайшее содержание рассказа «Сигнал» для читательского дневника в 6 предложений

    1. Семен вернулся с войны разбитым и больным, он устроился сторожем на железную дорогу.
    2. Семен познакомился с Василием и тот рассказал о капусте, которую велел вырвать мастер.
    3. Василий жаловался начальству, а потом пошел жаловаться в Москву.
    4. Семен увидел человека, который отворачивал рельс и узнал Василия.
    5. Он намочил в крови тряпку и стал останавливать поезд.
    6. Когда Семен потерял сознание, тряпку подхватил Василий и остановил поезд.

    Главная мысль рассказа «Сигнал» Человек всегда должен оставаться человеком, даже если его окружает несправедливость.Чему учит рассказ «Сигнал» Рассказ учит ответственности, отзывчивости, смелости и решительности. Учит готовности пожертвовать собой ради спасения других людей. Учит отвечать за свои ошибки. Учит добиваться правды. Учит не впадать в отчаяние, не поддаваться жажде мести.Отзыв на рассказ «Сигнал» Это очень тяжелый рассказ. С одной стороны жаль Василия, старика, которому запретили выращивать капусту. Но с другой стороны, из-за поступка Василия могли погибнуть люди. Никакая капуста не стоит человеческих жизней. И хорошо, что Василий вернулся и не допустил катастрофы. Нельзя мстить невиновным за несправедливость, которую допустили к тебе.Пословицы к рассказу «Сигнал» С волками жить по волчьи выть. Кто в деле, тот и в ответе. Кто заварил, тот и расхлебывает. В жизни всегда есть место подвигу. Каков грех, такова и расплата.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сигнал» Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. Это был старый и больной человек. Когда-то он служил в армии, денщиком у офицера, и много раз бегал под пулями, доставляя офицеру горячий чай. Вернулся с войны Семен больным. У него умер отец, потом четырехлетний сынишка. Семен с женой долго скитались по разным местам и нигде не могли найти покоя. Но потом Семен встретил знакомого офицера, и тот предложил Семену место сторожа на железной дороге. Семен с женой поселились в небольшой будочке, к которой прилагался огород, и стал думать о том, как обзаведется хозяйством. Семен быстро освоился с новыми обязанностями, делал обход путей, подкручивал гайки, и даже стал скучать. Потом познакомился с соседями, стариком-сторожем Василием и его женой. Стал беседовать с Василием на разные темы, о судьбе человеческой, да о Боге. Раз Василий рассказал Семену про дорожного мастера, который велел выкопать посаженную капусту и обещал искать правду у начальства. И пожаловался. А потом приехал начальник, осмотрел хозяйство Степана, похвалил, поехал к Василию. Забеспокоился Степан, пошел в обход, видит навстречу Василий идет с узелком. Рассказал Василий, что в Москву идет, в правление жаловаться. Начальник-то его в лицо ударил и обругал за жалобы непотребные. Вот и решил Василий до конца за правду стоять. Ушел, будку на жену оставил. Четыре дня прошло, встретил Семен жену Василия, спросил про мужа, а та только рукой махнула. Через некоторое время пошел Семен в лес, к болоту, веток для дудок нарезать. Обратно идет, слышит звон. Кинулся он к рельсам, а там человек ломом рельс поддевает и в сторону отводит. Узнал Семен Василия, стал кричать тому, умолять вернуться, а тот с ломом в лес убежал. Не знает Семен, что делать. Поезд должен пройти пассажирский, а рельс голыми руками на место не поставишь. Заметался Семен, то к будке бросился, то обратно к рельсам. Схватил палку свою, побежал навстречу поезду. Привязал к палке платок, перекрестился и ножом руку разрезал около локтя. Намочил платок кровью и стал красным флагом размахивать. Идет поезд, не видит Семена машинист, а тот уже слабеет, сознание терять начинает. Знатно руку разрезал. И вот падет Семен, но не упал флаг. Подхватил его кто-то рукой, удержал. Заметил машинист сигнал, остановил поезд. Бегут люди по рельсам, видят два человека, один без памяти в крови лежит, второй с красным флагом стоит. Опустил Василий флаг, протягивает руки — вяжите, я рельс открутил.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Сигнал»1.jpg

    Железнодорожный сторож Семен увидел поврежденные завистливым соседом Василием рельсы, а вдали приближающийся поезд. Решил Семен предупредить машиниста. Нанес себе глубокую рану, кровью смочил тряпку и поднял флаг. Однако от потери крови Семен упал, потеряв сознание. Машинист поезда, видя впереди красный сигнал, остановил состав. Вышедшие из поезда люди были поражены: на рельсах лежал окровавленный Семен, а рядом держащий красную тряпку и повторяющий слова признания вины Василий.

