Чему учит рассказ пелагея абрамова

Фдор абрамов о чем плачут лошади: краткое содержание северная деревня, начало 1970-х годов. 50-летний рассказчик с университетским образованием, но

Фёдор Абрамов — О чем плачут лошади:
Краткое содержание

Северная деревня, начало 1970-х годов. 50-летний рассказчик с университетским образованием, но «крестьянским сердцем», подкармливает на лугу колхозных лошадок. Все они из породы неказистых, но выносливых «мёзенок». «Добрых, умных животных», о которых теперь, в эпоху тракторов, плохо заботятся. И лошадки приуныли, сгорбились, смирились со своей участью. Только Рыжуха (Клара) смотрит бодро и всегда приветствует своего покровителя. В этот раз она стояла и плакала. А потом объяснила, что на дальнем покосе услышала от старой кобылы Забавы удивительные песни про «счастливые лошадиные времена», когда конь человеку был кормильцем, сокровищем. Лошадей любили, берегли, благодарили. Правда ли, что так было? А то здесь Рыжухе никто не верит.

Рассказчик размышляет, что значил конь для крестьянина еще не так давно. И в работе, и в дороге, и в гулянье. Ребенок рос, играя деревянной лошадкой, на крыше дома – конек, подкова – символ удачи. Он вспоминает Карько, любимца их семьи, кости которого искал, как «пушкинский вещий Олег», на месте «лесного фронта», где лошади тоже «ковали победу». Рассказчик решил не растравлять правдой боль кляч. Обманул их доверие. Сказал не забивать голову ерундой. Кинул хлеб и сбежал. Лошади смотрели ему вслед и не ели. И рассказчику стало не по себе от их тоски, будто он и сам нелепое «отжившее существо» лошадиной породы…

Читательский дневник по рассказу «О чем плачут лошади» Абрамова

Сюжет

50-летний рассказчик, оказавшись в деревне, кормит хлебом колхозных кляч. Конь уступил трактору. А когда-то был для крестьян кормильцем. И воевал, как конь рассказчика Карько, труженик «лесного фронта». Кобыла Рыжуха хочет знать: правдивы ли старые песни о «счастливых лошадиных временах»? Рассказчик не хочет ранить кляч правдой. Он кидает им хлеб и сбегает. От стыда он и себя чувствует ненужной, «отжившей» лошадкой…

Отзыв

Плач лошадей по временам, когда они с человеком вместе шли по жизни: трудились, радовались, печалились, воевали, зависели друг от друга. Тогда человек берег лошадь, как сокровище, делился с ней последним куском. Теперь лошади не нужны, есть «железные кони» (техника, трактор). Бездушная машина заменила живого кормильца. Увеличилась пропасть между человеком и природой.

Рассказчик чувствует себя трусом, предавшим детство, деревню, память о добром коне Карько. Без корней он и сам в этой жизни лишний, «отживший» свое. Рассказ учит быть благодарным, ценить жизнь, близость к природе, быть честным, сострадательным, отвечать за тех, кого приручил, призывает помнить тех, кто веками служил человеку верой и правдой, не повторять ошибок, дорожить связью с историей народа, родной природой.

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он вспоминает детство и наблюдает за лошадьми, пасущимися привязанными к колу. Нередко он брал кусочек хлеба с собой, чтобы подкармливать лошадей. Даже если хлеб прихватить не удавалось, он все равно не проходил мимо лошадей – подходил к ним, похлопывал по-дружески, подбадривал словом или трепал по губам, после чего на руках оставался лошадиный запах, который ему нравился.

С одной стороны, лошади радовали рассказчика; с другой, он испытывал к ним жалость или даже вину перед лошадьми.

Конюх, будучи часто пьяным, плохо ухаживал за лошадьми. Он мог не появляться по несколько дней, тогда у лошадей заканчивалась трава, они хотели пить и страдали от гнуса.

Лошадей кормили и деревенские жители.

Однажды на лугу рассказчик увидел свою любимую лошадь, по имени Рыжуха. Она была небольшой по размеру и невзрачной лошадью, выносливой и привыкшей к северным условиям. Изнурительный труд изуродовал ее, но Рыжуха оставалась веселой и неунывающей.

