Чему учит рассказ послевоенный суп погодина

Автор на чтение 9 мин. просмотров 9 опубликовано 03.03.2021 лисичкин хлеб добрая и поучительная история о маленькой девочке зиночке,

На чтение 9 мин. Просмотров 9 Опубликовано

«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

lisichkin-hleb-chitatelskiy-dnevnik-64372.jpg

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Главные герои

Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.

Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

Сюжет

Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

План пересказа

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик.
  3. Лесные ягоды и грибы.
  4. Сосновая смола и травы.
  5. Кусочек хлеба.
  6. Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.

Пословицы

  • Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
  • Есть привычка, есть и отвычка.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не корми меня тем, чего я не ем.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей, и с большим трепетом относится к ним.

Пришвин М., «Лисичкин хлеб» Жанр: рассказ о природеГлавные герои рассказа «Лисичкин хлеб» и их характеристика

  1. Автор, натуралист и писатель. Охотник и собиратель, знаток природы. Добрый и хитрый.
  2. Зиночка. Маленькая девочка-копуша. Не любит есть хлеб, только лисичкин.

План пересказа рассказа «Лисичкин хлеб»

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик
  3. Грибы и ягоды
  4. Сосновая смола
  5. Травы
  6. Кусок хлеба
  7. Аппетит Зиночки.

Кратчайшее содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор вернулся из леса с полной сумкой.
  2. Он достал оттуда тетерева и рябчика, потом много грибов.
  3. Затем извлек ягоды из карманов и кусочек смолы
  4. Потом достал разных трав.
  5. Под травой лежал кусок хлеба, про который автор сказал, что он лисичкин.
  6. Зиночка полюбила лисичкин хлеб и всегда его ела.

Главная мысль рассказа «Лисичкин хлеб» Все привычное не кажется таким вкусным, как то же самое, но необычное.Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб» Рассказ учит любить природу, учит разбираться в растениях, ягодах и грибах, знать привычки животных. Учит доброте и любви.Отзыв на рассказ «Лисичкин хлеб» Мне понравился этот очень простой рассказ. Девочка Зина не хотела есть белый хлеб, потому что к нему привыкла, но лисичкин хлеб казался ей чудом, и потому она его ела с удовольствием.Пословицы к рассказу «Лисичкин хлеб» Вкусивши сладкого, не захочешь горького. Есть привычка, есть и отвычка. Хлеб — всему голова. Только ангелы с неба не просят хлеба. Не корми меня тем, чего я не ем.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Лисичкин хлеб» Как-то автор весь день проходил по лесу, а вернувшись домой, стал вытаскивать из своей туго набитой сумки разные чудеса. Девочка Зиночка спрашивала автора, что это, а он ей охотно объяснял. Для начала автор показал птицу Терентия, который весной бормочет и клюет березовые почки, осенью собирает ягоду, а зимой греется под снегом. Потом показал рябчика, показал как тот свистит, высыпал на стол много грибов разного цвета. Из карманов автор извлек ягоды — чернику, голубику, бруснику. А потом показал девочке кусочек сосновой смолы и пояснил, что этой смолой деревья лечатся от нанесенных им ран. Потом автор стал доставать разные травы и показывать Зиночке — кукушкины слезки, валерианку, петров крест, заячью капусту. А под заячьей капустой в сумке лежал кусок обычного черного хлеба, который автор взял с собой в лес. Зиночка увидела хлеб и удивилась, откуда он взялся в лису. Но автор сказал, что если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкина хлеба. Зиночка попробовала хлеб и тут же съела его весь, без остатка. Дома бывает и белый хлеб не возьмет, а вот лисичкин хлеб из леса ей сильно понравился, куда лучше домашнего.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Лисичкин хлеб»Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Михаил Михайлович Пришвин

Год написания: 1939

Жанр: рассказ

Главные герои:охотник, Зина — его дочь

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.

Сюжет

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу. И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод (мое мнение)

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Добавить в избранноеСодержание:

В статье рассматривается рассказ «Лисичкин хлеб», приводится краткое содержание для читательского дневника. Автор – Михаил Михайлович Пришвин. 

Произведение входит в программу 1-го класса начальной школы, его следует читать в оригинале, так как оно по объёму совсем небольшое.

Как и многие произведения Пришвина, «Лисичкин хлеб» иллюстрирует богатство русской природы. В первой половине текста автор красочно описывает дикий лес и его обитателей. Параллельно рассказывается история наивной, слегка избалованной маленькой девочки.

Главные герои и их характеристика

В тексте задействовано два героя:

  1. Рассказчик – охотник и собиратель. Любит природу, хорошо разбирается в растениях и животных.

  2. Зина – дочь охотника. Маленькая любопытная девочка.

Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Жанр произведения — рассказ. Небольшой текст можно прочитать за несколько минут. 

Основные сюжетные действия в рассказе:

  1. Рассказчик возвращается домой после похода в лес и достает из сумки добытое.

  2. В сумке охотника была дичь (тетерев и рябчик), дикие ягоды, небольшой кусок сосновой смолы, целебные травы.

  3. Параллельно охотник рассказывает маленькой дочери о быте лесных птиц и животных; о том, как «лечатся» деревья.

  4. Под «заячьей капустой» (лечебной травой) ребенок находит кусочек черного хлеба. Охотник взял его в лес, чтобы подкрепиться, но забыл съесть.

  5. Зина удивлена такой находке. Девочка не ест обычную выпечку, и отец идет на хитрость. Он рассказывает о том, что «подарок» там оставила лисичка и по всему лесу спрятаны кусочки буханок.

  6. Девочка с удовольствием съела «лисичкин» хлеб. Позже она лакомилась им после каждого похода отца в лес, так как считала его лучше обычного.

План пересказа

Тезисный пересказ произведения:

Завязка:

  • охотник возвращается домой;

  • тетерев и рябчик;

  • грибы, ягоды;

  • смола и сосны;

  • травы.

Кульминация:

  • обнаружение кусочка хлеба;

  • хитрость охотника.

Развязка:

  • любовь дочери к «лисичкиному» хлебу.

Главная мысль произведения

Анализ произведения позволяет выделить его главный посыл: «Неизведанное часто кажется лучше, чем привычное». Человек может убедить себя в чем угодно.

Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»

Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.

Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских». 

Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи. 

Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое и не усложнять вещи.

Пословицы к произведению

Пословицы и поговорки, подходящие к замыслу рассказа:

  • «Вкусивши сладкого, не захочешь горького».

  • «У соседа всегда трава зеленее».

  • «Хлеб всему голова».

  • «Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска».

  • «Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный».

