Чему учит рассказ паустовского телеграмма

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее 1.вступительное слово учителя. настоящая добротакакая она? выскажите свою

Организация,

мотивировка учащихся на освоение нового
материала с учетом изученного ранее

1.Вступительное слово учителя.

» Настоящая
доброта…Какая она?»

Выскажите свою точку
зрения(обмен мнениями).

В понимании
старшеклассников школы, в прессе звучит, что добротой могут гордиться только
слабые люди,

доброта- это, когда
родители дают деньги на модные вещи, в нашем мире денег и бизнеса совершенно
не осталось места доброте.

— Согласны вы с этим?
Свойственно сегодня людям такое качество, как доброта?

В чем выражается
доброта?

-Паустовский в своей
жизни тоже наблюдал неоднозначное проявление доброты.

Перед вами портрет
писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., и несколько книг, к которым, может
быть, вы уже обращались.

Одна из книг
называется «Золотая роза». В ней раздумья Паустовского о
писательском труде. В книге есть глава, названная «Зарубки на
сердце», в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ
«Телеграмма».

2. Рассказ.

Рассказывает
предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил
зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа
«Телеграмма».

Паустовский писал о
людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в
произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же
дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении
остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? 

3. Беседа по рассказу.

Назовите действующих
героев рассказа. Кто является главным среди них?

Предлагаю определить
основную идею рассказа, сделать определенные выводы и ответить на вопрос,
поставленный в начале урока.

Какова тема
рассказа? (Жизнь и смерть одинокой старой женщины, покинутой дочерью
Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери.)

Найдите в тексте
предложение, в котором определяется тема.

Как бы вы определили
сюжет, какие основные картины, эпизоды выделили?

1Жизнь Катерины Петровны в старом доме. 

2Жизнь Насти в Ленинграде. 

3Похороны Катерины Петровны. 

4Переживания Насти. 

(Выслушать варианты учеников для сравнения). 


  • I ч. Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное». 

  • II ч. Дочь. «Эх, ты, сорока!» 

  • III ч. Развязка «…безмятежно уснувшая». (Смерть,
    похороны, приезд с опозданием).
     


Какой эпизод (событие, важный момент в судьбе
героев), картина, строчки вас взволновали? Может, сердце защемило, слезы
навернулись?

(Учащиеся зачитывают
отрывки).

Итак, рассказ не
оставил вас равнодушными. Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем
всех времен — проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на
помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли
проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Поговорим об этом.

— Как же создается
эмоциональный фон рассказа уже в его начале? 

(Прочитать)

— Все описываемое
происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз.
Автор рисует мрачную картину:

«Спутанная трава
в саду полегла…» (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от
дождя.) «Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли),
цепляяясь эа обветевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они как бы
растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). «Из них
назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался -‘ дождь мелкий, словно
песок, и сыпался беспрерывно,надоедливо, назойливо).

— Выделяется только
маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого,
черного, и поэтому становится грустно.

Образные оценочные
эпитеты 

Олицетворения 

Художественные детали

«Что еще
дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных
печей; пыльный «Вестник Европы»; пожелтевшие чашки; давно не
чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность,
запущенность.

«Обратите
внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие,
кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).

«Для чего автор
начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на
тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться
действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).

«Что вы узнали
об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное
состояние? Чем она живет?

» (Монологичный
ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее — известный художник,
дом «мемориальный», она «последняя обитательница» его. У
нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о
петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора
Гюго — французского писателя. Добрая — страдает от одиночества, но не
упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает
какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие,
тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

«Попытаемся
передать душевное состояние

Душевное состояние:
одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти,
не теряет надежды на приезд дочери).

«В каком эпизоде
особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем
потеряна? Чтение со слов «Как-то в конце октября…» до «…
побрела в дом».

Метафора в
предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю».
автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины
Петровны, ведь и ее как бы «позабыли», и звезды понимают это и
поэтому смотрят пронзительно.

«Какова роль
эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).

— В судьбе клена, как
он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему
некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и
олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания,
ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает.

Страдает человек ,и природа у Паустовского «сочувствует» ему.
Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.
 

(читаю письмо): «Ненаглядная моя,
— писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день.
Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того,
что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне
дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая.
Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта
осень».

_А что-то удивило в
письме?

— Удивило то, что она
как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не
переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»)
.

— А еще удивительно,
что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах
сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде,
об осени.

— Действительно,
образ Катерины Петровны очень цельный.

Она и окружающий ее
мир — единое целое.

Цель

Постановка учебной задачи и открытие новых
знаний

Пейзаж — это
действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить.
Ведь и сад, которым занимался еще ее отец, и замерзший клен, который она
жалеет, так как его «посадила давно, еще девушкой-хохотушкой», —
это все близкий ей мир, ее родная земля.

