Чему учит рассказ подумаешь птицы

Фамилия имяпрочитай рассказ в. осеевой навестила. валя не пришла в класс. подруги послали к ней мусю. пойди и узнай, что

Фамилия Имя______________________________________

Прочитай рассказ  В. Осеевой  «Навестила».  

    Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы полосканье…

— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.

— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

Ответь на вопросы.

1.  Как  звали девочку, которая навестила  подругу?    

1)  Валя        2)Муся         3)Таня                                                                                                        

2.  Почему подруги послали одноклассницу к Вале?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Что  делала Валя, когда  к ней пришла одноклассница?          

  1. читала книгу     2) играла   3) лежала в постели                                                    

4.  Какая  болезнь была у  Вали?            

1) грипп              2) флюс            3) ангина                                      

5. Что  особенно  помогало девочкам, когда они болели?                                                        

1)   таблетки               2)  микстура           3) полосканье                                                                                      

6.  Где  была  мама   Вали?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Была ли рада Валя приходу подруги? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Чем  могла  Вале помочь  Муся?                                                                                                

1) приготовить полосканье         2) проветрить комнату          3) вскипятить воду                                          

  9. Чему учит рассказ?

1) делать добрые дела, а не болтать попусту                                                                                                

2) быть внимательными к друзьям и близким                                                                                      

 3) всегда  выполнять свои обещания

Работа № 3.

Прочитай   произведение  В. Осеевой  «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка.
– Нет, – говорит отец, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Ответь на вопросы, выполни задания.

№ 1. К какому литературному жанру относится текст?                                                                                 1) рассказ            2) сказка             3) стихотворение

№ 2 Где гуляли мальчики?     1)  во  дворе               2) в  лесу          3) на  улице

№ 3 Что видели мальчики в лесу?         1)  грибы            2) цветы           3) овощи

№ 4. Когда мальчики возвращались домой?     1) утром           2) в  полдень           3) вечером

№ 5. Про кого рассказал отцу первый мальчик?

  1. про собаку                  2) про тигра                 3) про волка

№ 6.  Про кого рассказал матери второй мальчик?

  1. про дедушку          2) про бабушку            3) про отца

№ 7.  Как повёл себя третий мальчик?     1) соврал         2) сказал правду        3) повинился

№ 8Как поступила тётка с третьим мальчиком?                                                                                           1)  поругала                      2) наказала                       3) простила

№ 9.  Напиши, почему были наказаны два мальчика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 10Почему тётка простила третьего мальчика?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 11. Подумай и запиши  главную мысль рассказа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 12.  Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.  Составь и запиши план.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 4. 

Прочитай рассказ  В. Сухомлинского «Петрик и ваза».

Ответь на вопросы, выполни задания.

Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную. Петрик подошёл к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы.  Петрику захотелось поймать бабочку. Он размахнулся… и ударил по вазе. Ваза упала и разбилась.                                                                                                        Петрик испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?» Мальчик собрал осколки, отнёс на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму.
          Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал:
— Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнёс осколки на огород и закопал их там маленькой лопаткой.
В глазах мамы Петрик почувствовал тревогу.
— Кто же разбил вазу? — спросила мама.
— Бабочка… — тихо ответил Петрик.
Мама усмехнулась.   — Как бабочка разбила вазу — понятно… — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала — этого я понять не могу!
 Петрик посмотрел на маму и заплакал.

№ 1. Куда ушла мама мальчика?   1)  на   работу    2) в  магазин    3)  в булочную

№ 2. Зачем Петрик ударил по вазе?

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

№ 3. Чего испугался мальчик? Подчеркни ответ в тексте красным карандашом.

№ 4. Куда Петрик дел осколки? ______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

№ 5. Кто разбил вазу по версии мальчика?      1) кошка      2) собачка     3) бабочка

№ 6. Почему Петрик заплакал?

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

№ 7. Составь и запиши план текста.

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

№ 8. Пронумеруй фразы в логической последовательности.

_____ Признание мальчика.

_____ Слёзы Петрика.

_____ Бабочка на вазе.        

_____ Ваза разбилась.

_____ Непонятливая мама.

_____ Петрик остался один.

_____ Осколки закопаны.

№ 9. Какая пословица подходит к рассказу:

1) Правде нигде нет места.

2) В ком добра нет, в том и правды мало.

3) Как ни жаться, а в правде признаться.

Работа № 5. 

Прочитай рассказ  В. Осеевой  «Время». Ответь на вопросы.

Два  мальчика  стояли  на  улице  под  часами  и  разговаривали.

— Я  не  решил  примера,  потому  что  он  был  со  скобками, — оправдывался  Юра.

— А  я  потому,  что  там  были  очень  большие  числа, — сказал  Олег.

— Мы  можем  решить  его  вместе, у  нас  ещё  есть  время!

Часы   на  улице  показывали  половину  второго.

— У  нас  целых  полчаса, — сказал  Юра. — За  это  время  лётчик  может  перевезти пассажиров  из  одного  города  в  другой.

— А  мой  дядя,  капитан,  во  время  кораблекрушения  в  двадцать  минут  успел  погрузить  в  лодки  весь  экипаж.

— Что — за  двадцать!.. — деловито  сказал  Юра. — Иногда  пять — десять  минут  много значат. Надо  только  учитывать  каждую  минуту.

— А  вот  случай!  Во  время  одного  состязания…

Много  интересных  случаев  вспомнили  мальчики.

— А  я  знаю… — Олег  вдруг  остановился  и  взглянул  на  часы. — Ровно  два!

Юра  ахнул.     — Бежим! — сказал  Юра. — Мы  опоздали  в  школу!

— А  как  же  пример? — испуганно  спросил  Олег.  Юра  на  бегу  только  махнул  рукой.

№ 1. Где  состоялся  разговор  двух  мальчиков?
1)   у   школы;           2)  на  улице  под  часами;  3)  во  дворе.

№ 2. Что  не  успели сделать дети?                                                                                                       1) помочь  маме;        2) списать  текст;            3) решить  пример.
№ 3. Почему  Юра  не  решил  пример?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 4. Почему  Олег не  решил  пример?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 5. Что  решили  сделать  мальчики?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 6. Сколько  времени  было  у  мальчиков  для  решения  примера?
1)   пять   минут;               2) полчаса;                           3)  один час.