    Автор показал, как самоотверженность человека может вызвать положительное в любом из людей.

    Подробный пересказ

    Иванов Семен трудился охранником на железной дороге. Вернувшись с войны против турков, Семен долго не мог найти работу. Единственный сын умер. Пришлось ему с супругой переезжать в новые края, хорошей жизни искать. Во время скитаний Семен повстречал офицера, с которым вместе проходили службу. Офицер руководил железнодорожной станцией, он определил Семена к себе на работу сторожем. Выделили Иванову вагончик, и стали они с супругой обживаться. Огород посадили, хозяйство наладили. Семену нравилась эта работа, его участок пути был всегда в идеальном порядке.

    Подружился Иванов со своим соседом, звали его Василий. Он постоянно ругал всех начальников в своих несчастьях, считал, что они наживаются на его трудах. Чувства ненависти к людям переполняли Василия. Семен же, все тяготы переносил стойко и мужественно, считал, что на все воля Божья. Семен был полной противоположностью своего соседа.

    Пошел как-то Семен в лес, тальниковых веточек настругать. Мастерил он из них дудочки, а потом продавал на местном базаре, хоть какая-то лишняя копейка в дом. На обратном пути он услышал металлический скрежет у станции, подумал сторож, что кто-то дорогу расхищает, подойдя ближе, Семен увидел, как Василий ломом, крушит железнодорожные пути. Сосед сдвинул рельсу, и, заметив Семена, скрылся в лесу.

    Семен знал, что вот-вот пойдет пассажирский поезд. Попробовал голыми руками вернуть рельс на место, не получается, тут инструмент нужен. До станции бежать далеко, не успеет, сойдет состав с рельсов. Кричал он соседа Василия, да он не пришел. Раздался гудок приближающегося поезда. Семен испугался, будет авария. Надо бы подать сигнал машинисту, чтобы тормозил, а нечем. Снял тогда Семен шапку, достал оттуда белый платок, поранил свою руку острием ножа, смочил платок в крови и машет поезду. Просит сторож, Бога помочь ему в этом. Чувствует мужчина, поплохело ему, сознание теряет, но об одном думает, лишь бы машинист сигнал увидел. Упал Семен, а его платок, чья-то рука перехватила и машет. Машинист разглядел сигнал, остановил состав. Сбежались люди, на путях человек в крови лежит, а рядом Василий с платком стоит. Арестовывайте меня, сказал Василий, это я аварию учинил.

    Оцените произведение: Голосов: 55

    Читать краткое содержание Сигнал. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

    Гаршин. Краткие содержания произведений

    Картинка или рисунок Сигнал

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Ремарк Три товарища

      Три товарища, прошедшие Первую мировую войну, ­­- Отто Кестер, Роберт Локамп и Готтфрид Ленц — знакомятся с Патрицией Хольман. Отношения между Робертом и Патрицией начинают развиваться

    • Краткое содержание Лагерлеф Святая ночь

      В начале повествования автор отмечает, что большего горя, чем смерть бабушки, с ней не случалось. Бабушка любила и умела красиво рассказывать истории, и это одна из частей детства, по которой писательница скучает больше всего.

    • Краткое содержание Пичугин мост Пермяка

      По дороге в школу ребята частенько разговаривали о подвигах и мечтали прославиться. И только тихий Сёма Пичугин не участвовал в таких беседах. Он был молчаливым.

    • Краткое содержание Госпожа Бовари Флобер (Мадам Бовари)

      Главная героиня романа Флобера, собственно, мадам Бовари была провинциалкой с мышлением столичной светской львицы. Она рано вышла замуж за овдовевшего доктора, который лечил перелом ноги у ее отца, а сам ухаживал за молоденькой Эммой — будущей Бовари.

