Чему учит рассказ кладовая солнца

6 класс программа г.с.меркина урок 56. тема. р/р. подготовка к домашнему сочинению по сказке-были м.м.пришвина кладовая солнца. цель:

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 56.

Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Цель:

· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;

· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

ХОД УРОКА.

І. Работа по подготовке к сочинению.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.

  • Человек и природа в сказке-были.
  • Кладовые нашей души.
  • Тайна Блудова болота.
  • Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
  • Происшествие в Слепой елани.
  • Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
  • Сказка природы.
  • Великая сила дружбы и любви.
  • История Травки и Антипыча.
  • Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
  • “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
  • Дружба Насти и Митраши.
  • Собака – друг человека.
  • События на палестинке.

4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.

Тайна Блудова болота.

План.

I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.

II.Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III. Смысл повествования о Блудовом болоте.

5. Работа в группах.

Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.

1 группа.

Кладовые нашей души.

План.

I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.

II. Кладовые души – истинное богатство человека.

1.Природные запасы – кладовая солнца.

2.Сокровища человеческой души:

а) трудолюбие;

б) доброта и щедрость;

в) преданность и дружба;

г) знание природы и любовь к ней.

III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

2 группа.

Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

План.

I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.

II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2.Ссора детей у Лежачего камня.

3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.

4.Трудные испытания Золотой Курочки.

5. Великая сила любви.

III. Отношение автора к “умным детишкам”.

3 группа.

Сказки природы.

План.

I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).

II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2. Большой черный пень – чудо-домик.

3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.

III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

6. Подбор эпиграфа к теме.

Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.

•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)

•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)

•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)

•Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)

•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)

•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)

•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

7. Коллективное толкование слов и выражений.

— Каков смысл названия “Блудово болото”?

а) (буквальное понимание)

Название болота, в котором можно заблудиться.

б) (скрытый подтекст)

Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.

— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).

— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.

“Храм природы” — место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.

“Кладовые природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).

“Кладовые души” — навственные богатства человека.

— Подберите эпитеты к слову “душа”.

Душа может быть…. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).

— Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.

— Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?

8. Осмысление понятия “идея”.

Записи в ходе беседы:

а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).

б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).

в) Идея повести “Кладовая солнца”.

Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.

Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.

М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”

Возможные варианты ответов:

•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.

•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.

•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.

•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.

•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.

ІI. Подведение итогов урока.

III. Домашнее задание.

1.Написать сочинение.

2.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.

3.Групповое задание.

Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)


Подборка по базе: Кинохронико-документальный фильм Михаила Ромма Обыкновенный фаши, Исторический портрет Михаила Романова.docx, Анализ рассказа Соня.docx, Что мешает быть счастливыми героям рассказа Чехова О любви сочин, Анализ рассказа Дама с собачкой.docx, Анализ рассказа Родинка.pdf, Герменевтический анализ рассказа Красавица.docx, ЗАДАНИЕ 9. Комичность в рассказах Майлина..pdf, асептика для рассказа.docx, Категория телесности в рассказах Сигизмунда Доминиковича Кржижан


Анализ рассказа Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца»

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой Елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой Елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую Елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.
Главная мысль

Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.

Чему учит

Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.

Характеристика героев «Кладовая солнца»

Главные герои

Митраша

В рассказе «Кладовая солнца» герой, который чуть не погиб из – за своей торопливости. Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке. Пойдя не той тропой, Митраша провалился в болото, его спасла собака старика Антипыча.

Настя

На два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому. Осиротевших детей сплотило общее горе, и дети стараются во всем быть опорой друг другу, сообща они делают и домашнюю работу, и участвуют в общественных делах. Когда дети пошли за клюквой, в пути повздорили, и пошли разными дорогами. Насте попалась большая поляна с клюквой, и она позабыла о Митраше. Нашла его, когда услышала выстрел.

Второстепенные персонажи

Старик Антипыч

Старый лесник, проживший долгую жизнь. Он очень умный и мудрый, все свои жизненные знания, он стремится передать людям. Люди относились к старику с уважением, прислушиваясь к его мудрым советам. Лесник жил в сторожке со своей собакой Травкой, у него часто гостили охотники, с интересом слушая его загадочные истории о жизни. Старик прожил более восьмидесяти лет.