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/lisichkin-hleb.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/04/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1658-lisichkin-hleb.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/lisichkin-khleb.html

На чтение 17 мин. Просмотров 6 Опубликовано

«Мишкина каша» – забавная и вместе с тем поучительная история о двух веселых самонадеянных озорниках, которые во время приготовления каши чуть не подожгли дом.

mishkina-kasha-chitatelskiy-dnevnik-72401.jpg

Краткое содержание «Мишкина каша» для читательского дневника

ФИО автора: Носов Николай Николаевич

Название: Мишкина каша

Число страниц: 6. Носов Николай Николаевич. «Мишкина каша. Рассказы». Издательство «АСТ». 2018 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1938 год

Главные герои

Мишка – большой озорник и весельчак, безответственный, легкомысленный и самоуверенный мальчик.

Коля – веселый и беззаботный мальчик, но более спокойный и рассудительный, чем его друг Мишка.

Мама Коли – добрая, заботливая женщина, которая вынужденно оставила мальчиков одних дома.

Тетя Наташа – соседка Коли по даче, добрая женщина, накормившая мальчиков завтраком.

Сюжет

Однажды к Коле на дачу приехал его лучший друг Мишка. Мама Коли как раз собралась отлучиться в город по делам, и поинтересовалась у мальчиков, смогут ли они сами приготовить себе ужин. Мишка заверил, что умеет отлично готовить. Он пообещал сварить вкусную кашу и сытно накормить друга. Мама все же стала подробно рассказывать, как приготовить кашу и суп, но ребята слушали ее очень невнимательно.

Днем друзья отправились на речку, где отлично провели время и поймали целое ведро пескарей. К вечеру они ужасно проголодались, и Мишка принялся куховарить. Однако он насыпал в кастрюлю слишком много крупы, и пришлось доливать воду. Вскоре каша стала разбухать и вылезать из кастрюли, и друзья принялись разливать ее по тарелкам. При этом они продолжали доливать воду в кастрюлю с крупой, и в результате каша получилась на редкость невкусной – пресной, водянистой, пригоревшей.

Мишка и Коля решили поджарить рыбу, но пескари прилипли к сковороде, и в доме чуть не случился пожар. Друзья съели варенье, и легли спать. На следующее утро они попросили соседку тетю Наташу накормить их, а сами пообещали очистить ее огород от сорняков.

План пересказа

  1. Встреча друзей на даче.
  2. Мама Коли уезжает в город.
  3. Свобода!
  4. Рыбалка.
  5. Приготовление ужина.
  6. Несъедобная каша и пригоревшие пескари.
  7. Варенье на ужин.
  8. Завтрак у тети Наташи.

Главная мысль

Даже самое простое дело требует сноровки, опыта и знаний.

Чему учит

Рассказ учит не хвастать, и браться только за то дело, которое сможешь хорошо и добросовестно выполнить. Также рассказ учит быть более самостоятельными и ответственными.

Отзыв

История с кашей – отличный урок для друзей, которые поняли, что даже приготовление еды – непростая наука, которой нужно учиться. Ребята пропустили мимо ушей наставления мамы, и поплатились тем, что легли спать голодными.

chitatelskiy-dnevnik-72401-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-mishkina-kasha.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Мишкина каша.

Пословицы

  • Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Дурная голова ногам покоя не дает.
  • Скоро, да неудачливо.

Что понравилось

Понравилось, что ребята не растерялись, и обратились к с соседке с просьбой их накормить. В обмен на завтрак они пропололи огород – значит, честно его заслужили.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Николай Николаевич Носов

Год написания: 1938

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Коля и Миша

Забавную и одновременно поучительную историю Николая Носова поможет вспомнить краткое содержание рассказа «Мишкина каша» для читательского дневника.

Сюжет

Во время дачного отдыха к Коле приехал друг Мишка, а мама как раз собралась в город на 2 дня. Миша убедительно сказал, что умеет готовить и сварит отличную кашу, когда они проголодаются. Мама всё же дала инструкции по приготовлению каши и супа, но мальчишки её не особо слушали.

Днём приятели удили рыбу, наловили много пескарей и пришли домой ужасно голодные. Мишка стал готовить ужин, но в кастрюлю с водой насыпал очень много крупы. Ребята добавляли воду, убирали разбухшую крупу и в итоге каша вышла пресной, пригоревшей, водянистой. Затем мальчишки решили поджарить свой улов, но рыба пристала к сковороде и чуть не случился пожар. Друзья наелись варенья и улеглись по кроватям, а на следующий день отправились к соседке по даче и попросили их накормить. Взамен они пропололи её грядки.

Вывод (моё мнение)

Излишняя самоуверенность может здорово подвести на деле.

Добавить в избранноеНосов Н., рассказ «Мишкина каша» Жанр: юмористический рассказ для детейЧитайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:»Дружок»»Бенгальский огни»Главные герои рассказа «Мишкина каша» и их характеристика

  1. Коля. Мальчик веселый, беззаботный, рассудительный.
  2. Мишка. Веселый озорник, хвастливый и легкомысленный. Сперва делает, а потом думает. Заводила всех проказ и игр.

План пересказа рассказа «Мишкина каша»

  1. Отъезд мамы
  2. День на речке
  3. Мальчики варят кашу
  4. Каша убегает
  5. Кончилась вода.
  6. Ведро в колодце
  7. Чайник в колодце
  8. Невкусная каша
  9. Сгоревшие пескари
  10. Голодный сон
  11. Завтрак у тети Наташи

Кратчайшее содержание рассказа «Мишкина каша» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Коля и Мишка остаются одни на даче и целый день проводят на речке.
  2. Вечером Мишка начинает варить кашу, но каша все время убегает
  3. Вода кончается и мальчики роняют в колодец ведро и чайник
  4. Мальчики сварили кашу, но каша получилась несоленой и горькой
  5. Мальчики сожгли пескарей и легли спать голодными
  6. Мальчиков накормила завтраком тетя Наташа.