№ 7. На  что  потратили  мальчики  время,  которое  было  у  них  в  запасе?
1) на  разговоры  друг  с  другом;       2) на  разговоры  с  родителями;     3) на  решение задачи.

№ 8. О  ком  рассказал Юра?        1) о  капитане;          2) о  лётчике;                3) о  враче.

№ 9. Кто  из  мальчиков  сказал,  что  надо  учитывать  каждую  минуту?                                                     1) Олег;                    2)   Юра;                       3) Олег   и  Юра.

№ 10. Научились  ли  Юра  и  Олег  ценить  время? __________________

№ 11. Подумай  и  запиши  главную  мысль  текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 12. Укажи  жанр  произведения.

  1. стихотворение;              2)  сказка;                 3) рассказ.

Работа № 6. 

Прочитай  рассказ В. Осеевой  «Кто хозяин?». Выполни задания.

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали  Жука  на  улице. У  него  была  перебита  нога. Коля  и  Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков  захотелось  стать  его единственным хозяином. Но кто хозяин  Жука, они  не  могли  решить, поэтому спор  их  всегда  кончался ссорой. Однажды  они  шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака  моя, — говорил  Коля, —  я  первый  увидел  Жука  и  подобрал его!

— Нет, моя, — сердился  Ваня, — я  перевязывал  ей лапу  и  таскал  для  неё вкусные  кусочки!

Никто  не  хотел  уступить. Мальчики  сильно  поссорились.

— Моя!  Моя!  — кричали  оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался  на  дерево  и  крикнул  товарищу:

— Спасайся!

Но  Коля  схватил  палку  и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал  лесник  и  отогнал  своих  овчарок.

— Чья  собака? — сердито  закричал  он.

— Моя, — сказал  Коля.

Ваня   молчал.

№ 1. О  чём    спорили    мальчики?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

№ 2.  Где  нашли   ребята    собаку?                                                                                                                  1)   в   лесу;       2)    в  деревне;       3)   на  улице.                                                                        № 3. Подбери  нужное  описание  для  Жука.

1)   маленький   и  рыжий;               2) большой  и  чёрный.

№ 4. Какая   беда  произошла  с   пёсиком?                                                                                                  1)   у  него  болело  ухо;      2)   у него была  перебита   нога.                                                                          № 5. Что  сделал  Ваня,  когда  овчарки  напали  на  Жука?

1)  бросился на помощь;      2)  забрался  на  дерево.

№ 6.  Укажи,  кто  отогнал  овчарок?

1) лесник;        2)  отец   Вани;     3) старший   брат  Коли.

№ 7. Кто  оказался   настоящим   хозяином   Жука?

1) Ваня;        2)  Коля;        3) лесник.

Работа № 7. 

Прочитай  произведение  Валентины Осеевой  «Обидчики», выполни задания.

Толя часто прибегал  со  двора  и  жаловался,  что  ребята  его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо  самому лучше относиться  к  товарищам, тогда и  товарищи  не  будут  тебя  обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский  мальчик  Саша,  что-то  искал.

— Мать  дала  мне  монетку  на  хлеб,  а я  потерял  её, — хмуро  пояснил он. Не  ходи  сюда, а  то  затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

— Давай  поищем  вместе!

Мальчики  стали  искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей  в  самом  уголке  блеснула  серебряная  монетка.

— Вот  она! — обрадовался  Саша. – Испугалась  нас  и  нашлась! Спасибо тебе. Выходи  во  двор. Ребята  не  тронут! Я  сейчас, только  за хлебом  сбегаю!

Он  съехал  по  перилам  вниз. Из  тёмного  пролёта  лестницы  весело донеслось:

— Вы — хо — ди!..

№ 1. Укажи жанр произведения.          1) сказка;               2) стихотворение;          3) рассказ.

№ 2. На  кого  жаловался  Толя  своей  матери?                                                                                                     1) на  бабушку;                     2) на Сашу;                    3) на  ребят.
№  3.  Где   ребята  обижали Толю?     1)  в школе;       2) во дворе;       3)  в гостях.

№ 4. Какой   совет   дала   мама   сыну?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… .

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………..

№ 5.  Где  произошла  встреча  Толи  и  Саши?
1)  у   Толи   дома;            2) на  лестничной  площадке;                3) в  школе.

№ 6. Что потерял Саша?               1) монетку;                   2)   игрушку;                     3) ручку.

№ 7. Что  нужно  было купить  Саше?     1)   молоко;        2)   картошку;       3) хлеб.

№ 8. Кто   нашёл   потерянную   монетку?           1)  Толя;         2)  Саша;       3) мама.                                                                                                               № 9. За что Саша  поблагодарил Толю?  

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……….. 

№ 10. Почему Саша сразу не позвал Толю на помощь?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………..

№  11. Почему  Толя решил помочь  Саше?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………..

№ 12. Кто из ребят пользовался авторитетом у друзей?    1) Толя;          2)  Андрей;       3) Саша.

№ 13.  Раздели рассказ  на 3 части.  Составь и запиши план к тексту.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……….                                                                                                 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… .

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… .

№ 14. Подумай и подчеркни  те слова в тексте, в которых заключена главная мысль этого рассказа.

Работа № 8. 

Прочитай рассказ Валентины Осеевой  «Печенье». Выполни задания.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за  стол. Вова  придвинул тарелку к себе.

— Дели  по  одному, — строго  сказал  Миша.

Мальчики  высыпали  всё  печенье  на  стол  и  разложили  его  на  две  кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша  смерил  глазами  кучки:

— Ровно… Бабушка, налей  нам  чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! – говорил  Миша.

— Угу! — отзывался  с   набитым  ртом  Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу  и  вылез  из-за стола. Миша  доел  последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел  на  бабушку — она  жевала  корочку  чёрного  хлеба…

№ 1. Укажи  героев   рассказа.

Мама,   папа,    бабушка,   дедушка,   Миша,   Вова.                                                                                   № 2. Кто  съел   всё  печенье?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 3. Восстанови  последовательность  событий.
            Кучки  печенья  быстро  уменьшались.
            Бабушка  весело  звенела  чашками.
            Он  посмотрел  на  бабушку – она  жевала  корочку  хлеба.                                                     № 4.  Укажи, чьи  это слова?      —  Дели   по  одному.
 Мамы,  бабушки,   Миши,   Вовы.                                                                                                           № 5.   Укажи, какими были  мальчики?

