Êðàñíûé öâåòîê
Ïàìÿòè Èâàíà Ñåðãååâè÷à Òóðãåíåâà
I
II
III
IV
V
«Бедная Лиза» — это произведение Карамзина, которое, по сути, показало русской литературе, что такое роман в стиле классицизма. Понятное дело, что и до Карамзина российские авторы прибегали к подобному направлению в прозе и подобным мыслям в самом рассказе, но именно этот писатель задал нормы, принципы, иерархию повествовательной линии.
Сам Пушкин восхищался произведением, называя его лучшим в своём направлении. Но откуда же столько восторга? В этом необходимо разобраться более подробно. Во-первых, влияние самого рассказа стоит рассматривать в общем виде, то есть стоит признать, что оно окутывает всю русскую прозу. Именно с него началось восхождение не только жанра, но и целого культурного пласта.
Во-вторых, пожалуй, именно это полотно Карамзина задало вектор развития всей прозы. Отсюда появился Гоголь, Пушкин, Лермонтов и прочие творцы. Пускай, Александр Сергеевич и Юрий Михайлович творили уже в рамках романтизма, отрицать взаимосвязь между двумя направлениями просто невозможно! По сути, романтизм прямое противостояние классицизму, отрицающее все его черты, создавая тем самым новый вектор, современный для того времени флагман всей литературы (прозы и поэзии). В-третьих, влияние на простого человека, МЫСЛЬ, которой пропитан весь рассказ. Урок, учащий нас, что хорошо, а что плохо.
Собственно, чтобы понять, чему нас учит произведение, нужно определить основные тезисы классического направления: однозначность персонажей – Лиза (хорошая), Эраст (плохой); сюжетная линия преобладает любовной линией и затрагивает несчастный эпизод, являясь элементом трагедии; повествование сквозит довольно простым, но точным, педантичным языком, чем-то схожим с немецкой школой – Гёте, Майринк, Кафка и т.д.
Сюжет построен вокруг девушки Лизы и её молодого человека Эраста. Лиза живёт вместе с матерью, денег практически нет, жизнь не пестрит лучами и вряд ли когда-то неожиданно запестрит. Из-за нехватки средств для существования красивая девушка продаёт цветы на городском рынке. Именно там она встречает свою первую любовь – молодого человека, красивого, статного, воспитанного Эраста. Люди сразу влюбляются, между ними пробегает искра и они уже не могут жить друг без друга.
Он завладел сердцем крестьянки. Любовь их длилась недолго, хотя в момент своего активного существования, была яркой, страстной и, казалось, долговечной. Но вдруг случается неприятность: Эраст уходит в армию. Лизе он говорит, что идёт сражаться с опасным врагом, что может погибнуть… Жаль, что это было враньё. На самом деле, молодой аристократ лишь веселился, пил и играл в карты. Игра на деньги привела его к банкротству – он натурально стал нищим, возможно, даже беднее Лизы, обычной крестьянки.
Это заставляет его жениться на богатой вдове. Женщине старой, некрасивой и явно неподходящей Эрасту, как минимум по возрасту. Этот поступок разлучает Лизу и мужчину. Эраст не возвращается к ней после войны, а она продолжает его ждать: скучает, плачет ночами и ждёт час, когда её суженный вернётся к ней. Но проходит время, а Эраста всё нет. Лиза пытается его забыть, но не может. Горячая любовь обжигает её ещё совсем хрупкое юношеское сердце.
Продолжая продавать цветы на рынке, Лиза всё ещё помнит своего возлюбленного. Однажды она отправляется в Москву за лекарствами для больной матери. Именно там она встречает Эраста. Лиза бежит к нему, хочет обнять, поцеловать, но он отталкивает её. Затем между ними происходит диалог, когда парень отводит её в свой кабинет. Эраст рассказывает, что полюбил другую, женился на ней и теперь они не могут быть вместе. Дабы выпроводить девушку, он суёт ей в карман 100 рублей и выгоняет.
Лиза не может пережить враньё любимого человека, его наглую измену. Она падает в обморок, но её спасает прохожая, которая приводит девушку в сознание. Лизе очень плохо, она скитается по городу и случайно приходит к пруду, где они с Эрастом любили проводить время. Увидав маленькую девочку, она отдаёт ей 100 рублей и просит передать их вдове. Сама она решает утопиться в этом пруде. В конце произведения Лиза умирает…
Так чему учит это произведение? Не верить мужчинам? Не влюбляться так горячо и яростно? А может оно учит мужчин быть ответственными за свои поступки? Это, конечно, да – это и так, очевидно, но в чём всё-таки главный посыл рассказа? По-моему, мнению, он всё же окрашивает в красный цвет не только поступок Эраста, но и действия Лизы.