Главная мысль рассказа «Мишкина каша» Если не умеешь что-то делать, не берись.Чему учит рассказ «Мишкина каша» Рассказ учит не хвастать, думать, прежде чем что-то делать. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит прежде учиться, а потом делать.Отзыв на рассказ «Мишкина каша» Мне очень понравился этот рассказ. Его главные герои мне также понравились, хотя конечно история с кашей получилась очень смешная. Зато после этого мальчики наверняка поняли, что нельзя сразу научиться делать то, чего не умеешь. Что надо слушать внимательно советы, которые дают знающие люди. Рассказ очень поучительный и занимательный.Пословицы к рассказу «Мишкина каша» Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Дурная голова ногам покоя не дает. Скоро, да неудачливо.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мишкина каша» Однажды к Коле на дачу приехал друг Мишка, которому мальчик очень обрадовался. Мама тоже обрадовалась Мишке, потому что собиралась уезжать в город. Она спросила, проживут ли мальчики два дня одни, и те конечно ответили, что легко. Мишка пообещал, что сварит такую кашу, что пальчики оближешь. Поэтому, когда мама объясняла, как варить кашу, никто ее не слушал, зачем, если Мишка и так все знает. Утром мальчики первым делом пошли рыбачить. Целый день они провели на речке, купались, загорали, поймали десяток пескарей и вернулись очень голодными. Мишка сразу начал варить кашу. Он насыпал полную кастрюлю крупы, налил доверху воды и велел Коле, смотреть за печкой. Мальчики подложили дров и стали смотреть на кастрюлю. Вдруг крышка кастрюли поднялась и каша стала вываливаться наружу. Воды в кастрюле уже не было, а была только твердая крупа. Мальчики решили, что вода испарилась. Мишка переложил лишнюю кашу в тарелку и налил в кастрюлю еще воды. Скоро каша снова полезла наружу. Они снова стали откладывать лишнюю кашу, а в кастрюлю подливать воды. Скоро все тарелки были завалены кашей. Наконец Коля понял, что надо вывалить половину крупы и налить воды. Но вода кончилась. На улице было темно, но Мишка взял спички, ведро, к которому привязал веревку и пошел к колодцу. Скоро он вернулся, но без воды. Оказалось, что ведро он уронил в колодец. Мальчики решили достать воды чайником. Но возникла другая сложность, второй веревки не было. Теперь уже мальчикам захотелось не только есть, но и пить. Они привязали к чайнику леску и вместе отправились к колодцу. Они опустили в колодец чайник, но когда стали поднимать, леска порвалась и чайник улетел в колодец. Идею достать воду самоваром Коля отверг и решил использовать кружку. Друзья вытащили две кружки воды и напились. Потом Мишка принес кастрюлю и поставил ее на край колодца. А Коля едва не столкнул кастрюлю в колодец. Наконец мальчики набрали воды и снова поставили кастрюлю на печь. Каша получилась горькая и несоленая. Есть ее было не возможно. Тогда Мишка предложил зажарить пескарей. Он почистил рыбу и положил ее на сковороду. Но когда стал переворачивать, оказалось, что пескари прилипли к сковороде. Коля напомнил про масло и Мишка плеснул на сковороду масло. Потом он сунул сковороду прямо в печь и масло вспыхнуло. Залить масло было нечем, ведь вода кончилась. Пескари сгорели. Мальчики погрызли лук, пожевали сырую крупу, облизали банку из-под варенья и легли спать голодными. Утром Мишка снова собрался варить кашу, но Коля его решительно остановил.Он повел Мишку к тете Наташе и та накормила мальчиков Потом мальчики вытащили крючком ведро и чайник и пошли к тете Наташе полоть сорняки.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мишкина каша»

Содержание:

История создания

Началось творчество Николая Николаевича в то время, когда его сын был совсем маленьким. Он придумывал для него весёлые и забавные истории. Но однажды писатель понял, что это лучшее занятие, которое его увлекает и он желал бы им заниматься всю свою жизнь. Так Николай Николаевич написал рассказ «Мишкина каша», краткое содержание которого будет интересно детям младшего школьного возраста.

Известно, что это произведение вошло в сборник «Тук-тук-тук», который был опубликован в 1945 году. Все рассказы предназначались для малышей.

Характеристика героев

В рассказе Николая Носова «Мишкина каша» главных героев не так уж и много. Но ребятам запоминаются весёлые и никогда не унывающие мальчики, которые могут найти выход из любой ситуации. К основным персонажам этого произведения можно отнести:

  • Колю;
  • Мишу.

Есть и эпизодические лица, которые позволяют лучше понять замысел автора. К таким второстепенным действующим лицам можно отнести следующих персонажей:

  • маму Коли;
  • тётю Наташу.

Рассказ, что произошло с мальчиками, ведётся самим Колей. Он доверчив и рассудителен. Совсем другое дело Мишка, который отличается не только весёлым характером, но и тем, что он большой хвастун. Мама Коли появляется только эпизодически, так как она оставляет сына на несколько дней, уезжая в город. Она считает, что Коля и его друг — самостоятельные ребята и с ними ничего не может случиться.

Тётя Наташа тоже появляется лишь только утром на даче, и автор показывает, что она добрая и отзывчивая. Отрицательных персонажей в этом рассказе нет.

Главная мысль рассказа

При изучении произведения Николая Носова следует определить жанр и выявить основную мысль. Читатели должны понять, что любое дело, даже самое простое, требует обязательно знания и опыта. Сюжет произведения «Мишкина каша», герои которого — простые мальчишки, учит ребят добросовестно выполнять все задания и не браться за дело, которое не можешь выполнить.

Забавная история с кашей позволяет маленьким читателям задуматься, что даже приготовлению пищи нужно учиться, это тоже наука, к которой нельзя несерьёзно относиться.

Краткий сюжет

Однажды, когда Коля был на даче, к нему приехал его лучший друг. Мама в это время собиралась на несколько дней уехать в город, так как неожиданно появились дела. Она поинтересовалась у Коли и Миши, смогут ли они сами приготовить ужин. Ребята заверили её, что они уже умеют готовить. Миша пообещал, что он сварит вкусную и аппетитную кашу, которую с удовольствием съест Коля.

Но мама всё-таки решила подробно рассказать, как нужно готовить кашу и суп, но ребята слушали её невнимательно и с нетерпением ждали, когда же останутся одни. День друзья провели отлично. Они сначала были на речке, где смогли поймать целое ведро пескарей, а после этого решили приготовить ужин, ведь за день они сильно проголодались. Мишка стал варить кашу. Но так получилось, что крупы в кастрюле оказалось слишком много, поэтому ребятам пришлось доливать воду. Но каша так сильно разбухла, что она просто стала вылазить из кастрюли.

Мишка и Коля стали её разливать по тарелкам. После этого они долили воду в кастрюлю, и каша получилась пресная и водянистая. Тогда мальчики решили пожарить рыбу, но пескари стали прилипать к сковороде. В результате они чуть было не устроили пожар. Тогда они просто съели варенье и легли пораньше спать. И лишь только на следующее утро они попросили соседку накормить их. За это они пообещали тёте Наташе очистить от сорняков её огород.