    • Краткое содержание Жизнь насекомых Пелевин

      В 1993 году увидел свет роман Виктора Пелевина «Жизнь насекомых». Роман-гротеск. Так его оценивают литературные критики.

    Автор: · 22.09.2020

    Многомудрый Литрекон рад предоставить Вашему вниманию краткий пересказ произведения «Сигнал». Сюжет в сокращении даст вам полную картину и расскажет про основные события из произведения.

    (451 слово) Семен работает караульным на железной дороге. Человек опытный, но не самый удачливый. Побывал на войне, ранен не был, но здоровье все же потерял. После войны возвращается к себе в деревню, но счастья там не находит. После смерти сына Семен с женой уезжает искать счастье в другое место.

    Во время скитаний Семен встречает своего бывшего офицера. Офицер выслушал его и решил помочь с работой на железнодорожной станции. Работа Семену пришлась по душе, хозяйство начало идти в гору, так еще и жалование полагалось. Позже Семен знакомится со своим соседом, Василием, который стал хорошим собеседником. Все беды и неудачи соседу рассказывал и грустно отзывался о своей жизни, а Василий тоже находил повод для жалоб: якобы пользуется начальство его трудом и на нем наживается.

    Позже приезжает к Семену на участок ревизия из Петербурга. Он успевает все привести в порядок и получает в ответ похвалу, а вот у Василия все сложилось иначе. Тот без разрешения посадил капусты на свой участок, а нужно было разрешение получать. Попросили Василия все это убрать, а он разгневался и жалобу начальству подал. От его жалобы стало только хуже. Начальник даже не стал ее рассматривать, а выдал Василию выговор, так еще и ударил. После всего этого Василий бросил свою будку на жену и уехал в Москву, чтобы найти управу на начальника. Найти управу так и не вышло. Спустя пару дней встречает Семен жену Василия в слезах. Хотел было спросить, что произошло, но она ничего ему не ответила.

    Отправился Семен в лес за лозиной. Из нее он делал дудки на продажу. Возвращаясь, он услышал странные звуки в стороне железнодорожных путей. Будто бы железо об железо бьется. Решил подкрасться и посмотреть, что же там происходит. Подойдя поближе, он увидел, как Василий ломает пути. Заметив Семена, сосед сразу пустился бежать. Подошел Семен к рельсам и думает, что же делать с рельсами. Скоро должен прибыть пассажирский поезд, а рельсы стоят не на месте. Поблизости не было никаких инструментов, так как Василий забрал с собой лом и убежал. Семен уже думал сбегать за инструментами в свою будку, но понимал, что времени не хватает.

    Буквально сразу в голову Семену приходит гениальная мысль. Он берет нож и вонзает его в свою руку так, что кровь начинает бить струей из раны. Намочив свой платок и надев его на лозину, стал махать им машинисту поезда, чтобы он остановился. Семену начинало становиться плохо, так как кровь из раны продолжала бить с той же силой. Потемнело в глазах, и он молился, чтобы была другая смена, которая успеет прийти на помощь.

    Не смог выдержать Семен и упал на землю, но флажок все также остался в его руке. Машинист успел затормозить и люди выбежали из поезда посмотреть на окровавленного человека. Рядом стоял его сосед, Василий, который сказал лишь одну фразу: «Обвиняйте меня! Я рельс свернул!».

    Автор: Андрей Мохов

    Автор: · 13.11.2020

    Рассмотрим краткое содержание рассказа «Сигнал», написанного В.М. Гаршиным. Вообще, все творчество этого автора имеет особую глубину в составлении характеристики персонажей, внимание акцентируется на их деяниях и поступках, также на раскрытии причин их поведения. По словам другого русского писателя Короленко, именно эти характерные черты сближали писателя с его поколением.

    Знакомство с содержанием рассказа «Сигнал» поможет проанализировать чувства и действия его персонажей, станет отличным подспорьем в подготовке к занятиям и в написании сочинений.

    События разворачиваются с того, что автор описывает жизнь и быт Иванова Семена, который был ветераном войны, и которого она изрядно потрепала, ему многое довелось испытать и повидать. Когда он вернулся домой с войны, в его жизни началась черная полоса – сначала скончался отец, вскорости после того умер и сын. Семен вместе с супругой уехали из родного селения. Впрочем, легко им жить не стало, так как Иванов не мог найти себе работу, а его жена устроилась прислугой.

