Чему учит рассказ критики

Автор на чтение 21 мин. опубликовано 09.03.2021 иван алексеевич бунин рассказ солнечный удар краткое содержание в творчестве ивана бунина огромное

На чтение 21 мин. Опубликовано

Иван Алексеевич Бунин Рассказ «Солнечный удар» Краткое содержание

В творчестве Ивана Бунина огромное место занимает любовная тема. Великий русский писатель считал настоящую любовь ослепительной вспышкой, которая лишь на краткое мгновение озаряет жизнь влюбленных. Именно такой представляется всепоглощающая страсть в рассказе «Солнечный удар». Это произведение может считаться «предтечей» знаменитого бунинского любовного цикла «Тёмные аллеи».

Очень краткий пересказ рассказа «Солнечный удар»

На пароходе случайно встречаются поручик и молодая красивая женщина. Повинуясь страстному порыву, они вместе сходят в незнакомом городе и проводят счастливую ночь в гостинице. На следующее утро женщина поспешно едет на пристань, запрещая мужчине плыть вместе с ней.

Поручик возвращается в гостиницу и чувствует невероятное отчаяние. Он бесцельно проводит весь день в городе, с тоской вспоминая о блаженной ночи. Поздним вечером мужчина садится на пароход и продолжает путь.

Список и краткая характеристика персонажей «Солнечного удара»

Главные герои:

  • Поручик— ничем не примечательный офицер с «выгоревшими от солнца усами» и голубыми глазами. Этого мужчину нельзя назвать покорителем женских сердец. Испытав «солнечный удар», он умоляет попутчицу сойти на берег, а не следующий день покорно соглашается с ее требованием.
  • «Прекрасная незнакомка» — так главная героиня в шутку называет себя. Эта женщина намного рассудительнее и тверже характером, чем ее случайный любовник. Она замужем, имеет трехлетнюю дочь. «Солнечный удар» она переносит легко и почти не испытывает стыда за эту мимолетную связь. Даже под влиянием страсти «незнакомка» не раскрывает своего имени. Она твердо уверена, что ничего подобного никогда больше не повторится. Муж ее ни о чем не узнает.

Второстепенные герои:

  • Извозчик — безымянный герой, который доставляет пару в гостиницу, а на следующий день увозит мужчину одного обратно на пристань. Для поручика он является последним напоминанием о прекрасной попутчице.

Краткое содержание рассказа «Солнечный удар» подробно

На палубе парохода сходятся два пассажира: поручик и маленькая красивая женщина. Мужчина целует ей руку и внезапно просит сойти вместе на берег. Женщина немного пьяна и легко соглашается.

Не говоря больше ни слова, пара сходит на пристани, нанимает извозчика и приезжает в гостиницу. Войдя в номер, мужчина и женщина сливаются в страстном поцелуе и проводят вместе всю ночь.

Утром, несмотря на случившееся, «прекрасная незнакомка» практически не смущается. Она называет помрачение, охватившее попутчиков, «солнечным ударом». Женщина категорически отказывается плыть дальше вместе. Поручик провожает ее до пристани и в хорошем настроении возвращается в гостиницу.

Зайдя в номер, мужчина испытывает странные ощущения. Он не может поверить, что уже никогда больше не увидит свою попутчицу, которая скоро вернется к мужу и ребенку. Номер кажется ему невыносимым напоминанием о счастливой ночи.

Поручику предстоит целый день провести в этом «богом забытом городишке». Он пытается чем-нибудь занять себя: посещает базар, собор, гуляет по окрестностям. Ничто не может отвлечь его от воспоминаний о «прекрасной незнакомке».

Вернувшись в гостиницу, поручик садится за стол, машинально ест и пьет водку. Внезапно ему в голову приходят блестящая идея: послать женщине телеграмму со страстным признанием в любви. Дойдя до телеграфа, мужчина вспоминает, что он не знает ни имени, ни фамилии незнакомки.

В полном отчаянии поручик возвращается обратно. Здесь его ждет еще один удар: прислуга убралась в номере, но на виду лежит забытая женщиной шпилька. Главный герой ложится в изнеможении на кровать и в слезах засыпает.

Поручик просыпается вечером, спокойно умывается, пьет чай и приказывает вызвать извозчика. Тот весело напоминает ему, что это он привозил его с дамой прошлой ночью. Мужчина щедро расплачивается и садится на пароход. Продолжив путь, он чувствует, что за один день постарел на десять лет.

Кратко об истории создания рассказа

Покинув Одессу в 1920 г., Бунин поселился в Париже. Некоторое время он не занимался литературной деятельностью. Лишь с 1924 г. в эмигрантской печати стали появляться его новые произведения. Одним из них был рассказ «Солнечный удар», опубликованный в 1926 г. в журнале «Современные записки».

Рассказ «Солнечный удар» Бунина написан в 1925 году, опубликован год спустя в «Современных записках». В книге описан мимолетный роман между поручиком и молодой замужней дамой, которые познакомились во время путешествия на теплоходе.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Солнечного удара», которое пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Поручик молодой мужчина, впечатлительный и пылкий.