Художественные особенности

Произведение Николая Носова написано разговорным стилем, который так понятен детям. Его писатель использует, чтобы донести до детей важные мысли, поэтому главным художественно-выразительным средством являются просторечные слова. В рассказе есть только одна сюжетная линия. Это и является отличительной характеристикой жанра. Автор рассказывает читателю, как мальчики, оставшись одни на 2 дня, пытались сварить кашу и пожарить рыбу.

Николай Николаевич продумал и название своего произведения, так как он постарался ответить на главный вопрос: почему каша, которую приготовили ребята, особенная. Название запоминающееся, в нём заключён весь смысл рассказа.

Пересказ для читательского дневника

На уроках литературного чтения это произведение Николая Носова подробно разбирается, и учитель может задать школьникам не только его прочитать, ответить на вопросы, но и сделать пересказ текста или же выполнить рисунок эпизода, который больше всего понравился.

В классе учитель вместе с детьми разбирает содержание произведение, вместе рассматривают картинки в книге, подбирают пословицы, которые бы отражали основную идею произведения. Можно на заключительном этапе с учениками провести небольшой тест на знание текста, либо предложить ребятам написать сочинение.

В дневник для чтения можно поместить характеристику героев рассказа Носова «Мишкина каша». План для пересказа может быть таким:

  1. Приезд Мишки.
  2. Отъезд мамы в город.
  3. Удачный день на речке.
  4. Готовка каши.
  5. Слишком много крупы.
  6. Закончилась вода.
  7. Невкусная каша.
  8. Пескари на ужин.
  9. Неудачная идея.
  10. Сладкий ужин.
  11. Помощь соседки.

Можно в читательский дневник поместить не только план произведения Николая Носова, но и понравившийся эпизод. Обычно ребята хорошо запоминают момент, где рассказывается, как каша из горшочка стала выпрыгивать. Не зная, что делать, они даже разложили её по тарелкам, но когда посуда закончилась, каша продолжала выползать из кастрюли.

Образец сочинения

Сюжет рассказа Носова прост и незамысловат. В нём повествуется, как мама одного из мальчиков вынуждена была уехать в город. А её сын и Мишка остались одни, и им пришлось приготовить себе ужин. Писатель учит, что любому делу стоит сначала учиться, так как ничего нельзя хорошо сделать, если не обучаться. Это только лишь со стороны за другими наблюдать кажется простой работой.

А когда мальчики решили сами сварить кашу, не смогли это сделать. Миша положил в кастрюлю слишком много крупы, и она стала разбухать и выползать из кастрюли. А когда стали герои доливать воду, она ещё стала и безвкусной. И многим может Мишка показаться хвастуном, ведь он говорит маме Коли, что умеет хорошо готовить кашу. Но делает он это не специально, а просто он любит всё новое и заранее уверен в своём успехе.

Несмотря на то что Коля и Миша дружат, они совершенно разные. Когда мальчики видят, что каша не получилась, то и ведут себя по-разному: Коля смущался и терялся, а Мишка был уверен, что каша всё-таки у них получится. Когда у колодца они набирают воду, то начинают ссориться. Так они чуть не уронили кастрюлю с кашей в колодец.

Мишка — очень уверенный человек, так как берётся с большим рвением и за жарку рыбы. Он всё делает так, что Коля думает, что его друг умеет это делать, поэтому и выполняет все его указания. Но оказывается, что Мишка не умеет и это делать.

Этот рассказ мне очень понравился, так как он научил меня, что нужно всему обучаться и никогда не надо сдаваться. Несмотря на то что у героев Носова ничего не получилось, и они ссорились, всё-таки лучшими друзьями они остаются.

Анализ произведения

Рассказ Николая Носова помогает читателю понять, что стоит всё-таки ответственно относиться к каждому делу и не браться за те, что выполнить не сможешь. Но если всё-таки пригодится выполнять такие поручения, следует внимательно слушать советы взрослых и следовать им.

Раньше герои произведения думали, что готовить легко, но, попробовав сами, стали с уважением относиться к труду мамы, которая каждый день заботится, чтобы мальчики не остались голодными.

Читая произведения Носова, можно весело провести время и посмеяться над тем, как ведут себя герои. А после этого не совершать таких ошибок, чтобы тоже не выглядеть нелепо. Автор доказывает всем, что дружба является самой большой ценностью, поэтому нужно её беречь.

Отзывы читателей

Интересная история! Мне очень понравилось, как Мишка кашу варил!

Чтобы каша получилась, нужно было слушать маму.

Я так переживала, что мальчики голодные спали. Хорошо, что у них соседка добрая.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Год: 1938   Жанр: рассказ

Главные герои: мальчики Коля и Миша

Произведение повествует о двух юных мальчиках, которых звали Миша и Коля. Однажды мамы Коли уехала по делам, и чтобы мальчик не был голодным, рассказала о том, как правильно варить кашу. Ребята подумали о том, что это очень легкое дело и они с ним быстро справятся. Но оказалось все не так просто.

Главная мысль. В произведении речь ведется о том, что обязательно нужно ценить труд чужих людей. И, конечно же, не нужно откладывать важные дела на последний момент.

Краткое содержание Носов Мишкина каша

Главные герои рассказа – ребята Коля и Миша. Мама Коли вынуждена уехать на пару дней. Она считает, что ее сын уже взрослый, а потому его можно оставить дома одного. Для того, чтобы мальчик было, что есть, мама учит его правильно варить кашу. Но Коля считает, что с этим делом он легко справится, поэтому пропускает все мимо ушей. Мама уезжает, а друзья отправляются на рыбалку, которая отнимает у них целый день. Ближе к вечеру дети понимают, что невероятно голодны. Тогда они наконец-то решаются сварить свою кашу.

Изначально им казалось, что это будет очень просто. Но оказалось все совершенно по-другому. Каша постоянно убегала, потом она начала подгорать и прилипать. Ребятам так и не удалось приготовить еду так, чтобы ею можно было полакомиться.

Оцените произведение: Голосов: 267

Читать краткое содержание Мишкина каша. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Носов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мишкина каша

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Канитель

    Рассказ этот юмористический, в нем говорится о том, что двум людям нелегко прийти к единому мнению, имея разные взгляды на жизнь.

