Какая главная мысль рассказа Николая Носова «Шурик у дедушки»?
Чему учит рассказ Носова «Шурик у дедушки»?
3 ответа:
5
0
Рассказ Носова «Шурик у дедушки» описывает приключения Коли и Шурика на даче. Дети разного возраста: старший Коля уже ходит в первый класс, поэтому чувствует себя более умным и опытным. А младшего брата он считает маленьким и глупеньким, из-за этого между ребятами часто возникают разногласия.
Коля обнаружил на даче удочку, накопал червей и решил отправиться на рыбалку. Маленький Шурик пытался вырвать у старшего удочку, но не смог, а потому обиделся. В отместку он заявил, что будет колдовать и брат ничего не поймает. И мальчик, действительно, проговаривал заклинания, и рыба не ловилась. Правда, позже выяснилось, что в пруду вообще никакая рыба не водилась. В конце рассказа ребята помирились, а примирило их общее дело — ловля рыбы.
Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно уметь понимать и слышать друг друга. Старший брат отмахивался от младшего, вот и возникла ссора. Только совместные усилия могут привести к результату. Рассказ учит нас тому, что крепкая дружба и взаимовыручка всегда помогут нам справиться с возникающими трудностями.
2
0
Этот рассказ о взаимоотношении двух братьев один их которых Коля, должен идти в первый класс, а Шурик его младше.
Конечно , старшему по возрасту Коле, хотелось, чтобы Шурик его слушался, ведь он считал себя где-то умнее своего брата.
События рассказа развиваются в деревне, куда дети приехали на летние каникулы и к бабушке и с дедушкой.
Дети , каждый сам искал себе занятие и развлечение. Старший Коля, пошел ловить рыбу в пруду, а младший Шурик сначала таскал за собой, привязанную калошу к старой дверной ручке, потом стал мешать брату на рыбалке, а в завершении прибил вторую ручку к калитке, а калошу к забору.
Коля ничего не поймал в пруду, ведь в нем ничего и не водилось, а на следующий день, по совету дедушки, ребята вдвоём пошли рыбачить на речку и они вернулись домой уже с уловом.
Главной мыслью этого рассказа является то, что все люди разные и со своим мнением и желаниями, но умение видеть в друг друге хорошее, способность где-то прощать и понимать — способствует хорошему взаимоотношению и дружбе.
Это рассказ учит нас быть добрыми. В первую очередь в каждом нужно видеть человека, а взаимовыручка и помощь должны является одними из главных спутников Дружбы.
2
0
В рассказе Носова «Шурик у дедушки» два главных героя. Главными героями являются два брата, Коля и Шурик.
Старшим братом является Коля, он уже первоклассник, поэтому отмахивается от своего брата, считая себя более умным.
Когда Коля нашел улочку на даче, то пожадничал, не захотел брать с собой Шурика и не дал ему удочку. Тогда Шурик пообещал наколдовать, чтобы брат не поймал рыбу.
Так и случилось, Коля не смог поймать ни одной рыбы, правда причиной этому послужило то, что в пруду просто не было рыбы.
Ребятам удалось помириться, дедушка подсказал, где нужно ловить рыбу и братья вернулись с уловом.
Главной мыслью рассказа является то, что жить нужно в мире и согласии. Необходимо уметь уступать другим, делиться с ближними. А, если что-то делать, то делать это сообща. Именно совместный труд более действенный и результативный.
Читайте также
Рассказ Михаила Зощенко «Гроза» — это поучительная история из Минькиного детства, а рассказывает о случившемся сам Миня. Однажды он и его сестры Леля и Юля занимались сбором цветов в поле, и у каждого уже сложился букетик из цветов определенного цвета.
Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.
Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.
Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.
Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.
В крохотном рассказе Зощенко «Умная кура» речь идет о курице, которая смогла защитить своих детенышей от опасности. Однажды собака схватила одного из цыплят, а курица сначала растерялась, но быстро взяла себя «в руки» и ринулась на собаку. Она клюнула обидчицу в глаз — собака и выронила цыпленка из пасти. Детеныш сбежал, хозяин забрал собаку, а куриное семейство стало степенно прогуливаться дальше.
Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальных ситуациях нельзя теряться и не всегда нужно поспешно покидать опасное место. Главное: найти слабое звено у противника — это поможет в бою. Нужно помнить, что ум, смекалка и находчивость иногда эффективнее мощи и силы.
Автор показал нам, что кура — хорошая мама, для которой на первом месте благополучие детей. Ради малышей она бросилась на собаку, которая превосходила её в силе. Но курица сумела найти самое слабое место — глаз, клюнула, чем вызвала у собаки оторопь. Секунда — и цыпленок на свободе. Вот и мы должны брать пример с курицы и действовать в сложных ситуациях соответственно.
Краткий отзыв для читательского дневника по рассказу «Не пиф, не паф» В.Драгунского
- Это небольшой рассказ из книжки про Дениску, который вспоминает себя совсем маленьким и то, как он не любил страшных сказок в раннем детстве.
- Слезы были так близко у мальчика, что стоило его маме только начать читать страшное предложение, как Дениска, захлебываясь рыданиями, требовал прекратить чтение или пропустить абзац.
- Дошло до того, что история Красной Шапочки уместилась в одно предложение: ушла с пирогами и накормила бабушку.
- Однажды мальчик нашел решение, как страшную сказку сделать счастливой. Он в истории про зайчика и охотника добавил частичку «не» ко всем действиям злодея и получилось, что заяц теперь не умирает и продолжает весело прыгать на лужайке.
Этот рассказ учит тому, что оказывается быть добрым на земле просто, для этого достаточно всем людям добавлять частицу «не» к страшным глаголам: убивать, воровать, врать, воевать, изменять и т.д., чтобы жизнь человека оставалась/была спокойной…
В забавном рассказе Виктора Голявкина «Премия» двое ребят принимали участие в костюмированном карнавале. Они долго занимались костюмами и мечтали получить за них премию. Ребята сделали костюмы рыцаря и лошади, но примерять не стали, а облачились в них только перед выходом.
И тут выяснилось, что они в масках ничего не видят: Вовка в рыцарском шлеме вообще оказался в полной темноте, а мальчик в маске лошади иногда что-то видел. Несмотря на это, ребята продолжали движение по залу, пока не устали. Но неудобные костюмы они не сняли, а в конце рассказа ребята сели на диван и заснули.
Главные герои показались мне стойкими и упорными, и благодаря этому они получили заветную премию. Рассказ учит нас всегда доводить начатое дело до конца, не сворачивать с выбранного пути и стремиться к достижению цели.
Главная мысль рассказа заключается в том, что к делу нужно относиться ответственно, предусматривая возможные сложности, а работу выполнять качественно. Тогда плоды труда будут приносить удовольствие, а не разочарования и огорчения.