Да, Эраст обманул её, поступил ужасно и мерзко. Но повод ли — это поступать так безответственно? Умирать собой и, очевидно, бросать на верную смерть родную мать? Мы знаем, что Лиза крестьянка, что она и её мама живут бедно. Лишь Лиза может вытаскивать семью, лишь она имеет возможность ездить за лекарствами для неё. Но вместо этого она попросту кидается в воду! Это безответственный и эгоистичный поступок, которому нет оправдания. И скидку на юный возраст и сильную любовь делать не стоит.
Само собой, в рамках классицизма Эраст – злодей, а Лиза – герой. Но если мы забудем про эти рамки и будет размышлять современными понятиями, то выясним, что в этой истории злодеями являются все. Эраст – мерзкий подлец, а Лиза – истеричная безответственная девчонка. Уроков здесь 3. 1 – не верьте каждому встречному и имейте свою голову на плечах. 2 – не обманывайте людей и всегда говорите правду, старайтесь жить по чести. 3 – будьте ответственными за свои поступки
Героями произведений Николая Семеновича Лескова обычно становятся люди, которые по каким-то причинам сталкиваются с непониманием со стороны общества. Но вопреки всем проблемам они остаются добродетельными, достойными, сильными личностями. Одним из таких героев является мещанин Селиванов из рассказа “Пугало”, поэтому Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом данного произведения по плану ниже.
История создания
Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни.
Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.
Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.
История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.
О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал:
Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.
Жанр, направление
«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.
Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.
Смысл названия
Пугалом в рассказе прямо называют одного из героев, который становится настоящей местной “страшилкой”.
“Такой страх овладел мною потому, что дом наш и весь наш край, оказалось, находился во власти одного престрашного разбойника и кровожадного чародея, который назывался Селиван…”
Но в итоге заголовок, по сути, себя не оправдывает. Селиван оказывается хоть и крайне осторожным, но очень добрым и отзывчивым человеком. На удивление, он является наиболее положительным персонажем среди остальных, ведь он не ожесточился по отношению к тем, кто долгое время его унижал.
Суть: о чем?
В рассказе «Пугало» повествуется о мужчине по имени Селиван, который долгое время живет в уединении вместе с женой.
Раньше он продавал калачи вместе с наставником, но потом внезапно исчез из города. Вернувшись, поселился на постоялом дворе одного купца, который вскоре умер. Никаких доходов у Селивана не было, но с голоду ни он, ни супруга так и не погибли. Поэтому местные жители стали называть отшельника коварным волшебником, разбойником и начали сторониться его.
Практически единственный, кто не верит молве полностью — сам рассказчик, ребенок, который страстно желает познакомиться с Селиваном. И такая возможность ему вскоре представляется во время поездки с другими ребятами в лес, который располагается недалеко от дома мужчины.
Во время встречи выясняется, что Селиван — вовсе не монстр, а вполне хороший человек, который к тому же помогает ребёнку, в отличие от тех, кто оставил его в лесу.
Во второй раз столкновение происходит во время сильного бурана. Экипаж, где находятся рассказчик и некоторые члены семьи, сбивается с пути, а лошади случайно выводят их к дому “колдуна”. Путешественники пережидают некоторое время у Селивана, а затем из-за недоразумения сбегают, оставив в доме драгоценную шкатулку.
Чужую вещь мужчина возвращает, его честность поражает всех, и Селивана в конце концов принимают в обществе как достойного уважения и любви человека.
Вот подробное краткое содержание рассказа «Пугало».
Главные герои и их характеристика
Посмотрим, как главные герои и их характеристика раскрываются в рассказе «Пугало»:
- Рассказчик — мальчик, через взгляд которого читатели следят за развитием событий. В произведении содержится множество его мыслей, переживаний. Это позволяет погрузиться в атмосферу “Пугала” полностью и проникнуться другими персонажами. Как однажды замечает повествователь, все рассказанные им эпизоды реальны и правдивы. И этому можно поверить, так как недоверие, беспричинная ненависть, всеобщая злоба по отношению к одному человеку — все это существует на самом деле и встречается довольно часто. Как ребенок, рассказчик впечатлителен, любопытен, эмоционален, не боится показывать истинные чувства. Он единственный желает узнать таинственного Селивана поближе, так как ощущает в нем некое внутреннее тепло. Повествователь не думает, что отшельник на самом деле такой ужасный, каким его все считают. Удивительно то, что несмотря на более высокий социальный статус, ребенок чувствует себя с обычными людьми очень комфортно. Ибо именно с ними он наполняется жизнью и искренним счастьем.
