Чему учит рассказ мцыри

Поэма мцыри м. ю. лермонтова романтическое произведение.i мотивация к учебной деятельности- здравствуйте, дорогие ребята! мы начинаем с вами урок

Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова – романтическое произведение.

I Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, что нас вновь ждёт увлекательное путешествие в таинственный и загадочный мир слова.  Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Работать сегодня мы будем в группах. У вас на столах лежат задания, которые вы будете выполнять командой. От вашей сплочённости будет зависеть результат. Также у вас на столах лежит оценочный лист, куда вы будете заносить полученные баллы. Вам нужно дать название вашей команде, в котором должна содержаться качество героя из прочитанного произведения. Озвучьте названия ваших команд.

II Актуализация и пробное действие

А сейчас переходим к 1 заданию.

Перед вами  две цитаты.

В: Сравните высказывание И. Андронникова о М.Ю. Лермонтове с высказыванием В.Г. Белинского о Мцыри. Что общего вы видите в их характеристике?

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…» (И. Андронников);

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» (В. Г. Белинский).

В: Какое словосочетание является общим для Лермонтова и его героя? Как вы его понимаете? Подберите синонимы.  Духовно богатый. Сильный дух. Сильное существо.

В: К какому литературному направлению можно отнести героев, наделеных этими качествами? Романтические.

Поставьте себе за 1 задание 1 балл.

III Формулирование темы и цели урока

Давайте сформулируем тему урока.

Сформулируйте цель нашего урока.

Проанализировать произведение и на основе анализа доказать, что “Мцыри” — романтическая поэма.

Чему учит рассказ мцыри

IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для начала перечислите характерные черты романтизма.

  • Герой – одиночка, который мечтает о свободе. Он  противопоставлен  всем, не может найти счастье в обычной, реальной жизни.  Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники.
  • Непримиримый конфликт личности с обществом, в результате которой личность гибнет.
  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах  (в неволе, в тюрьме, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
  • Характерно особое романтическое двоемирие, то есть два мира: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом, унылое «здесь» и очаровательное «там».
  • Романтическая любовь, сильные, чаще безответные  чувства.
  • Место действия – экзотическая страна.
  • Особая роль пейзажа (дружественный и враждебный). Единство с природой.

Прежде чем мы обратимся к тексту произведения, давайте проведём словарную работу и определим значение слов, которые у вас там встретились.

Работа в группе

Словарные слова

Лексическое значение

Обитель

Сосуд для благовонных курений

Келья

Обещание Богу или наставнику совершить какое-либо аскетический подвиг.

Кадильница

Одно из названий православного монаха.

Обет

Традиционное поселение сельского типа.

Исповедь

Монастырь

Аул

Отдельная комната в монастыре

Инок

Признание в своих совершённых грехах перед Богом.

Поставьте себе за 2 задание максимально 7 баллов.

V Практическая деятельность учащихся.

 (Прикрепление листочка на доску, поэтапное составление кластера)

— Что такое сюжет? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, которые предусмотрены композицией)

Задание 3 называется «Кинолента событий». Работа в группе.

По иллюстрациям нужно восстановить  порядок событий произведения.

Поставьте себе за 3 задание максимально 7 баллов.

— Что такое композиция произведения?  Композиция – это структура произведения, его построение

Композиция поэмы  необычная, своеобразная. Это рассказ в рассказе или «рамочная» композиция. А ещё Лермонтов выбрал такое построение поэмы: для описания всей жизни героя хватило всего две главы, а все остальные главы описывают всего три дня из его жизни. Как вы думаете, зачем автор так сделал? (За эти три дня он испытал столько чувств, получил столько впечатлений, сколько не получил за всю жизнь в монастыре)

В основу поэмы положен романтический сюжет.

— Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.)

-Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом?  (Поездки на Кавказ (1820, 1825) в детстве. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) также был сослан в армию на Кавказ.) 

— С детских лет  Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых,  вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри. Вы помните, что Лермонтов был ещё хорошим художником, и на многих его картинах изображён Кавказ. (Иллюстрации картин)

Найдите в главе 6 описание этого чудного места и выразительно прочитайте.

Экзотическое место действия

А сейчас нас ждёт встреча с другим видом искусства – музыкальным. Предлагаю послушать отрывок из произведения В.А.Моцарта в современной роковой обработке с бас-гитарой и скрипкой. На скрипке играет Ванесса Мей, известная своими современными обработками классической музыки. Послушайте и подумайте, можно ли этот фрагмент считать музыкальной иллюстрацией к поэме «Мцыри»? К какому эпизоду подошёл бы этот фрагмент и почему?

Найдите в тексте отрывки с описанием природы. Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов в описании пейзажа?