Эта история, которую нам поведал автор о граче, который по непонятным причинам остался зимовать и дети спасли его, взяв собой в дом.
Грач, подружился с сорокой и даже весной, когда прилетели его сородичи, он так и остался с сорокой.
Этот рассказ о дружбе и мы видим, что не только могут дружить люди, но и птицы, даже принадлежащие к разным видам. Поэтому главная мысль рассказа как раз об этом.
Этот рассказ учит нас доброте, заботе, ведь если бы не помощь детей, птица бы погибла и от холода, и от голода. Нужно быть внимательным к тому, что нас окружает и стремиться помочь тем птицам или животным, которые оказались в сложной ситуации, да и не только к ним.
Жили-были три весёлых охотника: дядя Ваня, дядя Федя да дядя Кузьма. Вот пошли они в лес. Ходили, ходили, много разных зверушек видели, но никого не убили. И решили устроить привал: отдохнуть, значит. Уселись на зелёной лужайке и стали рассказывать друг другу разные интересные случаи.
Первым рассказал охотник дядя Ваня.
— Вот послушайте,- сказал он.- Давно это было. Пошёл я как-то зимою в лес, а ружья у меня в ту пору не было: я тогда маленький был. Вдруг смотрю — волк. Огромный такой. Я от него бежать. А волк-то, видать, заметил, что я без ружья. Как побежит за мной!
«Ну,- думаю,- не удрать от него мне».
Смотрю — дерево. Я на дерево. Волк хотел цапнуть меня, да не успел. Только штаны сзади зубами порвал. Залез я на дерево, сижу на ветке и трясусь от страха. А волк сидит внизу на снегу, поглядывает на меня и облизывается.
Я думаю: «Ладно, посижу здесь до вечера. Ночью волчишка заснёт, я от него удеру».
К вечеру, однако, ещё один волк пришёл. И стали они меня вдвоём караулить. Один волк спит, а другой стережёт, чтоб я не сбежал. Немного погодя пришёл третий волк. Потом ещё и ещё. И собралась под деревом целая волчья стая. Сидят все да зубами щёлкают на меня. Ждут, когда я свалюсь к ним сверху.
Под утро мороз ударил. Градусов сорок. Руки-ноги у меня закоченели. Я не удержался на ветке. Бух вниз! Вся волчья стая как набросится на меня! Что-то как затрещит!
«Ну,- думаю,- это кости мои трещат».
А оказывается, это снег подо мной провалился. Я как полечу вниз и очутился в берлоге. Внизу, оказывается, медвежья берлога была. Медведь проснулся, выскочил от испуга наружу, увидел волков и давай их драть. В одну минуту разогнал всех волчишек.
Я осмелел, потихоньку выглянул из берлоги. Смотрю: нет волков — и давай бежать. Прибежал домой, еле отдышался. Ну, моя маменька дырку на штанах зашила, так что совсем незаметно стало. А папенька, как узнал про этот случай, так сейчас же купил мне ружьё, чтоб я не смел без ружья по лесу шататься. Вот и стал я с тех пор охотник.
Дядя Федя и дядя Кузьма посмеялись над тем, как дядя Ваня напугался волков. А потом дядя Федя и говорит:
— Я раз тоже в лесу напугался медведя. Только это летом было. Пошёл я однажды в лес, а ружьё дома забыл.
Вдруг навстречу медведь. Я от него бежать. А он за мной. Я бегу быстро, ну, а медведь ещё быстрей. Слышу, уже сопит за моей спиной. Я обернулся, снял с головы шапку и бросил ему. Медведь на минутку остановился, обнюхал шапку и опять за мной. Чувствую — опять настигает.
А до дому ещё далеко. Снял я на ходу куртку и бросил медведю.
Думаю: хоть на минуточку задержу его. Ну, медведь разодрал куртку, видит — ничего в ней съедобного. Снова за мной.
Пришлось мне бросить ему и брюки, и сапоги. Ничего не поделаешь: от зверя-то надо спасаться!
Выбежал я из леса в одной майке и трусиках. Тут впереди речка и мостик через неё. Не успел я перебежать через мостик — как затрещит что-то! Оглянулся я, а это мостик под медведем рухнул. Медведь бултых в речку!
«Ну, — думаю, — так тебе и надо, бродяга, чтоб не пугал людей зря».
Только под мостиком было неглубоко. Медведь вылез на берег, отряхнулся как следует и в лес обратно ушёл. А я говорю сам себе:
«Молодец, дядя Федя! Ловко медведя провёл! Только как мне теперь домой идти? На улице люди увидят, что я чуть ли не голышом, и на смех поднимут».
И решил: посижу здесь в кусточках, а стемнеет, пойду потихоньку. Спрятался я в кустах и сидел там до вечера, а потом вылез и стал пробираться по улицам. Как только увижу, что кто-нибудь идёт навстречу, сейчас же шмыгну куда-нибудь за угол и сижу там в потёмках, чтоб на глаза не попадаться.
Наконец добрался до дома. Хотел дверь открыть, хвать-похвать, а ключа у меня и нет! Ключ-то у меня в кармане лежал, в куртке. А куртку-то я медведю бросил. Надо бы мне сначала ключ из кармана вынуть, да не до того было.
Что делать? Попробовал дверь выломать, да дверь оказалась крепкая.
«Ну,- думаю,- не замерзать же ночью на улице».
Высадил потихоньку стекло и полез в окошко.
Вдруг кто-то меня за ноги хвать! И орёт во всё горло:
«Держите его! Держите!»
Сразу людей набежало откуда-то.
Одни кричат:
«Держите его! Он в чужое окошко лез!»
Другие вопят:
«В милицию его надо! В милицию!» Я говорю:
«Братцы, за что же меня в милицию? Я ведь в свой дом лез».
А тот, который схватил меня, говорит:
«Вы его не слушайте, братцы. Я за ним давно слежу. Он всё время по тёмным углам прятался. И дверь хотел выломать, а потом в окно полез».
Тут милиционер прибежал. Все ему стали рассказывать, что случилось.
Милиционер говорит:
«Ваши документы!»
«А какие у меня,- говорю,- документы? Их медведь съел».
«Вы бросьте шутить! Как это медведь съел?»
Я хотел рассказать, а никто и слушать не хочет.
Тут на шум соседка тётя Даша из своего дома вышла. Увидела меня и говорит:
«Отпустите его. Это же наш сосед, дядя Федя. Он на самом деле в этом доме живёт».
Милиционер поверил и отпустил меня.
А на другой день купил я себе новый костюм, шапку и сапоги. И стал я с тех пор жить да поживать, да в новом костюме щеголять.