Незнакомка молодая, красивая женщина, у которой есть муж и трехлетняя дочь.

Краткое содержание

Во время путешествия на одном из волжских пароходов поручик знакомится с прекрасной незнакомкой, которая возвращается домой после отдыха в Анапе. Она не раскрывает своего имени новому знакомому, и на его настойчивые просьбы каждый раз отвечает «простым прелестным смехом».

Поручик поражен красотой и природным очарованием своей попутчицы. В его сердце разгораются пылкие, страстные чувства. Не в силах сдерживать их в себе, он делает женщине весьма недвусмысленное предложение сойти на берег. Неожиданно она легко и непринужденно соглашается.

На первой же остановке они спускаются по трапу теплохода и оказываются на пристани небольшого провинциального городка. Молча едут в местную гостиницу, где снимают «страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер».

Не сказав друг другу ни слова, они «так исступленно задохнулись в поцелуе», что в дальнейшем еще много лет будут вспоминать это сладкое, захватывающее дух мгновение.

На следующее утро «маленькая безымянная женщина», быстро одевшись и вернув утраченную было рассудительность, собирается в дорогу. Она признается, что ранее никогда не оказывалась в подобной ситуации, и для нее эта внезапная вспышка страсти, словно затмение, «солнечный удар».

Женщина просит, чтобы поручик не садился вместе с ней на теплоход, а дождался следующего рейса. В противном случае «все будет испорчено», а она хочет сохранить в памяти только эту нечаянную ночь в провинциальной гостинице.

Мужчина с легкостью соглашается и провожает свою спутницу на пристань, после чего возвращается в номер. Однако в этот миг он понимает, что что-то в его жизни кардинально изменилось. Пытаясь отыскать причину этой перемены, он постепенно приходит к выводу, что влюблен в женщину, с которой провел ночь, что мир без неё опустел.

Он мечется, не зная, чем себя занять в захолустном городишке. В его памяти еще свеж звук голоса незнакомки, «запах ее загара и холстинкового платья», очертания ее крепкого упругого тела. Чтобы немного отвлечься, поручик отправляется на прогулку, но это не успокаивает его. Неожиданно он принимает решение написать телеграмму своей возлюбленной, но в последний момент вспоминает, что не знает «ни фамилии, ни имени ее». Все, что ему известно о незнакомке, так это то, что у нее есть муж и трехлетняя дочь.

Изможденный душевными муками, поручик садится на вечерний теплоход. Он удобно размещается на палубе и любуется речными пейзажами, «чувствуя себя постаревшим на десять лет».

Заключение

В своем произведении Бунин описывает разные стороны любви, которая может приносить не только радость и отраду, но и глубокие страдания.

Рекомендуем не ограничиваться пересказом «Солнечного удара», а прочесть рассказ в полном варианте.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Ивана Алексеевича Бунина «Солнечный удар»?</h3>

    • <label>1918 г.</label>
    • <label>1921 г.</label>
    • <label>1924 г.</label>
    • <label>1925 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 19.02.2020 · Обновлено 19.02.2020

Любовь — такое широкое и многоликое чувство. Сколько людей оно осчастливило и сколько судеб погубило… Любовь может быть радостью и источником смысла, а может быть болезнью и самым настоящим проклятием. Сквозь века она волнует души миллионов людей. Именно к этой вечной теме прикоснулся известный автор XX столетия И.А. Бунин в кратком, но очень цепляющем рассказе «Солнечный удар». Его анализ по плану представляет Вам Многомудрый Литрекон, предлагая окунуться в атмосферу психологизма и экзистенциальных рассуждений.

История создания

Рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» является частью знаменитого цикла рассказов о любви «Тёмный аллеи». Этим сборником автор совершил прорыв в своём творчестве, написав тридцать восемь раз (таково количество рассказов в цикле) об «одном и том же». «Солнечный удар» становится частью «Темных аллей» в 1925 году.

Интересно, что в его написании Бунин вдохновлялся природой Приморских Альп. В этот период писатель уже жил в эмиграции после революции, которую он не принял. Тоска по родине, материальная неустроенность, общение с такими же эмигрантами — все это наложило мрачный отпечаток на его музу. Истории любви в его цикле редко бывают счастливыми. В каждой из них воплотилась боль его сердца от потери той России, которую он любил.

Отправной точкой для создания рассказа стало воспоминание о путешествии по Волге. Бунин любил этот маршрут, помнил каждое ощущение, поэтому легко передал его на бумаге, находясь так далеко от дома.

Жанр, направление

Небольшой объём произведения «Солнечный удар», ограниченный круг героев и одна ярко выраженная сюжетная линия —критерии, по которым произведение можно отнести к эпическому жанру рассказа. Направление — реализм. Об этом свидетельствует отражённый дух эпохи ХХ столетия (демонстрация богатой жизни привилегированного класса, культа денег и роскошной жизни как внешней стороны социального неравенства), изображение типичного, то есть простого, заурядного героя в типичных жизненных обстоятельствах.