Добрые,  заботливые,  жадные,  невоспитанные.

№ 6. Подчеркни в тексте ответ на вопрос: Что делала мама, когда печенье было съедено?
№ 7. 
Почему  мальчики  не  поделились  печеньем  с  бабушкой  и  мамой?    

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8.  Как   нужно  было разделить печенье?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 9. 

Прочитай  рассказ  В. Осеевой «Случай».

Мама  подарила  Коле  цветные  карандаши. Однажды  к  Коле  пришёл  его товарищ  Витя.

— Давай рисовать!

Коля  положил  на  стол  коробку  с  карандашами. Там  было  только  три карандаша:  красный, зелёный  и  синий.

— А  где  же  остальные? — спросил Витя. Коля  пожал  плечами.

— Да  я  раздал  их: коричневый  взяла  подружка  сестры — ей  нужно  было раскрасить  крышу  дома; розовый  и  голубой  я  подарил одной  девочке  с нашего  двора — она  свои  потеряла… А  чёрный  и  жёлтый  взял  у  меня  Петя — у него как раз таких не хватало…

— Но  ведь ты  сам  остался  без  карандашей! — удивился  товарищ. — Разве  они  тебе  не  нужны?

— Нет, очень  нужны, но  всё  такие случаи, что  никак  нельзя  не  дать!

Витя  взял  из  коробки  карандаши, повертел  их  в  руках  и  сказал:

— Всё  равно  ты  кому-нибудь  отдашь, так  уж  лучше  дай  мне. У  меня ни одного  цветного карандаша  нет!

Коля  посмотрел  на  пустую  коробку.

— Ну, бери… раз  уж  такой  случай… — пробормотал  он.

Ответь на вопросы.

№ 1. Какой подарок получил Коля?
1) цветную  бумагу;          2) пластилин;       3) цветные карандаши.

№ 2. Кто сделал Коле подарок?  1) папа;    2)  мама;   3)  бабушка.
№ 3. Сколько карандашей в коробке у  Коли обнаружил Витя?
  ………..                                   № 4. Почему Коля раздавал карандаши?  

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………..

№ 5. Кому  Коля отдал  розовый  и  голубой  карандаш?
1) девочке из двора;      2) другу;      3)  подруге   сестры.

№ 6. Кто взял  у Коли чёрный и жёлтый карандаши? 1)  Витя;    2)  мама;   3) Петя.

№ 7. Кому нужно было раскрасить крышу дома?

1) Коле;       2) Вите;        3)  подружке   сестры.

№ 8. Чему был удивлен Витя?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

№ 9. Какое объяснение дал  Коля  Вите, зачем он  раздал карандаши?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

№ 10. Были  ли  у  Вити  свои  цветные карандаши?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

№ 11. Правильно ли  поступил Коля, раздарив мамин подарок? Почему?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа № 10. 

Прочитай  рассказ  ВОсеевой «Сыновья».

Две  женщины  брали  воду  из  колодца. Подошла  к  ним третья. И  старенький старичок  на  камушек  отдохнуть  присел.  Вот  говорит  одна  женщина  другой:
    – Мой  сынок  ловок  да  силён,  никто  с  ним  не  сладит.
    – А  мой  поёт,  как  соловей.  Ни  у  кого  голоса  такого  нет, –  говорит  другая.
    А  третья  молчит.
    – Что  же ты  про  своего  сына  не  скажешь? – спрашивают  её  соседки.
    – Что  ж  сказать? – говорит женщина. – Ничего  в  нём  особенного  нету.
            Вот  набрали  женщины  полные  вёдра  и  пошли. А  старичок – за  ними.  Идут женщины,  останавливаются.
  Болят  руки,  плещется  вода,  ломит  спину. Вдруг  навстречу три  мальчика  выбегают. Один  через  голову  кувыркается, колесом  ходит  – любуются  им женщины.  Другой  песню поёт, соловьём  заливается – заслушались  его  женщины. А третий к  матери  подбежал, взял  у  неё  вёдра  тяжёлые  и  потащил  их.                                        Спрашивают  женщины  старичка:

   Ну,  что?  Каковы  наши  сыновья?
 – А  где  ж  они? – отвечает  старик. – Я  только  одного  сына  вижу!
Ответь  на  вопросы, выполни задания.

№ 1. Откуда  женщины  брали  воду?    1)  из  колодца     2)  из  речки        3)  из  ведра

№ 2. Кто  присел  отдохнуть  рядом  на  камушек?

     1) мужчина       2) женщина      3) старичок

№ 3. Что  особенного  у  сына  первой  женщины?

  1. Он   хорошо поёт               2) он умён        3) он ловок и силён

№ 4.  Чем  отличился  сын  второй  женщины?

  1. он  хорошо  учится       2)  он  хорошо  поёт       3) он  помогает  своей  маме

№ 5. Спиши  предложение, где  говорится,  что  мамам  было  тяжело  нести воду.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 6. Что  сделал  первый  мальчик,  когда  выбежал  навстречу  женщинам?

  1. запел  песню         2)  взял  вёдра        3) перекувыркнулся  через  голову

№ 7. Какой  мальчик  взял  вёдра  у  матери?

  1. первый  мальчик          2) второй  мальчик        3) третий  мальчик

№ 8. Сколько  сыновей  увидел  старичок?    1) одного        2) двух      3) трёх

№ 9.  Как  можно  назвать  сына, который  помог  маме  донести  воду?

1) трудолюбивый     2)  заботливый      3) сильный

№ 10. Какой  вопрос  задали  женщины   старичку?

____________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

№ 11. Чему  учит этот  рассказ?

___________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

№ 12. Раздели  текст  на  3  части,  составь  и  запиши  к  нему  план.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 11. 

Прочитай  тексты. Выполни задания.