Дядя Ваня и дядя Кузьма посмеялись над тем, что приключилось с дядей Федей. Потом дядя Кузьма сказал:
— Я тоже однажды медведя встретил. Это было зимой. Пошёл я в лес. Гляжу — медведь. Я бах из ружья. А медведь брык на землю. Я положил его на санки и повёз домой. Тащу его по деревне на санках. Тяжело. Спасибо, деревенские ребятишки помогли мне его довезти до дома.
Привёз я медведя домой и оставил посреди двора. Сынишка мой Игорёк увидел и от удивления рот разинул.
А жена говорит:
«Вот хорошо! Сдерёшь с медведя шкуру, и сошьём тебе шубу».
Потом жена и сынишка пошли пить чай. Я уже хотел начать сдирать шкуру, а тут, откуда ни возьмись, прибежал пёс Фоксик да как цапнет медведя зубами за ухо! Медведь как вскочит, как рявкнет на Фоксика! Оказалось, что он не был убит, а только обмер от испуга, когда я выстрелил.
Фоксик испугался и бегом в конуру. А медведь как бросится на меня! Я от него бежать. Увидел у курятника лестницу и полез вверх. Взобрался на крышу. Гляжу, а медведь вслед за мной полез. Взгромоздился он тоже на крышу. А крыша не выдержала. Как рухнет! Мы с медведем полетели в курятник. Куры перепугались. Как закудахчут, как полетят в стороны!
Я выскочил из курятника. Поскорей к дому. Медведь за мной. Я в комнату. И медведь в комнату. Я зацепился ногой за стол, повалил его. Вся посуда посыпалась на пол. И самовар полетел. Игорёк от страха под диван спрятался.
Вижу я — бежать дальше некуда. Упал на кровать и глаза с перепугу зажмурил. А медведь подбежал, как тряхнёт меня лапой, как зарычит:
«Вставай скорее! Вставай!»
Я открыл глаза, смотрю, а это-жена меня будит. «Вставай,- говорит,- уже утро давно. Ты ведь собирался идти на охоту».
Встал я и пошёл на охоту, но медведя в тот день не видал больше. И стал я с тех пор жить да поживать, да щи хлебать, да хлеб жевать, да в новом костюме щеголять, во!
Дядя Ваня и дядя Федя посмеялись над этим рассказом. И дядя Кузьма посмеялся с ними.
А потом все трое пошли домой. Дядя Ваня сказал:
—Хорошо поохотились, правда? И зверушки ни одной не убили, и весело время провели.
—А я и не люблю убивать зверушек,- ответил дядя Федя.- Пусть зайчики, белочки, ёжики и лисички мирно в лесу живут. Не надо их трогать.
—И птички разные пусть тоже живут,- сказал дядя Кузьма.- Без зверушек и пичужек в лесу было бы скучно. Никого убивать не надо. Животных надо любить.
Вот какие были три весёлых охотника.
Рассказ Носова Три охотника учит тому, что животных убивать нельзя, без них будет совсем не весело. В лесу и так можно время отлично провести, особенно рассказывая забавные сказки…
Автор На чтение 14 мин. Просмотров 10 Опубликовано
Год написания: 1938-1945 Жанр: рассказ
Главные герои: друзья Стас и Мишка, мальчишки, соседский мальчик постарше Игорь, его сестра Иришка
Рассказ Евгения Носова «Фантазеры» я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. У них такая своеобразная игра: кто кого переврет. Но это не вранье, не ложь, от которой бывает кому-то плохо. Ребята просто рассказывают друг другу разные сказки, тренируя собственное воображение и развивая речь.(для читательского дневника)
В своих фантазиях мальчишкам больше ста лет, они большие и сильные. Стасик и Мишутка могут переплыть моря и океаны, одним ударом в нос сразить злую акулу, ходить, оставшись без головы. Их выдумки смешные, добрые и безобидные. Дети часто добавляют к рассказанной истории правдивую деталь, которая меняет всю картину. Раздавленный ногой автобус был игрушечным. Полет на Луну происходил ночью и во сне. А съеденное ведро мороженого было маленьким и бумажным. Все меняется, когда к мальчикам на скамейке подсаживается Игорь соседский мальчишка.
Главная мысь. Чему учит рассказ Фантазеры Носова
Рассказ «Фантазеры» учит нас видеть разницу между гадкой ложью и доброй фантазией. Врать нельзя, особенно, если от этого будет кому-то плохо. А мечтать можно. Ведь это развивает воображение. От мечты еще никому не было плохо. А еще это короткое произведение учит состраданию к тем, кто пострадал безвинно.
Оцените произведение: Голосов: 209
Читать краткое содержание Фантазеры. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Носов. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Фантазеры
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Альберт Толстого
Рассказ начинается с прибытия на праздник в Петербург отнюдь не бедной компании друзей из 5 человек. В обществе прекрасных дам было выпито много шампанского. Но обстановка выглядела скучной, навевая тоску.
- Краткое содержание Волшебная гора Манн
События произведения начинают разворачиваться перед войной. Ганс Касторп – молодой инженер, он едет в санаторий для больных туберкулезом, где проходит лечение его кузен Иоахим Цимсен
- Краткое содержание Голубок Катаева
Главными героями произведения являются дети, представленные в образах брата и сестры, Жени и Павлика. В один из дней мама оставляет ребят дома, поскольку на улице разыгрывается ненастье в виде
- Краткое содержание Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина
Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар.
- Краткое содержание Паустовский Белая радуга
Художника Петрова эвакуировали из Москвы в большой среднеазиатский город, из которого его призвали на фронт на втором году войны.
Жанр: рассказ о детяхГлавные герои рассказа «Фантазеры» и их характеристика
- Стасик и Мишутка. Добрые друзья, выдумщики и фантазеры. Веселые и отзывчивые.
- Игорь. Вредный и противный обманщик.
- Ира. Сестра Игоря. Добрая и маленькая.
План пересказа рассказа «Фантазеры»
- Стасик и Мишутка хвастают
- Появление Игоря
- Как Игорь подставил Иру
- Мороженое
- Слезы Иры
- Ведро мороженого
Кратчайшее содержание рассказа «Фантазеры» для читательского дневника в 6 предложений
- Мишутка и Стасик хвастались друг перед другом.
- Игорь послушал, как они хвастают, и стал стыдить мальчиков.
- Он сказал, что врать нужно с пользой.
- Игорь рассказал, как обманул родителей и подставил сестру Иру.
- Ребята прогнали Игоря, а сами купили порцию мороженого на двоих.
- Они встретили заплаканную Иру, и поделились мороженым.