Также герои являются отражением национального характера человека того времени, носят общечеловеческие черты. Стоит отметить и язык написания произведения: он живой, диалоги героев имеют разговорную лексику.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Солнечный удар» линейная, весьма примитивная в силу его небольшого объёма. Особенность структуры заключается в отсутствии экспозиции.

  1. Как таковое вступление отсутствует, рассказ начинается с интригующего безличного предложения «После обеда вышли на палубу…». Завязкой произведения можно считать быстро развившийся роман между двумя главными героями.
  2. Кульминацией является непосредственно сам «солнечный удар», то есть резкие и нежданные чувства, появившиеся у поручика по отношению к его безымянной попутчице.
  3. Классической развязки действия произведение также не имеет, мы лишь узнаём о чувствах героя, садящегося в пароход и уплывающего обратно в закат своей будничной жизни.

Главный и единственный конфликт произведения — внутренний. А именно переживания, буря чувств, стихийное бедствие внезапно проснувшейся любви в сердце поручика.

«Что за черт! — подумал он, вставая, опять принимаясь ходить по комнате и стараясь не смотреть на постель за ширмой. — Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? В самом деле, точно какой-то солнечный удар!».

Глубокий психологизм рассказа погружает читателя в мир непростых чувств главного героя.

Смысл названия

Название произведения метафорически, но точно передаёт смысл его конфликта. «Солнечный удар», который получили герои — это метафора внезапно окрылившей страсти, вспышки эмоций, что оба ощутили впервые в жизни («…много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой»). Такие сильные эмоции сравнимы с солнечным ударом: они так же поглощают тебя полностью, над ними не властен разум, они затмевают собой все твои предыдущие проблемы и мысли. Но они так же быстро проходящие. Солнечный удар сходит на нет, и человеку свойственно возвращение его природной рациональности. Именно это и происходит с героями.

Также интересно то, что метафора солнечного удара у Бунина предстаёт неким переломным моментом в жизни героев. Чувства поручика описываются ярко и живо, он не может представить себе жизнь после случившегося с ним, казалось бы, будничного происшествия. Даже безымянная героиня, несмотря на то, что после проведённой ночи поспешно уезжает домой, говорит утром поручику:

«Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было».

Так, получается, «солнечный удар» — это не только вспышка эмоций и чувств главных героев, это ещё и некая кульминационная точка в развитии их судеб.

Суть: О чем рассказ?

Произведение «Солнечный удар», несмотря на свой весьма небольшой объём и отсутствие развития сюжета, охватывает как внешние аспекты жизни человека начала XX века, так и его внутренние переживания. Это рассказ о любви, это очевидно, в ней кроется вся его суть. Но о любви сложной, о любви-страсти, о любви-болезни, снизошедшей солнечным ударом на героев. Можно сказать, что их жизнь поделилась надвое: до этой любви и после неё. До неё герои жили своей обыденной, будничной жизнью. Героиня, вероятно, была поглощена семейными заботами: у неё есть муж и маленькая дочка. Герой же, возможно, был занят делами на военной службе.

Отдельно стоит упомянуть пароход, на котором персонажи встретились — символ богатства и праздности жизни одновременно. Эта символика отсылает нас к другому произведению Бунина — «Господин из Сан-Франциско». Пароход — это авторская аллегория внешнего благополучия, её суть в том, что люди на пароходе — потерянные герои, их жизнь лишена смысла, они могут лишь наслаждаться благами, которые приносят им деньги.

Очевидно, таковыми были и герои «Солнечного удара» до судьбоносной встречи друг с другом. Этот спонтанный, краткосрочный, словно вспышка света, роман позволил им на короткий промежуток времени ощутить настоящее счастье в его истинном блаженстве. Это озарение снизошло на них, принеся за собой горечь и отчаяние от осознания бессмысленности их жизни. Это хорошо выражено в конце рассказа в образе поручика, уплывающего на пароходе в свою прошлую жизнь:

«Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.».

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон описал образы героев в рассказе «Солнечный удар» в формате таблицы.

Поручик Человек пылкий и впечатлительный. Для него встреча на пароходе становится роковой, в его жизни пропадает смысл. Осознаёт он это после отъезда своей новой возлюбленной. Именно на него ярче всего снисходит «солнечный удар» во всей своей беспощадности. Герой с удивлением обнаруживает в себе чувства, которых не было прежде и к которым, как ему казалось, не было никаких предпосылок. Эта болезненная любовь становится для него настоящим проклятием, избавиться от которого он не может. Однако именно она проливает свет на всю его предыдущую жизнь, а будущее, наоборот, покрывает туманом. Он хочет вернуть возлюбленную, пытается предпринять для этого какие-то меры, например, отправить ей письмо, но понимает, что даже не знает её имени. Именно с этим чувством отчаяния и безвыходности он уплывает домой.
Она «Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке.» Героиня — обеспеченная женщина элитарного класса. Она привыкла к роскоши и отдыху. Из рассказа мы также узнаём, что у неё есть семья: муж и трёхлетняя дочка, это к ним она возвращается из Анапы. Роман с поручиком также стал для неё «солнечным ударом», на неё точно «затмение нашло». О чувствах прекрасной попутчицы поручика мы узнаём мало, однако в рассказе видно, что она не испытывала стыда и не была смущена произошедшими с ней обстоятельствами. Для неё случившееся было лишь помутнением рассудка, после которого ей непременно стоило вернуться к прошлой жизни. Она привлекательна, кокетлива и пленяла поручика своей загадочностью — она не желала называть своё имя.
Образ России Россия предстает беспечной и богатой. Волга несет своих господ и дает им все наслаждения обеспеченной жизни. Пейзажи красивы, но они контрастируют с описанием убогонького маленького городка, где нашла свой альков страсть героев. Блестящие офицеры и дамы проходят мимо нищеты и скорби другого мира — того, которому суждено поглотить их в будущем.