         Собаки бывают домашние, охотничьи,  ездовые, поводыри для слепых. Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. У  них  чуткий  нюх и прекрасный  слух. Собаки хорошие  и преданные  друзья. Люди вывели много разных пород собак. Наиболее  из  них известны — овчарка, пудель, такса, бульдог, доберман.                                                 Домашние кошки знакомы всякому. Дети  очень любят играть с котятами, брать их на руки, ласкать. Но кошки не любят сидеть на месте. Они охотницы и ловят  мышей и птиц. Кошки – хищные животные, родственницы  львов  и тигров. Существуют разные породы кошек: сиамская, персидская, британская, русская голубая.                                                 Многие люди с удовольствием  заводят  дома  кошек и собак. Но нужно помнить, что домашние питомцы требуют заботы и ухода.                                                                                                                                                      № 1. Напиши  в скобках, о ком идёт речь.

  1. Они бывают домашние, охотничьи, ездовые.  ( ………………………………………………………..  ).
  2. Они охотницы и ловят  мышей и птиц. ( ……………………………………………………….  ).
  3. Они не любят сидеть на месте. ( ………………………………………………………..  ).
  4. Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. ………………………………………………………  ).    

№ 2. Почему собаки помогают человеку на охоте?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

№ 3.  Почему  люди заводят собак?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………      

№ 4. Охотничьими считаются  собаки, которые…                                                                               1) охраняют  дом;               2) перевозят людей;           3) помогают на охоте.                                           № 5. Как ты  понимаешь выражение: «поводыри для  слепых»?                                                                                            1) собаки, которые  указывают путь людям;                                                                                                 2) собаки, которые переводят слепых  людей;                                                                                          3)  собаки, которые помогают пастухам.

№ 6. Допиши предложение.  

Кошки – хищные животные, родственницы…………………………………………………………………………………………………………………….      

№ 7. Что особенно любят делать дети с котятами?

1) поить молоком;     2) гулять с ними;     3) играть, брать на руки, ласкать.                                   № 8.  Выбери лишнее  слово. Объясни.                            

1) овчарка, пудель, такса, сиамская, доберман.                                                                                    2) сиамская, персидская, бульдог, русская голубая.                                                                                                                             № 9.  Что требуют по отношению к себе домашние питомцы?                                                                                                                                        

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….    

Работа № 12. 

Прочитай  текст «Как  Андрейка перевёз Нину». Выполни задания, ответь на вопросы.

Андрейка и Нина дружили. Они часто вместе возвращались из школы.                         Вот и в этот весенний денёк  Андрейка и Нина  шли  из школы домой. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.  Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина. Андрейка быстро перешёл через ручеёк и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?
— Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?

Мальчик вернулся назад, подошёл к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевёз её.      ( По В. Сухомлинскому)                                                            

№ 1. Определи жанр произведения.       1) стихотворение          2) сказка          3)    рассказ

№ 2. Напиши имена главных героев.

____________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________  

№ 3. Откуда шли дети?

____________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________  

№ 4. Как ты понимаешь слово «овражек», что это?

    1) ручеёк                     2) холмик                 3) углубление  в  земле

№ 5.  Укажи  время  года, о котором  идёт речь в тексте.

     1) лето                         2) весна                    3) зима

№ 6. Подчеркни синим карандашом предложение, которое  указывает на это время  года.

№ 7.  Какой   был  ручеёк  в овраге?      1)  бурливый               2)   звонкий              3) быстрый

№ 8. Что  значит «бурливый»?        1)  разговорчивый         2) непослушный     3) бурный

№ 9. Почему мальчику стало стыдно?

  1. он  не выучил   уроки       2) он  сначала забыл про  Нину      3)  он опоздал в школу

№ 7. Какой выход из ситуации предложил мальчик? Подчеркни предложение в тексте зелёным карандашом.

№ 8. Как ты думаешь, чему учит этот рассказ?

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

№ 9. Составь  и запиши план к тексту.

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

№ 10. Выпиши  из  текста  последнее предложение.

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________________________________  

Работа № 13. 

Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.

    Сосульки на крышах подтаивали. С их острых кончиков падали крупные капли. В водосточных трубах грохотало. Прохожие испуганно отскакивали, а на тротуар вываливались из труб глыбы льда.

По дороге в школу Кирилке очень посчастливилось. Что-то блеснуло у него под ногами. Кирилка нагнулся и поднял кусочек синего стекла. Вот это удача! На первом же уроке Кирилка вынул стёклышко из кармана брюк и посмотрел в него.

Всё вокруг преобразилось. За окном надвигалась гроза: синие тучи заволокли потемневшее небо. На синей стене класса таблички со слогами «жи» и «ши» выделялись совсем плохо — ничего не стоило их забыть.

Синяя учительница стояла за учительским столом. Синяя Света Курочкина писала синим мелом на доске, похожей на чёрное озеро. А у Петьки Баркова был совершенно синий нос. Кирилка не выдержал и тихонько фыркнул. Валентина Фёдоровна обернулась: «Кирилл Дроздов, по-моему, ты занят чем-то посторонним!». Но стёклышко она не заметила: Кирилка поспешно спрятал его в карман. (По Т. Котовщикову)

№ 1. Какой это текст?    1) сказка             2) рассказ           3) стихотворение  

№ 2.Укажи фамилию Кирилла:  1)  Курочкин                2) Барков            3) Дроздов

№ 3.Что нашёл Кирилл по дороге в школу?

1)таблички со слогами «жи» и «ши»     2) глыбу льда       3)кусочек синего стекла

№ 4.Чем занимался Кирилл на уроке?

1)Внимательно слушал учительницу.

2) Смотрел по сторонам через стеклышко.

3)Писал на доске мелом.

№ 5.Где Кирилл спрятал своё стёклышко?                                                                                         1) в кармане       2) в портфеле         3) в водосточной трубе

№ 6.Укажи слово, близкое по значению слову преобразилось.

 1)подтаяло            2)сломалось          3) изменилось

№ 7.Почему Кирилке всё вокруг казалось в синем цвете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8.Почему прохожие отскакивали в сторону от водосточных труб?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 9.Почему учительница решила, что Кирилл не работал на уроке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 10.Выпиши из текста предложение, подтверждающие, что действия, описанные в тексте, происходили весной.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 11. Составь и запиши план к тексту.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 14. 

Прочитай рассказ  Д. Тихомирова  «Находка».

