Чему учит рассказ неизвестный цветок

бедная лиза это произведение карамзина, которое, по сути, показало русской литературе, что такое роман в стиле классицизма. понятное дело,

«Бедная Лиза» — это произведение Карамзина, которое, по сути, показало русской литературе, что такое роман в стиле классицизма. Понятное дело, что и до Карамзина российские авторы прибегали к подобному направлению в прозе и подобным мыслям в самом рассказе, но именно этот писатель задал нормы, принципы, иерархию повествовательной линии.

Сам Пушкин восхищался произведением, называя его лучшим в своём направлении. Но откуда же столько восторга? В этом необходимо разобраться более подробно. Во-первых, влияние самого рассказа стоит рассматривать в общем виде, то есть стоит признать, что оно окутывает всю русскую прозу. Именно с него началось восхождение не только жанра, но и целого культурного пласта.

Во-вторых, пожалуй, именно это полотно Карамзина задало вектор развития всей прозы. Отсюда появился Гоголь, Пушкин, Лермонтов и прочие творцы. Пускай, Александр Сергеевич и Юрий Михайлович творили уже в рамках романтизма, отрицать взаимосвязь между двумя направлениями просто невозможно! По сути, романтизм прямое противостояние классицизму, отрицающее все его черты, создавая тем самым новый вектор, современный для того времени флагман всей литературы (прозы и поэзии). В-третьих, влияние на простого человека, МЫСЛЬ, которой пропитан весь рассказ. Урок, учащий нас, что хорошо, а что плохо.

Собственно, чтобы понять, чему нас учит произведение, нужно определить основные тезисы классического направления: однозначность персонажей – Лиза (хорошая), Эраст (плохой); сюжетная линия преобладает любовной линией и затрагивает несчастный эпизод, являясь элементом трагедии; повествование сквозит довольно простым, но точным, педантичным языком, чем-то схожим с немецкой школой – Гёте, Майринк, Кафка и т.д.

Сюжет построен вокруг девушки Лизы и её молодого человека Эраста. Лиза живёт вместе с матерью, денег практически нет, жизнь не пестрит лучами и вряд ли когда-то неожиданно запестрит. Из-за нехватки средств для существования красивая девушка продаёт цветы на городском рынке. Именно там она встречает свою первую любовь – молодого человека, красивого, статного, воспитанного Эраста. Люди сразу влюбляются, между ними пробегает искра и они уже не могут жить друг без друга.

Он завладел сердцем крестьянки. Любовь их длилась недолго, хотя в момент своего активного существования, была яркой, страстной и, казалось, долговечной. Но вдруг случается неприятность: Эраст уходит в армию. Лизе он говорит, что идёт сражаться с опасным врагом, что может погибнуть… Жаль, что это было враньё. На самом деле, молодой аристократ лишь веселился, пил и играл в карты. Игра на деньги привела его к банкротству – он натурально стал нищим, возможно, даже беднее Лизы, обычной крестьянки.

Это заставляет его жениться на богатой вдове. Женщине старой, некрасивой и явно неподходящей Эрасту, как минимум по возрасту. Этот поступок разлучает Лизу и мужчину. Эраст не возвращается к ней после войны, а она продолжает его ждать: скучает, плачет ночами и ждёт час, когда её суженный вернётся к ней. Но проходит время, а Эраста всё нет. Лиза пытается его забыть, но не может. Горячая любовь обжигает её ещё совсем хрупкое юношеское сердце.

Продолжая продавать цветы на рынке, Лиза всё ещё помнит своего возлюбленного. Однажды она отправляется в Москву за лекарствами для больной матери. Именно там она встречает Эраста. Лиза бежит к нему, хочет обнять, поцеловать, но он отталкивает её. Затем между ними происходит диалог, когда парень отводит её в свой кабинет. Эраст рассказывает, что полюбил другую, женился на ней и теперь они не могут быть вместе. Дабы выпроводить девушку, он суёт ей в карман 100 рублей и выгоняет.

Лиза не может пережить враньё любимого человека, его наглую измену. Она падает в обморок, но её спасает прохожая, которая приводит девушку в сознание. Лизе очень плохо, она скитается по городу и случайно приходит к пруду, где они с Эрастом любили проводить время. Увидав маленькую девочку, она отдаёт ей 100 рублей и просит передать их вдове. Сама она решает утопиться в этом пруде. В конце произведения Лиза умирает…

Так чему учит это произведение? Не верить мужчинам? Не влюбляться так горячо и яростно? А может оно учит мужчин быть ответственными за свои поступки? Это, конечно, да – это и так, очевидно, но в чём всё-таки главный посыл рассказа? По-моему, мнению, он всё же окрашивает в красный цвет не только поступок Эраста, но и действия Лизы.

Да, Эраст обманул её, поступил ужасно и мерзко. Но повод ли — это поступать так безответственно? Умирать собой и, очевидно, бросать на верную смерть родную мать? Мы знаем, что Лиза крестьянка, что она и её мама живут бедно. Лишь Лиза может вытаскивать семью, лишь она имеет возможность ездить за лекарствами для неё. Но вместо этого она попросту кидается в воду! Это безответственный и эгоистичный поступок, которому нет оправдания. И скидку на юный возраст и сильную любовь делать не стоит.