 (домашняя работа)

Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя  образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)

Единство с природой

Речь героя тоже богата изобразительно-выразительными средствами, поэтична, возвышенна. И это богатство тесно связано с богатством внутреннего мира героя.

Задание 4 Вам даны цитаты из исповеди Мцыри. Нужно определить, какие  художественные средства использованы в его речи и охарактеризовать героя.

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»

Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей».

« Можно сказать без преувеличения, — писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму».

Романтический герой.

Поставьте за 4 задание максимально 4 балла.

— В произведении мы можем наблюдать конфликт. Между кем возник конфликт?

—  Каким приёмом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление)

— Что чему противопоставляется?

(Мир монастыря — «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли — «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

—  Каким термином мы можем назвать эти два противопоставленных друг другу мира. Это называется  романтическим «двоемирием». Противопоставление «тюрьмы» (а монастырь для Мцыри и есть тюрьма) и «свободы» —  основная черта романтизма.

Романтическое «двоемирие»

VI Самостоятельная работа в группах. Рефлексия 

Цифровой диктант   Согласны ли вы, что:

1. Является ли Мцыри романтическим героем?
Да -1
Нет — 0

2. Своеобразна ли композиция поэмы?

Да – 0
Нет – 1

3. Жалеет ли Мцыри о трех днях, проведенных на свободе?
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100)

— Молодцы! Подводя итог, можно сказать, что тема освоена вами на 100%.

Поставьте за диктант 3 балла.

VII Итог урока. Оценивание.

— Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма? 

20-22 балла- «5»

16-19 баллов – «4»

Домашняя работа: Подробный пересказ понравившегося отрывка.

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Выразительное чтение и анализ произведений Льва Николаевича Толстого для детей (практический урок)

Слайд 2

Содержание Чтение (пересказ) произведений Л.Н. Толстого. Исполнительский анализ произведений Л.Н. Толстого . Литературоведческий анализ произведений Л.Н. Толстого. Драматизация отрывков из произведений Л.Н . Толстого / разыгрывание театрализованных этюдов.

Слайд 3

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Саша был трус”. Вопросы и задания к рассказу — О ком говорится в рассказе? — Чего испугался Саша? — Почему Саша влез в шкаф? — Сколько Саше придется сидеть в шкафу? -Как называют людей, которые всего боятся? -Кого вы видите на картине? — Какими качествами наделены другие дети изображённые на картине? — Чему учит этот рассказ? — Что можно пожелать Саше?

Слайд 4

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Котёнок” (1875) История создания. Жанр и направление. Смысл названия. Композиция. Суть : о чём рассказ? Главные герои и их характеристика. Темы. Проблемы. Основная идея. Чему учит? Художественные особенности. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа.

Слайд 5

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Акула» Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция текста. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа .

Слайд 6

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” ( 1880) Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция произведения. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Выводы по тексту. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 7

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Пожарные собаки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 8

Анализ рассказа по плану Жанр. История создания. Тематика и проблематика. Композиция. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка ). Главные герои рассказа и их характеристика. Литературные приёмы. Конфликт произведения. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ » Филипок». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Филипок” ( 1875)

Слайд 9

Выразительное чтение и анализ рассказа (были) Л.Н . Толстого “Корова” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль рассказа. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Анализ рассказа Л.Н. Толстого по плану

Слайд 10

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ сказки Л.Н . Толстого “ Белка и волк” Анализ сказки по плану Жанр . Главные герои сказки и их характеристика. Мораль и главная мысль сказки. Анализ. Главная мысль. Чему учит сказка. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания сказки .

Слайд 11

Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Отец и сыновья” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Краткий анализ текста. Главные герои и сюжет басни. Пословицы и поговорки, которые подходят для о писания текста. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 12

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Два товарища ” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого « Два товарища ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 13

Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет рассказа. Краткое содержание рассказа. Основная идея произведения. Анализ рассказа. Мораль рассказа Толстого «Старый дед и внучек ». Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”

Слайд 14

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Лгун ” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 15

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “ Дуб и орешник ” ( 1875) , разыгрывание театрализованного этюда Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 16

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Девочка и грибы” Анализ рассказа по плану Жанр. Главные герои рассказа и их характеристика. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 17

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ б асни Л.Н . Толстого “Кот и мыши” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания б асни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 18

Анализ басни по плану Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Собака и ее тень ” Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни.

Слайд 19

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Свадьба” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 20

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Зайцы и Лягушки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям для анализа содержания басни .

Слайд 21

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Царь и лягушки” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 22

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Старик и Смерть ” Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого «Старик и Смерть ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы для анализа содержания басни.