Собака Травка

Собака старого лесника, с одного слова понимавшая своего хозяина. После смерти старика, не захотела покидать обжитое место, и живет у развалившейся сторожки. Собака привыкла охотиться с лесником, и до сих пор продолжает носить добычу к сторожке. В погоне за зайцем, Травка набрела на болото, в котором увидела мальчика. Мальчик хитростью подозвал собаку, и Травка помогла ему выбраться из болота. Она нашла нового хозяина, и с детьми пришла в деревню.

Волк Серый помещик

Старый волк, получивший от жителей деревни кличку «Серый помещик», он резал скот жителей и уничтожал собак. Всю волчью стаю истребили охотники, а Серый помещик всегда уходил от облавы. Был неуловимым хищником, которого никак не могли пристрелить. Услышав лай собаки, хотел ее поймать, и оказался под дулом Митрашиного ружья, и мальчик пристрелил волка.

Рассказчики

Повествование идет от лица рассказчиков, которые являются исследователями болотных ресурсов. Рабочие, которым известна вся жизнь жителей деревни, они, как и все, переживают за судьбу детей – сирот. Именно они увидели, что дети не ночевали дома, и подняли на ноги всю деревню. Им Настя рассказала, как ее одолела жадность при сборе клюквы, и поэтому, она отдала ее в помощь детям.

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1894–1959)

Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков- итальянцев. От отца ученого- орнитолога талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее. И дети трое сыновей часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. 

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять- шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. 

 Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. 

 Бианки всю жизнь путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. 

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Стал посещать литературный кружок, где собирались детские писатели. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). 

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». 9 Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над «Лесной газетой» с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. 

 Бианки постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений) 

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики».  В 14 сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось — таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. 
Анализ рассказа В.В. Бианки «Лесная газета»

Новый год в лесу наступает в марте. В этот период весна запускает обновление жизненного цикла. Потихоньку лес просыпается ото сна, отряхивается, а газета приносит первые новости: родились зайчата, снег обрушивается с верхних ветвей, грозя разрушить беличьи гнезда, на проталинах зацвела мать-и-мачеха. В апреле прилетят птицы, начнется паводок. Много бед натворит большая вода. Обо всем расскажет «Лесная газета». Зайцы, белки, птицы, кроты – все терпеливо ждут, когда вода отступит и придет пора жить, не опасаясь того, что гнездо смоет, а нору затопит. Но все кончается, останется в прошлом и наводнение. Совсем скоро деревья наденут пышные шапки, и лес заполнится звуками. Это зазвучат голоса разных птиц. В эту пору в лесу стоит страшный гомон: соловьи поют, совы ухают, дятлы барабанят. Появляются первые гнезда – признак приближающегося лета.

Летом у лесных обитателей кипит работа: все обзавелись потомством и озабочены вскармливанием. Природа щедро одаривает ягодами. Зреют зерновые, идет покос травы на сено. Август напоминает, что близится конец лета. Хлопочут птицы, готовятся к отлету. Птенцы покидают гнезда и пробуют самостоятельно летать.

А вот и осень. Желтеет листва, а из леса доносятся новости: снова возобновилось переселение птиц, на этот раз обратное, хлеб с полей повезли в деревню, мыши прячут украденные колоски в своих норах. Каждый лесной житель готовится к зимнему лихолетью. Кто-то унесся на крыльях от грядущих лишений. Остальные роют норы и усердно запасаются. А есть и такие, кому кладовые не нужны. Они спешат откормиться, наесть побольше жира и залечь в спячку.

Все ближе ледяная стужа. Даже в лютые морозы жизнь в лесу не замирает. Чтобы согреться зимой тем, кто не спит, приходится бегать и подскакивать. Страшнее мороза – голод. Трудно в заснеженном лесу находить пищу. Много печального случится зимой, тревожными новостями поделится газета. Не у всех лесных существ хватит сил пережить вьюги и дотерпеть до той поры, когда веселая синичка прозвонит первую весеннюю песню.

Основная мысль

Это произведение можно назвать своеобразным календарем природы: рассказы иллюстрируют явления и события, происходящие в природе в зависимости от времени года и календарного месяца.

Чему учит

Из книги я узнал, как в природе животные выращивают своё потомство и как его оберегают от хищников, какие у них для этого есть хитрости, как готовятся к холодам зимующие животные и как готовятся к миграциям перелётные птицы.