            Раз  иду  я мимо оврага  и  слышу: кто – то  в  овраге  жалобно скулит. Я спустился  в  овраг  и  вижу крошечного  щеночка. Когда   я  подошёл  к  щенку, он  ещё  жалобнее  стал плакать. Я  взял  щенка на  руки. Он  был ещё слепенький. Кожа  на нём сморщилась. Он  дрожал  всем  телом  и  всё плакал жалобно.                                                                 Принёс  я  щенка домой  и  выпросил у матери молочка. Налил  в  миску и поставил  щенку. Но  щенок  не  видит молоко и тычется  во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой  в молоко и  подержала немного. Щенок  стал лакать  и  перестал плакать.        

            С тех пор я подружился  с моей собачкой, поил  и кормил её. Мы  дали  собачке  кличку – Находка. Находка  жила  у  нас  долго  и очень любила  меня.

№ 1. Допиши предложения.  Мальчик  нашёл  щенка  в      ………………………………………………………………………….  

Он  выпросил для  собачки   у мамы …………………………………………………………………………………………………    

Щенок  стал  лакать и перестал  …………………………………………………………………………………………………    

Собачку  назвали   …………………………………………………………………………………………………    

№ 2. Почему  собачку  так  назвали?

  1. Она  легко могла найти то, что потерялось.
  2. Мама  нашла  её   на   улице.
  3. Мальчик нашёл её в овраге.

№ 3.   Какой  был  щенок? Подчеркни  подходящие  слова.                                                                             Крупный,  крошечный,   зрячий,   слепенький,   весёлый,  грустный.                                                        

№ 4. Выпиши  из текста слова, которые рассказывают, как вёл  себя  щенок  в овраге.                                                                                                                                          Скулил, ……………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………    

№ 5.  Запиши  по порядку действия, которые расскажут, как  мальчик  спас щенка.  

Спустился   в  овраг, ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..      

№ 6. Опиши характер мальчика. Подчеркни подходящие слова.                                               Добрый,   злой,   беззаботный,   заботливый,   жалостливый,   невнимательный.                                           № 7. Подчеркни в тексте предложение, в котором указано, кто ухаживал за щенком.                                                                                                                                         № 8. Выбери предложение, которым закончился рассказ.                                                                  1) Я  взял  щенка на  руки.

2) Мы  дали  собачке  кличку – Находка.                                                                                                          3)  Находка  жила  у  нас  долго  и очень любила  меня.                                      

Дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются искать Синюю птицу, символ лучшего будущего, когда люди будут «все знать и все видеть». В сопровождении Света, Огня, Молока, Воды, Сахара, Пса и Кота они навещают Прошедшее и Будущее и, испытав много страхов и ужасов, а также сомнений и радости, возвращаются домой ни с чем. Волшебная птица так и не встретилась им. Но вот, по просьбе зашедшей в дом соседки Тильтиль дарит ее больной внучке своего ручного голубя, и через минуту в комнату вбегает исцеленная девочка. В чертах ее мальчик угадывает лицо Света, а в голубе ему мерещится Синяя птица. Но голубь в этот раз улетает, и мальчик говорит, обращаясь в зал: «Если вы когда-нибудь поймаете Синюю птицу, отдайте ее нам, она нам нужна, чтобы быть счастливыми».

Дети у Метерлинка — образ всего человечества с его неведением и беззащитностью. И человек, и вещи, которые его окружают, живут своей внутренней жизнью, имеют душу и право на бессмертие. Фантастика сказки наполняет чувством философскую идею пьесы, усиливает ее поэзию и человечность. Настоящее, с точки зрения Метерлинка, содержит в себе и прошлое, и будущее, и его суть — это суть человеческой личности. Телесное и духовное бытие человека взаимосвязаны. Во Сне можно вернуться в то, что было, и провидеть то, что будет. Память сохраняет все преходящее, невесомое, быстротечное, сохраняет яркий чувственный образ действительности. Изображая обыденную жизнь, Метерлинк делает ее недоступной обыденному сознанию. Только детям раскрывается реальность волшебной сказки, потому что игра — чудесное свойство их сознания, она позволяет «все видеть в истинном свете».

Метерлинк далек от умиротворенного видения мира. В душе он романтик, и, хотя в выражении своих мыслей он спокоен, читатель или зритель чувствует обуревающие его раздумья. Метерлинк — фламандец, уроженец Гента. Добродушие столь же свойственно Фландрии, сколь и мрачный трагизм. Отсюда проистекает та раздвоенность, которая позволяет ему писать столь различные вещи, как оптимистическая «Синяя птица» и мистически страшные «Слепые».

62489В 1911 году Метерлинк получил Нобелевскую премию, которая досталась ему не только как драматургу, но и как философу. Драмы писателя служат иллюстрацией к его философским размышлениям, изложенным в книгах «Сокровище смиренных», «Двойной сад», «Мудрость и судьба», «Жизнь пчел», «Жизнь термитов», «Жизнь муравьев», «Разум цветов».

Первое, что останавливает на себе внимание в философских сочинениях Метерлинка, — это мысль о бессилии выразить живой речью то, что шевелится в глубинах души. О том, что истинная жизнь неподвижна, что она не требует проявления в движении, в бунте страстей. Что человеку полезно вникать в свои скорби и горести: «Скорбь возвращает нам то, что наша душа одолжила ей в счастливые дни». Человечество страдает, но ему нужно говорить слова утешения, уверять его в том, что все в порядке. Мы окружены тайною и не знаем, чем она разрешится. Тем не менее, жить надобно, и по возможности счастливо и благородно.

Рассказывая о жизни пчел, Метерлинк обращает внимание на моральную сторону отношений в улье. Пчела живет исключительно для будущего, она трудится не для себя, а для потомства. Все, что ведет к усилению и благополучию вида, справедливо, даже если кажется жестоким и неправедным.

Будучи специалистом по западной литературе, Александр Блок, изучая символистские драмы Метерлинка, заметил, что бельгийский писатель превратил в пьесах «человеческий голос в шепот, лишил людей их свободных движений, воздуха и света». Это замечание справедливо для всех символистов, включая и самого Блока. Метерлинк отказался от действия и от слова в их прежнем значении. Его персонажи всматриваются в таинство вечности, они своего рода марионетки. Не поддающиеся персонификации общественные силы принимают у Метерлинка символическое выражение. Пьесы «Непрошенная». «Там, внутри», «Семь принцесс», «Аглавена и Селизетта», «Монна Ванна», «Ариана и Синяя Борода» можно назвать драмами рока, непредотвратимой и неумолимой судьбы.