При виде рассказчика она становилась радостной, однако на этот раз не посмотрела даже на хлеб. Рассказчик заметил в ее глазах слезы и спросил у нее, что с ней? Ему будто слышались слова лошади о том, что когда-то лошадей берегли и щадили (по словам старой лошади Забавы), а другие лошади только посмеялись над этими мыслями, когда Рыжуха поделилась с ними.

Рыжуха и остальные лошади просят рассказчика раскрыть правду. Человек подтвердил эти слова: раньше лошадям отдавали последний хлеб, кормили хорошо, возвращавшуюся с работы лошадь встречала вся семья с благодарностью, лошадей каждый день чистили и мыли. Лошадь была оплотом крестьян.

Первой игрушкой крестьянского мальчика был конь из дерева. В интерьере дома можно увидеть коня на прялке, на крыше. Мать пела своим детям песни про сивку-бурку. Лошадиная подкова – символ счастья – раньше висела над каждым порогом.

Теперь не так. Например, Карько, служившего во время войны на лесоповале коня, в День Победы отправили в котел.

После того как рассказчик ушел с луга, он почувствовал, будто обманул лошадей и теперь никогда не сможет быть таким искренним с Рыжухой, как раньше. На рассказчика напала лошадиная тоска. Он почувствовал себя таким же отжившим свое животным, как и лошади.

Рассказ учит бережному отношению к животным. На примере рассказчика можно научиться не только хорошо относиться к лошадям, но и быть искренним и человечным.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Абрамов. Все произведения

О чём плачут лошади. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение представляет собой небольшой рассказ, повествующий о духовной и нравственной внутренней борьбы человека, казавшегося в непростых условиях военной блокады.

Гутманом было доложено комбату о прибытии еще девяносто двух человек. Размышляя по дороге с командиром Гутман никак не поймёт, почему в штабе никто не знает, что батальон, является одной ротой.

В произведении «Червоточина» рассказывается о том, как рушились семьи во время становления советской власти на Дону. Жила семья: отец Яков Алексеевич, мать и два сына — младший Степка и старший Максим. Степка вступает в ряды комсомольцев.

Повествование начинается с объявления по радио о смертельной болезни Сталина. Автор приводит описание семей трех девочек-школьниц, — Тамары, Гали и Ольги. Родители девочек, выслушав объявление, сделали вывод

Книга написана не для тех, кто стремиться увидеть глянцевый сюжет войны с победой, патриотизмом и подвигами. Роман Гранина открывает взгляд на ВОВ изнутри. Не от лица маршалов и генералов, которые партиями отправляли на верную гибель солдат

«О чем плачут лошади» — читательский дневник по рассказу Ф. Абрамова

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 67

Рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Федор Александрович Абрамов
Название произведения: «О чем плачут лошади»
Жанр: рассказ
Год написания: 1973
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.
Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.
Лошадь Рыжуха — «сохранила свой веселый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, ее умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей.

Краткое содержание и сюжет

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой хлеб, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой–то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный», может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Об этом она узнала от старой кобылы, с которой работала на дальнем покосе. Рыжуха хотела подбодрить своих товарищей песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…

План пересказа

1. Наблюдение за лошадьми
2. Любимая лошадь — Рыжуха
3. Лошадиный спор и слезы
4. Рассказ старой кобылы
5. Воспоминание об участии лошадей в жизни человека
6. Стыд перед лошадьми

Основная мысль

Человек стал далёк от земли, природы, потерял исконную многовековую связь с ней. А это означает, что безвозвратно потеряны былые ценности. Остались лишь воспоминания и песни о тех временах, когда люди соблюдали негласные законы, жили в ладу с природой. Раньше лошади преданно служили человеку, помогали ему в работе, использовались как транспортное средство, поэтому они очень ценились. Сейчас, с развитием современных технологий, лошади стали не нужны. Люди позабыли о том, как преданны им были эти животные.

Чему учит

Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, потому что из него я узнал много интересного о жизни лошадей. Раньше я был равнодушен к этим животным, а после прочтения рассказа они вызывают у меня симпатию и искреннее восхищение.

Вывод и мое мнение

В рассказе подняты важнейшие вопросы о взаимоотношениях, внимании, об умении ценить кого-либо. Нужно говорить о наболевшем, о том, что гложет, чтобы сделать наш мир чуточку лучше.

  • Чему учит рассказ данко
  • Чему учит книга мятная сказка
  • Чему учат сказки примеры из сказок
  • Чему учат сказки киплинга
  • Чему учат все сказки