Главная мысль рассказа «Фантазеры» Врать плохо, а фантазировать хорошо.Чему учит рассказ «Фантазеры» Рассказ учит доброте, справедливости, отзывчивости. Учит никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит фантазировать, развивать воображение. Учит тому, что все хорошее должно быть хорошо для всех.Отзыв на рассказ «Фантазеры» Очень смешной и поучительный рассказ. Смешно в нем читать о выдумках мальчиков. Поучителен он тем, что показывает, как нельзя себя вести. Мне не понравился Игорь, который обманул ради выгоды, и мне понравились Стасик и Мишутка, которые фантазировали ради веселья.Пословицы к рассказу «Фантазеры» Голь хитра, голь мудрена, голь на выдумки горазда. Чего себе не хочешь, того и другому не делай. Вранье не споро, попутает скоро. Врать не устать, было бы кому слушать. Врать не врет, прихвастывает здорово.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Фантазеры» Мишутка и Стасик сидели в саду и рассказывали друг другу небылицы. Они придумывали себе возраст, говорили, что раньше были большими, а потом стали маленькими. Хвастали умением переплывать реки, моря и океаны. Мишутка рассказал, как акула откусила ему голову и у него выросла другая. Стасик позавидовал ловкой выдумке и рассказал, как его съел крокодил, а потом выплюнул. Тогда Мишутка рассказал, как раздавил ногой автобус, правда признался, что автобус был игрушечный. Стасик похвастал, что летал на Луну, но ничего там не видел, потому что летал во сне. На скамейку сел соседский Игорь и стал слушать мальчиков. Он восхитился, как складно они врут, а ребята обиделись и предложили Игорю самому что-нибудь интересно соврать. Игорь ничего не мог придумать и рассказал, как он обманул родителей, намазав сестре Ирочке губы вареньем. Варенье Игорь съел, а попало Ире. Вот и получается, что соврал он с пользой. Стасик с Мишуткой не оценили поступок Игоря и прогнали его. Потом они купили на последние деньги порцию мороженого и пошли домой. На лестнице мальчики встретили заплаканную Ирочку, которую мама не пускала гулять. Ребята рассказали Ире про хвастовство Игоря и предложили поделиться мороженым. Они разделили мороженое на троих, с удовольствием его съели, а Мишутка сказал, что однажды съел целое ведро мороженого. Правда ведро было маленькое, со стаканчик.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Фантазеры»
«Фантазеры» – веселая и поучительная история о маленьких выдумщиках, которые очень любили фантазировать, но терпеть не могли вранье и несправедливость.
Краткое содержание «Фантазеры» для читательского дневника
ФИО автора: Носов Николай Николаевич
Название: Фантазеры
Число страниц: 5. Носов Николай. «Фантазеры». Издательство «Росмэн». 1997 год
Жанр: Рассказ
Год написания:
Главные герои
Стасик и Мишутка – лучшие друзья, добрые, порядочные ребята, большие выдумщики.
Игорь – соседский мальчик, вредный, подлый.
Ира – младшая сестренка Игоря, добрая и честная.
Сюжет
Мишутка и Стасик – лучшие друзья, которые с удовольствием выдумывают всякие небылицы о себе и других людях. При этом они соревнуются между собой, кто из них нафантазирует самую невероятную историю.
Мальчики представляют себя отважными, сильными и большими. В своих фантазиях им вначале было больше ста лет, и только со временем они стали маленькими. Однажды Мишутка рассказал, как на него напала огромная акула, которая откусила ему голову, и теперь он ходит без нее, ожидая, пока вырастет новая голова. Стасику очень понравилась эта выдумка, и в ответ он рассказал, как его съел крокодил, но потом выплюнул.
В ответ Мишутка поведал, как однажды раздавил ногой автобус. Правда, он затем признался, что автобус был игрушечным. Стасик не хотел отставать, и похвастался тем, что летал на Луну. Вот только он ничего не смог там разглядеть, потому что летал во сне.
Однажды к друзьям присоединился соседский мальчик Игорь. Он внимательно послушал их выдуманные рассказы, но затем сказал, что они никуда не годятся, а вот его правдивая история куда интереснее. Как-то раз Игорь с младшей сестренкой Ирой остались одни дома. Девочка пошла спать, а Игорь тем временем взял в буфете варенье и съел сразу полбанки. Чтобы мама не ругалась, мальчик обмазал вареньем губы сестры. Мама вернулась, и отругала Ирочку, а Игорю разрешила доесть десерт.
Игорь похвастался перед друзьями, как ловко он обманул родителей – и выгоду получил, и наказания избежал. Однако мальчики были возмущены таким подлым поступком. По дороге домой они купили одно мороженое на двоих. В подъезде друзья повстречали заплаканную Ирочку, которой досталось за съеденное варенье. Чтобы утешить девочку, Мишутка и Стасик каждый предложили ей свою порцию мороженого. Ирочка была доброй девочкой, и предложила разделить мороженое на три равные части. Друзья так и сделали, и все были счастливы.
План пересказа
- Стасик и Мишутка фантазируют.
- Появление Игоря.
- Подлый поступок Игоря.
- Мороженое на двоих.
- Слезы маленькой Иры.
- Ребята утешают девочку.
Главная мысль
Можно смело фантазировать и выдумывать небылицы, а вот врать и подставлять других людей – подло.
Чему учит
Рассказ учит быть честным, справедливым, и никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит не бояться фантазировать и придумывать разные увлекательные истории.
Отзыв
Стасик и Мишутка, несмотря на свое богатое воображение и любовь к сочинительству, оказались порядочными и справедливыми мальчиками, которые четко понимали, где – фантазии, а где – вранье.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Фантазеры.
Пословицы
- Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
- Врать не устать, было бы кому слушать.
- Врать не врет, прихвастывает здорово.
Что понравилось
Очень понравилось, как друзья отказались играть с Игорем, который так жестоко подставил сестренку, да еще и хвастался своим подлым поступком.
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Название произведения: Фантазеры
Автор: Носов Николай
Год написания: 1938-1945
Жанр: рассказ
Главные герои:Стас и Мишка — лучшие друзья, мальчишки, Игорь — соседский мальчик постарше, Иришка — сестра Игоря
Очень добрые и светлые идеи Носова лаконично изложены в кратком содержании рассказа «Фантазеры» для читательского дневника.
Сюжет
Мишка и Стасик дружат уже давно, и их любимая игра — фантазировать и рассказывать о своих вымышленных приключениях, а в конце добавлять маленькую деталь из реальности, которая спускает воображение на землю. В фантазиях они летают на Луну, но потом оказывается, что это сон. А в другой раз они смяли целый автобус, а потом признались, что он был игрушечным и маленьким. В другой раз им больше ста лет, они сильные великаны, переплывают океаны и сражают акул. В другой раз они остаются в живых даже после лишения голов. Однажды они съели целое ведро мороженого, но оно было бумажное и маленькое. Как-то к ним подсел Игорек и похвастался, как лгать с пользой, — вот он съел банку варенья, а потом обмазал губы сестры, и наказали ее. Фантазеры прогоняют его и покупают мороженое Иришке.