Не случайно Клод Дебюсси, полагавший, что «музыка существует для невыразимого», нашел идеальный материал для своих замыслов в пьесе Метерлинка «Пелеас и Мелисандра» и написал тонкую, нежную, грустную музыку, ставшую для многих любимой и близкой. История Пелеаса и Мелисандры — новый вариант истории Тристана и Изольды, Франчески и Паоло, еще один рассказ о фатальном и бессмертном любовном чувстве. Когда два живых существа встречаются друг с другом в первый раз, между ними происходит обмен тайнами жизни и смерти, и они не вольны воспрепятствовать этим духовным связям.

В драмах Метерлинка на первый план выступает подтекст, настроение. Именно через настроение мы открываем путь к истинной духовно-содержательной жизни. Ведь она протекает мимо слова и вопреки ему. Музыка Дебюсси сказала то, перед чем слова были бессильны.

Как истинный писатель-символист, Метерлинк утверждал в «Эссе о бессмертии»: «Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».

Теги:

философы,
жизненные позиции,
писатели,
мировоззрение,
премия,
популярность,
истина,
литература,
философия,
Морис Метерлинк,
синяя птица

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Антон Павлович Чехов славится своими короткими сатирическими рассказами. Он раскрывает множество бытовых проблем человека, а также его пороки. До сих пор рассказы автора имеют актуальность. Она выражена в бытовом описании и диалогах, которые мы встречаем по сей день. В основу многих сюжетных линий входит комическое непонимание участников беседы — «разговор глухих». На этом и строится рассказ «Злоумышленник». 

История создания

История написания рассказа «Злоумышленник» представляет собой довольно интересные факты:

  • Рассказ «Злоумышленник» входит в первый сборник автора — «Пестрые рассказы». Впервые опубликован 7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чахонте. 
  • Многие приходят к мнению, что прототипом главного героя, Дениса Григорьева, является крестьянин Никита Пантюхин, который проживал в селе Красково. Особенно схожа манера речи и некоторые фразы, но главное — Пантюхин откручивал гайки, не придавая этому никакого значения. Но сам Чехов утверждал, что написал рассказ с обобщенными образами. 
  • Основная проблема, описанная Чеховым, была распространенным явлением в то время. Люди действительно массово воровали гайки и приводили в негодность железную дорогу.

Жанр, направление

Антон Павлович Чехов относится к писателям-реалистам, поэтому направление – реализм. Произведение «Злоумышленник» написано в жанре юмористического рассказа. Автор высмеивает поведение и характер героев. А также этому жанру присущи следующие черты: 

  • небольшой объем слов; 
  • текст построен в виде диалога; 
  • в центре сюжета – одна сцена; 
  • всего два действующих лица, на которых построен весь рассказ.

Суть: о чем рассказ?

Автор начинает свое повествование со сцены, которая происходит в зале суда. Главного героя, Дениса Григорьева, обвиняют в порче железной дороги (имеется в виду откручивание гаек с рельсов). Следователь тщательно опрашивает героя и обвиняет его в краже. Он объясняет, что Денис мог убить большое количество людей, так как поезд может сойти с некрепких рельсов. 

Григорьев признает свою вину, но считает, что для обычных мужиков – это нормальное дело. Они на эти гайки ловят рыбу, чтобы хоть как-то прокормиться, так как из гаек делают грузило. Но обвиняемый не признает, что по его вине могли погибнуть люди, так как они тщательно выбирают места, откуда можно открутить гайку. В конце рассказа Григорьева заключают под стражу и отправляют в тюрьму. 

Краткое содержание рассказа и отзыв для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика 

Характеристика героев рассказа «Злоумышленник» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

Денис Григорьев В начале автор дает ему небольшую характеристику: тощий мужик, в пестрой рубашке и портах, обросшие нечёсаные волосы, густые нависшие брови, из-за которых не видно глаз. Денис — обычный крестьянин, который пытается хоть как-то выжить. Он хорошо разбирается в ловле рыбы, а также в ее видах. Человек опытный, так как может аргументированно объяснить, почему вместо гайки нельзя использовать гвоздик или пулю. Но он искренне не понимает, в чем он так сильно провинился. Он никому не хотел зла и уж тем более не хотел никого убивать. В его действиях — только безысходность, так как нужно чем-то питаться. Честность – главная черта характера. Денис очень удивился, когда следователь начал обвинять его во лжи. Он также рассказывает, что не только у него дома хранятся гайки. Фактически, сдает всех своих мужиков следователю, сам того не понимая. 
Следователь автор не дает ему конкретной характеристики. Судя по диалогу, человек нетерпеливый и очень торопливый. Он очень чтит формальности и оценивает только фактическую сторону дела, не вникая в обстоятельства и психологические особенности обвиняемого. Поэтому выносит приговор без сочувствия. Хочет побыстрее закончить с разбирательствами. Образ следователя – собирательный образ из социального слоя чиновничества. 

Темы

Тематика рассказа «Злоумышленник» может быть дополнена. Если у Вас есть в этом необходимость, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • В тексте «Злоумышленника» раскрывается основная тема – справедливость. Формально прав следователь, который уличает преступника в преступлении и выносит приговор по закону. Но по-человечески прав Денис, которому нечем кормить семью, для которого рыбалка с ворованными снастями — единственный способ выжить. Он не может понять запрета, потому что у него нет образования. А нет его, потому что государство не реализует социальную политику. Выходит, что виноват не Денис, а те, кто в ответе за состояние простого народа.
  • Еще одна важная тема — халатность и недобросовестное отношение к государственной собственности. Крестьяне не просто так ловят рыбу и занимаются продажей сетей. Таким образом, они кормят себя и свою семью. У них нет другого выхода, но богатые люди этого попросту не замечают. Чиновникам необходимо удовлетворить свои потребности. Им безразлично, откуда у бедного крестьянина столько гаек и откуда они у него появились. Они не задумываются о том, что эти гайки разворовали с государственной железной дороги. Это безответственность со стороны государства, которое не обеспечивает условия для жизни обычного народа.
  • Тема маленького человека — тоже повод для размышления Чехова. Судьба Дениса растоптана правосудием, которое не учитывает условий его жизни и мотивов преступления. На каторгу пойдут убийцы, насильники, туда же отправится и Денис, который всего лишь не подумал о том, что нельзя воровать гайки. Он оказывается жертвой слепого государственного механизма, и ничто не может ему помочь. У Дениса остается семья, которую никто не будет содержать. Такова судьба маленького человека в большой стране.  