- Селиван — сирота, ранее был помощником калачника. Его считали хорошим работником, но даже в юношеские годы называли опасным из-за красной метки на лице. Согласно поверьям местных жителей, таким образом высшие силы отмечали тех, кому не следовало доверять. Разительным образом отношение к Селивану меняется после того, как он селится с дочерью палача вдали от остальных. Теперь окружающие не только высказывают какие-то подозрения, а откровенно боятся и ненавидят отшельника. И даже обвиняют его во всем плохом, что происходит: пропадают люди, портится урожай, ухудшается погода. Тем не менее, к финалу произведения выясняется, что герой очень милостив и сострадателен к ближним. Он спасает рассказчика и его маленького брата, дает семье повествователя приют во время бури и возвращает драгоценную шкатулку его тетушке. За все благородные поступки он не требует награды, потому что действует так, исходя из собственного понимания правильного.
“Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо…”
Селиван, пережив все испытания, обретает наконец счастье. Его вновь начинают уважать, он получает хороший дом и добрых друзей.
Темы
В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.
Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.
Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.
Проблемы
Среди основных проблем в рассказе «Пугало» — человеческое невежество и беспричинная ненависть. Крестьяне предвзято относились к Селивану еще с того времени, когда он был подростком. И все из-за небольшой красной метки на лице, которая якобы указывала на связь с нечистой силой.
Суеверия настолько сильно влияют на людей, что те не могут взглянуть на мальчика (а затем и зрелого мужчину) иначе и портят жизнь невиновному.
Кроме того, поднимается проблема внутренней красоты, которая скрыта за отталкивающим образом. Герои страшатся не только репутации Селивана, но и его внешности. Но за пугающим, на первый взгляд, обликом (низкий рост, спутанная борода, черные от грязи руки) прячется чуткая, добрая и совестливая личность. Только вот разглядеть эту истину, как оказалось, может далеко не каждый.
Затрагивается и проблема влияния толпы на мышление отдельного человека. Рассказчик хочет узнать и понять Селивана, ему даже снится, как они дружат. Но под воздействием страхов окружающих и он испытывает тревогу.
Основная идея
Смысл рассказа «Пугало» заключается в том, что не стоит судить о ком-то слишком поспешно. Иначе можно серьезно ошибиться, а исправлять последствия придется очень долгим и сложным путем. А иногда случается так, что шанса что-то изменить уже не будет из-за различных обстоятельств.
Главная мысль рассказа «Пугало» состоит в несостоятельности суеверий и предрассудков. Подлинная вера должна учить добру и милосердию, а не указывать на дьявольские метки и другие поводы для вражды. Человек должен избавляться от предрассудков, иначе они уничтожат весь смысл его религиозных исканий и порывов. Истинные христиане в рассказе в погоне за демонами и вурдалаками позабыли о том, чему на самом деле учит их Библия.
Чему учит?
О чем заставляет задуматься рассказ «Пугало»? Введя в рассказ трагическую фигуру Селивана, автор показывает, что зачастую общество становится излишне жестоким. У героев нет объективных причин ненавидеть отшельника, лишь суеверия, построенные на догадках и нежелании разобраться в ситуации.
Поэтому, утверждает автор, необходимо быть внимательнее к тем, кто нас окружает. Ведь необоснованное зло порождает только ответное зло, которое способно испортить жизнь каждому. Такова мораль рассказа «Пугало».
Художественные особенности
Особенностями писательского стиля Лескова являются многословие, витиеватость языка и употребление необычных сочетаний. Конечно, встречается все это и в “Пугале”.
Автор использует слова высокого, книжного стиля, которые резко контрастируют с образом рассказчика — несовершеннолетнего наивного юноши: потворствовать, содействовало, водворилось и прочие. Несложно отыскать устаревшие слова и термины, которые едва ли будут понятны широкому кругу современных читателей: подторжье, этишкет, фриз, вершиник, кутас, черевички и другие.
Есть в тексте упоминания мифических существ: Пифон, Цербер.
Из более привычных средств выразительности автором употребляются эпитеты (страшный, черный, жилистый, хорошенький, красный и другие), восклицательные предложения (“Но дитя!”, “О ты, жестокая!”), и риторические вопросы (“Кому охота с палачом знаться?”).
Благодаря всем перечисленным приемам текст становится более живым, образным, а герои — реалистичными.
Критика
Как следует из личных писем Лескова, о которых уже упоминалось ранее, рассказ понравился публике. Его положительно оценили как дети, так и взрослые.
И даже до момента печати “Пугало” не подвергалось цензуре. Так что можно судить о том, что произведение пришлось по душе и читателям, и профессионалам.
Автор: Инна Колокольникова
2
2.1
2.2
2.3
3.
Основной этап:
Этап постановки проблемы
Поиск решения
Практическое решение проблемы
Заключительный этап.
развивать внимание,
умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Познакомить детей с содержанием рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».
закрепить умения выполнять игровые действия
Проанализировать деятельность, подвести итоги разрешения проблемной ситуации, обобщить совместную деятельность детей по достижению целей.