Темы

Тематика рассказа «Солнечный удар» будет описана Многомудрым Литреконом подробнее, если Вы напишите о том, что необходимо добавить, в комментариях.

  1. Тема любви. Пожалуй, главная тема рассказа, раскрытая наиболее ярко. Любовь страстная и пылкая возникает между героями, подобно солнечному удару. Но также эта любовь влечёт за собой последствия в виде разочарования суровой реальностью. Эта любовь обличительна, она позволяет героям увидеть свою прежнюю жизнь под другим углом, что-то для себя осознать, но что именно, читатель не узнаёт, это остаётся неким флёром недосказанности в развязке рассказа. Эта тема раскрывается в психологизме чувств поручика. Читателя как бы погружают в мир его ощущений и эмоций.
  2. Быт и нравы высшего общества. Эта тема не раскрывается в рассказе сполна, но затронута в описании образа жизни главных героев. К тому же, нельзя представить творчество Бунина без обличения данной темы. Герои живут в роскоши и достатке, как и весь привилегированный класс, однако, несмотря на внешнее благополучие, их жизнь лишена смысла.
  3. Счастье. Оно мимолетно по своей природе, и герои, раз испытав его, больше не смогли приблизиться к нему никогда в жизни.

Проблемы

Проблематика рассказа «Солнечный удар» отражена в списке, но если Вы хотели бы «добавки», то попросите о ней Многомудрого Литрекона в комментариях.

  1. Бессмысленность жизни без любви. Основная проблема рассказа заключена в сущности любви и поиске смысла жизни. Любовь в самом широком понимании этого слова делает существование человека осмысленным. Осознанно или нет, но он стремится к этой самой любви, просто чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Это и происходит с героями, которые спонтанно и бездумно поддаются собственным чувствам и наслаждаются ими так искренне, но так непродолжительно. Их жизни сложились таким образом, что в них нет места настоящим, искренним чувствам, и в глубине души герои глубоко несчастны, но ничего не могут с этим поделать.
  2. Отчаяние. Та самая лихорадка, «солнечный удар» чувств, настигший поручика после отъезда его возлюбленной — это слабая попытка противостоять жестокому стечению обстоятельств, вернуть появившийся в его жизни проблеск смысла. Но герой вынужден столкнуться с разочарованием, ведь реальность беспощадна, а вырваться из этого цикла его будничной жизни кажется невозможным.

Основная идея

Смысл рассказа «Солнечный удар» запрятан в глубинах психологизма, но одновременно с этим и лежит на поверхности. Прочитав произведение, каждый может сделать для себя личные умозаключения, но все они будут иметь общее основание: любовь многолика во всех своих проявлениях, она может как сделать человека самым счастливым существом на планете, так и полностью разбить его о скалы суровости реальной жизни.

Тем не менее, это именно то чувство, которое приносит в жизни каждого из нас смысл. Именно это хотел показать Бунин в своём рассказе, такова главная мысль рассказа «Солнечный удар». Любовь — это и болезнь, и проклятие, и волшебство, и красота одновременно.

Чему учит рассказ?

Произведение после прочтения оставляет эмоциональный осадок в виде грусти. Вероятно, так было задумано самим автором. Читатель сопереживает главному герою, его душевным скитаниям и потерянности.

Из всего этого можно вынести для себя такой вывод: нужно жить и любить искренне, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Только любовь способна привнести в жизнь человека ту эмоциональную наполненность, к которой он стремится всю жизнь. Таковы нравственные уроки и мораль рассказа «Солнечный удар».

Критика

Современные критики в целом положительно оценивают творчество Бунина, рассказ «Солнечный удар», в том числе. Так, например, литературный обозреватель, критик и писать К. Трунин говорит, что любовь по Бунину раскрывает «наитемнейшие стороны человеческой души» и что «скорее Бунин топчет любовь, чем её превозносит». Мысль критика заключена в оценке автором любви с её негативной стороны.

Трунин также считает, что «Тёмные аллеи» как цикл рассказов обличает пороки любви и переполнен чувством разочарования.

Автор: Елизавета Минаева

Жанр: рассказГлавные герои рассказа «Солнечный удар» и их характеристика

  1. Он. Поручик. Романтичный, сильный, влюбленный, эмоциональный, сдержанный.
  2. Она. Милая, маленькая женщина, замужняя, предусмотрительная.