Проблемы

В рассказе «Злоумышленник» поднимается проблематика, которая непосредственно связана с обычными людьми во все времена:

  1. Народ. Автор на стороне крестьян. Он понимает, что им тоже нужно на что-то жить. Они не имеют никаких доходов, только лишь ловят рыбу и продают рыбацкие снасти. Обычный человек оказывается на шаг ближе к тюрьме, сам того не подозревая. Ограниченные возможности дохода подталкивают мужиков воровать гайки с рельсов. Но они не понимают, что это может привести к катастрофе и уголовной ответственности, за которой последует наказание. 
  2. Социальная несправедливость. Злоумышленник – человек, который намерено причиняет вред окружающим. Но крестьяне такими не являются, до воровства их доводит бедность, а до порчи дорог — невежество. Эти бедные люди понятия не имеют, что совершают зло. Но до этого нет никому никакого дела. Следователь видит преступление по факту и поступает по закону, ему не хочется в чем-то разбираться. 
  3. Власть и насилие. Дениса задержали по нелепой случайности, так как в действительности никто не следит за железнодорожными путями. На Григорьева стараются повесить не только воровство гаек, но и убийство, которое произошло год назад. Необразованным людям никто не объяснял наличие законов и то, как они действуют. Власти нужен один обвиняемый. А то, что их там целое село – никого не волнует. Один будет нести наказание за всех. 
  4. Взаимное непонимание. Следователь указывает Григорьеву на крушение поезда и складывает похищение гаек в одну картину. Он понимает, почему тогда погибли люди. Но мужик расценивает это по-своему. Он трактует «понимание» так, что присуще это только образованным людям. Ум Дениса не может прийти к какому-то умозаключению. А в конце, когда следователь обвиняет его в краже, мужик не понимает, что происходит, так как ему нужно ехать на ярмарку. 
  5. Нищета. Крестьяне вынуждены идти на крайние меры, чтобы обеспечить жен и детей. Рыбалка и продажа снастей — все, на что они могут рассчитывать, ведь никто не дал им ни бесплатного образования, ни помощи в трудоустройстве. Народ представлен сам себе.

Основная идея

Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию. Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села. 

Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения. 

Чему учит? 

Автор учит своего читателя видеть проблему во всем ее многообразии и не делать поспешных выводов. Легко повесить всю вину на того, кто не сможет дать отпор, но этого ничего не изменится, и аварии не прекратятся. Мораль произведения «Злоумышленник» такова – все нужно делать по совести: если люди массово ворую гайки не от хорошей жизни, значит, нужно бороться с нищетой, а не с народом.

Истинный злоумышленник тот, который заботится только о себе — то есть господин, покупающий особые рыболовные снасти. В первую очередь, он удовлетворяет свои потребности, забывая, что он сам может оказаться на волоске от смерти. Таков вывод из рассказа «Злоумышленник».

Критика 

Критики не обошли рассказ своим вниманием. Они особенно отличали естественность и правдоподобие прозы Чехова:

Л. Е. Оболенский: «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют и быт и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью — свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самое необходимое, а в то же время взволновать и чувство ваше и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в существе не злые люди, и оба не понимают друг друга. Подумайте только над этим, и вы поймете, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах.» (Л. Е. Оболенский, критическое обозрение «Обо всем», «Русское богатство», 1886 г., № 12) 

Образ злоумышленника понравился многим рецензентам:

К. Арсеньев: «В „Злоумышленнике» чрезвычайно живо обрисован крестьянин, сделавшийся преступником сам того не зная и не понимая…» (К. Арсеньев, статья «Беллетристы последнего времени», «Вестник Европы», 1887 г., № 12) 

Даже признанные акулы пера благосклонно отнеслись к ранним рассказам Чехова:

Л. Н. Толстой: «„Злоумышленник» — превосходный рассказ… Я его раз сто читал.» (отзыв Л. Н. Толстого в воспоминаниях Д. П. Маковицкого, «Из дневника Д. П. Маковицкого», запись от 1 марта 1906 г.) 

Автор: Полина Цимкина

Метки: 7 класс8 классАнтон Чеховразборрассказ Злоумышленник

Читайте также:

Пришвин Михаил рассказ «Лисичкин хлеб»

Читательский дневник по рассказу «Лисичкин хлеб» Михаила Пришвина

Автор: Пришвин Михаил.

Название: «Лисичкин хлеб».

Число страниц: 3.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочка Зина, автор.

Характеристика главных героев:

Зина — маленькая и любопытная девочка.

Автор — молодой мужчина, который любит гулять в лесу и собирать плоды.

Умный и предусмотрительный.

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб»

Автор возвращается из леса и приносит Зине различные подарки.

Он разгружает сумку и рассказывает, что удалось собрать сегодня.

Он достаёт убитых птиц.

Он показывает древесную смолу, которой деревья лечат ранки.

На дне сумки оказывается кусок хлеба и автор говорит, что это лисичкин.

Зина с аппетитом съедает хлеб.

С тех пор девочка всегда ждала из леса лисичкин хлеб и охотно его кушала.

План рассказа:

  1. Полная сумка.
  2. Птицы.
  3. Ягоды.
  4. Смола.
  5. Травы.
  6. Заячья капуста.
  7. Самый вкусный хлеб.

Основная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»

Главная мысль рассказа состоит в том, что к любому ребёнку можно найти подход и преподнести обычные вещи по-другому.

Основная идея рассказа в том, что необычное кажется лучше.

Чему учит рассказ

Произведение учит любить природу и бережно относиться к ней.

Учит быть благодарным за те дары, которые она нам даёт.

Учит нас верить в волшебство, чудо.

Краткий отзыв о рассказе «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что в природе много интересного и занимательного.

Героиня произведения интересовалась животными и растениями.

Её привлекал хлеб, который она считала лисичкиным.