  • Краткое содержание Астафьев Прокляты и убиты

    События романа разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Зима, конец 1942 года, Сибирь. В карантинный лагерь близ Бердска поступает новая партия заключенных. Несколько дней новобранцев готовят к жизни

  • Краткое содержание Лобо Сетон-Томпсон

    В северной части Нью-Мексико находится самая богатая животноводческая область. Полновластным хозяином этого края считался волк Лобо и его стая. Огромный мощный волк Лобо

  • Краткое содержание Леонов Золотая карета

    Пьеса Золотая карета посвящена теме войны. Война является таким масштабным бедствием для всего человечества, что сколько бы о нем не говорилось, все равно что-то остается недосказанным. Многие не сумели пережить войну до конца.

  • Астафьев

    1 мая 1924 года в Красноярском крае родился Виктор Петрович Астафьев. Его семья была крестьянской. Он был третьим ребенком. Когда мальчику было 7 лет, отец попал в тюрьму. Спустя пару лет он остался и без мамы, она погибла

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/mishkina-kasha.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1833-mishkina-kasha.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post2.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/mishkina-kasha.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/nosov/mishkina-kasha

Инфоурок

Литература
ПрезентацииТема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и Р. Погодина «Послевоенный суп»)

Тема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор расска...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Тема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор расска

    Описание слайда:

    Тема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…»
    (Обзор рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и
    Р. Погодина «Послевоенный суп»)
    Подготовила
    учитель русского языка и литературы 1 категории
    МБОУ «Обоянская СОШ №1»
    Батлук Наталья Викторовна

    Областной конкурс профессионального мастерства педагогов
    Мой лучший урок о Великой Отечественной войне

  • 2 слайд

    Цели урока:Познакомить обучающихся с биографиями и творчест

    Описание слайда:

    Цели урока:
    Познакомить обучающихся с биографиями и творчеством русских советских писателей, художественные произведения которых посвящены Великой Отечественной войне (А.Митяева, Р.Погодина).
    Формировать навыки и умения работы с художественной и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление. Содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор информации.
    Способствовать развитию интереса к литературе, чтению в целом; побуждать обучающихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
    Развивать у учащихся интерес к предмету через различные методы проведения урока.

  • 3 слайд

    « Друзья! К каким бы славным датамНе приближали нас года,Весны, рождённой в

    Описание слайда:

    «
     Друзья! К каким бы славным датам
    Не приближали нас года,
    Весны, рождённой в 45-ом,
    Мир не забудет никогда

  • 4 слайд

    Анатолий МитяевАнатолий Васильевич Митяев родился 12 мая 1924 год

    Описание слайда:

    Анатолий Митяев
    Анатолий Васильевич Митяев родился 12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской области. Закончив 9-й класс в подмосковной Клязьме, подал документы в лесной техникум. Летом 1942 года записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в гвардейском миномётном дивизионе.

  • 5 слайд

    Редакторская деятельностьПозднее Митяев возглавлял редакцию студии «Союзму

    Описание слайда:

    Редакторская деятельность
    Позднее Митяев возглавлял редакцию студии «Союзмультфильм».

    Мультфильмы по сценариям А. Митяева: «Потерялась внучка», «Пингвины», «Чужие краски», «Приключения Точки и Запятой», «Три пирата», «Шесть Иванов – шесть капитанов».

  • 6 слайд

    Произведения Анатолия Митяева

    Описание слайда:

    Произведения Анатолия Митяева

  • 7 слайд

    Чему учит рассказ послевоенный суп погодина

  • 8 слайд

    Анализ произведения Анатолия Митяева «Мешок овсянки»- Почему солдат

    Описание слайда:

    Анализ произведения Анатолия Митяева «Мешок овсянки»

    — Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?
    — Кто не дал им сварить кашу? Как оценил поступок рыжего солдата боец Лукашук?
    Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка? Почему все-таки отдали мешок?
    Что случилось с солдатом Лукашуком, когда высунулся из танка неприятельский пулемётчик?

  • 9 слайд

    Анализ произведения Анатолия Митяева «Мешок овсянки»Что сделали санитар к

    Описание слайда:

    Анализ произведения Анатолия Митяева «Мешок овсянки»
    Что сделали санитар когда увидел, что случилось с Лукашуком? 
    — Изменилось ли отношение рядового Лукашука к рыжему солдату после боя? Почему?
    — Чему научил вас рассказ?

  • 10 слайд

    Радий ПогодинРадий Петрович Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Д

    Описание слайда:

    Радий Погодин
    Радий Петрович Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Новгородской губернии в крестьянской семье.

  • 11 слайд

    Произведения Радия Погодина

    Описание слайда:

    Произведения Радия Погодина

  • 12 слайд

    Анализ произведения Радия Погодина «Послевоенный суп»Поделитесь своими впеча

    Описание слайда:

    Анализ произведения
    Радия Погодина «Послевоенный суп»
    Поделитесь своими впечатлениями. Понравился ли вам рассказ?
    — Какой мир нам показывает автор?
    -Почему так случилось?
    — Назовите главных героев.
    — Что удивило вас в этом рассказе?
    — Найдите в тексте описание мальчика Сеньки. Обратите внимание на то, как выглядит мальчик, о чём говорит с солдатом?

  • 13 слайд

    Анализ произведения Радия Погодина «Послевоенный суп» Чем занимался мальчи

    Описание слайда:

    Анализ произведения Радия Погодина «Послевоенный суп»
    Чем занимался мальчик? Для кого он это делал? Докажите на примере из текста.
    — Как меняется отношение танкиста к мальчику Сеньке на протяжении всего рассказа?
    — Можно ли сказать, что у Сеньки счастливое детство? Что явилось причиной его несчастий?
    — Что помогло детям выжить в таких тяжёлых условиях? Какие качества характера?

  • 14 слайд

    Чему учит рассказ послевоенный суп погодина

  • 15 слайд

    Психологизм в литературе – это способ изображения душевной жизни человека в

    Описание слайда:

    Психологизм в литературе – это способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

  • 16 слайд

    Задание по карточкам 1 команда Какие чувства испытывают герои расска

    Описание слайда:

    Задание по карточкам
    1 команда
    Какие чувства испытывают герои рассказа
    А. Митяева «Мешок овсянки» Лукашук и рыжий солдат (санитар)?
    2 команда
    Черты характера героев рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»?