    Но в один момент все изменилось – Семену повстречался офицер, который командовал в его полку, и, узнав о тяготах жизни бывшего сослуживца, оказал ему посильную помощь. Семена берут на работу сторожить станцию, снабдили жильем, при котором имелся огород. Иванов неукоснительно работал на станции, а жена была занята домом.

    Вскоре Иванов познакомился со своими коллегами – старым сторожем, вместо которого чаще была его супруга, и Василием, который был более молчалив и угрюм. Именно с ним подружился Семен, и они всегда общались, часто собирались вдвоем и, куря, рассказывали друг другу истории о приключившемся в их жизнях.

    В один из таких разговоров Василий рассказал о том, что собирается уйти со станции, поскольку половина всей зарплаты опадает в карман руководства. Кроме того, он был обижен на дорожного мастера и начальство за несправедливость – с него взыскали штраф и вынесли выговор.

    Несмотря на отговоры Семена, он решается на месть. Он надолго пропал, и никто не знал, где он и что с ним. А жена ничего никому не говорила.

    Однако в один из обходов Семен увидел Василия, который подвинул рельс ломом и ушел. Это заставило запаниковать Семена, поскольку по этой дороге должен был проехать пассажирский поезд. И Семену нужно было что-то предпринять, чтобы не случилось аварии. Бежать долго, один он с рельсами не справится. Тогда он вытащил нож и носовой платок, поранил руку и испачкал импровизированный флаг кровью в надежде, что машинист увидит и затормозит.

    Так и вышло в последний момент. Василий пришел к падавшему без сил от кровопотери Семену и замахал кровавым знаменем. Поезд остановился. Потом Василия осудили.

    Отзыв

    Мое мнение о произведении В.М. Гаршина «Сигнал» складывалось постепенно. Изначально мне казалось, что в рассказе говорится о людях, преодолевающих трудности, стремящихся и умеющих устроить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Но после знакомства со сторожем Василием мне стало понятно, что цель и замысел писателя заключены совершенно в другом.

    На протяжении всего произведения мне было интересно наблюдать за героями, за их психологией, поступками, отношением к жизни, пониманием ее смысла.

    Семен после череды невзгод и неудач был рад тому, что жизнь его наконец-то устроилась, что у него были теплое жилье с огородом, жена, работа. Он не ожесточился и не озлобился, его такой жизненный расклад устраивает.

    Его напарника Василия не устраивает собственная жизнь: руководство, которое урезает зарплату, стяжательство, злоба, жестокость. Он все это замечает и остро реагирует на эти проявления несправедливости.

    Персонажи автор противопоставляет друг другу. Нельзя сказать, что один из них – положительный, а другой – отрицательный. Они оба честно живут и справляются со своими обязанностями по работе. Но Семен доволен тем, что имеет. Он не ставит перед собой цели, не ищет там, где лучше и в конце рассказа совершает достойный уважения самоотверженный поступок.

    Василий пытается добиться справедливости, обращается с жалобой к начальству, но везде натыкается на людское равнодушие и цинизм. В порыве отчаяния он идет на преступление, сдвигает рельс на железнодорожном пути, что может привести к сходу пассажирского поезда и гибели людей. Но в последние мгновения Василий, подхватив у падающего Семена импровизированный флаг, машет машинисту поезда, и поезд останавливается. Таким образом, удается избежать аварии и смерти пассажиров. Василий вместе с Семеном спасает людей и признает свою вину, что особенно важно. Мы видим, что Гаршин наделил своих героев положительными и отрицательными качествами личности.

    Основная мысль произведения заключена в понимании того, что человечность должна быть выше всех приоритетов, в том числе и справедливости. Как бы несправедливо был устроен мир, и, несмотря на то, что человеку может быть очень тяжело и плохо, он не имеет никаких прав нести боль и смерть невинным людям.

    Моральная сторона рассказа заключена в понимании Василием своей неправоты. Гаршин учит нас бороться со злостью, безысходностью, несправедливостью и произволом начальства законными способами, не ведущими к совершению преступления, к трагическому исходу. В произведении же жестокость, безнаказанность, одних порождает безысходность и отчаяние других, и это едва не приводит к трагедии.