Вывод (моё мнение)
Есть добрые и безобидные фантазии — от них нет вреда, они радуют сердце и занимают досуг, развивают ум и воображение, а есть настоящая ложь, причиняющая боль и несправедливость. И нужно помнить разницу между ними. Стас и Мишка поняли ее и прогнали вруна, а потом проявили еще большую доброту, купив на последние деньги Иришке, наказанной мамой несправедливо.
Добавить в избранное
Одним из самых известных детских писателей считается Николай Носов. Его творчество знакомо многим детям. Некоторые произведения входят в учебную литературу. Ученики начальных классов изучают рассказ Носова «Фантазеры». Для читательского дневника подходит краткое содержание этой истории.
Содержание
Жизнь автора
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года. Он появился на свет в семье эстрадного актера в городе Киеве. Писатель с самого детства проявлял интерес к творчеству — увлекался музыкой и театром. За свою долгую жизнь он успел поработать чернорабочим на кирпичном заводе. В это же время самостоятельно обучался по программе среднего образования.
В 1932 году Носов окончил ВГИК. Кроме того что он писал интересные рассказы, Николай Николаевич был сценаристов многих художественных фильмов. В 1976 году писатель скончался, и его похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.
Анализ текста
В 1957 году писатель Н. Носов создал произведение под названием «Фантазеры». Через некоторое время его творение включили в сборник других детских рассказов. Каждая история, которую описывал писатель, была проста и понятна обычным советским детям. Современные дети искренне не понимают, что такое клякса, замазка и почему малышей пугали милиционером. Времена изменились и предпочтения тоже. Все сказки и рассказы этого великого писателя сегодня детям кажутся смешными, а картинки, рисунки и иллюстрации забавными.
Если в данный момент предложить современному ребенку сделать аннотацию к произведению, ему покажется это сложной задачей. Происходит это не потому, что сегодня школьники глупее, они просто думают совсем по-другому. Именно поэтому для понимания смысла рассказа его необходимо изучить более подробно.
Книга «Фантазеры» Носова относятся к жанру — сатирический рассказ. Текст имеет классическую композицию:
- Завязка.
- Основная мысль.
- Развязка.
Краткое содержание «Фантазеров» Носова для читательского дневника поможет подготовиться к пересказу на уроках русской литературы. Эта добрая история учит детей добру. Автор хочет донести до своих маленьких читателей, что врать это нехорошо. Каждый должен отличать ложь от фантазии.
Главные герои
В тексте автор знакомит читателей с несколькими образами. Благодаря им происходит развитие интересных событий. К основным действующим лицам относятся:
- Стасик — веселый и незатейливый мальчишка.
- Мишутка — лучший друг Стаса.
- Игорь — вредный и подлый ребенок с соседнего дома.
- Ира — добрая и искренняя девочка. Сестренка Игоря.
Весь смысл произведения построен на увлечениях мальчиков, они любили часто рассказывать друг другу интересные и забавные истории. Иногда это были лишь их фантазии, которые далеки от правды.
Смысловое разделение
Для лучшего восприятия текста его нужно разбить на главы. Каждая часть содержит в себе смысловое значение, например:
- Фантазии мальчиков.
- Приход Игоря.
- Подлая история соседского мальчика.
- Встреча с Иришкой.
- Утешение девочки.
По этому плану можно кратко понять смысл рассказа и дать характеристику героям. Каждый должен сам сделать вывод о том, как нужно поступать.
Сюжетная линия
Все начинается с того как два лучших друга Мишутка и Стасик рассказывают истории о себе и о других людях. При каждой встречи они постоянно соревновались, у кого из них будет самая захватывающая небылица.
Во время очередной беседы дети считают себя большими и сильными. В своих фантазиях им по сто лет и только со временем они вновь становятся маленькими. Как-то Мишутка придумал историю о том, что на него якобы напала акула и откусила ему голову, теперь он ждет, пока отрастет новая. Его другу понравилась такая затея, и он ответил, что его сначала съел крокодил, а потом выплюнул.
Миша не останавливался и придумал новую историю о том, как однажды раздавил ногой автобус, посмеявшись, мальчик, признался, что он был игрушечным. Стасик не хотел отставать и похвалился тем, как летал на Луну. Но к сожалению, там он ничего не увидел, так как это путешествие было во сне.
Появление Игоря
В один из обычных дней, когда мальчики весело беседовали во дворе, к ним присоединился сосед Игорь. Он внимательно слушал их небылицы и в конце сказал, что они неинтересны, а вот его история правдивая и более захватывающая. Однажды Игорь и его сестренка Ира остались дома одни. Когда девочка спала, брат залез в шкаф и съел там половину банки варенья. Он знал, что мама будет его ругать и поэтому решил обмазать губы сестры вареньем. По возвращении домой мама отругала девочку, а Игорю разрешила доесть оставшееся варенье.
Добрый поступок
Соседский мальчик откровенно хвастался тем, что обманул родителей, подставил сестренку и еще награду за это получил. Стасику и Мишутке показалось это подлостью, они рассердились и ушли. По пути домой они зашли в магазин и купили одно мороженое на двоих. Зайдя в подъезд, мальчики увидели Иришу. Она стояла и плакала, ей было обидно, что брат так поступил с ней. Друзья решили поддержать девочку, и каждый предложил ей съесть его порцию мороженого. Ирочка была доброй и отзывчивой девочкой и поэтому предложила поделить десерт на три равные части.
Рассказ «Фантазеры» Носова учит чему-то доброму и светлому. Автор хочет сказать, что придумывать истории неплохо, а вот врать и подставлять других — подло. Произведение направлено на то, чтобы дети росли честными, добрыми и справедливыми.
После прочтения становится ясно, кто написал «Фантазеров». Только Николай Носов может так умело описать ситуацию, в которой сразу понятен главный замысел и основная мысль.
Отзывы читателей
Это произведение я читала еще в четвертом классе. Сегодня его нет в школьной программе, но я все считаю правильным внести его туда. Ведь «Фантазеры» это добрая история про обычных мальчишек, которые благодаря своей находчивости весело развлекались.
Да правильно сказано, сегодня дети не поймут, зачем делиться мороженым на троих, если можно пойти и купить еще. Мне нравится творчество Носова, я каждый день читаю своим детям его рассказы. «Фантазеры» и «Леденец» в нашей семье самые любимые творения этого писателя.
Носов великий писатель прошлых лет. «Фантазеры» — это одно из лучших его произведений, которое я бы рекомендовала прочесть каждому ребенку.