Слайд 23

Домашнее задание В портфолио по предмету поместить: п ортрет Л.Н. Толстого (лист формата А4); п еречень произведений для детей Л.Н. Толстого по всем возрастным группам из «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 6-е изд., доп. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 368с.»; образец литературоведческого анализа произведения Л.Н. Толстого, конспект занятия с подробным перечнем вопросов по содержанию произведения/ вопросы и задания к произведению (лист формата А4, поля верхние/нижние – 2 см, левое – 3 см, правое – 1см, шрифт -12).

Слайд 24

Источники Арденс. Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с . Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46. Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111.

Слайд 25

Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с. Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95 . Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с. Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Хрестоматия для младшей группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020.

Слайд 26

Хрестоматия для средней группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для старшей группы детского сада. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020 . Хрестоматия для подготовительной группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 лет. – 3-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 – 4 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6 – 7 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018

Слайд 27

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: //nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

На чтение 11 мин. Просмотров 42 Опубликовано

Толстой Л., рассказ «Филипок» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Филипок» и их характеристика

  1. Филипок. Маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе. Любознательный и храбрый.
  2. Учитель. Человек добрый, отзывчивый, умный.
  3. Мать Филипка. Добрая и работящая женщина.

План пересказа рассказа «Филипок»

  1. Все ушли в школу
  2. Слишком мал, чтобы учиться
  3. Самостоятельный Филипок
  4. Нападение собак
  5. Бег до школы
  6. Много ребят в классе
  7. Добрый учитель
  8. Как писать свое имя
  9. Теперь ученик.

Кратчайшее содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Филипок хотел пойти в ребятами в школу, но мать его не пустила
  2. Филипок все равно пошел в школу и не испугался собак
  3. Филипок оробел в классе, но учитель заметил мальчика
  4. Ребята рассказали учителю, кто такой Филипок
  5. Учитель проверил как Филипок пишет свое имя
  6. Филипок стал ходить в школу.

Главная мысль рассказа «Филипок» Учиться никогда не рано.Чему учит рассказ «Филипок» Рассказ учит быть решительным, смелым, отважным. Учит самому принимать важные решения и отвечать за них. Учит пользе учения в школе. Учит добиваться желаемого результата.Отзыв на рассказ «Филипок» Мне очень понравился мальчик Филипок, за его упрямство и стремление быть как все. Он не хотел один оставаться неграмотным, он хотел учиться и это очень похвальное желание. А еще Филипок смелый и решительный, он пошел на другой конец деревни, хотя и боялся этого пути.Пословицы к рассказу «Филипок» Не насытиться око зрением, а человек знанием. Знание — дело наживное. Век живи, век учись. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Если воля тверда, цели достигнешь всегда.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Филипок» Жил-был мальчик по имени Филипп. Однажды все ребята пошли в школу и Филипп тоже собрался идти с ними. Но мать его остановила и не пустила. она сказала мальчику, что он слишком мал. Ушла мать на работу, а Филипок в школу отправился. А школа была на другом конце деревни. И пока шел мальчик по своей стороне все было тихо. Но только отошел подальше, как за ним сразу две собаки увязались. Филипок испугался, заспешил и упал. Но какой-то мужичок прогнал собак и Филипок стремглав побежал в школу. Он прибежал в школу и вошел в класс. А там было очень много ребят и все шумели. Филипок растерялся, но учитель сразу заметил новичка и спросил, кто он такой. А кто-то из ребят сказал, что это Костин брат, Филипок, который слишком мал, чтобы ходить в школу. И ребята засмеялись. Но учитель оборвал их и сказал, что поговорит с матерью мальчика, чтобы она отпускала Филипка в школу. А потом попросил мальчика написать свое имя. У Филипка получилось Хвелепок и учитель спросил, кто учил его писать. Мальчик ответил, что брат Костя и улыбнулся. С тех пор он ходил в школу вместе с ребятами.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Филипок»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Лев Толстой

Год написания: 1875

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Филиппок – мальчик.

Краткое содержание рассказа «Филиппок» для читательского дневника повествует о большом желании мальчика учится в школе, еще раньше срока.

Сюжет

Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.

Вывод (мое мнение)

Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.

Добавить в избранное

Филипок — крестьянский мальчик 5 лет, который очень хотел учиться в школе, как старший брат Костя. Он показывает упорство, смекалку, любознательность и решительность, почти как у взрослого человека.

Костюшка — старший брат главного героя;

Мама — обычная крестьянка;

Сельский учитель;

Прохожий, который отогнал собак;

Краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»

Крестьянский мальчик Филиппок еще слишком мал, чтоб ходить в школу, поэтому мама велела ему сидеть дома. Оставшись в доме с бабушкой и заскучав, Филиппок все равно решил пойти в школу, где учился его старший брат.

Идти в школу нужно было далеко, через все село. На окраине на мальчика напали собаки, но какой-то прохожий их отогнал, и малыш продолжил путь.

Прибежав к школе, мальчик оробел, думал, что его прогонят. Но все же Филипок решился зайти.