    Рассказ В.М. Гаршина вызывает различные чувства. Читатель понимает, что Семен Иванов совершил героический поступок, но и о стороже Василии нельзя сказать, что он асоциальный элемент, закоренелый преступник. Он обыкновенный человек, порядочный, исправно выполняющий свои обязанности, и на преступный путь его направили боль, безысходность, людские равнодушие и несправедливость. Рассказ заставляет нас задуматься над этими вечными понятиями, вопросами, проблемами общества.

    Используемые источники:

    • https://briefly.ru/garshin/signal/
    • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/06/blog-post30.html
    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/garshin/signal
    • https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/signal-garshin/
    • https://literaguru.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-v-m-garshina-signal-otzyv-dlya-chitatelskogo-dnevnika/

    Произведения В.М. Гаршина отличаются глубоким анализом чувств героев и вниманием к причинам их поступков. Как писал В.Г. Короленко, «живoe тpeпeтaниe чyткoй coвecти и мыcли дeлaлo paccкaзы Гapшинa тaкими близкими eгo пoкoлeнию». Многомудрый Литрекон предлагает Вам прочитать краткий пересказ основных событий рассказа «Сигнал». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

    Краткий пересказ

    (429 слов) Рассказ «Сигнал» начинается с описания жизни Семёна Иванова. Девять лет назад он побывал на войне и испытал на себе все её тяготы. После возвращения жизнь не задалась: умер его отец, затем и сын. Семён с женой решили уехать из родной деревни. Но и тогда жилось им трудно: жена пошла в прислуги, а Семён находился в бесконечных поисках заработка.
    Однажды он повстречал офицера из своего полка, и тот, узнав о проблемах сослуживца, обещал помочь. Так и случилось: Семёна устроили сторожем на железнодорожной станции, выделили жильё с небольшим огородом. Мужчина выполнял свои обязанности исправно, жена хлопотала по хозяйству.

    Семён познакомился с соседями — один был уже совсем старым, и работу за него зачастую выполняла жена, другой, Василий, был молчаливым и серьезным. С ним то Семён и продолжил общение. Собирались они, курили и рассказывали о своих жизнях. Так Семён узнал, что Василий видит причину всех бед в злости людей, в их жестокости. Сосед рассказал и о том, что часть денег из заработка сторожей уходит в карман начальникам. Василий хотел уйти от такой жизни, но Семён убеждал его в том, что и малого для жизни достаточно.

    Василий рассказал Семёну, что он однажды высадил в своём огороде капусту, за что получил выговор и штраф от пьяного дорожного мастера. Это возмутило сторожа, поэтому он планировал пожаловаться на несправедливость начальнику при встрече.

    И вот однажды начальник проезжал, осматривая пути. Сторожи хорошо подготовились к его приезду. Однако когда Василий решил пожаловаться начальнику на несправедливость поступка дорожного мастера, его ждало разочарование: начальник не только не воспринял негодование сторожа всерьёз, он ещё и ударил его в ответ на грубое слово. Семён узнал об этом, когда встретил сторожа, направляющегося в правление в Москву, чтобы оставить жалобу. Василия не было много дней. Жена его, заплаканная, лишь отмахивалась, когда Семён спрашивал её о муже.
    В один из вечеров сторож пошёл лес, чтобы нарезать палок для изготовления дудок. И там, рядом с путями, он увидел человека. Подумав, что очередной хулиган ворует гайки, Семён бросился туда. Но он увидел Василия, который ломом поддел рельс, отодвинул его и ушёл.

    Семёна охватила паника, ведь скоро тут должен был проехать пассажирский поезд, а поломка рельса привела бы к катастрофе. Понимая, что флагов нет, рельс не подвинуть, до будки не добежать, сторож решается на отчаянный поступок. Семён берёт бумажный платок и бьёт себя ножом в левую руку, чтобы окрасить флаг кровью. Но и этого машинист не увидит. Сторож отчаянно машет палкой с флагом, но ему становится плохо, он представляет, что упадёт, что поезд проедет по нему. Но в этот момент его руку перехватили, машинист увидел флаг и затормозил.
    Пассажиры вышли из вагонов. Василий признал свою вину, призывая повязать его.