  • 17 слайд

     Примерные ответы по карточке №1

    Описание слайда:

    Примерные ответы по карточке №1

  • 18 слайд

     Примерные ответы по карточке №2

    Описание слайда:

    Примерные ответы по карточке №2

  • 19 слайд

    Тема урока «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…»

    Описание слайда:

    Тема урока
    «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…»

  • 20 слайд

    Чему учит рассказ послевоенный суп погодина

  • 21 слайд

    Домашнее задание1)Нарисовать рисунки по произведениям, с которыми мы с

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    1)Нарисовать рисунки по произведениям, с которыми мы сегодня познакомились.
    2)Написать «Письмо в прошлое» героям произведений.
    Что бы вы хотели им сказать?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Урок внеклассного чтения в 6 классеТема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и Р. Погодина «Послевоенный суп»)

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
Произведения о Великой Отечественной войне

Похожие материалы

  • Рабочая программа учебного предмета «Литература», 10 класс, 102 часа

  • Рабочая программа учебного предмета «Литература», 9 класс, 105 часов

  • Рабочая программа учебного предмета «Литература», 8 класс, 70 часов

  • Рабочая программа учебного предмета «Литература», 5 класс, 105 часов

  • Сообщение из опыта работы «Книга учит нас добру…»

  • Презентация по литературе «Солнце русской поэзии»

  • Контрольная работа по теме «Устное народное творчество» (6 класс)

  • Урок внеклассного чтения Конспект урока «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и Р. Погодина «Послевоенный суп»).

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457995 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

Краткое содержание повести «Приключения Эмиля из Лённеберги» для читательского дневника в 6 предложений

Баловство до добра не доводит.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друг познаётся в беде.

Делу время, а потехе час.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Читать краткое содержание, пересказ повести «Приключения Эмиля из Лённеберги» по главам:

Вступление.

Эмиль жил на хуторе Каттхульт вместе с родителями, маленькой сестрёнкой Идой, работником Альфредом и служанкой Линой.

Эмиль был очень упрямым мальчиком, его нельзя было переубедить. Если он хотел зелень, то ел зелёные иголки с сосен.

22 мая.

В тот день Эмиль решил съесть последнюю капельку супа и залез головой в супницу. Голова застряла и родители не знали, что и делать.

Отцу было жаль супницу, маме жаль Эмиля.

Они повезли мальчика к доктору и Эмиль вежливо поклонился. Но так как он ничего не видел, то ударился о стол и супница разбилась на две половинки.

Вернувшись домой, Эмиль решил показать Иде, как попал головой в супницу, и надел на голову склеенные половинки. Он снова застрял и мама в сердцах разбила супницу кочергой.

16 июня.

В этот день все ждали гостей, а папа не успел поднять флаг. Эмиль предложил Иде посмотреть окрестности, привязал её к верёвке и поднял на флагшток.

Гости были очень удивлены, а Эмиль в наказание отправился в сарай. Там он часто сидел и вырезал деревянные фигурки.

Его долго не выпускали и мальчик решил выбраться сам. Он перекинул доску из окна сарая в окно кладовки, и перебрался в более приятное место. Там он стал угощаться колбасой.

Когда родители вспомнили про Эмиля и бросились его искать, мальчика нигде не было. Только вечером Лина нашла его в шкафу кладовки. Там оставалась лишь одна маленькая колбаска.

8 июля.

Альфреда вызвали на военные сборы и родители поехали с ним. После сборов должен был быть праздник и родители рассчитывали повеселиться.

Эмиль обиделся, что его не взяли, сел на старого коня и сам поехал на праздник. Он стал распевать жалостливые песни и добрые люди дали ему денег.

Эмиль накупил булочек, покатался на карусели и спас от разбойника бородатую женщину, которая выступала в цирке. У Эмиля было игрушечное ружьё, но разбойник этого не знал, испугался и сдался властям.

А потом Эмиль заснул в телеге своих родителей. Там его и нашли вечером, когда родители собирались ехать домой.

Новые проделки Эмиля из Лённеберги

Все жители Лённеберги мечтали отправить Эмиля в Америку. Но мама не соглашалась, так она считала Эмиля очень хорошим и милым мальчиком. И она была права, потому что когда Эмиль вырос, он стал деревенским старостой.

28 июля.

На хуторе развелось много крыс и Эмиль решил поймать их. Он спрятал под столом мышеловку и отец попал в капкан, когда садился за стол. Пришлось Эмилю сидеть в сарае.

Перед обедом, выпущенный Эмиль был на кухне и увидел под окном отца, который отдыхал на траве. Эмиль решил показать отцу тесто для пальтов и опрокинул тесто на голову папе. Тесто было красным и Креса-Майя, старушка, помогавшая по хозяйству, решила, что Эмиль убил отца.

Он снова спрятался в сарай.

Вместо пальтов решили сделать картошку, но Эмиль разыгрался и опрокинул уже картофельное тесто на отца.

Он снова сидел в сарае и отказывался выходить. Так Эмиль обиделся на несправедливость. Лина закрыла сарай снаружи, и когда Эмиль всё-таки решил выйти, то не смог. Ему пришлось выбираться через трубу и Лина сильно перепугалась, приняв его за чёрта.

Только Альфред сразу узнал Эмиля и повёл его к пруду купаться.

31 октября.

В этот день вся семья отправилась на ярмарку. Пока родители были в гостях у фру Петтель, Эмиль познакомился с Готфридом, сыном бургомистра. Эмиль дал Готфриду поносить свою кепчонку, а Готфрид дал Эмилю походить на ходулях. На этих ходулях Эмиль и влетел в окно к фру Петтель.

Потом он ходил по рынку и увидел коня, которого никак не могли подковать. Эмиль понял, что конь боится щекотки и поднял ему ногу за копыто. 

Пришлось владельцу отдать коня Эмилю.

А вечером они с Готфридом запустили фейерверк, приготовленный для праздничного салюта.

26 декабря

Перед Рождеством Эмиль услышал про волков и решил поймать одного. Он вырыл за сараем яму и замаскировал её ветками.

Родители ушли по гостям, а на хутор пришёл дед Альфреда, старик Юкке. Он плакал и жаловался, что командорша богадельни, где он живёт, забрала все дары и ест их сама.

Тогда Эмиль позвал всех стариков к себе на хутор и на славу угостил их припасами. Только один поросёнок был не съеден и его унесли для старушки, которая не пошла со всеми.

Командорша увидела, что в богадельне никого нет, и бросилась на хутор. Но упала в яму для волка и долго выла, пока Эмиль не сжалился и не помог ей выбраться.

Жив ещё Эмиль из Лённеберги

Мама Эмиля записывала про все проделки сына в синие тетрадки. Став взрослым Эмиль принёс их в школу, чтобы дети учились быть не такими озорными, как он.

12 июня.

В этот день проходил аукцион, на который Эмиля не взяли. Но он собрал денег с проезжающих через утор поселян, и отправился на аукцион сам.

Там он купил старый насос, шкатулку и лопату для печи. Отец, увидев покупки сына, похвалил его за предприимчивость, но отругал за глупость.