— А обратили ли вы
внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти
нет описаний природы. Почему?

— Речь идет о большом
городе, какая же там природа?

— Не в этом дело, и в
Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю, просто Насте некогда было
увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.

— А я думаю, что она
была недобрым, черствым человеком, такие обычно не видят природу, она им не
нужна в жизни

Обращаемся к образу
Насти. Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?

— Она секретарь в
Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов — все это
проходило через ее руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не
вписывалось в канву ее жизни.

Что позволяет нам
думать о какой-то раздвоенности сознания Насти?

— Она не видела мать
три года, а письмо сразу не стала читать.

— Я думаю, что письмо
вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась
совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.

— Когда она прочитала
письмо, то ^ вслух назвала одну причину, ненастоящую: «Куда там сейчас
ехать. Разве отсюда вырвешься!» А на самом деле ей просто не хотелось
ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские
слезы, скука.

— С одной стороны,
она смогла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой —
не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая, возможно, умирала
в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку.

— Как проявила себя
Настя в организации выставки художника Тимофеева?

Ребята отмечают
настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горячую
заинтересованность, внимание к судьбе художника. («Ну что ж, будем
драться вместе», — сказала Настя.)

— Как оценили
деятельность Насти художники?

-«…Седой
вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке.

— Благодарю…
Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то
у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как
дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю!

Мысль, брошенная
стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи…»

— А каково авторское
отношение к Насте? (Авторская позиция.)

— Прямых авторских
оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает
самолюбование Насти. «…Настя нравилась сама себе. Художники звали ее
Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

— Глаза — зеркало
человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!

— Пустые глаза
говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами.
Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.

-Учащиеся находят
такой прием как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская
позиция.

-Настя почувствовала
на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

— Почему именно
Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

В поисках ответа на
этот вопрос приходим к выводу: Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению
Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека. «А
письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие
гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»

— И автор, и великий
сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.

— Настя получает
телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Для нас важна реакция на
телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя?
Скомкала телеграмму и нахмурилась. «…А с кафедры неслось. — Забота о
человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и
работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии
Семеновне…»

— Она так далека от
матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И ‘ Паустовский
подчеркивает ее недоброту, : фальшь, когда сразу после ее мыслей: ;
«Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне», — читаешь слова
художника Першина: «В наши дни забота о человеке становится той
прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать…»

Противопоставление
этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять
ненормальность таких взаимоотношений.

— Да, такая жизнь,
когда приходится лгать самому себе и другим (помните, что

ответила Настя
старому художнику?), когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому
близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, — такая
жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.

_ Какой
художественный прием использует здесь автор и для чего?

— Резкий контраст.

— Он подчеркивает
несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

— Настя совершила
предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли
судьи: «…Чей-то взгляд, тяжелый, пронзительный, Настя все время
чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и
отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурясь. Насте показалось, что Гоголь
тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»»

Предлагаю учащимся
раскрыть, что стоит за этим «Эх, ты!».

— Восклицание
сатирика горестно-укоризненное.

— Гоголь словно видит
Настю насквозь: ее фальшь, предательство.

— Он, может, даже
презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.

«Пробудилась ли
совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала,
торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» —
заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная
всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию — лишь бы
успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же
вечер Настя уехала)
.

Она теперь не думает
о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей
кажется, что поезд едва тащится.

— Она проплакала в
комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны,
не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

— Действительно, мать
могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца
жизни ей придется испытывать это чувство вины.Так почему же она так
поступила? (Нет чувства благодарности, нет ответственности, думала только о
себе.)

Кстати, в народе
всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности
последних.

Какие пословицы и
поговорки записали вы в тетради?


  • — Материнская молитва со дня моря вынимает. 

  • — Материно сердце в детях, а детское — в камне, 

  • — Материны глаза слепы. 

  • — Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. 


— Я вспомнила слова М.Горького: «Есть на
свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать».

«Прочитать конец
рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила
Настя?

Не забывай о том, что мать вспоила нас, 

Отец же воспитал родное чадо, 

Поэтому страшись в беспечности своей 

В их старые сердца пролить хоть каплю яда, 

К тому же — минёт час: ты старцем будешь сам, 

Смотри же, не нарушай священного уклада. 

(Из книги «В мире мудрых мыслей» Н. Хиероу). 


  • Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И
    такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы): 

  • Манюшка — дочь колхозного сапожника — прибегает каждый день, чтобы
    принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не
    отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По
    речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает,
    что человек в беде — надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит:
    «Не будь пустельгой». Что значит «пустельгой»? 