План пересказа рассказа «Солнечный удар»

  1. На пароходе
  2. Мелкая пристань
  3. В гостинице
  4. Расставание
  5. Сожаления
  6. Страдание
  7. Незнакомка
  8. Слезы
  9. На пароходе.

Кратчайшее содержание рассказа «Солнечный удар» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Они познакомились на пароходе и сошли на незнакомой пристани.
  2. Они провели ночь в гостинице, а утром она уехала.
  3. Он проводил ее на пароход и почувствовал себя пустым и ненужным.
  4. Он бродил по городу, потом пил, потом пошел на почту.
  5. Но он не знал ее имени и фамилии.
  6. Он уплыл из этого городка, ощущая себя постаревшим на десять лет.

Главная мысль рассказа «Солнечный удар» Иногда чувства человека оказываются сильнее разума.Чему учит рассказ «Солнечный удар» Рассказ учит уметь сдерживать свои эмоции и желания. Учит думать о последствиях своих поступков. Учит не совершать того, за что потом было бы стыдно, что причинит боль вашим близким. Учит тому, что расставание является сильнейшим катализатором любви.Отзыв на рассказ «Солнечный удар» Мне понравился этот рассказ по его стилю, и той атмосфере, которую он создает. Но сами поступки героев мне не до конца понятны. Может быть, их страсть явилась плодом солнечного удара, а может быть два одиночества просто встретились и нашли друг друга.Пословицы к рассказу «Солнечный удар» Ни грело, ни горело, да вдруг и осветило. Реже видишь — больше любишь. Любовь не пожар, а загорится, не потушишь. Жить в разлуке — жить в муке. Не любишь — горе, влюбишься — вдвое.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Солнечный удар» Днем они вышли на залитую солнцем палубу. Она смеялась и говорила, что не знает, где он сел на пароход. Ей казалось, что она пьяна. Вечером пароход плыл в темноте, а мимо проносились огни. Он заворачивал к маленькой пристани. Поручик предложил сойти здесь. Она сказала, что это сумасшествие, но разрешила поручику делать все. Тот сбегал за вещами и они сошли на берег, сели в пролетку и покатили по улицам небольшого уездного городка. Вскоре они страстно целовались в гостиничном номере, большом и очень душном. Утром маленькая женщина уехала одна. Поручик порывался ехать вместе с ней, но она смеясь отказывалась, говоря, что так он все испортит. Она говорила, что на них словно нашло затмение, что-то вроде солнечного удара, но что на самом деле она не такая. Поручик отвез ее на пристань, посадил на пароход и вернулся в номер. Номер казался ему пустым. Он задумался о маленькой женщине. Он понимал, что не может просто так отправится  к ней в ее город, ведь там у нее был муж и трехлетняя дочь. Но он ощущал ненужность дальнейшей жизни без нее. Поручик решил, что у него точно солнечный удар и чтобы развеяться отправился бродить по городу. Он был на базаре, в церкви, вспотел и вернулся в гостиницу. В столовой он выпил несколько рюмок водки, думая о том, что отдал бы жизнь за еще один день с этой женщиной. Он решил, что нервы у него совсем расшалились. Но встал и пошел на почту, чтобы послать ей проникновенную признательную телеграмму. Но на полпути поручик в ужасе остановился. Он знал в каком городе она живет, но не знал ее имени. Она так и не сказала его. Поручик вернулся в гостинцу, лег на кровать и стал вспоминать вчерашний день и сегодняшнее утро. Слезы катились из-под его век. На следующий день он доехал до пристани, сел на пароход и почувствовал себя постаревшим на десять лет.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Солнечный удар»1.jpg

Режиссер1.Никита МихалковАктеры1.Мартиньш Калита… поручик40159.jpg

Евгений Миронов2.Виктория Соловьева… незнакомка3.Сергей Серов… батюшка4.Алёна Спивак-Бычкова… дама на корабле5.Наталья Суркова… горничная6.Денис Васильев… студент7.Ксения Попович… Оля8.Олег Граф… офицер9.Вадим Головко… солдат10.Андрей Попович… Петя11.Сергей Анашкин… белогвардеец12.Родион Толоконников… 13.Александр Обласов… стюард14.Николай Алексеев… чекист15.Милош Бикович… Николай Александрович Гульбе-Левицкий (Кока)16.Авангард Леонтьев… фокусник17.Александр Устюгов… клиент фотографа18.Владимир Юматов… полковник19.Александр Адабашьян… фотограф20.Виталий Кищенко… ротмистр21.Кирилл Болтаев… есаул22.Анастасия Имамова… Татьяна23.Мириам Сехон… Розалия Землячка24.Алексей Дякин… Георгий Сергеевич25.Александр Мичков… юнкер26.Александр Половец… чекист27.Максим Спивак… донской казак28.Нина Сизова… Наденька29.Анна Сизова… Верочка30.Антон Сапко… молодой казак31.Сергей Бачурский… Бела Кун32.Илья Кипоренко… студент33.Сергей Карпов… Егорий34.Кристина Кириллова… Лизонька35.Николай Бушанский… казак36.Максим Битюков… Тригорин37.Нина Александрова… пассажирка38.Анатолий Фирстов… господин делового вида39.Валерий Крупенин… звонарь40.Роман Федосеев… солдат41.Сергей Ярый… чекист42.Руслан Рудный… Годун43.Андрей Алексеев… портье44.Олег Симоненко… 45.Александр Борисов… матрос46.Сергей Синельник… пленный белогвардеец47.Иван Володин… белогвардеец48.Николай Данилюк… солдат49.Елена-Изабелла Осипова… певица, в титрах не указана50.Павел Савинов… Бородин, белогвардеецПродюсеры1.Леонид Верещагин2.Никита Михалков3.Александр УткинАктер дубляжа1.Евгений Миронов… поручикСценаристы1.Никита Михалков2.Владимир Моисеенко3.Александр Адабашьян4.Иван Бунин… рассказОператор1.Владислав ОпельянцКомпозитор1.Эдуард АртемьевХудожники1.Валентин Гидулянов… постановщик2.Сергей Стручев… по костюмам3.Денис Цымбал… по декорациямМонтажер1.Светолик Зайц