    Отзыв

    (389 слов) Моё впечатление от рассказа «Сигнал» сложилось не сразу. Сначала мне показалось, что произведение расскажет о том, как люди находят своё место в жизни, несмотря на все трудности. И лишь после эпизода знакомства Семёна с Василием я поняла, что замысел автора заключается совсем в другом.

    Мое мнение о героях рассказа «Сигнал» менялось на протяжении всего рассказа. Семёну достаточно того, что ему уже дано жизнью: тёплый дом, огород, работа, жена. Его устраивает всё то, что с ним происходит. Василий же недоволен своим положением, он недоволен людьми. Василий видит злость, жестокость и несправедливость. Образы двух сторожей противопоставлены друг другу. Однако ни один из них не является абсолютно положительным или абсолютно отрицательным героем. Семён живёт честно, работает, довольствуется тем, что есть, и в финале совершает самоотверженный поступок, достойный внимания. Но у него нет стремлений, нет целей; он не размышляет о будущем и том, как и где ему могло бы быть лучше. Василий тоже исправно выполняет свои обязанности. Однако он думает о неравенстве, о несправедливости и возможности лучшей жизни. Когда Василий идёт жаловаться, он надеется, что его послушают, что ему помогут. Но он в очередной раз сталкивается с равнодушием, что и приводит его в отчаяние. Он совершает преступление, обрекая людей на смерть. Но Василий в последний момент и спасает этих людей, а затем и признаёт свою вину. Таким образом, автор хотел показать, что эти два героя имеют как достоинства, так и недостатки.

    О чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал»? Автор обращает особое внимание на причину поступка Василия. К безысходности его привела человеческая природа — жестокая, безнравственная, почти что звериная. Автор учит читателя видеть это, бороться с человеческой злостью и предотвращать её трагическое влияние. Мораль рассказа «Сигнал» заключается в осознании Василием его неправоты. Несмотря на то, как с ним обходится жизнь, как несправедлива судьба, он не может причинять боль невинным людям. Главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в правильной расстановке приоритетов: как бы ни было нам трудно, каким бы мир ни казался плохим, мы не имеем морального права лишать жизни невинных людей. Человечность должна стоять выше справедливости.

    Рассказ «Сигнал» — это произведение, которое вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это рассказ о героическом поступке Семёна. С другой стороны, это история Василия, которого нестерпимая боль, жгучее чувство несправедливости и отчаяние привели к совершению преступления. Гаршин мастерски передаёт чувства героев через их действия. Это произведение ославляет неизгладимое впечатление, заставляя задуматься над вечными вопросами. Таково моё отношение к рассказу «Сигнал».

    Автор: Татьяна Булычева

    В. М. Гаршин — один из тех деятелей литературы, чьи небольшие, но наполненные глубоким смыслом произведения невольно вынуждают читателя переосмыслить свои представления об обществе в целом и человеке в частности. Его истории «камерные», выстроенные вокруг ограниченного числа действующих лиц, простые по содержанию. Но в них содержатся идеи и проблемы, многие из которых актуальны и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с некоторыми работами писателя, делится с Вами подробным анализом рассказа «Сигнал» по плану.

    История создания 

    До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».

    Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.

    Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.

    Жанр, направление 

    Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).

    Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.

    Смысл названия 

    Смысл названия рассказа «Сигнал» читатель понимает только в финале. Чтобы предотвратить катастрофу, центральный персонаж — Семён — дает сигнал машинисту остановиться. В качестве флажка он использует кусок ткани, окрашенный кровью.

    Этот эпизод показывает, на какие жертвы способен человек, осознавая, что кто-то находится в серьезной опасности.

    Суть: о чем рассказ?

    Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.

    Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.

    Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.

    Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.

    В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.

    Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.

    Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании. 