Используемые источники:
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/nosov/fantazery
- http://coolchtivo.blogspot.com/2019/05/blog-post28.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/fantazery.html
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1589-fantazery.html
- https://na5.club/literatura/chitatelskij-dnevnik/rasskaz-nosova-fantazery.html
Тема Юмористические
рассказы Н.Носова
Цель:
— систематизировать
знания учащихся о прочитанных произведениях;
— расширить
литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развивать
творческие способности и эстетический вкус;
— воспитывать
интерес к чтению, чувство прекрасного.
Формировать:
познавательные
УУД
— извлекать
информацию из текста;
— «читать» и
объяснять информацию, заданную с помощью рисунков;
коммуникативные
УУД
— активно
участвовать в общей дидактической игре «ученик-ученики», организованной
педагогом;
— ясно формулировать
ответы на вопросы других учеников и педагога;
регулятивные УУД
— принимать участие
в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
— выполнять работу в
группе, помогая друг другу;
— участвовать в
оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;
— оценивать
результаты своей деятельности;
личностные УУД
— учиться вносить
свой вклад в работу для достижения общих результатов;
— быть толерантным к
чужим ошибкам и другому мнению;
— не бояться
собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению;
Оборудование: выставка книг Н.Носова, презентация слайдов о жизни и творчестве Н.Н. Носова, лист
достижений, карточки, иллюстрации к произведениям, рецензия к произведениям
Ход урока
1. Организационный момент
Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать
вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли сегодня на урок
чтения? Начните свой ответ со слов «Я хочу…»
(Слова на доске)
-познакомиться
с….
-научиться
читать….
-понимать
смысл….
-отвечать
на вопросы
-рассуждать
—
мыслить
-Вы, талантливые дети, Когда нибудь вы сами приятно поразитесь , какие
вы умные, как много знаете , если вы будете постоянно работать над собой
ставить новые цели и стремиться к их достижению!
—
Я хочу вам пожелать, чтобы вы сегодня осуществили все намеченные цели на уроке!
2.Самоопределение к деятельности
-А сейчас послушаем стихотворение, Маша, тебе
слово!!!
Мы сегодня целый час.
Убирали новый класс.
Сто бумажек от ирисок,
Сто огрызков и записок
Обнаружилось у нас.
Было только три урока,
А не пять и не шесть.
Как же мы успели столько
Написать, прочесть и съесть?! –Читает Маша
(С.
Махотин)
— Понравилось стихотворение?
-Какие эмоции у вас возникают?
— Кто главные герои?
-Ребята, а у нас такое бывает в классе?
-А теперь давайте разгадаем кроссворд и
узнаем фамилию писателя с произведениями которого мы сегодня будем работать. (Кроссворд
на доске)
— 1.Врач,
лечивший всех пилюлями
(Пилюлькин)
1. 2.Как звали жителей городка
(коротышки)
2.
3.Какое
число забыл Петя в рассказе «Ступеньки» (шесть)
3. 4.Что бросали мальчики в «живую»
шляпу (картошка)
5.Чем в рассказе «фантазеры» Игорь
намазал губы своей сестренке Ире (варенье)
-Произведения какого автора
наполнены юмором? (Н.Носова)
-Кто определит тему
нашего урока?
(Юмористические
произведения Н.Носова)
-Какие цели поставим на уроке?
-Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о
необыкновенном человеке, талантливом писателе. Он автор знаменитого Незнайки. А
зовут его Николай Николаевич Носов.
-Ребята, сегодня вы работать будете в
группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе!
На партах у вас лежат листы достижений,
в конце урока вы должны оценить себя, как работали на уроке
3. Систематизация изученного
1)Назовите
рассказы Н.Носова, которые вы читали?
-Да, ребята, молодцы, вы много прочитали
произведений!
-А кто нибудь случайно не считал, какое
количество произведений мы прочитали?
СЛАЙД
2) — Дома вы самостоятельно изучили творчество
Н.Н.Носова. Что вы интересного узнали из биографии?
Рассказ
детей биографии Н.Носова. (РАССКАЗЫВАЮТ ПО 1 ЧЕЛОВЕКУ ИЗ ГРУППЫ)
— Какой был первый рассказ?( в 1938 году
«Затейники»)
— Почему стал писать рассказы Н.Носов?
Рассказ учителя о писателе
Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос
о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем
я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А
стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у
меня было о чем порассказать людям». В самом деле, Носову «было о чем
порассказать людям». Он много знал, обладал от природы разнообразными
талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Еще в юности ему случалось
быть землекопом , возчиком бревен и рабочим кирпичного завода, он увлекался
химией и фотографией, учился играть на скрипке , играл в шахматы, выпускал
рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии
и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные
фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным
делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом
Красной Звезды.
( Писателем Николай Николаевич стал как бы
случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок.
Сын подрастал и требовал новых и новых сказок)
Рассказ учителя о
писателе
-Вы назвали
много произведений Н.Носова, сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете
произведения Н.Носова. Вам нужно будет отгадать название произведений по
опорным словам. (СЛАЙД)
Работа
в группе
-Ребята, сегодня вы работать будете в
группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе!
-Я предлагаю вам поработать в группе
-вам нужно соедините слово и его значение.
-Какой словарь вам в этом поможет? (толковый)
СловоЕго значение
Сатирик Беззлобно
насмешливое
отношение к
чему-нибудь.
Юмор Обличающая,
бичующая ирония
Сатира Человек,
высмеивающий в
литературном
произведении
отрицательные
явления
действительности.
Юмор-это
изображение героев в смешном виде. Это смех веселый и доброжелательный.
Сатира-это гневное
отображение негативных явлений действительности. Это можно сказать смесь,
беспощадный смех, критика человека или явления.
— Какую форму использует Н.Носов : юмор или
сатиру?
Все книги Н.Носова
наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде.
Попробуйте дома у взрослых спросить, читали – ли они Н.Носова. В ответ человек
улыбнётся и вспомнит смешной эпизод из « Незнайки» или Бобика, который ходил в
гости к Барбосу или Мишку который варил кашу. А поскольку взрослых книг он
почти не писал, так и останется он в памяти читателей чистокровным детским
юмористом.
ВИКТОРИНА НА ЗНАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
3) Какие
произведения Н.Носова вам знакомы? Мы сейчас проверим
-Проведем викторину
по произведениям Н.Носова.
-Ребята, вы будете
задавать вопросы своим одноклассникам, называете имя, кому вы будете задавать.
-По какому принципу
мы будем работать?