Это интересный и познавательный рассказ.

Автору удалось много поведать о чудесах природы.

Мне понравился хитрый рассказчик, который нашёл способ накормить девочку.

И мне понравилась Зина, которая была любознательной и пытливой.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что много знаний не бывает.

Чем больше человек узнаёт, тем лучше понимает окружающий мир.

Пословицы к произведению:

  • Хлеб — всему голова.
  • Не хлебом единым сыт человек.
  • Какой лес без чудес.
  • Кто много знает, тот много разгадает.
  • Знания дороже богатства.

Словарь неизвестных слов

  • Копуля — копуша, тот, кто долго собирается.
  • Смола — липучая жидкость, которую выделяют деревья.
  • Терентий — тетерев.

Отрывок, поразивший больше всего:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья…

— А это — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший!

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» М. Пришвина

Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
  • Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание

М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.

И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод:

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.

Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:

Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.

Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.

Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.

Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.

Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.

Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.

С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.

Главная мысль:

Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.

Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Сюжет рассказа «Лисичкин хлеб» Пришвин

«Лисичкин хлеб» Пришвин краткое содержание произведения:

Рассказчик провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала рассказчик показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Рассказчик высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но рассказчик не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

Главная мысль:

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Заключение:

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте. Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Также можно прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.

Видео прочтение Лисичкин Хлеб Пришвин

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.

«Лисичкин хлеб» читательский дневник

«Лисичкин хлеб» читательский дневник

«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный чёрный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Главные герои

Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.

Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

Сюжет

Автор провёл в лесу целый день и по возвращении домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается берёзовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды: голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валериану, кукушкины слёзы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного чёрного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась: откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

План пересказа

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик.
  3. Лесные ягоды и грибы.
  4. Сосновая смола и травы.
  5. Кусочек хлеба.
  6. Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться ей и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своём удивительном разнообразии: она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

lisichkin hleb e1561678765164

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.

Пословицы

  • Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
  • Есть привычка, есть и отвычка.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не корми меня тем, чего я не ем.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей и с большим трепетом относится к ним.

Бианки «Сова» главная мысль. Чему учит?

polyarnaya sova belayaПолезное

Главная мысль сказки «Сова» Бианки:

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи! Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Чему учит рассказ «Сова» Бианки?

Этот рассказ учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.
Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

«Сова» для читательского дневника

Дед пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не хочет с ней дружить
Сова обиделась на старика и улетела. А мыши увидели, что их никто не ловит и вышли на разбой, гнезда шмелей начали разорять. Мыши разорили все гнезда шмелей. Шмели улетели с поля и перестали клевер опылять. Не стало клевера у деда, а у коровы пропало молоко.
Пошел старик на поклон к сове, прощение просить.
Сова простила дела и отправилась на охоту, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился. У коровы молоко снова появилось. Старику снова мог пить чай с молоком и с Совой дружить. Жили они рядом в мире и согласии, не обижая друг дргуа.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Анализ сказки «Сова»

Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.

Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.

После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.

Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.

Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.

Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.

Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.

На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.

О чем сказка Бианки – сюжет

Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.

Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.

Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.

А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.

Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.

Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.

Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.

Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.

Сочинение о сказке Бианки

Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.

Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.

Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Бианки Виталий сказка «Сова»

Читательский дневник по сказке «Сова» Виталия Бианки

Автор: Бианки, Виталий Валентинович

Название произведения: «Сова»

Число страниц: 3

Жанр: сказка о животных.

Главные герои: старик, сова.

Второстепенные герои: мыши, шмели, корова.

Характеристика главных героев:

Сова — мудрая и умная птица.

Не раз предупреждала старика о беде, но он её не слушал.

Старик — глупый и наивный.

Не захотел дружить с совой и не слушал её советов.

Из-за своей гордости и пострадал.

Характеристика второстепенных героев:

Мыши, корова, шмели — зависят друг от друга.

Краткое содержание сказки «Сова»

Любил один старик побелить чай молоком.

Но повздорил он как-то с соседкой Совой.

Рассердилась Сова и перестала летать по ночам на поле старика и ловить там мышей.

А мыши стали ночами бегать по полю, гнёзда шмелей разорять.

Улетели шмели с поля.

Не уродился без шмелей клевер.

Нечего стало есть корове.

Исчезло у неё молоко.

Пришлось старику просить прощения у совы.

Стала сова мышей ловить, вернулись шмели, расцвёл клевер.

Дала корова молоко, и стал старик чай белить.

План рассказа:

  1. Ссора старика и совы.
  2. Наглые мыши.
  3. Улетевшие шмели.
  4. Исчезновение клевера.
  5. Отсутствие молока.
  6. Прощение.
  7. Всё становится как прежде.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Сова» Виталия Бианки

Основная мысль рассказа «Сова»

Главная мысль рассказа в том, что всё в природе взаимосвязано.

Основная идея рассказа в том, что нельзя нарушать природные связи.

Чему учит рассказ

Сказка учит бережно относиться к природе, не нарушать устоявшихся связей.

Учит уважать своих соседей.

Учит уметь прощать.

Краткий отзыв о рассказе «Сова» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что экологическое равновесие в природе вещь очень хрупкая, но важная.

Если нарушить хоть одну связь, может рухнуть вся система.

Это очень интересная, познавательная и увлекательная сказка.

Автору удалось написать произведение на тему экологии.

Он в простой форме показал, как меняется природа, если в ней что-то изменить, нарушить.

Мне понравилась умная сова, которая понимала к чему может привести упрямство и гордость старика.

Она сама пострадала, ведь мыши исчезли, а это её основная пища.

Но вытерпела и дождалась извинений.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что любой наш поступок может оказать совершенно неожиданное воздействие на природу.

А потому нужно быть очень бережными и аккуратными обращаясь с животными, птицами и растениями.

Пословицы к произведению:

  • Один за всех и все за одного.
  • Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
  • Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
  • Из-за тебя и я не в почёте.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Белить чай — наливать в него молоко.
  • Хорониться — прятаться.
  • Утекай — убегай.
  • Цветень — пыльца.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

  • Чему учит рассказ пожарные собаки толстого
  • Чему учит рассказ принцесса на горошине
  • Чему учит рассказ петька на даче
  • Чему учит рассказ пиковая дама
  • Чему учит рассказ осеевой отомстила