    Главные герои и их характеристика 

    Главные герои рассказа «Сигнал» описаны в таблице:

    Семён Иванов персонаж, о судьбе которого мы узнаем в самом начале. Вернулся с войны почти невредимым, но потерял отца и сына. Совместно с женой искал счастья в разных местах, пока не устроился сторожем на железной дороге. Довольствуется скромным хозяйством, не соглашается с возмущениями приятеля, никак не стремится изменить мир к лучшему. Тем не менее, готов пожертвовать собой ради спасения незнакомых людей — это отчетливо видно в финале рассказа.
    Василий Спиридонов  сосед Семёна, крайне недоволен произволом властей, пытается бороться с ним жалобами. Также считает, что главное зло — это сами люди, идут на любые подлости ради выгоды. «Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает», — произносит он. Доведенный до отчаяния, решается на преступление — портит рельсы, зная, что скоро по ним пронесется поезд. В конце концов, раскаивается в сделанном, поняв, что поступил неправильно.

    Темы 

    В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.

    1. Тема маленького человека раскрывается в рассказе «Сигнал» наиболее полно. Оба героя — маленькие люди, которые не могут повлиять на судьбы мира сего. Они оба неравнодушны к ним, однако у каждого из них свой подход к решению социальных проблем. Автор доказал, что большое горе может сделать опасным даже маленького человека, а большая опасность может дать ему возможность проявить благородство и величие души, ведь величие души не зависит от статуса, занимаемого в обществе. Поэтому Семен не пожалел себя и спас десятки людей от крушения.
    2. Тема справедливости. Герои находятся в одном положении, но по-разному находят выход из него. Семен осознает, что мир вокруг несовершенен, но не готов бороться с произволом и несправедливостью. Он смирился со своей участью. Василий — бунтующий маленький человек. Он пытается бороться с власть имущими и изменить мир. Однако благородные стремления приводят его к чудовищному преступлению. Оба пути не позволяют героям переписать свою судьбу, но одна дорога привела маленького человека к благородной жертве во имя справедливости, а другая тропа вывела героя к противоположному результату — злому и несправедливому поступку, преумножающему проблемы, а не решающему их. 
    3. Тема добра и зла. Автор напоминает о том, что эти нравственные категории неоднозначны и порой неотделимы друг от друга. Добрые побуждения вынудили Василия сделать злое дело, в котором он раскаялся, увидев жертвенную доброту своего товарища. Прав был Ф.М. Достоевский, сказав, что поле битвы добра и зла — это сердца людей. 

    Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.

    Проблемы

    В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.

    • Озлобление человека. Люди, доведенные до отчаяния, опасны и лишены веры в будущее. В таком состоянии даже самый благонамеренный человек может совершить непоправимую ошибку. Поэтому унижение личности в любом проявлении чревато срывом и его самыми неожиданными и ужасными последствиями.
    • Поиск справедливости. Многие люди ради своих абстрактных идеалов готовы свернуть конкретные шеи, не задумываясь о последствиях своих действий. Иногда даже стремление к справедливости приводит к распространению произвола и беспорядка.
    • Фатализм. Люди, которые смиряются с обстоятельствами, никак не влияют на них, а значит, не способствуют решению проблемы. Семен никому не делает зла, но и проблемы он не решает. Лишь экстренная ситуация вывела его из покорного оцепенения и заставила решительно действовать. Добро невозможно преумножать безучастием.

    Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.

    Основная идея 

    Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.

    Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.

    Чему учит? 

    Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».

    Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал». 

    Художественные особенности 

    Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов 

    «Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».

    Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые: 

    «Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».

    Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).

    Критика 

    Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник». 

    Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.

    Автор: Инна Колокольникова

    Слайд 1

    К уроку по рассказу В.Катаева «На даче»7 класс

    Текст слайда:

    К уроку по рассказу В.Катаева «На даче»

    7 класс


    Слайд 2

    Слово о писателе Катаев Валентин Петрович (1897–1986) – прозаик, драматург, сценарист. Во время Великой Отечественной войны был

    Текст слайда:

    Слово о писателе

    Катаев Валентин Петрович (1897–1986) – прозаик, драматург, сценарист.
    Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». В качестве корреспондента находился в районе боевых действий под Ржевом и Орлом. Наиболее известные произведения: романы «Время, вперед!», «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», повесть «Сын полка», сказка «Цветик-семицветик». По сценариям В. Катаева были поставлены многие кинофильмы, в том числе «Цирк» (в соавторстве с Г. Александровым, И. Ильфом и Е. Петровым), «Белеет парус одинокий», «Сын полка», мультипликационный фильм «Цветик-семицветик».