Потом отец купил несколько коров и свинью, а Эмиль — курицу-хромоножку, про которую услышал, что она рекордсмен по яйцам.

На аукционе началась драка и Эмиль использовал свой насос, чтобы остудить драчунов. Лопатка очень понравилась маме, а шкатулка — Иде.

13 июня.

В этот день у Лины разболелся зуб и она не могла прислуживать. Эмиль позвал старушку Кресу-Майю, которая была озабочена сообщениями об эпидемии тифа.

Потом Эмиль предложил Лине выдернуть зуб. Он обвязал зуб ниткой, сел на коня и поскакал. Лина бросилась вслед за конём.

Тогда Эмиль столкнул Лину с крыши, но зуб уцелел. Зато вырвался старый гвоздь. Лина отправилась к кузнецу, который и вырвал ей зуб.

А Эмиль с Идой стали играть в доктора. Эмиль вымазал сестру синей краской и Креса-Майя перепугалась.

10 августа.

Эмиль взял шефство над поросёнком, которого принесла купленная свинья. Он назвал его Заморышем и учил разным трюкам. Поросёнок слушался команд не хуже собаки. Эмиль не хотел, чтобы поросёнка убили на Рождество и потому гонял его, чтобы тот не потолстел.

Однажды мама поставила вишнёвую наливку, а когда та созрела, высыпала вишни в ведро и дала Эмилю, чтобы тот закопал их.

Но Эмиль угостил ими поросёнка. К поросёнку присоединился петух. Они наелись пьяных вишен и стали вести себя странно, шататься, падать, гоняться за курами.

Куры так перепугались, что попадали замертво.

Петух и поросёнок тоже упали.

Но все оказались живы, просто очень пьяны, даже Эмиль, который тоже попробовал ягод.

Узнав про это, Эмиля позвали в общество трезвости и там он дал клятву никогда не пить спиртного.

Вернувшись домой, Эмиль переколотил все бутылки с наливкой, во исполнение своей клятвы.

Малопримечательные дни из жизни Эмиля.

Не все дни Эмиля были одинаково насыщенными. Иногда он почти нечего не совершал.

Например, однажды принёс домой ведро раков и те расползлись по комнатам.

В другой раз он по доброте душевной поцеловал учительницу.

14 ноября.

Вечером этого дня Эмиль запирал кур, и заодно запер все остальные подсобные помещения. В одном оказался запертым его отец.

Отец долго кричал и пытался выбить дверь, а потом полез в маленькое окно над дверью.

Он застрял и его мочил дождь, пока не явился Эмиль и не позвал Альфреда, выпилившего отца из окна.

18 декабря.

Однажды Альфред сильно порезал палец, он воспалился и опух. Альфреду становилось всё хуже и его нужно было везти к доктору.

Но разыгралась страшная метель и никто не рисковал выехать с хутора.

Альфред почти умирал, когда за дело взялся Эмиль. Он дотащил Альфреда до саней, и повёз его через метель в город.

Они провалились в сугроб, но рядом оказалась усадьба и хозяин помог Эмилю вытащить сани.

Они поехали дальше и Эмиль уже засыпал, замерзая, когда услышал звук колокольчиков. Это чистили дорогу.

Он вовремя привёз Альфреда к доктору и работник был спасён.

Доктор очень хвалил Эмиля и отец сказал, что гордится сыном.

Ида и Эмиль из Лённеберги

Как маленькой Иде пришлось стать проказницей.

Ида завидовала брату. Ей тоже хотелось посидеть в сарае и быть проказницей.

А Эмиль совершил очередной подвиг. Он выпустил злого барана и тот загнал на забор старушку Кресу-Майю.

Потом он с Идой следил за хромоножкой, чтобы узнать, куда она откладывает яйца. Оказалось, что курица неслась в гнездо под деревом. И Эмиль насчитал в нём девятнадцать яиц.

Пока он бегал за корзинкой, Ида разбила все яйца об дерево, чтобы проверить, не протухли ли они на солнце.

Отец сказал, что Ида тоже начала проказничать.

Проделка Эмиля №325

На хуторе развелось много мух, но отец отказывался покупать липучки, говоря, что так можно обнищать.

Эмилю это понравилось. Он вырезал нищенский посох, переоделся в лохмотья и вымазал лицо сажей.

Жена пастора увидела мальчика, пожалела, и дала ему две кроны. Эмиль купил множество липучек и пока родители отсутствовали, развесил их на кухне.

Ночью отец попался в липучки, а следом мама и Лина.

Нечего жадничать.

По случаю Рождества на хуторе собралось много гостей. Молодая учительница позвала всех играть в снежки.

Эмиль случайно попал крепким снежком в рот отцу и тот запер его в сарае.

Потом играли в невесту. Тот, кому завязывали глаза, должен был выбрать себе жениха или невесту.

Никто не хотел целовать пасторшу и все откупались от неё.

И только Эмиль сказал, что нечего жадничать, и поцеловал пасторшу восемь раз.

Пасторша назвала Эмиля самым хорошим мальчиком.

Рисунки и иллюстрации к повести «Приключения Эмиля из Лённеберги»

Областной
конкурс профессионального мастерства педагогов

Мой
лучший урок о Великой Отечественной войне»

                                          
Урок литературы
в 6 классе

Тема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор
рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и Р. Погодина «Послевоенный суп»).

  • Познакомить обучающихся
    с биографиями и творчеством русских советских писателей,  художественные
    произведения которых посвящены Великой Отечественной войне  (А.Митяева,
    Р.Погодина).
  • Формировать навыки
    и умения работы с художественной и научно-публицистической литературой;
    развивать логическое мышление. Содействовать развитию таких видов учебной
    деятельности как поиск, отбор информации.
  • Способствовать развитию
    интереса к литературе, чтению в целом; побуждать  обучающихся к
    самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем
    школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за
    свой народ и его легендарное прошлое.
  • Развивать у
    учащихся интерес к предмету через различные методы проведения урока.

Оборудование: компьютер,
проектор, выставка книг, военные гимнастерки и пилотки для инсценировки.

Структура:

1.    
Организационный этап.

2.    
Изучение нового материала.

3.    
Физкультминутка

4.    
Работа по теме (анализ текстов).

5.    
Подведение итога урока.

6.    
Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие
обучающихся. В качестве эпиграфа к уроку учитель читает стихотворение

« Друзья!
К каким бы славным датам

Не
приближали нас года,

Весны,
рождённой в 45-ом,

Мир
не забудет никогда!

— Как вы думаете, какая основная мысль эпиграфа? Чему будет
посвящен наш урок?