Используемые источники:

  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/bunin/solnechnyy-udar
  • https://obrazovaka.ru/books/bunin/solnechnyy-udar
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/solnechnyj-udar-bunin/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/09/blog-post6.html
  • https://www.kinopoisk.ru/film/586308/cast/

История создания

Сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго до смерти автора. При жизни написанные им произведения не приносили писателю большого дохода поэтому всю жизнь он испытывал давление, ему приходилось работать на государственной службе, которую он не любил.
Невозможность реализовать все свои идеи на литературном поприще привела к пагубным привычкам Гофмана. Он был одинок, и писательство стало его отдушиной. В своих произведениях автор высмеивал устройство немецкого общества того времени и пороки, свойственные всем людям. Гофман ненавидел мещанство и страдал от того, что ему приходится жить в такой реальности. К концу жизни он был измучен депрессией, алкоголем и бессонницей, сказка «Крошка Цахес» отразила его угнетенное состояние.

Жанр и направление

Жанр данного произведения можно назвать сказкой. В ней присутствуют вымышленные персонажи, противостояние добра и зла и счастливый финал. В то же время, в основе сюжета лежат абсолютно реальные события. Такое смешение выдуманного и настоящего привело к появлению нового жанра, именуемого повестью – сказкой. По размеру она длиннее, чем рассказ, но короче, чем роман.
В произведении четко просматриваются черты романтизма.
Писатель противопоставляет реальный порочный мир сказочному царству, в котором повсюду доброта и счастье. Высоко оральный главный герой противопоставлен обществу, которое стало бездуховным и обыденным. В итоге главный герой одерживает над обществом победу.
Главный герой Бальтазар – романтичный мечтатель, который противопоставлен обществу. Он гордый, но отвергнутый и не может найти свое место в этом мире.

Сюжет сказки

В государстве Керепеси все живут счастливо, феи творят свои чудеса, по улицам разгуливают единороги. После смерти правителя Деметрия, управлять государством стал Пафнутий. Он решил ввести в государство просвещение. Всех фей выслали в соседнее государство, единорогов запрягли в телеги.
В государства осталась лишь одна волшебница – фея Розабельверде. Однажды фея повстречала женщину с некрасивым ребенком. Волшебнице стало жаль мальчика и она расчесала его волосы, вплетя несколько золотых волосков. При этом мальчик оставался злым, уродливым, со скверным характером. Окружающие же находились под волшебными чарами. Глядя на ребенка все умилялись его внешности, таланту и послушанию. Об этом читатель узнает почти в конце произведения.
Тем временем, все жители поддаются влиянию господина Циннобера. Он делает головокружительную карьеру, все заслуги и чьи-то достижения приписывали этому злобному карлику. В то же время никто не замечал плохого, что он творил. Люди говорили о его душевной физической красоте, хотя на деле он был уродливым и злым. Его чарам не поддавался лишь поэт Бальтазар и его друг Фабиан.
Мош Терпин, профессор, мечтал выдать замуж за чудовище Циннобера свою красавицу-дочь Кандиду. Ведь карлик был богат, имел положение в обществе и мог способствовать успешной карьере своего тестя.
Бальтазар был влюблен в Кандиду, посвящал ей стихи, но авторство приписывали Цинноберу. В какой-то момент даже Фабиан начал поддаваться магическим чарам и в его душу закрались сомнения. Может и вправду стихи пишет карлик, а Бальтазар из ревности не признает этого.
Циннобер оказался тем самым мальчиком Цахесом, которого заколдовала фея. Но добрый маг Проспер Альпанус разрушает ее колдовство, все узнают истинную сущность уродца, Бальтазар и Кандида женятся. Маг сделал Бальтазара богатым, тесть полюбил его.
Образы главных героев
Крошка Цахес – уродливый карлик, которому решила помочь добрая фея. Но ее колдовство он обратил в выгоду для себя, власть и богатство превратили его в подлого и наглого человека. Его разум был затуманен жаждой наживы.
Бальтазар – романтичный студент – поэт. Любит мечтать, наблюдать за природой. Благодаря внутренней красоте и возвышенностью над мещанами, смог разглядеть истинное лицо карлика.
Кандида – красивая, но не слишком умная девушка. Знает, как преподать себя, заинтересовать. Выйдя замуж за Бальтазара, лишает его индивидуальности, превращая в обычного бюргера.