    Слайд 4

    Подготовка к восприятию рассказа Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? Как вы думаете, о чем

    Текст слайда:

    Подготовка к восприятию рассказа

    Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
    В рассказе В. Катаева «На даче» действительно есть слова и словосочетания, передающие атмосферу летнего отдыха: сонные сосны подмосковной дачи, сад, дорожки. В то же время вам встретятся и такие слова: зенитки, фугаски, шрапнель, трассирующие пули. Знаете ли вы значение этих слов? Какая тематика объединяет эти слова? (Они объединены военной тематикой.)


    Слайд 5

    Подготовка к восприятию рассказа « На даче» В этом рассказе В. П. Катаева описывается один из эпизодов

    Текст слайда:

    Подготовка к восприятию рассказа
    « На даче»

    В этом рассказе В. П. Катаева описывается один из эпизодов в начале Великой Отечественной войны. Когда начинается бомбардировка и осколки снарядов начинают срезать ветки, все сначала пугаются, но Женя их успокаивает, узнав, что самолёт наш.


    Слайд 6

    Главные герои рассказа « На даче» маленький мальчик Павлик;пятилетняя девочка Женя, несмотря на детский возраст, уже умеющая

    Текст слайда:

    Главные герои рассказа « На даче»

    маленький мальчик Павлик;
    пятилетняя девочка Женя, несмотря на детский возраст, уже умеющая различать по звуку наши и чужие самолёты;
    отец, старающийся успокоить и спасти детей.


    Слайд 7

    Главная мысль рассказа Катаева « На даче» Главная мысль заключается в том, чтобы показать все ужасы и

    Текст слайда:

    Главная мысль рассказа Катаева
    « На даче»

    Главная мысль заключается в том, чтобы показать все ужасы и жестокость войны. Дети, лишённые нормального полноценного детства, начинают приспосабливаться к новой ситуации. Девочка играющая в саду с игрушечной обезьянкой в воздушную тревогу, успокаивает её, подражая родителям.

    Рассказ учит беречь и ценить мир.


    Слайд 8

    Выявление восприятия Что в рассказе произвело на вас наибольшее впечатление и почему? В каком фрагменте,

    Текст слайда:

    Выявление восприятия

    Что в рассказе произвело на вас наибольшее впечатление и почему? В каком фрагменте, на ваш взгляд, сильнее переданы чувство страха и ощущение беззащитности мирных людей в военное время?
    Постановка исследовательского задания
    В начале урока вы обратили внимание на контраст между заглавием и военной тематикой рассказа. Где еще в тексте встречается контраст (антитеза) и какова роль этого приема?
    В случае затруднения можно обратить внимание учащихся на контраст:
    – между названием рассказа и его проблемой (название – «На даче»; проблема – беззащитность мирных жителей во время бомбежки, испытывающих не только физические, но и психологические страдания);
    – между двумя эпизодами (в первом говорится о реальной опасности – ночном налете, во втором – о мнимой опасности);
    – между описаниями предрассветного дачного пейзажа («…сонных сосен подмосковной дачи» и «настойчивых» и «угрожающих» звуков воздушной тревоги, завершающихся метафорой «окрестности кричали») и ночного воздушного боя (неподвижный Марс; разрушительные последствия воздушной атаки подчеркиваются описанием «равнодушного неба»);
    – между поведением персонажей и ситуациями, в которых они оказываются (поведение детей во время ночного воздушного налета и поведение Жени днем, когда реальная опасность миновала.


    Слайд 9

    Итоговые вопросы и задания по разделу Почему столь разные по стилю и теме произведения, как

    Текст слайда:

    Итоговые вопросы и задания по разделу

    Почему столь разные по стилю и теме произведения, как «Сигнал» В. Гаршина и «На даче» В. Катаева, помещены в одном разделе? Попробуйте сформулировать проблематику, объединяющую эти произведения.
    Самостоятельно сделайте вывод по уроку, используя ключевые слова: мирные люди, ситуация вооруженного конфликта, беззащитность, уязвимость, физические и психологические страдания. Мирные люди не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война может нести им не только физические, но и психологические страдания.


  • Чему учит рассказ специалист аверченко
  • Чему учит рассказ соня татьяны толстой
  • Чему учит рассказ срезал шукшина
  • Чему учит рассказ собачье сердце
  • Чему учит рассказ стальное горло