1)Объявление темы.
— А какое у вас любимое время года и почему?
— Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя,
и ему нравились все четыре времени года?
— Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ,
который называется «Четыре желания».
Константин Дмитриевич Ушинский — великий писатель и педагог.
Он был учителем всех учителей. Автор детских рассказов и сказок.
Константин Дмитриевич Ушинский оставил неизгладимый след,
как в педагогике, так и литературе.
Его именем названы во многих городах улицы и учреждения.
А лучших педагогов с недавних пор стали награждать медалью Ушинского.
Хотите послушать его рассказ «Четыре желания»?
(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)
Я попрошу Вас быть очень внимательными.
Первичное чтение.
-Кто главный герой в рассказе?(
-О чем говориться в рассказе?
— О каком времени года в рассказе говориться первым?
— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?
— Чем Мите понравилась зима?
— О каком своём желании он сказал отцу?
— Куда предложил отец записать желание Мити?
— Почему Митя назвал весну прелестью?
— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз?
— Что опять посоветовал отец сделать Мите?
— Что запомнилось Мите летом?
-Какими словами мальчик сказал об осени?
— Скажите, может так быть,
чтобы человеку нравились все времена года, как Мите?
— Почему рассказ называется «Четыре желания»?
— Ребята, какой же можно сделать вывод
— какое же время года лучшее?
3)Словарная работа (работа по тексту).
-Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
-Что означает слово румяный? (красный, алый).
-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
-Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
-Что значит, восторг (веселье, радость).
— Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)
-Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
Физминутка
— А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,)
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)
Бабочки порхают (помахать руками,)
Цветы зацветают (наклоны вперед),
Всюду, всюду красота (разводят руками,)
Что за прелесть весна (прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (обмахиваются,)
Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень — лучшее время в году (прыжки на месте!)
Вторичное чтение с установкой на пересказ Составление модели к тексту.
-Сейчас я еще раз буду читать рассказ по частям и мы будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
Повторное чтение рассказа воспитателем.
-Итак, слушайте начало рассказа.
1.Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
-Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
— О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)
-Как звали мальчика? (Митя)
-Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
-Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)
-Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
-Куда записали его желание? (В записную книжку)
-Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-Слушайте продолжение.
2.Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
— О каком времени года говорится?
— Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
-Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
-Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
-Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
-Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)
-Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
Слушайте дальше.
3.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
— Какое время года настало?
-Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
-Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
-Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
-Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
-Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.
4.Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
-Какое время года наступило? (Осень.)
-Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
-Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
-Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)
-Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
-Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
-Ребята, мы записали схемами этот рассказ.
-Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно
-Я предлагаю вам пересказать рассказ.
-Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.
— Кто продолжит?
-Кто может рассказать историю с начало до конца?
Всё у нас получилось, молодцы, а сейчас подойдите ко мне (воспитатель предлагает детям взять картинки с приметами времён года и разделиться на четыре команды) Дети берут картинки и подходят к своему столу (на столах лежат картинки с изображением времен года) Воспитатель предлагает детям в командах придумать короткий рассказ по картинке.
Рефлексия Воспитатель предлагает детям присесть на ковер.
— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?
(рассказ “Четыре желания”)
— Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).
— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
— Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).
Словесный метод.
Рассказ об авторе.
Читает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».
Беседует с детьми по содержанию рассказа.
Словарная работа.
Прием активизации мышления детей.
Игровой прием
Вторичное чтение с установкой на пересказ
Составление модели к тексту.
Составление модели к тексту.
Составление модели к тексту.
Деление на команды.
Д.И. «Собери картинку».
Анализирует занятие с детьми, проводит рефлексию.
Внимательно слушают воспитателя. Воспринимают содержание рассказа.
Дети внимательно слушают.
Отвечают на вопросы по прочитанному.
Дети высказывают свои предположения.
Дети выполняют игровые действия.
Дети внимательно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, рисуют схемы.
Дети рисуют схемы по первой части рассказа.
Дети рисуют схему по второй части рассказа
Дети рисуют схему по третьей части рассказа
Дети рисуют схему по четвёртой части рассказа
Пересказ рассказа по частям с опорой на схемы
Дети делятся на четыре команды.
Дети собирают картинки в команде
Придумывают короткий рассказ по картинке
Принимают активное участие в дидактической игре.
Дети отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и между собой. Высказывают свои предположения.
Активизируется речь Пополняется словарный запас.
Проявляют интерес к движениям и пытаются их повторить.
Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают. Самостоятельно делают вывод о том, чему учит этот рассказ.
Закрепляют умение пересказывать рассказ с опорой на схемы.
Приобретают умение делиться на команды новым способом.
Закрепляют умение работать в команде.
Отвечают на вопросы воспитателя, размышляют. Подводят итоги совместной деятельности.