Темы

Сочувствие – фея, пожалев уродливого мальчика, заколдовала его, что никто не замечал его изъянов. Карлик же стал высокомерным, жестоким, обратил колдовство в свою пользу. Автор показывает как все в мире относительно. Не всегда добро по отношению к другому во благо.
Любовь – Бальтазар испытывает к Кандиде искренние чувства, ради своей любви он готов противостоять каждому, кто встретится на пути к счастью. Кандида же не ровня Бальтазару по своим человеческим качествам, но это не смущает юношу. После свадьбы они стали вести обычный образ жизни, как миллионы семей. В их жизни не осталось места для чудес.
Мистика – в произведении противопоставлены идеи Просвещения и мир чудес, который, по мнению автора, гораздо лучше реальности. В обществе, которое полагается только на разум, правят деньги и тщеславие.

Проблемы

Людские пороки. Гофман работал на государственной службе и в своей сказке отразил то, с чем сталкивался каждый день. Это и жажда наживы, и преклонение перед людьми более высокого чина, невежество, мещанство.
Вмешательство государства. Правитель волшебной страны пытается искоренить фей и волшебников, навязывает жителям правила, которые все должны неукоснительно соблюдать.
Несправедливость. Жители слишком увлечены бытом, чтобы замечать творящуюся вокруг них несправедливость.

Основная идея

В произведении Гофман высмеивает мещанство и недалёких людей, живущих с оглядкой на окружающих. Автор призывает чаще обращать внимание на прекрасное вокруг, отвлечься от забот, быть наблюдательнее. Материальное противопоставлено в сказке духовному.
Гофман показывает как люди могут восхищаться тем, кто приносит им зло, если их разум затмят деньги.

Чему учит

Люди интересные, имеющие богатый внутренний мир не станут превозносить себя над другими. Свое самолюбие и эгоизм взращивают те, кому похвастаться больше нечем.

Критика

Сказки Гофмана известны во всем мире. Они не теряют актуальности даже спустя 200 лет. В них поднимаются проблемы общества вне времени: гордыня, эгоизм, добро и зло, жажда наживы. На основе произведений Гофмана ставят спектакли.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Творчество Александра Ивановича Куприна узнать несложно — неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров слова. Загадочность, драматичность, интерес к душе живого существа — все это можно найти у Александра Ивановича в сочинениях. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов Куприна под названием “Барбос и Жулька” по плану ниже.

История создания

Впервые рассказ был опубликован в 1897 году в приложениях к газете «Жизнь и искусство». История написания произведения «Барбос и Жулька» тесно связана с биографией писателя. В целом, период 1890-х годов был для писателя временем проб и ошибок: он не только активно занимался литературой, но и странствовал по городам родной страны, работал в разных сферах (от журналистики до стоматологии) — словом, искал свое место в этом мире. 

Повествование ведется от лица неизвестного лирического героя — подростка, так что, можно предположить, что в основу сюжета легли личные впечатления автора, рассказы  друзей или собственные наблюдения.

Жанр, направление

Благодаря маленькому объему текста, наличию всего двух главных героев и одной сюжетной линии, “Барбоса и Жульку” можно отнести к жанру рассказа. 

Направление же ближе реалистическое. Большую роль играют описания собак, благодаря им можно сделать выводы о характере животных, их жизни. Также писатель использует психологизм, наделяет своих персонажей традиционно человеческими качествами (сострадание, умение любить, заботливость). Но, несмотря на кажущуюся необычность, подобное поведение встречается и у братьев наших меньших. Не зря, например, собаку считают символом верности.

Смысл названия

В названии сразу указываются клички центральных героев, поэтому читатели сразу понимают, о ком пойдет речь. Даже не увидев словесные портреты собак, можно вообразить, какие они. 

Барбос — скорее всего, из дворовых, крупный, недобрый. Жулька — домашняя, маленькая, слабенькая. 

Суть: о чем?

Начинается повествование со знакомства с героями: сначала представляют Барбоса, затем, соответственно, Жульку. 

Они живут в разных условиях и являются противоположностями друг друга: Барбос невоспитанный, бойкий, постоянно лезет в драки, не боится красть у людей еду; Жулька же более утонченная, скромная, готова делиться с другими пищей, нежно относится к хозяевам. По странному стечению обстоятельств, между этими двумя собачками “царствует редкое согласие”. Они иногда вместе играют и веселятся.

Жизнь кажется счастливой, пока однажды не происходит трагедия. Во двор забегает бешеный пес, пугая всех вокруг, и даже Барбос не решается прогнать собаку. Тогда внезапно появляется Жулька и изо всех своих сил врезается в животное. Угроза исчезает.

Отважная Жулька не получает травм или укусов, но с тех пор ее здоровье резко ухудшается.

“На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли”

Ее относят в сарай, чтобы там она могла в спокойствии провести свои последние минуты, но Барбос рвется к своей подруге, желая попрощаться. 

“— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.”

Бедная собачка умирает.

Главные герои и их характеристика

Все главные герои (и их характеристика) поместились в одной таблице от Многомудрого Литрекона:

Барбос пес, очень отдаленно похожий на пуделя, но с не ухоженной шерстью. Независимый, решительный, имеет множество шрамов от сражений с другими собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.”Несмотря на это, оказывается очень добрым, чутким и понимающим. Заводит дружбу с Жулькой, практически до конца остается рядом с ней. Так, за его неприглядным внешним видом скрывается сострадающая душа.
Жулька деликатная, немного застенчивая, уступчивая, милая домашняя питомица. Весь вид ее говорит о хрупкости: тонкие ножки, низенький рост, изящные повадки. Но именно она находит в себе достаточно смелости, чтобы противостоять опасности, когда остальные в ужасе не могут сдвинуться с места. Поступок хоть и героический, но он приводит к печальному финалу — не справившись с напряжением, Жулька умирает.

Темы

Автор, делая основными персонажами животных, а не людей, тем не менее, поднимает очень важные и знакомые для каждого темы. Это и дружба, и смелость, и любовь к ближнему, и сочувствие, и способность прийти на помощь тогда, когда это действительно нужно.

  1. Дружба. Собаки были разными, имели неодинаковые условия жизни, но это не помешало им дружить и проявлять взаимовыручку. Противоположности притягиваются.
  2. Смелость. Героизм не зависит от внешнего вида и никак с ним не связан. Жулька была слабой и маленькой, зато отважной и решительной.
  3. Сочувствие. Барбос внешне казался сердитым и драчливым животным, способным только на агрессию. Но душа у него была нежная. Он проявил сочувствие к Жульке и болезненно пережил ее смерть.
  4. Самопожертвование. Жулька понимала, что едва ли одолеет бешеного пса, но он был источником опасности для всех окружающих. И она приняла решение спасти их, рискуя собой. Это настоящий нравственный подвиг и воплощение любви к ближнему.

Проблемы

Через Барбоса и Жульку Куприн показывает, насколько сильно может отличаться облик от внутреннего мира. Маленькая собачка без страха бросается на незнакомую дворнягу, не задумываясь о последствиях. Ею движет желание спасти других. Тогда как, казалось бы, бывалый “воин” не рискует действовать самостоятельно.

“Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал…”.

Проявляется эта двойственность и в отношениях героев. Барбос достаточно жестко относится к прочим обитателям улиц, но при этом искренне заботится о своей подруге.

Вывод можно сделать один: внешность обманчива.

Основная идея

В рассказе содержатся две основные идеи. Первая — не стоит судить о ком-то только по тому, как они выглядят. Внешность иногда бывает крайне обманчива, и только со временем можно понять, что за личность находится перед тобой. Такова главная мысль рассказа «Барбос и Жулька».

Вторая же — животные тоже имеют чувства. Порой люди забывают, что помимо них эмоциями обладают и другие существа. И они также переживают, страдают и радуются. Важно уважать это. Таков смысл рассказа «Барбос и Жулька».

Чему учит? 

Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»? Куприн учит бережному отношению ко всем живым существам. В особенности, к тем, кого сами приручили. Ведь, если они могут испытывать то же самое, что и мы, то как их можно назвать неразумными и бездушными?

Кроме того, на примере трогательных приятельских отношений двух собачек, писатель заставляет задуматься о важности дружбы и взаимопомощи. Мораль книги «Барбос и Жулька» заключается в том, что нужно воспитывать в себе смелость и доброту, чтобы защитить своих близких и все то, что тебе дорого. Столь же важно уметь сочувствовать и сострадать.

Художественные особенности

В тексте не так много прямой речи — все строится на описаниях, поэтому создается ощущение, что лирический герой просто рассказывает какую-то историю из прошлого. В связи с этим прост и понятен язык повествования. Это помогает приблизить действие к читателям.

Используются эпитеты. В основном, для создания образов персонажей и отображения их связи друг с другом: “приземист”, широкогруд”, “буйный”, “бешеная”, “нежная любовь”, “тревожный” и др.

Используется множество глаголов, придающих рассказу динамичность: “лежал”, “скатывался”, “одерживал”, “покатилась”, “бросился” и др.

С помощью этих средств выразительности писатель добивается образности, яркости в рассказе «Барбос и Жулька».

Критика

Современники отзывались о Куприне тепло, подмечали удивительный литературный талант.

“При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант…” — пишет О. Н. Михайлов.

И действительно, хоть автор и стремится к драматизму, в его произведениях есть некая надежда, которая делает рассказы и повести такими светлыми. “Барбос и Жулька” — не исключение, поэтому рассказ до сих пор любят и читают не только дети, но и взрослые.

Автор: Инна Колокольникова

  • Чему учит рассказ конь с розовой гривой
  • Чему учит рассказ каштанка для читательского дневника
  • Чему учит рассказ каштанка чехова
  • Чему учит рассказ как муравьишка домой спешил
  • Чему учит рассказ конек горбунок