  • Сторож Тихон — рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не
    умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму
    Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей
    женщине мнимую телеграмму от дочери. 

  • -Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить
    горечь одиночества и последние мгновения жизни). 

  • Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого
    человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более
    человечного, чем ее родная дочь. 


Это простые люди, которых любил Паустовский.
Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

А для чего,
по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

— Я думаю, что этот
образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про
мать, которая осталась в городе.

— Мне кажется, что
сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом,
потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку»
покойной.

— А почему она
сделала это?

— Она, видимо, поняла
весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней,
понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед
матерями, уделяя им мало внимания.

Наверное, молоденькая
учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих
учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Писатель как бы
предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери.

Сцена похорон
заканчивается предложением: «За оградой, в легком, перепархивающем снегу
лежала любимая, чуть печальная, родная земля». Эта земля родная не для
Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни
чуткости, ни доброты… 

4. Вывод.

Тему рассказа
определили в начале урока: жизнь и смерть Катерины Петровны, взаимоотношение
родителей и детей.

Какова
основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай — это
обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь. Спешите делать добрые дела! За
добро надо платить добром.)
 

Чему учит этот рассказ?

На чтение 28 мин. Просмотров 216 Опубликовано

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

telegramma-glavnye-geroi-47874.jpg

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

</tr></table>

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)

«Телеграмма» главные герои рассказа Паустовского являются примером для того, чтобы каждый понял свои ошибки и вовремя успел исправить. Характеристика героев произведения «Телеграмма» поможет понять их поступки и черты характера.

Содержание

Паустовский «Телеграмма» главные герои

  • Катерина Петровна — главный герой рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»
  • Настя — дочь женщины
  • Тихон — сторож
  • Манюшка – дочь колхозного сапожника

Характеристика героев «Телеграмма» Паустовский

Характеристика Катерины Петровны

 — Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна страдала из-за того, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в   Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем.

Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», — думала. Она не осуждала свою дочь.

Катерина Петровна пишет Насте письмо: «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Из этого письма понятно, что мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества. Женщина надеялась, что после этого письма Настя приедет к ней. Но вскоре поняла, что ее ожидания напрасны.

Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери.

«Телеграмма»  характеристика Насти

Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов.Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».              

Получив письмо от матери, героиня «спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива». Прочитав письмо Настя не придала ему большого значения, хотя ее должны были насторожить слова: «Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу»

Но Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

Можно подумать, что к матери она испытывает бессердечия, равнодушия. Но Настя не бездушна. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти.

Художники называли Настю Сольвейг – солнечный путь или луч за её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца

Но заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери. Ведь, одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.

Настя поняла всю серьезность ситуации с матерью после телеграмы Тихона. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Но она не успела даже простится с ней, так как приехала в деревню уже после похорон.

Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал.  Она боялась человеческого суда. Простить её могла бы только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

«Телеграмма» характеристика Манюшки

Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване.

По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать.

«Телеграмма» характеристика Тихона

Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству Катерины Петровны, от жалости: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и  написал телеграмму и принёс Катерине Петровне.

К Катерине Петровне Тихон и Манюшка проявляли заботу, уважение, привязанность, сочувствие.

 Тихон воспитывал Манюшку, он ей говорил «За добро плати добром, не будь пустельгой». Такой пустельгой (легкомысленной и пустой) оказалась Настя).

 Тихон и Манюшка — люди с добрым  сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы.  В их отсутствие Катерина Петровна была одна.

 Этот рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери.

Чему учит рассказ Паустовского «Телеграмма»? Автор учит помнить своих родителей – тех, кто дал нам жизнь. Окружать их заботой, теплом, вниманием.

Здесь даны основные сведения о рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дочь Катерины Петровны жила и работала в Ленинграде и очень редко приезжала к старой матери, одиноко живущей в селе Заборье. Она была увлечена работой в Союзе художников, помогала устраивать выставки и конкурсы. Из-за загруженности она писала матери не письма, а только несколько строк на почтовых переводах, когда посылала ей деньги раз в 2–3 месяца.

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Страшная месть» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Приключения Чиполлино» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Родари«Портрет» — краткое содержание и пересказ по частям повести Н. В. Гоголя«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького

avtor-rasskaza-telegramma.jpg

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Оглавление:

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Содержание:

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/telegramma-glavnye-geroi-rasskaza-paustovskogo/
  • https://blmb.ru/telegramma-kratkoe-soderzhanie/
  • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/telegramma-paustovskogo.html

  • Чему учит рассказ после бала
  • Чему учит рассказ платонова корова
  • Чему учит рассказ осеевой плохо
  • Чему учит рассказ он живой и светится
  • Чему учит рассказ олеся