-Даю подсказку, в
математике встречается это…(решение круговых примеров)
4.Физминутка
5.Продоолжение работы по теме урока
РАБОТА в ПАРЕ
в) Соотнеси пословицу с произведением-1
группе и 2 группе
«Огородники» | Гордись не знанием верхушек, а знанием корней. |
«Живая шляпа» | На чужой медок не разевай роток |
«Ступеньки» | Поспешишь – людей насмешишь. |
«Огурцы» | У страха глаза велики. |
«Витя Малеев в школе и дома» | За двумя зайцами |
— Ребята,
герои его рассказов, часто, по своей неопытности попадают в забавные
положения.Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют
о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках
читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба,
совесть.
3 и 4
группе
Предлагаю
вам рассмотреть иллюстрации к произведениям. Вспомнить название.
Проанализировать поведение главных героев и сказать чему научил вас этот
рассказ.
«Огородники» | уважительно относиться к труду , не делать поспешных выводов, пока не |
«Живая шляпа» | бороться со своими страхами |
«Ступеньки» | доводить начатое дело до конца |
«Огурцы» | честности |
«Витя Малеев в школе и дома» | взаимовыручке, развитию силы воли, бережному отношению к книге |
«На горке» | уважать труд других людей |
«Метро» | учит быть послушным и ответственным |
«Леденец» | не обманывать, слушаться старших |
«Я помогаю» | трудолюбию |
Творческое задание
1 группа- готовит проект на тему
«Творчество Н.Носова»
2группа -готовит синквейн к
слову-фантазеры
3 группа- готовит отзыв о прочитанных
произведениях, составляете отзыв по опорным ловам( Слова для справок в
конверте)
4 группа-вам предлагаю стать поэтами и
сочинить стихотворение в рифму по опорным словам (слова
на ватмане)
Дружный наш веселый класс.
Я представляю вам сейчас.
Мы уже вместе четвертый год
И наш девиз
«Всегда вперед!»
Учитель нам много задает,
Но знанья крепкие дает.
Мы любим пошалить,
подраться,
На переменах погоняться.
Стараемся учиться,
не думаем лениться!
6. Рефлексия
-Вы хорошо поработали. Теперь время подвести итоги.
-У вас есть лист достижений оцените свой труд
на уроке! И поставьте себе оценку, которую вы считаете, что заслужили!
-Ребята, а теперь давайте посмотрим на слайд и
ответим на вопросы.
— Ребята,
прочитав книги Носова, вы учитесь думать неординарно, с юмором относиться к
своим неудачам и исправлять их.
Его рассказы помогают избавиться от дурных свойств
характера (рассеянности, лени, трусости, чрезмерного любопытства, грубости,
зазнайства и равнодушия). Писатель
учит думать не только о себе, но и о товарищах, стремится писать так, чтобы
маленький читатель сам сделал вывод. Прочитав его рассказы, получаешь заряд
необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил.
7. Домашнее задание.
1. – Дома выполните
следующее творческое задание. Напишите письмо главным героям книги – Вите или
Косте. Можете рассказать им о том, в какие истории вы попадали, какие проблемы
встают перед вами. А потом некоторые из ваших писем, по желанию, мы обсудим на
уроке.
2. Впереди каникулы,
так значит читаем самые большие произведения Н.Носова «Витя Малеев в школе и
дома» , «Незнайка».
-Я поздравляю наших гостей и ребята вам с
наступающим новым годом, желаю самое главное здоровья и удачи!
Учитель: А сейчас встаньте те, кто считает,
что он весь урок активно работал, вдумчиво выражал свои мысли вслух и доволен
своей работой на уроке.
Лист достижений
ученик (ца)
Ф.И.______________________________
№ п/п | Знания, умения | + или — |
1 | Прочитал много произведений Н.Носова | |
2 | Познакомился с новыми словами (сатира, сатирик), запомнил их значение | |
3 | Знаю биографию Н.Носова | |
4 | Умею соотносить пословицы с названиями произведений | |
5 | Активно принимал участие над творческим заданием в группе | |
6 | Своей работой на уроке я доволен | |
7 | Урок для меня показался сложным | |
8 | Материал урока мне был понятен | |
9. | Считаю, что я заслужил(а)оценку |
Лист достижений
ученик (ца)
Ф.И.______________________________
№ п/п | Знания, умения | + или — |
1 | Прочитал много произведений Н.Носова | |
2 | Познакомился с новыми словами (сатира, сатирик), запомнил их значение | |
3 | Знаю биографию Н.Носова | |
4 | Умею соотносить пословицы с названиями произведений | |
5 | Активно принимал участие над творческим заданием в группе | |
6 | Своей работой на уроке я доволен | |
7 | Урок для меня показался сложным | |
8 | Материал урока мне был понятен | |
9 | Считаю, что я заслужил(а) оценку |
Класс: 2 класс.
УМК: Школа России.
Учебник: Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное
чтение. В двух частях. Часть 2. М.:Просвещение,2016г.
Тема: Н.Н.Носов «Затейники».
2) Развитие умения с помощью интонации передавать настроение и
чувства героев, составлять план;
3)Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в группах.
Коммуникативные УУД: создать условия
для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умение выражать
свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы,
строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД: самостоятельно
определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической
задачи и постановки учебной задачи.
Оборудование: учебник литературного
чтения 2 класс, книги Н.Носова, слайдовая презентация, конверты с заданиями для
групп.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы и методы работы/ приемы контроля.
1.Организационный момент.Эмоциональный
настрой учащихся.
Здравствуйте – ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Давайте улыбнёмся друг другу и, от улыбок станет всем нам уютнее
и теплее.
Приветствуют учителя и друг друга, организуют свое рабочее
место.
Словесный.
2. Проверка д/з
10 мин
Произведения какого автора мы изучали на предыдущих уроках?
Кто хочет начать нам рассказывать всё, что мы узнали про
А.Л.Барто и её произведения, используя составленную нами интеллектуальную
карту?
Есть ли дополнения?
Последнее стихотворение, которое мы изучали, было «Вовка-добрая
душа».
У кого-нибудь возникло желание выучить это стихотворение?
Какие критерии мы выделим для оценивания прочтения этого
стихотворения?
У кого есть желание прочитать это стихотворение выразительно?
Данные критерии подойдут для оценивания?
После изучения произведений А.Л.Барто у кого-нибудь появилось
желание почитать ещё другие стихотворения автора?
Оцените с помощью смайликов выполнение д/з
А.Л.Барто
2-3 человека
А- автор, Н- название, П-правильность, В-
выразительность(использование логических пауз), Э-эмоциональность(передать
голосом своё отношение к происходящему)
А Н П В Э
смайлики
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии
5мин
Сегодня мы начинаем изучать нового автора и его произведения.
Мне не терпится познакомить вас с моим любимым писателем, замечательнейшим,
интереснейшим писателем. Я уверена, что вы согласитесь со мною, когда
познакомитесь с ним и его произведениями.
Поднимите руку, кто любит играть?