Что понравилось

Мне очень понравилась «Лесная газета». Читается легко. Необычность в том, что Лесная газета словно календарь. Тут рассказывается о всем живом (растения, животные и птицы), но разбито по месяцам.

Пришвин Михаил рассказ «Лисичкин хлеб»

Читательский дневник по рассказу «Лисичкин хлеб» Михаила Пришвина

Автор: Пришвин Михаил.

Название: «Лисичкин хлеб».

Число страниц: 3.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочка Зина, автор.

Характеристика главных героев:

Зина — маленькая и любопытная девочка.

Автор — молодой мужчина, который любит гулять в лесу и собирать плоды.

Умный и предусмотрительный.

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб»

Автор возвращается из леса и приносит Зине различные подарки.

Он разгружает сумку и рассказывает, что удалось собрать сегодня.

Он достаёт убитых птиц.

Он показывает древесную смолу, которой деревья лечат ранки.

На дне сумки оказывается кусок хлеба и автор говорит, что это лисичкин.

Зина с аппетитом съедает хлеб.

С тех пор девочка всегда ждала из леса лисичкин хлеб и охотно его кушала.

План рассказа:

  1. Полная сумка.
  2. Птицы.
  3. Ягоды.
  4. Смола.
  5. Травы.
  6. Заячья капуста.
  7. Самый вкусный хлеб.

Основная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»

Главная мысль рассказа состоит в том, что к любому ребёнку можно найти подход и преподнести обычные вещи по-другому.

Основная идея рассказа в том, что необычное кажется лучше.

Чему учит рассказ

Произведение учит любить природу и бережно относиться к ней.

Учит быть благодарным за те дары, которые она нам даёт.

Учит нас верить в волшебство, чудо.

Краткий отзыв о рассказе «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что в природе много интересного и занимательного.

Героиня произведения интересовалась животными и растениями.

Её привлекал хлеб, который она считала лисичкиным.

Это интересный и познавательный рассказ.

Автору удалось много поведать о чудесах природы.

Мне понравился хитрый рассказчик, который нашёл способ накормить девочку.

И мне понравилась Зина, которая была любознательной и пытливой.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что много знаний не бывает.

Чем больше человек узнаёт, тем лучше понимает окружающий мир.

Пословицы к произведению:

  • Хлеб — всему голова.
  • Не хлебом единым сыт человек.
  • Какой лес без чудес.
  • Кто много знает, тот много разгадает.
  • Знания дороже богатства.

Словарь неизвестных слов

  • Копуля — копуша, тот, кто долго собирается.
  • Смола — липучая жидкость, которую выделяют деревья.
  • Терентий — тетерев.

Отрывок, поразивший больше всего:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья…

— А это — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший!

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» М. Пришвина

Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
  • Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание

М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.

И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод:

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.

Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:

Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.

Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.

Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.

Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.

Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.

Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.

С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.

Главная мысль:

Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.

Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Сюжет рассказа «Лисичкин хлеб» Пришвин

«Лисичкин хлеб» Пришвин краткое содержание произведения:

Рассказчик провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала рассказчик показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Рассказчик высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но рассказчик не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

Главная мысль:

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Заключение:

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте. Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Также можно прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.

Видео прочтение Лисичкин Хлеб Пришвин

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.

«Лисичкин хлеб» читательский дневник

«Лисичкин хлеб» читательский дневник

«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный чёрный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Главные герои

Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.

Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

Сюжет

Автор провёл в лесу целый день и по возвращении домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается берёзовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды: голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валериану, кукушкины слёзы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного чёрного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась: откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

План пересказа

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик.
  3. Лесные ягоды и грибы.
  4. Сосновая смола и травы.
  5. Кусочек хлеба.
  6. Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться ей и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своём удивительном разнообразии: она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

lisichkin hleb e1561678765164

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.

Пословицы

  • Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
  • Есть привычка, есть и отвычка.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не корми меня тем, чего я не ем.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей и с большим трепетом относится к ним.

  • Чему учит рассказ кающийся грешник
  • Чему учит рассказ кавказ бунина
  • Чему учит рассказ ионыч чехова
  • Чему учит рассказ живые мощи
  • Чему учит рассказ записки охотника