2. Изучение нового материала

— 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы. И сегодня на
уроке внеклассного чтения, тема которого «Людям память нужна, как бы трудно им
ни было с нею…» , мы с вами поговорим и вспомним о тех, кто приближал этот
день, не жалея своих сил, кто, не опасаясь за свою жизнь,   освобождал нашу
Родину.

 — Обратите внимание на выставку художественной и
публицистической литературы для детей. Среди множества книг хочется выделить два
произведения , о которых мы сегодня поговорим на уроке. Это рассказы  Анатолия
Митяева «Мешок овсянки» и Радия Погодина «Послевоенный суп»

2.1 Показ презентации

Класс
разделен на 2 команды: (1 команда подготовила рассказ А. Митяева «Мешок
овсянки», 2 – рассказ Р. Погодина «Послевоенный суп»).

2.2 Биография Анатолия
Митяева
(рассказывает подготовленный ученик)

Анатолий Васильевич Митяев родился
12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской области. Закончив 9-й класс в
подмосковной Клязьме, подал документы в лесной техникум. Летом 1942 года
записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии был в
бою. Служил орудийным номером в гвардейском миномётном дивизионе.  

А.В.Митяев принадлежит к тому поколению людей, которое прямо со
школьной скамьи ушло в 41-м на фронт и приняло на себя всю мощь фашистского
удара. Солдат, рядовой дивизиона “Катюш”, А.Митяев сражался на многих фронтах,
участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда
пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала
была районная газета в Пушкино, потом – “Пионерская правда” и журнал
“Мурзилка”. Анатолий Митяев не только главный редактор этого популярного
журнала для младших школьников, но и талантливый детский писатель. Он написал
“Книгу будущих командиров”, рассказывающую обо всех родах войск, о вооружении
древних римлян и древних руссов, о знаменитых сражениях и полководцах.

2.3 Анализ произведения Анатолия Митяева
«Мешок овсянки»

Учитель: Давайте напомним всем
содержание текста.

 (Ученики пересказывают текст).

Беседа по прочитанному произведению.

Учитель: 1. Почему
солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?

2. Кто не дал им сварить кашу? Как оценил
поступок рыжего солдата боец Лукашук?

3. Изменилось ли отношение рядового Лукашука к рыжему солдату
после боя? Почему?

4. Чему научил вас рассказ?

2.4 Биография Радия Погодина
(рассказывает подготовленный ученик)

Радий
Петрович  Погодин
родился 16 августа 1925
года в деревне Дуплёво Новгородской губернии в крестьянской семье. В 1927 году
семья переехала в Ленинград, с которым связана вся дальнейшая жизнь и
творчество писателя..

В
детстве будущий писатель много читал. Радий Погодин вспоминал, что брал книги в
четырёх библиотеках.

В
мае 1941 года Радий Погодин закончил восемь классов. Началась Великая
Отечественная война.

В
блокаду Радий Петрович выучился на слесаря. Он ремонтировал грузовики, разбитые
на фронте, в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта.

В
январе 1943 года будущего писателя призвали в армию. После окончания пехотного
училища он был направлен в действующую армию. Радий Погодин прошел почти всю
войну. Имеет орден Славы, два  ордена Красной Звезды, медалями за освобождение
европейских столиц.

В
1954 году в ленинградском альманахе «Дружба» был опубликован рассказ для детей
«Мороз», а в 1957 году начинающий автор выпустил первую детскую книгу. Это был
сборник рассказов «Муравьиное масло». Через год появились знаменитые «Кирпичные
острова».

2.5. Анализ произведения
Радия Погодина «Послевоенный суп»
.

Учитель: «А
сейчас мы послушаем содержание рассказа Р. Погодина «Послевоенный
суп»
. (Ученики
пересказывают текст).

Учитель: — Поделитесь своими впечатлениями.  Понравился ли вам рассказ?

— Какой
мир нам показывает автор?  

-Почему так случилось?

— Назовите главных героев.

— Что удивило вас в этом рассказе?


Найдите в тексте описание мальчика Сеньки. Обратите внимание на то, как
выглядит   мальчик, о чём говорит с солдатом?

Чем занимался мальчик? Для кого он это делал?
Докажите на примере из текста.

— Как
меняется отношение танкиста к мальчику Сеньке на

протяжении
всего рассказа? 


Можно
ли сказать, что у Сеньки счастливое детство?
Что явилось причиной его несчастий?


Что помогло детям выжить в таких тяжёлых условиях? Какие качества характера?

Назвать этап урока

Учитель:
«Обе группы познакомили нас с содержанием текстов произведений. Теперь я
предлагаю поработать с текстами, используя метод «психологизма», который мы
применяем при анализе эпических  произведений. Я напомню вам, что такое
«психологизм».

 Психологизм в литературе – это (от
греч.
psyche
душа и
logos понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в
художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее
динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Учитель: 1 команда выполнит
следующее задание по карточке: «Какие чувства испытывают герои рассказа А.
Митяева  «Мешок овсянки» Лукашук и Рыжий (санитар).

3. Самостоятельная работа учащихся

Примерные
ответы

Лукашук

Рыжий
(санитар)

                                                   
В начале рассказа


Радость от находки


Разочарование (мешок пришлось вернуть)


Злость (мешок взяли без разрешения)

В  конце рассказа

Благодарность
за спасение

 Прощение (Забыл обиду и спас раненого)

2 команда выполнит задание по карточке: « Черты характера героев 
рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»?

Примерные ответы

                  
Сенька

                
Танкист

— настороженный

— веселый

-серьезный

-доброжелательный

взрослый не по годам

щедрый (угощает сахаром и купает мальчика
солдатским мылом)

заботливый (думает о младшей сестре и
друзьях)

скромный

4.Итог урока. Рефлексия (отдельные этапы или нет)

Учитель: Во время Великой Отечественной войны и детям, и
взрослым было очень тяжело. Но им из них удалось выжить в этой войне благодаря
силе характера, выносливости, чувству ответственности.

5.Домашнее задание

– Ребята, дома вам предлагается выполнить то задание, которое вы
выберите для себя. Проявите творчество и фантазию.

1) Нарисовать рисунки по произведениям урока.

   2)Написать «Письмо в прошлое» героям
произведений. Что бы вы хотели им   

    сказать?

6. Выставление отметок

  • Чему учит рассказ шелковичный червь толстого
  • Чему учит рассказ корзина с еловыми шишками
  • Чему учит рассказ моя собака любит джаз
  • Чему учит рассказ падчерица
  • Чему учит рассказ лисичкин хлеб пришвин