Само собой, в рамках классицизма Эраст – злодей, а Лиза – герой. Но если мы забудем про эти рамки и будет размышлять современными понятиями, то выясним, что в этой истории злодеями являются все. Эраст – мерзкий подлец, а Лиза – истеричная безответственная девчонка. Уроков здесь 3. 1 – не верьте каждому встречному и имейте свою голову на плечах. 2 – не обманывайте людей и всегда говорите правду, старайтесь жить по чести. 3 – будьте ответственными за свои поступки

Произведения А. Платонова каждый знает еще с детства. Сочетание жизненного и фантастического порождает интересную динамичность. Сказка «Неизвестный цветок», пожалуй, одна из наиболее поучительных, а также добрых.

История написания

Андрей Платонов прожил недолгую, но интересную жизнь, писал множество произведений для детей, желая преподать юному читателю несколько мудрых уроков, которые пригодятся в жизни, а ещё, оставить память для любимой дочери.

«Неизвестный цветок» был создан автором в 1950-м году. Тема сражения за жизнь проходит через произведение, так как оно писалось за год до смерти Платонова, больного страшной болезнью – туберкулезом, которым заразил его собственный сын, освободившийся из тюрьмы.

Из-за того, что под политические веяния автор не подстраивался, печатали его очень мало. Детская проза же не только была безопасным жанром, но и способом прокормить свою семью.

Направление и жанр

Сам Платонов опередил жанр как «сказка-быль», говоря о сочетании волшебного и реалистического. Все «волшебности» настолько естественно вплетены, что складывается впечатление о реальности, в которой может быть что угодно. Также, автор не обходит стороной и нравственную, и философскую проблематики, проводя их сразу через несколько мотивов произведения.

Композиционное построение

Начало повествует о жизни одного цветка, у которого, по мере роста, увеличивается и упорство, жизнелюбие. И хоть начало обозначено сказочным приёмом, далее мы погружаемся полностью в реальность, где живет тот самый цветок. Он – смешение двух противоречий, хрупкости снаружи и упорной решительности внутри. Несмотря на окружающие трудности, он крепнет, расцветает, и даже привлекает внимание одной девочки, Даши, которая поможет ему избавиться от одиночества.

Композиция произведения циклична, но это становится очевидным только в самом конце. Даша, приехавшая на следующий год в лагерь, цветка уже не нашла, но взамен появилось множество других растений, а ещё птички и насекомые. И в окончании, она замечает цветок, ещё более прекрасный, и похожий на тот, прежний. Автор этим приёмом говорит о циничности нашей жизни, непрерывности.

Смысловая нагрузка названия

Неизвестность цветочка при его большой значимости – смысл, вложенный автором в название. Похожих на него очень много, но, среди всех, именно он стремился преодолевать трудности, любил жизнь и хотел счастливо существовать, хоть ничего о себе и не знает. Важность и вклад цветка в природу подчеркивается благодаря названию произведения.

Суть произведения

Сказка-быль «Неизвестный цветок» повествует о цветке, который рос, несмотря на все сложности и преграды, на пустыре. Одинокий, он сумел привлечь внимание девочки, избавившей её от одиночества, а ещё она смотивировала друзей облагородить землю вокруг.

Это произведение о преодолении трудностей на жизненном пути, и о важности помощи тем, кому это необходимо.

Тематики произведения

Сквозь всю сказку проходят сразу четыре темы: добра, борьбы за жизнь, целеустремлённости и смысла жизни.

Проблематика

  1. Воля к жизни несмотря на отсутствие для этого каких-то причин – то, что присуще цветку. Ничто из трудностей не сломило его, и он, борясь, становился только сильнее.
  2. Противопоставление силы и слабости цветка показывает, что он, как и человек, может быть слабым снаружи, но сильным внутри, и недооценивать это не нужно.

Смысл сказки

Основной смысл сказки довольно прост – трудности можно преодолеть, если есть терпение, упорство. Жизнь – что ни на есть ценное, и поэтому, вопреки всему, цветок радуется, просто существуя.

Поступки, совершенные бескорыстно, делают жизнь счастливее, и даже чуточку светлее. Человечность же, доброжелательность – качества, позволяющие чувствовать себя в этом мире живым, полным и других чудесных качеств и эмоций.

Чему сказка учит

Быть терпеливым ко всем, целеустремлённым вне зависимости от обстоятельств, по-настоящему добрым, отзывчивым любому человеку или существу – то, чему автор нас хочет научить. Платонов показывает на цветке, насколько важно быть тем, кто ты есть на самом деле, просто любить жизнь и стремиться вверх.

Ваша отзывчивость, умение быть искренним, может быть причиной чьего-то счастья. Вдобавок, умение прийти на помощь, и сделать это бескорыстно, а также доброта – основы человечного поведения, и если это под силу цветку, то и другими тоже.

Элементы художественной выразительности

Андрей Платонов в своём произведении использует такие средства выразительности художественной речи, как:

  • Эпитеты.
  • Олицетворения.
  • Сравнения.

Чтобы погрузить читателя в атмосферу природы и дать почувствовать её, автор использует объёмные описания окружающей природы.

Аллегоризация – ещё один способ, используемый Платоновым, ведь за цветком прячется человеческая сущность, и даже природа «дышит», и даже живет, как человек.

Это произведение по-настоящему заставляет задуматься, и многому учит как юных читателей, так и взрослых.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Краткий анализ сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

  • Чему учит рассказ неразменный рубль
  • Чему учит рассказ никита охотник
  • Чему учит рассказ муму тургенева
  • Чему учит рассказ недоросль фонвизина
  • Чему учит рассказ незнайка