Мальчик увидел много ребят, которые шумно и весело себя вели, причем учитель не возражал. Он сразу обратил внимание на робкого Филиппка, стал спрашивать, кто он и откуда. Филипок оробел, но ребята подсказали, что это брат Кости.

Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях. Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах.

Мальчик пояснил: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!», и учитель это оценил. С этого памятного дня мальчик начал посещать занятия в школе.

Толстой привлекает внимание к природному познавательному интересу, который есть в детях. Филипок так сильно хочет учиться, что идет в школу наперекор матери.

Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки.

Учитель, увидев такое рвение, сможет использовать его по назначению и обучить мальчика в краткие сроки.

Сам Толстой придерживался такой же позиции касаемо обучения крестьянских детей. Он был противником жесткой дисциплины: учиться в школе в Ясной Поляне могли любые дети, на уроках было много свободы и личного общения. Писатель верил в то, что образование необходимо людям всех сословий.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Рассказ «Филипок» Толстого был написан в 1875 году. Это история о маленьком крестьянском мальчике, который очень хотел учиться в школе вместе со старшими ребятами.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Филипка». Пересказ пригодится также и для читательского дневника.

Главные герои

Филипоклюбознательный, настойчивый маленький мальчик, который хотел учиться в школе.

Другие персонажи

Костястарший брат Филипка, который научил его буквам.

Учительдобрый, мудрый человек.

Краткое содержание

Маленький мальчик по имени Филипп, которого все называли Филипок, очень хотел ходить в школу вместе со старшим братом Костей и его друзьями. Однажды он уже собрался, чтобы присоединиться к компании, но мать оставила его дома: Филипок был слишком мал для школы. Родители ушли на работу, и мальчик остался на попечении у бабушки. «Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула», и он решил отправиться в школу.

Школа находилась далеко, за селом у церкви. Пока Филипок шел по своей слободке, местные «собаки не трогали его, они его знали». Когда же он приблизился к чужим дворам, к нему подбежали большие злые собаки. Перепуганный Филипок «стал кричать, споткнулся и упал». Его спас мужик, который прогнал собак.

Филипок «пустился бежать во весь дух» в школу. Перед классом он остановился, потому что испугался учителя. Мальчик не знал, что делать: «назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится». Наконец, он набрался смелости и зашел в класс, где шумели ребята. Учитель строго спросил Филипка, что он тут делает, и мальчик окончательно растерялся. Он не мог ничего ответить, потому что «в горле у него от страха пересохло».

Ребята пояснили учителю, что «это Филипок, Костюшкин брат», который давно просится в школу. Мальчик сказал учителю, что он «страсть какой ловкий», и уже знает буквы благодаря брату. Учитель рассмеялся и разрешил Филипку ходить в школу вместе с другими ребятами.

Заключение

Рассказ Толстого учит быть решительным и настойчивым в достижении цели. Маленький герой так стремился получить знания, что уверенно преодолел все преграды на своем пути.

После ознакомления с кратким пересказом «Филипок» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Филипок»?</h3>

    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Лев Толстой</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>

(новая вкладка)

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

filippok-chitatelskiy-dnevnik-72420.jpg

Краткое содержание «Филипок» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Главные герои

Филипок – маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе, отважный, настойчивый и любознательный.

Учитель – добрый, понимающий, мудрый человек.

Костя – старший брат Филиппа, который дома обучал его письму.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

План пересказа

  1. Ребята уходят в школу.
  2. Филипок хочет учиться со всеми.
  3. Слишком мал для школы.
  4. Долгая дорога в школу.
  5. Нападение больших собак.
  6. Шумный класс.
  7. Добрый учитель.
  8. Филипок пишет свое имя.
  9. Новый ученик.

Главная мысль

Учиться никогда не рано.

Чему учит

Рассказ учит быть любознательным, решительным, настойчивым в достижении своей цели. Учит самостоятельно принимать решения, и держать ответ за свои поступки, а также понимать, насколько важны в жизни знания.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

chitatelskiy-dnevnik-72420-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-filipok.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Пословицы

  • Не насытиться око зрением, а человек знанием.
  • Знание – дело наживное.
  • Век живи, век учись.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Если воля тверда, цели достигнешь всегда.

Что понравилось

Понравилось, как мальчик Филипок отвечал учителю. Поначалу он растерялся с непривычки, но потом осмелел, и даже написал свое имя.

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1698-filippok.html
  • https://reshator.com/sprav/literatura/kratkoe-soderganie/filipok-tolstoj/
  • https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/filippok
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/filippok.html

  • Чему учит рассказ как я ловил человечков
  • Чему учит рассказ капитанская дочка
  • Чему учит рассказ зощенко великие путешественники
  • Чему учит рассказ красный цветок
  • Чему учит рассказ каменный цветок