А в какие игры вы чаще всего играете?
Я предлагаю вам поиграть в детективов. А вы знаете, кто такие
детективы?
У нас с вами какой урок?
Что же мы с вами на уроке литер. чтения можем расследовать?
…. То есть какие-то произведения.
Я предлагаю вам произвести литературное расследование. Но каждое
расследование должно начинаться с составления плана работы.
Объект нашего расследования вот эта вот книжечка. Вернее,
отпечатанная обложка с книги.
Кто-нибудь из вас когда-нибудь видел книжку с таким названием?
Что мы можем с вами сразу сказать, посмотрев на неё?
Посмотрев, мы можем сказать, что рассказ называется «Затейники».
Исходя из всего этого, какая будет тема урока?
Итак, составляем план. Что мы должны сделать самое первое , когда
знакомимся с новым произведением?
Ещё?
Исследовать сюжет.
Всё? Больше ничего мы не будем делать?
А хотелось бы вам раскрыть какой-то секрет?
Конечно, и в этом рассказе мы должны найти какой-то секрет
Дети у нас написали план нашего расследования. Давайте проверим
грамотность.
Что ещё по обложке этой книжки можно сказать?
— У неё есть автор.
Как зовут автора?
Итак, объект нашего расследования будет вот эта книжечка.
Вы предложили начать наше расследование со слова прочитать. Но
прежде, чем прочитать, я предлагаю вам собрать информацию об этой книжке.
Сбор информации у нас пойдёт по двум направлениям- это об авторе и конкретно
по произведению.
Поднимают руки, кто любит играть.
В гонки, дочки матери.
Слайд 1.
Название
Рассказ «Затейники»
Прочитать. Записывает на доске.
Главные герои
Сюжет.
Главная мысль
Секрет
Читаю по слогам каждое слово-дети оценивают Смайликами.
Словесный
Словесный
Наглядный
4. Работа в парах.
5 мин песочные часы
Вот здесь, как у всех детективов я собрала досье на этого
писателя Н.Н. Носова.
Это задание для 1 группы.Узнать об авторе.
Кто-нибудь знает, что такое досье? Попробуем предположить. А вот
в нашем словаре толковом словаре написано..
2группа поработает со словарём толковым и документом.
Найти в толковом словаре слово «затейники» и подчеркнуть на
листочке синим карандашом слова, которые помогут уточнить значение слова.
3 пара А вам я приготовила
вещественные доказательства.
(По данным предметам постараться определить,в каком произведении
мы встречались с этими предметами? Какое отношение могут иметь они к нашему рассказу?)
Покажите, как ваша группа работала?
А теперь давайте представим гостям, что у нас получилось.
Слайд 2 Н.Носова
Карточка в мультифоре. Зафиксировать в интеллект. Карту с
помощью знаков и слов.
слайд
Лентяи,скучные, фантазёры,
выдумщики, организаторы, весельчаки, сочинители
солома, палки и камни.
смайлики
Словесный.
Шаблон интел. карты
Наглядный
5. Реализация построенного проекта
10мин.
Наш сбор информации шёл по до двум направлениям: 1- это
писатель. И так, кто написал эту книгу?
1группа, что вы узнали о писателе
1уч.Николай
Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актёра. К 30 годам он
успел освоить множество профессий – газетного торговца, землекопа, косаря,
возчика брёвен. Потом учился в Институте кинематографии в Москве. Учился играть на скрипке.
2
уч.Носов работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и
учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и
просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные
рассказы, которые мы так полюбили.
3
уч.Все книги Н.Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев
в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха
читать не возможно.
Н.
Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.
3. Послушаем, как поработали со словарём Ира и Максим.
Что вы должны были сделать? А что это за слова вы подчеркнули?
Как называются такие слова? И так, затейник – это организатор
веселья (фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
4. У последней группы задание было необычное. Вещественные
доказательства : солома, ветки, камни. Из какой это сказки? Кто автор? А
зачем нам эта сказка сегодня? Ведь мы изучаем Носова. Почему же мы эту сказку
подключили? Может неправильные доказательства? Ни к чему нам это?
Информацию мы с вами собрали, а сейчас у нас следующий этап
расследования- проникаем в тайны текста. Что для этого мы должны сделать?
физминутка
Рассказывают по интеллект карте.
Прочитать.
6. Чтение учителем рассказа.
3 мин
С.50 Как называется наш рассказ?
Как вы думаете о чём он будет, исходя из названия, то , что
ребята нам представили по названию, вещественным доказательствам. Как вы
думаете, он будет весёлым или грустным?
Давайте проверим.
Чтение учителем.
7.Первичное закрепление
10мин
Какое
настроение у вас после прочтения рассказа?
Скажите,
действительно ли это весёлый рассказ, как вы предполагали? Можно ли назвать
этот рассказ юмористичным?
А
Вы, ребята, знаете, что такое юмор?
Юмор – это, как известно,
беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
Как
зовут героев рассказа? (Петя и Валя)
Как
называли себя дети? (Затейники)
Почему
игра прервалась?
Какими
ты представляешь героев рассказа?
Попробуем определить сюжет этого рассказа. Что же происходит в
данном рассказе?
В какую игру дети играли? Так есть связь с вещест док-ми ?
—
Как вы думаете, чему хотел научить вас Н. Носов?
Главная мысль
Дети всегда найдут себе такое занятие, которое не
только бы их развеселило, но и будило бы их воображение, фантазии.
Из-
за чего прервалась игра?
— А
вы боитесь темноты?
—
Как можно справиться со своими страхами?
—
Как вы думаете, за что можно похвалить ребят?
— А
за что мама могла бы их поругать?
Узнаем секрет.
В начале урока, когда
ребята рассказывали об авторе, они сказали, что Николай
Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской
литературе.
Н.
Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями,
забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то
умная, нужная мысль.
Чему учит это произведение?
Рассказ
«Затейники» учит не боятся неизвестного, а прежде всего постараться
выяснить, почему и как это происходит.
слайд
Я выставляю на доске карточки с именами. Валя, Петя
Прочитали сказку. Остались дома одни.
Дети организуют игру. Пугаются. Прерывают игру
8. Рефлексия.
.
9.Домашнее
задание
Понравился ли вам урок?
Все пункты плана мы проработали?
Наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за активность,
любознательность
Оценить
ответы детей.
—
Ребята, я побывала в нашей школьной библиотеке и узнала, какие книги Н.
Носова там есть. Посмотрите, сколько их, поэтому предлагаю вам как можно
быстрее пойти в библиотеку и выбрать себе книгу по душе.
1
вариант. Придумать продолжение рассказа :
« На
следующий день дети снова остались дома одни…»
2
вариант. Чтение по ролям отрывка рассказа.
Оцените урок смайликом